Александровский дворец в царском селе. Александровский дворец в Пушкине: снаружи и внутри Александровский дворец музей

Царское село - один из самых красивых пригородов . Сюда стремится попасть каждый турист, каждый путешественник, кто приехал в Северную столицу знакомиться с ее достопримечательностями. Все знают великолепный и его знаменитую Янтарную комнату, а также Екатерининский парк, но не все в курсе, что в музей-заповедник "Царское село" помимо вышеупомянутых объектов входят также Александровский дворец и Александровский парк.

Александровский дворец младше своего более известного соседа почти на 70 лет. Но это не основное его отличие. Если Екатерининский дворец - это место для пышных приемов и торжественных мероприятий, то Александровский дворец - дворец для жизни , семейное гнездо семьи Романовых.

Дворец построен в 1792-1796 гг. Екатериной II для ее любимого внука Александра Павловича (будущего императора Александра I).
С Александровским дворцом тесно связана жизнь всех русских царей, начиная с Александра I. Он прожил здесь несколько лет, пока не переехал в Екатерининский дворец.
Во дворце часто и подолгу жил Николай I, здесь умерла его супруга Александра Федоровна.
Для Александра III этот дворец был великокняжеской резиденцией. И в этом дворце прошли последние 12 лет жизни и царствования императора Николая II и всей его семьи. И именно отсюда царскую семью увезли в ссылку, из которой они уже никогда не вернулись...


Мы приехали в Царское село 5 января 2013 г. И первый дворец, который посетили, был именно Александровский дворец. Скупые зимние пейзажи позволили рассмотреть его в полной красе. Ничто не мешало обзору - дворец был хорошо виден даже издалека.


Вдалеке виден павильон в готическом стиле - Белая башня. Он открылся 3 месяца назад - в октябре 2012 г. после реконструкции. Здесь расположился интерактивный детский центр, где дети в игровой форме погружаются в историю, превращаясь в рыцарей и принцесс. Кстати, изначально этот павильон был построен для детей Николая I для их игр, развлечений, а также занятий творчеством и физическим развитием.
Входной билет в Белую башню для взрослого стоит 120 руб., детский билет - 50 руб. по будням и 150 руб. по выходным дням, в стоимость детского билета по выходным включено посещение мастер-класса).


Александровский парк занимает площадь 200 га. и делится на Новый сад (регулярная часть парка) и Пейзажный парк. На территории 3 пруда. На фото - Нижний пруд, запорошенный снегом. К сожалению, погода не дала нам возможности в удовольствие погулять по парку. Это лучше делать все-таки летом. Но в одном Александровскому парку не откажешь - он красив и грандиозен не зависимо от времени года.


Александровский дворец - творение великого Кваренги. Самые известные постройки архитектора в Петербурге Академия наук, Смольный, Эрмитажный театр, Государственный банк. В Царском Селе - здание Лицея. Но именно Александровский дворец по праву считается шедевром, образцом постройки классического стиля. Дворец начисто лишен помпезности и пышности, он прекрасен своей строгостью и лаконичностью.






Дворец украшен великолепной колоннадой.




В боковых флигелях дворца размещались жилые помещения, а в центральной части - залы парадной анфилады.


Статуи установили перед колоннадой в 1838 г. Название статуй: «Юноша, играющий в бабки» по модели Н.С. Пименова и «Игра в свайку» работы А.В. Логановского.


Через колоннаду мы входим во дворец.





Для того, чтоб лучше представить расположение комнат в Александровском дворце, размещаю план-схему дворца. Пронумерованы те залы, которые отреставрированы. К сожалению, это меньше половины. План с сайта http://tzar.ru.



Большая парадная анфилада, состоящая из трех залов, была открыта после реконструкции в июне 2010 г. - в дни празднования 300-летия Царского Села. Первый зал парадной анфилады - Мраморная гостиная. Именно с нее и начинается наша экскурсия по дворцу.
К сожалению, фотографии получились достаточно темные.



Зал анфилады соединяют арочные проемы. Полукруглый зал.




Портретный зал. Фото с сайта http://tsarselo.ru. Здесь находятся большие портреты Екатерины II, работы Рослена и Рокотова, Александра I, работы Дау, Николая I и его сыновей: Николая, Александра, Михаила и Константина, все работы художника Крюгера. Мебель XVIII века- в стиле Людовика XVI.

После портретного зала идут три зала, которые в данный момент находятся на реконструкции.





Бывшая Кленовая гостиная императрицы Александры Федоровны.




Бывшая Палисандровая гостиная.


Бывший Сиреневый кабинет императрицы Александры Федоровны.




Бывшая спальня.






(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Александровский дворец, один из лучших образцов палладианского стиля в России, входит в число самых красивых дворцов Санкт-Петербурга. К сожалению, сейчас он снова закрыт на реставрацию, которая продлится до середины 2018 года. Мне удалось побывать в нем несколько лет назад, когда для посещения были открыты лишь некоторые залы.

Александровский дворец со стороны Фасадного пруда

Идея строительства Александровского дворца принадлежит Екатерине Великой . По её замыслу, он должен был быть подобным замку Ферней – жилищу философа Вольтера (1694-1778), друга императрицы. В письме к своему многолетнему корреспонденту барону Фридриху Мельхиору Гримму (1723-1807), который занимался вопросами покупки вольтеровской библиотеки, она пишет:

Я непременно устрою Фернейский замок в Царскосельском парке. Мне надо знать также, какие комнаты выходят в замке на север и какие на юг, восток и запад. Также важно знать, видно ли Женевское озеро из окон замка и с какой стороны расположена гора Юра.

Возможно, неосуществленный проект Фернейского дворца в Царском Селе оказал определенное влияние на планировку существующего ныне дворца.

Строительство нового дворца в Царском Селе началось в 1792 году. Архитектором был назначен итальянец Джакомо Кваренги (1744-1817), самый яркий и плодовитый приверженец палладианства в России. Поэтому от первоначального замысла не осталось и следа. Работы велись под наблюдением архитектора П.В.Неелова, который, вероятно, внес какие-то изменения в проект Кваренги. Кроме того, и сама императрица приложила свою руку к проекту.

Парадный двор перед Александровским дворцом

На постройку нового дворца было затрачено более 690.000 рублей при первоначальной смете в 351.166 рублей, пошло более 6,6 млн. кирпичей. В 1793 году еще недостроенный дворец, получивший название Нового Царскосельского, Екатерина II подарила своему любимому внуку Александру Павловичу (будущему императору Александру I) по случаю его бракосочетания с великой княжной Елизаветой Алексеевной.

В мае 1796 года работы были практически завершены, и 12 июня великий князь с семьей и «малым двором» переехал сюда, где в присутствии императрицы устроили новоселье.

Дворец представляет собой вытянутое двухэтажное здание, по сторонам которого – двойные выступающие флигели. Со стороны северного фасада флигели соединены двойной колоннадой коринфского ордера, которые образуют мощеный мрамором внутренний двор (курдонёр).

В центральной части паркового фасада выдается вперед полуротонда, перекрытая сферическим куполом. Перед ней расположена терраса, выложенная плитками белого и серого мрамора. Такая планировка характерна для вилл северной Италии и, тем самым, определяет назначение дворца как летней резиденции.

Как того требовали условия и высокое положение августейшего лица, которому предназначался Новый дворец, архитектор придал его формам величайшую красоту, соединив в то же время полезное с приятным для глаз. Эти нежные линии, эти гармоничные пропорции, эта умеренность орнамента, которыми так обогащено благородное здание, наблюдаются также и во внутренних частях, соответственно различным назначениям их, без нанесения ущерба удобству жилища при стремлении к великолепию и элегантности. Бросая беглый взгляд на план, видно, как хорошо распределены внутренние помещения. Из помещений, предназначенных для дневного пребывания князя, проходят в элегантнейшую большую залу, устроенную для дворцовых празднеств и развлечений – и на открытую террасу, откуда любуются бесконечными окрестностями императорской Царскосельской резиденции… — Джулио Кваренги (сын Джакомо Кваренги), предисловие к изданным в 1821 году в Милане чертежам Дж.Кваренги.

Внутренняя отделка дворца была выполнена также по проекту Дж.Кваренги. Вдоль садового фасада идет Парадная анфилада, залы которой облицованы искусственным мрамором. Первым был Концертный зал, расположенный в правом флигеле. Далее шли Бильярдный зал (впоследствии Угловая гостиная), Предстоловая (Малая библиотека), Парадная столовая (Большая галерея, или Большая библиотека).

В центральной части дворца располагаются наиболее парадные помещения. Открывал их Зал с горкой (Первая парадная гостиная). Далее идут три зала, разделенные широкими арками с колоннами: Портретный зал, Полуциркульный (Полукруглый) в центре и Бильярдный (Мраморная гостиная). Во времена Николая II в Полуциркульном зале устраивали Рождественскую елку для офицеров свиты и охраны. Парадную анфиладу завершала Опочивальня великого князя Александра Павловича.

Портреты семьи Николая I работы Ф.Крюгера в Портретном зале

Бильярдный зал (Мраморная гостиная)

В 1838 году перед колоннадой были установлены две статуи: «Юноша, играющий в бабки» по модели Н.С.Пименова и «Юноша, играющий в свайку» по проекту А.В.Логанского, отлитые на Александровском чугунолитейном заводе.

Колоннада Александровского дворца и статуи «Бабочник» и «Сваечник» перед ней

Александровский дворец неоднократно перестраивался, проводились новые коммуникации, менялось функциональное назначение помещений, их отделывали по-новому в соответствии с изменившейся модой. Многие великие архитекторы приложили свои таланты к обустройству дворца: Л.Руска, К.Макер, С.Черфолио, А.А.Тон, В.П.Стасов, Д.Е.Ефимов, А.И.Штакеншнейдер, А.Ф.Видов, С.А.Данини, Р.Ф.Мельцер и другие.

Вплоть до 1800 года фасады дворца оставались неоштукатуренными. Как писала Екатерина начальнику Царскосельской конторы строений А.П.Кашкину, «Когда оное строение будет окончено, то без особого повеления нашего снаружи не штукатурить» . При Павле I начались отделочные работы, но завершены они были уже в царствование Александра I.

После того, как Александр взошел на престол, он перебрался в Санкт-Петербург, а во время своих визитов в Царское Село предпочитал Екатерининский дворец. В Александровском дворце на 2-м этаже («Кавалерийском») жили приближенные императора.

Александровский дворец при Николае I, Александре II и Александре III

Дворец стал любимым местом пребывания императора Николая I . При нём за дворцом закрепилось название Александровского – в честь его предшественника и брата, императора Александра I. Особенно любил он проводить здесь весенние и осенние месяцы. Официальные мероприятия – приемы и торжества, устраивали в Большом Екатерининском дворце. Однако после скоропостижной смерти любимой дочери Александры (Адини, 1825-1844), Николай почти перестал приезжать сюда.

Александр II предпочитал жить в своих покоях в Екатерининском дворце. Александровский дворец стал великокняжеской резиденцией великого князя Александра Александровича, его покои были обустроены в левой стороне. Однако после своего восшествия на престол Александр III большей частью времени жил в .

Николай II и его семья в Александровском дворце

В 1868 году в Александровском дворце родился последний русский император Николай II . После 1904 года он избрал его местом своего постоянного проживания. На месте помещений в правом крыле, которые прежде занимала свита, появились личные покои Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. Расположенный неподалеку стал домовой церковью царской семьи.

В это время дворец претерпел ряд перестроек и усовершенствований. К внешней стене первого этажа был пристроен балкон. Была усовершенствована система отопления и водоснабжения, благодаря чему во дворце теперь можно было жить и в холодное время года. В 1897 году из дворца в Кухонный флигель (Дж.Кваренги, пристройки — А.Ф.Видов) по проекту архитектора С.Данини был прорыт подземный тоннель (ныне не действующий).

Кухонный флигель со стороны Кухонного пруда

В 1901-1904 годах в Царское Село был проведен Орловский водопровод. В Александровском парке напротив Знаменской церкви было вырыто подземное водохранилище, снабжавшее Александровский дворец чистой водой.

Александровский дворец, старая фотография

После событий 1905 года в Александровском дворце были серьезно усилены меры безопасности. В подвалах дворца (которые по своим размерам превосходили основание здания) постоянно находились 200-250 человек дежурных офицеров охраны и обслуги. В императорских покоях были установлены тревожные кнопки, между дежурным помещением, постами у ограды и городской телефонной сетью проведена телефонная линия.

Если в прежние царствования Александровский дворец был, прежде всего, жилищем, а торжественные мероприятия проводили в Большом Екатерининском дворце, то в царствование Николая II все важнейшие события происходили здесь. В 1910 году в Александровском дворце с размахом отметили 200-летие Царского Села, а в 1913 году здесь праздновали 300-летие дома Романовых.

Кленовая гостиная императрицы, отделанная фирмой Ф. Мельцера в 1903-1906 годах

Однако впереди их ждала страшная развязка. С 9 марта по 1 августа 1917 года Николай II с семьей содержались в своем дворце под домашним арестом. 1 августа 1917 года царская семья навсегда покинула Александровский дворец и отправилась в ссылку в Тобольск, а оттуда – в Екатеринбург. В последний раз они вышли из дверей Полуциркульного зала в сад и отправились в долгий путь.

Александровский дворец после Октябрьской революции, в годы Великой Отечественной войны и в наши дни

В 1918 году в стенах Александровского дворца была открыта историко-бытовая экспозиция, посвященная жизни последнего русского императора. Позднее дворец был отдан под дом отдыха сотрудников НКВД, а в бывших комнатах царских детей разместился Детский дом имени Юных коммунаров. В 1932 году он был закрыт, игрушки и мебель передана в Музей игрушки.

В первые месяцы Великой Отечественной войны из Александровского дворца успели эвакуировать лишь часть экспозиции: люстры, ковры, некоторые предметы мебели, мраморные и фарфоровые изделия. Во время оккупации города в Александровском дворце находился немецкий штаб, а в подвалах – застенки гестапо. На газоне перед дворцом выросли кресты кладбища немецких офицеров.

Разрушения Александровского дворца после немецко-фашистской оккупации

В 1946 году дворец был передан Академии наук СССР под хранение коллекций Института русской литературы. Здесь же размещалась экспозиция Всесоюзного музея А.С.Пушкина. В 1947-1951 годах была начата реставрация под руководством архитектора Л.М.Безверхнего (1908-1963) с целью воссоздания первоначальных интерьеров Дж.Кваренги. В результате часть интерьеров и элементов отделки более позднего времени была утрачена.

Колоннада и флигель дворца

В 1951 году Александровский дворец был передан Военно-морскому ведомству, а затем – военному НИИ. Коллекции дворца были переданы на хранение в Екатерининский и . Александровский дворец был обнесен колючей проволокой и закрыт для посещений. Внутрь его не могли попасть даже искусствоведы.

В 1997 году в правом крыле Александровского дворца была открыта первая музейная экспозиция «Воспоминания в Александровском дворце» . Поскольку почти все покои Николая II, Александры Федоровны и их детей утратили первоначальную отделку, на стенах были установлены огромные фотообои с фотографиями царских интерьеров начала XX века, на фоне которых были выставлены предметы мебели.

В 2009 году весь дворец был передан музею. В июне 2010 года, когда отмечалось 300-летие Царского Села, были открыты после реставрации Портретный, Полуциркульный залы и Белая гостиная (Бильярдный зал).

Александровский парк

Адрес: Санкт-Петербург, г.Пушкин, ул. Дворцовая, 2. До середины 2018 года Александровский дворец закрыт на ремонт.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Александровский дворец в Царском Селе является самым впечатляющим памятником в истории города и одним из мировых шедевров архитектуры. Ни одно строение в Москве, Санкт-Петербурге и другом городе России не может похвастаться столь редкой архитектурной графикой.

История

Александровский дворец был возведён в 1792–1796 годах по приказу императрицы Екатерины II и стал подарком её внуку князю Александру Павловичу (позднее императору Александру I) по случаю бракосочетания. Императрица Екатерина II много времени проводила в Петербурге, в особенности в Царском Селе. Здесь проходили балы и маскарады, её дни рождения, сюда приезжала императрица во время болезней. Неудивительно, что подарок любимому внуку она решила построить именно здесь.

Автором проекта дворца является известный итальянский архитектор Джакомо Кваренги, спроектировавший Английский дворец в Петергофе, павильон в Царском Селе и здания Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге. Однако и сама императрица пристально следила за строительством, интерьером и графиком работ. Дворец был построен в сроки, но отделочные работы продолжались вплоть до 1800 года.

Император Александр I редко останавливался в данном имении, предпочитая Большой Царскосельский дворец, в отличие от его приемника Николая I, который посвятил много времени обустройству и процветанию дворца.

Панорама дворца

С 1904 г. дворец являлся постоянной резиденцией Николая II, для которого Царское Село имело особое значение: именно в нём прошли последние годы правления рода Романовых.

Правление рода Романовых

В 1918 г. дворец был открыт для посещений в качестве государственного музея, позднее на его базе был основан Детский дом имени Юных Коммунаров. Во время ВОВ из дворца вывезли большое количество предметов мебели и внутреннего убранства. В период немецкого оккупационного режима во дворце находились немецкий штаб, политическая полиция Третьего рейха и тюрьма в подвальных помещениях сооружения.

В 1946 г. дворец законсервировали и отдали Академии наук СССР. В честь 150-летия с рождения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина здесь планировалось создать Всесоюзный центр пушкиноведения.

С середины XX века не раз были проведены работы по реконструкции здания для восстановления интерьера со времён правления последнего императора Российской империи. В 2015 г. начались масштабные работы по реставрации и созданию на территории дворца-музея многофункционального музейно-выставочного комплекса.

Важно! На данный момент* ремонтные работы продолжаются. Официальное открытие музея запланировано на середину 2019 года.

Реставрация

По архитектурному замыслу Д. Кваренги, дворец является двухэтажным зданием с двумя флигелями, образующими п-образную конструкцию. Фасад украшен колоннадой с парадным входом.

Фасад украшен колоннадой

Однако статуи перед колоннадой - «Юноша, играющий в бабки» Н.С. Пименова и «Игра в свайку» А.В. Логановского - были установлены только в 1838 году. Такой внешний облик сохранился и до наших дней.

Экспозиция дворца

Экспозиция Александровского дворца создавалась на протяжении длительного периода существования Российской империи и претерпевала изменения с правлением нового императора, а позднее - властей республики и немецких оккупантов.

Экспозиция Александровского дворца

На 2015 год к основным местам паломничества туристов относились:

  • Мраморная гостиная , центральное место в которой занимает картина немецкого художника Франца Людвига Кателя «Прогулка в Палермо», созданная по случаю пребывания Николая I и всей царской семьи в Палермо. Также здесь размещены портреты императрицы Александры Федоровны, английской королевы Виктории. Мебель в гостиной образует зоны для общения гостей.
  • Полукруглый зал - использовался при Николае II для размещения Рождественской елки. Здесь же находится ваза-канделябр придворного архитектора К.Ф. Шинкеля с букетом бронзовых цветов, позолоченные столы с амфорами и канделябрами.
  • Портретный зал с позолоченной мебелью, мраморным камином и убранством в стиле предыдущих залов, а также портретами Николая I и членов семьи.
  • Угловая гостиная императрицы Александры Федоровны, в которой устраивали музыкальные вечера для членов императорской семьи и принимали иностранные делегации, различных послов и министров. Посреди гостиной расположен рояль из трёх сортов дерева, а на стене висит гобелен «Мария-Антуанетта с детьми», подаренный президентом Франции Эмилем Лубе в 1902 году.
  • Кленовый кабинет императрицы, представленный гардеробным шкафом, многочисленными игрушками императорских детей.
  • Палисандровая приёмная императрицы , в которой проводился приём официальных лиц учреждённых ею благотворительных организаций.
  • Императорская спальная , не сохранившая всех элементов убранства времён императрицы Александры Федоровны. Ранее здесь находились стеллажи с иконами и драгоценными яйцами, созданными Карлом Фаберже, подаренными императором Николаем II.
  • Приёмная императора Николая II , в которой он часто обедал. На потолке - кованая бронзовая люстра в русском стиле, а на полу лежит персидский ковёр.
  • Рабочий кабинет Николая II , в котором он принимал послов, депутатов, министров.
  • Уборная императора , обустроенная в «мавританском вкусе». Ранее в ней находились императорский бассейн и гимнастические турники.
  • Парадный кабинет с бильярдом , скульптурами, книжными шкафами и угловыми диванами для приёма князей и приближённых к императору гостей.

Парадный кабинет

Обратите внимание! К открытию музея в 2019 году экспозиции могут быть изменены или обновлены.

Не менее интересным дополнением к экспозиции всего Александровского парка станет комплекс «Императорская ферма», проект которой был задуман ещё императором Александром I для обеспечения императорского двора кисломолочной и мясной продукцией, а также для выведения лучшего скота для российского животноводства. На базе этого комплекса будут оборудованы конюшня, музейные помещения, экологический центр, ориентированный на детскую аудиторию, кафе и другие строения.

Объект культурного наследия федерального значения «Дворец Александровский (со статуями)» площадью 12420,3 кв.м., кадастровый номер 78:42:18124:0:77, по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Дворцовая, д. 2, лит. А (пейзажная часть парка), входящий в состав объекта культурного наследия федерального значения «Александровский парк». (Фотография с сайта tsarselo.ru)

Александровский дворец представляет собой двухэтажное, П-образное в плане, здание на подвалах с открытой колоннадой в центре парадного двора, с ризалитом с полукруглым выступом по оси садового фасада, обращенного к Крестовому каналу.

Дворец был построен в 1792-1796 гг. по проекту арх. Д. Кваренги в царствование Екатерины II и предназначался для великого князя Александра Павловича, внука императрицы. Позднее эта летняя резиденция была самой любимой у императора Николая I. Здесь же воспитывались и провели юность Александр II и Александр III. Впоследствии дворцу было суждено стать местом появления на свет Николая II. В 1918 г. дворец стал местом заточения царской семьи, отсюда ее вывезли в г. Тобольск.

В течение истории существования дворца неоднократно менялись его владельцы, в связи с чем изменялись интерьеры дворца. Наиболее часто подвергались перестройкам и изменениям западный и восточный флигели, предназначавшиеся для свиты и временного пребывания членов императорской фамилии.

Строительство дворца началось в 1792 году.

К 1800 г. общестроительные работы и наружная отделка дворца были закончены.

В 1808 г. были завершены отделочные работы и оформление интерьеров под руководством архитектора Л. Руска, дворец по описи был сдан в Царскосельское Дворцовое правление.

В 1826-1827 гг. уже для нового владельца – Николая I – заново была произведена отделка интерьеров западного крыла по проекту архитектора В.П. Стасова.

В 1842-1843 гг. под парадными залами дворца, в подвалах, установлены пневматические печи по системе генерал-майора Амосова. Одновременно с этим впервые во дворце окна оснащаются двойными рамами (зимними и летними) с закладными коробками.

В 1843 г. дворец получил название Александровского в память о первом владельце – Александре I.


Кабинет Николая I (Э.П. Гау, 1860-е). Изображение с сайта tsarselo.ru

В 1843-1846 гг. во дворце выполнены ремонтные работы с реконструкцией под руководством Д.Е. Ефимова. В восточной части дворца над большой галереей с хорами, в которой размещалась дворцовая библиотека, под надзором архитектора К.И. Росси было устроено новое перекрытие на кованых железных балках (высотой ≈70 см) с заполнением из пустотелых керамических «горшков», и в образовавшемся втором этаже были устроены жилые комнаты для фрейлин. Перегородки между комнатами также были выполнены с применением керамических пустотелых элементов.

В целях экономии средств, своды парадных залов, ранее декорированные живописными тягами, были закрашены белой краской. В парадных залах, велись работы (до 1846 г.) по реставрации искусственного мрамора, покрывающего стены.

После воцарения Александра II (в 1855 г.) во время проведения очередного косметического ремонта помещений дворца, в целях экономии, искусственный мрамор стен парадных залов был закрашен клеевой краской, за исключением колонн. В то же время были восстановлены росписи сводов тушеванными тягами.

В 1895-1898 гг. устроен тоннель с кирпичным сводчатым перекрытием, соединяющий цокольный этаж дворца и Кухонный корпус дворца (хорошо сохранился до настоящего времени). Концертный зал в восточном крыле был перестроен под апартаменты императора Николая II, Александры Федоровны, второй этаж отвели для «детской половины». Перестройку Концертного зала осуществил арх. Р.Ф. Мельцер. Вместо прежнего интерьера появилась новая анфилада в стиле модерн: Кленовая гостиная императрицы и Парадный кабинет императора, Палисандровая и Сиреневая гостиные, Парадный кабинет и Приемная Николая II. Дубовые панели, люстра темной кованой бронзы в «русском стиле», мебель Приемной были выполнены на фабрике Ф.Ф. Мельцера.


Кленовая гостиная Александры Федоровны. Изображение с сайта tsarselo.ru

В процессе переделки интерьеров было произведено укрепление перекрытий между 1 и 2 этажами под руководством архитектора Данини. Для этого между деревянными балками были заведены железные двутавровые. Над угловой гостиной оказалось невозможным провести такое усиление, поэтому деревянные балки укрепили дощатыми шпренгелями на металлических креплениях. При этих работах существующая штукатурка потолков была сохранена, для чего специально укреплена приклеиванием холста. Можно сказать, что эти мероприятия свидетельствуют о консервативном подходе владельцев дворца и авторов проекта к объекту реконструкции.

После национализации дворца в 1918 г. помещения Александровского дворца приспособили под музейную экспозицию.

В 1933-1935 гг. был выполнен ремонт с частичной заменой конструкций западного флигеля, детской половины центрального корпуса и приспособление их для размещения Детского дома, Дома отдыха (Правый флигель) с рестораном (3-й подъезд). Было выполнено соответствующее переоформление интерьеров.

Во время Великой Отечественной войны дворец пострадал от разрывов бомб и попаданий артиллерийских снарядов.

Взрывом бомбы был разрушен 3-й подъезд, смещены 3 колонны. Вследствие взрыва, повредившего Угловую гостиную, пострадали своды подвала и чердачное перекрытие с подвесным сводчатым потолком. В результате пожара полностью выгорела отделка Сиреневого кабинета.

Кровля и стропильная система повреждены множественными попаданиями артснарядов. Паркетные полы 2 этажа покороблены в результате протекания кровли. В западном крыле полы помещений 1 этажа полностью утрачены. Утрачена часть оконных переплетов и часть внутренних дверей. Убранство каминов в виде мраморных плит, скульптур большей частью испорчено, разрушено. Внутренняя отделка стен частично сохранилась, хотя обивка тканями утрачена. Сохранилась и значительная часть обшивки панелями красного дерева стен и потолков в Парадном кабинете Николая II, отделка в стиле «модерн» помещений восточной половины, камины в Круглом зале.

В послевоенное время, в 1946 г., дворец передали в ведение Академии наук для размещения коллекций Пушкинского дома и экспозиции Всесоюзного музея А.С. Пушкина. В «Ленпроекте» началось составление проекта ремонта и реставрации здания дворца под руководством арх. Л.М. Безверхнего.

В процессе работ, так называемой «реставрации» по проекту Л.М. Безверхнего, проведенной в 1946-1951 гг., были уничтожены сохранившиеся после немецко-фашистской оккупации элементы декора в стиле модерн в апартаментах Александры Федоровны (1-й этаж восточного флигеля). В соответствии с принятой концепцией реставрации, частично была воссоздана «стасовская» декоративная отделка интерьеров.

Реставрация не была завершена, т.к. в августе 1951 г. дворец передали Военно-морскому ведомству, в нем разместили научно-исследовательский институт. Работы заканчивали курсанты. Были выполнены только ремонт кровли и реставрация фасадов. Отреставрированные камины закрыли футлярами, многие проемы заложили, декор помещений закрыли временными перегородками. В некоторых помещениях устроили фальшполы для установки мощного оборудования. Живопись закрасили белой краской.

В 1991 г. Государственная инспекция по охране памятников предложила концепцию музеефикации дворца, обоснованием которой явилась высокая оценка интерьеров сооружения, не утративших мемориальное значение и сохранивших исторический облик, а также возможность создания музейной экспозиции на основе подлинных предметов из коллекции Александровского дворца.


Полукруглый зал. Фотография с сайта tsarselo.ru

В 1997 г. выполнен косметический ремонт Левого (восточного) флигеля, в помещениях которого разместилась первая временная выставка «Воспоминания в Александровском дворце», рассказывающая о жизни царской семьи и представляющая сохранившиеся предметы интерьера, одежду и личные вещи императора и членов его семьи. В середине 2009 г. Министерство Обороны полностью передало дворец в пользование ГМЗ «Царское Село». В июне 2010 г., в дни празднования 300-летия Царского Села, в Александровском дворце были торжественно открыты после реставрации три парадных зала центральной части дворца – Полукруглый зал, Портретный зал и Мраморная гостиная.

После передачи дворца во владение ФГБУК «Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый Музей-заповедник «Царское село» для музейного использования казалось, что наконец-то памятник истории и архитектуры обрел заботливого и внимательного пользователя, и сохранность уникального объекта будет обеспечена на достойном уровне… Но, к величайшему сожалению, реальность оказалась иной, чем ожидания.

В 2010-2011 гг. ООО «Архитектурное бюро «Студия 44» под руководством Никиты Явейна на основании задания пользователя-заказчика ГМЗ «Царское Село» и в соответствии с АРЗ КГИОП, был разработан «Проект реконструкции, реставрации, технического переоснащения и приспособления Александровского дворца для музейного использования». Проект был утвержден КГИОП.

Здесь начинается очередной этап значительных утрат памятника, уже пострадавшего в период революционных перестроек, во время немецко-фашисткой оккупации, варварской «реставрации» в послевоенные годы. Предполагаемые работы, в соответствии с проектом, должны охватить весь объем дворца – от подвалов до крыши, за исключением трех парадных залов, открытых после реставрации в 2010 г.

Судя по размаху и свободе применяемых приемов и средств для решения поставленных задач, авторы проекта изначально отнеслись к Александровскому дворцу как к расходному материалу для удовлетворения своих творческих амбиций, а вовсе не как к объекту культурного наследия федерального значения, ценность которого – в его подлинности. Свидетельствует об этом и отсутствие предварительных исследований, как натурных, так и историко-архивных в необходимом и достаточном объеме, и отсутствие обоснований принимаемых проектных решений, необходимых для процесса научной реставрации.

1 этап производства работ – разрешение КГИОП № 5-870/14, выдано в конце 2014 г.; в составе прочих работ – углубление подвалов.

Существующие подвалы дворца, построенные Дж. Кваренги в конце 18 века, на валунных фундаментах, перекрытые системой коренных кирпичных сводов, опирающихся на капитальные стены и массивные столбы, использовались прежде для инженерных коммуникаций и хранилищ. К несчастью, они оказались несоответствующими по высоте современными строительным нормам и правилам. Результат печальный для памятника – авторами (ООО «Архитектурное бюро «Студия 44» под руководством Н.И.Явейна) принимается решение, видимо, для «улучшения» замысла Кваренги – о заглублении имеющихся подвалов на 0.75–0,9 м, для чего необходимо частичное или полное (под опорными столбами) уничтожение исторических валунно-бутовых фундаментов, построенных в 1792 г., замена их современными железобетонными конструкциями.


Александровский дворец. Подвальный этаж. «Реставрационные работы». На фото: процесс демонтажа исторического валунного фундамента опоры сводчатого перекрытия. Подвал заглублен. Фото Декабрь 2014г.

Способ решения задачи углубления подвалов Александровского дворца просто шокирует. Для углубления подвала и увеличения полезной площади требуется демонтаж валунного фундамента всех опорных столбов, каждый из которых является опорой четырех кирпичных сводов.


Валунные фундаменты и опоры кирпичных сводов XVIII в. уничтожены — своды перекрытия подвала подвешены на временных металлических конструкциях, устроена железобетонная плита под новый железо-бетонный фундамент. Фото Декабрь 2014г.

С этой целью устраивается сложная временная конструкция, на которой в подвешенном состоянии находятся кирпичные своды в то время, как уничтожается исторический валунный фундамент и сооружается новый, железобетонный, занимающий меньшую площадь.


Выступающая часть валунного фундамента XVIII в. срублена в процессе работ по углублению подвала в соответствии с проектом «реставрации». Фото декабрь 2014г.

При этом – полное безразличие (или одобрение?) КГИОП. Очевидна и немалая сметная стоимость выполнения таких технически сложных работ, то есть разорение памятника архитектуры еще и сто ит весьма и весьма недешево!

Процесс работ по углублению подвалов дворца: демонтаж исторических фундаментов и устройство нового железобетонного фундамента. На фото: сохранившийся фрагмент исторического валунного фундамента XVIII в. (в центре), справа и слева от него — исторический фундамент срублен, устроена новая опалубка. Фото декабрь 2014г.

Тот факт, что историко-культурную и музейную ценность представляют собой не только живопись, мрамор и позолота дворца, но также и стены, своды, фундаменты и другие элементы конструкций, как подлинные, восходящие к началу создания объекта культурного наследия, ни авторов проекта, ни руководство ГМЗ «Царское село» не останавливает: впереди очень важная ЦЕЛЬ – увеличение полезной площади здания дворца, недостаточной, с точки зрения пользователя, для музейного использования.

Впрочем, уничтожение исторических фундаментов Александровского дворца – это только начало на пути его «переоснащения и приспособления для музейного использования».

При наличии в двухэтажном здании восьми (!!) исторических междуэтажных лестниц, авторы предусматривают в проекте устройство еще двух, новых, лестничных клеток с лифтовым оборудованием. Для воплощения этой «творческой» идеи авторами проекта предусмотрено уничтожение части исторических перекрытий, в том числе: подвальных – кирпичных сводов ХVIII в., и части плоских перекрытий по металлическим балкам.

Нажмите изображение, чтобы увеличить

Предлагаемые к уничтожению кирпичные своды исключаются из Предмета охраны Памятника отдельным актом от 27.05.2011 г. по результатам специально проведенной для этого историко-культурной экспертизы с формулировкой: «как типовые, не являющиеся уникальными, и поэтому не представляющими историко-культурной ценности»!

Александровский дворец в процессе работ «по сохранению объекта культурного наследия». Выполнены подготовительные работы для устройства шахты лифта в восточном ризалите: разобрано перекрытие между подвалом и 1 этажом — уничтожены четыре крестовых свода перекрытия подвала и опорный столб, включая его валунный фундамент, построенные в конце XVIII в. На фото: вид из помещения в уровне подвала — видны дверь и оконный проем помещения 1 этажа. На стенах подвала видны следы срубленных коренных кирпичных сводов перекрытия. В центре помещения устроен кессон для шахты лифта. Фото декабрь 2014 г.

Вместе с тем, имеются сведения о существовании лифтового оборудования в Александровском дворце в ХIХ в. Г.В. Семенова указывает в исторической справке, находящейся в архиве КГИОП: «Первая гидравлическая подъемная машина установлена во дворце в 1899 г. для связи императрицы с детской половиной». И далее: «Позднее в правом крыле устроен электрическом подъемник для престарелой фрейлины Орбелиани, разбитой параличом и доживавшей свои дни во дворце». Используя методы научной реставрации: имея исторические сведения, выполнив дополнительные натурные исследованиями – можно было бы решить вопросы организации коммуникации (в том числе обеспечение доступности для маломобильных групп населения) без ущерба для памятника, но, очевидно, «научная реставрация» несовместима с широтой амбиций и творческого размаха «зодчих» «Архитектурного бюро «Студия 44».

Кроме того, в соответствии с утвержденным проектом в кирпичных капитальных стенах прорубаются новые дверные проемы, там, где их никогда не было, при этом частично нарушается анфиладная система планировки дворца.

Значительные, хотя и локальные участки кирпичной кладки стен ХVIII в. уничтожены прокладкой множества каналов для инженерных коммуникаций, что делается с легкостью, учитывая современные технические возможности.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Множественные утраты исторической кирпичной кладки стен – вырублены каналы для прокладки коммуникаций

При этом полностью игнорируются сохранившиеся во дворце исторические элементы инженерных систем: вентиляционные, отопительные каналы, в том числе выполненные из глазурованных керамических изразцов: горизонтальные (проложенные под полами помещений 1 этажа) и вертикальные (в кирпичных стенах), которые, можно сказать, варварски уничтожаются прокладкой новых каналов в «процессе переоснащения».


Александровский дворец. Восточное крыло. Помещение на 1 этаже. На фото – система подпольных каналов амосовского отопления — открыта после демонтажа конструкций пола.


Очевидно, причина этих утрат заключается либо в отсутствии предпроектных исследований, как натурных, так и архивных, либо в отсутствии понимания их ценности как части ОКН.

Проектом также предусмотрен полный демонтаж существующих перегородок в помещениях и замена их новыми, кирпичными (план демонтажа см. выше). На плане 2 этажа видно, что демонтажу подлежат в том числе уникальные исторические конструкции, возведенные в ходе реконструкции 1843-1846 гг. под надзором Карла Росси. В материалах натурных исследований и обмеров 1947г., имеющихся в архиве КГИОП, подтверждено наличие перекрытия и перегородок с применением керамических пустотелых элементов, но не уточнено их местоположение. Тем не менее, по «Проекту реконструкции, реставрации технического переоснащения и приспособления Александровского дворца для музейного использования», все перегородки на втором этаже должны быть демонтированы и заменены новыми кирпичными. В результате в процессе выполнения работ «по сохранению объекта культурного наследия» часть уникальных исторических конструкций 1843-1846гг. была утрачена.



В проекте принято решение о полной замене столярных заполнений оконных проемов 1, 2 этажей, цокольного этажей, новыми, дубовыми (при этом отсутствуют научные обоснования принимаемых проектных решений).

Не было проведено анализа с выполнением дефектных ведомостей сохранившихся дверей – видимо, изначально авторами было принято за основу мнение, что все, что сохранилось в Александровском дворце, имеет отношение к советскому периоду и послевоенной реставрации дворца и не подлежит сохранению. На самом деле это не так – до начала «переоснащения и приспособления» частично сохранялись исторические филенчатые двери с латунной фурнитурой (петли, врезные шпингалеты), подтверждение этому имеется и в архивных данных КГИОП, но очевидно, изначально понятие «научная реставрация» не обременяло в работе авторов проекта. Еще одно подтверждение этому: на 2 этаже восточного флигеля, в перекрытии над коридором, до начала реставрационных работ существовали исторические конструкции зенитного фонаря и заполнение зенитного фонаря – деревянная рама с мелкой расстекловкой.

Восточное крыло. Коридор 2 этажа до начала производства «работ по сохранению объекта культурного наследия» (фото декабрь 2014г.). В центре потолка – сохранившийся световой фонарь: деревянные рамы, переплеты, остекление.

Без каких-либо дополнительных исследований и обоснований – исторические конструкции уничтожены, на их месте в перекрытии устроена вентиляционная камера в соответствии с проектом «Студия 44».

Восточное крыло. Коридор 2 этажа в процессе производства «работ по сохранению объекта культурного наследия» (фото апрель 2017 г.). В центре потолка – на месте существовавшего исторического светового фонаря установлено вентиляционное оборудование.

Можно еще упомянуть обо всех перебитых кирпичных перемычках оконных и дверных проемов, о полностью снесенных исторических конструкциях полов, хотя исторические деревянные балки внушительного сечения, по которым были устроены полы помещений 1 этажа, можно было бы сохранить, если бы целью были работы по сохранению объекта, как это было заявлено в «Разрешении на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия», выданном КГИОП.

в результате работ, выполненных на основании задания и разрешения КГИОП, в соответствии «Проектом реконструкции реставрации, технического переоснащения и приспособления Александровского дворца для музейного использования», разработанным по заданию пользователя – ГМЗ «Царское Село» специалистами ООО «Архитектурное бюро «Студия 44» (руководитель Явейн Н.И.) объекту культурного наследия федерального значения «Александровский дворец» был нанесен значительный ущерб, в результате переоснащения и приспособления здания дворца для музейного использования уничтожены подлинные исторические конструкции, материалы XVIII-XIX вв.

Очевидно, широта и размах авторских решений по реконструкции и приспособлению Александровского дворца для музейного использования – следствие несоразмерных амбиций и непонимания значимости объекта культурного наследия и самой сути объекта культурного наследия, определяемой подлинностью не только его декоративно-художественной отделки, предметов декоративно-прикладного искусства, но в том числе исторических конструкций и материалов, технологических приемов. Отсутствие внимательного изучения истории ОКН и натурных исследований, а также обоснований принятых решений, привело в итоге к невосполнимым утратам частей и элементов ОКН, его невозвратным изменениям.

Помещение цокольного этажа в восточном ризалите. Сводчатое перекрытие помещения цокольного этажа уничтожено: на кирпичной кладке стен видны следы срубленных коренных кирпичных сводов. Выполнено заглубление подвала.

Особенно удручает роль пользователя, коим является «Государственный музей-заповедник «Царское Село», в произошедшем акте вандализма и, конечно, позиция КГИОП.

Парадокс случившегося состоит в том, что это произошедшее вандальное, варварское вмешательство было осуществлено с соблюдением (на первый взгляд!) всех формальных требований, под надзором и контролем специалистов и руководства КГИОП и пользователя в лице руководства ГМЗ «Царское село», который также участвовал и в разработке и утверждении задания на проектирование, и в согласовании проекта.

Возникает вопрос: кто ответит за ущерб, нанесенный ОКН федерального значения «Александровский дворец», являющемуся достоянием всех и каждого из нас? Понятно, что уже не вернуть утраченного, однако для сохранения памятников, которым, возможно, еще предстоят подобные «работы по сохранению ОКН», важно произвести анализ и сделать необходимые выводы с целью исключить повторения случившегося с Александровским дворцом.


. Цокольный этаж. Для устройства проема разобрана историческая кирпичная кладка.

Если законы и нормы предписывают сохранение ОКН, а по сути происходит нечто совсем противоположное, то очевидно – сбой и отклонение от цели лежит в области «человеческого фактора». В ситуации с Александровским дворцом – очевидно, директор ГМЗ О.В. Таратынова и руководитель «Студия 44» Н.И. Явейн в недалеком прошлом занимали высокие должности в комитете по охране памятников, и как лица, безусловно, до сих пор обладающие определенным авторитетом в КГИОП, несомненно использовали свое влияние при согласовании проектной документации, начиная с концепции и до производства работ.

Следует обратить внимание еще и на тот факт, что Н.И. Явейн, кроме прочего, входит в состав Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, это безусловно является дополнительным рычагом воздействия при продвижении и утверждении проектов ООО «Архитектурное бюро «Студия 44». Очевидно, каждая из сторон использовала реставрацию «Александровского дворца» в своих интересах, но не в целях максимального сохранения ОКН.

Возникает вопрос: возможно, пользователь и проектировщик не понимают ценности подлинности памятника как основополагающего фактора в процессе реставрации? Тогда это говорит о недостаточном уровне компетенции и профессионализма. А возможно и другое – пользователь и проектировщик, понимая ценность уничтожаемых частей и элементов памятника, все же идут на компромисс (кто-то из-за выгодного престижного заказа и амбиций, кто-то из-за увеличения площади и увеличения прибылей)? Тогда этому тоже есть название – вандализм.

Помещения на 1 этаже. Хорошо сохранившиеся, находящиеся в рабочем состоянии кирпичные перемычки оконных проемов перебиты металлическими балками в местах опирания. (фото апрель 2017 г.)

Отдельно высвечивается роль КГИОП: готовность его специалистов и руководства утверждать сомнительные акты «специальных» экспертиз, проектную документацию, решения в которой не обоснованы, выдавать разрешение на «работы по сохранению», на основании которых происходят невосполнимые утраты памятника. Причина тому очевидна – формальный, индифферентный подход к объектам культурного наследия. Работа в КГИОП теперь построена так, что главное – не принципы сохранения ОКН, а исполнительность в подчинении начальству, недопустимость противостояния принятому «наверху» решению, нежелание поднимать шум, скандал при обнаружении некачественной, но уже согласованной документации, даже если очевидны нарушения и последствия, несовместимые с сохранением памятника. Конечно, и в КГИОП есть профессионалы своего дела и опытные специалисты, делающие все возможное для сохранения ОКН, но очевидно, ныне не они определяют общий уровень качества работы КГИОП. Безусловно, определяющее значение в организации работы КГИОП имеет тот факт, что его возглавляет не специалист с опытом практической работы в реставрации памятников, имеющий специальное образование, а чиновник-юрист, и как следствие этого мы видим: основное направление деятельности КГИОП – эффективное использование объектов недвижимости (ОКН) эффективными менеджерами, а также эффективное приспособление для современного использования, и лишь попутно – реставрация.

Как видно из сложившейся ситуации вокруг Александровского дворца, рассчитывать на КГИОП в предотвращении подобных историй не приходится.

Необходим жесткий контроль за согласованием проектной документации, особенно документации по приспособлению, тем более – если речь идет об особо значимых объектах, ОКН федерального значения.

Для этого необходима возможность подробно ознакомиться с проектом (до его утверждения КГИОП) не только на стадии согласования концепции, но также и на стадии рабочей документации. Такая возможность должна быть предоставлена не только Совету по культурному наследию, но и широкому кругу специалистов и всем заинтересованным гражданам. И не только познакомиться, но и повлиять, если это необходимо, в целях сохранения ОКН.

Экспертиза проекта на сайте КГИОП не может дать полное представление о предполагаемых работах по реставрации. Тем более, мы знаем таких экспертов (в том числе на примере Александровского дворца), которые с готовностью подпишут и обоснуют, как говорится, «любой каприз»…

Помещения на 2 этаже. Хорошо сохранившиеся, находящиеся в рабочем состоянии кирпичные перемычки оконных проемов перебиты металлическими балками в местах опирания. (фото апрель 2017 г.)

Открытость информации о предполагаемых работах по сохранению, приспособлению, на всех стадиях, от концепции до завершения, производства работ и общественный контроль могли бы предотвратить вандальное вмешательство, подобное тому, которое произошло с Александровским дворцом.

Ответственность за принимаемые решения должна быть не формальной: эксперты за фальшивую экспертизу с заказными выводами должны быть лишены лицензии, должностные лица должны нести ответственность за принимаемые решения.

Музей современного искусства «Гараж» - место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю! Музей «Гараж» был основан в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем и стал первой в России частной филантропической институцией, чья деятельность направлена на развитие и популяризацию современного искусства и культуры. Одна из основных миссий Музея «Гараж» - показать, что современное искусство - это пространство для диалога и поиска ответов на многие вопросы. Здесь проходят выставки ведущих российских и зарубежных современных художников (таких как Марина Абрамович, Рэймонд Петтибон, Марк Ротко, Виктор Пивоваров, Яёй Кусама), образовательные программы для взрослых и детей разных возрастов, а также кинопоказы, концерты, перформансы и многое другое. Гиды «Гаража», опираясь на знания и опыт лучших искусствоведов и кураторов, каждый день открывают посетителям мир современного искусства. Экскурсоводы с радостью проведут для вас экскурсии на русском и английском языках, а также помогут гиду с последовательным переводом с русского на язык группы. История Музея всегда была тесно связана с архитектурой. Его первым «домом» стал знаменитый Бахметьевский автобусный парк в Москве (в честь которого «Гараж» и получил свое название) - памятник конструктивизма, спроектированный архитектором Константином Мельниковым. В 2012 году «Гараж» переехал в самое сердце столицы - Парк Горького, во временный павильон, построенный по проекту японского архитектора Шигеру Бана. В июне 2015 года Музей открыл свое первое постоянное здание на территории Парка, в котором прежде находился популярный в 1960-е годы ресторан «Времена года», ставший для советских граждан воплощением мечты об идеальном досуге. Сегодня здание, отреставрированное всемирно известным архитектором Ремом Колхасом и его бюро OMA, стало не просто музеем, но и одной из главных городских достопримечательностей, сохранив многие элементы своего прошлого. Одним из них является мозаика, украшающая Атриум Музея и изображающая девушку в окружении осенних листьев. Именно в Атриуме каждые полгода - весной и осенью - появляется созданное художниками специально для «Гаража» произведение искусства, доступное для свободного посещения. В числе сменяющихся инсталляций проекта, названного Garage Atrium Commissions, были работы Эрика Булатова, Луиз Буржуа, Рашида Джонсона и Ирины Кориной. Для вас в Музее ежедневно открыт книжный магазин с лучшей подборкой книг и журналов по искусству и сувенирами «Гаража», которые сделаны в Москве (обратите внимание на маркировку Made in Moscow), включая продукцию, созданную в сотрудничестве с художниками. Работает уютное кафе с авторской кухней, летней верандой и завтраками, которыми можно наслаждаться в течение всего дня. Сердцем институции и платформой для выставочных, издательских и исследовательских проектов «Гаража» является его коллекция - крупнейший в мире архив по истории российского современного искусства начиная с 1950-х годов. Архив доступен для российских и зарубежных исследователей, а его фонды, насчитывающие на данный момент более 400 000 единиц хранения, постоянно пополняются. Кроме того, в здании Образовательного центра Музея рядом с Пионерским прудом для всех желающих работает первая в России публичная библиотека по современному искусству. Музей «Гараж» также стал первым музеем в России, открывшим инклюзивный отдел и адаптирующим выставочные и образовательные программы для посетителей с разными формами инвалидности. Все здания Музея оборудованы пандусами, а специалисты инклюзивного отдела проводят экскурсии и специальные мероприятия для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих посетителей, а также для людей с особенностями интеллектуального развития. Мы не знаем, какие у вас планы, но нам точно есть что предложить: выставки, лекции, встречи с экспертами, фильмы под открытым небом в отличной компании, коктейли на свежем воздухе, фестивали, концерты известных музыкантов, перформансы, дискуссии, прогулки по парку и многое другое. До встречи в Музее «Гараж»! Стоимость билетов: 0- 300 рублей

Загрузка...
Top