Браилов. Троицкий Браиловский женский монастырь. Свято-георгиевский собор Браиловский женский монастырь

История Браиловского Свято-Троицкого монастыря начинается в Виннице. В 1635г. стараниями и средствами шляхтича Михаила Кропивницкого основался в Виннице женский монастырь. Это был период возрождения православия на Украине которое связано с именем митрополита Петра Могилы.

Вместе с народом монастырь пережил все беды и гонения. С приходом к власти польского короля Яна Каземира монастырь пережил гонения. Потом была уния, упадок, бедность.

В 1795г. в ходе соединения с православной церковью началось возрождение монастыря как православного. Первой игуменьей стала мать Палладия. Позже монастырём управляли казначейши матери Досифея, Поликсения и Серафима.

В 1845г. при игуменьи матери Таисии монастырь был переведён с Винницы в Браилов. Крестным ходом монахи, духовенство, миряне перенесли святыни. Монастырь был зачислен по штату к монастырям первого класса, что считалось за большую честь. При игуменьи Мелитини монастырь вознесся, процветала духовная жизнь, монастырь расстраивался, имел свою землю, сады. Это был период духовного вознесения и материального благополучья.

При монастыре действовало духовное училище для девочек, был приют для девочек-сирот из духовных семей, действовала богадельня, действовала воскресная школа для женщин, в годы первой мировой войны в монастыре действовал лазарет для раненых.

Перед закрытием монастыря, уже в годы советской власти игуменьей была мать София. Игуменья София в миру Рачинская была благородного рода, имела достойное образование, отказавшись от светской жизни ушла в монастырь. Её высокая духовность и ум были отмечены. Её выбирают игуменьей монастыря. Вместе с сестрами она пережила страшные годы революции и братоубийства. Пережила закрытие монастыря и закончила свой жизненный путь в селе Галайковцы Муровано-Куриловецкого района под духовным покровительством отца Агафадора, духовного подвижника. Она есть автором ряда акафистов. Нею написан акафист в честь Браиловской иконы Божьей Матери.

Обновилась духовная жизнь монастыря в годы войны. В тяжелых условиях действовал монастырь до 1964г. На момент закрытия монастыря игуменьей была мать Глафира. После закрытия монастыря склады переделали на склады, келии отдали под общежития местному ПТУ. С 1990г. обитель вновь возрождена.

Первой настоятельницей возрождающейся обители была монахиня Неонила из Пюхтинского монастыря, которая сумела привить насельницам любовь к духовному совершенству. Этот завет сохраняется и поныне молитвенными трудами настоятельницы игумений Антонии и сестер, являя собой пример служения Богу и ближним.

Браиловский Свято-Троицкий монастырь первый возродившийся в Винницкой епархии, который 15 сентября 2009 года отметил свой 20-летний юбилей. В монастыре находятся две чудотворные иконы - Браиловско-Ченстоховская и Браиловско-Почаевская иконы Божией Матери.

Браиловско-Ченстоховская икона которая находится в монастыре ещё до революции прославилась большим количеством исцелений. Возле неё находятся, так званые, подвески - это благодарность людей за исцеление.

В 1887 г. в Почаевской лавре профессор протоиерей А. Хойнацкий обнаружил в одной из лаврский церквей образ с надписью: "Изображение чудотворной иконы Божией Матери Браиловской". Он пришел к выводу, что это копия бывшей когда-то в Браилове чудотворной иконы, которая пропала после взятия местечка турками в 1672 г. Тогда же он сообщил об этом игуменьи женской обители. И по разрешению лаврского начальства передал образ 1 июня 1888 г. в монастырь.

День в монастыре начинается с 5 часов утра когда по звонку колокольчика (фото справа) все сестры идут на утренние молитвы. В 6 часов начинается пение акафиста Матери Божией, на котором стараются присутствовать все сестры, выходя на средину церкви и славя Царицу Небесную. Далее читается акафист дню и совершается божественная литургия, после которой все насельницы идут на послушания; каждая имеет свои обязанности: у некоторых они постоянные, других благословляют по седмицам. В 12 часов дня колокольчик созывает всех на трапезу, а в 17 часов начинается вечернее богослужение. По окончании его сестры ужинают, и совершают вечернее монашеское правило. В монастыре имеется три церкви: соборная большая "холодная" и две - "теплых": во имя преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских и в честь святителя Николая. Центральный престол собора освящен во имя Святой Троицы; боковой южный предел - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, и северный - в честь святой великомученицы Варвары.

На кладбище Браиловского монастыря похоронены монахи, замученные за веру в годы советской власти: матушка Анатолия, отец Александр, схимонахиня Августа

История Браиловского Свято-Троицкого монастыря начинается в Виннице. В 1635г. стараниями и средствами шляхтича Михаила Кропивницкого основался в Виннице женский монастырь. Это был период возрождения православия на Украине которое связано с именем митрополита Петра Могилы.

Вместе с народом монастырь пережил все беды и гонения. С приходом к власти польского короля Яна Каземира монастырь пережил гонения. Потом была уния, упадок, бедность.

В 1795г. в ходе соединения с православной церковью началось возрождение монастыря как православного. Первой игуменьей стала мать Палладия. Позже монастырём управляли казначейши матери Досифея, Поликсения и Серафима.

В 1845г. при игуменьи матери Таисии монастырь был переведён с Винницы в Браилов. Крестным ходом монахи, духовенство, миряне перенесли святыни. Монастырь был зачислен по штату к монастырям первого класса, что считалось за большую честь. При игуменьи Мелитини монастырь вознесся, процветала духовная жизнь, монастырь расстраивался, имел свою землю, сады. Это был период духовного вознесения и материального благополучья.

При монастыре действовало духовное училище для девочек, был приют для девочек-сирот из духовных семей, действовала богадельня, действовала воскресная школа для женщин, в годы первой мировой войны в монастыре действовал лазарет для раненых.

Перед закрытием монастыря, уже в годы советской власти игуменьей была мать София. Игуменья София в миру Рачинская была благородного рода, имела достойное образование, отказавшись от светской жизни ушла в монастырь. Её высокая духовность и ум были отмечены. Её выбирают игуменьей монастыря. Вместе с сестрами она пережила страшные годы революции и братоубийства. Пережила закрытие монастыря и закончила свой жизненный путь в селе Галайковцы Муровано-Куриловецкого района под духовным покровительством отца Агафадора, духовного подвижника. Она есть автором ряда акафистов. Нею написан акафист в честь Браиловской иконы Божьей Матери.

Обновилась духовная жизнь монастыря в годы войны. В тяжелых условиях действовал монастырь до 1964г. На момент закрытия монастыря игуменьей была мать Глафира. После закрытия монастыря склады переделали на склады, келии отдали под общежития местному ПТУ. С 1990г. обитель вновь возрождена.

Первой настоятельницей возрождающейся обители была монахиня Неонила из Пюхтинского монастыря, которая сумела привить насельницам любовь к духовному совершенству. Этот завет сохраняется и поныне молитвенными трудами настоятельницы игумений Антонии и сестер, являя собой пример служения Богу и ближним.

Браиловский Свято-Троицкий монастырь первый возродившийся в Винницкой епархии, который 15 сентября 2009 года отметил свой 20-летний юбилей. В монастыре находятся две чудотворные иконы - Браиловско-Ченстоховская и Браиловско-Почаевская иконы Божией Матери.

Браиловско-Ченстоховская икона которая находится в монастыре ещё до революции прославилась большим количеством исцелений. Возле неё находятся, так званые, подвески - это благодарность людей за исцеление.

В 1887 г. в Почаевской лавре профессор протоиерей А. Хойнацкий обнаружил в одной из лаврский церквей образ с надписью: "Изображение чудотворной иконы Божией Матери Браиловской". Он пришел к выводу, что это копия бывшей когда-то в Браилове чудотворной иконы, которая пропала после взятия местечка турками в 1672 г. Тогда же он сообщил об этом игуменьи женской обители. И по разрешению лаврского начальства передал образ 1 июня 1888 г. в монастырь.

День в монастыре начинается с 5 часов утра когда по звонку колокольчика (фото справа) все сестры идут на утренние молитвы. В 6 часов начинается пение акафиста Матери Божией, на котором стараются присутствовать все сестры, выходя на средину церкви и славя Царицу Небесную. Далее читается акафист дню и совершается божественная литургия, после которой все насельницы идут на послушания; каждая имеет свои обязанности: у некоторых они постоянные, других благословляют по седмицам. В 12 часов дня колокольчик созывает всех на трапезу, а в 17 часов начинается вечернее богослужение. По окончании его сестры ужинают, и совершают вечернее монашеское правило. В монастыре имеется три церкви: соборная большая "холодная" и две - "теплых": во имя преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских и в честь святителя Николая. Центральный престол собора освящен во имя Святой Троицы; боковой южный предел - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, и северный - в честь святой великомученицы Варвары.

На кладбище Браиловского монастыря похоронены монахи, замученные за веру в годы советской власти: матушка Анатолия, отец Александр, схимонахиня Августа

Женский монастырь во имя Святой Троицы в Браилове Винницкой епархии .

В году монастырь захватили монахи униатского ордена василиан , собор был переосвящен униатским еп. Афанасием Шептицким . Постепенно монастырь пришел в упадок, в году его покинула последняя монахиня. Однако в году униаты снова вернулись.

В конце XVIII века Брацлавщина вошла в состав Российской империи. Тогда монастырь имел деревянный храм с тремя куполами (перенесенный в году в село Зарванцы) на холме у реки Буг, колокольню и помещение с 12 келиями. В году Винницкий женский монастырь стал православным второклассным монастырем, и начал постепенно расти и укрепляться. В монастырь присылали по решению суда на исправление монахинь из других монастырей, присылали также на покаяние и мирянок за проступки безнравственности. По штатам года монастырь был возведен в 1 класс.

Причиной переселения монастыря в году с Винницы в Браилов послужили неудобства расположения и непригодность для проживания обветшавших деревянных помещений. По этому по ходатайству Подольского архипастыря Арсения обитель была перенесена в Браилов, где остались свободные помещения католического монастыря после выселения оттуда, в году, монахов-тринитариев. Большими и просторными были новые монастырские помещения, но жилые корпуса были без крыш, окон и дверей. Со временем, монастырь был полностью восстановлен на новом месте.

К началу века в монастыре действовали 3 храма, все они сохранились до настоящего времени. Холодный Троицкий собор представляет собой трехнефную шестистолпную базилику, центральный престол освящен во имя Св. Троицы, южный - в честь Благовещения, северный - во имя вмц. Варвары . В году под собором была освящена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. С западной стороны к Троицкому собору примыкает четырехугольная башня, в которой устроена колокольня, с восточной стороны - монашеские трех- и двухэтажные корпуса. В году в северной половине монастырского корпуса был освящен храм во имя свт. Николая Чудотворца . В восточной части двора находились хозяйственные постройки. В году при обители была открыта богадельня для престарелых женщин духовного звания, в году - 3-классное женское духовное училище для сирот духовного звания, дочерей диаконов и причетников Подольской епархии. В году начала работу воскресная школа для жительниц Браилова.

С приходом советской власти для монастыря начались тяжелые испытательные времена. Из жилых корпусов монастыря монахиням оставили лишь один, за которого приходилось платить большие деньги, потому что все помещения власть отобрала и теперь сдавала в аренду. Земля, которая принадлежала монастырю, была национализирована. Весь сельхозинвентарь был передан в году Жмеринскому райколхозу. Монастырь существовал исключительно на средства, заработанные своим трудом: зимой - шитьем одежды и церковных облачений, летом - полевыми работами у крестьян и в сельхозартелях. В году в Браиловском женском монастыре проживало 145 сестер, из них трудоспособных 53, остальные 92 - старые, требовавшие за собой присмотра. Заработка монахинь не хватало, для оплаты за помещение приходилось сбывать одежду, посуду и другие личные вещи.

Весной года жители сел Москалевки и Козачевки спрятали часть урожая в Браиловском монастыре. Эти крестьяне были арестованы по обвинению в преступлении против советской власти. Также арестованы были мон. Жукова (имя неизвестно), служивший в монастыре иером. Борис и свящ. Иоанн Шипович. Из монастыря забрали все продукты. А потом жителей окружающих сел заставили проголосовать за закрытие обители. Судьба последней настоятельницы игум. Софии (Рачинской) неизвестна.

Территория Браилова во время Второй Мировой войны входила в зону оккупации Румынии . В году оккупационная власть открыла монастырь.

В году монастырь был снова закрыт под предлогом того, что обитель, которую в официальных документах называли «рассадником инфекционных заболеваний», «прибежищем нищих», находилась рядом со швейной фабрикой, профтехучилищем, средней школой, общежитием. Монастырские помещения передали местному СПТУ.

В году монастырь был возвращен Православной Церкви, а 19 марта года была совершена первая Божественная Литургия в очищенном от мусора и освященном храме Антония и Феодосия Киево-Печерских.

К началу году богослужения совершаются в Троицком соборе (летом), в Никольском храме и в церкви преподобных Антония и Феодосия (зимой). Восстановлены настоятельский и келейные корпуса, хозяйственные постройки. В обители живут около 50 сестер.

Святыни

  • ковчежец с частицами мощей мц. Татианы, равноап. Марии Магдалины, первомученика архидиак. Стефана.

Храмы

  • Свято-Троицкий собор (1778)
  • во имя преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских
  • в честь святителя Николая Мирликийского чудотворца

Настоятельницы

  • Палладия (? - 1798), игумения
  • Вера (1798 - 1814), игумения
    • (1814 - 1832) управляли казначеи
  • Анфиса (1832 - ?), игумения
  • Таисия, игумения


Виннице-Браиловский Свято-Троицкий монастырь, 1 класса, в местечке Браилове, в 25 верстах от города Винницы. Основан в 1848 году. Сюда переведены инокини из существующего с 1635 года благовещенского монастыря в городе Виннице. В соборном монастырском храме находится чтимая Браиловская икона Божией Матери, по преданию, пожертвованная в 1635 году основателем Благовещенского монастыря, вельможей Михаилом Крапивицким. Богоматерь на этой иконе изображена в короне с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим правой рукою; изображение это начертано на холсте, наклеенном на кипарисной доске; живопись - в строго византийском стиле; празднование в честь этой святой иконы совершается 1 октября. В том же монастыре имеется другая Браиловская икона, принесенная сюда в прошлом столетии из Почаевской лавры и по своему изображению отличающаяся от вышеописанной иконы. При монастыре двухклассная школа и с 1898 года санитарные курсы для послушниц. В 1891 году близ села Рожка, Литинского уезда, в хозяйственной усадьбе монастыря - Рожецком монастырище (где прежде существовал православный женский монастырь, упраздненный в конце прошлого столетия с переведением иноков в Винницкий монастырь, которому передано движимое и недвижимое имущество Рожецкой обители), в память о чудесном событии 17 октября 1888 года, устроен храм во имя святого благов. князя Александра Невского, для преимущественной молитвы о здравии и благоденствии Государя Императора России и всего Царствующего Дома и для непрерывного чтения псалтири об упокоении погибших при крушении Императорского поезда; в этом храме две древних святыни: 1) сохранившийся от древнего Рожецкого монастыря Казанской иконы Божией Матери и 2) так называемая Рожецкая икона Божией Матери, бывшая заветною святынею древней Рожецкой обители; по упразднении ее она перенесена была в Винницкий монастырь, а отсюда возвращена в Рожок, в новопостроенный храм.

Из книги С.В. Булгакова "Русские монастыри в 1913 году"



Основан в 1635 году в Виннице вельможей Михаилом Кропивницким, с разрешения короля Владислава IV с целью поддержки православие на Брацлавщине, где после 1596 года быстро распространялась уния. Монастырь находился в районе современных улиц Володарского, Свердлова, Кропивницкого. Вероятно, главный храм монастыря был освящен в честь Благовещения.

В 1723 году монастырь захватили монахи униатского ордена василиан, собор был переосвящен униатским еп. Афанасием Шептицким. Постепенно монастырь пришел в упадок, в 1780 году его покинула последняя монахиня. Однако в 1786 году униаты снова вернулись.

В конце XVIII века Брацлавщина вошла в состав Российской империи. Тогда монастырь имел деревянный храм с тремя куполами (перенесенный в 1850 году в село Зарванцы) на холме у реки Буг, колокольню и помещение с 12 келиями. В 1795 году Винницкий женский монастырь стал православным второклассным монастырем, и начал постепенно расти и укрепляться. В монастырь присылали по решению суда на исправление монахинь из других монастырей, присылали также на покаяние и мирянок за проступки безнравственности. По штатам 1842 года монастырь был возведен в 1 класс.

Причиной переселения монастыря в 1845 году с Винницы в Браилов послужили неудобства расположения и непригодность для проживания обветшавших деревянных помещений. По этому по ходатайству Подольского архипастыря Арсения обитель была перенесена в Браилов, где остались свободные помещения католического монастыря после выселения оттуда в 1832 году монахов-тринитариев. Большими и просторными были новые монастырские помещения, но жилые корпуса были без крыш, окон и дверей. Со временем монастырь был полностью восстановлен на новом месте.

К началу XX века в монастыре действовали 3 храма, все они сохранились до настоящего времени. Холодный Троицкий собор представляет собой трехнефную шестистолпную базилику, центральный престол освящен во имя Св. Троицы, южный - в честь Благовещения, северный - во имя вмц. Варвары. В 1847 году под собором была освящена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. С западной стороны к Троицкому собору примыкает четырехугольная башня, в которой устроена колокольня, с восточной стороны - монашеские трех- и двухэтажные корпуса. В 1860 году в северной половине монастырского корпуса был освящен храм во имя свт. Николая Чудотворца. В восточной части двора находились хозяйственные постройки. В 1864 году при обители была открыта богадельня для престарелых женщин духовного звания, в 1868 году - 3-классное женское духовное училище для сирот духовного звания, дочерей диаконов и причетников Подольской епархии. В 1896 году начала работу воскресная школа для жительниц Браилова.

С приходом советской власти для монастыря начались тяжелые испытательные времена. Из жилых корпусов монастыря монахиням оставили лишь один, за которого приходилось платить большие деньги, потому что все помещения власть отобрала и теперь сдавала в аренду. Земля, которая принадлежала монастырю, была национализирована. Весь сельхозинвентарь был передан в 1923 году Жмеринскому райколхозу. Монастырь существовал исключительно на средства, заработанные своим трудом: зимой - шитьем одежды и церковных облачений, летом - полевыми работами у крестьян и в сельхозартелях. В 1925 году в Браиловском женском монастыре проживало 145 сестер, из них трудоспособных 53, остальные 92 - старые, требовавшие за собой присмотра. Заработка монахинь не хватало, для оплаты за помещение приходилось сбывать одежду, посуду и другие личные вещи.

Весной 1932 года жители сел Москалевки и Козачевки спрятали часть урожая в Браиловском монастыре. Эти крестьяне были арестованы по обвинению в преступлении против советской власти. Также арестованы были мон. Жукова (имя неизвестно), служивший в монастыре иером. Борис и свящ. Иоанн Шипович. Из монастыря забрали все продукты. А потом жителей окружающих сел заставили проголосовать за закрытие обители. Судьба последней настоятельницы игум. Софии (Рачинской) неизвестна.

Территория Браилова во время Второй мировой войны входила в зону оккупации Румынии. В 1942 году оккупационная власть открыла монастырь. В 1962 году монастырь был снова закрыт под предлогом того, что обитель, которую в официальных документах называли «рассадником инфекционных заболеваний», «прибежищем нищих», находилась рядом со швейной фабрикой, профтехучилищем, средней школой, общежитием. Монастырские помещения передали местному СПТУ.

В 1989 году монастырь был возвращен Православной Церкви. 19 марта 1990 года была совершена первая Божественная Литургия в очищенном от мусора и освященном храме Антония и Феодосия Киево-Печерских.

К началу 2003 году богослужения совершаются в Троицком соборе (летом), в Никольском храме и в церкви преподобных Антония и Феодосия (зимой). Восстановлены настоятельский и келейные корпуса, хозяйственные постройки. В обители живут около 50 сестер.

18 лет назад в "теплом" храме преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев, после почти 30-летнего запустение в Браиловском женском монастыре была отслужена первая литургия. С тех пор 19 марта - один из важнейших монастырских праздников, когда почитается одна из главных здешних святынь - чудотворная Браилово-Ченстоховская икона Божьей Матери. В этот день в Браилове собираются паломники со всей Украины.

Всего полчаса езды по Жмеринской трассе, и мы с водителем Русланом уже подъезжаем к Браиловскому женскому монастырю. В душе - волнение и беспокойство: "А как меня здесь воспримут? Не будут ли смотреть, как на грешницу, с явным осуждением, которое, к сожалению, часто встречается в церквях?"

Возле монастырских ворот толкутся нищие, которые, как на работу, ежедневно приходят к обители просить милостыню. Переступаю порог - и сразу же ощущаю: по ту, то есть уже по эту сторону ворот - совсем иной мир. "Тихо и спокойно, как в раю", - тут же кружится в голове, а ноги неторопливо идут ко входу в храм. И с каждым шагом благодатное спокойствие уверенно изгоняет из души все остатки волнения и страха.
Знакомство с большой семьей
- Любой монастырь - это просто большая семья, где каждый занимается своим делом, которое мы называем послушанием, - начинает знакомить с укладом монашеской жизни матушка Анастасия. - Как мама у нас матушка Антония, как папа - духовник монастыря, наш старец батюшка Кирилл. Так что, как и в каждом доме, у нас есть с кем посоветоваться, чтобы знать, как правильно поступать.
Сегодня в Свято-Троицком Браиловском монастыре живет 67 сестер, самой младшей -16, самой старшей - 89 лет. Каждую из них сюда привела своя, порой нелегкая, судьба, а объединила любовь к Богу.
- Конечно, все мы разные - со своим характером, наклонностями, даже, можно сказать, странностями. Как шероховатые камушки в море обтираются, со временем приобретая обтекаемую гладкую форму, так и мы здесь тремся между собой, - говорит матушка Анастасия. - Враг человечества старается посеять недоразумения между православными, особенно между монашествующими. Бывают, конечно, разные случаи: и поссоришься, и по немощи своей посмотришь с непониманием на немножко небрежно одетую сестру - уже осудила. Но Господь сказал: "Да не взойдет солнце во гневе твоем", а значит до конца дня обязательно нужно примириться, попросить прощения. Наша жизнь кратковременна, и растрачивать ее на обиды не стоит.
Главные постулаты монашеской жизни: послушание, смирение, целомудрие и нестяжание. В монастыре ничего не происходит без благословения матушки-игуменьи, и если слова "не могу" еще могут пройти, то "не хочу" - невозможно.
- Переступили порог монастыря - отреклись от своего "я". На что тебя благословили, то нужно исполнять, - говорит матушка Анастасия. - Вот мое послушание сегодня: ухаживать за больной сестрой и говорить с вами...
Тихая трудовая жизнь
Колокольчик матушки Марии, с которым она в 4.40 утра проходит по коридору возле каждой кельи, как привычный нам будильник, сообщает монашкам: пришло время вставать, идти в церковь на утреннюю молитву. Поскольку топить в главном соборе нет возможности, зимой и до потепления все службы проходят в нижнем храме, так называемой теплой церкви, специально обоснованной еще в 1847 году.
- Царица Небесная - наша покровительница, хозяйка монастыря. Что мы можем ей принести? Только славословие! Каждое утро после полунощницы все сестры поют акафист Браиловской иконе Божьей Матери, который в 1931 году написала игуменья София Рачинская, посвятив первую половину Браилово-Ченстоховской иконе, вторую - Браилово-Почаевской, - продолжает матушка Анастасия.
Дальше приходит черед чтения акафиста дня (сегодня, в среду, это акафист великомученицы Варвары) и Божественной литургии - основного богослужение на земле, таинства претворения тела и крови Господнего из хлеба и вина. С 10.00 сестры приступают к исполнению послушания.
- Как главная над сестрами матушка благочинная знает, какие у каждой есть наклонности, таланты, характер, поэтому на седмицу (неделю) по очереди благословляет на послушание в церкви, на кухне, в коровнике, а в летний период - на полевые работы. У многих сестер есть постоянные послушания: в алтарнице, просфорнице, ризничной и швейной, - рассказывает матушка Анастасия.
Отправляемся на экскурсию по территории монастыря. Справа от главного храма расположено кладбище, которое существует еще с 1845 года, когда монастырь из Винницы перенесли в Браилов. Сейчас здесь несложно разглядеть свежие могилки, среди которых есть даже несколько мирских. В годы войны на время бомбежки люди уходили в обитель, некоторые здесь и погибли. Кстати, здесь же, под рекой, был подземный ход, по которому в храм приходила Надежда фон Мекк, чей музей расположен на другом берегу.
Весной монастырь еще больше преображается: сестры заложили сад, посадили яблоньки и цветы. Есть здесь и небольшой огород - оставшаяся малая доля от земли, которую в трудные времена отобрали у монастыря. Не так давно 15 гектаров все-таки вернули, но они разбросаны по всему Браилову. В теплую пору монашки там трудятся на посевных работах, выращивают пшеницу, гречку и траву для коров.
Хозяйственная часть монастыря представлена коровником, конюшней и гаражами, где помещаются семь коров, телята, пара лошадей, курочки, трактор, несколько грузовых и легковых автомобилей.
- А вон там хранятся овощи, - показывает матушка Анастасия. - Когда-то здесь были подземные ходы на Жмеринку, Винницу и Киев - тройка коней проходила свободно. Но владыка сказал замуровать, чтобы не было несчастных случаев.
Святую целебную воду всегда можно испить из здешнего колодца. По преданиям, в 30-х годах, во время засухи, только здесь в Браилове была вода. На Крещение, Сретение, Троицу, Покрову и другие большие праздники вода в колодце освящается.
Также на заднем дворе есть прачечная, домик для священников и помещение, где живут рабочие. Сами же монашки живут по два-три человека в кельях на втором и третьем этаже. Раз в год каждой дается две недели отпуска, когда можно родных навестить либо поездить по святым местам.
- Дзинь-дзинь! - слышим звон колокольчика... Значит, уже полдень, пришло время первой трапезы.
Специально для приезжих в монастыре действует несколько трапезных: оставлять людей голодными не по-христиански.
- У нас скромная пища. Может быть какой-то суп, каша, компот, чай, - говорит матушка Анастасия. - Но многие паломники довольны этим, ведь пища хоть и простая, но благословенная.
После утренней молитвы четыре монахини получают послушание на кухне. Для сестер, рабочих и прихожан они обязательно готовят с молитвой, возле икон на кухне зажигают лампадки.
- Научно обосновано, что слова молитвы действуют даже на растения. Всегда нужно готовить только с любовью, - признается матушка Анастасия. - Есть, конечно, специальное молитвословие, но кто не знает, достаточно просто сказать: "Господи, благослови!", перекреститься, благословить продукты и начинать готовить.
После обеда монашки вновь приступают к выполнению послушания. В 16.00 начинается вечерняя служба, после которой сестры ужинают и уже в домовой церкви совершают вечернее монашеское правило. В начале одиннадцатого вечера тот, кто устал, отходит ко сну, а кто-то книгу духовного содержания читает. Словом, раньше 23.00 в монастыре никто не ложится.
Приходят многие, остаются не все
"Плодотворным" для Браиловского монастыря оказался 2007 год - пришло восемь человек, от самых молоденьких до уже взрослых. Кстати, с недавних пор матушка Антония взяла за правило принимать женщин только до 50 лет, чтобы они могли еще потрудиться, послужить Господу.
- Каждая из нас пришла спасаться в монастырь. Одни уходит в трудовые подвиги, другие - в духовные, кто-то старается совмещать. Это постоянная борьба и огромный труд! Прежде всего над собой, - отмечает матушка Анастасия.
Сама в монастыре она с открытия, скоро будет уже 20 лет, и, как никто другой, знает, что без желания быть ближе к Богу человек в монастыре долго не сможет.
- Когда я впервые, еще в школе, попала в лавру - для меня это было ошеломляюще! Я смотрела на монахов и понимала, что это ангелы идут, боялась даже заговорить, подойти, - вспоминает матушка Анастасия. - Перед благословением в монастырь мне сказали, что здесь нужно, прежде всего, смирение и терпения - не воз, а целый обоз. Нужно терпеть все: нападки извне и внутри.
Грозно хлопнуть дверью со словами: "Ухожу в монастырь!" действительно недостаточно, чтобы убежать от мирской суеты. Для начала надо духовно быть готовой. В женском монастыре после разговора с матушкой будущую монашку ждут труды на общих послушаниях (коровник, кухня, полевые работы). Со временем ее из гостиницы монастыря переводят в общий корпус в специальную келью для "новеньких". По поведению, разговорам матушка видит, сможет ли человек остаться и побороть себя. Если да - переводят в келью к старшим сестрам, надевают черное монашеское платьице и повязывают косыночку, которая уже прикрывает лоб, что значит: послушница принята в число сестер.
Через время ее постригают, и, хоть сестра еще не дает клятвы Господу, меняется ее имя - словно один человек умирает, а другой рождается. В завершение сестру вновь подстригают, она дает обет нестяжания, целомудрия и послушания, который должна нести до самой смерти, не выходя за пределы монастыря.
- Люди считают нас святыми, но мы, конечно, не ангелы. У нас тоже есть свои недостатки и немощи, от которых стараемся избавиться. Просто сам распорядок монастыря более располагает к молитве, а в ней - вся правда, - отметила матушка Анастасия.
Пора! Уже приходит время ехать домой. Благодарю свою спутницу за неимоверный день и направляюсь к воротам. Переступаю порог в мирскую жизнь, а в голове крутятся слова, которые напоследок подарила матушка Анастасия:
- Этот бешеный ритм жизни, который ускоряется с каждым днем, не случайный. Это все делает лукавый, чтобы у человека не было времени заглянуть в себя. Люди даже не спешат жить - они бегут, летят и мчатся. Но ведь так важно и нужно всем нам останавливаться, находить время, заглядывать и прислушиваться к себе, к Богу, который живет внутри каждого.

История монастыря
Монастырь основан вельможей Михаилом Кропивницким в 1635 году в Виннице (в районе улиц Володарского, Свердлова и Кропивницкого). В 30-х годах XIX века обитель имела высокий нравственно-духовный авторитет. Сюда присылали на исправление монахинь из других монастырей, а часто по решению суда за проступки морального характера присылали на покаяние и мирских женщин. Из-за неудобства в расположении и непригодности старых деревянных помещений в 1845 году монастырь из Винницы перенесли в Браилов в пустовавшие корпуса бывшего католического монастыря. При обители открыли школу для детей-сирот из духовного звания, богадельню. В 20-30-х годах прошлого столетия Свято-Троицкий монастырь испытал тяжелейшие гонения от безбожных властей, однако выстоял и только в 1962 году был закрыт. Возрождение обители началось в 1989 году, когда она была передана Украинской Православной Церкви. К этому времени монастырь пришел в совершенное запустение, так что даже службу совершать в нем было невозможно. И только 19 марта 1990 года в стенах древней обители была отслужена первая Божественная литургия. За 10 лет восстановлен храм, который был завален мусором. Выстроили колокольню, сделали внутреннюю и внешнюю реставрацию всего корпуса и внешней части Троицкого собора. Восстановлена церковь Св. Николая.
В монастыре есть свои чтимые святыни. Это иконы Божьей Матери Браилово-Почаевская и Браилово-Ченстоховская и Троеручица. В Троицкий собор возвратилась также икона, которая была написана специально для Браиловского монастыря, - это икона святого великомученика и целителя Пантелеймона. Есть в обители также ковчежец с мощами святых угодников Божьих.

На кухню сестры благословляются на седмицу. Читая молитвы, они готовят для всех жителей, включая рабочих и гостей монастыря

Работа в проскурнице относится к постоянным послушаниям, которую выполняют одни и те же сестры

Круглый год сестрам Свято-Троицкого Браиловского женского монастыря хватает работы

Будь то будничное утро либо воскресный вечер, в Браиловском женском монастыре всегда много люду. Своих прихожан сестры всегда встречают, проявляя истинное гостеприимство

По преданию, Браилово-Ченстоховскую икону Божьей Матери пожертвовал брацлавский подсудок Михаил Кропивницкий. В 1942 году во время немецко-румынской оккупации святыня вернулась в открытый монастырь, а через 20 лет после вторичного закрытия обители след иконы потерялся. Только в 1984 году благочестивая женщина, получившая образ от игуменьи Браиловского монастыря, передала его благочинному храмов Жмеринского района протоиерею Иоанну Луканову. В доме последнего святыня находилась до 1995 года, когда по благословению архиепископа Винницкого и Могилев-Подольского Макария торжественным крестным ходом из Винницы была перенесена в Браиловскую обитель. По благословению владыки для иконы сделали деревянный киот, покрытый сусальным золотом. В настоящее время икона не имеет серебряно-позолоченной ризы, ее украшают только привески, которые, как и раньше, оставляют прихожане в благодарность за благодатные исцеления.

Образ находится над Царскими вратами Троицкого собора. Каждое утро после полунощницы икона опускается, чтобы монахини и богомольцы могли приложиться к святыне и получить благословение и исцеление от Пресвятой Богородицы. Ежегодно на третий день праздника Святой Троицы в обители вспоминают возвращение иконы в родной монастырь, и после торжественного богослужения бывает крестный ход со святыней вокруг храма

Хозяйственная часть монастыря представлена коровником, конюшней и гаражами, где помещаются семь коров, телята, пара лошадей, курочки, трактор, несколько грузовых и легковых автомобилей

Загрузка...
Top