Русское подворье в бари. Русская церковь святого николая в бари, италия Русская церковь в бари италия

Италия славится множеством христианских святынь, особенно верующие любят посещать город Бари (Bari) – столицу Апулии (Puglia). Италия по количеству достопримечательностей и памятников культуры занимает в Европе первое место. Для любого религиозного человека этот город имеет важную ценность. Здесь находится храм святителя Николая Чудотворца (Basilica di San Nicola) - Русская церковь, посвященная святому, почитаемому многими верующими, где хранятся его мощи.

Базилика Града Барского является уникальнейшим памятником русского зодчества, который украшен торжественным фасадом, богато отделан резьбой и увенчан арками. Прекрасный зодческий комплекс среди других сооружений нового города выделяется внушительными пропорциями и архитектурными формами.

Немало архитектурных сооружений возникло за пределами России, но почти все они были построены в московской или ярославской манере. Город Бари славится грандиозным комплексом, который напоминает древнерусский терем. Строение было выполнено в новгород-псковском стиле архитектуры 15 века. Каменная одноглавая церковь рассчитана на 260 человек.

Подворье Бар-града состоит из красивейшего храма, уютных построек для приема паломников, восхитительного большого сада. Этот комплекс — духовное пристанище для странников из России, которые посещают город в надежде увидеть мощи Святителя.

Церковь и подворье строилось на деньги, сбор которых шел по всей Российской империи. Так как долгое время не удавалось восстановить храм св. Николая Чудотворца в Мире Ликийской, в 1911 году был основан комитет Бар-града, которому покровительствовал сам император. Задачей организации являлось возведение в Бари постоялого двора для путешественников, которые стекались к мощам великого чудотворца, а также сооружение церкви, достойно отражавшей православное искусство.

Празднование памяти Чудотворца установлено 19 декабря и 22 мая, вот тогда то и устраивался Барградский сбор. Комитету были также переданы пожертвования на церковь от княгини Елизаветы Федоровны в сумме 3 тысячи рублей, от императора Николая II было получено 10 тысяч и внушительная сумма 246 тысяч рублей, которые ранее были собраны на храм в Мире Ликийской.

Проект постройки

Весной 1912 года уже был готов проект, составленный знаменитым знатоком древней храмовой архитектуры А. В. Щусевым, в личном архиве зодчего сохранилось множество рабочих чертежей, эскизов, различных вариантов создания внутренней отделки, разработанных до мельчайших деталей. Однако из-за начавшейся революции работы были остановлены, а памятник зодчества до сих пор находится без задуманного богатого интерьера.

Италия и Россия установила свои государственные флаги на участке для строительства, когда состоялась торжественная церемония начала постройки в 1913 году. В 1914 году уже вел свою работу приют для паломников, а позже он стал временным для беженцев.

Русские эмигранты стали смотрителями церковной собственности за рубежом, стремясь сохранить ее для возрожденной России. Но в 30-е годы 20 столетия храм перешел в собственность муниципалитета города, против воли людей его построивших. Постоялый двор и церковь в Бари на время забросили, паломничество к святым мощам прекратилось.

Базилика лишилась почти всего церковного имущества, без следа исчезли ценные вещи, такие как библиотека, старинная утварь, несколько десятков древних икон. Для церкви уже было подготовлено великолепное убранство и древние иконы, но из-за революции доставить их из Российской империи стало невозможно. Художнику К. С. Петрову-Водкину собирались доверить роспись нового храма, но он не смог выехать.

Русских верующих в Италии стало намного меньше после революции, и только благодаря большой греческой диаспоре православного вероисповедания, особо чтившей святителя Спиридона Тримифунтского (Саламинского), в 1921 году был освящен нижний приход в его честь.

Только в 2009 году Италия передала Базилику в Российское ведомство, и теперь храм опять стал достоянием и гордостью Русской Церкви. Одновременно с созданием храмового комплекса в Бари было заложено строительство нового «Барградского» храма в Санкт-Петербурге. Итальянская и российская Барградская церковь даже похожи между собой – одноглавые, квадратные, колокольни расположены над западными стенами, двухскатный кров, купола, похожие на ратный шлем.

Иконостас Подворья


Иконостас представляет собой каноническую композицию: образ Спасителя и Богородичная икона с Младенцем – справа от Царских ворот, образ св. Николая - слева от них. Слева направо в иконостасе также установлены иконы Св. Царицы Александры, Св. целителя и великомученика Пантелеймона, Святого Димитрия Солунского, Великомученика и Победоносца Георгия, Сергия Радонежского, Александра Невского, преподобного Серафима Саровского, чудотворца Спиридона Тримифунтского. Далее Базилика украшена иконами Святителей Василия, Григория и Иоанна, Святых апостолов Петра и Павла, Святого равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги.


В Апулии очень почитаема икона святых бессребреников Космы и Дамиана, ее разместили с северной стороны над входом в храм. Икона Богородицы «Знамение» была написана художником А. А. Бенуа-Конским совместно со своей супругой. Ниже Богородичной иконы - Спаситель на Престоле.

Среди святынь в нижнем приделе находится икона св. Николая Чудотворца, где хранятся его мощи. С 1087 года святые мощи Св. Николая бережно хранятся в часовне Базилики. С правой стороны от входа в верхний храм базилики находится великий храмовый образ.

Над входом в базилику размещена мозаичная икона, на которой запечатлены: Спаситель, Божья Матерь и святой Николай с Евангелием в руке, написал итальянский художник Никколо Колонна (Niccolo Colonna) в 1967 году.

Внушительных размеров паникадило изготовлено в Сербии на собранные пожертвования русских эмигрантов. Установленное в 1998 году, оно заметно выделяется на фоне белоснежного свода. Перед архитектурным комплексом установлена скульптура святителю Николаю, мастерски выполненная российским скульптором В. М. Клыковым.

Паломничество к мощам

Даже после своего упокоения, святой Николай не перестает опекать своих духовных чад, внимая их молитвам и содействуя болящим и страждущим. Особенно его молитвы помогают детям, пожилым людям, убогим и болящим, торговцам, морякам и путешественникам. Святителя почитают во всех конфессиях – православной, католической, мусульманской и даже язычники.

Каждый год в город Бари съезжаются тысячи российских паломников. У православных паломников есть право совершать службы и молебны, лицезреть целебные мощи святителя. Многие путешествующие получают божественную помощь исцеления от великого угодника Божия. Город Бари может гордиться тем, что имеет такую святыню, как досточтимая икона святителя и его мощи.

Полезная информация

  • Адрес: город Бари, Базилика Святителя Николая (Basilica di San Nicola)
  • Церковь открыта ежедневно с 7:30 – 13:00 и с 16:00 – 19:30. Вход бесплатный .
  • Каждый четверг в 10:30 церковь начинает Богослужение с Евхаристией (кроме Великого Поста).
  • Молебен с акафистом: четверг – 16:00, в остальные дни – 11:00.
  • Как добраться: в город Бари ходит паром до порта, храм располагается рядом с морским побережьем. От порта до церкви можно дойти пешком за 10 минут, железнодорожный вокзал находится в 15 минутах ходьбы.
  • Официальный сайт: bargrad.com

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

На фоне в целом худосочного православного паломничества в Италию ярко выделялось стремление русских попасть в Бари, для поклонения мощам св. Николая Чудотворца. Объяснялось это необычайно широким почитанием на Руси Святителя Мир Ликийских (1). Если русский богомолец в Италии часто смущался мыслью, что само наличие здесь многих святынь есть результат хитрости латинян и грабежей крестоносцев, то в Бари он примирялся с этим признанным Русской Церковью праздником “перенесения мощей Святителя от Мир Ликийских в Барград” (так называемый Никола-вешний).


Как известно, мощи св. Николая были увезены из Византии на Запад в 1087 г., когда город Бари был под властью норманнов и омофором римских Пап (для них впоследствии была возведена величественная базилика, в крипте которой они почивают и до ныне). Русское народное благочестие пыталось оправдать это событие: древняя, киевская, редакция жития св. Николая и последующая агиография распространяли мнения, что Барград в то время был все еще византийско-православным, что сами баряне были греками, что мощи якобы находились в руках нечестивых агарян и что, в любом случае, это было делом промыслительным, в виду грядущей мусульманской угрозы (2). Проникновение в русский календарь празднования перенесения мощей св. Николая — явление исключительное, ибо Константинопольская Церковь могла лишь скорбеть об утрате своей великой святыни (3).


Уже первые русские путешественники на Запад считали святым долгом приложиться к мощам чудотворца. Посланцы на Флорентийский собор (1439), составившие самые ранние описания Европы, кратко упомянули о барградской святыне (4). Стольник П.А. Толстой, посетивший в 1698 г. Бар, как он называл город, первым подробно описал католическую базилику, “в которой лежат мощи великого архиерея Христова Николы” (5). В том же году в Бари побывал граф Б. П. Шереметев (6); есть свидетельства и о паломничестве царевича Алексея (7).


Неутомимый “пешеходец” и профессиональный паломник В. Г. Григорович-Барский, автор ходившего в списках “Путешествия по святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся”, обрисовав Бари, дал понять, что не вполне одобряет перенесение мощей в Италию: “кости немощно познать от каковаго члена суть, понеже не на своем месте лежат” (8).


Состав поклонников гробницы св. Николая был самым разнообразным. Отзвук в Италии получило паломничество двух русских крестьянок, которые в 1844 г., не зная европейских языков, добрались, по обету, на своей повозке из Перми в Бари. На обратном пути, в Петербурге, они были обласканы царем (9). В 1852 г. в Бари побывал Великий князь Константин Николаевич, подаривший бриллиантовый перстень местному архиепископу, а 10 ноября 1892 г. мощам своего небесного покровителя поклонился наследник престола Николай Александрович, по вкладу которого был выложен новый настил в крипте базилики (10).


Многие пилигримы XIX — начала XX вв. оставили свои впечатления о Бари (11). Они не жалели красок на описание как трудностей своих путешествий, так и изъянов “католической действительности”. Богомольцам не нравились изображения св. Николая в облачении латинского епископа (12), “непристойные хороводы итальянцев” у базилики (13), местный чин поклонения мощам (14), “наглая эксплуатация и дерзкий грабеж” со стороны барийцев (15). Странников печалило отсутствие православных богослужений в Бари (на рубеже XIX-XX вв. здесь проживал некий грек, самозвано рекомендовавшийся архимандритом Германом и совершавший по вкладам богомольцев молебны; русских паломников официально предуведомляли не пользоваться его услугами (16)). Часто высказывалась мысль о необходимости строительства в Бари как странноприимного дома, так и русской православной церкви (17). Паломник из Одессы сообщал, что видел в Бари одну русскую богомолку, которая “чуть не плакала, что некому было отслужить акафист” (18). Он же весьма критически отнеся к барийской обстановке, наполненной по его мнению, духом меркантилизма и стремлением к “опустошению кошельков” пилигримов; не понравилось ему и в базилике: “вся обстановка, сопровождавшая посещение нами церкви Святителя Николая произвела на меня, благодаря практикуемым здесь порядкам и отношению к богомольцам, довольно грустное впечатление” (19). Впрочем, радость от достижения заветной цели чаще всего перевешивала негативные впечатления (20).


Почитание св. Николая выражалось в паломничестве не только в Бари, но и в место, где находилась его кафедра, совершались чудеса и произошла его кончина и погребение — в Миры Ликийские. Начало этому положил... паломник-писатель А. Н. Муравьев, побывавший в Малой Азии в 1850 г. и обнаруживший полное запустение памятного места. Муравьев начал широкую компанию в России “для восстановления падшей обители” (21). Характерны полемические оттенки его высказываний: “Сюда, сюда в пустынную Миру Ликийскую, а не в калабрийский чуждый нам город Бар должны стремиться православные паломники” (22).


В 1853 г. на средства российского посла в Константинополе графа Н. П. Игнатьева в Мирах был куплен участок земли с руинами монастыря “Новый Сион” и пустой гробницей Святителя. В 1853-1868 гг. прошли работы по их восстановлению, что вызвало противодействие местного греческого епископа, считавшего Миры своей канонической территорией (это выразило настроение части греческого общества, опасавшейся панславизма как угрозу национальным интересам). Война России с Турцией 1877-78 гг. еще больше осложнила ситуацию с русским проектом в Мирах.


Для сбора средств на восстановление монастыря “Новый Сион” в 1875 г. в Петербург прибыли два монаха-афонца. В столице иноков поддержали торговцы Старо-Александровского рынка на Калашниковском проспекте, которые соорудили близ рынка небольшую часовню, освященную 6 декабря ст. ст. (в праздник Николы-зимнего) 1879 г. Часовню назвали “Мирликийской” и посвятили одновременно двум святым: св. Николаю Чудотворцу и св. Александру Невскому, в память избавления императора Александра II от покушения в Париже в 1867 г. (23) Собираемые в часовне пожертвования на “Новый Сион” поступали в Хозяйственное управление при Синоде.
В 1888 г. капитал, названный “мирликийским” был передан Императорскому Православному Палестинскому Обществу (ИППО), взявшему опеку над русским паломничеством в зарубежные страны. После трагической гибели в 1904 г. председателя ИППО Великого князя Сергея Александровича, ктитора Мирликийской часовни, ее было решено переделать в церковь, что и было осуществлено, скромными средствами, в 1905 г.


Между тем, в самих Мирах дело зашло в тупик. В 1891 г. турки постановили русские земли в Малой Азии “считать потерявшими своих владельцев”, т. к. они “не обрабатывались русскими” и якобы имели стратегическое значение, а затем перепродали земли своим греческим подданным. В 1910 г. посол при Оттоманской Порте Н. В. Чарыков сообщил в ИППО о “безнадежности в мирликийском вопросе” и дипломатично предложил преобразовать его в “барградский”. По мысли Чарыкова, русская церковь в Италии “громко свидетельствовала бы о высоком благочестии Русской Православной Церкви перед лицом католического мира”.


Идею посла одобрила Великая княгиня Елизавета Федоровна, ставшая после смерти своего супруга, Великого князя Сергея Александровича, председательницей ИППО. Были приняты соответствующие резолюции, и собранный к тому времени “мирликийский” капитал (246562 руб.) переименовали в “барградский” (24).


Двенадцатого мая ст. ст. 1911 г. в рамках ИППО был учрежден Барградский комитет под высочайшим покровительством императора Николая II, внесшего 10 тысяч рублей. Комитет, возглавленный знатоком древнерусского искусства князем А. А. Ширинским-Шихматовым (25), разместился в Петербурге. Задачей комитета стало сооружение итальянского подворья со странноприимницей для русских паломников и с церковью, достойно выражающей православное искусство.


Средства для подворья собирала вся Россия: помимо всех доходов Николо-Александровского храма на Песках (решением Синода от 29 ноября 1911 г. и ему было присвоено наименование “Барградский”), по высочайшему повелению дважды в год, на Николу-вешнего и Николу-зимнего, во всех российских церквях устраивался тарелочный сбор на строительство в Барграде (26).


Комитет, наученный горьким опытом в Турции, в Италии вел себя осторожно: посланник ИППО, протоиерей Иоанн Восторгов (27) приехал в Апулию в обстановке почти секретной — опасались противодействия как местной администрации, так и католического духовенства. 20 января 1911 г. о. Иоанн послал в комитет телеграмму об успешной покупке земли. По возвращении в Россию он, отчитываясь в ИППО о своей поездке, закончил речь словами: “Да вознесется на дальнем иноверном Западе православный храм с сияющими крестами и куполами!” (28).


Весной того же года в Бари прибыл деятельный член комитета князь Н.Д. Жевахов (29) и видный архитектор В. А. Покровский, произведший экспертизу участка и одобривший место предполагаемого строительства (12 тысяч кв. м, на виа Карбонара, совр. корсо Бенедетто Кроче, № 130).


Возможно, Покровский был одним из кандидатов в авторы проекта подворья. Приезд зодчего близкого к императорскому двору (30) в Италию не мог быть вызван исключительно необходимостью проведения “экспертизы участка”. В тот момент Покровский уже обдумывал проект для русской церкви в Риме, представленный им в Синод в 1915 г.


Вероятно, предлагал свое участие и М. Т. Преображенский, к тому времени уже возведший в Италии и в других европейских странах церкви в “русском стиле”. Однако заказ получил А. В. Щусев, протекцию которому составила, скорее всего, председательница ИППО Елизавета Федоровна, для которой зодчий строил в 1908-12 гг. Марфо-Мариинскую обитель под Москвой. В личном архиве Щусева сохранилось большое количество эскизов, вариантов разработок интерьеров, рабочих чертежей подворья, датированных 1912-14 гг. (31) Одновременно архитектор составил эскизы для русского храма в Сан-Ремо.


В этот же период комитет выделил 28 тысяч рублей на строительство новой “Барградской” церкви в Петербурге, взамен прежней, переделанной из часовни. Составление проекта было поручено С.С. Кричинскому. Храм был заложен 8 сентября 1913 г. и освящен 15 декабря 1915 г. (снесен в 1932 г.


“Барградские” храмы в Италии и России строились одновременно. Они похожи друг на друга, как братья-близнецы: квадратные в плане, с двухскатными кровлями, одноглавые, с куполами в форме ратного шелома, со звонницами над западными стенами. “Идеологом” построек, предложившим “стиль” в духе псковско-новгородской архитектуры, был князь Ширинский-Шихматов; он же собрал древние иконы для иконостасов обеих церквей (в Бари они не были отправлены из-за начавшейся войны). Председатель комитета лелеял идею создания в Бари, в помещениях подворья, первого в истории зарубежного музея русской старины. Предполагалось экспонировать древние иконы, редкие издания, фотографии всех Никольских церквей в России, а также поручить К. С. Петрову-Водкину роспись интерьеров.

В октябре 1911 г. ИППО испросило у итальянского правительства официальное разрешение на приобретение в Бари земельного участка, уже купленного на имя частного лица. Разрешение было получено Королевским декретом от 4 января 1912 г. (по европейскому календарю). Законченный Щусевым общий проект подворья был одобрен Николаем II 30 мая 1912 г. со сметой в 414068 рублей. Помимо двухэтажного храма вместимостью в 200 человек в составе подворья был спроектирован странноприимный дом с тремя комнатами первого разряда, четырнадцатью — второго, трапезной, умывальней, палатой для больных паломников, прачечной, баней. В марте 1913 г. в Бари была командирована от ИППО наблюдательно-строительная комиссия, в которую вошли: настоятель будущей церкви о. Николай Федотов, производитель работ архитектор Вс. А. Субботин (32), псаломщик К. Н. Фаминский и смотритель работ И.Д. Никольский. Комиссию возглавил второй священник римской посольской церкви о. Христофор Флеров, постоянно живший в Италии. В начале 1913 г. в соответствии с принятыми правилами св. Синод утвердил “штат церковнослужителей при состоящей в итальянском городе Бари русской церкви” (33).

Светские власти Барграда приветствовали русскую инициативу: 22 мая (день перенесения мощей) 1913 г., когда состоялась торжественная закладка подворья, на строительный участок, украшенный государственными флагами России и Италии прибыли городской глава Бари и президент провинции Апулии (католическое духовенство в церемонии закладки участия не приняло, как прежде во Флоренции). В фундамент церкви были заложены грамоты на русском и итальянском языках и серебряные рубли; на церемонии читались речи. Пришли телеграммы от царя (“искренне благодарю, желаю успешного окончания постройки храма”), от Елизаветы Федоровны (“соединяюсь в молитвах с вами в этот торжественный день основания нашего храма и дома для паломников”, от Щусева (“поздравляю с закладкой, желаю успеха святому делу”) (34).


Земляные и каменные работы вел местный инженер Н. Рикко, под надзором Субботина, плотницкие — Д. Камышев. На участке был быстро построен временный дом со звонницей и с верхним помещением для временной церкви, которую освятили уже 24 декабря 1913 г. (35) На церемонии освящения о. Николай Федотов провозгласил начало возрождения православия в Апулии. К марту 1914 г. подворье было подведено под крышу. Весной о.Николай был отозван в Россию, на его место прибыл о. Василий Кулаков (36).


В чем была причина отозвания первого настоятеля? Официальные документы об этом не сообщают. Однако известно, что у о. Федотова сложились крайне напряженные отношения с местным духовенством. Его попытки служить молебны у гробницы святителя, как того хотели паломники, наткнулись на решительный отказ каноников базилики. В конце концов священнику было вообще запрещено посещать базилику в облачении (37).


Противостояние в Бари между православным и католическим духовенством было самым острым из всех рассматриваемых центров русского религиозного присутствия. Ультракатолицизм и нетерпимость к другим культам на итальянском Юге вообще были более распространенными. Кроме того, католический клир был, вероятно, растревожен тем, что представители “схизматической” религии вторгаются на его “каноническую территорию”. Конфликт, зашедший в тупик, консисторские власти, вероятно, попытались разрешить заменой настоятеля.
В июне-июле 1914 г. Бари посетил Великий князь Олег Константинович (через год погибший на войне), который, вникнув в дело, предложил по возвращению в Россию Палестинскому обществу внести некоторые поправки в утвержденный проект.
Летом 1914 г. подворье открыло временный приют для паломников на 20-30 человек. Однако своему назначению оно служило считанные дни. В августе того же года странноприимница превратилась в беженский пункт: русские путешественники по Италии не смогли вернуться домой обычным путем через Германию и ждали отправки в Россию морем (скопилось около 200 человек).


Невзирая на войну, строительные работы продолжались и к январю 1915 г. были вчерне завершены. Барградский комитет в Петербурге собрал утварь и иконы, которые должны были быть доставлены в Бари по окончанию войны. Вскоре была освящена нижняя церковь святителя Спиридона Тримифунтского, особенно чтимого среди православных греков Бари. Когда 24 мая (сразу после Николы-вешнего, что в России было воспринято провиденциально), Италия объявила себя союзницей русских “против жестоких и коварных угнетателей народов — немцев и швабов”, Барградский комитет передал подворье в пользование итальянскому Красному Кресту (38).


Председатель Комитета кн. А. А. Ширинский-Шихматов приготовил для храма старинные иконы и стилизованное убранство, но начавшаяся революция помешала доставить их из России. Не смог выехать в Бари и художник К. С. Петров-Водкин, который должен был расписать новый храм.
Революция и гражданская война в России поставили подворье в тяжелые условия. Закончился его “дореволюционный” период истории и начался эмигрантский. Местной общины у Барийской церкви, в отличие от русских церквей в Риме, Флоренции и Сан-Ремо, никогда не существовало, а поток пилигримов, естественно, прервался. После разных перипетий вся гигантская русская постройка попала в собственность барийского муниципалитета, который, однако, не препятствует проведению православных богослужений и даже выплачивает жалование священнику (39).

Михаил Талалай

Литература

1. Византийский город Миры (совр. турецкий Демре) в Ликии (провинция Малой Азии); зачастую титулование святителя русифицируется как “мирликийский”.

2. См. Cioffari G. La Leggenda di Kiev. Bari, 1980.

3. Праздник отмечен еще в русском месяцеслове при Евангелии 1144 г. (преосв. Макарий, еп. Винницкий. История Русской Церкви. СПб., 1857. Т.2. С. 191); полагают, что перенесение мощей праздновалось на Руси уже через несколько лет после самого события (архимандрит Сергий. Полный месяцеслов Востока. М., 1879. Т. 2. С. 129). Высказывались и протесты против этого празднования как мало подобающего для православных (см. Радонежский А.А. Град Барский и его святыня. СПб., 1895).

4. См. Памятники литературы Древней Руси XIV — середина XV в. М., 1981. C.489; впрочем, русская делегация в Бари не была, а поклонялась части мощей св. Николая в Венеции.

5. Путешествие стольника П.А. Толстого по Европе. 1697-1699. М., 1992. С. 120.

6. Журнал путешествия на остров Мальту боярина Б. П. Шереметева в 1697-1699 годах // Памятники дипломатических сношений древней Руси с державами иностранными. СПб., 1871.

7. Костомаров Н.И. Царевич Алексей Петрович // Собрание сочинений. СПб., 1904. Кн. 5, XIV. С.670.

8. Странствования Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1743 г. СПб., 1886. Ч. 1, С. 83.

9. См. Стасов В. В. Русские путешественницы из Сибири в Неаполь на тележке // Исторический вестник. Июнь. 1890.

10. См. Melchiorre V. Bari e S. Nicola. Bari, 1968.

11. См. Путешествие архимандрита Иакова, настоятеля Кирилло-Новозерского монастыря в Барград на поклонение святым мощам Святителя Христова и Чудотворца Николая. СПб., 1889; Путешествие иркутянина в Барград для поклонения мощам Святителя Николая. СПб., 1861; Мордвинов В.В. Воспоминания о Бар-граде. СПб., 1874; Старый и Новый Рим. Льорето. Бар. Коломыя, 1904; Жевахов Н.Д. Бари. Путевые заметки. СПб., 1910; протоиерей Иоанн Восторгов. Барградская святыня. М., и др.; см. также общий обзор русского паломничества в Бари в: Cioffari G. Viaggiatori russi in Puglia dal’600 al primo’900. Bari, 1990.

12. Мордвинов В. В. Воспоминания... С. 11.

13. Кусмарцев П. И. В землю завета вечного. Саратов, 1904. С. 23.

14. Фоменко К. И. Беседа в день Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Киев, 1901. С. 9.

15. Дмитриевский А. А. Православное русское паломничество на Запад (в Барград и Рим) и его насущные нужды. Киев, 1897. С. 37.

16. Путеводитель по Святым местам Востока... С. 109.

17. Высказывались идеи перенесения в Бари русской церкви из Флоренции, как пустующую и там не нужную — см. Радонежский А. А. Указ. соч. С.15; тот же автор мечтал: “О, если бы Великий Угодник почивал у нас в России, среди родной семьи православного народа!” (Радонежский А. А. Град Барский // Прибавление к Церковным ведомостям. 1895. № 48. С. 1722).

18. Боровиковский М. Поездка в город Бари, где почиют мощи Святого Николая Чудотворца (впечатления и заметки русского туриста). Одесса, 1893, С. 23.

19. Там же, С. 25.

20. Поездка в Иерусалим, Палестину, Синай, Барград и Рим. СПб., 1897.

21. Муравьев А.Н. Мирликийская церковь и гробница святителя Николая Чудотворца. М., 1850. С. 13; под обителью писатель имел ввиду Ново-Сионский монастырь у гробницы св. Николая.

22. Там же, С. 9; самому Муравьеву во время итальянского путешествия из-за бюрократических затруднений не удалось побывать в Бари, который, заметим, находится в Апулии, а не в Калабрии.

23. О т.н. “Мирликийском”, позднее “Барградском” храме см. Краткое описание Бар-градского Николо-Александровского храма в Петрограде. Пг., 1916; Освящение Бар-градского храма в Петрограде. Пг., 1917.

24. РГИА. Ф.797. Отд.2. Ст.3. Оп.81.

25. О нем и его роли в барградском строительстве см. Жевахов Н.Д. Князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов. Новый Сад, 1934.

26. Прибавления к Церковным ведомостям. № 30. 1911. С. 1316-1320; № 31. 1911. С. 1357-1364; № 32. 1911. С. 1394-1397; № 34. 1911. С. 1455-1458; № 49. 1911. С. 2141-2146.

27. Расстрелян в Москве в 1918 г.; причислен Русской Православной Церковью к лику святых новомучеников.

28. РГИА. Ф.797. Отд.2. Ст.3. Оп.81. Д.1 (1911 г.) “По письму вице-председателя Палестинского общества о командировке протоиерея Иоанна Восторгова в Италию и о постройке русского храма в Бари”.

29. О нем см. Стрижев А. Князь Николай Давидович Жевахов (краткий биографический очерк) // Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода кн. Н. Д. Жевахова. М., 1993. С. 328-331; De Michelis C. Il principe N. D. Zevahov // Studi storici. 1996. № 4.

30. См. о нем Абросимова Е. Архитектор высочайшего двора Владимир Александрович Покровский // Марьино, №4, 1998. С. 32-50.

31. Личный архив Щусева принадлежит его московским потомкам; часть чертежей хранится в Научно-исследовательском музее Академии Художеств и в Государственном музее истории религии. См. также публикации его эскизов для Бари: От Александра Брюллова до Ивана Фомина. Каталог выставки. Сост. В. Г. Лисовский. Л., 1981. С. 82 (боковой фасад); Афанасьев К. Н. А. В. Щусев. М., 1978. С. 37 (общий вид).

32. Субботин в Италии проводил также экспертизу проектов русской церкви в Риме, так никогда и не построенной.

33. ЦГИА СПб. Ф.17. Оп.105 Д.10 (1913 г.).

34. Святая Русь и Италия у мироточивой гробницы Святителя Николая Мирликийского в Бар-граде. Сост. А. Дмитриевский и В. Юшманов. Пг., 1915.

35. Прибавления к Церковным ведомостям; 1913, №45, С.2096.

36. Кронштадтский пастырь, 1914, № 20, С. 326-331.

37. ЦГИА СПб. Ф.19. Оп.105. Д.28 (по жалобе настоятеля строящейся в городе Бари русской церкви Николая Федотова на притеснения со стороны католического духовенства; 1 марта 1913 г. — 23 февраля 1914 г.).

38. О строительстве русского подворья ИППО подробно отчитывалось — см. Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. 1911-1915. Т. 22-26.

39. О “послереволюционной” судьбе подворья см. Талалай М. Г. Петроград и Барград // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Вып. 3, СПб., 1998. С. 120-129; Talalay М. I pellegrini russi a Bari // Nicolaus. Studi storici (Bari). 1998, №2. PР. 601-634.

18.12.2015

Известная православная шутка про «божественную троицу» – Спасителя, Богоматерь и Николу – не просто байка. В ней запечатлено народное почитание святителя Николая Чудотворца, которым преисполнено русское Православие. Изрядному угоднику Христову не только истово молились на Руси испокон веков, но уже с XI века пилигримы устремлялись к италийским брегам, в Бар-град, чтобы поклониться чудотворцу и получить его особое благословение. Прошли века, и сегодня в этом славном итальянском городе у паломников из Русской Православной Церкви есть возможность остановиться в родном доме, на русском подворье. Как организовать поездку сюда, чем живет приход подворья и чем интересно Православие католикам, в интервью интернет-порталу «Приходы» рассказывает настоятель Патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в городе Бари протоиерей Андрей БОЙЦОВ.

Русское подворье в Бари – это центр русского Православия или русской культуры? Островок российского государства в итальянском портовом городе, прославленном святителем Николаем Чудотворцем? Как Вам и Вашим прихожанам, паломникам живется здесь?

– После договоренностей, достигнутых Президентом Российской Федерации В.В. Путиным с премьером Италии Сильвио Берлускони в 2007 году, уже к 2008 году специальная совместная комиссия составила документы, и были подписаны соглашения о передаче в собственность Российского государства зданий подворья в Бари, а также территории, на которой оно находится (примерно 0,7 га). Затем все было оформлено в безвозмездное пользование Московскому Патриархату. Символические ключи из рук Президента Итальянской Республики Джорджо Наполитано были вручены тогдашнему Президенту России Д.А. Медведеву в начале 2009 года. Однако итальянские учреждения, находившиеся в зданиях подворья, покинули их не сразу, лишь к концу 2011 года и к середине 2012 года. В январе 2012 года был подписан уже акт о передаче подворья де факто. Настоятель подворья в Бари – официальный представитель Московского Патриархата, ответственный за него и за его территорию.


По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла здесь устроены кельи для русских паломников. Причем это не фешенебельные апартаменты, а бюджетный вариант, чтобы здесь могли останавливаться малоимущие паломники за минимальную цену. Состоятельные люди сами могут снять себе хорошую гостиницу, оплатить питание и иные расходы. Святейший Владыка озаботился, чтобы здесь у нас была трапезная с профессиональным пищеблоком, чтобы питание для паломников готовилось качественно. Таким образом, постояльцы нашего подворья экономят на питании (весь обед обходится в восемь-двенадцать евро, а за эти деньги в Италии нельзя даже съесть пиццу). Дом паломника официально открылся после реконструкции здания 22 мая 2014 года. Торжество возглавили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и губернатор Подмосковья А.Ю. Воробьев. Подворью на тот момент исполнился 101 год, потому что закладка камня была совершена здесь 22 мая 1913 года.


Через сто с небольшим лет нам удалось наконец-то осуществить мечту нашего последнего императора, царя-страстотерпца Николая II, у которого была идея помочь в паломничестве бедным слоям населения – крестьянству, рабочим. С этой целью программа субсидировалась Императорским православным палестинским обществом. Известно, что в начале ХХ века из Одессы на специальном корабле в Святую Землю, к святыням Греции, на Афон и к италийскому берегу возили до 20 тысяч паломников в год.


Из-за революционных событий подворью в Бари тогда не суждено было стать русским центром для пилигримов, и Русская Православная Церковь утратила права собственности на это здание и территорию.

Подворье вообще не функционировало до революции?

– Тогда здесь подворьем занимался и управлял князь Жевахов. Ему пришлось столкнуться со многими трудностями, и он с ними справлялся: устраивал на подворье госпиталь для раненых военных в годы Первой мировой войны, затем – гостиницу. Сохранились документы того времени, свидетельствующие об этом. Однако к 1936 году, к сожалению, Императорским православным палестинским обществом право собственности было утрачено, здания и территория перешли во владение местного муниципалитета. Однако приход на этом месте был сохранен, он находился в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви. За всю историю здесь несли служение четырнадцать священников.


Богослужения совершались в нижнем храме во имя святителя Спиридона Тримифунтского, верхний же храм к тому времени довершен не был. Только после Второй мировой войны были собраны необходимые суммы всей эмигрантской диаспорой первой волны, и в 1955 году верхний храм был освящен. Над иконостасом для него работал театральный художник Бенуа с супругой, тоже эмигрировавшими после революции. Ими написано две фрески.

Где сейчас этот иконостас?

– Он демонтирован, так как сейчас в верхнем храме идут ремонтные работы. Мы хотим сделать этот исторический иконостас частью музея подворья, над экспозицией которого мы сейчас работаем.


А как группе паломников из России сегодня приехать в Бари и остановиться на подворье? Что нужно для этого сделать?

– Вскоре после своего назначения сюда я озаботился созданием сайта подворья , через который можно бронировать места в доме паломника. Большую часть времени года у нас всегда есть свободные кельи. Но некоторые периоды – вблизи зимних и весенних дней памяти святителя Николая Чудотворца – сразу ощущается их нехватка. Вот почему я рекомендовал бы бронировать кельи за два-три месяца.


Есть ли возможность всех разместить именно в праздничные дни? Или вы помогаете найти недорогую гостиницу где-то в городе?

– Можем, конечно, оказать такую помощь, а также помочь с трансфером и с гидами. Пока при подворье не действует туристическое агентство в полном смысле этого слова, так как значительное время сотрудникам приходится уделять вопросам строительства, реконструкции, юридическому оформлению документов, связанных с функционированием подворья. Но со временем мы хотим организовать такое агентство, вероятно, даже с филиалом в Москве. Мы активно сотрудничаем с российскими паломническими службами, а также с греческими компаниями.


Сейчас мы единовременно можем разместить до 70 паломников. А вот, скажем, в мае 2015 года в день памяти святителя Николая в Бари прибыло около четырех тысяч человек, и это только те данные, что насчитала охрана подворья. Столько человек приложилось к мощам с 7:30 утра до позднего вечера.


В эти дни открывается крипта, и любой человек, приезжающий в Бари...

– Понимаете, дело в том, что крипта у католиков всегда открыта с восьми утра до половины девятого вечера, и к мощам можно подойти в частном порядке. Решетка будет закрыта, но прикоснуться рукой к гробнице не возбраняется. Можно постоять или посидеть здесь же и помолиться святителю – никто вас не будет прогонять.


Каждый четверг в базилике клириками подворья совершается Божественная литургия. С 1 июня до 15 октября, в пик туристического сезона, нами получено разрешение на служение второй литургии по вторникам. Таким образом, летом и осенью русские паломники могут побывать в крипте на литургии и по вторникам и четвергам приобщиться Святых Христовых Таин. По субботам мы служим молебен и панихиду. Начало богослужений – в 10:30.


Русское подворье в Бари – место специфическое, через которое проходят тысячи паломников. А существует ли здесь община? Можно ли подворье назвать полноценным приходом?

– Наверное, полноценным нельзя. Община есть, но она очень маленькая. Ввиду тех задач, которые я поставил: организация дома паломников, реставрационные работы. Немаловажен и контингент, проживающий в Бари, – гастарбайтеры Белоруссии, России, немножко Украины, Грузии. Хотя у грузин есть свой приход, но некоторые предпочитают ходить в наш храм. Молдавия частично. Это люди, трудящиеся по специфическому рабочему графику. Подчас прихожане работают целыми днями и могут выбираться в церковь только часа на два. В таких условиях построить общину священнику сложно. Кроме того, здесь очень мало экономически независимых людей хотя бы среднего класса.


Подворье взаимодействует с местной ассоциацией соотечественников. Нами организована школа, в которой учатся, в основном, дети из смешанных семей (чаще всего, отец – итальянец, женившийся на русской, белорусской или украинской женщине). Матери отдают чад в нашу школу, чтобы дети знали русский язык, русскую литературу, изучали географию и историю России. Здесь же им преподаются иконопись, пение.


Это воскресная школа?

– Дети ходят в нее на неделе, потому что воскресенье для итальянцев – это день определенных традиций: воскресного обеда, воскресных встреч в кругу семьи, манкировать которыми не дозволяется. Редко какой итальянский муж в воскресенье жену отпускает в храм. Только самым благочестивым и верующим женщинам удается расположить мужей к Православию и объяснить важность богослужений в русском храме. Буквально несколько пар, иногда с детьми, бывают по воскресеньям и причащают детей. Как правило, для наших женщин большая проблема, как оставаться практикующей христианкой и в церковной строгости воспитывать своих детей.


В этой русской школе учатся бесплатно или платно?

– Ассоциация соотечественников взимает с родителей небольшую сумму в пользу оплаты труда преподавателей. Стоимость по итальянским меркам символическая – около 50 евро. Также школу поддерживает подворье, мы находим благотворителей, чтобы дети дополнительно изучали пение и иконопись.

Выдаются ли какие-либо свидетельства по окончании школы?

– Да, это учебное заведение сертифицировано, а преподаватели регулярно повышают свою квалификацию. Не так давно одна из учительниц признана лучшей по программе преподавания русского языка в Италии. Выпускники получают документ о среднем образовании.


Удается ли детям участвовать в богослужебной жизни подворья?

– Из-за «воскресной проблемы» итальянских семей уже сам факт обучения ребенка в нашей школе – в известной степени подвиг. Детей сюда привозят несколько раз в неделю, некоторые добираются издалека, и если на обучение мужья еще соглашаются, то на третий, воскресный, день отъезда из дома идут крайне неохотно. Но мы стараемся общаться с детьми на церковные темы, совершаем в праздники молебны, ведем беседы.


Получается, что подворье Русской Православной Церкви в Бари – настоящий центр встречи соотечественников в этой части Итальянской Республики. Как Вы считаете, на что нужно ориентироваться в деле развития программ по окормлению соотечественников за рубежом?

– Направления могут быть самые разные – от лекций и чтений, например, Кирилло-Мефодиевских, до епархиальных собраний и межвузовских конференций. Надеюсь, этому в ближайшее время будут способствовать не только инициативы людей, но и помещения, в которых мы трудимся, ведь подворье – это красивая территория с необычным зданием древнерусского стиля, построенным по проекту архитектора Щусева. Однако все-таки все программы держатся на людях. И их нам очень не хватает…


Через местный комитет по туризму мы распространили информацию о том, что подворье готово принимать и проводить экскурсии для всех желающих, для групп из школ, университетов, иных учебных заведений, в том числе для католических семинаристов. Мы открыты для общества и развития культурных связей между нашими соотечественниками и итальянским народом.


Подворье в Бари – это олицетворение уникальной русской судьбы XX века. Устроенное одной государственной властью, еле сохранившееся без всякого попечения со стороны отечественных властей потом, и вот – нынешнее возрождение по воле нового российского государства…

– Да, в 1911 году император Николай поручил Императорскому православному палестинскому обществу озаботиться приемом на италийском берегу русских паломников, он же произвел первый персональный взнос в десять тысяч рублей.


Известно, что пилигримы стали стекаться в Бари уже сразу после перенесения в этот город мощей святителя Николая Чудотворца, в XI веке. Конечно, документальных свидетельств у нас не сохранилось, но разрозненные бумаги XVI века о посещении этих мест русскими паломниками в базилике можно найти. И затем, с каждым веком, число богомольцев только увеличивалось. Известно, что решетки перед спудом с мощами не было, и есть свидетельства людей XIX столетия, описывающие, как они «заглядывали в это окошко, и было особым знамением, если косточку увидишь». А ведь мощи находятся намного ниже, приблизительно в 60 см глубиной и в темноте.


Паломник-писатель А.Н. Муравьев повествует, что у паломников было особое поверье «об окошке и мощах» как знаке особого благоволения. Однако, не препятствуя поклоняться мощам, католики не разрешали здесь служить литургию и даже молебен. Православные молись у мощей частным образом. То есть паломнический подвиг не был полным, не было возможности здесь исповедоваться, причаститься. Русская церковь здесь очень была нужна.


И решить эту проблему без государственного вмешательства было нельзя?

– Да, государи заботились о своих подданных. Так, в Палестине были выкуплены участки, где создали инфраструктуру для русских паломников. Это укрепляло благочестие в народе. Здесь, в Бари, мы тоже видим заботу правителей. Но несмотря на то, что инициатива эта была «сверху», народ всегда активно помогал. Сюда была протоптана многовековая тропа. Муравьев пишет, что он видел женщин-паломниц из Саратова. Представьте себе, в XIX-то веке. Путешествие было длительным, и они несли с собой и зимнее, и летнее платье, продукты, сухари. Так люди паломничали…


А чем сегодня помогает государство?

– Очень дорогостоящий ремонт частично покрывается за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации. Ведь подворье – собственность России. Но какую-то часть нахожу уже через благотворителей я.


Если брать самые популярные точки заграничного паломничества для русских людей, на каком месте будет стоять Бари после Святой Земли?

– Конечно, очень почитаем Афон. Но туда не пускают женщин. Очень популярны маршруты посещения святынь Греции... Бари, как мне кажется, занимает второе, максимум, третье место по интенсивности приезда паломников из России.


Если приезжать в Бари, где еще можно побывать, помимо базилики святителя Николая Чудотворца?

– В наших краях можно прожить не меньше недели! Нужно помнить, что и Калабрия, и Апулия были местом пустынножительства православных отшельников. Особенно в период иконоборчества сюда бежали, спасая иконы, многие монашеские общины. Здесь очень много пещерных монастырей, особенно в Матере. Сотни пещерных подземных церквей, келий. В некоторых я совершал богослужения с паломническими группами, иногда с прихожанами. Кроме того, в 40 километрах от Бари есть город Монополи, в котором пребывают древние святыни. Например, икона Божией Матери византийского письма XI века, приплывшая, по преданию, сюда на плоту. Этот образ очень похож на Тихвинскую икону Царицы Небесной, и у нас даже возникла идея установления побратимства между Монополи и Тихвином.


К «русскому миру» в Италии относятся приветливо?

– Экономически. Понимают, что паломники и туристы влияют благотворно на местный финансовый климат.


Насколько Православие органично католической Италии, центру католицизма? Как Православию здесь живется?

– Когда задают такие вопросы, мне всегда вспоминается Розанов, который сидел на ступенях Кёльнского собора и плакал. Православие и католицизм – просто разные религии. С одной стороны, у нас много схожего – в стремлении к благочестию, к почитанию святынь, в значении для христианина Евхаристии. Но им совершенно неведомо понятие духовной брани. Помню, меня это поразило, когда я впервые был в Италии молодым сотрудником Отдела внешних церковных связей вместе с делегацией русских монашествующих. Когда в беседах с францисканцами, пригласившими нас, речь шла о строительстве, воссоздании обителей, противоречий не было. Но как только заходил разговор о подвигах, возникало непонимание. «Что, какие искушения? У нас этого нет», – говорили католические монахини. Выходит, монастырь – это некий клуб по интересам, где собрались единомышленники, не более.


Между нами нет противоречия, мы просто разные. Итальянский народ очень благочестив. Когда идешь по Бари в рясе, с крестом, многие католики подходят, кланяются, просят благословения, целуют крест, оказывают знаки уважения. Здесь присутствует здоровый клерикализм. Однако при этом видишь, что в Италии христианство очень сильно выхолощено, нет традиции, за которой кроется глубина и смысл.


Выхолощено больше, чем в российских регионах?

– Я говорю не о тех, кто в храм не ходит, будь то в итальянской провинции или в российском регионе. Различие среди тех, кто посещает католические мессы и православные богослужения.


То есть в Италии можно быть практикующим католиком и при этом совершать аборт, условно говоря? То есть откровенно нарушать заповеди? Или как?

– Мне много исповедовалось церковных православных женщин, которые делали аборт, и для меня это до сих пор тяжелая рана на сердце. Но думаю, что у них больше женщин через это прошло. Формализм выхолащивает верующих – как мирян, так и духовенство. И Православие может помочь людям начать глубинный путь в христианство.

Беседовали Елена ЖОСУЛ и Евгения ЖУКОВСКАЯ

Мультимедийный проект #ЕЖЖихи

Фотографии Марии Темновой

Итальянский город Бари издавна являлся одной из основных целей русских паломников, там в Храме находятся мощи святителя Николая.

С XI века и до настоящего времени, мощи Николая Чудотворца хранятся в базилике Святого Николая в городе Бари (Италия). Так же, в Бари, находится православная Церковь Николая Чудотворца. Некоторая часть мощей до сих пор хранится в Турции в храме святого Николая, так как все мощи похитить не успели.

Моряки из Бари забрали только половину мощей святителя, оставив мелкие фрагменты в могиле. Они были собраны венецианскими моряками во время первого крестового похода и доставлены в Венецию, где была построена церковь святого Николая — покровителя моряков. Подлинность мощей была подтверждена в двух научных исследованиях в Бари и Венеции, которые доказали, что мощи в двух городах имеют общее происхождение.

Храм Святого Николая (Николая Угодника)

Церковь* в Бари основана Императорским Православным Палестинским Обществом в начале XX века для нужд русских паломников, стекавшихся к мощам одного из самых почитаемых на Руси святых — Николая Чудотворца.

14 марта 2007 года в ходе визита российского президента в Бари были проведены переговоры о передаче русского храма Русской православной церкви. 23 января 2012 года состоялась официальная окончательная передача России здания подворья. В настоящее время русская церковь в Бари отреставрирована, православные паломники могут молиться в ней и служить литургию на мощах Св. Николая еженедельно по четвергам.

Базилика Святого Николая

Мощи Святого Николая Чудотворца покоятся в базилике Святого Николая. Базилика Святого Николая (итал. Basilica di San Nicola) — построена для хранения мощей святителя Николая Мирликийского, перенесённых в 1087 году из города Миры.

Рядом с базиликой святителя Николая расположена церковь св.Григория (X-XI веков).

В крипте на мощах святителя Николая служатся: католические мессы каждый день с 10.00 православный молебен с акафистом святителю Николаю по понедельникам, вторникам, средам, пятницам и субботам в 11.00 и в четверг в 16.00 православная Божественная литургия каждый четверг (кроме дней Великого Поста) в 10.30.


Более 9 столетий в базилике находятся мощи Святителя Николая чудотворца, о котором Православная Церковь говорит в молитвах и поэтических произведениях: «Тя бо третьим по Господе и Божией Матери поминаем». Св. Николая почитают православные и католики, мусульмане и язычники. В России это покровитель торгующих и путешествующих, защитник целомудрия и благочестия, бедных, помощник в судах.

В 5 веке император Феодосий Младший построил в Мирах Ликийских храм, где мощи находились до 1087 г., когда Св. Николай явился во сне клирику и повелел, чтобы его мощи были перенесены в Бари, что и было произведено. В 1089 г. была построена базилика - усыпальница Св. Николая, одно из блестящих достижений романского стиля в архитектуре. Среди покровителей храма были многие августейшие особы и меценаты. Здесь побывал Цесаревич Николай, будущий царь Николай II. На его средства реставрировался пол крипты, место хранения мощей (наиболее древняя часть храма). В книге почетных гостей им оставлена запись: «Николай. 12 ноября 1892 года». В храме есть икона, пожертвованная Николаем II.

Гробница имеет древнюю строго-аскетичную форму; в стене ее имеется специально сделанный проем, через который служители входят внутрь для сбора истекающего от мощей мира. Помощь, чудеса, исцеления от мощей и целебного мира не являются достоянием прошлого, они - реальность сегодняшнего дня и чтобы ее увидеть, нужна лишь Ваша вера и трезвый, незамутненный скептицизмом современной цивилизации взгляд на вещи.

Ежегодно в Бари к Святителю Николаю Чудотворцу приезжают тысячи паломников из России. Святые мощи с 1087г. почивают под спудом в крипте Базилики Св. Николая в Бари, хранителями которой являются монахи доминиканского ордена Римско-католической Церкви. Православные паломники из России имеют счастливую возможность служить литургии и молебны непосредственно на многоцелебных мощах Святителя. Многие русские богомольцы, обремененные тяжелыми недугами и житейскими невзгодами, получают чудесную помощь прямо у Гробницы Святителя по молитвам Великого Угодника Божия.

Образ Николая Угодника является обязательной принадлежностью каждого русского храма и каждого православного дома. Православная Церковь прославляет Св. Николая два раза в год: в день преставления его (6/19 декабря) и в день перенесения мироточивых мощей его в город Бари из Мир Ликийских (9/22 мая).

В ночь на девятое мая (в Бари этот день отмечается с особенным торжеством) из базилики выносят изображение Чудотворца, сопровождаемое множеством пилигримов, каждый из которых старается коснуться изображения или хотя бы носилок, на которые оно поставлено. Далее его несут в порт, отплывают несколько километров на барке с яркой иллюминацией, к вечеру изображение возвращается в город. Его несут по главным улицам города и ставят в особо приготовленное место, а вечером десятого мая изображение вносят в базилику Св. Николая.

*Внимание: расстояние между Храмом (церковью) и Базиликой составляет около полутора километров.

Недорого остановиться в гостинице возле храма Николаю Угоднику в Бари можно в Hotel Adria 3* - отель находится в центре, приблизительно посредине между Базиликой и Храмом, и идеально подходит для краткосрочного пребывания паломников на 1-3 дня.

Удачное рассположение отеля - близость к ж/д вокзалу (дополнительное удобство при переезде из Рима).

При выходе из вокзала надо повернуть на Восток и пройти приблизительно 200 метров от вокзала. Hotel Adria находится в 70 метрах от Корсо Кавур (вертикальна на фото) - одной из главных торговых улиц Бари. В невысокий сезон при наличии мест заселяют обычно сразу (не ждут чек ин 12:00).

Удобное месторасположение. Дружелюбный персонал. Номера просторные, ванная комната душевая кабина. В номере электрический чайник, 2 кружки, растворимые чайные пакетики чай, каркаде, кофе. Сейф платный,10 евро/сутки.

Гости также могут отдохнуть на шезлонгах на террасе верхнего этажа.

Для паломников приехавших посетить Базилику Святого Николая.
Отель Hotel Adria 3* расположен приблизительно в 1 километре от базилики, и в 700 метрах от Храма святого Николая, в зоне исторического центра Бари.

Перейдя по ссылке, вы сможете подобрать и забронировать различные варианты размещения отелях Бари >>

Как в Бари добраться до базилики святителя Николая:

В морской порт города Бари приходят паромы из Греции и Черногории. От порта до базилики вы сможете дойти пешком.
-от железнодорожной станции Бари: via Sparano - Cattedrale - via Carmine - Arco san Nicola - Piazza San Nicola
-с автострады S.S. 96, S.S. 98, S.S.16 (Foggia-Bari) Tangenziale - Uscita Fiera -Porto-Lungomare A.De Tullio - Arco san Nicola - Largo Urbano II - Piazza san Nicola.
-с автострады S.S.16 (Lecce - Bari) съезд l"uscita Lungomare - Lungomare Imperatore Traiano - Arco san Nicola - Largo Urbano II - Piazza san Nicola.
-с автострады A14 uscita Bari Nord - tangenziale (направление на Foggia) - uscita Fiera - Porto - Lungomare A.De Tullio - Arco san Nicola - Largo Urbano II - Piazza san Nicola. uscita Bari Sud - tangenziale (направление на Foggia) - uscita Fiera - Porto - Lungomare A.De Tullio - Arco san Nicola - Largo Urbano II - Piazza san Nicola.
-с автострады S.S. 100 Tarato-Bari via G.Amendola - via Magna Grecia - via Peucetia - via Apulia
- по набережной в направлении Porto - Arco san Nicola - Largo Urbano II - Piazza san Nicola

Как добраться в Бари до Церкови Николая Чудотворца (храм-подворье):

Адрес:Бари, виа Бенедетто Кроче

Координаты: 41.110267,16.872381

Город Бари, расположенный в регионе Апулия, был основан еще в V веке до н.э. В городе сохранилась разновековая архитектура, но прежде всего он известен многим верующим людям тем, что именно здесь находятся мощи, католический собор и православная церковь Николая Чудотворца.
Святой почитается православной и католической церковью, как покровитель сирот, путешественников, заключенных и избавитель от напрасной смерти и болезней.

Николай Угодник прослужил до своей смерти епископом города Миры. Еще при жизни его считали исцелителем и защитником. Когда несколько верующих исцелились, поклонившись его мощам, Мира стала центром святой веры. Но набеги мусульман ставили под угрозу целостность мощей и тогда барийские купцы отправились в Миру с целью вывести мощи Святого Николая Чудотворца в Бари. Все события разворачивались в 1087 году 20 апреля. Мощи были похищены и 8 мая корабли вошли в гавань Бари. На следующий день святыню торжественно перенесли в храм святого Стефана. С тех пор 9 мая с особым размахом отмечается праздник перенесения мощей. Барийцы реконструирую события многовековой давности, устраивая костюмированное представление с участием нескольких сотен человек.

Наиболее почитаем этот праздник в самом Бари, на территории России, Болгарии и Сербии.

Часть мощей осталась в Турции, так как барийцы не смогли собрать мелкие останки, и часть, после первого крестового похода, оказалась в Венеции.

До сих пор есть две точки зрения о событиях 1087 года. Барийцы и русская православная церковь считают перенесение мощей, их спасением, греческая церковь расценивает поступок, как кражу.

Мощи Николая Чудотворца относятся к мироточивым. Это выяснилось еще при их перевозке из Мир Ликийских. Люди, которые доставали мощи из гробницы, обнаружили скелет Святителя, плавающий в неизвестной жидкости. Священную жидкость православные называют «миро», а католики «манной святого Николая».

Бари: храм Николая Чудотворца

Строительство храма началось в 1087 году, когда из города Миры в Бари были перенесены мощи Николая Мирликийского. С этого момента Бари превратился в город Святителя Николая - одного из самых почитаемых святых.

Храм был построен в самом центре города и сразу же стал местом значимых исторических событий. Здесь проповедовал Петр Амьенский о начале крестового похода, проходил церковный собор, решающий вопрос объединения Западной и Восточной церквей.

Есть версия, что базилика была отстроена как новое здание, но предполагается, что она возведена на месте дворца катапана (губернатора), так как присутствуют определенные различия стилей и дисгармония элементов убранства.

Сейчас базилика оказалась в старой части города, расположившись прямо на побережье Адриатического моря. Она состоит из двух храмов - верхнего и нижнего, где и расположена гробница с мощами Чудотворца. Крипта (подземная церковь) относится более ранней постройки. Потолочный свод поддерживается 26 мраморными колоннами. В правом углу под сводом находится колонна из красного мрамора или как ее называют - чудодейственный столб. Считается, что сам Николай принес эту колонну в храм. Паломники прикладываются к колонне прося о исцелении и здоровье.

Рака размещена ниже уровня пола и огорожена каменными блоками. Округлое отверстие в передней части устроено так, чтобы священники могли проникнуть внутрь для сбора миро. С этой же цель пол гробницы имеет небольшой наклон к центру.

Доступ к святыне дозволяется только организованным группам паломников и с разрешения церковного начальства.

Справа от входа в верхний храм расположена сокровищница. Здесь хранятся подарки, сделанные паломниками базилике и христианские святыни, которым могут помолиться верующие. Наиболее ценным экспонатом является икона Святого Николая, подаренная сербским царем Урошем III в знак благодарности за возвращенное зрение. Здесь же хранятся реликвии, привезенные из крестовых походов: частицы мощей апостолов Фомы и Якова, шип из венца Иисуса.

В верхнем храме установлена статуя Святителя Николая, накрытая стеклянным куполом. Под него верующие кладут записки с просьбами. Раз в год 9 мая статую выносят из базилики и торжественным шествием проносят по городу. Праздник перенесения мощей - один из главных в Бари.
В базилике служатся не только католические мессы, но и православные молебны. Базилика открыта с 7 до 19.00.

Православная церковь Николая Чудотворца, Бари

Николай Угодник - один из самых почитаемых святых в России. Русская православная церковь и император Николай II предпринимали попытки восстановить церковь в Мирах, но они оказались неудачными. Тогда было принято решение учредить в Бари русское подворье для нужд российских паломников. Деньги на строительство собирали всей страной. Был установлен тарелочный сбор два раза в год в дни почитания Святого Угодника. Большой вклад внесла царская семья. В 1913 г на участке земли в 1,5 га был заложен фундамент будущего храма. Архитектором был выбран А.В Щусев, специализировавшийся на церковной архитектуре.

Летом следующего года был открыт временный приют для паломников, рассчитанный на 30 человек. В 1937 году подворье уже не являлось российской собственностью, а относилось к Константинопольскому патриархату. И только в 2009 г России вернули права на здание подворья. Сейчас комплекс занимает 0,7 га.

Православная церковь выдержана в псковско-новгородском стиле, поэтому является уникальным строением для Западной Европы. Перед строителями стояла цель построить комплекс по образцу строений XV века.

В верхнем части расположен одноярусный иконостас, образа которого расписаны французским художником А. Бенуа. И расположены по канонической схеме. В нижнем храме находится икона Святителя и частичка его мощей. Также достопримечательностью церкви является модель подворья, дающая полное представление о масштабах комплекса. Над одним из входом в храм размещена икона Космы и Димиана, почитаемых в провинции Апулия. В центре под сводным потолком находится большая люстра (паникадило), которое было изготовлено сербскими мастерами на деньги российских паломников.

В храме хранятся и другие значимые святыни:

  • частицы мощей Киево-Печерских отцов;
  • часть мощей Серафима Соровского и его икона;
  • икона Федора Ушакова с частицей мощей.

Храм расположен в 3 км от базилики Святого Николая в районе Каррацци.

Паломничество в Бари к Николаю Чудотворцу

Как показывают источники, паломничество православных к мощам Николая Угодника началось еще в XV веке. В XIX веке к мощам приезжали российская царская семья, известные деятели культуры, представители как высших, так и низших сословий.

На протяжении сотен лет у мощей Николая чудотворца происходят чудеса. В этом уверены сотни тысяч верующих, съезжающихся в Бари со всего света.

В православной церкви Николая Угодника почитают дважды в год 9 мая и 19 декабря. Именно в эти дни Бари принимает самый большой наплыв паломников.

В день перенесения мощей православный храм принимает больше двух тысяч верующих. Ежедневно в храме совершается молебен с акафистом, по четвергам служат литургию. Возможность причаститься у мощей увеличивает число паломников ежегодно.

Многие хотят получить миро, которое источают мощи святого. Священники собирают его специальным кувшином в день перенесения мощей. Миро добавляется в святую воду, которую забирают с собой паломники. Бутылочки такой воды можно приобрести в лавке базилики.

Загрузка...
Top