Святая София: что было до мечети и музея. Константинопольская София – мать всех церквей Храм святой софии в константинополе был

Название : Ἁγία Σοφία / Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας (el), Ayasofya (tr), Hagia Sophia (en)

Другие названия : Прему́дрости Бо́жией /Святая София Константинопольская / Айя-София

Местонахождение : Стамбул (Турция)

Создание : 532-537 гг. (основана в 324г.)

Архитектор(ы) : Исидор Милетский и Анфимий Тралльский








Создатели главного храма Византийской империи Святой Софии использовали опыт римских зодчих и приемы местных строителей. Это великолепное сооружение поражает грандиозным внутренним пространством. Центральный неф площадью 68,6х32,6 метра перекрыт огромным куполом, сложенным из кирпича и камня; пояс окон у основания купола, сияние мрамора и мозаик создают необыкновенное ощущение струящегося сверху света. Внешний облик храма производит не меньшее впечатление: массивные строгие стены и купола поддерживаются лишенными украшений контрфорсами в виде пилонов и башен. Высокие минареты появились только в XV веке, когда собор стал мечетью. Хотя многие древние росписи и мозаики были утрачены, благородная простота здания сохраняет в веках таинственную силу византийского искусства. В наше время собор превратился в музей.

«Кажется, что купол не покоится на твердом сооружении, но вследствие легкости строения золотым полушарием, спущенным с неба, прикрывает храм»
Прокопий Кесарийский

Архитектура храма

  1. Конструкция купола. Купол собора имел максимально возможные размеры, определенные еще римлянами, строителями Пантеона .
    Византийские мастера построили в свое время плоский купол собора без каких бы то ни было статических расчетов, по интуиции. Однако при закладке фундамента интуиция подвела их: пилястры собора повалились, и все здание рухнуло. Укрепление фундамента потребовало больше труда, чем постройка трех новых перекрытий. Вынужденная реконструкция испортила внешний вид собора - массивные контрфорсы странно противоречат воздушным легким куполам. Купол Святой Софии же приобрел более вытянутые очертания. Опорные башни тоже стали выше и массивнее.
  2. Главные купол. Центральный купол связан с восточным и западным полукуполами, которые вместе с ним перекрывают главный неф.
  3. Окна. Окна под куполом кажутся неуместными – ведь тяжелый венец должен иметь прочную, надежную опору. На деле же они уменьшают опасность возникновения трещин, а купол будто парит над зданием.
  4. Подпружные арки. Пилоны и подпружные арки обеспечивают равномерное распределение давления купола.
  5. Кирпичная кладка. У византийских строителей не было под рукой дешевого материала для производства бетона, поэтому они были вынуждены отказаться от применения бетонных конструкций, которые в свое время значительно облегчили строительство купола Пантеона. Впрочем, использование кирпичной кладки и густого известкового раствора даже немного ускорило темпы строительства – кирпич клали большие артели рабочих невысокой квалификации.
  6. Темпы строительства. Здание храма было построено необычайно быстро – в течении 5 лет. Две артели мастеров по 5 000 человек, соревнуясь, возводили восточную и западную части собора.
  7. Внутреннее пространство. Над центральной частью главного нефа высится огромный купол, диаметр которого 32,6 метра. Свет проникает внутрь сквозь отверстия у основания купола и через окна, прорезанные в тимпанах.
  8. Башни минаретов. Примерно через 900 лет после освящения храма, когда Византия была завоевана турками, здание превратили в мечеть и по обеим его сторонам выстроили минареты.
  9. Опоры. После землетрясения 557 года контрфорсы и несущие конструкции собора были укреплены.
  10. Башни. башни, примыкающие к северному и южному фасадам храма, расположены по обеим сторонам арок, поддерживающих центральный купол. Массивные башни гасят боковое давление арок.
  11. Тимпан. Стена-тимпан, обрамленная подпорной аркой, не является несущей, поэтому в ней прорезаны многочисленные окна.
  12. Пилоны. Опорные пилоны возведены из камня. Это позволило ускорить процесс работы в самом начале строительства – ведь кирпичная кладка застывает долго.

    Источники:

  • Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции Искусство, М. 1971
  • Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984 г.
  • П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.

) был сооружен в IV веке нашей эры. В середине XV века в результате захвата европейского города турками-османами собор стал исламской мечетью. В 1935 году Собор Святой Софии в Стамбуле приобрел статус музея, а в 1985 году включен, как памятник истории, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Где находится Собор Святой Софии?

Знаменитый символ великой Византии сейчас официально называется Музей Айя-Софья и располагается в историческом районе Султанахмет – в старом центре турецкого Стамбула.

Кто построил Собор Святой Софии?

История собора Святой Софии была начата в первой четверти IV века в правление римского императора Константина Великого – основателя столицы империи Константинополя. В 1380 году Император Феодосий I передал храм православным христианам и назначил архиепископом Григория Богослова. Несколько раз собор уничтожался в результате пожаров и повреждался землетрясениями. В 1453 году Храм Святой Софии был обращен в мечеть, рядом с ним соорудили четыре минарета и контрфорсы, полностью преобразовавшие общий вид архитектурного сооружения, замазали храмовые фрески. Лишь после того, как Айя-Софья был объявлен музеем, счистили слои штукатурки с многочисленных фресок и мозаик.

Архитектура Собора Святой Софии

В результате многих перестроек и реставраций от первоначальной постройки не осталось практически ничего. Но в целом архитектура величественного сооружения сохранила черты, присущие византийскому искусству: особое сочетание пышности и торжественности. В наши дни Собор Святой Софии в Турции - четырехугольное строение, образующее три нефа. Базилику венчает гигантский купол, состоящий из сорока арок, поддерживаемых огромными колоннами из малахита и порфира. В верхней части купола 40 окон, кроме того, по 5 окон находится в каждой нише. Уникальная прочность и крепость стен, по мнению специалистов, обеспечивается за счет того, что в строительный раствор добавлялся экстракт ясеневых листьев.

Особой помпезностью отличается внутренняя отделка собора: детали из цветного мрамора, причудливые мозаики на золотистом полу, мозаичные композиции на стенах, изображающие библейские и исторические сюжеты, а также цветочные орнаменты. В мозаичных произведениях ярко выделяются три временных периода развития данного вида искусства, отличающиеся особенностями использования цвета и создания изображения.

Достопримечательностями храма являются 8 яшмовых колонн непривычно зеленого цвета, привезенных когда-то из , и знаменитая «плачущая колонна». По поверью, если дотронуться до отверстия в покрытой слоями меди колонне и при этом почувствовать наличие влаги, то загаданное сокровенное желание непременно осуществится.

Особенностью Айя-Софья является сочетание изображений христианских символов, Иисуса Христа, Божьей Матери, святителей, ветхозаветных пророков и цитат из Корана, расположенных на огромных щитах. Особый интерес представляют надписи, сделанные на каменных парапетах за многие века. Самыми древними являются скандинавские руны, оставленные воинами-варягами в Средневековье. Сейчас они покрыты специальным сверхпрочным прозрачным материалом, защищающим рунические надписи от стирания.

В последние годы проводится обширная компания за возвращение Собора Святой Софии православному христианству, как и было задумано первоначально. Христиане во многих странах мира присоединяются к требованиям вернуть древний храм православию, чтобы верующие люди имели возможность молиться в церкви.


Визитной карточкой Стамбула, подобно Эйфелевой башне Парижа, является мечеть Айя-София, в настоящее время превращенная в музей. Долгое время, более 1000 лет, это был самый большой христианский храм, пока в 1926 году в Риме не появился собор Святого Петра.

1. Храм полностью сгорел... дважды


Этот православных храм был заложен в 330 году в Константинополе императором Константином Великим, но через 75 лет уничтожен в огне пожара. В 415 году церковь отстроили заново, а в 532 году, во время народного восстания “Ника”, она опять сгорела.

2. Император Юстиниан реконструировал храм


Начиная с 527 года, Константинополем в течение 38 лет управлял император Юстиниан, очень много сделавший для расцвета Византии. По его приказу спустя пять лет после восстания “Ника” церковь вновь отстроили.

3. Храм несколько раз менял название


Во времена Византии этот православный собор называли Великая София из-за её огромных размеров или Собор Святой Софии. Но после захвата столицы Византии в 1453 году турками собор превратили в османскую мечеть под названием Айя-София. Сегодня же это всемирно известный музей византийского зодчества Айя-София - самая посещаемая не только в Стамбуле, но и во всей Турции достопримечательность.

4. В 558 году пришлось заменить купол


Одним из украшений собора являлся центральный купол высотой 160 футов и диаметром 131 фута, но в результате землетрясения 558 года он был разрушен. В 562 году купол восстановили. Он стал еще выше, и для его укрепления установили несколько куполов меньшего размера, а также построили галерею и четыре большие арки.

5. Святая София и Храм Артемиды в Эфесе


В Константинополь их разных уголков империи свозили дорогие строительные материалы, а также уцелевшие фрагменты античных строений. Так, для укрепления и украшения интерьера церкви использовались колонны, привезенные из разрушенного Храма Артемиды в Эфесе.

6. Канон византийского искусства


В Византии старались сохранять вековые римские и эллинистические традиции в искусстве, архитектуре, литературе. Византийский правитель Юстиниан, возглавив серию городских проектов реконструкции после восстания “Ника”, начал с Собора Святой Софии. Новый собор полностью отвечал канонам византийского стиля, он был роскошен и великолепен - огромный купол на прямоугольной базилике, богатая мозаика, инкрустации из камней, мраморные колонны, бронзовые двери. Собор полностью отвечал канонам византийского стиля.

7. Борьба с идолопоклонством и Святая София


В период борьбы с идолопоклонством (приблизительно 726-787 гг и 815-843 гг) было запрещено производство и использование икон и религиозных изображений, в качестве единственного приемлемого символа был разрешен только крест. В связи с этим многие мозаики и картины в Айя-Софии были разрушены иконоборцами, вывезены или замазаны штукатуркой.

8. Энрико Дэндоло разграбил Айя-Софию


Во время четвертого крестового похода, направленного против Византии, при осаде Константинополя, знаменитый и влиятельный 90-летний дож Венеции Энрико Дэндоло, будучи слепым, победил православных христиан. Город и церковь были разграблены, много золотых мозаик вывезено в Италию. Дэндоло, после его смерти в 1205 году, был похоронен в Айя-Софии.

9. Византийский храм 500 лет был мечетью


Века завоеваний, осад, набегов, крестовых походов привели в 1453 году к падению Константинополя под натиском Османской империи. Город был переименован в Стамбул, византийский собор подлежал уничтожению, но султан Мехмед II, восхищенный его красотой, приказал преобразовать собор в мечеть.

10. Исламские элементы в храме


Для того чтобы использовать церковь в качестве мечети, султан приказал достроить в ней молитвенный зал, кафедру-минбар для проповедника и каменную ванну-купель. Также к ней было пристроено несколько минаретов, школа, кухня, библиотека, мавзолеи и султанская ложа.

11. Византийские мозаики спас Мехмед II


Вместо того, чтобы разрушить многочисленные фрески и мозаики на стенах Айя-Софии, Мехмед II приказал замазать их штукатуркой, на которую сверху нанесли исламские рисунки и каллиграфию. Впоследствии многие первоначальные фрески и мозаики были восстановлены швейцарско-итальянскими архитекторами Гаспаром и Джузеппе Фоссати.

12. Целительная сила «Плачущей» колоны


“Плачущая” колонна находится в северо-западной части церкви, слева от входа, и является одной из 107 колонн здания. Ее также называют "колонной желаний", «потеющей», «влажной». Колонна покрыта медью, и в середине имеет отверстие, влажное на ощупь. Многие верующие стремятся прикоснуться к ней в поисках божественного исцеления.

БОНУС

Кемаль Ататюрк сделал из Айя-Софии музей


Бывший офицер Мустафа Кемаль Ататюрк, первый президент и основатель современного турецкого государства, довольно прохладно относящийся к религии, принял решение об организации в храме Айя-София музея, и в 1935 году это было сделано.

Сложно остаться равнодушным, глядя на . Это просто великолепно!

– лидер группы «Совет по освобождению Святой Софии», ставящей своей целью возвращение верующим храма Святой Софии в Константинополе (Стамбуле), превращенного в XX веке в музей. О том, какие шаги предприняты для решения этой проблемы, он рассказал греческому еженедельнику «Омония».

Православный храм Святой Софии – Премудрости Божией был построен в Константинополе в VI веке, при византийском императоре Юстиниане. На протяжении многих столетий Святая София была главным храмом Византийской империи. В 1453 году султан Мехмед II Завоеватель сразу же после взятия Константинополя велел перестроить храм в мечеть.

Святая София была главной мечетью столицы Османской империи на протяжении почти пяти веков. В 1935 году основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился сделать Святую Софию музеем.

– Господин Спиру, споры о статусе шедевра византийской архитектуры ведутся не первое десятилетие. Что подтолкнуло вас к тому, чтобы начать акцию по «освобождению» Святой Софии?

– Однажды по телеканалу CNN я увидел репортаж, в котором шла речь о главном храме Кремля и всей Москвы: спустя 70 лет кафедральный Успенский собор Кремля стал вновь местом служения Богу. И тогда я подумал, почему храм Святой Софии по-прежнему остается музеем? С того момента я решил добиваться того, чтобы Святой Софии был возвращен ее первоначальный статус. Чтобы решить этот вопрос раз и навсегда, я обратился к лучшим американским юристам и адвокатам. Однако восстановить права, нарушенные в 1453 году, оказалось делом непростым.

– Храм Святой Софии не может являться мечетью по закону?

– Конечно. В этом нет никаких сомнений. Храм Святой Софии строился не как мечеть, мечетью не был, в мечеть был превращен насильственно после того, как в 1453 году Константинополь завоевали турки.

– И вы хотите восстановить справедливость 554 года спустя?..

– Если Турция (или любая другая страна) найдет убедительные доказательства своей правоты, пусть предъявит их суду. Вы можете представить, чтобы, к примеру, через Верховный суд США Д. Бушем или Б. Клинтоном был проведен закон о преобразовании кафедрального храма в боулинг-клуб? Или закон, требующий считать местом рождения Иисуса Христа не Назарет, а Техас? И только на том основании, что в их руках власть?

И закон, который бы устанавливал, что никакое правительство не вправе определять способ использования святых почитаемых верующими мест, проводить не придется, потому что в мире нет правительства, в компетенции которого входило бы определение святости тех или иных мест.

– Что вы уже успели сделать в защиту Святой Софии?

– Главное, что в комитете по правам человека Конгресса США (Congressional Human Rights Caucus) организованы слушания по этому вопросу, которые имеют положительный резонанс. Как заявил влиятельный конгрессмен Том Ландос, «ситуация вокруг Святой Софии – один из наиболее важных вопросов, которые когда-либо рассматривались в комитете по правам человека при Конгрессе США». Слушания проходят в Конгрессе в этом году, и я рассчитываю на то, что будет принята резолюция в поддержку наших требований. Тем более что власти Турции, превратившие святую церковь непонятно во что и тем самым нарушившие права верующих, рано или поздно будут осуждены общественным мнением.

– И все же, каковы ваши главные аргументы?

– Константинопольская София – мать всех православных храмов, древнейший христианский храм. Сегодня он оскверняется. Наша борьба – это борьба не за передел границ и не за права на месторождения нефти. И потому мы хотим, нет, мы требуем, чтобы нас поддержало все человечество, поддержали политические лидеры разных стран, духовные лидеры, кто бы они ни были: папа, патриарх Московский или патриарх Иерусалимский. Никто не должен спасть спокойно в то время, как оскверняется святое место, превращенное в балаган. Храм Святой Софии принадлежит местным властям, впрочем, под их влиянием находится и патриарх Константинопольский.

– На ваш взгляд, кто все-таки примет решение о возвращении прежнего статуса храму и как оно будет реализовано?

– Прежде всего следует сказать, что это будет правильным решением. Знаете, когда Нельсон Мандела добивался от президента Южной Африки Фредерика де Клерка права голоса для чернокожих, его братья по расе говорили: «Да кто же сможет заставить этих расистов, которые угнетают нас вот уже 400 лет, изменить свое мнение?» Кажущееся невозможным может стать возможным. Нет такого правительства, которое может быть сильнее Святой Софии!

– У вас есть единомышленники? Кто вас поддерживает?

– Я считаю, что в деле возвращения православным храма Святой Софии должны принимать участие главы всех Церквей и религий. Так, например, Католическая Церковь в Америке весьма влиятельна, и я предполагаю обратиться и к ее иерархам тоже. Проблема требует разрешения или политического – путем подписания специальных соглашений или же юридического – путем принятия соответствующих законов.

Хочу заметить, что мы не ведем антитурецкой политики и, конечно же, не имеем ничего против мусульман и приверженцев других религий. К тому же я уверен, что нас поддержат многие мусульмане Турции. Ведь исламом запрещено закрывать мечети или превращать их в светские места, запрещено также убивать патриархов.

– Насколько все же реально то, что Турция примет решение об изменении статуса храма Святой Софии?

– Однажды президент Америки посоветовал президенту Китая дать китайскому народу свободу вероисповедания. Вскоре так и произошло. Думаю, что и на сей раз президенту США не составит труда подсказать руководству Турции, что необходимо возвратить Святую Софию верующим. Это вовсе не будет попыткой давления на Турцию. В чем «давить» на Турцию? В том, чтобы призвать ее поступить согласно логике вещей?

– Ваша организация имеет отделения в США и Греции. Планируете ли вы распространить свою деятельность на другие страны, в том числе и на Россию?

– Для нас поддержка россиян чрезвычайно важна, и я очень надеюсь на поддержку России – страны, международный авторитет которой все возрастает. Я, кстати, собираюсь посетить Москву, так что возможность обсудить наши совместные действия будет.

Беседовала София Прокопиду,
член Союза журналистов Греции
Еженедельник «Омониа»

Крис (Христос) Спиру – американский политик греческого происхождения. Иммигрировал из Греции в США в 1950-е годы в возрасте 13 лет. Учился в Америке. Баллотировался в губернаторы штата Нью-Гемпшир. Неоднократно возглавлял отделение Демократической партии США в Нью-Гемпшире. Принимал активное участие в предвыборных кампаниях всех кандидатов на пост президента США от Демократической партии – от Джимми Картера до Альберта Гора. Друг и соратник нынешнего кандидата в президенты США Хилари Клинтон.

Возглавляемый им «Совет по освобождению Святой Софии» – организация, подчеркивающая свой неправительственный статус и дистанцирующаяся от каких-либо связей с Грецией.

Айя-София – здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
И всем векам – пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила Эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон – света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот
.

О. Мандельштам, 1912

Собор Святой Софии в Константинополе ­– чудо инженерной мысли и строительного искусства, величайшее творение золотого века Византии. Одно из самых крупных сохранившихся сооружений византийской зодчества до сих пор поражает воображение грандиозностью замысла и блистательностью его исполнения. Являясь на протяжении тысячи лет важнейшей святыней христианского мира, а потом, в течение последующих пятисот лет, – мусульманского, этот храм превратился в настоящую историческую энциклопедию, в свидетельство многовековых духовных исканий человечества.

Снаружи

Святая София Константинопольская, внутри

Первая базилика, посвященная Премудрости Божией (Святая София или Айя-София от греч. Αγία Σοφία ), была заложена в городе на берегах пролива Босфор еще при Константине Великом в 324–327 годах. Об этом пишет византийский монах-летописец VIII века Феофан Исповедник в своей «Хронографии» . По всей видимости, достраивал базилику уже сын Константина Констанций II во время своего правления в 340–350-е годы. Византийский историк начала V века Сократ Схоластик в «Церковной истории» указывает точную дату освящения церкви, посвященной Святой Софии, – 360 год: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля » . Превосходя по своим размерам все существовавшие к этому времени в Константинополе храмы, эта базилика была известна как «Magna Ecclesia », что в переводе с латинского означает «Большая церковь» .

Наречение собора в честь Святой Софии следует понимать, как посвящение его Иисусу Христу, Богу-Слову. В эпоху раннего христианства представление о Софии – Премудрости Божией сближается с образом Иисуса как воплощенного Слова Божьего. Согласно Евангелию от Иоанна, Логос (Слово) – это единородный Сын Божий, который воплощается и рождается, становясь Богочеловеком Иисусом Христом: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца » (Ин. 1:14). В христианском догмате о Троице Логос (Слово) или Сын Божий – это вторая ипостась единого по существу Бога. Он вместе с Богом Отцом и Богом Духом Святым сотворил видимый и невидимый мир и является промыслителем и освятителем всего мира. Премудрость или София (от греч. «Σοφία» – мудрость) – существенное свойство Триединого Бога. Бог от вечности знает все Свои действия и результаты этих действий, все Свои цели и лучшие средства для достижения целей. Сын Божий, как ипостась Святой Троицы, вмещает в Себя все божественные свойства в той же полноте, как и Отец и Святой Дух. Апостол Павел в послании к Коринфянам прямо именует Христа «Божией Премудростью» (1 Кор. 1:24) и говорит: «от Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением » (1 Кор. 1:30).

В 404 году раннехристианский храм Святой Софии сгорел во время пожара. Император Феодосий II в 415 году повелел построить на том же самом месте, рядом с императорским дворцом новую базилику. Этот собор простоял столетие и тоже погиб в пожаре в 532 году во время восстания «Ника» . По отдельным фрагментам, найденным в результате археологических раскопок в 1936 году, можно судить лишь об огромных размерах, которые имела базилика Феодосия II, и о ее великолепном резном убранстве. По всей видимости, это было грандиозное пятинефное сооружение с двухъярусными галереями и деревянным перекрытием .

Фасад базилики Феодосия II. 415. Реконструкция

От него сохранились лишь части колонн, отдельные капители, сегменты арок, детали потолков, а также часть фриза с барельефом, на котором изображены двенадцать агнцев, символизирующих двенадцать апостолов. Эти ценные находки представлены в настоящее время в археологической зоне музея Айя-София.

Слева — капитель, справа — колонна базилики Феодосия II. 415 год. Константинополь

Фриз с изображением агнцев. Базилика эпохи Феодосия II. 415 год. Константинополь

На месте сгоревшего храма Юстиниан I в 532–537 годах возводит новую Софию. Для реализации своего амбициозного замысла по созданию грандиозного, доселе невиданного храма, византийский император приглашает лучших архитекторов своего времени – Исидора Милетского и Анфимия Тралльского . Это были не просто строители, а выдающиеся ученые, инженеры, прославившиеся изысканиями в области математики и физики.

Вид на Константинополь в византийскую эпоху. Реконструкция

Карта центра Константинополя

На постройку храма доставляют лучший мрамор с островов Проконнес и Эвбея, из города Иераполь (Малая Азия), из Северной Африки. Из Рима в Константинополь, по легенде, привозят восемь порфировых колонн, а из храма Артемиды в Эфесе – колонны из зеленого мрамора . Знаменитый поэт VI века Павел Силенциарий в своей поэме 563 года «Экфрасис храма Святой Софии» говорит об удивительной полихромии в интерьере, упоминая о разном мраморе, использованном в отделке: фригийский – розовый с белыми прожилками, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым .

Колонны из храма Артемиды в Эфесе

«Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм? Можно было бы подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. В самом деле, как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному; одни показывают багряный цвет, у других, как солнце, сияет белый; а некоторые из них, сразу являясь разноцветными, показывают различные окраски, как будто бы природа была их художником » , – писал византийский историк, современник Юстиниана Прокопий Кесарийский, который в своем трактате «О Постройках» оставил достаточно подробное описание собора Святой Софии.

Собор Святой Софии, Константинополь. Византийская капитель

В украшении храма используются золото, слоновая кость, серебро, драгоценные камни. Собор поражал небывалым блеском и царской роскошью. «Чистым золотом выложен потолок, соединяя с красотой и великолепие; соревнуясь в блеске, его сияние побеждает блеск камней (и мраморов)

Собор Святой Софии, Константинополь

Архиепископ Новгородский Антоний, побывав в Святой Софии Константинопольской до разграбления ее крестоносцами в 1204 году, в своей книге «Паломник» рассказывал о богатейшем убранстве храма, изобилующем золотом и серебром, в том числе упомянул о золотых лампадах, подвешенных к потолку, и об огромном золотом кресте в алтаре, украшенном драгоценными камнями и жемчугом .

Однако уникальным по воздействию на входящих в храм было не столько его убранство, сколько его необъятное пространство, над которым возносился на невероятную высоту гигантский купол. Залитый светом огромный храм вызывал ощущение грандиозности мироздания, созданного согласно великому Божественном замыслу. Это мощное визуально звучащее духовное пространство переносило верующих в неземные миры. Русские послы, прибывшие в 987 году в Константинополь, посетив Святую Софию, испытали настоящий восторг от разворачивающейся под ее сводами литургии. «Мы не знали – на небе или на земле мы: нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми » , – сообщали они князю Владимиру, проводившему в это время «испытание вер». В итоге Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской Церковью.

Святая София Константинопольская

Собор Святой Софии – блистательное инженерно-архитектурное воплощение идеи храма как образа Божественного мироздания. Грандиозная базилика, имевшая в плане длину 82 метра и ширину – 73 метра, сама по себе не являлась архитектурным новшеством. В IV–VI веках базилика была самым распространенным типом христианского храма. Новизна состояла в соединении огромной базилики с гигантским куполом. Попытки соединить тип базилики с купольным перекрытием делались уже в V веке. Достаточно вспомнить храм второй половины V века монастыря Алахан в Исаврии (Малая Азия). Собор Святой Софии, спроектированный гениальными византийскими архитекторами эпохи Юстиниана, стал феерическим завершением этих поисков.

Собор Святой Софии в Константинополе. 532-537. Продольный разрез храма

Композиция храма совмещает в себе элементы трехнефной базилики и центрического купольного объема. Гигантский купол диаметром 31 метр перекрывает центральное пространство храма, возносясь на высоту 55 метров. Сфера купола подобна куполу небес, обнимающему все мироздание. Церковное богослужение соединяется с таинством, происходящим на небесах. И таким образом воплощается идея вселенской литургии. «И всякий раз как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но божьим соизволением завершено такое дело; его разум, устремляясь к Богу, витает в небесах, полагая, что он находится недалеко » , – писал Прокопий Кесарийский.

В архитектуре Святой Софии, в отличие от раннехристианских базилик, заложена принципиально новая концепция. Горизонтальное движение, характерное для продольной пространственной композиции первых христианских храмов, уступает здесь место направлению вертикальному. Купол становится безусловным центром композиции, вызывая зримые ассоциации с темой единения всех в Боге. Архитектура развивается сверху вниз, согласно теории Небесной иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита . Купол соединяется с несущими конструкциями храма посредством сферических треугольников – парусов, знаменовавших собой удивительную архитектурную находку византийских зодчих, которая во многом определила дальнейшее развитие церковного строительства . В этом сооружении византийскими архитекторами был разработан и полностью осуществлен принцип распределения давления огромного купола при помощи системы полукуполов, арок, экседр, соединенных в единое целое. Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа. При этом распор его, как это хорошо видно на плане собора, гасится за счет малых полукуполов, которые полукругом обрамляют большие полусферы, а также за счет сводов боковых нефов.

План собора Святой Софии в Константинополе

Четыре подкупольные арки возносятся на огромную высоту, создавая ощущения парения купола. Эффект кажущейся невесомости усиливается за счет сорока арочных окон, прорезанных в его основании. Благодаря этой сплошной ленте окон создается впечатление, будто купол, вознесенный на головокружительную высоту, свободно парит над храмом.

Купол собора Святой Софии Константинопольской

К подкупольному пространству с востока и запада примыкают две огромные ниши с полусферическими перекрытиями. Восточная ниша в свою очередь имеет еще три ниши, средняя из которых выполняла роль апсиды.

Собор Святой Софии, Константинополь. Фото: alienordis.livejournal.com

Собор Святой Софии, Константинополь. Купол, паруса

Собор Святой Софии, Константинополь

Если в раннехристианских базиликах пространство четко делилось на отдельные пластические объемы, в Святой Софии постоянное перетекание пространства из сферы в полусферы, открывающиеся сквозные перспективы воплощали идею всеобъемлющего, единого однородного пространства. Неделимое пространство храма предполагало аналогичное единство всех верующих, как монолитного тела Христова.

Кардинально переосмысляется привычная тектоника храма. Исчезает ощущение тяжести и материальности форм, будто растворенных в пространстве. Связь конструктивных элементов сооружения скрыта от глаз. Ритм криволинейных поверхностей, хитро замаскированные несущие опоры, ажурные колоннады аркад, огромное количество окон, прорезающих стены, хоры-галереи второго яруса – все создает впечатление иллюзорности оболочки, ограничивающей пространство, в котором, кажется, не действуют привычные физические законы. Человек должен был не разумом, а сердцем постигнуть чудо.

Собор Святой Софии, Константинополь

Фото: Александр Власов, vlasshole.livejournal.com

В византийской эстетике ключевым понятием является свет. Один из греческих отцов Церкви IV века Афанасий Великий полагал, что «свет есть Бог, а подобно свет есть и Сын; потому что и Он той же сущности истинного света » . Архитекторы Исидор Милетский и Анфимий Тралльский разработали удивительную технологическую концепцию, в результате которой свет в архитектуре стал едва ли не важнейшим выразительным средством. Сплошная лента окон в нижней части купола и льющийся сквозь них свет создавали ощущение постоянно висящего под куполом светящегося облака, как воплощения образа Божьего . В Святой Софии совсем иная световая драматургия, чем в раннехристианских базиликах. Здесь нет контрастных по свету зон. Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь систему многочисленных окон. «Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме » , – отмечал Прокопий Кесарийский.

Купол собора Святой Софии Константинопольской. Фото 1959 г.

Ночью, по всей видимости, храм освещался огромным количеством светильников, многие из которых, согласно описанию Павла Силенциария, имели форму кораблей и деревьев. Освещенный храм, вероятно, давал такое зарево, что поэт образно сравнил его со знаменитым Фаросским маяком . Вот как он описывал это явление:

«Все здесь дышит красой, всему подивится немало
око твое; но поведать, каким светозарным сияньем
храм по ночам освещен, и слово бессильно. Ты скажешь:
Некий ночной Фаэтон сей блеск излил на святыню

«Этот блеск изгоняет всякий мрак из души, на него не только как на маяк,
но и в ожидании помощи от Господа Бога взирает моряк,
плывет ли он по Черному или по Эгейскому морю » .

Святая София Константинопольская

О декоративном убранстве храма времени Юстиниана и его преемника Юстина II можно судить лишь по косвенным данным. По мнению многих исследователей, в том числе известного русского византиниста В. Н. Лазарева, Святая София была украшена мозаиками, которые носили в основном догматический иконный характер . Однако это наследие VI века было полностью уничтожено в иконоборческий период (VIII – начало IX века). Сохранились лишь некоторые мозаичные фрагменты с элементами растительного орнамента.

В куполе Святой Софии первоначально находилось огромное изображение креста . Однако и эта мозаика не дошла до нашего времени, поскольку в 989 году в результате сильного землетрясения рухнул купол, построенный зодчими эпохи Юстиниана. Реставрация купольного перекрытия была произведена в 994 году под руководством армянского архитектора Трдата.

Важнейшим источником, по которому можно составить некоторое представление об отдельных элементах убранства Святой Софии, является поэма «Экфрасис храма Святой Софии» Павла Силенциария. Так, например, поэт дает красочное описание находившегося в соборе тканного изображения Иисуса Христа, представлявшего собой иконографический тип Пантократора:

«Золотистое сияние, блещущее лучами розовоперстой Эос,
отразил плащ на божественных членах,
а хитон пламенеет пурпуром от раковин тирских морских.
Он правое рамо покрывает прекрасною тканью.
А там покрывало соскользнуло с одежды,
и, прекрасное, ниспадая с плеча,
растекается плавно под левой рукой, открывая
часть ладони и локоть. И как будто сам Христос
протянул к нам десницу, Свое вечное слово являя.
В левой же держит Он книгу божественных слов,
Возвестившую миру все, что волей Своей защитительной
Заповедовал Сам Царь нам, на земле стопу утверждая.
Вся одежда Его золотистым сияньем сверкает,
Ибо тонкое золото всюду вплетено между нитей » .

Главным украшением Святой Софии была алтарная преграда, подробное описание которой мы находим у того же Павла Силенциария . Поэт отмечает, что на архитраве в медальонах были изображены Христос, архангелы, Святая Мария, апостолы и пророки, причем Христос в композиции занимал центральное положение. Павел Силенциарий не указывает, в какой технике были сделаны эти изображения. Но из его свидетельства о том, что колонны алтарной преграды были обложены серебром, можно сделать предположение, что и изображения были тоже вычеканены из серебра. Эта композиция, занимавшая центральное и самое почетное место в храме, и воплощавшая идею заступничества, представляла собой не что иное, как Деисус. По мнению В. Н. Лазарева, архитрав алтарной преграды Святой Софии стал прообразом всех будущих иконостасов .

Алтарная преграда и амвон собора Святой Софии в Константинополе, реконструкция. Из кн. В.Н.Лазарев. Византийская живопись, 1971

Вторая половина IX века знаменуется концом иконоборческого периода. Византийская Церковь отныне начинает претендовать на вселенское значение, Константинополь становится культурным и художественным центром, влияние которого распространяется на огромные территории. С этого времени начинается воссоздание мозаик Софийского собора. Мозаики Святой Софии после иконоборческого периода представляют собой ярчайшие образцы классического византийского стиля, относящиеся к монументальному искусству разных эпох, включающих эпохи Македонской династии, династии Комнинов и династии Палеологов.

Мадонна с младенцем на троне. Мозаика в апсиде. 867 год. Собор Святой Софии, Константинополь

Архангел Гавриил, мозаика свода вимы, 867 год. Собор Святой Софии, Константинополь

Эти образы В. Н. Лазарев считал одними из самых прекрасных в византийском монументальном искусстве . Их действительно отличают утонченная красота и высочайшее мастерство технического исполнения. В них четко прослеживается связь с античными традициями. Торжественные, монументальные фигуры, выполненные с великолепным чувством пропорций и масштабов, будто выступают из золотого фона. Святая Мария представлена в ракурсе, с выдвинутой вперед ногой. Эффектный разворот ее фигуры и перспективно уходящий в глубину трон создают ощущение присутствия Богоматери в реальном пространстве храма. В легком развороте изображен и Архангел Гавриил. Ритм движения скульптурно сформированных складок его одежд подчеркивают объем и пластическую форму фигуры. Античные реминисценции прочитываются и в тональной моделировке, превращающей мозаики в настоящие живописные образы. Тончайшие переходы цвета, отсутствие жестких линий и контуров, мягкая красочная лепка придают ликам земной чувственный характер. Но в то же время эти образы идеальной антропоморфной красоты наделены необыкновенным чувством одухотворенности. Большие глаза, исполненные печали, устремлены в неведомую даль. В торжественном спокойствии и неуязвимой самодостаточности образов прочитывается отстраненность от мира земных измерений.

В 878 году в северном тимпане собора появляются мозаики с изображением шестнадцати пророков и четырнадцати святителей. Из них сохранилось лишь несколько образов, среди которых образы Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Игнатия Богоносца.

Святые Иоанн Златоуст и Игнатий Богоносец. 878 г. Мозаики в северном тимпане собора Святой Софии, Константинополь. Фото Р.В. Новиков

Иоанн Златоуст. Мозаика. 878 год. Собор Святой Софии, Константинополь

Стиль этих мозаик тяготеет к спиритуализации формы и к большей абстрактности. Фронтальные, столпообразные фигуры святых кажутся словно пригвожденными к золотому фону. Усиливается ощущение плоскостности, что подчеркивается четко очерченным контуром. Формы утрачивают материальную тяжеловесность и объем. Лица приобретают строгий аскетический характер. А отдельные символические элементы преднамеренно увеличиваются в размерах: большие кресты на омофорах святителей, длани десниц.

В люнете над центральным входом в собор – необычная композиция с изображением императора Льва VI перед Иисусом Христом, датируемая периодом между 886 и 912 годами.

Император Лев VI перед Христом. 886-912. Мозаика над входом в храм. Собор Святой Софии, Константинополь

Христос в образе Пантократора торжественно восседает на троне с открытым Евангелием в руке, вещая Слово Божие. Сверху по сторонам от Христа представлены два медальона с полуфигурами Богоматери и Архангела Гавриила – своеобразный вариант Деисуса. Лев VI изображен слева от Иисуса в позе глубокого поклона проскинесиса , с протянутыми к Спасителю руками. Подобная иконография трактуется как иллюстрация торжественной религиозной церемонии, описанной сыном Льва VI Константином VII в трактате «О церемониях византийского двора». Согласно этому документу, византийский император, встречаемый патриархом в нартексе Святой Софии, трижды падал ниц перед входом в храм и лишь потом переступал порог собора . В целом композицию можно рассматривать как сцену поклонения земного владыки Небесному Царю, который является воплощением Премудрости Божией, и одновременно как сцену молитвы о заступничестве, обращенной к Божьей Матери и Небесным Силам.

Заказывая мозаики с изображением сцен поклонения, а также вотивные мозаики со сценами принесения даров, византийские императоры тем самым обозначали свой статус в сакральном пространстве церкви и подчеркивали главенство духовной власти над светской. Воззрения византийцев на императора как на высшее должностное лицо, поставленное Богом для того, чтобы заботиться о подчиненном ему народе и вести его к высшему благу, раскрыты в трактате «Царская статуя» византийского богослова, ученого-энциклопедиста XIII века Никифора Влеммида . Все подчиненные византийского государства, согласно этой концепции, – лишь исполнители Божьей воли. И император в данном случае не является исключением.

На вотивной мозаике, датируемой 950 годом и расположенной в люнете над дверью, ведущей из южного вестибюля в нартекс собора, изображены Богоматерь с младенцем на троне и императоры Константин и Юстиниан, подносящие в дар Царице Небесной град Константинополь и собор Святой Софии.

Императоры Константин и Юстиниан перед Богоматерью. 950 г. Мозаика. Собор Святой Софии, Константинополь

Императоры Константин и Юстиниан перед Богоматерью. 950 год. Мозаика. Собор Святой Софии, Константинополь

Это уникальное произведение, где два великих императора Константин и Юстиниан представлены в пространстве одной композиции. Речь, безусловно, не идет о портретных изображениях с индивидуальными чертами. Исторические персонажи определяются по дарам, которые они держат в руках, и надписям, обозначающим их имена. При всей символичности и иероглифичности эта мозаика отличается неожиданной пространственностью композиционного построения. Трон, на котором восседает Богоматерь, и его подножие представлены в ракурсе. Земля изображена с тональными переходами от светло-зеленого к темно-зеленому цвету, что еще более подчеркивает глубину пространства. И фигуры императоров таким образом не повисают в воздухе, а прочно стоят на земле.

К позднему периоду Македонского ренессанса относится другая мозаичная вотивная композиция южной галереи Святой Софии, датируемая 1044–1055 годами, – изображение императора Константина IX Мономаха и императрицы Зои Порфирородной, предстоящих перед Иисусом Христом.

Император Константин IX Мономах и императрица Зоя перед Христом. XI век. Мозаика. Собор Святой Софии, Константинополь

Слева — император Константин IX Мономах. Справа —
императрица Зоя. Деталь мозаики. XI век. Собор Святой Софии, Константинополь

Символическая композиция представляет сцену возложения даров на престол Святой Софии императорской четой. Константин Мономах держит в руках мешочек с золотом, а его супруга – грамоту с перечислением даров. Они облачены в роскошные, усыпанные драгоценными камнями одеяния, а их головы увенчаны богато украшенными коронами. Их лица носят отвлеченно идеализированный характер. Перед нами, по сути, условные образы прекрасноликой, вечно юной императрицы и мужественного императора, которые застыли на веки веков в позе предстояния перед восседающим на престоле Спасителем.

Подобная композиция повторяется в еще одной вотивной мозаике южной галереи Святой Софии, которая уже относится к периоду династии Комнинов, датируется 1118 годом и изображает Иоанна II Комнина с супругой Ириной перед Богоматерью.

Иоанн II Комнин и его супруга Ирина перед Богоматерью. 1118 год. Мозаика. Собор Святой Софии, Константинополь

Строгая симметричная композиция, четко выверенные интервалы между фигурами, фронтальность и плоскостность, отличающие эту мозаику, еще более подчеркивают символичность изображенной сцены. Плоские, лишенные объема фигуры силуэтами рисуются на золотом фоне, который за счет очень мелких кубиков смальты превращается в сплошную ровную сияющую поверхность. В проработке лиц живописная трактовка уступает место линейно-графическому началу. Даже румянец на щеках обозначен тонкими штрихами. Однако это уже не отвлеченные условные образы. В лицах не только отражаются индивидуальные портретные черты комниновского типа: длинный тонкий нос, узкие глаза, архитектурные, четко очерченные брови, маленький рот. В них проявляется и определенный психологический оттенок внутреннего напряжения. И Богоматерь устремляет свой взор уже не в какую-то неведомую даль, а прямо на зрителя.

Богоматерь с младенцем. Деталь мозаики Иоанн II Комнин и его супруга Ирина перед Богоматерью. 1118 год. Собор Святой Софии, Константинополь

Безусловный шедевр собора Святой Софии – Деисус из южной галереи.

Эта мозаика относится к периоду Палеологовского ренессанса и датируется 1261 годом. Во второй половине XIII века в Константинополе родилось утонченное, рафинированное искусство, которое почти не имеет аналогов, и которое удивительным образом соединило глубокую христианскую философию с традициями античного искусства. Главным художественно выразительным средством мозаики Деисус из Святой Софии является цвет. Благодаря тончайшим тональным переходам колористическая гамма приобретает необычайную мягкость и естественность.

Деисус. 1261. Мозаика. Собор Святой Софии, Константинополь

Лик Иисуса Христа, выложенный мельчайшими кубиками смальты с чередованием темных и светлых оттенков, кажется живым, трепетным, светящимся изнутри. Это мерцающее внутреннее сияние в сочетании с ощущением воплощенной живой плоти передает суть слияния божественной природы с природой человеческой. Спаситель кажется бесконечно близким и одновременно бесконечно далеким. Его божественная сущность и удаленность от земного мира подчеркиваются самым мистическим в византийской живописи созвучием цветов – темно-синего цвета Его гиматия и золота хитона.

Иисус Христос. Деталь мозаики Деисус. 1261 год. Собор Святой Софии, Константинополь

В образах Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в молитве заступничества перед Иисусом, отразились разные оттенки психологического состояния. Лик Марии исполнен нежной трогательной любви и смирения. В лике же Иоанна Предтечи, изборожденном морщинами, отпечатались следы духовных исканий и тяжелых внутренних борений.

Слева — Богоматерь. Справа — Иоанн Креститель. Деталь мозаики Деисус. 1261. Собор Святой Софии, Константинополь. Фото С. Н. Липатовой

Деисус собора Святой Софии – выдающееся произведение византийского искусства, в котором соединились высокое классическое благородство с лирической мягкостью, ощущение надмирности с удивительно живой камерной интонацией.

Деисус. 1261 год. Мозаика. Собор Святой Софии. Константинополь. Фото С. Н. Липатовой

В 1453 году Константинополь был захвачен турками-османами. Падение Константинополя ознаменовало собой конец Византийской империи. Османский султан Мехмед II, торжественно войдя в столицу Восточной Римской империи 30 мая 1453 года и переступив порог собора Святой Софии, был настолько поражен красотой и совершенством этого сооружения, что повелел сохранить его и переделать в мечеть. Так закончилась христианская история главной святыни Константинополя.

Константинополь. Карта. XVI век. Георг Браун, Франц Хогенберг. Изображение: www.raremaps.com

Михраб, который должен был указывать направление на Мекку, разместили в юго-восточном углу сооружения. Мозаики с христианской тематикой были заделаны штукатуркой. В XVI веке вокруг Софии выросли минареты, а в интерьере появился мраморный резной минбар. Во второй половине XVI века для укрепления здания, в связи с угрозой нового обрушения купола, были пристроены грубые тяжеловесные контрфорсы, которые, к сожалению, навсегда изменили внешний облик шедевра византийского зодчества VI столетия.

Святая София Константинопольская

Михраб. XIX век. Айя-София

В середине XIX века потребовалась срочная реставрация мечети. Реставрационные работы были осуществлены в 1847–1849 годах под руководством итальянского архитектора Гаспара Фоссати, служившего при русском посольстве в Константинополе. Гаспар Фоссати не только блестяще справился с поставленной задачей, но и выполнил в 1853 году целую серию рисунков с изображением Айя-Софии, которые могут служить историческим документом своей эпохи.

Гаспар Фоссати. Айя-София. Цветная литография. 1852. Из альбома Айя-София в Константинополе. Библиотека Конгресса США

Во время реставрационных работ в Айя-Софии появились гигантские круглые медальоны диаметром в 7,5 метров с надписями, обозначающими имена Аллаха, пророка Мухаммеда и четырех первых халифов. Выполненные известным мастером Казаскер Мустафа Иззет Эфенди, они считаются самыми крупными по размеру произведениями искусства исламской каллиграфии.

Собор Святой Софии, Константинополь. Фото: Александр Власов, vlasshole.livejournal.com

Собор Святой Софии, Константинополь. Фото: alienordis.livejournal.com

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка – основателя современного турецкого государства, первого президента Турецкой республики, Айя-София стала музеем. С мозаик были сняты слои штукатурок, и спустя пятьсот лет лики Христа, Богоматери и святых снова были явлены миру. Отныне они живут вместе с символами исламской культуры в одном пространстве. Так, спустя столетия Константинопольская Айя-София – грандиозное творение византийского зодчества – объединила под своим куполом две величайшие мировые религии.

Богоматерь в апсиде, мозаика. 867 г. Собор Святой Софии, Константинополь

Минбар. Конец XVI века. Айя-София. Фото: pollydelly.livejournal.com

Собор Святой Софии в Константинополе стал наиболее совершенным воплощением идеалов византийского христианского миропонимания и по-новому осознанной идеи Церкви как вселенской литургии, а храма – как образа мироздания. «Этот храм представлял чудесное зрелище, – для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем – совершенно невероятным, – свидетельствовал в VI веке Прокопий Кесарийский. – В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом » .

Святая София Константинопольская

Собор Святой Софии, Константинополь. Фото: Александр Власов, vlasshole.livejournal.com

Это произведение занимает исключительное положение не только в истории мирового искусства, но и в истории всех духовных исканий человечества. В нем отразилось в полной мере свойственное для ранней византийской архитектуры стремление воплотить в камне ускользающую красоту таинственного, непостижимого мира, созданного Божественной Премудростью. Святая София Константинопольская стала отправной точкой для дальнейшего развития церковного зодчества и явилась прообразом многих впоследствии созданных храмов. При этом она все же осталась уникальным явлением по заложенному в ней пафосу грандиозности и по воплощенной в ней идее космичности. Византийские храмы со временем уменьшатся в размерах, станут проще по замыслу, устойчивее по разработанной крестово-купольной композиции. Но все они, как правило, ведут свое происхождение от Софии Константинопольской, в которой впервые огромная базилика получила гигантское купольное завершение.

Загрузка...
Top