Замок ангела рим история. Замок Святого Ангела: история самой известной крепости Рима. Замок Святого ангела - название

Замок Святого ангела – это историко-архитектурный памятник, расположенный в самом сердце Рима – недалеко от Ватикана. Первоначально замок Святого ангела был построен как мавзолей, позднее он стал резиденцией пап и одновременно тюрьмой, он также был сокровищницей и неприступной крепостью, а в наши дни в нем располагается Национальный музей.

Как доехать до замка Святого ангела

  • Метро – станции Lepanto или Ottaviano - San Pietro – линия А
  • Автобусы маршрутов № 62, 23 и 271, 982 и 280 - остановка Piazza Pia или № 34 - остановка у Porta Castello

Режим работы Замка Святого ангела в Риме в 2019 г.

Стоимость билетов в Замок Святого ангела в Риме в 2019 г.

  • Для взрослых с 9:00 до 11:00 - 5 евро
  • Для взрослых с 11:00 до закрытия - 14 евро
  • Для детей до 18 лет - бесплатно
  • Для лиц от 18 до 25 лет, граждан ЕС, - 2 евро
  • Бесплатный вход для все посетителей каждое первое воскресенье месяца

Из истории

В 130 году император Адриан, предчувствуя наступление смерти, по примеру мавзолея Августа решил построить большую усыпальницу, где в каменных гробах могли быть захоронены его останки и останки членов его семьи. Мавзолей решили расположить не в Риме, а на противоположном берегу Тибра. Чтобы не переправляться на лодках, сразу приняли решение построить каменный мост, названный Элио.

Император Адриан не дождался окончания строительства, он умер в 138 году, а мавзолей был завершен в 139 году. Его наследник Антоний Пий приказал перенести останки Адриана в построенную усыпальницу, где до 207 года хоронили всех последующих императоров, последним из которых стал легендарный Семптий Север.

Мавзолей Адриана, как и усыпальница Августа, представлял собой гигантскую цилиндрическую структуру с холмом на вершине, засаженным кипарисом. В самой высокой точке сооружения, видимо, было изображение императора в виде бога Солнца, правящего квадригой, очень похожей на ту, что установлена на крыше Большого театра в Москве.

Еще до окончательного распада Римской империи мавзолей стал крепостью, участвовавшей во всех военных баталиях, разворачивающихся вокруг Рима. Здесь римские папы скрывались от преследования врагов, а в перерывах между сражениями замок служил тюрьмой, получившей славу самого ужасного застенка во всем Риме.

Достоверно известно, что сбежать из тюрьмы удалось единственному человеку – скульптору, ювелиру и авантюристу Бенвенуто Челлини, который только одним своим побегом заработал славу, которой бы никогда не добился как обычный ювелирных дел мастер.

Правда, Челлини сидел в обычной камере, а в крепости были клетушки, устроенные в вентиляционных трубах, в которых и повернуться было нельзя.

Теперь тюрьма является главной приманкой крепости, также популярностью пользуются папские покои и особенно ванная папы Климента XVII, расписанная учеником Рафаэля Джулио Романо.

Туристы с удовольствием гуляют по расписным галереям с гротескными фресками, снимаются на фоне разложенных по периметру ядер и на фоне бронзового ангела.

Замок Святого ангела - название

Надо заметить, что это уже шестой ангел на замке, предыдущие стали жертвой молний и нехватки металла на оружие.

По преданию, при Григории Великом в 590 году случилась страшная эпидемия чумы и тогда папа организовал Крестный ход по городу, во время которого над крепостью возникло видение – фигура архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. Это предвещало окончание мора и в честь этого события замок быстро перекрестили в Castel Sant"Angelo и в это же время возникла традиция стрелять из замковой пушки, оповещая римлян о наступлении полдня. Позднее была установлена первая фигура бронзового ангела.

В настоящее время окрестности замка выглядит как парковая зона. Во рву горожане выгуливают собак, на аллеях устраиваются благотворительные ярмарки и книжные выставки, организуются народные гуляния. А каменный мост оккупируют торговцы, предлагающие туристам по 10 евро сумки Louis Vuitton и Gucci. Евросоюзное законодательство и штрафы от 500 евро за торговлю подделками продавцы и клиенты благополучно игнорируют.

Замок Святого ангела - один из немногих памятников Рима, сохранившийся практически в неизменном виде. Это прекрасный образец античной архитектуры, который притягивает к себе не только туристов, но также поэтов, художников и скульпторов, которые черпают здесь вдохновение.

Чем знаменит замок Святого Ангела в Риме? Мост Ангелов, интерьеры и тайны замка. Что находится в крепости сегодня и стоит ли его посещать. Фото и отзывы.

Отлично сохранившийся и поражающий своими размерами пример древней архитектуры - Замок Святого Ангела в Риме. Первый камень в его основание был заложен в 135 году, так что история сооружения измеряется не веками, а целыми тысячелетиями. И за эти тысячелетия в какой только ипостаси он не побывал - выпала на его долю и роль тюрьмы, и крепости, и дворца, и много чего еще.

После окончания строительства, замок Святого Ангела (на тот момент мавзолей) вошел в состав комплекса, обнесенного Аврелиановыми стенами и служившего спасением от варваров. Однако названием замок обзавелся не сразу, а лишь в 590 году, когда в свирепствовала чума и беспомощным горожанам ничего не оставалось, как воздеть руки к небу в смиренной мольбе.

Тогда толпе молящихся явился архангел Михаил, чем возвестил конец повальной болезни. В память об этом чуде крепость назвали Замком Святого Ангела.

Замок Святого Ангела - история

Мост Ангелов, ведущий к замку (Рим)

Первое время архитектурный ансамбль замка не отличался богатством. В него входили стены с бастионами, украшенные каменными зубцами, древняя гробница и башня квадратной формы - вот, пожалуй, и все сооружение. В дальнейшем, после 15 века, сооружение обросло новыми объектами, которые год за годом пристраивались.

Центральным объектом замка Святого Ангела является гробница, где покоится прах римских императоров. Собственно для этого и возводилось сооружение, ведь по задумке императора Адриана ему была уготована роль мавзолея. Поэтому, когда в стенах гробницы были обнаружены урны с останками коронованных особ, никто особенно не удивился. Тщеславный правитель хотел создать самую величественную, красивую и богатую гробницу, «обскакав» тем самым императора Августа и его великолепный мавзолей.

Замок Святого Ангела соединен с Ватиканом каменным коридором - большой стеной, по которой можно добраться до карликового государства пешим ходом.

Круглая башня из травертина и кирпича, отделанная белым мрамором, стояла на квадратном основании с 80 метровыми сторонами и 15 метровой длины.

Основание отделяли бронзовые решетки с установленными на них позолоченными павлинами. Сверху башню венчала крыша конической формы, где по образцу этрусских могильников высадили кипарисы. В центре крыши высилась статуя Адриана в колеснице Гелиоса. До наших дней «дожила» только ее голова, которая сегодня хранится в Ватиканском музее. Интересно, что сам Адриан не успел увидеть результат работы строителей, поскольку просто не дожил до этого дня. Его начинание в 139 году завершил император Антонин Пий. Он же исполнил последнюю волю своего предшественника, захоронив в мавзолее его прах.

В дальнейшем в новой гробнице упокоились все римские императоры, властвующие до 217 года. После этого погребальная камера была закрыта и на некоторое время предана забвению.

Неприступная крепость

Так выглядит Замок Святого Ангела сегодня

В средние века папы превратили замок Святого Ангела в крепость, где и укрывались от военных врагов, а заодно от проявлений народного негодования. Например, в 1527 году здесь нашел спасение от войск Карла V папа Климент VII. Вместе с ним в замке укрывался известный ювелир и скульптор Бенвенуто Челлини. Спустя несколько лет он вернулся в замок, превращенный к тому времени в тюрьму, но уже в статусе заключенного.

Прославился Челлини тем, что сумел сбежать из своей камеры. До его «подвига» сбежать из этой тюрьмы считалось наравне с чудом. Печально, что его быстро поймали, и чтобы не соблазнять арестанта повторным побегом отправили в подземелье.

Примерно в это же время замок Святого Ангела соединяют с Ватиканом каменным коридором - большой стеной, по которой можно было добраться не только пешим ходом, но и доехать до столицы католичества на повозке. Такие меры папы предприняли, дабы обезопасить себя, и в случае опасности оперативно спрятаться в замке. Для этих же целей был прорыт и тайный подземный ход.

Интерьеры и залы замка

Мост Святого Ангела - любимый молодоженами и туристами

Скульптуры одного из самых красивых мостов в Риме

Теперь остановимся подробнее на помещениях замка, ведь помимо гробницы здесь немало интересного и привлекательного.

Небольшая часть замка Святого Ангела отведена под двор славы, где хранятся пушечные ядра. Украшением дворика служит мраморная статуя ангела 16 века, выполненная Рафаэлло да Монтелупо. Раньше ангел был главным предметом декора и венчал вершину замка, но в середине 18 века он получил сильные повреждения от удара молнии. После чего его заменили скульптурой Пьетро ван Верскаффельта, она высится над замком и в настоящее время.

От дворика начинается череда помещений, выполнявших когда-то функцию папских апартаментов. Здесь находится лоджия Павла III и лоджия Юлия II. Первая спроектирована архитектором Антонио да Сангалло, а над созданием второй работал сам Браманте. С этих балконов папы любили наблюдать за потоком паломников, движущихся к замку, или просто обозревать окрестности.

Как и в любом уважаемом дворце, в замке есть своя библиотека, стены которой декорированы картинами императорской жизни. Тут же мы увидим зал Правосудия, где проходили судебные разбирательства, зал Климента VII, а также залы его продолжателя - папы Климента VIII.

Центральным объектом замка Святого Ангела является гробница, где покоится прах римских императоров. Собственно для этого и возводилось сооружение.

У любителей приключенческих романов и кладоискателей наверняка вызовет интерес зал Сокровищ - помещение, где папы хранили свое богатство. Рядом расположен Секретный архив. Большая часть помещений была пристроена или переделана в угоду священным особам в 17 веке, отделана самым роскошным образом и украшена прекрасными фресками художников эпохи Ренессанса. По соседству со «светскими» помещениями обустроены и тюремные, где несколько веков назад томились узники. За годы функционирования тюрьмы в ее темницах успели побывать неугодные кардиналы, ученые и философы. «Посетили» замок святого Ангела Джордано Бруно и Галилей. А также граф Калиостро, за свои провинности брошенный сразу в карцер.

Есть в замке и церковь - пусть небольшая, но зато ее проектировал сам Микеланджело. В церкви всего один престол и ничем излишне оригинальным она не выделяется. Разве что индульгенцией папы Григория XVI, которая хранится под стеклом по левую сторону от алтаря.

Авиабилеты в Рим из вашего города:

Низкие цены на билеты на год вперед:

Замок и мост Ангелов

В наши дни в замке Святого Ангела находится Военно-исторический музей, где выставлена неплохая коллекция предметов искусства, в том числе скульптуры и фрески.

Мы рекомендуем вам побывать возле крепости, украшением которой является одноименный мост Ангелов. Это одно из самых красивых мест в Риме! Особенно если любоваться на панораму замка святого Ангела с противоположной стороны Тибра. По выходным на мосту, декорированном скульптурами, можно увидеть пары молодоженов. В Риме это одно из мест обязательного посещения во время свадебных фотосессий.

Стоит ли тратить время на то, чтобы посетить Военно-исторический музей и побывать внутри замка? Стоит, если ваше время в Риме ничем не ограничено. Если же в вашем распоряжении всего несколько дней, то на наш взгляд - внешнего осмотра более чем достаточно.

Где находится и как добраться

Замок Св. Ангела по-другому называют мавзолеем Адриана

Замок Святого Ангела расположен недалеко от Ватикана. От площади Святого Петра до него рукой подать - 10 минут пешей прогулки.

Запоминайте: когда вы будете идти по Виа делла Кончилиационе, и собор Святого Петра с площадью останутся у вас за спиной, Замок Святого Ангела окажется непосредственно перед вами. Соответственно, если к крепости вы направляетесь от исторического центра (например, Пантеона, площади Навона и т. д.) в сторону Ватикана, то замок будет уже справа. Чтобы лучше сориентироваться, изучите карту.

Оказавшись у замка, вы сможете также увидеть мост Ангелов, прогуляться по набережным Тибра и увидеть некоторые другие . Например, дойти до Пьяцца дель Пополо, которой завершается центральная улица Рима - Виа дель Корсо.

В этом замке хоронили императоров, потом в нем жили римские папы. Художники и ученые узнали его как тюрьму. А однажды на крышу замка даже спустился ангел… Замок Святого Ангела был первоначально построен во втором столетии в качестве Мавзолея для Императора Адриана. Лишь спустя некоторое время его трансформировали в большой комплекс, где Папы Римские могли спасаться во время смутных времен.

Замок Святого Ангела на правом берегу реки Тибр имеет бурную историю, даже по стандартам Рима. В течение многих лет существования здание функционировало сначала как мавзолей, затем стало частью городской стены и позже было превращено в крепость, прежде чем стать папской резиденцией и наконец, бараками и военной тюрьмой. В настоящее время здесь располагается Национальный Музей. В 130 году н.э. стареющий император Адриан принял решение построить новую усыпальницу для себя и своих близких - подобно тому, как полутора столетиями раньше сделал это император Август. Место для строительства было выбрано за чертой города, на противоположном берегу Тибра. Тогда же был построен и мост Элио (по одному из имен императора - Публий Элий Адриан), соединивший мавзолей с Марсовым полем, где начиналась погребальная церемония. Страстный путешественник и большой поклонник греческой культуры, Адриан проявил себя как незаурядный архитектор. И если приписываемое ему слухами авторство в проекте пантеона не доказано, то “параллельный мир гармонии и совершенства”, созданный на вилле Адриана вблизи Тиволи, несомненно является плодом творчества самого императора. Не исключено, что и строительство мавзолея было выполнено по его проекту. Адриан не дожил до окончания строительства, оно было завершено год спустя его преемником Антонином Пием. В 139 году останки Адриана были перенесены в мавзолей, который стал затем местом захоронения всех последующих императоров вплоть до Каракаллы, погребенного здесь последним в 217 году.


На протяжении последующих 60 лет усыпальница была заброшена. В конце III в. н.э. для защиты города от варварских набегов император Аврелиан возвел крепостные стены, в значительной мере сохранившиеся и поныне. В оборонительное кольцо Аврелианских стен в качестве бастиона был включен мавзолей Адриана. На протяжении нескольких веков его неприступные стены служили римлянам надежной защитой от вражеских нашествий, особенно участившихся в V-VI вв. Существует предание, что, когда заканчивались метательные снаряды, горожане сбрасывали на головы нападавших мраморные статуи, некогда украшавшие мавзолей. Замок Сант-Анджело был первоначально построен императором Адриан. Он служил мавзолеем для останков самого Адриана и его преемников, вплоть до Каракалла. Проект замка Святого Ангела был вдохновлен Мавзолеем Августуса, построенного веком ранее. Конструкция мавзолея началась в 123 году и закончилась в 139, во время господства преемника Адриана Антония Пия.


Свое нынешнее название - Замок Святого Ангела - сооружение получило в 590 г. В Риме тогда свирепствовала страшная эпидемия чумы, ежедневно уносившая множество жизней. Согласно легенде, папа Григорий Великий решил провести шествие через город, чтобы снискать милость Девы Марии. Когда возглавляемая понтификом процессия вступила на мост Элио, глазам молящихся явился ангел. Посланник небес, паривший над императорской усыпальницей, вкладывал меч в ножны, что было истолковано как окончание божьего гнева. Эпидемия действительно вскоре прекратилась. Впечатление же от видения осталось настолько сильным, что замок навсегда остался Замком Святого Ангела. Фигуру ангела, вставляющего меч в ножны, установили на крыше, на том самом месте. Затем ее перенесли в сад перед замком. Здание состояло из квадратной основы 89 метров шириной, на которой был построен цилиндрический барабан диаметром 64 метра. Барабан с колоннадой был покрыт глиняной лепкой и увенчан статуей Адриана, управляющего квадригой. Мавзолей был соединен с городом на другой стороне реки новым мостом Аврелия, теперь известным как мост Святого Ангела. Многочисленные статуи были добавлены позже, во время периода Барокко.


Мост Святого Ангела, украшенный скульптурами Бернини - главная переправа, по которой бесчисленные паломники с VII века попадали с левого берега на правый, к собору Святого Петра и Ватикану. 10 статуй ангелов, выполненных Бернине в стиле барокко были воздвигнуты во время папы Климента 9-го. В период между 270 и 275 годами, во время конструкции Стены Аврелия, мавзолей был укреплен и соединился с защитной стеной Рима. Таким образом замок Святого Ангела медленно превращался в крепость, и в 1277 был передан Папству для убежища в случае опасности. Секретный коридор Пассетто ди Борджо соединяет замок Святого Ангела с Ватиканом. Коридор использовался Папой Римским Клементом VII и его швейцарской гвардией, чтобы спасись от армии Чарльза Бурбонского во время осады Рима в 1527.


Бронзовая скульптура, которую мы видим сегодня, увенчала Замок в 1753 году. Ее автор, Пьетро ван Верскаффельт, дабы подчеркнуть, что ангел именно убирает меч, а не достает его, заставил статую повернуть голову и смотреть на ножны. Любопытно, что предыдущая версия небесного вестника (каменный ангел с железными крыльями работы Рафаэля ди Монтелупо) этой идеи столь четко не выражала: о добрых вестях от Бога свидетельствовало лишь миролюбивое выражение лица ангела. Но, конечно, не это обстоятельство послужило причиной замены одной скульптуры на другую, а удар молнии, от которого каменное изваяние сильно пострадало.


Одним из самых ярких и драматических событий в истории замка-крепости стала девятимесячная осада Рима ландскнехтами Карла V в 1527 г. Защищаемый верными швейцарскими гвардейцами Замок Святого Ангела был последним оплотом Папы Клемента VII. Помимо прочих в обороне крепости принимал участие знаменитый скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини, подробно описавший этот эпизод в своей автобиографии. По словам Челлини, ему суждено было сыграть решающую роль в этом противостоянии, поскольку именно он сумел сразить наповал главнокомандующего бурбонской армии метким выстрелом из аркебузы со стены замка. Следует добавить, что историки находят этот факт весьма спорным, однако и опровергнуть его тоже не берутся. Но даже в этой крепости понтифики старались окружить себя максимальной роскошью. Папские квартиры в замке Святого Ангела украшены многочисленными фресками. Под апартаментами располагаются несколько этажей, где размещены тюрьмы и даже пыточные камеры. Широкий коридор является частью исходного мавзолея и приводит к более низким уровням здания. Наверху крепости, рядом с панорамной террасой, находится статуя ангела, созданная фламандским скульптором восемнадцатого века Питером Вершаффельтом. Бронзовая статуя заменяет более раннюю, мраморную версию. Статуя изображает архангела Михаила, который согласно легенде появился на крепости в году 590 и чудодейственно закончил серьезную эпидемию, охватившую город Рим. После этого события здание было переименовано в замок Святого Ангела.

Параллельно тому, как реконструкции оборонительных сооружений превращали Замок Святого Ангела в неприступную твердыню, во внутренних покоях велась совсем другая работа, в результате которой мрачноватый лабиринт сооружения преобразился в роскошное аристократическое жилище, богато украшенное фресками эпохи Возрождения. К декоративным элементам относится и лоджия Юлия II - приватный балкон, с которого Папа мог не без удовольствия взирать на мощный людской поток, движущийся по мосту Святого Ангела. Бывший мост Элио, переименованный одновременно с мавзолеем, со временем обрел новое назначение - по нему в сторону собора Св. Петра двигались с противоположного берега бесчисленные толпы паломников.


Со временем некоторые помещения первого этажа и подземелья замка стали использоваться в качестве тюремных камер. В тесных одиночках были заживо похоронены кардиналы, участвовавшие в заговоре против Папы. Среди узников Замка Святого Ангела были знаменитые ученые - Галилей и Джордано Бруно, гуманисты - Платина и Помпонио Лето, несчастное семейство Ченчи, ложно обвиненное в убийстве своего деспотичного главы и казненное на площади перед замком… Нельзя обойти вниманием того же Бенвенуто Челлини, которого вновь привела в этот замок судьба - на этот раз в качестве арестанта. В 1537 г. ювелир был обвинен (возможно, ложно) в присвоении драгоценных камней из папской тиары и помещен в тюрьму Замка Святого Ангела. Вскоре из "удобной камеры" на первом этаже ему удалось бежать, затем он вновь был схвачен и заточен в подземелье. Суровое обращение заставило Челлини приготовиться к худшему, и он со дня на день ожидал смертного приговора. Однако благодаря вмешательству влиятельных друзей, прежде всего - феррарского кардинала д"Эсте, мастер был освобожден из-под стражи. На стене камеры, в которой томился Челлини, до сих пор сохранились следы оставленного им рисунка “Христос воскресший”, который теперь является ценнейшим экспонатом музея. 27 декабря 1789 г. в карцер Замка Святого Ангела был помещен знаменитый граф Калиостро. Святая Инквизиция обвинила его в ереси, практике некромантии, создании тайных обществ и т.д. Половины выдвинутых обвинений было бы достаточно для вынесения смертного приговора. Приговор этот был объявлен, однако процесс сильно походил на фарс, и в конце концов осужденный граф был отправлен в крепость Сан Лео, где он умер в 1795 г. Последними заключенными замковой тюрьмы стали патриоты Рисорджименто, боровшиеся против временного правительства в середине XIX в.


Это, пожалуй, самая необычная, “нереальная” жизнь замка. Но ее значение трудно переоценить. Величественная громада Замка Святого Ангела, каменные стены которого помнят торжественные церемонии императорских погребений, мужество оборонявших крепость бойцов и стоны узников мрачной темницы, издавна служила источником вдохновения для людей искусства.


Сейчас бывшая мрачная тюрьма превратилась в подобие парка с аттракционами. В здании замка разместился Национальный музей, один из самых посещаемых в Риме. Во рву окрестные жители выгуливают собак, на окружающих аллеях устраиваются благотворительные ярмарки, книжные выставки и прочие народные гулянья, а мост Сант-Анджело благополучно оккупирован веселыми продавцами с “Луи Вюиттоном” и “Гуччи” по 10Евро.


Замок Святого Ангела в Риме – место паломничества многих туристов. Трудно найти более привлекательную достопримечательность со столь насыщенной историей. Она невидимой нитью соединяет древнейшую историю с современностью. Запоминающийся профиль замка изображен на картинах знаменитых художников и в современных кинолентах. Интересно, что эта цилиндрическая постройка со множеством двориков принадлежит Ватикану, хотя и находится за его пределами.

История строительства

Изначально строение являлось Мавзолеем и должно было стать усыпальницей Римского императора Адриана и его династии. Император начал строительство на берегу Тибра в 123 г. н.э. еще при жизни. Скончался он в 138 г. и его прах был помещен в Мавзолей, но окончание работ произошло годом позже. Работами на тот момент руководил преемник императора Антоний Пий. Им же было принято решение превратить Мавзолей из личной усыпальницы в государственную. С тех пор здесь стали размещать урны с прахом всех правителей Римской Империи.













Последнее захоронение датируется 217 годом. Примерно в то же время через реку построили мост, который соединил Мавзолей с Марсовым полем. Как и Мавзолей, мост со временем стали называть Мостом Св. Ангела.

Форт, замок, резиденция Папы

Уже к концу III века участились набеги варваров и большинство крупных строений укреплялись оборонительными сооружениями. Благодаря выгодному расположению, Мавзолей стал одним из главных фортов Рима.К началу V века роскошь Мавзолея поблекла. Большинство статуй и декоративных элементов были разрушены или украдены. Он превратился в надежную крепость и убежище.

В конце VI в. по Риму прокатилась волна чумы, с которой долго не удавалось справиться. Папа Римский несколько дней обходил холм с крестом пока ему не привиделся Архангел Михаил, который прятал в ножны пылающий меч. Стало ясно, что череда бед близится к финалу. В память о том событии с 590 г. Мавзолей и крепость стали величать Замком Святого Ангела.

С XIV века замок служил не только крепостью, но и убежищем для Папы Римского. Между замком и Базиликой Св. Петра соорудили потайной коридор, по которому Папа мог укрыться от завоевателей. Чтобы облагородить обитель Папы, несколько покоев украсили фресками, а на стенах оборудовали лоджии.

В качестве укрепления круглый замок дополнили четырьмя угловыми бастионами, а за пределами крепостной стены появился широкий ров. В XVI веке на крыше замка установили статую ангела, который убирает оружие. Сначала фигура была выполнена из камня, но после удара молнии её заменили на бронзовую.

Тюрьма

Первые узники были заключены в подвалах замка еще в XIV веке. Большинство из них являлись философами и инакомыслящими, которых церковь стремилась спрятать от народа. В застенках побывали Галилео Галилей, Томазо Кампанелла, Аристотель, Джордано Бруно, Бартоломео Платина, граф Калиостро и другие известные личности.

Даже защитник крепости Б. Челлини спустя несколько лет был приговорен церковью к заточению. Гениальному скульптору удалось сбежать из своей темницы после нескольких лет заточения. Это был единственный задокументированный побег. Впоследствии Челлини продолжил свое творчество во Флоренции, а в его камере посетители могут полюбоваться на красивый набросок, который он нацарапал на стене.

Узники проводили в сырых подвалах многолетние заточения, предполагается, что некоторым приходилось именно здесь испытать пытки инквизиции. В последствии большинство заключенных приговорили к казни.

Военный музей

К 1871 году Италия вступила в новую эпоху. Было объявлено рождение нового объединенного государства, столицей которого стал Рим. Церковь утратила былое могущество и новые власти официально закрыли тюрьму. Недолгое время многочисленные комнаты использовались в качестве казарм для итальянской армии, а вместительные подвалы превратились в склады боеприпасов.

Все помещения стали максимально функциональными. Прекрасные залы пришли в запустение, а яркие фрески были закрашены толстым слоем штукатурки. К счастью, высшие чины понимали историческую и архитектурную ценность Замка Святого Ангела. К концу XIX века солдатам было поручено начать реставрацию отдельных помещений. Позднее в нескольких залах открылся военный музей. К 1901 г. помещение музея было расширено и его переименовали в Национальный музей Замка Св. Ангела.

Архитектурные особенности

Основной план замка был утвержден еще в период императора Адриана. В дальнейшем комплекс несколько раз дополнялся. Основание дворца имеет квадратное сечение. На кубическом фундаменте возвышался Мавзолей в форме цилиндра или шайбы. Основным строительным материалом стал вулканический камень, облицованный мрамором. В некоторых местах облицовка выполнена из травертина.

По всему периметру расположены пилястры с изображениями быков и другого рогатого скота. Вокруг Мавзолея расположена высокая и крепкая стена, которая кроме декоративной функции служила надежной защитой. Стены были настолько широкими, что по их поверхности могла проехать повозка.

Хотя бронзовых и мраморных статуй времен Римской Империи сегодня не увидишь, внешний облик замка почти не изменился. Этого нельзя сказать об интерьере. Комнаты, в которых хранился прах императорской династии, много раз перестраивались. Сами урны сохранить не удалось.

При Папе Бонифации IX (XIV в.) внутри оборудовали капеллу Св. Михаила и укрепили внешний периметр крепости. Стены стали толще, остался только один вход, защищенный подъемным мостом.

Спустя столетие в комплексе построили 4 бастиона, которые величали именами евангелистов. Апартаменты Папы расширились еще на несколько комнат. Они отличались богатым убранством и живописью. Автором большинства фресок является гениальный Пантуриккио. Центральная часть превратилась в роскошный и укрепленный дворец. В нем часто проводили шумные пиры и пышные приемы.

С XVII столетия сам замок и мост стали украшать многочисленными статуями ангелов. Чаще всего их выполняли в стиле Барокко. Несколько скульптур выполнены Джованни Лоренцо Бернини и его учениками.

Экскурсия по замку

Сегодня все желающие могут полюбоваться многочисленными двориками и красивыми залами. Всего во дворце насчитывается 6 этажей (или уровней). Кроме Мавзолея и покоев Папы, можно посетить сокровищницу, красивую библиотеку и даже дворик, где проводили казни. На крыше замка располагается просторная терраса Ангела, которая служит смотровой площадкой. С неё открывается прекрасный вид на столицу Италии.

Чтобы побродить по замку и посетить Национальный музей, придется заплатить 10,50 евро. Для льготных категорий предусмотрены скидки. Кроме самостоятельных прогулок, набираются экскурсионные группы прямо возле входа. Двери замка открыты для туристов с 9:00 до 19:30 ежедневно, кроме понедельника. Кассы закрываются на час раньше.

Как добраться

Чтобы добраться до Замка Св. Ангела, можно воспользоваться автобусами маршрутов 23, 271, 982. Выходить следует на остановке «Площадь Пия». Если ехать на автобусах №49, 926 или 990, то ближайшая к замку остановка называется «Площадь Кавур».

Также можно воспользоваться метро. В этом случае нужно доехать по ветке A до станции Лепанто или Оттавиано Сан-Петро.

Если Вы предпочитаете такси или автомобиль, следует прибыть по адресу Lungotevere Castello 50.

Замок Святого Ангела венчает, пожалуй, одна из самых красивых скульптур Вечного города – архангел Михаил, вкладывающий обнаженный меч в ножны.

Сегодня я расскажу вам об удивительной истории этой достопримечательности Рима, ведь за долгие века своего существования замок успел побыть мавзолеем, папской резиденцией и тюрьмой, и, конечно, отдельная глава будет посвящена судьбе ангелов, что устанавливали на крыше крепости с шестого века нашей эры.

МАВЗОЛЕЙ АДРИАНА

Начать стоит с напоминания о том, что изначально Замок Святого Ангела строился вовсе не для того, чтобы в нем кто-то жил. И не для обороны! Римский император Адриан, правивший во II веке нашей эры, начал возводить сооружение в 135 году совсем с иными целями. Правитель планировал, что это будет мавзолей, где упокоится его собственный прах, а также останки всех членов его семьи.

Собственно, задуманное императором и было посмертно реализовано. Мавзолей достроил в 139 году его преемник Антонин Пий, и там покоились не только останки самого Адриана, но и его супруги Ливии, сестры Октавии и зятя Агриппы. Впоследствии круглый зал усыпальницы стал местом упокоения многих правителей Рима, последней тут была установлена погребальная урна императора Каракаллы – известного почитателя культа Изиды, что отошел в мир иной в 217 году.

Если же говорить о внешнем виде мавзолея, то в античные времена он выглядел совсем иначе. Усыпальницу строили по образу и подобию этрусских гробниц тумулусов. Высота – 44 метра, внешние стены облицованы белым мрамором, наверху – насыпной холмик с кипарисами, символом вечной жизни: эти деревья часто сажали рядом с захоронениями, ведь своей формой они напоминают свечку, указывающую на небеса, и к тому же плодоносят круглый год.

И уже тогда на самой высокой точке цилиндрической постройки красовалась гигантская скульптурная композиция. Разумеется, без ангелов. Мавзолей Адриана венчала квадрига – античная колесница, запряженная четверкой коней, – классический мотив в мировом искусстве. Такую же скульптурную группу мы можем увидеть на триумфальных арках, соборе Святого Марка в Венеции, да, зачем далеко ходить, она же красуется на фасаде Большого театра. Правда, правил четверкой коней, что была установлена на мавзолее, не покровитель муз Аполлон, а сам император Адриан, изображенный в образе бога солнца Сола (Гелиоса).

КРЕПОСТЬ И ТЮРЬМА

Не верьте тому, кто будет вам говорить, что мавзолей перестал использоваться по своему изначальному замыслу лишь в 410 году, когда Рим захватили вестготы, полностью разорившие некрополь и развеявшие прах императоров по ветру. На самом деле, еще император Аврелиан, правивший с 270 по 275 год, превратил здание усыпальницы в один из бастионов оборонительных стен, что по его приказу начали возводить вокруг Вечного города.

Собственно, папы, окончательно обосновавшиеся в Замке позже, просто продолжили использовать сооружение в оборонительных целях: там они укрывались от норманов, сарацинов и ландскнехтов. С Ватиканом замок был соединен пассето – укрепленным коридором, по которому понтифики попадали внутрь крепости. Некоторые комнаты бывшего мавзолея, само собой, переоборудовали в темницы, ибо, если внутрь сооружения попасть сложно, то и выбраться из него – практически невозможно. Действительно, за долгую историю замка сбежать из него сумел лишь один узник – скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини.

Кстати, после побега из тюрьмы Замка Святого Ангела он стал местной знаменитостью, а его бизнес, что называется, взлетел: украшения, созданные Челлини, начали продаваться по космическим ценам. К слову, камеры в замке были, как сейчас принято говорить, разных категорий. Обычные комнаты (из такой и бежал ювелир) и жуткие клетушки, находившиеся внутри вентиляционных труб. Самым же известным местным узником был, разумеется, Джордано Бруно, печальная судьба которого общеизвестна. Он томился в Замке Святого Ангела 6 месяцев.

ПАПСКИЙ ДВОРЕЦ

Был ли Замок официальной резиденцией пап? Да, но после Александра VI Борджиа, понтифики селились в его покоях неохотно. Говорили, что не пристало им жить там, где в прошлом царил разврат: можно подумать, сами они праведниками были! Тем не менее, как к личности папы Борджиа не относись, но именно он привел Замок Святого Ангела в приличный вид. Приказал расписать его стены и потолки, провести капитальный ремонт в папских апартаментах, обустроить двор для театральных представлений, а заодно оборудовать место для пыток и казней, там же во дворе.

Словом, к концу XV века крепость выглядела уже прилично, почти как сегодня. Столь трепетное отношения к Замку Святого Ангела со стороны папы Борджиа объяснялось просто: понтифику и его многочисленному семейству смерти желали буквально все, где же еще они почувствовать себя хотя бы в относительной безопасности? Да, и Ватикан с Собором Святого Петра то время еще строились, хотя богусложения там уже проводились.

О СТАТУИ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА НА КРЫШЕ ЗАМКА

Легенда гласит, что первым на вершине крепости архангела Михаила, вкладывающего меч в ножны, увидел папа римский Григорий Великий. И была эта не статуя вовсе, а знамение, означающее – эпидемии моровой чумы, что бушевала в Риме в 590 году, пришел конец. Так замок и получил свое нынешнее имя, а на его вершине появился первый ангел, сделанный из дерева. Затем его заменили на мраморное изваяние, которое было разрушено в 1379 году во время очередной осады крепости.

Но папы – люди упорные, они не сдались и в 1453 году снова установили на вершине замка статую ангела. Опять мраморную, но оснащенную бронзовыми крыльями. Простояла новая скульптура по историческим меркам совсем недолго. В 1497 году в замок попала молния, взорвавшая пороховой запас, и ангел пал жертвой стихии. В данном происшествии можно было усмотреть дурной знак, и его усмотрели! Ведь престол святого Петра в то время занимал злодей-прелюбодей папа Борджия, словом, и без того низкие рейтинги понтифика после описанной выше досадной истории окончательно ушли в страшный минус.

Новый ангел на крыше замка стал уже бронзовым, причем металл дополнительно позолотили, но и эта скульптура просуществовала недолго. В 1527 году ее расплавили дабы получить металл для пушек. Как говорится, все для победы. Затем папы решили вернуться к первоначальному плану и установили на крыше замка мраморного ангела с бронзовыми крыльями. Статую создал скульптор Рафаэль де Монтелупо, и его Михаил был лишь одним из целого выводка ему подобных: по приказу папы Павла III Рафаэль изготовил 14 ангелов для замка, которые в XVII веке были заменены на скульптуры авторства Бернини.

Впрочем, судьба к пятому ангела оказалась милостива. Его просто перенесли во двор крепости, где он и стоит до сих пор. И лишь в середине XVIII века на крыше Замка Святого Ангела появилось красивейшее бронзовое изваяние авторства Питера Антон фон Вершаффельта (Peter Anton von Verschaffelt) – скульптора, родом из города Гент (Фландрия), который с 1731 года работал в Риме. Причина, по которой старую статую решили заменить на новую – проста и банальна: наружные повреждения скульптуры.

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]
Загрузка...
Top