Самолет пролежал в болоте с начала второй мировой. Найденный в болоте военный самолет будут вытаскивать вручную Поднятие самолета из болота

Не так давно принимал деятельное участие в работах по извлечению из торфяного болота остатков советского самолета-штурмовика ИЛ-2. К моменту начала работ никто не мог предсказать каков будет результат, остался ли экипаж в самолете, в каком состоянии обломки самолета. По стойкам шасси и обломкам лонжеронов крыла найденным на поверхности, можно было точно сказать с уверенностью, что это ИЛ-2.

В последнее время развелось много организаций и людей, желающих получать PR от подобных акций. Например, РВИО пытается привлекать "известных поисковиков" - людей с сомнительной репутацией, способных сфотографироваться с давным давно найденным и кем-то вытащенным коленчатым валом мотора самолета и громко заявить в прессе и по телевидению - "Я НАШЁЛ САМОЛЕТ!!".

Реально работы делают профессионально, хорошо и без "журналистского шума" совсем другие люди, без "помпы", славы и наград.

ИЛ-2 243 ШАД, август 1942 года, видна переделка, сзади стоит турель с пулемётом ШКАС.

История началась достаточно банально. Один из участников будущего подъема, по рабочим делам был в Тверской области неподалеку от станции Бологое. Во время войны в этом месте находился большой аэродромный узел ВВС Северо-Западного фронта, а впоследствии 6-ой воздушной армии. Во время случайного разговора с местными жителями прозвучала история об упавшем самолете на близлежащем болоте.

Подобных рассказов можно услышать сотни, в любой деревне из районов и областей бывшего СССР, где прошла Великая Отечественная война старожилы могут рассказать об утонувшем танке в местном пруде или речке, с башни которого они в детстве ныряли или самолете, упавшем в огород или поле.

Однако к таким рассказам стоит относится с большой долей скептицизма, вероятность того, что рассказ правдив очень невелика. Поэтому разговор был услышан, но ему не было придано особого значения, только один момент в нем немного насторожил: наземных боевых действий в этом месте не было, а подробностей падения в рассказе было много.

Непонятное место на торфяном болоте. Современная спутниковая съемка.

Спустя некоторое время, долгими зимними вечерами были изучены современные спутниковые снимки, которые есть на известных поисковых ресурсах, окрестностей деревни, где состоялся разговор, особое внимание уделялось торфяникам.

На одном из снимков была замечена точка, которой было не место на болоте, она не была похожа на куцые сосенки или иное дерево, что растут там, не похожа и на какой-то другой природный объект. Возникла мысль при следующем рабочем визите посетить болото и посмотреть, что это за точка на спутниковой карте.

Так выглядит торфяное болото в Северо-Западном регионе России.

Проблемы найти это место в XXI веке нет, приборы спутниковой навигации и компьютерные программы привели точно. Точка на снимке в реальности оказалась небольшим окном воды в поверхности торфяного болота, к которому были протоптаны звериные тропы на водопой. Рядом из болотного мха торчал кусок металла, оказавшейся стойкой шасси от самолета. Таким образом деревенская легенда перестала быть легендой, а оказалась описанием реального события давно минувших дней. Окно воды на болоте - воронка от упавшего самолета.

Стойка шасси ИЛ-2 рядом с воронкой.

Теперь к работе подключилась разведка одного из поисковых отрядов: весной воронка была обследована с помощью магнитометра и многометровых щупов, болото в окрестностях места падения было "прозвонено" металлоискателями.

Итоги разведки показали, что в болоте, частично в чистой воде и частично затянувшейся мхом и болотной растительностью воронке, под слоем торфа на глубине 3-4 метров от современной поверхности лежат остатки самолета. Вокруг были найдены обломки конструкций крыла и стойка шасси, по этим предметам определили тип самолета - ИЛ-2.

Элементы конструкции шасси и крыла ИЛ-2, найденные на болоте.

"Сборная команда" из поисковых отрядов Москвы, Твери, Новгорода и Санкт-Петербурга, приступила к работам на месте падения. В сухом месте, в сосновом лесу примерно в полукилометре от места работ был оборудован базовый лагерь, в нем участники экспедиции ночевали и оставляли транспорт, а для работ на болоте использовался самодельный болотоход.

Болотоход - незаменим при подобных работах, это транспорт, грузовик и "подъемный кран".

Без использования болотохода проведение работ на болоте сильно затруднено: до места работ все снаряжение придется тащить на себе; подвоз досок, леса, помп и лебедок по болоту на другом транспорте невозможен; мощные лебедки болотохода при правильном их использовании позволяют вытаскивать тяжести со дна воронки.

Но в любом случае, техника облегчает работы, но не выполняет ее за людей: помпы постоянно забиваются мхом, травой и торфяной жижей; болотоход надо "якорить" для проведения подъемных работ, пропиливать для него дорогу. В конечном итоге основным средством остается ведро и "живая цепочка" для откидывания болотной жижи как можно дальше.

Процесс работы. Вода скачена, мох убран, далее возможно только черпать торфяную жижу ведрами и выкидывать ее по "живой цепочке". На дне воронки показался бронекорпус штурмовика.

Во время этой работы весь поднятый грунт приходится просеивать и искать мелкие обломки, любой найденный кусочек с номером может оказаться важным и пролить свет на тех, кто летал и погиб в самолете.

Гора поднятых на поверхность обломков постепенно растет. На фото кусок брони ИЛ-2 с номером самолета, части фюзеляжа, рукав подачи снарядов к авиапушке и кислородный баллон.

Сиденье пилота.

На глубине, где нет доступа кислорода, в болоте отлично сохраняются предметы: металл остался в краске и временами кажется, что катастрофа была совсем недавно. Самое главное уже найдено, на одном куске брони найден написанный краской номер самолета. Особенность штурмовика ИЛ-2, что номер самолета неоднократно дублировался краской на многих частях бронекорпуса, мог набиваться на алюминиевых лючках и шильдах конструкций. По номеру самолета и мотора, в документах ЦАМО можно установить судьбу самолета, кто на нем летал, его боевой путь и, если повезет, цель его последнего вылета.

Шапка-ушанка, принадлежала либо пилоту, либо стрелку-радисту, перед вылетом он ее снял и положил рядом, в момент удара ее выбросило из кабины.

После того, как была найдена шапка, стало ясно, что кабина неподалеку и возможно будут найдены тела летчиков.

Разбор кабины штурмовика.

После того, как добрались до кабины, были найдены личные вещи экипажа. Одновременно стало ясно, что тел летчиков ни в кабине штурмовика, ни рядом с ним нет.

Возникла версия, что они успели покинуть самолет до падения и продолжили воевать с врагом уже на другом самолете. Несмотря на этот факт работы было решено продолжить и извлечь из болота остатки самолета.

Планшет летчика, был привязан ремешками справа в кабине.

Летная перчатка и компас, оставленные летчиком.

Разбитый штурвал штурмовика ИЛ-2.

По мере освобождения бронекапсулы из цепких лап болота вырисовалась картина падения: самолет упал под острым углом, тяжелые части (мотор и корпус) пробили моховую подушку болота и ушли на дно, крылья и хвост отломились и остались торчать сверху, впоследствии алюминий от них был сдан на металлолом местными жителями. Вооружение со штурмовика было снято, вероятно, в то же время. Во время удара об "моховую подушку" хвост подбросило в сторону кабины, удар был такой силы, что когда вырывало конструкции хвоста и крыльев броню в районе места, где находился воздушный стрелок раскололо.

Планшет воздушного стрелка. Был привязан к бронекорпусу.

Разбор кабины. Идет извлечение овальной броневой плиты корпуса.

В кабине стрелка лежал предмет, назначение которого сразу понять не удалось, вначале решили, что это предмет униформы, но какой-то необычный, то, что вначале приняли за бриджи или штаны оказалось чехлом на винт самолета. Причина по которой этот предмет взяли с собой в полет остается загадкой, такие предметы обычно оставались у техника на земле. Помимо этого, в кабине нашлись два обычных противогаза, их нахождение вместе с летчиками в самолете тоже не совсем обычно.

Чехол на винт ИЛ-2.

Бронестекла фонаря пилота.

Остатки приборной панели, можно оценить силу удара.

В процессе работ стало ясно, что бронекорпус расколот на крупные фрагменты и поднять его целиком не получится, поэтому его доставали кусками, при подъеме бензобака, который расположен в корпусе между пилотом и стрелком из него вытек бензин и в воронке стало невозможно находится из-за паров бензина и угрозы пожара, пришлось вычерпывать его ведрами и сделать временный перерыв для проветривания.

Во время этой вынужденной паузы были аккуратно разобраны бумаги из планшетов, там оказались полетные карты, данные для радиообмена, рисунки для быстрого опознавания основных населенных пунктов вокруг аэродрома базирования и неотправленное письмо воздушного стрелка. Из письма стало ясно имя одного из членов экипажа, а это позволило прямо на месте установить через ОБД-Мемориал судьбу экипажа.

Подъем двигателя ИЛ-2. На воде пленка из масла и бензина, в воронке находится было опасно.

Вернувшись домой был проанализирован весь материал с подъема самолета и удалось установить, что найден ИЛ-2 №30988 из 243-й штурмовой авиационной 784-го штурмового авиационного полка. На штурмовике летали: воздушный стрелок Тарасов Николай Евгеньевич и летчик Гейтенко Степан Васильевич.

ИЛ-2 изначально был одноместный, но в дивизии подвергся переделке в двухместный, был оснащен пулеметом ШКАС. Летчик имел боевой опыт, летал с июля 1942 года, воздушный стрелок только недавно прибыл на фронт имел всего несколько боевых вылетов. Стрелок – круглый сирота, лётчик – уроженец Харьковской области.

Пилот, Гейтенко Степан Васильевич

Самолет найден, могила летчиков - потеряна, в месте, где они числятся захороненными, сейчас находится санаторий....

Самолеты падают в мох. February 12th, 2012

Еще в те далекие времена, когда выделенный интернет был непозволительной роскошью для физического лица и связь со всемирной сетью осуществлялась по телефонной линии, натолкнулся я в русскоязычном интернете на любопытный артефакт, известный под именем “Карта Марка Кострова. Карта эта напомнила мне иллюстрации из книги “Остров сокровищ”. Такие же непонятные обозначения, символы и названия, во многом отражающие своеобразный внутренний мир своего составителя. О чем можно подумать, отыскивая такие, например метки – “Предполагаемые клады” или “Там где чудиться”, “Заброшенные библиотеки” или “Клад в колодце”. Прочитав почти все произведения писателя Марка Кострова, я так поразился его замечательному слогу, историям, простым и щемящим что уверовал в существование затерянного и заброшенного мира среди болот на границе Псковщины и Новгородчины.

Тогда еще я не знал, что через 10 лет окажусь в самом центре этой карты, как в волшебном мультфильме. Своими собственными глазами буду искать следы путешествий писателя, слушать истории о героях его рассказов. Так становится ясно, что действительно видел или слышал автор, что он благодаря своему мировоззрению домыслил, где приукрасил, а когда для остроты ощущений круто повернул сценарий чьей-то реальной жизни в своем описании. Но речь не об этом, а о третьей метке на костровской карте. Итак, небольшой рассказ о самолете в болоте.

Филиппыч, что часто гостит в своем доме в умирающей деревне на берегу озера Полисто, производит впечатление крепкого старика. Все-то у него есть, а главное – лодка с хорошим мотором, вездеход для передвижения по болотам, жилистые руки и память о прошлом Полистовья. Вот в одно прекрасное время вспомнилось Филиппычу, как в 1946 году видел он торчащий из болота металлический хвост большого самолета, о чем и сообщил спустя 65 лет Великолужскому (по-моему) военкому. Поиск погибших в войну, подьем останков героев дело благое, а тут нашлись сподвижники и спонсоры и вот уже разведка поискового отряда связалась с заповедником, как мол и что, а как бы нам там местность осмотреть.

Слухи ходили о лежащих в болоте самолетах. На Рдейщине (в восточной части болотного массива) рассказывают о самолете с грузом золота, упавшем в болото осенью 41 года. Мой проводник и инспектор заповедника рассказывал о самолете с грузом оружия, направлявшимся или к немцам в Демянский котел, или в Партизанский край, что существовал в Полистовье до середины 1942 года. Сам я видел непонятные металлические части вдали от минерального берега и были они явно не от саней или телеги. Так что найти нечто среди болот вполне возможно.

А вот чем чревата операция по подъему самолета в центре особо охраняемой болотной территории, какие усилия людей и техники потребуются и что потом останется от охраняемого участка – все это было непонятно и волнительно. “Не можешь помешать, тогда надо возглавить” – сказал директор заповедника и мы отправились в экспедицию к озеру в центре заповедника, за которым и должен лежать Ил-4. По данным поисковиков, самолет потерпел катастрофу на высоте нескольких километров, попав в грозовой фронт. По словам специалистов, в тот вылет авиация дальнего действия потеряла от погоды несколько машин. Именно этот самолет еще в полете разломился и упал, пилот и штурман погибли, один из стрелков воспользовался парашютом и выжил, продолжив затем войну. Но мне найти подтверждение подобной истории в сети не удалось.

Военкомовские отправились со своим поисковым оборудованием в моторной лодке на Полисто. Филиппыч на вездеходе, который носит в обиходе название “каракат” дожен подхватить их тяжелый груз и доставить в болото. А мы на вездеходе “Argo” с запасом топлива пойдем по топям и, преодолев за сутки более 35 километров непроходимого для колесной или тяжелой гусеничной техники болота, должны встретиться в районе поиска.

Район поиска встретил нас проливным дождем, настолько сильным, что когда мимо нашего вездехода на расстоянии в три десятка метров прошла лосиха с двумя лосятами, она не сразу обратила на нас внимание.

Этот район покрыт различными формами болотных сосен, примерно одного возраста, но разной высоты. На грядах и мочажинах открытого пространства сосны возрастом около 50-60 лет невысоко возвышаются надо мхом, всего на 60 сантиметров или метр. Основная часть их ствола и корней может на пару метров быть погружена в мох. Однако, чем ближе к озеру, тем стволы толще и кроны выше, достигая высоты в 4-5 метров. Это уже высокие, большие деревья. Там нельзя проехать на вездеходе, потому что сосны можно поломать, а это совсем не согласуется с заповедным режимом. И ничего не видно уже на расстоянии в десяток шагов.

Наша группа соединилась и начала поиски, осматривая мох в поисках следов большой ямы, следы от которой должны все же проступать во мху. Только после обнаружения таких старых и глубоких мочажин можно начинать работу со специальными металлоискателями, которые могут обнаружить металл на глубине в несколько метров.
Однако, везде волны моховых кочек, нет ни следа падения, люди устают, энтузиазм потихоньку пропадает.
“Филиппыч, ну ты что-нибудь помнишь? Похожа ли местность?” – спрашивают поисковики. “Нет, непохожа – отвечает наш аксакал и следопыт – мы там лошадей в ночном пасли, в костер кусочки обшивки с хвоста кидали, они так смешно горели с искрами, искры прожигали одежду а мать потом драла….” Филиппыч мечтательно улыбается, вспоминая детство. А я понимаю, что в топи верхового болота лошадей пасти нельзя. Что-то не складывается в рассказе, за 65 лет произошли изменения в памяти ли в природе. И самолет нам с ходу точно не найти.

Поисковики предполагают, что действовать надо зимой, когда замерзнет болото. Но зимой невозможно увидеть следы падения. На поиски можно потратить дни, недели и месяцы работы. Так что тайна, скорее всего останется тайной и будет ждать того момента, пока на остатки бомбардировщика случайно наткнется кто-нибудь из ученых, что будут составлять детальную карту растительности заповедника.

Но напоследок несколько свидетельств, что артефакты войны все-же есть в Полистовье.

Немецкий транспортник Ю-52 сфотографировала ботаник Наташа Решетникова, другой исследователь Татьяна Новикова в глубине болот наткнулась на такие вот детали техники, которые я гарантированно не смог опознать. Может вы знаете, что это?
Кстати, около половины названий на карте Марка Кострова имеют неточности, имеют ошибку, доходящую иногда до трех километров. Теперь я рекомендую относиться к рассказам своего любимого писателя больше как к произведению литературы. В нем только малая толика от достоверного полевого дневника.

Вот уже второй год на месте падения самолёта ДБ-3 поисковый отряд "Пирамида" ведет работу по поиску и подъему экипажа самолёта. Работа ведётся в тяжелых условиях - в болоте, в 15 км. от берега; на глубине до 5,5 метров. Работу можно проводить только в зимний период времени, когда болото замерзло!
И вот наконец-то поисковикам улыбнулась удача - были подняты останки одного из членов экипажа. Им оказался старший сержант (стрелок-радист) ОСИНЦЕВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ. При нём были обнаружены записная книжка с адресами, личный дневник, профсоюзный билет, водительское удостоверение на мотоцикл (с фото), по которому и удалось установить личность Осинцева А.В. Также был обнаружен смертный медальон, образца 1925 года, к сожалению незаполненный.
Работа по поиску остальных членов экипажа продолжается.

02. Поднято на месте падения самолета

03. Парашют, найденный с останками летчика. Выпуск 1940 год. Сохран изумительный... болото.

04. Пилотка, пролежавшая более 76 лет в болоте.

05. Медицинская сумка летчика

06. Сумка с документами и картой

07. Место проведения работ

08. Пилотки летчиков, на одной до сих пор держится пришитый нитками знак "Серп и молот".

09. Детали ДБ-3

10. С приборной доски

11. Удостоверение мотоциклиста. 76 лет пролежало в болоте.

12. Детали погибшего ДБ-3

13. Летный комбинезон летчика

14. Удостоверение мотоциклиста, сохранилось даже фото!!!

15. Часы штурмана

16. Так выглядел ДБ-3

17. На месте проведения работ

18. Предметы, которые достали с глубины 5 метров

19. Не заполненный смертный медальон, образца 1925 года!!!

20. Обломки самолета

21. Парашют летчика, с клеймом завода-изготовителя.

22. Красный флаг с надписью, найденный в кабине пилота.

23. Унты пилота. Сохранились даже портянки.

24. Надпись на шильдике: Завод 203 им. Орджоникидзе

25. Серп и молот, пришитый летчиком к пилотке. Держится спустя 76 лет!

26. Надпись на обломке деревянного ящика: ..."Камчатка..."

27. Пилотка летчика

28. Детали самолета

29. Вечная память... Символическое фото.

30. Часы

31. Ткань, уцелевшая и найденная при подъеме самолета.

32. Кожаная маска пилота, защищавшая от ветра и холода.

33. Шасси

35. Знаки различия летчика. Старший сержант... Сильное фото...

36. Медицинская сумка, виден оранжевый жгут

37. Йодовая настойка. Бумага сохранилась!!!

38. Детали приборной доски

39. Сохранилась даже Блок-книжка для командира!!!

40. Вещи летчика

41. Тот самый красный флаг с надписью

42. Приборы

43. Читаются надписи!

44. На месте работ

45. Удостоверение с фото летчика. Сохранилось. Редчайший случай!!!

46. Ведутся работы

47. Ящик деревянный с надписью Камчатка, оказался из-под консервов с лососем

48. Читаются все данные

49. Деталь с ДБ-3

50. Унты

51. Вещи пилота

52. Вечная память солдатам и командирам, павшим за Родину!

Парашют — то немногое, что в целости и сохранности осталось от советского штурмовика, сбитого в начале Великой Отечественной войны и почти 70 лет пролежавшего в болотах под Липецком. Его обломки вместе с останками летчика отряд поисковиков обнаружил на окраине села Озерки.

Раскопки еще идут, но уже удалось найти одну очень ценную вещь — летную книгу, которая поможет установить имена пилотов.

На месте падения самолета побывала корреспондент НТВ Ольга Чернова .

Чтобы понять, какую деталь самолета подняли на поверхность, поисковикам приходится очищать ее от толстого слоя грязи. Среди груды разорванного взрывом железа чудом сохранился боевой парашют. Заводская маркировка указывает точную дату его выпуска — 21 апреля 41-го года. На месте гибели летчика после войны местные жители посадили иву. Корни дерева, разросшиеся за 70 лет, стали главным препятствием для подъема разбившегося самолета.

Обломки штурмовика и останки летчика поднимали ковшом экскаватора с 10-метровой глубины. В селе Озерки осталось несколько свидетелей воздушных боев лета 42-го. Бои за рубеж Озерки — Каменка длились 200 дней и ночей. Фронт был до самого неба.

Мария Болдырева : «Мы в окопах сидели. Бомбежка начнется из окопа вылезешь и глядишь, вот, так ухи заткнешь и глядишь — ух-ух-ух. Дома горят, и все горит».

Когда в пойму реки упал сбитый советский самолет, жители побежали спасать пилотов. По их словам, 5-тонная машина почти полностью ушла в болото. Вокруг воронки были разбросаны части тел двух летчиков.

Пока найдены фрагменты только одного пилота. Поломанные ребра и тазобедренные кости. Останки мог повредить и ковш экскаватора. Из личных вещей нашли шлем, ботинок и, предположительно, летную книжку. Но открывать без экспертов промокшие листы поисковики не решились.

Анатолий Силаков , поисковый отряд «Сибиряк», Кемеровская область: «Видно, что летчик не использовал весь боекомплект: вот 12,7-миллиметровые, это крупнокалиберный пулемет. И от пушки 20-миллиметровый остался».

В 1941–42 годах летчики не успевали осваивать штурмовики-истребители. На подготовку давали три часа по кругу — и сразу на фронт. Для многих пилотов первый боевой вылет становился последним. Многие летчики до сих пор числятся пропавшими без вести.

Антон Кочарян , поисковый отряд «Сибиряк», Кемеровская область: «Шасси нашли, колеса, противогазы нашли еще. Но работы еще много».

Пенсионерка Тамара Занина принесла к месту крушения самолета цветы от всех селян и родных погибших красноармейцев.

Тамара Занина : «Мне очень жаль, конечно, 70 лет я здесь жительница. Вот здесь мы стерегли коров, мы всегда к этому дереву подходили и думали, что здесь лежит самолет, в нем, конечно, есть пилоты».

По найденным элементам самолета поисковики предполагают, что это мог быть истребитель Лагг-3 или знаменитый штурмовик Ил-2 , прозванный фашистами «Черной смертью».

Владимир Копылов , поисковый отряд «Сибиряк», Кемеровская область: «В основном он состоит из дюрали. Но присутствуют элементы деревянные. Это вот клееная фанера».

Сегодня поисковики планируют очистить двигатель и найти на нем заводской номер, по которому можно установить, в каком полку числился самолет, кто его пилотировал и когда он не вернулся из боя.

Загрузка...
Top