Замок святого ангела версии истории. Замок Святого Ангела: раскрываем тайны главной достопримечательности Рима. О статуи архангела михаила на крыше замка

Дата публикации: 2013-12-12

(итал. Castel Sant"Angelo) - памятник архитектуры периода Древнего Рима. Сооружение в разное время использовалось как мавзолей, крепость, тюрьма, папская резиденция и хранилище их ценностей. В наше время здесь расположен музей, рассказывающий об истории сооружения. С террасы открывается хороший панорамный вид на Рим.

содержание:
Практическая информация:

Мавзолей Адриана - предшественник Замка святого Ангела

История достопримечательности начинается с 123 года, когда император Адриан начал строить мавзолей для себя и членов своей семьи. Возводили сооружение на протяжении 16 лет, а завершил строительство уже после смерти императора его преемник Антонин Пий. Он же распорядился изменить статус мавзолея с семейного на государственный. До 217 года здесь размещали погребальные урны императоров Рима, правивших после Адриана. Последним захоронением был легендарный Септимий Север. В этот же период возвели мост , соединяющий мавзолей с Марсовым полем на противоположном берегу Тибра.

Мавзолей по своей архитектуре напоминал этрусский тумулус - на квадратном бетонном основании, каждая сторона которого равнялась 80 метрам, был установлен каменный цилиндр диаметром 64 и высотой 20 метров, увенчанный насыпным холмом. Холм был засажен кипарисами, а на вершине возвышалась мраморная скульптурная группа - император Адриан, управляющий квадригой, в образе божества Гелиоса. По свидетельству Иоанна Антиохийского, кони, впряжённые в колесницу, были столь огромны, что сквозь отверстие их глаз мог свободно пролезть взрослый человек. До наших дней от статуи сохранилась лишь голова императора, которая находится в Ватиканском музее.

Квадратное основание Мавзолея Адриана было обнесено бронзовой решёткой со столбами, украшенными бронзовыми позолоченными павлинами. Снаружи сооружение украшали пилястры с роскошными капителями, на которых были выставлены лучшие мраморные статуи, привезённые из разных концов Римской империи. Через узкие ворота и тёмный коридор со сводами открывался вход в четырехугольную погребальную камеру. Освещалась она косыми отверстиями, сделанными в стенах, в нишах которых стояли урны с прахом императоров.

Мавзолей перестраивают в замок

Выгодное стратегическое расположение Мавзолея Адриана не осталось без внимания и в конце III века император Аврелиан, занимаясь укреплением обороны Рима от варваров, включил его в число оборонительных сооружений.

В 590 году мавзолей получает название, которое сохранилось до наших дней - . Согласно легенде во время понтификата Григория Великого, ему было видение Архангела Михаила, стоящего на вершине замка и вкладывающего меч в ножны. Явление Архангела было истолковано как известие об окончании страшной эпидемии чумы, свирепствовавшей в Риме уже долгое время. В честь этого видения также был переименован и уже упоминавшийся мост через Тибр.

С 590 года Замок святого Ангела стал не только частью оборонительных сооружений, но и местом папского убежища во время осад Рима. Например, в 1494 году в замке укрывался папа Александр VI (от Карла VIII Валуа), а в 1527 году - папа Клемент VII (от Карла V Габсбурга). Для безопасного проникновения в замок из Ватикана функционировал специальный коридор Пассетто в Леонинской стене. Поверхность стены была настолько широка, что по ней свободно проезжала повозка. На случай вынужденного пребывания папы специально реконструировали отдельные залы и покои, стены украсили фресками, а к зданию пристроили приватные лоджии. Чтобы повысить оборонительную эффективность замка, в середине XV века возвели четыре угловых бастиона и вырыли глубокий ров. Бастионы были названы в честь святых апостолов, авторов четырёх канонических Евангелий (Матвей, Марк, Лука, Иоанн). Их итальянские названия следующие: бастион Сан–Маттео, бастион Сан–Марко, бастион Сан–Луки и бастион Сан–Джованни.

В XVI веке на вершине замка была установлена каменная с железными крыльями статуя Ангела. В 1753 году её заменили бронзовой скульптурой, потому что каменный ангел сильно пострадал от удара молнии. Новая статуя действительно производит впечатление убирающего в ножны, а не достающего меч ангела. Такое ощущение достигается обращённым к оружию взором ангела.

Примерно с конца XIV века подвальные помещения замка стали использовать в качестве тюремных камер для особо важных преступников. В их число входили мыслители и философы, поэты и художники, политические деятели и учёные. В списке узников тюрьмы Замка святого Ангела значатся такие известные в своё и незабытые в наше время личности как Томмазо Кампанелла, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Аристотель Фиораванти, граф Калиостро, гуманисты Бартоломео Платина и Помпонио Лето, а также многие другие выдающиеся личности, чьи научные и логические взгляды подрывали авторитет всемогущей Церкви.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Известные узники замка

В 1527 году известный скульптор и ювелир, любитель уличных драк и смутьян Бенвенуто Челлини участвовал в обороне замка, сражаясь за папскую власть против имперских войск. Через два года он занял должность начальника папского монетного двора, но позже был обвинён в краже папских драгоценностей и брошен в тюрьму. Здесь-то бывшему участнику обороны замка и пригодилось подробное знание всех коридоров, помещений и камер. История говорит о том, что это был единственный побег из тюрьмы неприступного замка. Покинув Рим, Челлини с успехом продолжал создавать свои шедевры, поступив на службу к Медичи во Флоренции. На стене его бывшей камеры сегодня можно увидеть выцарапанный рисунок мастера, названный «Иисус Воскресший».

А в 1789 году в Замке святого Ангела побывал и легендарный граф Калиостро . После побега из Англии от преследовавших кредиторов он осел в Риме, однако пристально следившая за безбожником святая инквизиция арестовала графа. Ему было предъявлено множество обвинений в ереси, мошенничестве и франкмасонстве. Именно последний пункт считался в то время самым тяжким грехом и карался смертью. Следствие продолжалось два года. В марте 1791 года Калиостро предложили публичное покаяние, на которое он и согласился, чтобы избежать казни. Босой, с покрытой чёрным покрывалом головой, граф медленно прошёл от Замка святого Ангела до церкви Санта-Мария-сопра-Минерва, где и совершил торжественный ритуал покаяния. Калиостро был «помилован» и заточён в тюрьму крепости Сан-Лео до конца жизни.


Великий учёный и астроном Джордано Бруно провёл в подвалах замка шесть лет. Его арестовали по обвинению в ереси, так как он поддерживал теорию Коперника о вращении Земли вокруг Солнца. Инквизиция требовала отречения от своих убеждений, однако учёный оставался непреклонен. В феврале 1600 года суд признал Джордано Бруно еретиком и приговорил к сожжению на костре.

В апреле 1633 года в Замке святого Ангела на протяжении 18 дней находился другой знаменитый учёный - Галилео Галилей . Только благодаря признанию своих убеждений ошибочными и публичному покаянию Галилей смог избежать костра инквизиции. Его объявили не еретиком, а «сильно заподозренным в ереси» и приговорили к тюремному заключению, которое папа римский «великодушно» заменил строгим домашним арестом. Всю оставшуюся жизнь великий учёный провёл в вынужденном уединении. За малейшее нарушение режима Галилею постоянно угрожали переводом в тюрьму. Все его будущие труды и работы подвергались убийственной цензуре.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Архитектор и инженер Аристотель Фиораванти пользовался большой популярностью в Италии и был востребован как талантливый инженер. Однако в 1473 году по ложному доносу его обвинили в изготовлении поддельных золотых монет, арестовали и на девять месяцев заточили в тюрьму Замка святого Ангела. Не сумев доказать вину Фиораванти освободили, но лишили всех прав и привилегий. Тогда он принял предложение российского царя Ивана III переехать жить и работать в Москву. Итальянский архитектор возвёл в Московском Кремле знаменитый Успенский собор, а также проектировал новые стены и башни Кремля. В 1482 году в качестве военного инженера и начальника артиллерии Фиораванти участвовал в походе Ивана III на Новгород, отличившись сооружением крайне полезного понтонного моста. После этого мастер предпринял тайную попытку вернуться в Италию, но был схвачен и помещён в тюрьму, пока вновь не изъявил желание служить верой и правдой.

Из многочисленных узников Замка святого Ангела наибольшей народной любви и человеческого сострадания удостоилась 22–летняя . В 1598 году она в сговоре с братом и мачехой совершила убийство родного отца. Принято считать, хотя и достоверно не доказано, что грубый и развратный старик Ченчи изнасиловал юную Беатриче, за что и понёс справедливую семейную месть. Причины преступления и судебный вердикт, приговоривший всех троих соучастников к казни, вызвал небывалую волну общественного негодования. Однако папа Климент VIII остался непреклонен и в сентябре 1599 года обвиняемые были казнены.

Есть основания полагать, что важную роль в нежелании папы смягчить наказание сыграло огромное финансовое состояние семьи Ченчи, которое при условии смерти прямых наследников означало конфискацию в пользу Церкви. В последствии, запутанная история об истинных причинах преступления с множеством странных обстоятельств, оказалась чрезвычайно красочным сюжетом и надолго вошла в европейскую литературу.

Музей в Замке святого Ангела (Рим)

В 1871 году Рим стал столицей объединённого Итальянского государства, и новые власти закрыли тюрьму, давно ставшую символом феодализма и засилья Церкви. Короткий период времени замок выполнял функции казармы и военного склада. Со стен исчезли фрески скрытые под тяжёлым слоем белой штукатурки, а многочисленные залы старинного замка находились в запущенном состоянии. По инициативе начальника казармы, полковника Луиджи Дюрана де ла Пенне и капитана Мариано Боргатти была начата реставрация замка и открыт военный музей, который в 1901 году был преобразован в Национальный музей.

Первый уровень Замка святого Ангела

Знакомство с замком начинается с узкого Двора Спасителя из-за расположенного здесь мраморного бюста Христа, датируемого XV веком. Круговой коридор под открытым небом ведёт во Двор Обречённых, где расстреливали приговорённых к смерти узников тюрьмы. Во Двор выходят двери бывшей Капеллы Креста, где сейчас находится книжный магазин музея.

Через большую арку у входа в замок по ведущим вниз лестницам можно попасть на исходный уровень, где изначально и находился Мавзолей Адриана. Широкий коридор ведёт к прямоугольной комнате с большой полукруглой апсидой, где раньше находилась колоссальная статуя Адриана. От древнего зала гробницы Адриана, отходит спиральный туннель с высоким сводом, через который можно попасть на более высокий уровень.

Второй уровень Замка святого Ангела

Второй уровень замка начинается с Зала Урн, в котором в глубоких арочных нишах расположены урны с прахом Адриана, его жены Сабины и их сына Элио Цезаря. Рядом расположены тюремные камеры, где содержали узников Замка святого Ангела, а также Зал правосудия, в котором зачитывались их смертные приговоры. В этой части замка в ходе археологических раскопок были найдены многочисленные ниши и помещения для хранения стратегических запасов на случай осады (зерно, масло, фураж).

Третий уровень Замка святого Ангела

Переходя на третий уровень замка, посетители попадают в небольшой квадратный Двор Ангела, где с 1747 года находится повреждённая статуя каменного ангела, некогда венчающего Замок святого Ангела. На восточной стороне двора находится вход в папские покои, через которые можно попасть во владения папы Климента VIII. После неудачной реставрации в комнате папы расположили камин, два портала с эмблемой папы Климента X, а также массивную дверь эпохи ренессанса. Следующее помещение - Зал Аполлона - яркий пример трансформации военной крепости в аристократическую резиденцию. В 1534 году папа Павел III с роскошью устроил свои апартаменты, оформив стены покоев фресками флорентийского мастера Перино дель Вага на тему мифических историй об Аполлоне.

По приказу папы Евгения IV недалеко от папских покоев была устроена капелла в честь святых Косма и Дамиана бессребреников, врачевателей и чудотворцев. В 1450 году по желанию Николая V папские апартаменты и капеллу соединили проходом. В ходе реставрационных работ, которые были поручены Микеланджело Буонарроти, были расписаны боковые стены капеллы. Алтарь, изображающий Мадонну с младенцем, был оформлен Рафаэлло да Монтелупо. Далее по коридору расположены апартаменты, состоящие из: двух маленьких комнат и ванной, в которых в течение шести месяцев находился в осаде папа Клемент VII. Ванная комната устроена по примеру древних терм с подачей по трубам горячей воды. Оформлением великолепного интерьера (роспись и фрески) занимались известные живописцы Джованни да Удино и Джулио Романо.

Четвёртый уровень Замка святого Ангела

На четвёртом уровне замка можно пройти через крытую галерею с уникальным видом на Тибр, где собраны археологические находки замка, скульптуры, элементы декора и лепные фигуры, некогда украшавшие гробницу Адриана. Далее расположены комнаты папы Пия IV, лоджии Юлия II, Павла III, а также несколько залов с собранием исторического оружия разных эпох.

Особого внимания заслуживают несколько залов на этом уровне. Зал Персея с украшенными позолоченной лепниной и фресками рассказывает легенду о Персее. В этой не большой комнате можно увидеть гобелены, предметы мебели, а также картины: «Плач по Христу», выполненную в манере Феррарской школы живописи, и «Дама с единорогом» работы Лука Лонги. Следующий Зал Амура и Психеи назван в честь оформленных фресками стен на тему мифических рассказов Апулея. Здесь находятся маленький алтарь, кровать и несколько картин: «Отдых на пути в Египет» работы Федерико Бароччи, «Несение креста» Себастьяно дель Пьомбо и портреты пап Павла III и Александра VI. Зал Паолина зал создан в середине XVI века как приёмный зал Павла III Фарнезе и с тех пор стал залом для приёма послов, почётных посетителей и важных гостей. Зал отличается пышным и богатым декором.

В этом замке хоронили императоров, потом в нем жили римские папы. Художники и ученые узнали его как тюрьму. А однажды на крышу замка даже спустился ангел… Замок Святого Ангела был первоначально построен во втором столетии в качестве Мавзолея для Императора Адриана. Лишь спустя некоторое время его трансформировали в большой комплекс, где Папы Римские могли спасаться во время смутных времен.

Замок Святого Ангела на правом берегу реки Тибр имеет бурную историю, даже по стандартам Рима. В течение многих лет существования здание функционировало сначала как мавзолей, затем стало частью городской стены и позже было превращено в крепость, прежде чем стать папской резиденцией и наконец, бараками и военной тюрьмой. В настоящее время здесь располагается Национальный Музей. В 130 году н.э. стареющий император Адриан принял решение построить новую усыпальницу для себя и своих близких - подобно тому, как полутора столетиями раньше сделал это император Август. Место для строительства было выбрано за чертой города, на противоположном берегу Тибра. Тогда же был построен и мост Элио (по одному из имен императора - Публий Элий Адриан), соединивший мавзолей с Марсовым полем, где начиналась погребальная церемония. Страстный путешественник и большой поклонник греческой культуры, Адриан проявил себя как незаурядный архитектор. И если приписываемое ему слухами авторство в проекте пантеона не доказано, то “параллельный мир гармонии и совершенства”, созданный на вилле Адриана вблизи Тиволи, несомненно является плодом творчества самого императора. Не исключено, что и строительство мавзолея было выполнено по его проекту. Адриан не дожил до окончания строительства, оно было завершено год спустя его преемником Антонином Пием. В 139 году останки Адриана были перенесены в мавзолей, который стал затем местом захоронения всех последующих императоров вплоть до Каракаллы, погребенного здесь последним в 217 году.


На протяжении последующих 60 лет усыпальница была заброшена. В конце III в. н.э. для защиты города от варварских набегов император Аврелиан возвел крепостные стены, в значительной мере сохранившиеся и поныне. В оборонительное кольцо Аврелианских стен в качестве бастиона был включен мавзолей Адриана. На протяжении нескольких веков его неприступные стены служили римлянам надежной защитой от вражеских нашествий, особенно участившихся в V-VI вв. Существует предание, что, когда заканчивались метательные снаряды, горожане сбрасывали на головы нападавших мраморные статуи, некогда украшавшие мавзолей. Замок Сант-Анджело был первоначально построен императором Адриан. Он служил мавзолеем для останков самого Адриана и его преемников, вплоть до Каракалла. Проект замка Святого Ангела был вдохновлен Мавзолеем Августуса, построенного веком ранее. Конструкция мавзолея началась в 123 году и закончилась в 139, во время господства преемника Адриана Антония Пия.


Свое нынешнее название - Замок Святого Ангела - сооружение получило в 590 г. В Риме тогда свирепствовала страшная эпидемия чумы, ежедневно уносившая множество жизней. Согласно легенде, папа Григорий Великий решил провести шествие через город, чтобы снискать милость Девы Марии. Когда возглавляемая понтификом процессия вступила на мост Элио, глазам молящихся явился ангел. Посланник небес, паривший над императорской усыпальницей, вкладывал меч в ножны, что было истолковано как окончание божьего гнева. Эпидемия действительно вскоре прекратилась. Впечатление же от видения осталось настолько сильным, что замок навсегда остался Замком Святого Ангела. Фигуру ангела, вставляющего меч в ножны, установили на крыше, на том самом месте. Затем ее перенесли в сад перед замком. Здание состояло из квадратной основы 89 метров шириной, на которой был построен цилиндрический барабан диаметром 64 метра. Барабан с колоннадой был покрыт глиняной лепкой и увенчан статуей Адриана, управляющего квадригой. Мавзолей был соединен с городом на другой стороне реки новым мостом Аврелия, теперь известным как мост Святого Ангела. Многочисленные статуи были добавлены позже, во время периода Барокко.


Мост Святого Ангела, украшенный скульптурами Бернини - главная переправа, по которой бесчисленные паломники с VII века попадали с левого берега на правый, к собору Святого Петра и Ватикану. 10 статуй ангелов, выполненных Бернине в стиле барокко были воздвигнуты во время папы Климента 9-го. В период между 270 и 275 годами, во время конструкции Стены Аврелия, мавзолей был укреплен и соединился с защитной стеной Рима. Таким образом замок Святого Ангела медленно превращался в крепость, и в 1277 был передан Папству для убежища в случае опасности. Секретный коридор Пассетто ди Борджо соединяет замок Святого Ангела с Ватиканом. Коридор использовался Папой Римским Клементом VII и его швейцарской гвардией, чтобы спасись от армии Чарльза Бурбонского во время осады Рима в 1527.


Бронзовая скульптура, которую мы видим сегодня, увенчала Замок в 1753 году. Ее автор, Пьетро ван Верскаффельт, дабы подчеркнуть, что ангел именно убирает меч, а не достает его, заставил статую повернуть голову и смотреть на ножны. Любопытно, что предыдущая версия небесного вестника (каменный ангел с железными крыльями работы Рафаэля ди Монтелупо) этой идеи столь четко не выражала: о добрых вестях от Бога свидетельствовало лишь миролюбивое выражение лица ангела. Но, конечно, не это обстоятельство послужило причиной замены одной скульптуры на другую, а удар молнии, от которого каменное изваяние сильно пострадало.


Одним из самых ярких и драматических событий в истории замка-крепости стала девятимесячная осада Рима ландскнехтами Карла V в 1527 г. Защищаемый верными швейцарскими гвардейцами Замок Святого Ангела был последним оплотом Папы Клемента VII. Помимо прочих в обороне крепости принимал участие знаменитый скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини, подробно описавший этот эпизод в своей автобиографии. По словам Челлини, ему суждено было сыграть решающую роль в этом противостоянии, поскольку именно он сумел сразить наповал главнокомандующего бурбонской армии метким выстрелом из аркебузы со стены замка. Следует добавить, что историки находят этот факт весьма спорным, однако и опровергнуть его тоже не берутся. Но даже в этой крепости понтифики старались окружить себя максимальной роскошью. Папские квартиры в замке Святого Ангела украшены многочисленными фресками. Под апартаментами располагаются несколько этажей, где размещены тюрьмы и даже пыточные камеры. Широкий коридор является частью исходного мавзолея и приводит к более низким уровням здания. Наверху крепости, рядом с панорамной террасой, находится статуя ангела, созданная фламандским скульптором восемнадцатого века Питером Вершаффельтом. Бронзовая статуя заменяет более раннюю, мраморную версию. Статуя изображает архангела Михаила, который согласно легенде появился на крепости в году 590 и чудодейственно закончил серьезную эпидемию, охватившую город Рим. После этого события здание было переименовано в замок Святого Ангела.

Параллельно тому, как реконструкции оборонительных сооружений превращали Замок Святого Ангела в неприступную твердыню, во внутренних покоях велась совсем другая работа, в результате которой мрачноватый лабиринт сооружения преобразился в роскошное аристократическое жилище, богато украшенное фресками эпохи Возрождения. К декоративным элементам относится и лоджия Юлия II - приватный балкон, с которого Папа мог не без удовольствия взирать на мощный людской поток, движущийся по мосту Святого Ангела. Бывший мост Элио, переименованный одновременно с мавзолеем, со временем обрел новое назначение - по нему в сторону собора Св. Петра двигались с противоположного берега бесчисленные толпы паломников.


Со временем некоторые помещения первого этажа и подземелья замка стали использоваться в качестве тюремных камер. В тесных одиночках были заживо похоронены кардиналы, участвовавшие в заговоре против Папы. Среди узников Замка Святого Ангела были знаменитые ученые - Галилей и Джордано Бруно, гуманисты - Платина и Помпонио Лето, несчастное семейство Ченчи, ложно обвиненное в убийстве своего деспотичного главы и казненное на площади перед замком… Нельзя обойти вниманием того же Бенвенуто Челлини, которого вновь привела в этот замок судьба - на этот раз в качестве арестанта. В 1537 г. ювелир был обвинен (возможно, ложно) в присвоении драгоценных камней из папской тиары и помещен в тюрьму Замка Святого Ангела. Вскоре из "удобной камеры" на первом этаже ему удалось бежать, затем он вновь был схвачен и заточен в подземелье. Суровое обращение заставило Челлини приготовиться к худшему, и он со дня на день ожидал смертного приговора. Однако благодаря вмешательству влиятельных друзей, прежде всего - феррарского кардинала д"Эсте, мастер был освобожден из-под стражи. На стене камеры, в которой томился Челлини, до сих пор сохранились следы оставленного им рисунка “Христос воскресший”, который теперь является ценнейшим экспонатом музея. 27 декабря 1789 г. в карцер Замка Святого Ангела был помещен знаменитый граф Калиостро. Святая Инквизиция обвинила его в ереси, практике некромантии, создании тайных обществ и т.д. Половины выдвинутых обвинений было бы достаточно для вынесения смертного приговора. Приговор этот был объявлен, однако процесс сильно походил на фарс, и в конце концов осужденный граф был отправлен в крепость Сан Лео, где он умер в 1795 г. Последними заключенными замковой тюрьмы стали патриоты Рисорджименто, боровшиеся против временного правительства в середине XIX в.


Это, пожалуй, самая необычная, “нереальная” жизнь замка. Но ее значение трудно переоценить. Величественная громада Замка Святого Ангела, каменные стены которого помнят торжественные церемонии императорских погребений, мужество оборонявших крепость бойцов и стоны узников мрачной темницы, издавна служила источником вдохновения для людей искусства.


Сейчас бывшая мрачная тюрьма превратилась в подобие парка с аттракционами. В здании замка разместился Национальный музей, один из самых посещаемых в Риме. Во рву окрестные жители выгуливают собак, на окружающих аллеях устраиваются благотворительные ярмарки, книжные выставки и прочие народные гулянья, а мост Сант-Анджело благополучно оккупирован веселыми продавцами с “Луи Вюиттоном” и “Гуччи” по 10Евро.


Чем знаменит замок Святого Ангела в Риме? Мост Ангелов, интерьеры и тайны замка. Что находится в крепости сегодня и стоит ли его посещать. Фото и отзывы.

Отлично сохранившийся и поражающий своими размерами пример древней архитектуры - Замок Святого Ангела в Риме. Первый камень в его основание был заложен в 135 году, так что история сооружения измеряется не веками, а целыми тысячелетиями. И за эти тысячелетия в какой только ипостаси он не побывал - выпала на его долю и роль тюрьмы, и крепости, и дворца, и много чего еще.

После окончания строительства, замок Святого Ангела (на тот момент мавзолей) вошел в состав комплекса, обнесенного Аврелиановыми стенами и служившего спасением от варваров. Однако названием замок обзавелся не сразу, а лишь в 590 году, когда в свирепствовала чума и беспомощным горожанам ничего не оставалось, как воздеть руки к небу в смиренной мольбе.

Тогда толпе молящихся явился архангел Михаил, чем возвестил конец повальной болезни. В память об этом чуде крепость назвали Замком Святого Ангела.

Замок Святого Ангела - история

Мост Ангелов, ведущий к замку (Рим)

Первое время архитектурный ансамбль замка не отличался богатством. В него входили стены с бастионами, украшенные каменными зубцами, древняя гробница и башня квадратной формы - вот, пожалуй, и все сооружение. В дальнейшем, после 15 века, сооружение обросло новыми объектами, которые год за годом пристраивались.

Центральным объектом замка Святого Ангела является гробница, где покоится прах римских императоров. Собственно для этого и возводилось сооружение, ведь по задумке императора Адриана ему была уготована роль мавзолея. Поэтому, когда в стенах гробницы были обнаружены урны с останками коронованных особ, никто особенно не удивился. Тщеславный правитель хотел создать самую величественную, красивую и богатую гробницу, «обскакав» тем самым императора Августа и его великолепный мавзолей.

Замок Святого Ангела соединен с Ватиканом каменным коридором - большой стеной, по которой можно добраться до карликового государства пешим ходом.

Круглая башня из травертина и кирпича, отделанная белым мрамором, стояла на квадратном основании с 80 метровыми сторонами и 15 метровой длины.

Основание отделяли бронзовые решетки с установленными на них позолоченными павлинами. Сверху башню венчала крыша конической формы, где по образцу этрусских могильников высадили кипарисы. В центре крыши высилась статуя Адриана в колеснице Гелиоса. До наших дней «дожила» только ее голова, которая сегодня хранится в Ватиканском музее. Интересно, что сам Адриан не успел увидеть результат работы строителей, поскольку просто не дожил до этого дня. Его начинание в 139 году завершил император Антонин Пий. Он же исполнил последнюю волю своего предшественника, захоронив в мавзолее его прах.

В дальнейшем в новой гробнице упокоились все римские императоры, властвующие до 217 года. После этого погребальная камера была закрыта и на некоторое время предана забвению.

Неприступная крепость

Так выглядит Замок Святого Ангела сегодня

В средние века папы превратили замок Святого Ангела в крепость, где и укрывались от военных врагов, а заодно от проявлений народного негодования. Например, в 1527 году здесь нашел спасение от войск Карла V папа Климент VII. Вместе с ним в замке укрывался известный ювелир и скульптор Бенвенуто Челлини. Спустя несколько лет он вернулся в замок, превращенный к тому времени в тюрьму, но уже в статусе заключенного.

Прославился Челлини тем, что сумел сбежать из своей камеры. До его «подвига» сбежать из этой тюрьмы считалось наравне с чудом. Печально, что его быстро поймали, и чтобы не соблазнять арестанта повторным побегом отправили в подземелье.

Примерно в это же время замок Святого Ангела соединяют с Ватиканом каменным коридором - большой стеной, по которой можно было добраться не только пешим ходом, но и доехать до столицы католичества на повозке. Такие меры папы предприняли, дабы обезопасить себя, и в случае опасности оперативно спрятаться в замке. Для этих же целей был прорыт и тайный подземный ход.

Интерьеры и залы замка

Мост Святого Ангела - любимый молодоженами и туристами

Скульптуры одного из самых красивых мостов в Риме

Теперь остановимся подробнее на помещениях замка, ведь помимо гробницы здесь немало интересного и привлекательного.

Небольшая часть замка Святого Ангела отведена под двор славы, где хранятся пушечные ядра. Украшением дворика служит мраморная статуя ангела 16 века, выполненная Рафаэлло да Монтелупо. Раньше ангел был главным предметом декора и венчал вершину замка, но в середине 18 века он получил сильные повреждения от удара молнии. После чего его заменили скульптурой Пьетро ван Верскаффельта, она высится над замком и в настоящее время.

От дворика начинается череда помещений, выполнявших когда-то функцию папских апартаментов. Здесь находится лоджия Павла III и лоджия Юлия II. Первая спроектирована архитектором Антонио да Сангалло, а над созданием второй работал сам Браманте. С этих балконов папы любили наблюдать за потоком паломников, движущихся к замку, или просто обозревать окрестности.

Как и в любом уважаемом дворце, в замке есть своя библиотека, стены которой декорированы картинами императорской жизни. Тут же мы увидим зал Правосудия, где проходили судебные разбирательства, зал Климента VII, а также залы его продолжателя - папы Климента VIII.

Центральным объектом замка Святого Ангела является гробница, где покоится прах римских императоров. Собственно для этого и возводилось сооружение.

У любителей приключенческих романов и кладоискателей наверняка вызовет интерес зал Сокровищ - помещение, где папы хранили свое богатство. Рядом расположен Секретный архив. Большая часть помещений была пристроена или переделана в угоду священным особам в 17 веке, отделана самым роскошным образом и украшена прекрасными фресками художников эпохи Ренессанса. По соседству со «светскими» помещениями обустроены и тюремные, где несколько веков назад томились узники. За годы функционирования тюрьмы в ее темницах успели побывать неугодные кардиналы, ученые и философы. «Посетили» замок святого Ангела Джордано Бруно и Галилей. А также граф Калиостро, за свои провинности брошенный сразу в карцер.

Есть в замке и церковь - пусть небольшая, но зато ее проектировал сам Микеланджело. В церкви всего один престол и ничем излишне оригинальным она не выделяется. Разве что индульгенцией папы Григория XVI, которая хранится под стеклом по левую сторону от алтаря.

Авиабилеты в Рим из вашего города:

Низкие цены на билеты на год вперед:

Замок и мост Ангелов

В наши дни в замке Святого Ангела находится Военно-исторический музей, где выставлена неплохая коллекция предметов искусства, в том числе скульптуры и фрески.

Мы рекомендуем вам побывать возле крепости, украшением которой является одноименный мост Ангелов. Это одно из самых красивых мест в Риме! Особенно если любоваться на панораму замка святого Ангела с противоположной стороны Тибра. По выходным на мосту, декорированном скульптурами, можно увидеть пары молодоженов. В Риме это одно из мест обязательного посещения во время свадебных фотосессий.

Стоит ли тратить время на то, чтобы посетить Военно-исторический музей и побывать внутри замка? Стоит, если ваше время в Риме ничем не ограничено. Если же в вашем распоряжении всего несколько дней, то на наш взгляд - внешнего осмотра более чем достаточно.

Где находится и как добраться

Замок Св. Ангела по-другому называют мавзолеем Адриана

Замок Святого Ангела расположен недалеко от Ватикана. От площади Святого Петра до него рукой подать - 10 минут пешей прогулки.

Запоминайте: когда вы будете идти по Виа делла Кончилиационе, и собор Святого Петра с площадью останутся у вас за спиной, Замок Святого Ангела окажется непосредственно перед вами. Соответственно, если к крепости вы направляетесь от исторического центра (например, Пантеона, площади Навона и т. д.) в сторону Ватикана, то замок будет уже справа. Чтобы лучше сориентироваться, изучите карту.

Оказавшись у замка, вы сможете также увидеть мост Ангелов, прогуляться по набережным Тибра и увидеть некоторые другие . Например, дойти до Пьяцца дель Пополо, которой завершается центральная улица Рима - Виа дель Корсо.

Замок Святого ангела – это историко-архитектурный памятник, расположенный в самом сердце Рима – недалеко от Ватикана. Первоначально замок Святого ангела был построен как мавзолей, позднее он стал резиденцией пап и одновременно тюрьмой, он также был сокровищницей и неприступной крепостью, а в наши дни в нем располагается Национальный музей.

Как доехать до замка Святого ангела

  • Метро – станции Lepanto или Ottaviano - San Pietro – линия А
  • Автобусы маршрутов № 62, 23 и 271, 982 и 280 - остановка Piazza Pia или № 34 - остановка у Porta Castello

Режим работы Замка Святого ангела в Риме в 2019 г.

Стоимость билетов в Замок Святого ангела в Риме в 2019 г.

  • Для взрослых с 9:00 до 11:00 - 5 евро
  • Для взрослых с 11:00 до закрытия - 14 евро
  • Для детей до 18 лет - бесплатно
  • Для лиц от 18 до 25 лет, граждан ЕС, - 2 евро
  • Бесплатный вход для все посетителей каждое первое воскресенье месяца

Из истории

В 130 году император Адриан, предчувствуя наступление смерти, по примеру мавзолея Августа решил построить большую усыпальницу, где в каменных гробах могли быть захоронены его останки и останки членов его семьи. Мавзолей решили расположить не в Риме, а на противоположном берегу Тибра. Чтобы не переправляться на лодках, сразу приняли решение построить каменный мост, названный Элио.

Император Адриан не дождался окончания строительства, он умер в 138 году, а мавзолей был завершен в 139 году. Его наследник Антоний Пий приказал перенести останки Адриана в построенную усыпальницу, где до 207 года хоронили всех последующих императоров, последним из которых стал легендарный Семптий Север.

Мавзолей Адриана, как и усыпальница Августа, представлял собой гигантскую цилиндрическую структуру с холмом на вершине, засаженным кипарисом. В самой высокой точке сооружения, видимо, было изображение императора в виде бога Солнца, правящего квадригой, очень похожей на ту, что установлена на крыше Большого театра в Москве.

Еще до окончательного распада Римской империи мавзолей стал крепостью, участвовавшей во всех военных баталиях, разворачивающихся вокруг Рима. Здесь римские папы скрывались от преследования врагов, а в перерывах между сражениями замок служил тюрьмой, получившей славу самого ужасного застенка во всем Риме.

Достоверно известно, что сбежать из тюрьмы удалось единственному человеку – скульптору, ювелиру и авантюристу Бенвенуто Челлини, который только одним своим побегом заработал славу, которой бы никогда не добился как обычный ювелирных дел мастер.

Правда, Челлини сидел в обычной камере, а в крепости были клетушки, устроенные в вентиляционных трубах, в которых и повернуться было нельзя.

Теперь тюрьма является главной приманкой крепости, также популярностью пользуются папские покои и особенно ванная папы Климента XVII, расписанная учеником Рафаэля Джулио Романо.

Туристы с удовольствием гуляют по расписным галереям с гротескными фресками, снимаются на фоне разложенных по периметру ядер и на фоне бронзового ангела.

Замок Святого ангела - название

Надо заметить, что это уже шестой ангел на замке, предыдущие стали жертвой молний и нехватки металла на оружие.

По преданию, при Григории Великом в 590 году случилась страшная эпидемия чумы и тогда папа организовал Крестный ход по городу, во время которого над крепостью возникло видение – фигура архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. Это предвещало окончание мора и в честь этого события замок быстро перекрестили в Castel Sant"Angelo и в это же время возникла традиция стрелять из замковой пушки, оповещая римлян о наступлении полдня. Позднее была установлена первая фигура бронзового ангела.

В настоящее время окрестности замка выглядит как парковая зона. Во рву горожане выгуливают собак, на аллеях устраиваются благотворительные ярмарки и книжные выставки, организуются народные гуляния. А каменный мост оккупируют торговцы, предлагающие туристам по 10 евро сумки Louis Vuitton и Gucci. Евросоюзное законодательство и штрафы от 500 евро за торговлю подделками продавцы и клиенты благополучно игнорируют.

Замок Святого ангела - один из немногих памятников Рима, сохранившийся практически в неизменном виде. Это прекрасный образец античной архитектуры, который притягивает к себе не только туристов, но также поэтов, художников и скульпторов, которые черпают здесь вдохновение.

Замок Святого ангела или, как его ещё называют, Сант-Анджело, или мавзолей Адриана (итальянское название Castel SantAngelo, английское - Castle of the Holy Angel) находится в одноименном парке Адриана нового Рима, сразу за Элиевым мостом через реку Тибр. До замка можно легко дойти пешком из центра старого Рима, от пеший путь займет всего минут 10, а из , вообще минут пять.

Замок Сант-Анджело представляет собой памятник истории и архитектуры периода Древнего Рима. Ни один путеводитель по Риму не обойдет стороной этот замок и поставит его на одно из первых мест по рекомендациям для посещения.

За свою богатую историю замок Святого Ангела использовался как крепость, папская резиденция, мавзолей, хранилище и даже в качестве тюрьмы. Однако в настоящее время бывший мавзолей Адриана открыт для посещения всем желающим и представляет собой музей, рассказывающий об истории замка. А с террасы последнего этажа открывается прекрасный панорамный вид на Рим и реку Тибр с её знаменитыми мостами.

Здание замка представляет собой высокое цилиндрическое строение красно-землистого цвета. Первоначально замок Сант-Анджело строился по заказу римского императора Адриана как мавзолей, а также в качестве гробницы для других императоров, последним из которых был захоронен Каракалла (217 год). Первоначально строение задумывалось как крепость, которая должна была стать самым высоким зданием Рима, когда-то так и было, естественно это уже давно не так.

Позже крепость была захвачена варварами и полностью разорена. Те остатки, которые ещё были пригодны, впоследствии прибрал к рукам Ватикан. Снаружи и внутри были проведены масштабные реконструкции, помещения с урнами императора Адриана и его потомков превратились в роскошные папские апартаменты, а на нижних уровнях располагалась одна из самых строгих тюрем в Риме. Наверное поэтому замок ещё называют Печальным замком. Именно в этот период крепость стала замком. В те годы замок Сант-Анджело внушал римлянам всю безграничную мощь Святого Престола и являлся неотъемлемым атрибутом папской власти.

Своё интересное и ласковое название замок Святого Ангела крепость получила в 590 году. Во время эпидемии чумы и тотального вымирания жителей Рима. Папе Григорию Великому привиделся на крыше замка архангел Михаил, вкладывающий меч в ножны. Это видение папа растолковал как знак свыше, означающий конец разбушевавшемуся бедствию. Именно после этого крепость стала называться замком Святого Ангела.

Вход на территорию замка свободный, но платный, билет стоит в районе 10-12 евро за человека. Сказать честно, для такой достопримечательности это дороговато, тем более что вход в некоторые музеи на территории замка тоже платный. Единственное, что производит впечатление в мавзолее Адриана это вид на Рим с верхней площадки и красивая скульптура на самой макушки замка. Однако цену загибают благодаря тому, что сегодня замок Сант-Андежло является одним из самых посещаемых архитектурных памятников не просто в Риме, но и во всей Италии.

Что рассказать про замок ?

На его территории расположено несколько уровней, соединенных между собой лестницами и переходами. Проход от этажа к этажу замка порой представляет собой узкие ступеньки, идущие вверх или небольшие каменные арки.

Гуляя по замку ты как бы идешь по кругу, поднимаясь вверх при этом переходя от этажа к этаже на которых расположены смотровые площадки с выставочными экспонатами и музеи. В музеи мы не заходили, поскольку вход в них за отдельную плату, стоит это не дорого, но заглянув внутрь сразу видно небольшое помещение с несколькими выставочными экземплярами. Так что мы решили не стоит оно этих денег.

На одной из открытых площадок замка разбит военно-исторический музей. Здесь выставлены оборонительные пушки, ядра.

Есть и небольшое кафе с панорамным видом на город

Гуляя по территории замка Святого Ангела можно видеть стоящие то тут, то там статуи и памятники

И вот здесь, самое интересное, чем может похвастаться замок: панорамный вид на окрестности Рима, реку Тибр и знаменитые римские мосты. О мостах Рима мы расскажем в следующей статье, прочитать и посмотреть фотографии .

На этом фото, белое большое строение слева, это , что недалеко от железнодорожного вокзала Термини. Вот так всё в центре Рима близко расположено, можно легко обойти пешком все достопримечательности города.

Площадь возле замка Сант-Анджело

Ещё одном красивейшим экспонатом замка является статуя Ангела на самой вершине мавзолея. Изначально статуя Ангела была каменной с железными крыльями, однако в 1753 году её заменили бронзовой скульптурой, потому что каменный ангел сильно пострадал от удара молнии.

На фоне статуи Ангела так и норовят сфотографироваться туристы

Эта новая статуя действительно производит неизгладимое впечатление, она как-будто парит в воздухе нависая над тобой. И кажется, что Ангел убирает в ножны, а не достает меч для защиты и наведения страха. Такое ощущение достигается благодаря тому, что взор ангела обращен к оружию, а не от него.

В темное время суток замок Сант-Анджело и одноименный мост возле замка через реку Тибр освещаются теплым светом прожекторов.

Парк Адриана в Риме

Как мы упоминали выше, замок мавзолей Адриана расположен в одноименном парке Адриана. Парк разбит вокруг замка и представляет собой красивые зеленые сады с лужайками и высокими деревьями практически полностью состоящими из кроны.

Вход в парк свободный и бесплатный, нужно просто пройти за замок и спуститься по ступенькам.

Дешевые авиабилеты →

Загрузка...
Top