Проводник пассажирского вагона — профессия для авантюристов. Вся правда о работе в РЖД от сотрудницы компании. Инсайдер. Проводник поезда — о романтике дороги, тотальной коррупции и одиночестве сотрудников РЖД Как называется профессия проводника в поезде

С точки зрения пассажира и «обыкновенного» человека профессия проводника вагона выглядит довольно примитивной: проверка билетов, уборка вагона, раздача и сбор постельного белья, включение-выключение титана, приготовление чая. Однако этот работник должен быть хозяином вагона во всех аспектах: от вывешивания номера вагона до оказания первой медицинской помощи пассажирам. Поэтому он должен обладать соответствующими знаниями и умениями.

Кроме того, проводник пассажирского вагона работает не только во время самой поездки, но и полностью готовит вагон к ней, а после сдает вагон «в целости и сохранности».

Места работы

Должность проводника имеется в «РЖД», международных железнодорожных транспортных или сервисно-транспортных компаниях.

История профессии

Данная профессия появилась относительно недавно — одновременно с появлением в 1829 году и последующим развитием железнодорожного пассажирского сообщения.

Обязанности проводника

В должностные обязанности проводника в пассажирском вагоне входит масса задач, мы перечислим только основные:

  • обслуживание пассажиров в пути (посадка-высадка, белье, билеты, таможенные декларации, документы, дополнительные услуги);
  • поддержание вагона в надлежащем состоянии (чистота, отопление, свет, вода, работа санузлов и т.д.);
  • оказание пассажирам первой медицинской помощи;
  • учет материальных ценностей и инвентаря, оформление документации;
  • отчетность перед начальником поезда.

Дополнительные функции есть у проводника последнего вагона — обеспечение безопасности при вынужденных остановках и контроль исправности хвостовых сигнальных фонарей.

Требования к проводнику

Основные требования к проводнику вагона в поезде выглядят примерно так:

  • профильное образование по специальности «проводник пассажирских вагонов»;
  • опыт работы (однако часто берут без опыта вторым проводником);
  • санитарная книжка.

На международных рейсах могут требовать знание иностранных языков.

Образец резюме проводника

Как стать проводником

Стать проводником достаточно просто — нужно пройти обучение в училище, колледже или техникуме по специальности «проводник пассажирских вагонов». Иногда достаточно закончить трехмесячные курсы. Если же вы заинтересованы в карьерном росте — например, до начальника поезда, то надо будет получить высшее образование и поработать на различных участках жд сообщения.

Зарплата проводника

Чтобы понять, сколько получают проводники надо сказать, что их заработок рассчитывается исходя из установленной правительством почасовой тарифной ставки, составляющей на сегодняшний день 57 рублей в час. С учетом того, что по правилам РЖД работник должен отдыхать не меньше, чем трудиться — т.е. потолок составляет 15 рабочих дней в месяц, зарплата тоже ограничена.

В результате средняя зарплата проводника вагона составляет в районе 18 000 рублей в месяц. Немного больше ставки разве что на международных рейсах и в фирменных поездах, которых не так много.

При этом где-то существуют премии за выполнение плана продаж, за выслугу лет, за направление, но ситуацию это особо не спасает.

Каждый раз, отправляясь в путешествии на пассажирском поезде, невольно задаешься вопросом: что же входит в круг обязанностей проводника РЖД? Ведь это именно тот человек, который встречает пассажиров на перроне, сопровождает их на протяжении всей поездки и провожает по прибытию на конечную станцию маршрута. Поэтому так важно знать, что можно требовать от проводника, а что вовсе не входит в сферу его деятельности.

Обслуживание пассажиров

Создание комфортных условий для проезда граждан – вот главная прерогатива тех, кого мы называем проводником. Поэтому их основные обязанности связанны именно с оказанием услуг пассажирам. В их число входит:

  • контроль проездных и личных документов пассажиров в начале пути следования;
  • физическая помощь при посадке тем людям, кто не может занять или найти своё место самостоятельно;
  • раздача постельных принадлежностей и полотенец в начале поездки, а также их сбор за полчаса до выхода пассажира из поезда;
  • по просьбе проводник может и расстелить постель, в первую очередь делая это для путешествующих с малышами, людей в возрасте или с ограниченными возможностями;
  • предложение к покупке горячих и холодных напитков, а также прочего ассортимента продовольственных товаров, для этого проводники обязаны трижды за день обходить каждое купе. В любое другое время пассажиры могут самостоятельно обратиться в купе проводника за необходимым товаром;
  • если кто-то в вагоне попросит принести ему щётку для обуви или одежды, а также настольные игры, проводник обязан будет принести всё это к месту обратившегося;
  • поддержание высокой температуры горячей воды в котле;
  • проверка постоянного наличия холодной воды;
  • обеспечение тишины в вагоне в ночное время суток, которое начинается за час до полуночи и длится до 6 часов утра;
  • приглашение обслуживающего персонала из вагона-ресторана для принятия от пассажиров заказа;
  • подъём граждан после сна ориентировочно за полчаса до их выхода в пункте назначения.

Обслуживание вагона

Для того чтобы время проведённое в поезде было комфортным и приятным для каждого путешественника, у проводников есть и ряд должностных обязанностей, которые направлены на наведение порядка и чистоты на подведомственной им территории:

  • каждые 12 часов производить влажную и сухую гигиеническую уборку в местах общего пользования и в купе;
  • через каждые 6 часов прибираться в каждом тамбуре и санузле;
  • ежечасно восполнять в санузлах запас гигиенических расходников: мыла, бумаги, одноразовых бумажных полотенец;
  • собирать отходы и мусор, избавляться от них на специальных станциях;
  • протирать чистой влажной тряпкой ручки в тамбурах перед каждой остановкой на станциях по ходу движения состава;
  • контролировать видимость и читаемость табличек, на которых указаны номер поезда и вагона, а также маршрут его следования.

В холодное время года, особенно зимой, обязанностей по обслуживанию вагонов и тамбуров становится чуть больше. К ним добавляются следующие:

  • поддержка оптимальной температуры в вагоне;
  • чистка тамбуров от снега и ледяных наростов;
  • в целях предотвращения замораживания сливов сантехники, обдавание их кипятком по мере необходимости;
  • перед заправкой воды счищать снежные и ледяные наросты с заправочной трубы;
  • очистка от снега ходовых деталей поезда на каждой длительной стоянке состава.

Иные обязанности

Естественно, что проводник просто обязан выглядеть опрятно и быть приветливым с каждым пассажиром. Это не всегда даётся легко, ведь у них очень много работы и случаются недосыпы.

Те, кто путешествует с детьми или сопровождает маломобильного гражданина, вправе обратиться с просьбой к проводнику в любой момент. В силу своих возможностей он обязан оказать помощь.

Кроме того, проводники несут материальную ответственность за всё то, что есть в вагоне. Украденная посуда или постельное бельё, испорченные шторы, сидения, унитазы, стены и прочее ремонтируются и восстанавливаются за счёт зарплаты проводников.

Как видите, у проводников немало работы, поэтому постарайтесь относиться к их труду с максимальным уважением.

Работа на железнодорожном транспорте для многих является привлекательной сферой. РЖД – стабильная компания, которая не замечена в задержках заработной платы. В студенческие годы многие пытаются устроиться туда проводниками, так как для этого достаточно лишь пройти курсы, тестирование и заполнить медицинскую книжку. В советское время проводники получали много, эта профессия относилась к престижным. Разберемся, как ситуация обстоит в наши дни.

Обязанности проводника

Зарплата проводника напрямую зависит от выполнения им профессиональных обязанностей. Если человек будет работать плохо, от ни о каких повышениях и надбавках не может быть и речи. Поэтому прежде чем мечтать о работе в РЖД, необходимо ознакомиться с профессиональными обязанностями проводников пассажирских вагонов:

  1. Контроль за соблюдением порядка в первую очередь заключается в том, чтобы не допустить пьянства. Определенный круг людей сразу после посадка в вагон начинают распивать спиртные напитки и мешать окружающим, такие случаи проводник должен пресекать. При необходимости можно обращаться к начальнику поезда, который сообщит на ближайшую станцию о дебоширах. На ней их заберет отряд полиции.
  2. Проверка билетов и документов. Важно вовремя заметить ошибку и найти тех, кто пытается уехать по чужим проездным документам или вовсе без них.
  3. Своевременно выдавать и собирать постельное белье.
  4. Продавать пассажирам чай, напитки, бакалейные товары.
  5. Убираться в вагоне, поддерживать чистоту.
  6. Следить за посадкой пассажиров на все станциях, сообщать о прибытии к конечному пункту.

Это лишь основные обязанности. В работе проводника, как и у каждой профессии, есть свои подводные камни. Прежде всего, он обязан находиться на посту даже ночью, своевременно разогревать титан, писать массу документации. После прибытия в конечный пункт готовить вагон к обратной отправке: полностью убирать его, сдавать постельное белье.

Отзывы работающих рассказывают, что иногда приходится готовить вагон по 6-8 часов, но они не учитываются при начислении зарплаты. Завершает каждый рейс согласование времени следующей смены.

Существенным недостатком этой работы является длительное отсутствие дома. В РЖД есть правило, что количество дней в пути равно количеству отдыха, то есть за месяц получается 15 рабочих смен. После рейса проводнику дается несколько выходных, чтобы отдохнуть, но летом их количество крайне мало. Сумма отработанных часов за месяц не должна быть ниже нормы. Переработки случаются в сезон, когда количество поездов увеличивается, а сотрудников принимают на работу крайне мало. Если вы выбрали для себя профессию проводника, стоит быть готовым к систематическим переработкам.

Сколько получает проводник

В середине 2018 года компания РЖД отчиталась, что средняя зарплата ее работников составляет 46 800 рублей. В планах руководства провести еще одну ее индексацию в 1-м квартале 2019 года. Могут ли проводники рассчитывать на такой оклад? Все зависит от обстоятельств и места работы. У проводника зарплата зависит от:

  • сезона;
  • дальности следования поезда
  • сложности пути;
  • количество отработанных дневных и ночных часов;
  • управления;
  • класса поезда.

Больше всего получают проводники, работающие на фирменных поездах. Если они относятся к управлению, которое располагается в Ставрополе, Санкт-Петербурге или Москве, то можно рассчитывать на больший оклад. Зарплата проводников из этих городов приближается к средней зарплате РЖД. В остальных управлениях зарплаты скромнее – средний оклад равен 22,5 тысячи рублей. Он не фиксированный, по рассказам самих проводников, можно получить от 17 до 34 тысяч.

Также для проводников существует план продаж, которому нужно придерживаться. Если он не выполнен, то придется доплачивать из собственного кармана. При выполнении плана во всех вагонах, бригада получает дополнительные 15% премии. Также важны результаты ревизии, которая проводится по пути следования. Если контролерами найдены ошибки, то премии сотрудника лишают. Часть зарплаты также могут вычесть за потерянное постельное белье.

Дополнительные бонусы

В РЖД многих привлекает соцпакет. В этой компании есть профсоюз, который тщательно следит за правами работников и старается добиться для них большого списка льгот – от медицинского обслуживания в специальных поликлиниках до прибавки к пенсии. У проводников есть возможность:

  • бесплатного проезда на железнодорожном транспорте;
  • материальная помощь при отправке в отпуск;
  • оплачиваемый отпуск молодоженам и молодым родителям (длительностью до 5 дней, чтобы отпраздновать радостное событие);
  • дополнительное разовое пособие по рождению ребенка;
  • ежемесячная доплата к пособию матерям до 3-х лет (помогающая достичь среднего дохода);
  • дополнительное пособие, если ребенок в семье не один;
  • при увольнении по инициативе РЖД выплачивается компенсация, размер которой зависит от причин расторжения трудового контракта.

«Тем, кто любит путешествовать, получать яркие впечатления , наблюдать калейдоскоп новых лиц и общаться с самыми разными людьми! Приглашаем вас к нам в…» Так выглядит объявление о наборе тех, кто готов сутками бороздить Россию , помогать пассажирам, разносить чай в железных подстаканниках и менять постельное белье на каждой, конечно же, станции. Для тех, кто готов выбрать профессию проводник пассажирского вагона. К красочным описаниям уже поработавшие по этому непростому профилю люди могут добавить перманентный недосып и сутки без сна, разборки с дебоширами, ломаный график работы, штрафы и невысокую (относительно, впрочем, в нашей стране всё относительно) заработную плату.

Тем не менее, профессия проводника для многих, кто её выбрал, остаётся самой любимой. Пример - Мария Уколова и Павел Скворцов . В большом интервью сайту Ёжмедиа молодые люди рассказали, почему выбрали эту профессию и ни разу об этом не жалеют.

Маша архитектор, а Павел - автослесарь. Но объединили их железная дорога, работа проводника и место обучения - Владимирский студенческий отряд проводников (СОП ) «Импульс ».

Чтобы стать «вагоновожатым» и устроиться на курсы, нужно быть не младше 18 и не старше 24 лет. Пройти медицинскую комиссию, заполнить анкету и, как написано на сайте: «собрать вещи, не забыть кучу позитива и море энергии, и отправиться на всё лето покорять город на Неве (обучение проходит в Санкт-Петербурге )». О других особенностях сайт рассказала экс-руководитель СОП «Импульс» Елена Мишканова .

«Идут студенты, мальчики и девочки. Судя по прошлому году, ажиотаж уже спал. Года 3-4 назад на начальный этап приходило более 100 человек . Обучение - это лекции, экзамены, сдача диплома. Всё стандартно.

За неделю можно увидеть и полярный день, и дельфина в море.

Есть желание работать на фирменном поезде, там уже повышение квалификации, другие разряды и обучение дополнительно. Просто студента сразу никто не поставит работать на фирменный поезд.

Именно наш отряд обучали преподаватели техникума из Малой Вишеры . А так, в целом, много учреждений СОП, где есть такая специальность.

Прелесть профессии заключается в том, что РЖД - это невероятное скопление разных людей и эмоций. Когда ты проводник, ты всегда вне зоны своего комфорта, это круто прокачивает собственные личностные качества. И красоту природы за окном никто не отменял. За неделю можно увидеть и полярный день, и дельфина в море », - объяснила Елена Мишканова.

По окончании специальных курсов идти работать проводником вас никто не заставит. Каждый волен делать то, что ему интереснее, нужнее и важнее. Мария и Павел решили продолжить уже не обучение, а на практике узнать, что такое профессия проводник. Правда, как признались ребята, всё же для них комфортнее и спокойнее работать хоть и в одном поезде, но в разных вагонах.

Трудятся герои интервью на маршруте Санкт-Петербург – Адлер в двухэтажном вагоне. «Первое принципиальное отличие - вместимость купейного вагона. Здесь 64 человека, а не 32 , как в привычном составе. Второе - всё работает на протяжении всего пути следования. Это огромное счастье для проводника, как, впрочем, и для пассажиров. В каждом купе по 4 розетки, никто не стоит возле туалетов с телефоном, чтобы его зарядить. Кстати, вагон отапливается без угля, достаточно нажать на кнопочку, и температура будет идеальной. Нет титана с кипяточком - пассажиры приходят непосредственно к проводнику с маленьким электрическим чайником. Во многих вагонах отсутствует купе проводника, на его месте - кофейный аппарат. А видеокамеры не оставляют курильщикам ни единого шанса нарушить запрет».

Работают Мария и Павел по схеме: два рейса откатал , два рейса отдыхаешь. Но уже лето, говорит девушка, и об отдыхе теперь можно только мечтать.

При работе в последнем вагоне надо ещё успевать следить за исправностью хвостовых сигнальных фонарей.

По сути, самое главное для проводника - обеспечить максимальный комфорт всем без исключения пассажирам. Помимо этого в его обязанности входит работа со всем техническим оборудованием поезда: водоснабжением, вентиляцией, электричеством, а также санитарная обработка. Проводник должен уметь оказать медицинскую помощь, помочь при оформлении документов (если состав пересекает границу). При работе в последнем вагоне надо ещё успевать следить за исправностью хвостовых сигнальных фонарей.

Зарплата проводника зависит от нескольких факторов: это сезонность (летом и рейсов больше, и пассажиров), тип поезда (на новых оборудование современное, с ним работать сложнее, а значит, и оклад повыше). В фирменных поездах зарплата выше, чем в обычных. Говорить о каких-то конкретных суммах не будем: они слишком часто меняются. К примеру, в этом году зарплата уже выросла с 1 марта , и ещё раз будет проиндексирована в октябре.

Если пройтись по сайтам в интернете, то вырисовывается следующая картина. В среднем проводник получает около 23 тысяч рублей . Это если считать, что он работает согласно норме, то есть 176 часов в месяц . Но очень часто проводники, желая получать больше, перерабатывают этот лимит. Если рассматривать вариант, когда за работу начисляют премии, сверхурочные и другие надбавки, то получать «вагоновожатый» может порядка 50 тысяч рублей . Но, как уточняют на сайтах, выполнить такую норму крайне проблематично.

Помимо этого за каждые пять лет непрерывной работы проводник получает премию в размере 3-4 окладов . Ежегодно выделяются путёвки в санатории и летние лагеря - бесплатные или частично оплаченные. Проводников безвозмездно обслуживают в клиниках при РЖД.

Если есть желание и силы, можно «дослужиться» до начальника поезда, смены и, в конце концов, вокзала.

Существует и своя градация. Первое звено - работник местных поездов, далее вверх по карьерной лестнице - проводник дальнего следования и фирменного состава. Если есть желание и силы, можно «дослужиться » до начальника поезда, смены и, в конце концов, вокзала. И этому способствует тот факт, что в профессии нет ограничения по возрасту. С 18 и... если есть желание и здоровье, то можно работать и достигнув пенсии.

Есть у проводников и интересная допуслуга. После рейсов они «ходят на улыбку ». Это означает визит к психологу. Там учат распознавать разные типажи людей, определять наиболее конфликтных, учат, как себя правильно вести с такими кадрами.

Профессия проводника - это не всегда монотонные поездки между городами. Две тысячи работников этой сферы уже прошли дополнительные курсы подготовки перед стартовавшим 14 июня в России чемпионатом мира по футболу. Мы об этом . А кому было бы неинтересно пообщаться с болельщиками из Панамы, Австралии или Коста-Рики ? Да ещё и на протяжении не одного застолья, а целой многочасовой поездки? Тут уже и не угадаешь, чем такое знакомство может закончиться.

P . S . Мы связались с главными героями материала и в ближайшее время постараемся написать о них более подробно.

Максим Ярошевский

Обязанности проводника РЖД, работающего в пассажирских вагонах, можно, по сути, охарактеризовать коротко - обеспечение максимального комфорта пассажиров в течение всей поездки. Кому-то может показаться, что в работе проводника нет никаких сложностей: проверить билеты при посадке (а если речь идет об , то и этого не требуется), выдать постельное белье, пару раз в день пройти по вагону, предлагая пассажирам чай-кофе, и все. На самом деле это совсем не так, и работники РЖД имеют четко установленный и довольно обширный список функциональных обязанностей, связанных не только с обслуживанием пассажиров, но и с поддержанием чистоты и температурного режима в вагоне и т.д. Итак, в чем же заключаются обязанности проводника пассажирского вагона в пути следования?

Обязанности проводника в пути следования: обслуживание пассажиров

Перечислим по пунктам основные обязанности проводника перед пассажирами. Это, прежде всего:

  • проверка билетов и документов во время посадки на поезд;
  • оказание помощи пассажирам при посадке/высадке из вагона;
  • выдача постельных принадлежностей и их сбор не ранее, чем за 30 минут до прибытия на станцию следования;
  • продажа чая, кофе, кондитерских изделий и пр. Проводник обязан не менее трех раз в сутки пройти по вагону и предложить пассажирам вышеуказанные товары. Также и чай, и кофе, и все остальное можно купить в любое время суток, причем работник вагона обязан принести заказ на место пассажира;
  • предоставление пассажирам (по требованию) таких вещей, как щетки для одежды и обуви, настольные игры (шахматы, шашки);
  • предоставление возможности зарядки мобильного телефона;
  • предоставление горячей и холодной (питьевой) воды;
  • вызов официанта из вагона-ресторана для принятия от пассажира заказа на питание;
  • поддержание в вагоне тишины и общественного порядка в ночное время - с 23.00 до 6.00;
  • побудка пассажиров минимум за 30 минут до их прибытия на станцию следования.

Все мы привыкли к тому, что постель в поездах нужно застилать самостоятельно. На самом деле проводник по желанию пассажира обязан оказать ему помощь в расстилании постельного белья, обслуживая в первую очередь пожилых людей, инвалидов, пассажиров с маленькими детьми.

Обязанности проводника в вагоне

Помимо обслуживания пассажиров проводник должен постоянно следить за состоянием вагона и тамбуров, а именно:

  • круглосуточно поддерживать в титане температуру, необходимую для того, чтобы вода в нем была горячей;
  • осуществлять сухую и влажную уборку в вагоне не реже одного раза в 12 часов;
  • убирать в туалетах и тамбурах не реже одного раза в 6 часов;
  • каждый час либо по просьбе пассажиров проверять и при необходимости пополнять в туалетах израсходованные средства гигиены: туалетную бумагу, мыло, бумажные полотенца;
  • собирать и выносить мусор на технических станциях;
  • перед прибытием на каждую станцию протирать в тамбуре поручни;
  • следить за чистотой табличек с номером и маршрутом вагона, которые находятся снаружи (протирать их на станциях по мере необходимости).

В зимнее время обязанности проводников пассажирских вагонов дополняются такими пунктами:

  • поддержание в вагоне оптимального температурного режима;
  • регулярное очищение от снега и льда тамбуров;
  • промывание кипятком (с целью размораживания) сливов унитазов и умывальников;
  • очищение от наледи заправочной трубы (перед каждой заправкой воды), ходовых частей вагона.

Материальная ответственность проводников

Если вам все еще кажется, что работать проводником несложно, тогда следует узнать о материальной ответственности работников вагонов. Проводники в рейсе несут ответственность за сохранность всего имущества в вагонах: постельных принадлежностей, посуды, номерных табличек. Повреждение любых поверхностей (сидения, шторы, окна) и предметов интерьера (полочки, зеркала и т.д.) также компенсируется за счет зарплаты проводника. Поэтому не стоит обижаться, если проводник вагона не успевает моментально выполнить ваши требования, возможно, в данный момент у него просто не хватает на это времени.

Загрузка...
Top