Одиночный поход на большой ямантау. Запасная столица (Подземный город Путина - Ямантау) Что находится в горе ямантау

Тайная база российского правительства обнаружена в горах Южного Урала, неподалеку от горнолыжного центра «Абзаково», куда зачастил президент РФ Владимир Путин. Вокруг горного бункера ходит немало слухов, и даже жители близлежащих населенных пунктов толком не знают, что за объекты еще со времен «холодной войны» строятся в горах. «URA.Ru» решило выяснить, что за секретный комплекс расположен на Южном Урале. Что рассказывают строители подземного города? Где он расположен? Как охраняется? Какими коммуникациями обеспечен? Все тайны — в материале нашего агентства.
В начале нового, 21 века, президент России Владимир Путин стал частым гостем на южноуральском горнолыжном курорте «Абзаково», расположенном примерно в 60 км от Магнитогорска. Ни сам Путин, ни его помощники так и не смогли объяснить общественности, почему глава государства облюбовал это место. Официально – Путину нравилось кататься там на лыжах. Но есть и неофициальная версия. Так, президент приезжал контролировать окончание строительства секретного подземного города, расположенного в самой высокой горе южноуральского массива – Ямантау (в переводе с башкирского – «дурная башка», высота 1640 м).


Привет из Америки
Первыми о существовании тайного горного объекта на Южном Урале всему миру рассказали американцы. 16 апреля 1996 года «Нью-Йорк Таймс» опубликовала статью, в которой сообщила о загадочной военной базе, строящейся в России. «В ходе секретного проекта, напоминающего о жутких периодах «холодной войны», Россия занимается постройкой гигантского военного комплекса под землей в районе Уральских гор, как сообщают официальные лица на Западе и свидетели в России. К спрятанному внутри горы Ямантау в районе Белорецка (сегодня – город Межгорье – прим. Ред.) на Южном Урале огромному комплексу подходит железная дорога и автомагистраль. В работах задействованы тысячи рабочих», — писало издание.
Тему подхватили другие зарубежные СМИ. Газета «Вашингтон Таймс» 1 апреля 1997 года поместила статью «Москва строит бункеры на случай ядерной атаки», в которой говорилось, что «в то время как США закрыли большинство подобных объектов, Россия быстрыми темпами выполняет дорогостоящую программу по сооружению подземных убежищ, тоннелей и командных пунктов, унаследованную от времен «холодной войны». В частности, продолжается работа по созданию подземного командного пункта стратегических сил на Урале близ города Белорецка».
Иностранные издания пытались брать комментарии у российских официальных лиц. Но, естественно, никаких внятных объяснений не последовало. Российские журналисты сенсацию о тайном объекте в горе Ямантау не подхватили: последовало несколько материалов, в которых высказывались предположения и о добыче урановой руды в южноуральской горе, и о хранилище государственных ценностей, и о резерве пищевых продуктов. В числе остальных выдвигалась и версия строительства бункера для российского правительства на случай ядерной войны. Но потихоньку тема спецобъекта в Ямантау сошла на «нет».
На вершине горы – вертолетная площадка, в любой момент она может принять правительственный вертолет с пассажиром № 1
Туристы-шпионы
Между тем, в отличие от широкой общественности о Ямантау не забыли туристы, которые ежегодно совершают восхождения на эту гору. Они рассказывают, что как раз с начала 2000-х годов меры по охране окрестностей Ямантау ужесточились. С одной стороны гора находится на территории Южно-Уральского государственного заповедника (рассказывают, что и заповедник там учредили не случайно). Но патрулируют окрестности Ямантау не только егеря, но и военные.
«В районе спецобъекта Ямантау необходимо соблюдать осторожность, не шуметь, не разводить дымных костров и не выдавать своего присутствия каким-либо другим нехорошим способом. В противном случае рискуете познакомиться с бытом и традициями спецназа, подарить им отснятую пленку (деньги, нож, сигареты), охрипнуть, доказывая, что вы не шпион из Алабамы, и если в конце концов вас все-таки отпустят или передадут егерям (а не расстреляют), вы еще будете им искренне признательны», — делятся советами туристы.
Те, кто добрался до вершины Ямантау, говорят, что она представляет собой огромное каменистое плато, с небольшой грудой скалистых останцев в центре. «На вершине до начала 90-х гг. стояла военная часть, обслуживающая бетонированную вертолетную площадку и военное спецоборудование. После военных на вершине горы остались руины былых строений, лужи мазута и груды проржавевшего железа», — рассказывают очевидцы.
Видели туристы и шахты, уводящие вглубь горы. Но большая часть людей, побывавших на Ямантау, утверждает, что там, скорее всего, расположены урановые рудники. «Мы обнаружили там бассейновые секции, разделенные бетонными перегородками. Вероятнее всего, они предназначались для предтранспортировочного хранения урановой руды», — рассказывает один из туристов. «Впрочем, о том, что скрыто в недрах горы Ямантау, до конца не знают даже жители Межгорья, расположенного у подножья горы. Объект Ямантау имеет статус повышенной секретности — это факт, все остальное лишь домыслы и предположения», — считает другой.


Подземный город обеспечен всеми коммуникациями, в том числе и электричеством
Тайный город
Но наблюдатели в своих предположениях оказались не правы. В горе Ямантау построены не рудники, а настоящий подземный город. Нашему агентству удалось связаться с несколькими строителями, которые принимали участие в его возведении. Все лица, имеющие отношение к Ямантау, дали подписку о неразглашении информации, поэтому их имена не раскрываются.
Итак, как рассказал один из участников событий, строительство подземной базы в горе Ямантау, действительно, было начато в советские годы, во времена «холодной войны». Объект был разработан и построен силами Управления строительства-30, подведомственного Министерству обороны. Управление базируется в ЗАТО Межгорье (ранее Белорец-16, также назывался городом Солнечный). Управление строительства-30 специализируется на строительстве объектов и сооружения подземного и наземного размещения, ведет крупногабаритное подземное строительство: в этой сфере УС-30 – одна из крупнейших строительных организаций.
Работы по строительству подземного города были завершены примерно в 2002 году (как раз во времена частых визитов Путина в Абзаково). С тех пор ведутся постоянные работы по содержанию комплекса (отсюда и усиленная охрана территории). К горе Ямантау подведено ответвление железной дороги. От Магнитогорска пущена автомобильная дорога.
Город в горе рассчитан на одновременное проживание в нем 300 тысяч человек (для примера – в Магнитогорске проживает 400 тысяч человек, в Екатеринбурге – 1,5 млн.).
«В подземном комплексе, которые поделен на так называемые «дома», создана вся необходимая инфраструктура: подведены коммуникации, налажены системы жизнеобеспечения. Созданы все условия, чтобы как минимум полгода люди могли находиться в этом подземном городе, не выходя на поверхность», — рассказывает очевидец. По словам другого свидетеля, комплекс состоит из системы шахт диаметром 30 метров и общей длиной около 500 км.
Официального объяснения того, с какой целью в горе Ямантау построен и до сих пор поддерживается секретный подземный объект, для чего предпринимаются такие беспрецедентные меры безопасности, получить так и не удалось. О том, грозит ли России опасность, президент Владимир Путин в сегодняшнем ежегодном послании ничего не сказал.
Отрывок из статьи в “Вашингтон Пост”:
В ходе слушаний в прошлый четверг в комитете по делам вооруженных сил палаты представителей конгресса США конгрессмен Роско Барлетт (Roscoe Bartlett), республиканец от штата Мэриленд, призвал к осторожности. Он привлек внимание к огромному подземному объекту, находящемуся глубоко под горой Ямантау на Урале, на строительстве которого по сей день продолжают трудиться примерно 20000 рабочих. Вот что заявил г-н Барлетт, один из немногих законодателей, являющийся настоящим ученым: “В последние годы (россияне) наращивают (там) свою активность — строят футбольные поля и прочие культурно-развлекательные сооружения, которых они не предоставляют никому другому в своем обществе. Это более важно для них, чем отдать 200 млн. долл. США за служебный модуль Международной космической станции (МКС). Это более важно для них, чем выплата денежного содержания военнослужащим. Это такой большой объект (под землей), как внутренняя территория, которую опоясывает кольцевая дорога нашей столицы. И единственное разумное использование такого рода объекта — во время или после ядерной войны. Нет другой причины для страны, настолько стесненной в финансах, как Россия, чтобы они продолжали вколачивать огромные ресурсы в предприятие вроде горы Ямантау.
from http://slavs.org.ua

После того, как в 2001 году я впервые побывал на самой высокой точке Южного Урала - горе Ямантау, с интересом прочитал в Интернете о тайнах, окружающих эту вершину. Тут же написал отчет о своем пребывании на горе и на полузаброшенных объектах у подножия. Написал, признаться, глупость, приняв фундамент одного из недостроенных зданий рядом с вентиляционными шахтами за резервуары для “предтранспортировочного хранения урановой руды”. Через пятнадцать лет я наткнулся на отголоски этой чуши, когда случайный попутчик начал рассказывать мне о том, как под Ямантау добывают уран, ссылаясь на мою же статью.

Искренне предупреждаю, что нижеизложенное - это мнение простого обывателя, который не раз бывал в тех краях и собирал все доступные общественности факты воедино.

Вид на Ямантау (Большой и Малый Ямантау) с юго-западного участка Южно-Уральского заповедника

Несколько слов о самой горе - возможно, самом загадочном месте в России. Ямантау окружает много легенд, слухов и баек, однако факты таковы: в самом сердце Южного Урала, посреди специально созданного заповедника, куда вход простым смертным запрещен и где походников постоянно отлавливают егеря, окруженная горными хребтами, каменными реками, тайгой и болотами, высится гора Ямантау. Невысокая, всего чуть более 1600 метров. На вершине летом иногда задерживается снег, а у подножья виднеется горно-обогатительный комплекс с автомобильным и железнодорожным въездом под землю. Этот комплекс и то, что, возможно, находится внутри горы, обслуживается закрытым городом Межгорье с населением в 16 000 человек. В город от трассы ведет единственная дорога с блокпостами.

Трасса Р316 на повороте в Межгорье. Место окончания туристических маршрутов (если не поймают егеря)

Шумиху вокруг горы подняли еще американцы в 1996 году, поскольку возмущались ведением там масштабного военного строительства. Напомню, в то время Россия, как Украина сейчас, проедала один кредит МВФ за другим, не имея денег на выплату зарплат врачам и учителям. Объяснение этому парадоксу простое - поддерживать законсервированные подземные стройки в неаварийном состоянии очень дорого. Надо постоянно тратиться на водоотлив, вентиляцию, мониторинг выработок. Например, на поддержание законсервированного автомобильного подземного тоннеля в соседней Уфе, длина которого всего 300 метров, требуется двести миллионов рублей ежегодно. Кстати, строительством тоннеля занималось то же самое Управление строительства №30 из Межгорья. Страна не могла себе позволить ни забросить огромный проект, в который Советский Союз вложил сотни миллионов народных рублей, ни продолжать тратить их впустую, не имея никакой отдачи в плане стратегической безопасности.

В наши дни народное сознание прочно ассоциирует Ямантау с “Бункером Путина” или “Ковчегом судного дня” для правительственной элиты России. Смею вас уверить, по состоянию на 2016 год он ни тем, ни другим являться не может.

Стоит отметить, что в самой горе вряд ли что-то есть. Убежище может находиться под горой, сам же горный массив выступает в качестве щита. Поэтому делать какие-то расчеты о размере бункера исходя из объема горы, как это сделали в некоторых СМИ, лишено смысла.

Ямантау не может рассматриваться в качестве бункера Путина по причине того, что он не гарантирует безопасности от ядерного . Несколько ударов в одну точку даже стандартными 100-150-килотонными боеголовками пробьют гору насквозь и обрушат тоннели под горой. Кроме того, мощность термоядерных зарядов не ограничена ничем, кроме способов доставки. Например, советская термоядерная Царь-бомба, доставляемая модифицированным бомбардировщиком ТУ-95В, имела мощность в 50 мегатонн. Такая бомба испаряет камень в радиусе четырех километров и обрушивает подземные коммуникации на десятки километров вокруг. Напомню, мощность того взрыва была искусственно занижена в два раза, чтобы экипаж бомбардировщика успел улететь на безопасное расстояние.


Термоядерная авиационная бомба АН-602

Ямантау также не может быть бункером Путина из-за своей удаленности. В случае начала ядерной войны основной удар будет нанесен внезапно, за 10-20 минут. Успеть скрыться из столицы можно только через подземную сеть тоннелей или защищенный от последствий ядерного взрыва вертолет. Максимальная дальность полета модифицированного Ми-8, на котором летает Путин, составляет не больше 600 километров, в то время как Ямантау находится в два раза дальше. Полагаться на вариант с пересадками и дозаправками нельзя, поскольку первый удар, вероятно, уничтожит основную летную инфраструктуру страны. Действующих аэродромов в самом Межгорье или в соседнем Белорецке, чтобы принять даже небольшой самолет, нет, не говоря уже о президентском Ил-96-300. Поэтому единственный вариант для выживания руководства страны - это тайные бункеры в Подмосковье или в соседних областях. Причем основной упор именно на слово “тайные”, поскольку только секретность сможет уберечь руководство страны в случае полномасштабной ядерной войны.


Участок трассы Р316 "Тещин язык"

В-третьих, Ямантау не годится на роль ковчега судного дня, так как не имеет соответствующей транспортной инфраструктуры. Рядом с Ямантау проходит всего одна узкая и извилистая трасса, изобилующая крутыми обрывами и мостами через горные реки. Заблокировать движение по всей трассе сможет всего одна фура, что случается даже в мирное время. Железная дорога, проложенная при Советском Союзе до самого Межгорья, сейчас заброшена. Во многих местах рельсы сняты, мосты находятся в полуразрушенном состоянии. Ближайшие аэропорты находятся в Уфе и Магнитогорске, поэтому основная надежда на автомобильную трассу. Однако в случае чрезвычайных обстоятельств без поддержки инженерных войск пропускная способность трассы упадет до нуля. Вспомните, что бывает в крупных городах в час пик, когда на дороге ломается всего один автомобиль, и помножьте это на сотни. С самой трассы до Ямантау теоретически можно дойти пешком, но в тайге ориентиры легко теряются, а зимой без специального снаряжения шансы дойти куда-то стремятся к нулю.


Инженерная машина разграждения ИМР-1

И, наконец, Ямантау не годится на роль убежища судного дня, так как объект не имеет военного прикрытия. Именно внутренние войска смогли бы обеспечить порядок при эвакуации, а инженерные части гарантировали бы проход техники даже при слабой транспортной инфраструктуре. ПВО смогла бы прикрыть гору на случай атаки с воздуха. Между тем военные части, которые когда-то окружали этот объект, сейчас заброшены.

Все эти факторы не исключают потенциально более важную роль Ямантау. Об этом говорит то, что железная дорога все же была построена, в Белорецке был аэропорт, а гору окружали множественные строительные объекты и военные части. То, что сейчас эта инфраструктура разрушена и не восстанавливается, скорее говорит о том, что правительство не видит особой угрозы, к которой стоит готовиться.

Тем не менее, ядерная война не является единственным риском, ради которого стоит строить и содержать крупный подземный объект. Остается возможность пандемии, внезапной геологической или климатической катастрофы, падения крупного метеорита или астероида. Ради этого стоило бы развивать транспортную инфраструктуру, потому что нынешняя не гарантирует спасение никого, кроме персонала Ямантау, и, может быть, жителей Межгорья.

Чем же на данный момент является объект под горой Ямантау? Есть высокая доля вероятности, что там находится один из элементов системы “Периметр” - комплекса автоматического управления массированным ответным ядерным ударом. В этом случае в окрестностях горы должны быть ракетные шахты с командными ракетами, а также комплексы спутниковой связи. Впрочем, первые и последние могут быть мобильными. Кроме того, не исключено, что в подземных чертогах Ямантау располагается секретный научно-исследовательский или производственный объект. Эту версию косвенно подтверждает наличие на границе с Южно-Уральским заповедником другого закрытого города. В Трехгорном на “Приборостроительном заводе” с 1952-го года занимаются производством ядерных боеприпасов. Не исключено, что продукцию этого завода складируют под Ямантау. Лично я считаю эту версию наиболее вероятной, поскольку ввиду своей удаленности гора обеспечивает дополнительную безопасность, а при случайной детонации масса Ямантау предотвратит попадание радиоактивной пыли в атмосферу.

Подведем итоги. Ямантау не может претендовать на роль бункера Путина, хотя при должном развитии окружающей инфраструктуры имеет потенциал стать чем-то вроде ковчега на случай глобальной катастрофы. Сейчас Ямантау к этой роли не готов. Скорее всего (руководствуюсь принципом лезвия Окхама), нынешнее основное назначение объекта под горой Ямантау - это военный склад.

Источники:



На протяжении 30 лет под самым высоким горным хребтом Южного Урала в горе Ямантау идёт грандиозное строительство подземного города и до сегодняшнего дня остаётся под грифом «совершенно секретно».

Работы по строительству секретного объекта были начаты ещё при СССР. По одной из множества версий на ЗАТО «Межгорье» строился штаб, прежде всего для укрытия высших чинов ЦК КПСС и учёных на случай ядерной войны.

Но вскоре «холодная война» с США закончилась, гонка ядерного вооружения была прекращена. Большинство ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование) уже не стало. Множество учёных спешно уехали на Запад, а те, кто остался стали влачить жалкое существование. Строительство секретного объекта была законсервировано.
Однако с приходом к власти Владимира Владимировича Путина строительство подземного города возобновилось и вырубка горной породы началась с новой силой. В первый же год (2000 г. н.э.) путинского президентства только официальные вливания в бюджет ЗАТО «Межгорье» увеличились в разы.

По сведениям людей, имевших отношение к строительству и непосредственно находящихся на объекте, было установлено, что строящийся подземный город можно сравнить с ульем, который представляет собой систему шахт диаметром до 30 метров и общей протяженностью до 500 километров. Шахты поделены на так называемые «дома», в которых имеется вся привычная инфраструктура, подведены коммуникации, налажены системы жизнеобеспечения. Грандиозный масштаб подземного города иллюстрирует факт, что здесь же специально был возведён дробильно-сортировочный завод для утилизации гигантского количества камня, извлекаемого при вырубке горной породы.

Аналитики рассчитали, что в настоящее время под землей может обитать 40-60 тысяч человек (при официальной численности населения г. Межгорье – 16,6 тысяч), однако при необходимости подземный город может вместить одновременно до 300 тысяч человек.

Невзирая на экономические кризисы миллиарды долларов выделялись (и продолжают выделяться) на строительство подземного города, тогда как - военные, учителя, врачи, шахтёры, рабочие, студенты, пенсионеры, многодетные и малоимущие семьи месяцами не получали свои мизерные зарплаты, стипендии, пенсии не говоря уже о социальных дотациях.

Расформировывались воинские части, продавались корабли и подводные лодки, закрывались военные базы за рубежом и т.д. и т.п.

Но при всём этом Владимир Путин всегда изощрялся, находится рядом со строящимся секретным объектом и с завидной регулярностью недалеко от Ямантау посещал лыжную базу «Абзаково», ничем непримечательную для президентского уровня. К тому же, впоследствии, там же в месте слияния рек Катунь и Урсул «умудрился» выстроить себе ещё один дворец, к которому была проложена, усилена охраняемая дорога в 20 километров, имеющая официальное название, как примыкание к автомобильной трассе М-52. Настоящая дорога представляет собой серпантин, буквально прорубленный в скалах. Стоимость строительства этой дороги протяженностью, как уже было сказано выше, в 20 километров по неофициальным данным составила – 4 миллиарда рублей. Кстати, данный дворец-резиденция не входит в официальную сеть резиденций высших должностных лиц РФ. Все эти обстоятельства могут указывать лишь на факт истинного пребывания, пока ещё нашего президента Владимира Путина и его личного контроля за ходом строительства, вероятно, самого дорого его сердцу, с которым он, очевидно, разделяет надежды на спасение своей жизни и жизней своих хозяев. В таком случае, осмелюсь ответственно утверждать, что В.В. Путин и его близкое окружение, а равно иные стоящие над ним глубоко ошибаются и, как известно - надежда умирает последней!

По заданию Владимира Путина ЗАО «Инфраструктура» контролируемая Романом Абромовичем и немецкая компания «Herrenkneeht AG» заключили в марте 2008 года контракт на строительство самого большого в мире горнопроходческого щита, способного копать тоннели диаметром – 19 метров, который сможет за месяц прокладывать 250-300 метров двухъярусного тоннеля, вмещающего шестиполосное шоссе, либо четыре полосы автодороги и линию метро. Стоимость такого оборудования составляет – 100 миллионов евро.

Первым завесу секретности о строящемся объекте в ЗАТО «Межгорье» приоткрыл бывший первый секретарь Башкирского обкома КПСС Мидхат Закирович Шакиров, он заявил, что в горах строится убежище на случай ядерной войны. Но его слова сразу же были опровергнуты: «Объект, строится для иных целей и к военным нуждам не имеет никакого отношения».

«New York Times» от 16 апреля 2004 года.
«В ходе секретного проекта, напоминающего о жутких периодах «холодной войны», Россия занимается постройкой гигантского военного комплекса под землей в районе Уральских гор, как сообщают официальные лица на Западе и свидетели в России. К спрятанному внутри горы Ямантау в районе Белорецка на Южном Урале огромному комплексу подходит железная дорога и автомагистраль. В работах задействованы тысячи рабочих».

Из речи американского конгрессмена Роско Барлетта:
«…В последние годы русские наращивают там (на объекте в Межгорье) свою активность… Это более важно для них, чем отдать 200 миллионов долларов США за служебный модуль Международной космической станции. Это более важно для них, чем выплата денежного содержания военнослужащим. Это такой большой объект под землей, как внутренняя территория, которую опоясывает кольцевая дорога нашей столицы. И единственное разумное использование такого рода объекта – во время или после ядерной войны. Нет другой причины для страны, настолько стесненной в финансах, как Россия, чтобы они продолжали вколачивать огромные ресурсы в предприятие вроде горы Ямантау…»

P.S.
Многие люди считают, что территория Республики Алтай является центром Земли. Местные жители из поколение в поколение из уст в уста рассказывают своим детям одну и ту же легенду о их особенном и волшебном крае. Гора Ямантау по убеждениям предков есть сердце Земли, которое снабжает кровью (энергией жизни) все кровеносные сосуды (систему жизнедеятельности) планеты Земля. Сейчас мы все стали понимать, что Наша Земля ни только дом, в котором мы живём и духовно пребываем, но и такой же живой организм наделённый сознанием и способностью чувствовать. От Нас и поверьте, только от Нас зависит благоприятное состояние Земли и её правомерное существование во Вселенной.

Бытует много противоречивых фактов о строящемся городе внутри горы Ямантау, но я склонен верить всему вышеизложенному, и знаю, что это место и есть – «колыбель судного дня».

ЖЕЛАЮ ВСЕМ - МИРА И ДОБРА!
УВАЖАЙТЕ СЕБЯ, ПРОЯВЛЯЙТЕ ГОРДОСТЬ К СЕБЕ, БЕРЕГИТЕ СЕБЯ
И С ИСКРЕННЕЙ ЛЮБОВЬЮ ОТНОСИТЕСЬ К ОКРУЖАЮЩИМ!
Святослав Праведный
Москва 19 ноября 2012 г.
www.antichrist2013.ru

http://www.turism19.ru/wp-content/uploads/2015/01/Gora-YAman-tau-mountain-Yaman-tau.jpg
  • на горе Ямантау (запад)

    http://www.turism19.ru/wp-content/uploads/2015/01/na-gore-YAmantau-zapad.jpg
  • южный склон Ямантау

    http://www.turism19.ru/wp-content/uploads/2015/01/yuzhnyiy-sklon-YAmantau.jpg
  • Ямантау (Mountain Yaman-Tau)

    http://www.turism19.ru/wp-content/uploads/2015/01/YAmantau-Mountain-Yaman-Tau-.jpg
  • Севернее башкирского города Белорецка расположена гора Ямантау – самая высокая точка Южного Урала. Вот уж лет двадцать эта местность привлекает пристальное внимание многих. И дело не только в красотах здешней природы.

    Заповедник секретов

    В переводе с башкирского «яман тау» означает «плохая гора». Взбираться на неё трудно, на склонах глухая тайга, болота, россыпи острых каменных глыб, в густых туманах легко заблудиться (см. фото). Короче – «плохая гора».

    В 1960-х в эти края зачастили приезжие –геологи, проектировщики, строители. Тогда, в разгар холодной войны на горе Яман-Тау, на высоте 1640 м решили строить военный объект. Точнее, не на горе, а внутри неё.

    По склону протянули железную дорогу. У подножья горы выросли рабочие посёлки. Территорию объявили закрытым Южно-Уральским природным заповедником. А для тех, кто тут живет, работает или служит, ввели такие же надбавки и льготы, как для жителей Заполярья. Хотя от Южного Урала до Крайнего Севера… Сами понимаете.

    Ямантау малый — это второй горб Ямантау, малый 1510 м.

    Засекреченность и масштабность стройки наводили на мысль, что возводится нечто очень серьёзное на случай войны.

    Когда развалился СССР, стройку законсервировали. Но в 1990-х на горе Яматау снова закипела работа. Здесь вырос бетонный завод и горно-обогатительный комбинат, названный Южно-Уральским. Бетона, наверняка, требовали подземные работы. А вот комбинат… Его продукции никто никогда не видел.

    Журналисты обратили внимание и на то, что в 2007 г. российский президент полюбил горнолыжный курорт Абзаково и стал тут регулярно бывать. А между прочим, Абзаково до Яматау – минут 15 на вертолете. Похоже, работы завершались и главный «заказчик» принимал готовый объект.

    У туристов горы Башкортостана довольно популярны. Кое-кому удаётся подняться на Яматау, обходя КПП и не привлекая к себе внимания военных патрулей и егерей. На плоской вершине размером с два футбольных поля, туристы видят остатки ржавеющих сооружений, внушительную башню с шахтой лифта, из которой мощные вентиляторы гонят наружу подземный воздух. Отсюда по склону дорога-бетонка ведёт вниз, к закрытым посёлкам (см. фото).

    Солдаты, которые некогда служили на стройке и охране объекта, рассказывают о восьми шахтах диаметром 30 м, каждая из которых уходит на глубину до километра.

    Предполагают, что шахты соединены тоннелями, снабжены автономными системами водо- и электроснабжения, линиями связи, электропоездами (метро). Под защитой тысячетонного гранитного щита этот комплекс выдержит любой термоядерный удар.

    Рудники? Ракетная база? Хранилище? Бункер?

    Прошли десятки лет. Посёлки давно превратились в закрытый город Межгорье на склоне горы Ямантау, населённый строителями и военными пенсионерами. Но что скрывают недра горы — неведомо. Есть лишь слухи и догадки.

    Может, в глубинах горы добывают урановые руды, а комбинат их перерабатывает? Но такого уровня секретности нет ни на одном урановом руднике. Да и уровень радиации на горе — в пределах нормы. Не исключено, что ГОК строили для отвода глаз, чтобы скрыть назначение объекта.

    Кое-кто считает, что в шахтах хранятся госрезервы – продовольствие, промтовары и прочее на случай чрезвычайных ситуаций. Правда, никто за несколько десятков лет не видел и намёка на то, чтобы в шахты завозилось нечто подобное.

    Не скрыты ли в шахтах пусковые ракетные установки? Специалисты скептически относятся к такому предположению.

    Правдоподобнее других версия о том, что подземелье горы Ямантау станет бункером — резиденцией руководства страны и командным пунктом на случай ядерной войны. Не исключено также, что сюда планируют эвакуировать главные государственные ценности (золотой запас и др.).

    В общем, пока что гора Яматау не спешит открывать свои секреты.

    Что должен знать человек собирающийся посетить «страшную и ужасную, овеянную тайнами и секретами» гору Ямантау 1640 м., по совместительству высшую точку Южного Урала.

    На мой взгляд два основных момента:

    1. Гора находится в самом сердце Южно-Уральсого природного заповедника и отправляясь в путь вы без всяких сомнений нарушите ст. 9, ч. 5 Федерального закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”.

    Статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников

    ч. 5. Пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.

    Как только вы нарушите границы заповедника, вы совершите административное правонарушение подпадающие под статью:

    8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях кодека Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195-ФЗ

    Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

    2. Гора Ямантау по причине нахождения в заповеднике относительно труднодоступна. Окружена высокими хребтами, курумными реками, лесами населенными диким зверем. Погода на ее вершине может быть очень суровой. Однажды летом, в июне, я схватил жуткое переохлаждение на ее склонах и так и не смог дойти до вершины. Поэтому надо обладать некоторым опытом хождения «в лес» и горы Южного Урала, подходить к данному маршруту со всей серьезностью.

    И пусть вас не смущает кажущаяся легкость описания маршрута. Даже мне иногда было тяжело.

    А теперь о нашем веселом походе.

    Давно мы хотели сходить с Раисом Габитовым в горы, и вот наконец все сложилось как нельзя лучше.

    Окно в погоде, золотая осень, наличие времени.

    Такую возможность упускать преступно и мы как законопослушные (почти) граждане ее не упустили.

    Как и любую медийную личность, блогера Раиса Габитова привлекает все большое, особое и блестящее, поэтому основной нашей целью стала гора Ямантау.

    Рассматривая варианты пути я выбрал линейный маршрут по линии поселок Тирлян – ур. Миселя – хр. Инзерские Зубчатки – хр. Кумардак (г. Колокольная 1354,1) – хр. Машак (вершина 1383,2) – г. Караульная – г. Ямантау (1640,4), – Быковские поляны – г. Караташ (1103,2) – трасса Уфа-Белорецк.

    Почему я его выбрал, потому что он очень красивый, логичный, и без надрыва может быть пройден за 3 дня,примерная длинна маршрута 90-100 км.

    В поселок Тирлян, приехали к 8 утра, солнце купаясь в утреннем тумане заливало мир золотом, будто говоря: «Идите парни, нырните в червонную осень с головой!», что мы и поспешили сделать.


    Первая часть маршрута до знаменитого скального цирка хребта Инзерские зубчатки была самая мерзкая.



    Джиперы которые были трезвые и не матерились.


    Став жертвой популярности и наличия дороги, скальный цирк превратился в обычный цирк. Толпы людей, рев бензопил, пьяные компании за рулем подготовленных внедорожников, усердно месящие толстый слой грязи на дороге.





    Наскоро пообедав на одном из останцев, тронулись дальше, в чистые и тихие осенние леса Инзерской долины.

    ВНИМАНИЕ: На Инзерских Зубчатках есть сотовая связь и интернет достаточный для публикации фото.

    Шли и наслаждались, лес с поникшей осенней травой прекрасно проходим, небольшие верховые болта в истоках рек Терженка и Большой Инзер препятствия не представляют, сухие и теплые курумные поля прекрасно разнообразят монотонность движения по лесу и великолепно держат ногу.


    За два часа до заката начали подниматься на хребет Кумардак под вершину горы Колокольная (1354,1), успели вовремя, за пол часа до заката.


    Побросав рюкзаки, занялись насущными вопросами вечера, фотосъемкой и восхождением на вершину.



    Неожиданностью для меня стала разрушенность и подвижность курума на горе, не припомню на Южном Урале такую камнеопансую вершину. ИМЕЙТЕ В ВИДУ!


    Застывшие каменные волны, на склонах хребта Кумардак

    Облазив все вершину и скальники ее окружающие, поставили палатку с чувством выполненного долга отошли ко сну.

    ВНИМАНИЕ: На хребте Кумардак, в районе горы Колокольная есть сотовая связь и интернет достаточный для публикации фото.

    ВНИМАНИЕ: Склоны горы Колокольная (хребет Кумардак) имеют опасный “живой” курум. Подниматься с осторожностью

    За день было пройдено 33 км, из которых 17 по дороге до Инзерских Зубчаток.


    Маршрут первого дня. поселок Тирлян – Изерские зубчатки – хр. Кумардак

    Утро второго дня выдалось замечательное!

    Встал за час до восхода, быстро сварил макароны, попил чаю и уже через 30 минут был на вершине Колокольной. Тихо и нежно, утопая в оттенках красного и розового взошло солнце.







    В 8.20 продолжили наш путь к вершине Урала. По крутому курумному склону спустились в Юрюзаньскую долину, небольшие верховые болота,


    курумные реки, истоки реки Юрюзань за интересной беседой пролетели незаметно,


    к полдню начали подниматься на хребет Машак, за спиной разворачивалась величественная панорама пройденного пути, вдалеке виднелась гора Колокольная и место нашей стоянки.


    Пересекли водораздел хребта Машак, вышли из лабиринта карликовых елей и скал на западный склон и восторженно замолчали.


    Перед нами, расстилался вид на самую высокую гору Южного Урала, Ямантау.

    Мы были как будто в первом ряду, на VIP местах громадного зрительного зала, и все грандиозное представление разворачивалось только для нас.

    В эту же минуту решили, что лучше места для обеда не найти…


    Спустились с хребта Машак, пересекли ЛЭП,


    место где нужно быть наиболее внимательным и осторожным во избежание нежелательной встречи с работниками заповедника. И дальше по прекрасному парковому лесу с небольшим набором высоты перевалили последнюю вертикальную преграду на пути к цели гору Караульную (1235,8)


    За Караульной небольшой спуск и обширные верховые болота, поросшие редкими, изломанными карликовыми березками.


    Воды на удивление было мало, не выше щиколотки, прошли болото быстро и начали подниматься на седловину между горой Ямантау и Куянтау (Малый Ямантау).

    От высшей точки седловины, наверх на вершину идет рукотворной желоб, расчищенный в куруме при активном освоении горы. Видимо он использовался для подачи воды на вершину, местами можно встретить остатки труб, на другой стороне седловины имеется озерцо, к которому ведут трубы.


    Желоб удобен для подъема и может служить отличным ориентиром в плохую погоду.

    В нашем же случаем погода идеальная, за исключением непонятной дымки набежавшей и окутавшей все горы вокруг, но от добра-добра и не ищут.

    Поднявшись на предвершинное плато находим останки сооружений, множество технического хлама, запчасти от бура, какую то ванну выдубленную прямо в горе, и что наиболее ценно для нас лестницу.




    Глупая идея рождается сама собой, хватаю лестницу и несу ее на вершину.


    Будут хорошие фотографии.


    Здесь наверное надо отступить от повествования и более подробно сказать, почему я это себе позволил сделать, предвидя возмущенные возгласы.

    Я безусловно и последовательно осуждаю всех людей захламляющих горы, и никогда не позволяю себе, оставить что то на горе. Но в данной ситуации, я ничего не приносил на гору, лестница уже много лет находится на горе как и тонны другого технического, строительного, военного мусора. И главные их залежи находятся на именно на вершине.

    А, так получилось очень концептуально и весело, лестница уходящая в небо на вершине горы. Как то так…

    На вершине сильный ветер, но это не повод отказать себе в ночевке.

    Люблю ночевать в знаковых местах, что бы без спешки насладиться пребываением там. Раис немного сомневается, но я его убеждаю и мы ставим палатку под прикрытием небольшого каменного тура.

    в эту ночь, в радиусе более 1000 километров никто не будет спать выше нас 🙂

    Гуляем по плато, масштабы захламления которого поражают.




    Фундаменты и остатки срубок, горы металлического хлама, искусственные углубления заполненные водой, скелеты панцирных кроватей…


    Отдельное действием фотосесия Раиса в его «фирменных» красных труселях.

    На адском пронизывающем ветру, Раис аки горный козлик скачет с камня на камень, пытаясь поймать один единственный, только ему ведомый ракурс.

    Затянувшее все вокруг белесая мгла пожирает закат, и мы ложимся спать.

    ВНИМАНИЕ: На на горе Ямантау есть сотовая связь и интернет достаточный для публикации фото.

    За день пройдено 22 километра.


    Маршрут второго дня. Кумардак – Машак- Ямантау

    Ночь, выдалась холодная и ветреная.

    1 С в сочетании с сильным ветром не добавляли мотивации покинуть теплый спальник.

    Но зная, что только так рождаются красивые фотографии, я совершаю свой каждодневный утренний «намаз». Быстрая еда, чай и через 30 минут после пробуждения скачу по курумам, силясь угнаться за исчезающим и растворяющимся Иремелем.


    Рассвет, в это утро красивый, и точка съемки отличная. Весь высокий Южный Урал как на ладони. То, что я люблю!






    40 минут на съемку, и обратно пинать Раиса, дабы собирался быстрее.


    Сегодня длинный и тяжелый день.

    Спускаемся на седловину, решаем прогуляться до озера.


    Прозрачно чистые воды, и нет повода не освежиться. Вода ледяная, то, что нужно уже 3 дня не мывшемуся мужику.


    После купания начинаем спуск, подрезаем южный склон горы Куянтау (Малый Ямантау) и выходим по прекрасному парковому лесу в район ур. Быковские Поляны.


    Отсюда потрясающий вид на покинутую нами вершину.


    У Раиса опять возникает непроизвольная потребность побегать по полю в красных труселях.


    Чуть выше полян выходим на хорошую проселочную дорогу, видно, что по ней ездят машины. Скорость увеличивается, но нужно быть острожным. Через несколько километров новый сюрприз, заброшенная казарма.

    Как это часто бывает с военными объектами, все брошено и постепенно разрушается. Ничего, никому не надо.






    Еще немного по хорошей дороге и на перекрестке в брод через правый приток реки Малая Кузьелга, а затем еще один перекресток и уже по совсем заросшей дороге в сторону горы Кусейматау.

    И весь оставшийся путь по сильно заросшей и не использованной дороге до хребта Юша. С одной стороны идти тяжелее, иногда в полях дорога теряется, но в основном достаточно легко проходима, и что очень важно, риск встретиться с кем то сведен к минимуму, видно что по дороге ходят только медведи и лоси.

    Последний перекус и привал на вершине горы Торная. С прекрасным закатный видом на вершины Дунансунган и Каинтюбе.


    Сразу после отдыха сворачиваем с дороги и пытаемся найти перпендекуларную хребту тропу уходящую вниз в долину. Там на навигаторах показана хорошая дорога, чуть ли не асфальт. Спусковую тропу не находим и уже в кромешной тьме лезем по буреломам, в районе где отмечена хорошая дорога тоже разочарование. Нет вообще ничего.

    Идем по руслу р. Большай Куреуза и все же выходим на проселок, за несколько километров до трассы попадаем на бетонку.

    На трассе нас забирает машина, и везет в Уфу.

    До свидания высокий Южный Урал, до новых встреч.

    Пока шел, приметил несколько интересных вершин, обязательных для посещение 😉


    За день пройдено 41 километр.

    Итого общий километраж маршрута составил: 96 километров.


    p.s. и последнее, я не зря писал вначале о юридических последствиях посещения заповедника.

    Я ГОТОВ ЗАПЛАТИТЬ ШТРАФ

    Если вы сотрудник Южно-Уральского природного заповедника, и вы хотите наложить на меня штраф, напишите мне и я вышлю вам свои реквизиты.

    Загрузка...
    Top