Туристические путешествия история развития туризма. История международного туризма. Кратко о истории туризма в мире и в России. Предпосылки возникновения и развития путешествий

Туризм (как национальный, так и международный) - продукт длительного исторического развития. Предпосылки его появления лежат в глубокой древности.

Как известно в истории развития туризма мы различает четыре этапа:

до начала XIX века - предыстория туризма;

начало XIX века - начало XX века - элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг;

начало XX века - до начала Второй мировой войны - начало становления социального туризма;

после второй мировой войны - современный этап - массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

В основу данной периодизации положены следующие критерии: технико-экономические предпосылки; социальные предпосылки; целевые функции туризма на разных этапах развития.

Рассмотрим кратко особенности развития туризма на каждом этапе.

Первый этап - предыстория туризма

Современный туризм - явление, с одной стороны, так как массовым он стал всего лишь после Второй мировой войны; с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен. Уже в древние времена народы Средиземноморья располагали географическими описаниями, которые давали общие представления о соседних территориях.

В античные времена основными мотивами путешествия были торговля, образовательные цели, паломничество, лечение.

Для развития обмена и торговых связей требовались достоверные и подробные сведения о странах, их населении и обычаях. На больших и прочных кораблях уходили в открытое море финикийцы. Прокладывая пути в неведомые края, они выходили за пределы бассейна Средиземного моря, плавали вдоль западных берегов Европы и Африки.

С целью изучения новых территорий отправлялись в далекие путешествия древнегреческие ученые (Геродот - V века до н.э.) и исследователи других стран (Пифей - IV век до н.э.).

Можно сказать, что в Древней Греции зародились и спортивные поездки: ежегодно на Олимпийские игры стекались тысячи спортсменов, любителей спорта и почитателей искусств не только из Эллады, но и других государств Средиземноморья. К этому периоду относится и сооружение специальных больших домов, в которых могли разместится и отдохнуть атлеты и зрители.

Накопившееся к началу нашей эры географические данные о различных странах наиболее полно были изложены Страбоном (63 г. до н.э. - 20г. н.э.) и Клавдием Птоломеем (90-168 г. н.э.).

Большая подвижность была характерна для населения Древнего Рима. Зачастую для римлянина из богатой семьи поездка в Грецию была связана с необходимостью пополнить свое образование. В период расцвета Римской империи путешествия в Грецию стали приобретать развлекательный характер. Особенно охотно посещались места с теплыми минеральными источниками. Перемещение богатых путешественников требовало соответствующей организации их отдыха.

Еще в первом века до нашей эры в Римской империи возникли государственные постоялые дворы, находившиеся друг от друга на расстоянии одного дня езды на лошади. Они располагались в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима, вплоть до Малой Азии и Галлии.

Огромная заслуга в дальнейшем расширении познания человеком окружающего мира принадлежит также арабским путешественникам VII-XI веках, среди которых наиболее известен купец из Басры Сулейман, побывавший в Китае, Индии и других странах.

В средние века усиливается религиозный фактор путешествия - поклонение святыням христианства и мусульманства. Однако, несмотря на различные цели походов и путешествий, все они объективно расширяли географические познания человека. Наиболее массовое передвижение людей в Европе было связано с крестовыми походами, которые предпринимались европейскими рыцарями и следовавшими за ними купцами в целях захвата чужих богатств и территорий. Вслед за ними двигались на Восток священники и паломники в сопровождении бесчисленных толп бродяг и обездоленных.

Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабевает религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Представители привелигерованных классов совершали в средние века путешествия к целебным источникам. Молодые дворяне нередко оправлялись в своеобразный «гран-тур» по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности. В Англии, например, маршрут такого путешествия начинался в Лондоне, вел во Францию с длительным пребыванием в Париже, затем - в Италию: Генуя, Милан, Флоренция, Рим. Обратный путь пролегал через Швейцарию, Германию, Нидерланды. По мере усиления общественных позиций третьего сословия его представители в XVIII веке - начале XIX века все чаще предпринимают аналогичные образовательные туры.

Однако, несмотря на различные цели походов и путешествий, все они объективно расширяли географические и научные познания человека. Создавались предпосылки для великих географических открытий конца XV века - второй половины XVII века. Число неоткрытых географических мест на карте мира неуклонно сокращалось. Подробные описания видимых рек, морей, материков и стран оставили Афанасий Никитин, Марко Поло, Васко де Гама, Христофор Колумб.

Резюме: отличительными характерами путешествий до середины XIX века были: примитивность средств передвижения; то, что путешествия было не целью, а необходимым условием и средством к достижению собственно цели, таких как: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество. Всех путешественников объединяло то, что они относились к меньшинству, занимавшему привилегированное положение в обществе.

§ 5. Характеристика этапов в истории развития туризма

Туризм как массовое социальное явление стал складываться лишь после Второй мировой войны, хотя корни туризма уходят в глубокое прошлое. В истории развития туризма различают четыре этапа.

Первый этап – от древности до начала XIX века.
Второй этап – от начала XIX века до начала XX века.
Третий этап – от начала XX века до Второй мировой войны.
Четвертый этап – после Второй мировой войны до наших дней.

В основу данной периодизации положены технико-экономические и социальные предпосылки, а также целевые функции туризма на разных этапах развития.

Первый этап развития туризма называют предысторией туризма. Начало этого этапа относится к античному периоду (Древняя Греция и Рим), когда основными мотивами путешествий были торговля, паломничество, лечение, образование. В этот период зародились спортивные поездки. Например, участники и зрители Олимпийских игр добирались до места соревнований из самых удаленных уголков Греции.

Позже, в Средние века, стимулом к путешествиям становится религиозный фактор – поклонение святыням христианства и мусульманства. Эпоха Возрождения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер путешествий.

В эпоху Просвещения путешествия носили образовательную направленность. Например, молодые дворяне отправлялись в своеобразный «гран-тур» по Европе для того чтобы получить престижное образование, дающее право заниматься политической или общественной деятельностью. В Великобритании такой маршрут начинался в , затем студенты отправлялись в Париж, после чего продолжали свое образование в , и , обратный путь пролегал через Швейцарию, Германию и Нидерланды.

До середины XIX века путешествия имели ряд отличительных черт: во-первых , средства передвижения были примитивными; во-вторых , путешествие было не самоцелью, а необходимым условием и средством достижения какой-либо другой цели (например, торговля, лечение, образование и т.п.). Развитие мануфактурного производства и промышленные перевороты XVIII-XIX веков в ведущих европейских странах внесли изменения в экономическую жизнь общества. В результате развития производительных сил общества происходит разграничение рабочего времени и свободного времени работника. Это создавало предпосылки для второго этапа развития туризма.

Второй этап развития туризма называют элитарным туризмом. Именно на этом этапе начинают создаваться первые специализированные предприятия по производству туристских услуг. Важнейшую роль на этом этапе развития туризма сыграли революционные изменения в транспорте. Измени-12

Лись средства доставки и передвижения. В 1807 г. изобретателем Фултоном был сконструирован и построен первый пароход. Первый паровоз был создан Стефенсоном в 1814 г. Совершенствовались средства доставки почтовых отправлений, расширялись сети дорог. Все это обусловило гораздо большую надежность и скорость передвижения. При этом расходы на путешествие снижались за счет более экономичных средств передвижения.

В середине XIX века возникают первые пароходные компании, которые осуществляли доставку переселенцев со Старого Света к берегам Северной и Южной Америки.

Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся за свои права, а также растущее благосостояние общества создали возможность путешествий для большинства простых людей. Повышение качества и надежность транспортных перевозок наряду с их удешевлением обусловили существенное увеличение потоков путешествующих. Возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам приходят первые гостиницы.

В 1801 году в Германии (г. Баден-Баден) открылась гостиница «Бадише-Хоф». В 1812 году в Швейцарии вступает в строй отель «Риги – Клестерли», в 1832 году построена гостиница в городе Фаульхорн. В городе Интерлакене (Швейцария) в 1859 году простроен «Гранд-отель Швайцерхоф». В Германии на рубеже XVIII – XIX в.в. возникают первые курорты минеральных вод – в Хайлигендаме, Нордернее и Травемюнде.

В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов. Но во второй половине XIX века индустрия отдыха расширяет сферу производства. К предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входила организация туристских поездок и реализация их потребителю.

Примером первого пэкидж-тура (комплекс туристских услуг, продаваемый по единой цене) может служить групповой тур на отдых, организованный Томасом Куком в 1841 г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай, булочки и духовой оркестр. Вся поездка стоила каждому пассажиру всего один шиллинг. Естественно, что Т. Кук преследовал не коммерческие, а, скорее, социальные цели. Он стремился подобной акцией привлечь внимание к возможностям целесообразного использования рабочего времени.

После этого в течение 20 лет в Англии возникли множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862 г. появляются первые каталоги туристских поездок, что отразило расширение туристского спроса. В Германии первое бюро путешествий было основано в 1863 году в г. Бреслау. Оно имело тесные контакты с пароходными компаниями и в начале XX века активно рекламировало и продавало морские круизные развлекательные поездки. Тем не менее, в конце XIX – начале XX вв. дальние туристские поездки могли себе позволить немногие.

Третий этап ознаменовал собой начало становления социального туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в этот период появляются элементы массового туризма, который достиг своего расцвета в послевоенные десятилетия.

Например, в Швейцарии возникает фирма «Отельплан», которая в настоящее время является одним из крупнейших производителей туруслуг в этой стране. В основе образования фирмы в 1935 г. лежали идеи ее создателя Г. Дуттвайлера о том, что вовлечение «маленького человека» в туризм оказало бы неоценимую помощь гостиничному хозяйству. Массовые дешевые турпоездки становятся основным продуктом фирмы. Уже в первом финансовом году фирма реализовала более 50 тысяч туристских путевок.

Четвертый этап называется этапом массового туризма. Именно в этот период туризм приобретает массовый характер. Из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения индустриально развитых стран. Формируется индустрия отдыха и развлечений со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.

В западноевропейских странах в этот период активно создаются туристские фирмы, гостиницы, предприятия для аттракционов и развлечений. Европейский туризм 50-х годов был ориентирован преимущественно на американских туристов и являлся источником долларовых поступлений. В 60-е годы и до середины 70-х наблюдается быстрый рост как выездного, так и въездного туризма, а также увеличение числа туристических предприятий и объем их производства.

Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма является интенсивность туризма в той или иной стране. Интенсивность туризма показывает, какая часть населения страны ежегодно совершает хотя бы одну туристскую поездку и рассчитывается как процентное отношение ко всему населению страны или к той его части, которая старше 14 лет. Когда интенсивность туризма превышает 50%, то можно говорить о сформировавшемся массовом туризме.

После Второй мировой войны в спросе и предложении на рынке туризма произошли коренные изменения, которые дают основание говорить о том, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный туризм. И в первом, и во втором случае речь идет о массовом туризме, в котором принимают участие не только элита, но и средний класс, а начиная с 80-х годов, – и население с низким уровнем доходов.

Конвейерный туризм предполагает относительный примитивизм и однородность потребностей и мотиваций туристов и, соответственно, обезличенный конвейерный характер производимых услуг.

Дифференцированный туризм отличают разнообразие потребностей и мотиваций туристов, множественность узкоспециализированных сегментов в туристском спросе, разнообразие предлагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристского предложения. Для дифференцированного туризма характерен широкий ассортимент услуг. Турфирма, как правило, предлагает определенное количество видов турпродукта, каждый из которых имеет множество вариантов выбора. Переход от конвейерного к дифференцированному туризму совершался одновременно с переходом от рынка производителей к рынку потребителей.

Определяющим мотивом поведения потребителя туристских услуг в этот период являлся рекреационный аспект туризма. Отдых рассматривался как средство восстановления физических сил с целью продолжения труда. Расширение объемов спроса на туристском рынке сопровождалось активным ростом предприятий туризма. Туристские услуги стандартизируются и предлагаются в виде комбинированных «пэкидж-туров».

На рубеже 60 – 70 гг. формируется общество потребления материальных благ, т.е. потребление ради потребления. Рынок производителей сменяется рынком потребителей. Усложняется мотивация туристского спроса. Наряду с рекреационным туризмом все большее значение приобретают образовательный, коммуникативный и инвестиционный аспекты туризма.

Вследствие расширения объемов туристского спроса и предложения в туристскую отрасль поступает капитал из других сфер народного хозяйства. Особую активность проявляют транспортные предприятия и торговые фирмы. Таким образом, со второй половины 70-х годов XX в. можно говорить о расцвете конвейерного туризма, который в настоящее время постепенно трансформируется в дифференцированный туризм.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Начало развития туризма - античный период. История развития туризма в средние века. Эпоха Возрождения. Особенности туристических путешествий в XVIII-XIX века. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. Международный туризм.

    реферат , добавлен 13.04.2004

    Значение и роль туризма для развития экономики государств. Развитие индустрии туризма. Влияние туризма на социально-психологическое состояние человека, улучшение его здоровья. История путешествий и туризма в России, основные этапы его развития.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2010

    Социокультурные условия и основные предпосылки активизации путешествий в эпоху Античности. Становление Страбона как путешественника, географа и страноведа. Общая характеристика путешествий Страбона и их влияние на развитие туризма в эпоху античности.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2012

    Общая характеристика спортивного туризма: виды, разряды и классификация маршрутов. История становления спортивного туризма в России, его проблемы и особенности на современном этапе. Особенности развития спортивного туризма в странах Европы и Америки.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Понятие делового туризма, история зарождения и формирования. Разновидности MICE туризма. Анализ крупнейших выставок, организуемых международными выставочными компаниями ITE и "Экспоцентр" с точки зрения формирования туристических потоков в страну.

    дипломная работа , добавлен 01.12.2011

    Массовый туризм как феномен XX века. История развития туризма в Древнем Китае. Быстрое развитие туризма в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Туризм в XXI веке. Стремительное развитие рынков туриндустрии. Китайско-Российский туристический обмен.

    реферат , добавлен 26.03.2009

    Теоретические основы делового туризма, его история, цели, классификация. Основные центры, их туристическое развитие и потенциал, популярность и ресурсы. Особенности инсентив-туров, бизнес-путешествий. Туристические районы делового туризма в США.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2009

Черникова Л.Ф.
Культура народов Причерноморья. - 2012. - №240. - С.161-165.

Развитие цивилизации теснейшим образом связано с развитием и укреплением контактов между отдельными государствами, народностями, территориями. Многочисленные - с самого начала развития человеческого общества - путешествия изначально играли сугубо практическую роль: выявление характера соседей - их дружеского или враждебного настроя - обмен опытом, поиск рынков сбыта и приобретения товаров и т.п. В этом плане путешествия повторили судьбу предметов быта, которые постепенно приобрели помимо утилитарной еще и эстетическую функцию, несущественную для выживания, но важную для человека в психологическом плане. Так и путешествия с течением времени получили новый статус - также не игравший особой роли для жизни данного племени/города/государства, но оказавшийся столь существенным для каждого отдельного человека, что он не только не утрачен по сей день, но и продолжает активнейше использоваться, составляя одну из важных статей развития экономики фактически любой страны.

Итак, помимо людей, для которых путешествия являлись профессиональной необходимостью (мореплаватели, исследователи и ученые, купцы, позже - священники), появились люди, желавшие просто посмотреть новые земли и получить новые впечатления. Появилось такое понятие как туризм.

На сегодняшний день существует огромное количество видов туризма. По дальности путешествия выделяют местный (как правило, краеведческий) туризм, туризм внутри страны и международный туризм. Последний играет наиболее значимую роль в экономике, представляя собой одну из наиболее распространенных форм обмена услугами. Он стал важным источником доходов, которые во всем мире уже приближаются к 500 млрд. долларов в год.

По целям можно выделить туризм развлекательный, познавательный (может совпадать с предыдущим видом туризма, может выступать самостоятельно, как цель научных обзорных экспедиций), оздоровительный (может быть развлекательно-оздоровительным - рекреационным - или спортивно-оздоровительным), спортивный (также может быть элементом программы оздоровительных поездок, а может быть отдельной целью - например, горнолыжный туризм). Каждая из указанных целей содержит ряд конкретизирующих подпунктов - видов туризма: для оздоровительного это, например, курортный туризм, для спортивного - пешеходный (в т.ч. горные пешие походы), велосипедный, водный (гребной, парусный; речной, морской и т.п.). Все эти виды туризма зачастую тесно переплетаются между собой, и их зачастую трудно выделить в чистом виде.

Большинство из различных определений туризма сводятся к тому, что туризм - это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью. Таким образом, любой вид туризма так или иначе несет в себе познавательно-развлекательные элементы, в отличие, например, от профессиональных поездок и экспедиций, основная цель которых - выполнение определенной работы. Стремление увидеть и узнать что-то новое и поныне является основным побудительным мотивом туристических путешествий. Именно поэтому туризм теснейшим образом связан с уровнем развития цивилизации. От этого уровня зависит комфортабельность и дальность предполагаемого путешествия (во времена карет мало кто пожелал бы отправиться за приятными впечатлениями из Сибири в Средиземноморье), информированность общества о возможных местах отдыха, безопасность -определяемая не только природными условиями, но и политической обстановкой как в родной стране, так и в той, которая является целью путешествия, развитие инфраструктуры развлечений - в целом все то, что дает возможность интересного приятного отдыха и ярких впечатлений.

Несомненно, данные параметры развивались вместе с человеческим обществом, определяя особенности туризма на данном этапе человеческой истории, и формируя историю туризма - историю возникновения путешествий в древнейших государствах мира, цели и мотивы этих путешествий, а также становления туризма как отрасли с раннего средневековья до наших дней, и определяя мотивацию этих путешествий.

Стоит сразу оговориться, что период до середины XIX века большинство исследователей относят к предыстории туризма. Путешествия не являются самоцелью, а лишь служат средством достижения цели. Саму историю туризма принято отсчитывать со знаменитой массовой (570 человек) двадцатимильной поездки по железной дороге с чаем, булочками и духовым оркестром, организованной в Англии в 1841 году Томасом Куком. Это был первый случай организации предоставления массового отдыха как единого комплекса услуг. Тем не менее, предшествующий этому событию период заложил основу для развития инфраструктуры отдыха, создания "домов вне дома", поэтому не может быть отброшен при рассмотрении условий и способов зарождения и развития туристических путешествий как особой сферы.

1. Начало развития туризма - античный период

В начале формирования человеческого общества путешествия, несомненно, были необходимы для выживания человечества. Люди периодически перемещались с места на место в поисках пропитания или для обеспечения собственной безопасности.

Позднее, когда человек начал вести оседлый образ жизни, путешествия стали приобретать иной смысл. С незапамятных времен многие путешествия мотивировались простым человеческим любопытством, например, желанием узнать, что находится за самым дальним холмом или на другом берегу широкого водного пространства. Этот вид путешествий - что-то узнать, за чем-то понаблюдать, развлечься и отдохнуть - мог не иметь никакой определенной экономической, политической или познавательной цели. Вероятно, он не имел никакого сиюминутного эффекта, кроме чьего-либо личного интереса к неизведанному, но его результаты были тогда так же значимы, как и теперь: одни люди рассказывают о своих приключениях, после чего другие люди стремятся повторить их опыт.

В античный период большинство путешествий предпринималось с целью обмена товарных излишков, произведенных в одном регионе, на товары, имеющиеся в другом. Кроме того, путешествия становятся неотъемлемым спутником военных действий. Поездки часто носили учебный характер: известно, что десятеричная система счисления, как и алгебра в целом, основы буквенной письменности, многие познания в астрономии, навигации и т.п. "мигрировали" из Азии в Грецию в умах будущих известных ученых-философов.

Остальные побудительные мотивы путешествий можно свести к спортивным (помимо знаменитых Олимпийских игр, собиравших в Элладе фактически все Средиземноморье, так, что даже приостанавливались войны, существовал целый ряд аналогичных спортивных состязаний разного масштаба) и религиозным (уже в те времена зарождается понятие пилигримства).

Несмотря на то, что большинство поездок в период античности и совершались, как мы видим, не с развлекательными целями, в Европе во времена Римской империи возникает новый вид путешествий - досуговый туризм. Римляне из богатых семей часто ездили в Грецию для пополнения образования. Постепенно эти поездки приобрели развлекательный характер: путешествия в Грецию совершались всей семьей или холостыми богатыми римлянами- мужчинами ради отдыха, главным образом к теплым минеральным источникам.

Уже в те времена можно было выделить два типа путей: сухопутные и водные. Поскольку античная цивилизация родилась в Средиземноморье, а также в дельте Нила и Месопотамии - долине между Тигром и Евфратом - водные пути были основными. Передвигаться морем, особенно с торговыми целями, было гораздо легче, чем путешествовать пешком, поскольку тогда было мало видов сухопутных транспортных средств. Ездовые животные (лошади, слоны) использовались в подавляющем большинстве случаев для передвижений войск и в сражениях, реже - для путешествий правителей. Высокопоставленные лица часто преодолевали небольшие сухопутные расстояния в паланкинах - своеобразных тканевых домиках, поставленных на носилки и переносимых рабами.

Таким образом, основными путями в то время были морские и речные как более быстрые и удобные. Были широко распространены легкие камышовые и папирусные лодки (Египет, Месопотамия). Аналогичные лодки, а также плоты из бальсовых бревен с загнутыми носом и кормой позже обнаружат у индейцев Центральной и Южной Америки. На таких плотах аборигенные цивилизации Америки перемещались вдоль океанических берегов уже в 1 в. до н.э. Долговечные камышовые плоты строили арабы из нижнего течения Тигра и Евфрата. Позднее на смену им пришли дощатые суда, технику изготовления которых быстро освоили греки. Древнейшее из сохранившихся до наших дней принадлежало фараону Хеопсу и датируется 2700 г. до н.э. О роли, которые играли средства мореплавания в жизни Средиземноморцев, свидетельствует тот факт, что в одной из опустыненных (на данный момент) областей Египта среди обнаруженных петроглифических значков наряду с изображениями людей и животных преобладают изображения камышовых ладей морской (серповидной) конструкции - то есть с загнутыми носом и кормой, в древнеегипетской письменности слово "главный" изображалось человеком, стоящим на корме лодки (рулевым).

Средиземное море и Персидский залив буквально исчерчены маршрутами древних плаваний. Так, основной ярмаркой месопотамских и египетских мореплавателей был остров Бахрейн в Персидском заливе. Греческие маршруты также в большинстве своем были связаны с Азией (реже - с Египтом, с которым у греков были напряженные отношения).

Что касается сухопутных путей, уже в I в. до н.э. в Римской империи существовали главные дороги, предназначенные, в основном, для передвижения гонцов с государственными поручениями. Вдоль таких дорог на расстоянии одного дня езды на лошади, а также в городах существовали государственные постоялые дворы с минимумом удобств, предназначенные лишь для кратковременных остановок. Как уже сказано, инфраструктура отдыха и развлечений сформировалась гораздо позже, а тогда поездки, как и наличие средств передвижения, являлись сугубо частным делом.

2. История развития туризма в средние века

В средние века развивавшаяся торговля товарами и последствия военных действий неизбежно повлекли за собой обмен идеями между участниками этих событий. В результате целью путешествий становится пропаганда новых идей - путешественники теперь отправлялись в дорогу для распространения своих религиозных и интеллектуальных взглядов (появились пилигримы, а в период великих географических открытий - миссионеры и т.п.). Священники, паломники, пилигримы, к которым зачастую присоединялись толпы нищих бродяг и юродивых; военные группы, иногда достигавшие огромных размеров - если вспомнить знаменитые крестовые походы - перемещались пешком (низшие слои, священники) или на конях (дворяне), главным образом по маршрутам между Европой и Азией.

Многие путешествия того периода были связаны с переездами королевских семей из зимних дворцов в летние и назад, поездками в дальние страны для устройства супружеских браков и альянсов или для сохранения контроля над отдаленными владениями. Этот вид путешествий охватывал не только множество сопровождающих лиц, придворных и солдат, но и посланцев, курьеров, просителей и официальных лиц, частые поездки которых были связаны с деятельностью правителей-монархов. Все это привело к появлению услуг по организации отдыха вдоль маршрутов их разнообразных путешествий. Этому же способствовало распространение аристократического туризма, основным потребителем которого было дворянство. Молодые дворяне зачастую отправлялись в своеобразный европейский гран-гур по Европе: из Англии () во Францию (), затем - в Италию ( , Милан, ), затем - в Швейцарию, Германию, Нидерланды. Международный досуговый туризм быстро развивается, охватывая теперь не только богатых, но и средний класс.

Путешествия в средние века носили строго классовый характер. Слуги путешествовали только с господами или - реже - по их поручению. Феодальный строй прочно привязывал основную массу населения к земле. Поэтому помимо аристократии путешествия могли себе позволить представители купечества, участники завоевательных отрядов и представители так называемой городской бедноты. Свобода передвижения людей этих категорий постепенно возрастала, поскольку в начальный период средневековья купцы и горожане были связаны гильдиями и цехами, к которым они принадлежали. Таким образом, досуговые путешествия оставались привилегией дворянства,

Основными средствами передвижения становятся лошади (оседланные для верховой езды, запряженные в карету или повозку). Безоговорочный приоритет этих животных как сухопутного транспортного средства просуществует до второй половины XIX века. Совершенствуются плавательные транспортные средства, которые будут господствовать в следующую эпоху - эпоху Великих Географических Открытий.

Как уже упоминалось, основные маршруты того времени пролегали между Европой и Азией и между Европейскими странами. Отдельные европейские и ближнеазиатские путешественники уже тогда добирались до Индии, Китая (арабский путешественник Сулейман, VIII в.) Большинство маршрутов играло строго специфичную роль: так, в IX-XI вв. существовал торговый водный путь "из варяг в греки": от норманнов про Днепру, территории Киевской Руси, через Черное море в Средиземное. Пути крестоносцев первоначально были сугубо военными, потом постепенно превратились в религиозно- пилигримские. Постоялые дворы сохраняют свое существование, но из государственных становятся частными, а основным местом для отдыха путников служат монастыри и "комнаты для гостей" в домах священнослужителей,

3. Эпоха Возрождения

Наряду с Возрождением в искусстве и культуре в этот период происходит мощнейший всплеск исследований планеты, отраженный в истории географии как эпоха Великих географических открытий. Возможно, именно путешествия Колумба были одним из наиболее важных факторов, повлиявших на развитие общества в этот исторический период.

С ослаблением религиозных мотивов возрастает индивидуальный характер и образовательная направленность путешествий. Среди молодых англичан становится популярным "образовательный маршрут": Лондон, Париж, Генуя, Милан, Флоренция, Рим, и обратно - через Швейцарию, Германию и Нидерланды. Многие художники и скульпторы путешествуют по Европе, либо приглашенные для работы, либо с целью учебы у других мастеров. В конце XVII века о пользе путешествий для просвещения молодежи говорили многие философы. "Первый педагог" Ян Амос Коменский описывал в своих трудах проведение экскурсий для учащихся с целью обеспечения наглядности и предметности знаний. Такие экскурсии начинают практиковаться в некоторых учебных заведениях Европы.

Происходит резкое изменение маршрутов. Начинают превалировать морские, используемые с торговыми, миссионерскими, познавательными целями. Основные тогровые пути связывают Европу (основные торговые порты - Лондон, Венеция, города Португалии и Испании) с Индией (торговля пряностями) и Африку с Южной Америкой (зарождение работорговли). Часть путей пролегает к побережьям Северного и Балтийского морей, где возникло крупнейшее торгово-примышленное объединение Ганза. включавшее в себя около ста городов.

Можно четко выделить пять основных морских маршрутов, соединявших только что открытый Новый свет и Европу, удобство которых обусловлено морскими ветрами и течениями. Это маршрут Лейфа Эйриксона (вдоль северного полярного круга), маршрут Колумба (вдоль Северной Африки, экватора к Мексиканскому заливу), маршрут Менданьи (от Нового света к архипелагам Полинезии), маршрут Сааверди (от Мексики к Малайзии) и маршрут Урданеты (от архипелагов к Северной Америке, как продолжение маршрута Менданьи). Все эти пути способствовали активному заселению колоний Нового Света.

Развитие колониальной системы, несомненно, положительно влияло на развитие путешествий. Во-первых, возрастало количество как переселенцев в новые земли, так и просто "любопытствующих", которые вряд ли бы поехали, например, в "дикую" по их меркам Индию, если бы им не была гарантирована защита войсками Ее Величества Английской королевы, оккупировавшими страну. Так колонии становятся не только источниками сырья, но и местами отдыха. Учитывая местоположение большинства из них, многие из колоний в дальнейшем стали полноценными курортами. Во-вторых, наличие колоний стимулировало развитие транспорта, дорог и обуславливало возникновение системы гостеприимства - мест, где можно было бы уютно отдохнуть, созданных по меркам родной страны, но приспособленных к местным обычаям и традициям. Чем выгоднее стране было заселение колоний своими гражданами, тем большее внимание уделялось этому вопросу.

Наряду с открытием новых земель и потенциальных мест для проездок происходит и обратный процесс: так, Япония опускает «железный занавес» для путешественников, который будет поднят только в 1948 году.

Постепенно люди начинают регулярно путешествовать за границу на отдых, лечение, в религиозных, образовательных и экономических целях, так как это было приятно, доступно по цене и эффективно, в период Ренессанса начинает совершенствоваться инфраструктура, хотя основные средства перемещения и размещения остаются теми же, что и в Средние века. Исключение составляет выросшее число частных постоялых домов, где можно было не только переночевать, но и остановиться на относительно длительный срок. Благодаря быстрому развитию транспортных систем, либерализации условий труда и растущему стремлению к обогащению прошло не так много времени прежде, чем досуговый туризм стал частью жизни почти всех слоев общества.

4. Особенности туристических путешествий в XVIII-XIX века

Основное различие туризма прошлых лет и современного - наличие рынка туристических услуг. В XVIII - XIX вв. маркетинг как таковой не был нужен, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. С появлением относительно крупных фирм длительный срок они были единичными, то есть, фактически, общеизвестными. До XVI11 - XIX вв. туристических фирм как таковых не существовало, и все путешествия осуществлялись по частной инициативе, главным образом на собственных транспортных средствах. В XIX веке понятие туризма претерпевает коренные изменения и становится более близким к современному представлению: в 1863 году Томас Кук открывает первую в мире туристскую фирму, которая занималась продажей нового вида услуг - путешествий ради удовольствия. С этого времени туризм отсчитывает свою историю как специфический вид предпринимательской деятельности.

Выделению туризма в самостоятельную отрасль способствовал мощный технический скачок, давший новые средства передвижения (Фултон изобрел пароход в 1807 г.. Стефенсон - паровоз в 1814 г.). Эти виды транспорта принципиально отличаются тем, что предназначены для дальних массовых перемещений. Соответственно устанавливается его регулярное движение, что, в свою очередь, приводит к развитию сети обслуживающих пассажиров предприятий питания и размещения. Часть из них рассчитываются на состоятельных путешественников и отличаются кричащей роскошью, но появляются и отели, предназначенные для людей среднего класса.

В XVIII - XIX вв. благодаря обособлению туризма в особый род экономической деятельности появляются страны, лидирующие в этой области. Особую роль на мировой арене в ту эпоху играли богатая колониями Англия, обособившиеся в 1776 году США и активно включившаяся благодаря Петру I в международную деятельность Россия. Туристическая деятельность в этих странах заметно активировалась в рассматриваемый период благодаря ряду факторов. Англия легко заняла позицию лидера, поскольку это была одна из первых стран Европы, ставшая на путь капиталистического развития, благодаря чему она характеризовалась более высоким уровнем цивилизации и обустройства быта по сравнению со многими странами. В Англии, а чуть позже - и по всей Европе начинают активно строиться железные дороги, которые, по восхищенному выражению Г.Гейне, "убили пространство" - то есть значительно ускорили и упростили путешествия. США в этот период также начали экспансионную политику. Увеличился захват и освоение новых земель, развитие колоний, как следствие - иммиграция в "новый свет" англичан и французов, которые ускорили переход Штатов к капиталистическому способу развития.

В России главным фактором, стимулирующим развитие внешних отношений и перемещений как внутри страны, так и за ее пределы, стали реформы Петра I. Как известно, Петр едва ли не насильно отправлял молодых дворян для обучения за границу, а также всячески поощрял путешествия по России с целью более полного освоения ее территорий (исследование Камчатки путешественником Крашенинниковым и т.п.). Это дало толчок к развитию транспортных путей, освоению новых земель и торговых путей. Изменение уклада жизни дворян сделало путешествия не только возможными, но и престижными.

В XIX в. веке путешествия становятся доступнее не только с технической точки зрения, но и с социальной. Помимо возникновения; туристических компаний, в Европейских странах становятся популярными общества и клубы по интересам, в том числе и "клубов путешественников", члены которых не просто отправлялись в развлекательные поездки, но и пытались при этом достичь какой-то определенной цели или поставить рекорд (наглядным примером может служить книга Жюля Верна "80 дней вокруг света"). Подобные общества по интересам появились и в среде российского дворянства.

Увеличению количества путешественников среди людей среднего класса способствует введение отпусков для рабочих и служащих и уменьшение рабочего дня, то есть высвобождение досуга. Идет рост сети железных дорог, развитие экономических связей, торговых путей внутри Европы и с другими странами, развитие пароходостроения и судоходства. В США развитие сети железных дорог субсидировалось правительством на 35- 50%; кроме того, там активнее, чем в Европе, шло развитие автомобильного транспорта: с 1891г. началось его конвейерное производство. США также удалось в определенной степени преодолеть главное препятствие для путешественников, среди которых стала очень популярна Европа - океан. С 1838г. было установлено регулярное сообщение между Нью-Йорком и Англией. В социальной сфере огромную роль сыграла отмена рабства: фактически высвободился еще один социальный слой "потенциальных путешественников"; кроме того, этот шаг привел к увеличению благосостояния населения.

В XVIII в. в Англии и России начинается наибольшее распространение получают паломнические путешествия, так как этот период характеризуется высоким религиозным фанатизмом. Паломнические туры позволяли привозить с мест паломничества пальмовую ветвь, как символ господнего благословения. Основные места паломничества – Иерусалим, Мекка, Рим.

К середине XVIII в. возникает необходимость в путешествиях предпринимаемых для других целей: торговых, для поиска и расширения рынков сбыта; политических, для установления контактов с представителями различных культур, религий.

Во второй половине века путешествия приобретают познавательные цели, так как молодые аристократы стремились изучить особенности других стран для повешения уровня образования, интеллекта. Путешествия в их среде считались престижным временем препровождения. Такие путешествия носили элитарный характер, так как их могли себе позволить только состоятельные люди.

В связи с открытием в медицине положительного влияния грязевых лечебных вод и минеральных источников получили распространение путешествия с оздоровительными целями, так называемый бальнеологический вид туризма. Этот вид туризма распространился по всей Западной Европе. В XVIII веке одним из самых знаменитых курортов в Англии являлся курорт "Брайтон". Здоровье продолжает играть большую роль в выборе места отдыха и предпочтение отдается местам, которые расположены ближе к побережью, морскому отдыху. Развитие курортного дела в России приходится на начало 18 века, основоположником которого был Петр I. Известные курорты находятся на территории Кавказа, Липецка, Латвии, Польши.

В США туризм как вид досуга фактически отсутствовал в период территориальных войн, но после признания независимости начал развиваться внутренний туризм с познавательными, торговыми и политическими целями, а так же туризм въездной.

Изобретение транспорта дало скачок в развитии международного туризма, так как использование железнодорожного и морского транспорта позволило расширить географию туризма, сократить время перемещения из одной страны в другую с большим комфортом, чем использование ранее конного транспорта и галер. Познавательный туризм становится неотъемлемой частью жизни светского общества наиболее развитых стран. Ростки массового туризма в XIX веке положили начало развитию экскурсионной деятельности. Расширяется география делового туризма. В связи с дальнейшими открытиями в медицине положительного влияния грязевых лечебных вод и минеральных источников развивается сеть курортов в Европе, России. Путешествия с оздоровительными целями, так называемый бальнеологический туризм, становятся более доступными для жителей европейских стран.

Бальнеологический туризм переходит в разряд международного. Предпочтение отдается Франции, Англии, Швейцарии и России.

В 1838 г. первая туристская поездка на пароходе Грейт-Вестерн стала отправной точкой для развития морских круизов. Это было одним из развлекательных туров. Захватнические войны Наполеона открыли для Запада Египет, в который хлынули туристы. Но при этом многие местности оставались для туристов малопривлекательными: так, посещение Африки ограничивалось ее северными прилегающими к морю районами.

Таким образом, в XIX веке цели туристических поездок фактически не изменили свою направленность, расширение географии туризма и научно-технические достижения в области транспорта дали толчок для развития деловых, научных, экскурсионных и развлекательных туров. Но путешествия стали более массовыми за счет мощного развития гостевого бизнеса и роста его доступности для людей со средним достатком. В XIX веке, особенно ближе к началу двадцатого, уже было развито фактически все разнообразие современных "потомков" постоялых дворов: отели, мотели (появились с развитием автомобильного транспорта), хостелы, гостиницы, пансионаты, меблированные комнаты, дома отдыха, кемпинги и туристические базы (обусловлены возникшим в середине XIX века интересом к так называемому "экологическому" туризму - в основном, горному).

Заключение. Туризм - та отрасль человеческого существования, которая напрямую зависит от уровня развития цивилизации: существующих средств передвижения - их скорости, удобства и безопасности - ассортимента предлагаемых развлечений. Буквально год назад возник принципиально новый вид туризма - космический . По сообщениям газет, американцы, несмотря на недавнюю трагедию шаттла "Колумбия", собираются продолжать бизнес в сфере космического туризма, разрабатывая Специальные конструкции шаттлов для доставки на орбиту новых космических туристов и снижения стоимость подобных путешествий. В более привычном для нас "земном" туризме, конкретнее - в его международной отрасли наблюдаются активные процессы транснационализации и глобализации, во многом опосредованные интеграцией Европейского сообщества. Постепенно из "элитного" времяпровождения туризм превратился в массовый вид отдыха, и сегодня он играет столь важную роль в жизни множества людей, что превратился в уникальную крупнейшую мировую индустрию.

Таким образом, историю развития туризма нельзя считать ни завершенной, ни замершей на каком-то этапе: она тесно переплетена с историей человечества, как определяясь ею (о чем уже сказано выше), так и определяя ее, поскольку и само развитие туризма воздействует на экономику, социальную и культурную среду и международные контакты страны.

Источники и литература

1. Александрова А.Ю. Международный туризм: учеб. / А.Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 470 с.
2. Баталова Л.В. Из истории развития туризма / Л.В. Баталова // Социально-политическое развитие России: проблемы, поиски, решения: сб. науч. ст. – Ижевск, 1999. – Вып.2. – 148 с.
3. Дитлер Д.Б. От Птоломея до Колумба / Д.Б. Дитлер. – М.: Мысли, 1989. – 244 с.
4. Зорин И.В. Туристский терминологический словарь / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Советский спорт, 1999. – 384 с.
5. Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика / В. А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 312 с.
6. Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг / В. Сапрунова. – М.: Ось-89, 1998. – 320 с.; Шаповал Г.Д. История туризма / Г.Д. Шаповал. – Минск: ИП "Экоперспектива", 1999. – 216 с.
7. Хейердал Тур. Древний человек и океан / Тур Хейердал. – М.: Мысль, 1982. – 350 с.

Введение...................................................................................................3

1.Начало развития туризма - античный период....................................6

2.История развития туризма в средние века.........................................

3.Эпоха Возрождения...............................................................................

4.Особенности туристических путешествий в XVIII-XIX века...........

Заключение............................................................................................

Список литературы................................................. ..............................

Введение

Развитие цивилизации теснейшим образом связано с развитием и укреплением контактов между отдельными государствами, народностями, территориями. Многочисленные – с самого начала развития человеческого общества – путешествия изначально играли сугубо практическую роль: выявление характера соседей - их дружеского или враждебного настроя - обмен опытом, поиск рынков сбыта и приобретения товаров и т.п. В этом плане путешествия повторили судьбу предметов быта, которые постепенно приобрели помимо утилитарной еще и эстетическую функцию, несущественную для выживания, но важную для человека в психологическом плане. Так и путешествия с течением времени получили новый статус – также не игравший особой роли для жизни данного племени/города/государства, но оказавшийся столь существенным для каждого отдельного человека, что он не только не утрачен по сей день, но и продолжает активнейше использоваться, составляя одну из важных статей развития экономики фактически любой страны.

Итак, помимо людей, для которых путешествия являлись профессиональной необходимостью (мореплаватели, исследователи и ученые, купцы, позже - священники), появились люди, желавшие просто посмотреть новые земли и получить новые впечатления. Появилось такое понятие как туризм.

На сегодняшний день существует огромное количество видов туризма. По дальности путешествия выделяют местный (как правило, краеведческий) туризм, туризм внутри страны и международный туризм. Последний играет наиболее значимую роль в экономике, представляя собой одну из наиболее распространенных форм обмена услугами. Он стал важным источником доходов, которые во всем мире уже приближаются к 500 млрд. долларов в год.

По целям можно выделить туризм развлекательный, познавательный (может совпадать с предыдущим видом туризма, может выступать самостоятельно, как цель научных обзорных экспедиций), оздоровительный (может быть развлекательно-оздоровительным – рекреационным – или спортивно-оздоровительным), спортивный (также может быть элементом программы оздоровительных поездок, а может быть отдельной целью – например, горнолыжный туризм). Каждая из указанных целей содержит ряд конкретизирующих подпунктов – видов туризма: для оздоровительного это, например, курортный туризм, для спортивного – пешеходный (в т.ч. горные пешие походы), велосипедный, водный (гребной, парусный; речной, морской и т.п.). Все эти виды туризма зачастую тесно переплетаются между собой, и их зачастую трудно выделить в чистом виде.

Большинство из различных определений туризма сводятся к тому, что туризм - это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью. Таким образом, любой вид туризма так или иначе несет в себе познавательно-развлекательные элементы, в отличие, например, от профессиональных поездок и экспедиций, основная цель которых – выполнение определенной работы. Стремление увидеть и узнать что-то новое и поныне является основным побудительным мотивом туристических путешествий. Именно поэтому туризм теснейшим образом связан с уровнем развития цивилизации. От этого уровня зависит комфортабельность и дальность предполагаемого путешествия (во времена карет мало кто пожелал бы отправиться за приятными впечатлениями из Сибири в Средиземноморье), информированность общества о возможных местах отдыха, безопасность – определяемая не только природными условиями. но и политической обстановкой как в родной стране. так и в той, которая является целью путешествия, развитие инфраструктуры развлечений – в целом все то, что дает возможность интересного приятного отдыха и ярких впечатлений. Несомненно, данные параметры развивались вместе с человеческим обществом, определяя особенности туризма на данном этапе человеческой истории. и формируя историю туризма - историю возникновения путешествий в древнейших государствах мира, цели и мотивы этих путешествий, а также становления туризма как отрасли с раннего средневековья до наших дней, и определяя мотивацию этих путешествий.

Стоит сразу оговориться, что период до середины XIX века большинство исследователе относят к предыстории туризма. Путешествия не являются самоцелью, а лишь служат средством достижения цели. Саму историю туризма принято отсчитывать со знаменитой массовой (570 человек) двадцатимильной поездки по железной дороге с чаем, булочками и духовым оркестром, организованной в Англии в 1841 году Томасом Куком. Это был первый случай организации предоставления массового отдыха как единого комплекса услуг. Тем не менее, предшествующий этому событию период заложил основу для развития инфраструктуры отдыха, создания "домов вне дома", поэтому не может быть отброшен при рассмотрении условий и способов зарождения и развития туристических путешествий как особой сферы.


1.Начало развития туризма - античный период

В начале формирования человеческого общества путешествия, несомненно, были необходимы для выживания человечества. Люди периодически перемещались с места на место в поисках пропитания или для обеспечения собственной безопасности.

Позднее, когда человек начал вести оседлый образ жизни, путешествия стали приобретать иной смысл. С незапамятных времен многие путешествия мотивировались простым человеческим любопытством, например желанием узнать, что находится за самым дальним холмом или на другом берегу широкого водного пространства. Этот вид путешествий - что-то узнать, за чем-то понаблюдать, развлечься и отдохнуть - мог не иметь никакой определенной экономической, политической или познавательной цели. Вероятно, он не имел никакого сиюминутного эффекта, кроме чьего-либо личного интереса к неизведанному, но его результаты были тогда так же значимы, как и теперь: одни люди рассказывают о своих приключениях, после чего другие люди стремятся повторить их опыт.

В античный период большинство путешествий предпринималось с целью обмена товарных излишков, произведенных в одном регионе, на товары, имеющиеся в другом. Кроме того, путешествия становятся неотъемлемым спутником военных действий. Поездки часто носили учебный характер: известно, что десятеричная система счисления, как и алгебра в целом, основы буквенной письменности, многие познания в астрономии, навигации и т.п. "мигрировали" из Азии в Грецию в умах будущих известных ученых-филисофов.

Остальные побудительные мотивы путешествий можно свести к спортивным (помимо знаменитых Олимпийских игр, собиравших в Элладе фактически все Средиземноморье, так, что даже приостанавливались войны, существовал целый ряд аналогичных спортивных состязаний разного масштаба) и религиозным (уже в те времена зарождается понятие пилигримства).

Несмотря на то, что большинство поездок в перид античности и совершались, как мы видим, не с развлекательными целями, в Европе во времена Римской империи возникает новый вид путешествий – досуговый туризм. Римляне из богатых семей часто ездили в Грецию для пополнения образования. Постепенно эти поездки приобрели развлекательный характер: путешествия в Грецию совершались всей семьей или холостыми богатыми римлянами-мужчинами ради отдыха, главным образом к теплым минеральным источникам.

Уже в те времена можно было выделить два типа путей: сухопутные и водные. Поскольку античная цивилизация родилась в Средиземноморье, а также в дельте Нила и Месопотамии – долине между Тигром и Евфратом – водные пути были основными. Передвигаться морем, особенно с торговыми целями, было гораздо легче, чем путешествовать пешком, поскольку тогда было мало видов сухопутных транспортных средств. Ездовые животные (лошади, слоны) использовались в подавляющем большинстве случаев для передвижений войск и в сражениях, реже – для путешествий правителей. Высокопоставленные лица часто преодолевали небольшие сухопутные расстояния в паланкинах – своеобразных тканевых домиках, поставленных на носилки и переносимых рабами.

Таким образом, основными путями в то время были морские и речные как более быстрые и удобные. Были широко распространены легкие камышовые и папирусные лодки (Египет, Месопотамия). Аналогичные лодки, а также плоты из бальсовых бревен с загнутыми носом и кормой позже обнаружат у индейцев Центральной и Южной Америки. На таких плотах аборигенные цивилизации Америки перемещались вдоль океанических берегов уже в I в. до н.э. Долговечные камышовые плоты строили арабы из нижнего течения Тигра и Евфрата. Позднее на смену им пришли дощатые суда, технику изготовления которых быстро освоили греки. Древнейшее из сохранившихся до наших дней принадлежало фараону Хеопсу и датируется 2700 г. до н.э. О роли, которые играли средства мореплавания в жизни Средиземноморцев, свидетельствует тот факт, что в одной из опустыненных (на данный момент) областей Египта среди обнаруженных петроглифических значков наряду с изображениями людей и животных преобладают изображения камышовых ладей морской (серповидной) конструкции – то есть с загнутыми носом и кормой. В древнеегипетской письменности слово "главный" изображалось человеком, стоящим на корме лодки (рулевым).

Средиземное море и Персидский залив буквально исчерчены маршрутами древних плаваний. Так, основной ярмаркой месопотамских и египетских мореплавателей был остров Бахрейн в Персидском заливе. Греческие маршруты также в большинстве своем были связаны с Азией (реже – с Египтом, с которым у греков были напряженные отношения).

Загрузка...
Top