Виртуальный тур по линкору миссури. Линкор «Миссури»: характеристика, чертежи. Тауматихты - странный существа морских глубин

Линейный корабль «Миссури»

В 1938 г. в США началось проектирование линейных кораблей, призванных сочетать в себе огромную огневую мощь, высокую скорость хода и надежную защиту. Надо отдать должное конструкторам: им действительно удалось создать очень удачно сбалансированный проект. Первый корабль серии, «Айову», заложили в июне 1940 г., а третий, получивший название «Миссури» (BB-63 «Missouri»), 6 января 1941 г. на верфи в Нью-Йорке. На воду его спустили 29 января 1944 г., а в июне того же года передали флоту.

Корабль имел следующие характеристики: стандартное водоизмещение – 48 425 т, полное – 57 540 т, наибольшая длина – 270,43 м, ширина – 32,97 м, осадка – 11,03 м. Четыре турбозубчатых агрегата фирмы «Вестингауз» общей мощностью 212 000 л.с. позволяли развить скорость 33 узла, а запас топлива обеспечивал дальность плавания экономическим ходом 15 000 миль. Максимальная толщина бортовой брони достигала 330 мм, главная палуба имела толщину 152 мм, верхняя – 37 мм, противоосколочная – 16 мм, башни главного калибра защищала 496 мм броня. Вооружение состояло из девяти 406 мм орудий в трех трехорудийных башнях, 20 127 мм пушек в 10 двухорудийных установках, 20 ? 4 40 мм и 49 ? 1 20 мм зенитных автоматов. Также имелись две катапульты и три гидросамолета. Экипаж насчитывал почти 2000 человек.

После вступления в строй на линкоре начался цикл боевой подготовки, продолжавшийся до осени. В ноябре «Миссури» перешел на Тихий океан, но до середины декабря оставался в Сан-Франциско. Лишь 14 го числа, после выполнения ряда работ и дооборудования, он взял курс на запад и в середине январе 1945 г. прибыл на атолл Улити, ставший к тому времени важнейшей американской базой. Почти сразу же линкор стал флагманом вице-адмирала М. Митшера, командовавшего одним из оперативных соединений.

«Миссури»

В феврале «Миссури» вместе с другими линейными кораблями участвовал в прикрытии авианосного соединения, отправленного к берегам Японии. Американские летчики нанесли противнику большой урон, а силам прикрытия в бой вступать не пришлось. 406 мм орудия «Миссури» впервые отрыли огонь по противнику 19 февраля, когда соединение подошло к острову Иводзима. Их целями стали японские позиции на острове. В эти же сутки зенитчики «Миссури» сбили первый японский самолет. Затем авианосное соединение вновь отправилось к берегам Японии, а после налетов на Токио его самолеты атаковали объекты на Окинаве. В начале марта корабли вернулись на Улити.

Новый рейд к берегам Японии и Окинавы начался в середине месяца. На сей раз японская авиация нанесла ответный удар, массово применяя самолеты, пилотируемые смертниками. Четыре авианосца получили серьезные повреждения 18 и 19 марта, а зенитчики «Миссури» за эти дни сбили четыре самолета. 24 го числа американские линкоры обстреляли из орудий главного калибра позиции врага на Окинаве, при этом «Миссури» выпустил несколько сотен 406 мм снарядов.

Высадка американцев на Окинаву началась 1 апреля 1945 г. На острове находился сильный гарнизон, а с воздуха японцев поддерживала авиация, основную силу которой составляли смертники-камикадзе. 11 апреля один из них атаковал «Миссури»: истребитель «Зеро» на небольшой высоте преодолел противовоздушную оборону и, невзирая на огонь зенитных орудий, ударил линкор в борт ниже главной палубы. При этом горящее топливо попало на верхнюю палубу «Миссури». Американцы потерь не понесли, начавшийся пожар быстро потушили, а слегка поврежденную установку 127 мм орудий быстро ввели в строй; на память от этого удара остался след на борту. Командир корабля кэптен У.М. Каллахан приказал похоронить останки японского летчика в море с воинскими почестями.

Спустя пять дней корабль вновь был атакован камикадзе, и вновь отделался легко: самолет упал непосредственно за кормой, лишь его крыло вывело из строя кран на палубе. Вечером 17 апреля радиолокатор линкора засек неизвестную цель, к которой немедленно направились самолеты и эсминцы. Им удалось потопить пытавшуюся выйти в атаку японскую субмарину I-56. У берегов Окинавы «Миссури» действовал до 5 мая, неоднократно обстреливая позиции противника на острове, а также отражая воздушные атаки – зенитчики сбили не менее пяти самолетов, а еще несколько удалось уничтожить совместно с другими кораблями.

В мае на линкоре поднял свой флаг адмирал У.Ф. Хэлси. В конце мая – начале июня «Миссури» вновь участвовал в прикрытии авианосцев во время рейда к берегам Японии, а в июле успешно использовал артиллерию при обстреле различных объектов (заводов и т. д.) на японском побережье. Можно еще отметить, что в начале лета корабль попал в сильный тайфун, но отделался незначительными повреждениями.

29 августа «Миссури» вошел в Токийскую бухту, а через три дня настал «звездный час» линейного корабля. Именно на его борту утром 2 сентября 1945 г. состоялось подписание Акта о капитуляции Японии. Американцы обставили мероприятие очень торжественно: на корабле даже подняли флаг, развевавшийся над Белым домом 7 декабря 1941 г. – в день японского нападения на Пирл-Харбор. От имени Советского Союза свою подпись поставил генерал-лейтенант К.Н. Деревянко.

После войны «Миссури» участвовал в операции по отправке американских войск на родину, а затем неоднократно демонстрировал флаг в портах разных стран. В 1947 г. корабль доставил президента США Г. Трумэна из Бразилии в Норфолк. В начале 1950 г. линкор основательно сел на мель, но продолжил службу, и в сентябре того же года отправился к берегам Кореи. 15 сентября его 406 мм орудия впервые за время Корейской войны открыли огонь по берегу, в дальнейшем линкор еще не раз обстреливал различные наземные цели. В марте 1951 г. первая «командировка» завершилась, но она не стала последней. Всего за время боевых действий «Миссури» выпустил 3801 406 мм и 4379 127 мм снарядов. Корабль потерь и повреждений не имел, хотя весной 1953 г. его командир кэптен У. Эдсолл умер на мостике от инфаркта. Заслуги прославленного линкора особо отметил президент Южной Кореи Ли Сын Ман.

В феврале 1955 г. корабль вывели в резерв в Бремертоне, при этом он фактически стал музеем – за год его посещали десятки тысяч человек. Для участия во Вьетнамской войне «Миссури» в строй не вводили, однако в середине 1980 х гг. американцы решили существенно увеличить мощь своего флота. По решению президента Р. Рейгана, которого поддержал Конгресс, корабли типа «Айова» вывели из резерва и модернизировали. В частности, на них установили ракетное вооружение («Томахоки» и «Гарпуны») и автоматизированные зенитные комплексы «Вулкан-Фаланкс», предусмотрели специальные позиции для переносных зенитно-ракетных комплексов «Стингер». Появилось и самое современное радиоэлектронное оборудование, а часть 127 мм орудий и старые зенитки сняли. За счет этого численность экипажа на «Миссури» сократилась до 1515 человек. Корабль вернулся в строй 10 мая 1986 г.

Последней войной линкора стала кампания по освобождению Кувейта от иракских войск. Уже в первые дни операции «Дезерт Сторм», начавшейся 15 января 1991 г., с него было выпущено 28 крылатых ракет «Томахок». Затем настал черед 406 мм орудий, которые многократно обстреливали различные военные объекты на берегу, всего до прекращения огня в марте «Миссури» израсходовал более 750 снарядов, поразив немало целей. Ответить иракцы попытались лишь однажды, выпустив по линкору две противокорабельные ракеты, но неудачно. А единственные повреждения «ветерану» нанесли два случайно выпущенных 20 мм снаряда с одного из кораблей охранения.

В декабре того же года «Миссури» принял участие в памятных торжествах, посвященных 50 летию событий в Пирл-Харборе, корабль посетил президент США Дж. Буш-старший. В марте 1992 г. корабль вывели в резерв, спустя три года официально исключили из состава флота, а в мае 1998 г. он отправился в Пирл-Харбор, где был поставлен на вечную стоянку. После завершения ряда работ, в 1999 г. корабль-музей был открыт для посетителей.

Из книги Наваринское морское сражение автора Гусев И. Е.

Линейный корабль «Азов» Флагманский корабль русской эскадры в Наваринском сражении «Азов» был заложен 20 октября 1825 года на Соломбальской верфи в Архангельске. Тогда же началась постройка и однотипного с ним линейного корабля «Иезекииль». Каждый из этих кораблей имел

Из книги Британские парусные линейные корабли автора Иванов С. В.

Линейный корабль в бою В описываемый период все корабельные пушки классифицировались по размеру ядра, которыми велся огонь. Самыми большими пушками были 42-фунтовые пушки Армстронга, которые стояли только на нижней орудийной палубе старых линейных кораблей. Позднее

Из книги Боевые корабли древнего Китая, 200 г. до н.э. - 1413 г. н.э. автора Иванов С. В.

Лоу чуань: средневековый китайский линейный корабль Сохранилось множество свидетельств о ведущей роли башенных кораблей - лоу чуань - в составе китайского флота, начиная с династии Хань и до династии Мин. Поэтому мы хорошо представляем себе то, как выглядели эти

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

Линейный корабль „Октябрьская революция" История создания линейных кораблей этого типа восходит к 1906 году, когда Ученый отдел Главного морскрго штаба произвел опрос участников русско-японской войны. В опросных листах содержались ценные материалы и соображения о том,

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Линейный корабль «Ингерманланд» Линейный корабль «Ингерманланд» считается образцом судостроения Петровской эпохи. Создавая регулярный военный флот, Петр I первоначально делал упор на постройку фрегатов как основного ядра корабельного состава флота. Следующим этапом

Из книги Линейные корабли типа “Кинг Джордж V”. 1937-1958 гг. автора Михайлов Андрей Александрович

Линейный корабль «Виктори» «Виктори» («Victory», в переводе – «Победа»), флагман лорда Нельсона во время Трафальгарского сражения, стал пятым кораблем английского флота, носившим это наименование. Его предшественник, 100 пушечный линкор, потерпел крушение и погиб со всем

Из книги автора

Четырехдечный линейный корабль «Сантиссима Тринидад» Вступив в начале 1762 г. в Семилетнюю войну в качестве союзника Франции и, соответственно, противника Британии, Испания вскоре оказалась в тяжелом положении. Никаких военных успехов испанцам добиться не удалось,

Из книги автора

Линейный корабль «Ростислав» Начиная с 1730 х гг. верфи Санкт-Петербурга и Архангельска построили большое количество 66 пушечных кораблей. Один из них, заложенный на Соломбальской верфи в Архангельске 28 августа 1768 г., спущенный на воду 13 мая 1769 г. и в том же году зачисленный в

Из книги автора

Линейный корабль «Азов» 74 пушечный парусный линейный корабль «Азов» был заложен в октябре 1825 г. на Соломбальской верфи в Архангельске. Его создателем стал известный российский корабел А.М. Курочкин, за несколько десятилетий своей деятельности построивший на

Из книги автора

Линейный корабль «Императрица Мария» К середине XIX в. парусные линейные корабли достигли совершенства. Уже появились в составе флотов многочисленные пароходы, успешно доказывал свои многочисленные достоинства винтовой движитель. Но верфи многих стран продолжали

Из книги автора

Линейный корабль «Дредноут» В начале ХХ в. начались качественные изменения в развитии морской артиллерии. Совершенствовались сами орудия, снаряды вместо пороха повсеместно начинялись сильными бризантными взрывчатыми веществами, появились первые системы управления

Из книги автора

Линейный корабль «Эджинкорт» Появление в 1906 г. «Дредноута» привело к тому, что прежние броненосцы в значительной мере утратили свое значение. Начался новый этап гонки морских вооружений. Бразилия первой из южноамериканских государств начала усиливать свой флот

Из книги автора

Линейный корабль «Куин Элизабет» После вступления в строй знаменитого «Дредноута» все прежние броненосцы морально устарели. Но уже через несколько лет были спроектированы новые линкоры, получившие название супердредноутов, а вскоре за ними последовали сверхдредноуты.

Из книги автора

Линейный корабль «Бисмарк» Линейный корабль «Бисмарк» («Bismarck») был заложен 1 июля 1936 г. на верфи «Бломм унд Фосс» в Гамбурге, спущен на воду 14 февраля 1939 г., а 24 августа 1940 г. на линкоре был поднят флаг и корабль вошел в строй военно-морского флота Германии (кригсмарине). Он

Из книги автора

Линейный корабль «Ямато» В начале 1930 х гг. в Японии начали готовиться к замене тех своих кораблей, у которых истекал определенный Вашингтонским договором 20 летний срок службы. А после того, как в 1933 г. страна вышла из Лиги Наций, было решено отказаться от всех договорных

Из книги автора

Почему не появился линейный корабль "Дюк оф Нью-Йорк"? В феврале 1941 г. премьер-министр Великобритании сделал запрос Первому лорду Адмиралтейства: "Не согласиться ли он обменять линкор "Дюк оф Йорк" на 8 крейсеров США с орудиями главного калибра 203 мм?" На следующий день

Добрались. «Миссури» был целью поездки и я подошел к вопросу максимально ответственно. Немного жаль, что местная контора подумала, что на месте все будет срощено автоматически и вопросом не занималась. В то время, как они были нужны только для того чтобы мы гарантированно посетили все что хотим на корабле. Гад блесс, излишня самоуверенность местных обернулась только небольшой спешкой и мелкой нервозностью, в то время, как хочется просто отдыхать а не решать появляющиеся проблемы. Но «все счета оплачены» — местные меня в итоге удовлетворили:)

«Дьявол нервно постукивал хвостом по ковру» Г.Каттнер. Это про меня. После завтрака вышли на 10 минут раньше и стали ждать провожатого, который должен был уже приехать с билетами, подхватить нас и доставить на место хаджа. Долго думать про «ну если не приедет...» я не успел — авто приехало практически вовремя.

В скорости уже можно было наблюдать приятные сердцу дорожные указатели.

«Миссури» стоит на острове Форда (Ford Island) — это территория действующей военно морской базы и просто так туда люди «на смелом» не заезжают. Туда ходит свой специальный автобус, досматриваемый военными. Все оформляется на этой стороне моста — там покупаются билеты на все интересующие места. Из мест там сам линкор «Миссури», Pacific Aviation Museum, мемориал «Аризона», подводная лодка "Bowfin"и менее выпуклые остановки.

На «Миссури существует 2 типа билетов — одни «для всех» и другие «Battle Stations Tour». Первое — для не интересующихся самим кораблем, второе включает посещение башни главного калибра и всех основных помещений. С гидом. Соответственно по 20 и по 40 долларов. Те, что по 40 продаются уже на о.Форд на входе на сам корабль и в общих кассах недоступны. Ладно, купили билетов общего плана.

Шатл до острова ходит каждые 20-25 минут. Ходит он покругу и таким образом, что ездить надо на нем только по порядку следования мест. Первая остановка — «Миссури», потом «Pacific Aviation Museum». Т.е. если сначала захотеть идти в музей авиации, то придется еще раз съездить на «материковую» часть по мосту и ехать обратно, если в планах еще есть «Миссури».

На входе в кассы досматривают и разворачивают тех, кто пришел с сумками, рюкзаками и кофрами для фотиков. Я про это все начитался месяц назад и с собой имел только голый фотик. Это все против террористов. Спорить не получится — в лучшем случае есть платные локеры для «оставить сумку».

2 поколения ракет Polaris A1 и A3

Еще есть подводная лодка USS Bowfin, которую мы вполне осознанно обошли вниманием.

Погрузились на автобус и поехали в сторону моста на Ford Island. Водитель сразу предупредил что надо показывать ID и строго забаранено фотографировать на мосту. Так и вышло — через пару минут автобус останавливается на КПП — на борт поднимается служивый и просматривает ID. Я показал японскую визу — его устроило. При этом второй служивый с большим помповым ружьем занимают позицию прямо перед лобовым стеклом. Терроры негодуют. Но ехать не долго.

Проезжаем домики военных.

Добрались. USS Missouri BB-63. Местные называют «Мизури».
Флаги, коробки для картузов.

Разве что вот так можно увидеть. Сростил наскоро. Немного огорчает что с борта его полностью не увидеть со стороны причала - там всякие кассы и прочие сортиры. Совершенно напрасно по моему.

По углам расставлены 406 мм снаряды.

Большой.

Гарпуны летят почти.

Но с земли много не увидишь. Надо подниматься повыше.

С лесенки на наборт. На тур, который для психов - «Battle stations Tour» - мы припозднились на минуту - люди уже залезли в башню и служивый им начал рассказывать историю корабля. Историей в его изложении я интересовался мало и предпочел потрогать мощи.

Вход в башню нетривиально сделан сзади-снизу. В консольной части зада башни которая торчит за барбет.

Башня имеет первое отделение в котором трудились офицеры и те кто может думать служивый.
Коробка справа/в глубине — компьютер для управления стрельбой. Механический. Учитывал скорость движения, дальность до цели, скорость и направление ветра. За герметичными дверками трудились уже люди оперировавшие заряжением.

Соединение броневых листов по крыше.

Задняя стенка башни.

Служивый изобиловал военными шутками, по военному строго расспросил что «у меня есть информация, что вам необходимо прибыть на мемориал «Аризона» — когда вас лучше отпустить? Совсем не понял чо к чему и сказал что «Аризона» у нас в 3 — а там посмотрим. Манера общения по типу как на военной кафедре — «Если часовой слышит лай караульной собаки, он должен немедленно продублировать голосом» — и ждать реакции аудитории на свою чоткую шутку. Впрочем, он видимо служил кем то старшим именно на этом корабле и знал буквально все — что в башне, что в отсеке со всякими «турбозубчатыми агрегатами».

В башне как на Ворошиловской батарее все же были женщины той же степени приближенности к флоту и боевым кораблям. С той разницей, что там они спрашивали «распадется ли пуля в стволе», а тут они спрашивали «неужели тут люди трудились — тут же жарко и опасно?». Зачем такие люди ходят на премиальные специфичные экскурсии не понимаю. Только отнимают кучу времени.

Компьютер поближе.

Тут обладавшие интеллектом все что надо рассчитывали.
Серый ящик с крутилками наверху — «найнтин сенчери лэптоп» служивый.

Потом жали на курок. «Молодой человек — порошу вас взять вон то — да вон то устройство» .
Служивый рассказал, что непосредственно из башни на триггер жали очень не часто — на корабле есть специализированный пункт управления стрельбой — на кнопки нажимали там. Из башни оперировали только когда неполадки/повреждения имеют место или «на верочку» что что то прям надо делать — а времени с постом связываться нет.

Покрутил в руках.

Через закрытую дверь можно снять правый ствол и лифт. Видно хреново.

Но что то уже можно разглядеть.

Но пока служивый отвечает очередной тетеньке, можно приоткрыть дверь и выхватить хотя бы лифт.

Хотя удается залезть в одну из открытых дверей с левым стволом и снять панорамно всю эту келью.

И пока там женщины грузят вопросами можно залезть до самого переда.
Дальняя стена уже лоб башни, полагаю. Дальше разве что ползти.

На обратном пути казенную часть поближе можно снять.

Телефоны — чтобы изолированные связывались с офицером в первом отсеке.

И на выход.

Между второй башней и надстройкой.

Оглядываемся на нос.

Смотрим вверх. Там видно награды и Фаланкс.

Поднимаемся выше с целью посещать боевую рубку. 127 мм.

Заходим.

Там запускают «Томагавки »

Рабочие места.

Рабочие места.

«Гарпуны» там тоже запускают. Только пульт чистить надо.

Руководят комплексно.

Президентское кресло.

Экраны подсвечиваются.

Нам дальще.

Карты есть.

По всему кораблю есть указатели — где ты сейчас находишься. Цифры включают в себя номер палубы, положение лево/право/центр, номер переборки/шпангоута и обозначение подразделения.

Навигаторам полагались свои каски. Походит на анутраж из звездных воин немного.

Тут они и трудились.


Navigation Bridge. Двери впечатляют. Служивый сказал что расчитано на попадание снаряда «Ямато», «Мусаси».
Сложно про это говорить. Ощущений от попадания не представить, даже если не «пробьет».

Амбразуры — смотреть из Navigation Bridge сквозь полметра стали.

Обходим мостик кругом. Вторая дверка.

В переходах смотрим на верх.

Ходим по надстройке.

Обходим 127 мм.

Томагавки стреляли в боевых условиях.

Какая то антена, томагавки, фаланкс и труба.

Еще немного по палубе.

Спускаяемся ниже — там коридоры в которых не видно конца.

Там всякие трубопроводы. Все в асбесте.

И снова коридоры.

Тут спали матросы. 40 см. между койками.

Еще ниже.

Еще ниже. Там Enginering Dev. 9 дюймов броневой палубы и суровый люк.

Там опять коридоры. Налево.

Направо.

Еще компьютер и триггеры по количеству стволов.

Интерфейс. Или дисплей.

Переходим к дивигателям.

Недалеко от бродвея.

Машинное отделение.

Там все как положено.

Еще что то из управления.

Пара тут хватало. Существовала шутка про то что душа тем кто тут трудится не надо было.

Агрегаты.

И наверх.

Походили вокруг кормовой башни.

Мемориал «Аризона » прямо по курсу. Близкие успели походить другим маршрутом.

Тут подписывали капитуляцию Японии.

Кухонные дела.

Меню у моряков ок. Вроде как Труман с супругой откушивали — поэтому раздача так и называется.

Рад, что удалось побывать на тяжелом артеллирийском корабле. Таких больше не делают, за ним есть много истории и я никогда не думал что получится потрогать казенную часть орудия 406 мм. На «Аризону мы сегодня не успеваем, но договариваемся посещать ее перед отлетом на Big Island — принимающая сторона не дала своему профессионализму упасть в наших глазах:)

Поехали обратно, помучали по пути принимающую сторону про заведение «пристойно поесть». Пристойно в нашем понимании было либо по-местному, либо «свежей рыбы» — с которой у нас ассоциировались Гаваи. На удивление, местный сказал, что рыбы на Гаваях практически нет (может в их понимании нет) и почти все привозят. Но вспомнил про 2 портовые забегаловки в которых можно быстро и аутентично похожего поесть. Называются «Nikos» и «Uncles’s».

В «дядюшкиной» подавали фреш кэтч рыбу. Мы заехали уже часа в 3 — из того что утром выловили осталась рыба-меч (swordfish) и тунец (Ahi). Взяли и того и того. Можно выбрать с чем ее подавать — как и везде там — зеленый салат — салат с макаронами и картохой и рис, который идет ко всему по умолчанию. Подают в одноразовых контейнерах, запивать предлагают местным пивом.

Мой ломоть рыбы-меча с макаронным салатиком.


Тунец Ahi с зеленым салатом. Тунца они жарили в стиле cajun — обваливают в специях и жарят.
На удивление, тунец, котрый обычно в виде стейков сухой и не очень тут был зачотен.
Да и вобще — ни разовая посуда, ни пластиковые столы в портовой забегаловке ничем не обидели — где нибудб в центре Гонолулу за скатертями, рядами бокалов и прочими виными картами такой стейк стоил бы баксов 50 и совсем не факт что доставил бы больше радости.

Погуляли вдоль пирсов. Там мелкое рыбачье.

И большое коммерческое. Местные говрят, что на Гавай практически все привозят. Вплоть до того что если корабли не придут — запасов всего тут будет на неделю две.

Поскольку хотелось еще и местного, то все таик пошьли во вторую забегаловку с вполне определнной целью — есть «poke». «Поке» на самом деле отдаленная вариация сашими. Сырая рыба — в основном тунец, в специях, с перцем, с соевым соусом по вкусу. Поке делают из всего что у них там плавает — из свежего, но тунец — единственная вариация, которая мне может нравиться. Это было в «Nikos». Или наоборот, они там рядом.

Забыи сфотать, но смысл понятен — куски тунечика в специях. На соломе из редиски.
Ничо поражающего, но пробовать надо.


И до дома — купаться и всячески отдыхать. В магазине рядом с гостиницей замучали просьбой показывать ID на напитки — вопросы по типу «вы мне не льстите в плане возраста?» они совсем не понимают. Очень очень строго все! Покупали шнапса — гуляли выпивали под какими то пальмами.

Линкоры . За последние 300 лет линкоры не раз сходились в бою, обрушивая друг на друга шквал огня. К началу второй мировой войны эти мощные корабли уже безраздельно господствовали на море.

Их гигантские орудия могли посылать смертоносные снаряды весом с автомобиль, поражая цели на расстоянии до 30 км. Спустя век были среди самых быстрых и мощных военных кораблей совершавших плавания в мировом океане. Грозное сочетание огневой мощи, брони и скорости, стало основой развития линкоров.

Линкор «Миссури » - его имя выделяется из перечня боевых кораблей. Пятьдесят лет этот корабль был символом военно-морской мощи США. «Миссури » напоминает громадную крепость с огромными орудиями. Казалось, что такой корабль невозможно уничтожить или потопить. Его орудия могли уничтожить любого противника.

Последний раз главный калибр «Миссури » сказал свое слово в Персидском заливе в 1991 году, когда дополнил боевой арсенал коалиции во время Кувейтской операции «Буря в пустыне». Тогда два американских ВМС США класса «Айова» присоединились к оперативным силам.

17 января 1991 года в 01:40 с борта «Миссури » были произведены пуски двух ракет «Томагавк », которые еще никогда не запускались с боевого корабля такого класса по целям, находящиеся на расстоянии 1400 км в Ираке и Кувейте. Изначально пятидесятилетние шестнадцатидюймовые орудия произвели яростный огонь. Целью был порт Ханжи в Саудовской Аравии. Когда мощные орудия начали свою стрельбу каждые 15 секунд по иракским укреплениям, то армия США облегченно вздохнула - это было грозное оружие. За два часа «Миссури » произвел 135 серий выстрелов. Ни чей вражеский огонь не мог настигнуть . Точность управления огнем достигалась с применением беспилотных летательных аппаратов, которые запускались с кораблей при помощи катапульты. Они производили корректировку огня крупных калибров, затем возвращались, попадая в сети. Их заново снаряжали и запускали вновь.

Их компьютерной системой управлял пилот с пункта управления. Полученное изображение с видеокамеры самолета отображалось на внутреннюю телевизионную систему, где были показаны координаты объектов. Благодаря новой системе наведения немного устаревшие орудия при попадании в цель оказались беспощадными. Сочетание новых технологий доказали свою эффективность. Его залпы в Персидском заливе стали прощальным салютом тем временам, когда линейные корабли безраздельно господствовали на морях и океанах. Но родился линкор «USS Missouri» в другое время.

Линкор «Миссури » был построен на верфи «New York Naval Shipyard » 29 января 1944 года. Его киль был заложен 6 января 1941 года. В строительстве мощного корабля приняли участие около 10000 человек. Учитывая угрозу вражеской авиации "Миссури" был сконструирован с особым акцентом для защиты его башенных орудий, складов боеприпасов и авиабомб. Самая толстая броня имела толщину 15 см, а два огромных пояса вдоль сторон линкора располагались под углом внутрь корабля, что обеспечивало защиту равную 34 см стали. Листы обшивки, которые смыкались вместе, составляли вес до 50 тонн каждый. Так как все линкоры класса «Айова » были повторно введены в строй в конце войны после нахождения в резерве, каждый из них был снабжен самой новейшей техникой, включая наземные и воздушные поисковые радары, которые могли определить вражескую авиацию на расстоянии 160 км.

Каждая орудийная башня «Миссури » имела три шестнадцатидюймовых орудия, что являлось самым мощным орудием, когда-либо установленное на военных кораблях ВМС США. Бронепробивающие снаряды с улучшенными возможностями имел способность пробить десятиметровые бетонные укрепления. «Миссури » имел самую мощную противовоздушную оборону из всех кораблей, участвовавших во второй мировой войне. Его вспомогательная артиллерия включала 25 мм пушки, составляющие 10 пар и 100 единиц 20 мм зенитных орудий. Также «Миссури » можно отнести к одним из самых быстрых военных кораблей в мире, так как его максимальная скорость хода достигала 35 узлов.

на видео хорошо видно как линкор Миссури произвел первые залпы из своих мощных орудий перед первой операцией "Буря в пустыне". Видео сделано с борта корабля USS Princeton

Спустя четыре месяца после битвы в проливе Ulithi в последние месяцы второй мировой войны знаменитому «Миссури » ВМС США еще раз было предоставлено слово. На этот раз было заданием оказать артиллерийскую подготовку своим силам при штурме японского острова Iwo Jima. Его мощные удары по укреплениям японцев создавали поддержку морской пехоте. От одновременных выстрелов из шести шестнадцатидюймовых орудий корабль раскачивало, а из легких экипажа высасывало воздух, так как при залпе реактивного снаряда создавался вакуум в замкнутом пространстве помещений.

Еще одним неприступным островом был Okinawa. Линкоры ВМС США класса «Айова» должны были подготовить путь к наступлению. Высадка десанта сопровождалась массированной атакой мощных орудий боевых кораблей, среди которых был «Миссури ».

Линкоры были абсолютным мировым оружием, национальная политика выражалась угрозой их мощных орудий.

линкор «Миссури» фото

закладка киля

спуск на воду на верфи «New York Naval Shipyard»

боевая служба линкора

атака камикадзе на линкор « Миссури » под Okinawa

шквал огня из орудий

в доке на модернизации

«Миссури» после модерни зации


После окончания второй мировой войны 2 сентября 1945 года в 09:04 генерал Дуглас Маккарту главнокомандующий сил союзников в Тихом океане признал безоговорочную капитуляцию Японии. Официальная церемония проходила в Токийском заливе на борту линкора «USS Missouri » бортовой номер BB-63. Так на борту корабля несущего смерть закончилась великая война мировой истории.

Линкор «Миссури » - корабль с сердцем и душой. В войну и мир жизнь на его борту была полна традиций и наполнена различными соревнованиями. К матросам линкоров класса «Айова » относились как к особой касте. Возможно из-за тяжелой работы, которая требовала высокую слаженность подразделений необходимая для управления орудиями в удушающей жаре Тихого океана или из-за символической природы . Корабль был им домом, а их дом был предметом гордости. На линкорах класса «Айова » был даже собственный почтовый индекс.

Последней из легендарных линкоров ВМС США начал выполнять свои мирные символические миссии. В 1947 году к родным берегам в Южную Америку на борту корабля был доставлен президента США Гарри Трумэн с международной конференцией в Рио-де-Жанейро. Ему и его семье понравилась жизнь на борту исторического «Миссури ». Глава государства даже принял участие в церемонии посвящения при пересечении экватора. Затем еще были проведены «дипломатические круизы», учебно-тренировочные задания и морские маневры НАТО в ожидании дня ухода в резерв.

21 марта 1992 года «Миссури » направился в родной порт. Вскоре дни корабля были сочтены, но он совершил еще один символический церемониальный вояж. Линкор вернулся в Pearl Harbour, чтобы побывать на месте, где Япония втянула США во вторую мировую войну. Для мощного боевого корабля «USS Missouri » символа всех линкоров второй мировой войны это было путешествие назад во времени.

Несмотря на то что война линкоров уже ушла далеко в прошлое, мы продолжаем восхищаться этими стальными красавцами, которые долгое время носили прозвище «хозяева морей». Появившись во второй половине XIX века, эти железные монстры несколько десятилетий подряд наводили на окружающих страх и трепет. Одним из последних подобных кораблей, оставивших заметный след в военно-морской истории, был линкор «Миссури».

Заложен этот гигант был на одной из нью-йоркских верфей в начале грозного 1941-го года, а спущен на воду в январе 1944-го. Уже в ходе строительства проект линкора претерпел весьма существенные изменения, что связано с особенностями ведения боевых действий германскими и японскими ВС. В частности, значительное внимание было уделено защите боеприпасов и башенных орудий, что было связано с вполне реальной угрозой со стороны немецких и японских самолетов. Максимальная толщина брони корабля достигала полутора тысяч миллиметров, что делало его практически неуязвимым.

Линкор «Миссури» имел мощный огневой кулак, основу которого составляли три пушки калибра 16 дюймов. Ни до, ни после этого ни один военный корабль Соединенных Штатов не обладал подобными орудиями. Помимо этого, корабль нес на себе двадцать 25-мм пушек и 100 зениток для защиты от воздушных атак. корабля составляла 35 узлов, что делало его одним из самых быстроходных в своем классе.

Линкор «Миссури» прекрасно проявил себя не только в столкновении с японскими кораблями и самолетами, но и при штурме наземных укреплений.

Так, экипаж этого стального чудовища покрыл себя неувядаемой славой в боях за острова Иво и Окинава. Причем при одновременном залпе из всех орудий главного калибра вокруг корабля и внутри него образовывался так что матросам и офицерам какое-то время было невозможно нормально дышать.

Линкор «Миссури» вошел в мировую историю не только своими военными подвигами, потрясающими техническими характеристиками, но и тем, что именно на его борту была перевернута последняя страница этой чудовищной катастрофы. 2 сентября 1945 года именно здесь был подписан акт о капитуляции Японии, которую принял американский главнокомандующий Д. Маккартур.

Линкоры Второй мировой войны доказали, что в тот период именно они определяли основные направления противостояний на океанских просторах. Однако время шло, роль кораблей этого типа постепенно снижалась. Многие из них окончили свои дни в доках, будучи разрезанными на отдельные куски. В этом плане нашему герою повезло: несмотря на ему довелось поучаствовать еще в нескольких компаниях. В частности, в 1991 году линкор «Миссури» был одним из немногих с которого выпускались ракеты во время бомбежек Ирака. Выполнив до конца свой воинский долг, гордый покоритель океанских пространств ушел на заслуженный отдых. Теперь свою вахту в морях и океанах несут совсем другие корабли, однако без опыта их героических предков не было бы и сегодняшнего

В мировую историю военно-морского и гражданского флота красной строкой вписаны имена сотен известных кораблей, прославившихся своими приключениями, участием в грандиозных схватках с другими кораблями и силами природы, павших в ходе великих морских сражений. Многих из них уже давно не существует, осталась всего лишь память, да и та с годами тускнеет. В Америке таких кораблей великое множество, исключение, пожалуй составляет лишь одно американское судно – линкор «Миссури», относящийся к военным судам типа «Айова» сконструированных специально для участия во Второй мировой войне .

«Миссури» - линкор с богатейшей историей, выстроенный в конце войны он, не сделавший ни одного выстрела, прославился на весь мир, приняв на борт представителей воюющих сторон, желающих заключить мир, известный как мир 2 сентября 1945 года, завершивший Вторую мировую войну.

«Миссури» был спущен на воду 29 января 1944 года, строительством корабля данного типа занималась судостроительная компания «New York Naval Shipyard». Правительственный заказ на постройку линкора поступил в начале января 1941 года, практически через месяц после нападения Японии на Перл-Харбор и вступления США во Вторую мировую войну.

Спуск линкора «Миссури» на воду

Постройка линкора заняла практически три года, в ней приняли участие более 10 тысяч человек, трудившихся не только над укреплением обшивки корабля, но и над приданием его надводной части, большей прочности. Для защиты башенных орудий и складов с боеприпасами были использованы особые методики конструкции, шла война, и следовало учитывать, что авиация противника в первую очередь постарается уничтожить такую приметную мишень, как новенький американский линкор. Верхняя броня линкора составляла 16 сантиметров, и это при том, что вдоль всей обшивки его тянулся броневой пояс, толщина которого превышала 34 сантиметра. Каждый лист, использующийся в обшивке линкора, весил до 50 тонн.

Поскольку «Миссури» в основных боевых действиях участия не принимал, на нем постоянно испытывали новую боевую технику, а к концу войны линкор превратился в самый современный боевой корабль, гордость военного флота Америки. Линкор был оснащен самыми современными радарами для поиска не только наземных, но и воздушных целей, находящихся на расстоянии не менее 160 километров от корабля. Кроме того, судно было оснащено шестнадцатидюймовыми орудиями и бронебойными снарядами, способными пробить насквозь бетонное препятствие толщиной в 10 метров. На вооружении «Миссури» также стояли ракеты класса «Гарпун» и противолодочные вертолеты.


16-ти дюймовое орудие линкора «Миссури»

На тот период времени для «Миссури» не было соперников ни в одном флоте мира. Линкор имел наилучшую противоздушную систему обороны среди всех кораблей, принимавших участие во Второй моровой войне, поскольку помимо основных имел еще и вспомогательные артиллерийские установки в количестве 10 штук, способные стрелять 25-миллиметровыми снарядами. 100 зенитных установок были способны осуществлять бесперебойное прикрытие корабля на протяжении нескольких часов, стреляя 20-миллиметровыми орудиями, наносящими врагу значительный урон.

Имея длину 271 метр, ширину 33 метра и водоизмещение 57 тысяч тонн, «Миссури» мог развить скорость свыше 35 узлов в час. В состав экипажа линкора входило более 2.5 тысячи человек, в разные периоды времени численность команды могла достигать даже 2.8 тысяч матросов и офицеров. Такое большое количество моряков было необходимо для управления четырьмя мощными двигателями, несения обычной и боевой вахты, координации выстрелов и других работ, обычно проводящихся на боевом корабле.

Принять участие в настоящем боевом сражении «Миссури» удалось только в несколько последних месяцев войны, но до полного применения всей техники и вооружения линкора дело так и не дошло, в основном корабль применялся для прикрытия с моря, высаживающегося на японские берега американского десанта. Среди громких наступательных операций, в которых принял участие линкор можно назвать разве, что операцию по взятию японского острова Окинава, «Миссури» вместе с другими однотипными кораблями осуществил массированную атаку по береговым укреплениям противника, не дав ему осуществить отпор морским десантникам, высадившимся на сушу.


Залп главного калибра линкора «Миссури»

Сила выстрелов, производимых «Миссури» была настолько высока, что только от самого звука разорвавшегося снаряда становилось плохо, причем не только врагам, но и некоторым матросам, несмотря на то, что большинство из них прошло тщательную подготовку. При каждом выстреле корабль сотрясало со страшной силой.

2 сентября 1945 года «Миссури» вошел в Японское море, чтобы принять на борт высших японских чиновников, прибывших для подписания мирного соглашения. С американской стороны в подписании мира принимал участие генерал Дуглас Маккартур, отныне и впредь ставший национальным героем Америки, также как и линкор, на котором был подписан долгожданный мир.

После окончания войны «Миссури» встал на мирную патрульную службу, будучи скорее красивой игрушкой в руках политиков, нежели боевым кораблем. В 1947 году на его борт взошел тогдашний президент Соединенных Штатов Гарри Трумэн, вместе с семьей, возвращавшийся с конференции в Рио-де-Жанейро. Президент высоко оценил гостеприимство проявленное моряками, линкор ему очень понравился, потому за все время своего президентства он относился именно к этому кораблю с особым вниманием.

Начиная с 50-х годов прошлого века и вплоть до 1991 года непосредственного участия в боевых действиях «Миссури» не принимал, хотя его пытались использовать как средство устрашения во Вьетнамской и даже Афганской войне. В 1991 году в Персидском заливе зародился очередной конфликт и «Миссури» после долгого бездействия впервые за много лет открыл огонь из всех своих пушек. Данная мера была скорее устрашающей, нежели целенаправленной, старый корабль уже не мог никого испугать.

21 марта 1992 года поступило распоряжение о списании «Миссури» с боевой службы, капитану было предписано войти в порт Лонг-Бич, сдать вооружение и большую часть ценного оборудования, после чего линкор должен был проследовать в Перл-Харбор и встать там на постоянную якорную стоянку. Но прежде чем выполнить приказ командования «Миссури» было разрешено совершить почетное путешествие к берегам Японии и в последний раз побывать на месте подписания легендарного мирного договора.

На данный момент линкор превращен в музей, посещение которого интересно еще и тем, что «Миссури» является последним сохранившимся кораблем данного типа в мире.

Загрузка...
Top