Перелет гризодубовой расковой осипенко. Всё самое интересное в одном журнале. Последний вылет Расковой

16 октября на сайте была опубликована статья о Ханне Райч. В комментариях справедливо возник вопрос: «А в СССР были женщины такого масштаба?» Были, и очень много. Одна из них - Валентина Гризодубова, обладавшая в СССР гораздо более значимым статусом, чем Ханна Рейч в Германии. Да и летала Гризодубова и выше, и дальше!


Первый полет - в 2,5 года!

Валентина Степановна Гризодубова родилась в Харькове в 1910 году. Ее отец, талантливый самоучка, одержимый страстью к небу, купил в синематографе несколько кадров из фильма о братьях Райт и на их основе начал строить копию аэроплана американцев. Трудно представить, как строились отношения в семье, глава которой все заработанные деньги тратил на постройку «летающей этажерки». Удивительно, но жена всецело поддерживала мужа в его увлечении. В 1912 году третий (!) аппарат, построенный Степаном Гризодубовым, полетел. С самого раннего детства Валя слышала: «мотор», «фюзеляж», «шасси», «консоль». Когда ей было 2,5 года, отец, привязав дочку к себе ремнями, вместе с ней взлетел в воздух на своем аппарате. Так маленькая Валя впервые «коснулась неба».

Летчик Гризодубова

Шло время. Валя Гризодубова окончила школу и училище по классу рояля. Подала документы в Харьковский технологический институт, одновременно в консерваторию - и становится студенткой сразу двух высших заведений. Валентина могла стать инженером, могла стать музыкантом, но она стала пилотом.

В 1928 году в Харькове создается аэроклуб. Вся молодежь столицы Украины стремится попасть в первый набор. Берут лучших из лучших - и только парней. Валентина пробилась на прием к Орджоникидзе и при его содействии добилась зачисления в первую группу. Годичный курс она проходит за три месяца. Как одного из лучших авиаторов ее направляют Тульскую летно-спортивную школу и далее - в Первую пензенскую авиашколу летчиков-инструкторов. С 1930 года Гризодубова - летчик-инструктор, и уже сама «ставит на крыло» будущих сталинских соколов.

С 1934 года Гризодубова - летчик агитэскадрильи. Под крылом ее самолета проплывают Украина, Белоруссия, Башкирия, Киргизия, Закавказье, Памир, Кабардино-Балкария. Фергана. Вы только представьте себе эффект от появления в заштатном городке, поселке, деревне, ауле (где и паровоза-то не видели!) самолета! Да еще управляемого девушкой! Ну кого тут еще надо агитировать за советскую власть?

Год рекордов

Но Гризодубова стремится не просто летать, а летать быстрее всех, выше всех, дальше всех. В 1937 году она решила, что уже «созрела» для того, чтобы ставить рекорды. Пересаживаясь на различные типы самолетов, она в течение одного 1937 года ставит 5 мировых рекордов по высоте, скорости и дальности полета, намного перекрывая предыдущие. (Перелет Москва - Актюбинск: 1443 км по прямой, предыдущий рекорд - 800 км.) Но главный рекорд еще впереди.

Весной 1938 года отважная французская летчица Дюпейрон без посадки пролетела 4360 км. Услышав об этом рекорде, Гризодубова решила: «Побью!»

Легендарный перелет

24 сентября 1938 года со Щелковского аэродрома взлетел двухмоторный АНТ-37 с гордым именем «Родина». Командир экипажа - Гризодубова, второй пилот - Осипенко, штурман - Раскова. Конечный пункт - Дальний Восток, Хабаровск. Цель - установление мирового рекорда дальности беспосадочного перелета.

Первые 10 часов прошли без происшествий. Над Сибирью самолет попал в зону сплошных облаков, начал обледеневать. Температура в АНТе, не имевшем отопления, упала до -35 градусов. Покрывшаяся льдом и сосульками радиостанция вышла из строя. Самолет оглох и ослеп. Экипаж вел машину по солнцу и звездам. Через 22 часа полета летчицы увидели берег Охотского моря. Гризодубова развернула самолет и взяла курс на Комсомольск-на-Амуре, до которого было еще 5 часов лета. Но уже через 4 тревожно замигала красная лампочка, сигнализируя, что топлива осталось на 30 минут. Ясно, что садиться придется в тайге, «на брюхо». Валентина приказывает Расковой покинуть самолет: кабина штурмана находится в носовой части, которая примет на себя первый и самый сильный удар при посадке. Раскова выбросилась с парашютом. (Только через 10 дней блуждания по тайге, 5 октября она выйдет к месту посадки самолета.) Вопреки опасениям, Гризодубова умудрилась мастерски посадить самолет на высохшее болото, только чуть погнув лопасти винтов. (Впоследствии АНТ эвакуировали, и он еще несколько лет летал на внутренних авиалиниях.)

Как только истекло расчетное время полета, летчиц начали искать. Искали самолет от Читы до Сахалина, и нашли только 3 октября, а 27-го Гризодубова, Осипенко и Раскова были в Москве. За 26 часов и 29 минут ведомый женским экипажем АНТ пролетел 6450 км (5947 по прямой), перекрыв рекорд француженки более чем на 1500 км. 2 ноября 1938 года Гризодубова, Осипенко и Раскова стали первыми женщинами - Героями Советского Союза. Валентине вручили Золотую Звезду под №104.

Командир авиаполка Гризодубова

Рапорт с просьбой направить ее на фронт начальник Управления международных авиалиний ГВФ В. С. Гризодубова подала 22 июня. Но попала на фронт Валентина только в апреле 1942 года. Огромные людские и материальные потери заставляли изыскивать любые средства для борьбы с врагом. В начале 1942 года командование ВВС приняло решение переоборудовать и использовать в качестве бомбардировщика дальней авиации пассажирский самолет ПС-81. Был сформирован 101-й авиаполк, командир - подполковник Гризодубова, личный состав - из летчиков гражданской авиации.

Когда гражданские пилоты увидели Ли-2 (переоборудованный ПС-81), среди них пошли тревожные разговоры: «ПС-81 - отличный гражданский самолет, но подходит ли он для военного использования? Сможет ли он подняться с грузом бомб на недосягаемую для орудий ПВО высоту, совершить противозенитный маневр, уйти от истребителя? Не станут ли летчики и Ли-2 легкой добычей для врага?» Валентина собрала пилотов и предложила высказываться начистоту. Когда закончил последний, на нее устремились десятки глаз: какие контраргументы найдет командир полка? Что она могла сказать? Повторить, что идет война? Что Родина в беде? Что других самолетов все равно не будет? «Я полечу первая », - сказала Гризодубова.

Вместе с тем Валентина понимала, что личного примера мало. Совместно с другими летчиками разрабатывается особая воздушная тактика пересечения линии фронта, бомбометания, ухода от огня зенитной артиллерии, ведения боя с преследующим бомбардировщик истребителем. Не безудержная смелость, чреватая потерями, а точный расчет должен лежать в основе действий летчиков полка.

Партизанская медаль

В сентябре 1942 года 101-й авиационный полк передан в распоряжение Центрального штаба партизанского движения. Начались бесчисленные ночные полеты вглубь захваченной немцами территории. Туда - , взрывчатка, инструкторы-подрывники, обратно - раненые, дети и бесчисленные просьбы прилетать как можно чаще. Что такое для партизан прилет самолета с Большой земли? Это не только материальная поддержка, это символ единения с Родиной. За десятки километров приходили люди, чтобы только увидеть советский самолет. Не случайно партизанские командиры просят доставлять журналы, газеты, листовки.

Благодарность Гризодубовой неоднократно высказывали Ковпак, Федоров, Сабуров. По ходатайству партизан командир 101-го авиаполка Гризодубова была награждена медалью «Партизану Отечественной войны I степени». Следует отметить, что Валентина была «летающим» комполка: на ее счету более 200 боевых вылетов (из них 132 - ночные) на бомбардировку и в партизанские края. И свою партизанскую медаль Гризодубова получала не в штабе, а в лесу, на партизанской базе под Житомиром из рук Сабурова.

Гитлеровцам было известно имя Гризодубовой. Зная, что она часто вылетает на боевые задания, они назначили награду за ее голову, надеясь, что какой-нибудь ас люфтваффе или нелепый случай подстерегут «грозную фрау». Но небеса хранили Валентину, она продолжала летать.

Закрытый НИИ-17

В мае 1945 полковник Гризодубова уволилась из армии, заявив, что с окончанием войны окончилась и ее военная служба. С 1946 года ее имя уходит в тень. Мало кто знал, что прославленная летчица, командир авиаполка, стала заместителем закрытого НИИ-17, разрабатывающего радиолокационное оборудование. С 1963 года она - начальник летно-испытательного центра института, с 1972 года - зам. начальника НИИ приборостроения по летной части. Имя Гризодубовой становится «закрытым», и только Золотая Звезда Героя Социалистического Труда (1986 год) дает нам робкий намек на ее вклад в создание радиолокационных комплексов авиационного и наземного базирования.

Защитница угнетенных

Наверное, некоторые зададутся вопросом: «А как же уживалась Валентина Гризодубова со страшным сталинским режимом?» Нет, она не была бездумным винтиком государственного механизма, многое видела, многое знала и не стремилась от всего этого оградиться. Будучи депутатом Верховного Совета первого созыва (1937 - 1946), Гризодубова неоднократно использовала свое имя, чтобы помочь попавшим под каток репрессий. Ее помощница Виноградова просто обмирала от страха, отправляя в разные инстанции письма и запросы, подписанные Гризодубовой: «Валентина Степановна! Ведь арестуют!»

Неоднократно Валентина обращалась за помощью к Буденному, Ворошилову, Молотову. Ходила в высокие инстанции, вызывая своими просьбами-требованиями ужас у отдельных чиновников: «Вам-то хорошо! Вы - известная личность, Вас не тронут, а мне-то каково?» Но мы знаем, что ни высокое звание Героя Советского Союза, ни известное имя не были «охранной грамотой». Когда арестовали летчика ее полка, Гризодубова явилась к Берии и заявила: «Пока не увижу в окно, как он садится в мою машину - из кабинета не выйду!» Узнав, что вывезенных от партизан сбитых летчиков допрашивают, заявила грозному наркому: «Если хоть одного арестуют - лично отвезу всех обратно к партизанам!»

Конечно, возможности ее были не безграничны, но это она совместно с другим летчиком-героем Громовым вытащили Королева из лагеря и перевели его в «шарашку» к Туполеву. Да, это была не свобода, но это была спасенная жизнь и возможность работать. Только с 1948 по 1951 год она приняла участие в судьбе 4767 человек. Может, именно поэтому и была она депутатом только один срок - слишком много беспокойства доставляла.

Человек с большой буквы

Гризодубова дожила до перестроечных лет и увидела развал державы, которой так долго и верно служила. Она порывалась подать голос в защиту великой страны, но радио, ТВ, страницы центральных газет были для нее закрыты: мнение знаменитой летчицы, гордости СССР о Горбачеве, Ельцине явно не соответствовало демократическим канонам. Гризодубова никогда не отзывалась плохо о Сталине, но очень не любила Берию.

Умерла Валентина Степановна 28.04.1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище. Если судьба занесет вас на Новодевичье - постойте несколько минут у ее могилы, отдайте должное отважной летчице, боевому офицеру - Человеку с большой буквы.

Окончив среднюю школу и музыкальное училище по классу рояля, Гризодубова поступила в Харьковский технологический институт (ХТИ) и одновременно в консерваторию.

В ноябре 1928 года, будучи студенткой ХТИ, была зачислена в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Пройдя трехмесячную летную подготовку, она получила звание пилота. Для продолжения обучения летному мастерству в Харькове не было возможностей, и Гризодубова, оставив институт, поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству).

В 1929 году окончила Пензенскую школу летчиков-инструкторов.

С 1930 года по 1933 год Гризодубова работала летчиком-инструктором в аэроклубе ОСОАВИАХИМа "Добролет" в Туле, затем — инструктором летной школы около подмосковной деревни Тушино.

В 1934-1935 годах — летчик агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени.

С 1936 года Валентина Гризодубова в рядах Красной армии. В 1937 году на самолетах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 она установила пять мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета.

24-25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа на самолете АНТ-37 "Родина" вместе с летчицами Полиной Осипенко (второй пилот) и Мариной Расковой (штурман) совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, установив мировой женский рекорд дальности полета (за 26 часов 29 минут преодолено расстояние в 6450 километров).

За выполнение этого перелета и проявленный при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Валентине Гризодубовой было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1937-1946 годах — депутат Верховного Совета СССР.

В 1939 году была назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Училась в Ленинградском институте инженеров гражданского воздушного флота.

Во время Великой Отечественной войны с марта 1942 года по октябрь 1943 года командовала 101-м полком авиации дальнего действия, с октября 1943 года — командир 31-го гвардейского бомбардировочного авиаполка.

Совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолете Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов и для доставки военных грузов партизанам.

В 1941-1945 годах была председателем Антифашистского комитета советских женщин.

В 1942-1945 годах — член Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.

С 1946 года полковник Валентина Гризодубова — в запасе.

С 1946 года по 1963 год была заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения, в настоящее время Концерн радиостроения "Вега") по летной части. Гризодубова лично принимала участие в испытательных полетах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.

В 1963 году по личной инициативе Валентины Гризодубовой был создан Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ), который она и возглавила. В 1972 году она вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника института по летной части, где проработала до 1993 года.

В 1986 году за вклад в создание бортовых радиоэлектронных комплексов и систем Гризодубовой было присвоено звание Героя Социалистического труда.

Валентина Гризодубова была награждена двумя орденами Ленина (1938, 1986), орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

Почетный гражданин города Пензы (1965).

Валентина Гризодубова скончалась 28 апреля 1993 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

В Москве на Кутузовском проспекте установлен памятник Гризодубовой, а на доме, в котором она жила — мемориальная доска. В 1972 году в Харькове в квартире Гризодубовых был открыт музей истории авиации.

Имя Валентины Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознаменному военно-транспортному авиационному полку (дислоцировался в Смоленске, в октябре 2009 года расформирован, боевое знамя, исторический формуляр переданы на авиационную базу в Оренбурге).

Имя летчицы носят улицы в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Ставрополе, Смоленске, Владивостоке, Жуковском (Московская область), Новоалтайске (Алтайский край), других городах России, а также в Донецке (Украина), Алма-Ате (Казахстан).

(Дополнительный

Cовершила в годы войны около 200 вылетов, включая 132 ночью, около 20 раз пересекала линию фронта, доставляя боеприпасы и продовольствие окруженной 2-й ударной армии и партизанам, вывозя раненых, бомбила врага под Курском, Льговом, Малой Вишерой, станцию Щигры.

Биография

Дочь русского конструктора, изобретателя и пилота Степана Васильевича Гризодубова, родилась в Харькове 31 января 1910 г. В раннем детстве поднималась в небо на отцовском аэроплане, а в 14 лет она совершила первый самостоятельный полёт на планере в Коктебеле. После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Затем была зачислена в консерваторию и одновременно - в Харьковский Центральный аэроклуб. Окончила аэроклуб за три месяца. Длительное время работала лётчиком-инструктором, а в 1934-1935 годах была лётчиком агитэскадрильи им. М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве, облетав почти всю страну. В 1939 г. назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР и проходила обучение в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.

Кем была

В начале войны подполковник Гризодубова возглавляла Московскую авиагруппу особого назначения, Антифашистский комитет советских женщин. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942). В апреле 1942 г. сформировала и возглавила чисто мужской 101-й авиаполк на самолетах Ли-2, участвовала в переоборудовании гражданских самолетов в ночные бомбардировщики. Действуя ночами, полк доставлял грузы нашим войскам, бомбил ближний тыл неприятеля, работал в интересах партизан. С 1946 г. полковник Гризодубова в запасе, работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Концерн радиостроения «Вега»), проводя испытания радиоэлектронной аппаратуры для ВВС и Гражданской авиации.

Чем знаменита

В октябре 1937 г. установила пять мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолётах, а 24–25 сентября 1938 г. в качестве командира экипажа вместе с П.Д. Осипенко и M.M. Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта. Первой среди женщин была удостоена звания Героя Советского Союза.

Места сражений

С апреля 1942 по апрель 1944 г. 101-й авиаполк, возглавляемый В.С. Гризодубовой, участвовал в обороне Сталинграда, битве на Курской дуге, над Левобережной и Правобережными районами Украины, под Ленинградом.


Случаи проявления наивысшей степени героизма

Весной и летом 1943 г., когда партизаны Украины готовились активизировать боевые действия в тылу врага, полк Гризодубовой доставил в партизанские соединения Ковпака, Сабурова, Федорова и другие сотни тонн военных грузов. С особым напряжением действовал 101-й авиаполк при освобождении Ленинграда и Ленинградской области, за что был удостоен почетного наименования «Красносельский».

Обстоятельства смерти

Государственные награды

Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда была награждена орденами Ленина (дважды), Октябрьской революции, Отечественной войны 1 степени (дважды), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды. Депутат Верховного Совета СССР в 1937 - 1946 гг. Улицы Гризодубовой есть во Владивостоке, Георгиевске, Екатеринбурге, Жуковском, Заволжье, Кургане, Москве, Новоалтайске, Новосибирске, Омске, Павлове, Пензе, Смоленске, Ставрополе, Сузуне, Ростове-на-Дону, пос. Бабино около Дзержинска.

Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова, 1938 год. Фото: Алексей Межуев /Фотохроника ТАСС

Валентина Степановна Гризодубова - первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, летчица, участница Великой Отечественной войны и Герой Социалистического Труда. Дочь изобретателя и летчика Степана Васильевича Гризодубова, Валентина уже в 2,5 года поднялась в небо на отцовском аэроплане, а в 14 лет она совершила первый полет на планере в Коктебеле на слете планеристов.


ВАЛЕНТИНА ГРИЗОДУБОВА

Валентина с самого детства была увлечена небом и полетами. Студенткой Харьковского технологического института она зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба, который будущая летчица успешно закончила за три месяца. Так как возможностей продолжать обучение летному делу в Харькове не было, Гризодубова, бросив институт, поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу Осоавиахима, после чего начала работать летчиком - инструктором в Тульской авиационной школе, затем - инструктором летной школы около подмосковной деревни Тушино. В 1934 - 1935 годах Валентина в качестве летчика агитэскадрильи имени Максима Горького облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной. В 1937 году Гризодубова установила 5 мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета, а через год возглавила экипаж самолета «Родина», который совершил беспосадочный перелет из Москвы в Комсомольск-на-Амуре, пролетев 6 450 км за 26 часов 29 минут, установив мировой женский авиационный рекорд дальности полета. За этот перелет Гризодубова была удостоена звания Героя Советского Союза.



Фото: Wikimedia Commons

С началом Великой Отечественной войны Валентина Гризодубова была назначена командиром корабля Московской авиагруппы особого назначения. С марта 1942 года командовала 101-м полком транспортной авиации, самолеты которого летали в тыл к партизанам. К маю 1943 года на самолете Ли-2 она лично совершила около 200 боевых вылетов, включая 132 ночных, на бомбардировку вражеских объектов и доставку за линию фронта боеприпасов и военных грузов.
После войны Валентина Степановна была направлена на работу в авиационную промышленность, где она трудилась почти 30 лет. Подразделение НИИ-17 (Институт Приборостроения), возглавляемое Гризодубовой, проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Летчица лично принимала участие в полетах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования. В 1986 году ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда за многолетний доблестный труд. Именем летчицы названы улицы во Владивостоке, Екатеринбурге, Жуковском, Кургане, Новоалтайске, Новосибирске, Омске, Смоленске, Ставрополе и Ростове-на-Дону.

ПОЛИНА ОСИПЕНКО

Известная советская летчица и герой Советского Союза родилась в 1907 году в селе Новоспасовка, которое теперь носит ее имя, и пристрастилась к авиации благодаря своему первому мужу, военному летчику. Он подготовил жену к поступлению в Качинскую школу военных пилотов, которую Осипенко окончила в 1933 году. Став командиром звена в истребительной авиации, летом 1937 года летчица побила три мировых рекорда высотных полетов с грузом и без нагрузки. В 1938 году она возглавила беспосадочный перелет Севастополь - Архангельск, ее экипаж установил также международный женский рекорд дальности полета по замкнутой кривой. Осипенко была вторым пилотом самолета «Родина», на котором 24 - 25 сентября 1938 года вместе с В. Гризодубовой и М. Расковой совершила рекордный беспосадочный перелет по маршруту Москва - Дальний Восток. За этот полет всем членам экипажа было присвоено звание Героев Советского Союза. После этого рекордного перелета Осипенко работала инструктором по технике пилотажа, обучала пилотов-истребителей. Летчица погибла в авиакатастрофе 11 мая 1939 года во время учебно-тренировочных сборов, отрабатывая полеты «вслепую». Похоронена в Москве у Кремлевской стены.


Фото: Wikimedia Commons

МАРИНА РАСКОВА

Советская летчица-штурман, майор, также удостоенная звания Героя Советского Союза, пришла в авиацию в 1932 году: Раскова работала в аэронавигационной лаборатории Военно-Воздушной академии. А в 1934 году, окончив Ленинградский институт Гражданского Воздушного Флота, стала штурманом. Начала работать в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба. В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолете АИР-12, а в 1938 году - в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолете МП-1. Во время знаменитого рекордного перелета из Москвы в Комсомольск-на-Амуре при вынужденной посадке по приказу Гризодубовой Раскова выпрыгнула с парашютом в тайгу, имея всего две плитки шоколада в кармане, и была найдена только через 10 суток. За этот перелет помимо звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, Расковой был выдан знак особого отличия - медаль «Золотая Звезда».
Когда началась Великая Отечественная война, именно Марина Раскова, используя свою известность, добивалась разрешения создавать женские боевые части. В октябре 1941 года она сформировала авиагруппу из трех женских авиаполков: 586-го истребительного, 587-го бомбардировочного, и 588-го ночного бомбардировочного, который получил неофициальное название «Ночные ведьмы». Сама Раскова была назначена командиром 587-го женского авиационного бомбардировочного полка. Погибла летчица 4 января 1943 года при исполнении служебных обязанностей во время перелета в сложных метеоусловиях на фронт после переформирования. Похоронена в Москве на Красной площади у Кремлевской стены.


Фото: Wikimedia Commons

ЕВДОКИЯ БЕРШАНСКАЯ

Советская летчица и участник Великой Отечественной войны прославилась тем, что во время войны в 28 лет возглавила 588 женский ночной бомбардировочный полк, который под ее командованием сражался до окончания войны, принимал участие в освобождении Северного Кавказа, Кубани, Тамани, Ростовской области, Крыма, Белоруссии, Польши, участвовал в боях под Берлином. Летчицами было совершено 24 тысячи боевых вылетов. Его атаки были так удачны и точны, что немцы прозвали женщин-летчиц «ночными ведьмами». За мужество и отвагу в боях за Родину 23 девушки были удостоены звания Героя Советского Союза. Более 250 человек личного состава полка дважды и трижды награждены орденами и медалями. А сама Бершанская лично произвела 28 боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника и стала единственной среди женщин, награжденной полководческими орденами Суворова III степени и Александра Невского. До своего расформирования в октябре 1945 года полк оставался полностью женским, на всех должностях в части служили только женщины. После войны летчица работала в Комитете советских женщин и в Комитете ветеранов войны.


Фото:airaces. ru

ИРИНА СЕБРОВА

Командир звена знаменитых «Ночных ведьм», гвардии старший лейтенант окончила в 1938 году московский аэроклуб, в 1940 году - Херсонскую военную авиационную школу пилотов. Работала летчиком-инструктором во Фрунзенском аэроклубе Москвы, выпустив за два года работы несколько групп курсантов. В 1942 году, уже достаточно опытный летчик, Себрова окончила курсы при военной авиационной школе пилотов, после которых была отправлена на фронт. В 1944 года летчица стала командиром звена 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, совершив в полку больше всех вылетов - 1004, в том числе 825 ночных боевых вылетов на бомбардировку войск противника, нанеся ему большой урон в живой силе и технике. Отличилась в боях при прорыве обороны врага на реке Проня, при освобождении Могилева, Минска, Гродно, за что ей было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После войны летчица работала в Московском авиационном институте.


Фото:airaces. ru

ВАЛЕРИЯ ХОМЯКОВА

Валерия Хомякова родилась и выросла в Москве. Как и большинство женщин-летчиц, Хомякова пришла в авиацию после окончания аэроклуба, где она стала летчиком – инструктором. Как одну из лучших студенток ее всегда выделяли на воздушные парады и поручали ей наиболее ответственные номера программы. После начала войны Хомякова ушла добровольцем на фронт в ВВС, и вскоре ее, имевшую блестящую технику пилотирования, зачислили в 586-й истребительный авиаполк. Хомякова первой среди женщин - летчиц сбила в ночном бою самолет противника 24 сентября 1942 года, обороняя Саратов от бомбардировки. Погибла под Саратовом в 6 октября 1942 года при ночном взлете с аэродрома на самолете Як-1.


Фото:airaces. ru

ЛИДИЯ ЛИТВЯК

Герой Советского Союза, летчик-истребитель, командир авиационного звена, гвардии младший лейтенант Лидия Литвяк родилась в 1921 году в Москве и уже в 14 лет поступила в аэроклуб, а в 15 - выполнила первый самостоятельный полет. Затем училась на курсах геологов, участвовала в экспедиции на Крайний Север. После окончания Херсонской школы пилотов она стала одним из лучших инструкторов Калининского аэроклуба. К началу Великой Отечественной войны она успела выпустить 45 курсантов. В начале войны, узнав, что знаменитая летчица Марина Раскова набирает женские авиаполки, Литвяк задалась целью получить назначение в ее авиагруппу. Приписав к имевшемуся налету 100 часов, летчица получила назначение.


Фото:airaces. ru

Свои первые боевые вылеты Литвяк совершила в составе 586-го женского истребительного авиаполка весной 1942 года в небе Саратова, прикрывая Волгу от налетов вражеской авиации. С 15 апреля по 10 сентября 1942 года выполнила 35 боевых вылетов на патрулирование и сопровождение транспортных самолетов с важными грузами. Литвяк стала самой результативной женщиной-авиатором Второй Мировой войны, совершив около 150 боевых вылетов, в воздушных боях сбила лично 6 самолетов и 1 аэростат наблюдения, еще 6 самолетов противника уничтожила в группе с товарищами. В 1943 году Литвяк вручили новую боевую награду - орден Красной Звезды. Чуть раньше, 22 декабря 1942 года, она была награждена медалью «За оборону Сталинграда». Во время вылетов над Сталинградом на капоте самолета Лидии по ее просьбе была нарисована белая лилия, и Литвяк получила прозвище «Белая лилия Сталинграда», позже «Лилия» стала радиопозывным летчицы.
В апреле 1943 года популярный журнал «Огонек» поместил на обложке фото Лидии Литвяк и Екатерины Будановой с пояснением: «12 самолетов противника сбили эти отважные девушки».
1 августа 1943 года в возрасте неполных 22 лет Литвяк погибла в бою над Миус-фронтом. Ее останки были найдены лишь в 1979 году и захоронены в братской могиле возле деревни Дмитриевка Шахтерского района. Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года летчица была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

Скоро наша страна будет праздновать 72-ю годовщину легендарного парада 7 ноября 1941 года на Красной площади, парада, с которого бойцы уходили прямо на фронт. Враг стоял на самых подступах к столице. На площадь смогут выйти только 28 ветеранов-участников того парада. Наши героические старики уходят. Но только ли из-за этого стирается память? А она, к огромному сожалению, стирается. Один только пример: к зданию телеканала "Россия" ведет улица Марины Расковой. Но выяснилось, что мало кто знает, кто такая Раскова. При этом многие политизированы и с жаром обрушиваются на единый школьный учебник истории.

2 ноября — 75 лет со дня вручения Золотых звезд Героев трем девушкам-участницам рекордного скачка экспериментального самолета "Родина" с участием Марины Расковой. Весь экипаж: штурман Марина Раскова, ее командир Валентина Гризодубова и второй пилот Полина Осипенко. Первыми женщинами-героями Советского Союза они стали за рекордный по тем временам беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток. При этом за Уралом радиосвязь с самолетом была потеряна, а облачность над Сибирью была такой, что, когда они из нее вынырнули, подумали, что летят над Амуром, а это была река Амгунь. До Комсомольска-на-Амуре было не дотянуть. Потребовалась вынужденная посадка и многодневные блуждания по тайге.

Нос самолета был сделан из стекла. Именно там сидела Раскова. И чтобы ее не порезало при вынужденной посадке, ей было приказано прыгать с парашютом в тайгу.

Под крылом самолета — необитаемые просторы севера Хабаровского края. С 1938 года ландшафт мало изменился — те же сопки, перелески видели Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова, выбирая место для аварийной посадки.

Самолет "Родина" с женским экипажем на борту, чтобы установить рекорд и показать безграничные возможности советских летчиц, вылетел из Москвы и взял курс. На 27-м часу беспосадочного полета в баках не осталось топлива.

Чукчагирская низменность — это несколько десятков квадратных километров непроходимых болот. Сейчас они подмерзли и передвигаться здесь безопасно, хотя достаточно сложно. 75 лет назад самолет "Родина" совершил аварийную посадку у сопки Юкочи. Туда без вездехода и сейчас добраться невозможно.

Начинается сезон охоты. Эвенки уходят в тайгу почти на всю зиму. Их жены, как и сотни лет назад, проводят обряд камлания, чтобы мужья вернулись с богатой добычей.

Эти глухие места для эвенков — священные. По преданию, тысячу лет назад недалеко от нынешнего села имени Полины Осипенко ради установления здесь мира и покоя добрая шаманка принесла себя в жертву. Может быть, древняя магия и культ женщины помогли "Родине"?..

Приземлилась штурман Раскова неудачно — повредила ногу. Кроме того, летчица не успела взять запас еды — выпрыгнула с одной плиткой шоколада в кармане. Десять суток, хромая, умирая от голода, продираясь сквозь непроходимую тайгу, Марина Раскова искала свою "Родину".

Как выживать в тайге, знает охотник Владимир Павлович Владимиров. То, что на взгляд городского человека просто трава, для него — еда, лекарство и энергетик. "Брусника для охотника — очень полезная вещь. От усталости помогает. Для летчицы тоже полезно. Они, видимо, этим и питались, когда приземлялись в Юкочи", — сказал Владимиров.

Отец охотника — один из тех, кто искал экипаж самолета "Родина". Весь Союз следил за судьбой трех советских женщин, которых нашли только через десять дней. Новость, что они найдены и живы, заняла первые полосы газет.

Берег Амгуни. 75 лет назад здесь причалил катер "Дальневосточник", на борту которого были спасенные летчицы. Встреча с ними — до сих пор самое яркое детское воспоминание местных старожилов.

"Шары с метеостанции взяли, покрасили их, веточек понаставили, флажков понаделали. Криков было! Радость такая, что не передать словами. !Три летчицы на самолете летели — это же такое событие небывалое для нашей деревни, целое открытие", — рассказала местная жительница Лидия Стубарева.

Беспосадочный авиаперелет Москва — Дальний Восток был признан женским мировым рекордом по дальности полета. За проявленное мужество и героизм Гризодубовой, Осипенко и Расковой присвоили звания Героев Советского Союза. А после гибели Полины Осипенко в 1939 году по настоянию местных жителей Кербинский район и поселок Керби получили имя летчицы-героини. Все жители села имени Полины Осипенко знают, о ком поется в известной песне Дунаевского и Лебедева-Кумача.

Загрузка...
Top