Малые ляды подсобное хозяйство монастыря. Ляданский свято-благовещенский ставропигиальный мужской монастырь. Фото и описание

В деревню Малые Ляды (от Минска - километров 40). Монастырь называется "Ляданский Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь". Ставропигиальный - означает независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду.

По сравнению с Жировичским - очень маленький: 23 человека живут. На территории запрещено фотографировать (всем), быть не в платке и не в юбке (женщинам), быть в шортах (мужчинам). Но, нарушать так нарушать. В смысле, пофоткаем немного.

На первом фото - монастырская церковь, "Благовещенская". Во дворе - полный раздрай и ремонт. Хорошо хоть резиновые сапоги не запрещены уставом (немного посомневавшись, поехала в них, хотя большинство прихожанок щеголяло в кожаных ботиночках на каблучках. Это по таким-то лужам!).

Домик слева - братский корпус. Тут же находится трапезная. После праздничной службы особо прошаренные прихожане дружною толпой ломанулись вслед за святыми отцами в это строение - угощаться. Мне наглости не хватило. Хотя, попутчики уверяли, что "кормят там ну оооочень вкусно и никого не прогоняют". Бежать и хавать нахаляву - всегда есть риск нарваться на конфликт, чего не хотелось. В Жировичах проще: есть трапезная, где платишь небольшую денежку и спокойно выбираешь, что хочешь. В конце концов, мы сюда не только за материальной пищей приехали.

В братском корпусе идет ремонт - в прошлом декабре сгорела крыша . О назначении строения справа я могу только догадываться. Возможно, там кто-то живет. Все домики на территории выкрашены в зеленую гамму и неплохо отделаны снаружи. Но, повторюсь, ландшафтным дизайном на территории пока не пахнет. Экскурсии по подворью не получится, в основном народ приезжает только в церковь. В наш приезд было два автобуса паломников.

Чего интересного есть тут и зачем ехать. Во-первых, нынешний игумен монастыря - епископ Вениамин - личность с весьма занятной биографией : 2 года проучился в радио-физическом университете, послужил в армии (интересно, и кто ему сессию завалил?), потом вернулся и закончил вуз с дипломом "Радиофизика и электроника".


После университета подался в семинарию и стал делать "духовную карьеру" в Жировичах. Попутно окончил духовную академию и получил "кандидата богословия". Стал преподавать. В настоящее время является игуменом монастыря и председателем Издательского совета Белорусской Православной Церкви. Товарищу 45 лет, кстати.

Во-вторых, любопытно посмотреть на ход службы. У них есть свои особенные ритуалы, которые в других церквях не видела. Чего стоит принародное одевание игумена перед службой! Выглядит так: его ставят на возвышение в центре храма, раздевают до черного подрясника, а потом, с поклонами, поцелуями, свечами и песнопениями начинают одевать обратно. Количество элементов одежды, которые надеваются на священника, вызывает легкое недоумение. Немного напоминает одевание короля.Процесс длится минут десять-пятнадцать, и в голову закрадываются крамольные мысли: судя по иконам, Христос был как-то проще по жизни. И в отношении одежды так не заморачивался. Возможно, у них так не каждый раз, а только в праздничные службы.


По ходу службы у меня появилась масса вопросов насчет отношений между ее участниками. А действительно ли надо столько раз целовать нарукавники у игумена? А зачем все эти круговые хождения и свечи? А почему...

Ясное дело, что каждое движение службы несет какой-то символический смысл. Для непосвященного человека - странное действо. Но, как говорится, их монастырь - их устав.

Служба шла довольно долго - около трех часов. Выстоять всю с непривычки было сложно, особенно, когда не всегда понимаешь, в чем смысл.

Одним из приятных моментов (да-да, не смейтесь) были два прислуживающих молодых человека. Высокие, стройные, красивые до одурения. И было ужасно обидно, что эти парни... и в монастыре. В голове не укладывалось, почему они только и занимаются, что "подай-принеси-подержи зонтик", и всё со смирением, поклонами и поцелуями рукавов вышестоящих. Мысль о том, что у них может быть очень нетрадиционная ориентация, гоню прочь - фуфуфу о таком думать! Пусть уж лучше это будут "семинаристы на практике". А, может, это такой красивый откос от армии? Ограничения и подчинения - те же, так хоть какая-то вероятность, что не убьют, оденут и покормят.

Потом одна мадам из верующих объяснила, что эти "мальчики" пока еще не прошли постриг и не монахи. И вообще *цитирую* если бы девки не были дурами, то не шли бы во всякие экономические и юридические университеты, а поступали в семинарию учиться на регентов (то есть руководителей церковного хора). Фишка в том, что в семинариях учатся будущие священники, которые почти все обязательно должны жениться к моменту окончания и распределения... А если слуха нет - то надо развивать!

В этом есть смысл. Вот вам, к примеру, дом священника из небольшого районного городка Беларуси. Архитектурное решение, конечно, не ахти. Но, матушка (у которой, по слухам, около десяти детей), вроде не особо жалуется: порядок в доме и на территории помогают поддерживать толпы особо сознательных прихожанок пенсионного возраста. Добровольно и бесплатно.

Что-то я отвлеклась. Вовзращаемся к монастырю. Что касается икон, то здесь находится список чудотворной ватопедской иконы "Отрада и утешение" (расположена справа от входа). Ватопедский монастырь находится на Афоне, и именно там хранится известный всем "Пояс Богородицы", который не так давно привозили в Россию. Если совсем кратко, то история иконы такая:

21 января 807 года. Шайка разбойников, решивших ограбить Ватопедский монастырь, высадившись в темноте на берег, укрылась в окрестностях монастыря, намереваясь дождаться открытия ворот обители. В то время, когда разбойники ждали открытия ворот, закончилась утреня и братия стала расходиться по кельям для временного отдыха. В церкви остался один настоятель монастыря. Вдруг от стоящей вблизи иконы Божией Матери он услышал женский голос, предупреждающий об опасности, грозившей монастырю. Игумен устремил свой взор на икону и увидел, что лики Богородицы и Иисуса изменились. Ватопедская икона была подобна "Одигитрии" , на которой Иисус всегда изображается с благословляющей рукой.

И вот игумен видит, как Иисус поднял Свою руку, заграждая уста Богородицы, со словами: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои». Но Богородица, уклоняясь от Его руки, двукратно произнесла те же слова: "Не отверзайте сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников".

Поражённый игумен тотчас собрал братию. Все были изумлены изменением очертания иконы. После благодарственной молитвы перед святым образом воодушевлённые иноки поднялись на монастырские стены и успешно отразили нападение разбойников.

Вообщем, если у вас есть возможность - советую съездить и посмотреть монастырь. А потом заехать в Смиловичи (не путать со Смолевичами!), где купить настоящие валенки ($35-$40 за пару) в магазине при фабрике (работает без выходных до 6 вечера вроде бы. Чтобы добраться до магазина, надо повернуть направо возле автостанции в Смиловичах и немного проехать вперед). Смиловичи - очень маленький городок, где помимо валяльной фабрики есть еще одна местная достопримечательность - церковь, настоятель которой - отец Валериан - известен на всю страну тем, что

Мужской монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в деревне Малые Ляды Минской области был построен в 1732 году. Первоначально он строился как католический монастырь. Инициатором строительства выступила Тереза Тышкевич - жена минского воеводы. Эта набожная женщина долго и тяжело болела, прося исцеления у Жировичской иконы Божьей Матери. Произошло чудо, и достойная женщина излечилась. На радостях она подарила список чудотворной иконы Ляданскому храму. Чудеса продолжали происходить, из самых разных городов начали стекаться паломники, желающие прикоснуться к святыне. Тогда Тереза Тышкевич уговорила муже пожертвовать на костел и базилианский монастырь немалые деньги. В 1794 году монастырь уже владел обширными угодьями и солидной казной.

В 1837 году в монастыре произошла тихая и незаметная реформа. Постепенно католических монахов приобщали к православному духовному чтению, мессу заменили православной службой, а затем и вовсе удалили из храма пережитки католичества в виде органа, скамей и декоративных украшений интерьера. Почему же монахи согласились на реформу? Перед ними встал непростой выбор - принять православие или покинуть монастырь. Конечно, нашлись такие, которым католичество оказалось дороже сытой спокойной монастырской жизни, но большинство монахов не захотело покидать насиженное место.

После 1920 года монастырь был упразднен, а церковь разорена. Только чудотворный образ оставался висеть на стене. Однако, в 1960-е годы икона таинственно исчезла. Сначала в храме устроили склад, позже и вовсе забросили.

В 1992 году церковь и монастырь были отданы Православной Церкви. В древних монастырских стенах был вновь открыт Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь.

Фото: Ляданский Свято-Благовещенский монастырь

Фото и описание

Мужской монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в деревне Малые Ляды Минской области был построен в 1732 году. Первоначально он строился как католический монастырь. Инициатором строительства выступила Тереза Тышкевич – жена минского воеводы. Эта набожная женщина долго и тяжело болела, прося исцеления у Жировичской иконы Божьей Матери. Произошло чудо, и достойная женщина излечилась. На радостях она подарила список чудотворной иконы Ляданскому храму. Чудеса продолжали происходить, из самых разных городов начали стекаться паломники, желающие прикоснуться к святыне. Тогда Тереза Тышкевич уговорила муже пожертвовать на костел и базилианский монастырь немалые деньги. В 1794 году монастырь уже владел обширными угодьями и солидной казной.

В 1837 году в монастыре произошла тихая и незаметная реформа. Постепенно католических монахов приобщали к православному духовному чтению, мессу заменили православной службой, а затем и вовсе удалили из храма пережитки католичества в виде органа, скамей и декоративных украшений интерьера. Почему же монахи согласились на реформу? Перед ними встал непростой выбор – принять православие или покинуть монастырь. Конечно, нашлись такие, которым католичество оказалось дороже сытой спокойной монастырской жизни, но большинство монахов не захотело покидать насиженное место.

После 1920 года монастырь был упразднен, а церковь разорена. Только чудотворный образ оставался висеть на стене. Однако, в 1960-е годы икона таинственно исчезла. Сначала в храме устроили склад, позже и вовсе забросили.

В 1992 году церковь и монастырь были отданы Православной Церкви. В древних монастырских стенах был вновь открыт Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь.

Ляданский Свято-Благовещенский мужской монастырь - ставропигиальный мужской монастырь Белорусского экзархата Русской православной церкви, находящийся в деревне Ляды Смолевичского района Минской области (Беларусь). Расположен примерно в 45 километрах от Минска и в 24 километрах от районного центра Смолевичи. Основан в I половине XVIII века как базилианский (униатский), в I половине XIX века превращён в православный.
По преданию селянину по имени Кирик явилась Богородица и указала место возведения православного храма, который был построен из дерева ляданским и окрестным населением.
В начале XVIII века жена минского воеводы Завиши Тересса Тышкевич, страдавшая тяжкой болезнью и получившая исцеление от чудотворной Жировицкой иконы Божией Матери (см. Жировицкий монастырь), в знак благодарности пожертвовала в ляданскую церковь список этой иконы. Разросшаяся молва о новых чудесах, совершавшихся перед ней, и усиливающееся почитание ляданского списка Жировицкой иконы Божией Матери побудили благочестивое семейство Завишей построить вместо обветшавшей новую деревянную церковь и основать при ней монастырь для базилиан. На содержание монастыря в 1732 году Тересса Завиша (Тышкевич) завещала ему деревни Слободку и Гриву, а также 4 000 польских злотых и право бесплатного перемола хлеба на смиловичской мельнице для монастырских нужд.
В 1737 году Маршал Великого княжества Литовского граф Завиша, по случаю болезни своей жены Марцибеллы Огинской, дал обет построить в Лядах каменные церковь и монастырский корпус, но это обещание не осуществилось, а сама М. Огинская после своего выздоровления с 1746 по 1756 год пожертвовала монастырю в общей сложности 14 000 польских злотых. По ходатайству и содействию рода Завишей, в Лядах были учреждены ярмарки в дни Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи, что значительно увеличило монастырские доходы. В 1760 году помещик Юрий Ильич пожертвовал монастырю 15 000, а в 1780 году польский инстигатор (см. Референдарские суды) Антоний Боржевский - 2 550 рублей.
К концу XVIII века Ляданский монастырь владел угодьями и капиталом, обеспечивающими ему нормальное существование и возможность начать новое строительство. На монастырские средства и пожертвования тех же Завишей в 1794 году при настоятеле иеромонахе Иулиане Шуйском была построена каменная церковь, а каменный монастырский корпус возводился с 1811 года и приобрел нынешний вид к 1850 году при настоятеле архимандрите Иоасафе.
В начале XIX века при монастыре была основана обширная богадельня, а в 1809 году по инициативе настоятеля иеромонаха Мелетия Сержбутовского открыто и им же возглавлено четырехклассное духовно-светское училище с правами уездного, в котором воспитывались и обучались дети духовенства, дворянского и других сословий.
В 1830-е годы, в связи с очищением униатской церкви от римско-католических обрядностей, возникла вероятность упразднения Ляданского монастыря. Монашествующие этой обители благоразумно восприняли наметившееся сближение унии с православием. Это позволило сохранить монастырь и обратить впоследствии его в православие. Коренные изменения в монастырском укладе произошли к 1837 году: был установлен чин совершения церковного богослужения по уставу Православной Церкви, приняты служебники и другая духовная литература московских изданий, из храма удалены боковые алтари при колоннах, орган, лавки и тому подобное. При этом воссоединение Ляданского монастыря с православием прошло без духовных неурядиц и социальных потрясений, в чем немалая заслуга тогдашнего его настоятеля иеромонаха Пия Маевского.
В 1838 году училище при монастыре было преобразовано в духовное уездное и подчинено Священному Синоду, а в 1848 году передано в ведение Минского Свято-Богоявленского монастыря.
В 1878 году по благословению минского епископа Евгения монастырская церковь была существенно обновлена: заменены купол и крыша, увеличен иконостас, произведена роспись. Работы завершились к 20 августа 1878 года, в этот же день храм был освящен. В 1900 году был произведен его первый и последний капитальный ремонт.
По штату Ляданскому монастырю полагалось 13 человек: настоятель, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 5 послушников. Со времени основания монастыря в 1837 году по 1856 год им непосредственно управляли вышеупомянутые настоятели иеромонахи Иулиан Шумский, Мелетий Сержбутовский и Пий Маевский, архимандрит Иоасаф. С 1856 года монастырь поступил в ведение ректоров Минской духовной семинарии, которые управляли им через казначеев или экономов. В 1874 году ректор Минской духовной семинарии архимандрит Ианнуарий передал дела управления монастырем его новому настоятелю - игумену Адриану, после смерти которого в 1876 году настоятелем стал игумен Всеволод. В последующие годы монастырем управляли только настоятели.
Богослужения в Ляданском монастыре совершались седмичным порядком, со всей строгостью монастырского устава и в определенное время: утреннее а равно в праздники всенощное бдение во весь год - в 6 часов утра, литургия в будние дни в 9 часов, а в праздничные в 10 часов дня. По субботам во весь год, за исключением Пасхальной недели и двух недель Рождества Христова, самим настоятелем совершались заупокойная литургия и панихида с поминанием знаменитых иерархов церкви, бывших настоятелей монастыря, братии и всех от века почивших православных христиан. В праздничные дни до литургии настоятелем в сослужении двух или четырех иеромонахов читался акафист перед местночтимой иконой Божьей Матери. При засухах, падеже скота, эпидемиях и других бедствиях совершались молебны и крестные ходы. Наиболее торжественными событиями в монастыре были праздники в честь Рождества Иоанна Предтечи, святых апостолов Петра и Павла. На праздники и богослужения собиралось много местных прихожан и приезжего народа.
В начале 1920-х годов Ляданский монастырь был закрыт с выселением монашествующих: одни разошлись по квартирам, другие разъехались в разные места. Церковь продолжала действовать как приходская. Однако в 1939 году и ее закрыли. Сняли колокол и иконы, но, как гласит предание, чудотворный образ Божьей Матери никто снять не отважился. Наконец нашелся один житель деревни, который попытался это сделать. Он долго не мог отделить образ от стены и ударил по иконе ногой. Вскоре у него якобы сильно заболела и стала загнивать нога, от боли он не находил себе покоя, впал в уныние и отчаяние. Ему посоветовали пойти в храм и покаяться перед иконой, но этому не суждено было произойти. Не выдержав душевных терзаний, он будто бы утопился в реке.
После закрытия церкви в ее помещении предполагалось разместить спиртозавод, но директор завода отказался от этого, и тогда монастырский корпус заняла школа.
В первые годы Великой Отечественной войны храм был вновь открыт оккупационными германскими властями. 2 июня 1942 года в монастырь был доставлен митрополит Пантелеимон со своим келейником Иулианом. Во время служения в Лядах им созывался собор, который был распущен оккупационными властями, а сам митрополит Пантелеймон перевезен в Вилейку. Однако в монастыре продолжались богослужения.
По окончании войны директор школы, расположившейся в монастырском корпусе, ходатайствовала о закрытии церкви, мотивируя свою инициативу тем, что совершаемые в храме богослужения отрицательно влияют на детей и мешают им хорошо учиться. В 1960 году храм был закрыт, главная его святыня - Жировицкая икона Божией Матери - исчезла. С храма сорвали купол, а здание превратили в склад. Долгие годы храм стоял без присмотра, не ремонтировался и находился в весьма запущенном состоянии: с прогнившей кровлей и проваливающимся полом, уничтоженной росписью и отваливающейся штукатуркой, выломанными окнами и дверями.
В 1992 году произошло официальное открытие приходской церкви в деревне Большие Ляды. Через два года решением Синода Белорусской Православной Церкви был возобновлен Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь, первым настоятелем которого стал архимандрит Софроний (Ющук), ныне епископ Могилевский и Мстиславский.

Загрузка...
Top