Быково. Усадьба и Владимирская церковь. Уникальная готическая церковь в быково Владимировская церковь

Быково - село в Раменском районе Московской области, входит в состав сельского поселения Верейское. Село расположено в северо-восточной части района, на левом берегу реки Пехорка, в 11 километрах от Раменского и 20 км от МКАД. Рядом с селом протекает река Быковка.

Быково История.

Село Быково впервые упомянуто в XIV веке в духовной грамоте князя Дмитрия Донского. Перед Куликовской битвой он завещал село своим младшим сыновьям Василию и Ивану. Предположительно название пошло с тех времен, когда на местных лугах откармливали скот перед отправкой в Москву. Дальнейшая история села неразрывно связана с усадьбой. В XVIII в. село было подарено губернатору М.М. Измайлову самой Екатериной Великой.

Строительство усадьбы в Быково.

Так как по служебным делам он был знаком с архитекторами, которые занимались строительством царской усадьбы Царицыно, В.И. Баженовым и М.Ф. Казаковым, он привлек их и для строительства усадьбы в своем имении в Быково. Барский дом построили на искусственном холме, землю для которого крестьяне носили в корзинах. А брали эту землю в парке, когда рыли там пруды. Позже, уже при новых владельцах Воронцовых-Дашковых, главный дом был перестроен и получил очертания английского замка. От творения Баженова остался только фундамент и белоснежная балюстрада при въезде в дом.

История усадьбы.

Следующими хозяевами усадьбы были представители рода Ильиных, которые владели Быково до самой революции. Позднее усадьба была национализирована, здесь размещался приют для сирот, а затем туберкулезный санаторий. За все это время были разворованы многочисленные ценности барского дома, разрушены оранжерея и дворец-Эрмитаж, а парк пришел в запустение. Сейчас на холме возвышается здание из красного кирпича, с балконом, который поддерживают колонны с изображением девушек. Над балконом изображен герб Воронцовых-Дашковых. Балюстрада дворца местами уже разрушена.

Главной же достопримечательностью села является Владимирская церковь. Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в усадьбе Быково была построена в 1789 г. По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект ее принадлежит В.И.Баженову, по другим – М.Ф.Казакову или А.Н.Бокареву. Церковь в дворцовом селе Быково известна с начала XVII века, тогда она была деревянной, клетского типа. В 1704 г. здесь на дворцовые средства построен каменный храм во имя Рождества Христова. Новый владелец имения, Михаил Михайлович Измайлов, задумал построить в Быкове новую церковь, и в 1789 г. осуществил это намерение.

Владимирская церковь в Быково.

Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще. В здании два храма – верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете – Христорождественский. Основной объем храма – овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам. Основной объем завершается световой ротондой с высоким шпилем наверху; окружает ее ряд таких же шпилей.

Владимирская церковь в Быково.

По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз. Вход в верхний храм завершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами. Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. Трапезная была расширена в первой половине XIX века. К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм. Одна башня-колокольня строилась как собственно колокольня, с площадкой для звона, вторая – для часов. Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой. Весь декор храма необыкновенно богат. Многообразие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, придает высокому зданию устремленность ввысь, выражающуюся не только в остроконечных шпилях. В 1884г. рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют ее архитектором Д.А.Гущина, другие – И.Т.Таманского.

Владимирская церковь в Быково.

Внутри храм отделан в классицистическом стиле. Своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой. Интерьеры сильно пострадали в советское время: в 1937 г. церковь была закрыта и разорена. Со шпилей сбили кресты, колокольня осталась без колоколов, множество церковной утвари и книг было уничтожено. В здании Владимирская церковь в Быково разместилась швейная фабрика. Позднее ее заменил склад управления кинофикации. В 1989 г. храм снова передали верующим, начались восстановительные работы и богослужения.

В стороне от улицы, на которой стоит церковь, в глубине старинного парка, расположена сама усадьба Быково, вернее, то, что от нее сохранилось. Из огромного количества построек уцелел лишь главный дом, перестроенный в XIX веке и поставленный на цоколь от старого дома, выстроенного по проекту Баженова, и небольшая круглая беседка на острове.В период становления советской власти церковь закрыли, внутри сначала устроили швейную фабрику, а потом склад. Свои первоначальные функции церковь вернула лишь в 1989 году.

Владимирская церковь в Быково построена в 1789 году В.И. Баженовым по заказу тогдашнего владельца усадьбы М.М. Измайлова, бывшего генерал-губернатором Москвы и фаворита Екатерины II. Храм двухэтажный, в верхнем этаже церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери, а в нижнем этаже Рождества Христова (действующая). В 1830-х годах по проекту архитектора И.Т. Таманского построена отдельно стоящая колокольня в том же стиле. Храм был закрыт в 30-х годах прошлого столетия.



Усадьба сложилась как архитектурный ансамбль в последней четверти XVIIIв. В это время она принадлежала М.М. Измайлову, начальнику Экспедиции кремлевского строения. Предположительно, в создании усадьбы участвовал архитектор В.И. Баженов. От первоначального ансамбля, созданного большим художником, сохранились обширный пейзажный парк с прудами и беседкой и церковь, выстроенная в 1789 г. в формах ложной готики. Дом заново перестроен в XIX в. в духе ренессансных дворцов. Утрачены хозяйственные постройки и парковые сооружения, в том числе "Эрмитаж" и белокаменная пристань на пруду.

Церковь, облицованная снаружи белым камнем, сооружена в 1789 г. в формах псевдоготики, вероятно, архитектором В.И. Баженовым. Памятник уникален по оригинальности объемной композиции и разработке отдельных форм. Овальный в плане храм с прямоугольной трапезной поставлен на высокий подклет. Особенно эффектен западный фасад с парными башнями колоколен по сторонам и торжественной открытой лестницей, ведущей во второй этаж. Церковь завершена куполом, окруженным целым рядом шпилей. Шпилями увенчаны и колокольни. Интересно решен интерьер храма. Подпружные арки, несущие купол, опираются на четыре куста коринфских колонн. Интерьер обработан в классическом стиле с отделкой стен и колонн искусственным мрамором. Отдельно стоящая колокольня построена в подражание архитектуре церкви в середине XIX в. предположительно архитектором И.Т. Таманским.



Храм строился Измайловым в память об ушедшей супруге. Трапезная реконструировалась в 1830-х гг. по проекту архитектора Михайловского или И.Т.Таманского

Насчет колокольни. Вопрос спорный. Имеются сведения (имеются гравюры вида храма с места колокольни, где ее нет). Также имеется проект Д.И.Гущина на быковскую колокольню, конца 19в.). Так что тут вопрос. Второй вопрос - зачем она была построена и использовалась по назначению. В основном храме правая колокольня - собственно колокольня, левая - часовой механизм. Зачем стоить еще одну колокольню?

К.В.Аминов, ведущий архитектор



Церковь Владимирская, колокольня в составе усадьбы М.М.Измайлова "Быково" являются объектами культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Приложение № 1, Указ Президента России от 20.02.1995 № 176).



Известно, что в 1628 году в дворцовом селе Быково имелась деревянная церковь во имя Рождества Христова. Однако деревянные постройки, как правило, не очень долговечны. В 1704 году в селе Быково возвели новый, теперь уже каменный, Христорождественский храм с колокольней. Прошло полвека, и село пожаловали генерал-губернатору Москвы Михаилу Михаиловичу Измаилову. Он был одним из фаворитов Екатерины II и участвовал в заговоре против Петра III. По легенде, однажды Екатерина навестила чету Измаиловых и была изрядно удивлена скромностью их имения. Отвечая за строительство в Москве, он, безусловно, был знаком с лучшими архитекторами своего времени. Вот и пригласил обустраивать свою усадьбу именитого В.И. Баженова. В процессе переустройства усадьбы Измаилов овдовел. В память о жене он решил возвести в селе и новую церковь, тем более что старая к тому времени сильно обветшала. На строительство ушло почти девять лет, и в 1789 году в Быково появилась двухэтажная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. Отметим, что храм сменил посвящение. Христорождественским - в память о предыдущем храме - остался престол в нижнем алтаре. Нестандартные архитектурные решения и нехарактерный для русского зодчества декор многие объясняют тем, что и заказчик и архитектор, похоже, симпатизировали масонам. Поэтому в оформлении церкви они якобы решили зашифровать символику "вольных каменщиков". Храм, облицованный белым камнем, был обнесён такой же белокаменной оградой с деревянными решётками и обелисками. Забегая вперёд, стоит отметить, что эту красоту уничтожили в 1938 году.

Краевед А.Т. Саладин писал в своём путеводителе: "Первое, что встречается при въезде в село, - красивая готическая церковь. Стрельчатые окна, пилястры, устремлённые в высь башенки, всё это необычно по сравнению с округлыми формами наших национальных храмов и, пожалуй, даже как-то неуместно на фоне бескрайних полей и лугов...". Владимирский храм уникален своим планировочным решением: центральная часть сооружения имеет овальную форму. При церкви возвели две колокольни - одну под звон (на ней повесили семь колоколов), вторую - под часы, водрузить которые так в итоге и не получилось. В первой половине расширили трапезную. В 1838 году заключили договор с архитектором И.Т. Таманским на строительство отдельно стоящей колокольни. На том месте, где она сейчас располагается, раньше был сад, однако со временем он выродился... На строительство колокольни ушло без малого полвека, своими формами она напоминает псевдоготический храм, в подражание архитектуры самой церкви. Представление о внутреннем убранстве Владимирской церкви можно получить из описи, датируемой серединой ХIХ века. Из документа следует, что в нижней холодной церкви был "иконостас каменный, отделанный под мрамор". Царские врата были деревянные, украшенные резьбой. Слева от них находилась Казанская икона Божией Матери в древнем серебряном окладе. Позже в предалтарной части храма появились ещё два образа - Владимирской Божией Матери и Николая Чудотворца - подарок царя Николая I. Роспись интерьеров началась в 1912 году по инициативе прихожан Владимирской церкви, закончить работы до революции так и не успели. Нынешняя стенопись - частично восстановленное старое, частично сделанное заново.

После Октябрьской революции усадьба Быково разделида участь большинства других частных имений. Какие только организации не занимали эти шикарные залы и Владимирскую церковь - и мастерские, и школа подрывников, и приют для сирот красноармейцев... Одно время в храме "квартировала" пошивочная мастерская. До неё помещение более ста лет исправно отапливали калориферы. Конечно же, никто не удосужился найти специалиста, разбиравшегося в сложной калориферной системе, предпочли установить простые буржуйки, которые чадили так, что дым буквально, выедал глаза работницам... В конце концов швейную фабрику закрыли, а храм приспособили под склад Управления кинофикации. Однако через некоторое время здание вообще заколотитили, а надгробия с расположенного вокруг храма кладбища, где некогда хоронили именитых горожан, растащили. Позже в Быково разместили санаторий для больных туберкулёзом так называемой внелёгочной локации. Восточную часть парка тогда застроили жилыми домами и гаражами, тем самым нарушив связующую нить "усадебный дом - церковь".

К началу шестидесятых годов прошлого века появилась надежда, что власти наконец-то возьмутся за детальную реставрацию бывшей усадьбы и церкви. Тогда постановлением Совмина РСФСР главный дом-дворец, беседку на острове, парк и пруды, а также Владимирский храм вместе с колокольней и оградой включили в список памятников общероссийского значения. Через несколько лет трест "Мособлстройреставрация" начал восстановительные работы. К этому времени церковное здание было отдано отделу культуры горсовета Жуковского. Храм пребывал в плачевном состоянии: главный купол протекал, межэтажные перекрытия из-за сырости прогнили, штукатурка отвалилась, лестницы разрушились. Однако горсовет планировал открыть здесь музей В.И. Баженова, выставочный зал и зал камерной музыки. Начался ремонт, на который ушло почти тридцать лет, были потрачены огромные деньги. Впрочем, именно в результате этих работ пострадала колокольня, лестницы совсем обрушились, а мраморные колонны верхнего храма были выломаны и свалены на полу. В девяностые, на волне возврата храмов верующим, Владимирскую церковь тоже передали приходу. Началась медленная реставрация. Сейчас церковь более-менее приведена в порядок и в ней с 1989 года проводятся регулярные богослужения.

Владимирская церковь в Быково - один из ярчайших приёмов русской псевдоготики, "романтического течения" в отечественном зодчестве. Следуя "готической" традиции, зодчий использует редкий для русской архитектуры приём, строит храм с двумя колокольнями. Профессор архитектуры А.С. Щепкин писал: "Этот тип повторял католические образцы, где парные колокольни укоренились ещё в средневековье, пропали в Возрождение и снова возникли в эпоху барокко. Их появление в России вряд ли было вызвано прокатолическими настроениями архитекторов или заказчиков, это была, скорее, безразличная к конфессиональным проблемам ориентация на западные образцы. Зодчий видел здесь чисто архитектурную тему, котрую он развивал тем или иным образом, а православный заказчик не видел здесь вероучительной проблемы, из-за которой следовало бы препятствовать появлению такого типа постройки..." Здесь нет ничего характерного для православного храма. Острые гранёные пинакли, окружающий купол треугольный фриз, как бы намекающий на готические щипцы, под крестами яблоки-шишки, да и сами кресты специфической формы - с диагональными лучами и акцентированным центром, напоминающие о символике масонства. Стрельчатые арки - элемент, характерный для готической или романской архитектуры, так же как и барельефные изображения святых, крупная кладка... Кстати, кладка, точнее облицовка, - это как раз самый, пожалуй, "русский" из строительных материалов - белый камень. Форма башенок-звонниц навеяна "псевдоготикой". Купольное завершение никак не готическое, это дань барочной составляющей в архитектуре храма. Купольное завершение имеет и сам храм, хотя там нехарактерные для готической традиции округлости замаскированы пинаклями, фризом и прочими "остротами".

Отдельно стоящая колокольня появилась в 1830-е гг., когда псевдоготикой уже не увлекались. Тем не менее было очевидно, что просто приставить к такой церкви что-нибудь ампирное или русско-византийское - значит испортить памятник. Архитекторы пошли на хитрость, добавив простой по сути колокольне декоративных элементов, напоминающих убранство Владимирской церкви, этакая "псевдо-псевдоготика". На самом деле видно: обводы стрельчатых проёмов мягче, пинакли - лишь рельеф, декор откровенно вторичен... А что останется, если его убрать? Правильно - ампир в чистом виде. Церковь двухэтажная; как и многие усадебные церкви, она сочетает в едином здании отапливаемый зимний и "холодный" летний приделы. В верхнем этаже располагается придел, освящённый во имя Владимирской иконы Божией Матери, в нижнем - фактически высокий подклет - в честь Рождества Христова. Действует в настоящее время только последний. У него низкие своды, четырёхугольные несущие столпы, в потолочных плафонах - росписи на евангельские сюжеты. Завершает перспективу нижнего храма простой и невысокий трёхъярусный иконостас.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №226, 2017 г.



Существующая церковь при усадьбе Быково была заложена в 1781 году на месте древнего храма Рождества Христова. Храмоздателем был тогдашний владелец усадьбы Михаил Михайлович Измайлов — видный придворный императрицы Екатерины Великой, начальник «Экспедиции кремлевского строения», а в 1790-е гг. — губернатор Москвы и Подмосковья - «главноначальствующий в Москве и Московской губернии».

Новый храм был построен в память любимой супруги Михаила Михайловича — Марии Александровны — урожденной Нарышкиной, родственницы императрицы Елизаветы Петровны. Архитектором церкви был, вероятнее всего, гениальный Василий Иванович Баженов, вместе с которым в это время М.М. Измайлов строил императорские резиденции Царицыно и Петровский путевой дворец. С этим связана необычная стилистика церкви: «готический вкус», как тогда говорили, был введен в русскую архитектуру по желанию императрицы Екатерины как указание на связь с древней русской традицией. Тогда все «неклассическое», возникшее после разрушения Рима готами в пятом веке, воспринималось «готическим». К «готической» архитектуре относились и белокаменные узорчатые храмы Владимиро-Суздальской Руси, и храмы древнего Московского княжества. Именно они стали основными образцами для этой необычной церкви, в архитектуре которой ее создатели стремились подчеркнуть связь с древней историей русской духовности.

В 1783 году был освящен нижний храм в честь Рождества Христова. Верхний, который сначала предполагалось сделать, «семейным» храмом Измайловых, был посвящен Владимирской иконе Божией Матери — покровительнице Владимиро-Суздальсвого княжества и Московской Руси. В этот храм Измайловы пожертвовали две чудотворные иконы, хранившиеся в семье — Нерукотворный образ Спасителя и Казанскую икону Божией Матери. Внутреннее устройство церкви было задумано по образцу древнерусских храмов с куполом, опирающимся на столпы. Гений архитектора и желание владельца усадьбы, - развили эту идею в великолепный интерьер из различных цветов искусственного мрамора, украшенного живописью и позолотой, в классическом духе раннехристианских храмов Иерусалима, Рима и Константинополя. Общая овальная форма в миниатюре воспроизводила знаменитый храм Софии в Константинополе.

К сожалению, летом 1785 года императрица Екатерина уволила архитектора Баженова со службы, и под начальством М.М. Измайлова его место занял Матвей Казаков. Вероятно, в это же время Казаков стал и главным архитектором усадьбы Быково. К этому времени был уже построен основной объем прекрасного «готического» овального храма, уже шла служба в нижней церкви. Желая улучшить экономику усадьбы, М.М. Измайлов, перевел в небольшое село Быково множество крестьянских семей из других сел. Верхний храм, предполагавшийся для летних богослужений с участием хозяина усадьбы и его домочадцев и слуг, получился настолько прекрасным, что возникло желание открыть его для всех. Вот тогда-то и спроектировал Казаков великолепную лестницу на два всхода на западном фасаде церкви. Он же завершил две колокольни со шпилями: на левой были размещены часы с боем (с восточной стороны этой колокольни сохранилась заложенная дверь для отдельного входа часовщика), на правой звонили к церковным службам.

Из четырех двухфигурных барельефов, украшавших фасад овального храма, до настоящего времени сохранился один. Пока загадочны сюжеты этих рельефов. На сохранившемся мы видим изображение двух молодых женщин. Один из утраченных рельефов изображал бородатого мужчину в античной тоге и женщину. Трудно предположить, что это были святые покровители супругов Измайловых, поскольку владелец усадьбы был крещен в честь Архангела Михаила, а его супруга — в честь Марии Египетской. Возможно, это фигуры чтимых в семье святых или аллегорические фигуры добродетелей. Этот загадочный вопрос еще требует исследования. На западном фасаде, насколько можно видеть по акварели сына архитектора Бакарева 1804 года, были изображения архангелов, помещенные между пилястрами во втором ярусе. Скорее всего, это были не скульптуры, для которых в плоских углублениях стены слишком мало места, а вырезанные по контуру деревянные расписные фигуры-силуэты, что было распространено в конце XVIII века.

Верхний Владимирский храм освятили в 1789 году.

В 1812 году усадьба и церковь пострадали во время нашествия Наполеона. Шесть недель французские окупанты хозяйничали в усадьбе. В церкви устроили стойла для лошадей. После 1812 года потребовались ремонтные работы. Верхний и нижний храмы в западной части еще несколько раз расширяли пристройками к трапезным. В 1838 году трапезную реконструировал архитектор И.Т. Таманский. В 1840-х гг. церковь ремонтировали во время реконструкции усадьбы при графе Иване Илларионовиче Воронцове-Дашкове.

Крупная реконструкция церкви была произведена при последних владельцах усадьбы Быково — дворянской семье Ильиных — одновременно с ремонтными работами в усадьбе. К столетию храма в 1884 году на средства Николая Ивановича Ильина была построена отдельно стоящая колокольня по проекту архитектора Д.Н. Гущина. На протяжении столетия все храмоздатели и архитекторы Владимирского храма бережно сохраняли оригинальную баженовскую стилистику готического вкуса - «русскую готику», прославившую этот храм по всему миру.

Во Владимирском храме венчался брат Николая Ивановича Ильина — Александр, а спустя два десятилетия и его сын — знаменитый русский философ Иван Александрович Ильин.

Еще одно разорение быковский храм претерпел при большевиках. В 1937 году храм закрыли. Все священники были арестованы и убиты на Бутовском полигоне.

С 1989 года началось восстановление храма церковной общиной. Возобновлены богослужения. В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых новомучеников Российских убитых большевиками священнослужителей храма — Иоанна Кесарийского, Петра Косменкова и Симеона Кречкова.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в усадьбе Быково была построена в 1789г. По одной, наиболее распространенной версии проект ее принадлежит В.И.Баженову, по другим - М.Ф.Казакову или А.Н.Бокареву.

Баженову (возможно, вместе с Казаковым) приписывается создание всего ансамбля усадьбы сенатора и управляющего Москвы и Московской губернии М.М.Измайлова, которому и было в 1762г. пожаловано подмосковное село.

Церковь в селе Быково известна с начала XVII века, тогда она была деревянной, клетского типа.

В 1704г. здесь на дворцовые средства построен каменный храм во имя Рождества Христова. Новый владелец имения, Михаил Михайлович Измайлов, задумал построить в Быково новую церковь, и в 1789г осуществил это намерение.

Вход на второй этаж в церковь Владимирской иконы Божией Матери.Четыре года назад можно было подняться по этим красивым ступеням на верх, посмотреть церковную библиотеку, красивое убранство, сейчас это невозможно из-за ветхости и разрушения лестницы.

Над входом в нижнюю церковь сохранилось панно.

Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще.

В здании два храма - верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете - Христорождественский.

Основной объем храма - овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам.

Разные кресты???

В одном храме находятся две церкви.


Основной объем завершается ротондой с высоким шпилем наверху; окружает ее ряд таких же шпилей. По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз. Высокие окна с островерхим завершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами.

Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. Трапезная была расширена в первой половине XIX века.


Очень эффектно смотрится храм с запада, со стороны колоколен. К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм. Одна башня строилась как колокольня, с площадкой для звона, вторая - для часов.
Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой.
Весь декор храма необыкновенно богат. Многообразие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, придает высокому зданию устремленность ввысь, выражающуюся не только в остроконечных шпилях.


В 1884г. рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют ее архитектором Д.А.Гущина, другие - И.Т.Таманского.



Внутри храма своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой.
На самом деле очень маленькое и низкое внутреннее помещение, свет дневной почти незаметен, только свечи горят. Перед алтарём, на потолке прекрасная картина "Рождение Христа" - глаза невозможно отвести.
Интерьеры сильно пострадали в советское время: в 1937г. церковь была закрыта и разорена. Со шпилей сбили кресты, колокольня осталась без колоколов, множество церковной утвари и книг было уничтожено. В здании храма разместилась швейная фабрика. Позднее ее заменил склад управления кинофикации.

В 1989г. храм снова передали верующим, начались восстановительные работы и богослужения.

В глубине старинного (точнее запущенного парка), расположена сама усадьба Быково, то что от нее сохранилось.

Баженовская беседка на искусственно созданном острове.


Из огромного количества построек уцелел лишь главный дом, перестроенный в XIX веке и поставленный на цоколь от старого дома, выстроенного по проекту Баженова и упомянутая выше беседка.



Дворец в усадьбе Быково.

Всё же в Подмосковье нет подобной красоты, как этот ансамбль из усадебного дома и особенно готического храма.
Добраться сюда можно на электричке с Казанского вокзала до ст. Удельная, далее маршрутка до остановки "Храм".

Оригинал взят у alex_des в Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Быково. Россия.

Владимирскую церковь в посёлке Быково Раменского района Московской области я хотел посмотреть и сфотографировать уже давно. Церковь привлекает своим необычным внешним видом и напоминает средневековый замок.

Насмотревшись в интернете чужих снимков, я таки решил съездить туда в выходные, благо от Москвы это совсем недалеко.

Усадьба Быково, на территории которой стоит храм, основана бывшим генерал-губернатором Москвы и фаворитом Екатерины II М.М. Измайловым во второй половине XVII века. От былого великолепия сохранились остатки некогда прекрасного парка с прудами, усадебный дом, одна беседка на острове на пруду и вот эта самая церковь.

1.

2.

Оказалось, что здание церкви находится внутри дворика, а прямо перед входом в церковь стоит колокольня, поэтому пришлось снимать панорамы, чтобы что-то получилось.

Фото ниже (№3), это двухрядная панорама из шести горизонтальных кадров.

3.

Немного растроился, что не повезло с вечерним закатным светом, но зато было неплохое небо.

Здесь тоже панорама, из четырёх вертикальных кадров - снимал стоя на ступеньках колокольни упираясь спиной в дверь.

4.

Следущие два кадра уже влезли в ширик

5.

6.

Следует заметить, что храм и принадлежащие ему рядом стоящие здания неспешно реставрируются. Поэтому возле храма лежат строительные материалы.

В Википедии очень скромная информация:

Церковь Владимирской иконы Божией Матери — знаменитый памятник русской псевдоготики XVIII века в селе Быково Раменского района Московской области.


Церковь построена в 1789 году в псевдоготическом стиле на территории усадьбы М. М. Измайлова. По стилистическим особенностям проект приписывается В. И. Баженову. Храм имеет два этажа. Снаружи церковь облицована белым камнем.


Причудливое сочетание барочных и готических форм напоминает работы чеха Яна Сантини. В 1830-е гг. рядом с церковью построена отдельно стоящая колокольня, выдержанная в том же стиле, что и сам храм.


В 1930-е гг. церковь была закрыта. В здании храма разместилась швейная фабрика, а позднее склад. Лишь в 1989 году церковь была возвращена верующим.


Интересно, что в здании церкви расположено два храма — на втором этаже в честь Владимирской иконы Божией Матери и в подклете — Христорождественский.

Напоследок снял вот такую панораму из шести вертикальных кадров

7.

Главная в Москве церковь, освященная во имя Владимирской иконы Божией Матери, стояла до революции в Китай-Городе, близ Лубянской площади, в самом начале Никольской улицы. Она была основана по обету царицей Натальей Нарышкиной там, где издревле стояла часовня с Владимирским образом. Эта часовня, как и церковь, были основаны на той дороге и близ того самого места, где в 1395 году москвичи с благоговением и страхом встречали из Владимира чудотворный образ Богоматери, надеясь обрести спасение от страшного Тимура, шедшего с войском на Москву.

И в память о той легендарной, судьбоносной для Москвы встрече был основан не только московский Сретенский монастырь, но и Владимирская часовня на московском посаде, а вслед за ней – и приходская Владимирская церковь на Никольской. Ее чешуйчатая главка, «как еж, ощетинившаяся колючками», по выражению современного москвоведа, была далеко видна с окрестностей и красиво возвышалась над старинной застройкой Никольской улицы.

Владимирская икона – главная православная и историческая святыня Москвы, а с ней – и всего государства Российского. По преданию, образ написал сам Евангелист Лука на доске от стола, за которым совершилась трапеза Спасителя и Пресвятой Богородицы с праведным Иосифом Обручником. На Русь икона попала всего лишь в начале XIV века – тогда ее прислали из Константинополя князю Мстиславу, который поместил ее в Вышгороде. Сын основателя Москвы, князь Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир и установил в новопостроенном Успенском соборе. А уже в 1395 году, когда москвичи с ужасом ожидали нашествие «великого хромого», икону впервые привезли в Москву, где она милостью Божией осталась на века и еще не раз чудесами своими спасала стольный град от врагов и даровала победы. Именно ей слезно молились русские осенью 1480 года, когда пало монголо-татарское иго, 240 лет терзавшее Русь, – после великого стояния на реке Угре хан Ахмет без боя и навсегда ушел от Москвы. А в 1521 году Владимирская икона спасла Москву от нашествия крымского хана Менгли-Гирея.

Считается, что древняя часовня с Владимирским образом была выстроена здесь, на подступах к Кремлю, в том же 1395 году, когда икону встречали в Москве, или же позднее, но именно в честь этого события, по московскому обычаю. Так или иначе, часовня стояла тут задолго до построения стены Китай-города. И когда в 1534 году итальянский зодчий Петрок Малый, архитектор кремлевской Успенской звонницы, стал возводить крепостную стену, то на этом участке она вплотную примкнула к часовне: тогда здесь была устроена башня с ворота, получившими официальное имя «Никольские» по местной улице и «Владимирские» - по часовне. А потом, приблизительно в XVI веке список с Владимирской иконы поместили и на наружной стене Никольской башне Китай-города. Эта башня и оказалась на участке той самой эпохальной для Москвы Сретенской дороги…

И царица Наталья Кирилловна Нарышкина решила построить тут церковь, освященную во имя Владимирской иконы. Ведь к тому времени не только в Москве, но и в этом историческом месте еще не было ни одного приходского храма в честь чудотворной иконы, а только Сретенский монастырь и часовня. И праздничные крестные ходы из Кремля совершались прямо в обитель. Царица дала обет – возвести здесь церковь.

Причиной тому было не только знаменательное место – царица считала Владимирскую икону своей покровительницей, поскольку ее именины приходились на день праздника чудотворной иконы. И именно Владимирским образом родители царицы (по другим данным, ее воспитатель боярин Матвеев) благословили ее в день свадьбы с царем Алексеем Михайловичем в далеком 1671 году. Именно этот фамильный образ овдовевшая государыня и пожаловала царским подарком в новоустроенную церковь, хотя до освящения своего обетного храма ей дожить не довелось.

Строительство красавицы-церкви в ярком, узорчатом стиле нарышкинского барокко было начато по личному указу Петра I, очень любившего мать, летом 1691 года на казенные средства Стрелецкого приказа, а освящена она была в октябре 1694 года. Тогда к ней был установлен крестный ход из Кремля 21 мая - в празднование чудесного спасения Москвы от набега крымского хана в 1521 году.

Интересно вот что. Из-за своего местоположения церковь была приписана к Заиконоспасскому монастырю, что на Никольской улице, и именно его духовенство служило в этом обычном московском храме. Однако у Владимирской церкви не было и не могло быть своего прихода в торговом посаде Москвы, зато, как писал один дореволюционный краевед, у этой «бесприходной» церкви приходом была вся Москва, и каждый, кто шел по Никольской улице, непременно заходил в храм помолиться Заступнице рода человеческого и Спасительнице Москвы.

Бесценные святыни Владимирской церкви соответствовали «дворцовому» статусу храма, возведенного по обету царицы. Она и стала его первой дарительницей, а вслед за Нарышкиной в эту китайгородскую церковь дарили и Елизавета Петровна, и Мария Федоровна – богатые пелены и воздухи, расшитые руками императриц. Образ Спаса Нерукотворного, в манере «фряжского письма», был, по преданию, написан самим Симоном Ушаковым. Во второй половине XVIII века архитектор Василий Баженов соорудил в храме огромный иконостас. Список Владимирской иконы в начале XIX века украсила великолепная золотая риза с драгоценными алмазами, жемчугами, изумрудами и яхонтами – это был дар знаменитого графа Н.П.Шереметева по завещанию, так как прежний оклад храмовой чудотворной иконы был «легковесен».

А напротив Владимирской церкви по левой стороне Никольской когда-то стоял двор его деда, сподвижника Петра Великого, первого русского графа Бориса Петровича Шереметева. И дочь его, Наталья Борисовна, горько оплакивала здесь усопшего императора Петра II, который сильно благоволил ее мужу, князю Долгорукому. После смерти малолетнего правителя она была выслана в Сибирь, а ее супруг казнен. Теперь же о старом бытоукладе, когда наряду с московским посадом в привилегированном Китай-городе стояли дворы богатых бояр, там напоминают лишь имена местных Черкасских переулков – двор графа Шереметева одно время принадлежал князю Черкасскому. Позже всех аристократических жильцов вытеснили торговые лавки, учебные просветительские учреждения, да деловые центры московского Китай-Города.

В церкви был и другой образ Владимирской Богоматери, в серебряном окладе, - тот самый, которым патриарх Иоаким благословил царицу Нарышкину на венчании с царем Алексеем Михайловичем.

А в 1805 году у церкви появилась и новая часовня, в которую поместили список иконы в красивой серебряной ризе, устроенной на пожертвование богатого москвича. В том столетии уже существовал знаменитый «пролом» – новые проходные ворота китай-городской стены, проломанные ради удобства прохода на Никольскую улицу. Эти проломные ворота часто именовались «Владимирскими».

У «Пролома» был знаменитый развал московских букинистов (второй по величине после Сухаревки), где постоянно рылись «зашибленные книгой» страстные библиофилы в поисках раритетов. Одним из таких обитателей «Пролома» был историк и глава кадетов, профессор П.Н.Милюков, в бытность свою студентом Московского университета ежедневно приходивший сюда подержать старую и ценную книгу в руках – и пополнить свою домашнюю библиотеку.

Уже в советское время эта традиция счастливо продолжилась – словно в память о том развале «у Пролома» именно здесь построили популярный букинистический магазин «Книжная находка».

Но судьба московской церкви оказалась печальной - осенью 1932 года она была закрыта и передана под клуб милиции. А летом 1934 года она была снесена вместе со стеной Китай-города, и ровно в 400-летний юбилей этой московской крепости. Теперь на месте храма – проезжая часть улицы.

Загрузка...
Top