Вооружение, снаряжение и тактика рыцарей. Пеший и конный бои германского рыцарства Ты не пройдешь

При разговоре о многих аспектов военной истории (тойже «ориентализации») возникает вопрос о «таранном ударе», что сопровождается активным «обменом мнений» - это действительно жутко интересно. Вопрос этот распространяется на большой промежуток времени (чуть ли не тысячелетия) и на многие страны, что даёт волю растекаться мыслью по древу. Считаю, что точку во всех нюансах этого вопроса можно поставить только с привлечением большого объема разнообразных данных (т.е. это дело далеко не одного специалиста), но некоторые моменты «мелькающие» в спорах по этому вопросу появилось желания осветить (как я их представляю).
«Таранный удар» обычно ассоциируется с «копейным боем». На самом деле нужно различать тактику атаки строем и способы действия копьями. Поединок на копьях и атака копейного строя – это две совершенно разные вещи (как и вообще конные поединки и атаки конного строя)… Но дело в том что в мемуарах, хрониках, сказаниях и пр. описываются обычно именно поединки, как явления более интересные для подробного описания.
Турниры и поединки.

В классическом турнире рыцари сталкиваются копьями лоб в лоб. Однако это условность поединка – не уклоняться от удара, а принимать его. В бою в лобовом столкновении строй на строй так и приходится действовать (однако условия турнира исключают столкновения коней), но вне плотного строя, когда есть место для маневра или, наоборот, нет место для разбега, ситуация совершенно иная.
Можно взять даже примеры из западноевропейской истории. У Длугоша в повествовании о Грюнвальдской битвы описывается поединок между польским рыцарем и тевтонцем. «Добеслав из Олесницы, рыцарь герба Крест, который называется Дембно, один погнал коня на врага, потрясая копьем; против него выехал из прусского войска крестоносец, ведший конные хоругви и пешие отряды, и, поскакав навстречу Добеславу, ехавшему на него, отбил кверху копье, направленное Добеславом, своей метательной сулицей, пропустив копье над головой. Так как сперва Добеслав Олесницкий метнул копье, которого крестоносец избежал одним небольшим отклонением и опущением головы, - даже подняв свое копье вверх, - и тем увернулся от удара Добеслава, пытавшегося его поразит ь». Там же есть ещё одно описание схватки, в которой уже польский рыцарь со сломанным копьем поверг тевтонца. При желании можно найти в западноевропейской истории очень много примеров копейных поединков в виде маневренного столкновения.
В маневренном конном бою в принципе можно было действовать даже клинком против копья.

Интересное описание вспоминается уже из истории Восточной Европы. В хронике Литовской и Жемойтской описывается поединок османа и молдаванина: «сам Стефан воевода волоский, маючи в руках наджак и копие, a скоро постерегл его баша Имбраим симитрийский, выехал к нему, бо мел на Стефана серце за щось давно и великим бегом ударил на него копием. A Стефан, умкнувши коня своего на сторону, копие свое ему угнал в самое горло и так припровадил его до своих волохов ».
Этнографически описан киргизский турнирный поединок эр сайыш. Соперники сближаются на полном скаку и пытаются ударом деревянной пики выбить друг друга из седла, либо заставить его коснуться земли любой частью тела. Участники подобных турниров облачались в кожаные панцири или в толстые войлочные халаты, под которые они подкладывали войлочные колпаки. Однако наиболее искусные копейщики, уверенные в своем мастерстве, выходили на поединок обнаженными до пояса. Удары пикой были обычно нацелены в грудь. Строго запрещалось наносить удары в голову, живот и пах; также запрещались удары по коню. Самой эффектной считалась такая победа, когда удавалось поднять противника в воздух на пике. Встречалась и такая разновидность поединка на пиках, когда соперники вели схватку на сравнительно небольшой площадке, где оба они все время находились в зоне поражения. В таком поединке прежде всего ценилось умение маневрировать коне м. Пример этого турнира хорошо известен, и обычно его приводят в качестве доказательств существования «таранной тактики» в Степи. Однако в глаза бросается то, что в отличии от классического рыцарского турнира, уровнем мастерства считалось не умении принять удар, а умении избежать его – самые мастера выходили без защиты.
Иначе говоря, поединок, в отличии от боя в строю или в классическом турнире, основывался не на статичном хвате копья, предполагал разного рода маневренные действия им. Соответственно, с другой стороны, по описанию конных поединков, кои в изобилии встречаются в летописях, дневниках и сказаниях, нельзя говорить о способах действия строем.
Тактика шока.

Эпоха «таранного удара» в Западной Европе была в 11-16 вв., когда рыцари атаковали с копьём наперевес. Только к началу Крестовых походов распространилась практика держать копье под мышкой, а до этого обычно держали копья верхним хватом для укола. Однако и ранее «кавалерия франков» была известна своим мощным натиском. В «Тактике Льва Мудрого» о франках: «Во время конного сражения им невыгодны места труднопреодолимые и лесистые, поскольку они обучены стремительным фронтальным атакам с использованием копий ». (описание франков и лангобардов взяты из Стратегикона Маврикия, в т. ч. и первая часть фразы). Кстати, в старом переводе Тактики вообще было написано: «Атака франкской кавалерии с их палашами, копьями и щитами столь грозна, что от прямого столкновения с нею лучше уклоняться » -пример того, что к неперепроверенным переводам нужно относится осторожно.
Характерно описание битвы при Мерзебурге (933 г.) между немцами и венграми. Германский король Генрих I Птицелов перед битвой предписал: «Когда вы пуститесь на игру Марса, то не опережайте друг друга, хотя бы у иного лошадь была быстрее; закрывайтесь взаимно щитами и на них примите первые стрелы неприятеля. Затем во весь карьер со страшной силой полетите на неприятеля, чтобы он почувствовал на себе раны, нанесённые вашими мечами, прежде нежели имел бы время сделать второй выстрел». Помня этот спасительный совет, саксы помчались, сохраняя прямую линию строя, и никто, имея более быструю лошадь, не заезжал вперёд; по словам короля, прикрыв друг друга щитами, они без всякого вреда для себя приняли на них первый залп стрел, и затем, как приказал им благоразумный вождь, быстро бросились на неприятеля, так что враг прежде расстался с жизнью, нежели успел сделать второй залп.
Это ещё 10 век, т. е. когда копьями обычно только кололи сверху, а седла не имели высоких лук (появились к концу 11 в.). Про эпоху Первого Крестового похода хорошо известны описания в произведении Анны Коминой, которые говорят о сокрушительных атаках «кельтах» с длинными копьями наперевес. О мощи франкских атак можно прочитать и в арабских источниках 12 в. При этом не отмечается какие-либо специальные способы (седла, приемы действия копьем и пр.), которые давали франкам преимущества (собственно ясельное седло, принципиально отличающееся от ближневосточных седел, и появилось только к концу 12 в., а способ держать копьё под мышкой был известен давно) – тут скорее говорится о «духе атаки». В известном произведении Усамы-ибн-Мункиза хоть и приводятся многочисленные примеры мастерства копейного боя у франков, какие-либо преимущества в копейном поединке у франков не отмечаются.

Хотя в 16 в. копьё вышло употребление, но западная конница продолжала практиковать мощные атаки сомкнутым строем. Мало того, в 16-18 вв. развитие коневодства привела к появления рослых и массивных коней (более рослых чем ранее), а уровень строевой подготовки возрос не на один уровень. Может именно этим и объясняются слова Валленштейна о нежелании получить польских гусар – кони имперских кирасир были сильней гусарских аргамаков. К 19 в. «шок» (стремительная атака в сомкнутом строю) считалась основной тактикой эскадронов. Фактические можно говорить, что «шок» являлся основной или одной из основных тактических приемов западноевропейской кавалерии не менее чем на протяжении тысячелетней истории, и только в часть её он включал использование «тарана копьями». Копья конечно давали заметный дополнительный эффект при столкновении, особенно психологический, но плотность и энергия движения строя были определяющими (если строй воздействует по все линии контакта с противником, то копьями поражают только часть воинов первой шеренги, особенно если противник старается отбить копья хотя бы клинками).
Собственно, тактика «шока» в том или ином виде была известно относительно повсеместно. Однако, как она осуществлялась и место её в общевойсковой тактике очень сильно различались. Так особенностью «таранного рыцарского удара» была большая роль столкновения лоб в лоб, как это было в классических турнирах – отсюда такая особенность западноевропейского вооружения, как появившиеся уже в конце 12 в. шлемы с забралами, приспособленными против удара копья (шлемы тяжелые и мешающие обзору), стремление завести как можно более тяжелых коней (в ущерб выносливости). «Напуск» резервов во фланг или на порушенный строй– это тоже род «шока», но требования к нему уже не такие (удар наносят, но не принимают – требования к защитному вооружению и силе коней пониженное). В принципе, каждый раз говоря о «таранном ударе», «атаках сомкнутым строем» нужно разбираться в деталях – все это могут быть совершенно разные тактические системы, сходные только в некоторых принципах.
О рыцарском хвате

Хорошо известны слова Усамы-ибн-Мункиза: «всякий, кому случится биться копьями, должен прижимать руку с копьем и локоть к своему боку, предоставив коню делать то, что он захочет, во время удара. Ведь если он пошевелит рукой с копьем или вытянет ее, удар не оставит следа и даже царапины ». Почему-то в этой фразе ищут информации больше чем в ней есть. Описан «средний хват одной рукой» (известен ещё по среднеазиатским изображениям достремянной эпохи). Держать копьё можно было так только одни способом (автор его и описывает) – что у рыцарей 12 в., что у улан и казаков 20 в. (это хват, с прижатым к корпусу локтем, согласно казачьим уставам назвался «положением к атаке»). Вариантов что перед столкновением рукой двигали, отводили от корпуса, просто не было. Отличия могло быть в том, что копьё продолжали статично держать и в момент удара (до «преломления копья»), чтобы пробить доспех или выбить противника, или по ходу движения выворачивали пику из раны (как это делали казаки и уланы). Кроме того, согласно тем же казачьим уставам, из положения «к атаке» могли колоть находящегося спереди-сбоку противника, продолжая держать повернутое древко прижатым к корпусу (уже не плечом, а предплечьем) и максимально близко от противника делая выпад.


Средний хват часто называют «рыцарским», «признаком таранного удара», но это совсем не так. Всего известно только три хвата одной рукой (верхний, средний и нижний).


Со времен «катафрактов» известны и двуручные хваты. Кроме среднего хвата в «эр сайыш» известны и двуручные хваты.
двуручные хваты, прежде всего, используются в «фехтовании копьями» во время поединков (тех самых, о коих дошло множество мемуаров и летописей). Многообразное «фехтование» стало возможным после появления стремян. А приемы этого фехтования можно узнать из этнографическим данным 19-20 вв. ряда народов Азии, описания казачьих приемов действия пикой, мамелюкских и прочих арабоязычных военных книг, героического эпоса (в т. ч. и рыцарского) и многих других источников. Но они имеют отношению к «таранному копейному удару» такое же отношение, как и способы действия палашей к атакам «шоком» кирасир.

На реконструкции показано, как тяжеловооруженная рыцарская конница конца XV века преодолевает водную преграду.

Испанские военно-монашеские ордена тоже стали редко участвовать в военных действиях. В 1625 году три испанских ордена насчитывали 1452 брата, из них 949 – почти две трети – состояли в ордене Сантьяго. В 1637 и 1645 годах король Испании и Португалии Филипп IV, готовясь к войне с Францией, неоднократно требовал от братьев выполнить их военные обязанности перед короной, но орденское дворянство совсем не стремилось участвовать в сражениях и всячески пыталось избегать этого с помощью протестов и уловок. В 1640 году для формирования батальона было собрано 1543 рыцаря из военно-монашеских орденов, включая орден Монтесы, но только 169 (11 процентов) из них оказались пригодными для защиты родной земли – остальные братья были либо слишком молоды, либо слишком стары, либо слишком больны, либо просто не хотели принимать участия в военных действиях. Последние посылали за свой счет замену, платили штрафы или укрывались от призыва. И в конце концов этот батальон был послан на усмирение взбунтовавшихся каталонцев. После этого инцидента рыцари стали откупаться от обязанности нести военную службу. Как и в случае Тевтонского ордена, члены которого воевали за интересы австрийского престола, батальон испанских орденов не представлял собой группу рыцарей-монахов, защищавших христианское дело, набранные туда люди просто были обязаны защищать территории своего светского государя. В 1775 году три полка, содержавшиеся орденами Алькантарой, Сантьяго и Монтесой, послали на осаду Алжира всего 468 человек. Испанские ордена превратились в анахронизм. Что же касается португальских орденов, то они перестали существовать в 1820–1834 годах, а владения всех трех кастильских орденов были конфискованы в 1835 году.

В XIX веке военно-монашеские ордена были обречены на отмирание, так как они являлись частью «старого режима». Конфискации и другие репрессивные меры, проводившиеся против военных орденов Наполеоном и победителями Великой Французской революции, поставили точку в военной деятельности этих организаций. С этого времени ордена превратились в невоенные аристократические братства, благотворительные или эзотерические организации.

Ведение боевых действий на суше

К моменту создания военно-монашеских орденов главной силой западноевропейского войска являлась тяжеловооруженная рыцарская конница. Именно поэтому тяжеловооруженные конные рыцари стали основной ударной силой всех военно-монашеских орденов. Помимо рыцарей в боевых действиях военно-монашеских орденов активное участие принимал и простой служилый люд – сержанты. При необходимости сержанты могли выполнять функции пехоты, но оружие и доспехи у них и у рыцарей были схожими, и сержанты никогда не использовались в качестве легкой кавалерии, какая встречалась у мусульман. И сержанты, и рыцари были постоянными членами ордена, но иногда бок о бок с ними воевали светские рыцари, вступавшие в орден только на определенный срок. В Святой земле ими были приходившие с запада крестоносцы. Иногда ордена требовали отбывания воинской повинности у своих вассалов, а иногда даже использовалась наемная военная сила. В Святой земле в военно-монашеских орденах службу по найму могли нести местные жители, которым предоставлялись лошади и луки. В некоторых орденах на стороне рыцарей-монахов сражались так называемые донаты и конфратеры. Донаты представляли собой знатных рыцарей – кандидатов в члены ордена, которые в качестве кандидатского задания обязывались совершить паломничество на Святую землю за свой счет. Конфратерами являлись знатные люди, которые по какой-либо причине не вступали в орден, хотя были с ним тесно связаны. Конфратеры привлекались к решению боевых задач орденов. Имелась даже некая упрощенная церемония посвящения в конфратеры.

Конные рыцари-крестоносцы. Миниатюра из манускрипта XIII века.

Вооружение и защитное снаряжение рыцарей и сержантов военно-монашеских орденов на всем периоде их существования было точно таким же, как и у остальных рыцарей и простых незнатных воинов западноевропейских государств. Единственным отличием было то, что членам орденов запрещалось иметь украшение как на оружии, так и на защитном снаряжении (правда, часто этот запрет нарушали, особенно если речь шла о члене ордена, принадлежащего к знатному и богатому роду). По статутам военно-монашеских орденов, доспехи сержантов были легче рыцарских доспехов. В первые годы существования военно-монашеских орденов разделение на братьев-рыцарей и братьев-сержантов не существовало – все были просто братьями. Лишь в начале XIII века сержанты начали выделяться в отдельную группу, при этом по численности они уступали рыцарям. Братья-сержанты подразделялись на воинов, чиновников и слуг.

Латунная статуэтка-акваманила в форме конного рыцаря. Рыцарь изображен одетым в сюрко. Щит и пика потеряны, так же как и крышка, закрывавшая сверху шлем. Конская упряжь украшена розетками. Примерно с середины XII века практически во всех армиях европейских государств тяжеловооруженный конный рыцарь, вооруженный копьем, становится главной атакующей силой. Техника рыцарского боя, основанная на таранном ударе копья, оказалась очень эффективной. Выглядело это так: рыцарь, сидя на коне, упирался прямыми ногами в стремена, спиной прижимаясь к высокой луке седла; основное свое оружие – копье он неподвижно зажимал под мышкой (иногда, если позволяла конструкция щита, копье укладывали на его край). Именно такое жестко зафиксированное положение рыцаря в седле, представляющего собой единое целое со своим конем, и давало возможность передать копью всю поступательную энергию движения животного. Удар копья, зажатого под мышкой, был во много раз мощнее, чем удар, нанесенный простым выбросом руки (как это делали во времена Вильгельма Завоевателя). Дело в том, что, когда копье было зажато под мышкой, ему передавалась скорость галопирующего коня, умноженная на общую массу самого коня и тяжеловооруженного всадника, все это и превращало таранный удар копьем, зажатым под мышкой, во всесокрушающий чудовищный по своей силе удар. В то время от рыцаря требовалось: крепко сидеть в седле, полностью контролировать движения своего коня, точно направлять копье, зажатое под мышкой в цель, при этом прикрываться щитом от возможных ударов противника. Расцвет рыцарства как военной силы наступает в конце XII – начале XIII веков.

Наиболее ценным предметом экипировки светского рыцаря и рыцаря-монаха был боевой конь. Даже если рыцарь спешивался, конь определял его статус, скорость, маневренность и высоту над полем боя. Уставы и статуты военно-монашеских орденов определяли, сколько лошадей может быть у каждого брата. В идеале рыцарь-монах должен был иметь двух боевых коней на случай, если один конь будет убит в бою. Кроме того, рыцарю требовалась верховая лошадь для обычной езды и вьючные лошади. Таким образом, у брата-рыцаря должно было быть четыре коня: два боевых коня, верховой конь или мул и вьючная лошадь. Рыцарю помогал оруженосец. Братьям-сержантам полагалась всего одна лошадь и не полагались оруженосцы. Однако те братья-сержанты, что исполняли особые поручения, например сержант-знаменосец, имели запасную лошадь и оруженосца.

Надгробие неизвестного рыцаря. Лондон, XIII век, церковь тамплиеров. Возможно, это надгробье Гилберта Маршала. В боковой прорези сюрко виден пластинчатый панцирь, надетый поверх кольчуги. Обратите внимание на щит. Плечевой ремень щита украшен накладками. В XII веке основополагающим защитным снаряжением рыцаря является кольчуга (хауберт). Внешний вид и длина кольчуги часто зависели от финансовых возможностей и уровня профессионализма воина. Так, некоторые рыцари носили кольчугу с короткими рукавами, а другие с длинными. Но особенно большой популярностью в то время пользовалась кольчуга с капюшоном. Примерно в 1100–1130 годах среди рыцарей появилась тенденция удлинять кольчугу до икр. Но уже к 1150 году длина кольчуги снова стала до колена. Примерно в то же время для защиты ног воины все чаще надевают кольчужные чулки – шоссы, которые к 1190 году становятся обязательным защитным снаряжением рыцаря. Шоссы привязывались ремешками к поясу штанов под кольчугой. Начиная с конца XII века шоссы воина выглядят как обычные чулки со ступнями. Голову воина в то время защищал шлем, имевший коническую, полусферическую либо горшковидную форму тульи. К тулье часто прикрепляли наносник или закрытую маску с прорезями для глаз.

Слушаем в чем она заключается: Недавно пересмотрел фильм «История рыцаря». Интересен расцвет рыцарских турниров и как появился этот вид «спорта». И было бы интересно узнать, какие были правила на турнирах и как проходили сами поединки.)))

Сейчас все узнаем!

Большинство историков сходятся во мнении, что первые настоящие рыцарские турниры, подчиненные определенным правилам, стали проводиться в IX в. Хронист Нитгард так описывает состязания отрядов Людовика Немецкого и его брата Карла Лысого, проводившиеся в середине IX в. «Для телесных упражнений они часто устраивали воинские игры. Тогда они сходились на особо избранном с этой целью месте и в присутствии теснившегося со всех сторон народа большие отряды саксов, гасконцев, австразиев и бретонцев бросались быстро друг на друга с обеих сторон; затем одни из них поворачивали своих лошадей и, прикрывшись щитами, искали спасения в бегстве от напора врага, который преследовал бегущих; наконец, оба короля, окруженные отборным юношеством, кидались друг на друга, уставив копья вперед, и, подражая колебанию настоящей битвы, то та, то другая сторона обращалась в бегство. Зрелище было удивительное по своему блеску и господствующему порядку: так что при всей многочисленности участвовавших и при разнообразии народностей никто не осмеливался нанести другому рану или обидеть его бранным словом, что обыкновенно случается даже при самом малочисленном сборище и притом состоящем из людей, знакомых друг с другом».

Некоторые источники упоминают о проведении подобных состязаний и в X в. Первое упоминание о турнире XI в. относится к 1062 г.

Первоначально турниры проводились только в Германии и Франции. Лишь в середине XII в. практика турниров проникла в Англию и Италию, а несколько позднее охватила и все другие европейские страны.

В XII и XIII вв. турниры были чрезвычайно опасны для участников, так как проводились только на боевом оружии и в обычных, не усиленных доспехах (основным видом доспеха в то время была кольчуга, которая плохо держала колющий удар, особенно копейный). О том, где, когда, по какому поводу будет проводиться турнир, обычно заранее оповещали гонцы - за две-три недели (в особо торжественных случаях - за несколько месяцев). Участники турнира разделялись на две команды, как правило, по территориальному или национальному признаку (французы против англичан, например).

Основной формой турнирных схваток в XII в. были групповые бои (меле). Поединки двух рыцарей в XII-XIII вв. были редкостью, хотя к концу XII в. число участников в групповых схватках сильно уменьшилось.

Состязания рыцарей в конном и пешем единоборстве, а также всеобщей турнирной битве, устраивали в Англии постоянно и повсеместно и короли, и крупные сеньоры, и простые бароны. Хотя сам же обычай показательных военных состязаний относится еще к «дорыцарским» временам.
Правда, поначалу обычай турниров встретил некоторое противодействие со стороны короля Генриха II. Зато его сын, король Ричард Львиное Сердце, сам не раз выезжавший на турнирную арену, разрешил рыцарские состязания в пяти графствах своего королевства. С течением времени заметно менялись и условия этих военных игр, и применявшееся на них оружие, и приемы ведения боя. Обычно мы представляем, что во время конного поединка рыцарь держал копье под мышкой, однако первоначально всадник поднимал копье над головой, на вытянутой руке. Поначалу турнирное вооружение ничем не отличалось от боевого, но с XIV века оно становится более сбалансированным и менее массивным. Это позволяло противникам демонстрировать специально для зрителей более эффектные приемы боя, не опасаясь серьезных ран и увечий. Побежденным признавался тот, кто был выбит из седла. Если же у обоих, ломались копья, вооружались запасными и съезжались снова, или же начинался пеший поединок на тупых мечах.

В зависимости от того, как устраивался турнир, по-разному он и назывался. Случались «странствующие» турниры, когда два рыцаря встречались где-нибудь случайно или намеренно, и вступали в «спортивный» поединок, иногда и вовсе обходясь без зрителей. Но, конечно, гораздо пышнее и торжественнее проходили турниры «по приглашению». На них особую роль играли герольды, и очень большое значение придавалось гербам участников.

Такие турниры устраивались по любому подходящему поводу: посвящение в рыцари, свадьба дочери, заключение мира с врагом. Устроитель рассылал письма-приглашения самым знатным из соседей. Но любой достойный рыцарь мог принять участие в турнире и без особого приглашения, не говоря уж о зрителях.

Когда весть о предстоящем турнире разносилась по всей округе, во всех замках начинались спешные приготовления: отпирались сундуки, откуда извлекались самые дорогие наряды, готовились лучшие доспехи, выезжались самые крепкие и выносливые кони. Каждый из рыцарей, намереваясь принять участие в турнире, хотел перещеголять всех роскошью нарядов и вооружения, многочисленностью и пышностью свиты. Каждый с нетерпением ждал предстоящего празднества, потому что у каждого были свои определенные цели.

Вечером того дня, что предшествовал турниру, обычно состязания проводили юные оруженосцы -на том же, заранее приготовленном турнирном поле, которое называлось ристалищем, но с еще более безопасным оружием, чем рыцарские турнирные копья и мечи. Случалось, иные из отличившихся оруженосцев удостаивались особой чести - их прямо на ристалище посвящали в рыцари, и они получали позволение принять участие в самом турнире.

В ночь перед турниром почти никто не спал. Повсюду в окрестностях пылали костры, на городских улицах мелькали огоньки факелов. Все были на ногах задолго до того, как трубил со стены замка рог, возвещающий о наступлении утра. После церковной службы все устремлялись к арене, обсуждая на ходу доблести бойцов, собирающихся принять участие в турнире, и гадая, кто еще из окрестных рыцарей прибудет к месту состязания в самый последний момент.

Кто мог участвовать в турнире?

Требования же, которые предъявлялись к английским рыцарям, желающим принять участие в турнире, были достаточно строгими. Рыцарь должен был доказать знатное происхождение в двух поколениях со стороны и матери, и отца, а доказывалось это наследственным гербом на щите и отличительными украшениями на шлеме.

Правда, со временем такие строгие ограничения стали ослабляться - к турнирам допускались и рыцари, пусть не столь знатные, но известные храбростью и умением владеть оружием. Но как бы то ни было, каждый прибывший на турнир рыцарь допускался к участию в нем только после рассмотрения его права на совете специально избираемых турнирных судей.

Если кто-то оказывался виновным в недостойном рыцаря поступке, и это могло быть доказано в присутствии судей, рыцарь лишался права выехать на ристалище. Это распространялось и на уличенных в хуле против Господа, в оскорблении дамы, в нарушении данного слова, и на каждого, кто покинул собрата по оружию в сражении. Высокое значение рыцарского достоинства поддерживалось и еще одним правилом - никто не мог быть допущен к участию в турнире, если был виновен в вероломном нападении на противника. Однако и для рыцаря, признанного советом турнирных судей безупречным во всех отношениях, предварительные испытания еще не заканчивались. Теперь он передавал свой флаг и гербовый щит герольдам, а те устраивали из знамен и гербов своеобразную выставку на главной городской площади, располагая их в строго определенном порядке.

Выше всех помещались гербы знатнейших лиц, ниже - баронов, и наконец, в самом низу - простых рыцарей. Такая выставка служила как бы программой предстоящего состязания, но вместе с тем, устраивая ее, герольды обсуждали подлинность каждого из представленных гербов. Лицам не рыцарского происхождения выставление гербов было строго воспрещено, и уличенные в таком обмане должны были заплатить штраф в виде вооружения и боевого коня - в пользу герольдов. В обязанности герольдов входила еще и такая: давать любопытным зрителям необходимые объяснения, если чей-либо герб из выставленных прежде был им не знаком.

Но не всегда объявлялись во всеуслышание имена всех рыцарей, пожелавших принять участие в турнире и выдержавших предварительные испытания. Иногда позволялось скрывать свои имена совсем юным рыцарям, страшившимся поражения и позора, а также в тех случаях, если рыцарь до поры предпочитал хранить инкогнито, будучи в неприязненных отношениях с устроителем турнира.

Случалось даже и так, что турнир становился своеобразным маскарадом - рыцари появлялись на нем в фантастическом вооружении, заимствованном у каких-либо легендарных или исторических личностей. Например, однажды проводился турнир, где одна сторона рыцарей олицетворяла легендарного короля Артура и его паладинов Круглого Стола, а другая - Карла Великого и его воинов.

Правила турниров

Правила турниров различались в разных странах, но требования к рыцарям, желавшим принять участие в турнире, были практически одинаковыми. Так каждый участник должен был доказать судьям и герольду свое знатное происхождение в двух поколениях как со стороны матери, так и со стороны отца. В постановлении французского короля Филиппа Валуа оговаривалось: На турниры не допускается тот дворянин, который сказал или сделал что-либо противное католической вере. Если такой человек все же будет домогаться участвовать в турнире, несмотря на запрещение, то да будет он побит и изгнан дворянами. Определялось это по гербу на щите и нашлемнику. Если кто-либо был уличен в подделке герба, он не только с позором изгонялся с турнира, но также лишался вооружения и боевого коня в пользу герольдов.

Существовали общие правила турнира, которые оставались неизменными. На турнире запрещалось:

  • умышленно травмировать или атаковать лошадь противника (в том числе целиться в седло);
  • применять борцовские элементы (толчки, захваты);
  • наносить удары ниже пояса;
  • атаковать рыцаря, у которого был сбит с головы шлем;
  • наносить удар сзади отвернувшемуся или потерявшему копье противнику.

Кроме того, отрицательные очки начислялись за попадание в барьер и сбивание два раза шлема с головы противника. О более мелких правилах, участники договаривались перед каждым конкретным турниром. В качестве наказания за несоблюдение правил участник мог лишиться доспехов и коня, его могли выгнать с турнира и не допустить к следующему турниру.

Основные цели конно-копейной сшибки заключались в том, чтобы выбить противника из седла или «преломить» свое копье о его щит. В первом случае демонстрировались сила и ловкость и выбиралась большая дистанция. Во втором случае рыцарь показывал свое умение выдержать удар копья, не упав с лошади. Обычно на четверть корпуса позади лошади рыцаря должен был двигаться - верхом или пешим - слуга, называвшийся турнирным стражником. Его задачей было удержать лошадь и подстраховать выбитого из седла всадника. Правила были весьма вольными: всадник мог атаковать пешего, а несколько рыцарей - на одного. Поэтому некоторые лорды приводили с собой целый отряд пехоты для прикрытия от неожиданной атаки.

Участвуя в турнирах рыцари преследовали две цели: продемонстрировать свою доблесть и подзаработать, ведь победитель получал доспехи и лошадь проигравшего. Более того, часто в плен брали и самого рыцаря в надежде получить за него выкуп. Уильям Маршалл, возглавивший впоследствии конную стражу короля, сколотил на турнирах целое состояние (за 10 месяцев 1177 г. он вместе с другим рыцарем пленил 103 соперников). Выкупы представляли настолько доходное дело, что рыцари и даже сеньоры простирали свои интересы за пределы военного класса, - на купцов, горожан, даже духовных лиц. Они захватывали их на дорогах, сажали в тюрьму и мучили их, чтобы получить выкуп. Немцы называли этих авантюристов Raubritter (рыцари-разбойники).

В XIII века такой обычай ушел в прошлое, оставшись лишь символическим: победитель получал только часть доспеха, например, шпору или плюмаж с шлема, устроители турниров стали награждать победителей из своих средств.

Высокая смертность и травмы рыцарей на турнирах вызывали беспокойство правителей. Так на турнире в Нейссе (близ Кельна) в 1240 г. пало 60 рыцарей. Мало того, что участие в состязаниях и без того было опасным мероприятием, на ристалище могли встретиться и вражеские кланы, что превращало турнир в настоящее побоище, иногда даже с участием слуг и зрителей. В Англии турниры были запрещены до 1194 г., когда Ричард I Львиное Сердце разрешил их проведение, но только в пяти оговоренных местах и за право участия в них требовалось внести плату.

В конце XIII в. вводятся более безопасные турнирные правила - Status Armarium. В середине этого столетия появляется и специальное притуплённое турнирное оружие, получившее название оружие мира. Специальный список запретов определял последовательность применения разных видов оружия, а также части тела, по которым разрешалось (или запрещалось) наносить удары. Чаще всего запрещалось атаковать ноги противника и его правую руку, не прикрытую щитом. При попадании в какую-либо запретную зону рыцарю засчитывали штрафные очки, а если этот удар приводил к ране, то победа автоматически присуждалась раненому. Было также запрещено выступать группой против одного рыцаря (что нередко практиковалось раньше). Правила коснулись также зрителей и слуг - им запретили появляться на турнирах в доспехах и с оружием. Причем графу, барону или рыцарю не разрешалось иметь в свите больше трех вооруженных человек, и сопровождавшие его люди должны были носить герб своего сюзерена. Сделано это было для того, чтобы турнир не перерастал в сражение. Любому, нарушившему правила, грозили потеря лошади и вооружения или даже тюремное заключение до трех лет.

Ристалище, судьи и награды

Поле для турнира - ристалище - обносили деревянной оградой в один или два ряда или вместо нее протягивали веревки. Первоначально поле было круглым, но с течением времени обрело более удобную продолговатую форму. Вокруг поля устраивались деревянные ложи для прекрасных дам, а также судей турнира. Ложи украшались дорогими тканями и коврами, а самая роскошная, под балдахином, убранная цветами, стрелами, изображениями пылающих сердец, предназначалась для королевы любви и красоты, которую предстояло назвать будущему победителю.

Хоть и присутствовали на турнирах специально назначаемые судьи, однако высшими судьями были прекрасные дамы. Любую жалобу против кого-либо из участников рассматривали именно они, и решение не подлежало обжалованию. Открывая рыцарское состязание, герольды громко оглашали его правила и объявляли, каким будет приз предстоящего состязания. Помимо объявленных призов, дамы и девицы часто жертвовали в виде награды за рыцарскую доблесть собственные золотые или серебряные украшения. А сам главный приз мог быть весьма ценным. Кроме того, каждый рыцарь, одержавший победу над противником, получал в качестве трофея его вооружение и коня. Как правило, устроители турниров проявляли особую учтивость по отношению к иноземным рыцарям-участникам. Так однажды на турнире в Смитфилде, при Ричарде II, королева объявила наградой золотую корону, если победителем станет иностранец, и дорогой браслет, если им окажется англичанин.

Как открывались турниры

Рыцари выезжали к ристалищу блестящей кавалькадой, вместе с ними были и самые знатные особы, благородные дамы и девицы, - словом, открывал турнир весь цвет рыцарства и женской красоты. Обычно дамы подбирали и соответствующие случаю костюмы - нередко они украшались золотыми и серебряными поясами, на которых висели легкие мечи. На самом ристалище младшие герольды внимательнейшим образом осматривали вооружение участников. Оружие, не соответствующее установленному турнирному образцу, немедленно отвергалось. Копья были безопасны, так как снабжались тупыми наконечниками, турнирные мечи тоже были затуплены и укорочены. Иногда даже они делались не из стали, а из китовой кости, обтянутой кожей.

Но случалось, несмотря на все меры предосторожности, турнирные состязания и в самом деле переходили границы дозволенного. На них прорывалась иногда национальная рознь, брало свое, бывало, уязвленное самолюбие рыцаря, отвергнутого прекрасной дамой ради другого, более счастливого соперника. Чтобы избежать кровопролития, в конце концов от рыцарей, помимо соблюдения всех прочих формальностей, стали требовать и особую клятву, что явились они на турнир с единственной целью совершенствования в военном искусстве, а не для сведения счетов с кем-нибудь из соперников.

В Англии к концу ХIII века был издан специальный королевский указ, дозволяющий употреблять на турнирах лишь уширенный тупой меч и запрещающий применение острого меча, кинжала, боевой булавы. Зрителям же, наблюдающим за состязаниями, вовсе запрещалось иметь при себе какое-либо оружие, чтобы излишние эмоции не могли выплеснуться через край. Так что буйный темперамент английских футбольных болельщиков, родился, оказывается, не на пустом месте.

Но вот заканчивался тщательный осмотр вооружения, и если все было в порядке, рыцари по сигналу герольдов удалялись в свои шатры, чтобы приготовиться к поединку. По второму кличу герольдов они садились на коней и выезжали на поле. Теперь специально назначенные судьи осматривали, правильно ли были оседланы кони турнирных бойцов. Наступала короткая пауза, на какой-то миг все замирало - и в ложах для дам и почетных гостей, и на скамьях для простонародья. Участники турнира ждали знака к началу состязания.

Как проходили бои на турнире

Рыцарские поединки бывали «один на один» или же в них принимали участие по несколько бойцов с каждой стороны. Тогда они выстраивались в шеренги друг напротив друга, и каждый должен был схватиться с определенным противником. Наконец почетный рыцарь подавал знак начала турнира, и звучал третий клич герольдов. Тотчас веревки, разделявшие рыцарей, опускались, и они устремлялись один на другого в оглуши тельном реве труб. За каждым из рыцарей следовали его оруженосцы, готовые поправить ему доспехи, подать, когда будет необходимость, запасное вооружение, или поднять своего господина с земли, если противник окажется удачливее и выбьет его из седла.

Одна первая встреча противников редко решала судьбу поединка. Рыцари съезжались снова и снова, преломляя копья, всадники и кони опрокидывались, чаша весов успеха склонялась то на одну, то на другую сторону. Громко гремели трубы, рыцари выкликали имена своих прекрасных дам, кричали, переживая за своих любимцев, зрители. Турнирные судьи тем временем зорко следили за действиями каждого из противников. Успехом считалось, если рыцарь сломил копье, попав е туловище противника между седлом и шлемом. Чем выше приходился удар, тем выше его и оценивали. Если рыцарь ломал копье, угодив прямо в шлем противника, это считалось особенным проявлением мастерства. Ну, а рыцарь, выбитый из седла, лишался возможности принять участие в следующей схватке.

Поэтому менее постыдным на турнире считалось упасть вместе с конем, чем быть выбитым из седла. Тот, кто красиво и твердо держал копье, хоть оно и не ломалось ‘от крепкого удара, заслуживал большей похвалы, чем тот, кто наносил меткий удар, но при этом плохо управлял конем. Состязание прекращалось, когда все рыцари успевали в полной мере проявить свою храбрость и воинское искусство. Устроитель турнира опускал свой жезл, и герольды давали сигнал к окончанию турнира. Теперь почетных гостей и участников ждал пир. Рыцари вступали в зал, где были накрыты столы, под громкие звуки труб, облаченные в яркие одежды, и занимали места под знаменами со своими гербами. Самым храбрым и отличившимся рыцарям отводились и самые почетные места.

В разгар пиршества делался перерыв, и герольды торжественно представляли дамам самых достойных рыцарей. При этом та из дам, что была выбрана победителем королевой любви и красоты, раздавала призы коленопреклоненным рыцарям и обращалась к каждому из них с особой похвальной речью. Звучали на пиру и песни менестрелей, прославлявших подвиги храбрых рыцарей. Хоть и стали турниры самыми грандиозными праздниками рыцарских времен, но все же находились у них и влиятельные противники.

Папа Иннокентий III в 1140 и папа Евгений III в 1313 году восставали против турниров из-за случавшихся на них смертельных случаев и даже, бывало, отлучали тех, кто принимал в них участие, от Церкви. Однако турнирам суждено было существовать еще долгие годы и даже пережить сами рыцарские времена. Они проводилась и в XVI веке, когда рыцари окончательно уступили место на поле боя пехоте, артиллерии и легко вооруженной коннице. Уходила в прошлое вместе с рыцарскими турнирами и особая общность людей, называемых герольдами. Но они оставляли в истории очень заметный след: никто иной способствовал тому, что столь важную роль стал играть в Средние века рыцарский герб, трансформировавшийся с течением времени в гербы цехов, городов, государств, дошедший таким образом и до наших дней…

XIV - XV века

В XIV в. турниры приобрели еще большую регламентированность. Как правило, накануне турнира рыцари выставляли свои щиты с гербами. Щиты могли быть двух типов: щит мира и щит войны, в зависимости от того, на каком оружии хотели биться противники. Любой желающий сразиться должен был явиться сам или прислать своего представителя, чтобы коснуться жезлом соответствующего щита. Специальные люди следили за этим и записывали имена бойцов.

Теперь бой обычно состоял из трех заездов в копейном поединке, после чего следовала пешая схватка на мечах, топорах или кинжалах, которая велась также до трех ударов. Число заездов и ударов постоянно увеличивалось и к концу XIV в. нередко достигало пяти. Вместе с тем все еще разрешались бои верхом с мечом и булавой. Бои на определенное количество ударов проводились двумя различными способами: в первом случае засчитывались только удары, достигшие цели, а во втором количество ударов оговаривалось заранее, и было не важно, поразили они противника или нет. Если после проведения всех положенных ударов победитель не был установлен, судьи обычно разрешали дополнительные удары.

Дамы принимали все более активное участие в турнирах. Если рыцарь сражался ради одной дамы и побеждал на турнире, то его дама становилась королевой турнира. Кроме того, победитель мог требовать поцелуя или подарка от своей дамы. Помимо обычных аксессуаров, которые дамы вручали рыцарям в знак своей благосклонности, все чаще стали преподносить пояс верности - в качестве обязательства дамы выйти за рыцаря замуж. Позднее пояс верности был заменен подвязкой с надписью на французском: «Любовь без конца». К концу XIV в. дам иногда просили выбрать победителя турнира. Соперничество рыцарей из-за любви дамы часто порождало глубокую ненависть и вражду между ними. Поэтому короли, которым и так с трудом удавалось удерживать в узде своих вассалов, нередко были ярыми противниками турниров. Так, одним из ордонансов 1312 г. Филипп Красивый запретил своим рыцарям участвовать в турнирах, причем вне зависимости от того, в чьем королевстве проходил турнир. Ослушавшимся грозили тюремное заключение, изъятие годового урожая, конфискация доспехов и лошадей. Впрочем, эти запреты никогда не были долговечными, так как монархи и Церковь прекрасно понимали, что могут лишь добиться перемирия в этих куртуазных сражениях, а не запретить их навсегда.

В XV в. турнир достигает зенита своего развития. Особой пышностью отличались турниры, проводившиеся при бургундском дворе. Но и во многих городах Италии, таких, как Флоренция, Милан, Венеция и Рим, проходили турниры, не уступавшие по роскоши бургундским.

Несмотря на то, что турниры к этому времени были строго регламентированы, участие в них оставалось весьма опасным. Многие рыцари настолько увлекались боем, что забывали о правилах. В 1402 г. в Орлеане состоялся турнир между рыцарями герцога Орлеанского и английскими рыцарями. Во время одного из боев на француза напали сразу два английских рыцаря. Но план англичан провалился: один из английских рыцарей был убит, а в последовавшей затем кровавой схватке француз одержал победу и над вторым. После этого случая отношения между французскими и английскими рыцарями настолько испортились, что в 1409 г. французский король издал специальный указ, запрещавший любые схватки с применением острого оружия.

Самым важным нововведением XV в. был барьер, разделивший конных противников в копейной сшибке. Первоначально это был просто канат со свисавшей с него тканью, но около 1440 г. вместо каната стали использовать деревянный барьер высотой около 180 см. В Англии барьер стал использоваться около 1430 г., а в Германии он начинает применяться только к концу столетия. Использование барьера сделало поединки намного безопаснее. Без барьера сражавшиеся могли атаковать друг друга и слева, и справа. Такие столкновения нередко приводили к травмам лошадей и коленных чашечек всадников. Особенно опасной была встреча бойцов с правой стороны: эта сторона была не защищена щитом, а встречный удар копьем, направленный под прямым углом, был чрезвычайно мощным. С введением барьера рыцари атаковали друг друга только по левой, защищенной щитом стороне. Поединки с барьером полностью не исключили, однако, свободных поединков, став лишь альтернативной их формой.

Копейные поединки были самым распространенным видом турнира, но далеко не единственным. Большую популярность в XV в. завоевали конный бой на булавах и тупых мечах, пеший бой (одиночный или групповой) без барьера или с барьером. При проведении так называемого полевого турнира рыцари делились на две группы и атаковали друг друга в линейном порядке, имитируя конную атаку, как на поле боя. Здесь все бойцы и их лошади были закованы в боевые доспехи, а оружием служило копье с острым наконечником. Обычно целью схватки было «преломить копье», и рыцари появлялись без мечей.

В XV в. особую популярность приобретает вид турнира под названием па д’арм. Такие турниры организовывались по мотивам какой-либо истории, а собственно схватка составляла лишь часть ее. В противовес популярности турниров-спектаклей па д’арм, а может быть, и в качестве реакции на них, в XV в. отмечается увеличение числа турниров, проводимых на настоящем, боевом оружии. Обычными призами на турнирах служили кольцо, венок, драгоценный камень, меч, шлем или боевая лошадь. Считается, что именно на турнирах первой половины XV в. родилась традиция, существующая до сих пор, - рукопожатие, которым рыцари обменивались после боя в знак того, что они не держат друг на друга зла.

Эпоха крестовых походов / под ред.Э Лависса и А Рамбо. - Спб., 2005
Денисон Дж. История конницы. Кн.1 - М.,2001
Paul Hector Mair. De arte athletica

Если у вас заинтересует, узнайте побольше про , а так же то такой Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Во многих исторических романах я встречала словосочетание «боевой конь». В большинстве своём речь шла о рыцарском коне. Мне стало интересно и я провела небольшое расследование на эту тему. Чем же отличался боевой конь от обычной верховой лошади? Хочу сначала провести небольшой экскурс в древность.

Военная карьера домашней лошади началась на Востоке. Помните знаменитые колесницы, в которые запрягали четвёрку лошадей? Благодаря колесницам, армии стали не только намного мобильнее, но и превосходили силой обычные пехотные войска. Ведь одна колесница с прикреплёнными к колёсам косами заменяла сотню бойцов, нанося врагу немыслимый урон во время атаки. Помните фильм «Гладиатор»? Вот примерно такая страсть в количестве нескольких единиц атаковала противника. Лошади при этом должны были быть не только быстрыми, но и выносливыми. А на колеснице было всего два человека - возница и лучник.

А потом ассирийцы сели верхом на лошадь и стали ещё мобильнее. Тут не поспоришь, ведь верхом можно не только быстро передвигаться, но и догонять и уничтожать врага сверху, ведь пешему человеку с полной выкладкой нелегко уйти от разящего сверху копья или сабли. И хотя в то время верховая езда была примитивной до нельзя, но, согласитесь, это была революция в военном искусстве. Скифы же переплюнули всех, придумав стремена. Лучники во время скачки упирались в стремена и могли без помех стрелять во врага.

Благодаря верховым лошадям, монголы завоевали практически пол мира, добравшись аж до Европы. А Римская Империя или Александр Великий? Если бы не лошади, использовавшиеся в армии, смогли бы армии завоевателей покорить такие огромные территории?

И наконец мы подобрались к европейским лошадям. Вспомните, что сам рыцарь был укрыт латами, очень тяжёлыми и громоздкими. Вес доходил до 60 килограмм. Плюс вес самого рыцаря, плюс броня лошади. Представляете себе какой вес должна нести на себе лошадь. Если следовать логике, лошадь должна быть аналогом наших тяжеловозов. Но! Она должна быть не только сильной и выносливой, но и быстрой. Следовательно в кровь тяжеловозов вливали благородные крови более лёгких, быстроногих лошадей. Скорее всего это были арабские и берберийские лошади, ведь в то время рыцари просто толпами отправлялись в Святую землю потусоваться во имя Господа.

В романах я несколько раз встречала название породы рыцарских коней. Это ДЕСТРИЭ (сейчас этой породы уже не существует, но ближе всего к ней нынешние английские шайры, а также французские першероны). Причём боевым конём мог стать только жеребец. Практически все они были очень злобные и агрессивные, слушались только одного человека - своего хозяина, рыцаря. Их специально обучали боевым приёмам, которые потом вошли в высшую школу верховой езды. Названия этих приёмов мы все знаем. Это «левада», «курбет», «каприоль», «пируэт» и многие другие. Боевой конь во время схватки дрался наравне с всадником. Если рыцарь разил мечом, булавой или копьём, то конь бил передними копытами, кусался, лягался. Зная силу челюстей лошади, могу предположить, что рвал он врагов как Тузик грелку. Поэтому все боевые кони были покрыты специальной бронёй. Ведь стоили они просто бешеных денег. Один боевой конь стоил в 800 раз дороже ломовой лошади. Поэтому их берегли как зеницу ока, ведь купить его мог только очень богатый человек. Поэтому многие рыцари спали под одним навесом со своими боевыми конями (не поворачивается язык назвать их лошадьми).

Наверное, с тех времён мы знаем словосочетание «верный конь», ведь рыцарский боевой конь мог выскочить даже из окружающих его врагов, встав на дыбы и сделав несколько прыжков на задних ногах, молотя передними по головам неудачников, попавших под раздачу. А потом сделать прыжок и в полёте ещё и лягнуть тех, кто посмел оказаться сзади слишком близко.

Я думаю, что дрессура такого коня основывалась на доведении лошади до ярости с помощью боли и невозможностью убежать, скрыться от мучителей. Вспомните пару столбов в манеже, которые используются для дрессуры высшей школы. Вот к ним-то и привязывали крепко жеребца, отрезая ему возможность к бегству.

Те же приёмы, но, возможно, мягче, используются по сей день. Вы их можете увидеть в Венской и Испанской школе.

Но не будем отвлекаться. Так как боевой конь стоил ОЧЕНЬ дорого, то его использовали только в бою или на турнирах. По обычным делам рыцарь ездил на верховых лошадях, тоже благородных кровей, но более лёгких и не на столько дорогих. Для перевозки брони и лат использовали вьючных лошадей или мулов. Жёны рыцарей ездили на кобылах. Очень долгое время женщинам запрещалось ездить на жеребцах. Скорее всего из-за мужского шовинизма. Почему-то мужчины думали, что у нас, женщин, не хватит ума справиться с жеребцом. Но не будем отступать от темы.

Какие же требования ещё предъявлялись жеребцу, которому предстояло стать боевым конём? Идя логическими рассуждениями, он должен иметь достаточно тугой рот, ведь управлять им будет человек, закованный в железо и не могущий рассчитать силу рывка поводом. Далее, жеребец должен быть могучим и спокойным, ведь нервная лошадь может подвести в самый неподходящий момент, когда от этого зависит жизнь человека. Бесстрашие тоже приветствуется. Он не должен бояться грохота, громких звуков, взмахов оружия и других раздражителей.

Вспоминая картинки в книгах, вспомним какое железо вкладывали в рот коню, какими острыми шпорами его посылали. Я думаю, что всё это ещё больше развивало агрессию жеребца, заставляя при этом повиноваться всаднику.

Но мощь тяжёлой кавалерии была и её проклятием. Ведь огромный, тяжёлый конь в броне, несущий закованного в железо всадника, не мог с лёгкостью преодолевать препятствия, а так же был уязвим в болотистых местностях. Давайте вспомним сражение на Чудском озере. Да, против тяжёлой военной машины в виде рыцарей, выстроившихся так называемой «свиньёй», наши русские лёгкие всадники могли и не устоять. Но сработала военная хитрость Александра Невского. Тяжёлых рыцарей заманили на лёд, который не смог выдержать такого веса. Такую же тактику применили монголы Батыя, заманив рыцарей в болота, где с лёгкостью их перестреляли.

Со временем броня легчала, оружие истребления человечества совершенствовались, кавалерия становилась легче, мобильнее, а после Второй Мировой войны перестала использоваться в боевых действиях. Ведь на смену лошадям пришли бронированные машины, самолёты и бомбы. И хотя лошади перестали быть боевой единицей, всё же в дань истории кавалерия осталась существовать.

В наше время очень многие участвуют в реконструкции рыцарских турниров, боевых действиях кавалерии. Таким образом люди пытаются окунуться в романтику нашей истории, отдохнуть от повседневной гонки, стремятся пересесть с железного коня на живого. И пока мы помним, реконструируем историю, интересуемся ею, пока жива наша жажда приключений и познаний, жив и боевой рыцарский конь.

Наталья Ковшикова

А в заключении хочу предложить вам просмотр замечательного фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», снятым по мотивам рыцарского романа Вальтера Скотта «Айвенго».

Кратко о статье: История рыцарских турниров, их истоки и виды: хейстилъюд, меле, джостра, бугурт и другие, а также правила боев, прекрасные дамы, трагические смерти и судебный поединок с собакой.

Игры голубой крови

Рыцарские турниры

Каждый день они либо дрались, либо смотрели на драки, и каждую ночь они пели, играли, плясали и пьянствовали. Все это считалось у них благородным времяпрепровождением.

Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»

Что такое рыцарство? Отъевшиеся аристократы, имеющие деньги на хорошую экипировку - а потому способные в одиночку разогнать небольшое войско пешей бедноты? Геральдика, в которой правил больше, чем законов в физике? Титулы, каждый из которых занимает три пухлых тома и не помещается даже на надгробиях? Серенады под балконом прекрасной дамы? Поиски Грааля? Убийства драконов?

Историки и социологи называют рыцарство «феодальным сословием» и «общественным институтом». Романтики считают, что рыцари - это отвага, приключения, защита слабого и культ беззаветной любви. Реалисты вспоминают, что рыцарь - это тяжеловооруженный конник, военная элита средневековья, главный аргумент любого сражения. А там, где статус находится в прямой зависимости от боевых навыков и где каждый считает себя исключительным, обязательно возникнут споры о профессиональном первенстве. Эти вопросы решались на турнирах - одной из самых ярких «визитных карточек» рыцарства.

Война и мир

Горячие средневековые парни спускали пар по-разному: устраивали пиры, охоты, набеги на соседних феодалов, брали в заложники богачей, увлекались алхимией, реализовывали право первой ночи, отправлялись освобождать Святую Землю, наказывали крестьян или, наконец, умножали собственное благосостояние выгодными браками.

Спорта в его сегодняшнем понимании тогда еще не было. Тысячи лет назад греки собирались на Олимпийские игры. Сотни лет назад римляне устраивали гладиаторские бои и гонки на колесницах. Средневековые мезоамериканские индейцы гоняли каучуковые мячи по специально построенным стадионам, а для европейских богатырей главным и едва ли не единственным массовым видом спорта была война.

В мирное время расслабляться тоже было нельзя, поэтому рыцари предпочитали отдыхать, готовясь к очередной войне. Равных по опыту и вооружению партнеров для тренировочных боев найти было сложно (полную экипировку могли позволить себе лишь аристократы - да и то не все), а владельцы соседних замков предпочитали дружеским спаррингам старую добрую резню. Так что спортивные поединки можно было проводить лишь под эгидой могущественного сеньора и по заранее оговоренным правилам.

Строго говоря, европейская традиция рыцарских турниров уходит корнями в римские конно-боевые шоу hippica gymnasia . Они не были состязаниями в прямом смысле этого слова - всадники, одетые в специально сконструированные роскошные доспехи, работали для увеселения публики. Одна группа кавалеристов преследовала другую, обстреливая затупленными дротиками, а отступающие прикрывались щитами.

Европейские конники тренировались похожим образом, играя друг с другом, отрабатывая погони и атаки. Известно, что в 843 году в городе Вормсе (где, согласно эпосу, жила семья Нибелунгов) состоялись военные игры. Традиционные маневры наступления-отступления закончились массовой «битвой» участников.

«Изобретателем» турниров считается барон Жоффруа де Прейли , однако, вероятнее всего, это миф. Система правил соревнований формировалась постепенно. Точку отсчета обычно ставят в 11 веке - на первых летописных упоминания о турнирах (примечательно, что первые же записи о турнирах начинаются с несчастных случаев и смертей их участников). Историк Нитгард описывал забавы воинов Людовика Немецкого и его брата Карла Лысого как полную копию римских конных выступлений, делая особый упор на то, что участники шоу особо старались не поразить противника - ни оружием, ни бранным словом, «что обыкновенно случается».

Согласно немецкой «Турнирной книге» (Thurnierbuch) 1554 года первым монархом, систематизировавшим правила рыцарских турниров, был саксонец Генрих Птицелов (876-936 гг.). Король вел затяжную борьбу с венграми. Он смог выторговать у них 9 лет перемирия, которые использовал для подготовки войск к разгрому противника. Вероятно, турниры были нужны ему для тренировки конницы.

Это интересно
  • Первой «официальной» жертвой турниров стал герцог Генрих III Брабантский, погибший в 1095 году.
  • Есть предположения, что вначале турниры были открыты для простолюдинов. В 1077 году на одном из них погиб сын башмачника (правда, причины смерти хронистами не уточняются - возможно, бедняга просто попал под лошадь).
  • Турниры во время осады замка нередко приводили к курьезам. В 1113 году группа рыцарей выехала из осажденной Генрихом I крепости, чтобы принять участие в турнире. Однако солдатам забыли сообщить о ранее заключенном перемирии. Они бросились в атаку и случайно захватили замок.
  • Падение на землю вместе с лошадью считалось менее позорным, чем вылет из седла.
  • Считается, что традиция рукопожатия возникла на турнирах. Так рыцари показывали, что не держат друг на друга зла.

Главное - победа, а не участие

Демонстрация боевых качеств первоначально мало чем отличалась от реального боя. Подобные соревнования можно сравнить с «русской рулеткой на деньги», ведь на них использовалось обычное боевое оружие, а вместо того, чтобы получать призы, победители захватывали поверженных оппонентов в плен, присваивали себе их экипировку (для безденежных аристократов это было равносильно разорению) и требовали выкуп. Словом, вели себя как на нормальной средневековой войне. На кон этих азартных игр со смертью ставилось имущество и жизнь представителей самых влиятельных фамилий Европы, что не могло не привлекать толпы зрителей.

Пальма первенства здесь принадлежит французам (в Англии рыцарские турниры сперва называли «галльскими боями»). Очень скоро зрелища приобрели популярность в Германии. Рачительные итальянцы относились к массовым рыцарским поединкам менее восторженно - мероприятия были очень дорогими и слишком кровавыми для культурных наследников латинян.

Сперва турниры были спонтанными и не имели хорошей организации. Рыцари просто договаривались о встрече и в назначенное время съезжались к назначенному месту, чтобы проломить друг другу головы. В дальнейшем турнирные выступления стали подразделяться на дисциплины. В турнирной терминологии разных стран путались историки средневековья, а, следовательно, и современные исследователи, но основные разновидности рыцарских боев мы сейчас назовем.

Меле и ристалища

Групповые бои («меле» ) - исторически самый ранний вид турнирного боя. Их цель состояла в имитации реального военного сражения. Рыцари делились на два конных отряда во главе с капитанами. Они разъезжались, потом по сигналу бросались в атаку и на полной скорости сшибались друг с другом. Поначалу количество бойцов с каждой стороны исчислялось десятками (что в малонаселенной средневековой Европе могло считаться уже маленькой армией). Позднее число бойцов стало уменьшаться.

В защитной экипировке доминировали кольчуги, плохо державшие колющие удары. Количество «спортсменов» в средневековой Европе стало резко сокращаться, так что рыцари были вынуждены смягчить правила и разрешить использовать тупое оружие. Обязательным оно было далеко не всегда. Особо «безбашенными» считались французы, выходившие на турниры с боевыми копьями. Немцы и англичане же активно использовали «гуманные» деревянные палицы. Убить закованного в латы рыцаря ими было сложно. Зато просто свалить его с седла, где бедняга тут же затаптывался тяжелыми лошадьми.

Самый успешный рыцарь в истории меле - Уильям Маршалл (1146-1219). Турниры служили для него средством к существованию. Если верить историкам, он прошел через 500 конных «сшибок» и ни разу не проиграл, обчистив до нитки множество поверженных оппонентов.

Главным оружием фронтальной атаки было копье. Вначале рыцари удерживали его по старинке, прижимая к бедру. В 12 веке они стали поднимать его выше, и, наконец, копье разместилось под мышкой (крюков для фиксации копья тогда еще не существовало). Вопреки распространенному заблуждению, турнирные копья не были гигантскими «бревнами». Диаметр древка редко превышал 6 см, так что им можно было легко управлять и наносить точные, прицельные удары. Длина копий была всегда одинаковой (это проверялось до начала турнира).

Слететь с лошади считалось наиболее позорным, да и опасным тоже, поэтому нередко можно было видеть, как за атакующим рыцарем скачет либо даже бежит слуга. Ему разрешалось подстраховывать господина от падений и прикрывать его от нападений с тыла (хороший удар в спину - верный путь к победе).

К 12 веку турниры проводились уже повсеместно. Поводом для проведения могло быть что угодно: от коронации, свадьбы или приема послов до скуки во время осады замка. Организаторы турнира - крупные феодалы - заблаговременно (за несколько недель или даже месяцев) рассылали гонцов с приглашениями. Самым популярным местом проведения были поля северо-восточной Франции, где плотники возводили временные «спортивные» сооружения - ограждения и трибуны.

Рыцари по всей Европе готовились к турнирам заблаговременно: украшали лошадей, начищали до блеска доспехи, обновляли краску на гербах, взбивали плюмажи. Некоторые из них отправлялись на турниры с целым обозом челяди, другие - что победнее - брали лишь нескольких слуг.

Вечером перед турниром проводились индивидуальные выступления рыцарей - «весперы »*. Команды для предстоящего меле формировались, как правило, по территориальному признаку (французы против англичан). Утром они проезжали парадным строем перед зрителями, выкрикивая боевые кличи и всячески стремясь произвести впечатление.

*Слово образовано от названия «вечерней звезды» - Венеры.

После этого проводились первые, пробные сшибки. В них должны были участвовать лишь молодые, неопытные рыцари. К полудню наступало время гвоздя программы: закованные в латы конники выстраивались в линии (эсторы) и по сигналу герольда пришпоривали коней. После первого столкновения те, кто усидел в седле, должны были быстро развернуться и вновь сойтись с противником. При подобной схеме состязаний боевые построения быстро нарушались, что и дало название состязанию.

Слово «меле» произошло от французского глагола meler - «смешивать», «перемешивать», «приводить в беспорядок».

На противоположных сторонах поля стояли слуги, обеспечивавшие своих господ новыми копьями взамен сломанных. Постепенно количество боеспособных рыцарей уменьшалось. Меле разбивалось на индивидуальные схватки и растягивалось по площади на несколько миль.

Рыцари посильнее старались выбирать себе более слабых противников, чтобы нажиться на их экипировке. Кто-то искал схватки с конкретным бойцом, чтобы отомстить ему за старые обиды, а кто-то с позором отступал под прикрытие слуг (последним нередко приходилось отбивать своего господина от излишне ретивого рыцаря). Некоторые пары бойцов бились до тех пор, пока не падали от усталости, и лишь немногие держались до сигнала об окончании меле, которым служило естественное событие - заход солнца.

Высокая смертность от спортивно-кавалерийских наскоков привела к появлению строгих правил боя. Рыцарям позволялись лишь секущие удары. Колоть и бить плашмя было запрещено. Зачастую ограничивалась и область атаки - справа, на щит противника. Атаки сзади строго запрещались. Также нельзя было атаковать лошадь, захватывать противника руками, бить ниже пояса, атаковать рыцаря, потерявшего шлем.

Вечером после турнира проводился богатый банкет (в средневековье самый обильный прием пищи происходил за ужином). Смягчение правил боя коснулось и его итогов. Грабить поверженных противников было запрещено. Основным видом поощрения рыцарей стали призы, которые обеспечивались устроителями турнира. Они были весьма ценными: полностью экипированный боевой конь, золотые шпоры, оружие, церемониальные кубки, ювелирные изделия, а иногда весьма необычными. Например, в 1215 году победителю одного турнира подарили живого медведя.

Дополнительным - и, надо сказать, весьма мощным - стимулом были дамы. Средневековый культ романтической любви требовал от рыцаря беззаветной преданности даме сердца. Воины месяцами носили на доспехах подаренные их дамами безделушки, восхваляли возлюбленных при каждом удобном случае и посвящали им свои победы.

Дама победившего рыцаря могла стать королевой турнира, что обязывало её совершить в адрес кавалера определенные действия. Она могла подарить ему аксессуар своего туалета, поцелуй или даже руку и сердце. Возможность завоевать супругу становилась причиной страшной вражды между некоторыми рыцарями, чего нельзя было наблюдать в состязаниях за денежные призы.

Бугурт

С ристалищем часто путают бугурты. Единого мнения на этот счет у историков нет, да и средневековые летописцы далеко не всегда имели в виду одно и то же под данным наименованием. Наиболее распространена точка зрения о том, что бугурты - не кровавое ристалище, а военизированное шоу, проводимое во время крупных фестивалей. Битвы-спектакли разыгрывались шуточно, поэтому доспехи были не обязательны и в общей костюмированной «потасовке» могли принимать участие даже горожане.

За основу таких мероприятий брался некий героический сюжет. Иногда потешные бои превышали масштабы даже самых крупных турниров. Например, в 1517 году Франциск I приказал построить деревянную крепость с рвами, которую брали приступом 100 рыцарей и 400 пехотинцев. Им помогали пушки, стрелявшие облегченными ядрами.

Ты не пройдешь!

Одной из форм стихийного состязания был «Вооруженный проход » (Pas d’armes). Странствующий рыцарь или группа рыцарей вставали на мосту или в городских воротах и вызывали на бой каждого проходящего мимо рыцаря. Именно в такую ситуацию попал янки из известного романа Марка Твена, прибыв в прошлое. Если у вызываемого не было коня или оружия, оно ему предоставлялось. Отказ от боя покрывал рыцаря позором и лишал его шпоры - символа боевого достоинства. Дамы, шедшие без кавалеров, оставляли рыцарям перчатку или вуаль, служившие призами для последующего вызываемого (выиграв поединок, тот мог догнать даму и вернуть ей «спасенный» предмет одежды). Иногда pas d’armes выходили за пределы куртуазных забав. Некоторые рыцари, обчитавшись романтической литературы, давали обеты не прекращать защиту прохода, пока не сломают, например, 200 копий. В итоге им приходилось стоять на страже месяцами или бесславно падать с коней от усталости.

Джостра

Второй по значимости вид турнирного поединка, постепенно вытеснивший массовые побоища. Джостра фактически представляла собой дуэль двух рыцарей. Оружие могло быть разным - от топоров или булав до кинжалов, однако наиболее зрелищными были копейные поединки. Бой шел на очки, которые засчитываются арбитрами за сломанные копья, сбитые шлемы и тому подобные достижения. Касание земли коленом или потеря оружия автоматически засчитывались как поражение.

Лобовое столкновение тяжелых коней дестриэ могло бы заставить прослезиться даже видавших виды работников ГАИ. Поэтому во избежание ненужных травм участники джостры стали разделяться деревянными барьерами. Иногда рыцарям разрешалось спешиваться и вести бой на мечах - но тоже через барьер.

Это позволяло делать акцент на фехтовании и избегать запрещенных приемов. А для любителей грязной игры работали помощники судей, защищенные доспехами и вооруженные палками. Они тщательно отмеряли дистанцию разгона коней, проверяли оружие соревнующихся и растаскивали их в том случае, если кто-то слишком увлекался.

В качестве альтернативы дуэлям можно было поражать копьем подвешенные кольца или вращающиеся манекены, причем, если рыцарь проявлял недостаточную ловкость, «противник» разворачивался и бил его мешком по спине (подобные состязания получили название «квинтин» ).

Вскоре джостра обросла невероятным количеством формальностей. Герольды тщательно проверяли родословную рыцарей. При обнаружении безродного участника его снаряжение переходило в их собственность, так что интерес герольдов к генеалогии носил сугубо материальный характер. Иногда романтические идеалы оказывались сильнее правил, и в турнирах принимали участия таинственные «черные рыцари» без гербов на щитах, закрывавшие лица шлемами в течение всего турнира.

Перед джострой рыцари выставляли свои щиты с гербами. Их могло быть несколько - разных цветов, означавших разновидности оружия. Желающий вызвать рыцаря на бой должен был лично или посредством представителя подойти к палатке вызываемого и коснуться соответствующего щита.

Всем спасибо, все свободны

Несмотря на использование специальных усиленных доспехов, затупленных копий из легких пород дерева и барьеров между рыцарями, в финалах многих турниров некрологи были длиннее списков победителей. Поначалу счет жертв шел на десятки. В 1175 году в Германии погибло 17 рыцарей. Однако уже в 1240 году на одном только турнире в городе Нойсе на тот свет отправилось 60 человек.

Особенно не везло королям по имени Генрих. В 1524 году Генрих VIII Английский xуть не погиб, когда осколки копья попали ему за забрало. С Генрихом II Французским вышло хуже - в 1559 году осколок копья противника попал ему в глаз и вышел из уха. Король умер в страшных мучениях через 10 дней.

Монархам не нравилось, что их лучшие рыцари, составлявшие костяк феодальной армии, гибнут в мирное время чаще, чем на войне. Естественно, турниры пытались запретить с самого момента их появления. В 1192 году Ричард Львиное Сердце разрешил их проведение только в строго отведенных местах, причем участие рыцарей стало платным.

С 12 по 13 век вышло шесть церковных эдиктов разной строгости. Одни запрещали проводить турниры с пятницы по понедельник, в религиозные праздники и Пост. В 1130 году папа Иннокентий II запретил хоронить убитых на турнире по христианскому обычаю.

Однако вовсе не запреты привели к закату эпохи турниров. Групповые схватки сошли на нет быстрее всего: последний полноценный турнир проводился в Англии в 1342 году, а во Франции - в 1379. Немалую роль сыграли высокие расходы на их проведение. В том же 1369 жители Гента подняли восстание, когда узнали, что в их городе будет проведен богатый турнир.

***

Джостра угасла в 17 веке вместе с рыцарством. Появились регулярные армии, а огнестрельное оружие свело на нет преимущество брони. С точки зрения подготовки воина турниры стали бесполезны и вскоре были вытеснены скачками. Сегодняшние инсценировки, проводимые историческими клубами (крупнейший из них имеет свой сайт - worldjousting.com), - не более чем тень прежних игр голубой крови.

Загрузка...
Top