Церковь богоматери всех скорбящих радость. Храм Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото. Расписание богослужений в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

Московский храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", на Ордынке Московский храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" (Спаса Преображения) на Большой Ордынке (Москворецкое благочиние Московской городской епархии)

Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 1570-м годам. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду . Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов.

Во время московского пожара года храм сильно пострадал и в - гг. был почти заново выстроен архитектором О. И. Бове , который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского.

В сентябре года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом . Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь - подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства.

Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества - в году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.

В году жильцы элитного дома в соседнем Лаврушинском переулке потребовали снять колокола - жившим там писателям их звон мешал спать и работать. Колокола были вновь сняты и перенесены внутрь храма.

Здесь же был создан знаменитый церковный хор регента Н. В. Матвеева . В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии.

При храме действуют Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий , Приемная для помощи лицам, страдающим недугом наркомании и алкоголизма, библиотека, воскресные школы для детей и взрослых, кружки золотошвейного шитья, рисования, театральный,церковного пения и иконописи.

По благословению патриарха Алексия II ежегодно проводится чин присоединения к Русской Православной Церкви людей, по тем или иным причинам отпавших от нее. Чин присоединения проводится два раза в год (как правило, в Лазареву субботу и 19 ноября - в день памяти преподобного Варлаама Хутынского).

    Храмы во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость»: Скорбященская церковь (Брейтово) Скорбященская церковь (Ментона) Скорбященская церковь (Мичуринск) Скорбященская церковь на Большой Ордынке (Москва) Скорбященская церковь на… … Википедия

    «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - (празд. 24 окт. день первого чуда от иконы), чудотворный образ, иконография к рого в России складывалась под западноевроп. влиянием и, не получив единой законченной композиционной схемы, существует во множестве вариантов. Наиболее устойчивы типы … Православная энциклопедия

    Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века) … Википедия

    Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской ц. на Ордынке. (Последняя четверть XVIII в.) Дата появления: 1688 год Место нахождения: Преображенская Скорбященская церковь, Москва Чтимые… … Википедия

    Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской ц. на Ордынке. (Последняя четверть XVIII в.) Дата появления: 1688 год Место нахождения: Преображенская Скорбященская церковь, Москва Чтимые… … Википедия

    Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской ц. на Ордынке. (Последняя четверть XVIII в.) Дата появления: 1688 год Место нахождения: Преображенская Скорбященская церковь, Москва Чтимые списки Всех скорбящих Радость с грош … Википедия

    До Октябрьского переворота в Санкт Петербурге насчитывалось около 400 действующих церквей. После чего по распоряжению властей храмы стали закрывать, многие из них в течение существования советской власти были снесены, а оставшиеся использовались… … Википедия

    По архивным данным, на начало 1917 года в Петрограде действовало до 500 православных храмов различных типов. Примерно половина из них приходилась на домовые церкви, около 35–40 располагалось при кладбищах, около 40 имело статус подворий… … Википедия

    ротонда - Здание с круглым планом или большой цилиндрический объем, завершенный куполом. Ист.: Плужников, 1995 Иллюстрации: Балашихинский район Московской области. Село Пехра Покровское. Покровская церковь. Вид с юга. Село Юрьево Девичье Тверской области.… … Словарь храмового зодчества

Описание:

История

Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м гг. XVI в. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов. В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома. Часто перед ней, как и перед Иверской, молятся неправославные люди.

Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным).

Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. О.И. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского.

В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства. Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества — в 1948 году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.

Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева — в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии. Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти С.В. Рахманинова (28 марта 1943 г.), в храме исполнялась его «Всенощная», а в годовщину кончины П.И.Чайковского (25 октября 1893 года) — его «Литургия».

В 1961 году жильцы элитного дома в соседнем Лаврушинском переулке потребовали снять колокола — жившим там писателям их звон мешал спать и работать. Колокола были вновь сняты и на сей раз перенесены внутрь храма.

Престолы

Главный — Спаса Преображения, приделы — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и преподобного Варлаама Хутынского.

Святыни

Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», икона преподобного Варлаама Хутынского чтимые иконы мч. Лонгина сотника, прп. Алексия, человека Божия; апостола Андрея Первозванного.

Богослужение

Ежедневно — Литургия в 8.00, вечернее богослужение в 18.00,в воскресные и праздничные дни — Литургия в 7 и 10 час., накануне — всенощное бдение в 18 час., по четвергам — в 11.30 водосвятный молебен у чудотворной иконы мч. Лонгина сотника об исцелении от глазных болезней; по субботам — в 15.30 молебен у чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость» об исцелении людей, подверженных недугу алкоголизма и наркомании.

Весь мир полон символов, и каждое явление имеет двойной смысл , - Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Паломничество (от латинского palma «пальма», - от пальмовой ветви, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа). Паломник буквально, - странник, возвратившийся с пальмовой ветвью из святых мест.

Вильям Васильевич Похлёбкин в «Словаре международной символики и эмблематики» называет пальму символом долговечности и одной из эмблем мира. Вместе с тем укрепилось и значение пальмы как награды за победу, в то время как ее первоначальный смысл как символа долговечности постепенно смазался. Поэтому мы до сих пор употребляем выражение «пальма первенства», что должно означать «высшая награда».

Пальметта, - внизу две ромашки или хризантемы, что по сути одно и то же, в виде октаграммы, - в окружении листьев аканта.

Изображения архангелов Михаила и Гавриила на дверях в жертвенник и святых Николая Чудотворца и архидиакона Лаврентия в местном ряде выполнил знаменитый художник Владимир Лукич Боровиковский. Ходит легенда, что он расписывал и стены храма, но это доподлинно неизвестно. К большому огорчению, иконы Боровиковского были утеряны в советское время.

Многое во внутреннем убранстве храма очень не типично для православной церкви. Слева и справа, по обе стороны центральной арки, мраморные клиросы с двумя же парами мраморных ангелов. Центральная арка же, ведущая в круглую ротонду, опирается на две колонны.

Картина голландского художника XVI века Яна Мостарта «Се человек» в строгой ампирной раме находилась в правой ячейке стеклянной перегородки, разделяющей трапезную и ротонду. Картина изображала Христа идущего на смертную муку, Христос изображен в бороде с выбритыми усами. О самой картине ниже.

В росписи храма много деталей выполненых в технике гризайли, опять же с нетипичными для православия мотивами. Это головки херувимов и факелы. Иконостас храма не имеет ничего общего с классическим иконостасом в смысле распределения икон и ярусов. Классический иконостас состоит из пяти рядов икон: местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого. Здесь же иконостас состоит только из одного местного ряда. Очень интересен круглый чугунный пол ротонды сделанный по рисункам Бове. На чугунных плитах три переплетающихся кольца, точно такие же как и на дверях.

В 1930-1940 годах в храме находились центральные реставрационные мастерские и запасники Третьяковской галереи, и, благодаря музейным работникам, внутренне убранство храма оказались практически нетронутыми.

Из протокола, составленного после осмотра храма в 1933 году. Мастерские решили пока не трогать «всю восточную часть - произведение архитектора Бове, вплоть до материи балдахина в алтаре, подсвечников и паникадила, имеющих рисунок руки самого Бове», не вынимать икон из иконостаса. «Чугунный рисунчатый, художественно выполненный пол тоже останется, как образец чугунного литья». «…В западной части, созданной архитектором Баженовым, остаются неприкосновенными оба иконостаса с клиросами и иконами, два больших художественных подсвечника (один из них с 3-мя фигурами на основании), 4 панно в золоченых рамах на южной и северной стенах между окнами, как интересные по композиции и живописи. Остается на месте двойная стеклянная стенка между обеими помещениями, то есть западным и восточным.

В 1947-1948 годах в храме проводились реставрационные работы, во время которых была покрыта штукатуркой гризальная роспись на стенах и уничтожена стеклянная перегородка между трапезной и ротондой, возведенная когда-то по рисунку Бове.

В 1948 году в храме были возобновлены богослужения.

Масонский посыл «Всевидящего Ока Господне», - Бог тебя видит и ему есть до тебя дело.

И еще одна цитата Леонида Мациха из цикла лекций «Великие идеи и книги человечества», - глаз в треугольнике - это пожелание успехов и знак того, что Бог надзирает за нами, Богу есть до нас дело - очень важная для масонов идея. Чем масонская идея отличается от многих иных? Что Бог неравнодушен к людям, ему не все равно. Бог - личностное существо. На этом настаивает Каббала, и масоны очень эту идею любят, что Бог смотрит за всем, что происходит в мире. То, что он смотрит, графическим образом выражается глазом в треугольнике или иной раз просто точкой в треугольнике. Это по-разному называется: всевидящее око и так далее. У масонов этот знак - глаз в треугольнике называется лучезарная или сияющая дельта.

На ограде храма со стороны Ордынского тупика можно увидеть тамплиерские кресты, - но ограда явно не штатная. Такие же кресты я видел . Осип Иванович Бове принимал участие в ее строительстве.

А эти столбы ограды со стороны Большой Ордынки явно штатные.

Леонид Александрович Мацих в программе «Братья» на «Эхо Москвы» лишь намекнул на цвет куполов церкви Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке, - Посмотрите, кто зайдет в эту церковь, обратите внимание на ее купол из черной меди, что крайне редко , - что он хотел этим сказать?

Эти две фотографии отсканированы мною из справочника-путеводителя «Москва и Подмосковье» Ильина и Моисеевой 1979 года. Была такая потрясающая серия «Памятники искусства Советского Союза», отпечатаная в ГДРовском издательстве «Эдицион» в Лейпциге. На верхней хорошо виден шахматный пол. Честно говоря, заметить этот эффект сложно, потому что он достигнут поворотом рифленых чугунных плит на 90 градусов. Необходимо поймать свет.

Символика шахматного пола сводится к следующему толкованию: в мире существует добро и зло и они находятся в постоянном противоборстве. Добро - белые клетки, зло - черные. Поэтому человек, решивший двигаться к свету, должен балансировать между светом и тьмой.

Восприятие складывается по законам контраста. Мы отдыхаем по мере усталости, мы ценим удовольствие лишь в сопоставлении его с той же мерой страдания. Радость пропорциональна горю и тоске, им предшествовавшим. Обнаружение ошибки открывает истину. Добро влечет нас в той мере, в какой нас отталкивало зло. Ценность выживания измеряется силой борьбы против побежденных трудностей, стоявших на пути.

На этой фотографии чугунного пола из Скорбященской церкви на Большой Ордынке, - отлично видны пять переплетающихся венков, - точно таких же как и на дверях храма.

А на этом фото, - помимо пяти переплетающихся колец, - еще виден меандр и гексограмма.

Возвращаюсь к картине Яна Мостарта «Се человек». Картина была подарена Скорбященской церкови на Большой Ордынке купцами Куманиными.

На картине изображен Христос в венце, которого ведет на казнь жестокий палач. За спиной Иисуса - Пилат в перчатках на омытых руках, шепчущий ему на ухо «Распни!» первосвященник и глашатай, трубящий о неумолимости приговора. Судьба предопределена.

В 1924 году из Преображенской церкви на Большой Ордынке картина была передана в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке. Раньше считалось, что это полотно кисти знаменитого Альбрехта Дюрера, и лишь после того как оно попало в Музей изобразительных искусств на Волхонке, было определено авторство Мостарта.

Может быть, именно картину Яна Мостарта «Се человек» описывает князь Мышкин в романе Достоевского «Идиот»? ...лицо священника, палача, его двух служителей и несколько голов и глаз снизу, - все это можно нарисовать как бы на третьем плане, в тумане, для аксессуара...

Фото Скорбященской церкви на Большой Ордынке из альбомов Николая Александровича Найдёнова «Москва. Соборы, монастыри и церкви» выпущенных в четырёх томах в 1882-1883 годах. «Всевидящее Око Господне» на месте, а двери явно другие.

Обожаю историков, - и тут не смогли придти к консенсусу. Каждый остался при своей точке зрения. Два историка, - три мнения.

И еще один интересный символ в приделе Варлаама Хутынского, - развернутая книга с римскими циферками от I до X, - совершенно небезосновательно предполагаю, - это скрижали Завета с десятью заповедями. Точно такие же римские циферки встречались мне , а на на скрижалях десять заповедей обозначены даже не цифрами, а латинскими буквами (sic!). А ведь похоже, что медная табличка что-то прикрывает?

На постаменте, где стоит книга, начертан акафист, - Радуйся предивный Варлааме великих добродетелей зерцало!

Под иконой, - табличка с молитвой, - В предсветлом предстоя новосозданном храме, о святе Варлааме, ходатайствуй у Престола Владыки об украсивших оный и молящихся перед образом Пречистой Его Матери, да сподобимся вняти в чертоге праведных!

Корона в приделе иконы «Всех скорбящих Радость». На табличке под короной написано, - Много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки , - это часть псалма из «Часослова», - глава «Час шестой», - полностью выглядит так, - Яко не имамы дерзновения за премногия грехи наша, Ты иже от Тебе Рождшагося моли, Богородице Дево, много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки. Не презри грешных мольбы, Всечистая, яко милостив есть и спасти могий, Иже и страдати о нас изволивый.

Согласно московскому преданию, образ иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» впервые был прославлен в 1688 году в Москве в церкви Преображения на Большой Ордынке, где ныне и находится.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева - Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа - Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Это указывает на патрональный характер иконы, которая вероятно была написана именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где находился придел преподобного Варлаама Хутынского (до постройки каменного храма на его месте была деревянная церковь в его честь). Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Кстати, - икона «Всех скорбящих Радость» самая почитаемая среди масонов. Посыл, который здесь видят братья таков, - терпи, - будь упорен в получении знаний, - не сдавайся и награда твоя будет велика. Трудись не жалей сил.

Под иконой табличка с молитвой, - О всемилостивая владычица! Всем ты утешение в скорбях, в печалях, радости и веселии. И в недугах скорую помощь, и в бедах избавительницу, и предстательницу в искушениях.

Рядом с иконами «Всех скорбящих Радость» и преподобного Варлаама Хутынского находятся два массивных подсвечника.

Один из подствечников, - который в приделе Варлаама Хутынского, - весьма любопытен, -

На навершии в виде шара надпись, - «ведомому Богу в 1836 году» , - подпираемая пальмовыми ветвями. Только на одном храме мне встретилась такая надпись, - .

Эта надпись связана с эпизодом из жизни апостола Павла, когда в Афинах он увидел жертвенник с надписью «неведомому Богу», - «И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! Вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» , - Деяния Святых Апостолов Глава 17 стихи 22 и 23 .

Но, - самое интересное, как всегда, - осталось за кадром. Буквально в следующем стихе апостол Павел говорит, - он не в рукотворенных храмах живет. Зная, что из триады Бог, церковь и культ, масоны признавали только первое, - совершенно очевидно, что имеено сюда, - к нерукотворенному храму , - отсылает нас надпись на шаре «ведомому Богу» .

Масоны должны были построить храм в своей душе. Братство никогда не принадлежало к какой либо церкви или религиозной организации. Масоны никогда не были «за» или «против» какой бы то ни было религии. Вера в Бога, жизнь после физической смерти и всемирное братство универсальны.

На шаре четырёхконечный крест и «Всевидящее Око Господне».

Православный крест чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Католический крест - четырехконечный.

Закончу замечательной мыслью Леонида Александровича Мациха, - символическая система любая надолго переживает своих создателей. Пока есть люди, интересующиеся масонским символизмом, будет жива и масонская символика. И люди будут спрашивать, что означает «лучезарная дельта», ветка акации и так далее. Тысяча человек пройдет, - не обратят на это внимания, - тысяча первый спросит, - вот ему-то все и расскажут. Для этого все и создавалось.

Икона Божией Матери
«ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

И кона Всех Скорбящих Радость - это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа - едва ли не самая длинная в истории богородичных икон.

Всех скорбящих Радость — начальная строка одной из богородичных стихир. Несомненно, что уже само наименование этого образа послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Иконография

На иконе изображена Богоматерь в рост (с Младенцем на руке или без Него) в сиянии мандорлы (особая форма нимба — сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении) и в окружении ангелов. Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная.


Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием («Мадонна во славе» или «Gloria», «Мизерикордия» или «Милующая» (аналог русского «Покрова Богородицы»), «Ружанцова» или «Розариум» (с четками), «Непорочное зачатие Девы Марии»; из православных — «Живоносный источник», «Образ умиления и посещения в беде страждущим», слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку).

Иконография образа не получила единой законченной композиции и существует во множестве вариантов . Но наиболеее известны два типа - с Младенцем на руках (московская из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке) и без Младенца (петербургская из Тихвинской часовни у стеклянного завода "с грошиками").

Иконографической особенностью иконы «Всех Скорбящих Радость» является то, что на ней вместе с Богородицей изображаются люди, обуреваемые скорбями и недугами, и ангелы, совершающие от имени Божией Матери благие деяния.

История иконы

Икона впервые прославилась в Москве в 1688 году , в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Московского Иоакима, Евфимия Папина, так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Однажды утром она услышала голос: «Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех? Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый "Всех скорбящих Радость". Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего».


Храм Преображения на Ордынке

Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного чудесным явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия совершенно исцелилась. Событие получило широкий отклик, так как Евфимия была родной сестрой тогдашнего патриарха.

Это чудесное событие произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений. Сразу после прославления образа были составлена Служба иконе и особый акафист, написанный в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

В 1688 году икона «Всех Скорбящих Радость», через которую пришло исцеление от Богородицы, была уже весьма ветхой, так что ее пришлось укреплять вставками из кипариса. Как она попала в этот храм - тоже достоверно неизвестно. Предположительно, она находилась там с 1685 года со времени, когда на месте деревянного строения церкви Варлаама Хутынского была возведена каменная постройка, в которой был сделан придел святого, где и располагалась икона. Утрачен ли первоначальный список - точно неизвестно.

Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

Храм на Ордынке действует и поныне, правда, выглядит иначе, чем в XVII веке, его вид изменен более поздними архитектурными привнесениями, и называется теперь - Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» , еще одно название - Скорбященская церковь, вместо Спасо-Преображенской.

Во времена Советской власти в помещении храма было организовано фондохранилище Третьяковской галереи, и есть сведения, что икона бесследно из фондов исчезла.

Московский список «Всех скорбящих Радость»

Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)

Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке - один из первых списков с первоначального образа, полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» восходит к типу "Gloria» и изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость»

В 1711 году чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или точный список с него царевна Наталья Алексеевна Нарышкина, родная сестра императора Петра I, привезла в строящийся Петербург, где с тех пор он стал известен как икона Наталии Алексеевны . Обе иконы — московская и петербургская равно почитались как чудотворные.

Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» во время войны с турками был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону. Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.

К иконе прибегали и особы царского семейства - Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора. Так, Екатерина Великая особо почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)

Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась — для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. Образ был написан на кипарисной доске. При Екатерине II был выполнен 2-й оклад. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.

Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви . В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.

Икона Натальи Алексеевны не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»

Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет .

Богородица с горошинками

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской) . Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств) . 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.


Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»

В честь иконы установлено отдельное празднование — 23 июля (5 августа). В настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Другие списки иконы

В XVIII-XIX веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Их иконография повторяет как московскую, так и петербургскую иконы. Большинство списков украшались богатыми окладами и имели многочисленные вотивные привесы (различные ювелирные украшения: приношения, которые приносят святыне в благодарность за исцеление или во время дачи обета). С наиболее известными списками связаны самостоятельные предания, послужившие причиной их местного почитания.

Икона «Всех Скорбящих Радость» в доме - залог того, что в особо трудную минуту, когда заболевает кто-то из близких вам людей, вы можете прибегнуть к помощи Богородицы, изображенной на ней, потому что Она ждет одного - нашей просьбы о помощи. Тот же, кто притекает к ней с настойчивой и искренней молитвенной просьбой - непременно получает помощь и отклик.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт

Икона «Всех Скорбящих Радость»

Тропарь, глас 2-й
Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Кондак, глас 6-й
Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»
О, Пресвятая Владычице Богородице, вышшая Херувим и честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в скорби сущим: разве бо Тебе инаго прибежища и помощи не имамы. Ты едина еси радости нашея Ходатаица, и яко Матерь Божия и Мати милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи: никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас, ныне в день скорби пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и печали в сей временней жизни, не лишены же ны сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости в Царствии Сына Твоего и Бога нашего. А минь.

Загрузка...
Top