Вычисляем заброшенные деревни. Поездка в заброшенную деревню и экскурсия по ней проблема России

И снова здравствуйте, дорогие читатели. Во-первых, хочу сообщить, что я вернулся с отдыха, а значит, скоро будут новые отчёты. Ездил я, кстати, во Львов, так что будет много интересных ракурсов города. Во-вторых, вчера замечательно смотались по заброшенным пионерлагерям, а значит, потом тоже будут фотографии. Но это все в будущем, а пока что я предлагаю вернуться в начало года. Тогда мы с компанией посетили несколько заброшенных и полузаброшенных деревень. В связи с этим представляю новый фотоотчёт. Здесь будет рассказано о самых запомнившихся моментах, заброшенных домах, любопытных находках, предметах сельского быта и прочих интересностях.

К слову сказать, я не очень часто пишу с подобных мест. Похожий блог (как раз, часть 1) был прошлой осенью, посмотреть его можно . До этого было еще пара блогов в 2009 и 2010, но сейчас не буду заморачиваться на поисках, лучше перейдём сразу к новой части. Итак, сегодняшний репортаж посвящён паре деревень и деревенских домиков в Москвоской области. Все они по-разному удалены от столицы, но объединяет их одно - либо деревня активно сносится под застройку, осталась пара живых домов. Либо в действующей деревне стоят глухие заброшенные дома, в которые уже сто лет никто не приезжал, окна частично выбиты, а забор отсутствует. Так далеко не везде, но поскольку столица растёт быстро, то многие деревни, попадая в черту Москвы, постепенно деградируют. Также не везёт деревням рядом с трассами, а также, наоборот, ооочень удалённым от жилых агломераций сёлам. В большинстве своём в домах таких пусто, часто проживают бездомные жители, и ничего интересного не встречается. Но порой попадаются достаточно любопытные локации. Даже удивляешься, как сохранилось столько старинных и достаточно редких вещей, предметов интерьера, старой посуды и много другого. Итак, выкладываю фотографии вперемешку, чтобы было соразмерно интересно, а то некоторые места достаточно пустоватые, а некоторые, наоборот. Поехали.

1. Типичный дом, построенный до революции. Внутри никто не проживает, дверь нараспашку, окна выбиты. Приехали мы сюда ещё холодной зимой. Не самый интересный, но все же.

2. Перемещаемся за несколько десятков километров. Попадаем в домик уже поинтереснее. Присядем попить чайку? В углу находим старый сундук, у стола венские стулья. Поднимаем сиденья, находим этикетку дореволюционную, мелочь, а приятно) На столе разбросано много часов. Кстати часов в отчёте тоже будет немало.

3. На очереди другой дом. На террасе находим портрет великого поэта, недвусмысленно попавший под косу.

4. В одном из домов находим старинное пианино. Той же фирмы, кстати, что и рояль, выброшенный одними уродами в окно заброшенной школы (см. в конце). Это, слава Богу, ещё живо, однако клавиши уже заедают. Наверху пианино обнаруживаем советский набор домино.

5. Ещё одни остановившиеся часы. Обычные пластмассовые, советские.

6. Иногда дома попадаются совсем разрушенные, у этого, например, рухнула крыша после пожара. Диван смотрится несколько безумно.

7. А это дом с Пушкиным на террасе. Перекрытия прогнили, пол проваливается. Например, тут, шкаф провалился вниз.

8. Бывалый скворечник рядом с одним заброшенным огородом при доме.

9. На чердаке часто можно найти разные любопытные вещи. В этом доме, например, это старинные предметы крестьянского быта (прялки, грабли, вилы, деревянная лопата, сито и т.д.), тетради 20-ых и 30-ых годов, учебники того же времени, газеты, ёлочные игрушки, фарфоровая посуда и т.д. На этом кадре ещё виден радиоприёмник в очень плохом состоянии 40-ых годов.

10. Типичная кухня в таких домах. Старая печь, нагреватель воды, красивое, но пыльное зеркало и разное барахло.

11. Детские куклы смотрятся всегда особенно жутковато.

12. Ещё одна любопытная комната. Здесь находим дореволюционную швейную машинку "Зингер", точнее столик от неё и её саму. Состояние очень неважное. Время и сырость делают своё дело. В шкафах куча старой и полугнилой одежды.

13. Покажу основание стана. Ржавые буквы "ZINGER" на обороте.

14. В каждом деревенском доме должен быть красный уголок.

15. По пути мимо жилых домов часто попадаются здешние обитатели)

16. На террасе обнаружились ржавые велики.

17. А вот в комнате на полу валяются любопытные часы.

18. Домик в деревне в небольшом удалении от остальных. Странный, к слову сказать. В одной комнате рухнул потолок, во второй еле на ладан дышит, забора фактически нет, окна выбиты, а свет в одной из комнат ещё работал! внутри видны следы разрухи.

19. Этот листок меня очень сильно зацепил. Обучению письму 20-ых годов. "Вставай, проклятьем заклеймённый, весь мир голодных и рабов!"

20. На кухне в заброшенном доме. Под ногами попадаются письма, на стене - старый радиоприемник.

21. Все часы показывают разное время.

22. Симпатичная деревянная этажерка.

23. Заглавная фотография. Коврик смотрится особенно грустно. Русь-тройка, куда несёшься ты? А и правда, куда...

24. Советский пинбол. Любопытная вещь, никогда раньше видел. Хотя вот китайских 90-ых видел полно. Состояние аховое.

25. Одна почти полностью разнесённая хата.

26. В доме с кадра 18. Буфет на кухне. На удивление идеальный сохран! Как будто года два-три никто не живёт, но никто и не лазал или не били. Хотя посуда позднесоветская и нередкая, так что неудивительно.

27. Тетради 20-ых, 30-ых годов, на этот раз поближе. Украшены портретами Луначарского, Ленина, лицами крестьян и пионеров. И разумеется "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".

28. В доме с 1 фотографии прямо на пороге обнаруживаем вот такой замечательный сундук

29. Немножко майской природы с деревенских участков=)

30. И снова находим пинбол. Состоянием ненамного лучше.

31. Одна кухня. Странно, что всё прямо так брошено. Несмотря на кажущийся порядок, посуда под слоем пыли, потолок сзади уже рухнул.

32. Симпатичный дореволюционный буфет в комнате с пианино.

33. Качеством кадр не особо вышел, но всё равно выложу. Интересное содержание. Тетрадь по геометрии 1929 года.

35. На этом кадре хочу закончить сегодняшний фототчёт.

Очень грустное и тяжёлое впечатление производят подобные заброшенные дома. Кажется, что часть нашей культуры уходит. Столичный образ жизни меняет старый сложившийся уклад. Хорошо это или плохо? Насколько нужен прогресс, и к чему мы стремимся? Но это скорее уже философские вопросы, и у каждого будет свой ответ. На сегодня хватит рассуждений. До следующих отчётов!

Нет смысла скрывать, что заброшенные деревни и другие населенные пункты являются объектом исследования для многих увлеченных кладоискательством (и не только) людей. Здесь есть где разгуляться и любителям чердачного поиска, и «прозвонить» подвалы заброшенных домов, исследовать колодцы и мн. др. Конечно, вероятность того, что до вас побывали в данном населенном пункте ваши коллеги или местные жители очень высока, но, тем не менее, «выбитых мест» не бывает.


Причины, которые приводят к опустению деревень

Прежде чем начинать перечисление причин хотелось бы более подробно остановиться на терминологии. Существует два понятия - покинутые населенные пункты и исчезнувшие населенные пункты.

Исчезнувшие населенные пункты - географические объекты, на сегодняшний день, полностью прекратившие свое существования вследствие военных действий, техногенных и природных катастроф, времени. На месте таких пунктов сейчас можно наблюдать лес, поле, водоем, все что угодно, но не стоящие заброшенные дома. Данная категория объектов также интересна кладоискателям, но сейчас речь не о них.

Заброшенные деревни как раз и относятся к категории покинутых населенных пунктов, т.е. поселки, деревни, хутора и т.д., покинутые жителями. В отличие от исчезнувших населенных пунктов, покинутые в большей части сохраняют свой архитектурный облик, строения и инфраструктуру, т.е. находятся в состоянии, близком ко времени, когда населенный пункт был покинут. Итак, люди ушли, почему? Спад экономической активности, что мы можем наблюдать сейчас, когда люди из деревень стремятся переехать в город; войны; катастрофы различного характера (Чернобыль и его окрестности); прочие условия, делающие проживание в данном регионе неудобным, невыгодным.

Как искать заброшенные деревни?

Естественно, прежде чем отправляться сломя голову на место поиска необходимо подготовить теоретическую базу, говоря простыми словами, вычислить эти самые предполагаемые места. В этом нам поможет ряд определенных источников и инструментов.

На сегодняшний день, из наиболее доступных и достаточно информативных источников является Интернет :

Второй довольно популярный и доступный источник - это обычные топографические карты. Казалось бы, как они могут быть полезны? Да, очень просто. Во-первых, на достаточно известных картах Гентштаба уже отмечены и урочища, и нежилые деревни. Тут важно понимать одно, что урочище - это не только заброшенный населенный пункт, но и просто любая часть местности, отличная от остальных участков окружающей местности. И еще, на месте урочища уже давно может не быть никакой деревни, ну да ничего, походите с металлоискателем среди ямок, пособираете металломусор, а там глядишь и повезет. С нежилыми деревнями тоже не все просто. Они могут оказаться не совсем нежилыми, а использоваться, скажем, под дачи или могут быть заселены незаконно. В этом случае не вижу смысла что-либо предпринимать, проблемы с законом никому не нужны, а местное население может быть достаточно агрессивно.

Если сравнивать ту же карту Генштаба и более современный атлас можно заметить некоторые отличия. Например, была деревня в лесу на Генштабе, к ней вела дорога и вдруг дорога на более современной карте пропала, скорее всего, жители оставили деревню и стали заморачиваться с ремонтом дорог и т.п.

Третий источник - местные газеты, местное население, местные музеи. Больше общайтесь с аборигенами, интересные темы для разговора всегда найдутся, а между делом можно спросить и об историческом прошлом данного региона. О чем могут поведать местные жители? Да много о чем, местоположение усадьбы, барского пруда, где есть заброшенные дома или даже заброшенные деревни и т.д.

Местные СМИ тоже достаточно информативный источник. Тем более сейчас даже самые провинциальные газеты стараются/пытаются обзавестись собственным сайтом, где старательно выкладывают отдельные заметки или даже целые архивы. Журналисты много куда ездят по своим делам, берут интервью, в том числе и у старожилов, которые в ходе рассказов любят упоминать различные интересные факты.

Не брезгуйте ходить в провинциальные краеведческие музеи. Мало того, что их экспозиции бывают зачастую интересны, так работник музея или экскурсовод может вам также рассказать много интересного.

В последнее время от молодежи все чаще можно услышать, что они хотели бы бросить городскую жизнь. Их интересуют заброшенные деревни, где можно дешево купить барскую усадьбу, старую школу или просто деревянную избушку: русская деревня стала городской мечтой, и у каждой есть своя история, смотрите фото и видео.

Число вымирающих деревень в России и Беларуси с каждым годом растет. Например, в Ждановичском сельсовете, что на Парковой, деревень, умирающих с последним ее жителем, насчитывается около десятка: Дубровский, Хуторское, Борки, Ивановка, Лукошко, Старые и Новые Исаевичы, Дубно, Раван, разъезды Фаличи, Будда. Уже как несколько лет исчезла с лица земли старая деревня Белое, ​​что располагалась аккурат на одноименной речке. На один район в России приходится примерно около 7 сельсоветов, а значит около 70 вымирающих деревень. В России цветут агрогородки, а параллельно таких деревень уже насчитывается где-то под десяток тысяч. Ранее мы уже писали об отдыхе в деревне.

То, что некоторые дома скупают под дачи, деревня живее не делается. Ведь для местных недопустимо пройти по улице и не то что не спросить о сегодняшнем урожае, но даже не поздороваться. Ведь в деревне про таких говорят: «О, проснулась, и «здравствуйте» не сказала! Свинья и то проворнее!»

Примером такой деревни являются небольшие Борки. Она представляет собой одну улицу длиной около 2 километров, вдоль которой раскинулись живописные домики до самого леса. Название у нее - Зеленая, потому что один из местных жителей, переехав сюда из города, по привычке называл ее по бывшему месту жительства. Так и прижилось. Но на самом деле нужды в улице нет, так как если приходят сюда письма, то можно увидеть, что многие просто не обозначают улицу: «д. Борки, д. 7».

Когда-то при советской власти в Борках действовала школа с библиотекой и кинозалом, была конюшня, но теперь при капитализме вся цивилизация сводится к приезжающей три раза в неделю автолавке. Но она не дает гарантии, что местные уйдут от нее с хлебом и свежими продуктами. И кажется, что это почти что единственный повод собраться жителям вместе.

Жилых дворов, как раньше говорили, здесь осталось около десятка. Сейчас событием здесь считается даже то, что чужая собака пробежит по огороду. А раньше было все иначе. Например, из-за того что здесь находилось одно из немногих предприятий, был большой уровень преступности. Местный участковый шутил когда-то: «Если бы не Борки, то в сельсовете и работы не было бы». Одно из самых громких дел состоялась здесь в 2011 году. Местный житель из соседней деревни ночью поджег цеха деревообрабатывающего предприятия, оставив записку для хозяина: «У нас тротила для всех хватит. Поэтому привози 3000 долларов на свалку возле леса и оставь их в холодильнике».

Предприниматель пытался самостоятельно задержать преступника, отправившись на мусорку, но тот предусмотрел все до мелочей. Одел длинный зеленый плащ, чтобы увеличить рост и казаться более высоким, а на кроссовки надел носки, чтобы не оставлять следы на поле, если будет убегать. Из-за того что в деле фигурировала взрывчатка, к расследованию подключилось ФСБ. Преступника нашли, привлекли к ответственности, но материальный ущерб за сожженный материал предприниматель так и не смог взыскать. Исполнительные органы России в этой ситуации оказались очередной декларативной инстанцией.

Также был период в 2000-х, когда в течение пяти лет здесь горели дома. Кто-то называет это совпадением, а кто-то закономерностью.

Русская деревня и разговоры с ее жителями (фото)

Встретившись с местными жителями, я предложила вспомнить какое-нибудь яркое событие или историю, которая произошла с ними в Борках. Но, как выяснилось в дальнейшем, задача для них оказалась не из самых легких, как показалось на первый взгляд.

Баба Настя

«Подожди! Я помню, как я в школьном саду танцевала. Еще при нашем родном Сталине. Был какой-то праздник, мы разослали покрова, кто-то принес магнитофон и мы прыгали под музыку прямо среди яблонь. Это был первый раз, когда я танцевала. Второй раз был, когда мы в армию парня провожали. Вот гуляние уже было! Но его тогда так и не забрали в армию. А помню еще, как пешком в соседнюю деревню в Коваличи на 8-е марта в клуб ходила. Был конкурс на лучший танец, и я получила тогда аж 2 приза: мочалку и расческу! Вот сколько я танцевала! А теперь что? Вот гектар зерна вручную посадила, а 20-го июня мне исполняется 80 лет».

Андрей:

«Не надо со мной разговаривать. Я лицо при должности, поэтому мне нельзя лишний раз маячить. Ну не знаю, что интересного в моей деревенской жизни было - ежедневное все: дом и работа. О, помню, как меня в армию провожали. Тогда чуть девчонки не изнасиловали. Но это же не интересно никому. Кстати, у нас тут Оля-соседка жила. Представляешь, говорят, что сейчас она в Москве бильярдной управляет. Вот поднялась!»

Андрей холостяк, живущий с матерью, время от времени пьяным выгоняя ее из дома. Уже 15 лет работает лесником в соседней деревне. Но он является единственным рабочим на целую деревню.

Юзик:

«Я здесь и родился. Здесь в школу ходил. Отсюда в армию пошел. Вот тут и живу сейчас. Так и напиши, что просто работал всю жизнь».

Собеседник только пару дней назад выписался из районной больницы. Ему сказали там, что его болезнь головы не лечится. Но он не на минуту не оставил свою улыбку, даже когда рассказывал об этом. Хобби у деревенского жителя - собирать пустые бутылки, металл, бумагу. Поэтому его часто можно встретить на велосипеде, разъезжающим по другим деревням. Хотя он получает большую пенсию. Местные говорят: «Ну такой человек!»

Витя «Заяц»:

«У меня в жизни все нормально. Помню, когда был маленьким, то за деревней возле леса была большая горка высотой под 2 метра. Мы ее «золотым колодцем» называли. Говорят, там когда-то былj господское имение. И мы с друзьями ходили туда гулять. Однажды я там лыжи сломал! Вот это единственное мое приключение в Борках».

В деревне он имеет прозвище «Заяц». Прожил почти всю свою жизнь в Борках с матерью. Является абсолютным рекордсменом по спусканию на водку пенсии. Например, получив 7000 рублей 18 числа, 20-го в кармане имеет только копейки. Всегда передвигается на велосипеде, даже в гололед. Но при этом в доме у него всегда чисто, посажен огород и летом почти ежедневно бегает в лес по грибы и малину.

Другие жители по разным причинам не согласились фотографироваться, мы публикуем только их интервью

И снова здравствуйте, дорогие читатели. Во-первых, хочу сообщить, что я вернулся с отдыха, а значит, скоро будут новые отчёты. Ездил я, кстати, во Львов, так что будет много интересных ракурсов города. Во-вторых, вчера замечательно смотались по заброшенным пионерлагерям, а значит, потом тоже будут фотографии. Но это все в будущем, а пока что я предлагаю вернуться в начало года. Тогда мы с компанией посетили несколько заброшенных и полузаброшенных деревень. В связи с этим представляю новый фотоотчёт. Здесь будет рассказано о самых запомнившихся моментах, заброшенных домах, любопытных находках, предметах сельского быта и прочих интересностях. К слову сказать, я не очень часто пишу с подобных мест.

Итак, этот репортаж посвящён паре деревень и деревенских домиков в Московской области. Все они по-разному удалены от столицы, но объединяет их одно — либо деревня активно сносится под застройку, осталась пара живых домов. Либо в действующей деревне стоят глухие заброшенные дома, в которые уже сто лет никто не приезжал, окна частично выбиты, а забор отсутствует. Так далеко не везде, но поскольку столица растёт быстро, то многие деревни, попадая в черту Москвы, постепенно деградируют. Также не везёт деревням рядом с трассами, а также, наоборот, ооочень удалённым от жилых агломераций сёлам. В большинстве своём в домах таких пусто, часто проживают бездомные жители, и ничего интересного не встречается. Но порой попадаются достаточно любопытные локации. Даже удивляешься, как сохранилось столько старинных и достаточно редких вещей, предметов интерьера, старой посуды и много другого. Итак, выкладываю фотографии вперемешку, чтобы было соразмерно интересно, а то некоторые места достаточно пустоватые, а некоторые, наоборот. Поехали.

Типичный дом, построенный до революции. Внутри никто не проживает, дверь нараспашку, окна выбиты. Приехали мы сюда ещё холодной зимой. Не самый интересный, но все же.

Перемещаемся за несколько десятков километров. Попадаем в домик уже поинтереснее. Присядем попить чайку? В углу находим старый сундук, у стола венские стулья. Поднимаем сиденья, находим этикетку дореволюционную, мелочь, а приятно) На столе разбросано много часов. Кстати часов в отчёте тоже будет немало.

На очереди другой дом. На террасе находим портрет великого поэта, недвусмысленно попавший под косу.

В одном из домов находим старинное пианино. Той же фирмы, кстати, что и рояль, выброшенный одними уродами в окно заброшенной школы. Это, слава Богу, ещё живо, однако клавиши уже заедают. Наверху пианино обнаруживаем советский набор домино.

Ещё одни остановившиеся часы. Обычные пластмассовые, советские.

Иногда дома попадаются совсем разрушенные, у этого, например, рухнула крыша после пожара. Диван смотрится несколько безумно.

А это дом с Пушкиным на террасе. Перекрытия прогнили, пол проваливается. Например, тут, шкаф провалился вниз.

Бывалый скворечник рядом с одним заброшенным огородом при доме.

На чердаке часто можно найти разные любопытные вещи. В этом доме, например, это старинные предметы крестьянского быта (прялки, грабли, вилы, деревянная лопата, сито и т.д.), тетради 20-ых и 30-ых годов, учебники того же времени, газеты, ёлочные игрушки, фарфоровая посуда и т.д. На этом кадре ещё виден радиоприёмник в очень плохом состоянии 40-ых годов.

Типичная кухня в таких домах. Старая печь, нагреватель воды, красивое, но пыльное зеркало и разное барахло.

Детские куклы смотрятся всегда особенно жутковато.

Ещё одна любопытная комната. Здесь находим дореволюционную швейную машинку «Зингер», точнее столик от неё и её саму. Состояние очень неважное. Время и сырость делают своё дело. В шкафах куча старой и полугнилой одежды.

Покажу основание стана. Ржавые буквы «ZINGER» на обороте.

В каждом деревенском доме должен быть красный уголок.

По пути мимо жилых домов часто попадаются здешние обитатели)

На террасе обнаружились ржавые велики.

А вот в комнате на полу валяются любопытные часы.

Домик в деревне в небольшом удалении от остальных. Странный, к слову сказать. В одной комнате рухнул потолок, во второй еле на ладан дышит, забора фактически нет, окна выбиты, а свет в одной из комнат ещё работал! внутри видны следы разрухи.

Этот листок меня очень сильно зацепил. Обучению письму 20-ых годов. «Вставай, проклятьем заклеймённый, весь мир голодных и рабов!»

На кухне в заброшенном доме. Под ногами попадаются письма, на стене — старый радиоприемник.

Все часы показывают разное время.

Симпатичная деревянная этажерка.

Заглавная фотография. Коврик смотрится особенно грустно. Русь-тройка, куда несёшься ты? А и правда, куда…

Советский пинбол. Любопытная вещь, никогда раньше видел. Хотя вот китайских 90-ых видел полно. Состояние аховое.

Одна почти полностью разнесённая хата.

В доме с кадра 18. Буфет на кухне. На удивление идеальный сохран! Как будто года два-три никто не живёт, но никто и не лазал или не били. Хотя посуда позднесоветская и нередкая, так что неудивительно.

Тетради 20-ых, 30-ых годов, на этот раз поближе. Украшены портретами Луначарского, Ленина, лицами крестьян и пионеров. И разумеется «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

В доме с 1 фотографии прямо на пороге обнаруживаем вот такой замечательный сундук

Немножко майской природы с деревенских участков=)

И снова находим пинбол. Состоянием ненамного лучше.

Одна кухня. Странно, что всё прямо так брошено. Несмотря на кажущийся порядок, посуда под слоем пыли, потолок сзади уже рухнул.

Симпатичный дореволюционный буфет в комнате с пианино.

Качеством кадр не особо вышел, но всё равно выложу. Интересное содержание. Тетрадь по геометрии 1929 года.

На этом кадре хочу закончить сегодняшний фототчёт.

Очень грустное и тяжёлое впечатление производят подобные заброшенные дома. Кажется, что часть нашей культуры уходит. Столичный образ жизни меняет старый сложившийся уклад. Хорошо это или плохо? Насколько нужен прогресс, и к чему мы стремимся? Но это скорее уже философские вопросы, и у каждого будет свой ответ. На сегодня хватит рассуждений. До следующих отчётов!

Предлагаю познакомиться с самыми живописными деревнями, расположенными сравнительно недалеко от Соликамска по пути старого Чердынского тракта (Пермский край). Стоит отметить, что существующая в настоящий момент асфальтированная дорога на Чердынь и Красновишерск расположена не по старому тракту, а лишь в том же направлении. Местами она идет параллельно ему, местами пересекает, и только на отдельных, небольших, участках совпадает.

Первым населенным пунктом, в который я предлагаю заглянуть, будет деревня Татарская, что находится в 43 км на север от Соликамска.

Деревня Татарская впервые упоминается в 1623 году. Тогда это было крохотное селение, расположенное на истоке реки Талицы, всего с двумя дворами, однако при этом со своей мельницей.

Деревня получила развитие только в XIX веке, причем достаточно быстро: в начале века здесь было 4 двора, а в 1884-1889 годах 17 дворов, в 1909 году – 26 дворов со 162 жителями. Татарская в те времена славилась своими кузнецами: здесь было 4 кузницы, и их услугами пользовались крестьяне всех ближайших деревень.

Пустующие дома деревни Татарская

В археологической литературе Татарская известна по многочисленным находкам древних вещей, топоров, ральников и прочего. Здесь в 1949 году В.Ф. Генинг получил от местных жителей медное блюдо, изготовленное в Волжской Булгарии в XIII веке. Также встречается сообщение о находке другого древнего бронзового сосуда (кувшина) с крышкой.

По поводу названия деревни также существует интересное предположение, которое, однако, по мнению многих, не в полной мере соответствует действительности. Журналист-краевед А.К. Соколков писал, что во время набега на Соликамск отряды Сибирского ханства сделали в этом месте остановку (ночлег). И уже отсюда пошли на Мошево и Соликамск. Позже, когда здесь появилось поселение, его и назвали Татарским.

В настоящее время единственной достопримечательностью деревни является деревянная часовня. Памятников деревянной архитектуры прошлых столетий в Cоликамском районе сохранилось достаточно мало, а часовня так вообще одна.

Дата постройки часовни точно неизвестна, вероятнее всего относится к XIX веку. Обшита она вертикальным тесом, имеется четверик с притвором, над которым поставлен ярус звона. Была закрыта не позднее 1930-х, у часовни сломана главка и сама она находится в довольно плачевном состоянии.

Однако при большом желании на колокольню еще можно забраться и осмотреть деревню с высоты, что мы и сделали. Не успели мы подняться наверх, как услышали отчаянные крики местной бабушки – единственной жительницы и старожила деревни. С грустью в глазах поведала она нам о том, что не осталось в деревне совсем никого, только она и живет здесь сейчас без электричества и воды. Часовню она оберегает, поставила в ней иконы, и прогоняет непрошеных гостей, которые приезжают сюда в поисках кладов и ворошат старые половицы.

На колокольне часовни (фото Владислава Тимофеева)

Вид с колокольни часовни

Единственная жительница деревни Татарская

Дорога в сторону села Чигироб: слева дом единственной жительницы деревни Татарская, по центру – жительница деревни и ее козы

Рассказала она нам и о селе Чигироб – следующем пункте нашего путешествия: живут в нем сейчас преимущественно состоятельные люди из Соликамска, которые построили себе современные дома и приезжают туда отдыхать и охотиться. Кроме того, в церкви села имеется маленький железный ящичек-сейф, в котором один из бывших жителей начал бережно собирать информацию о селе. Ну что же, увидим своими глазами!

Чигироб впервые упоминается в письменных источниках также в 1623 году, как и деревня Татарская. Тогда это была деревня с 5 дворами, но само селение возникло явно раньше: рядом с ним археологами найдены остатки русского селища XVI века. Перепись 1647 года называет Чигироб погостом, т.е в это время здесь уже стояла церковь, а в 1909 году здесь было уже 43 двора с 274 жителями.

Богатым село никогда не считалось, большая часть жителей жила на покупном хлебе. Известен Чигироб был своими мастерами по дереву. Так в Чердынском краеведческом музее из крестьянской избы села хранится уникальная икона XVII века. На доске высотою 29,5, шириною 21,3 и толщиною 2,5 сантиметров вырезан и раскрашен восьмиконечный крест. А внутреннее убранство местного храма также отличалось большим количеством деревянной скульптуры.

Название Чигироб произошло из двух слов: шигир – «холмистый», «выпуклый» и об, ыб – «поле». То есть «холмистое поле» или «поле на холмах».

В селе сохранилась каменная Богоявленская церковь, построенная в 1773 году (она заменила деревянную 1628 года). Церковь состоит из обширного храма, пятигранной апсиды, трапезной и предела. Над входом в церковь возвышалась колокольня, но она, как и глава храма, к настоящему времени разрушена. Наружные стены храма украшают крупные профилированные кокошники над большими полуциркулярными окнами. А карниз куба представляет собой зубчатый пояс из лекального кирпича.

Руины Богоявленской церкви села Чигироб


На колокольне церкви в прежние времена имелся древний колокол весом пять пудов, с надписью латинскими буквами и датой отливки – 1642 год. Но, к сожалению, он утрачен.

Церковь закрыли в середине 1920-х годов, в советские времена в ней располагался зерновой склад.

Заветный ящичек в церкви с описанием истории села Чигироб



Карта-схема села Чигироб по воспоминаниям жителей


Фотографии жителей села Чигироб советских времен

В окрестностях Чигироба также находили клады. Так, в одном кладе, закопанном в XII веке, обнаружились киевский серебряный слиток весом около 1,4 кг, обломок сосуда с арабской вязью и заготовка для чеканки монет с китайскими иероглифами.

На подъездах к деревне Дуброва

На подъездах к деревне Дуброва: вы на верном пути!

Первое упоминание в письменных источниках о деревне Дуброва относится к 1579 году, тогда здесь стоял починок (небольшое новое поселение) Гарь. В 1647 году Дуброва значится уже погостом (селом). Первый деревянный храм здесь построен в 1628 году. Этот факт уже давно вызывает удивление у исследователей, поскольку постройка храма очень обременительна для прихожан в материальном отношении. Есть мысль, что православная церковь пошла первоначально на уступку: строится храм в центре небольшого села, однако вместе с тем священники разрешили язычникам устроить свое культовое место на окраине – в поле, в стороне от деревни, была построена часовня. Так появилось поле Балванское (от названия языческих богов – болванов).

Сегодня на месте бывшего села на пригорке одиноко стоит церковь Дмитрия Солунского. Строилась она в 1773 году (одновременно с церковью в селе Чигироб) благодаря жителю д. Кузнецова Архипа Ивановича Селиванова. Церковь Дмитрия Солунского – единственная в северном Прикамье посвящена покровителю воинов и князей Дмитрию Солунскому. Она имеет небольшие по размерам храмовую часть, трапезную и алтарную апсиду, соединенные по одной оси одноарочными проемами и перекрытыми сомкнутыми сводами. В то же время колокольня отличается значительной высотой. Над ее стройным объемом с высоким ярусом звона вознесен шпиль с маленькой главкой и крестом. Храм увенчан одной главой с красивым железным крестом, фигурные концы которого украшены сложным растительным орнаментом. На нем указан год изготовления – 1773.

Церковь Дмитрия Солунского в деревне Дуброва

Стоит также отметить, что в начале XVII века семь деревень этого района назывались Дубравами. Чтобы их различать, к общему названию добавляли имя первопоселенца: были Сергиевская, Вакорина, Лукинская, Денисова, Злыгостева, Фотиевская, Пеняхинская Дубравы. Северные Дубравы - это рощи не из дубовых зарослей, а из осины и березняка. Впоследствии общее название деревень осталось только за главным поселением округи - погостом, селом.

В настоящее время в деревне довольно много ухоженных домов, однако постоянно здесь никто не проживает.

Дома и участки деревни Дуброва

Как добраться до деревень Татарская, Чигироб, Дуброва

На автомобиле по Соликамскому тракту из Перми, после Соликамска в сторону Чердыни и Красновишерска:

Татарская и Чигироб – отворот на деревню Татарская через 40 км от Соликамска, Татарская (3 км) и Чигироб (10 км) соответственно, Дуброва – отворот на Кузнецово через 54 км от Соликамска, до Дуброва еще 5 км.

Использованные источники информации:

Геннадий Бординских. Соликамский район. Путеводитель по историческим местам. 2010 г., - 146 с.

Загрузка...
Top