Далматовский свято-успенский монастырь. Описание далматовского успенского мужского монастыря Далматовский свято успенский монастырь

Монастырь основан в 1644 году на высоком левом берегу реки Исеть в месте впадения в неё реки Течи. Монастырь не раз сжигали дотла кочевники, пока в 1713-24 гг. не были возведены каменные стены с двумя высокими башнями. Неприступная крепость многое выдержала за свою долгую историю. В 1762 году в Зауралье произошло крестьянское восстание, вошедшее в историю России под названием «Дубинщина». Восставшие осадили Далматовский монастырь, полностью отрезав его от внешнего мира. Лишь через полгода правительственные войска деблокировали крепость. В середине феврале 1774 года к Далматовскому монастырю подошло трехтысячное войско пугачевцев. За стенами крепости укрылось всего четыре сотни защитников. Началась двадцатидневная осада монастыря. Бунтовщики пытались взять монастырь штурмом, однако получили ожесточенный отпор. Не раз пугачевцы под прикрытием артиллерийского и ружейного огня пытались подобраться к стенам, спрятавшись за возами сена, но защитники монастыря поджигали сено горящей паклей и буквально засыпали противника пулями и камнями. К восставшим подходило подкрепление, и их число превысило пять тысяч. Ситуация складывалась критическая, но монастырь спасло стремительное наступление правительственных войск под командованием генерала Деколонга.

Так и стояла неприступная твердыня до 1917 года, на страх врагам, на радость добропорядочным жителям. Однако, как известно, нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевики. После революции на территории монастыря сначала разместили сельскохозяйственную коммуну, затем завод по изготовлению молочных бутылок. Это привело к его разграблению и почти полному разрушению. И сейчас потрескавшиеся крепостные стены со сломанными зубцами, обветшавшие башни, церкви со снесенными куполами являются зримыми памятником трагической истории России. Впрочем, монастырь снова действует, отремонтирована надвратная церковь и часть крепостной стены, но работ по восстановлению здесь ещё на многие десятилетия.



Далматовский Успенский Исетский монастырь, 3 класса, общежительный, в заштатном городе Далматове, Шадринского уезда, Пермской губернии, на берегу реки Исети. Основан в 1644 году иноком Невьяжского (Тобольское епископство) монастыря (ныне упраздненного) Далматом (в мире — Тобольский казак Дмитрий Мокринский). В то время место, занимаемое ныне монастырем, принадлежало Тюменскому татарину Илигею, который, узнав, что в находящейся в его владениях пещере поселился инок и, опасаясь возникновения там обители, решился напасть на пришельца и погубить его; но явившаяся Илигею в сонном видении Богоматерь запретила ему причинять обиду отшельнику, и он, устрашенный этим чудесным видением, смиренно пришел к Далмату и отвел ему часть своей земли для обители (вероятно, тогда же оставил там свои шишак и кольчугу, доселе хранящиеся в монастыре). В XVII веке монастырь не раз подвергался опустошению и разрушению от калмыков (в 1651 году) и башкир (в 1662 и 1664 годах) и снова, по милости Божией, восстанавливался трудами его настоятелей. Впоследствии монастырь был окружен стеною и укреплен настолько, что при геройской защите братии в состоянии был во время Пугачева выдержать трехдневную осаду бунтовщиков. В монастыре находится чудотворная Далматская икона Божией Матери, принесенная сюда основателем монастыря и чудесным образом сохранившиеся в целости, несмотря на неоднократные нападения на обитель и опустошавшие ее пожары. На этой святой иконе изображено Успение Пресвятой Богородицы. Кроме 15 августа, в монастыре в честь этой святой иконы празднуется еще 15 февраля. В монастыре есть часовня, устроенная над могилой его основателя старца Далмата (скончавшегося в 1697 году); в ней хранятся его портрет, мантия и клобук. При монастыре 2 школы — двухклассная и одноклассная.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Ансамбль Далматовского Свято-Успенского мужского монастыря имеет особое значение для Зауралья. Как и многие другие объекты культурного наследия религиозного назначения, он имеет богатую историю становления и, к сожалению, разрушения. Становление Монастырь берет свое начало в 1644 году, когда монах Далмат на высоком левом берегу реки Исети выкопал себе пещеру, ставшую вскоре приютом для других верующих. Постепенно обитель обросла деревянными постройками, постоянно уничтожаемыми пожарами. После очередного пожара в 1704 году было решено строить каменную Успенскую церковь. В это время роль монастыря как форпоста на южных рубежах Российского государства была уже вполне очевидна. Одновременно со строительством Успенского собора, завершившегося в 1719 году, за счет государственных средств было начато строительство каменной монастырской стены с башнями, продолжавшееся около 50 лет. В основном облик монастыря сформировался к середине XVIII века. Монастырские постройки окружила крепость в форме шестиугольника с широкими стенами, завершенными зубцами. На северо-западном и северо-восточном углах были построены бастионы, а юго-западный и юго-восточные углы завершали две башни. Центром архитектурного ансамбля являлся Успенский собор, имевший придельную Дмитриевскую церковь. Еще одна церковь находилась над восточными святыми воротами. Внутри ограды были построены игуменская и братские кельи, многочисленные хозяйственные постройки. В строительстве монастыря проявились лучшие черты архитектурного стиля, получившего название «уральское барокко». Эта архитектурная традиция повлияла на весь историко-архитектурный облик Далматово и его округу. К середине XVIII века монастырь был центром духовного просвещения и образования и одним из ведущих экономических центров восточной части Российской империи. Монастырю принадлежали значительные земельные владения с крестьянами, хозяйственные заимки, а также железоделательный завод, на месте которого впоследствии был основан город Каменск-Уральский. Строительство монастыря продолжалось и в XIX веке.

Самой заметной постройкой стала церковь «Всех Скорбящих Радосте», возведенная около усыпальницы Далмата. Тогда же к южным стенам были пристроены кирпичные кельи, а к западным - помещение, в котором размещалось уездное духовное училище. Из стен этого училища вышло множество выдающихся личностей: будущий настоятель Русской духовной миссии в Иерусалиме, известный ученый и церковный исследователь архимандрит Антонин (Капустин); изобретатель радио А.С. Попов; учитель М.Ю. Лермонтова, поэт, профессор словесности и красноречия А.Ф. Мерзляков; профессор, попечитель Западно-Сибирского учебного округа, организатор Томского университета В.М. Флоринский; известный зауральский краевед, просветитель, археолог и писатель А.Н. Зырянов; писатель, географ, полярный исследователь К.Д. Носилов. Разрушение В первые годы советской власти монастырь был закрыт, а в зданиях монастыря располагались краеведческий музей, народный дом, драмтеатр. В годы Великой Отечественной войны помещения были приспособлены под госпиталь. Сразу после окончания войны на территории монастыря разместился завод «Молмашстрой». Несмотря на то, что уже с 1952 года монастырь является памятником местного, а с 1974 года - республиканского значения, приспособление исторических построек и территории монастыря под нужды завода привело к многочисленным повреждениям и значимым утратам. С 1989 года начался процесс вывода завода с территории монастыря, завершившийся в 1994 году, когда монастырь полностью был передан в пользование Курганскому епархиальному управлению. С этого времени начался долгий процесс восстановления православной святыни.

Степень утрат историко-культурной ценности и степень сохранности этих объектов различна. Утрачены главы и перекрытия Успенского собора, колокольня и северное крыльцо для входа в верхнюю церковь, собор из двухэтажного переделан в четырех-этажный, при этом были уничтожены его своды. Не сохранились завершения на башнях. Утрачено венчающее Скорбященскую церковь пятиглавие, упрощена форма ее крыши, здание превращено в двухэтажное. При сооружении фундамента заводского цеха разобраны на кирпич северо-западный бастион и часть стены, а также зубцы с северо-восточной и юго-восточной стен. К юго-западным и западным кельям возведены двухэтажные пристрои, а внутренняя планировка, перекрытия, кровля утрачены. На всех объектах не осталось лестничных маршей и крыш, заложены или устроены новые дверные и оконные проемы. Для нужд производства была разрушена значительная часть стены рядом с северными воротами и сделан проезд. С этой же целью демонтирован контрфорс на юго-восточной башне, что привело к ее прогрессирующему отклонению от вертикали. Но далматовская «падающая башня», к сожалению, не предмет для гордости. Особо надо отметить утрату исторически сложившейся планировки и ландшафта территории монастыря, возникновение многих диссонирующих объектов, закрывающих собой виды на древнюю архитектуру. Возрождение Сегодня ансамбль Далматовского монастыря - объект культурного наследия федерального значения.

Комплекс монастыря сохранил свои основные доминанты: Успенский собор - первую каменную постройку в Зауралье, церковь «Всех Скорбящих Радосте», юго-западную и юго-восточную башни, северо-восточный бастион в составе монастырских стен, надвратную церковь у северных ворот. Сохранились также кельи, пристроенные с юга и запада к крепостной стене. За 20 лет, прошедших с момента начала возвращения монастыря епархии, стараниями подвижников сделано немало на пути восстановления былого величия памятника. Не осталось в стороне и государство. Уже в первые годы восстановление монастыря шло при участии средств Министерства культуры РФ.

С 2001 года регион участвует в федеральной целевой программе «Культура России», в результате чего на памятнике проводятся систематические ремонтно-реставрационные работы. За это время освоено около 27 миллионов рублей: восстановлена надвратная церковь - первый (и, к сожалению, не самый удачный) пример комплексной реставрации монастырского объекта; отреставрирована крыша северных келий, и сегодня оба эти объекта используются монастырем. Участками ведется реставрация монастырских стен, восстанавливаются утраченные элементы. Проводится поэтапная комплексная реставрация церкви «Всех Скорбящих Радосте». Именно на этот объект, менее всего пострадавший в период индустриального прошлого, был направлен основной объем денежных средств по федеральной программе. В этом году завершены работы по восстановлению пятиглавия церкви, освоено 6,9 млн. руб. Реставрационные работы проводятся и за счет средств монастыря. Так были восстановлены игуменские кельи и часть братских келий, часовня, находящаяся напротив северных ворот, проводится работа по благоустройству. Благодаря поддержке администраций Далматовского района, города Далматово и при участии местных предприятий территория монастыря постепенно освобождается от поздних диссонирующих построек.

С 2008 года полномочия по государственной охране Далматовского монастыря возложены на Управление культуры Курганской области. В этот же год специалистами управления было проведено полное обследование всех монастырских объектов, благодаря чему стали известны проценты утрат каждого объекта, появилась возможность прогнозировать затраты и планировать работы. В первую очередь управлением разработан проект зон охраны памятника, совместно с администрацией г. Далматово на условиях софинансирования.

В настоящее время проект проходит процедуру согласования. Сегодня на площади в 4,7 га территории, занимаемой монастырем, проживают постоянно или временно 20-30 человек. Конечно, есть движение паломников, туристов, есть прихожане, однако об эффективности использования объекта пока говорить не приходится. Будущее монастыря - в использовании всех потенциальных возможностей, включая существование на базе монастыря образовательного комплекса, производства предметов религиозного назначения, народных промыслов, Юго-западные кельи и башню, постройки духовного училища можно приспособить для размещения муниципального историко-краеведческого музея, что позволит освободить и передать епархии в пользование здание Николаевского храма, ныне занимаемое музеем и также являющееся объектом федерального значения. Это решение приведет и к увеличению площадей музея, и к восстановлению лежащих в руинах исторических построек, и к возможности вкладывать в реставрационные работы средства местного бюджета. Однако возможности использования некоторых объектов можно будет оценить только после проведения инженерных исследований.

Наиболее сложной является ситуация с Успенским собором. Сегодня нет полной уверенности в возможности восстановления утраченных сводов без опасности разрушения здания в ходе снятия межэтажных перекрытий. В настоящее время ремонтно-реставрационные работы финансируются, прежде всего, из федерального бюджета. Средства выделяются Министерством культуры РФ на основе заявок, формируемых регионами. Ежегодный организационно-финансовый план реализации программы утверждается министром культуры после благословения патриарха, поскольку именно в финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата происходит пообъектное распределение средств программы.

Сайт Епархии



Преподобный Далмат, основавший Успенский Далматовский монастырь, был дворянином, на протяжении десятилетий до монашеского пострига несшим военную службу. Мы не знаем, как его отец, Иван Мокринский, выходец из Рязанского края, оказался в Сибири, но в 1594 году, когда родился его старший сын Дмитрий, он значился казачьим атаманом в Берёзове. В 1628 году семья Мокринских (мать святого была крещёной татаркой, из чего можно заключить, что отец его на ней женился уже в Сибири) перебрался в Тобольск; около шести лет Дмитрий Мокринский служил в Вагайском острожке; в 1636 году вернулся в Тобольск. К тому времени он давно уже обзавелся собственным семейством. Его сын, архимандрит Исаак, писал, о тогдашней жизни своего батюшки: "Не велми богат, но жительствуя без великия скудости, дом свой строя во обилии, по своей вере без нужды прилежа к церкви". Последняя фраза этого свидетельства важна - она показывает, что будущий подвижник, исправно неся свою светскую службу и с усердием занимаясь домостроительством, тем не менее несколько томился жизнью в миру и душой всегда устремлялся к Богу.

Тут требовалось какое-то событие, чтобы устремления эти реализовались. По-видимому, таким событием стала смерть жены - во всяком случае, вскоре после этого Дмитрий Мокринский оказался в Невьянске, в тамошнем Богоявленском монастыре, где его постригли в монашество с именем Далмат. Было святому в ту пору пятьдесят лет. В этой обители преподобный не слишком задержался - в 1644 году, когда братия захотела его избрать в строители (настоятельская должность), он, желавший отшельнических подвигов, покинул монастырь и ушёл на юг. Ушёл налегке, взяв с собой лишь икону Успения Божией Матери. Путь монах Далмат одолел неблизкий - около 250-ти километров, - прежде чем ископал себе пещерку на левом берегу Исети, у впадения в неё речки Течи, где и предался неусыпной молитве. Тогда это была граница русского мира. Сама земля, на которой поселился святой Далмат, принадлежала ясачному татарину Илигею. Тот поначалу всячески досаждал подвижнику, опасаясь, что вслед за ним придут другие русские, даже порывался убить его, однако после вразумления, полученного во время явления ему Божией Матери, отношение к преподобному изменил, подарил ему землю под устройство нового монастыря и даже снабдил его шлемом и кольчугой - предметами нелишними в этих местах, случилось это в 1646 году. Вскоре к Далмату стали собираться ученики, и на берегу Исети появилась новая обитель с деревянной Успенской часовней. Спустя пять лет произошла трагедия. В 1651 году святой основатель монастыря некоторое время был в отлучке по делам, а когда вернулся, то на месте обители обнаружил лишь пепелище. Выяснилось, что приходили калмыки, сожгли монастырские постройки, несколько иноков убили, а остальных увели в плен. Сохранилась лишь икона Успения Божией Матери, целой и невредимой обнаруженная среди головешек. С тех пор образ этот почитался чудотворным.

С ещё большим усердием принялся преподобный восстанавливать монастырь. Объявился у него и прекрасный помощник - его сын, постриженный в монашество с именем Исаак. Возвели деревянную Успенскую церковь, кельи, подсобные постройки, завели строгий устав. Настолько строгий, что в 1664 году последовал донос на то, что в обители не отмечают именины царя Алексея Михайловича и членов царской семьи. На все обвинения преподобный с достоинством отвечал, что в дни постов в монастыре служатся лишь молебны о здравии, "царские" же празднования отмечаются после Светлой недели. В 1666 году в обители учредили игуменство - первым официальным настоятелем стал сын Далмата Исаак. Преподобный прожил невероятно долгую жизнь, он мирно почил в 1697 году, 103-х лет от роду, и был погребён в алтаре Успенского храма, в кирпичном склепе. В начале ХVIII века в монастыре развернулось каменное строительство. В 1707-1720 годах к западу от деревянной церкви воздвигли грандиозный Успенский собор - невидимый до того не только в Далматове, но и за его пределами. Начиная строительство, ориентировались на возведённый двадцатью годами раньше Софийский собор в Тобольске, однако в ходе работ проект изменялся, и в результате вырос огромный двухэтажный храм - с четырёхстолпной двусветной нижней и бесстолпной верхней церквами (сочетание, вообще говоря, уникальное), с двухэтажной трапезной и шатровой колокольней. Стилистически это было сооружение многосоставное, оно вобрало в себя черты и украинского зодчества, и нарышкинского барокко, и древнерусской архитектуры. Чуть позже монастырь окружили каменными стенами с тремя башнями.

Славен был Далматовский монастырь в ХVIII столетии - в нём работали многие талантливые иконописцы, имелась достойнейшая библиотека, действовали певческая школа и славяно-латинская семинария. В ХIХ - начале ХХ века строительство продолжилось. В 1871-1881 годах над погребением преподобного Далмата возвели храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", исполненный в духе модной тогда эклектики; в 1917 году во имя апостола Иоанна Богослова освятили надвратную церковь. После Октябрьской революции власти превратили обитель в "музейный монастырь", упразднённый в 1928 году - тогда же были совершены последние богослужения в Скорбященском храме. Многие реликвии, в том числе чудотворная икона Успения Божией Матери, оказались утрачены; доспехи, подаренные татарином Илигеем преподобному Далмату, передали в Свердловск, на музейное хранение. В стенах бывшей обители разместилась сельскохозяйственная коммуна. С водворением в 1945 году в бывшем монастыре Молмашзавода был обезображен надстройкой Успенский собор, в нём уничтожили могилу архимандрита Исаака; в Скорбященском храме, в усыпальнице святого Далмата, устроили гальваническое производство...

В 1992 году монастырь был возрождён, с тех пор он постепенно восстанавливается; основные богослужения совершаются в Скорбященском храме, где в 1994 году состоялось обретение мощей преподобного Далмата - ныне это главная святыня Далматовской обители.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №192, 2016 г.

Россия Город Далматово , ул. Советская, 194 Конфессия православная церковь Епархия Шадринская Тип общежитный Основатель преподобный Далмат Первое упоминание 1644 год Дата основания Известные обитатели Исаак (Мокринский) Настоятель Варнава (Аверьянов) Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 451520075170006 (ЕГРОКН). Объект № 4510395000 (БД Викигида) Состояние действующий, восстанавливается Сайт dalmate.ru Медиафайлы на Викискладе

Юго-восточная башня, в советское время наклонилась

Красный бастион

Красный бастион и западная башня)

Западные ворота

Восточные ворота

Успенский собор
(Сергей Прокудин-Горский, 1912 год)

Успенский собор

Далма́товский Успе́нский монасты́рь - православный мужской монастырь , расположенный на левом берегу реки Исети , при впадении в неё Течи , находится в городе Далматово Курганской области (до 1923 года в Шадринском уезде Пермской губернии) и принадлежит Шадринской епархии . Ансамбль Далматовского монастыря и входящие в него строения - Успенский собор, церковь Всех Скорбящих Радость, крепостные стены, монастырские кельи - являются объектами культурного наследия Российской Федерации федерального значения .

История

Первым сподвижником Далмата стал старец Иван из Нижнего Новгорода , ученик старца Дорофея. Затем в пустыни стали селиться другие подвижники. Исетская пустынь , стала первым русским поселением в долине реки Исети. С 1649 года в монастыре Далмата за вклад жил Тимофей Невежин , основатель города Кургана , который выполнял всякую монастырскую работу без денежного и хлебного жалования . По благословению Тобольского архиепископа Герасима (Кремлёва) в монастыре была построена деревянная часовня. Главной святыней обители стала икона Успения Пресвятой Богородицы , принесённая Далматом из Невьянского монастыря.

15 марта 1675 года митрополит Корнилий поручил игумену Афанасию ведать всякие дела вместе с игуменом Исааком, вместо Никона. После шести лет Исаак «хотя и не выше, на степень строителя был поставлен, никому не поведомствен кроме Игумена Афанасия».

В 1677 году Исаак и игумен Афанасий за «церковные вины» они были сосланы в Енисейский Спасский монастырь. В мае или июне 1679 года Игумен Афанасий и Игумен Исаак ездили в город Тобольск к митрополиту Павлу по своим монастырским делам. 31 июля 1679 года по его грамоте Исаак становится настоятелем Далматова монастыря. А Игумен Афанасий под названием чёрного попа с благословения митрополита Павла отправляется в г. Москву.

В 1682 году игумен Исаак с братиею обратился с челобитной к Тобольскому воеводе князю А. А. Голицыну о передаче монастырю земель, находящихся в 80 км от монастыря по р. Железенке (Каменке) , притоку р. Исети, на что получил согласие. Здесь были обнаружены залежи железной руды. Был построен монастырский двор и переселены крестьяне (40 дворов). Монастырский завод просуществовал 18 лет и был отобран у монастыря в казну, отписано от монастыря к заводу 145 душ мужского пола.

В 1688 году митрополит отстраняет Исаака от должности. Назначенный настоятелем архимандрит Тихон по челобитью чёрного попа Израиля с братией и служек и службников, и стариц Введенского девичьего монастыря 26 сентября 1689 года был низведён со степени настоятеля. Игумену Исааку митрополит Сибирский благословил и указал быть в Успенском монастыре в игуменах по-прежнему вместо архимандрита Тихона.

В 1696 году у монастыря было людей: службников - 31, детёнышей - 9, крестьян, их детей, братьев, племянников - 145, бобылей - 45, деловых людей и их детей - 34, плавильщик на Железенском поселье - 1, всего 265 человек. В Успенском монастыре старцев: старец Далмат, чёрный поп Осия, чёрный поп Филарет, чёрный дьякон Василид, рядовые старцы: Сарапион, Михайло, Варлам, Саватий, Агапит, Аввакум, Никандро, Иаков, Протасей, Дмитрей, Вавило, Афанасий, Киприян, Спиридон, Капитон, Андроник, Симеон, Харитон, Кирило, в Железенском поселье Питирим, казначей Никанор, строитель Никон, игумен Исаак. Всех 27 человек.

В 1704 году разрешено строить на Белом Городище церковь каменную во имя Пресвятой Богородицы, 17 декабря 1705 года был заключён договор с тюменским подмастерьем Иваном Борисовым «по реклу» Сорока на каменные работы.

В 1707-1709 годах башкиры опустошали вотчину монастыря так, что настоятель монастыря Исаак не мог собрать положенные сборы с крестьян и внести столовые припасы в Тобольский митрополичий дом.

11 января 1707 года в монастыре случился пожар, от которого сгорели все три монастырские церкви, колокольня, семь келий, две башни, оградной стены третья доля и иные служебные помещения.

23 октября 1708 года снова случился в монастыре пожар: загорелась поповская келья, от неё огонь распространился и уничтожил оставшиеся от прошлогоднего пожара строения. Сгорели также грамоты и указы. Принимая во внимание эти обстоятельства, а также случавшиеся в 1707 и 1708 годах пожары, митрополит Сибирский Филофей своим указом от 14 июня 1710 года повелел не брать с монастыря полагавшиеся столовые припасы.

в 1713 году начато строительство монастырской каменной стены на счёт казны для защиты от воровских воинских людей. По государеву указу было выделено в 1713 году 200 рублей денег, 20 пудов соли, 100 четвертей овса. В 1716, 1717, 1718, 1719 гг. отпускались казённые деньги из Исетска по 200 руб., из Шадринска по 100 руб. Северо-восточная башня (бастион) так и не была закончена. С 1731 года начинаются работы по строительству западной стены и угловой северо-западной башни.

В 1714 году в монастыре открыто училище для детей церковнослужителей.

В 1717 году завершается строительство Успенской церкви. В 1719 году завершается строительство колокольни. 13 августа 1720 года освящение церкви.

В 1735 году в Далматовом монастыре учреждается славяно-российская школа, первым учителем которой был Петро Кирьянов. Эта школа давала начальное образование. В 1738 году в ней обучалось 15 человек в возрасте от 10 до 18 лет.

В 1735 и 1742 в монастыре случались пожары.

В 1761 году открыта семинария.

К 1763 году монастырская каменная ограда была построена полностью. Она имела форму неправильного шестиугольника и занимала площадь около 4,5 гектара.

В январе 1763 года крестьяне села Николаевского (ныне город Далматово) изгнали из мирского правления старосту - ставленника монахов и избрали Мирским старостой крестьянина Лаврентия Широкова, сотским - Ивана Лобова, писарем был избран Михайло Барсуков. Монахов не устроило крестьянское самоуправление. Они обманным путём захватили выборных, пригласив их в монастырь для переговоров, и страшно избили. Во главе мирского правления были снова поставлены монастырские: староста Василий Лавров, писщиком - Иван Могильников. В апреле 1763 года прибывает в монастырь архимандрит Иоакинф, который считался его настоятелем с 1760 года. Он организует карательный отряд, с помощью которого захватывает крестьянские земли, засевает монастырским зерном, уводит лошадей и т. д. Это вызвало возмущение крестьян села, поддержанное и другими селениями вотчины. В конце июня 1763 года в Далматовский монастырь прибыл карательный отряд Азовского драгунского полка в составе 60 человек под руководством подпоручика Телепнева, который приступил к усмирению крестьян, сопровождавшемуся насилием и произволом. Мирская изба в селе Николаевском стала центром крестьянского бунта, вошедшем в историю края под названием «дубинщина». 2 августа 1763 года крестьяне разбили команду Телепнева. Пик восстания пришёлся на сентябрь-декабрь 1763 года, когда крестьяне, вооружённые в большинстве дубинами и косами, насаженными на древко, пошли на открытое неповиновение, окружили Далматовский монастырь, перерезали дорогу на Шадринск и на Челябинск. В начале декабря с начавшимися морозами крестьяне сами ушли от стен монастыря, установив на подступах к деревням засады. В конце марта в помощь осаждённому монастырю прибыл Азовский драгунский полк под командованием подполковника Аборина. Восстание подавлено с помощью войск. 167 человек главных «крамольников» были преданы казни .

26 февраля 1764 году Екатерина II подписала указ о передаче монастырских крестьян введение коллегии экономии. С 1837 года крестьяне Далматовской волости, бывшие экономические , стали именоваться государственными крестьянами.

В 1764 году в монастыре числилось 56 разного звания служителей (дворовых работников) из них: столяров - 5, мельников - 3, бондарей - 2, кожевников - 2, оловяннщик - 1, рыбаков - 3, кузнецов - 3, колясошник - 1, портной - 1, чеботарь, сапожник - 2, поваров - 5. Все они обслуживали живших в монастыре монахов в количестве 26 человек.

В 1852 году был пожар, сгорели верхняя расписанная внутри церковь с иконостасом, трапеза, колокольня, и др. нанесён ущерб 6000 рублей серебром.

В 1853 году построена церковь Сергия Радонежского и Никона Радонежского (не сохранилась).

В 1871-1881 годах на месте часовни над погребением старца Далмата строилась церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость ». Боковые приделы Стефана Пермского и прп. Исаакия, Далмата и Фавста. В 1989 возвращена верующим, отреставрирована, устроена крестильня с престолом 70 апостолов.

В 1904 году по Указу Св. Синода за № 765 монастырь обращён из штатного 3-классного в общежительный.

В 1912 году по Указу Св. Синода о возведении Далматовского Успенского монастыря из 3-классного во 2-й класс.

В монастыре находится чудотворная Далматская икона Божией Матери, принесенная сюда основателем монастыря и чудесным образом сохранившаяся в целости, несмотря на неоднократные нападения на обитель и опустошавшие её пожары. На этой святой иконе изображено Успение Пресвятой Богородицы. Кроме 15 августа, в монастыре в честь этой святой иконы празднуется еще 15 февраля. В монастыре есть часовня, устроенная над могилой его основателя старца Далмата (скончавшегося в 1697 году); в ней хранятся его портрет, мантия и клобук. При монастыре 2 школы - двухклассная и одноклассная. Из книги С. В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

В 1917 году освящена надвратная церковь Иоанна Богослова .

Монастырь в XX-XXI веках

6 мая 1992 года решением Священного Синода монастырь был открыт, наместником утверждён игумен Василий (Ожерельев).

В апреле 1994 года в монастыре произошёл пожар, нанесён ущерб в 49 млн рублей.

В настоящее время монастырь является действующим. Многие постройки монастыря находятся в неудовлетворительном состоянии. Ведутся восстановительные и реставрационные работы .

Ансамбль Далматовского монастыря находится в неудовлетворительном состоянии. Архитектура во многих деталях утрачена. Происходит разрушение фундаментов из-за выветривания и разрушения кирпичной кладки, отсутствия и неудовлетворительного состояния конструкций крыш, отмостки. В связи с этим наблюдается отклонение от вертикали юго-восточной башни. Поверхности незащищённых конструкций покрываются мхом и зарастают кустарником.

Площадь комплекса монастыря в пределах стен составляет 4 гектара, периметр (по наружному обводу стен) – 766 метров.

Святой источник

В середине XVII века чудотворный источник пробился на месте землянки Далмата . Он был популярен у паломников. Ходит предание о том, что сам святой Далмат пил из этого родника и именно поэтому прожил больше ста лет. В годы советской власти святой родник засыпали, местные о нем забыли. В 1992 году, когда монастырь начал возрождаться, источник вновь пробился чуть поодаль его первоначального исторического местонахождения. Ныне Святой источник обустроен, над ним возведена деревянная часовня с купелью. Часовня расположена на расстоянии не более 100 метров к западу от стены монастыря. Вода источника стекает в небольшое болото, откуда попадает в реку Исеть.

Промыслы Далматовского монастыря

ООО «ПРОМЫСЛЫ ДАЛМАТОВСКОГО МОНАСТЫРЯ» (ИНН 4506006950) зарегистрировано 26 января 2016 года. Осуществляет производство продуктов питания. Предприятие содержит дойное стадо, на оборудовании итальянской фирмы «Sfoggia» выпускает твердый вареный прессованный сыр «Монтазо», вытяжной сыр «Скаморца», бутербродный сыр «Качотта», творог, кефиры и йогурты. У предприятия есть пасека, кузнечный цех, столярная мастерская, свечной цех и производство угля для богослужебных нужд . Молочная продукция завоевала две золотые медали на XXV Ежегодной агропромышленной выставке «АГРО-2018» в г. Челябинске (награждены: варенец м.д.ж. 3,8 и молоко топлёное м.д.ж. 3,8).

Настоятели монастыря

Сосланные в монастырь

В художественной литературе

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь - СПб. :

Далматовский Свято-Успенский монастырь – православный мужской монастырь. Этот монастырь был основан в 1644 году на левом берегу живописной реки Исеть. Основал его инок Далмат, которого в обычной жизни звали Мокринским Дмитрием Ивановичем. Дмитрий Мокринский в 1642-1643 годах оставил свою семью (жену и пятерых детей) и мирскую жизнь, принял постриг и после недолгой жизни в монастыре начал жить отшельником в пещере. Весной 1646 года земля, на которой была расположена пещера Дмитрия, была передана ему во владения. Далмат умер в 1697 году и был похоронен на тех же землях. Сегодня над его могилой есть часовня, в которой и сейчас хранится мантия, портрет и клобук Далмата.

В свое время Далмат принес в монастырь икону Божьей Матери, которая считается чудотворной и в настоящее время. Называется она Далматской иконой Божьей Матери. На сегодняшний день икона очень хорошо сохранилась. Чудом считается то, что икона смогла уцелеть во времена пожаров, а также во время многочисленных нападений на церковь.

Далматовский Свято-Успенский монастырь был центром духовного образования и просвещения в Сибири. Библиотека монастыря была огромной, первые упоминания о ней относятся к 1679 году. Именно в Далматовском монастыре впервые в Зауралье в 1714 году было открыто училище, но только для детей церковнослужителей. Но на этом руководство не остановилось, были созданы:

  • Славяно-греко-российская школа – 1735 год
  • Семинария — 1761 год
  • Уездное духовное училище – 1816 год


Из стен этого училища вышло много знаменитых и значимых людей. Здесь воспитывались такие великие люди, как архимандрит Антонин, который был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, ученый Попов, который изобрел радио, полярный исследователь Носилов и многие другие.

Некоторое время Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь был закрыт, это случилось после Октябрьской революции. Открылся он в 1922 году в качестве краеведческого музея. А с 1932 и по 1939 в помещении монастыря был колхозно-совхозный драматический театр.


Во времена Великой Отечественной войны в монастыре был расположен госпиталь. Как только война закончилась, в помещении монастыря был сооружен завод вплоть до 1989 года. В те времена из-за нужд завода на территории и к самому монастырю было пристроено несколько помещений. Эти постройки нанесли немалый ущерб Далматовскому Свято-Успенскому монастырю. Но уже с 1989 года завод начал понемногу покидать помещение, и только в 1992 году было провозглашено возрождение монастыря. Еще через четыре года, в 1996 году, состоялась передача в Церковное распоряжение имущественного комплекса.


Сегодня многие постройки монастыря находятся в плохом состоянии, многие из них реставрируются и восстанавливаются. Но, несмотря на все трудности, Далматовский Свято-Успенский монастырь принимает прихожан и в настоящее время.

Поездка выходного дня в Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь обещала быть любопытной. Фотографии в сети так и манили увидеть все живьем. Но мы даже не ожидали, что предстанет перед нами.

Несколько столетий назад церковь и вера в Бога имели особое значение в жизни русского человека.
ХХ век перечеркнул тысячелетнюю историю, начав с чистого листа. Разрушили храмы и монастыри, уничтожили церковные реликвии, духовенство было истреблено, как класс.

Поколение наших родителей росло в другой России — с другой религией, с другими божками. Мы же стали свидетелями зарождения новой культуры, и, как и положено дерзкому подростку, наше время топтало и рвало в клочья все то, чем жили старшие поколения.

Я родилась еще в СССР и всегда была атеисткой, верящей в науку, но моя юность пришлась на эпоху перестройки, когда повсеместно стали восстанавливать церкви, отмечать Рождество, служить всенощные.
Нарочно в университете выбрала специализацию религиоведение — было интересно все это препарировать и изучить.

Помню практику, когда мы попали в строящийся мужской монастырь Святых Царственных Страстотерпцев. Фотографировать нам не разрешили, сказали, что это грех. А вот за деньги было можно.

Статьи по теме

С тех пор церковь не люблю, чувствую там себя всегда неуютно и неловко. Больше нравятся заброшенные деревенские церквушки, которые просто любопытно разглядывать.

Когда на прошлой неделе мы поехали в Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь была уверена, что в церковь заходить не буду, лучше рассмотрю поподробнее останки Успенского собора, Юго-западную башню, братский корпус, т. е. все то, что еще не отреставрировано.

Но что-то пошло не так, и в итоге мы, получив благословение, даже мощи Святого Далмата лицезрели.

Но, прежде чем я начну рассказать историю монастыря, должна зафиксировать одну странную вещь, которая произошла здесь. Впервые, за почти 20 лет моего посещения всевозможных культовых сооружений, я чувствовала себя спокойно, умиротворенно и свободно. Когда-то я слышала, что нужно найти свою церковь, в которой тебе будет хорошо. Это не значит, что после поездки в Далматово я решила верить в Бога или ходить в храм, но на территории Далматовского монастыря действительно было хорошо.

Датой основания Далматовского монастыря считается 1644 г., когда насельник Невьянского Богоявленского монастыря Верхотурского инок Далмат поселился в пещере на высоком берегу реки Исети.

Преподобный Далмат (в миру Дмитрий Иванович Мокринский) был сыном казачьего атамана, был женат, имел детей, жил безбедно. Но после кончины супруги принял постриг. Со временем инок поселился в безлюдном месте, именуемом «Белое Городище». Здесь он вырыл себе землянку или облюбовал пещеру и стал жить.

Земли эти принадлежали тюменскому татарину Илигею, который не очень-то дружелюбно принял инока. По легенде Илигей дважды пытался убить Далмата. Но после того, как Илигею во сне явилась Царица Небесная и приказала оставить старца в покое и подарить ему эти земли, тюменский татарин стал первым благодетелем обители.

В 1646 году татарин Илигей подарил в знак примирения преподобному Далмату свой «шишак» и кольчугу. Кстати, шлем Илигея вы можете увидеть собственными глазами, он до сих пор хранится в Свердловском областном краеведческом музее.

К старцу Далмату (в то время ему было чуть больше 50 лет) люди относились с почтением и ждали от него духовного руководства.

Сподвижников становилось все больше, в жилище Далмата становилось тесно, так была отстроена часовня с деревянными сенями, которая позже сгорела.

Со временем Исетская обитель обустраивалась, Далмат жил в трудах и молитвах и умер в возрасте 103 лет.
Через десятилетие после смерти Далмата, монастырские деревянные строения стали заменяться каменными. В 1707 -1719 гг была построен Успенский собор, затем в 1720—1763 году монастырь был обнесен каменными стенами с башнями, которые мы можем видеть до сих пор.

В середине XVIII века комплекс Далматовского монастыря стал представлять из себя мощную крепость с четырьмя башнями по углам.

Со временем Далматовская обитель стала и одной из крупнейших по некоторым экономическим показателям среди обителей восточной части Российской империи.

Также Далматовский монастырь был центром духовного просвящения и образования в Сибири.
Среди учеников Далматовского училища был изобретатель радио А.С. Попов, домашний учитель М.Ю. Лермонтова, поэт, профессор словесности А.Ф. Мерзляков, известный зауральский краевед, археолог, писатель А. Н Зырянов, географ, полярный исследователь К.Д. Носилов.

После революции монастырь еще какое-то время продолжает действовать. До 1928 года его удается сохранить в качестве музея-монастыря. Но в 1930 году единсвенный на Урале Далматовский музей-монастырь был окончательно закрыт. В этом же году с церквей снесли купола.

Невероятно, но монастырский комплекс все-таки дошел до наших дней. Еще в 1951 году благодаря генералу Терюхову, который был родом из Далматово, удалось поставить монастырь под защиту государства, а архитектурный ансамбль был объявлен памятником истории и культуры республиканского значения.

В 1992 году решением Святого Синода Русской Православной Церкви был вновь открыт Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь.

Два года спустя при археологических раскопках были найдены мощи Далмата Исетского, которые сейчас хранятся в Скорбященской церкви.

Меня, как человека неверующего, несколько смутило такое распоряжение останками. Но для верующих они священны. Говорят, что приложившись к мощам можно исцелить любой недуг.

На данный момент монастырь открыт для посещения. С 1997 года наместником монастыря является игумен Варнава (Аверьянов). В настоящее время в братии 20 человек:15 монахов и 5 послушников.
В монастыре, как и в прежние времена, существуют различные мастерские: кузница, столярная, пекарня, швейная, тепличное хозяйство, пасека. Только вместо монастырских крестьян работают здесь так называемые трудни — из отсидевших или тех, кому негде жить.

Мы разговорились с одним из служащих при монастыре, говорит, что среди трудней разные люди встречаются. И хорошие есть и плохие. Могут украсть, могут напиться, но по-настоящему верующие монахи прощают их, ведь деваться им некуда. А здесь и кров, и корм.

Ансамбль Далматовского монастыря является памятником истории и культуры федерального значения. К настоящему времени восстановлены: Скорбященская церковь, часовня-усыпальница преподобного Далмата, надвратная Ионно-Богословская церковь, часовня перед входом в монастырь, северные келии (сейчас здесь находится музей).

Общая информация:

ВАЖНО: Приём заявок на проживание и экскурсии ежедневно с 9.00 до 17.00

Групповые заявки паломников с питанием и ночлегом принимаются по предварительной договорённости за 2 недели до приезда по телефону +7 922 678 69 13 или +7 (35252) 3−17−06

Как добраться:

От Екатеринбурга до Далматово 180 км. Ежедневно ходит автобус до Кургана, но выходить нужно перед свороткой на Далматово возле которой всегда стоят таксти. От Екатеринбурга до поворота на Далматово время в пути 4.12 ч.

На автомобиле мы доехали за 3 часа, после Каменск-Уральского нет населенных пунктов, поэтому ехали быстрее.

Видео: Анна Рыбакова, Дмитрий Сурин

Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь

Над исетской привольной волной

Город мой ты растёшь и цветёшь,

Над Исетской привольной водой

Ты ладьёй над Исетью плывёшь. (Т. Лепихина)

В старинном зауральском городе Далматово находится уникальный памятник архитектуры 18 века,единственный в своём роде комплекс на всём Среднем и Южном Урале. Это комплекс действующего Свято-Успенского мужского монастыря — памятник федерального значения, который был основан в 1644 году монахом Далматом, в миру Дмитрием Ивановичем Мокринским (1594-1697).

Первое русское поселение в зауральском крае, созданное на землях татарского мурзы Илигея, называлось в то время, как Успенская Исетская пустынь в новой Сибири. Менялись времена менялось название — Успенская Исетская пустынь, Исетский Успенский монастырь, Далматовский Успенский монастырь.

Далматовский монастырь, расположенный на берегу Исети, при впадении в нее реки Течи, во второй половине XVII – начале XVIII веков играл ключевое значение в русской колонизации края.

Монастырь был мощной крепостью, отражавшей набеги кочевников. Он был – и это еще более важно – духовной твердыней, и мощным религиозным и образовательным центром.

С возникновением Далматовского монастыря, начинается христианизация края. На монастырских землях возникают деревни и поселья, строятся храмы.

Успенский монастырь был не только центром русского православия, но и центром иконописи Зауралья.

Это ещё и первая по времени возведения каменная обитель на Урале и в Сибири, и крупнейший каменный ансамбль после Тобольского кремля.

В центре комплекса находится Успенский собор (1707-1719), к западу от него и на одной с ним оси — церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1871-1881); по периметру монастырского участка — административно-хозяйственные и жилые сооружения.

Успенский собор — одно из самых грандиозных каменных сооружений Урала и Сибири, первый на этих землях 2-этажный храм (не считая храмов с подклетами) и один из первых, возведенных в нарышкинской стилистике. Красоту и величие архитектурного комплекса сохранили для потомков цветные фотографии известного русского фотографа С.М. Прокудина-Горского.

Сооружения крепости по-своему уникальны. Сотни крестьянских рук в течение полувека воздвигали кирпичную стену, копию стен Московского кремля. Строительство каменной крепости велось в лучших традициях русского зодчества, но не простого, по некоторым исследованиям в кирпичных кладках церкви и крепостных сооружений удивительным образом тесно переплетены «каменное кружевное сольвычегодское барокко и не весть откуда взявшийся западно-украинский орнамент».

Сама крепость представляет неправильный шестиугольник площадью 4.5 гектара. С внутренней стороны в стенах сделаны бойницы, в отверстия которых стреляли из пушек и пищалей. Для ружейной стрельбы на стенах выложены зубцы, придававшие стене гребнеобразный вид. Стрелок вставал на защиту зубца и стрелял по неприятелю.

Не раз стены Успенского монастыря были молчаливыми свидетелями крестьянских восстаний. В 1762-1764 годах произошло восстание далматовских монастырских крестьян, названное историками «дубинщиной». В 1774 году стены крепости монастыря выдержали 20-тидневную осаду пугачевцев.

До сих пор живы легенды и предания о тайных узниках монастыря, о лабиринте подземных ходов.

Далматовский монастырь во многом был первым и внес существенный вклад в духовное просвещение жителей Урала.

Первая школа в Зауралье — цифирная школа, появилась при Далматовском монастыре. Спустя сто лет в стенах Духовного училища при монастыре обучались начальник Русской Духовной Миссии на Святой Земле Архимандри́т Антони́н (в миру Андрей Иванович Капу́стин ( — ) будущий полярный путешественник и писатель К.Д.Носилов (1858-1923), изобретатель радио А.С.Попов (1859-1906),зауральский краевед, писатель, археолог, этнограф, филолог и просветитель А.Н Зырянов.

К сожалению, судьба Далматовского монастыря характерна для Советской эпохи. До Октябрьской революции монастырь располагал богатой библиотекой и ценнейшим архивом. После революции он был закрыт, с храмов снесены купола. В советское время здесь располагались краеведческий музей, Народный дом, колхозно-совхозный театр. В 1941 г. на территории монастыря был образован сборный пункт для новобранцев, в годы Великой Отечественной войны действовали госпиталь, курсы усовершенствования командного состава.

В 1945 г. на территории был организован завод «Молмашстрой». При возведении заводских построек были уничтожены многие строения. Активное разрушение комплекса было остановлено благодаря деятельности генерал- майора Д. А. Терюхова, добившегося в 1952 году постановления Совета Министров РСФСР об охране монастырского комплекса. Постановлением Совета Министров РСФСР 1974 г. комплекс Д. м. признан памятником истории и культуры республиканского значения, а постановлением от 21 янв. 1980 г. внесен в перечень памятников культуры, подлежащих первоочередной реставрации.

Монастырь обрёл новую жизнь. 6 мая 1992 г. решением Священного Синода Далматовский монастырь был передан Русской Православной церкви. И снова зазвучал призывный колокольный звон. Купола «церкви Всех Скорбящих Радосте» засияли золочёным светом. При монастыре начал работу свой музей.

На недавно завершившемся мультимедийном проекте-конкурсе «Россия 10» Далматовский монастырь занял тридцатое место из799 природных и архитектурных достопримечательностей страны. Проект привлёк внимание широких кругов общества к вопросам восстановления Далматовского монастыря. Сейчас монастырь активно восстанавливается и привлекает множество паломников к своим святыням.

3 февраля 2013 года Архиерейский Собор Русской православной церкви причислил Далмата к лику святых. Туристы и паломники приезжают поклониться святым мощам преподобного Далмата.

Приезжающие в наш город туристы могут разместиться в городской гостинице. Кроме того, при монастыре есть гостиница для паломниц, мужчины-паломники размещаются в братском корпусе.

В 2014 году наш край будет отмечать несколько юбилейных дат. Это 420- летие со дня рождения Далмата, 370-летие Далматовского Свято-Успенского монастыря и города Далматово. Приезжайте в наш древней и юный город. Тот, кто открыл для себя зауральскую святыню, возвращается сюда вновь и вновь.

Список использованной литературы и источников.

1. Матвеева, З.И. Далматово. 1644-2009 / З.И. Матвеева, М.З.Теляков. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Екатеринбург, 2009.-67с.

2.Грязнов, Д.С. Край по имени Далмата: в 2 т.Т.1 (1644-1924) / Д.С.Грязнов, Т.Н. Лепихина, Г.А. Пономарева. – Курган, 2002.-320с.

3. Грязнов, Д.С. Край по имени Далмата: в 2 т.Т.2 (1924-2004) / Д.С.Грязнов, Т.Н. Лепихина, Г.А. Пономарева [и др.]. – Курган, 2004.-459 с.

4. Матвеева, З. И. Исторические памятники города Далматово /З.И. Матвеева.- Далматово,1987 г.-25с.

5. Над Успенским угором. Книга о городе Далматово / Т.Н. Лепихина, М.З. Теляков. – Екатеринбург, «Издательство Баско». 2004. – 192.: ил.

6.интернетресурсы,

Загрузка...
Top