Собор святой софии. Музей Айя-София в Стамбуле: интересные факты и рекомендации по посещению Значение храма святой софии в истории архитектуры

Собор размещен в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет. В сегодняшнее время является одним из символов города и музеем.

Собор Святой Софии признан одним из величайших образцов византийской архитектуры, сохранившихся до наших дней, который даже иногда называют «восьмым чудом света».


По словам русского ученого Н.П. Кондакова, этот храм «сделал для империи больше, чем многие ее войны». Храм Святой Софии в Константинополе стал вершиной византийского зодчества и на многие века определил развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Кавказа.


Храм является одним из наиболее древних и величественных сооружений, относящихся к христианской религии. Айя-София считается 4 в мире музеем равным по масштабу таким шедеврам как церковь Св. Павла в Лондоне, Сан Пьетро в Риме и Дома в Милане.


Имя София обычно толкуют как «премудрость» , хотя оно имеет гораздо более широкое значение. Оно может обозначать «разум», «знание», «умение», «талант» и т.д. Христа часто отождествляют с Софией в смысле мудрости и разума. Тем самым София представляет собой аспект Иисуса как образ Божественной Премудрости.


София — это не только духовная категория, но и популярное женское имя. Его носила христианская святая София, жившая во II веке — ее память празднуется 15 мая. Имя София распространено в Греции, Румынии и южнославянских странах. В Греции существует также мужское имя Софрониос с аналогичным значением — разумный, мудрый.

Софии — Премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе — главный храм Византийской империи.

«Айя-София»

Светильники горели, непонятный
Звучал язык, — великий шейх читал
Святой Коран, — и купол необъятный
В угрюмом мраке пропадал.

Кривую саблю вскинув над толпою,
Шейх поднял лик, закрыл глаза — и страх
Царил в толпе, и мертвою, слепою
Она лежала на коврах…
А утром храм был светел. Все молчало
В смиренной и священной тишине,
И солнце ярко купол озаряло
В непостижимой вышине.
И голуби в нем, рея, ворковали,
И с вышины, из каждого окна,
Простор небес и воздух сладко звали
К тебе, Любовь, к тебе, Весна!

Иван Бунин


Вот как о храме пишет византийский летописец Прокопий: «Этот храм являет собой чудеснейшее зрелище… Он взмывает ввысь до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья в бурных волнах открытого моря… Он весь полон солнечного света, кажется, будто, это сам храм излучает этот свет».


БОЛЕЕ 1000 ЛЕТ СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ОСТАВАЛСЯ САМЫМ БЮЛЬШИМ ХРАМОМ В ХРИСТИАНСКОМ МИРЕ.(ДО ПОСТРОЙКИ СОБОРА СВЯТОГО ПЕТРА В РИМЕ).
Его высота - 55 метров, диаметр купола - 31 метр, длина — 81 метр, ширина — 72 метра. Если смотреть на храм с высоты птичьего полета можно увидеть, что он представляет собой крест размерами 70х50.


Наиболее эффектной частью сооружения является его купол. По форме он близок к кругу, диаметром почти в 32 метра. Впервые для его сооружения применили паруса — изогнутые треугольные своды. Поддерживают купол 4 опоры, а сам образован 40 арками с вырезанными в них окнами. Свет, попадая в эти окна, создает иллюзию, будто купол парит в воздухе. Внутреннее пространство храма разделено на 3 части — нефы, с помощью колон и столбов.


Эксперты заключают, что купольная система этого древнего строения таких колоссальных размеров , что до сих пор поражает специалистов и остается настоящим шедевром архитектурной мысли. Впрочем, как и само убранство собора. Оно всегда считалось самым роскошным.



Внутренняя отделка храма длилась в течении нескольких веков и отличалась особой роскошью - 107 колонн из малахита (по преданию из храма Артемиды в Эфесе) и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф. Мозаика на золотом полу. Мозаика полностью покрывающая стены храма.

Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол



Предание рассказывает, что строители храма Софии соревновались со своими предшественниками, некогда создавшими легендарный храм Соломона в Иерусалиме, и когда собор Святой Софии был закончен на Рождество Христово 537 года и его освящали, император Юстиниан воскликнул: “Соломон, я превзошел Тебя”.

Ангел показывает Юстиниану модель Собора Святой Софии

Даже на современного человека храм Святой Софии производит большое впечатление. Что уж говорить о людях Средневековья! Именно поэтому с этим храмом было связанно множество легенд. В частности, поговаривали, что план здания был вручен императору Юстиниану самими ангелами, когда тот спал.







Храму Святой Софии около тысячи лет, как и фрескам на его стенах и потолках. Фрески эти изображают современников библейских событий, которые происходили на рубеже первого миллениума, 10 веков назад. Храм Святой Софии реконструируется с 1934 года.


Над входом Вы увидите икону Богоматери Влахернской с ангелами, в эксонартексе отображено детство Христа.





Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей

Император Александр

Архангел Гавриил (мозаика свода вимы)

Иоанн Златоуст

Михраб, расположенный в апсиде


Когда Константинополь захватил султан Мехмед II (1453 год), храм был превращен в мечеть. Было пристроено 4 минарета, сильно изменено внутреннее убранство, замазаны штукатуркой фрески, перемещен алтарь.Софийский собор переименовали в мечеть Айя-София.

После турецкого завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом в 1453 году, Айя София была преобразована в мечеть . Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Фрески и мозаики были покрыты слоем штукатурки и обнаружены вновь только в ходе реставрационных работ. В многочисленных перестройках, производившихся в османский период Айя София была значительно укреплена, в том числе за счет стабилизирующих минаретов. Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом).

C 1935 года по распоряжению основателя турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка, Айя-София стала музеем , а замазанные османами мозаики и фрески вскрыты, но рядом с ними оставлены и завораживающие исламские орнаменты. Поэтому сейчас внутри музея можно наблюдать невообразимое смешение христианской и исламской символики.

Падение Константинополя (картина неизвестного венецианского художника конца XV — нач. XVI в.)





Ваша помощь сайту и приходу

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ: ВЕЛИКИЙ ПОСТ И СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

Неделя мясопустная, о Страшном суде (подборка материалов на сайте)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (9) В помощь прихожанам (4 474) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (342) Буклеты, памятки и листовки (139) Видеофильмы, видеолекции и беседы (1 138) Вопросы священнику (535) Изображения (262) Иконы (593) Иконы Божией Матери (132) Проповеди (1 388) Статьи (2 136) Требы (32) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (194) Любовь, брак, семья (92) Материалы для воскресной школы (426) Аудио (24) Видео (112) Викторины, вопросы и загадки (54) Дидактические материалы (84) Игры (39) Изображения (54) Кроссворды (35) Методические материалы (49) Поделки (32) Раскраски (17) Сценарии (15) Тексты (110) Повести и рассказы (33) Сказки (14) Статьи (23) Стихи (35) Учебники (17) Молитва (564) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (406) Новости (292) Новости Кинельской епархии (110) Новости прихода (58) Новости Самарской митрополии (14) Общецерковные новости (82) Основы православия (4 571) Библия (1 193) Закон Божий (1 166) Миссионерство и катехизация (1 947) Секты (7) Православная библиотека (506) Словари, справочники (58) Святые и Подвижники благочестия (2 087) Блаженная Матрона Московская (5) Иоанн Кронштадтский (3) Символ Веры (102) Храм (188) Устройство храма (2) Церковное пение (40) Церковные записки (12) Церковные свечи (12) Церковный этикет (16) Церковный календарь (3 040) Антипасха (15) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (19) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (10) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (11) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (7) Неделя о блудном сыне (22) Неделя о Страшном суде (15) Пост (508) Великий пост (1) Рождественский Пост (32) Радоница (10) Родительская суббота (40) Светлая Седмица (17) Страстная Седмица (69) Церковные праздники (836) Благовещение (17) Введение во храм Пресвятой Богородицы (15) Воздвижение Креста Господня (23) Вознесение Господне (21) Вход Господень в Иерусалим (20) День Святого Духа (17) День Святой Троицы (49) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (27) Обрезание Господне (5) Пасха (139) Покров Пресвятой Богородицы (26) Праздник Крещения Господня (50) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (2) Преображение Господне (23) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (139) Рождество Иоанна Предтечи (12) Рождество Пресвятой Богородицы (27) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (6) Сретение Господне (29) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (8) Успение Пресвятой Богородицы (35) Церковь и таинства (173) Елеосвящение (10) Исповедь (40) Миропомазание (5) Причащение (29) Священство (6) Таинство Венчания (18) Таинство Крещения (21) Основы православной культуры (36) Паломничество (264) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Дивеевская обитель (1) Рим (Вечный город) (3) Святая земля (6) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (53) Православное радио (90) Православный журнал (49) Православный музыкальный архив (175) Колокольные звоны (12) Православный фильм (95) Притчи (104) Расписание богослужений (71) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (95) Слово Патриарха (137) СМИ о приходе (24) Суеверия (45) Телеканал (447) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (251) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (71) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (129) Проза (19) Стихи (44) Чудеса и знамения (61)

Православный календарь

Седмица сырная (масленица) – сплошная. Сщмч. Власия, еп. Севастийского (ок. 316). Блгв. кн. Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского (1138). Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского (1392). Прп. Кассиана Босого, Волоколамского (1532).

Прав. Феодоры, царицы Греческой, восстановившей почитание святых икон (ок. 867).

@3 Ин., 76 зач., I, 1–15. Лк., 96 зач., XIX, 29–40; XXII, 7–39.@

В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, разрешается вкушение молока и яиц.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский

Дни памяти: 11 февраля, 3 июня (сретение образа)

Преподобный Димитрий Прилуцкий

Сей пре­по­доб­ный и бо­го­нос­ный отец наш Ди­мит­рий ро­дил­ся в на­шей стране в го­ро­де Пе­рея­слав­ле у бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. Был кре­щен во имя От­ца и Сы­на и Свя­та­го Ду­ха и с дет­ства при­учен к бо­же­ствен­ным кни­гам. Он пре­вос­хо­дил ра­зу­мом и сми­рен­ной муд­ро­стью мно­гих сво­их сверст­ни­ков.

Во мно­гих сво­их при­выч­ках он под­ра­жал Иоан­ну Зла­то­усто­му. В том чис­ле он не лю­бил при­ни­мать по­че­стей от слуг, но все­гда но­сил в сво­ем серд­це сми­рен­но­муд­рие и раз­мыш­лял о бу­ду­щем ве­ке, о су­де Бо­жи­ем, о воз­да­я­нии каж­до­му че­ло­ве­ку по его де­лам, о Цар­ствии Небес­ном, ра­до­сти пра­вед­ных и рай­ском бла­жен­стве.

Вос­при­няв из книг Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­тов мысль, что все в этом ми­ре ско­ро­пре­хо­дя­ще, свя­той оста­вил су­ет­ный мир, про­ник­ся стра­хом Бо­жи­им и сде­лал­ся мо­на­хом в Го­риц­ком мо­на­сты­ре Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы в том же го­ро­де Пе­рея­слав­ле.

Он мно­го по­тру­дил­ся над при­об­ре­те­ни­ем доб­ро­де­те­лей, имен­но ду­хов­но­го трез­ве­ния, мо­лит­вы, чи­сто­ты, глу­бо­ко­го сми­ре­ния и люб­ви ко всем лю­дям, и тру­ды его ста­ли при­но­сить спа­си­тель­ные пло­ды, так как он был за­нят ис­пол­не­ни­ем за­по­ве­дей Гос­под­них и днем, и но­чью. Он был це­ло­муд­рен и чи­стым серд­цем стре­мил­ся к Бо­гу, то есть жил по­доб­но Ан­ге­лу. Бла­жен­ный стре­мил­ся по­знать то, что со­зер­ца­ют Ан­ге­лы и что до­ступ­но толь­ко лю­бя­щим Бо­га. И его за его доб­ро­де­те­ли по­лю­би­ли и ино­ки, и про­стые лю­ди.

За­тем Бог спо­до­бил его при­нять дар свя­щен­ства и быть на­став­ни­ком и учи­те­лем лю­дям, что он ис­пол­нял, как ис­пол­ня­ет хо­ро­ший во­ин, уго­жда­ю­щий сво­е­му гос­по­ди­ну.

В то вре­мя свя­той отец наш Сер­гий устра­и­вал мо­на­стырь Свя­той Тро­и­цы вбли­зи Ра­до­не­жа и по во­ле Бо­жи­ей ввел там об­ще­жи­тель­ный устав. Свя­той Ди­мит­рий имел обы­чай ча­сто по­се­щать свя­то­го Сер­гия и бе­се­до­вать с ним во Хри­сте о том, как управ­лять мо­на­сты­рем, чтобы при­ве­сти к Бо­гу Его из­бран­ных. Эти­ми свя­ты­ми Сво­и­ми угод­ни­ка­ми, пре­по­доб­ны­ми от­ца­ми на­ши­ми, но­вы­ми чу­до­твор­ца­ми, Бог под­лин­но про­све­тил Рус­скую зем­лю.

По­том бла­жен­ный Ди­мит­рий по­ста­вил цер­ковь во имя свя­то­го Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца и мо­на­стырь око­ло озе­ра и го­ро­да Пе­ре­яслав­ля и был в нем игу­ме­ном. К нему при­хо­ди­ли мо­на­хи и не мо­на­хи ра­ди ис­це­ле­ния ду­шев­но­го и чтобы остать­ся с ним жить. Он по­учал их со сми­ре­ни­ем и по­стри­гал во свя­той ино­че­ский чин, со­би­рая та­ким об­ра­зом ста­до овец Хри­сто­вых. Бла­жен­ный ввел в мо­на­сты­ре об­ще­жи­тель­ный устав и сам для всех был об­раз­цом для под­ра­жа­ния. Бра­тия по­ви­но­ва­лась ему с лю­бо­вию как Ан­ге­лу Бо­жию, как ис­тин­но­му на­став­ни­ку, чти­ли как хо­да­тая пе­ред Бо­гом, вы­ма­ли­вав­ше­го для них Небес­ное Цар­ствие.

За­тем бла­жен­ный Ди­мит­рий ото­шел от­ту­да на Во­лог­ду. Там он со­здал цер­ковь Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са на освя­ще­ние во­дам (в честь празд­ни­ка Про­ис­хож­де­ния Чест­ных Древ Жи­во­тво­ря­ща­го Кре­ста Гос­под­ня, ко­гда со­вер­ша­ет­ся Цер­ко­вью освя­ще­ние во­ды; этот мо­на­стырь св. Ди­мит­рий по­ста­вил в из­лу­чине, или лу­ке, ре­ки Во­лог­ды – Спас­ский При­луц­кий мо­на­стырь). Свя­той на этом ме­сте со­брал боль­шую бра­тию и то­же дал об­ще­жи­тель­ный устав.

Хо­ро­шо на­ста­вив это ста­до Хри­сто­вых овец, пре­по­доб­ный отец наш Ди­мит­рий пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду в 1392 го­ду 11 фев­ра­ля (24 фев­ра­ля по но­во­му сти­лю).

Подробнее:

Тропарь преподобному Димитрию, игумену Прилуцкому, Вологодскому

Свы́ше от Бо́га, пpеподо́бне,/ благода́ть пpия́л еси́ духо́вную,/ и от Него́ у́бо позна́лся еси́, блаже́нне,/ Того́ pа́ди и ты ду́хом позна́л еси́ лу́чшая Его́,/ бу́дущаго ве́ка пpебыва́ние,/ и по́стнически испыта́вся во свои́х оби́телех./ И ны́не со а́нгели ликовству́я,/ Спа́су всех за ны моли́ся, свя́те Дими́тpие, да вси вопие́м:/ Сла́ва Да́вшему ти кpе́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Перевод: Свыше от Бога, преподобный, благодать получил ты духовную, и от Него был познан (1Кор.13:12), блаженный, ради Него и ты духовно познал лучшее Его, жизнь Будущего века, постнически испытав себя в своих обителях. И сейчас, с ангелами радуясь, Спасителю всех о нас молись, святой Димитрий, да все взываем к тебе: «Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления».

Кондак преподобному Димитрию, игумену Прилуцкому, Вологодскому

От ю́ности, преподо́бне, крест твой взе́м, Христу́ после́довал еси́,/ в моли́твах и поще́ниих, во бде́ниих же и злострада́ниих пло́ть твою́ изнуря́я./ Те́мже и Всеви́дящее О́ко твоя́ труды́ ви́дев,/ чудесы́ тя прославля́ет, и всех зва́ти тебе науча́ет:// ра́дуйся, преподо́бне о́тче Дими́трие, по́стников удобре́ние.

Перевод: С юности, преподобный, крест свой взяв, Христу последовал ты, в молитвах и пощениях, в бдениях и суровой жизни плоть твою изнуряя. Потому Всевидящее Око, видя твои труды, прославил тебя в чудесах и научил всех взывать к тебе: «Радуйся, преподбный отче Димитрий, постников украшение».

Молитва преподобному Димитрию, игумену Прилуцкому, Вологодскому

О, свяще́нная главо́, преди́вный чудотво́рче, богоно́сне о́тче наш Дими́трие! Усе́рдно припа́дающе к тебе́, мо́лимся: яви́, нам, смире́нным и гре́шным, многомо́щное твое́ заступле́ние. Се бо грех ра́ди на́ших, не и́мамы дерзнове́ния ко Го́споду проси́ти Его́ даро́в, нам благопотре́бных, но тебе́, моли́твенника к Нему́ благоприя́тного, предлага́ем и про́сим: испроси́ нам у бла́гости Его́ вся я́же на по́льзу душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру, пра́вду, наде́жду несумне́нну, любо́вь нелицеме́рну, во искуше́ниих му́жество, в злострада́ниях терпе́ние, в моли́твах постоя́нство, в благоче́стии преуспе́яние, вожделе́нное здра́вие, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, дожди́ благовре́менны, жите́йских потре́б дово́льство, мир во днех на́ших и благослове́ние свы́ше на вся́кая блага́я дела́ на́ша. Не забу́ди, чудотво́рче святы́й, ми́лостиво посеща́ти оби́тель свою́, гра́ды и ве́си страны́ на́шея правосла́вныя, сохраня́я и соблюда́я их моли́твами твои́ми от вся́кого зла. Помяни́ всех, ве́ру и любо́вь к тебе́ иму́щих и и́мя твое́ моли́твенно призыва́ющих, и во благи́х проше́ния их ми́лостиво испо́лни, осеня́я их свы́ше святооте́ческим твои́м благослове́нием. Ей свя́тче Бо́жий, не лиши́ и нас гре́шных твоего́ многомо́щнаго заступле́ния, но сподо́би нас кончи́ну жития́ благу́ю улучи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати. Да воспое́м и просла́вим ди́внаго во святы́х свои́х Бо́га на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 31–46.

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46 И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

(Мф. 25, 31-46.)

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНЫХ ДЕТЕЙ

П риуготовляя своих верных чад к благодатному времени Великого поста, времени особых духовных подвигов и покаяния Церковь предлагает нашему вниманию притчу о блудном сыне (см.: Лк. 15, 11–32).


(MP3 файл. Продолжительность 9:19 мин. Размер 6.8 Mb)

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • Лекция 3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (+ВИДЕО)
  • «Храма Божия усердный строителю»

    Чудеса от иконы отца Гавриила начали происходить с первых дней ее появления в нашем храме.

Это грандиозное архитектурное сооружение на берегу Босфора каждый год привлекает множество туристов и паломников из многих стран и с разных континентов. Движет ими осознание того факта, что простое описание Храма в Константинополе из школьного учебника истории не даёт полного представления об этом выдающемся памятнике культуры античного мира. Его необходимо увидеть своими глазами хотя бы один раз в жизни.

Из истории древнего мира

Даже самое подробное описание Храма Святой Софии в Константинополе не обеспечит всей полноты представления об этом архитектурном феномене. Без последовательного рассмотрения той череды исторических эпох, сквозь которую ему довелось пройти, вряд ли получится осознать всю важность этого места. Прежде чем он предстал перед нашим взором в том состоянии, в каком его могут видеть современные туристы, утекло много воды.

Собор этот изначально возводился как высший духовный символ Византии, новой христианской державы, возникшей на обломках античного Рима в четвёртом веке нашей эры. Но история Храма Святой Софии в Константинополе началась ещё до распада Римской империи на западную и восточную части. Самому этому городу, расположенному на стратегически важном рубеже между Европой и Азией, необходим был яркий символ духовного и цивилизационного величия. Император Константин I Великий понимал это как никто другой. И только во власти монарха было начать возведение этого грандиозного сооружения, не имевшего аналогов в древнем мире.

Дата основания храма навсегда связана с именем и периодом правления этого императора. Даже несмотря на то что фактическими авторами собора были другие люди, жившие гораздо позже, в эпоху правления императора Юстиниана. Из исторических источников нам известно два имени этих крупнейших архитекторов своей эпохи. Это греческие зодчие Анфимий Тралльский и Исидор Милетский. Именно им принадлежит авторство как инженерно-строительной, так и художественной части единого архитектурного проекта.

Как строился храм

Описание Храма Святой Софии в Константинополе, изучение его архитектурных особенностей и этапов строительства неизбежным образом приводит к мысли о том, что изначальный план его возведения существенно менялся под воздействием различных политических и экономических обстоятельств. Подобного масштаба сооружений в Римской империи до этого не было.

Исторические источники утверждают, что дата основания собора - 324 год от рождества Христова. Но то, что мы видим сегодня, начало возводиться примерно через два столетия после этой даты. От сооружений четвёртого века, основателем которых был Константин I Великий, в настоящее время сохранились лишь фундаменты и отдельные архитектурные фрагменты. То, что стояло на месте современного Собора Святой Софии, носило название Базилики Константина и Базилики Феодосия. Перед правившим в середине шестого века императором Юстинианом стояла задача воздвигнуть нечто новое и доселе невиданное.

По-настоящему поражает воображение тот факт, что грандиозное сооружение собора продолжалось всего лишь пять лет, с 532 по 537 годы. На строительстве одновременно трудилось более десяти тысяч рабочих, мобилизованных со всех концов империи. На берег Босфора для этого доставлялись в необходимом количестве лучшие сорта мрамора из Греции. Средств на строительство император Юстиниан не жалел, поскольку возводился не просто символ государственного величия Восточной Римской империи, но и Храм во славу Господа. Он должен был нести всему миру свет христианского вероучения.

Из исторических источников

Описание Храма Святой Софии в Константинополе можно найти в ранних исторических хрониках придворных византийских летописцев. Из них явствует, что на современников производили неизгладимое впечатление грандиозность и величие этого сооружения.

Многие считали, что совершенно невозможно построить такой собор без непосредственного вмешательства божественных сил. Главный купол величайшего христианского мира был издалека виден всем морякам в Мраморном море, приближавшимся к Босфорскому проливу. Он служил своеобразным маяком, и в этом было ещё и духовно-символическое значение. Так было задумано изначально: византийские храмы должны были затмить своим величием всё то, что строилось до них.

Интерьер собора

Общая композиция храмового пространства подчинена законам симметрии. Этот принцип был важнейшим ещё в античном храмовом зодчестве. Но по своему объёму и уровню исполнения интерьеров Храм Софии в Константинополе значительно превосходит всё, что строилось до него. Именно такую задачу ставил перед зодчими и строителями император Юстиниан. Его волей из многих городов империи на отделку храма были доставлены готовые колонны и другие архитектурные элементы, взятые из ранее существовавших античных сооружений. Особую сложность представляло купольное завершение.

Грандиозный главный купол поддерживала арочная колоннада с сорока оконными проёмами, обеспечивавшими верхнее освещение всего храмового пространства. С особой тщательностью отделывалась алтарная часть собора, на её декорирование ушло значительное количество золота, серебра и слоновой кости. По свидетельству византийских историографов и оценкам современных экспертов, император Юстиниан только на интерьер собора потратил несколько годовых бюджетов своей страны. В своих амбициях он хотел превзойти ветхозаветного царя Соломона, воздвигнувшего Храм в Иерусалиме. Эти слова императора были зафиксированы придворными летописцами. И есть все основания полагать, что императору Юстиниану удалось осуществить своё намерение.

Византийский стиль

Софийский собор, фото которого в настоящее время украшают рекламную продукцию множества туристических агентств, является классическим воплощением имперского в архитектуре. Стиль этот легко узнаваем. Своим монументальным величием он, безусловно, восходит к лучшим традициям имперского Рима и греческой античности, но перепутать эту архитектуру с чем-то другим просто невозможно.

Византийские храмы без труда можно обнаружить на значительном удалении от исторической Византии. Это направление храмового зодчества и сегодня являются преобладающей архитектурной стилистикой на всей территории, где исторически доминировала православная ветвь мирового христианства.

Для этих сооружений характерны массивные купольные завершения над центральной частью здания и арочные колоннады под ними. Архитектурные особенности этого стиля вырабатывались веками и стали неотъемлемой частью русской храмовой архитектуры. Сегодня даже не все догадываются о том, что исток её находится на берегу Босфорского пролива.

Уникальные мозаики

Всемирно признанной классикой изобразительного искусства стали иконы и мозаичные фрески со стен Собора Святой Софии. В их композиционных построениях легко просматриваются римские и греческие каноны монументальной живописи.

Фрески собора Святой Софии создавались на протяжении двух столетий. Над ними работало несколько поколений мастеров и немало иконописных школ. Сама техника мозаики имеет значительно более сложную технологию по сравнению с традиционно темперной росписью по сырой штукатурке. Все элементы мозаичных фресок создавались мастерами по только им одним известным правилам, в которые не допускались непосвящённые. Это было и медленно, и очень затратно, но средств на интерьер Храма Святой Софии византийские императоры не жалели. Торопиться мастерам было некуда, ведь то, что они создавали, должно было пережить многие века. Особую сложность в создании мозаичных фресок создавала высота стен и кровельных элементов собора.

Зритель вынужден был видеть фигуры святых в сложном перспективном сокращении. Византийские иконописцы были первыми в истории мирового изобразительного искусства, кому приходилось учитывать этот фактор. До них такого опыта ни у кого не было. И с поставленной задачей они справились достойно, это могут сегодня засвидетельствовать многие тысячи туристов и паломников, ежегодно посещающих Софийский собор в Стамбуле.

В длительный период османского правления византийские мозаики на стенах храма были залеплены слоем штукатурки. Но после проведённых в тридцатые годы двадцатого века реставрационных работ они предстали взору в практически первозданном виде. И сегодня посетители Храма Святой Софии могут наблюдать византийские фрески с изображениями Христа и Девы Марии вперемежку с каллиграфически выведенными цитатами сур из Корана.

К наследию исламского периода в истории собора реставраторы тоже отнеслись с уважением. Интересно отметить и тот факт, что некоторым православным святым на мозаичных фресках иконописцы придали портретное сходство с правящими монархами и другими влиятельными людьми своей эпохи. В последующие столетия такая практика станет обычной при возведении кафедральных в крупнейших городах средневековой Европы.

Своды собора

Софийский собор, фото которого увозят с берегов Босфора туристы, свой характерный силуэт приобрёл не в последнюю очередь благодаря грандиозному купольному завершению. Сам купол имеет относительно небольшую высоту при внушительном диаметре. Такое соотношение пропорций в дальнейшем войдёт в архитектурный канон византийского стиля. Высота его от уровня фундамента - 51 метр. Превзойдён он по величине будет только в эпоху Ренессанса, при возведении знаменитого в Риме.

Особую выразительность своду Софийского собора придают две купольные полусферы, расположенные с запада и с востока от главного купола. Своими очертаниями и архитектурными элементами они повторяют его и в целом создают единую композицию свода собора.

Все эти архитектурные открытия древней Византии впоследствии много раз использовались в храмовом зодчестве, при возведении кафедральных соборов в городах средневековой Европы, а потом и по всему миру. В Российской купол Собора Святой Софии нашёл очень яркое отражение в архитектурном облике в Кронштадте. Как и знаменитый храм на берегу Босфорского пролива, он должен был быть виден с моря всем морякам, приближающимся к столице, символизируя тем самым величие империи.

Конец Византии

Как известно, любые империи достигают своего расцвета, а потом движутся в сторону деградации и заката. Не минула эта участь и Византию. Восточная Римская империя обрушилась в середине пятнадцатого века под тяжестью собственных внутренних противоречий и под нарастающим натиском внешних врагов. Последнее христианское богослужение в Храме Святой Софии в Константинополе состоялось 29 мая Этот день был последним и для самой столицы Византии. Просуществовавшая почти тысячу лет империя была в этот день повержена под натиском турок-османов. Прекратил своё существование и Константинополь. Теперь это город Стамбул, на протяжении нескольких веков он был столицей Османской империи. Завоеватели города ворвались в храм в момент богослужения, жестоко расправились с находящимися там, и безжалостно разграбили сокровища собора. Но само здание турки-османы разрушать не собирались - христианскому храму суждено было стать мечетью. И это обстоятельство не могло не отразиться на внешнем облике византийского собора.

Купол и минареты

В период Османской империи внешний облик Храма Святой Софии претерпел существенные изменения. Город Стамбул должен был иметь соответствующую столичному статусу соборную мечеть. Существовавшее в пятнадцатом веке здание храма этой цели соответствовало отнюдь не идеально. Молебны в мечети должны совершаться в направлении Мекки, в то время как православный храм ориентирован алтарём на восток. Турки-османы провели реконструкцию доставшегося им храма - пристроили грубые контрфорсы к историческому зданию для укрепления несущих стен и соорудили четыре больших минарета в соответствии с канонами ислама. Софийский собор в Стамбуле стал именоваться мечетью Айя-София. В юго-восточной части интерьера был сооружён михраб, таким образом, молящиеся мусульмане должны были располагаться под углом к оси здания, оставляя слева алтарную часть храма.

Кроме того, были оштукатурены стены собора с иконами. Но именно это позволило реставрировать в девятнадцатом веке аутентичные росписи стен храма. Они неплохо сохранились под слоем средневековой штукатурки. Софийский собор в Стамбуле уникален ещё и тем, что в его внешнем облике и во внутреннем содержании причудливым образом переплелось наследие двух великих культур и двух мировых религий - православного христианства и ислама.

Музей Айя-Софья

В 1935 году здание мечети Айя-София было выведено из разряда культовых. Для этого понадобился специальный декрет президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка. Этот прогрессивный шаг позволил поставить точку в притязаниях на историческое здание представителей разных религий и конфессий. Лидер Турции смог к тому же обозначить свою удалённость от разного рода клерикальных кругов.

Из государственного бюджета были профинансированы и проведены работы по реставрации исторического здания и территории вокруг него. Обустроена необходимая инфраструктура для приёма большого потока туристов из разных стран. В настоящее время Софийский собор в Стамбуле является одной из важнейших культурно-исторических достопримечательностей Турции. В 1985 году храм внесён в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО как один из наиболее значимых материальных объектов в истории развития человеческой цивилизации. Добраться до этой достопримечательности в городе Стамбуле очень просто - находится она в престижном районе Султанахмет и заметна издалека.

Софийский собор назван не в честь святой Софии, как можно было бы подумать, а в честь Иисуса Христа.
По гречески Σοφία - «мудрость». Апостол Павел в своем послании прямо говорит об Иисусе Христе как о Божьей Силе и Божьей Премудрости (1 Кор 1 :24).

Досье собора:

Строительство: 532–537 годы

Архитектурный стиль: Переходный
от базиликального к крестово-купольному храму

Основатель: император Юстиниан I

Статус: музей Айя-София

Как найти собор святой Софии (скачать карту):

Адрес: Sultan Ahmet Mahallesi, Ayasofya Meydanı, 34122 Fatih/İstanbul, Турция

Архитектурные особенности собора:

Над алтарной частью находится мозаика с изображением Богородицы на троне, в руках которой младенец Христос. Это первая фигурная мозаика, созданная в IX веке после периода иконоборчества.

Чтобы облегчить купол, использовали кирпич из белой губчатой глины, которую добывали на острове Родос. Такой кирпич весил в 12 раз легче обычного.

Давление купола (1) рассеивается с помощью полукуполов (2) , которые, в свою очередь, опираются на «четверти» (3) . Таким образом, нагрузка равномерно распределяется на всю конструкцию. За счет отсутствия колонн прямо под куполом пространство визуально увеличивается в размерах и купол как будто «парит» в воздухе.

Во внутреннем дворе храма стояла квадрига бронзовых коней скульптора Лисиппа (приблизительно IV век до Р. Х.). Изначально она находилась в Коринфе, но потом ее перевезли в Рим, а оттуда в Константинополь. В 1204 году храм разграбили крестоносцы и увезли скульп­туру с собой. Ее установили на фасаде собора святого Марка в Венеции. Сейчас на их месте стоят точные копии, оригинал находится в музее собора. До сих пор остается неизвестным точный состав сплава, из которого отлита скульптура.

Фреска с императором Львом VI (816–912) находится над царскими вратами - входом в храм, которым пользовался только император. В центре изображен Иисус Христос, слева внизу на коленях стоит император Лев VI. Это нехарактерное изображение для правителя Византийской империи. Исследователи предполагают, что оно связано с четвертым неканоническим браком императора, после которого патриарх отказал ему в венчании и не пустил в храм.

В храм святой Софии из Рима привезли восемь порфировых колонн (темно-красного цвета), взятых из храма Солнца. Из Эфеса доставили восемь колонн из зеленого мрамора, которые стояли раньше в храме Артемиды. Есть предположение, что история с колоннами - позднейшая легенда.

1) Что сказал император Юстиниан, когда вошел в законченный храм Святой Софии?

Нажмите чтобы перевернуть

2) Зачем при строительстве храма потребовались трубы из городских фонтанов?

Нажмите чтобы перевернуть

3) Какая связь у храма Святой Софии с Киевом, Великим Новгородом и Полоцком?

Нажмите чтобы перевернуть

(бывший Константинополь) и увидели огромную очередь перед входом в храм - значит, вы стоите перед Софийским собором Стамбула (бывший Константиноноль) - матерью всех православных христианских храмов в мире.


Благодаря собору Святой Софии, вернее, впечатлению, которое он произвел на русских послов, присланных в Византию князем Владимиром Красное Солнышко, Русь, может быть, и стала христианской в 988 году. По преданиям, русские послы, побывав в соборе Святой Софии в Константинополе, приехали под таким сильным впечатлением от увиденного, что назвали этот собор не просто великолепным храмом, а раем. Оно и неудивительно - величие Святой Софии поражает человеческое воображение и сегодня.

История строительства

Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий - император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали "Мегало Еклесия" - Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма, в котором начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен - императором Юстинианом, в 532-537 г.г. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается, как гора Моисея , сегодня в Стамбуле.

Его называют Святая София - церковь Божественной Мудрости и считают одним из самых важных и самых прекрасных храмов в истории мировой архитектуры. А православные христиане считают собор Святой Софии главным собором христианства, Матерью всех православных соборов.


В мировых архитектурных кругах Айя-София занимает почетное четвертое место в мире среди музеев, равных ей по масштабу. Вот их перечень: церковь Св. Павла в Лондоне; Сан Пьетро в Риме; Дома в Милане.

Но как их можно сравнивать?! Все эти храмы, святые места , по крайней мере, на тысячу лет моложе Софийского собора!

Свое второе имя - Айя-София - храм святой Софии в Константинополе получил в качестве одного из трех эпитетов, которые употребляют, обращаясь к богу: Айя-София - Святая Мудрость, Ая-Ирена - Святое Благодушие, Ая Динамис - Святая Сила.

Если внимательно проанализировать историю строительства главного собора Стамбула , то можно найти интереснейшие факты.

Храм Святой Софии - воистину собиратель и коллекционер древностей: в нем нашли продолжение многие древние памятники архитектуры великого Рима и античной Греции : порфированные колонны Айя Софии - из Аврелиановского Храма Солнца в Риме; зеленые мраморные колонны - из храма Артемиды в Эфесе; колонны из зеленого гранита - от Эфесского портового гимназия; красные порфирные колонны - из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан); мраморные плиты Святой Софии - из запасов этого камня в Анатолии, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии и Нумидии. А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) - такой же, как и тот, из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе.


Есть еще несколько легенд, связанных со строительством Святой Софии в Константинополе. Согласно им, известь для строительства храма разводили на ячменной воде, в раствор для кладки камня добавляли оливковое масло, а для патриаршего престола в расплавленное золото были добавлены драгоценные камни - рубины, топазы, ониксы, сапфиры, аметисты и жемчуга. Затраты на строительство были огромными и составили три годовых дохода государства Византия - примерно 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн.


Император Юстиниан в день рождества - 26 декабря 537 года (который и стал днем открытия храма), подняв руки к небу, воскликнул: "Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку. Я превзошел тебя, Соломон! " Очевидно, что Юстиниан сравнил построенный по его приказу храм Святой Софии с библейским храмом Соломона, да и Константинополь он сравнивал с Иерусалимом и называл его не иначе, как Новый Иерусалим.

Третья, (нынешняя) София, отстроенная Юстинианом, в течение 916 (почти тысячу) лет была кафедральным христианским собором Константинополя, главным храмом Византийской империи и всего православного мира. Но после завоевания Византии османами великий Софийский собор в Константинополе почти на пятьсот (481) лет превратили в мечеть . Только в 1935 году декретом Ататюрка - первого турецкого Президента - Айя -Софии в Стамбуле присвоили статус музея .


Для тех, кто впервые входит в этот священный храм, впечатления становятся незабываемыми: он настолько огромен и могущественен, что перехватывает дыхание, а природный дневной свет из многочисленных окон собора делает его будто парящим в небесах, из-за этого даже стены храма кажутся прозрачными! Подтверждение вышесказанному - великолепные слова о Святой Софии: "Купол на цепи подвязан к небесам..."


Центральные Императорские двери (Врата) Собора сделаны, по преданию, из остатков Ноева ковчега. Сквозь них в Софию входил только Император. Для других посетителей предназначались соседние входы. По обе стороны Императорских дверей на мраморных плитах пола видны глубокие вмятины, образовавшиеся от ног императорских стражников, в течение сотен лет стоявших у этих дверей. В таких исторических местах поистине чувствуешь дыхание времени...

Софийская мечеть

О последствиях превращения Святой Софии в мусульманскую Софийскую мечеть говорят изменения в интерьере храма - четыре огромных круглых щита из верблюжьей кожи, подвешенные под куполом. Надписи на этих щитах - изречения из Корана, а также имена первых халифов (духовных лидеров Ислама).


Ататюрк - первый Президент Турции , великий реформатор, превратив Софию из мечети в музей, велел снять щиты со стен православного храма, что и было сделано. Однако сразу после его смерти, в 1938 году их опять вернули на прежнее место.


Еще одно свидетельство превращения Софийского собора в мечеть - в алтарной апсиде храма мусульманами была устроена молитвенная ниша - михраб. Рядом с михрабом - ложа султана, напротив - место имама для чтения молитв.

Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей - кувшины для омовений (недалеко от входа). В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век). Но главное свидетельство попыток превращения Великого храма в Софийскую мечеть - четыре минарета и полумесяц над куполом. Хотелось бы заметить, что все эти преобразования не стали единым целым со Святой Софией, они так и остались "инородными телами", "чужеродными включениями" на этой великой христианской святыне.


Последняя литургия в Софийском соборе Константинополя началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. Утром, выломав двери, в храм ворвались янычары, но православный священник с чашей в руках каким-то чудесным образом скрылся...


Во время экскурсий в храме нередко можно услышать из уст экскурсоводов повествование о том, что якобы Мехмед-Завоеватель, заехав в храм на коне, окровавленной рукой невольно прислонился к стене (его конь поскользнулся на залитых кровью плитах пола). В качестве подтверждения этого события, как правило, всегда демонстрируется пятно - отпечаток ладони на стене храма, рядом с алтарем.

Не верьте. Помощник путешественника уверен, что не было этого. Конечно, пол в Храме в то утро действительно был залит кровью, но Мехмед-Завоеватель в Софийский собор в Константинополе не въехал, а - вошел, спешившись и посыпав свой тюрбан придорожной пылью - в знак смирения перед Святой Софией и ее божественной силой...

Загрузка...
Top