Торпедный катер комсомолец чертеж. Торпедный катер пр.123 "Комсомолец". История создания и разработки проекта торпедных катеров «Комсомолец»

Советский торпедный катер «Комсомолец» представляет собой малый скоростной военный минно-артиллерийский корабль, предназначенный для нанесения торпедных ударов по кораблям противника в прибрежной морской зоне. Благодаря особенностям конструкции и высоким тактико-техническим параметрам, корабли этого типа могут использоваться в других целях: проведение десантных операций, ведение морской разведки и постановка минных заграждений.

История создания и разработки проекта торпедных катеров «Комсомолец»

Задание на проектировку нового торпедного катера для отечественного ВМФ в 1939 году получила группа конструкторов завода №194. Проектными работами руководил П.И. Таптыгин. Новый торпедный катер получил заводской индекс – проект 123. Главная цель, которая ставилась перед советскими конструкторами, заключалась в создании более мощного военного корабля, который сможет заменить торпедные катера Г-5, составлявшие основу отечественного москитного флота.

Головной корабль проекта 123 заложили в июле 1939 года на верфи Ленинградского завода №194. В октябре 1940 года корабль вступил в строй, а в марте 1941 года новый торпедный катер был зачислен в корабельный состав Черноморского флота.

Впоследствии начались работы над усовершенствованием проекта. В результате появилось целое семейство торпедных катеров проектов 123бис, М-123бис и 123К, в разные годы, выпускавшиеся советскими судостроительными заводами.

Всего в годы Великой Отечественной войны советскими корабелами флоту было передано 30 единиц разных модификаций. В 1946-48 годы было изготовлено еще 88 торпедных катеров различных типов.

Тактико-технические характеристики торпедных катеров «Комсомолец»

  • Водоизмещение - 20,5 тонн.
  • Длина - 18,7 м, ширина - 3,44 м, осадка - 1,0 м.
  • Два бензиновых мотора мощностью 1200 л.с.
  • Скорость полная - 48 уз.
  • Дальность плавания - 240 миль.
  • Вооружение: два 450-мм торпедных аппарата, два спаренных 12,7-мм зенитных пулемета ДШК, 6 глубинных бомб «БМ-1».
  • Экипаж - 7 человек.

Торпедные катера «Комсомолец» применялись в боевых действиях на Черном море и на Балтике на заключительном этапе Великой Отечественной войны. В послевоенный период, в 50-е годы часть торпедных катеров этого типа была передана Китайской Народной Республике. В составе военно-морских сил НОАК торпедные катера применялись во время вьетнамо-китайского вооруженного конфликта в Южно-Китайском море. Небольшое количество катеров «Комсомолец» было передано дружественным СССР политическим режимам.

Фото катера

Торпедный катер «Комсомолец»

Победные атаки «Комсомольцев»

Весна на Балтике - время неспокойное. То заштормит, то вдруг ляжет туман, да такой густой, что и в двух шагах ничего не увидишь. Но морякам-балтийцам непогода только на руку: она и с воздуха от фашистов прикроет, и от постов береговой обороны спрячет.

Той ночью над морем тоже стоял туман, и пятибалльный ветер, задувавший с норд-веста, разводил крупную зыбь. Катера шли на самом малом ходу. Это маскировало, но требовало от экипажей железной выдержки и самообладания. К косе Хель удалось подойти незамеченными, и вскоре по внезапно умерившейся волне стало ясно, что катера находятся в акватории порта.

Когда туман чуть рассеялся, вражеские корабли оказались неожиданно близко. Их было три - на якорной стоянке у Порта Хель стояли эсминец (как потом было установлено - Z-34), переоборудованный из рыболовецкого судна сторожевик, а силуэт третьего едва угадывался во мгле. Теперь оставалось только ждать, пока дистанция до них не сократится буквально до «пистолетной» - тогда промах будет исключен наверняка.

Не увеличивая скорости, торпедоносцы приближались к врагу. Наконец долгожданная команда: «Атака!» И в ту же минуту с ТК-131, которым командовал лейтенант Н. Короткевич, последовал двухторпедный залп. Катер повернул на юг, а за его кормой стала вспухать густая облачная пелена, - завершив атаку, экипаж начал постановку дымовой завесы.

Несколько томительных секунд - и позади катера раздается оглушительный взрыв: торпеды попали в цель. Следом за ним с небольшим запозданием грохочет второй - это разряжает аппараты ТК-133 капитан-лейтенанта В. Солодовникова.

И сразу же моторам - форсаж! Прикрываясь завесами, участники дерзкого налета, устремились к выходу из бухты, оставив в ней серьезно поврежденный эсминец Z-34 и тонущий сторожевик.

Этот скоротечный бой с фашистскими кораблями вели новые советские торпедные катера типа «Комсомолец». Они вступили в строй в августе 1944 года, когда война все дальше откатывалась на запад. Строились они на добровольные взносы советских людей, и поэтому некоторые из них, помимо номеров, получили наименования: «Тюменский рабочий», «Тюменский комсомолец», «Тюменский пионер».

Это были реданные катера совершенно новой конструкции, существенно отличавшиеся от своих собратьев типов Г-5 и Д-3 и превосходившие их по целому ряду боевых качеств. В отличие от старых, деревянных, новые имели дюралюминиевый корпус длиной 18,7 и шириной 3,4 м, разделенный на пять отсеков водонепроницаемыми переборками при шпации, равной 20-25 см; стандартное водоизмещение 20,5 т и полное 23 т. По всей длине корпуса проходила полая кильбалка, игравшая роль киля. Два авиационных двигателя типа «паккард» мощностью по 1200 л. с. обеспечивали катеру скорость хода до 48 узлов. Моторы располагались в корпусе один за другим так, что длина левого гребного вала составляла 12,2 м, а правого - 10. Для уменьшения качки на подводной части корпуса были предусмотрены бортовые кили. Максимальная мореходность торпедоносца составляла 4 балла.

В вооружение входили две пулеметные установки - «спарки» крупнокалиберных ДШК (на катерах XIII серии более поздней постройки их заменили на спаренные 20-мм автоматы ШВАК), шесть больших глубинных бомб и два торпедных аппарата калибра 450 мм. Торпеды образца 1938 года имели массу 950 кг и несли по 200 кг взрывчатого вещества. Дымовая аппаратура - баллон емкостью 40 л, рассчитанный на давление 200 атмосфер. Боевая автономность составляла 36 часов. В отличие от остальных катеров отечественной постройки на «Комсомольцах» была бронированная (из листа толщиной 7 мм) рубка. Экипаж насчитывал 7 человек.

Свои высокие боевые качества эти торпедоносцы в наибольшей степени проявили весной 1945 года, когда части Красной Армии уже завершали разгром гитлеровских войск, с тяжелыми боями продвигаясь к Берлину. С моря советские сухопутные войска прикрывали корабли Краснознаменного Балтийского флота, причем вся тяжесть боевых действий в водах южной Балтики легла на плечи экипажей подводных лодок, морской авиации и торпедных катеров.

Пытаясь хоть как-то оттянуть свой неизбежный конец и как можно дольше сохранить порты для эвакуации отступающих войск, фашисты предприняли лихорадочные попытки резко увеличить число поисково-ударных и дозорных групп катеров. Эти срочные меры в какой-то степени обострили положение на Балтике, и тогда в помощь действующим силам КБФ была переброшена четверка «Комсомольцев», вошедшая в состав 3-го дивизиона торпедных катеров.

Ночью 21 апреля поиск кораблей противника в районе косы Хель был продолжен отрядом катеров, которым командовал капитан-лейтенант П. Ефименко. Но напрасно утюжили море торпедоносцы - обнаружить противника не удалось. И тогда П. Ефименко принял решение идти в глубину Данцигской бухты - к устью Вислы. Задача в тот период перед катерниками ставилась одна: находить и топить корабли врага, продолжавшие интенсивно перебрасывать войска по морю.

Наконец удача: обнаружены три БДБ - быстроходные десантные баржи с сильным артиллерийским вооружением.

В небольшом отдалении за ними следовали пять сторожевых катеров. Атаковать? А вдруг это авангард большого конвоя? Пожалуй, имеет смысл уклониться от боя... Потекли томительные часы ожидания. Но интуиция и расчет капитан-лейтенанта оказались верными. Лишь только предрассветные сумерки рассеяли ночную тьму, из дымки показался караван. Он состоял из предельно перегруженного транспорта, шедшего в охранении миноносцев, сторожевиков и торпедных катеров. Замыкали походный ордер две БДБ.

Вот теперь можно было и выпускать торпеды! Распределив цели, командир отряда отдал приказ.

Первым ринулся вперед ТК-135 старшего лейтенанта А. Аксенова. Сработали оба торпедных аппарата, и через несколько минут сокрушительный сдвоенным взрыв буквально разломил транспорт пополам: охваченное огнем судно на глазах у моряков затонуло. Дальше действия Аксенова были почти автоматическими - разворот, постановка дымовой завесы и уход на форсаже... Однако на этот раз катерникам не повезло: при выходе из боя в моторный отсек угодил снаряд. Двигатели тут же заглохли, и «сто тридцать пятый» беспомощно закачался на волнах...

Шли бесконечные минуты. В тесноте, бензиновом угаре моторного отсека двигателисты «латали» порванные осколками магистрали. Время от времени сюда, в отсек, доносились скупые пулеметные очереди, да нетерпеливые вопросы командира. Наконец в рубку доложили: «Повреждение устранено, можем идти на одном моторе».

А тут и помощь подоспела, ТК-131 лейтенанта Н. Короткевича, прикрыв дымовой завесой «Комсомолец» А. Аксенова, взял аварийный катер на буксир. Однако быстроходная десантная баржа фашистов, открыв артиллерийский огонь, преградила торпедоносцам путь. И сейчас же в ответ заговорили наши пулеметные установки: БДБ загорелась, затем последовал взрыв, и через несколько минут на поверхности воды остались лишь обломки баржи. Путь к родной базе был свободен.

Это были последние дни Великой Отечественной войны, последние победные атаки торпедных катеров. Окончится война, и символом отваги - потомкам в пример, врагам в назидание - навечно застынут на постаментах овеянные боевой славой «Комсомольцы».

Н. Федоров


1 - носовая мачта, 2 - релинг, 3 - радиоантенна, 4 - палубные поручни, 5 - стойка, 6 - съемный люк моторного отсека, 7 - щиток дефлектора моторного отсека, 8 - прицел торпедной стрельбы, 9 - прожектор, 10 - электросирена, 11 - ветровое стекло, 12 - мачта, 13 - рей, 14 - фонарь клотикового огня, 15 - штыревая радиоантенна, 16 - вымпел, 17 - талреп, 18 - спаренный крупнокалиберный пулемет, 19 - рубочный стрингер, 20 - торпедный аппарат, 21 - съемный люк топливного отсека, 22 - фонарь кильватерного огня, 23 - дымовая аппаратура, 24 - флагшток, 25 - военно-морской флаг, 26 - кольцо с восемью дымовыми форсунками, 27 - консоли, 28 - рули с транцевой поворотной системой, 29 - гребной винт, 30 - кронштейн гребного вала, 31 - гребной вал (в кожухе), 32 - вентиляционные карманы, 33 - бортовой стрингер, 34 - бортовые кили, 35 - выхлопное отверстие правого двигателя, 36 - бортовое вентиляционное отверстие, 37 - выхлопное отверстие левого двигателя, 38 - входной люк таранного отсека (форпика), 39 - входной люк моторного отсека, 40 - командирский люк, 41 - рубочные поручни, 42 - входной люк топливного отсека, 43 - входной люк кормового отсека (ахтерпика), 44 - стойка, 45 - леер, 46 - дымовой буй, 47 - турель спаренного пулемета, 48 - рубка, 49 - ввод радиоантенны, 50 - фонарь бортового огня, 51 - штурвал, 52 - спонсон, 53 - крыша рубки, 54 - палубный иллюминатор с ограждением, 55 - кнехт, 56 - битенг, 57 - цеповая планка


Советы по моделированию

Корпус модели катера «Комсомолец» проще всего выполнить из целого бруска мягкого дерева (липа, осина или тополь) без трещин и сквозных сучков. Проведя линию диаметральной плоскости ДП), брусок разбивают на шпации и вычерчивают контур палубы. После обработки рубанком по контуру палубы вычерчивается форштевень и из фанеры вырезается транец. Его смазывают клеем и прибивают гвоздями к кормовой части.

Выдалбливая корпус, сверлят ряд отверстий в палубе. Затем с помощью стамесок выбирают древесину, оставляя толщину бортов 5 - 7мм. После нанесения линий расположения шпангоутов корпусу модели по шаблонам придается требуемая форма.

Надстройки собирают из фанеры толщиной 1 мм, оргстекла, жести или латуни.

Самый простой движитель модели - резиномотор. Лучше использовать крупный резиновый жгут с редуктором или два последовательно соединенных резиномотора, включенных через шестеренчатый редуктор с передаточным числом 1:1.

На более крупной модели катера (изготовленной, например, в масштабе 1:25) лучше установить электродвигатель типа МУ-25, МУ-30, МУ-50. Так как эти двигатели являются высокооборотными, необходим редуктор с шестернями, модуль зацепления которых 0,6; 0,7; 08.

Электродвигатель монтируют на деревянных основаниях («подушках») или привертывают к усиленной переборке корпуса. Можно прикрепить его и непосредственно к редуктору.

Для гребных валов подойдет прутковая сталь 0 2-4 мм, велосипедные и мотоциклетные спицы.

Гребные валы вставляют в дейдвудные трубы, в конце которых впрессованы латунные, бронзовые или фторопластовые втулки (или подшипник) с внутренним диаметром, соответствующим диаметру гребного вала. Для набивки дейдвуда тавотом припаивается короткая трубка (длиной 30-40 мм) с винтом для поджатия тавота по мере его расходования.

Простейшее соединение двигателя с гребным валом - пружиной или резиновой трубкой. Но более надежное звено между двигателем и редуктором, а также между редуктором и гребным валом - шарнир Кардана.

Окраска: подводная часть корпуса - зеленая, бортовой номер - белый, битенг, кнехты, пулеметы - черные. Надводная часть корпуса окрашивалась на Тихоокеанском и на Краснознаменном Балтийском флоте - в шаровый цвет, на Черном море - в светло-шаровый с голубым оттенком, на Севере - темно-шаровый с оттенком зеленого цвета. Ватерлиния - белая.

Заключительная операция - полировка. Для этого наиболее подходит полировочная паста для легковых автомобилей или паста ГОИ. Ее накладывают на мягкую ветошь, кусок фетра или войлока и круговыми движениями доводят поверхность до блеска. Затем ее протирают полировочной водой, керосином или жидким маслом.

tramp_ > На мой взгляд, первична в данном случае подводная часть обводов корпуса (ведь корабль перемещается в первую очередь воде, а не в воздухе), переделка крейсера пр.26 в опытовое судно ОС-33 с изменением надводной части корпуса не привела к существенным изменениям в плане характеристик корабля (если например не выкидывать котельное отделение с соответствующим снижением скорости), замена карапасной палубы потомка Г-5 на более типичную для ТКА ВМВ плоскую более относится к модификации проекта в плане удобства эксплуатации катера экипажем, обслуживания ТА и оборудования, замена к примеру 2 456-мм ТА на два 533-мм привела бы к изменению нагрузки, вероятно к изменению ЦТ, уменьшению метацентрической высоты, но в целом проект будет тем же.

Так я же и говорю, что точного и логичного определения когда новый корабль -модернизация, а когда это новый проект нет. Каждый сам себе хозяин, тем более высокое начальство.Чем оно руководствуется, когда определяет степени модернизации, сия тайна велика есть. Можно много дискутировать на эту тему, но обьяснение можно получить только для себя лично,то обьяснение, которое лично меня любимого устраивает, даже тех вещей, которые не обьяснимы логически, но обьяснимы волюнтаристски (чем многие начальники грешат, особенно военные. "Я сказал люмень, значит люмень"). Или может рассказать только тот кто это решение принимал, но он никогда не расскажет (кстати, чудный оборот речи "принимать решение" не решать, не обосновывать, а принимать - это и есть волюнтаризм). Причин может быть много, от нежелания показывать в правительстве, что мы имеем уж очень широкую гамму разных проектов однотипных кораблей, до желания получить премию, за разработку нового корабля, который фактически модернизация. Подобные штучки сейчас нормальны не только для начальства, но и для почтеннейшей публики. Так что порог принимать решение или решать логически или математически резко снизился. Это очень здорово видно на молодёжи. Чем безграмотнее человек, тем у него выше самооценка, тем более он склонен "принимать решения", правда после, желательно за последствия не отвечать. Извини за лирическое отступление. Продолжаю по делу.
Взять широко известную историю с проектом 1134 и его модификациями 1134А, 1134Б. Или с АПЛ проекта 667. А вот проект 645 очень соответствует таковому, но 627, однако это другой проект, а не модификация. По большому счёту, подумаешь, другой котелок поставили, так уже и другой проект что ли. И там и там турбину крутит пар, а как он добыт это вопрос несколько второстепенный. Спорный вопрос, правда? Кстати по ОС-33, после испытаний его изначально планировали вернуть в первоначальное состояние, так что в принципе, это для меня обьяснение.
Что касается катера, то я же писал, все обьяснения есть в статье, и мне кажется весьма логичные.

Памятник установлен в Санкт-Петербурге на территории выставочного комплекса Ленэкспо (Большой проспект Васильевского острова, 103).
Проехать к памятнику можно на городском общественном транспорте, более десяти маршрутов которого проходят в непосредственной близости.
Остановка "Средний проспект (улица Наличная)".
Рядом расположена бесплатная парковка.

Доступ свободный (даже слишком свободный), можно трогать, лазить. Охраны нет (кроме охраны Ленэкспо).

В этот день на территории Ленэкспо был "Праздник корюшки". Площадь была заполнена выставками, торговыми рядами, уличными кафе.
Поэтому в кадре много людей.

В 400 метрах к северу от катера, расположен другой военно-морской мемориал - "Подводная лодка Д-2 "Народоволец".

все фото кликабельны до 3648х2736


02. Катер мы обнаружили совершенно случайно, когда зашли на упомянутый праздник, после осмотра "Народовольца".



03. Никаких признаков типа/проекта/номера/названия на самом катере и его постаменте нет.
Для определения корабля я перечитал несколько справочников, любезно выложенных на сайте Энциклопедия кораблей Андрея Пупко.
Кстати, по моему мнению, самая лучшая русскоязычная энциклопедия на корабельную тематику.



04. Также, путём итеративного поиска мне удалось предположительно определить какой именно катер установлен в качестве этого памятника.
В нескольких источниках, например http://russian-ships.info/katera/123.htm , этот катер обозначается как ТК-23 проекта 123-К.
Про номер других подтверждений не нашёл, но по найденным мной в справочниках чертежам и описанию вооружения (тип пулемётов, наличие РЛС, общая компоновка), это действительно "Торпедный катер пр.123-К".



05. Проект 123-К стал развитием проектов реданных торпедных катеров проектов 123 "Комсомолец" (первый катер спущен на воду в 1940 году) и 123-бис (1944).
123-К - это послевоенная серия (1949-55 гг.), улучшенная по сравнению с предыдущими.
Увеличена скорость, изменено вооружение.



06. Всего было построено 205 катеров этого проекта.
Это последняя серия МТКА (Малых Торпедных КАтеров) выпускавшаяся в СССР



07.




08. Несколько десятков катеров 123-К было отправлено на экспорт в Китай, Египет, Кипр, КНДР и другие страны.
Некоторые были установлены в качестве памяти о войне. Точно такой же катер стоит у морского вокзала в Новороссийске.



09. На постаменте, рядом с крупной надписью "1941-1945 Героическим морякам торпедных катеров Балтики", есть
маленькая табличка с кратким описанием героических эпизодов и подвигов моряков-катерников.
(сам катер, напомню, был выпущен в 1950-х годах и участия в боях Великой отечественной не принимал)



10. Спаренные крупнокалиберные пулемёты Владимирова (КПВ) в установке 2М-5. Ленточное питание (80 выстрелов в каждой ленте).
Установки 2М-5 выпускались на Тульском машиностроительном заводе.
Младший на месте стрелка.



12. Носовая часть палубы (бак).
Под большой прямоугольной крышкой должен быть моторный отсек с двигателем.

Разработка проекта 123бис, являвшегося корректировкой проекта 123 (ТКА «Комсомолец») была выполнена КБ завода №639 в Тюмени (гл. конструктор Ф.Л. Ливенцев) в 1943 году.

Корректированным проектом предусматривалась установка торпедных аппаратов трубчатого типа с обогревом торпед, усиление пулеметного вооружения, повышение мореходных качеств путем увеличения развала носовых шпангоутов и длины катера.

Серийное строительство катеров проекта 123бис велось в Тюмени. Головной катер проекта флот получил 31 октября 1944 года. Всего в период с 1944 по 1948 год было построено 120 катеров этого проекта.

Проект М-123бис : Послевоенная корректировка проекта выполнялась ЦКБ-19 (гл. конструктор В.М. Бурлаков). Проектные работы были завершены в 1946 году. Их основным направлением стала замена пожароопасных бензиновых моторов «Паккард» на отечественные дизели М-50.

Серийное строительство катеров этого проекта началось в 1947 году на Тюменском заводе №639. Дальнейшую постройку вел завод №831 в Феодосии, куда в 1948 году доставили из Тюмени 16 недостроенных катеров.

На испытаниях головного катера (зав. №400), проводившихся весной 1948 года в районе Севастополя, выявилась недостаточная прочность корпуса, что стало следствием более высокой скорости катера на волне по сравнению с катерами проекта 123бис, имевшими бензиновые двигатели. Необходимое усиление корпуса, состоявшее в установке в носовой части промежуточных шпангоутов, дополнительных ребер жесткости и местных карлингсов выполнили сначала на одном катере (зав. №419), а затем, после испытаний и сдачи его ВМФ 25 ноября 1949 года, и на всех ранее построенных.

Катер проекта A-10
По результатам испытаний катера зав. №419 ЦКБ-19 в 1950 году разработало сокращенный исполнительный проект М-123бис, по которому строительство продолжалось заводом №831 до 1951 года. Всего отечественная судостроительная промышленность сдала ВМФ 50 катеров этого проекта.

В 1950 году один из катеров оборудовали носовым подводным крылом (проект А-10 ), а еще один - двумя подводными крыльями (проект А-11 ). Работы выполнялись заводом «Красное Сормово» (гл. конструктор Р.Е. Алексеев). На испытания катера показали скорость наибольшего хода 55 и 56 уз, соответственно.

Кодовое обозначение НАТО : KOMSOMOLETS class.

Проект 123К : Этот вариант стал последним этапом модернизации проекта 123. Проект разрабатывался ЦКБ-19 (гл. конструктор В.М. Бурлаков) и был закончен в 1950 году. Управление катером вынесли из ходовой рубки на мостик, дымаппаратуру ДА-7 заменили дымовыми шашками, ликвидировали броневую защиту. Одним из вариантов проекта предусматривалась установка двух РЛС опознавания и обнаружения за счет снимаемой пулеметной установки.
Проект 123К
Завод-строитель серии - Феодосийский судостроительный завод №831 построил два головных катера в соответствии с вариантами вооружения: «А» - без радиолокационного вооружения и «З» - с ажурной мачтой для размещения совмещенного антенного поста РЛС «Зарница» и станции опознавания «Факел-М».

Во время испытаний первоначально установленные 12,7-мм пулеметы заменили 14,5-мм. Оба головных катера вошли в строй 31 ноября 1951 года. Катер «А» достиг проектной скорости 50 уз, а «З» - только 49 уз, что было объяснено некачественным изготовлением корпуса. В серийную постройку приняли катера варианта «З» при доведении скорости до 50 уз.

Строительство катеров по проекту 123К велось заводом №831 с 1950 по 1955 год. Всего ВМФ получил 205 таких катеров.

Катер проекта А-10бис

В целях дальнейшего улучшения ТТЭ катеров проекта 123К, в соответствии с постановлением Совмином СССР от 17 апреля 1951 года №1235-621, головной катер (зав. №432) оборудовали носовым подводным крылом, разработанным КБ завода «Красное Сормово» (проект А-10бис , главный конструктор Р.Е. Алексеев). При этом водоизмещение катера возросло на 0,8 т, а скорость хода доходила до 54 уз.

После испытаний, проведенных в 1953 году и его доработки, подобной крыльевой конструкцией дооборудовали еще 5 серийных катеров.

Постройкой катеров проекта 123К закончился выпуск в нашей стране глиссирующих реданных торпедных катеров, начатый в 1927 г. катером «Первенец». Невозможность существенного повышения мореходности реданных катеров привела к их вытеснению более перспективными в этом отношении безреданными катерами.

Кодовое обозначение НАТО : P-4 class или KOMSOMOLETS class.

Характеристики Проект 123бис Проект М-123бис* Проект 123К**
Год утверждения техпроекта 1943 1946 1950
Год сдачи головного катера 1944 1948 1951
Число построенных катеров 120 50 205
Нормальное водоизмещение, т 19,2 20,0 21,1
Полное водоизмещение, т 20,5 21,5 22,5
Длина наибольшая, м 18,7 19,3
Ширина наибольшая по корпусу, м 3,4 3,6
Высота борта на миделе, м 1,8
Осадка средняя, м 0,75 0,76 0,80
Скорость хода наибольшая, уз 48,1 50
Главные двигатели:
тип, число х мощность, л.с.
бензиновые «Паккард»
2 х 1200
дизельные М-50
2 х 1000
Дальность плавания
(на скорости, уз), миль
242 (13,5) 530 (37,5) 450 (35)
Автономность, сут. 1-1,5 1,5
Торпедные аппараты:
число х калибр, мм, тип
2 х 450
ТТКА-45
2 х 450
ТТКА-45-52
Пулеметы: число установок х
число стволов - калибр, мм, тип
2 x 2 - 12,7
УК-2
2 х 2 - 12,7
2УК-Т
1 х 2 - 14,5
2М-5
Глубинные бомбы:
число х тип
6 х БМ-1 нет
Экипаж, чел. 7
* ТТЭ в соответствии с сокращенным исполнительным проектом 1950 г.
** ТТЭ в соответствии с сокращенным исполнительным проектом 1954 г.

37 Кб Проект 123бис .
Схема из коллекции
Загрузка...
Top