Мистическая Прага - Самый полезный блог — ЖЖ. Жизнь в Праге: реальность и мистика чешской столицы Ведьмы в чехии

Приезжая в Злату Прагу, путешественники непременно бредут по протоптанной туристической дорожке. Обязательно нужно пройтись по королевскому Карловому мосту, украшенному вереницей статуй святых и запечатлеть себя на фоне набережной Влтавы. Непременно нужно дождаться, когда знаменитые астрономические часы старинной городской ратуши на Староместской площади начнут свое маленькое представление. Нельзя пропустить смену караула возле дворца, где расположена резиденция президента. И, наконец, попасть на один из старинных пивоваренных заводов, которыми славится Богемия. Высокое качество пива обеспечено давней традицией. Начиная с XIV века, недобросовестные производители пива сажались на городской площади в ошейнике с цепью и поливались их же некачественным напитком любым прохожим, желавшим отомстить за испорченное удовольствие. После дневной прогулки по городу не стоит торопиться обратно в отель или засиживаться в одном из многочисл енных ресторанов, ведь все свои загадки и тайны Прага раскрывает в полночь.

Лишь только на город спускаются сумерки, и тьма окутывает старинные средневековые улочки, вокруг все преображается. Именно такая – сумрачная Прага вдохновляла Франца Кафку и Густава Майринка на создание мистических произведений. Каждый дом, каждая дверь, каждый сад старого города имеет свою историю. Многие из них стали достоянием всего человечества, а не только любителей чешского фольклора. Всемирную известность получила история доктора Фауста и легенда о раввине Лёве, создателе искусственного существа – Голема.

В историю Праги органично вплелись мистические элементы, привносящие особый колорит. Даже само основание города овеяно весьма своеобразной легендой. Жившая в IX веке княжеская дочь Либуша обладала крайне полезным для правителей навыком – ясновидением. Однажды, стоя на возвышении над рекой Влатвой, она ощутила очередной прилив «силы» и тут же изрекла пророчество о том, что вскоре будет основан город, слава которого достигнет небес. Местом основания должен был стать порог дома, который в тот момент мастерил какой-то мужчина.

Княжеские слуги отправились на поиски этого места и вскоре нашли простого пахаря по имени Пршемысл, который как раз делал праг («порог» по-чешски). Взяв его в мужья, княжна основала не только династию князей Пршемысловичей, но и город Прагу. Кто знает, было ли то пророчество откровением или просто желанием знатной дамы совершить эксцентричный поступок, выйдя замуж за мужчину низкого сословия, но благодаря этой мистико-романтической истории на просторах Богемии появился прекрасный город Прага.

Но настоящей столицей мистики город стал во времена императора Священной Римской Империи Рудольфа II. Этот весьма необычный монарх посвятил свою жизнь не войнам, и не открытию новых земель, как это было модно в его эпоху, а поиску философского камня, способного превращать в золото любой металл. С 1583 года, когда Рудольф переехал в новую столицу, со всей Европы в Пражский Град стали стекаться ученые, алхимики, астрологи, метафизики, лекари и просто шарлатаны, в надежде снискать расположение императора.

Некоторых из них Рудольф приглашал лично, спонсируя не только переезд в столицу, но и проживание. Под его покровительством работали такие ученые как Тихо Браге и Иоганн Кеплер, знаменитые астрологи Эдвард Келли и Джон Ди. По легенде, Злата уличка как раз и была тем местом, где по ночам чудодействовали ученые, звездочеты и алхимики всех мастей. Не мудрено, что каждый дом был настоящей алхимической мастерской, овеянной тайнами.

Однако не только Злата уличка славится жуткими историями про алхимические эксперименты средневековых ученых. На одном из углов Карловой площади стоит дом. Местные жители уверены, что в нем какое-то время жил печально известный доктор и чернокнижник Иоганн Фауст – прототип многих литературных и музыкальных произведений. Вообще в этом доме жило немало загадочных личностей, он словно притягивал к себе все странное. До сих пор на чердаке проклятого дома веет жутким холодом, а его мрачный сад считается последим пристанищем души Фауста, так и не обретшей покой. Изучая магические формулы в старинных книгах, Фауст нашел возможность вызвать дьявола. Заключив с ним договор, Фауст продал свою душу и получил в обмен исполнение любых желаний. Когда же пришел срок отдавать долг, чернокнижник заклинал дьявола повременить, но тот был неумолим. Он схватил Фауста и вылетел с ним из дома прямо через крышу, выбив дыру в черепице. Как бы не заделывали эту дыру последующие обитатели дома, на следующий день она разверзалась снова. Сегодня в проклятом доме располагается больница. Но следы пребывания Фауста и дьявола до сих пор остаются в верхней части дома: неисчезающее и несводимое пятно отмечает то место, откуда вылетел дьявол с несчастной душой доктора.

Вернемся к императору Рудольфу. После массового изгнания в конце XV века из Испании и Португалии всех евреев, они нашли своей приют во владениях Рудольфа, поскольку его в большей степени интересовала не астрология или алхимия, не западная европейская наука, а древнее иудейское мистическое учение – Каббала. В кварталах еврейского гетто Праги в XVI веке жил выдающийся знаток Каббалы – ученый раввин Йехуда бен Бнцалель, известный как рабби Лёв. Тридцать лет он был главой иудейской общины и раввином Староновой синагоги – самой старой синагоги Европы. Молва приписывала ему исключительную мудрость и обладание секретным знанием формулы из мистической книги Зогар («Сияние»). В этой книге, содержащей чуть более тысячи слов, сокрыта тайна имени Бога, творения и смысла жизни. Благодаря знанию формулы, Лёв смог создать из глины Голема – живое существо, выполняющее приказы своего создателя. Своеобразный средневековый робот носил на своем лбу слово «правда», оживлявшее его. Каждую пятницу рабби Лёв «дезактивировал» Голема, чтобы тот не накапливал чрезмерно энергию и остывал. Однажды он забыл это сделать и Голем, взбунтовавшись, чуть не разрушил синагогу и все гетто. Лёву пришлось стереть первую букву на лбу Голема, превратив начертанное в слово «смерть». В одно мгновение Голем превратился в груду глины. Раввин собрал ее и разместил на чердаке Староновой Синагоги. Вход на чердак он замуровал. Сегодня Синагога открыта для посещения, и говорят, что до сих пор в ночное время можно увидеть тень Голема, маячащего на чердаке.

Мистическая аура окутывает Прагу и в наши дни. Если вы отважитесь отправиться в полночь в Вышеград, у вас есть шанс увидеть немало жуткого и загадочного. Здесь есть свидетели встреч с умершими, которые являются во время полуночных месс. Часовые одного из артиллерийских складов, расположенных рядом со старым кладбищем, не раз покидали свой пост, прячась от черной загробной кареты, управляемой обезглавленным кучером и влекомой обезглавленными черными лошадьми. Особый ужас на припозднившихся пешеходов наводит черный призрачный пес с кровавыми глазами и огненным языком. Если вам посчастливилось выжить после встречи с псом, и вы заприметили место, где он крутился колесом, у вас есть шанс отыскать вход в подвалы Вышеградской горы, где хранятся несметные сокровища.

На одном из городских кладбищ есть могила с изображением девочки Анички. Говорят, что во время рождения ребенка в семье бедного музыканта произошла ошибка, и в новорожденную девочку была вселена душа непоседливого ангелочка. Так на земле появился ангел, озаряя своей прекрасной душой все вокруг. Аничке жилось не легко, она сердцем чувствовала, что должна помогать всем – и честным людям, и преступникам. Многие зачастую злоупотребляли ее добротой. Наконец Бог смилостивился, и забрал ангелочка обратно на небо – Аничка играла у окна и, потянувшись за игрушкой, выпала из него.

Текст: Ганна Ролинска

30 апреля по всей Праге пройдут веселые «ведьминские» празднования. Будут жечь костры, запекать колбаски, танцевать и устраивать игры для детей и взрослых.

Вальпургиева ночь (Valpuržina noc) известна в странах Европы как шабаш ведьм, ночь ведьм (noc čarodějnic). «Ночью ведьм» называется эта ночь и в Чехии. Это время, полное магии, предшествует празднику святых Филиппа и Якова (Filipojakubská noc). Считается, что в ночь с 30 апреля на 1 мая стирается грань между мирами, нечистая сила проникает в наш мир, собираясь на шумный шабаш на Лысой горе. Чтобы защитить себя от ведьминых чар, козней нечисти, при себе надо иметь освященный мелок или цветок папоротника.

Раньше на холмах разводили костры, чтобы с помощью огня отпугнуть ведьм. Традиция эта не исчезла и до нашего времени, костры в этот день разжигают во всех регионах страны. Люди танцуют у костров в карнавальных костюмах, устраивают различные состязания, конкурсы. Накануне дня святых Филиппа и Якова в Карконоше в костры бросают старые метлы.

Символическое сожжение ведьм устраивается 30 апреля у замка в Остраве. Это довольно веселый праздник, не смотря на мистический пугающий колорит. Каждый присутствующий может попробовать полетать на метле или поучаствовать в других интересных играх и соревнованиях.

В северной Чехии, в Нова-Бистрице 30 апреля проходит шествие, в котором принимают участие и ведьмы, это очень живописное зрелище.

Жители столицы тоже не остаются в стороне – кто-то надевает ведьминские лохмотья, кто-то вечернее платье, в каждом районе устраивается большое собрание у костра. В школах и детских садах проходят «Бесидки», где дети тоже одеваются ряжеными. Дети разжигают костер и жарят на нем сардельки.

На самом высоком в городе холме в эту ночь сжигают изображение ведьмы. Скорее всего, этот праздник является данью жестокому средневековью, когда на кострах сжигались тысячи ведьм, большинство из которых, к сожалению, ведьмами не были. Но есть также и версия, по которой ведьма является только олицетворением уходящего времени года.

Чехи суеверны. Многие полагают, что в эту ночь можно встретить кого угодно танцующим и прыгающим через огонь, намекая на нечистую силу. Если вам доведется в эту ночь побывать на празднике в Чехии, будьте осторожны!

Праздник сожжения ведьм в парке Камп в Праге

Начнется 30 апреля в 19:00 процессией ведьм и всякой нечисти от Малостранской площади, мимо Карлова моста и дальше к парку Кампа.
В парке будет разведен костер, на котором сожгут ведьм. А так же музыка, жаренные колбаски и пиво ждут вас.

Праздник сожжения ведьм в парке Ladronka в Праге .

В программе: спорт, игры, конкурсы, музыка, концерты и театральные выступления. Обязательно – жареные колбаски и пиво.
Праздник продлится с 12:00 до 22:30

В начале третьего тысячелетия, подозрительно много особ женского (а иногда даже и мужского) пола с головой окунулись в забытое древнее искусство колдовства. Школы магии и оккультные салоны стали расти как грибы после дождя, штампуя и клонируя очаровательных ведьм разного сословия и интеллекта. Почти в каждом городе мира, ведьмы без зазрения совести проникают во все сферы нашего существования.

Их можно встретить везде: и в парламенте, в магазине, в театре, в клубе и даже в интернете - тут этих «представительниц общества ограниченной магической ответственности» больше всего, не говоря уже про их новую ипостась - светскую ведьму. Ведьмы пишут книги (эту их привычку мы изучили уже давно), открывают лавки магической одежды, салоны кулинарной магии и без зазрения совести вторгаются в наши частные дома в виде добродушной соседки, картинки в календаре, героев новомодного сериала или удивительных кукол, уверенно восседающих на своих миниатюрных метлах.

Пожалуй, по количеству ведьм на душу населения, Прага смело может соперничать с такими общепризнанными центрами колдовства и магии, как островов Мэн и даже Салем.

Как мне однажды сказала одна знакомая из Нимбурка (кстати сказать, дама весьма рассудительная и объективная, что впрочем не мешает ей иной раз разложить карты), что в Чехии так много ведьм, что их складывать некуда, их даже в магазинах распродают по ценам весьма умеренным (от 60 до 2000 крон).

Действительно, фигурки ведьм можно встретить в любом уважающем себе Драгонарии или гипермаркете.

Ведьмы всех сортов и окрасов, от самой маленькой, умещающейся на мочке вашего уха до гигантской - в рост человека, смотрят на Вас и настойчиво нашептывают - Купи нас! У меня дома их уже 8.

Каждая ведьма имеет свой характер, нрав и особенность. Одни владеют только таинствами приготовления пищи, и, следовательно, их надо размещать в кухне. Другие, с магической книгой в руках, исполняют желание - говорят, что если записать желание в ее книге, оно непременно исполнится. Обидно, что в книге только одна чистая страница… Ведьма с красной свечой в руках, помогает в любовных делах, Ведьма с пузырьком эликсира, поможет при болезнях. Ну а Ведьма с мешочком, славится своими чарами для поиска богатства - положишь ей в мешочек монетку и жди обогащения.

Смешные и чудаковатые, зашитые в мешковину и непонятные лоскутки, сделанные из веток и хвороста, ведьмы мирно витают под потолком даже самых дорогих чешских ресторанов, хитро подмигивая друг дружке.

Да, много в Чехии ведьм, очень много…

Да и как может быть по-другому, когда Великая Либуше, основательница Праги, обладала всеми колдовскими способностями: предрекала грядущее, занималась целительством, была мудра и прекрасна. Слава тебе, велика мать чешского народа, дающая силу жить во все времена, хранящая в пучине Влтавы свои великие дары!

Оставив на время привороты по e-mail и прочие интернет чудеса, чешские ведьмы со всей своей неторопливостью, устраивают выставки, тренинги и семинары, на которых можно услышать лекции как о силе камней, так и о новых веяниях в моде. Отдохнуть часок, другой от повседневности и закусить хрустящим ландгошем с крушевицким пивом. Как мало надо для счастья…

Интересно, что бы воскликнула Великая Мария Терезия, взирая на такое нашествие ведьм в свой королевский град? Несколько раз отклонив закон о казни ведьм, сейчас она бы крепко призадумалась, о данном неосмотрительном решении. Впрочем, сударыня Чехия всегда была лояльно настроена по отношению к колдунам, ведьмам и прочей чертовщине. Позорный столб на Староместкой площади был неплохой заменой пылающим кострам, да и Рудольф II, сам тяготел к тайным наукам, окружая себя придворными алхимиками и предсказателями. В то время, как австрийские ведьмы вовсю коптили свои бока на кострах инквизиции, в Чехии ведьм переписывали, и учитывая степень их виновности либо высылали из Праги к черту восвояси или селили в отдаленных деревнях. Тех деревень уже нет и в помине, многие исчезли без следа, многие стали городами, а многие превратились в отдаленные районы Праги. Одним из самых таинственных считается район Дейвице, название которого происходит от слова «Dehna» - демон. История этого странного места известна аж с 11 века, именно тогда селение Дейвице, упоминается впервые. Возможно это было одно из тех поселений ведьм, так как жители этого селения проводили языческие обряды. Об этом нередко упоминали купцы, рядом с Дейвице проходил главный торговый путь в Чехии. Кто знает, может и сегодня блуждая по этому району, можно встретить парочку загулявших демонов…

И нет ничего удивительного, что один из чешских Сканзенов Ботаникус до сих пор продолжает свое колдовское ремесло - плантации колдовских трав и кореньев, мыловарни и свечные заводики: на многие мили вокруг разносят тончайшие волшебные ароматы, способные погрузить Вас в готическое средневековье. Кто уж тут устоит. С марта по октябрь тянется нескончаемая вереница разноязычных поклонников герметических наук, чтобы приобрести самые необходимые в колдовстве травы, настойки и амулеты. А о ароматном мыле из Ботаникуса, прознали многие солидные ведьмы. В разные страны и города, увозят они эти ароматные кусочки богемской тайны, дарующие чистоту, любовь, красоту и уверенность в своих силах, чего так часто не хватает…

Но вернемся в Прагу. Пражские ведьмы это существа совсем иного толка, чем какая-то надменная московская ведьма или развеселая киевская вдова, торгующую леденцами (Как уверяет Николай Васильевич - все бабы, что торгуют в Киеве, и есть ведьмы, надо только показать ей дулю да два раза плюнуть на ее хвост). Пражские ведьмы искренне гордятся своим средневековом происхождением, уверяют что знают всех чешских водяных и не редко вспоминают свои личные встречи с доктором Фаустом и Тихо де Браге. Кто их знает, дурачат они меня или говорят чистую правду? Я промолчу, пусть эта тайна останется только между нами.

Уверенно чеканя шаг, украдкой поглядывая на часы с напускным взглядом скучающей львицы, бежит по своим мистическим делам ПРАЖСКАЯ ВЕДЬМА. Уж сколько мне о ней успели порассказать, какие невероятные легенды и слухи ходят вокруг этой хрупкой чешской женщины с ликом харизматичной Горгоны…

Кожаный плащ, словно крылья летучей мыши, вздрагивает от порыва ноябрьского ветра, готовый улететь. Черный зонт услужливо прячет Ведьму под свой шелковый палантин, скрывая от назойливых капель.

Но не один чешский дождь не сможет растопить ее холодного сердца, чем она очень гордится. Ведьма бежит вдоль уютных трактиров, бежит не обращая внимание на дождь, Прагу и суету. И только сказки, которые ей нашептали Ангелы, греют искорку ее колдовской души. Беги ведьма, беги…

Многочисленные туристы умиротворенно пьют кофе из белых фарфоровых чашек и изредка бросают в окна недовольные взгляды. Дождь монотонно стучит в пожелтевшие стекла витрин навевая грустные воспоминания. Прага плачет, прощаясь с последними теплыми днями уходящего года.

О, всезнающие чешские ведьмы, на что не пускаетесь Вы, что бы проникнуть за грань дозволенного. Беспокоите по ночам лучезарных ангелов, ловите эльфов в Моравских лесах, пытаясь выманить у них заветные оракулы, начертанные на листах редких цветов, задабриваете водяных Эльбы, бьете поклоны Дьяволу из домика доктора Фауста, и все ради какой-то недостижимой цели, смысл которой мне не понятен.

Прага уверенно стирает из памяти многих своих магических героев: Кривая гадательница Марженка, Каббалист Альбрех Кисел, пан Войтех Тржин, водивший дружбу со многими подземными духами, да и не упомнишь их всех - безумных волшебников староместских лабиринтов.

Скоро отступит мороз и в преддверии Весны, зашумит, захороводит по городам и городишкам чешская масленица. Молодое пиво запенится в глиняных кружках и мельницы завертят своими жерновами, перемалывая старух в молодых красавиц. И еще долго в ночи будет трубить рог, провозглашая похороны веселого Бахуса.

А на 1 мая, соберутся ведьмы на свой фестиваль, заморочат своими шутихами детвору, замажут сажей щеки и разбудят фантастических чудовищ, в которых так хочется верить. Колдуй ведьма, колдуй. Мы тебя не боимся…

Как воспоминание о чем-то забытом и сказочном, запылают во дворах, освещая ночное небо, соломенные куклы. Это тоже ведьмы. Гори ведьма, гори, уноси с собой былые обиды…

P.S. В чешском языке слово Ведьма не является прямолинейным обозначением вредной старухи с крючковатым носом и черным котом, и не говорит, что женщина водит дружбу с Дьяволом. Слово Ведьма, происходит от слова Ведать, знать и является определением женщины владеющей знаниями, будь-то народная медицина, медитативные практики и другие духовные тренинги и доктрины.
В последнее время к ним присоседились и гадалки..
Так кто же Она, настоящая седая горбатая, владеющая всеми древними заклятиями, укротившая волшебную метлу? Она не ведьма, она Чародейница. Так принято называть их в Чехии.

Прага - один из наиболее мистических городов Европы, а возможно, и всего мира. Г. Майрипк, писатель и финансист (по слухам, использовавший в борьбе с конкурентами запрещенные оккультные приемы), дает свое определение уникальности Праги: "Другие города, какими бы древними они ни были, кажутся мне невольниками тех, кто в них обитает; они как будто дезинфицированы какой-то сильной стерилизующей кислотой - Прага же управляет своими жителями как марионетками: дергает их за ниточки с первого до последнего вздоха"... Магическая сущность города лучше всего проявляется в низкий сезон, когда осенние или весенние туманы, вступающие в Прагу от реки Влтавы - Мольдау, возвращают призракам разных веков и эпох полноценные права гражданства.

Современную столицу Чехии составили четыре города: Градчаны (выросший вокруг королевской крепости - Града), торговый и университетский Старый Город (Старе Место), заложенный для немецких колонистов королем Пржемыслом Отакаром II квартал Мала Страна и, наконец, возведенный императором Карлом IV Новый Город (Нове Место). Каждый из этих городов имел свои законы, права и привилегии. В единую административную систему они слились только в 1784 году. Если прибавить сюда древний рыцарственный Вышеград и Старый Еврейский город, объединенный с Прагой лишь в 1850 году, то пражских городов получится уже шесть.

Древнеславянский город был основан в IX веке княгиней-пророчицей Либуше близ городка Мелник, где у слияния вод Влтавы и Лабы разошлись пути Чеха, Леха и Руса.

Самые древние призраки окружают две пражские твердыни, выступавшие в истории антиполами,- имперскую резиденцию Град и опальный Вышеград, с которым, однако, связаны первые события чешской истории. Мудрая и прекрасная княжна-пророчица Либуше, основательница Вышеградской крепости на скале над Влтавой, приказала привести к себе богатыря Пржемысла прямо от плуга, чтобы сделать его своим супругом. От их брака произошла династия чешских королей. После смерти Либуше ее подруги попытались отстоять матриархатные порядки в знаменитой войне дев, но потерпели поражение.

Считается, что Либуше и после смерти не сложила с себя бремя забот о своем народе. Ее посланник - безголовый рыцарь - появляется под стенами Вышеграда. Ему поручено разузнать, каково живется чехам на чешских землях, и сообщить об этом своей госпоже. (Народное поверье в своем поэтичном видении не считает отсутствие головы препятствием для этой задачи). Если Либуше получит известие, что чехи нуждаются в ее помощи, она может вступиться за свой народ. Рассказывают, что под утесом, на котором возведен Вышеградский замок, вот уже более тысячи лет спят рыцари Либуше, готовые пробудиться по слову своей повелительницы.

Легенда повествует, что Либуше в сопровождении юных дев часто ходила в купальню под стенами Вышеграда. Считается, что когда сумерки ниспадают на Прагу, красавицы из прошлого тысячелетия появляются на месте, где они служили своей госпоже, и до припозднившегося путника может донестись их чарующее пение. В действительности же романтичная купальня Либуше с южной стороны крепости представляет собой руины сторожевой башни XV века: речные суда подвозили сюда продовольствие и по ложбине в скале его поднимали наверх.

Мрачные духи языческих времен клубятся, собираясь близ Града. Они происходят из той эпохи, когда древние боги славян отчаянно сопротивлялись пришествию новой веры. Основатель Града, князь Боривой (850-895 гг.), вместе со своей супругой Людмилой был обращен в христианство создателем славянской азбуки Мефодием. У Боривоя был сын Воротислав. Сам он был добрым христианином, но его супруга Драгомира, хотя и была крещена, следовала языческим обычаям. После смерти Воротислава Драгомира стала правительницей-регентшей при своем юном сыне Вячеславе. Язычница не только по вере, но и по характеру, Драгомира отличалась неуемным нравом. Окружив себя единомышленниками, она старалась повернуть историю Чехии вспять, возродив дохристианские порядки. Людмила постаралась сделать так, чтобы Драгомира была отстранена от дел правления. Но коварная княгиня жестоко отомстила своей свекрови. Подосланные убийцы ворвались к Людмиле, когда она молилась, и задушили ее. Произошло это в 927 году. Народное предание повествует о страшном конце Драгомиры.

Однажды она выехала из пражского Града, чтобы совершить жертвоприношение языческим божествам. По пути Драгомира выкрикивала проклятия христианству. Ее богохульства не остались безнаказанными - внезапно земля разверзлась, серное пламя полыхнуло из расселины, и колесница с княгиней была поглощена адской бездной. Пражане знают, что Драгомира может появляться и в наше время на объятой адским огнем карете без кучера. В темные и бурные ночи, среди отблесков молний и завываний ветра, адские кони несут ее по улицам Градчан. Другое предание говорит, что не получившая упокоения душа княгини раз в год появляется в образе огненной собаки у костела св. Микулаша.

Современный собор св. Вита (XIV в.) включает древнюю капеллу, посвященную покровителю чешских земель, святому страстотерпцу Вячеславу (Вацлаву), сыну Воротислава и Драгомиры, убитому в сентябре 935 года. В роскошно украшенную часовню ведет дверь с ручкой в форме львиной головы - именно за нее схватился князь-мученик, падая под смертельными ударами. Из часовни св. Вацлава есть проход в сокровищницу, где хранятся королевские регалии - их показывают публике только по особому поводу. В этой кладовой хранится и корона св. Вацлава. Легенда утверждает, что каждый, кто осмелится примерить венец святого князя, умрет страшной смертью. Последним, кто возложил на себя корону, был германский протектор Богемии и Моравии Гейдрих. Вскоре после этого его автомобиль был подорван чехословацкими диверсантами.

Карлов мост, построенный мастером Петром Парлержем по заданию короля Карла IV из Люксембургской династии, соединяет не только Малу Страну со Старым Городом - этот мост словно переброшен через столетия. В эпоху крестовых походов здесь располагалась важнейшая стратегическая переправа на пути, который должен был завершиться в Иерусалиме. Имеются сведения, что Карлов мост был возведен в соответствии с астрологическими и нумерологическими предписаниями. Его скульптурная галерея хранит память о сакральных рубежах чешской истории. По легендам, место, где стоит известный пражский рыцарь, в древности было отмечено языческим капищем, а идол, свергнутый отсюда, до сих пор лежит на дне реки. Перекрываемый мостом остров Кампа отделен от Малой Страны протокой под названием Чертовка. Имя это возникло не случайно - здесь издревле стояли мельницы (а мельники, как известно, знаются с нечистой силой). Один из домов остался в пражской истории под названием «У семи чертей».

Но на мосту присутствует и дух святости. Между шестым и седьмым пролетами находится статуя святого епископа Яна Непомуцкого (Непомука). С этого самого места в 1393 году пражский архиепископ был сброшен в реку. Предание гласит, что король Вацлав IV обрек его на смерть за отказ выдать тайну исповеди королевы. Сегодня не слишком, в общем-то, религиозные чехи, приходят к статуе, чтобы доверить Яну Непомуку свои самые сокровенные тайны и загадать желания (которые, как верят, будут исполнены).

Мы не назвали здесь еще очень многих пражских призраков. На Вратиславовой улице появляется серебряный всадник - король Пржемысл Отакар II; на Целетной, близ университета Каролинум, можно встретить призраков проститутки и священника (когда-то разгневанный служитель Божий убил здесь блудницу и сам внезапно скончался от удара); в пивной «У Рибара» (а говорят, что и во многих других пивных тоже) припозднившийся посетитель не застрахован от встречи с тоскливым магистром Палехом, который когда-то предал на смерть Яна Гуса. Большое количество привидений связано со средневековым сообществом алхимиков и с еврейской диаспорой.

Высказывалось мнение, что обилие в Праге привидений объясняется каким-то природным феноменом, например, наличием в земле радиоактивных порол. Но и сама Прага, с ее архитектурным ландшафтом, остается сильнейшим фактором воздействия на сознание человека. Г. Майринк, не устававший удивляться городу на Влтаве, признавался: «Эта фантастическая готика с ее скульптурами, словно отлитыми из запекшийся крови! Сколько бы я ни смотрел на нее, она не перестает волновать мою душу».

Новость отредактировал Elfin - 1-11-2013, 07:06

П одобно тому, как гадалка раскладывает пасьянс, где-то вдалеке сплетается узор наших жизней. Так сложилось, что моя тропинка завела меня в самый волшебный город. Город восемнадцати мостов и тысячи башен, город игривых чертей и светлых ангелов, веселых горгулий и меланхоличного водяного с вечной трубкой в зубах. Этот город, как контрастный душ: если настроишься с ним на одну волну, то начинают твориться Чудеса.

Такой я помнила Прагу с детства. С родителями мы жили здесь три года, много путешествовали: осматривали руины старинных замков, дергали за хвост павлинов, бродили по старинным улочкам красивейших чешских городов, спускались в Кутногорские шахты, посещали рыцарские битвы и спасались от наводнений. Поэтому по возвращении в Беларусь мне очень не хватало Праги. Здесь остались друзья. И море неразгаданных тайн. И мой любимый парк, который спроектировал чудак-алхимик Рудольф второй. Прага звала меня обратно. Поэтому я вернулась сюда.

Здесь я получила степень бакалавра и пошла на магистра. Церемония награждения навсегда останется в памяти: чехи верны традициям, которые складывались на протяжении многих столетий. Чинно спускались профессора по ступенькам, в старинных мантиях и головных уборах, ректор нёс скипетр и очень душевно улыбался.

И такое волшебство я наблюдаю здесь во всем.

Особенности менталитета

Чехи приветливые и гостеприимные, хотя немножко закрытые. Доверительные отношения, однако, устанавливать не спешат. Равно как и помогать, если вдруг окажешься в беде. Зато очень любят рождественских карпов. И при каждом удобном случае отправляются в поход. В горы, крепости и замки. Импонирует мне и то, что они безумно любят собак. Бездомного пса или кошку редко можно встретить на улице. А в магазинах с игрушками для домашних любимцев (чехи называют их mazličky) всегда большие очереди. Одеваются странно, но неброско. Хотя часто можно встретить комбинацию всех цветов радуги на одной девушке.

Чехи совершенно неконфликтные, но любят поперемывать косточки всем соседям. Когда не хватает денег на реконструкцию церкви, на помощь они призывают привидений, усаживают их на церковную скамейку и привлекают таким образом туристов. А ещё любят квашеную капусту и вкусное пиво.

Чешская кухня

Чешская кухня – отдельная тема. Готовить чехи любят, да и покушать тоже. По вечерам собираются в маленьких чешских ресторанах (hospodách), пьют пиво и едят гуляш с кнедликами. По вкусу кнедлики напоминают обычный белый хлеб, но чехам об этом лучше не говорить. Очень мне нравится и smažený sýr с особым видом майонеза – tatarskou omáčkou. Свиное колено имеет смысл заказывать только на двоих, а сыр niva с голубой плесенью заедать особыми сосисками utopenci. Очень вкусно готовят они и утку. Пиво вкусное, пивоваров много. Подают его и в старинных подвальчиках, переделанных под таверну, и в обычных господах. В некоторых местах привозят на паровозике прямо к столу.

Звуки города

Каждый город звучит и пахнет всегда по-своему. Венеция пахнет водорослями и звучит приглушенно, как будто русалки поют о Набережной Неисцелимых. В Таллине пахнет акварелью, жареными каштанами и сливочным пивом, а мостовые лениво поскрипывают под ногами.


А Прага? А Прага просто сошла с ума.

Музыка здесь всегда, везде и на каждом шагу. Даже если вы бредете в наушниках, спешите на работу, катаетесь на трамвае – музыка следует за вами по пятам. Каждый поворот скрывает новый сюрприз. Тут можно встретить ребят, играющих на волынке, в килте и в минус десять. А иногда и индейцев, прибывших прямиком из Латинской Америки. Если остановиться и прислушаться, перед глазами появляется смутный силуэт древнейших храмов и звучат таинственные голоса колдунов с озера Титикака. Летом на Староместскую площадь выползают пузатые чешские рыцари, играющие средневековую музыку. Раньше мне часто попадался на глаза загадочный чешский дедушка, он извлекал необычные звуки из музыкального инструмента, именуемого колесной лирой (по-чешски niněra).

Тайны Ольшанского кладбища

Я часто гуляю одна, дышу Прагой, готовлюсь к экзаменам в библиотеке, разговариваю с вороном, который охраняет Вышеград. Забегаю и на старинной Ольшанское кладбище. На кладбищах за вами всегда следят либо коты, либо птицы. На Ольшанском – много бездомных котов. Летом и зимой я ношу им сосиски. С рук не едят, убегают, прячутся, отвлекают. А через пару минут кормушка уже пустая…

Меня занимают и притягивают ангелы на надгробьях, иногда они просто грустно улыбаются, иногда протягивают ладошки, связанные паутиной.

Мне интересно, почему на одних могилах растут одуванчики, вторые съедает плющ, а третьи зарастают жёлтенькими бутонами?

На старой части похоронены добрые поэты и писатели. Склепы с лепниной и стрельчатыми окошками на реконструкции, а на деревьях по-прежнему глаза. Зимой здесь настоящая Лапландия. На пять градусов меньше, чем за забором. На снегу инопланетные следы и следы моих копытц. Безымянным могилам, заросшим мхом, не холодно. А коты становятся пушистыми и ленивыми.



Когда выдается свободная минутка, я предпочитаю поехать путешествовать по Чехии. Успела я побывать и в Миловице – военном заброшенном городке, пустующем со времен распада СССР. Пустые глазницы домов, черные дверные проемы – грустный мертвый город. На наше присутствие заброшенный кинотеатр отвечал тихим скрипом. Сцена была трухлявая, ступеньки на второй этаж заканчивались в пустоте.

В кинотеатре мы прятались от усатого верзилы-сторожа, который разъезжал по городку на мотоцикле, в каске.

Под шумок, когда он снимал двух неудачливых сталкеров с кирпичной башни, мы забрались в когда-то жилые дома. За шиворот норовило капнуть, повсюду было битое стекло и ошметки желтых обоев. На одной стене обнаружили газету за 89-ый год, на русском. Выше второго этажа идти не решились, о чем сейчас страшно жалею. Могли бы на память унести какой-нибудь сувенир, который бы в себе хранил частичку истории.

Бродили и по столовой, и по детскому садику или школе, где сохранились на стенах кусочки сказки о Колобке. Как-то сразу почувствовала себя дома: у нас в поликлиниках до сих на стенах такую гадость рисуют. Спасибо судьбе за такую наводку. И очень жаль, что это город-призрак навсегда исчез с лица земли.

Праздники по-чешски

Чехи очень любят праздники. Празднуют с удовольствием и долго. На какое-то время перестают работать все магазины, а трамвая приходится ждать довольно продолжительное время. Самый важный праздник в году – это Рождество. Рождественская Прага особенно хороша. Гуляешь по центру и попадаешь в маленькую средневековую сказку. Пахнет костром, жареным миндалем, пряниками и гвоздикой глинтвейна. Все кутаются, как в коконы, в теплые куртки, только красные носы выглядывают из-под шарфов. Ходят, улыбаются, по ночам даже поют.

В такие моменты я понимаю, что в Праге столкнулись два мира и две реальности, которые отлично уживаются под одним небом.

В пасмурную дождливую погоду можно спускаться в подземелья. Когда светит солнце, кормить шепелявых лебедей и любоваться солнечными бликами на воде. Можно пить в тавернах пряный глинтвейн и общаться с официантами на мертвых языках, прогуливаться с термосом по самым любимым аллеям и тропинкам старинного парка и фотографировать уходящие вдаль поезда.

Очень мне нравится лопать мыльные пузыри на площади со старинными башенными часами.

Ветер приносит сырость алхимических лабораторий, в доме Фауста по ночам иногда загорается свет. В подземельях грустно о чем-то вздыхает Голем, а Водяной задумчиво набивает трубку и рассказывает старинные легенды под шепот старой мельницы.

Все это Прага, город, где пересекаются треугольники белой и черной магии, где ведьм и гадалок больше, чем историй в моей голове. И если вы хотите убежать от повседневных проблем и окунуться в атмосферу средневековой сказки, вам обязательно нужно заглянуть “на огонек” к пражскому водяному.


Фото на обложке:

Загрузка...
Top