Канонерская лодка "кореец". Канонерская лодка “Кореец” Кореец канонерская лодка численность экипажа

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 2 × 203-мм (35 кал);
  • 1 × 152-мм (35 кал).

Универсальная артиллерия

  • 4 × 9-фунтовых,;
  • 4 × 37-мм и одно 63,5-мм десантное орудия.

Однотипные корабли

«Манджур», «Донец», «Запорожец», «Кубанец», «Терец», «Уралец», «Черноморец»

Общие сведения

Мореходные канонерские лодки типа «Кореец» разрабатывались для службы на Дальнем востоке в 1885г. Они отличались от предыдущих типов большими водоизмещением и мореходностью, и наличием нескольких тяжелых орудий.

История создания

После Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. морское ведомство решило разработать новую программу кораблестроения, которая обеспечивала бы равенство сил с объединенными флотами Германии, Дании и Швеции на Балтике; с турецким флотом на Черном море и превосходство над объединенными морскими силами Китая и Японии на Дальнем Востоке. Позднее программу несколько раз пересматривали, в итоге в программе уделялось основное внимание созданию броненосного флота на Черном море.

Программой предусматривалось:

  • для Черноморского флота построить восемь броненосных кораблей, два крейсера 2-го ранга и 19 миноносцев. Эти корабли должны были составить ядро будущего флота на Черном море, превосходящего по численному составу и мощи турецкий флот
  • для Балтийского флота построить 16 броненосных кораблей, четыре крейсера 1 -го ранга, девять крейсеров 2-го ранга, 11 канонерских лодок и 100 миноносцев. Этот флот должен решать все задачи по обороне русского побережья и при необходимости проводить операции в открытом океане вдали от своих берегов, ведя наступательные действия против флотов Германии или Англии
  • для Дальнего Востока из-за ограниченных задач по «обороне важнейших пунктов побережья», в основном постов и немногочисленных городов, оборону указанных объектов осуществить при помощи минных заграждений и использования береговой артиллерии. А для обеспечения связи между постами, доставки войск и грузов решено иметь малотоннажную флотилию, в состав которой входили миноносцы и канонерские лодки. В случае возникновения угрожающего периода, который мог привести к военному столкновению с Китаем или с Японией, предполагалось «откомандировать в воды Тихого океана корабли из состава Балтийского и Черноморского флотов».

Спустя пять лет судостроительную программу вновь существенно пересмотрели, а впоследствии и вовсе преобразовали в новую пятилетнюю программу (1890-1895 гг.). В соответствии с ней предусматривалось построить шесть броненосных кораблей водоизмещением по 7500 т, четыре броненосных корабля по 5600, три крейсера 1-го ранга (броненосных), пять канонерских лодок и 50 миноносцев водоизмещением по 120 т. Но эта программа, как и предыдущая, осталась не выполненной.

Однако с 1881 г. успели построить 21 броненосец, в том числе три броненосца береговой обороны (из запланированных 24 по двадцатилетней программе), 10 крейсеров 1-го и 2-го ранга (из запланированных 15), 15 канонерских лодок (из запланированных 11) и 72 миноносца (из запланированных 125).

Из общего числа канонерских лодок:

  • для Балтийского флота построили две («Грозящий» и «Храбрый»);
  • для Черноморского флота - шесть («Запорожец», «Донец», «Черноморец», «Кубанец», «Уралец» и «Терец»);
  • для Сибирской флотилии - семь («Сивуч», «Бобр», «Кореец», «Манджур», «Гиляк», «Отважный» и «Гремящий»).

Предшественники

Заказав для Сибирской флотилии две канонерки - «Бобр» и «Сивуч», Морское министерство решило было начать разработку проектов канонерских лодок для Балтийского моря. Однако вскоре постройку броненосных канонерок для Балтики отменили, заказав новую серию канлодок для Тихого океана.

Постройка и испытания

Канонерская лодка «Кореец» заложена в декабре 1885 года на верфи Бергзунд Меканиска в Стокгольме. Спущена на воду 7 августа 1886 года. Вступила в строй в 1887 году.

История службы

«Кореец» нёс службу на Дальнем Востоке, куда он перешёл с Балтики. В 1895-1900 годах нес стационарную службу в японских, корейских и китайских портах. В 1900 году, в составе международной эскадры принимал участие в подавлении восстания «боксёров». 16 мая «Кореец» покинул Порт-Артур вместе с отрядом адмирала Веселаго, а 18 мая уже принял участие в боевых действиях. 4 июня «Кореец» вместе с союзными канонерскими лодками обстреливал форты Таку, при этом получил 6 попаданий снарядов и потери: 9 убитых и 20 раненых. За доблесть в этом бою «Кореец» был награжден Георгиевским серебряным рожком. В честь убитого в бою офицера канонерской лодки, лейтенанта Е.Н.Буракова, был назван захваченный у Таку китайский миноносец.

Перед началом Русско-японской войны 1904-1905 годов вместе с бронепалубным крейсером 1-го ранга «Варяг» (командир - капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев) находился в корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон) с целью защиты русских интересов. 8 февраля 1904 года «Кореец» был отправлен в Порт-Артур со срочной депешей наместнику, однако японская эскадра контр-адмирала С. Уриу, блокировавшая Чемульпо, преградила ему путь. По некоторым данным, после того, как командир «Корейца» капитан 2-го ранга Г.П. Беляев повернул назад, японские миноносцы выпустили по канонерке три торпеды, две из которых прошли мимо, а третья затонула в считанных метрах от борта. На «Корейце» был подан сигнал «отражение минной атаки» и сразу же, так как лодка входила на нейтральный рейд, «отбой». Но после этого сигнала комендор кормовой 37-мм пушки нечаянно выпустил по противнику 2 гранаты.

9 февраля 1904 года «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо и в 11:45 вступили в бой с японской эскадрой, который длился около часа.Перед боем топорами были укорочены мачты и во многом благодаря этому японцы никак не могли попасть в «Кореец»Бой проходил не на слишком большом расстоянии,но устаревшие восьмидюймовые снаряды канонерки не долетала до неприятеля. Японские же снаряды в основном давали перелеты, не причиняя лодке никакого вреда.И все же именно они прикрыли «Варяг» своим огнем при отходе.Замечен один взрыв и пожар на крейсере противника. За время боя корабль выпустил по противнику 52 снаряда разных калибров.Единственным повреждением канлодки было пробитое осколком японского снаряда таранное отделение. Потерь не было.

Гибель

Чтобы не допустить захвата корабля японцами, после боя (в 15:55) «Кореец» был взорван на рейде Чемульпо. Экипаж был принят на борт французского крейсера «Паскаль», вывезен в Сайгон и вскоре вернулся в Россию. В Санкт-Петербурге все офицеры были награждены Орденом Святого Георгия 4-й степени, а члены команд - знаками отличия этого ордена. В честь подвига моряков была учреждена специальная медаль «За бой «Варяга» и «Корейца» при Чемульпо», которой были награждены все участники боя.

В 1905 году канонерская лодка «Кореец» была поднята японцами и сдана на слом.

Место гибели

Залив порта Чемульпо, Корея (37°20′ с. ш. 126°31′ в. д. Координаты: 37°20′ с. ш. 126°31′ в. д.)

Командиры

1891-1894. Спицкий. Александр Максимович 1894-1895. Лебедев. Иван Николаевич 1895-1898. Серебренников. Петр Иосифович 1898-1900. Сильман. Федор Федорович 08-12.1901.Соболев. Александр Яковлевич 1901-хххх. Новаковский. Иван Михайлович хххх-1904. Беляев. Григорий Павлович

См. также

Литература и источники информации

  1. Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. - М.: Воениздат МВС СССР, 1948. - 492 с. / Под редакцией доктора военно-морских наук капитана 1 ранга Н.В. Новикова. Составители: В. А. Дивин, В. Г. Егоров, Н. Н. Землин, В. М. Ковальчук, Н. С. Кровяков, Н. П. Мазунин, Н. В. Новиков. К. И. Никульченков,. И. В. Носов, А. К. Селяничев. // Академия Наук Союза ССР.
  2. Тарас А. Корабли Российского императорского флота 1892-1917 гг... - Харвест, 2000. - ISBN 9854338886 .
  3. Грибовский В. Ю. Российский флот Тихого океана, 1898-1905: История создания и гибели. - Москва: Военная книга, 2004. -

Для меня всегда оставалось загадкой зачем понадобилось русским увековечивать свои промахи в памятниках? Обычно русские этого никогда не делали, точнее мы просто не проигрывали сражений.
Зачем, вдруг, заказали эстонцу памятник погибшим русским кораблям в Севастополе в Крымскую войну, а точнее странным образом затопленным? И какого черта НИколай II установил красивый, но очень печальный памятник русской "Русалочке" в Таллине, в честь гибели корабля, точнее странной пропаже корабля в туман? И зачем наш Царь Николай II вдруг так помпезно отпраздновал своё поражение в Цусимском сражении о чем расскажу в следующей главе и почему затопление русских эскадр в луже русского порта Порт-Артур теперь нам выдают за подвиг? Почему русский Порт Артур теперь вообще уже давно китайский, как и весь Дальний Восток и китайский ли?. Видимо раздербанивать Великую Греко-Российскую Восточную Империю англглосаксы начали ещё очень давно.

Сталкиваясь с необъяснимыми фотографиями, начинаю тут потихоньку фиксировать для себя все несуразицы и постараюсь добавлять фото.

Мне показалось странным, почему у нас такой странный флаг на Канлодке Кореец?

Канонерская лодка «Кореец» со старорусским Красно-Бело-Синим флагом. Порт-Артур, 1904 год. Та самая канлодка, которая приняла неравный бой с крейсером «Варяг» в битве Чемульпо, Якобы японцами.

Ещё одна фотография Кореца. Тут флаг опущен, но по видимому тоже современный французский. Когда-нибудь найдутся соседние фотографии, которые могли быть сделаны при ветре, когда флаг виден, чтобы понять какой же именно тут был флаг, но похоже именно, тот который теперь принадлежит уже Франции, и русские размещали заказы на стротельство кораблей и вязание тельняшек, как сейчас производят себе обувь в Китае.


"Кореец"


Канонерская Лодка "Кореец" и её командир Капитан II ранга Беляев 2-й. Тот же Красно-Бело-Синий флаг. Xто просходит на корабле - не понятно.

Лучшая канлодка в Мире "Кореец", герой Русско-японской Войны под Чемульпо тоже была уничтожена - официально, но потом она благополучно осталась не только цела, но и вся команда жива.


Бой в старом древне русском порту Порт- Артур теперь называют битвой при Чемульпо.
Странным образом затоплен крейсер в луже Порт Артура, где ему явно по колено! Остается поражаться, как же он на мель-то там не сел? Или сел на мель и не удалось потопить? Почему Памятник Крейсеру Варяг в Шотландии?


Фотокорреспондент явно фиксировал не корабль а именно взрыв - это съемка с проводкой на Взрыв - Это фиксация испытания англичанами нового вооружения, установленного якобы на японских кораблях - как и на других фотографиях снимали именно взрыв.


как и "Адмирал Синявин" теряется на Фоне великолепного Дыма. Это уже не белокрылый парусный флот, который может подойти внезапно и тихо и не оставив следа в небе. Приближение Эскадры со стороны Америки была видна задолго до боя в Порт Артруре.

Дальнейшая чехарда с флагами.


Спуск на воду броненосца «Победа» со стапелей Балтийского судостроительного завода. Андреевский Флаг и нынешний торговый флаг России. Обратите внимание на башенку, слева, на фото от стапелей Балтийского завода;-)


Андреевский Флаг, с которого англичане сделали, впоследствии, свой флаг, наложив большой жирный крест на наш гюйс сверху.

Русско-японская война, Порт-Артур, 1904 год, затопленные броненосцы и затопленный крейсер "Варяг".
Что-то как- то они хиленько затонули, особенно Варяг.

А вообще молодцы англичане, у них умело получилось нам лапшу на уши вешать. Англия и Россия решила в который пиписьками померится, а точнее двоюродные братья, в очередной раз, причем опять вдали от своих туманных альбионов - Лондона и Питера решили испытать новое вооружение. Раннее все бои флотов шли в Черном море, тогда между якобы между турками на английских кораблях и русскими, а тут тоже не на прямую - между японцами на английских кораблях и русскими. Вот скажите мне, как в Малюсенькой Японии могли создать столько кораблей и где они столько стали-то нашли на малюсеньких островах?

Когда я вижу затопленный Варяг в луже по колено,у меня вообще нет слов! Если бы я раньше увидела эти фотографии, я бы не так переживала, что бедные русские моряки все утонули...... Я в детсве так и представляла себе, как и многие русские, что все матросы утонули не покинув корабля, погибли все и капитан остался на борту затонувщего броненосца. А что тут тонуть-то!

И герои потом шли парадом по Невскому проспекту во главе с офицерами и капианом Рудневым, но это уже другая История.
"Врагу не сдается наш грозный Варяг!" это как затопить и уничтожить весь парусный Флот в Севастополе в Крымскую войну...... Не верю ни тому ни другому, особенно потому, что это нарисовано слишком явно и слишком много картинок, как они это делали когда доказывали что Петр учился в Голландии и как француз Монферран строил Исаакий, откалывая двумя землекопами круглые колонны от скалы и потом на барже вез из по две 1600 тонные колонны по Неве и за 45 минут поднял Александровскую колонну на Дворцовой площади, когда она там стояла до его рождения.


Русско-Японская Война длинною в час. Интересно, кто, кого побеждает? Судя по золотым кучеряшкам на носу корабля - японец вообще случайно попал на русский же корабль, построенный нами в Англии. Не возможно разобраться чтоюе происходило тогда - официально:
"Начавшийся в 11 часов 45 минут бой закончился в 12 часов 45 минут. С "Варяга" было выпущено 425 снарядов 6-дюймового калибра, 470 75-мм и 210 47-мм калибров, а всего выпущено и списано 1105 снарядов. В 13 часов 15 минут "Варяг" отдал якорь на том месте, откуда снялся 2 часа назад. На канонерской лодке "Кореец" повреждений не было, как и не было убитых и раненых. В 1907 г. в брошюре "Бой "Варяга" у Чемульпо"" В. Ф. Руднев слово, в слово повторял свой рассказ о бое с японским отрядом, как по написанной, составленной для него шпаргалке...


Затопленный "Варяг" при отливе в Порт-Артур.
Сплошная бутафоря!

А Вы представлете, какое горе испытывали все русские, после вести об этом якобы поражении? И без того бедные люди, во время войны скидывались на поддержание флота, а последние деньги, все средства уходили в Англию, благодаря развитой у нас бюррократии и переправлись на преумножение этих же денег в Америку.

Именно морального поражения русских добивались англичане и в Японской Войне, чтобы впоследтствии, начать Революцию 1905 года, потом Первую Мировую, Революцию 1917 года и Гражданскую Войну с последующими наводнениями и голодоморами. Ну и добить решили Второ Мировой и сейчас начинают Третью.

Русским не зря четко зафиксировали в их памяти поражения, как и сейчас четко фиксируют у российской молодежи, что советская власть - зло, намеренно уничижая СССР и уничтожая, страя фотогафии счастливого времени в СССР и выпячивая все ужасы, создаваемые ими же у нас в стране, перед захватом Страны, где депутатами были трудящиеся люди, и депутатство было все лишь почетной обязанностью лучших из лучших. Им нужно и теперь, чтобы русские признали свое поражение в какой-то там выдуманной виртуальной "Холодной Войне". Собственно я не считаю, что мы кому то там что-то проиграли и кому то что-то там должны. Как хотитм, так и живем. Если у них там проблемы с бюджетом - пусть сами там и разбираются! Мы на своей территории, дома и почему мы им то должны платить оброк за нашу чистую и бесплатную воду, за свою же нефть и газ, за свой же лес Сибири?
Мозг англосаксы нам конкретно, всем, кто смотрит их каналы по ТВ, причем сумели уже настроить украинцев - тех же русских, выучивших придуманный ими украинский язык, против русских и украинцы, поддавшиеся на их уловку Морковку вступления в ЕС, уже учат английский язык, чтобы окончательно забыть русский, как забыли раннее русский язык, язык этрусков во всей Европе, чтобы дальше делить единый народ неделимой страны, пока он не опомнился, что его просто за нос водят и конституция СССР до сих пор в Силе.

Русский народ, самый терпеливый народ, потому, что за 7525 лет войн у него такой стойкий иммунитет выработали, что уже аллергия на малейшие угрозы. Русский народ не просто самый терпеливый, он на деле знает, что лучше переждать любое лихолетие, которое опять навязывают - само отвалится в случае чего сбегут, чем потом все заново с нуля восстанавливать. Русские никогда не станут первыми наступать потому что то изначально была огромня Империя, от которой и откалывали кусочки. и нам нехватает людей управлять и так огромной, даже после всех Войн страны, А теперь нам, опять изменив идеологию, всячески пытаются вновь всех извести и расдосаовать вдругой ряд. Теперь, как и в прошлом веке русский народ, намеренно загоняют в нищиту и долговую яму, повышением цен на еду и медикоменты, закрывая больницы и плевком единовременной компенсации в 5000 рублей, депутаты которые получают за игру в крестики нолики в Госдуме 450 000 р, чтобы потом легко Весной начать нам очередную Третью Мировую Войну.
Сейчас, действительно народ обнищал до такой степени, что остро реагирует на якобы хищения каких то там вымышленных полицейских в миллиарды, Нищий народ набрал у англичан столько кредитов, что малейшая вспышка грева приведет к тому, что не захотят отдавать и возвращать кредиты и на одиночный пикет выйдет уже не один человек, или намеренно зафиксируют двоих, причем запишут в протоколе, что за три дня, заранее не предупредили их ставленников в захваченной Стране и они будут вынужденны, в полной боевой готовновти ввести нанятые войска Н_А_Т_О, вынужденны ввести войска 173 десантного батальона объединенных войск Европы, проплаченные именно английской короной но на наши же денюшки, вывозимые пачками из России Матушки в Лондон и в Швейцарию. Не зря они сейчас выставляют русскую Армию и Флот, как якобы, всё ещё Ядерную Державу с атомними боеголовками, которую следует бояться всей Еворпе, как и сто лет тому назад и не зря требуют своего ставленника бомбить Сирию для острастки всех. Они по преднему констатируют факты боеспособности нашей Армии, чтобы в последствии нам за это по полной закрутить гайки, как и тогда перед японской войной пугали весь мир, нагнетая обстановку карикаттурами и снимая Сливки с наших бед. Не дождутся!

На рисунке два равнозначных флота. Откуда такой Флот у Японии?


Василий флотский, Vasa. Японская Война. У русских торговый флаг: Бело красно синий флаг. Англия, Франция и Америка против России и где Япония? -япония была просто по дороге от американцев!


Японская Война с флагом в виде двуглавого Орла, а точнее трехглавого орла. Явно Японию держат за дурачка или наживку.


Русский мужик борется с бюрократической системой в России - английский Спрут, создавший бюрократизм в России, как и сейчас тянет на дно.

На заднем плане Московский Кремль и вся честная Компания и Турция на заднем плане;-) Плакат времен Японской войны



Плакат Русско-Американского Товарищества. Так кто у кого выиграл войну? Может на фото, которые приведу ниже все таки победа русских в Японской войне, а не наоборот, как нам втюхавают, чтобы ввести в транс и написав песни, которые врезались в память с детсва? Какому именно врагу не сдается Крейсер Варяг? Почему "Варяг" строили англичане и потоплен Варяг у берегов Британии?

Продолжение следует...

Мореходная канонерская лодка «Кореец» была построена по российскому заказу на одной из шведских верфей и вступила в строй в 1887 г. Корабль имел водоизмещение 1334 т., и мог развивать скорость до 13,4 узлов (около 25 км/ч.). Вооружение состояло из двух 203 мм орудий на спонсонах в носовой части корабля, одного ретирадного 152 мм орудия, четырех 107 мм орудий, четырех 37 мм скорострельных пушек и одного торпедного аппарата. Значительная часть службы «Корейца» прошла на Дальнем Востоке, где лодка выполняла функции стационера в ряде японских и корейских портов. Военным дебютом «Корейца» в июне 1900 г. стала артиллерийская дуэль с фортами китайской крепости Таку. В разгар боя 203 мм снаряд с «Корейца» вызвал взрыв боезапаса на одном из фортов Таку, что предопределило исход артиллерийского противостояния. За этот бой «Кореец» бы награжден Георгиевским серебряным рожком. Значительно пострадала и сама канонерка, получив от шести до восьми прямых попаданий. Погибли девять членов экипажа и двадцать получили ранения. Во время тушения пожара на «Корейце» осколком разорвавшегося снаряда был убит артиллерийский офицер лодки лейтенант Бураков. Впоследствии имя этого героя носил самый быстроходный корабль русско-японской войны — эскадренный миноносец «Лейтенант Бураков».

Русско-японская война застала «Кореец» вместе с крейсером «Варяг» в корейском порту Чемульпо (совр. Инчхон). 26 января 1904 г. менее чем за сутки до нападения японского флота на русскую эскадру в Порт-Артуре имел место первый эпизод боевого столкновения еще необъявленной войны. Для восстановления нарушенной с эскадрой связи по приказу командира «Варяга» В. Ф. Руднева «Кореец» под командованием капитана 2-го ранга Г. П. Беляева был направлен в Порт-Артур. Во время движения канонерской лодки через узкий пролив японская эскадра начала опасное провокационное маневрирование вокруг русской канонерки, в результате чего миноносец «Цубаме» вылетел на мель и получил пробоину. Вторая фаза инцидента была связана с применением оружия обеими сторонами. Японские миноносцы выпустили практически в упор по «Корейцу» три мины Уайтхеда (торпеды), две из которых прошли мимо, а третья, утонула в нескольких метрах от русской канонерки. В ответ с «Корейца» было сделано несколько выстрелов из 37 мм револьверной пушки. Потерь и повреждений (за исключением выскочившего на мель «Цубаме») стороны не имели. После инцидента «Кореец» вынужден был вернуться на рейд Чемульпо.

27 января 1904 г. японский ультиматум предписывал русским кораблям покинуть порт Чемульпо, в противном случае противник угрожал атаковать русские корабли на месте якорной стоянки. До сих пор в литературе по разному оценивается состав японских сил в бою у Чемульпо 27 января 1904 г. Чаще указывается, что крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были атакованы японской эскадрой контр-адмирала Уриу в составе 14 кораблей — 6-ти крейсеров и 8-ми миноносцев. Внешне громадный численный и качественный перевес японцев, которым в ходе боя противник так и не воспользовался. Необходимо учесть, что накануне боя у Чемульпо эскадра Уриу состояла даже не 14, а 15 вымпелов — броненосного крейсера «Асама», бронепалубных крейсеров «Нанива», «Такачихо», «Нийтака», «Чиода», «Акаси» и восьми миноносцев и авизо «Чихайя». Правда, накануне, как упоминалось выше, японцы понесли небоевые потери, и одной единицей в эскадре Уриу временно стало меньше. Не участвовало в бою и посыльное судно «Чихайя», которое, тем не менее, находилось в непосредственной близости от места сражения. Реально в силу узости пролива бой вела группа из четырех японских крейсеров, еще два крейсера участвовали лишь эпизодически, а наличие у японцев миноносцев так и осталось фактором присутствия.

Перед боем на «Корейце» срубили стеньги (верхнюю часть мачт), чтобы внести в стрельбу японских комендоров заведомую ошибку. Японцы рассчитывали расстояние до цели при помощи призм Люжоля, ориентируясь на табличную, а не реальную высоты рангоута цели. Поэтому во время стрельбы по «Корейцу» японские снаряды ложились с необъяснимыми для противника перелетами. В результате боя 27 января русская канонерка потерь и повреждений не имела (лишь один осколок пробил борт на 30 см. выше ватерлинии). Ответный огонь лодка вела из двух 203 мм и одного 152 мм орудий. При сближении с противником три выстрела было сделано из 107 мм. орудий, но огонь из них был тут же прекращен, когда стало понятно, что противник находится вне досягаемости. В литературе и искусстве создан художественный образ будто «Варяг» и «Кореец» оказались под градом японских снарядов. Однако цифры, приведенные в рапортах командиров русских и японских кораблей, дают несколько иную картину. Всего за 50 минут боя при Чемульпо шесть японских крейсеров израсходовали 419 снарядов. В ответ с «Корейца» было выпущено двадцать два 203-мм снаряда, двадцать семь 152 мм, три — 107 мм. «Варяг» за время боя, если исходить из рапорта В. Ф. Руднева, израсходовал 1105 снарядов.


Получается, что в бою при Чемульпо два русских корабля выпустили снарядов почти в три раза больше, чем вся японская эскадра. Дискуссионным остается вопрос о том, как на русских кораблях велся учет израсходованных снарядов или цифра была указана примерно по результатам опроса экипажей. О результативности огня «Варяга» и «Корейца» также не утихают споры. Русские источники указывают на очень большие потери противника: потопленный миноносец, 30 убитых и 200 раненых. Базируются они в основном на мнении представителей иностранных держав, наблюдавших за боем. Со временем в «потопленных» оказались уже два миноносца и крейсер «Такачихо» (кстати, эти данные и попали в худ. фильм «Крейсер Варяг»). И если судьба некоторых японских миноносцев действительно вызывает вопросы, то крейсер «Такачихо», пусть не очень благополучно, но пережил русско-японскую войну и погиб 10 лет спустя со всем экипажем при осаде Циндао. Рапорты всех командиров японских крейсеров указывают на отсутствие потерь и повреждений на своих кораблях. Другой вопрос: куда после боя в Чемульпо на два месяца «исчез» главный противник «Варяга» броненосный крейсер «Асама». Ни у Порт-Артура, ни в составе действовавшей против Владивостокского отряда крейсеров эскадры адмирала Каммимуры не было. И это в самом начале войны, когда исход противостояния далеко не был решен. Вполне вероятно, что корабль, ставший главной целью орудий «Варяга» и «Корейца» получил серьезные повреждения, но в начале войны в пропагандистских целях японской стороне об этом было говорить нежелательно.


После возвращения «Варяга» и «Корейца» на рейд Чемульпо было принято решение об уничтожении кораблей. Командир «Корейца» Беляев так описал в рапорте гибель канонерки: «В 4 ч. 5 мин последовали два взрыва с промежутком 2−3 секунды. Лодка погрузилась на дно, причем носовая часть отделилась и перевернулась, а кормовая разорвалась на части. Этим взрывом пушки всех калибров уничтожены. Шифр, секретные приказы, бумаги, карты, таблицы опознавательных знаков сожжены. На шлюпки взяты два судовых образа, Царская грамота, серебряный Георгиевский рожок, деньги из сундука, вахтенный журнал и денежная отчетность. Взятые на шлюпки ружья приказано было бросить при приближении к французскому крейсеру «Paskal». Офицеры. Как и команда съехали без вещей». Команду «Корейца» разместили на французском «Паскале», где отношение к русским морякам было наиболее благожелательным. Формально экипаж «Корейца» сам уничтожил свой исправный корабль и не мог относиться к числу терпящих бедствие, в отличие моряков «Варяга» крейсера, который получил тяжелые повреждения.

Экипажи «Варяга» и «Корейца» были интернированы и через Сайгон и Одессу вернулись на родину. Все участники боя были отмечены наградами — орденом Св. Георгия 4-й степени все офицеры и знаком отличия Военного ордена нижние чины. Кроме того, была учреждена специальная серебряная медаль «За бой «Варяга» и «Корейца» при Чемульпо 27 января 1904 г.», которая выдавалась на нехарактерной для отечественной наградной системы длиной ленте цветов Андреевского флага. Имя героической лодки унаследовала канонерка Балтийского флота, также погибшая в неравном бою в 1915 году.

В 1646 году во Франции впервые были использованы боевые маневренные корабли с мощным вооружением. Это канонерские лодки, которые на носу имели несколько мощных пушек, обычно от одной до трех. Судно представляло собой достаточно крупную шлюпку парусно-гребного типа. В большинстве случаев применялись лодки для охраны гаваней, сражения в озерах и реках, а также прибережной зоне.

Появление в русском флоте

Так как на Руси в то время было огромное количество длинных рек и акваторий, а также озер, то строительство канонерских лодок можно назвать традиционным. Обусловлено это тем, что ни один любой другой корабль вести бой в таких условиях не мог. Первые шлюпки такого типа появились во времена войны со Швецией (1788-1790). Мало того что это была основа гребного флота, так канонерки имели большой успех и стали самым эффективным инструментом для ведения огня на реках и шхерах.

По сути, это артиллерийский корабль, который использовался как для защиты, так и для нападения и поддержки союзных войск. Наличие на борту фальконетов и крупнокалиберных пушек обеспечивало отменную огневую поддержку. В дальнейшем появились так называемые шестаковки, которые уже оснащались паровым двигателем. Были использованы во время Крымской войны.

Основные модели

После того как боевые шлюпки показали себя с лучшей стороны, было принято решение о массовом производстве. В частности, канонерки поставлялись на Дальний Восток, где нужны были больше всего. Первые и наиболее известные модели носили названия "Храбрый", а также "Хивинец". Со временем инженеры стали проводить усовершенствования и выпускать лодки типа "Гиляк", но успеха это не принесло. Конструкция имела множество недостатков и не позволяла эффективно вести сражение. Из-за отсутствия нормального вооружения такие канонерские лодки дальнейшего распространения не получили.

Но появились новые модели "Ардаган", "Каре" и другие. Отличительно чертой было то, что на них устанавливались дизельные мощные двигатели. Это хоть и существенно увеличивало вес и сложность конструкции, но позволяло добиться высокой мощности, а следовательно, и скорости, которая нередко становилась определяющим фактором во время морского сражения. Но вскоре экономически выгодные "Ардаган" и "Каре" решили улучшить. Причем случилось это уже во время спуска их на воду. По этой причине чуть ли не половина флота отправилась на модернизацию. Появился новый тип канонерок - "Бурят".

Канонерская лодка "Кореец"

Данный боевой корабль сразу же после постройки отправили на Дальний Восток, где он, собственно, и нес службу. "Кореец" принимал активное участие в боевых действиях 1900-1905 годов. Так, он был использован против Ихэтуаньского восстания, более известного как восстание боксеров, помимо этого, принимал участие в обстреле форта Таку. Во время Русско-японской войны "Варяг" и "Кореец" находились в порту Чемульпо и защищали там русские интересы.

Так, в феврале 1904 года "Варяг" и "Кореец" выступили против целой японской эскадры кораблей. В результате боя потерь не было, так как велся он на большой дистанции. Канонерская лодка "Кореец" не достреливала до врага, а японские же снаряды по большей части перелетали. Так как лодка была боевой, то нельзя было допустить её захвата противником. Когда экипаж пересел на французский "Паскаль", "Кореец" был подорван и, следовательно, затоплен.

Пройденный боевой путь

Во время сражения в "Корейца" попал единственный японский снаряд. В носовой части начался пожар, который потушили в течение 15 минут. Потерь среди личного состава не было. Когда экипаж прибыл в Санкт-Петербург, то офицеры и командование были награждены орденом Святого Георгия 4-й степени, а моряки - соответствующими знаками отличия.

В 1905 году корейцы подняли со дна канонерку и сдали её на лом. Но можно сказать, что боевой путь на этом не закончился, так как в 1906 году был спущен на воду "Кореец-2". Модернизированная версия оснащалась более мощным вооружением и имела хоть какую-то защиту. В 1915 году данная лодка также была подорвана, чтобы исключить возможность захвата врагами. Случилось это во время сражений за Рижский залив.

"Хининец" и "Сивуч"

В состав Балтийского флота в царское время входила самая молодая канонерка - "Хивинец". Предварительные испытания она прошла успешно. В процессе эксплуатации стойко выдерживала различные неблагоприятные условия. Строился "Хивинец" в 1904-1914 гг., во время укрепления Российского флота. Но конструкция была разработана еще в 1898 году. Так как не было предусмотрено никакой модификации, то такие канонерские лодки, чертежи которых вы можете увидеть в данной статье, имели весьма узкий функционал и не применялись повсеместно. Но довольно длительное время она служила базой для постройки других боевых кораблей. Обусловлено это тем, что она выживала в таких сражениях, в которых другие лодки шли на дно.

"Сивуч" известен своим сражением в Рижском заливе, где в неравной схватке она была уничтожена немецкими линкорами. Случилось это в 1915 году неподалеку от острова Кихну. Немецкие корабли хоть и уничтожили "Сивуч", но были вынуждены отказаться от дальнейших боевых действий в заливе и отступили. Героизм личного состава сохранил Ригу от немецких захватчиков. Канонерку за её подвиг называли балтийским "Варягом".

История корабля "Борб"

Если крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" предназначались больше для атаки, то исключительно с оборонительной цели был создан "Борб". Этот корабль имел базу "Гиляк" и сошел с верфи в 1907 году, а проект по разработке начался в 1906-м. По большей части применялся для защиты реки Амур практически до самого Хабаровска. Конструкторы поставили акцент на автономности и дальности плавания. Но в ходе эксплуатации мореходность оказалась на достаточно низком уровне.

"Варяг" и канонерская лодка "Кореец" представляли огромную ценность для страны. Эти корабли обладали высокой огневой мощью, чего нельзя сказать о лодке "Бобр". Особого вооружения на борту не было, поэтому зачастую использовалась она как плавательная база. После 21 года службы она была сдана на лом. Прототипов по данному проекту создано не было.

"Варяг" и канонерская лодка "Кореец": функционал и особенности

Данные боевые корабли были одними из наиболее универсальных во время боевых действий. Конструкция была довольно грамотной, что обеспечивало высокую степень плавучести даже при повреждениях корпуса. Функционал крейсера и канонерки был весьма обширен, но чаще всего они применялись:

  • для обороны берегов и портов;
  • поддержки сухопутных войск ;
  • высадки десанта;
  • борьбы с вражеской пехотой и военным флотом;
  • выполнения транспортных функций.

Можно смело говорить о том, что это были уникальные суда.

Такого плана корабли могли реконструироваться в зависимости от цели использования. Так, встречаются небронированные варианты, лодки с бронепалубой и броненосцы. Вполне логично, что использовались они для различных целей. Наибольшее распространение получили бронепалубные канонерки. При небольшой массе они обладали достаточной защитой. "Варяг" (крейсер) и канонерская лодка "Кореец" существенно отличались друг от друга. Вторая была более маневренной и подвижной, обеспечивала оперативную переброску войск при необходимости. Второй же оснащался серьезным вооружением и защитой, что позволяло входить в бой даже с несколькими противниками.

Об основных характеристиках

Наибольшее внимание конструкторы уделяли такому показателю, как скорость и огневая мощь. Чем больше был калибр орудия и количество пушек, тем эффективней считалось использование судна. Что касается скорости, то она всегда была важной характеристикой. Обычно составляла от 8 до 15 узлов. В зависимости от цели использования канонерка могла быть небронированной, что обеспечивало максимальную мобильность. Защита бронеплитами самых уязвимых мест - наиболее приемлемый вариант. Удавалось добиться оптимальной скорости и живучести. Броненосец же был защищен со всех сторон, но плавал довольно медленно. С одной стороны, он мог пережить множество прямых попаданий, а с другой - становился легкой мишенью для более подвижных боевых кораблей.

Чаще всего канонерские лодки оснащались пушками основного калибра от 200 до 350 мм и вспомогательными орудиями. В качестве последних нередко применяли 76-150 мм, но это было больше свойственно речным канонеркам. Устанавливались автоматические пушки, такие как "Зенит". Пулеметы старались применять как можно реже ввиду низкой дальности стрельбы.

Уникальные конструкторские решения

В то время, когда на море господствовали артиллерийские корабли, то есть канонерки, крайне важным было постоянно развивать их технические характеристики. Именно поэтому встречается огромное количество моделей. Конструкторы старались постоянно вносить какие-либо изменения в плане вооружения или защиты. Усовершенствование силовых агрегатов существенно влияло на дальность плавания и автономность судна.

К примеру, речные канонерки старались делать как можно легче. Это существенно уменьшало водоизмещение и позволяло судну находиться на мелководных территориях. В это же время морские боевые корабли были более массивными и мощными. Особенного внимания водоизмещению тут не уделялось, куда важней было обеспечить высокую дальность плавания и внушительную огневую мощь.

В заключение

Канонерки российского производства славились тем, что вступали в неравные схватки с врагом и нередко выходили из боя победителями. Это заслуга не только конструкторов корабля, но и экипажа, который храбро сражался за свою Родину. В таких случаях американцы или немцы тут же отступали, не желая терять технику и живую силу. Русские же стояли до конца. Именно благодаря этому было выиграно не одно морское сражение. Плюс ко всему нередко нашими использовалось устаревшее вооружение, которое не позволяло иногда даже пробить броню противника. Но все это не мешало сражаться до последнего. Яркими тому примерами служат "Кореец" и "Варяг".

Проектировалась в России в рамках судостроительной программы на 1882-1902 годы. Проект разрабатывался по тактико-техническому заданию Морского Технического Комитета (МТК), которое предусматривало водоизмещение в 1300 тонн, скорость около 14 узлов, броневую палубу, небольшую осадку и усиленное артиллерийское вооружение. Наблюдение за работами осуществлял корабельный инженер Мустафин. Корабли предназначались для стационерной службы и артиллерийской поддержки своих войск на приморском театре военных действий, а также в дельтах рек.

Корпус корабля выполнялся клёпанным из сименс-мартеновской стали и имел полубак, верхнюю и броневую палубы. Форштевень под водой выступал круто выступал вперёд, образуя таран. Снаружи предусматривались скуловые кили, располагавшиеся в средней части корпуса, которые обеспечивали уменьшение бортовой качки. На палубе полубака, которая имела настил из дерева, разместили две револьверные 37-мм пушки и палубные иллюминаторы для дополнительного естественного освещения носовой части верхней палубы. Верхняя палуба корабля, так же имела деревянный настил, который был принят на большинстве кораблей русского флота. В носовой части верхней палубы под палубаком разместили бушприт, якоря и шпиль. Вдоль бортовых срезов верхней палубы, а по длине корабля - от носовых 203-мм орудий, которые были вынесены на спонсоны и до конца кормы находились высокие фальшборта коробчатой формы, в которых, вдоль бортов, хранились подвесные койки экипажа и располагались четыре 107-мм орудия. Броневая палуба состояла из плит толщиной 10-мм, которые располагались несколько выше ватерлинии. Дополнительную защиту корпуса обеспечивали угольные ямы, располагавшиеся вдоль бортов на протяжении машинно-котельных отделений, под срезом броневой палубы. Обогрев помещений обеспечивался за счёт парового отопления. Корабль комплектовался бронированной боевой рубкой и расположенным над ней командирским мостиком. Кормовое орудие 152-мм калибра размещалось на юте и имело угол обстрела до 130°. Каюты офицеров и командира корабля располагались в корме, а помещения команды в носовой части канонерской лодки. Силуэт канонерской лодки имел одну дымовую трубу и три мачты с оснасткой бригантины (позже оснастка заменена, как у шхуны).

Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков:

  1. Таранный отсек, форпик;
  2. Цепной ящик, шкиперская кладовая, помещение бушприта;
  3. Опреснители, кладовые, бытовые помещения команды, кубрики, парусная кладовая;
  4. Носовые погреба боезапаса, кубрики команды, помещение шпилевой машины;
  5. Вкладные водяные цистерны;
  6. Каюты офицеров, кормовые крюйт-камеры и бомбовые погреба;
  7. Каюта командира и кают-компания офицеров;
  8. Румпельное отделение.

Средства спасения включали 1 баркас, 1 паровой катер, 2 вельбота и 1 шестивёсельный ял.

Силовая установка механическая, двухвальная с двумя горизонтальными паровыми машинами двойного расширения мощностью по 750 л. с. каждая и 4 огнетрубными котлами, размещенными в одном машинном и одном котельном отделениях. Паровая машина трёхцилиндровая с одним цилиндром низкого давления, одним среднего давления, одним высокого давления. Машины работали на два бортовых бронзовых трёхлопастных винта. Полная скорость канонерской лодки составляла 13,5 узлов.

Вооружение корабля состояло:

  1. Из 4 одноствольных 107-мм пушек Круппа с длиной ствола 20 калибров, расположенных побортно на верхней палубе. Орудие устанавливалось на поворотном металлическом станке Барановского с гидравлическим компрессором и пружинным накатником и не имело броневого щитка. Ствол нарезной, комплектовался клиновым замком весом 56,5 кг. Расчёт установки включал 9 человек. Чугунная граната весом 12,4 кг развивала начальную скорость в 373 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +27,3°- до 5,5 км. Масса установки со станком доходила до 1,46 тонны.

Строился корабль на верфи фирмы "Бергзунд Меканиска" в г. Стокгольме.

Головной "Кореец" вступил в строй флота в 1887 году.


Тактико-технические данные канонерской лодки "Кореец" Водоизмещение: нормальное 1224 тонн Длина наибольшая: 66,3 метра Длина по КВЛ: 64,4 метров
Ширина наибольшая: 10,7 метра
Высота борта на миделе: 5 метров
Осадка по корпусу: 3,5 метра
Силовая установка: 2 паровые машины по 750 л. с., 2 винта,
1 руль, 4 огнетрубных котла
Скорость хода: полная 13,5 узлов, экономическая 8 узлов
Дальность плавания: 2850 миль при 8 узлах и под парусами
Автономность: 10 суток
Вооружение: .
артиллерийское:
4х1 107-мм пушки, 4х5 37-мм пушки
минное: 1х1 380-мм надводный ТА
Экипаж: 162 человека (12 офицеров)

    Мореходная канонерская лодка "Манджур"
- проектировалась в России в рамках судостроительной программы на 1882-1902 годы. Проект разрабатывался по тактико-техническому заданию Морского Технического Комитета (МТК) и предусматривал водоизмещение в 1300 тонн, скорость около 14 узлов, броневую палубу, небольшую осадку и усиленное артиллерийское вооружение. Проект однотипного с "Корейцем" корабля имел и существенные различия. Наблюдать за постройкой корабля был назначен корабельный инженер Черниговский. Канонерская лодка предназначалась для стационерной службы.

Корпус корабля выполнялся клёпанным из сименс-мартеновской стали и имел полубак, верхнюю и броневую палубы. Форштевень под водой несколько выступал вперёд, образуя шпирон(таран). Снаружи предусматривались скуловые кили, располагавшиеся в средней части корпуса, которые обеспечивали уменьшение бортовой качки. На палубе полубака, разместили две револьверные 37-мм пушки и палубные иллюминаторы для дополнительного естественного освещения носовой части верхней палубы. Верхняя палуба корабля, так же имела деревянный настил, который был принят на большинстве кораблей русского флота. Вдоль бортовых срезов верхней палубы, а по длине корабля - от носовых 203-мм орудий, которые были вынесены на спонсоны и до конца кормы находились высокие фальшборта коробчатой формы, в которых, вдоль бортов от спонсонов 203-мм орудий до спонсонов 47-мм орудий, хранились подвесные койки экипажа. Броневая палуба состояла из плит толщиной 10-мм, которые располагались несколько выше ватерлинии. Дополнительную защиту корпуса обеспечивали угольные ямы, располагавшиеся вдоль бортов на протяжении машинно-котельных отделений, под срезом броневой палубы. Обогрев помещений обеспечивался за счёт парового отопления. Корабль комплектовался бронированной боевой рубкой и расположенным над ней командирским мостиком и кормовой небронированной надстройкой. Кормовое орудие 152-мм калибра размещалось на юте и имело угол обстрела до 130°. Каюты офицеров и командира корабля располагались в корме, а помещения команды в носовой части канонерской лодки. Силуэт канонерской лодки имел одну дымовую трубу, которая комплектовалась устройством для её подъёма и опускания, а так же тремя мачтами с оснасткой шхуны.

Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков:

  1. Таранный отсек;
  2. Форпик, малярная кладовая, минный(торпедный) отсек, помещение бушприта;
  3. Цепной ящик, помещения команды, помещение под полубаком;
  4. Опреснители, кладовые, помещения команды, парусная кладовая;
  5. Шкиперская кладовая, помещения команды;
  6. Носовые погреба боезапаса, помещения команды;
  7. Водяные цистерны;
  8. Котельное отделение, угольные ямы;
  9. Машинное отделение, угольные ямы;
  10. Кормовые крюйт-камеры и бомбовые погреба,каюты офицеров и кают-компания офицеров;
  11. Рефрижератор и провизионное отделение, каюта командира и каюты офицеров;
  12. Румпельное отделение.

Рулевое устройство включало рулевую машину, управление которой осуществлялось со штурвальных колёс через передаточную систему. Машина управляла 1 полубалансирным рулём.

Средства спасения включали 2 баркаса, 1 паровой катер, 1 вельбот и 2 четырёхвёсельных яла.

Силовая установка механическая, двухвальная с двумя горизонтальными паровыми машинами тройного расширения мощностью по 860 л. с. каждая и 6 огнетрубными котлами, размещенными в одном машинном и одном котельном отделениях. Паровая машина трёхцилиндровая с одним цилиндром низкого давления, одним среднего давления, одним высокого давления. Машины работали на два бортовых бронзовых трёхлопастных винта. Полная скорость канонерской лодки составляла 14 узлов.

Вооружение корабля состояло:

  1. Из 2 одноствольных 203-мм пушек Круппа с длиной ствола 35 калибров, расположенных на бортовых спонсонах в носовой части верхней палубы. Орудие располагалось на поворотном станке Дубова с центральным штыром и имело броневой щит. Угол вертикального наведения ствола от -5° до +15°, а угол горизонтального наведения составлял до 200°. Ствол нарезной, комплектовался клиновым цилиндропризматическим замком весом 417,7 кг. Дальность стрельбы лёгкими снарядами весом 90 кг по морской или береговой цели при угле наклона +15° и начальной скорости снаряда 663 м/с доходила до 9,15 км. Дальность стрельбы бронебойными снарядами весом 133 кг по морской цели при угле наклона +15° и начальной скорости снаряда 583 м/с доходила до 8,1 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком без щита составляла 21,36 тонны.
  2. Из 1 одноствольной 152-мм пушки Обуховского завода с длиной ствола 28 калибров, расположенной в кормовой части верхней палубы. Орудие на поворотном станке с компрессором трения, имело броневой щит. Ствол нарезной, комплектовался клиновым замком весом 172 кг. Охлаждение ствола воздушное, боепитание одиночное унитарное с ручным заряжанием. Расчёт установки включал 12 человек. Угол вертикального наведения ствола составлял от -6° до +12°, а угол горизонтального наведения - до 130°. Чугунный снаряд весом 37,26 кг развивал начальную скорость в 535 м/с и имел дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +6°- до 3,9 км, а при угле возвышения +12° - до 5,7 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком составляла 8,5 тонны.
  3. Из 2 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43 калибра, расположенных побортно на спонсонах в кормовой части верхней палубы. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 4 человека. Начальная скорость снаряда доходила до 701 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 5 км.
  4. Из 4 пятиствольных 37-мм револьверных пушек Гочкиса с длиной ствола 20 калибров, располагавшихся побортно два на полубаке и два на крыльях мостика. Пучок из пяти стволов посредством двух медных дисков был объединен в одно целое, причём блок стволов вручную вращал наводчик. Пушка устанавливалась в медный стакан, который крепился к борту или другой части судна шестью болтами. Скорострельность пушки без исправления наводки составляла 32 выстр. /мин. Граната весом 0,5 кг развивала начальную скорость в 442 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км. Масса орудия с замком доходила до 209 кг.
  5. Из 1 однотрубного 380-мм надводного торпедного аппарата, располагавшегося неподвижно в форштевне. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 42,64 кг при весе самой торпеды в 410 кг. Скорость хода торпеды составляла 21 узел, а дальность действия до 731,52 метров.

Строился корабль на верфи фирмы "Бурмейстер ог Вайн" в г. Копенгаген.


Тактико-технические данные канонерской лодки "Манджур" Водоизмещение: нормальное 1418 тонн Длина наибольшая: 66,7 метра Длина по КВЛ: 63,7 метра
Ширина наибольшая: 12,2 метра
Высота борта на миделе: 5,2 метра
Осадка по корпусу: 3,8 метра
Силовая установка: 2 паровые машины по 860 л. с., 2 винта,
1 руль, 6 огнетрубных котлов
Скорость хода: полная 14 узлов, экономическая 8 узлов
Дальность плавания: 2100 миль при 8 узлах и под парусами
Автономность: 10 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 2х1 203-мм пушки, 1х1 152-мм пушка,
2х1 47-мм пушки, 4х5 37-мм пушки
минное: 1х1 380-мм надводный ТА
Экипаж: 162 человека (12 офицеров)

Всего построено кораблей в 1887 г. - 1 единица.

    Мореходные канонерские лодки типа "Манджур"
- строились в России по чертежам "Манджура". Заказаны в рамках судостроительной программы 1895 года для усиления Черноморского флота. Проект частично переработали и улучшили, особенно в отношении водоотливных систем. Кроме этого канонерки различались между собой главными механизмами, конструкцией дымовых труб, парусностью и общей компоновкой помещений. Парусное вооружение николаевских лодок сделали по типу "Манджура" баркентинами с площадью парусов на трех мачтах 500-720 кв.м., а севастопольским при тех же трех мачтах дали вдвое меньшее вооружение - шхуны с косыми парусами.

Вооружение корабля состояло:

  1. Из 2 одноствольных 203-мм пушек Круппа с длиной ствола 35 калибров, расположенных на бортовых спонсонах в носовой части верхней палубы. Орудие располагалось на поворотном станке Дубова с центральным штыром и имело броневой щит. Угол вертикального наведения ствола от -5° до +15°, а угол горизонтального наведения составлял до 200°. Ствол нарезной, комплектовался клиновым цилиндропризматическим замком весом 417,7 кг. Дальность стрельбы лёгкими снарядами весом 90 кг по морской или береговой цели при угле наклона +15° и начальной скорости снаряда 663 м/с доходила до 9,15 км. Дальность стрельбы бронебойными снарядами весом 133 кг по морской цели при угле наклона +15° и начальной скорости снаряда 583 м/с доходила до 8,1 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком без щита составляла 21,36 тонны.
  2. Из 1 одноствольной 152-мм пушки Обуховского завода с длиной ствола 28 калибров, расположенной в кормовой части верхней палубы. Орудие на поворотном станке с компрессором трения, имело броневой щит. Ствол нарезной, комплектовался клиновым замком весом 172 кг. Охлаждение ствола воздушное, боепитание одиночное унитарное с ручным заряжанием. Расчёт установки включал 12 человек. Угол вертикального наведения ствола составлял от -6° до +12°, а угол горизонтального наведения - до 130°. Чугунный снаряд весом 37,26 кг развивал начальную скорость в 535 м/с и имел дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +6°- до 3,9 км, а при угле возвышения +12° - до 5,7 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком составляла 8,5 тонны.
  3. Из 6 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43 калибра, расположенных побортно на верхней палубе. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 4 человека. Начальная скорость снаряда доходила до 701 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 5 км.
  4. Из 1 пятиствольной 37-мм револьверной пушки Гочкиса с длиной ствола 20 калибров, располагавшейся на полубаке. Пучок из пяти стволов посредством двух медных дисков был объединен в одно целое, причём блок стволов вручную вращал наводчик. Пушка устанавливалась в медный стакан, который крепился к борту или другой части судна шестью болтами. Скорострельность пушки без исправления наводки составляла 32 выстр. /мин. Граната весом 0,5 кг развивала начальную скорость в 442 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км. Масса орудия с замком доходила до 209 кг.
  5. Из 1 однотрубного 380-мм надводного торпедного аппарата, располагавшегося неподвижно в форштевне. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 42,64 кг при весе самой торпеды в 410 кг. Скорость хода торпеды составляла 21 узел, а дальность действия до 731,52 метров.

Строились корабли на верфи общества "РОПИТ" в г. Севастополе ("Кубанец", "Терец", "Уралец") и на эллинге Николаевского Адмиралтейства в г. Николаеве ("Донец", "Черноморец", "Запорожец").

Головной "Кубанец" вступил в строй Черноморского флота в марте 1888 года.

Всего построено кораблей для Черноморского флота с 1888 г. по 1889 г. - 6 единиц.

Загрузка...
Top