Супрасль. Благовещенский Супрасльский монастырь. Благовещенский супрасльский монастырь Супрасльский монастырь

У Супрасльской обители близ Белостока – самая богатая история из всех православных монастырей на территории Польши. Наряду с Яблочином, она – древнейший памятник Православия и благочестия литовско-русских бояр.

Монастырь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы был основан в 1498 Александром Ивановичем Ходкевичем, маршалом Великого княжества Литовского и новогрудским воеводой, при участии епископа Смоленского (впоследствии митрополита Киевского) Иосифа (Солтана). Ходкевич первоначально разместил обитель в своем имении Гродке (Городке), куда, по преданию, пригласил через своего отца, киевского воеводу Ивана Михайловича, иноков Киево-Печерской лавры или афонских монахов.

Так как в имении царила суета, то иноки в 1500 решили избрать новое место, прибегнув к древнему способу. Из Гродка по р. Супрасль был по течению пущен деревянный крест с частицей Креста Господня, за ним по берегу шли два иеромонаха и следили, куда крест пристанет. Через 33 км его прибило к берегу в местности «Сухий Груд», при впадении р. Березовки и р. Грабовки в р. Супрасль. От белорусского слова, означающего слияние двух речек, и произошло, как считают, название «Супрасль».

При игумене благоверном Пафнутии (Сечене) в обители была выстроена первая небольшая деревянная церковь во имя ап. Иоанна Богослова, освященная 25 мая 1500 епископом Иосифом, и трапезная. В 1505 (или 1503) началась постройка каменного собора с приделами свв. Бориса и Глеба и прпп. Антония и Феодосия Печерских. В 1511 (менее вероятно, в 1516) храм был окончен, и в него Владыка Иосиф пожертвовал список с иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрия».

Необычной была архитектура пятиглавого собора – углы здания фланкировали четыре высоких круглых башни, увенчанные главками, фасады завершались высокими фронтонами, декорированными арочными нишами и бойницами. По словам известного археолога П. П. Покрышкина, «зодчий, мало знакомый с готикой, стремился придать православной церкви готический стиль и крепостное назначение».

«Обладая огромным имением, монастырь славился богатством и красотою храма, в котором иконостас украшали иконы, писанные лучшими художниками». Особенно знамениты были росписи, о которых уже в 1557 упоминает супрасльский архимандрит Сергий (Кимбарь) – это были в основном новозаветные сцены и изображения святых. Росписи, вероятно, исполнил о. Нектарий, афонский монах сербского происхождения, со своими учениками-помощниками с Балкан.

Расцвет монастыря относится к 1532–1557, когда он получил титул лавры. В нем подвизались от 70 до 100 иноков, в том числе схимники и отшельники, жившие в скиту. Поддерживались постоянные связи с Киевом, Москвой, Сербией, Болгарией, Грецией. Библиотека насчитывала 7 печатных и 200 рукописных книг (с 1876 она хранилась в Вильне). В частности, монастырю с 1582 принадлежал один из древнейших памятников кириллического письма – «Четья-минея», составленная в начале XI века на Балканах и получившая название «Супрасльского сборника». Здесь же находились самые знаменитые, наряду с Радзивилловской, белорусские летописи – Супрасльская и Волынская. В 1598–1601 местными иноками был создан «Ирмологион», уникальный памятник православного славянского нотного творчества.

Киево-Печерская и Супрасльская лавры являлись двумя крупнейшими центрами Православия на землях Великого Княжества Литовского. Архимандриты Супрасля пользовались уважением знати и польских Королей, некоторые из которых (например, Сигизмунд в 1543) посещали обитель. В 1589, при поставлении настоятелем архим. Илариона (в миру кн. Масальского), Константинопольский Патриарх Иеремия II вручил ему в супрасльском соборе драгоценную митру с 28 серебряными с финифтью вставками и даровал обители ставропигию.

Архим. Иларион противился введению унии, и в обители имели хождение полемические антиуниатские сочинения, например, «На богомерзкую, на поганую латину…». На Брестском соборе 1596 Иларион подписал осуждение принявших унию Владык, отчего в 1602 униаты изгнали его из обители, и под их нажимом вся братия к 1621 перешла в унию. С 1635 обитель жила по базилианскому уставу; с 1656 ее возглавляло высшее униатское духовенство. Униаты уничтожили в соборе приделы свв. Бориса и Глеба и прпп. Антония и Феодосия и у каждой колонны построили католические алтари; заменили древние иконы в серебряных ризах «полотняными итальянскими», о чем с горечью писал знаменитый митрополит Петр Могила. Притесняли обитель и ставшие католиками Ходкевичи, ибо по-прежнему считали ее своей вотчиной.

В 1635–1643 или около 1664 резчиком Андреем Модзелевским был изготовлен в Данциге новый резной трехъярусный иконостас с 25 образами. В конце XVIII униатский алтарь века был расписан в «итальянском стиле». К 1645–1652 относится строительство в Супрасле митрополичьих палат, к 1695–1697 – надвратной трехъярусной колокольни «в виде триумфальных ворот» (мастер Маньковский). В 1702 эта колокольня сгорела, но к 1752 была восстановлена.

В 1722 Лев Кишка, униатский митрополит Западной России и настоятель монастыря, сделал его центром ордена базилиан и реорганизовал типографию, где печаталась преимущественно духовная литература на церковно-славянском языке. За время своего существования в 1695–1804 типография издала 456 книг.

По третьему разделу Польши Белостокская область вошла в составе Пруссии и земли монастыря были конфискованы в казну. В 1797 была учреждена униатская Супрасльская епархия и ее первым епископом стал архим. Феодосий (Вислоцкий).

Когда Белостокская область в 1807 отошла к России, униатская епархия через два года была упразднена и присоединена к Брестской. Монастырь стал получать из казны ежегодное содержание. Ему отводилась особая роль – противодействовать переходу местных униатов в католичество. Помимо книгоиздания, это делалось также посредством строгого хранения православных обрядов и богослужебного языка.

При воссоединении униатов в 1839 с Православной Церковью обитель пребывала в упадке: собор стоял почти без кровли, в братии состояло всего пять человек. В 1835 в монастыре открылось Духовное училище, но в 1853 его перевели в Гродно. В 1860-е усердием литовских архиереев монастырь получил земельные угодья и щедрые пожертвования, позволившие со временем заняться его благоустройством.

С 1881 обителью управлял архим. Николай (Далматов), который возвел рядом с настоятельским корпусом церковь св. Иоанна Богослова. Ее освятил 26 сентября 1890 архиепископ Алексий (Лавров-Платонов). В 1893 на хорах собора был устроен Никольский придел.

Архимандрит Николай был не только строителем, но и автором нескольких исторических описаний монастыря, основателем странноприимного дома (1888) и Благовещенского братства, которое насчитывало до 450 человек и содержало небольшой приют. С 1865 в монастыре действовала одноклассная школа и по воскресеньям велись внебогослужебные беседы.

Когда в 1907 было открыто Белостокское викариатство с центром в Супрасле, его епископом стал Владимир (Тихоницкий), впоследствии известный деятель русского церковного Зарубежья.

В начале ХХ века в Супрасле подвизались 10 монахов и 15 послушников. Главной святыней была написанная на полотне икона Божией Матери Одигитрии. Напротив нее был помещен образ Спасителя. Обе иконы украшали массивные серебряные оклады 1557 года с драгоценными камнями и многочисленными подвесками в благодарность за благодатную помощь. Великая Княгиня Литовская Елена, дочь Царя Иоанна III, пожертвовала монастырю древнюю икону Владимирской Богородицы. На колоннах висели портреты основателей Супрасля – киевского митрополита Иосифа (Солтана) и воеводы Александра Ходкевича.

В соборе хранились многие ценные предметы и святыни: дарохранительницы 1557 и 1645 годов; напрестольные крест и Евангелие в серебряном окладе XVII века; плащаница начала XVII века; кости сщмч. Иустина, присланные в 1750 римским папой; частицы мощей свв. мучеников Александра, Валентины, Аврелия, Викентия, Екатерины, Варвары, Кикилии, Агафии и Макрины; власы св. Тихона.

В ризнице находились образ Богородицы, дар польской Королевы Елизаветы, несколько древних Евангелий, богослужебные сосуды XVII века, подаренные Ходкевичами, серебряное блюдо 1541 года, два серебряных подсвечника 1628 года, а также древняя монета – по преданию, один из 30 сребреников Иуды. В монастыре сохранялся также посох свт. Стефана Пермского, переданный в 1849 в Пермский кафедральный собор.

У обители было три кладбища. В соборе и у его стен находились наиболее почетные захоронения – в 1557 с юго-восточной стороны были устроены склепы для братии с нишами на 132 погребения. Над «катакомбами» еще ранее была возведена Воскресенская церковь, которую в 1860-х разобрали. Последним в усыпальнице похоронили епископа Яворовского (ум. 1833), «верного сына католической церкви». В склепе Благовещенского собора хоронили ктиторов – членов семьи Ходкевичей. С северной стороны находятся могилы униатских епископов: Феодосия Вислоцкого (ум. 1801) и Николая Духновского (ум. 1803), с южной – мраморный памятник над могилой сенатора Игнатия Антоновича Тейса, принимавшего в 1807 жителей Белостокской области в подданство Российской империи.

На старом кладбище монастыря в 1875–1878 возвели деревянную Пантелеимоновскую церковь с каменной башней при входе. На новом кладбище в 1901 на деньги Благовещенского братства была выстроена каменная Георгиевская церковь, которая ныне служит часовней.

Когда в 1915 русские войска оставили Польшу, в ней начались гонения на Православие. В 1917 монастырский комплекс перешел к государству и через два года собор был опечатан. В 1923 место православных иноков, заняли католические монахи-салезиане, устроившие в Иоанно-Богословской церкви спортзал, а Пантелеимоновскую церковь переделавшие в костел.

Приход в Супрасле был упразднен и только в 1930-е снова открыт в качестве филиального (приписного). В годы немецкой оккупации некоторым православным монахам удалось вернуться, и тогда в Иоанно-Богословской церкви службы возобновились. Отступая, немцы 21 июля 1944 взорвали замечательный собор обители.

Коммунистические власти в 1950 изгнали салезиан, а кельи приспособили под машинно-тракторную станцию. В 1955 у прихожан была отобрана Иоанно-Богословская церковь, и через два года началась ее разборка. Только в результате резких протестов храм 15 января 1958 вернули приходу. После повторного открытия были восстановлены внутреннее убранство храма и могила архим. Николая (Далматова).

В 1984 началось воссоздание по сохранившимся обмерам взорванного собора (в 1998 восстановлены купола) и в следующем году, по благословению архиепископа Белостокского и Гданьского Саввы, в Супрасле возобновилось монашеское житие. В июле 1990 претензии на обитель выдвинули базилиане, в 1992 – католическая митрополичья курия. После сложного судебного разбирательства все монастырские здания 15 октября 1993 были переданы Православной Церкви, однако, лишь 28 февраля 1996 Совет министров Польши вынес окончательное решение.

В 1997 в обители жили 12 монахов, трое из них в следующем году были рукоположены в викарных епископов: наместник архим. Мирон – во епископа Гайновского, игумен Иаков – во епископа Супрасльского, игумен Григорий – во епископа Бельского. Престольные праздники монастыря – Благовещение (25 марта) и память св. Иоанна Богослова (21 мая и 9 октября). Каждое лето в монастыре работают международные Богословские молодежные курсы. Наместник – архим. Гавриил.

СУПРАСЛЬСКИЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

На левом берегу реки Супрасль, в 14 километрах от уездного тогда города Белостока, располагался замечательный православный монастырь, процветавший в этих краях до появления печально знаменитой унии. Величественная церковь его свидетельствовала о благочестии древних литовско-русских бояр, которые в сооружении иноческих обителей не уступали князьям и боярам восточной Руси. На содержание таких обителей они завещали огромные суммы, которых хватило было на вечные времена.

Основание Супрасльскому монастырю положил в 1498 г. маршал (предводитель) Литовского княжества - Александр Иванович Ходкевич. Он устроил эту обитель в своем имении - в местности под названием «Городок», располагавшейся в 28 километрах от того места, где монастырь расположился впоследствии. Для устроения обители маршал вызвал монахов из Киево-Печерской лавры (по другой версии - из монастырей Афона). Вызванные иноки жили об образцу восточных скитов - в рассеянных по лесу кельях, располагавшихся вдали друг от друга. Только на молитву собирались они вместе в храме, возведенном А. И. Ходкевичем во имя Иоанна Богослова. Одновременно маршал начал строить замок для защиты монастыря и собственных владений от случайностей войны, которую он вел с великим князем московским Иваном III.

C возведением замка численность населения в этих краях увеличилось, что было очень тревожно для монастыря, поэтому по просьбе игумена Пафнутия и братии маршал согласился предоставить им другое место. Чтобы его выбрать из Городка по реке Супрасль пустили, по древнему благочестивому обычаю, деревянный крест. За ним по берегу реки шли иноки, следившие, в каком месте он пристанет к берегу. Крест остановился в местности, которая называлась «Сухий Грудъ» (Сухой Бугор) - при впадении в Супрасль в Блудовской пуще речек Березовка и Грабовка. Здесь и стал устраиваться монастырь, который от названия реки получил наименование Супрасльский.

Чтобы упрочить положение вновь создаваемой обители, А. И. Ходкевич и епископ Смоленский Иосиф Солтан записали в ее пользу земельные угодья в различных местах Гродненской губернии, дававшие монастырю ежегодно 30 000 рублей дохода. По уставу, данному Супрасльскому монастырю его основателями, обитель эта находилась в зависимости от Киевских митрополитов, которые, впрочем, без сношения с ктиторами Ходкевичами не могли вмешиваться в ее внутренние дела. Архимандрит избирался из числа братии и посвящался в сан митрополитом с ведома и согласия Ходкевичей.

На протяжении XVI в. число братии в монастыре колебалось от 70 до 100 человек. Многие из них прославились высокими иноческими подвигами; было среди них и несколько отшельников, которые жили в особом скиту. Подвизались в обители и ученые иноки, которые собирали книжные редкости, в результате чего в монастыре составилась обширная библиотека - главным образом, из святоотеческих писаний на разных языках (славянском, греческом, латинском и польском). Некоторые из ученых иноков оставили и собственные сочинения, написанные в XVI–XVII вв. и направленные на обличение заблуждений латинян и иудеев.

Значение Супрасльского монастыря было очень велико, и его стены видели не только простых богомольцев, но и многих бояр, князей и даже некоторых коронованных особ. Так, в 1543 г. обитель посетил король Польский и великий князь Литовский Сигизмунд Казимирович, который приезжал (как сказано в монастырской летописи), «чтобы видеть церковь и местность и слышать молебное пение. Он был на богослужении, которое выслушал от начала до конца, входил в алтарь, осматривал кресты и евангелия. По обозрении церкви ходил по монастырю, был в трапезе; затем, по раздаче милостыни убогим, отбыл из монастыря в умилении».

При введении в Западной русской церкви унии настоятель Супрасльского монастыря архимандрит Илларион, присутствовавший в числе других православных владык на Брестском соборе 1596 г., написал осуждение на принявших унию. А в 1601 г. вместе с братией он провозгласил в церкви анафему на Киевского митрополита Ипатия Потея, принявшего унию, за что был осужден королевским указом на изгнание. Через 2 года иеромонах Герасим Великонтий, избранный в настоятели Супрасльского монастыря, дал обязательство быть в единстве с римской церковью. Но нравственные силы обители были так велики, а дух православного иночества настолько живуч, что, внешне состоя в унии, монастырь еще почти целое столетие сохранял все признаки веры истинной и славной. Униатский митрополит Киприан Жоховский в конце XVII в. приказал было своему наместнику стричь братии волосы и брить бороды, но иноки восстали против этого и пожаловались римскому папе за принуждение «совершать обряды по двум вероисповеданиям».

После введения унии и совращения ктиторов Ходкевичей в католичество монастырь (к тому времени уже имевший статус лавры), несмотря на свои большие средства, стал быстро приходить в упадок. Благочестие среди иноков убывало, число братии уменьшалось, и Киевский митрополит Петр Могила в письме к ректору Киевской духовной академии Кассиану Сасовичу (отступнику от веры православной) писал о монастыре:

«А ныне до чего он доведен? Где прежде, под управлением православных, было до ста или, по крайней мере, до семидесяти человек братии, там ныне живет едва несколько монахов. И что еще хуже - мирской господин обладает церковным богатством и селами и через своих рабов выделяет инокам жалованье, как захочет. Спроси только в том монастыре кого-нибудь, где те древние иконы, которые украшены были серебряными и позлащенными ризами? И узнаешь, что они обращены униатами на свои надобности; вместо же серебряных икон поставлены в церковь полотняные итальянские. Хорошо меняются с Богом: Ему - полотно писанное, а себе - серебро вызолоченое!».

Когда архимандритом Супрасльского монастыря стал Полоцкий архиепископ Гавриил Коленда, тот избрал монастырь своей резиденцией и часто устраивал в нем пиры для гостей. И обитель пришла в такую бедность, что часто не хватало вина для богослужений, а монахи не имели даже ряс и ходили в одних плащах, проделав в них дыры для рук. Когда же братия вынуждена была доложить обо всем архимандриту, тот пришел в такой гнев, что, уезжая в Полоцк, так «благословил» обитель: «Погодите, дождусь я того, что на этом месте будут жить и петь только воробьи».

Долго еще продолжались бедствия монастыря, но были у него и счастливые времена. Так, в конце XVII в. в обители открыли типографию, в которой печатались богослужебные книги на славянском языке. При типографии была и своя бумажная фабрика.

Супрасльские иноки даже в униатский период оставили по себе добрую память, переходящую из века в век. Многие при вступлении в монастырь вносили значительные пожертвования: так, алтарь соборного храма был расписан и украшен лепниной на вклад одного монаха. А расписывал его иеромонах Антонин Грушецкий - бывший живописцем при королевском дворе.

В 1807 г. Белостокский край был присоединен к Российской империи, но правительство Пруссии, под властью которой он находился долгое время, успело отобрать у монастыря все его имения. У обители оставалось только то, что находилось в ее ограде. Взамен имений монастырю было назначено пособие в размере 2220 талеров в год и 75 сажен дров. Монастырь пытался вернуть себе хотя бы часть отобранных имений, но безуспешно. Через несколько десятилетий из государственной казны монастырю выделили 92 десятины земли и 23 десятины сенокосов по реке Супрасль. Через 20 лет было отведено еще 150 десятин лесу вместо дров, до того отпускавшихся натурой.

В 1839 г. Супрасльский монастырь воссоединился с Православной церковью, в 1865 г. в его стенах расположилось духовное училище, которое находилось на содержании монастыря (кроме жалованья учителю). С сокращением монастырских средств сократился и состав братии, поэтому большая часть монастырских зданий была занята под госпиталь. Военное ведомство зданий не ремонтировало, и они постепенно приходили почти в полную негодность. Из-за этого монастырь вынужден был отдать много своих зданий в аренду под суконную фабрику немцу Захерту. Одновременно тот взял в аренду и монастырский фольварк с условием владения на все время, пока будет платить за аренду 450 рублей в год. А в отданных зданиях располагались монастырская библиотека, трапеза, кухня с кладовыми, помещение бывшей типографии, переплетная мастерская! Но так как условия контракта были невыгодными, в 1883 г. все отданные в аренду здания были проданы за более высокую цену - тому же Захерту…

Все каменные здания монастыря построены в XVIII в., но пожар 1895 г. уничтожил крыши на братских корпусах. После этой катастрофы над средним одноэтажным корпусом был надстроен второй этаж, потом построили новую трапезу с кухней, баню, прачечную и каменную ограду.

К концу XIX в. в монастыре существовала каменная однопрестольная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Первоначально в ней были устроены два придела: один - в честь святых мучеников Бориса и Глеба, другой - в честь преподобных отцов Печерских Антония и Феодосия. С введением унии приделы эти были уничтожены; вместо них устроили по образцу римских алтари, поставленные при двух колоннах, поддерживающих средний купол храма. Алтарная живопись еще в конце XVIII в. была изменена в итальянском стиле, а нижняя часть стен внутри церкви по окна была заделана досками. Верхнюю часть и все остальное пространство из-за обветшавшей живописи забелили известью. Когда в 1887 г. известь сняли и изображения промыли водой, церковная живопись отчасти вернула себе первоначальный вид.

Из книги Святая Гора Афон. Путводитель автора Автор неизвестен

Монастырь Дионисиат Монастырь Дионисиат расположен на высокой скале морского берега при устье огромного лесного ущелья между монастырем Св. Павла (около часа пешего пути) и монастырем Григориат. Этот монастырь обнесенный кругом высокими стенами и крепкими бойницами,

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

Монастырь Симонопетр Монастырь находится на юго-западном склоне Святой Афонской Горы на одной из высоких скал, открытой с трех сторон и выглядит как бы парящим. Основал монастырь св. преп. Симон в XIII веке.Как повествует предание преподобному Симону было откровение

Из книги Нечаянная радость (сборник) автора Вознесенская Юлия

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ Михаил Дмитриевич (сер. 19 - нач. 20 вв.), рус. правосл. библеист. Род. в Тамбовской губ., в семье священника. В 1897 окончил КДА и защитил магистерскую дисс. «Книга Плач Иеремии. Опыт исследования исагогико–экзегетического» (К., 1899). Позднее Б. состоял

Из книги 33 лучших дыхательных упражнения из всех методик и практик автора Блаво Мишель

Монастырь Владлену снился сон, точнее сказать, и не сон, а самый настоящий кошмар. Снилось ему, что он опять на зоне, лежит на нижней шконке – маленькая, но привилегия! – и курит в кулак самую забористую, утреннюю закрутку махры.– Подъем! – кричит входящий в барак

Из книги Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века автора Автор неизвестен

Монастырь-2 Солнце уже садилось за горизонт, когда нашим взорам предстал монастырь. Он был гораздо больше и, я бы сказал, значительнее, чем тот, в котором мы были ранее. Закатное солнце золотило крыши пагод и скульптуры животных возле монастырских

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Декабря 2 (15) Священномученик Димитрий (Благовещенский) Составитель священник Олег МитровСвященномученик Димитрий родился 22 октября 1879 года в селе Тимонино Богородского уезда Московской губернии в семье диакона Феодора Благовещенского.По окончании духовной школы

Из книги Библейские мотивы в русской поэзии [антология] автора Анненский Иннокентий

Ляданский Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь Беларусь, Минская обл., Смолевичский р-н, д. Большие Ляды (примерно в 45 км от Минска).Предание повествует, что Царица Небесная, сжалившись над тяжелым трудом и бездуховным бытом местного люда и восхотев

Из книги Живое предание XX века. О святых и подвижниках нашего времени автора Никифорова Александра Юрьевна

Cвято-Благовещенский Муромский мужской монастырь Россия, Владимирская обл., г. Муром, ул. Красноармейская, д. 16.Монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает святому благоверному князю

Из книги Алтайская духовная миссия в 1830–1919 годы: структура и деятельность автора Крейдун Георгий

Свято-Введенский мужской монастырь (Кизический монастырь) Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 98.История основания Кизического монастыря такова. В 1654–1655 годах по России прокатилась волна моровой язвы, не миновала она и Казань – только в самом городе и его

Из книги Душеполезные поучения автора Оптинский Макарий

Благовещенский мужской монастырь Россия, г. Нижний Новгород, пер. Мельничный, д. 8.Расположен на высоком берету реки Оки в месте ее впадения в Волгу. Основан в 1221 году, при закладке Нижнего Новгорода благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем, при святителе Симоне,

Из книги автора

Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь Карелия, в 75 км от г. Петрозаводска, в окрестностях села Ладвы.Один из древнейших на территории Карелии монастырь, основанный во времена царствования Иоанна Грозного. Упоминается еще в описи обителей 1582 года. Внесен в

Из книги автора

Монастырь Обитель древняя, убежище святыни, Как стало мне легко в стенах твоих! Как живо чувствую я ныне Всю суетность надежд и радостей земных! Здесь, здесь меня отрада ожидала, Здесь утешение спустилось свыше мне; Моленье теплое на время оторвало Печаль, таимую в

Из книги автора

«Вот, вот мой монастырь» Роспись Серапионовой палаты – места кельи преподобного Сергия, создание и реставрация икон для лаврских храмов, преподавание студентам иконописного кружка при Московской духовной академии – это особая страница в жизни Марии Николаевны.Мария

Из книги автора

Из книги автора

МОНАСТЫРЬ Монастырь - устроение Божие…Обиталища сии<монастыри>- не суть изобретение человеческого ума, но Дух Святый, чрез богодухновенных отцев, уставил жительство сие для тех, кои позваны будут от Бога, или из любви к Нему, или ради множества грехов своих (V, 3,

Из книги автора

МОНАСТЫРЬ И МИР Монастырская жизнь более способствует видению своих немощей и страстей, нежели жизнь в мируСлава Богу, что вы поуспокоились в своем пребывании и возымели благое рассуждение, что можно и в мире живши спастися, - но в монастыре больше к оному можно иметь

- Гродненской губ., Белостокского уезда, основан новогрудским воеводою князем Александром Ходкевичем в 1498, первоначально в его имении Гродке, в 30 вер. выше по р. Супрасле, но в скором времени по желанию братии, а именно в 1500 г., перенесен на нынешнее местонахождение. Ранее всего воздвигнута была небольшая деревянная церковь во имя св. Иоанна Богослова и трапеза для братии, затем в 1505 г. иждивением А. Ходкевича начата постройка каменной церкви во имя Благовещения Пречистой Богоматери с приделами св. мученик. Бориса и Глеба и преподобных печерских угодников Антония и Феодосия. Монастырю пожаловано было Ходкевичем имение Хворощ со всеми угодьями между pp. Наревом, Супраслью, Белым Истоком, Хворощею и Роговкою; в 1529 г. взамен этих угодий с согласия короля Сигизмунда монастырю даны деревни - Хвосты, Поросль на р. Супрасле и Топилец, Бацюты и Пищев на р. Нареве. Обладая огромным имением, монастырь славился богатством и красотою храма, в котором иконостас украшали иконы, писанные лучшими художниками. В начале XVI ст. монастырь попал в руки униатов, и с 1656 г. настоятелями монастыря являются высшие сановники униатского духовенства. В 1722 г. униатский митрополит Западной России и настоятель Супрасльского монастыря Лев Кишка сделал монастырь главным местом пребывания базилианского ордена и устроил здесь типографию. В этой типографии в течение XVIII ст. печатались книги не только духовные на церковно-славянском языке, но и польские. Впрочем, типография в Супрасле существовала еще и ранее, так как в 1695 напечатана была здесь "Общая Минея". В 1743 г. напечатана в Супрасле Библия на славянском языке и печатались для старообрядцев духовные книги. В 1741 по ходатайству графов А. и Ив. Ходкевичей последовала булла Папы Бенедикта XIV, дозволявшая избирать настоятеля монастыря из братии согласно 4 п. русского монастырского устава. В 1795 по третьему разделу Польши Белостокская область отошла к Пруссии, правительство которой все монастырские деревни обратило в казну, взамен их назначив монастырю на содержание 2333 тал. 45 пр. грошей и 75 саж. 4 воза дров; при монастыре осталась только занятая им усадьба с 2 садами и огородами, всего 5 дес. 1248 кв. саж. После присоединения Белостокской области к России в 1807 монастырю назначено содержание в 2110 р. 45 к. и 70 саж. дров. По возвращении униатов к православию настоятель монастыря переименован в архимандрита, а в 1842 Благовещенский Супрасльский монастырь причислен ко 2-му классу. В 1835 г. открыто в нем духовное училище, переведенное в 1853 в Гродно. Монастырская церковь Благовещения, однопрестольная, пятиглавая, имеет вид креста, иконостас очень красивый деревянный, резной, позолоченный, в 3 яруса, с 25 образами. На задних колоннах помещены писанные на холсте портреты основателей монастыря киевского митрополита Иосифа Салтана и воеводы Александра Ходкевича. В церкви замечательны иконы - Спасителя, величиною в 3 арш. 6 вершк., писанная на деревянной доске, риза и венец - серебряные, местами вызолоченные, весом в 20 ф., против этой иконы другая такой же величины с изображением Пресвятыя Богородицы с Младенцем Иисусом, с серебряной ризой в 20 ф.; оба образа украшены кроме того драгоценными каменьями. Первая икона закрывается изображением Распятия, а вторая - Успения Пресвятыя Богородицы, писанными на холсте; в ризнице хранится образ Пресвятыя Богородицы, подарок польской королевы Елисаветы, 5 серебряных крестов, один из них XVI века; несколько древних евангелий и много старинных церковных книг; по древности замечательно серебряное блюдо 1541 года весом в 4 фун. 28 лот., архиерейский жезл и 2 серебряных подсвечника 1628 г. Особо стоящая трехъярусная каменная колокольня с 5 большими колоколами, под нею ворота, украшенные каменными урнами и железною решеткою. Монастырские здания обширны, и часть их отдается в наем фабриканту Захерту; монастырь имеет свою усыпальницу, где покоится тело епископа Яворовского и многих настоятелей. Монастырь владеет, кроме 35 десят. усадебной и сенокосной земли, в м. Супрасле 135 дес. и в Васильковской ферме 103 дес., от казны монастырь ежегодно получает на содержание 2220 р., монашествующих по штату положено 16, но в 1888 г. их было только 8. Новая церковь выстроена и освящена 1890 г. Ист. П. Бобровский, "Материалы для геогр. и статистики России", 1863 г. "Памятная книжка Гродненской губ." (1880 и 1890).

ЦИТАДЕЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ НА ПОЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ
Как живется сегодня Православию в католической Польше? Из истории мы помним о масштабных гонениях со стороны властей и Римско-католической церкви, начавшихся после принятия уний, в особенности Брестской унии 1596 г. Продолжались они фактически до вхождения польских территорий в состав Российской империи, и возобновились после обретения страной независимости. Самым прискорбным событием было разрушение в середине 1920-х гг. Александро-Невского Собора в Варшаве, построенного в 1912 г. по проекту Леонтия Бенуа.

Сегодня в Польской Православной Церкви 6 епархий и полмиллиона прихожан. Активно строятся новые храмы: в Белостоке, к примеру, был возведен изумительный по красоте Собор Св. Духа с 70-метровой колокольней (1999), вмещающий до 2500 чел. В тех же 90-х гг. прошлого века Православной Церкви был возвращен комплекс Супрасльского монастыря, традиционного оплота православия и центра славянской культуры европейского масштаба, с единственным в Польше храмом оборонительного типа. Эту уникальную обитель нужно видеть собственными глазами, что и удалось сделать автору в январе 2017 г.

ГОРОДОК И МОНАСТЫРЬ

Крохотный и живописный, по большей части одноэтажный городок Супрасль (Supraśl) находится на северо-востоке Польши, в 15-ти километрах от Белостока и в 30-ти км. от границы с Беларусью. Многие наименования сёл, указатели на дорогах тут двуязычные, на польском и белорусском. По лугам и перелескам петляет одноименная городу речка с чистейшей водой, зимой ее оккупируют утки. Всё это находится в окружении заповедной Кнышинской пущи с зубрами и благородными оленями, Супрасль имеет статус курортно-оздоровительной зоны.

На высоком левом берегу реки стоит православный поклонный крест «с домиком», очень похожий на наши староверские.

В 1500 г. сюда, к бывшему урочищу Сухой Хруд течением прибило деревянный крест с частицами реликвий. Этим было положено начало Супрасльской Благовещенской обители. В том же году была построена деревянная церковь Св. апостола Иоанна Богослова. А затем в течение XVI-XVIII вв. выросли белоснежные громады каменных монастырских построек. Они будто парят в воздухе, если смотреть от берега реки.

Ко входу в обитель от речки ведет вот эта живописная дорога.

Колокольня монастыря со входными воротами (брамой) и часовней, она же часовая башня. Возведена в 1695-1697 гг., перестроена в первой половине XVIII в.

На внутреннем проеме ворот керамические таблички, на которых изложена вся история существования монастыря с момента его основания.

Справа от колокольни за стеной виднеется главный храм обители - трехпрестольный Благовещенский собор.

Его архитектура необычна, это храм оборонительного типа: что-то вроде мини-замка с 4-мя башнями.
Рассмотрим его поближе с разных сторон с территории монастыря (снимок в заголовке и снимки ниже).

Величественное здание собора сочетает в себе несочетаемое: византийский и готический архитектурные стили, крестово-купольный храм и черты католической базилики. Как будто Запад и Восток здесь подают друг другу руки.
Вокруг собора расположились келейные корпуса, хозпостройки и покои архимандрита (XVII в.).

Западный корпус и монастырская церковь Св. ап. Иоанна Богослова (1889-1890).

Колокольня, вид с территории монастыря.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС. РЕЛИКВИИ


Ктиторы монастыря: Александр Ходкевич (справа) и епископ Иосиф Солтан

Мужской Благовещенский монастырь был основан в 1498 г. маршалом Великого Княжества Литовского Александром Ходкевичем (1475-1549) и находился в его резиденции в Грудке (Gródek) до перемещения в Супрасль. Сюда он пригласил через своего отца, киевского воеводу Ивана Михайловича, иноков Киево-Печерской лавры и афонских монахов. Ходкевичи – один из самых знатных и могущественных магнатских родов ВКЛ, ведущий свое происхождение от киевских бояр.
Другим ктитором (основателем, благотворителем) монастыря являлся епископ Смоленский Иосиф Солтан (1450-1522), позже ставший Митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси. Он сделал огромные пожертвования на новую обитель и привез туда список чудотворной иконы Божией Материи Смоленской. Привезенная им икона получила название Супральской и стала главной здешней святыней, ей поклонялись православные и католики.
Грамоту на утверждение Супрасльской обители дал Вселенский патриарх Иоаким I, а в уставе она именовалась «лаврою».

В 1503-1511 гг. был построен каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1557 г. он был расписан мастерами-иконописцами во главе с сербом Нектарием замечательными фресками в византийско-сербских традициях.

В монастыре была собрана богатейшая библиотека, откуда происходит ряд уникальных реликвий. Среди них:
* Супрасльская минея (Codex Suprasliensis), рукопись XI в. - крупнейший по объему памятник старославянского языка на 285 пергаментных листах большого формата. Включена ЮНЕСКО в реестр «Память мира».

* Супрасльская летопись (сборник летописных текстов нач. XVI в.), хранящаяся в Петербургском филиале Института истории РАН. В ней описана история киевских, московских и литовских князей с IX по нач. XVI вв., содержатся разделы «Похвала Витовту», «Летописец великих князей литовских» и «Повесть о Подолье». Имеются уникальные записи о разрушении Киева крымскими татарами в 1482 г., о таком непопулярном среди наших историков событии, как битва под Оршей (1514) и др.
А вот эта рукопись из Супрасльского монастыря называется «Ирмологион» (1596-1601 гг.). И это единственная на сегодня известная древнерусская певческая книга на нотной линейке.

В стенах монастыря было создано и переписано не одно полемическое сочинение в защиту Православия ( «Послание к латиникам», «Разговор христианина с иудеем о вере и иконах» и др.).

Супрасльский монастырь долго и упорно сопротивлялся переходу в униатство. Митрополит Ипатий, прибывший в 1598 г. с объявлением о переходе в унию, был объявлен еретиком, братия отказалась ему подчиняться. Противостояние продолжалось до 1631 г., но в 1635 г. был принят новый, униатский устав. Во второй половине XVIII в. сильно изменилось все внутреннее убранство храма, фрески XVI в. были закрашены белой краской. Зато появился прекрасный барочный иконостас, выполненный гданьским мастером-резчиком Андреем Модзелевским.

Иконостас периода униатства, снимок 1915 г.; был уничтожен солдатами РККА в 1939 г.

Царские врата иконостаса

После Тильзитского договора 1807 г. монастырь оказался на территории Российской империи. К этому времени обитель находилась в разорении. В 1824 г. монахи выразили желание вернуться в лоно православия, что и произошло после Полоцкого собора в 1839 г.

В XIX в. со стен Благовещенского собора была снята побелка, так что храм во многом приобрел свой первоначальный вид.

Остатки фресковой росписи, 1915 г.

После начала Первой мировой войны, был издан указ об эвакуации жителей Супрасля вглубь России. Вместе с горожанами в 1915 г. уехали и монахи, взяв с собой чудотворную Супрасльскую икону Божией Матери и церковную утварь. Местонахождение иконы неизвестно, в соборе сегодня находится ее копия.
В 1919 г. польские власти закрыли и опечатали Благовещенский собор, еще через 3 года монастырские здания были переданы школе, а братию изгнали.

В 1939 г. восточные воеводства Польши были заняты Красной армией. В соборе были устроены мастерские и кузница, в печке которой исчез иконостас; в церкви Иоанна Богослова – кухня и столовая. После прихода немецких войск православному духовенству было разрешено совершать богослужения, в Супрасль возвратились монахи. Однако 21 июля 1944 г. во время своего отступления нацисты взорвали Благовещенский собор. Он был превращен в груду кирпича.

После окончания войны новые власти Польши вновь выгнали православных монахов.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБИТЕЛИ
Возрождение монастыря началось, когда Белостокско-Гданьскую епархию возглавил архиепископ Савва. 4 июня 1984 г. был освящен краеугольный камень и начато восстановление Благовещенского собора по сохранившимся обмерам.
«Разборки» с католиками тем не менее продолжались. В июле 1990 г. претензии на обитель выдвинули базилиане, в 1992 г. – католическая митрополичья курия. После судебного разбирательства все монастырские здания 15 октября 1993 г. были переданы Православной Церкви, однако лишь 28 февраля 1996 г. Совет министров Польши вынес окончательное решение.
Правительство Беларуси выделило в 1990-е гг. на реставрацию монастыря 200 тыс. шт. кирпича и 500 м3 гранита. В 1998 г. были восстановлены купола, и через год в Супрасле возобновилось монашеское житие, наместником монастыря стал игумен Мирон (Ходаковский).

Только в 2005 г. монастырю передали древние катакомбы, где были похоронены монахи-основатели Лавры. Сейчас там проводятся реставрационные работы.

Современный вид интерьеров Благовещенского собора весьма аскетичен. Еще 2 года назад здесь были голые кирпичные стены, сейчас их покрыли штукатуркой. Ввиду запрета фотосъемки в храме привожу фото с сайта монастыря .

Копия Супрасльской иконы Божией Матери очень почитается верующими разных конфессий, и многие приходящие сюда получают просимое, о чем свидетельствуют дарственные приношения на иконе.

В июле 2016 г. силами международной польско-сербской команды начались работы по восстановлению фресковой росписи центрального купола.

А еще прямо на территории Благовещенского монастыря находится Супрасльский музей икон - филиал государственного Подляского музея (г. Белосток). Православная церковь и музейщики здесь прекрасно уживаются друг с другом, более того, их сотрудничество приносит явный эффект синергии. Рассказ об этом в следующей части поста.

Загрузка...
Top