Серебряный храм в чианг мае. Серебряный храм в Чианг Мае (Wat Sri Suphan). Серебряный храм на карте

Даже бывалые путешественники, посетившие ключевые достопримечательности и знаменитые храмы Юго-Восточной Азии остаются под большим впечатлением от посещения единственного в своем роде Серебряного храма, который расположен недалеко от юго-западного угла старого города Чианг Мая.

На тайском языке храм называется Ват Шри Супхан (Wat Sri Suphan). Он выполнен в традиционном стиле северных тайских храмов, однако его отделка поражает воображение. Весь храм как внутри, так и снаружи покрыт металлическими посеребренными чеканными картинами, на которых объемно изображены важные сцены из жизни Будды и классические бытовые зарисовки. Даже если вы окажетесь здесь в пасмурный день, Серебряный храм встретит вас невероятным лунным блеском, впечатляющим и ослепляющим. Впечатляет не только внешний вид, но и энергетика храма. Сколько человеческой любви и труда вложено в эти сотни удивительных картин, над каждой из которых мастера работали по нескольку месяцев!

Сам Ват Шри Супхан достаточно старый, он был построен в период между 1495 и 1515 годами. Изначально он был полностью выполнен из чистейшего серебра, но в период бирманского нашествия на север Таиланда несколько раз его грабили и пытались разрушить. Теперь мы может видеть полностью отреставрированный храм, который максимально повторяет оригинальную задумку. Внутренние помещения вихарна (центрального здания общего доступа) были расписаны талантливыми художниками из Австралии и Великобритании, которые в течение нескольких месяцев работали здесь совместно с тайскими мастерами.

На территории храма находится каменная плита возрастом более 500 лет с вырезанными на ней надписями на языке Фаак Кхаам (Faak Khaam), который являлся родоначальником языков Ланна (Lanna) и Кум Муанг (Kum Muang).

Духовным центром Вата Шри Супхан является Серебряный убосот, полностью выполненный из посеребренных металлических картин. Серебро олицетворяет лунную энергию Инь - матери и родоначальницы всего. Внутри убосота проходят все самые важные буддийские церемонии, но, к сожалению, согласно буддийским правилам, вход для женщин сюда строго воспрещен.

Ват Шри Супхан какое-то время активно сотрудничал с Королевской Школой Канджанабхисек (Kanjanabhisek Royal School), которая более 20 лет функционирует в Бангкоке по инициативе Ее Величества Королевы Сирикит и обучает молодое поколение более чем 26 тайским ремеслам. Сейчас на территории Серебряного Храма действует как производство серебряных и металлических чеканных картин, так и обучающие курсы. Сохранение древних традиций крайне важно для Таиланда, и страна всеми силами старается не потерять ценные знания, накопленные народом за столетия. Лучшим мастером Вата Шри Супхан признан Кхун Камолпан (Khun Kamolpan).

В целом на юге Чианг Мая сосредоточены мастерские местных ремесленников, специализирующихся на выплавке металла, работе с серебром и на чеканке. От Вата Шри Супхан начинается улица серебряных мастеров под названием Вуалай (Wualay), на которой расположено множество магазинов с серебряными изделиями ручной работы, которые действуют каждый при своей мастерской. Здесь можно не только приобрести украшения, но и стать учеником ювелиров, которые считаются лучшими на севере Таиланда. Северное серебро славится как по всей стране, так и за ее пределами по Юго-Восточной Азии. Кстати, каждую субботу на улице Вуалай проходит традиционный ночной рынок, на котором представлены различные товары ручного производства, а также блюда северной и центральной кухни Таиланда.

По вторникам, четвергам и субботам с 17:30 до 19:00 в Серебряном храме проходят встречи с монахами или «Monks Chat», посетить которые может любой желающий. Монахи с удовольствием расскажут о буддизме и местной культуре и обычаях, а также ответят на интересующие вопросы. Общение проходит на английском языке и, если вы им владеете, на тайском. Посещение таких встреч абсолютно бесплатно.

Вход в Серебряный храм также свободный, но не возбраняется оставить здесь пожертвование на приемлемую для вас сумму.

В 1482 году у подножия горы Цукимацуяма («гора ожидания луны») был построен двухярусный дворец Хигасиямадоно («дворец в восточных горах»), перед которым известный мастер Санъами соорудил сад с прудом в центре. Ни в одном из столичных садов не было такого большого количества деревьев и больших камней. Вокруг сада располагались 12 строений. Изысканная простота построек прекрасно гармонировала с окружающим пейзажем. Всё вокруг, как свидетельствуют воспоминания современников, отражало вкусы и духовный мир сёгуна из дома Асикага - Ёсимаса (1438-1490), сформировавшийся под влиянием веры в Чистую землю Будды Амида и идей дзэн-буддизма.

Сюда приезжали поэты, художники, ценители прекрасного. Чайное действо, подбор ароматов при сжигании благовоний, составление букетов и занятия каллиграфией составляли основной смысл жизни удалившегося от дел сёгуна. Местом встреч был павильон Тогудо- строение, похожее на жилой дом в стиле сёин дзукури. Особенно была любима сёгуном небольшая, в четыре с половиной татами комната Додзинсай («любить одинаково и друзей, и незнакомых»).

Многое из того, что сегодня в японской культуре воспринимается как традиционное, развилось здесь, в Хигасиямадоно. Существует даже выражение «культура Хигасияма». Сохранился от тех времен и культурный шедевр, известный сегодня как Серебряный павильон - Гинкакудзи.

Золотой павильон в Киото - это буддийское святилище, в котором хранятся мощи Будды. Серебряный павильон - это храм богине Каннон.

После смерти Ёсимаса здесь был создан монастырь, который, согласно завещанию, назвали посмертным именем Ёсимаса - Дзисёдзи. Официально монастырь называется Тодзан Дзисёдзи («монастырь Дзисёдзи в восточных горах»), но свою известность в Японии и за её пределами он получил как Гинкакудзи.

Как и другие монастыри в Киото, Гинкакудзи не один раз горел и разрушался, и сегодня сохранились лишь два из его зданий - храм Каннон, который и есть так называемый Серебряный павильон, и Тогудо.

Серебряный павильон - это двухъярусное сооружение под изогнутой четырёхскатной крышей. Помещение первого этажа, которое называется «Дворец сердца пустоты», напоминает внутреннюю часть жилого дома. Второй этаж - «Храм наплывающих звуков», представляет собой зал дзэн-буддийского храма, в котором хранится скульптурное изображение богини Каннон.

Верхний ярус снаружи покрыт тёмным лаком. Каково было намерение создателей этого столь изысканного в своей простоте сооружения, сегодня никто не знает. Возможно, его собирались посеребрить.

Есть предположение, что идея оставить сооружение непосеребренным родилась позже и заключалась в том, чтобы противопоставить его Золотому павильону. Ведь золото - это ян, светлое начало, а серебро - инь, тёмное. Таким образом, внешний «тёмный вид» храма и, казалось бы несоответствующее ему название «Серебряный павильон» выражают одну и ту же идею.

На эту мысль наводит и название горы, возле которой расположен Гинкакудзи - Цукимацуяма («Гора ожидания луны»). Луна тоже считалась инь. А солнце - ян.

Идея любования луной, лунным светом лежит и в так называемой Гинсядан («море серебряного песка») - раскинувшейся перед Серебряным павильоном площадке, сооруженной из серебристо-серого песка. Песчаная поверхность рассечена бороздками, которые символизируют волны на воде. Вода это инь. Песчинки, сверкающие под лунной ночью, отражают свет и «подсвечивают» храм и сад.

Возле площадки Гинсядан из такого же серебристо-серого песка сооружен довольно большой усечённый конус - Когэцудай («помост для встречи луны»). Предполагают, что Когэцудай был сооружен в память о помосте, с которого Ёсимаса любовался луной.

Хижина моя

У подножия горы

"Ожидание луны" -

Это тень, которую бросает

Луна, клонясь к западу

Стихи написанные сёгуном Ёсимаса в переводе Майи Герасимовой.



Узкая тропинка отделяет площадку Гинсядан от сада для прогулок, а не только для любования. Сад расположен вокруг пруда «Парча и зеркало». Название пруда очень точно отражает его своеобразие: отражения на зеркальной поверхности воды зелени кустарников и деревьев, растущих вокруг пруда, создают впечатление отраженной в зеркале переливающейся парчи.

Сад Гинкакудзи - не только красивая территория вокруг пруда и Серебряного павильона. Он совершенно естественно «выплёскивается» на склон горы, у подножья которой расположен. Предстающие взору огромные камни на обрыве, тонкая, светлая струя водопада и гигантские деревья - всё взаимно подчеркивает особенность друг друга: мощь, которая таится в камнях, прозрачность воды, изысканные формы крон деревьев. Всё это вызывает чувство восхищения красотой и многообразием природы, заставляя забыть о том, что весь сад является рукотворной работой мастера того времени.

При кажущейся естественности, в саду Гинкакудзи продумано всё - от каждого камня до дерева. Сад Гинкакудзи устроен так, что с каждым шагом взору открывается новая картина: меняются не только первый план, но и второй, и третий. Показывается из-за кустов пруд, поворачивается другой стороной камень, наконец, чудесным образом смещаются и по-новому открываются даже самые далёкие холмы и горы.


Коллектив ООО «Фудзи Трэвел» выражает признательность и благодарность за предоставление авторского материала из книги «Киотоский альбом: история, культура, традиции» старшему научному сотруднику Института востоковедения РАН, кандидату филологических наук - Герасимовой Майе Петровне.

(с) М.П. Герасимова; (с) Институт востоковедения РАН. 2002 год.


Серебряный храм

Я собирался рассказать о Серебряном храме Чианг Мая во второй части своего эпохального 🙂 🙂 🙂 труда «Храмы Чианг Мая «. И расскажу. Но его формат такой, что в нем особые подробности не предусмотрены, и, тем более, не предусмотрено большое количество фото одного храма. А Серебряный храм заслуживает и того, и другого.

Серебряный храм. Вид сзади

Из Старого города к Серебряному храму можно дойти пешим ходом минут так за десять, если стартовать от ворот Чианг Май и двигаться по самой французистой улице города — Вуаля 🙂 (Wua Lai Rd.). По субботним вечерам, кстати, эта улица становится пешеходной и превращает в ярмарку с многочисленными торговыми рядами и фудкортами. Обычными же днями это улица как и сотни лет назад — улица ремесленников, многие из которых работают с серебром.

Зона, запретная для женщин

И где же быть Серебряному храму (официальное название — Ват Шри Супхан), как не на улице серебряных мастеров?

Построен он был еще в 1502 году. Но от тех строений мало, что осталось (несколько тиковых колонн да балок под крышей), поскольку храм разрушали разные нехорошие люди, а потом восстанавливали (хорошие 🙂). Слева от вихарна (самого большого помещения в вате) можно увидеть старинную каменную плиту с надписями на пали, подтверждающую, что храму уже более 500 лет.

Та самая плита

В самом вихарне красивый алтарь с большим и красивым сидящим Буддой, а также некоторое количество серебряных пластин — слева (если стоять лицо к алтарю) — сценки из жизни Будды, справа — сценки из Джатак.

Лично меня сильно радует наличие на территории храма трех статуй Ганеши. Одна — большая и внушающая священный трепет — серебряная.

Ганеша серебряный

Вторая немного поменьше, но с зеленым семиголовым нагом.

Наг укрывает Ганешу

Третья — маленькая, но такая добрая что ли 🙂

Отдыхающий Ганеша

Маст си данного храма — конечно же, серебряный убосот (бот). Несмотря на некоторую, как по мне, китчеватость, смотрится весьма впечатляюще. Огромное количество гравюр на самые разные темы. Со всех сторон. Серебро везде и всюду.

Серебряный храм

На самом деле, здесь много и алюминия, то есть скорее, можно говорить о сочетании этих двух материалов. Тем не менее сами монахи и местные жители везде подчеркивают, что это первый в мире серебряный храм.

Вход в бот для женщин запрещен ибо это место основных сакральных церемоний. Но нельзя сказать, что это сильно большая потеря. Как и все тайские храмы, этот снаружи красивее, чем внутри, а особой энергетической силы это место не имеет.

Внутри убосота

На входе в убосот можно увидеть серебряную купюру в 1000 батов с портретом Короля.

Серебряная купюра

На дверях изображение даосских святых, что свидетельствует о наличии не только индийского, но и китайской влияния в этом храме.

Двери с даосским святым

Пол выложен серебряными пластинами.

Внутри убосота

Внутри всё мило и приятно. Вспоминается Гребенщиков: «Серебро Господа моего…» 🙂

На территории этого вата также находятся небольшой музей народных ремесел, позолоченная чеди, школа для детей, школа для мастеров по серебру, мастерские по изготовлению серебряных украшений, массаж для посетителей (170 бат за час) и даже своя прогулочная повозка в стилистике храма.

Славные дела и ратные подвиги героя Отечественной войны 1812 г. генерала Д.С. Дохтурова и маршала Великой Победы В.И. Чуйкова способствовали приумножению славы Серебряно-Прудской земли. Воинская сила этих великих героев взросла на ниве духовной, в их работе и молитве, в молитве и духовном стоянии их близких и родных. Духовным подвигом ознаменовано бытование Никольского храма.

Величественный Никольский храм, украшающий Землю Русскую, один из старейших на Серебряно-Прудской земле, своей историей восходит к XV-XVI вв. Его строили и перестраивали. В 1782 г. закрыли за ветхостью. Но сразу после закрытия, неподалеку тщанием графа Николая Петровича Шереметева построили новый деревянный храм во имя чудотворца Николая с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского, простоявший до конца 1829 г. Обветшавший собор разрушили и на средства все того же Николая Петровича Шереметева в 1835 г. возвели новый каменный пятиглавый храм во имя тех же святых, с новым приделом, во имя св. Дмитрия Ростовского. Четыре портика-колоннады, четыре звонницы, мощный барабан купола, просторный неф, обустройство иконостаса – всё это вместе рассказывало не только о богатстве Шереметевых и жившего в Серебряно-Прудье люда, но и должно было напоминать о столичном граде Санкт-Петребурге, о храмах и церквях Соловецкой обители, куда часто с паломническими или деловыми поездками отправлялись жители района.

Никольский храм изначально был храмом при кладбище (или кладбище находилось при нем). Служившие здесь священники никогда не забывали об усопших, опекали их могилки, напоминая живым о том, что «кладбище — это святое место, на нем, без сомнения, почивает много молитвенников наших пред Богом».

Каменный храм постоянно обновлялся и обустраивался. В 1886 г. освятили два обновленных придела Никольской церкви. В 1892 г. устроили теплый придел во имя преподобного Сергия Радонежского (до этого храм не был теплым), израсходовав крупную по тем временам сумму — 2180 руб. 93 коп. Среди наиболее крупных жертвователей были священник Михаил Музалевский, церковный староста крестьянин Василий Гынин, веневские купцы Михаил Галкин, Василий Матвеев и Иван Александрович Лабзин. Длительное время председателем попечительства был священник о. Михаил Музалевский.

При храме была библиотека, в которой в 1916 г. начитывалось 120 книг.

Перед войной церковь на непродолжительное время была закрыта. №Только благодаря заступничеству Елизаветы Федоровны Чуйковой, матери маршала В.И. Чуйкова храм был открыт и восстановлен.

Отвечая однажды на вопрос корреспондента областной газеты, почему «полтора века назад в российской провинциальной глуши был воздвигнут столь массивный храм», благочинный отец Иоанн Велигорский ответил: «Видно, у здешних жителей большая вера в Бога была, потому и церковь они такую великую выстроили. Прошли десятилетия с той поры, но и поныне Господь не оставляет нас…».

Г.В. Аксенова

Проснувшись утром на второй день пребывания в городе, мне уже совсем не хотелось ходить внутри старых стен и смотреть хоть и на красивые, но приевшиеся буддистские храмы. Ехать за сотню километров на экскурсию в национальные парки Дой Сутхеп и Дой Итанон, которые так популярны среди туристов, тоже не было желания. В общем, за завтраком все мои мысли были заняты тем, куда бы пойти, чтобы интересно. А тут подтвердилась еще одна моя теория: если правильно формулируешь свой вопрос, космос всегда пошлет тебе на него ответ.

За соседним столиком с нами в кафешке сидела довольно милая пара русских туристов в возрасте, которые были в городе уже не в первый раз. Вот от них я и услышала о храме Ват Сри Супхан – серебряном храме Чианг Мая. По заверению наших новых знакомых, это очень необычный храм, который обязательно нужно увидеть. Поэтому план образовался сам собой: после завтрака мы отправились в направлении этого места.

На карте это выглядело не очень близко, но исследовать новые места пешком – это мое обязательно правило.

Дорога туда заняла у нас около полутора часов. Но оно того определенно стоило! По пути мы нашли столько красивого!

Вот, например, живописная набережная, которая затерялась где-то за паутиной узких улиц и заборами ресторанов.


А этот место мне напомнило Женеву. Хоть я там и не была, но фотографии знаменитого женевского озера с фонтаном стояли все время перед глазами.


Как всегда заблудившись, пропустив свой поворот и протопав более получаса в другую от храма сторону, мы нашли… Культурный центр Чианг Мая. Не скажу, что место было чем-то особо примечательно и интересно. В определенное время там проходят различные выставки и шоу, показывающие сцены из тайского народного эпоса. Но днем там было абсолютно пусто.


И вот, разобравшись наконец-то с дорогой, отдохнув и подкрепившись малюсенькими ананасиками, которые по вкусу мне напомнили, скорее, персик, еще минут через 40 мы нашли-таки Серебряный Храм!


Построен он в районе, где издавна жили семьи ремесленников, поэтому и не удивительно, что все там ручной работы.

На территории храма находится мастерская, в которой монахи и обычный мастера вручную изготавливают «строительный материал» для храма. За процессом можно наблюдать долго. Всегда с замиранием наблюдаю за профессионалами своего дела. Всегда видно, когда у людей что-то очень хорошо получается и их работа им действительно нравится.



Само здание храма. Из серебряных кованых листов тут сделано все!


По какому-то старому приданию женщинам вход внутрь запрещен. А жаль! :(


Даже статуи охранников и Будды – и те серебряные!

На самом деле само серебряное здание не является главным храмом. Оно служит лишь в роли пристройки сбоку от самого буддистского храма. Но это здание было настолько типичным и обычным, что даже фотографировать его не хотелось.


Сложилось впечатление, что Ват Сри Супхан – совсем не старый храм. Все там было каким-то новым и прямо блестело на солнце. Хотя, как потом прочитала, на самом деле, это совсем не так: храму более 500 лет! Просто его красота всегда привлекала кучу воришек, которые буквально растаскивали храм по частям. Поэтому его приходится вся время реставрировать и встраивать недостающие фрагменты.


Загрузка...
Top