Усадьба марфино официальный. Усадьба Марфино (санаторий) - достопримечательности и история, происхождение названия. Усадьба Марфино - из истории

Марфино — величественная усадьба, находящаяся примерно в 25 км от окраины Москвы. Усадебный дом, выстроенный в неоготическом стиле, возвышается над прудом, в зеркале которого он причудливо отражается. Большой парк и сохранившиеся постройки привлекают сюда любителей мест с историей и красивой природой.

Как попасть в усадьбу Марфино

Территория усадьбы сейчас принадлежит Министерству обороны, здесь находится санаторий. Однако пройтись по парку и полюбоваться природой и архитектурой места может каждый. Нужно только подойти на КПП санатория и сообщить о желании погулять в парке, показать паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Сотрудники выпишут пропуск, который позволит находиться на территории.

Для желающих более глубоко погрузиться в историю Марфино туристические агентства организуют автобусные экскурсии. В этом случае заботы об оформлении пропусков они берут на себя, но документы все равно нужно взять с собой.

У самой усадьбы Марфино нет официального сайта, но есть сайт санатория , на котором можно ознакомиться с краткой историей места и посмотреть, как туда добраться.

Усадьба Марфино в 2019 году

К сожалению, в сам усадебный дворец попасть нельзя, зато можно прогуляться по живописной территории. Виды здесь и правда впечатляющие, недаром локацию использовали для съемок эпизодов некоторых фильмов. Место довольно популярно и среди любителей фотосессий — романтичный усадебный дом, похожий на замок, создает особенную атмосферу. По выходным в теплые дни здесь много молодоженов, которые выбирают эту усадьбу для праздничной съемки.

Свежий воздух, обилие зелени, тенистые аллеи — все это располагает к длительным прогулкам. Возле одного из прудов есть песчаный пляж, на котором можно расположиться, любуясь красотой места.

На территории усадьбы сохранились также некоторые хозяйственные постройки, фонтан, беседка, павильоны. Есть, правда, и те, что находятся в плачевном состоянии — в частности, речь о величественном некогда готическом мосте. Дело в том, что он не принадлежит Министерству обороны, поэтому недавняя реставрация его не коснулась. Этот мост и сейчас привлекает внимание многих благодаря деталям и мастерству, с которым он был выполнен.

За пределами территории санатория находятся также две церкви, имеющие богатую историю и когда-то входившие в усадебный комплекс. Это церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в начале XVIII века, и храм Петра и Павла, возведенный немного позднее — в 1770-е годы.

История

Исторические источники говорят о существовании усадьбы еще в XV веке, с тех пор она сменила множество владельцев. Одним из ее хозяев был князь Борис Алексеевич Голицын — известный государственный деятель. Он построил в усадьбе новый дом, обустроил парк, именно при нем была построена сохранившаяся до наших дней церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Некоторые считают, что своим названием имение обязано именно семье Голицыных — по одной из версий, оно было названо так в честь супруги князя (Марии Федоровны), по другой — в память о погибшей горячо любимой дочери.

Большой вклад в развитие усадьбы сделали Салтыковы, вместо старого дома был построен двухэтажный дворец с флигелями. Также был возведен храм Петра и Павла, который и сейчас принимает верующих. Тщательно занимались и обустройством парка, который стал нарядным и гостеприимным, в нем появились беседки и павильоны. В усадебной оранжерее выращивались экзотические фруктовые деревья.

При Салтыковых были созданы и ныне существующие павильоны. «Миловида» находится над прудом, павильон служит своеобразной смотровой площадкой, отсюда можно любоваться красотой усадьбы. Также заслуживает внимания Музыкальный павильон в форме полуротонды. В этот период появились псарни, в них жили охотничьи породы собак и слуги, которые занимались уходом за животными. Внешний вид этих зданий с колоннами более поэтичный, чем их предназначение. Даже сложно догадаться, что здесь держали собак. Псарни были отреставрированы и сейчас посетители Марфино могут их увидеть.

Салтыковы сделали резиденцию местом активной светской жизни — здесь проходили театральные представления, музыкальные вечера, торжественные приемы. Среди гостей Марфино были дядя Александра Сергеевича Пушкина — поэт Василий Львович и историк Николай Михайлович Карамзин.

Усадьба сильно пострадала во время Отечественной войны 1812 года — французы разграбили, а затем подожгли ее. На восстановление у Салтыковых просто не было средств, поэтому Марфино было продано Владимиру Григорьевичу Орлову, младшему из братьев, возвысившихся в период правления Екатерины II. Граф энергично взялся за возрождение усадебно-паркового комплекса, однако не дожил до окончания работ, новой хозяйкой стала его дочь — Софья Владимировна Панина, которая наняла для восстановительных работ известного в то время архитектора Михаила Доримедонтовича Быковского. Благодаря ему дворец приобрел черты средневекового замка, которые сохранились до наших дней.

После революции усадьба была национализирована, богатейшие культурные ценности передали в фонды музеев, а книги огромной библиотеки разошлись по музеям и библиотекам. Разные учреждения занимали эту некогда роскошную резиденцию, потом в ней начал работать военный санаторий. В советское время на территории была построена санаторная гостиница и оздоровительный комплекс.

Четыре века уже «стукнуло» этому подмосковному памятнику зодчества. За это время усадьба Марфино успела несколько раз «переродиться», при каждом новом хозяине она меняла свой облик до неузнаваемости. И не всегда это происходило в лучшую сторону, были периоды истинного расцвета и бесконечного упадка.

В ней гостили члены царской семьи, сюда приезжал в поисках вдохновения Александр Пушкин, а в советские годы здесь располагался военный санаторий. Но был в истории Марфино и такой период, когда в усадьбу наведывались только бездомные и бродячие собаки, а само здание почти разрушилось, и лишь чудом его удалось сохранить, а впоследствии и отреставрировать.

Голицины – рождение усадьбы

Первые упоминания об этих местах относятся еще к концу VI века. Правда, тогда еще не существовало никакой усадьбы, как и не было самого названия Марфино. Это территория отводилась под охотничьи угодья, которыми владел боярин Василий Головин, служивший при Иване Грозном воеводой.

На рубеже VII-VIII веков имение выкупил князь Борис Голицин. И, наверное, это время и стоит считать днем рождения усадьбы. Ведь именно отсюда и пошло название Марфино. Князь нарек её так в память о любимой дочери, которая трагически утонула. Сильно приукрасить территорию Голицын не успел, появилась только Церковь Рождества Богородицы и большой «французский» парк. Они, к сожалению, до наших дней не сохранились.

А уже в 1720 году младший сын Голицина Сергей продал угодья, чтобы расплатиться со своими долгами. Покупателем стал фельдмаршал Петр Салтыков, который передал потом усадьбу своему сыну Ивану. И вот при них Марфино приобрело те черты, которыми восторгаются до сих пор.

Салтыковы – расцвет усадьбы

При Салтыковых в усадьбе появилась главная достопримечательность – двухэтажный дворец в псевдоготическом стиле. Постепенно Марфино превратилось в центр светской жизни. Здесь устраивались рауты, проводились концерты, сюда съезжалась знать со всей Москвы. Для развлечения высокой публики было построено несколько беседок, в которых проводились концерты.

В Марфино даже был свой театр, причем сцена располагалась на опушке леса, так что искусством гости наслаждались под открытым небом. Еще одним из любимых развлечений московской знати было катание на лодках. Небольшой пруд был разбит прямо напротив дворца, спуститься к нему можно по величественной лестнице, которую венчают колонны и готические скульптуры.

Еще одна знаковая постройка времен Салтыковых – церковь Петра и Павла. Но главное внимание владельцы усадьбы уделяли благоустройству парка. Для этих целей был даже нанят целый штат садовников. Они не просто высаживали цветы и подстригали деревья, в их задачу входило создание настоящего ландшафтного произведения искусства.


Орловы-Панины – начало упадка

Эпоха праздных гуляний, а вместе с ней и расцвет усадьбы Марфино закончился в начале XIX века, и связано это в первую очередь с Отечественной войной 1812 года. Оба Салтыкова погибли в сражениях, а само имение разграбили французы. Многие постройки сгорели или были разрушены.

После победы усадьба достается по наследству графу Владимиру Орлову. Он взялся реконструировать Марфино – восстановил главный дворец, придав ему новые черты, отремонтировал каменный мост. Но довести до конца начатое дело Орлов не успел. Он умер в 1831 году. Реконструкция еще какое-то время продолжалась под управлением дочери Орлова Софьи Паниной, но и она вскоре скончалось. Муж покойной Виктор Панин служил в Петербурге, и в наследованную московскую обитель приезжал редко. А без хозяина усадьба Марфино стала постепенно утрачивать былой лоск.

XX век – взлеты и падения

После Революции усадьба Марфино перешла в «народную» собственность. Имение было снова разграблено, все ценности, среди которых числились уникальное собрание живописи и огромная библиотека, «уехали» в неизвестном направлении.

Полвека усадьба была фактически никому не нужна, и только в 1944-м здесь решили обустроить военный санаторий. Так как лечился здесь в основном высший офицерский состав, здания привели в более-менее нормальный вид. Правда, далеко не все, и только снаружи. Те постройки, которые не использовались, продолжили разрушаться.

Самый тяжелый период для Марфино пришелся на «лихие» 90-ые. Как и многие памятники архитектуры, усадьба оказалась просто никому не нужной. Главный дворец несколько раз горел, в постройках обитали бездомные, а каменный мост грозился рухнуть в воду.

И только совсем недавно нашлись средства, а главное, люди, которые захотели отреставрировать усадьбу Марфино. Сейчас многие достопримечательности уже восстановлены: дворец, мост, церковь Петра и Павла, парадная лестница к пруду. Место потихоньку возвращает себе былое величие, сюда уже с удовольствием едут туристы, чтобы своими глазами увидеть один из лучших образцов усадебной архитектуры.

Адрес: Московская область, Мытищинский р-н, с. Марфино.

Многие усадьбы возводили на берегу реки, усадьба Марфино, расположившаяся на берегу реки Уча Мытищинского района, не является исключением. Благодаря своему месторасположению был создан уникальный архитектурно-дворцовый ансамбль, с использованием прудов.

Создали эту красоту крепостные архитекторы Белозеров, Тугаров и Быковский. Впервые летопись указывает о существовании этой усадьбы на конец 15 века. Посмотреть адрес на карте .

Самое европейское местечко ближайшего Подмосковья, о нем очень многие слышали, почти все его видели, как минимум в отечественном кино, но мало кто здесь побывал. Усадьба Марфино – эдакий дворец средневековых рыцарей. Он спрятан в лесах Мытищинского района, вдали от автотрассы и, ко всему прочему, сейчас принадлежит военно-клиническому санаторию министерства обороны, что также накладывает отпечаток закрытости.

Владельцев поместья было много, особо можно выделить князя Бориса Алексеевича Голицына, фельдмаршала Петра Семеновича Салтыкова, графа Владимира Григорьевича Орлова, графиню Софью Владимировну Панину. Каждый, безусловно, внес свой вклад в развитие усадьбы и в тот облик, который она приняла. Она по праву входит в ТОП 9 усадеб Подмосковья .

Уже первые виды, открывающиеся на усадебную территорию, гораздо больше напоминают средневековую Англию с ее дворцами и замками, нежели небольшое подмосковное село. И только нестриженная трава газона дает знать – мы всего в 30 км севернее российской столицы. Поместью не мене четырех столетий.

Возникновение усадьбы Марфино

Бытует мнение, что наименование она получила по имени женщины – супруги князя Б. А. Голицына, между тем, в летописях начала 17 века усадьба уже фигурирует как Марфино, то есть, почти за 100 лет до князя. Еще стоит упомянуть, что имя жены было не Марфа, а Мария. Более того, Голицын после покупки поместья, дал ей новое название – Богородское, по наименованию церкви Рождества Богородицы, которая из деревянной стала белокаменной по заказу князя.

Скорее всего, название происходит от имени одной из евангельских сестер – Марфы, являющаяся святой покровительницей местных жителей. Название порекомендовала дать церковь.

По свидетельству письменных источников она известна с 1585 года. Тогда она называлась Шабрино и находилась в собственности дипломата думского дьяка посольского приказа Василия Яковлевича Щелкалова. Того самого, который владел имением Останкино. При нем Марфино в 16 веке представляло собой красивое живописное место, не более. Будучи крупным государственным деятелем Щелкалов воспринимал усадьбу как хозяйственную и приезжал сюда не чаще чем раз за все лето.

Естественно, ни о какой культурной жизни и речи не было. Что на самом деле представляло из себя Марфино того времени сказать трудно, так как ничего не сохранилось. Скорее всего, как и большинство подмосковных усадеб того времени она представляла из себя хутор, поставлявший ко двору сельскохозяйственную продукцию своему господину.

Оно оставалось неприметным селом до середины 18 столетия, пока, не сменив череду владельцев, не оказалось в руках графов Салтыковых – очень богатого и знатного дворянского рода. Вот когда подмосковная провинция начинает приобретать заграничный лоск.


Что по-настоящему русское в усадьбе так это храм Рождества пресвятой Богородицы, старейшая постройка Марфино. Ей более 300 лет и у нее тоже есть своя история, не лишенная мистического начала. Возведена она талантливым крепостным зодчим В. И. Белозеровым. Специально для строительства сооружений в поместье князь Голицын отправил Владимира Ивановича на обучение во Францию на 5 лет.

Предание гласит, именно с этой церковью связаны последние дни жизни зодчего. В преддверии окончания строительства, якобы приснился ему сон, что строение рухнуло. В тот же день он обратился к супруге князя – Марии Федоровне и попросил внести некоторые доработки. Супруга дала добро, и архитектор немного изменил внутренний вид церкви, утвержденный князем.

По приезду домой, Голицын был в ярости. Церковь построили иначе. Из-за непослушания, крепостного зодчего велел высечь розгами. Сердце Белозерова не выдержало, и он скончался на месте. Похоронили его рядом с церковью.

Согласно надгробной плите, лежащей рядом сооружением, дата смерти крепостного зодчего 30 ноября 1708 г. Это означает, что он умер годом позже, после окончания строительства церкви. Каковы были истинные причины смерти едва ли кто-то уже узнает.

Помещик за жестокость свою расплатился с лихвой – продолжает предание народная молва. За его неудачами по службе пошли и семейные неурядицы. Сперва погибает младший сын, за ним умирает старший. Из десяти детей Голицына отца переживет лишь один.


Усадьба при Салтыковых

Владимир Семенович Салтыков

После кончины князя Б. А. Голицына поместье отошло к родственнику – сыну (в 1714 г.), а тот, в свою очередь, чтобы избавиться от долгов, продал его В. С. Салтыкову за 3 350 руб. в 1728 г. Владимир Семенович продал усадьбу брату за 7 000 р. в 1729 г. Для сравнения, Архангельское было продано за 245 000 р. в 1810 г., но на момент покупки курс рубля упал в два раза.

Отдельно стоит рассказать о Петре Семеновиче. Участник нескольких войнах: русско-польская (1734 г.), русско-шведская (1741-1743 гг.), Семилетняя война. Генерал, граф, главнокомандующий русской армией, а после сенатор и губернатор Москвы. После получения должности генерал-губернатора Москвы он начинает грандиозные работы по построению архитектурно-дворцового ансамбля в усадьбе.

Салтыковы, получив во владение Марфино, начинают обустройство усадьбы по последней моде. Петр Семенович создает в Подмосковье свою парадную резиденцию. В рекордные сроки построен дворец с двумя театрами в стиле классицизма.

Флигели для гостей и для прислуги, а также псарня (специальное помещение для охотничьих собак). Из всех строений Салтыковской эпохи до сего дня сохранились лишь они, сильно выбивающиеся из неоготической архитектуры всего комплекса.

Граф был большим любителем псовой охоты, держал до 1000 гончих, конечно, не вся эта 1000 находилась в Марфино. Сюда приезжало самое знатное общество и поэтому два домика (псарни), похожие на дома помещиков средней руки, были построены специально для собак. Собаки жили на первых этажах, а наверху жили псари.

На сравнительно небольшой территории (всего 13 Га) Салтыковы разбили парк с цветниками и затеями. За сложной зеленой архитектурой ухаживал целый штат профессиональных садовников, которых выписывали из Дании.

Подстригая деревья и кустарники определенным образом, они предавали им причудливые формы пирамиды или шара. Таким образом, создавалось впечатление, что парк – это парадный зал, а аллеи, украшенные гротами, беседками и павильонами – это анфилады.

Их следы и сегодня можно увидеть в Марфинском парке. Рассказывают, что при Салтыковых был в усадьбе еще и зверинец для потехи публики, но точных данных об этом нет. Зато местный театр был знаменит не только на всю округу, скорее на всю страну. Здесь были не только политически-знатные люди России, но также и деятели культуры, искусства такие как Николай Михайлович Карамзин, Василий Львович Пушкин.

Возведение дворца

На смену русскому классицизму приходит западный стиль барокко. Огромный дворец широкими лестницами, пышным убранством, колоннадой, визуально увеличивающие размеры дворца. Стиль, которому свойственна аффектация, странным образом гармонично вписался в дворцово-парковый ансамбль усадьбы.

Марфино сразу наполнилась редкой живописью именитых мастеров, скульптурами, серебряной посудой и фарфором, фамильными драгоценностями. Отдельно можно выделить прекрасную коллекцию старинного оружия и доспехов семьи Салтыковых. Рядом с дворцом создали чудесный парк немалых размеров – почти 19 га и зверинец с оранжереями, а в 1770 г. она преобразилось парадным въездным мостом.


Смерть П. С. Салтыкова

Во время губернаторства Петра Семеновича в Москве разразилась чума. После 6 месяцев с начала болезни, он рапортует Екатерине II, что ежедневно в городе погибает до 850 человек и просит разрешения покинуть Москву на время.

Императрица разрешила ему отъехать, и он отправился в Марфино. В его отсутствие в городе вспыхнул бунт, и Екатерина II обвинила в этом Салтыкова, в связи с чем приказала его уволить (1771 г.). Не выдержав отставки, князь умирает спустя год в усадьбе, так и не завершив начатую реконструкцию.

Екатерина, не желала хоронить графа со всеми почестями, но у последнего было много учеников и соратников и один из них генерал-аншеф Петр Иванович Панин решил отдать почести своему учителю. Он приехал в парадном мундире и со всеми орденами, встал в почетный караул к гробу и заявил, что не намерен покидать его пока не вызовут караул для смены.

Императрица не хотела конфликта с военными, а посему приказала прислать в усадьбу Марфино гвардейцев, чтобы перевезти Салтыкова в Москву и воздать все почести великому полководцу.

Переход усадьбы Марфино И. П. Салтыкову

После смерти князя поместье отходит к его сыну Ивану Петровичу. Он, также как и отец, стал фельдмаршалом и губернатором «белокаменной». При нем Марфино пополнилось рядом сооружений: церковь Петра и Павла, здание для охотничьих собак, двор для лошадей, сарай для карет и парковые беседки.


Из того, что сохранилось стоит отметить церковь Петра и Павла (Петропавловская), расположенную напротив церкви Рождества Богородицы, дома для собак с красивыми колоннами, присущие русскому классицизму и беседки в парке.

В 1805 г. князь умирает и именье переходит его сыну, который также как и его предки был военным – И. П. Салтыкову. В 1813 г., участвуя в военных действиях против французов, получает смертельную рану и погибает. Он успел составить завещанию, по которому крестьян, коих было около 20 000, отпускают на волю, заводы, дома продают, а вырученные деньги идут в воспитательный дом в поместье, который предназначался для всех, кто потерял отцов на войне.

Усадьба при Орловых

К сожалению, завещанию не суждено было сбыться. Все его имущество поделили сестры. Усадьба перешла Анне Ивановне Орловой. Орловы в ту пору жили в Париже, но все равно начали восстанавливать усадьбу. В силу наличия долгов на Марфино было продано родственнику Орлову Владимиру Григорьевичу.

Граф Орлов, находясь на должности директора Российской Академии наук, возобновил восстановительные работы: построил кирпичный завод, оранжерею, столярную мастерскую. Академик умер в 1831 г., завещав усадьбу своей дочке Софье Владимировне Паниной.

Усадьба при Паниных

Дочь графа продолжила работы отца в усадьбе. Имея внушительное состояние чета Паниных с легкостью вкладывали деньги в строительство архитектурного-дворцового ансамбля имения. С этой целью прекрасно справился архитектор Быковский.

Быковский в архитектуре больше теоретиком, чем практиком, но обладая довольно скромным талантом, все же вошел историю строительного искусства. Ученик Доменика Жилярди, он даже станет главным архитектором Москвы, сменив на этом посту знаменитого Осипа Бове.

Известно, что помимо государственной службы, Быковский имел и собственный круг частных заказчиков. Среди которых были мафрфинские владельцы Панины. Эта подмосковная усадьба стала крупнейшей работой зодчего. Исследователи до сих пор говорят о марфинском воплощении готики.

Гениальность Быковского заключалась в том, что он сохранил идею всего архитектурного ансамбля и оставил центральную ось, которая проходила между псарнями и выходила к фонтану и к пристани. Эта центральная, главная ось, которая сохраняла все ансамбли в их архитектурном замысле.

В этом была гениальность Быковоского, поэтому он не ломал или что-то заново строил, он только переделывал, реконструировал. Умело объединив все разновременные постройки в одно целое, он создал яркий, романтический облик усадьбы, который производил на современников неизгладимое впечатление.


При Паниных усадьба была наконец-то достроена полностью. Произошло это событие в 1846 г. Дворец насчитывает 24 комнаты, имеет псевдоготический вид, собрание живописи, книг, скульптур и других ценностей. Перед дворцом раскинулись три террасы, дабы придать простора виду из окна, а по бокам два флигеля.

Спускаясь вниз к прудам, можно увидеть две интересные скульптуры грифонов. Это были, своего рода, стражи, встречающие каждого кто подплывал к пристани усадьбы. Автор этих монументальных скульптур неизвестен. Но известен автор фонтана с детьми – И. П. Витали. Панины были последними владельцами Марфино. В 1918 г. имение национализировали, а в 1933 г. здесь открыли военный санаторий, который видоизменялся до 1990 г.


Усадьба Марфино в 20 веке

В разное время усадьбу использовали в тех или иных целях. Она была и общежитием для студентов, проходящих практику, и детской колонией для беспризорников, здравницей, домом отдыха и санаторием. Многие усадьбы используются сейчас в качестве санатория и в этом плане, Марфино не стало исключением.

В годы Великой Отечественной поместье использовалось в качестве госпиталя, а за год до окончания войны, оно стало санаторием-профилакторием для высшего военного состава г. Москвы. В середине 20 века Марфино подверглось серьезной реставрационной работе.

Архитекторы ставили своей целью возродить первозданный облик усадьбы. Дворец был отреставрирован, мост восстановлен. Ремонту также подверглись церковь Богородицы, пристань с грифонами и парковые сооружения.

На все реставрационные работы ушло около 10 лет. Все это время усадьба Марфино выполняла функцию военного санатория. Спустя два десятилетия на севере, вне зоны, имеющей историческое значение, построили санаторный комплекс.

На его строительство потребовалось 9 лет и в 1990 г. он был введен в эксплуатацию. Несмотря на современный вид санатория, в нем оборудовали музей, где размещены портреты людей, имеющих отношение к имению, а также их биографии и фотографии.

1996 г. был радостным годом для усадьбы: в очередной раз началось восстановление первозданного вида всего архитектурно-паркового ансамбля. Территорию облагородили, лестницы отремонтировали, планировка первого этажа дворца была полностью восстановлена, а второй этаж переделали для посетителей дома санатория.


Свадьба в усадьбе Марфино

В наше время Марфино часто является местом проведения свадебных торжеств. Весь архитектурный-парковый ансамбль идеально подходит для этого, особенно летом.


Усадьба Марфино расположена в живописном месте на берегу реки Уча в Мытищинском районе Московской области. Этот уголок Подмосковья прославился своим дворцово-парковым ансамблем, созданным талантливыми русскими зодчими. Усадьба в Марфино находится к северу от столицы, в 25 км от МКАД. В настоящее время, на территории Дворцово-паркового ансамбля усадьбы «Марфино», расположен Марфинский центральный военный клинический санаторий

Усадьба Марфино (санаторий) - как добраться из Москвы:

Адрес: 141722, Московская обл., Мытищинский р-н, с. Марфино

На электричке ехать с Савеловского вокзала до станции Катуар, время в пути – около 50 минут, затем на автобусе №37, интервал его движения – 20-30 минут
От метро Алтуфьево ехать на маршрутном такси № 419 или № 420 до остановки Марфино.
На автомобиле следовать по Дмитровскому шоссе (39км), затем по указателю «Марфино, Катуар» повернуть направо и ехать до входа в санаторий. Машину можно оставить рядом с автобусной остановкой.


Своё знакомство с усадьбой Марфина начинаем от конечной автобусной остановки "Дом отдыха "Марфино" . Приехали мы сюда не на автобусе или машине, а на велосипедах.

Вначале переходим по мостику между Верхним Марфинским прудом и Нижним (Большим) Марфинским прудом


Красивейший мост между двух прудов


На мост можно подняться, хоть территория и огорожена, но в заборе здоровая дыра.

Вот мы и на мосту...тут установлены строительные леса, видно хотели отреставрировать...но леса на столько древние, что о реставрации можно забыть:(


Спустившись с моста, попадаем к некогда центральному входу в усадьбу Марфино. Перед этим "входом" находится площадь с конечной остановкой общественного транспорта


Как видно, арка моста разрушена...жаль, что мост в таком плачевном состоянии


Творцами марфинского ансамбля были талантливые крепостные мастера В. Белозеров, Ф. Тугаров и выдающийся русский зодчий М. Быковский, продемонстрировавшие многогранность дарований и незаурядное мастерство.


Колоннада очень красивая, но находится также в плачевном состоянии


Тут "отдыхает" местная молодёжь, которая и разрисовала памятник архитектуры

тут срочно нужно проводить реставрационные работы

Декор на фасаде башенки


Центральная часть моста представляет собой сплошную кирпичную стену, верх которой имеет сквозную крытую галерею из двадцати белокаменных восьмигранных колонн. С обеих сторон она заканчивается прямоугольными в плане башенками, украшенными изящными керамическими витыми колонками с кружевным скульптурным верхом.


Основным элементом декора моста являются белокаменные детали. Из белого камня сложены колонны галереи, оформлены балки и карниз. Сочетание их с красными стенами моста создает богатый колористический эффект.


Как оказалось далее, проход на территорию самой усадьбы тут закрыт и чтобы попасть нужно выписать пропуск в комендатуре. Очень странно, что сама усадьба отреставрирована и её поддерживают, а вот мост ведущий к усадьбе как бы и не относится к усадьбе и развален


По пути от моста к комендатуре построена Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь построена по проекту талантливого крепостного зодчего Владимира Ивановича Белозерова. Основываясь на лучших традициях отечественной архитектуры, используя навыки, приобретенные во время обучения во Франции, Белозеров создал храм, отличающийся стройностью и благородством пропорций.
Сложенное из большемерного кирпича здание поставлено на цоколь, облицованный белокаменными блоками. Центрическое, крестообразное в плане, с закругленными углами алтарной части, оно увенчано высоким световым барабаном, перекрытым куполом, несущим небольшую главку.


Напротив Церкви Рождества Пресвятой Богородицы построена Церковь Петра и Павла (В 1777 г. при И.П. Салтыкове в Марфине была возведена зимняя церковь в честь апостолов Петра и Павла, принадлежавшая к редкому для конца XVIII столетия типу церкви "под звоном".)


За церковью установлен памятный знак "Здесь на территории санатория в ноябре - декабре 1941г. находился штаб 64-ой отдельной морской стрелковой бригады Тихоокеанского флота


За памятным знаком и находится здание комендатуры. На первом этаже, говорите охране, что хотите прогуляться по территории усадьбы Марфино (Марфинского центрального военного клинического санатория). Даёте паспорт и вам выписывают пропуск (если Вас двое, то достаточного одного документа. Ещё нас предупредили, что с велосипедами на территорию не пустят, но их можно будет оставить на КПП)

Центральное КПП, где мы оставили свои велосипеды и пошли гулять по усадьбе


Корпус марфинского центрального военного клинического санатория. Размещение отдыхающих осуществляется в одно- и двухместных однокомнатных номерах, а также двухкомнатных типа «люкс»

Внешне чем-то напомнил дом отдыха в Сочи


Псарни усадьбы «Марфино» - Западный и Восточный флигель


широкая, тенистая аллея с лавочками


Центральную часть Марфинского ансамбля составляет двухэтажный кирпичный дворец, возвышающийся на холме. Перед дворцом вместо привычного парадного двора - огромный пруд, вокруг которого сгруппированы главные постройки усадьбы. Он усиливает эффект пространственности и увеличивает силу художественного впечатления.


Небольшой водопадик

Реконструкцию водной системы провела Ватага Леонида Эсаулова под надзором старших опричников Петра Попова да Викториа Степанюка в светлое правление Эдуарда Маева, лето 1999г. от рождества Христова


В допетровское время охотничьими угодьями к северу от Москвы последовательно владели боярин Василий Петрович Головин, дьяк Василий Щелкалов, думный дьяк Семён Заборовский. Первое упоминание об усадьбе Марфино относится к 1585 году.
Князь Борис Алексеевич Голицын после приобретения Марфина в 1698 переименовал его в Богородское. По его заказу крепостной мастер В. И. Белозёров возвёл в 1701-07 гг. церковь Рождества Богородицы - памятник т. н. голицынского барокко. Подле храма сохранилось надгробие зодчего.
Младший сын боярина, князь Сергей Борисович, в 1728 году продал село Богородское вместе с хоромами и парком на французский манер, чтобы расплатиться с долгами. В середине XVIII века будущий фельдмаршал Пётр Семёнович Салтыков возводит новый дворец - в стиле барокко, каменный, двухэтажный, с боковыми флигелями.
При Салтыковых в Марфине был создан великолепный архитектурно-парковый ансамбль, в котором подчеркивались величие и красота, свойственные художественным вкусам того времени. Обветшалые голицынские постройки были разобраны, и на их месте возвели новый двухэтажный каменный дворец с двумя флигелями. Конец XVIII века считается наивысшим расцветом усадьбы, которая стала сосредоточением культурной и духовной жизни дворянского общества. Здесь часто бывали многие любители искусства, давались органные концерты, выступали известные европейские артисты и музыканты, приезжавшие на гастроли в Москву. Слава о марфинских праздненствах, псовых охотах и театральных представлениях гремела по всей стране.


Своё название усадьба получила в честь дочери Голицына, княгини Марфы.


Восточный флигель усадьбы "Марфино", вторая половина XVII века. В настоящее время тут столовая санатория


Рядом с главным домом расположены обильно украшенные неоготическими элементами подъездные ворота с пристроенной к ним сторожевой башней (построены в первой половине XIX в.)


Дворцовая каменно-кирпичная терраса. Старейший архитектурный элемент ансамбля, относимый к первой половине-середине XVIII века.


Уникальная решетка работы неизвестных мастеров огораживающая террасу


Перед дворцом расположен огромный пруд, к которому спускается парадная белокаменная лестница


Лестница завершащается чугунным фонтаном с пристанью


На пристани у пруда восседают гордые грифоны, незримо охраняя свои владения


Оригинальные скульптуры конца XVIII века, одна из "изюминок" усадьбы

Первое упоминание об усадьбе (середина XVI века) связанно с именем боярина В.П.Головина, служившего при Иване Грозном воеводой. Владельцами усадьбы были такие известные люди как воспитатель и сподвижник Петра I князь Б.А. Голицын; князь С.Б. Голицын; генерал-фельдмаршал, командующий русской армией, генерал-губернатор города Москвы граф П.С. Салтыков; граф В.Г. Орлов; министр юстиции России, граф В.Н. Панин; первая женщина-министр в правительстве России, графиня С.В. Панина.
В 1918 году декретом от 15 апреля усадьба была национализирована и в ней проходили практику студенты сельскохозяйственной академии, ныне академии им. Тимирязева.
В 1919 году в усадьбу въехали беспризорные дети г. Москвы и до 1923 года на ее территории была детская колония, директором которой была А.А. Луначарская, жена наркома просвещения А. В. Луначарского.
С 1923 по 1930 год Марфино - здравница кустарей кассы взаимопомощи промкооперации Московской губернии.
С 1930 по 1941 год в Марфино располагается дом отдыха под названием «Красный летчик» Управления ВВС РККА.
С самого начала Великой Отечественной войны в Марфино были размещены бойцы трудового фронта, был развернут фронтовой госпиталь, а в третьем спальном корпусе расположился штаб 64 отдельной Морской стрелковой бригады, сформированной по решению Государственного комитета обороны из моряков Тихоокеанского флота, Амурской флотилии, курсантов военно-морских училищ. С мая 1942 года усадьба была занята под военный госпиталь, а с 1 апреля 1944 года на основании Директивы Генштаба Советской Армии здесь был сформирован санаторий-профилакторий для офицерского состава Московского военного округа.
С 1948 по 1986 годы санаторий входил в состав Московского военного округа.
30 июля 1981 года Министром обороны маршалом Д.Ф. Устиновым было принято решение о создании на территории усадьбы нового санаторного комплекса.
С 1986 года Приказом Министра обороны санаторий переименован в Марфинский центральный военный клинический санаторий.
С 2011 года Приказом Министра обороны санаторий является одним из филиалов ФГКУ "СКК "Подмосковье" МО РФ".


На берегу Нижнего (Большого) Марфинского пруда имеется песчаный пляж


Рядом с пляжем располагается лодочная станция


катамараны


Тут же на берегу находится кафе "Три пескаря". Цены очень демократичные. Например разливное пиво 0,5 - 100 рублей.


Гуляя по територии усадьбы и санатория, к нам несколько раз подходила охрана и спрашивала пропуск:)

Двухъярусная ротонда "Миловида". Это интереснейший памятник садово-парковой архитектуры. Восьмигранный нижний ярус беседки массивен. Стены яруса прорезаны со всех сторон проемами входов. Второй ее ярус - изящный восьмиколонный павильон, увенчанный куполом.


Статуя Аполлона Бельведерского под шатром второго яруса

Музыкальный павильон имеет полуциркулярную форму. Строгая тосканская колоннада из белого камня, поставленная полукругом, завершается полукупольным сводом. Внутри - белокаменная скамейка, повторяющая форму павильона.


пруд около музыкального павильона


В композиции парка воде отведена особая роль. Марфинские пруды расположены на разном уровне, что придает парку некую панорамность. Всего крепостные графа выкопали три пруда. Между ручейками прудов построены декоративные мостики


На прудах Марфино создано четыре острова. Все они рукотворные, насыпные. Красивы как сами острова, так и их названия: «Остров любви», «Остров встречи», «Остров ожидания», «Остров расставания». На берегах сидит много рыбаков



Липовая аллея


В усадьбе снимались такие фильмы, как "Дворянское гнездо", "Стакан воды", "Женщина, которая поет", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Вас приглашает оперетта", "Мастер и Маргарита", "Крестоносец" и многие другие.
Съемки "Мастера и Маргариты" были настоящим событием для марфинской детворы, когда, подвешенная к небольшому вертолету, Баба-Яга летала над ансамблем. А на съемках пролога к фильму "Крестоносец" та же самая детвора с удовольствием участвовала в "массовке", даже получая за это деньги.


На аллеях установлены указатели маршрутов для прогулок



На территории санатория есть футбольная площадка


теннисные корты


Перед центральным корпусом санатория раскинулась просторная площадь, на которой имеется фонтан


место для встреч


Вдоволь нагулявшись, возвращаемся к главному входу, к своим велосипедам:) На выходе дружелюбная охрана поинтересовалась "Понравилось ли нам прогулка", мы ответили, что всё очень красиво. Нам пожелали счастливого пути и ждут снова в гости:))

Место реально красивое для прогулки


По пути нашего следования

Вечная Слава жителям села Марфино погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.


Обелиск в честь погибших в Великой Отечественной войне.

Шагнувшим в бессмертие. Герой Советского Союза лётчик - Балмат Василий Семенович (1915-1941)


Балмат отвел горящий перехватчик от д. Марфино и ценой своей жизни спас ее жителей. К званию Героя Советского Союза представлен в декабре 1941, присвоено 26 июня 1991 посмертно.

Вот такая получилась насыщенная прогулка по красивейшему месту Подмосковья - Усадьба Марфино.

Конец XVIII века считается наивысшим расцветом усадьбы, которая стала сосредоточением культурной и духовной жизни дворянского общества. Здесь часто бывали многие любители искусства, давались органные концерты, выступали известные европейские артисты и музыканты, приезжавшие на гастроли в Москву. Слава о марфинских праздненствах, псовых охотах и театральных представлениях гремела по всей стране.

В начале XIX века праздная жизнь в Марфине стала постепенно затихать. В1805 году после смерти владельца усадьба опустела и была обречена на увядание. Большой урон Марфину нанесла война 1812 года. Расположившиеся здесь наполеоновские солдаты вывезли художественные ценности, многое сожгли. Сын хозяина П.И. Салтыков выделил огромную часть состояния на формирование собственного отдельного Московского гусарского полка, во главе которого воевал против французов, проявляя незаурядную храбрость. В одном из боев он был тяжело ранен и в 1813 году скончался. Опустошенное и разоренное Марфино стало принадлежать одной из сестер графа Салтыкова - Анне Ивановне Орловой, которая жила за границей и продала усадьбу своему свекру, графу Владимиру Григорьевичу Орлову. Орлов почти возродил дворцово-парковый ансамбль. Для этого были построены столярная мастерская, небольшой кирпичный завод и кузница. Строительство дворца уже шло к завершению, но в 1831 году граф В.Г. Орлов скончался, и по завещанию Марфино перешло к его дочери Софье Владимировне Паниной, при которой все постройки усадьбы были реконструированы.

Работы в Марфине не прекращались и завершились лишь в 1846 году. Окончательно оформил дворцово-парковый ансамбль, придав всему комплексу вид средневекового замка, одареннейший архитектор середины XIX века, ученик Д. Жилярди академик Михаил Дормедонтович Быковский, выдающийся теоретик и педагог, главный архитектор Москвы, по проекту которого Марфино реконструировалось. Ансамбль в Марфине является одним из лучших его произведений. Он служит великолепной характеристикой эпохи, передает ее дух - романтические мечтания утрату прежней гармонии и поиски новой монументальности. Дворцово-парковый комплекс создавался в уже обстроенной усадьбе и включил в себя ранее имевшиеся сооружения.

Дворец является доминантой марфинского ансамбля. Удачно поставленный на вершине холма, он присутствует во всех главных видовых картинах, раскрывающихся с разных точек. Наиболее своеобразным и красивым cооружением в Марфине является мост через пруд. Возведенный в 1770-е годы при Салтыковых, он был капитально перестроен М.Д. Быковским в 1837-1839 годах. Его архитектура участвеут в организации панорамы усадьбы, а монументальные формы и богатство декоративной обработки как бы подчеркивают назначение - главного парадного въезда в усадьбу.

Умело объединив все разновременные постройки, М.Д. Быковский создал неповторимый яркоромантический архитектурный ансамбль, производивший на современников неизгладимое впечатление.

В январе 1844 года хозяйка усадьбы С.В. Панина скончалась, и Марфино вновь опустело. Оно стало собственностью ее младшего сына - Виктора Никитовича. Находясь на службе в Петербурге, он редко бывал в Марфине, но следил за тем, что там происходит и заботился об увеличении доходов, управляя усадьбой из Петербурга.

Загрузка...
Top