Усадьба высокие горы на земляном валу. Усадьба Усачевых-Найденовых ("Высокие Горы"). Усадьба Высокие горы на фотографиях разных лет

В начале июня 1865 г., Д.И.Менделеев был командирован от Санкт-Петербургского университета в Москву, на Международную мануфактурную выставку. В поезде вместе с ним ехал его приятель Н.П.Ильин, профессор Технологического института. Узнав от случайных попутчиков о продаже в Клинском уезде имения Боблово, Менделеев и Ильин осмотрели его и уже 14 июня оформили купчую на совместное владение имением. В августе в Боблово была проведена межевая съемка, согласно которой общая площадь имения равнялась 667 десятинам. По условиям купчей на долю Менделеева пришлось 397 десятин земли и дом с садом.


Сельцо Боблово находится в 25 километрах от г. Клин, Московской области, в здоровой, красивой холмистой местности с зелеными лугами и полями, перелесками, лесами, преимущественно лиственными.

Эти привольные места издавна привлекали к себе многих известных наших деятелей. Здесь жили: академик [М. И.] Веревкин, писатель и переводчик времен Екатерины II, романист Загоскин, писатель Фонвизин, здесь, в усадьбе Яковлева, воспитывались писательница Татьяна Пассек и ее двоюродный брат А.И.Герцен.
Сельцо Боблово стоит на реке Лутосня, а через Бобловскую усадьбу протекал Белореченский ручей. Усадьба была расположена на высокой Бобловской горе (около 130 м над уровнем моря), по которой раскинулся старинный тенистый парк. (...) При крепостном праве Бобловым владел мингрельский князь Дадьан (Дадиани. – авт.), которому оно было пожаловано правительством как выморочное. В год освобождения крестьян Дадьан умер, и имение перешло к земельному скупщику – спекулянту Богенгардту. У него и купили Боблово Д.И. [Менделеев] с Ильиным.

Проездом в Москву на Всеобщую выставку они и заезжали осмотреть Боблово. Здесь Д.И. нашел то, что искал: здоровое и красивое местоположение, достаточный простор, чтобы развернуть хозяйство, близость к уездному городу Клин и к Москве, удобное сообщение с Петербургом. Но цена имения была не под силу ни Менделееву, ни Ильину в отдельности. Поэтому они купили Боблово вместе и полюбовно разделили. [...]

Купив Боблово, Д.И. не сделал ошибки. Боблово стало играть огромную роль в жизни Менделеевых. Оно давало такие здоровые условия для отдыха, для воспитания детей, доставляло столько удовольствия всей семье , что Д.И. не жалел для Боблова ни денег, ни трудов, ни забот.”

(Из биографии Менделеева)

Менделеев сразу окунулся в хозяйственные заботы: покупал сельскохозяйственный инвентарь, зерно, семена, планировал обустройство и развитие бобловского имения. 3 апреля 1866 г. Менделеев выступил на заседании Вольного экономического общества, членом которого он состоял, с подробнейшей программой сельскохозяйственных опытов по изучению влияния почвенно-климатических условий, действия удобрений и агротехнических приемов на урожайность основных сельскохозяйственных культур России – зерновых. В программе, рассчитанной на три года, было заявлено о проведении аналогичных опытов еще в трех губерниях – Петербургской, Смоленской и Симбирской, но только Менделеев в Боблово осуществил ее во всей полноте: здесь четко соблюдались все пункты программы – системы делянок, вариации удобрений и способов обработки почвы, севооборот; учитывались и такие факторы, как “направление делянок с юга на север, что полезно для равномерности развития растений в бороздах”, “точность разбивки поля” и др. При проведении опытов регистрировались метеоусловия и “отделка почвы”, изучались ее механические свойства, проводились анализы химического состава почв и урожая. Отчеты о полученных результатах обсуждались на заседаниях и печатались в Трудах Вольного экономического общества. Программа исследований, предложенная Менделеевым, по обширности поставленных задач и научному подходу к их решению долгие годы оставалась образцовым научным экспериментом.

К 1870 г. Менделеев перестроил старый дадиановский дом и организовал хозяйство – “целое”, в котором рационально сочетались полеводство, скотоводство, садоводство и огородничество, в том числе и парниковое. В июле его жена, Феозва Никитична, пишет родственникам: “Часто приезжают соседи и даже незнакомые, чтобы взглянуть на наше хозяйство, устройство и постройки”. Посмотреть в самом деле стоило: в несколько лет Менделеев поднял рентабельность заброшенной усадьбы и доказал возможность ведения прибыльного хозяйства в нечерноземной зоне. Спустя пять лет прежде запущенное хозяйство давало в сезон до 1000 рублей (примерно треть годовой профессорской зарплаты), и в дальнейшем прибыль возрастала. На результаты своих трудов в Боблово Менделеев опирался в экономических работах , посвященных развитию сельского хозяйства страны. В первой главе “Заветных мыслей”, написанной в 1903 г., он ссылается на личный опыт как на источник его экономических взглядов: “В самую эпоху освобождения крестьян, то есть в начале 60-х годов, когда земля сильно подешевела и господствовало убеждение в невозможности выгодно вести помещичье хозяйство, я купил в Московской губернии, в Клинском уезде, около 400 десятин земли, главная масса которой была занята лесом и лугами, но где было около 60 десятин пахотной земли, отчасти обрабатываемой, но без выгод, отчасти запущенной, как запущены были земли почти всех окружающих помещиков. Меня, тогда еще молодого, глубоко занимала мысль о возможности выгодно вести хозяйство при помощи улучшений и вкладов в землю свободного труда и капитала. Тогда я мог поступать последовательно , сил было много, и хотя капиталов было мало, но все же они были вкладываемы охотно и с интересом, а знаний и требований рациональности было достаточно для того времени. Мне предрекали великий неуспех, тщету усилий, но меня это не смущало, а, напротив того, только возбуждало. Лет 6 или 7 затрачено мною на эту деятельность, и в такой короткий срок, при сравнительно малых денежных затратах был получен результат несомненной выгодности... Успех хозяйства виден был потому, что такие профессора , как И.А.Стебут и Людоговский, привозили студентов Петровской с.-х. академии осматривать мое хозяйство”.

Шли годы. Налаженное хозяйство развивалось уже под присмотром управляющих; к середине 1880-х гг. по проекту Менделеева построен новый просторный дом. Боблово постепенно становится “родовым гнездом” большого семейства Менделеевых: в старом доме гостят приглашенные на лето родственники, по соседству с главной усадьбой поселились сестра Дмитрия Ивановича Мария Ивановна Попова с мужем и семью детьми и племянница Анна Яковлевна Смирнова с семьей. “Менделеевская молодежь” устраивала летом спектакли в приспособленном под “театр” сенном сарае. Ставились пьесы Шекспира, Пушкина, Грибоедова, Чехова, устраивались вечера с “живыми картинами”, шарадами и декламацией. Для спектаклей готовились специальные декорации и шились костюмы. К юго-западу от Боблова находилось имение Шахматово, купленное по совету Менделеева его другом, известным ученым-ботаником и ректором Санкт-Петербургского университета А.Н.Бекетовым и известное в истории русской культуры как место, связанное с жизнью Александра Блока, внука Бекетова. С 1898 г. Блок присоединился к бобловскому театральному кружку и стал главным исполнителем мужских ролей в любительских спектаклях. “Театр” просуществовал до 1903 г.: в этом году Александр Блок и Любовь Менделеева стали мужем и женой.

Со временем Менделеев стал проводить в Боблово гораздо меньше времени: длительные командировки, перемена места работы (в 1890 г. он вышел в отставку в университете и принял заведование Главной палатой мер и весов), множество общественных и правительственных поручений, требующих присутствия в Петербурге, не позволяли ему подолгу отдыхать.

“Отец также уезжал отдохнуть летом недели на две – на месяц в свою усадьбу, близ деревни Боблово тогдашнего Клинского уезда Московской губернии, где по собственному оригинальному плану им был выстроен дом с большими верандами, просторным кабинетом, библиотекой и лабораторией , – вспоминал его сын Иван. – Он любил отдохнуть в прекрасном, полном цветами, сиренью, жасмином и редкими растениями саду, разведенном под присмотром моей матери нашим артистом-садовником Ефимом Христонычем (Хрисанфовичем) Лавровым, рязанским крестьянином, накопившим за свою жизнь, посвященную садоводству, удивительные познания по практической ботанике и фитокультуре. Но отдыхал здесь отец только наполовину, потому что тотчас засаживался за труд и по обыкновению безудержно в него втягивался. Действительно, бобловское имение было для Менделеева не только экспериментальной базой для разработки и изучения способов рационального ведения сельского хозяйства, не только источником значительного дополнительного дохода для семьи, не только местом отдыха. Анализ трудов ученого и архивных документов показывает, что бобловское имение являлось для него своего рода творческой лабораторией , поскольку его научная деятельность в Боблово была не менее насыщенной и многогранной, чем в Петербурге.

В период летних вакаций в Боблово Менделеев написал многие страницы и главы своих фундаментальных работ. Уезжая из Петербурга, он брал с собой лабораторные тетради и необходимую литературу для завершения проводимых исследований. В бобловском кабинете на втором этаже были написаны главы из отчета “Об упругости газов” (1874), из монографии “Исследование водных растворов по удельному весу” (1884) и из книги “Заветные мысли” (1903-1904), статьи “Письма о заводах” (1885), “Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца” (1888), “Оправдание протекционизма” (1897), “Общеобразовательные гимназии” (1901) и другие работы.

Для Менделеева Боблово – это еще и природная лаборатория для изучения научных и прикладных вопросов естествознания, свидетельства чему можно найти в различных трудах ученого. Так, в отчете об исследовании упругости газов (1875) он описал применение в Боблово сконструированного им дифференциального барометра для нивелирования (измерения высот); в предисловии к переводной монографии Г.Мона “Метеорология или учение о погоде” (1876) он пишет о необходимости исследовать скорость движения облаков, что и делает позже в Боблово, используя “вращающийся зеркальный шар”. В 1878 г. Менделеев опробовал способ транспортировки зерна током воздуха; в 1884 вместе с сыном Володей проводил испытания различных конструкций воздушных винтов и построил ветряной двигатель для орошения земель (в Боблово вода подавалась из пруда в резервуар для полива огорода) – подобный двигатель демонстрировался на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде.

Менделеев владел имением до конца жизни. До 1917 г. Боблово принадлежало его семье, позднее Иван Дмитриевич Менделеев организовал на базе имения коммуну и Товарищество по обработке земли. К настоящему времени от образцового имения мало что сохранилось. Сгорели дома, утрачены все элементы целого хозяйства, не видно с бобловского холма “простым глазом 20, а с помощью зрительной трубы 35 церквей”. Эти места в советское время по разным причинам не застраивались. Однако сегодня приходят тревожные известия о начале частного строительства прямо на территории менделеевской усадьбы в непосредственной близости (всего несколько метров) от фундамента дома, где жил ученый. Обращения научной общественности ничего пока не дали. Юридически вопрос, действительно, сложен – территория усадьбы не была в свое время оформлена как охраняемая зона. Однако пока еще не поздно сохранить хотя бы часть мемориала. Если, конечно, научное сообщество проявит солидарность и настойчивость.

Просветительское же значение этого исторического памятника трудно переоценить. Это будет прежде всего зримая и осязаемая иллюстрация различных аспектов феномена Менделеева: во-первых, энциклопедического характера его творчества, во-вторых , глубины и широты конкретных направлений его деятельности и, в-третьих, его таланта трудиться, что составляло его жизнь и мировоззрение, согласно которому только в труде и только трудом может быть достигнуто благосостояние каждого и всей страны в целом.


"Можно с уверенностью сказать, что в отечественной кинологии до революции лучшим экспертом по легавым была М.Д.Менделеева."

Мария Дмитриевна Менделеева-Кузьмина (1886 – 1952)

Видный кинолог и эксперт. Член Общества Любителей Породистых Собак (ОЛПС) с 1914 года. Любитель и заводчик английских сеттеров.

Родилась в Петербурге в семье великого русского ученого Д.И.Менделеева. В 1905 г. окончила гимназию Эмилии Карловны Шаффе. С детства серьезно изучала отечественную и зарубежную охотничью литературу и образцовые труды по кровному собаководству.

С 1904 года начинает самостоятельно охотиться, причем впоследствии довела умение стрелять до совершенства – била без промаха. Закончив Высшие женские сельскохозяйственные (Стебутовские) курсы, набиралась личного опыта в судейской практике, начала публиковаться в солидных охотничьих изданиях.

Только в 1911 г. в журнале "Наша охота" было напечатано семь крупных материалов М.Д.Менделеевой. Мнения Менделеевой как кинолога подкреплялись исключительным знанием физиологии и поведенческих реакций легавых собак, состояния селекционного дела в стране и за рубежом и путей его улучшения, этических требований к ружейному охотнику.

Самое непосредственное участие Менделеева принимала в послереволюционном восстановлении кровного собаководства. В 30-е годы М.Д.Менделеева публикует в сборнике "Полвека работы с легавой собакой" (Л., 1938 г.) большую статью о полевых испытаниях до революции. Мария Дмитриевна писала, что полевое дело до революции клонилось к английскому образцу, что следует благодарить людей , которые, любя собак и не жалея денег, "приобретали лучшее в самом источнике", что при полевых испытаниях легавых следует ценить чутье, стойку, поиск, манеру поиска, стиль и красоту работы, потяжку, подводку и отход от стойки.


Таблица 1. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ЭЛЕМЕНТОВ, ОПУБЛИКОВАННАЯ МЕНДЕЛЕЕВЫМ В 1869
(ПЕРВАЯ ВЕРСИЯ)


Ti = 50

Zr = 90

? = 180

V = 51

Nb = 94

Ta = 182

Cr = 52

Mo = 96

W = 186

Mn = 55

Rh = 104,4

Pt = 197,4

Fe = 56

Ru = 104,4

Ir = 198

Ni =

Co = 59

Pd = 106,6

Os = 199

H = 1

Cu = 63,4

Ag = 108

Be = 9,4

Mg = 24

Zn = 65,2

Cd = 112

B = 11

Al = 27,4

? = 68

Ur = 116

Au = 197?

C = 12

Si = 28

? = 70

Sn = 118

N = 14

P = 31

As = 75

Sb = 122

Bi = 210?

O = 16

S = 32

Se = 79,4

Te = 128?

F = 19

Cl = 35,5

Br = 80

I = 127

Li = 7

Na = 23

K = 39

Rb = 85,4

Cs = 133

Tl = 204

Ca = 40

Sr = 87,6
Ba = 137
Pb = 207

? = 45

Ce = 92

?Er = 56

La = 94

?Yt = 60

Di = 95

?In = 75,6

Th = 118

Прогулка по регулярному парку усадьбы Усачевых-Найденовых (Высокие Горы).



Всего 46 фото

Главная аллея ведет к белокаменной беседке-ротонде. Слегка пустынное впечатление, но где то в этих местах, что мы видим на первом плане стоял замечательный «Музыкальный павильон».
03.

Не правда ли восхитительное сооружение!? Концертный зал, или музыкальный павильон, построенный в усадьбе архитектором Жилярди, был украшен с трех сторон шести колонным портиком, а с четвертой - полукруглым выступом - он окончательно утрачен в 70-х годах XX века.
04.

1904-1912 г. Музыкальный павильон.
"Московский стиль Ампиръ.(Empire)" Изданiе В.Е.Приземлина, Москва, Уланский пер.,д.13, кв.18. Фототипiя Шереръ, Набгольц и Ко, Москва

05.

1905 г. Музыкальный (концертный) павильон.
"Московский стиль Ампиръ.(Empire)" Изданiе В.Е.Приземлина, Москва, Уланский пер.,д.13, кв.18. Фототипiя Шереръ, Набгольц и Ко, Москва.
Источник: sontucio.livejournal.com


А это тоже не сохранившийся чайный домик. Он сгорел в 1943 году.
06.

1905 г. Чайный домик.
Чайный павильон был построен в 1829 году. Утрачен в 1943 году.
Источник: архив СПБ

07.

Поворачиваем направо, и перед нами знаменитая терраса-пандус, ведущая из высокого верхнего этажа главного здания усадьбы в парк.
08.

Здесь следует сказать, что поскольку главный дом усадьбы в классическом стиле ампир должен был стоять на высоком берегу Яузы важной задачей было "обыграть" доступ из главного дома в регулярный парк. Жилярди изящно решил эту творческую задачу и, в основном не применяя ступени, спроектировал эффектную легкую изогнутую террасу-пандус плавно и незаметно погружающуюся и ведущую в лоно террасного усадебного парка.
09.

Здесь, в нижней части террасы нас встречают знакомые и "почти живые" чугунные литые скульптуры стерегущих львов.
10.


11.


12.


13.

Вдоль террасы на белокаменных постаментах Доменико расположил многочисленные массивные чугунные вазоны с растительным орнаментом и изображениями резвящихся херувимов. Поднимемся же по этой удивительной террасе, с которой когда то открывались совершенно изумительные виды на Москву и Кремль.
14.


15.


16.

Многих вазонов на своих местах не хватает, очевидно унесенных «революционным вихрем»)
17.


18.


19.


20.

Здесь реально высоко и сквозь еще не густую листву видна Новая Москва. Ты как будто парИшь над городом. Недаром же, когда то, военный санаторий, что располагался здесь, назывался «Высокие Горы».
Здорово! Правда!?
21.

А вот и парадный выход в парк.
22.


23.

А это уже архитектурная деталь террасы с фигурной литой арочной решеткой. Кирпич с этой тыльной стороны вываливается, либо реставраторы готовят место для ремонтных фасадных работ.
24.

Прямо рядом с террасой и главным домом в парке устроен парковый грот, функцией которого обычно является возбуждение романтических и возвышенных чувств посетителей парка.
25.

Давайте обойдем его со всех сторон.
26.

Сейчас он используется для банальных перекуров реабилитирующихся спортсменов, поэтому мне пришлось убрать в фотошопе большое ведро для окурков чтобы снять неизбежный диссонанс)
27.

Прямо от главного здания в парк мимо грота ведет небольшая приватная дорожка.
28.

В парке очень красиво и спокойно.
29.

Здесь же в центральной его части стоят старые отлитые из чугуна скульптуры олицетворяющие времена года.
30.


31.

32.

Немного поодаль можно найти и Вакха с виноградной гроздью - символизирующего урожайную Осень.
33.

Обычно многие авторы упоминают четыре скульптуры, но мне удалось найти только три… Может изваяние одного из времен на реставрации!?
34.

В парке сохранились две красивейшие беседки-ротонды построенные в 1835 году архитектором Григорьевым. Когда то в них стояли также парижские литые металлические скульптуры, но их, к сожалению нигде не видно.
35.


36.

На фризе ротонды растительный орнамент с теми же грифонами у победной чаши.
37.

Вот так выглядит первая ротонда и часть террасного усадебного парка с видом в сторону Земляного вала.
38.


39.

Вторая беседка находится неподалеку прямо напротив первой. К ней ведет романтичная тропинка, выложенная уже современной бетонной брусчаткой. Ее купол в более удручающем состоянии, чем у первой, но это даже придает какой то теплый шарм парковой архитектуре усадьбы.
40.

Вот так и живет этот террасный парковый ансамбль Усадьбы Усачевых-Найденовых в Старой Москве уединенно и "высоко". Здесь совсем мало гуляющих и определенно стоит сюда сходить прогуляться, отдохнуть и поразмышлять о судьбах строивших эти земные дворцы, судьбах Старой Москвы, как и, впрочем, и о своей собственной. Я получил колоссальное удовольствие, хорошо от души отдохнул и снял напряжение. Если этот материал вызывал подобные чувства и у Вас, значит он был написан не зря.

Дополнительная информация:

Рекомендую замечательный материал моего друга по ЖЖ, deadokey , кто подробно и с любовью исследовал историю этой усадьбы. В двух постах своего журнала он выложил в массу исторического материала, хороших фото, старых фотографий усадьбы, усадебного парка и редчайших городских карт, - так, что удовольствие от соприкосновения с его исследовательским материалом Вы точно получите:
Часть 1
Часть 2

Совершенно уникальный и фактически детективный исторический материал-расследование, касаемо усадьбы «Высокие Горы». До конца я его так и не осилил, так, что предлагаю энтузиастам и любителям покопаться в этих любопытных исторических источниках и узнать много нового об истории Старой Москвы в общем и Высоких Горах в частности.
Земляной вал дом 53. Усадьба Гагариных-Усачёвых-Хлудовых

Все фото сделаны компактной с широкоугольным объективом .

В своей книге «Подмосковные», вышедшей в 1914 году, Ю. Шамурин писал: «Когда искусство эпохи классицизма займет подобающее ему место в общественном мнении, дом Найденовых станет такой же гордостью, таким же художественным украшением Москвы, как Кремль, здание Румянцевского музея, Третьяковская галерея и т. п.». В отношении архитектуры и общего художественного облика дом Найденовых превосходит Останкино и Кузьминки.

По типу домов усадебный дом близок к более популярному Опекунскому совету на Солянке, построенному тем же Жилярди на несколько лет позднее. Та же ионическая колоннада в один второй этаж, поставленная на массивных арках, тот же купол с многочисленными круглыми окнами, та же рустовка нижнего этажа. В зале дома Найденовой по эскизам Жилярди расписаны потолки. Главный дом поставлен вдоль улицы, оформляя вместе с подпорной стеной пандуса значительный отрезок проезда вдоль срытого Земляного Вала. Своим внушительным видом он фиксирует наиболее высокое место прибрежного рельефа.

От проезжей части улицы дом отделял небольшой палисадник, как это было предписано Комиссией для строений. Как всякое классическое здание, оно имеет центрально-осевую композицию и главную точку зрения: дом Усачевых поставлен так, что его поперечная ось совпадает с осью расположенного напротив Грузинского переулка. Поднятый на уровень второго этажа портик замыкает таким образом открывающуюся с переулка перспективу.

Вход в дом, как это было принято с конца 18 в., расположен со двора, не нарушая строгости композиции главного фасада и цельности идущей вдоль него анфилады. Выходящее во двор парадное крыльцо дома, перекрытое великолепным зонтом кузнечной работы, украшено фигурами грифонов и сфинксов. От дома в парк ведет великолепный сход: опускающаяся террасами дорожка, окаймленная мраморными вазами (пандус), законченная широкой каменной плитой со стерегущими львами.

Под парк была использована южная часть усадьбы, спускающаяся к Яузе, а под хозяйственный двор и огороды отведены северная и северо-восточная зоны участка. В парке еще при Усачевых были построены Музыкальный павильон и Чайный домик, строения изящные и изумительные по красоте. До нашего времени не дошли. Зато сохранились две беседки, возведенные в 1835. Парк украшали скульптуры, часть из которых дошла до наших дней. Интересны построенные Д. Жилярди по указу Василия Усачева каретная и конюшня, образующие вместе с главным домом внутренний двор. Усадьбу Усачевых-Найденовой И. Грабарь отнес к «жемчужинам русского искусства».

В парке усадьбы Усачевых-Найденовых - грот, фонтан, беседки-ротонды, привезенные из Парижа скульптуры времен года, «Чайный» (или «Музыкальный») домик, чугунные скамейки, фонарь в стиле «модерн». Сохранились чугунные вазы, львы и грифоны на пандусе, статуи четырех времен года в парке, кованый козырек над парадным крыльцом.

Усадьба выстроена в 1829–1831 гг. архитектором Доминико Жилярди. Усадьба «Высокие горы» (её название в XVIII–XIX вв.) часто приводится как пример классической дворянской усадьбы, но построена она была не для дворян, а для богатейших купцов-чаеторговцев Усачёвых.

В XIX в. усадьбой владели сменявшие друг друга купцы. При этом роскошь и проявившийся в усадебных постройках изысканный вкус не уступали дворянским. Гостеприимный дом крупнейших чаеторговцев Василия и Петра Усачёвых был широко известен в Москве. В память о них мост через Яузу долго назывался Усачёвским.
Род братьев Усачёвых пресёкся, с 1854 г. усадьба принадлежит купцу Г. И. Хлудову, крупному текстильному фабриканту и известному в Москве жертвователю на нужды бедных, затем переходит к его дочери Александре Герасимовне Хлудовой. Продолжая дело отца, она вместе с сёстрами ежегодно вкладывала средства на расширение и содержание фамильного дома призрения. Когда А. Г. Хлудова становится женой мануфактур-советника А. А. Найдёнова, в доме поселяется его брат Николай Александрович, предприниматель и крупный финансист, издатель книг и альбомов о старой Москве, 39 лет бессменно избиравшийся гласным городской думы. В его доме собирались представители купеческой элиты, родственники (Прохоровы, Бахрушины, Рябушинские, Карзинкины, Третьяковы), и профессора, обсуждавшие московские древности.

Строения усадьбы вошли в сокровищницу архитектуры послепожарной Москвы. Главный дом торжественным портиком обращён к Садовому кольцу. С террасы торца здания, выходящего к Яузе, плавно спускается пандус , закругляющийся в сторону парка. Этот приём, заимствованный архитектором из Камероновых бань Царского села, в Москве использован только здесь. Чрезвычайно выразительна чугунная скульптура, украшающая пандус и парк, красивы чугунные зонты-навесы над входом в дом.

Усадьба Усачёвых считается городской, так как Жилярди отстраивал её после сноса земляного вала, ограждавшего Москву до 1820-х гг. Однако, парк усадьбы относится к середине XVIII в. - эпохе барокко. Этот парк террасами спускается к Яузе и имеет чёткую регулярную планировку с сеткой взаимноперпендикулярных аллей. Он состоит из живописной и регулярной частей. Его, как это часто бывало, включили в более поздний ансамбль. При Найдёнове в парке были выстроены павильоны и беседки, в том числе «Чайный павильон» ионического ордера. До наших дней сохранились только две беседки-ротонды. Их автором считается мастер ампира, ученик Жилярди А. Г. Григорьев. На одной беседке-ротонде имелась видовая площадка, с которой открывалась панорама противоположного берега Яузы. В парке сохраняются малые формы и скульптуры, отлитые из чугуна. Сохранился в усадьбе и хозяйственный комплекс XIX в: каретный сарай, конюшни, кладовые

В советское время в усадьбе находился санаторий «Высокие горы», затем разместился городской врачебно-физкультурный диспансер, а с 1999 г. располагается Московский научно-практический центр спортивной медицины. В главном доме размещаются администрация и физиотерапевтическое отделение центра.

В прибрежном флигеле усадьбы с 1990-х гг. базируется Общественный центр А. Д. Сахарова .

Усадьба Усачевых – Найдёновых - памятник архитектуры, подвергнувшийся особому виду вандализма. В 1967 г. вплотную с усадьбой был построен двенадцатиэтажный панельный дом , образец типовой застройки спальных районов образца 1960-1970 гг. Вандализм такого соседства архитектурные планировщики Москвы продолжают игнорировать. Ничего неизвестно о каких-то подвижках в деле необходимого и назревшего сноса вторгшейся в исторический центр Москвы уродливой панельной постройки, которая своим видом вот уже 40 лет терроризирует эстетическое чувство всех нормальных людей.

Объект культурного наследия федерального значения.

Прогулка, взывающая к чувствам и ощущениям, нежели к желанию глубоко расследовать исторические детали



Всего 52 фото

Уже бесчисленное количество раз проезжаю по Садовому кольцу в районе Земляного Вала, а мимолетный взгляд постоянно останавливается на этом впечатляющем знаковом главном здании усадьбы Усачевых-Найденовых, что на высоком берегу Яузы. Как будто внутренний некто настойчиво обращает мое внимание на эту красоту и явные пробелы в конкретных исторических сведениях об этой московской усадьбе. Много лет уж живу в Москве, а побывать в этом удивительном городском усадебном парке так и не довелось. И, только понемногу начав исследовать русские московские и подмосковные усадьбы, их историю я, наконец, насладившись фото работами многих авторов снимавших здесь, я решил, что пора!

Об усадьбе Усачевых-Найденовых (усадьба Высокие Горы) выложено огромное количество исторических материалов и проведена масса исследований любителями-энтузиастами. Поэтому я не ставлю перед собой особой задачи еще и еще раз переписывать довольно известные факты. Напротив - мы с Вами просто прогуляемся по одной из самых интересных и удивительным образом сохранившихся городских усадеб Старой Москвы. А в процессе этой прогулки я буду разбавлять визуальный ряд уместными, на мой взгляд, комментариями и информацией, которая может потребоваться по ходу.

Для тех, кто все же захочет после прогулки углубиться в детективные хитросплетения исторических фактов, домыслов и городских легенд касаемо этого места, я приведу в конце своего поста наиболее авторитетные, подробные и интересные источники об этой усадьбе. И если этой публикацией я смогу возбудить в Вас романтические ощущения и желание узнать больше о своем родном городе и народе - задача, поставленная мной, будет исполнена.

Поскольку материала набралось много, а ЖЖ в последнее время сильно ограничил, как я понял, объем выкладываемой информации по количеству фоток, я разделил рассказ об усадьбе на две логичные части. В первой части мы ознакомимся собственно со строениями усадьбы, а во второй - прогуляемся по замечательному и чудом уцелевшему усадебному парку Старой Москвы.

Кроме того, множество существующих фотографий этой усадьбы в основном сняты золотой осенью, летом и зимой, а здесь перед вами - самый канун майских праздников - парковая зелень только начинает пробиваться и открываться солнечному свету, проявляя миру свою изумрудную растительную ткань, символизируя ростки новой жизни и возрождение Старой и Новой Москвы.

Проще всего до усадьбы добраться, выйдя из станции метро Чкаловская прямо к Садовому и повернув налево пройти 2-3 минуты по внешней части Садового кольца понемногу спускаясь к Яузе. Однако я все же решил пройтись от Таганки по внешней стороне Садового кольца, чтобы сполна насладиться видом этого замечательного архитектурного сооружения на высокой горе, что над Яузой.

Кстати - вот один не совсем профильный общей теме снимок с Яузского моста в сторону Котельнической набережной, который тем ни менее, постепенно начинает погружать в исторический контекст древней Москвы. С трепетным вожделением проявляются не знакомые предвкушающие ощущения и впечатления из коллективного бессознательного Великого Города. Я вот так и почувствовал в это мгновение, что иду к цели по какому то чувственному наитию, что Москва вот вот откроет передо мной частицу своих тайн и былых сокровенных переживаний ее жителей…Когда то именно в этом направлении открывался захватывающий вид на Москву с Высоких Гор.
02.

После моста через Яузу поднимаюсь по Земляному валу. И, вот эта усадьба прямо парит передо мной. Действительно «Высокие Горы»! Красота! Несмотря на жесткий контровой свет снимаю главное здание усадьбы. По Садовому льется сплошная лавина автомобилей. Что бы попытаться снять объект с минимумом элементов снующего городского трафика надо еще потренировать свое терпение) Машины пролетают совсем рядом со зданием усадьбы, а когда то перед ним был обширный палисадник, уничтоженный при реконструкции Садового кольца.
03.

Чтобы попасть на внутреннюю сторону Садового к усадьбе, нужно пройти еще немного и далее по подземному переходу. По дороге к нему встречаю группу городских туристов с колоритным экскурсоводом. Немного позже окажется. что все они направляются туда же, куда и я…
04.


05.

На небольшом крыльце усадьбе бросается в глаза табличка с QR-кодом, приглашающая поинтересоваться усадьбой в интернете.
06.

Вот мы и во дворе усадьбы. Здесь все же стоит немного остановиться и рассказать кто, где, когда и откуда…)

Если кратко, то первыми значимыми владельцами усадьбы были успешные купцы-чаеторговца братья Усачевы. В июле 1828 года они выкупили первый земельный участок под усадьбу у купчихи Степаниды Невежиной на высоком берегу Яузы. Впоследствии братья докупали еще землю у соседей для расширения своих владений и строительства своей городской усадьбы как символа своего купеческого успеха. Усачевы строили не купеческий дом, а изначально полноценную уникальную дворянскую усадьбу и для этих целей был приглашен известный и востребованный в то время швейцарский архитектор Доменико Жилярди.
07.

Именно Жилярди совместно с известным в то время русским архитектором Григорьевым восстановил множество городских зданий после сожжения Москвы в 1812 году, таких как Колокольня Ивана Великого в Кремле, Московский Университет на Моховой, Екатерининский институт, Вдовий дом на Кудринской площади, усадьба Гагариных на Поварской 25а, дом Лунина на Никитском бульваре, 12, Конный двор и Музыкальный салон в усадьбе Кузьминки, а также многих других. Так, что купцы Усачевы денег не жалели…

Жилярди с увлечением взялся за новый масштабный проект, тем более его не ограничивали в фантазиях и можно сказать, что Доменико творил здесь от всей души.

На территории усадьбы в настоящее время находится реабилитационный центр спортивной медицины (МНЦПСМ). Когда то я здесь оказался по причине растянутых мышечных связок от занятий спортом, учась в институте. Но, ничего из интерьеров главного здания я уже решительно не помню)
08.

Поскольку усадьба является памятником федерального значения, внешний фасад главного здания и его сторона, что рядом со входом на территорию усадьбы, тщательно отреставрированы. Однако мы увидим, что еще не все сделано для того, чтобы здание главного дома выглядело блестяще целиком.
09.

Впечатляют знакомые скульптурные изображения стерегущих львов скульптора Замараева на замковых камнях окон здания. Это определенно популярный образ для «тогдашней» классической ампирной Москвы.
10.

Вход на территорию совершенно свободный. Повсюду суетились рабочие бригады, наводя весенний порядок в усадьбе после долгой зимы.
11.


12.

Усадьба строилась Жилярди с 1829 по 1831 гг. Несмотря на то, что Усачевы всячески старались построить именно дворянскую усадьбу, пытаясь выйти из рамок своих купеческих комплексов, все же, внутри двора ощущается усачевская рачительность и практичность. Ансамбль большого двора состоит из внушительного Каретного сарая и больших протяженных Конюшен напротив главного здания усадьбы.

А вот та самая экскурсионная группа, что я встретил на Садовом.
13.


14.

Вход в главное здание устроен со двора. Так было принято с конца XVIII века, чтобы не нарушать строгости композиции главных городских фасадов города. Внутренний же фасад самого главного здания усадьбы определенно не впечатляет. Очевидно, он еще и неоднократно перестраивался впоследствии и во многом утерял свой первоначальный архитектурный образ. Однако восхитительное художественное чугунное литье изящного парадного крыльца с кованым козырьком и стильные воздушные чугунные фонарные столбы сразу же заставляют забыть обо всем на свете.
15.

Особый шарм придают парадному входу эти чугунные стерегущие львы и крылатые грифоны, отлитые как и все скульптурные изображения усадьбы в парижских мастерских (по некоторым сведениям Джованни Витали) и привезенные в Москву по спецзаказу.
16.


17.


18.

Фигуры львов обычно использовали для символической охраны жилища и эти царственные животные очевидно должны были создавать соответствующий величавый и достойный контекст у гостей хозяев усадьбы. Фигуры львов хорошо сохранились, даже выражение их покорных морд создают какую то особую спокойную и умиротворенную атмосферу вокруг.
19.


20.


21.

Особенно впечатляют крылатые грифоны - мифические существа, стилизованные под сфинксов. Грифоны, по свидетельству Геродота, действительно, когда то существовали в пустынях Персии, где охраняли золото и строили из него свои гнезда. Из за связи грифонов с золотом они и стали, в частности, символом ростовщичества. Очевидно, поэтому купцы и использовали фигуры этих древних мифических существ для охраны и процветания своего купеческого и во многом ростовщического дела.
22.


23.

В середине XIX века владение перешло к Хлудовым, а на рубеже XIX-XX вв. - к Найденовым.
24.

Пройдемся немного по внутреннему двору усадьбы. В просторном сквере установлены многочисленные зеленые деревянные скамьи, здесь удобно отдохнуть и поразмышлять в тени свежей шелестящей на ветру зелени.
25.

Каретный сарай находится сразу же слева после главного входа, если миновать приоткрытые и уже изношенные временем чугунные ворота. У самых ворот построена приличная просторная сторожка в виде миниатюрного одно этажного особнячка.
26.

Это как раз и есть Каретный сарай. Во многом он смотрится гораздо выигрышней и впечатляюще, чем даже фасад главного здания усадьбы со двора.
27.


28.


29.


30.


31.

В правой части внутреннего двора - внушительная каменная ограда с чугунными литыми решетками за которой располагается усадебный парк. Однако мы туда не пойдем, а продолжим пока осмотр замечательных строений усадьбы.
32.


33.


34.


35.

Это Конюшенный двор. Конюшни очень большие. Скорее это даже не конюшни, а одно-двухэтажный ампирный дворец с мезонином.
36.


37.

Справа от конюшен и смежно к ним по границе с парком вглубь усадебной территории идут хозяйственные корпуса и складские здания.
38.

Еще одно здание в глубине усадебной территории. Ничего особенного из себя оно не представляет, потому, как отделано крашеными алюминиевыми панелями, что резко диссонирует с общей усадебной атмосферой.
39.

Очевидно, эти строения, когда то являлись известными всей Москве богатыми оранжереями. Один из братьев Усачевых - Петр Николаевич был увлеченным садоводом и с наслаждением спроектировал этот регулярный террасный парк с просторными оранжереями и зверинцем. Москвичу с удовольствием туда ходили.

Загрузка...
Top