Константинополь сейчас называется стамбул. Когда Константинополь стал Стамбулом? Почему до Красной Яблони

Сегодня мне бы хотелось рассказать и показать довольно обширный материал про то, что из себя представлял Константинополь до своего падения ровно 560 лет назад - в 1453 году, когда он и стал называться Стамбулом. Я думаю, все знают, что Стамбул - это византийский Константинополь - бывшая столица Византийской империи. Сейчас на улицах города постоянно натыкаешься на какие-то частицы того самого, когда-то величайшего города мира, который так и называли - Город. Правда это совсем крохотные частицы по сравнению с тем, что творилось тут 1000 лет назад - большинство средневековых церквей перестроены в мечети, как, впрочем, в свое время античные храмы были перестроены в церкви. И несмотря на мою горячую любовь к востоку, к исламской культуре, это невероятно интересно - находить отголоски христианства - греческого, болгарского, армянского, русского (да, тут довольно много и русских артефактов, например, во дворе Константинопольского Патриархата я нашел колокол, отлитый у нас в Городце, фотография его есть под катом). Вообще, именно тут, в Стамбуле, очень наглядно можно посмотреть как одни культуры, да даже не культуры, а цивилизации сменяли друг друга, устраивая пир на костях побежденных.

Но прежде, чем показать все красоты христианского Стамбула, надо немного рассказать про саму Византийскую империю, точнее про то, как она прекратила свое существование. Владения Византии в середине XV века были не самыми большими - это уже была совсем не та Империя, которую мы привыкли видеть в учебниках истории при изучении античности. Ещё в начале 13 века Город завоевали крестоносцы и около 50 лет восседали (читай грабили) в Константинополе, после чего были выбиты отсюда венецианцами. Так что несколько греческих островов, сам Константинополь да его пригороды - вот и вся империя. А вокруг уже везде обитали османы, набирающие мощь в то время.

Константинополь пытался завоевать и осаждал ещё османский султан Баязид, но нашествие Тимура отвлекло его от этой великой затеи.

Город в то время лежал только в европейской части нынешнего Стамбула и был очень хорошо огорожен мощной стеной. Подплыть в нему со стороны моря было проблемно из-за течения, и единственным более-менее возможным местом подступа был залив Золотой Рог. Этим и воспользовались османы во главе с Мехмедом II.

План Константинополя

Константинополь на момент своего падения

И вот уже более пяти с половиной веков величайший город мира, Царьград, как его называли наши предки, находится под турецким владычеством. Константин был последним из императоров ромеев. Со смертью Константина XI Византийская империя прекратила своё существование. Её земли вошли в состав Османского государства.

Грекам султан даровал права самоуправляющейся общины внутри империи, во главе общины должен был стоять Патриарх Константинопольский, ответственный перед султаном. Сам султан, считая себя преемником византийского императора, принял титул Кайзер-и Рум (Цезарь Рима). Данный титул носили турецкие султаны до окончания Первой мировой войны. Кстати, особого мародерства (например то, что учинили турки в Смирне уже в 20 веке), несмотря на глухое средневековье, в городе не было - Мехмед дальновидно запретил подданным разрушать город.
Осада Константинополя

Вот то, что осталось от стен Феодосия, кое-где они восстанавливаются, но Мехмед знал, что делал - крушил наверняка, правда основной удар, конечно, пришелся с залива

Все церкви после завоевания были перестроены в мечети очень простым способом - сниманием креста и воздвижение полумесяца, пристройки минаретов.

Несмотря на всё произошедшее, в городе осталось много христиан: греков, болгар, армян, и они строили свои здания, некоторые из которых я покажу ниже.
Например, здание греческого лицея, которое совершенно не вписывается в городскую архитектуру, но служит прекрасным ориентиром в Фанаре и Балате


Первая христианская базилика на этом месте была возведена в начале IV века на месте руин древнего храма Афродиты при римском императоре Константине и являлась главным храмом города до постройки Святой Софии. В мае - июле 381 года в нём проходили заседания Второго вселенского собора.

В 346 году около храма погибло свыше 3000 человек из-за религиозных разногласий. В 532 году, во время восстания «Ника», церковь была сожжена, а затем была отстроена при Юстиниане в 532 году. Церковь сильно пострадала от землетрясения в 740 году, после чего была большей частью перестроена. Фигурные мозаики погибли в эпоху иконоборчества, на месте традиционного Спаса Вседержителя в конхе красуется мозаичный крест.

После завоевания Константинополя в 1453 году церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не происходило. Благодаря чему до наших дней храм Святой Ирины является единственной церковью в городе, сохранившей свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).

На протяжении XV-XVIII веков церковь использовалась османами в качестве оружейных складов, а начиная с 1846 года, храм был превращен в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей. В наши дни церковь Святой Ирины служит концертным залом и просто так в ней не попасть.


Ну и конечно же собор Святой Софии - когда-то главный собор всего христианского мира! Это бывший патриарший православный собор, впоследствии - мечеть, ныне - музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-Софья (тур. Ayasofya Müzesi).

После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора - 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

Если быть более точным, то собор выглядел не так, как на фото ниже, чтоб увидеть его оригинальный вид надо пролистать через фото

Ну ещё надо здесь заменить полумесяцы на кресты - никаких минаретов, понятное дело, тут не было. Это на самом деле впечатляющий собор с впечатляющим интерьером.

Чтоб в него попасть надо отстоять очередь и пройти через рамки металлотедектора

Во дворе собора


План собора

1. Вход 2. Императорские ворота 3. Плачущая колонна 4. Алтарь. Михраб 5. Минбар
6. Ложа Султана 7. Омфалос («пуп мира») 8. Мраморные урны из Пергама
a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I
b.) Минареты султана Селима II

Внутри собора сохранились некоторые фрески, однако когда-то все стены и потолки были полностью покрыты ими. Кстати, большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

Над дверью, ведущей в нартекс, мозаика Х века - Богоматерь с двумя императорами, Константином и Юстинианом. Константин держит модель основанного им города, а Юстиниан - модель Софии (совсем непохожую).


Сейчас это очень странное сочетание христианского храма и мечети, но размер на самом деле впечатляет!

Богоматерь с младенцем в полукуполе центральной апсиды относится к 867 году

Когда я там был, примерно четверть объема была покрыта строительными лесами...
Шестикрылые серафимы в восточных парусах под куполом относятся к VI веку (их собратья в западных парусах - работа реставраторов XIX века)

В южной галерее сохранились части великолепного мозаичного убранства XI-XII веков. Когда-то хоры сплошь были покрыты мозаиками на золотом фоне, но сохранилось всего несколько изображений. На одном из них, сделанном около 1044 года, склоняются перед престолом Христа императрица Зоя и ее супруг Константин Мономах.

В руках августейшая чета держит символы благотворительности: кошель с деньгами и дарственную грамоту. Верхняя часть фигур хорошо сохранилась - тем больше бросаются в глаза грубо заделанные трещины вокруг головы Константина и лица Зои. Это следы переделок: мужская фигура изначально изображала не Константина, а предыдущего мужа Зои (всего их было трое). А лицо самой императрицы было разбито, когда к власти ненадолго пришел ее пасынок, страстно ненавидевший мачеху. Когда Зоя, одна из немногих женщин, правивших империей, вернулась на престол, мозаику пришлось чинить.

Оригинальные фрески под более поздней штукатуркой

Но самая красивая мозаика на хорах (и вообще одно из самых главных произведений византийского искусства) - великолепный Деисус: изображение Христа с Богоматерью и Иоанном Крестителем. «Деисус» означает «моление»: Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого.

Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом


А вот так избавлялись от символов христианства - крестов - в мечетях: просто затирали их

Или разбирали

Церковь Христа Спасителя в Полях (греч. ἡ Ἐκκλησία του Ἅγιου Σωτῆρος ἐν τῃ Χώρᾳ) из ансамбля монастыря в Хоре - наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле. С 1948 года открыта для туристов как музей Карие (тур. Kariye Müzesi), входит в число стамбульских памятников Всемирного наследия.

Название происходит от того, что до возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077-81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы.

Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315-21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор Метохит. Свои последние годы он провёл в монастыре обычным монахом (сохранился его ктиторский портрет). Заказанные им мозаики и фрески - непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения.

Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города - икона Богоматери Одигитрии. Через полвека турки заштукатурили все изображения византийского периода, чтобы обратить церковь в мечеть Кахрие-джами. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года.

Фрески просто поражают, отдельно про фрески у меня будет подробный пост!






Церковь Богородицы Паммакаристы («Радующейся»), она же мечеть Фетхие-джами («Завоевания») - самый значительный памятник искусства, сохранившийся в Стамбуле от правления Палеологов. По площади уцелевших мозаик уступает лишь собору св. Софии и церкви в Хоре.
По одной из версий, нынешнее здание было возведено вскоре после конца владычества крестоносцев над Константинополем (1261 г.), когда византийцы занимались восстановлением города. Согласно письменным источникам, здание было построено протостратором Михаилом Глабосом Дукой Тархаинотом, племянником императора Михаила VIII Палеолога, между 1292-1294 гг.
Вскоре после 1310 года вдова византийского военачальника Михаила Глабаса (Μιχαὴλ Δοῦκας Γλαβᾶς Ταρχανειώτης) Мария (в монашестве Марфа) соорудила у юго-восточной стороны храма Спасский придел, в котором они оба были захоронены.

Спустя 3 года падения Константинополя, в 1456 году Вселенский патриарх перенёс свою кафедру в церковь Паммакаристы, где она оставалась до 1587 года.
В 1590 году султан Мурад III ознаменовал завоевание Закавказья обращением церкви в мечеть Fethiye Camii («мечеть Завоевания»). При создании молельного зала были разобраны все внутренние перегородки и перекрытия. Мечеть подверглась реставрации в 1845-46 гг.
В 1949 году комплекс был реставрирован американским институтом Византии и с того времени помещения с мозаиками функционируют как музей. С осени 2011 здание закрыто на реставрацию.

На апсиде изображения Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя


Григорий Просветитель

В куполе изображен Пантократор и 12 пророков:
- Исайя. Надпись на свитке: «Вот, Господь восседит на облаке легком» (Ис.19:1)
- Моисей. «Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык» (Вт. 10:17)
- Иеремия. «Вот наш Господь, ничто с ним не сравнится»
- Софония. «Огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля» (Сф.1:18)
- Михей. «Гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами» (Мх. 4:1)
- Иоиль. «бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это.» (Иоиль 2:21)
- Захария. «Господа Саваофа - горою святыни» (Зх. 8:3)
- Авдий. «на горе Сионе будет спасение» (Авдий 1:17)
- Аввакум. «Господи! услышал я слух Твой » (Авв. 3:2)
- Иона.«Молитва моя дошла до Тебя» (Иона 2:8)
- Малахий. «Вот, Я посылаю Ангела Моего» (Малахий 3:1)
- Иезекииль. «И тогда все верующие исчезнут»

Св. Антоний

Надписи на фасаде здания

Рядом стоит скромная церковь Иоанна Предтечи , которая сейчас является мечетью Ахмат-паши и представляет собой самую крошечную сохранившуюся церковь Константинополя, длиной всего 15 метров. Расположена в самой исламско-консервативной части района Фатих, менее чем в 400 метрах от церкви Богородицы Паммакаристы. Систематически церковь никогда не исследовалась. Предполагается, что она была построена при Комнинах и была посвящена Иоанну Предтече (как и ещё 35 храмов византийской столицы). Переоборудована в мечеть в конце XVI века иждивением Ахмат-паши (бывший ага янычар). До 1961 г. здание находилось в руинированном состоянии, с разрушенным нартексом и выломанными столпами. Она,как мне кажется, лучше всего символизирует то, что осталось от когда-то великой Византийской империи...

И ведь была я в Стамбуле всего один-единственный день, а вот уже почти месяц разбираю фотографии и никак не могу успокоиться. Потому что каждая фотография хранит в себе интереснейшую историю. И нет им конца и края


Сегодня расскажу о Ипподроме, который когда-то занимал огромную площадь, расположенную по обе стороны от Голубой мечети.


После печально известного 1453 года, когда Константинополь стал турецким, и Византия прекратила своё существование, эта площадь была переименована в Султанахмет. Но название Ипподром, осталось, как дань памяти прошлому, когда и Константинополя еще не было, а был город Византий. В 203 году н.э. Ипподром начал строить Септимий Сервер, а завершил эту стройку века Император Константин Великий в 325 году.

По вполне понятным причинам ни фотографий, ни даже картин Ипподрома античного периода не имеется, поэтому воспользуюсь рисунком реконструкцией, чтобы было понятно, что из себя представлял этот комплекс в те времена, когда сюда собирался народ, жаждущий ярких зрелищ и сильных эмоций.
Ипподром в то время имел форму подковы, и одновременно в нём могло находиться до 150 тысяч человек.


А так выглядела небольшая часть Ипподрома в 19 веке, когда Константинополь давным-давно стал Стамбулом.
На этой замечательной фотографии изображены именно те памятники античных времен, о которых мне хочется рассказать. Конечно же, сейчас никаких собак, лошадей и ослов здесь не наблюдается. В любую погоду, утром, днём и поздним вечером: в зной, в дождь и в холод, площадь заполнена туристами со всех концов света, которые также, как в античные времена, жаждут зрелищ. И хотя вместо шума и гама, сопровождающего всяческие состязания и развлечения, здесь можно услышать только громкое пение и призывы муэдзина, эта площадь, как магнит, притягивает к себе всех, кто впервые вступил на земли бывшей Византийской империи.
Фото ОТСЮДА


Вы, наверняка, помните, о трагическом событии в январе прошлого года, когда Турция была в трауре. От террористического акта погибли люди. Произошло это именно здесь, на площади Ипподром, возле древнеегипетского обелиска.
Время делает своё дело. Площадь заполнена людьми. Давно смыта кровь невинно убиенных, но скажу честно, мне здесь было несколько неуютно. Да еще и погода способствовала этому настроению.

Но история этого обелиска чрезвычайно интересна. Потому что это самый настоящий древнегипетский обелиск, который первоначально был установлен в Фивах в 1460 году до нашей эры! Обелиск был посвящен тридцатилетию правления шестого фараона из династии Тутмоса. В Константинополь обелиск был привезен в 390 году по приказу императора Феодосия Великого. Первоначальная высота обелиска Феодосия была около 38 метров, и весил он 543 тонны! Как же, и с помощью чего доставили эту махину в Константинополь? Самое интересное то, что доставка обелиска задокументирована на нём же. Нужно только очень внимательно всё рассмотреть. Что мы сейчас и сделаем.


Специально для обелиска на Константинопольском Ипподроме был сооружен мраморный пъедестал, на котором в хронологическом порядке были выбиты сцены из правления императора Феодосия, а также, что мне кажется чрезвычайно интересным, сам процесс транспортировки и водружения египетской колонны на пъедестал.
Но как же доставили этого гиганта из Египта в Константинополь? Каким-то образом его опрокинули на землю и тащили до берега Нила с помощью блоков, на который наматывали канат. Всё это прекрасно изображено на верхней части барельефа, которая, к сожалению, плохо сохранилась.


.
Тащили его на волокуше, с увлажненым тростником, который от тяжести обелиска и от силы трения закручивался сзади в спираль. Затем его погрузили на специальный корабль. Интересно то, что в Константинополь была доставлено лишь верхняя часть обелиска - 20 метров с весом в 280 тонн. Очевидно, обелиск во время всех этих манипуляций раскололся. Где же осталась нижняя часть - неизвестно. А может, его специально укоротили, чтобы уменьшить вес. Но история об этом умалчивает.
На нижней части барельефа изображена уже установка обелиска с помощью кранов на пьедестал.

Переводим взгляд вверх и видим на пъедестале изображение императорской семьи, сидящей в ложе, в окружении сановников и стражи. К ложе вели ступени, выложенные морскими раковинами, по которым император торжественно поднимался, давая знак особому сановнику. Сановник бросал на арену платок, и состязания начинались. Внизу барельефа - зрители, которые размахивают, очевидно, шарфами. Они внимательно наблюдают, как происходят состязания на колесницах. В античные времена все зрители делились на, так называемые, "спортивные партии", каждая из которых имла определенный цвет. То есть, если бы барельеф был в цвете, то мы могли бы увидеть "белые", "красные", "синие" или "зеленые" шарфы.
Повреждения на барельефе - это канал, где проходила водопроводная труба. После установки обелиск был приспособлен под фонтан. Потому пришлось немного изуродовать прекрасный мраморный пьедестал. (Не было на них императора Феодосия Великого!)


Если вы были в Венеции, то, конечно же, помните четырех коней, которые находятся на лоджии собора Св.Марка. Откуда их привёзли по велению всё того же Феодосия Великого в Константинополь и установили над императорской ложей на Ипподроме, не известно. Но точно известно, что в 1204 году, когда крестоносцы грабили Константинополь, кони были обезглавлены и доставлены в Венецию. И между прочим, стали одним из символов Венеции. Вот ведь как иногда несправедливо распоряжается история. Хотя, по большому счету, Византийские императоры тоже тащили в Константинополь всё прекрасное, что могли увезти из завоеванных стран.


Обходим обелиск по кругу.

Здесь опять Император со своей семьей, но уже в руках у него лавровый венок, которым он собирается увенчать победителя состязаний. Внизу - простой люд, наблюдающий за тем, как актеры, жонглеры, фокусники, акробаты и танцовщицы показывают свое мастерство. В большие праздники на Ипподроме вместо состязаний устраивались подобные зрелища. Кроме того здесь происходили и борьба диких зверей, и бои гладиаторов.


Еще ниже - посвятительная надпись на латыни, которая прекрасно сохранилась. В ней обращение обелиска к будущему. По-моему, замечательно придумано! Читаем с помощью Википедии: "«Хотя ранее я противодействовал сопротивлению, я получил приказание к послушанию безмятежным властителям, чтобы нести их пальмовую ветвь, как только тираны были повержены. Всё уступает Феодосию и его всевечной династии. В этом также и моя правда — я был побеждён и за трижды по десять дней обрёл властителя, будучи поднят в воздух при префекте Прокуле».


Следующий барельеф. Всё та же императорская семья. А внизу варварские племена коленопреклоненно выражают свою покорность императору, принося ему свои дары. Заинтересовала семья Феодосия Великого. Оказалось, что у него было две жены. Второй раз он женился, когда овдовел в 387 году. А так как обелиск был установлен в 390 году, то на барельефах, наверное, изображена его вторая жена - Галла.


Внизу - надпись, но уже по-гречески: «Это — колонна с четырьмя гранями, которая лежит на земле; только император Феодосий осмелился возвести её снова; Проклос был приглашён выполнить приказ; и эта великая колонна была установлена за 32 дня.».
Как-то "писатели" не договорились. По-латыни написали, что колонна возведена за тридцать дней (трижды по десять дней), а по-гречески - за 32 дня.


И последняя грань мраморного постамента. Практически всё те же действующие лица, кроме двух фигур, стоящих по обе стороны от ступеней, по которым, очевидно, победитель состязаний поднимается к императору. Кто они - можно строить множество предположений. И внизу всё те же зрители.
Справа от императора, наверное, его сыновья от первого брака - Аркадий и Гонорий. Перед кончиной от водянки, которая случилась в 395 году, Феодосий Великий разделил наследие Римской империи между своими сыновьями. Аркадий стал править в Восточной (греческой) части со столицей в Константинополе, а Гонорий - Западной (латинской) части Римской империи.


А в самом низу видим непосредственные игры на ипподроме: конные колесницы о всадниками, просто конные бега. А еще - почему-то несколько обелисков.

Вот примерно так выглядели эти конные бега на замечательной картине, неизвестного художника, найденной
Состязания на колесницах были самым любимым зрелищем для жителей Константинополя. Я уже говорила о том, что все зрители делились на "спортивне партии", и каждая партия имела свой цвет. Колесницы также были белого, красного, синего и зеленого цвета. Можно представить, что творилась на трибунах во время этих забегов. И нужно добавить,что наездники были очень богатыми, известными и уважаемыми людьми, а имена лошадей знал весь город.


А здесь можно даже всё это увидеть в замечательной реконструкции. Подсмотрела

Конечно же, мне очень хотелось прикоснуться рукой к мрамору тысячелетней давности. Но увы, дотянуться к обелиску было невозможно. Но я нашла выход. Не я - так мой зонтик, чуть-чуть, но всё-таки, прикоснулся к мраморной плите с абсолютно точным указанием его возраста - 390 год нашей эры!


Совсем рядом с египетским обелиском я увидела ничем не примечательный внешне "какой-то" закрученный, позеленевший от времени, металлический столб. И, честно говоря, не придала ему особого значения. Вся была в мыслях о Древнем Египте и ходила вокруг обелиска, представляя, как его тащили волоком оттуда. Но на всякий случай сделала несколько фотографий закрученного столба, предполагая потом почитать о нём.

Но как же я ошибалась! Этот столб оказался остатком от Змеиной колонны, которая когда-то стояла в святилище Аполлона в Дельфах, и на вершине её находился золотой жертвенный треножник! Изготовлена она была в 479 году до нашей эры (!). Самое интересное, что этот золотой треножник был изготовлен из трофеев, которые греки захватили у персов во время греко-персидской войны. "Из этой десятины был [сделан и] посвящён золотой треножник, который стоит в Дельфах на трёхглавой медной змее непосредственно у алтаря" - так писал Геродот. (Десятина, потому что десятая часть от военных трофеев у греков всегда посвящалась богам.)

Спустя сотню лет золотой треножник был украден во время очередной войны. А в 326 году уже новой эры, по приказу императора, Змеиная колонна, но уже без треножника, была перевезена в Константинополь и установлена на Ипподроме.

Судьба змеиных голов, которые были изготовлены из щитов поверженных персов также интересна и загадочна. По одной из версий змеиные головы было приказано уничтожить, когда османы праздновали победу над Константинополем. А по другой - змеиные головы были отбиты в начале 18 века пьяным поляком. Очень нтересно, почему вдруг именно поляк оказался причастным к этой "змеиной" истории.
Сейчас имеются две змеиные головы. Одна из них хранится в Археологическом музее Стамбула. Фотографию змеиной головы, красовавшейся когда-то на Змеиной колонне, любезно предоставил vladimirdar За что Владимиру моя премногая благодарность.


Получила еще одну змеиную фотографию. Змея, оказывается, с зубами! Есть легенда, согласно которой Мехмед, въехав в побеждённый Константинополь 29 мая 1453 года, и осматривая достопримечательности Города, остановился возле Дельфийской колонны и ударил её своим жезлом с такой силой, что сломал одной из змеиных голов челюсть. Так что, возможно, это и есть та самая голова, поврежденная жезлом Мехмеда. На этой фотографии явно видно, что нижней челюсти у неё нет.

Вторая змеиная голова - в Британском музее. Как же я пожалела, что не знала эту историю раньше. Ведь могла разыскать её и сфотографировать, когда была там.
.А вот как Змеиную колонну изображали на миниатюре 16 века. То есть этот рисунок опровергает первую легенду. То есть в 16 веке Змеи еще извивались на колонне, и кроме того, за ней очень даже хорошо ухаживали.
Картинка из Википедии.


Обратила внимание, что Змеиная колонна находится, как бы в яме. Нашла в Сети объяснение: "Все дело в том, что со времен ее установки в 326 году "культурный" слой нарос достаточно сильно (в Стамбуле считается, что со времени основания здесь Константинополя он достигает 7 метров), поэтому все исторические объекты приходится раскапывать, и они находятся ниже сегодняшнего уровня поверхности земли ".
Больше подробностей о Змеиной колонне можно почитать у И плиты и сфера исчезли опять же во время Крестового похода 1202-1204 г.г. В память о плитах остались только эти круглые отверстия. И глядя на них, можно хорошо себе представить, как безжалостно выдирали эти позолочные плиты грабители, носящие имя "Крестоносцы".
А когда уже обдирать было нечего, обелиск облюбовали янычары. Они устраивали соревнования, кто быстрее взберется на его вершину. Удивительно то, что многострадальный обелиск устоял во время сильнейшего землетрясения, которое произошло в 1894 году.



Очень интересный рассказ о тайнах обелиска Константина можно посмотреть на этом ролике.

Время шло, горожане почему-то начали терять интерес к Ипподрому. Состязания и праздники устраивались здесь всё реже и реже. После грабежа, устроенного крестоносцами в 1204 году, Ипподром был вообще покинут. Бронзовые статуи, украшавшие его, были расплавлены, и из них чеканили монеты. В раннеосманский период какое-то время здесь еще проводились конные состязания и прочие развлечения. Например, здесь устанавливали палатки хирургов, которые проводили обрезания принцев, а заодно и обрезание незнатного люда. Иногда здесь праздновали свадьбы, которые могли длиться неделями. Были также отведены места, где вешали янычар и там же складировали убитых.

Праздник обрезания принца Мехмеда. Османская миниатюра.

Церемония обрезания принца (праздник) проводится в возрасте шесть-семь лет в присутствии высших сановников.

В общем, Ипподром потерял своё прежнее назначение и постепенно разрушался. Из его развалин начали строить дома В 17 веке здесь началось строительство Голубой мечети, для чего разрушили византийский большой дворец и остатки зрительских мест Ипподрома.
Но историческая часть с памятниками византийского периода всё-таки осталась. Есть замечательная картина очень интересного французского художника J ean-Baptiste van Mour (1671-1737), который приехал в Стамбул в свите французского посла. Он оставил о себе замечательную память: запечатлел в своих картинах и рисунках историю, быт, портреты и прочие особенности страны, которую так полюбил, что остался здесь до конца своих дней.

ОТСЮДА

Думаю, что вы узнали на картине и обелиски, и Змеиную колонну, о которых я вам так долго и нудно рассказывала. И хотя о Голубой мечети, которая здесь так красиво изображена, написаны, наверняка, тысячи постов, всё равно буду о ней рассказывать. Потому что мне очень хочется еще раз прочувствовать всё то, что случилось со мной в интереснейшем и необыкновенном Стамбуле.

Внимательно читала: Надежда Ионина."Стамбул. История. Легенды. Предания" и материалы Википедии.

История Константинополя охватывает интереснейший период с 330 года, когда столицу Римской империи – город Византий – назвали Константинополем, или Новым Римом. Завершается история Константинополя в 1453-м, когда город подчинили себе турки-османы во главе с Мехмедом-завоевателем.

Основные вехи в истории Константинополя (кратко):

  • 330 год – римский город Византий был назван Константинополем. Он стал столицей Восточной Римской империи, или Византии (которая образовалась после раздела Римской империи).
  • 527-565 годы – масштабное народное восстание “Ника” против императора Юстиниана, который насильно переводил константинопольцев в христианскую веру. В результате 35 тыс. убитых, мятежи подавлены.
  • VI век – начало расцвета Константинополя и всей Византийской империи. Вплоть до 13 века город оставался крупнейшим центром культуры, науки и торговли в Европе.
  • 717 г – неудачная попытка арабов осадить Константинополь.
  • IX век – на Константинополь напали русичи под предводительством Аскольда и Дира, но осада провалилась и древнерусские киевские князья отступили.
  • Начало X века – киевский князь Олег попытался взять Константинополь. Стороны условились о мире: Константинополь откупился выгодными условиями для киевских торговцев.
  • Середина X века – киевский князь Игорь попытался завоевать город, но не смог.
  • 957 год – жена Игоря Ольга приехала из Киева в Константинополь и приняла крещение.
  • 1097 г – в Константинополе собрались войска крестоносцев для участия в Первом Крестовом походе против тюрков-мусульман, завершившимся победой европейцев.
  • 1204 г – город захватил король Фессалоники Бонифаций I. После падения своей столицы Византийская империя распалась на маленькие царства.
  • 1453 г. – турок Мехмед II Завоеватель взял Константинополь и убил последнего византийского императора Константина. Город назвали Стамбулом и сделали столицей Османской империи.

Подробная история Константинополя

От основания до расцвета

В 330 году н.э. древнеримский город Византий при правлении римского императора Константина Великого был назван Новым Римом (греч. Νέα Ῥώμη , лат. Nova Roma ), или Константинополем (древнегреч. Κωνσταντινούπολις , лат. Constantinopolis ) .

Фактически город на месте Византия отстроили заново благодаря масштабной интенсивной стройке.

Приложенные усилия императора Константина Великого для развития и процветания Нового Рима не были тщетными – всего за первые полвека новая столица Римской империи превратилась в самый крупный и самый богатый город Европы и Ближнего Востока с его дворцами, множественными храмами, театрами и банями, цирком, ипподромом, библиотекой и школами. И хотя было несколько серьезных землетрясений, при которых в значительной степени были разрушены стены города, Константинополь укреплялся, стены расширялись и отстраивались, и морские пути города вновь стали одним из самых главных источников его процветания.

Во время правления Юстиниана I (527-565 гг. н.э.) в Константинополе были очень развиты производства гончарных изделий, тканей, строительное производство и кузницы, ювелирное и сельскохозяйственное дело, производство оружия и выпуск монет. Суда из черноморских и средиземноморских флотов, а также флотов Испании и Египта, проходили через Константинополь, персидские и индийские караваны в Европу свои товары доставляли также через Константинополь. Торговля процветала и город финансово обогащался.

Город был хорошо укреплен крепостными стенами длиной 16 км. Они названы стенами Константина и Феодосия – в честь императоров, при которых были построены. Линия стены Феодосия на многие века определила границы, в которых жил и развивался Константинополь:


Карта: стены Константинополя. Крайняя стена Феодосия определяла границы города

Здесь проживало множество народов, причастных к торговле. Развивались также химия, математика, философия, медицина и богословские науки.

Византия была на тот момент мощным государством, в состав которого входила южная часть Испании, Италия, Греция, Египет, Карфаген (территория современного Туниса), Месопотамия (современные Иран, Ирак и северо-восточная Сирия), Киликия (сегодня это часть Турции на северо-восточном побережье Средиземного моря), часть Армении, Далмация (территория современной Хорватии и Черногории), Боспорское царство (современный Крым и территории к северо-западу от Крыма вплоть до Кубани) и Анатолия (Малая Азия, средняя часть современной Турции).

Обращение в христианство и народные мятежи

В VI веке н.э. при Юстиниане I в Константинополе прошел ряд мятежей, вошедших в историю под названием “Восстание Ника”. Правитель под угрозой лишения прав и свобод своих подданных и даже под угрозой смертной казни переводил народ в христианскую веру. Простые люди во главе с некоторым количеством сенаторов были не согласны с политикой императора и системой налогообложения, и начали устраивать беспорядки в городе, поджигая христианские храмы и церкви, а также здания, в которых хранились налоговые расписки и документы, сгорела при этом и часть императорского дворца. Восстание было жестоко подавлено. Погибших было около 35 тысяч человек.

Юстиниан I успешно отстроил сгоревший собор Святой Софии, церковь святых Апостолов и церковь святой Ирины, а также построил еще несколько новых церквей.

Благодаря императору Феодосию Константинополь стал столицей христианства, которое в Византии стало государственной религией.

Начало набегов и ослабление


Фото: Константинополь (реконструкция) с высоты птичьего полета

Византия в конце VII в. проиграла значительную часть своих территорий, таких как Египет и Палестину, Киликию и Сирию, Верхнюю Месопотамию и Карфаген арабам. В 717 году арабы продолжили свои набеги и пытались осадить Константинополь. Их попытки захвата после нескольких неудачных месяцев закончились отступлением.

В IX веке на Константинополь попытались напасть русичи во главе с князьями Аскольдом и Диром, но осадить город не смогли, и отступили, лишь только немного разграбив окрестности. В начале X века киевский князь Олег попытался взять Константинополь, но византийцы договорились с ним о мире, предоставив купцам Руси выгодные условия для торговли.

В середине X века неудачный поход на столицу Византии осуществил киевский князь Игорь Рюрикович, где он потерпел поражение от “жидкого огня” (или “греческого огня”), применяемого врагами. “Жидкий огонь” являл собой горючую смесь, состав которой доподлинно неизвестен, но предполагается, что это была смесь сырой нефти, масла и серы, которую метали с помощью специальных устройств; ее всегда успешно применяли византийцы в морских боях.

В 957 году н.э. посл смерти своего супруга княгиня Ольга прибыла в Константинополь и приняла там крещение.

В I пол. XI века произошел раскол церкви на западную (римо-католическую) и восточную (греко-католическую). Последняя впоследствии стала называться православной церковью.

К середине 11 века византийская столица все еще имела значение мирового торгового центра, но испытывала сильную конкуренцию со стороны фессалоникийких ярмарок.

Первое падение Константинополя

В 1097 году в Константинополе собрались крестоносцы для участия в Первом Крестовом Походе против сельджуков в Анатолии и мусульман в Иерусалиме. Византийцы помогли пришедшим к ним “гостям” – крестоносцам – переправиться на азиатский берег Босфора и те пошли в сторону Иерусалима.

Несмотря на это, в дальнейшем у константинопольцев сложились напряженные отношения со всеми государствами крестоносцев. И уже через сто лет, в 1203 году, начался Четвертый Крестовой Поход рыцарей-крестоносцев против самого Константинополя! И стал стал для него роковым.

Итак, Четвертый крестовый поход организовала Венеция, для которой византийцы были главными торговыми соперниками на Востоке. Антивизантийские настроения у рыцарей подогревали несметные богатства Константинополя, политика Папы Инокентия (стремился подчинить Византийскую церковь) и немецких феодалов. Так первоначальный план крестового похода на Египет был изменен – войско пошло на столицу богатой империи.

В апреле 1204 года Константинополь пал впервые в своей истории – он был захвачен князем крестоносцев Бонифацием I, королем Фессалоники (современная территория Греции). Крестоносцы разграбили город, причем не погнушались даже ограбить императорские усыпальницы.


Фото: Константинополь захватывают крестоносцы. Гравюра Г. Доре, 1877 г.

Через месяц пожар в центре города в районе Золотого Рога уничтожил целые торговые кварталы со всем товаром и домами, и многие жители лишились работы и средств к существованию. Город пришел в упадок на многие десятилетия.

После падения Константинополя Византийская империя распалась на несколько царств – Латинскую империю (ее создали крестоносцы и в нее вошел Константинополь), Фессалоникийское королевство (Бонифаций), Никейскую империю (которая считала себя истинной наследницей Византии и выступала против иноземного присутствия в Константинополе), Эпирское царство и т.п.

К середине 13 века Константинополь и Латинская империя пришли в полный экономический упадок.

Возвращение Константинополя в Византию

После падения Константинополя Никейская империя (на карте ниже ) стала усиляться и стала самым жизнеспособным на то время греческим царством. Ее императоры считали себя настоящими царями разрушенной Византии, и, в отличие от нее, идентифицировали себя чисто как греки, а не амофорные римляно-греки. Именно тут сформировалось самосознание эллинов и греков.


Карта раздела Византийской империи на царства после первого завоевания Константинополя

В 1260 году никейский император Михаил VIII Палеог попытался отбить Константинополь у латинян, но греки вынуждены были отступить. В следующем году он все таки завоевал город, где хозяйничали венецианцы. Греки проникли в него ночью через водосток и открыли ворота главному войску. Тамошний император бежал, и 15 августа 1261 года Михаил с триумфом вошел в Константинополь. Таким образом, Византийская империя была восстановлена под властью греков из династии Палеологов. Впрочем, эту была уже лишь тень от прошлой великой империи.

Вместе с тем Никейская империя, разумеется, потеряла свое значение и стала простой провинциальной областью Византии, а позже – территорией османских правителей.

Михаил приложил массу усилий для восстановления Константинополя, но инфраструктура была в руинах, на месте былых кварталов росли пустыри, население голодало и страдало от эпидемий.

Экономическая ситуация улучшилась к середине XIV столетия.

Окончательное падение. Завоевание турками

В конце 13 века (1296 – 1297) город начал все больше приходить в упадок на фоне расцвета генуэзской Галаты. Венецианский флот часто грабил пригороды Константинополя, несмотря на то, что Михаил разрешил генуэзцам пользоваться проливом и заходить в Черное море. Греки не могли противостоять Венеции без своего сильного флота.

Но с востока надвигался более мощный враг – растущая Османская империя. В 1326 году турки завоевали большой византийский город Бурсу, что в 92 км от Константинополя, и сделали ее своей столицей. Таким образом, враг нависал прямо у границ.

В 1362 году турецкий султан Мурад Первый перенес свою столицу еще ближе – в Адрианополь (ныне турецкое Эдирне), окружив Константинополь землями османов со всех сторон.

И хотя Константинополь оставался столицей Византийской империи, ее уже по сути не существовало. Византийские императоры признавали себя вассалами султанов и владели только Константинополем и малыми землями вблизи него.

Наконец в 1453 году султан Мехмед II Завоеватель взял город, разграбил его, убил последнего византийского императора Константина и продал в рабство уцелевших жителей. Остатки Византийской империи пали перед турками, а Мехмед-завоеватель провозгласил Константинополь столицей Османской империи.

Осада турками Константинополя в 1453 г, Французская миниатюра XV века

Наиболее значимые церковные храмы турки превратили в мечети, а сам город назвали Стамбулом, хотя официально город не переименовали в то время. В XVI веке при правлении султана Сулеймана Великолепного настал Золотой век для Константинополя , но это уже отдельная интересная история – история Стамбула.

Что такое Царьград

Царьград – это ни что иное, как древнеславянское название византийского Константинополя и османского Стамбула. На Руси это слово писалось на старославянском как Цѣсарьградъ.

Вообще Царьград - это древнеславянская калька с греческого Βασιλὶς Πόλις (Вассилис Полис). То есть в буквальном переводе с греч. это “Город Цезаря”.

Сегодня слово Царьград является архаичным термином в русском языке. Но интересно, что оно по-прежнему используется на болгарском, в частности, в историческом контексте. Например, основная транспортная артерия в Софии называется Цариградско шосе. А крыжовник болгары называют цариградское грозде.

В современном словенском языке Царьград используется очень активно. Боснийцы, хорваты и сербы понимают и используют название Carigrad.

Но следует отметить, что на самом деле Константинополь никогда не назывался Царьградом в самой Византии или Османской империи, столицей которых он являлся.

29 мая 1453 года Константинополь пал, и Византийская империя оказалась завоевана турками. Мечта о том, что однажды турецкий Стамбул снова станет греческим Константинополем, остается для многих греков такой же актуальной, как и пять веков назад. В годовщину взятия Константинополя мы беседуем со специалистом по греческому фольклору к.ф.н. Ксенией Климовой о легендах, связанных с жизнью Города.

- Ксения, нынешнее название Константинополя - Стамбул правда родилось в день падения города?

Конечно же, насчет дня говорить сложно, но, в общем, оно действительно возникло во время осады Константинополя. Вспомним, что Константинополь - столица Византии - резко выделялся для ее жителей среди остальных городов империи, поэтому часто его называли просто И Поли (Η Πόλις), то есть Город, в памятниках письменности - с большой буквы.

Согласно самой распространенной версии, когда турки осаждали Константинополь, греки, отступая. Кричали «ис тин Полин» (εις την Πόλιν), то есть «в город!» Турецкие солдаты не очень оперировали топонимическими понятиями и посчитали, что византийцы выкрикивали название города и так и назвали его - Истамбул или Стамбул.

- Город занимал особенное место в сознании византийцев?

Да. Описания Константинополя встречаются в официальных хрониках, например, есть известный трактат «О постройках» греческого историка Прокопия Кесарийского, который очень подробно повествует о различных постройках времен императора Юстиниана Великого, в том числе о Святой Софии. Но у меня как у фольклориста наибольший интерес вызывают народные предания и легенды.

Главной константинопольской постройкой всегда был храм Святой Софии, который стал «героем» многих легенд. Самые ранние возникли уже в период постройки храма. Считается, что план храм не был придуман зодчими, а был передан ангелами императору Юстиниану Великому во сне. И когда возникали споры по поводу постройки, ангелы снова являлись ему во сне и говорили, как надо поступить.

По всей Греции рассказывают о том, что очень долго не могли придумать план храма. Главный зодчий предлагал императору разные варианты, но ни один не нравился императору. И в один прекрасный день случилось чудо.

После литургии император первым подошел за просфорой, но кусочек просфоры упал на пол, его подхватила и унесла пчела. Но нельзя было допустить, чтобы просфора оставалась у пчел. И император приказал всем открыть свои ульи и посмотреть, нет ли ее там внутри. Главный зодчий тоже открыл свой улей, и увидел, что пчелы внутри него построили из воска прекрасный храм. И сделали его настолько искусно, что снаружи он был украшен рельефами, а внутри все было устроено как в настоящей церкви. Двери храма были открыты, и через них модно было увидеть, что на восковом престоле лежала унесенная пчелой просфора. Зодчий удивился, пригласил императора, и византийскому правителю так понравился восковой храм, что он приказал строить Святую Софию по этой восковой модели.

Уже потом, когда София была построена, возникли другие предания, например, о плачущей колонне в нижней части храма справа от входа. Она так называется потому, что в ней есть отверстие, из которого вытекает влага. Если вставить туда большой палец руки и повернуть кисть на 180 градусов, можно загадать желание и оно исполнится. Считалось, что колонна обладает целебной силой, к ней можно было приложить голову - и она переставала болеть.

- Падение Константинополя тоже нашло отражение в легендах?

Да. Причем связанных все с той же Святой Софией. Например, на высоте 4-х примерно метров от пола в храме виден отпечаток руки. По поводу его происхождения есть две версии - турецкая и греческая.

Согласно греческой легенде, во время этой последней литургии над молящимися появилась Богородица, простерла свой покров над христианами и прикоснулась к одной из стен своей рукой.

Турки считают, что это отпечаток руки султана Мехмеда II, который взял Константинополь. Во время осады Города в софийском храме служили литургию. Турки ворвались внутрь и перерезали всех молящихся. Так что султан въезжал внутрь уже по трупам, то есть на определенной высоте от земли. Его конь испугался такого количества мертвых тел, встал на дыбы - и Мехмед, чтобы не упасть, оперся рукой о стену. Рука была в крови, и остался отпечаток.

- Но говорят, что турки перерезали не всех…

Да, существует предание. Что священник, который тогда служил литургию, не успел ее завершить и вошел вместе с Чашей в стену храма. Если приложить к ней ухо, в любое время суток услышишь шум, напоминающий шепот - это священник продолжает читать молитвы и будет читать их до тех пор, пока Константинополь не вернется обратно к грекам. Тогда он выйдет из стены и завершит свою литургию.

Вот сейчас осенью этого года в храме Святой Софии собираются отслужить литургию, и некоторые говорят, что священник выйдет из стены.

Про престол Святой Софии тоже сочиняют много легенд. Говорят, что он не мог попасть в руки турок, поэтому, когда турки подходили к городу, греки его вынесли, чтобы на корабле отвезти на материковую Грецию. Н по дороге корабль утонул. И хотя там, где он затонул, всегда были бури, сейчас море в этом месте всегда спокойно. И говорят, что когда Константинополь вернется к грекам, престол достанут со дна моря и отнесут в Святую Софию.

- Никто не пытался его достать?

Не знаю. Но мне кажется, что на самом деле престол все-таки не вынесли. Эти рассказы не имеют исторических оснований. И потом, как бы священник мог без престола служить литургию?

Что касается всяких незавершенных действий. Рассказывают про недожаренную рыбу. Некто - в некоторых вариантах император, в других - монах или старец - в день падения Константинополя жарил на сковороде рыбу. Когда к нему пришли и сказали, что город пал, человек не поверил и ответил: «Скорее рыба оживет и спрыгнет со сковородки, чем падет Город». И рыба ожила, выпрыгнула со сковородки и уплыла в море. С тех пор в море плавают три рыбины, поджаренные с одной стороны. И когда Константинополь вернется к грекам, они прыгнут обратно на сковородку, их дожарят - и все встанет на свои места.

- Что говорят легенды о судьбе последнего византийского императора Константина IX?

- Это одни из самых известных константинопольских легенд. Что случилось с императором, точно не знает никто. Сам султан после финального сражения пообещал большую награду тому, кто принесет голову Константина IX, и было отмыто от крови множество голов и трупов, но императора так и не удалось среди них обнаружить. По одной версии, его видели убитым у ворот Константинополя. По другой, голову императора нашли сразу и отнесли султану. Он насадил ее на кол и отослал ко дворам разных мусульманских правителей, чтобы похвастаться победой.

Еще рассказывают, что тело императора якобы опознали по носкам, на которых были вышиты золотые кресты. В то же время известно, что приближенные императора не видели ни его тела, ни его головы. Поэтому возникает вопрос о том, действительно ли его принесли ко двору султана, или все же где-то похоронили.

Раньше туристам в одном из заброшенных уголков Константинополя, на площади Вефа, показывали место, которое якобы было могилой последнего византийского императора. Над ней горела лампада, а паломники приносили и зажигали рядом с ней свечи. Сейчас это место почти не посещают.

По другой легенде, император Константин был похоронен в бывшем храме святой Феодоры, нынешней мечети Гюль-джами. В переводе «Гюль-джами» значит «мечеть роз». В мае 1453 года накануне падения Константинополя был праздник святой Феодоры, и император Константин повелел украсить освященный в ее честь храм розами и вместе с патриархом молился там весь вечер. По легенде, когда турки ворвались в город, храм оставался украшенным множеством роз. Красота храма так поразила султана Мехмеда II что он назвал его Гюль-джами.

- А это что за известная легенда о мраморном царе?

Это самое известное предание о судьбе последнего византийского императора. Согласно этой версии, когда турецкий солдат занес руку с мечом, чтобы отрубить Константину IX голову, внезапно появились ангелы и унесли императора в неизвестном направлении. Но христиане знают, что отнесли его к Золотым воротам, парадному входу в Константинополь, и спрятали в подземной пещере. Там император уснул и превратился в мрамор. Мраморный царь будет спать до тех пор, пока не придет время и Константинополь не освободится от турецкого владычества. Тогда он проснется, и ангелы дадут ему его меч, и император встанет и победит турок и прогонит вражеское войско до Красной Яблони.

- Почему до Красной Яблони?

Что такое Красная Яблоня, сказать очень сложно. Это какой-то мифологический топоним. По одной из версий, в турецком языке было слово, которое можно перевести как «красная яблоня», обозначало оно большой город. Можно предположить, что красная яблоня - или относимое к ней красное яблоко - это такая метафора, которая означает или далекий город, из которого пришли турки, или вообще истоки мироздания. В любом случае, очень далекое от Константинополя место.

- А как турки относились ко всем этим легендам?

Легенду о мраморном царе они восприняли буквально и стали искать пещеру, но найти не смогли. Тогда, поскольку согласно легенде император войдет с триумфом в город через Золотые ворота. Они замуровали ворота, и сначала оставили в них маленькую дверку. А потом заложили камнями и ее. Вокруг ворот построили Семибашенную крепость, в которой располагалась городская тюрьма. Это была самая укрепленная постройка в Стамбуле. И впоследствии там стали хранить городскую казну. Так что через Золотые ворота никак нельзя было пройти. Больше того, вокруг они насадили огороды, чтобы там не было даже никакой дороги. Таким вот образом решили себя обезопасить от мраморного царя!

- А правду говорят, что турецкие султаны - потомки византийских императоров?

Есть известная легенда о том, что после завоевания Константинополя султан Мехмед II женился на вдове Константина IX, а она была 6 месяцев как беременна. Султан уехал в поход, а императрица родила сына, окрестила и назвала Панагис. Когда султан вернулся и спросил, как зовут мальчика. Императрица ответила, что он может называть его Хан. Хотя мать воспитывала сына в греческой вере и дала ему греческое образование, он возненавидел греков и стал Коран почитать больше, чем Евангелие, а впоследствии, когда повзрослел, стал ходить только в мечеть и всю свою злобу направил против христиан. Тем не менее, согласно этой легенде, по крови турецкие султаны - потомки византийских правителей.

- Во многих преданиях присутствует мысль о том, что однажды Константинополь вернется к грекам…

Да, и даже в плачах о завоеванное Константинополе, которые можно записать в любом уголке Греции, всегда есть мысль о том, что однажды Город снова станет греческим.

Σημαίνει ο Θιός, σημαίνει η γης, σημαίνουν τα επουράνια,
σημαίνει κι η Αγιά Σοφιά, το μέγα μοναστήρι,
με τετρακόσια σήμαντρα κι εξήντα δυό καμπάνες.
Κάθε καμπάνα και παπάς, κάθε παπάς και διάκος.
Ψάλλει ζερβά ο βασιλιάς, δεξιά ο πατριάρχης,
κι απ" την πολλή την ψαλμουδιά εσειόντανε οι κολόνες.
Να μπούνε στο Χειρουβικό και να "βγει ο βασιλέας,
φωνή τους ήρθε εξ ουρανού κι απ" αρχαγγέλου στόμα:
«Πάψατε το Χερουβικό κι ας χαμηλώσουν τ" άγια,
παπάδες πάρτε τα ιερά, και σεις κεριά σβηστήτε,
γιατί είναι θέλημα Θεού η Πόλη να τουρκέψη.
Μόν" στείλτε λόγο στη Φραγκιά, να "ρθούν τρία καράβια,
το "να να πάρει το Σταυρό και τ" άλλο το Βαγγέλιο,
το τρίτο το καλύτερο, την Άγια Τράπεζά μας,
μη μας την πάρουν τα σκυλιά και μας τη μαγαρίσουν».
Η Δέσποινα ταράχτηκε και δάκρυσαν οι εικόνες.
«Σώπασε, κυρά Δέσποινα, και μη πολυδακρύζης,
πάλι με χρόνους, με καιρούς, πάλι δικά μας είναι!»
Звонит Бог, звонит земля, звонят небеса,
бьет в колокола и Святая София, великий монастырь,
в четыреста колокольцев и шестьдесят два колокола.
На каждый колокол - по попу, на каждого попа - по дьяку.
Поет слева царь, справа - патриарх,
и от этих псалмов дрожат колонны.
Вот уже поют Херувисткую и выходит царь,
как голос им послышался с небес из архангельских уст:
«Прекратите Херувимскую, и пусть смолкнут песнопения,
попы, заберите Дары, а вы - погасите свечи,
потому что воля Господа, чтобы Город стал турецким.
Только пошлите гонца в Венецию, чтобы пришли три корабля:
один заберет Крест, другой - Евангелие,
а третий, самый лучший - наш Святой Престол,
чтобы собаки не притронулись к нему и его не осквернили».
Богородица испугалась и заплакали иконы.
«Не плачь, госпожа Богородица, и слез не проливай,
пройдут года, пройдут века, и снова Город будет нашим!»

И эта фраза - о том, что однажды город снова станет нашим - нередко используется националистически настроенными партиями как лозунг во время предвыборных компаний. Так что многие легенды живы и по сей день.

А вообще есть особый пласт преданий о возвращении Константинополя. Например, рассказывают, что однажды над Святой Софией показался сияющий крест, который турки никак не могли узнать. Это было знамением того, что однажды София снова будет греческой.

Еще до падения, в момент упадка Византии появились предания о том, что восстановить былое величие и свободу грекам поможет светловолосый народ, который придет с севера. Спустится через Балканы и прогонит их врагов. До этого случится война, в которую будут вовлечены шесть балканских народов.

Особенно популярно предсказание якобы Льва Премудрого, начертанное на крышке гробницы Константина Великого: «…множество народов западных соберутся, нанесут войну Исмаилу морем и сушей и победят его. Потомки его будут царствовать мало времени. Род же русых вместе с прежними обладателями победит Исмаила и овладеет семихолмным».

Другое известное предсказание - Мефодия Патарского, в котором прямо упоминается «великий князь Московский».

Эти предсказания были известны русским царям, и каждый раз, когда начиналась война России с Турцией, эти легенды оживали в памяти. Тем более, что жена Ивана III София Палеолог была племянницей последнего византийского императора Константина IX, что способствовало стремлению русских царей отвоевать византийское наследие.

Сейчас в Греции есть журналист Демосфенис Льякопулос, который он очень любит всякие мифические откровения и постоянно говорит о том, что Россия поднимается и скоро русские придут и освободят Константинополь. Так что все это очень даже живо.

Паисий Святогорец, например, говорил, что русские скоро спустятся с севера и освободят Константинополь, это одно из самых известных его пророчеств.

Для любого грека это памятная дата. Как правило, в этот день показывают фильмы и передачи о Константинополе. Его истории и завоевании, рассказывают обо всяких легендах, связанных с Городом…

Кстати сказать, 29 мая 1453 года был вторник. Поэтому сочетание 29 числа и вторника считается неблагоприятным днем для начала дел. Не таким, как пятница 13. Но что-то в этом роде.

- Есть ли какие-то указания на год или день освобождения Константинополя?

Сложно сказать, в разных легендах по-разному. Но, в общем, говорится. Что это должно произойти лет через 500-600 после его падения.

- Случайно в Греции не служат молебнов об освобождении Города?

Не знаю. Ничего подобного пока не встречала.

Ольга Богданова

Стамбул — единственный мегаполис в мире, который расположен сразу в 2-х частях света. Морские ворота из Азии в Европу и перекресток культур. У древнего города, с которого началась христианская история Европы, богатая история с биографией. Неудивительно, что за более чем двухтысячелетнюю историю он не раз менял свое название.

Город был основан греками в 667 году до н.э. под именем Византий, предположительно так его назвали в честь греческого царя Византа. В 74 году уже нашей эры Византий стал частью Римской империи. Имя города при этом не изменилось.

В 193 году император Септимий Север решает увековечить имя своего сына Антония и на 19 лет Византий стал зваться Августой Антониной. Имя, как свидетельствует история, не прижилось.

В 330 году первый христианский император Константин провозглашает Византий столицей империи и издаёт указ о его переименовании в Новый Рим. Это имя также не пришлось по душе его жителям и неофициально все продолжали называть город Византием.

За время правления Константина город был основательно перестроен: храмы греческим богам на Акрополе остались нетронутыми, но облик города совершенно изменился. В благодарность за это через сто лет, уже при правлении Феодосия II, было принято решение официально сменить название Новый Рим на Константинополь. Город Константина, если дословно с греческого.

После распада империи Константинополь становится столицей Византийской империи (Восточно-Римская — с 395 года, осталась единственной империей с 476 года). Самоназванием империи было «Ромейская», а народа — «ромеи» — римляне. Этим именем — «румлар» по-турецки — турки продолжают по сегодняшний день называть уже немногочисленных греков города.

На протяжении тысячелетия Константинополь был столицей Византии, крупнейшим центром восточного христианства, одним из крупнейших городов мира. В 1204 был разграблен крестоносцами, которые установили в нём до 1261 года Латинскую империю. Восстановившаяся Византия под властью династии Палеологов просуществовала до 1453 года, когда город был взят турками и султан Мехмед II провозгласил город столицей Османской империи. Завоеватель перенес сюда свою столицу, что означало конец Византийской империи и начало новой - Османской империи.

Удивительно, но султан не стал переименовывать Константинополь и город жил под этим греческим именем аж до марта 1930 года, когда правительство Кемаля Ататюрка, провозгласившее несколькими годами ранее Турецкую республику, решило отринуть греческое имя древнего города и повелело отныне называть его Istanbul (по-русски - Стамбул). Что якобы означает "наполненный исламом". Мусульманских храмов там действительно много, в том числе и переделанных из христианских.

Согласно более распространенной версии, исторический сюрприз, в том, что это вовсе не турецкое слово, а тоже греческое. На протяжении веков, местные жители, говоря о центральной части города, называли его «Истинполин» или "Истемболис", что восходит к греческой фразе греч. εἰς τὴν Πόλι(ν) («ис тин пόли(н)», «ис тим бόли(н)») — «в город» или «к городу».

Загрузка...
Top