Готовим лыжные трассы правильно. Ратраки – как насущная необходимость для современных лыжных трасс Техника для горнолыжных трасс на гусеницах

Лыжная трасса своими руками — действие увлекательное и трудоемкое. Подразумевает уплотнение снега на определенном участке местности для прогулок или соревнований. Разнообразие моделей и марок специального оборудования позволяет подготовить трассу качественно и в короткие сроки. Самый же распространенный и простой способ — надеть и проложить ее самостоятельно.

Ратрак — самоходный транспорт на гусеничных лентах, разработанный на основе конструкции трактора. Используется для прессовки снега на лыжных трассах и горнолыжных склонах, транспортировки пассажиров и грузов, спасательных операций в труднопроходимых местах.

Считается, что машина сконструирована американцем Эммитом Траком в 1930 году. Первый транспорт был на двух гусеницах и трёх и предназначался для перевозки людей по глубокому снегу. В 1951 году тем же изобретателем запатентован вездеход на четырёх гусеницах. И только гораздо позже транспортное средство приспособили для трамбовки снега на горнолыжных курортах Америки.

На европейском континенте в качестве снегоуплотнительного оборудования ратраки появились незадолго до VIII зимних Олимпийских игр 1960 года. Первым горнолыжным курортом, использовавшим американскую технику Эммита Трака для подготовки своих склонов, стал Куршевель. Несколько позже, но всё в тех же 60-х годах, австро-швейцарская компания «Ratrac» выпустила машину «Ratrac-S», давшую название транспортным средствам, используемым для ухода за лыжными трассами и склонами. В 80-х годах в СССР на базе львовского СКБ «Спортмаш» под руководством Сырцова Валерия Дмитриевича были созданы три типа ратраков. До 90-х годов выпущено 40 машин, а затем проекты закрылись, объединение перестало существовать.

Современное производство

Лидирующими компаниями по выпуску ратраков на мировом рынке являются:

  1. Итальянская Prinoth. Основатель − Эрнст Принот, изобрел первую снегоуплотняющую машину Р-20 в начале 60-х годов. Компания выпускает 7 различных моделей.
  2. Немецкая Kässbohrer Geländefahrzeug AG. Самые известные машины марки PistenBully. Примечательно, что одна из моделей предназначена для разравнивания искусственного снежного покрова в закрытом помещении. Компания производит 16 образцов ратраков.
  3. Японская Ohara. Фирма выпускает оборудование для переработки отходов, технику для добычи нефти и газа. Поэтому линейка производимых ратраков небольшая, всего 3 вида.
  4. Еще одна итальянская компания Favero Lorenzo. Производимые 2 модели отличаются компактностью и недорогой стоимостью.
  5. Американская Tucker Sno-Cat. Работает в основном на внутренний рынок.
  6. Российская «СнежМа». Практически единственная отечественная компания. Находится в Челябинске. Выпускает ратраки СМ-170, СМ-210 и СМ-320.

Эксплуатация снегопрессующей техники

Помимо уплотнения, современные машины выполняют функции уборки, распределения снежной массы, выглаживания и выравнивания склонов, прокладки прогулочных трасс и лыжни, возведения пайпов и трамплинов, создания фигур в сноупарках, перевозки пассажиров и грузов.

Важно! По требованиям техники безопасности горнолыжникам во время работы оборудования доступ к спортивным объектам закрыт, во избежание несчастных случаев.

Характеристики ратраков

  1. Техника рассчитана на эксплуатацию в любое время года.
  2. Принципы конструкции основаны на устойчивости и мощности. На машинах есть системы защиты от опрокидывания ROPS (Roll Over Protection System) и широкие гусеницы с грунтозацепами, обеспечивающие высокую проходимость. Гидравлическая лебедка позволяет технике подниматься по крутым склонам, одновременно с движением гусениц натягивая трос. Мощности двигателей, измеряемой в лошадиных силах, хватает, чтобы за два часа проложить колею в 10000 км.
  3. На моделях для пассажирских перевозок установлены кабины.

Ратраки для подготовки трасс для беговых лыж

Транспорт для прокладки маршрутов не отличается разнообразием:

  • немецкая машина марки PistenBully Paana (117 л. с.) компании Kässbohrer Geländefahrzeug AG;
  • Prinoth Husky (177 л. с.), производитель − Prinoth (Италия);
  • Favero Snow Rabbit 3 (100 л. с.) компании Snow Rabbit.

Если есть технические знания и практика, то можно сделать ратрак для лыжных своими руками, используя детали от разных марок .

Высокая стоимость специального оборудования ограничивает массовое применение этих машин на прокладке трасс. Более приемлемый вариант техники — снегоход с широкой и длинной гусеницей и двумя лыжами впереди. Например, российские: «Буран», «Тайга», импортные: «Ямаха», «Артик КЭТ», «Полярис».

Оборудование для подготовки лыжных трасс своими руками

В этой категории оснащения применяют прицепные устройства:

  1. Резак — служит для создания классической лыжни. Используют режущий и давящий принцип в зависимости от качества снежной поверхности. Универсальным резаком для подготовки лыжных трасс признан XCSPORТ компании «SNOWPRO». При весе в 32 кг оборудование сделает качественную колею при любом состоянии снежной массы.
  2. Борона — удаляет, рыхлит наст, заполняет ямы, выравнивает, формирует продольные полоски.
  3. Каток-снегоукладчик. Предназначен для всех типов поверхностей. Уплотняет снежную массу.

При подготовке новой лыжной трассы обязательно учитывают некоторые правила:

Важно! Запрещено прокладывать лыжню через берега рек, каналов, балок, оврагов, автомобильное и железнодорожное полотно, через плохо замерзшие водоемы.
  1. Изучают ландшафт и определяют маршрут.
  2. Для обычного катания прокладывают на открытой территории, создавая несколько трасс различной длины и сложности. Сочетают подъемы, ровные отрезки пути и спуски.
  3. На спусках исключают препятствия в виде растительности, рвов, воронок. Распределяют низкие подъемы и продолжительные и сложные спуски.
  4. От каждой дорожки на ширину 1 м в обе стороны снег утрамбовывают.
  5. Схемы массовых маршрутов помещают на отдельном щите в видном, доступном месте.
  6. По всей колее наносят цветную разметку.
  7. Первую треть маршрута прокладывают по ровному рельефу. Наиболее сложной делают вторую часть. Последняя формируется из равнозначных подъемов и спусков.
  8. На прямой трассе соблюдают расстояние между поворотами в 50 м.
  9. Обязательно следует позаботиться и об освещении маршрутов. Фонари устанавливают на опорах, соблюдая равномерность между встречными колеями.
  10. По окончании строительства лыжни составляют своеобразный паспорт трассы путем нанесения на карту местности.

Важно! При подъемах и спусках лыжня не может проходить по косогору и включать возвышенности круче 20°.

Профессиональные маршруты оборудуют исходя из сложности гонок, территории, подготовки спортсменов. Преимущественно по заросшей деревьями и кустарником территории.

Подготовка лыжных трасс приспособлениями занимает значительное количество времени и сил. Немаловажны и финансовые вложения. Но этот труд приносит удовольствие и радость, когда видишь счастливые глаза людей, чувствуешь их признательность и благодарность.

Лыжи, как известно, появились почти в то же время, что и колесо и с тех пор прочно обосновались в нашей жизни - сегодня они есть практически у каждого жителя России. Уже много лет лыжный спорт является одним из самых массовых в нашей стране. Современные зимние развлечения, будь то горные лыжи или сноуборд, процветают в крупных городах, однако с популярностью беговых лыж им даже не стоит тягаться. Мы начинаем кататься с 7 лет, а то и раньше, и каждую зиму наши парки, скверы, березовые рощи пересекают двойные параллельные следы. У российского человека зима ассоциируется именно с лыжами! В любом провинциальном городке нашей страны проходят свои лыжные гонки, а любителей со всей страны собирает "Лыжня России". Практически у каждой школы, техникума, высшего учебного заведения есть свои мини-стадионы или накатанные лыжни в ближайшем лесу, где зимой проходят лыжные гонки среди учащихся. Многие предприятия с хорошо развитой инфраструктурой также имеют спортивные сооружения, где проводятся соревнования среди сотрудников.

Однако, большая часть лыжников-любителей предпочитают прогулки в условиях дикой природы и не только потому, что воздух здесь более чистый и маршруты интереснее. Дело в том, что качество трасс большинства отечественных стадионов и "окультуренных" мест катания находится на чрезвычайно низком уровне. Странная ситуация складывается в нашем лыжном спорте, как в массовом, так и в профессиональном: при колоссальном количестве катающихся, при высочайшем уровне спортивных достижений в России количество специальных лыжных стадионов, качественно подготовленных, постоянно действующих современных трасс для массового катания ничтожно мало.

Очевидно, что здесь у России есть все увеличивающееся серьезное отставание от остального "лыжного" мира: подавляющее большинство наших трасс не располагает необходимой инфраструктурой и необходимой техникой и существует благодаря энтузиазму подвижников, обслуживается "допотопной" или самодельной техникой, и это явно не соответствует уровню популярности массового лыжного спорта и росту профессионализма элиты.

Согласно требованиям международных организаций ширина профессиональной лыжной трассы должна быть минимум 8 -10 м, поверхность - ровная, снежный покров- плотный. На неподготовленных трассах все эти требования практически не выполняются. К чему это приводит? К "километровым" заторам на марафонских гонках, к тому, что даже на самых небольших подъемах лыжники разбивают неплотную трассу, и она превращается в снежное месиво, по которому лыжи начинают проскальзывать, к тому, что трасса напоминает не снежное, ровное полотно, а "стиральную" доску с рытвинами и буграми, к тому, что видят и по чему катаются сотни тысяч поклонников лыжного спорта в нашей стране ежегодно.

Кроме того, непрофессионально подготовленные трассы - жирный крест на возможности готовить профессиональных лыжников мирового уровня и именно из-за того, что подготовленных трасс у нас очень мало элитные спортсмены из России зачастую вынуждены выезжать для регулярных тренировок за рубеж просто потому, что в России практически нет возможности для полноценных тренировок. А цена таких выездов - многие десятки тысяч евро, которые могли бы остаться на "родной" земле.

Вместе с тем, следует признать, что дело обустройства лыжных стадионов и трасс не безнадежно - уже есть прецеденты создания современных лыжных стадионов и специальных тренировочных центров, чей опыт можно использовать для развития нашего любимого спорта в России, во всех его качествах - как для увеличения массовости, так и для повышения качества тренировочного процесса для профессионалов.

По большому счету, похвастаться обустроенностью в России могут лишь два спортивных комплекса - лыжный центр в Рыбинске и биатлонный комплекс в Ханты-Мансийске. Лишь они обладают сертифицированными трассами и аккредитованы FIS (Международная федерация лыжного спорта) и IBU (Международный союз биатлонистов) и имеют необходимую технику, а это значит, что их организация соответствует международному уровню, т.е. является конкурентоспособной, по сравнению с лучшими мировыми лыжными центрами.

Для современных трасс необходима современная техника и современный взгляд на ее использование. Первым, самым важным и необходимым оборудованием для подготовки современной лыжной трассы или биатлонного стадиона является снегоуплотняющая машина или в простонародье - ратрак. Многие организаторы лыжных центров спросят: "А зачем нам ратрак? У нас три "Бурана" и они отлично справляются, да и дешевле это в несколько раз!" Однако, следует признать, что никаким "Бураном" невозможно подготовить современную лыжную трассу и вот почему.

Самые существенные преимущества ратрака перед снегоходом, типа "Буран":


Наличие фрезы. Этот сложный механизм выполняет сразу три основные функции - срезает плотную снежную корку, образовавшуюся от тысяч проездов лыжников, перемешивает снег до однородной структуры и разглаживает поверхность, срезая бугры и заполняя впадины снегом. "Буран" может в лучшем случае ТОЛЬКО уплотнить уже имеющуюся снежную поверхность, однако, ни срезать снежные бугры, ни заровнять рытвины он не может. Шарнирная подвеска фрезы ратрака отлично выглаживает даже трассы с резкими перепадами по вертикали.

Вес. У ратрака - даже самого легкого вес гораздо больше, чем у снегохода, кроме того, он специально подобран под специфическую работу ратрака, а значит - несравненно качественней утрамбовывает снег. Если "Бурану" приходится проходить по трассе несколько раз в день, то после обработки ратраком трасса сохраняет "отличную форму" на протяжении трех дней при условии многочисленных ежедневных тренировок, а если лыжню эксплуатируют не слишком часто, то и все пять дней! В условиях сильного снегопада, резкой смены температур, оттепели ни один "Буран" не справится с объемом работ, которую способен сделать ратрак быстро и качественно.

Специальные механизмы - лыжепрокладчики, которые прикрепляются к ратраку сзади и которые выдавливают идеальной формы и плотности лыжню. Башмаки лыжепрокладчика могут передвигаются по ширине фрезы для изменения расстояния между соседними лыжнями, что необходимо, например для организации массового старта и финиша. Однако, такая возможность есть только у ратраков компании Prinoth.

"На обработанной ратраком трассе, - делится своими впечатлениями Игорь Тырнов, победитель Кубка "Лыжные марафоны России" в 2000 году, а в сезоне 2001-2002 обладатель второго места на "Лыжных марафонах Европы", ныне бренд-менеджер беговых лыж ROSSIGNOL, - можно продолжать идти классическим стилем даже в горку с уклоном 13 градусов. На хорошей трассе, где структура снега однородна и поверхность плотная, лыжи не врезаются в снег и дополнительное торможение отсутствует, скольжение лучше и скорость соответственно выше. Если трасса хорошая, лыжнику нет необходимости менять свою технику, чтобы приспособиться под нее. Могу вам с абсолютной уверенностью сказать, что все "топовые" лыжи ведущих мировых производителей: Rossignol, Fischer, Madshus, Atomic сделаны именно с расчетом их использования на профессиональных трассах, на других они просто не показывают своих лучших качеств".

Что лучше выбрать? Самую первую снегоуплотняющую машину в мире выпустила компания Prinoth (Италия, официальный сайт - www.prinoth.com) - произошло это в 1962 году. Предприятие было изначально создано только для производства снегоуплотняющих машин. С тех пор и по сегодняшний день Prinoth занимает лидирующие позиции в своей отрасли и происходит это по следующим причинам:

У Prinoth самый широкий спектр ратраков: Husky, T4S, EVEREST Power, LEITWOLF, различающиеся по мощности и по возможностям работы со специальным навесным оборудованием.

Все машины Prinoth соответствуют высокому уровню безопасности как для людей, работающих на ратраке, так и для людей вне машины (автоматический подъем и отключение фрезы при движении назад, остановка машины при попытке открыть дверь при движении). Очень важная особенность есть у этих машин, рассчитанная на использование на трассах с отсутствующей системой искусственного оснежения: глубина фрезерования снега в этих машинах отслеживается и задается автоматически из кабины, а не опытным путем, по мнению оператора.


Все машины Prinoth обладают эргономичными кабинами , дизайн которых был сделан с помощью известного итальянского агентства Pininfarina. Место водителя оборудовано анатомическими сидениям Recaro. Кроме того, у машин Prinoth cнижена вибронагруженность на кабину по сравнению с машинами других фирм за счет выноса двигателя за пределы кабины, что позволяет расположить центр тяжести машины в середине ее базы и обеспечить высокую устойчивость на склоне любой сложности.

Машины Prinoth - чемпионы по удобству обслуживания. У всех у них - удобный подход к основным узлам машин, легкий монтаж и демонтаж узлов и агрегатов при необходимости замены.

У машин Prinoth самые низкие эксплуатационные затраты.

Затраты на техническое обслуживание и заводская стоимость запасных частей ниже, чем у других компаний.

Ратраки Prinoth имеют супер-гусеницы.

Имеется склад фирменных запчастей, и в случае выявления неисправностей в гарантийный и после гарантийный период сотрудники служб выезжают на объект для их устранения в течение 2-3 дней.

А теперь более подробно про сами модели ратраков Prinoth:



Машина Prinoth HUSKY с двигателем Mercedes-Benz (177 л.с.) Лучшее использование: для обслуживания лыжных центров, перевозки пассажиров, для работы в летний сезон. Мощный двигатель делает возможным быстрое фрезерование снежной поверхности с малыми затратами мощности и топлива. Гидравлический привод двигателя гарантирует высочайшую надежность и делает возможным движение с увеличенной скоростью при прокладке трасс. Электромагнитная система "старт плюс" ратрака расцепляет двигатель и трансмиссию и облегчает запуск двигателя при пониженных температурах, что очень важно для бесперебойной работы в условиях российского Севера. Оператору комфортно работать на Husky в любую погоду - кабина оснащена мощной отопительной системой. Кстати, машины Husky работают на Шпицбергене и на полярных станциях в Антарктиде, доказывая свою надежность и приспособленность к суровым полярным условиям. Машина управляется рулевым колесом, оснащена панелью с органами управления, необходимыми для запуска двигателя, а также регулировки глубины обработки снега фрезой и работы лыжепрокладчиков. Кабина водителя просторна и прекрасно звукоизолирована. Применение легких сплавов при изготовлении кабины делает ее предельно прочной, безопасной и легкой. Обзор ничто не загораживает, рабочая зона прекрасно освещается четырьмя галогеновыми лампами с параболическими отражателями. При работе на трассах с уклоном безопасность водителя гарантирует ROPS - система защиты кабины при опрокидывании. Более подробно про машину Husky - http://www.gorimpex.ru/husky/ .

Модели Prinoth EVEREST Power (двигатель Mercedes-Benz (430 л.с.) и Prinoth LEITWOLF (двигатель MAN (435 л.с.) предназначены, в основном, для работы на крупных и ответственных соревнованиях - Олимпиадах, чемпионатах мира, этапах Кубкам мира, в условиях сильной непогоды - обильного снега, резкой оттепели, а также для работы по обработке трасс массовых марафонских забегов.
Более подробно про машину Prinoth EVEREST Power - http://www.gorimpex.ru/everest_power/ .
Более подробно про машину Prinoth Leitwolf - http://www.gorimpex.ru/leitwolf/

По мнению большинства специалистов для повседневного ухода за лыжным стадионом достаточно одной-двух снегоуплотняющих машин Husky . Для подготовки комплексов к массовым соревнованиям профессионального уровня рекомендуется использование как минимум, двух ратраков - Husky и T4S . При этом все машины должны иметь специальное навесное оборудование, которое позволяет готовить трассы в соответствии с международными требованиями.

Где уже в России используются ратраки Prinoth? Каково мнение людей о них?

В сентябре 2001 года открылся биатлонный комплекс международного класса в г. Уфе на берегу реки Белая. Комплекс состоит из стрельбища, лыжероллерной трассы, лыжной трассы и комфортабельного жилого комплекса. Именно здесь проходил последний отбор российских спортсменов на Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити. Большую часть времени своего существования, а именно вот уже 4 года, трасса обрабатывается с помощью ратрака HUSKY. Выбирать модель сотрудникам комплекса не пришлось - ратрак подарили, однако этот замечательный подарок отлично справляется со всей необходимой работой по уходу за трассой.

Сергей Федулов, главный механик биатлонного комплекса, рассказывает: "Биатлонисты очень любят только что обработанную трассу - едва проедешь несколько метров на ратраке, как за тобой уже несется толпа довольных спортсменов - ведь лыжи отлично скользят, не нужно прилагать особых усилий!" По мнению Сергея, осваивать ратрак несложно - на первом же "занятии" Сергей Федулов сам взялся за пульт управления и … уверенно повел сложную машину. Снегоуплотняющая машина Husky легко справляется и с равнинами, и с небольшими спусками - такова специфика комплекса.



Спортивно-оздоровительный комплекс "Мельничная" несколько старше Уфимского - он был основан практически 8 лет назад. Прежде здесь была мельница (еще сохранились остатки плотины). Позже на горе "Мельничная в 2-х км от города Верхняя Салда (Свердловская область) по инициативе генерального директора Тетюхина Владимира Валентиновича (академик, 74 года, увлекается горными лыжами) был построен одноименный комплекс, ныне принадлежащий объединенной корпорации "ВСМПО-Ависма". Мельничная - универсальная зона отдыха, располагающая сертифицированными трассами: лыжероллерная (2 км); прогулочная беговая трасса (5 км); 3 горнолыжных спуска (самый длинный 250 м). Мельничная активно развивается: к новому году откроется собственный сноуборд-парк, а к будущему лету - трасса для горных велосипедов. Гостиница небольшая, рассчитана на 40 человек, однако планируется расширение. Изначально база "Мельничная" планировалась как зона отдыха и спортивная площадка для сотрудников "ВСМПО-Ависма". Здесь, кстати, до сих пор регулярно проводятся состязания между цехами. В настоящее время СОК готовится к более серьезным соревнованиям, таким как "Лыжня России", соревнования для людей с дефектами зрения. В выходные в СОК приезжают семьи. Прежде, когда не было ратрака, трассы обрабатывались "Бураном" с прикрепленными санками. Времени это занимало очень много, очень частыми были случаи обморожения.

"Впечатления положительные, мы давно мечтали о такой машине, - сообщил нам по телефону директор по социальным и бытовым вопросам "ВСМПО-Ависма" Виктор Васильевич Одиноких, когда речь зашла о ратраке HUSKY. - В настоящее время ратрак находится в стадии освоения. Машина простая, все управление основано на гидравлике, главное, чтобы был подогрев. Операторы пока не привыкли - только у одного переднего ножа - отвала 12 положений, плюс "самолетное" управление машины! Технические специалисты "Gorimpex" (компания - официальный представитель Prinoth в России и странах СНГ) в течение двух дней обучили операторов азам управления и обеспечили необходимой документацией. Машину мы купили в начале октября, через неделю операторы впервые выехали самостоятельно".

Снегоуплотняющие машины производства итальянской фирмы Prinoth доказали свой профессионализм на последних Зимних Олимпийских играх в Турине в 2006 году. Понятно, что на таких соревнованиях как Олимпиада, нет, и не может быть вопросов по качеству подготовки трасс - и, неважно - какая погода стоит в это время: снег, оттепель, ветер, дождь…организаторам необходимо провести Олимпиаду на самом высоком уровне - и точка! И ратраки Prinoth великолепно справились со своей задачей: на биатлонных и лыжных олимпийских трассах работало 40 машин Prinoth + 23 постоянных восококвалифицированных водителя, откомандированных самой фирмой. А теперь вспомните - какая погода была на олимпийских лыжных трассах? Циклон, обрушился на место проведения соревнований, принеся с собой ветер и мокрый снег. Погоду бросало из крайности в крайность: дождь, мороз 3-5 градусов, сухой снег, высокая влажность… Ненастье стихло лишь тогда, когда Олимпийские игры приблизились к своему завершению. В заключение рассказа об "олимпийской" эпопее Prinoth стоит сказать, что именно безукоризненная работа этих ратраков позволила состояться двенадцати многочасовым состязаниям и тренировкам в течение девяти дней подряд, в которых участвовали сотни спортсменов ежедневно, а за гонками следил весь мир! И ратраки Prinoth не подвели: все лыжные трассы Олимпиады были жесткие, плотные и широкие.

Возжелалось нам тут рассказать вам о Красной Поляне в лицах и профессиях. Вкусно и с подробностями. Зачем? Чтобы вы (да и мы сами) могли понять, какой труд, например, вкладывается в горнолыжный склон ночью, чтобы мы с утра могли насладиться катанием.

Когда мне предложили заступить в смену и понаблюдать за работой ратраков на курорте Роза Хутор, я не долго сомневалась. Сказано - сделано. Берем 1 человека, 1 машину и 1 рабочую смену.

Смена начинается в 17:00, потом следует обеденный перерыв в полночь и продолжение до 7 утра. Идем к гаражу, в непосредственной близости с которым находится и домик самой службы. Собран он по традиции из того, что собирались отправить на свалку, и не успели другие службы курорта.

Рядом - внушительный ангар-гараж, внутрь которого мы пока и направляемся. Здесь стоят на обслуживании очаровательные «зубастые» монстрики. Знакомимся, рассматриваем полуразобранные ратраки и гуляем по гаражу, как по музею.

Рядышком с домиком стоит старожил Розы - самый первый ратрак, который здесь появился. Это «Хаски», довольно маленькая машина, если сравнивать ее с остальными.

Рассказывает Александр, мой экскурсовод и проводник в мир «снежных кошек»:
- На этой машине я возил проектировщиков, геодезистов и директоров - это первый ратрак Розы, на нем мы многому учились. У него есть пассажирская кабина, а потом мы повесили фрезу и поменяли гусеницы на зимние. Трассы он не готовит, а фреза позволяет только убирать свой собственный след, если, например, возили по ним гостей.

Ратрак - машина достаточно тяжелая, но давление ее на снежную поверхность невелико - порядка 0,05 кг/см2. Дело в том, что машина снабжена широченными гусеницами, состоящими из параллельных армированных резиновых лент, к которым присоединены мощные поперечные планки - грунтозацепы и шипы - для работы на обледенелых участках. Ажурная конструкция является классическим гусеничным движителем с катками, роль которых выполняют пневматические колеса.

Александр, на ратраке которого сияет не то его прозвище, не то знак качества, полученный во времена увлечения внедорожниками и джиппингом (от этого не лечат, кстати говоря, увлекается и сейчас по полной программе), запускает двигатель, проводит обязательный осмотр и начинает рассказывать и показывать.

Грунтозацепы дюралюминиевые, защищают их стальные «лезвия», которые в случае повреждения просто заменяются. Поврежденные снимаем и ставим новые, все остальные тщательно проверяются: бывает, что грунтозацеп кажется новым, но на самом деле погнут и поэтому рвет ленту.

Зубья победитовые (для передвижения по льду), но камни и их не щадят - вот следы от большого валуна.

А вот эти лопатки предохраняют от бокового скольжения. Количество таких лопаток зависит от манеры вождения оператора и тех трасс, где он преимущественно работает.

Если есть замечания к работе ратрака, то их мы пишем в бортовом журнале и на стене - для механиков. Они за день устраняют все описанное, главный механик вечером обходит все действующие машины - их на курорте 24 (4 из них сейчас стоят в гараже на обслуживании), и ставит свою подпись.

Интересно, но каждый из операторов работает на своей машине, следит за ней в несезон и вне смены, и старается никому ее не доверять.

Теперь можно оставить машину на прогрев и пойти получить задачу на сегодняшнюю смену. Мы пропускаем мимо ушей обыкновенный разбор полетов по поводу чего-то вчерашнего, получаем свое задание и отправляемся на трассу.

Ратраки не могут похвастаться высокими скоростями - 20км/ч вполне хватает для передвижения по территории курорта. У них нет спидометров - компьютер считает нагрузку, сколько и в каком режиме отработано (с лебедкой, на холостом ходу и т.д.). Спрашиваю неделикатно про расход дизтоплива, выясняю цифры: на холостых расход от 2 до 5 литров, просто ход без работы отвала обходится 15-20, с отвалом и фрезой - 50-60 литров/моточас.

По территории курорта расставлены заправочные станции - их 4. Две самые верхние доступны только лебедочным машинам. Это позволяет минимизировать лишние прокаты для дозаправки.

Тем временем мы выезжаем на горнолыжный склон. Опустились сумерки, и сам склон в лучах прожекторов похож на местность после бомбардировки. Ну или на лунные кратеры в окружении работающих снегогенераторов.

Снегогенераторы или снежные пушки, не только поддерживают необходимое для работы склонов количество и качество снега, но и выполняют роль координатной сетки. Каждая из пушек пронумерована и операторам очень удобно сообщать свое местоположение, подкрепляя его номером из этой сетки.

Во время работы снегогенератора вокруг образуется куча снега, которую необходимо разровнять по трассе.

Вдобавок к этому любой ровный склон к вечеру, а то и раньше, превращается в тот самый лунный пейзаж, все бугры и кратеры на котором нужно или засыпать снегом, или разгладить, или срезать.

Если снег сыпет природный, то и его необходимо уплотнить и перемешать с искусственным, который по своей природе имеет совершенно другую, не многолучевую, а оттого и более плотную структуру.

Для чего это необходимо - уплотненный снег гораздо дольше может эксплуатироваться лыжниками, так что и свежий натуральный, и искусственный снег необходимо смешивать между собой, разбивая его структуру и делая ее однородной и уплотнять.

Мы прибыли на место работы. Александр выставляет специальный знак, цепляет лебедку за анкер, сообщает об этом по рации оперативному дежурному на курорте (который тут же передаст информацию остальным службам) вместе с координатами места работы, и его «снежная кошка» легко ныряет на крутой склон. На очень крутой склон, скажу я вам.

Предупреждающий знак «Ратрак на лебёдке»

Технология довольно сложная, - объясняет Александр, которого можно называть Сашей в нашей совершенно неофициальной беседе под шум мотора. - Это только кажется, что работать со снегом просто. Достаточно прокатиться по склону несколько раз, как половина свежевыпавшего снега окажется у его подножия, поэтому мы его и уплотняем. Делается это в несколько этапов: сначала его необходимо просто разровнять по всей площади склона, основной инструмент для этого - отвал.

В свете фар ратрака хорошо видны все неровности на трассе, дополнительно можно подсветить нужный участок мощным прожектором, который поворачивается ручкой вверху кабины.

Потом склон надо окончательно выровнять, уплотнить и отфрезеровать снег, после чего ему нужно дать осесть.

Сегодня мы готовим склон для коммерческого, а не для спортивного катания. В чем разница? В той нагрузке, которую сможет выдержать подготовленный снег, ведь к спортивным склонам предъявляются гораздо более жесткие требования. Чтобы не усложнять, скажу так: каждый из 100 спортсменов должен получить одинаковые условия во время соревнований. Поэтому вместо нескольких часов работы на такой склон уйдет целая ночь труда, сопряженного с колоссальной ответственностью.

Основная проблема всех тех, кто постоянно снимает и описывает все, что летает, косит, вспахивает и прочее - снижается чувствительность к чудесному. Ну комбайн и комбайн (первое сравнение, которое пришло мне в голову, при всем моем уважении к сельхоз и прочей технике). По склонам какой крутизны он у вас передвигаться может? Тут как-то теряешься, заполучив ответ.

Проходимость у ратрака просто невероятная - гусеницы практически не проскальзывают, и ратрак может подниматься по склону крутизной в 45-50 градусов (не процентов!). Я по этому склону вверх не смогу передвигаться даже на четвереньках - проверено! Правда, для покорения настолько крутых склонов придется пользоваться гидравлической лебедкой, которая тянет трос синхронно с движением гусениц. И думайте что хотите, но лебедка здесь - истинное произведение искусства, наблюдать за работой которого можно бесконечно. Когда висишь вместе с 12-тонной машиной на одном тросе, сразу напрашивается вопрос:
- Рвутся ли тросы и часто ли это происходит?

Всякое случается, хоть лебедка и оборудована специальным датчиком, который предупреждает о заусенцах и порывах на тросе, но все равно форс-мажоры происходят. Справляться с потерявшей твердую почву под ногами и сползающей вниз машиной оператора никто не учит, даже на курсах у официалов. Поэтому всякий опыт приходит со временем. Проблемный участок троса просто отрезают, и к концу сезона в лебедке из 1100 метров остается обычно около 700-800 метров троса.

А защитит ли нас каркас кабины, если сделаем «уши», т.е. перевернемся?
У всей иностранной техники совсем другие запасы по прочности, поэтому не удивляюсь ответу: каркас рассчитан на 14 тонн, вес этой модели в стандартном исполнении 12 тонн плюс лебедка. Должно выдержать. Кресла у оператора и пассажира представляют собой практически гоночные ковши, для оператора параметры его рабочего места могут подгоняться с анатомической точностью. Пристегнулся и поехал работать. Огромное панорамное стекло с колоссальным запасом по прочности (вот тут не экономили) защищает находящихся внутри людей в том случае, если крюк с тросом или трос сорвется, лопнет и полетит в кабину.

Несмотря на внешнее сходство с бульдозером, управляется ратрак совсем иначе. Его отвал имеет множество степеней свободы, что позволяет не только разравнивать снег, но и строить сложные сооружения для парков. Задняя фреза тоже достаточно гибкий инструмент, ее устройство различно у разных моделей и производителей. Усилие, заглубление, направление и скорость вращения фрезы регулируются оператором в зависимости от внешних условий (тип снега, температура) и требований к трассе.

Вы знакомы с дизельной техникой, отлично крутите баранку и любите бездорожье? Точно уверены, что в жизни не хватает каких-то великих свершений и уверены, что управлять ратраком не сложнее, чем банальным бульдозером? Независимо от мощности, модификации и производителя эта интеллигентная техника максимально эффективно работает лишь в умелых руках и требует не просто определенных навыков, а еще и интеллекта.

Ратраком командует цифровая электроника, с помощью которой осуществляется управление и контроль привода, а также согласованность режимов управления и работы ходовой части машины. Вся информация, характеристики и фактические процессы отражаются на дисплее, оператор имеет возможность постоянно контролировать оборудование и показатели производительности машины, а управление производится при помощи штурвала и джойстика, очень похожего на компьютерный. Так что если подходить к управлению этой техникой с позиций «лома и кувалды», то ремонт потребуется очень и очень быстро.

В общем, пару сезонов рискнувшему и принятому в «подмастерья» придется учиться и постигать азы управления, понимать рельеф склонов, разбираться в снеге и ориентироваться вслепую в снегопады. Все это реально лишь при наличии особого желания и таланта к работе с техникой. И любви к сноуборду или лыжам, и горам.

Тогда ты будешь делать склон не для того дяди, а для себя и в результате получится не просто качественный продукт. Нечто гораздо большее.

После бесчисленного количества проходов вверх-вниз мы, наконец, закончили работу. Предстоит еще довести до ума соседний склон и можно на обед, который наступает примерно в час ночи. И то не всегда.

Сегодня снег не идет, а то бы потом еще пришлось ехать на переделку всей работы, да и системы Gazex не стреляли, иначе надо бы было разгрести лавины, которые они спустили.

Чем руководствуются курорты, выбирая ратраки? Не стоит считать, что какая-то фирма производит машины хуже, а какая-то лучше: у каждой модели свои особенности, свои сильные стороны, и в каждом конкретном случае решение должно быть принято с учетом всех деталей, и даже возможности летней эксплуатации.

Многие зимние машины применимы и летом, являясь по сути своей всесезонными тягачами, способными ровнять трассы, площадки для тенниса и футбола.

У каждого производителя, выпускающего ратраки, линия состоит из трех базовых моделей, различающихся по мощности двигателя, габаритов и производительности. От мощности двигателя, в свою очередь, зависит не только крутизна обрабатываемых склонов, но и количество оборудования, которое может быть одновременно использовано на машине. Ведь и лебедка, и фреза тоже требуют своей доли мощности двигателя, как и отвал для перемещения снега. А также машины с установленными пассажирскими кабинами поднимают любителей внетрассового катания и туристов. В общем, ратрак более чем универсален в любых условиях и обстоятельствах.

Ну что ж, моя часть смены закончена, самые крутые склоны обработаны и ждут утра. Теперь можно выпить чаю и поспать часа три.

Утро встречает прекрасным рассветом и парой часов голубого неба, которое позже сменится низкими неприятным облаками. Канатка и дорога домой, вниз, из маленького профессионального и специфического, но оттого не менее уютного, мира. Здесь другие законы, поскольку горы любой профессии диктуют определенные правила, жесткие, серьезные и очень честные. Горы учат ответственности.

Если ночью ты допустил ошибку на склоне, что-то недоделал, пропустил, то, катаясь днем, сам можешь стать жертвой этой ошибки. Когда ты краснополянец в 5 (!) поколении, то совсем иначе относишься к родному краю, историю которого вершили и строили твои предки.

Александр «Паук» Наэльток, отдельное спасибо тебе за прекрасную экскурсию в свой мир, за профессионализм. И за твое отношение к работе - это лучший пример того, как стоит любить и выполнять свое дело.

Мария Спиридонова

Как ни странно, живя в XXI веке, пользуясь такими благами цивилизации как Интернет, мобильный телефон, гипермаркеты и чартерные поездки на море в Египет, многим людям при этом кажется, что лыжная трасса - это некая тропинка в лесу, накатанная ногами самих лыжников, или, в крайнем случае, подготовленная «Бураном» с прицепленной к нему кроватной сеткой-рабицей и сваренным в гаражах резаком. Причём подготовленная к важным мероприятиям лишь пару раз за зиму.

Нет, это не так! Лыжная трасса - это спортивное сооружение, которое требует создания, поддержания и подготовки.

СОЗДАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ

Лыжная трасса летом может быть трассой для бега и велосипеда.

Создание лыжной трассы может происходить как «с нуля», так и на основе уже имеющихся тропинок или исторически сложившихся кругов (трасс).

Прежде всего нужно определить, для чего создаётся трасса - для прогулок, для прогулок и тренировок, или и для прогулок, и для тренировок, и для соревнований. Также лучше сразу решить, будет ли трасса всесезонной - для бега, велосипеда, лыж - или только зимней.

Как правило, легче получить поддержку от людей и организаций для крупных, продуманных проектов. Поэтому, чтобы сэкономить время и ресурсы, лучше сразу планировать делать всесезонную соревновательную трассу со срезками. Срезки позволят сократить длину трассы и/или убрать из трассы спуски-подъёмы, труднопроходимые для детей и начинающих. Также срезки позволят исключить «зимние» участки трассы - например, участки, проходящие по заболоченной местности и поэтому неподходящие для летнего использования.

Безусловно, идеально, если соревновательная трасса соответствует требованиям гомологации Международной лыжной федерации (FIS).

Эти требования определяют для различной длины дистанций и различных дисциплин лыжных гонок - например, такие параметры:

* Длина кругов трасс и как из них компонуются дистанции различной протяжённости. На примере ниже - принципиальная схема системы трасс, которая сможет принять все форматы гонок. Система состоит из двух разных кругов - один для конька, другой - для классики, каждый по 3,75 км длиной. Благодаря срезкам можно сделать дистанции 2,5 км и 3,3 км, а также дистанцию для спринта. Эти два круга могут также рассматриваться как один круг в 7,5 км, пригодный как для раздельного, так и для общего старта, при условии, что ширина полотна трассы будет достаточной.



* Ширина полотна подготовленной трассы для различных дисциплин - например, для дуатлона нужна трасса шириной 12 метров.

* Набор высот на трассах различной длины, для разных дисциплин;

* Соотношение протяженности подъёмов, спусков и равнины на трассах - их должно быть приблизительно по одной трети;

* Расположение и компоновка лыжного стадиона - например, финишировать спортсмены должны в сторону юга, чтобы солнце не мешало работе фотографов, нужно учесть расположение зрителей, комментаторов, смазочных кабинок, зоны тестирования лыж, разминочного круга и т.п...

В любом случае, нужно сразу определить, какой ширины будет трасса, и придерживаться этой ширины при работах. Если говорить о минимуме, то ширина «коридора» трассы должна быть не менее четырёх метров между деревьями. Так как накатывать трассу вплотную к деревьям небезопасно - подготовленное полотно трассы зимой получится около трёх метров шириной. Это предельно малая ширина, чтобы идти параллельно коньком и классикой. На соревнованиях на такой трассе участникам может оказаться тесновато. При такой ширине есть риск, что классическая лыжня на подъемах будет закатываться наискосок следами лыж людей, идущих коньковым ходом.

Если классическая лыжня закатывается следами лыжников, идущих коньковым ходом, то у лыжников, идущих классическим ходом, создадутся слож­ности с держанием лыж. Для хорошего держания классических лыж нужна гладкая, плотная поверхность лыжни. Поэтому нужно стремиться увеличить ширину полотна трассы, особенно на подъёмах.

ПОВЕРХНОСТЬ ТРАССЫ

Чтобы снежная поверхность трассы получалась гладкой, нужно в бесснежное время стремиться выровнять трассу в поперечном направлении и стремиться, чтобы в продольном направлении трасса была также выровнена, без резких бугров и ям. Повороты на трассе должны быть плавными, с хорошим обзором, это важно как для тренирующихся и катающихся, так и для водителей машин, готовящих трассу.

ВОДООТВОД ОТ ТРАССЫ

Для того чтобы трасса была твёрдой для бега и велосипеда, а также для того, чтобы на трассе дольше лежал снег - необходимо отводить от трассы дождевую, талую и грунтовую воду.

Ранней весной земля промёрзшая, и талая вода в землю уйти не может. Если талая вода будет находиться под снегом трассы, то снег будет таять в ней, поэтому нужно, чтобы вода не застаивалась на трассе.

Отведение воды от трассы проще всего сделать при помощи дренажных и водоотводящих канавок. При этом на полотне трассы не должно быть впадин, где могла бы собираться вода - полотно трассы в разрезе не должно быть жёлобом, лучше чтобы трасса была слегка выпуклой в разрезе, чтобы вода с неё скатывалась.

Дренажные канавки отводят воду из полотна трассы и осушают полотно трассы. Дренажные канавки должны быть выкопаны с учётом того, что со временем они будут заплывать, заиливаться. Необходимо делать дренажные канавки не менее 40 сантиметров глубиной, а лучше - поглубже. Дренажная канавка в разрезе - V-образной формы с прямым (900) или тупым углом в месте схождения стенок канавки. Дренажные канавки копаются вдоль края трассы, как можно ближе к деревьям, в первую очередь с той стороны трассы, с которой на трассу приходит вода. Желательно, чтобы канавки были с обеих сторон трассы, это способствует быстрейшему просыханию трассы весной и после дождя.

Кроме дренажных канавок нужно спланировать и провести систему водоотводящих канавок - канавок, куда будет уходить вода из дренажных канавок. Водотводящие канавки необходимо делать на каждом участке трассы, где есть переход от спуска к подъёму, куда сливается вся вода на этом участке трассы. Поперек трассы нужно заложить трубу диаметра, соответствующего ожидаемому потоку. Если нет трубы - выкопать канавку поперек трассы и, чтобы канавка сохранилась и была пригодна для проезда заложить в канавку несколько тонких, прямых стволов деревьев диаметром 5-10 см. Для этого неплохо подходит осина. Чтобы труба не заиливалась, необходимо с той стороны трубы, где вода заходит, сделать яму, как минимум в полтора раза большего сечения чем труба.

В продолжение трубы проложите водоотводящую канавку, лучше по линии максимального уклона местности, отводя воду на местность, расположенную ниже этой низины, добиваясь, чтобы разница уровней достигла хотя бы 50 сантиметров. Это бывает непросто на мокрых равнинных участках - чтобы добиться устойчивого отвода воды может оказаться, что нужно копать канавку протяжённостью 100 метров и более. Так как грунт в лесу насыщен корнями, иногда - камнями, то для работ рекомендуется использовать качественные, дорогие лопаты и мотыги на композитной рукоятке.

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ НА ТРАССЕ

В летнее время на трассе может вырастать трава и мелкий кустарник, которые будут мешать передвижению бегунов и велосипедистов. Эту растительность необходимо убирать 3-4 раза за сезон. Для этого можно использовать как обычную косу, так и бензиновый триммер с леской или, если много кустарника - триммер с диском. Для работы с триммером не требуется особых навыков; правда, на трассу придётся брать с собой запас разведённого с маслом бензина. Коса требует отбивки, заточки и умения косить плавно, спиной, не включая руки. В старые времена косьба рассматривалась лыжниками как отличное средство тренировки.

Прокашивать всю трассу не обязательно, достаточно прокосить полосу шириной в один проход (взмах) косой или триммером, стремясь расположить тропинку трассы посередине этой полосы. Когда выпадет снег, остальная, нескошенная трава пригнётся под снегом и станет отличной основой для первых выходов на лыжах.

Периодически на трассу падают деревья - либо от старости, либо от сильного ветра. Это происходит особенно часто в весенний и осенний периоды, когда грунт насыщается водой и становится менее плотным. В целях соблюдения безопасности труда на уборку деревьев лучше выходить вдвоём и с бензопилой.

ОТСЫПКА ТРАССЫ

Отсыпка трассы - это роскошь, которая способствует тому, что трасса становится суше и твёрже, и на месте тропинки от ног/колёс не появляется канавка, которая мешает лыжникам в начале зимы. Также отсыпка трассы способствует тому, что трасса быстрее высыхает весной или после дождя и к тому, что на трассе вырастает меньше травы и кустарника. Отсыпать трассу следует на выбор или в смеси - песчано-гравийной смесью, опилками, шлаком. Опилки и шлак способствуют тому, чтобы трава и кусты не вырастали на трассе. Отсыпать трассу желательно по всей ширине полотна трассы, толщиной 10-30 сантиметров. Если нет возможности отсыпать во всю ширину, отсыпать необходимо в первую очередь проблемные, мокрые места, хотя бы в метр шириной, по траектории движения бегунов и велосипедистов.

ПОДГОТОВКА ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ ЗИМОЙ

Лыжная трасса зимой требует подготовки для того, чтобы:

1. Создавать и поддерживать ровную, плотную снежную поверхность на трассе;

2. Обеспечивать приятное и безопасное катание;

разрыхляя поверхность снега на трассе, если трасса смерзлась,

укатывая и уплотняя верх­ний слой снега, если поверхность трассы стала рыхлая в результате оттепели или снегопада;

3. Убирать «волну», возникающую на лыжне для классического хода;

4. Убирать продольный бугор, возникающий на трассе для конькового хода;

5. Препятствовать быстрому сходу снега весной.

Снег на лыжной трассе подвергается следующим воздействиям:

1.Время: снег «стареет» - снежинки рассыпаются на льдинки, грани льдинок тупятся;

2.Перепады температур в зависимости от погоды или смены времени суток: снег либо смерзается от холода, либо рассыпается от потепления;

3. Изменения влажности воздуха: в сочетании с изменениями температуры воздуха создают различные типы снежной поверхности;

4. Солнечное излучение: способствует старению снега и таянию;

5. Пары и тепло от непромерзшей земли в начале зимы: делают толщу снега пористой;

6. Холод от замёрзшего грунта в конце зимы: цементирует трассу;

7. Падающие из воздуха и с деревьев частички пыли и мусора смешиваются со снегом и ухудшают скольжение лыж;

8. Вода, идущая весной по грунту, растапливает снег на трассе;

9. Катающиеся лыжники тол­кают и перемещают снег на трассе - на коньковой трассе вдоль середины трассы появляется «хребет», а на классической лыжне появляется «волна».

В основе процесса подготовки снежных поверхностей, в частности - лыжных трасс, лежит процесс уплотнения кристаллов снега. Часто встречающимся заблуждением является то, что снег уплотняется весом, например, ратрака или бороны - по типу того, как каток-асфальтоукладчик создает полотно дороги.

Удивительно то, что удельное давление на снег снегоходов и снегоуплотняющих машин (оно измеряется в давлении на единицу площади) - может быть меньше (50-100 г/кв.см), чем у пешехода (от 200 г/кв.см и выше), или у лыжника-спортсмена, движущегося коньковым ходом на закантованной лыже (150-200 г/кв.см).

Уплотнение снега происходит тогда, когда снег при помощи вращающейся фрезы ратрака или зубьев бороны, прицепленной к движущемуся снегоходу, подвергается перемешиванию, в результате чего снежинки теряют свою «ветвистость» и рассыпаются на льдинки, частицы снега измельчаются и ложатся компактнее в толще. Дневные колебания температуры и изменения влажности вносят свою лепту - снег смерзается и становится плотным.

Продавить и уплотнить всю толщину сугроба снега очень непросто, практически невозможно. Даже пешеход не продавливает всю толщу сугроба, а машины, передвигающиеся по снегу, имеют в несколько раз меньшее удельное давление на снег, чем пешеход. Поэтому единственный действенный способ уплотнения снежного покрова - обработка каждого слоя выпавшего снега - желательно по несколько раз!

Основных факторов, определяющих качество подготовки лыжной трассы - три, и они примерно одинаково важные. Это:

1. Персонал, который готовит лыжную трассу,

2. Оборудование, которым готовится лыжная трасса,

3. Частота подготовки лыж­ной трассы.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОДГОТOВКИ ЛЫЖНЫХ ТРАСС

РАТРАКИ

Эти машины идеально подходят для подготовки лыжных трасс. Ограничивающими факторами являются относительная дороговизна и необходимость иметь снежный покров толщиной от 15 сантиметров и выше. Обычно ратрак оправдывает себя там, где есть системы искуственного оснежения, и с самого начала сезона закладывается подушка снега, позволяющая работать ратраку. На сегодняшний день в России представлены 4 производителя ратраков - японская Охара (Ohara), немецкий Пистен Булли (Pisten Bully), итальянский Принот (Prinoth), итальянский Сноу Рэббит (Snow Rabbit). Остальные существовавшие ранее марки либо прекратили своё существование, либо поглощены вышеназванными производителями. В США есть свои производители ратраков, не представленные в России.

ОХАРА

Согласно информации, заявленной на сайте Охара - ратраков, приспособленных для подготовки лыжных трасс эта компания не поставляет.

Пистен Булли 100 (Pis­ten­Bully 100 - 197 л.с.) - комфортабельная двухместная полифункциональная машина для подготовки различных видов лыжных и санных трасс, а также обслуживания горнолыжных трасс. Выпускается в трёх модификациях по ширине - 2.500, 2.800 и 3.100 миллиметров.

Данные модели оснащаются системами с двумя лыжнеукладчиками для нарезки лыжни с ручной или гидравлической (из кабины оператора) регулировкой ширины лыжни в диапазоне 70 мм, расстояния между соседними лыжнями в диапазоне 735 мм. Также на каждый лыжнеукладчик можно установить дополнительную фрезу, которая взрыхляет снег в полосе прокладываемой лыжни на настраиваемую из кабины глубину от 0 до 60 мм для получения наилучшего качества (система VarioTrackDesigner).

На модели PistenBully 400/600 и Formatic 350 возможно установить как вышеупомянутые системы с двумя лыжнеукладчиками, так и системы для массового катания - с тремя или четырьмя лыжнеукладчиками для нарезки лыжни с регулировкой ширины колеи лыжни для удобства катающихся как взрослых, так и детей.





ПРИНОТ

Машина Принот Хаски (Prinoth Husky) с дизельным двигателем Mercedes мощностью 177 л.с. разработана специально для обработки трасс для равнинных лыж и подготовки малых горнолыжных склонов. Принот Хаски с лыжнепрокладчиками являются отличными машинами для прокладки и подготовки лыжных трасс. Принот Хаски выпускается в трёх вариантах ширины - 2,5, 2,8 и 3,1 метра. Лыжнепрокладчики прикрепляются к задней снежной фрезе ратрака. По команде из двухместной кабины два лыжнепрокладчика могут передвигаться по ширине фрезы для изменения расстояния между соседними лыжнями. Так же управляется изменение шири­ны самой лыжни (на 70 мм) - это особенно важно при подготовке трассы в местах спусков и подъемов и при создании трасс для детей. Широкая задняя снежная фреза ратрака Принот Хаски дополнительно оснащена специальными фрезами Трэк Тиллер (Track Tiller), устанавленными перед лыжнепрокладчиками. Фрезы Трэк Тиллер позволяют проложить идеальную лыжню независимо от погоды.


ФАВЕРО

Фаверо Сноу Рэббит 3 (Favero Snow Rabbit 3), оснащенный японским дизелем Кубота (Kubota) мощностью 100 л.с. - самый маленький, самый лёгкий и самый бюджетный ратрак из представленных на российском рынке. Сноу Рэббит третьего поколения - это надёжная рабочая машина. Ширина захвата - 2,0 метра, длина Сноу Рэббит с приспособлениями - 4,5 мет­ра. Фаверо Сноу Рэббит может перевозиться между местами работы на малогабаритном грузовике, эвакуаторе или на прицепе с пандусом, без демонтажа гусениц. Фаверо Сноу Рэббит может быть оснащён передним ножом-отвалом, фрезой, одним или двумя лыжнеукладчиками, а также крытой кабиной. Двухместная обогреваемая кабина водителя с большим обзором превращает работу в удовольствие. Двигатель снабжен парковочным подогревом от электричества 220 вольт/300 ватт и предпусковым прогревом Перкинса для беспроблемного старта в любые морозы. Фаверо Сноу Рэббит отлично работает на узких лыжных трассах, небольших склонах, в парках отдыха. У Фаверо Сноу Рэббит есть кузов для транспортировки материалов. Давление на грунт 40 грамм на квадратный сантиметр - это более чем в два раза ниже чем у конкурентов - в сочетании с компактным размером даёт этой машине уникальную проходимость по любому снегу.

СНЕГОХОДЫ

Снегоходы - более бюджетный вариант, чем ратраки. Причём снегоходом с прицепным устройством можно начинать готовить трассу практически с первого снегопада.

Для подготовки лыжной трассы зимой нужен так называемый утилитарный снегоход с неузкой (от 50 см шириной и выше) и длинной гусеницей. Благодаря широкой гусенице утилитарные снегоходы обладают превосходной проходимостью и развивают высокое тяговое усилие. Желательно, чтобы гусеница была ошипована, это очень поможет при подготовке обледеневшей трассы, такие гусеницы продаются отдельно. Утилитарные снегоходы обычно снабжены тремя передачами - задняя, передняя и передняя пониженная - именно эта передача используется для подготовки трассы при большом количестве выпавше­го снега. По компоновке - снегоходы с двумя лыжами впереди предпочтительнее по причине лучшей управляемости.

Примеры утилитарных снегоходов: отечественные «Буран» и «Тайга» (с широкой гусеницей), зарубежные «Яма­ха» серии Викинг (Yamaha Vi­king), «Полярис» серии Ути­ли­ти Вайдтрек (Polaris Utility Wide­track), «Ски Ду» серии Скандик (Ski-Doo Skandic), «Арктик Кэт» серии Бэркэт (Arctic Cat Bear­cat), «Бомбардье» серии Линкс Йети (Bombardier Lynx Yeti).

С точки зрения эксплуатации и надёжности приходится отдать должное зарубежным снегоходам. Отечественный «Буран» выпускается практически без изменений с 70-х годов и был популярен по причине своей широкой гусеницы и невысокой цены. Сейчас «Буран» утрачивает свои позиции, так как его цена подходит к уровню цены «свежего» подержанного импортного снегохода.

ПРИЦЕПНЫЕ УСТРОЙСТВА

Классический набор прицепных устройств для подготовки трасс:

* Борона или решётка,

* Резак для классической лыжни,

* Каток-барабан для прикатки снега.

Этот рынок несильно развит в Европе, в США есть три заметных производителя, а в России этот рынок находится в зачаточном состоянии - потребитель ещё не осознал свои потребности в области подготовки снежных поверхностей.

SNOW-STAR.RU

Поставщик тяжёлых прицепных устройств для многолетнего ежедневного (в сезон) профессионального использования. В этих устройствах используются элементы, выполненные из специальной стали, обеспечивающие качество подготовки трассы и долговременную функциональность устройств. Все устройства снабжены аварийной расцепкой на случай, если устройство где-то зацепится (например - борона за корень или пенёк) на полном ходу снегохода. Все вышеперечисленное определяет относительно высокую цену на эти устройства. Устройства поставляются как в собранном, так и в разобранном виде.

Каток SnowRoller - подготовка полотна трассы с первого снегопада и в сложные условия - большой снегопад или сильная оттепель. Поставляется в разобранном виде, укомплектовывается на месте списанными «жигулёвскими» покрышками.


Борона Plain - предназначена для подготовки полотна трассы, когда на трассе устойчивый снежный покров. Лучше всего работает на скорости свыше 20 км/час, выравнивает трассу как в продольной, так и в поперечной осях, срезая снежные неровности, включая горб от конькового хода и заполняя углубления. Оборудована зубчатыми ножами из специальной стали, импортируемыми из Швеции. Обратная сторона бороны используется при малом количестве снега на трассе, а также при работе со свежевыпавшим мокрым снегом и на снежной целине. Борона Plain - единственное пассивное прицепное устройство на рынке, срезающее горб, возникающий на коньковой трассе. Аварийная расцепка очень важна на этом устройстве: если борона где-то зацепится на полном ходу снегохода, то аварийная расцепка спасёт водителя от удара грудью о руль и лицом - о ветровое стекло, а борону спасёт от деформации.


SKITRACKER.RU

Пионер на рынке прицепных устройств для подготовки лыжной трассы. Благодаря этой компании то, что раньше люди делали для себя сами в гаражах, теперь есть на рынке в свободном доступе, в разборном виде и с порошковой покраской. Изделия выполнены из низкоуглеродистой стали строительных сортов. Это определяет доступную цену этих изделий и ограничивает их прочность и долговечность.

Универсальная борона SNOW­­PRO для прокладки лыжни для конькового хода имеет три съемных модуля для различных способов обработки снега. Снимая и устанавливая модули, можно варьировать способ обработки снега и степень нагрузки на снегоход. Материал: сталь с порошковым покрытием. Дышло с демпфером в комплекте. Дышло имеет приспособление для зацепа к снегоходу в виде стального кольца внутренним диаметром 30мм. Универсальную борону можно купить во многих городах России и заказать у производителя.


Резак для прокладки классической лыжни XCSPORT - предназначен для прокладки лыжни классического хода; благодаря ему каждый обладатель снегохода может проложить качественную лыжню для прогулок с семьей, друзьями и для проведения лыжных соревнований. Резак XCSPORT может работать в давящем (для рыхлого снега и малоснежья) и в режущем (для плотного снега и наста) режимах. Переставив дышло на другую сторону, можно за несколько секунд изменить способ прокладки лыжни. Шарнирное крепление позволяет переворачивать резак из транспортного положения «санки» в рабочее положение «резак», не отцепляя от снегохода.

ЧАСТОТА ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ

Это второй и практически равный первому по важности фактор в создании качественной лыжной трассы.

Трассу необходимо готовить регулярно. В Скандинавии во многих местах трассы готовят ежедневно, при том, что протяженность лыжных трасс на некоторых курортах превосходит 100 км! Желательно готовить трассу не менее трех раз в неделю, а в снегопад - каждый день, пока идет снег. Даже если снег не идет, а стоит ясная, морозная погода, трассу всё равно необходимо готовить.

ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ТРАССЫ:

* Первый серьёзный снегопад, выпало 5-10 см снега. Пройти снегоходом 1-2 круга, сделать 1-2 следа по продольной оси трассы. Потом, через сутки, катком придавить снег по всей ширине трассы.

* Нормальный, установившийся снежный покров, пеньки и корни надёжно укрыты снегом. В зависимости от ширины трассы - два-три прохода бороной с зубьями, с небольшим перехлестом; если есть бугор от конька, то снять его бороной, это лучше делать идя противоходом. Бугор больше всего на подъёмах, и снегоходу легче, когда борона снимает бугор, идя под гору.

* Если классическая лыжня уже с волной, то закатать ее бороной и нарезать новую; если позволяет ширина, это нужно сделать с другой стороны трассы или рядом, параллельно старой.

* Всю подготовку лучше проводить вечером, в темное время, сразу после того, как с трассы ушли катающиеся - меньше шансов встретиться с лыжниками, а главное - после подготовки снег за ночь смёрзнется, трасса будет качественной и быстрой.

* На спусках лыжню резать по краю, чтобы лыжники имели возможность выходить из лыжни, например, чтобы притормозить. На спусках с поворотом - лучше резать лыжню по внешнему краю, чтобы улучшить обзор едущему со спуска.

* Если трассу готовить утром - снег не успеет смерзнуться и трассу легче разобьют.

* Если трасса неширокая, то нужно периодически в течение сезона делать выезд только на снегоходе - приминать края трассы вдоль деревьев, чтобы было больше места по ширине разместить классическую лыжню и коньковую трассу. Во время таких выездов также следует убирать секатором и пилой нависшие над трассой ветви.

ЭКОНОМИКА ПОДГОТОВКИ ТРАССЫ В ОБЩИХ ЧЕРТАХ

Пример - трасса 15 км со срезками на 3-5-10 км. Ширина 4-5 метров - 3 ширины бороны на коньковой полосе и классическая лыжня - по краю.

* Один выезд - 4 часа с переодеванием, заправками и т.п. - исходя из этого формируется фонд зарплаты работника.

* Зима в средней полосе России - 15 недель в среднем по 4 выезда в неделю (с учетом снегопадов и соревнований) = 60 выездов по 50 км (со срезками и т.п.) = 3.000 км пробега за зиму с затратами на горючее, масло, ТО, ремонт и амортизацию снегохода и прицепных орудий.

* Жизненный цикл снегохода и орудий лучше считать на 5 лет.

Хорошей работы вам и человеческой благодарности.

Снегоуплотнительные машины, или как часто их называют ратраки - специальная техника на гусеничном ходу, которая способна двигаться по склонам с серьезным уклоном, при этом обрабатывая снежный покров, готовя трассу для катания на горных лыжах, сноубордах или беговых лыжах.

Название «ратрак» произошло от торговой марки «Ratrac», под которой в 60–е годы были завезены первые спецмашины от американских фирм LMC и Thiokol. Как это часто происходит, название марки фактически стало именем нарицательным - и повсеместно такая техника называется «ратраки» независимо от фирмы производителя.

Наша компания является официальным представителем в России и СНГ производителя ратраков - PRINOTH. Мы продаем, проводим техническое и гарантийное обслуживание снегоуплотнительных машин.

РАТРАК - ПОТРЕБНОСТЬ №1 ДЛЯ КУРОРТА

На сегодняшний день снегоуплотнительная техника - это потребность номер один для любого горнолыжного курорта. В России существует практика - когда катание вообще осуществляется без канатной дороги, а людей перемещают именно на ратраке. Это можно повсеместно встретить в Шерегеше, на Кавказе, а также в Мурманской области. Даже курорты с совершенно небольшими горками и малыми уклонами нуждаются в ежедневной подготовке трассы для катающихся.

Снегоуплотнительные машины используются для строительства фан-парков для фристайла, трасс для беговых лыж и биатлона.

Управлять снегоуплотнительной машиной может только хорошо подготовленный специалист. В отличии от обычного бульдозера, ратрак полностью компьютеризован и оснащен большим количеством электроники. Вся информация о работе машины и ее узлов, а также характеристики и текущие показатели отображаются на дисплее в кабине оператора. Управляется ратрак при помощи штурвала и джойстика. Во многом, именно от мастерства водителя зависит качество построенного парка для фристайла или подготовленной трассы.

Загрузка...
Top