Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь. Спасо-елеазаровский монастырь Свято елеазаровский монастырь

Всего в 25 километрах от Пскова, если ехать строго на север,
расположен Спасо-Елеазаровский женский монастырь.

В 1425 году это были глухие безлюдные места, когда поисках более глубокой
сосредоточенности в молитве сюда пришел и поселился на берегу реги Толбы Преподобный Ефросин (мирское имя Елеазар), основав монастырь.

Умер он на 96 году своей земной равноангельной жизни, перед смертью приняв схиму с именем Елеазар.

В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем

Трехсвятильский собор

Главная монастырская святыня - Собор Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) - построен около 1574 года.

Табличка на нем называет монастырь Спасо-Елизаровским

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В одно таких нападений монастырь был ограблен и похищена чудотворная икона Божией Матери Цареградская. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Псковском озере, где она находится и поныне. Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который пребывает в монастыре.

Еще весной 1920 года действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь «в помощь голодающим Поволжья». Летом того же года на территории монастыря открыли сначала
институт, из которого профессора и учащиеся почти сразу же перебрались в Петроград. Затем власти попытались организовать образцово-показательное сельхозпроизводство; несколько месяцев понадобилось, чтобы созданное трудом монахов пошло прахом. Поочередно в Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных детей, детский туберкулезный санаторий и база отдыха. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс. От более чем двадцати строений остались только соборный
храм и двухэтажный братский корпус.

Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь не самая известная монашеская обитель, но по значимости для России, для судеб человечества он занимает особое место в мировой истории.

Именно сюда, в пустынный, среди лесов расположенный монастырь, как эстафета преемственности была принесена Цареградская икона Божией Матери – дар Константинопольского Патриарха Геннадия II. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за православие, за человечество: “Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти”, написано на медной доске.

Со стороны озера храм выглядит особенно торжественно.

28 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба.
Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.

25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея
Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря.

В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении, приняли пострижение 8 монахинь. В 2005 г. завершение восстановления братского корпуса 1904 года. 10 августа 2005 г. Владыка Евсевий служил чин освящения колоколов на восстановленной звоннице.

До восстановления ансамбль монастыря, объявленный памятником архитектуры республиканского
значения, состоял из полуразрушенного Трехсвятительского собора (2 пол. XVI - нач. XIX вв.), братского корпуса (1904 г.), остатков каменной ограды.

Уникальная монастырская колокольня (XVI в.), не имеющая аналогов в псковской архитектуре, рухнула в мае 1989 года.

Возвращение Спасо-Елеазаровского монастыря состоялось в день, когда чествуется византийская святыня - икона Божией Матери «Живоносный источник». Эта обитель, действительно, живой
источник Божией благодати. Спасо-Елеазаровский монастырь - символ возрождения Третьего Рима - нашего Отечества. Вместе с ней будет подниматься и Россия

Часовня Преображения Господня

Обитель располагается в одном из живописнейших мест Псковской области. Добраться до монастыря можно, совершив недолгое путешествие. Святая земля находится в 27 км на север от Пскова.

Интересна история основания монастыря. Именно он стал предтечей десяти обителей Псковщины. Заложен монастырь был в 1447 году. В этот год преподобный Евфросин (Елиазар – в миру) возвращался из путешествия в Константинополь. Где побывал на приеме у святейшего патриарха Геннадия II. Там будущий настоятель получил высочайшее благословение и Цареградскую икону Божией Матери.


В обратном пути, на берегу Ольгиного озера, преподобный Евфросин повстречался с братией. Именно на этом месте и было положено благословенное начало Спасо - Елеазаровскому монастырю. А сам священнослужитель стал первым из пустынножителей. Считается, что место встречи преподобного с братьями было отмечено чудом: там появился Пречистинский источник. По сей день этот ключ приносит облегчение больным прихожанам.

Монахи из числа братии стали учениками Евфросина. Позже они основали новые святые обители в Псковской земле. Саввой Крыпецким было положено начало Иоанно - Богословскому монастырю, Онуфрием – Мальскому монастырю, Никандром – Никандровской пустыни. Всего появилось 10 обителей, существующих по сей день.

Спасо – Елеазаровский монастырь является одним из памятников архитектуры. Его главная святыня – собор Трех святителей (Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий). Храм был возведен около 74 г. XVI в. Точную дату установить не удалось, строительство растянулось на несколько лет.


Наряду с большинством средневековых построек Псковской области обитель подвергалась многочисленным вражеским набегам. На монастырь в разное время покушались литовцы, поляки и ливонские рыцари. В 66 году 18 века здешнее святое братство было расширено за счет монахов Спасо - Великопустынского мужского монастыря. С того дня Спасо – Елеазаровская обитель получила название Спасо - Великопустынской. Спустя 10 лет иконостас собора Трех Святителей пополнился изображением Христа. Икона, написанная в 14 веке, стала носить имя Спаса Елеазаровского.

Революция 17 года стала для монастыря настоящей катастрофой. Обитель закрыли. А икона Спаса оказалась в одном из псковских музеев. Здание монастыря стало санаторием для больных туберкулезом. Позже лечебница была закрыта, а в стенах обители расположился лагерь для детей. Учреждение просуществовало здесь до 1999 г.


Спасо - Елеазаровский монастырь вернулся в лоно Русской Православной Церкви в 2000 г., перед вступлением в должность нового Президента РФ. Историческое возвращение состоялось в день чествования иконы Божьей Матери «Живоносный Источник».


Первая служба в стенах монастыря прошла 28 мая того же года. Богослужение было посвящено его основателю, преподобному Евфросину. В тот же день обновленная (теперь – женская) обитель получила матушку - настоятельницу Елисавету. Этой великой женщине монастырь обязан возвращением Спаса Елеазаровского, свершившимся 19 августа 2010 г. К сожалению, увидеть воочию историческую икону матушка не смогла, не дожив до того дня всего 2-х месяцев. 4 июня настоятельница Елисавета умерла.

В настоящее время Спасо - Елеазаровский женский монастырь благоденствует. Ежегодно его стены посещают тысячи паломников. Обитель стала одной из важных туристических достопримечательностей Псковской области.

Это место особо подходило для уединенной молитвы отшельников. Еще в 1425 г. Евфросин удалился в непроходимое пустынное место, на берег реки Толвы, где ему, в сонном видении, явились святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они указали ему место для сооружения храма в их имя с приделом во имя прп. Онуфрия Великого .

Вскоре это место, обтекаемое двумя рукавами реки стало тесным для братии. Хотя преп. Евфросин не был настоятелем созданного им монастыря, но его предложение засыпать правый рукав реки, все приняли беспрекословно. Настоятель обители, прп. Игнатий , сам был учеником Евфросина и в то же время его духовным отцом. Такова была сила смирения преп. Евфросина, не пожелавшего принять даже священный сан, но он был ктитором обители.

Преподобным был написан и Устав монастыря. Подобно преподобному Сергию Радонежскому, он стал духовным наставником многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых: Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие.

Собор псковских святых


Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 г., приняв схиму с именем Елеазар, откуда и произошло новое название обители. По преставлении преподобного монастырь был перенесён на гору, а на прежнем месте устроено кладбище с церковью во имя преп. Евфросина (до его прославления - церковь преп. Онуфрия). На месте, где стояла уединенная келья преп. Евфросина, находящаяся в лесу близ монастыря, поставили крест. Еще один крест был установлен неподалеку, на месте молитвенных подвигов преподобного. В новой обители построена каменная Соборная церковь трёх Святителей, в которую перенесены мощи преп. Евфросина, а затем и его ученика прп. Серапиона. Преподобным Евфросину и Серапиону, святые мощи которых были положены рядом, составлена общая служба на 15 мая, где преподобный Серапион прославляется как первый сподвижник, "спостник и друг" преподобного Евфросина.

На протяжении многих веков монастырь был знаменателен благодаря наличию в нем двух чтимых икон: Спасо-Елеазаровский образ Спаса Всемилостивого и Цареградская икона Божией Матери.
На Цареградской иконе Иисус на руках у Богоматери, держит в руке голубя – образ Духа Святого. Одной ножкой младенец как бы утверждает кающегося грешника, а другой отталкивает нераскаявшегося. В ладошке у Господа ниточка – связующая нить между Богом и человеком, тайным образом открывающаяся нам в Причастии Святых Таин.

Преп. Евфросин и преп. Серапион с Цареградской иконой Божией Матери

Цареградская икона Божией Матери чудесным образом была перенесена в Константинополь из Рима в 1051 году в то время, когда началось разделение Церкви на западную и восточную. Когда Евфросин ездил в Константнополь за решением спорного вопроса о том, как верно читать на богослужении молитву: «Аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже» (в это время во Пскове некто «распоп» Иов внес большие смущения в народе, говоря о трехкратном произнесении слов "аллилуиа", что чуть не привело к расколу), патриарх подарил ему Цареградскую икону Божией Матери. Приняв икону Пресвятой Богородицы, преподобный Евфросин получил откровение о "новой" империи, которая есть образ Царства Божия на земле, и о Москве, как Третьем Риме.

Прп. Евфросин Псковский. Икона. XVII в., записи 2-й пол. XIX в. (ГМИР)

Пустынька преподобного стала духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы, а к Трехсвятительскому собору традиционной псковской архитектуры пристроен придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс, в котором заложен глубокий смысл: "Псков мыслится как начало русской государственности, Москва как ее становление и величие".


Рождественский придел справа


Привезенный же из Константинополя список Цареградской Божией Матери не сохранился. Когда шведы разграбили Елеазаровский монастырь, они захватили и Цареградскую икону, однако корабли их тут же затонули в Псковском озере. Так что икона покоится на дне озера, которое с тех пор освящено этой святыней.

На Спасском подворье от Великопустынного монастыря в 1707 году построена церковь в честь Преполовения Пятидесятницы. Она устроена для совершения служб во время крестного хода, который совершался из обители в Псков с 16 столетия в день Преполовения Пасхи вокруг г.Пскова. В 1864 году над папертью этого храма вновь устроена каменная шатровая колокольня вместо бывшей колокольницы столбами.

В 1766 в обитель переведен штат упраздненного Спасо-Великопустынского монастыря, а вместе с ним передана икона Спаса Всемилостивого. Изначально на месте явления этой иконы был построен Великопустынский приход с церковью прежде бывшего там мужского монастыря во имя Преображения Господня. Именно поэтому 19 августа в обитель собирались со всех мест тысячи богомольцев, число паломников порой доходило до 20 000.

За правым клиросом собора Трех святителей в стене под спудом почивают мощи преподобного Евфросина. В 1902 году в соборной стене проделана арка, в которой над мощами преподобного Евфросина разместилась гробница, поверх которой была положена древняя его икона, писанная преп. Игнатием.

В 1874 году были обретены нетленными тело и одеяние настоятеля схиархимандрита Вассиана. В 1902 году при перестройке придела также усмотрено, что мощи нетленны, только гроб предался гниению, склеп же был покрыт каменными плитами. Над этим местом было устроено на одну четверть аршина от пола возвышение, на котором находился панихидник.

В истории монастырь также прославился старцем схиархимандритом Гавриилом Зыряновы (скончался в 1915 г.), привлекавшим к себе богомольцев.

Одним из его учеников был настоятель (с октября 1906 года по октябрь 1910 года) Спасо-Елеазаровского монастыря Иувеналий Масловский, будущий Рязанский епископ, пострадавший при советской власти, ныне прославленный священномученик.

В 1910 году на средства благотворителей - духовных чад старца Гавриила - напротив храма Трех Святителей была устроена небольшая домовая церковь во имя Св.Архистратига Гавриила. Иконостас был пожертвован Великой княгиней Елисаветой Феодоровной, хорошо знавшей старца. Впоследствии в трехсвятительском храме будет освящен придел в честь прпмц. вел. кн. Елисаветы.

В 1918 году Спасо-Елизаров Великопустынский монастырь был закрыт, монахи вывезены на подводах в сторону Петрограда, где приняли мученическую смерть. Однако еще весной 1920 г. действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь "в помощь голодающим Поволжья". Икону Цареградской Божией Матери сберег знаменитый старец Николай Гурьянов , живший на острове Залита Псковского озера, напротив Елезарова монастыря. Та дорожка, по которой ходил о.Николай в монастырь, называется дорогой Спасителя, поскольку по ней также приносили из монастыря на остров чудотворную икону Спаса Всемилостивого.

Обитель в это время располагалась за каменной стеной, по краям которой были поставлены башни.
В центре обители стоял соборный храм, еще было две церкви и пять часовен. Несмотря на все разрушения, надежда на восстановление обители и на возрождение Руси не гасла. Произнесенные еще в 16 веке слова старца Филофея:

«Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это — российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать», - теперь начертаны на биле Елезарова монастыря - медной плите, которую стали употреблять вместо колокола, так как прекрасная колокольня Трехсвятительсого собора была разрушена.

В 2000 году Спасо-Елизаровский монастырь был передан Русской Православной Церкви. Теперь это женский Спасо-Елизаровский монастырь. 28 мая 2000 г. состоялось освящение Свято-Елисаветинского храма в первом этаже Рождественского придела. Первой иконой, которую принесли в монастырь, была Цареградская, написанная в Спасо-Елеазаровом монастыре. Ее передал о.Николай Гурьянов с Талабского острова , где она хранилась сорок лет в алтаре храма.

В полутора километрах от монастырских стен находится святой источник с купелью, именуемый Пречистенским, тот самый, который появился на месте встрече Цареградской иконы, привезенной преп. Евфросином с Константинополя. Раньше здесь стояла Богородицкая деревянная часовня, устроенная специально на источнике. Посреди часовни находился большой крест с изображением Распятия, имелись иконы прп. Евфросина, Серапиона и Цареградской Божией Матери. Снаружи часовня была увенчана большим деревянным крестом.

Одна из местных жительниц рассказывала: «Иду я по дороге, останавливается машина. Молодые люди, сидевшие в ней, начали расспрашивать, где в этих местах находится святой источник. Их матери, смертельно больной женщине, приснился сон, что она сможет поправиться, если будет пить воду из святого источника Спасо-Елиазаровского монастыря. Показала я, где находится родник. Через год вновь приехали эти люди к источнику и поделились радостью о выздоровлении матери. Так было получено одно из многих свидетельств о чудодейственной целительной силе Святого источника».

Псковского областного архива:
В 27 верстах от г. Пскова по Гдовской дороге рядом с рекой Толвой и озером располагается Спасо-Елеазаровский мужской монастырь, основанный в середине XV века (около 1447 г.). Это место, пустынное и дикое, избрал для своих отшельнических подвигов преподобный Евфросин, основатель монастыря. Преподобный Евфросин, в миру Елеазар, родился в 1376 г. в селе Виделибье. Получив возможное по тому времени книжное образование, он в раннем возрасте почувствовал стремление к монашеской жизни, и после смерти отца ушел из родительского дома и поступил в Снетогорский монастырь близ г. Пскова. Там он принял пострижение и скоро обратил на себя внимание братии и прославился у окрестных жителей строгим послушанием и воздержанием и ревностью в исполнении правил монастырской жизни. Вскоре Евфросин оставил Снетогорский монастырь и поселился в 1425 г. в уединении на речке Толве. Впоследствии сюда же прибыл другой инок Снетогорского монастыря преподобный Савва, основавший впоследствии Крыпецкой монастырь. Здесь же поселился инок Серапион. Скоро к Евфросину собрались новые иноки, желавшие учиться его наставлениями и примером. Значительно увеличившаяся в числе братия стала просить своего наставника о построении церкви для общей молитвы. Согласившись на их просьбу, преподобный велел строить церковь во имя трех Святителей на острове, образовавшемся от рукава речки Толвы. Место это, указанное преподобному в сонном видении тремя Святителями, братии показалось слишком малым для учреждения монастыря. По мысли Евфросина засыпали песком рукав речной и Толва пошла одним руслом. На месте бывшего острова построили церковь и основали монастырь. От мирского имени преподобного обитель получила название Елеазаровой пустыни. Начало его полагают около 1447 г., хотя переселение сюда самого Елеазара последовало в 1425 г.

Имея все права настоятельства и управляя новоустроенной обителью, Евфросин, несмотря на убеждения братии, до самой смерти не принимал сана и чести игуменства. Первым игуменом в монастыре был Игнатий, вторым Харлампий, третьим Памфимий.

Преподобный Евфросиний скончался 15 мая 1481 г. на 95-м году жизни. После причисления его к лику святых на Московском соборе 1551 г., ему была составлена особая служба и положено празднество на день кончины, то есть 15 мая.

Царские жалованные грамоты Елеазарову монастырю не сохранились, и неизвестно, как далеко простирались в XVI в. его льготы и привилегии, какими обычно пользовались в то время монастыри. При царе Михаиле Федоровиче монастырь владел значительной поземельной собственностью. За ним числилось 1484 ? четвертей земли и 101 крестьянин.

Преполовенская каменная холодная церковь находилась на Спасском подворье г. Пскова в 1-й части на углу Успенской и Спасской улиц. Устроена она была от Великопустынского монастыря в 1707 г., в ней со дня ее основания отправлялась служба во время крестного хода учрежденного в XVI в. для обхождения с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в день Преполовения Пасхи вокруг г. Пскова, потом ее отдали Елеазарову монастырю.

До учреждения духовных штатов 1764 г. Елеазаровский монастырь имел за собой 450 душ крестьян. По духовным штатам 1764 г. к Елеазаровскому монастырю причислили братство упраздненного Великопустынского монастыря, отстоящего от Пскова в 60 верстах, перенесли церковную утварь и что особенно важно - чудотворную икону Всемилостивого Спаса, которая составляла главную святыню Евфросиновой обители. Елеазарова пустынь была возведена в штат III-го класса и стала именоваться Великопустынским Спасо-Елеазаровским Трех-Святительским монастырем и с этого времени началось ее игуменство.

Икона Спаса Всемилостивого помещалась в иконостасе соборного храма по правую сторону царских врат. Спаситель на иконе изображен благословляющим и в царственном венце, в руке держит закрытое Евангелие, риза на нем серебряная вызолоченная, украшенная драгоценными камнями с изображением митры и архиерейского облачения. Вторая икона Цареградской Божьей Матери названа так, потому что она есть снимок со знаменитой Цареградской иконы. Ее в 1486 г. передал через некоего благочестивого богомольца святейший патриарх Цареградский Геннадий преподобному Евфросину на благословение в новоустроенную им Елеазарову обитель. Икона писана древним греческим письмом на кедровой доске. Празднество этой иконы совершалось 25 апреля и 17 сентября.

Согласно ведомости третьеклассного Спасо-Елеазаровского Великопустынского монастыря за 1801 г. в нем состояли следующие церкви: 1-я - Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста с приделом Рождества Богородицы каменной; 2-я - за монастырем на горе в роще, церковь Преподобного Евфросина деревянная; 3-я церковь - в Пскове на монастырском Елеазаровском подворье Преполовения Господня каменная. Когда эти церкви построены неизвестно за неимением летописей. Земли для монастыря было отмежевано 236 десятин пашенной и сенокосной около монастыря, а в пустоши Подмошье - 27 десятин. На землю были составлены планы и межевые книги. По штату в монастыре положено одиннадцать человек, а с настоятелем двенадцать. В штат входили:

2. Иеромонах Иоил в 1801 г. определен в Спасо-Елеазаровский монастырь.

3. Иеромонах Афанасий, в монастыре с 1800 г.

4. Вдовый священник Никита Никифоров на должности с 1800 г.

5. Вдовый священник Петр Давыдов определен в Спасо-Елеазаровский монастырь в 1799 г.

6. Вдовый дьякон Михаил Иванов в монастыре с 1801 г.

В 1805 г., когда Снетогорский монастырь был обращен в загородный архиерейский дом, третьеклассная архимандрия и все монастырское движимое имущества были переведены из него в Елеазаров. После нашествия французов по прошению псковских граждан Елеазаровский монастырь был возведен в достоинство второклассного высочайшим указом от 15 января 1813 г. и учреждено в нем архимандритство.

Согласно ведомости Елеазаровского монастыря за 1813 г. по штату в монастыре положено было быть 16 служителям, а с настоятелем - 17.

В 1813 г. в штат Спасо-Елеазаровского Великопустынского монастыря входили:

4. Вдовый священник Максим Алексеев в 1813 г. переведен в Елеазаровский монастырь.

6. Вдовый дьякон Иоанн Пиналев переведен в Елеазаров монастырь в 1807 г.

7. Вдовый дьякон Никита Филипов по указу духовной консистории определен в 1812 г. в Елеазаровский монастырь.

8. Монах Иерофей в монастыре с 1808 г.

9. Послушник Николай Григорьев определен в Елеазаровский монастырь в 1806 г.

10. Послушник Гавриил Тарасьев находился в монастыре с 1804 г.

11. Послушник Симеон определен в 1813 г. в Елеазаровский монастырь.

12. Послушник Алексей Салавьев с 1813 г. при монастыре.

13. Послушник Антон Клеровский в монастырь определен в 1813 г.

Настоятельский деревянный одноэтажный дом на каменном фундаменте был построен в 1814 г. при настоятеле архимандрите Афанасии, впоследствии архиепископе Новгородском. В 1831 г. был построен каменный двухэтажный братский корпус на 27 келий, с двумя мастерскими: портняжной и сапожной. Корпус был выстроен за казенный счет при настоятеле архимандрите Мелхиседеке. При въезде в обитель находилась старая деревянная на каменном фундаменте гостиница для богомольцев, построенная в 1834 г. при настоятеле архимандрите Серафиме.

При Спасо-Елеазаровском мужском монастыре состояло пять часовен. Первая - Спасова каменная у святых ворот с куполообразным верхом, покрытая листовым железом, была построена в 1865 г. на том месте, где была встречена при перенесении из Великопустынского монастыря в Елеазарову обитель чудотворная икона Всемилостивого Спаса. Вторая - Ефросиновская часовня также была построена в 1865 г. из булыжника при архимандрите Иллиодоре. Отличалась от Спасовой часовни формой крыши и располагалась в роще за кладбищенской церковью. Однопрестольная кладбищенская церковь, расположенная в 100 саженях от монастыря на севере, современна преподобному Ефросину и первоначально была посвящена памяти преподобного Онуфрия Великого. Третья - Богородицкая часовня Цареградской Божьей Матери деревянная находилась у источника в версте от монастыря. Построена часовня в память встречи Ефросином чудотворной иконы Цареградской Божьей Матери. Четвертая - крестовая деревянная часовня, открытая со всех сторон и имеющая вид сени на столбах с небольшой главой и крестом, была сооружена вблизи обители на восточной стороне, на месте погребения защитников обители, павших в бою при нашествии польского короля Стефана Батория на г. Псков в 1581 г. и погребенных игуменом Савватием. Зосимо-Савватиевская часовня, находящаяся на пасеке в 1, 5 версте от монастыря, была построена игуменом Иувеналием в 1909 г. в честь преподобных Зосимы и Савватия - Соловецких чудотворцев, покровителей пчеловодства.

В 1867 г. над папертью Преполовенской церкви вместо бывшей звонницы на столбах устроили каменную шатровую колокольню. На нее поместили пять колоколов, из них большой весом 30 пудов был пожертвован в том же году генерал-майором Тималовским, а остальные колокола мелкие без обозначения веса.

11 октября 1883 г. настоятель Спасо-Елеазарова монастыря игумен Серафим сообщал Псковской духовной консистории о том, что монастырь имеет собственное подворье в г. Пскове с землей в 1200 квадратных сажень под садом, большим двором и постройками. Постройки эти состоят из двух полукаменных домов с надворными службами, которые отдаются в аренду разным посторонним лицам и приносят доход, за исключением всех расходов на ремонт квартир, уплату городских повинностей и страховых пошлин и ночного караула, около 500 рублей. По планам при монастыре значилось удобной и неудобной земли 285 десятин 141 сажень, из которой две части состояли под лесом и небольшим озером, не приносящим монастырю никакой пользы. Третья часть земли обрабатывалась вольнонаемными рабочими и приносила монастырю около 300 рублей. По штату в монастыре положено быть 18 братьям, а к 1 января 1883 г. их состояло при монастыре 30 человек.

В 1885 г. при Спасо-Елеазаровом монастыре открыта церковно-приходская школа.

1 сентября 1886 г. настоятель Спасо-Елеазарова монастыря игумен Палладий сообщал Псковской духовной консистории о том, что все угодья монастыря были отведены в пользование, как видно из планов и межевых книг в 1782 и 1784 годах.

Спасо-Елеазаровскому монастырю принадлежали следующие участки земли:

1. Подмонастырский Псковского уезда Остенской волости, в нем по генеральному плану числилось 236 десятин 2117 сажень земли.

2. Пустошь Подмошье Гдовского уезда Середкинской волости в пяти верстах от пустыни, в ней по генеральному плану числилось 27 десятин 877 сажень земли.

3. Пустошь Кривица Псковского уезда Остенской (бывшей Кривовицкой) волости на берегу Псковского озера в семи верстах от обители, в ней значилось 21 десятина 147 сажень. Этой пустошью обитель не пользовалась из-за захвата крестьянами острова Талабска вследствие спора, начавшегося еще до генерального межевания. В 1900 г. было возбуждено дело о захвате земли крестьянами и об отрезе ее, но губернская чертежная по недостатку данных дело не решила и предложила обратиться в окружной суд для утверждения прав на владение этой землей.

4. Лесной участок, кварталы 9 и 10 Литвиновской дачи Припсковского лесничества Псковского уезда Остенской волости в двух верстах от обители. Кварталы эти общей площадью по плану съемки 1866 г. 76, 7 десятин. Участок этот был отпущен Лесным департаментом 28 мая 1912 г. в дополнительный надел по ходатайству настоятеля монастыря игумена Дометия с братией и перешел на попечение Спасо-Елеазаровой пустыни 23 июля 1912 года. Всего земли в трех участках, находящихся в пользовании монастыря числится: усадебной под строениями и огородами - 4 десятины 2089 сажень, пахотной - 57 десятин 1086 сажень, сенокосной - 48 десятин 1580 сажень, под строевым и дровяным лесом - 206 десятин 219 сажень, под лесной зарослью - 4 десятины 2360 сажень, под озерами, речкой и ручьями - 6 десятин 500 сажень, под дорогами - 17 десятин 2320 сажень. Всего монастырю принадлежало 340 десятин 2274 сажень земли. В аренду было сдано 3 десятины, а остальную пахотную и сенокосную землю обрабатывал сам монастырь.

В 1889 г. киот Цареградской иконы и риза на самой иконе были вызолочены.

6 мая 1894 г. при Спасо-Елеазаровом монастыре при настоятеле архимандрите Николае с утверждения епископа Нафанаила была открыта богадельня для пяти лиц духовного звания.

В 1895 г. "Северное Страховое Общество" на основании устава и полисных условий застраховало строения, принадлежащие Спасо-Елеазарову монастырю сроком на 12 месяцев от огня. В 1896 г. этот договор был продлен еще на год.

Псковская духовная консистория предписала в августе 1897 г. настоятелю Спасо-Елеазарова монастыря игумену Павлу предоставить в консисторию сведения о том, какое количество мест монастырь может предоставить для размещения малолетних преступников. Данное отношение последовало от председателя Псковского окружного суда от 30 июля ввиду отсутствия в пределах Псковского судебного округа исправительных приютов для несовершеннолетних обвиняемых и осужденных в возрасте от 10 до 17 лет. Несовершеннолетние преступники на основании 416? ст. Устава уголовного судопроизводства и 138? ст. Уложения закона 2 июня 1897 г. могли быть помещаемы в монастыри согласно их вероисповеданию.

Псковская духовная консистория в ноябре 1897 г. вменяла в обязанность настоятелю Спасо-Елеазарова монастыря игумену Павлу в случае препровождения судебным учреждением, принимать в монастыре на предварительное заключение и исправление до двух малолетних преступников. Это следовало из резолюции его преосвященства епископа Псковского и Порховского Гермогена Добронравина по делу о помещении в монастыри малолетних преступников.

Договор о страховании имущества Спасо-Елеазарова монастыря, расположенного на Спасской улице в г. Пскове, был заключен с "Северным Страховым Обществом" в 1897 г. на один год. В 1900 г. "Северное Страховое Общество" застраховало строения, принадлежащие монастырю сроком на 12 месяцев. В 1901 г. договор о страховании был продлен еще на один год.

В 1902 г. для чудотворных икон: Спаса Всемилостивого, Цареградской Божьей Матери и Трех Святителей устроили два новых киота и один из них находился за правым клиросом и в нем помещались икона Спаса Всемилостивого и Цареградской Божьей Матери, а другой за левым клиросом, в нем помещалась икона Трех Святителей. Богослужение совершалось в холодном соборе Трех Святителей со дня Святой Троицы до 6 октября, а остальное время года в теплом приделе Рождества Пресвятой Богородицы.

За правым клиросом собора в стене под спудом находились мощи основателя обители преподобного Евфросина, над которыми до 1902 г. была ниша и в ней находилась гробница с древней иконой преподобного Евфросина, писаной его учеником Игнатием, бывшим игуменом Спасо-Елеазарова монастыря. В 1902 г. эта ниша была пробита насквозь и устроена арка для более удобного поклонения святым мощам преподобного как из собора, так из придела.

К братскому корпусу в 1904 г. с южной стороны был пристроен при настоятеле игумене Кирилле новый двухэтажный каменный корпус, в нем разместились 17 келий, трапеза, хлебопекарня, кухня и кладовая.

Псковское уездное отделение епархиального училищного совета 23 сентября 1904 г. прислало заведующему Спасо-Елеазаровской школой игумену Кириллу следующее письмо. При преподавании закона Божия учителя должны заботиться о том, чтобы ученики понимали все заучиваемое по этому предмету, а не зубрили чего-либо без понимания. Для этого учителя должны были знакомить учеников с житиями святых, имена которых дети носят, псковских угодников вообще, местно особо чтимых и тех угодников, в честь которых устроены храмы. Эти рекомендации исходили из Псковского Епархиального училищного совета.

В 1906 г. по ходатайству настоятеля игумена Иувеналия через епископа Псковского и Порховского Арсения указом Синода от 4 ноября 1906 г. за № 12412 Спасо-Елеазаров Трех-Святительский монастырь II-го класса был преобразован в общежительный с таким числом братии, которое в состоянии будет содержать обитель на свои средства с присвоением ежегодно получаемого содержания от казны в размере 1250 руб. 3 копеек.

В 1910 г. на средства благотворителей-духовных чад схи-архимандрита Гавриила устроили небольшую домовую деревянную церковь во имя Святого Архистратига Гавриила, находящуюся напротив храма Трех Святителей. Церковь покрыли листовым железом, стены снаружи оштукатурили, а внутри обшили тесом. Деревянный березовый иконостас с иконами хорошей живописи был пожертвован великой княгиней Елизаветой Федоровной, посетившей Спасо-Елеазаровскую обитель первый раз 7 августа 1910 г. при освящении храма.

На основании 27 и 28 "Положения о призрении бедных духовного звания" Псковское епархиальное попечительство о бедных духовного звания открыло подписку на 1911 г. на благотворительные приношения. Псковское Епархиальное попечительство о бедных духовного звания просило настоятеля Спасо-Елеазарова монастыря игумена Дометия пригласить "частных человеколюбивых и сострадательных всякого звания, возраста и пола особ к посильному пожертвованию" в пользу заштатных, вдов и сирот духовного звания, а также и причты, и церковных старост к пожертвованию из собственности и из остаточных церковных сумм.

По указу императора Николая II Псковская духовная консистория препроводила 3 октября 1911 г. настоятелю Спасо-Елеазаровской пустыни игумену Дометию копию указа Святейшего Правительствующего Синода от 11 января 1911 г. относительно учреждения воспитательно-исправительных заведений для несовершеннолетних преступников и вообще к оказанию помощи правительству в борьбе с детской преступностью. Министр юстиции просил начать обсуждение вопроса о том, не представляется ли возможным привлечь к этому "богоугодному и общеполезному" делу те из подведомственных Синоду духовных установлений, которые могли бы взять на себя подобную задачу, ссылаясь на то, что в "Положении о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних", утвержденном 19 апреля 1909 г. изъяснено, что эти заведения могли учреждать правительство, земства, города, духовные установления и общественные учреждения, а также частные общества и лица.

После обсуждения изложенного письма министра юстиции Святейший Синод нашел, что 1) рост детской преступности в наиболее значительной степени зависит от небрежности в религиозно-нравственном воспитании детей в семье и школе, 2) возможность учреждения духовными установлениями воспитательно-исправительных заведений для несовершеннолетних зависит от различных средств и способов, имеющихся в распоряжении местных духовных установлениях и различных местных условий.

Вследствие закона "Об изменении наказуемости малолетних и несовершеннолетних" от 2 июня 1897 г., по которому следственная и судебная власть могла помещать малолетних и несовершеннолетних преступников в монастыри их исповедания, циркулярным указом Синод разъяснил епархиальным преосвященным и синодальным конторам, что 1) избрание обителей, не исключая и общин, для помещения малолетних и несовершеннолетних преступников зависит от усмотрения епархиальных начальств, 2) в случае помещения в монастыри малолетних и несовершеннолетних преступников, они должны быть подчинены всем правилам монастырской жизни, назначаемы в клиросное послушание или на черные работы, 3) по рассуждению Синода сосредоточение в одной обители большого числа малолетних и несовершеннолетних преступников не должно быть допускаемо во избежание расстройства иноческой жизни.

8 июня 1911 г. настоятель Спасо-Елеазаровой пустыни игумен Дометий рапортовал в Псковскую духовную консисторию о том, что согласно приговору Торопецкого городского судьи от 14 апреля 1911 г. по обвинению 15-летнего крестьянина Якова Гаврилова Соловского в краже, он был приговорен к заключению в православный монастырь до 18-летнего возраста, то есть до 3 октября 1913 г. Соловской был препровожден в Спасо-Елеазарову пустынь.

На одной линии с настоятельским домом в 1911 г. при настоятеле игумене Дометии был выстроен деревянный одноэтажный на каменном фундаменте дом. Дом разделялся небольшим коридором на две части, одна часть была занята монастырской торговой лавкой, а с другой стороны находились кельи братии. Тут же рядом расположился двухэтажный полукаменный дом с устроенной внутри крыши отдельной летней комнаты вроде мезонина. Дом был построен в 1913 г. на собственные средства архимандрита Гавриила. В нижнем подвальном этаже с восточной стороны была устроена усыпальница на три места, а над ней небольшая главка с крестом. Для склада дров в 1914 г. был построен деревянный сарай, находящийся в саду напротив колокольни Трех-Святительского храма и примыкающий к монастырской каменной ограде. В подклетях соборного храма размещалась житница и кладовая, а в подклетях придельного храма находилась усыпальница, столярная мастерская и кладовая.

Согласно отчету о церковно-приходской школе, находящейся при Спасо-Елеазаровой общежительной пустыни, за 1914 г. школа была одноклассная и помещалась в здании монастырской гостиницы. Школа содержалась на средства обители. Заведующим церковно-приходской школой с 28 сентября 1911 г. состоял настоятель пустыни игумен Дометий. Учителем в школе был крестьянин Петроградской губернии, Гдовского уезда Иван Архипов Воробьев. В указанный год в школе обучалось 15 мальчиков и 5 девочек. Полный курс церковно-приходской школы со свидетельством о знании курса окончили 4 мальчика. 11 января 1915 г. школа при монастыре была посещена уездным наблюдателем.

Из отчета о богадельне, состоящей при Спасо-Елеазаровой общежительной пустыни, за 1914 г. следует, что особого устава у богадельни не было, и она подчинялась монастырскому общежительному уставу. Богадельня помещалась в общих кельях братского корпуса. Призреваемые содержались на средства обители. В указанный год в богадельне состояло три престарелых лица, два из которых духовного звания. Призреваемые не получали пособия. На содержание богадельни выходило около 200 руб. в год.

В ведомости Спасо-Елеазаровой общежительной пустыни за 1915 г. приводится описание четырех храмов монастыря, из которых два каменных и два деревянных. В связи с церковью Трех Святителей находились два придела с северной и южной сторон, а на западе паперть. Главный храм устроен на подклетях из плиты, покрыт листовым железом и увенчан куполом с крестом. Южный придел, как неудобный и тесный, в 1902 г. с разрешения епархиального начальства был сломан до основания и в том же году старанием игумена Кирилла выстроен новый из кирпича, длиной 14 сажень, а шириной 6 сажень и 1 аршин. Придел этот построили на подвальном помещении, пригодном для жилья. Пол его уложили на железных, а потолок на деревянных балках. Придел покрыт железом и увенчан двумя главами с крестами. Нераздельно с папертью была устроена каменная колокольня из плиты в три яруса, купол и глава увенчаны крестом и покрыты листовым железом. Колоколов на ней 8, из которых большой весом 104 пуда 38 фунтов, второй полиелейный - 81 пуд 7 фунтов, третий вседневный - 51 пуд, а остальные пять общим весом 80 пудов. Престолов в храме два. В главном холодном - во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а в придельном теплом - во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

По данным за 1915 г. Спасо-Елеазарова общежительная пустынь имела в своем распоряжении вне стен монастыря: кузницу, конный двор, мукомольную мельницу, баню, гостиницу для богомольцев, скотный двор, дом для прачек, пчельник, флигель.

При Спасо-Елеазаровском монастыре к 1 января 1916 г. находилось 10 лошадей, из которых 3 выездных и 7 рабочих, 37 голов рогатого скота и 17 овец. Все они содержались для исключительных нужд обители.

23 февраля 1922 г. ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих, в результате которого из Спасо-Елеазаровского монастыря Остенской волости за время от 5 апреля по 30 июня было конфисковано 2 пуда 15 фунтов 38 золотых различных ценностей.

16 апреля 1923 г. на заседании малого президиума Псковского губернского исполнительного комитета слушали вопрос об оставлении в Елизарове дома дефективных детей. Выступал по этому вопросу уполномоченный по улучшению жизни детей товарищ Миронов. Президиум постановил дом этот в Елизарове оставить.

5 октября 1923 г. на заседании президиума Псковского губернского исполнительного комитета слушали вопрос о закрытии церквей Пантелеймоновской, Псковоградской Георгиевской, монастыря Елеазаровского и часовни на городской площади в г. Острове. Принимая во внимание расположение Елеазаровского монастыря в прифронтовой полосе, где "служители монастыря укрывают у себя лиц, пытающихся нелегально перебраться за границу", президиум постановил закрыть Спасо-Елеазаровский монастырь.

На заседании президиума Псковского губернского исполнительного комитета 14 ноября 1923 г. рассматривали заявление группы верующих о передаче им закрытой Елизаровской церкви. Президиум постановил ходатайство группы верующих отклонить.

Псковское епархиальное управление представило в марте 1924 г. в административный отдел Псковского губисполкома прошение граждан Остенской волости об открытии церкви закрытого Спасо-Елеазарова монастыря в качестве приходского храма. Административный отдел со своей стороны возражал открытию церкви по следующим соображениям: 1) граждане имели возможность ходить в Толбицкую церковь; 2) в закрытом монастыре находился учхоз губотнаробраза.

31 октября 1926 г. в бывшей церкви Елеазарова монастыря, которая была передана губисполкомом в ведение сельсовета, был открыт Народный дом. Церковная утварь большей частью из церкви была убрана, а иконы все были закрашены. Для окончательного оборудования Нардома требовался строительный материал, который, по мнению шефского отделения губсуда и местного актива, можно было использовать из кладбищенской церкви монастыря. Шефское отделение губсуда просило 16 ноября президиум Псковского губисполкома снести кладбищенскую церковь, поскольку "она служит рассадником напоминаний населению религии", а строительный материал использовать для окончательного оборудования Народного дома.

В день памяти преподобного Евфросина, псковского чудотворца и ученика его преподобного Серапиона 28 мая 2000 г. по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, а также старцев отца Николая Гурьянова с острова Залит и отца Наума из Троице-Сергиевой Лавры началось возрождение богослужебной и монашеской жизни в Спасо-Елеазаровском монастыре. Теперь здесь действующая женская обитель.

Информация в ГАПО:
фонд 340,

  • Указы Синода, Сената, Коллегии экономии.
  • Копии Указов Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II.
  • Клировые ведомости (1904, 1914).
  • Ревизские сказки о штатных служителях и их семействах (1865, 1833-1843).
  • Выписки из переписных книг 1679 года.
  • Отчеты и книги прихода и расхода, остатка денежных сумм.
  • Переписка с Псковской духовной консисторией по финансово-хозяйственным вопросам.
  • Ведомость о настоятеле монастыря архимандрите Антонии.
  • Ведомости о монашествующих и бельцах (1843, 1858),
  • Послужные списки настоятелей монастыря, монахов, братии: архимандрита Полевкина, игумена Иоанна (оп.1, д.8).

Спасо-Елеазаровский монастырь основан в 1425(?) г. постриженником Снетогорского монастыря, крестьянином деревни Виделебье Ефросином (до пострижения Елеазаром), который похоронен 15 мая 1481 г. в основанной им церкви Трёх Святителей (1447 г.) Канонизирован как общерусский святой на соборе 1551 г. В Москве. В начале XVI века здесь, возможно, был переписан мусин-пушкинский список "Слова о полку Игореве" и сформулирована основная политическая доктрина Московской Руси - "Москва - третий Рим" (старец Филофей). Монастырь также являлся центром псковского иконописания. Собор с пристройками в средневековье использовался как крепость, в нижних этажах которого располагались огнестрельные орудия. Один из отрядов Батория так и не решился напасть на монастырь из-за внушительного оборонного вида монастыря.



Спасо-Елеазаров Великопустынский монастырь, 2 класса, общежительный, в 25 верстах от Пскова, на реке Толбе. Основан преподобным Евфросином в 1447 году; в 1766 году в него переведен штат закрытого Спасо-Великопустынского монастыря. Здесь почивают мощи преподобного Евфросина, вместе с мощами ученика его преподобного Серапиона (см. 15 мая); здесь же находится чудотворный образ Спасителя и список с Цареградской иконы Божией Матери. Из монастыря совершается крестный ход в Псков в день Преполовения, а 2 июня — в Александровский посад, на озере Псковском. При монастыре богадельня для лиц духовного звания и школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь - не самая известная монашеская обитель, но по значимости для России, для судеб человечества он занимает особое место в мировой истории. Именно сюда, в пустынный, среди лесов расположенный монастырь, как эстафета преемственности была принесена Цареградская икона Божией Матери - дар Константинопольского Патриарха Ганнадия II. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за православие, за человечество: "Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти".

Место, где ныне находится Спасо-Елеазаровская обитель, Богом благословенное для монашеской жизни. В давние времена, по преданию, поселились здесь сестры псковского Иоанновского монастыря, но пустынническая жизнь оказалась непосильной для сестер. Спустя десятилетия на это место был призван монах из Снетогорского монастыря Евфросин. Произошло это в 1425 году.

Преподобный Евфросин, в миру - Елеазар(?), получил хорошее образование, он был книжником и богословом. Для выяснения вопросов, связанных с отправлением богослужения, преподобный Евфросин пешком ходил в Константинополь и там был принят самим Константинопольским патриархом, который на благословение пустынножительной обители, основанной у Толвского озера, подарил Цареградскую икону Божией Матери. Дар был сделан накануне принятия Константинополем Флорентийской унии. За четыре столетия до этого события, когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе.

Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, именуемый Пречистенским, и до сей поры он несет людям исцеления.

Преподобный Евфросин желал бы оставаться пустынножителем, но к нему стеклась братия, которая просила основать монастырь. Место было выбрано таким образом, чтобы ничто не нарушало отшельнической жизни подвижника: между двумя рукавами реки, под горкой, так что поставить монастырские строения было негде. Поскольку именно здесь преподобному Евфросину в тонком(?) сне явились три святителя - Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, которые повелели на этом месте создать собор, старец посоветовал братии скопать горку и землей засыпать один рукав реки. На образовавшемся пространстве были построены кельи и поставлен величественный собор, который стал символическим выражением Вселенскости Православия.

Был преподобный Евфросин молитвенником, настоящим старцем. Подобно преподобному Сергию Радонежскому, он стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых, - Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие. По смирению своему преподобный Евфросин, основав обитель, не стал ее настоятелем и даже не получил священнического сана, первым Елеазаровским игуменом был Игнатий. В акафисте, который в XIX веке сложили в Елеазаровском монастыре, поется: "Радуйся, славне и смиренне преподобне отче Евфросине".

Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 г., приняв схиму с именем Елеазар(?). В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: "Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть. Все это отдаю я в распоряжение отцу своему духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей. А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарю, ни посельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща".

В идеале Святой Руси - не проявление гордыни, а мессианская готовность жертвенно служить Божьему замыслу. Старец Филофей предупреждал Московского князя Василия Ивановича: "Един ты во всей поднебесной христианом царь. Подобает тебе, царю, сие держати со страхом Божиим. Убойся Бога, давшего ти ся, не уповай на злато, богатство и славу, вся бо сия зде собрана и на земли зде остают".

Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, была духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В то время как Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости, в Елеазаровском монастыре объединились ученые мужи, отстаивавшие необходимость усиления государства вокруг Москвы. Выразителем этой идеи был игумен Филофей, автор теории "Москва - Третий Рим". В своих сочинениях он заявил о решительной поддержке Великого князя как "броздодержателя святых Божиих престол".

В Елеазаровской обители этот союз Москвы и Пскова обозначен в архитектуре соборного храма: к главному, Трехсвятительскому, собору традиционной псковской архитектуры, пристроили придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс. В этом заложен глубокий смысл: Псков мыслится как начало русской государственности, Москва как ее становление и величие.

В XIX в. после закрытия более древнего псковского монастыря - Великопустынского - все его имущество вместе с чудотворным образом Спасителя передали в Елизарово.

В начале XX в. третьеклассный монастырь становится второклассным, с числом братии чуть больше двадцати человек, но братия - традиционно образованная, не из крестьянского или мещанского сословия, а из духовенства, и настоятели его назначаются ректорами Псковской Духовной семинарии, принимают архиерейские кафедры по всей России. Старчество до последних дней монастыря здесь не прекращается. Обретаются нетленными мощи елеазаровского настоятеля схиархимандрита Вассиана. В малоизвестную обитель переезжает на жительство знаменитый своей подвижнической жизнью прозорливый старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов). Одним из последних настоятелей Спасо-Елеазаровского монастыря стал новомученик, будущий Рязанский епископ Иувеналий (Масловский).

В 1918 году гибнет Царская семья, происходит отступление от веры, и в том же году закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть, монастырь закрывается и разоряется.

Еще весной 1920 года действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь "в помощь голодающим Поволжья". Летом того же года на территории монастыря открыли сначала институт, из которого профессора и учащиеся почти сразу же перебрались в Петроград. Затем власти попытались организовать образцово-показательное сельхозпроизводство; несколько месяцев понадобилось, чтобы созданное трудом монахов пошло прахом. Поочередно в Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных детей, детский санаторий и база отдыха. В результате от более чем двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.

На острове Залита, который расположен в Псковском озере напротив Спасо-Елеазаровского монастыря, четыре десятилетия живет отец Николай Гурьянов. Он молился о восстановлении обители, он был хранителем Цареградской иконы Божией Матери, которая прежде находилась в обители преподобного Евфросина. Та дорожка, по которой батюшка ходил с трепетом и благоговением, называется дорогой Спасителя, по ней приносили из монастыря на остров чудотворную икону Спасителя. Батюшка был и остается хранителем монастыря и носителем Божией благодати, освятившей эти места. Его жизнь позволяет представить, какой дух был у Елеазаровской обители, потому что он - продолжение ее. Сподвижник отца Николая - протоиерей Борис Николаев, богослов и молитвенник - пятьдесят лет живет рядом с Елизарово. Он связан с преподобным Гавриилом (Зыряновым) через своих духовных наставниц - монахинь Иоанно-Предтеченского монастыря, которые окормлялись у елеазаровского старца, и теперь духовно наставляет насельниц евфросиновой обители.

В начале 90-х годов ХХ века собор начал рушиться, упала колокольня, четверик храма зашатался(?), но нашлись люди, которые сделали почти невозможное - сумели пробить государственное финансирование на реставрацию памятника архитектуры. Столпы собора были усилены железобетонными стяжками и собор выстоял.

В 2000 году в короткие сроки было принято решение о передаче монастыря. Возвращение Спасо-Елеазаровского монастыря состоялось в день, когда чествуется византийская святыня - икона Божией Матери "Живоносный источник".

По материалам статьи Натальи Огудиной на сайте ПРАВОСЛАВИЕ.RU .



Сайт Псковского областного архива:

В 27 верстах от г. Пскова по Гдовской дороге рядом с рекой Толвой и озером располагается Спасо-Елеазаровский мужской монастырь, основанный в середине XV века (около 1447 г.). Это место, пустынное и дикое, избрал для своих отшельнических подвигов преподобный Евфросин, основатель монастыря. Преподобный Евфросин, в миру Елеазар, родился в 1376 г. в селе Виделибье. Получив возможное по тому времени книжное образование, он в раннем возрасте почувствовал стремление к монашеской жизни и после смерти отца ушел из родительского дома и поступил в Снетогорский монастырь близ г. Пскова. Там он принял пострижение и скоро обратил на себя внимание братии и прославился у окрестных жителей строгим послушанием и воздержанием и ревностью в исполнении правил монастырской жизни. Вскоре Евфросин оставил Снетогорский монастырь и поселился в 1425 г. в уединении на речке Толве. Впоследствии сюда же прибыл другой инок Снетогорского монастыря преподобный Савва, основавший впоследствии Крыпецкой монастырь. Здесь же поселился инок Серапион. Скоро к Евфросину собрались новые иноки, желавшие учиться его наставлениями и примером. Значительно увеличившаяся в числе братия стала просить своего наставника о построении церкви для общей молитвы. Согласившись на их просьбу, преподобный велел строить церковь во имя трех Святителей на острове, образовавшемся от рукава речки Толвы. Место это, указанное преподобному в сонном видении тремя Святителями, братии показалось слишком малым для учреждения монастыря. По мысли Евфросина засыпали песком рукав речной и Толва пошла одним руслом. На месте бывшего острова построили церковь и основали монастырь. От мирского имени преподобного обитель получила название Елеазаровой пустыни. Начало его полагают около 1447 г., хотя переселение сюда самого Елеазара последовало в 1425 г.

Имея все права настоятельства и управляя новоустроенной обителью, Евфросин, несмотря на убеждения братии, до самой смерти не принимал сана и чести игуменства. Первым игуменом в монастыре был Игнатий, вторым Харлампий, третьим Памфимий.

Преподобный Евфросиний скончался 15 мая 1481 г. на 95-м году жизни. После причисления его к лику святых на Московском соборе 1551 г., ему была составлена особая служба и положено празднество на день кончины, то есть 15 мая.

Царские жалованные грамоты Елеазарову монастырю не сохранились, и неизвестно, как далеко простирались в XVI в. его льготы и привилегии, какими обычно пользовались в то время монастыри. При царе Михаиле Федоровиче монастырь владел значительной поземельной собственностью. За ним числилось 1484 четвертей земли и 101 крестьянин.

Преполовенская каменная холодная церковь находилась на Спасском подворье г. Пскова в 1-й части на углу Успенской и Спасской улиц. Устроена она была от Великопустынского монастыря в 1707 г., в ней со дня ее основания отправлялась служба во время крестного хода, учрежденного в XVI в. для обхождения с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в день Преполовения Пасхи вокруг г. Пскова, потом ее отдали Елеазарову монастырю.

До учреждения духовных штатов 1764 г. Елеазаровский монастырь имел за собой 450 душ крестьян. По духовным штатам 1764 г. к Елеазаровскому монастырю причислили братство упраздненного Великопустынского монастыря, отстоящего от Пскова в 60 верстах, перенесли церковную утварь и что особенно важно - чудотворную икону Всемилостивого Спаса, которая составляла главную святыню Евфросиновой обители. Елеазарова пустынь была возведена в штат III-го класса и стала именоваться Великопустынским Спасо-Елеазаровским Трех-Святительским монастырем и с этого времени началось ее игуменство.

Согласно ведомости третьеклассного Спасо-Елеазаровского Великопустынского монастыря за 1801 г., в нем состояли следующие церкви: 1-я - Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста с приделом Рождества Богородицы каменной; 2-я - за монастырем на горе в роще, церковь Преподобного Евфросина деревянная; 3-я церковь - в Пскове на монастырском Елеазаровском подворье Преполовения Господня каменная. Когда эти церкви построены, неизвестно за неимением летописей. Земли для монастыря было отмежевано 236 десятин пашенной и сенокосной около монастыря, а в пустоши Подмошье - 27 десятин. На землю были составлены планы и межевые книги. По штату в монастыре положено одиннадцать человек, а с настоятелем двенадцать.

В 1805 г., когда Снетогорский монастырь был обращен в загородный архиерейский дом, третьеклассная архимандрия и все монастырское движимое имущества были переведены из него в Елеазаров. После нашествия французов по прошению псковских граждан Елеазаровский монастырь был возведен в достоинство второклассного высочайшим указом от 15 января 1813 г. и учреждено в нем архимандритство. Согласно ведомости Елеазаровского монастыря за 1813 г., по штату в монастыре положено было быть 16 служителям, а с настоятелем - 17.

Настоятельский деревянный одноэтажный дом на каменном фундаменте был построен в 1814 г. при настоятеле архимандрите Афанасии, впоследствии архиепископе Новгородском. В 1831 г. был построен каменный двухэтажный братский корпус на 27 келий, с двумя мастерскими: портняжной и сапожной. Корпус был выстроен за казенный счет при настоятеле архимандрите Мелхиседеке. При въезде в обитель находилась старая деревянная на каменном фундаменте гостиница для богомольцев, построенная в 1834 г. при настоятеле архимандрите Серафиме.

При Спасо-Елеазаровском мужском монастыре состояло пять часовен. Первая - Спасова каменная у святых ворот с куполообразным верхом, покрытая листовым железом, была построена в 1865 г. на том месте, где была встречена при перенесении из Великопустынского монастыря в Елеазарову обитель чудотворная икона Всемилостивого Спаса. Вторая - Ефросиновская часовня также была построена в 1865 г. из булыжника при архимандрите Иллиодоре. Отличалась от Спасовой часовни формой крыши и располагалась в роще за кладбищенской церковью. Однопрестольная кладбищенская церковь, расположенная в 100 саженях от монастыря на севере, современна преподобному Ефросину и первоначально была посвящена памяти преподобного Онуфрия Великого. Третья - Богородицкая часовня Цареградской Божьей Матери деревянная находилась у источника в версте от монастыря. Построена часовня в память встречи Ефросином чудотворной иконы Цареградской Божьей Матери. Четвертая - крестовая деревянная часовня, открытая со всех сторон и имеющая вид сени на столбах с небольшой главой и крестом, была сооружена вблизи обители на восточной стороне, на месте погребения защитников обители, павших в бою при нашествии польского короля Стефана Батория на г. Псков в 1581 г. и погребенных игуменом Савватием. Зосимо-Савватиевская часовня, находящаяся на пасеке в 1, 5 версте от монастыря, была построена игуменом Иувеналием в 1909 г. в честь преподобных Зосимы и Савватия - Соловецких чудотворцев, покровителей пчеловодства. В 1867 г. над папертью Преполовенской церкви вместо бывшей звонницы на столбах устроили каменную шатровую колокольню. На нее поместили пять колоколов, из них большой весом 30 пудов был пожертвован в том же году генерал-майором Тималовским, а остальные колокола мелкие без обозначения веса.

11 октября 1883 г. настоятель Спасо-Елеазарова монастыря игумен Серафим сообщал Псковской духовной консистории о том, что монастырь имеет собственное подворье в г. Пскове с землей в 1200 квадратных сажень под садом, большим двором и постройками. Постройки эти состоят из двух полукаменных домов с надворными службами, которые отдаются в аренду разным посторонним лицам и приносят доход, за исключением всех расходов на ремонт квартир, уплату городских повинностей и страховых пошлин и ночного караула, около 500 рублей. По планам при монастыре значилось удобной и неудобной земли 285 десятин 141 сажень, из которой две части состояли под лесом и небольшим озером, не приносящим монастырю никакой пользы. Третья часть земли обрабатывалась вольнонаемными рабочими и приносила монастырю около 300 рублей. По штату в монастыре положено быть 18 братьям, а к 1 января 1883 г. их состояло при монастыре 30 человек.

В 1885 г. при Спасо-Елеазаровом монастыре открыта церковно-приходская школа.

К братскому корпусу в 1904 г. с южной стороны был пристроен при настоятеле игумене Кирилле новый двухэтажный каменный корпус, в нем разместились 17 келий, трапеза, хлебопекарня, кухня и кладовая.

В 1906 г. по ходатайству настоятеля игумена Иувеналия через епископа Псковского и Порховского Арсения указом Синода от 4 ноября 1906 г. за № 12412 Спасо-Елеазаров Трех-Святительский монастырь II-го класса был преобразован в общежительный с таким числом братии, которое в состоянии будет содержать обитель на свои средства с присвоением ежегодно получаемого содержания от казны в размере 1250 руб. 3 копеек.

В 1910 г. на средства благотворителей-духовных чад схиархимандрита Гавриила устроили небольшую домовую деревянную церковь во имя Святого Архистратига Гавриила, находящуюся напротив храма Трех Святителей. Церковь покрыли листовым железом, стены снаружи оштукатурили, а внутри обшили тесом. Деревянный березовый иконостас с иконами хорошей живописи был пожертвован великой княгиней Елизаветой Федоровной, посетившей Спасо-Елеазаровскую обитель первый раз 7 августа 1910 г. при освящении храма.

На одной линии с настоятельским домом в 1911 г. при настоятеле игумене Дометии был выстроен деревянный одноэтажный на каменном фундаменте дом. Дом разделялся небольшим коридором на две части, одна часть была занята монастырской торговой лавкой, а с другой стороны находились кельи братии. Тут же рядом расположился двухэтажный полукаменный дом с устроенной внутри крыши отдельной летней комнаты вроде мезонина. Дом был построен в 1913 г. на собственные средства архимандрита Гавриила. В нижнем подвальном этаже с восточной стороны была устроена усыпальница на три места, а над ней небольшая главка с крестом. Для склада дров в 1914 г. был построен деревянный сарай, находящийся в саду напротив колокольни Трех-Святительского храма и примыкающий к монастырской каменной ограде. В подклетях соборного храма размещалась житница и кладовая, а в подклетях придельного храма находилась усыпальница, столярная мастерская и кладовая. По данным за 1915 г., Спасо-Елеазарова общежительная пустынь имела в своем распоряжении вне стен монастыря: кузницу, конный двор, мукомольную мельницу, баню, гостиницу для богомольцев, скотный двор, дом для прачек, пчельник, флигель.

23 февраля 1922 г. ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих, в результате которого из Спасо-Елеазаровского монастыря Остенской волости за время от 5 апреля по 30 июня было конфисковано 2 пуда 15 фунтов 38 золотых различных ценностей.

5 октября 1923 г. на заседании президиума Псковского губернского исполнительного комитета слушали вопрос о закрытии церквей Пантелеймоновской, Псковоградской Георгиевской, монастыря Елеазаровского и часовни на городской площади в г. Острове. Принимая во внимание расположение Елеазаровского монастыря в прифронтовой полосе, где "служители монастыря укрывают у себя лиц, пытающихся нелегально перебраться за границу", президиум постановил закрыть Спасо-Елеазаровский монастырь.

31 октября 1926 г. в бывшей церкви Елеазарова монастыря, которая была передана губисполкомом в ведение сельсовета, был открыт Народный дом. Церковная утварь большей частью из церкви была убрана, а иконы все были закрашены. Для окончательного оборудования Нардома требовался строительный материал, который, по мнению шефского отделения губсуда и местного актива, можно было использовать из кладбищенской церкви монастыря. Шефское отделение губсуда просило 16 ноября президиум Псковского губисполкома снести кладбищенскую церковь, поскольку "она служит рассадником напоминаний населению религии", а строительный материал использовать для окончательного оборудования Народного дома.

Загрузка...
Top