Церковь в тарасовке. Покровский храм и храм блаженной матроны московской, поселок любимовка. Одно из помещений внутри школы

  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

    Пос. Черкизово (Тарасовка).

    Черкизово - одно из древнейших поселений в Подмосковье. Название оно получило от владевшего им в XIV в. боярина Андрея Ивановича Серкизова. Историк С.Б. Веселовский пишет: "При великом князе Димитрии Донском выехал из Золотой Орды царевич Серкиз и на Москве крестился. Сын Серкиза, Андрей Иванович Серкизов, на Куликовом поле был воеводой Коломенского (в некоторых летописях Переславского) полка и был убит в бою".

    Потом Черкизово принадлежало Ховриным-Головиным, затем великому князю Иоанну Васильевичу, пожаловано его родственнику князю Михаилу Васильевичу Глинскому и по его духовной грамоте в 1566 г. дано Троице-Сергиеву монастырю, во владении которого было до отобрания монастырских вотчин в 1764 г.

    К Черкизово примыкает посёлок у ст. Тарасовская, возникший в конце XIX в. Вошедшая в его границы д. Тарасово на р. Клязьме известна с XVI в. и принадлежала Троице-Сергиеву монастырю.

    Черкизово и Тарасовка - старинные подмосковные дачные места. К концу XIX в. здесь насчитывалось более 400 дач. Посёлок был приписан к церкви с. Пушкино, в которой собиралось в праздничные дни так много народа, что не все в ней помещались. Это заставило владельцев дач в 1898 г. озаботиться устройством храма. В их числе был потомственный почётный гражданин, гласный Московской городской думы, директор правления Товарищества кожевенной и суконной фабрик "А. Бахрушина сыновей", член Московской конторы Государственного банка, члена попечительского совета Коммерческого училища им. цесаревича Алексея Дмитрий Петрович Бахрушин (1844-1918), близкий друг П.М. Третьякова, помогавший ему и сам собравший прекрасную коллекцию картин иностранных художников. Он был чрезвычайно радушным хозяином, его воскресные обеды славились на всю Москву.

    У храма похоронены его сын Пётр (1887-1969), член правления суконной фабрики Бахрушиных, в советское время бухгалтер, в годы нэпа член Общества взаимного кредита, и дочери Евгения (1890- 1919) и Варвара (1891-1986), учившаяся на Высших медицинских курсах, работавшая медсестрой.

    В создании храма приняли участие также О.Ф. Курлюков (торговля драгоценными камнями), В.П. Новиков и другие.

    Жители выделили 3 десятины земли, и в 1899 г. был заложен каменный храм Покрова Божией Матери с приделами святителя Николая Мирликийского и преподобного Сергия Радонежского в память коронования Их Величеств.

    Храм был приписан в церкви с. Пушкино, где служили два священника.

    Через год работы вчерне были закончены. Трёхпрестольный храм Покрова Пресвятой Богородицы освящён в 1903 г. митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским, зверски убит в 1918 г. в Киеве, причислен к лику новомучеников российских).

    В 1930-х гг. местные власти пытались закрыть храм, но верующие с Божией помощью сумели отстоять его.

    В 1913 г., к 100-летию войны 1812 г., в д. Тарасовской около Ярославского шоссе по проекту архитектора Семёна Митрофановича Ерофеева (1875-?) была построена белокаменная часовня . Её поставили на том месте, где в 1812 г. стоял Донской казачий полк Денисова 7-го под командованием войскового старшины Победнова, защищавший дорогу на Троице-Сергиеву Лавру и где был положен предел продвижению французов по Ярославской дороге.

    С Тарасовкой граничили земли д. Куракино, где с 1880 г отдыхала семья Павла Михайловича Третьякова (1832-1898), основателя Третьяковской галереи, потомственного почётного гражданина, действительного статского советника, совладельца Торгового дома "П. и С. братья Третьяковы и В. Коншин" и "Товарищества Новой Костромской льняной мануфактуры", почётного гражданина Москвы.

    Павел Михайлович, кроме руководства семейным делом, в 1863 г. занимал должность члена коммерческого суда, с 1878 г., в течение 8 лет, состоял членом комитета для оказания помощи семействам убитых, умерших от ран и изувеченных на поле брани воинов, с 1868 по 1889 г. был членом отделения Совета торговли и мануфактур, начиная с 1866 г. состоял выборным Московского купечества, с 1879 г. - выборным от Московского биржевого общества, входил в комиссию о пользах и нуждах общественных и для назначения кандидатов на разные должности по Московскому купеческому обществу.

    Павел Михайлович являлся почётным членом и членом комитета в Обществе любителей художеств (в течение 37 лет), непременным членом попечительного совета в Александровском коммерческом училище и членом совета Московского купеческого банка.

    В Куракино, в бревенчатом доме с 12 окнами по фасаду, бывали художники В.Г. Перов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко и многие другие.

    Дом был разрушен в 1980-е гг.

    У излучины реки Клязьма на небольшом холме стоит один из красивейших храмов ближнего Подмосковья - церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Черкизово .

    Построенный в начале ХХ века этот храм поражает своим величием и красотой архитектуры и является, на мой взгляд, одним из самых интересных памятников церковного зодчества этого времени.

    Рассказу об истории этого храма посвящается данная статья с множеством авторских фотографий.

    Немного об истории поселения Черкизово

    Когда в середине - второй половине XIV века в Орде началось то, что в отечественной историографии получило название «феодальной раздробленности», многие высокопоставленные мурзы и беки, не пожелавшие служить захватившему власть над значительной территорией Большой Орды беклярбеку Мамаю, которого считали выскочкой (он и действительно не был чингизидом и не имел права на ханский титул), стали переходить на службу в постепенно набиравшее силу Московской княжество.

    Среди них были и «царевичи», то есть настоящие чингизиды, которых московский князь Дмитрий Иванович (будущий «Донской») с удовольствием принимал на службу. Одним их таких царевичей был некий Серкиз (Черкиз), выехавший из Орды в Москву в конце 60-х - начале 70-х гг. XIV века, где крестился, получил новое имя - Иван, и от московского князя - несколько вотчин, в том числе и земли на берегах реки Клязьмы. (См.: Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969 ).

    В XV веке вотчина Черкизово стала собственностью Троице-Сергиева монастыря. Здесь была построена деревянная церковь Покрова, которую в начале XVII века перенесли в соседнее село Звягино, а вместо нее соорудили часовню. От тех деревянных построек ныне не осталось и следа.

    Но когда в 1862 году начала функционировать железная дорога от Москвы до Сергиева Посада, местность вдоль железнодорожной линии стала весьма привлекательной для москвичей, желавших иметь дачи недалеко от Москвы, чтобы до них было несложно добираться, и вместе с тем, чтобы эта местность была живописной, услаждающей глаза, уставших от вечной суеты мегаполиса представителей состоятельного чиновного дворянства и все более набирающей силу буржуазии.

    Окрестности села Черкизово соответствовали этим требованиям в полной мере.
    Собственно, я бы отметил, что и в настоящее время здесь можно видеть небольшой островок почти что не тронутой (то есть, не изгаженной) цивилизацией подмосковной природы.

    Смотрите сами:





    В 1895 году был открыт полустанок «Тарасовка» , после чего дачное строительство в Черкизово развернулось вовсю.

    Храм Покрова Пресвятой Богородицы


    По решению схода местных жителей в 1899 году началось строительство нового большого храма Покрова Пресвятой Богородицы с приделами во имя Николая Чудотворца и Сергия Ражонежского.

    Инициаторами были хозяева местной ткацкой фабрики В. П. Новиков, его компаньоны и богатые черкизовские дачники (Шишелов, Бахрушин, Курлюков, Жучков, Селивановский, Кудряшов и др.).
    На их деньги храм, в основном, и возводился. Помогали хозяева близлежащих фабрик - Сапожников, Челноков и Воронин. Пожертвования на строительство и убранство церкви собирали в Черкизове, Тарасовке и других окрестных деревнях. Кирпич для строительства церкви возили на лошадях из Мытищ - с кирпичных заводов Воронина и Челконова.

    Я очень внимательно осмотрел всю кирпичную кладку храма, при этом клейма Воронина были обнаружены в нескольких местах, а клейм Челнокова, увы, не нашел (это, впрочем, не говорит о том, что их нет):






    (Подробнее об клеймах на кирпичах можно прочитать в статье "Откуда кирпичики?" - http://sergeyurich.livejournal.com/910255.html).

    Построенный в 1903 году храм выдержан в популярном в то время псевдорусском стиле, имитирующем русскую архитектуру второй половины XVII века.

    Храм и колокольня, высотою более 50 метров, образуют единый ансамбль, строгие пропорции которого создают впечатление монументальности, хотя изнутри церковь не так чтобы уж велика по размерам (ее вместимость около 500 человек).



    Несколько фотографий с отдельными фрагментами храма:

















    Как говорят, в храме хорошая акустика. Здесь любил петь в церковном хоре Федор Шаляпин.
    По преданию, освящение храма состоялось в 1903 году священномученником Владимиром, на то время митрополитом Московским и Коломенским (впрочем, документальных подтверждений этому нет).

    В середине 1930-х годов храм пытались закрыть, такое решение было принято на заседании Черкизовского сельсовета (28 февраля 1934 г.). Церковь планировалось использовать под клуб. Тогда же были сброшены и разрезаны на части основные колокола звонницы, отлитые из серебра и меди, главный из которых был не менее 400 пудов весу.
    Нынешние колокола, как видим, уже совсем не те:


    Однако черкизовцы встали на защиту храма: собрали подписи по домам и на фабрике. Ключи от церкви так и не попали в сельсовет. А вскоре возобновилось и богослужение.

    Таким образом, на протяжении всего времени после постройки Покровского храма, он оставался действующим. Что, видимо, и способствовало тому, что его первоначальный облик остался практически неизменным.

    В 1953 году при протоиерее Николае Морозове была построена кирпичная ограда храма, соответствующая его общему стилю:

    Некоторое время в 1960 - 70-х гг. в храме служил священник Александр Мень.

    Разумеется, Покровский храм нуждается в реставрации .
    И она, причем, по моим наблюдениям, весьма бережно проводится.

    Всего в нескольких сотнях метров от Тарасовки, на левом берегу реки Клязьма, с давних времен располагалось небольшое сельцо Любимовка. В прошлом «сельцо Любилки, Любимовка тож» составляло часть громадного имения княгини А.Л. Трубецкой и князя А.К. Белосельского. В 1843 г. местной помещицей Ю.А. Крекшиной в усадьбе Любимовка была построена церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Эта была небольшая деревянная одноглавая церковь с трапезной и колокольней, декорированная в духе позднего классицизма.

    После выдела земли освобожденным от крепостной зависимости крестьянам оставшаяся часть имения с усадьбой и господским домом сменила множество хозяев, последними из которых были Алексеевы: Сергей Владимирович Алексеев (1836-1893), потомственный почетный гражданин, коммерции советник, директор правления Товарищества «Владимир Алексеев», и его сестра Вера Владимировна Сапожникова.

    Род Алексеевых по праву входит в славную когорту крепостных хозяйственных мужиков, ставших во второй половине XVIII – начале XIX вв. «отцами-основателями» российского капитализма. Это они вывели Россию к началу XIX века в пятерку самых развитых в экономическом отношении стран мира. Начав с торговли горохом с лотка на Красной площади в Москве в середине XVIII века, Алексеевы за сто с лишним лет создали систему высококвалифицированных производств золотой и серебряной канители, электропроводов, кабелей, деталей электроламп, разрабатывали на Востоке месторождения меди, золота, серебра, платины, разводили высокопородных овец, лошадей, крупный рогатый скот в Сибири и на Дону, вели скупку и очистку шерсти и хлопка на заводах Средней Азии и на Украине. Алексеевы вели крупные финансовые операции и, кроме двух своих акционерных обществ, являлись совладельцами шести крупных текстильных фирм.

    Капиталы Алексеевых составляли десятки миллионов рублей. Алексеевы дали Москве двух городских голов, были известны широкой благотворительной деятельностью: торговая школа им. Алексеевых, Алексеевские больницы, глазная и психиатрическая и др. Алексеевы состояли в родстве с Мамонтовыми, Третьяковыми, Сапожниковыми, Якунчиковыми.

    Родоначальником был Алексей Петров сын, то есть Алексей Петрович (фамилий у крепостных не было). Он был женат на крестьянке, дочери конюха графа П.Б. Шереметева, Прасковье Григорьевне Артемьевой (1728-1769). «На Вербное воскресенье Алексея Петрова сына и его жену освободили от крепости: граф – жену, а его – ярославская помещица». Вероятно, Алексей Петров сын и приобрел тогда фамилию Алексеева, как полагалось в то время в России. В 1746 году А.П. Алексеева, 22-х лет, записали в сословие московского купечества.

    Сын его, Семен Алексеевич (1751-1862), прадед известного театрального деятеля К.С. Станиславского, был женат дважды. Первый брак его оказался бездетным. Второй раз Семен Алексеевич женился в возрасте 35 лет (в 1786 году) на девице Вере Михайловне Вишняковой, 12 лет. У них родились шесть детей – четыре дочери и два сына: Петр и Владимир, от которых пошли две ветви Алексеевых «Рогожских».

    В 1785 г. он основал фабрику волоченного и лощеного золота (действует и сейчас – это завод «Электрокабель»). Алексеевская фабрика - одно из самых процветающих предприятий дореволюционной России. Золотоканительная фабрика вырабатывала тончайшую золотую нить, из которой ткалась парча. Спрос на неё был огромен: в парчовые одежды облачались священнослужители, парчовые платья носились при царском дворе, товар шел за границу.

    Сергей Владимирович (1836-1893), внук Семена Алексеева, с 14 лет работал на золотоканительной фабрике Алексеевых «Рогожских» и, пройдя постепенно все должностные ступени от мальчика на побегушках, впоследствии стал владельцем золотоканительной фабрики, одним из самых богатых людей в Москве.

    В 23 года Сергей Владимирович без памяти влюбился в приехавшую в Москву из Санкт-Петербурга восемнадцатилетнюю девицу Елизавету Васильевну Яковлеву (1841-1904), ответившую ему полной взаимностью, и они поженились. Свекор настороженно принял в дом не очень желанную Елизавету Васильевну, но ее красота, редкая доброта, талант (она великолепно играла на фортепиано) и открытость характера вскоре завоевали признание и любовь старика и всех домочадцев, и «молодая» органично вошла в семью Алексеевых.

    Ее отец, Василий Абрамович Яковлев, был человеком энергичным, изобретательным, исполнительным и обязательным в делах. Его имя увековечено цельной глыбой Александровской колонны на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Был он крупным подрядчиком по поставке камня для строек в Санкт-Петербурге и работал с архитектором О. Монферраном – в частности, поставлял гранит для строительства Исаакиевского собора и сооружения перед Зимним дворцом Александровской колонны, воздвигнутой из двух цельных, вырубленных из природного массива глыб, доставленных из Финляндии в Петербург.

    В 1869 г. Сергей Владимирович с сестрой Верой Владимировной Сапожниковой приобретают усадьбу Любимовка. В усадьбе находился господский дом, к которому прилегали 50 десятин земли. Сергей Владимирович помнил этот дом еще с детства, когда они совершали на лошадях поездки к Троице. Построенный на рубеже XVIII-XIX веков в соответствии с канонами классицизма, главный дом усадьбы был очень красив. Он существовал уже во время наполеоновского нашествия, но французы не смогли захватить его, так как этот берег реки обороняли казаки.

    В 1873 г. Алексеевы и Сапожниковы разделили усадьбу на два владения. Во дворе в 1877 г. построили небольшой флигель, в котором 5 сентября, в честь именин Елизаветы Васильевны, открылся театр. Через несколько лет в этом музыкальном павильоне высту­пали Шаляпин, Собинов и другие.

    В семье Сергея Владимировича и Елизаветы Васильевны было 9 детей. Они прожили счастливую, наполненную любовью и взаимной заботой жизнь. Сергей Владимирович был человеком исключительной доброты. Порой он оказывал мате­риальную помощь анонимно, никому не говоря об этом и посылая деньги «от неизвестного». По своей доброте и отзыв­чивости Елизавета Васильевна очень по­ходила на мужа.

    После смерти С.В. Алексеева (1893 г.) усадьба принадлежала его сыну, Констан­тину Сергеевичу Алексееву (1863-1938).

    Константин изучал семейное дело, от отца он научился серьезному отношению к фабрике (он начинал в конторе на отве­тственной работе — правой рукой на очень чувствительных весах взвешивал крупин­ки золота, левой считал на счетах). Инже­неров на фабрике не было, и, став дирек­тором, Константин Сергеевич решил про­вести техническое перевооружение. В 1892 г. он ездил в Англию заказывать во­лочильное оборудование, создал первый в России цех алмазного инструмента и отде­ление гальванического золочения.

    В Любимовке в 1889 г. состоялась свадьба К.С. Станиславского и М.П. Лилиной-Перевощиковой (1866-1943), внучки про­фессора, создавшего в Москве астрономи­ческий пункт, и классной дамы в институ­те Святой Екатерины, о чем гостей извещало специально отпечатанное приглашение: «Сергей Владимирович и Елизавета Васильевна Алексеевы покорнейше просят Вас пожаловать на бракосочетание сына их Константина Сергеевича с Марией Петровной Перевощиковой 5 июля в 4 часа в церкви Покрова Пресвятые Богородицы в сельце Любимовке по Ярославской ж.д. Экстренный поезд будет отправлен из Москвы до Тарасовской платформы в 2 часа 45 минут и возвратится в Москву в 12 часов ночи».

    Усадебную церковь посещали не только Алексеевы, но и их гости и знакомые из ближайших мест. Церковь была приписана к храму святых безсребреников Космы и Дамиана в Болшево.

    В 1894 году Константин Сергеевич избирается Председателем Совета Попечительства Рогожского участка г. Москвы. Эстафета благотворительности перешла к нему от отца - Сергея Владимировича Алексеева, который был не только видным предпринимателем своего времени, но и почетным благотворителем всей «Рогожской части» - попечителем больниц и общества призрения вдов и сирот. Известен такой факт: во время русско-турецкой войны Сергей Владимирович собрал с прижимистых обитателей Замоскворечья на пожертвование семьям русских воинов 1 млн. руб. И все знали, что эти деньги пойдут куда следует.

    Константин Сергеевич, как пишут газеты того времени, также «является попечителем 1-го и 2-го Рогожских участков городского попечительства о бедных, куда входят приют для 100 престарелых женщин, не способных к труду, ясли на 25 детей, и попечителем 3-го Рогожского начального мужского училища».

    «Посвятив этому доброму делу те немногие часы свободного времени, я остаюсь в надежде, что буду в состоянии послужить делу призрения в течение всего срока, на который я почетен избранием», - говорит он. И остается верен этому до конца дней своих. Он помогает как может, сколько может всем, кто нуждается в его помощи. В наставлениях о воспитании своей дочери он пишет: «надо учить ее помогать бедным и входить в нужды других».

    Многочисленная семья и широкий круг друзей Алексеевых проводили в Любимовке каждое лето. Здесь проходи­ли спектакли любительского театра «Алексеевского кружка», домашние му­зыкальные вечера. Здесь состоялась встреча Константина Сергеевича (в бу­дущем Станиславского, выдающегося мастера русской сцены, артиста и режис­сера) и В.И. Немировича-Данченко, по­ложившая начало Московскому художе­ственному театру (МХАТ), в котором Станиславский стал одновременно актером и режиссе­ром-новатором, значительно повлиявшим на развитие русского и зарубежного теат­ра ХХ века.

    Константин Сергеевич открыл ми­ру А.П. Чехова, поставив в театре все его пьесы, в том числе написанные специаль­но для Художественного театра «Три сест­ры» и «Вишневый сад».

    В письмах Чеховы описывали свое пребывание в усадьбе Любимовка в 1902 г. Нередко упоминалось, что они «ели белые грибы, собранные прямо на территории да­чи, уху из водившихся в Клязьме щук, плотвы, ершей и окуней, мятные лепешки — фирменное блюдо Алексеевых, деревенское молоко, от которого Антон Павлович, к ра­дости всех, заметно прибавлял в весе, а также печенье, сливки, малину, кофейное мороженое.

    В августе фруктовый сезон начался Яблочным Спасом. В Любимовке его отметили водосвятием, для чего напро­тив церкви Покрова Пресвятой Богоро­дицы, ровесницы любимовского дома, над Клязьмой соорудили деревянный помост».

    Об этой церкви О.Л. Книппер, жена А.П. Чехова, писала родственникам в Ялту: «Летняя, слав­ненькая, и слышно пение, когда сидишь в саду или на террасе. Антон Павлович каждую субботу и каждый церковный праздник приходил к церкви, садился на скамейку и слушал благовест».

    К 1917 г. предприятие Алексеевых процветало — это был первоклассный ка­бельный завод, но в декабре 1917 г. его национализировали. В 1919 г. Константин Сергеевич Алексеев был арестован ЧК по подозрению в принадлежности к кадетс­кой организации, выпущен в тот же день.

    Самого Станиславского выселяли в коммуналку, брата, племянника и племянниц расстреливали. Остальные оказывались классово-чуждыми, ненужными, «лишенцами» во всех отношениях. В это тяжелое время членов семьи Алексеевых отличало очень достойное мужественное поведение, взаимная поддержка и помощь за счет своих скудных ресурсов. Высокие образцы человеческого повседневного физического и духовного героизма и стойкости. Буржуазный трудовой практицизм и выносливость бывших мужиков помогали им находить и делать любую работу, добывать хлеб и дрова для продолжения своей жизни.

    После революции, в годы советской власти, Любимовка подверглась сильным разрушениям. Храм был закрыт в 30-е годы. Мало что осталось от прежней усадьбы, здесь поме­нялось много владельцев. Вначале были корпуса большого дома отдыха име­ни Калинина, потом детский дом испанских детей, в годы войны был военный госпиталь. В послевоенные годы здесь жили рабочие московской кондитерской фабрики им. Бабаева.

    В храме располагалось общежитие, магазин. Годы, а порой, и сами люди безжалостно разрушали прежнее благолепие. От оригинального здания церкви сохранился лишь первый ярус простой колокольни, увенчанной приземистым шатром на столбах и главкой. Стены трапезной прорезаны окнами — полукруглыми в западной части и прямоугольными — в восточной. Внешний декор отсутствует. Чудесным образом в алтаре храма сохранилась часть первоначальной росписи — лик Спасителя.

    В 1987 году Любимовка поступила в распоряжение Союза театральных деятелей СССР, а после распада СССР перешла к Международной конфедерации театральных союзов, и, наконец, в 1997 году Любимовка была передана благотворительному Фонду К.С. Станиславского.

    В течение многих лет ведется переписка с Фондом и Министерством культуры о возвращении Покровского храма Русской Православной Церкви. Фонд К.С. Станиславского отмалчивается, а Министерство культуры ссылается на законы, которые не позволяют вернуть храм истинному владельцу – Церкви и спасти памятник культуры от окончательного разрушения.

    Этим было вызвано решение построить на приобретенном в 1995 году православной общиной земельном участке новый храм во имя новопрославленной святой – блаженной Матроны Московской. Храм был возведен в 2000 г. рядом с усадьбой К.С. Станиславского попечением замечательного человека, известного строителя и мецената Виктора Ивановича Тырышкина. В 2003 г. архиепископом Можайским Григорием было совершено освящение храма.

    С каждым годом число верующих людей прибавлялось, и храм, небольшой по размерам, не мог вместить всех желающих, особенно в дни празднования больших церковных праздников. Корпорация «ВИТ» взяла на себя строительство нового придела, который было решено посвятить почитаемой на всей Великой Руси блаженной Ксении Петербургской.

    12 июля 2012 г., в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, состоялся молебен на начало строительства придела, который возглавил благочинный Ивантеевского церковного округа протоиерей Иоанн Монаршек, ему сослужили настоятель храма блаженной Матроны протоиерей Димитрий Почепа и иерей Никита Потапов. По окончании молебна отец благочинный сердечно поблагодарил за жертвенные труды Виктора Ивановича Тырышкина. Отец Иоанн также выразил надежду, что со временем здесь будет возведен еще один придел.

    Краснокирпичная Покровская церковь с голубыми куполами построена в Черкизово в 1903 г. по проекту архитектора В.П.Десятова. Главный придел освящен в честь Покрова Божией Матери. Правый придел — во имя святителя Николая, левый — во имя преподобного Сергия Радонежского.

    В московском архиве А.А.Бахрушина обнаружены сведения о храмоздателях: Д.П.Бахрушине, В.П.Новикове, О.Ф.Курлюкове, М.А.Жучкове, А.П.Селиванском, Н.И.Шишелове и И.И.Кудряшове. Храм является одним из выдающихся памятников церковного зодчества начала XX в. В нем был устроен тонкой работы резной деревянный иконостас. Здесь любил петь в церковном хоре Ф.И.Шаляпин.

    В 1953 г. вокруг храма была возведена кирпичная ограда. Данным строением было отмечено 50-летие храма.

    К 2000-летию Рождества Христова передан храму церковный дом постройки 1903 г. — ровесник храма. Стараниями благочестивых жертвователей в доме проведен внутренний ремонт, организована библиотека, аудитория для воскресной школы, приемный зал, благоустроена территория, прилегающая к дому.

    Первый настоятель Покровской церкви (с 1903 по 1920 гг.) иерей Яков Ключарев захоронен у алтарной части правого придела.

    Следующие 20 лет настоятелем храма служил сын иерея Якова Ключарева — священник Владимир Ключарев. В годы преследования религии его выселили с семьей из церковного дома в сторожку, а затем и ее попросили освободить. Скончался о. Владимир Ключарев в 1970 г..

    В Церкви Покрова служил настоятелем 15 лет (1888-1979 гг.), он скончался в возрасте 91 лет, захоронен в ограде церкви. При нем в 1953 г. была построена кирпичная ограда храма. Сослужил протоиерею Николаю Морозову протоиерей Николай Боголюбов, который вместе со своей матушкой похоронен в ограде храма (1877-1963 гг.). Годы его жизни — 86 лет.

    В 1960-1970 гг. настоятелем храма был протоиерей Серафим Голубцов. Сослужили ему с 1965 по май 1966 г. священник Стефан Середний и в 1970 г. прот. Александр Мень. В эти годы трудился здесь протоиерей Иоанн Воскресенский, который скончался в 1968 г.

    После протоиерея Серафима Голубцова в Покровскую церковь был назначен настоятелем протоиерей Владимир Ильчук, прослуживший здесь 8 лет. Ему сослужили протоиерей Петр Андреев и . О. Иосиф, прослуживший здесь около 30 лет, скончался 29 ноября 1999 г. Затем несколько лет служил священник Анатолий Кузнецов.

    Вместо о. В. Ильчука настоятелем был назначен протоиерей Георгий Строев, прослуживший в храме Покрова 2 года. Его сменил протоиерей Николай Глебов, который через два года был переведен на другой приход.

    В 1980-е годы настоятелем был поставлен , прослуживший в этом чине 12 лет. Он скончался 18 февраля 1997 г.

    С 1996 по 2003 гг. настоятелем был протоиерей Стефан Середний .

    С 1987 г. и до последних своих дней служил в Покровском храме , скоропостижно скончавшийся 15 мая 2011 года. ()

    При храме действует Воскресная школа. Уроки проводятся по воскресеньям после поздней Литургии.

    Покровская церковь. Построена в 1903 г. Известна тем, что в ней пел Ф.И. Шаляпин и служил отец А. Мень. Действует.



    Краснокирпичная, с голубыми куполами, Покровская церковь в пос. Черкизово построена в 1903 г. по проекту архитектора Десятова Владимира Павловича. Церковь расположена на берегу р. Клязьма. Главный придел освящен в честь Покрова Божией Матери. Правый придел - в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Левый придел - в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца. Освящение храма совершено в воскресение 6 июля 1903 г. в 9 часов утра. В приходе бытует народная молва, не подтвержденная документами, что освящение храма совершил священномученик Владимир, митрополит Московский.

    В Московском архиве имени А.А. Бахрушина обнаружены сведения о строителях: Д.П. Бахрушине, В.П. Новикове, О.Ф. Курлюкове, М.А. Жучкове, А.П. Селиванском, Н.И. Шишелове и И.И. Кудряшове.

    В 1953 г. вокруг храма была возведена кирпичная ограда. Данным строением было отмечено 50-летие храма.

    К 2000-летию Рождества Христова передан храму церковный дом постройки 1903 г. - ровесник храма. Стараниями благочестивых жертвователей в доме проведен внутренний ремонт, организована библиотека, аудитория для воскресной школы, приемный зал, благоустроена территория, прилегающая к дому. Переданная храму территория отгорожена от кладбища железной оградой. В храме, внутри и снаружи, проведена реставрация.

    В 1930-е годы местные власти пытались закрыть церковь. На расширенном пленуме Черкизовского сельсовета 28 февраля 1934 г. такое решение было принято. Церковь пытались использовать под клуб. Тогда же военными были сброшены и разрезаны на части основные колокола звонницы, отлитые из серебра и меди. Жители Черкизово встали на защиту храма - собирали подписи по домам и на фабрике. Девушка, местная жительница, унесла ключи и спряталась, так ключи от церкви и не попали в сельсовет. Через короткое время церковь вновь была открыта для богослужения, которое ежедневно совершается и по настоящее время.

    Первым настоятелем Покровской церкви - 1903 по 1920 гг. - был иерей Яков Петрович Ключарев. Он захоронен у алтарной части правого придела. Следующие 20 лет настоятелем храма служил сын иерея Якова Ключарева - священник Владимир Ключарев. В годы преследования религии его выселили с семьей из церковного дома в сторожку, а затем и ее попросили освободить. Скончался о. Владимир Ключарев в 1970 г.

    В Церкви Покрова служил настоятелем 15 лет прот. Николай Морозов (1888-1979 гг.), он скончался в возрасте 91 лет, захоронен в ограде церкви. При нем в 1953 г. была построена кирпичная ограда храма. Сослужил прот. Николаю Морозову прот. Николай Боголюбов, который вместе со своей матушкой похоронен в ограде храма (1877-1963 гг.). Годы его жизни - 86 лет.

    В 1960-1970 гг. настоятелем храма был протоиерей Серафим Голубцов. Сослужили ему с 1965 по май 1966 г. священник Стефан Середний и в 1970 г. прот. Александр Мень.

    http://agios.itkm.ru/17702



    Церковь Покрова Пресвятой Богородицы и дом по адресу: Московская область, Пушкинский район, пос.Тарасовка, ул.Кедрина, 8-8а являются выявленными объектами культурного наследия (Приказ Комитета по культуре МО от 31.12.1998 г. № 354).



    У излучины реки Клязьмы на горке стоит самый, до недавнего времени, молодой храм в Пушкинском районе - церковь Покрова Божьей Матери. Построенный в начале прошлого века храм поражает своим величием и красотой архитектуры, являясь одним из самых богатых памятников церковного зодчества ХХ века. Посёлок Черкизово сам по себе достаточно древнее поселение, вотчина Троице-Сергиева монастыря, недавно отметивший своё 500-летие. Из писцовой книги Московского государства 1573 года следует, что уже тогда на этом самом месте у излучины реки стояла деревянная церковь Покрова. В начале ХVII века её перенесли в соседнее селение Звягино, а в Черкизово потом соорудили часовенку - тоже у реки, на холме, в конце нынешней улицы Главной. Теперь от той часовни не осталось и следа. Краснокирпичный, с голубыми куполами черкизовский храм строился по проекту Владимира Павловича Десятова, автора таких замечательных храмов Подмосковья, как церковь иконы Божией Матери Знамение в Знаменском-Губайлове (Красногорск) и строительство зданий и храма в Покровском-Васильевском мужском монастыре (Павловский Посад) и др. Фундамент будущей церкви был заложен в 1899 году.

    Решение о строительстве церкви в Черкизове было принято на сельском совете местными жителями, а инициаторами были хозяева местной ткацкой фабрики В.П. Новикова, его компаньоны и богатые черкизовские дачники - Шишелов, Бахрушин, Курлюков, Жучков и другие. На их деньги храм, в основном то и возводился. Помогали в этом владельцы близлежащих фабрик - Сапожников, Челноков, Воронин. Пожертвования на строительство и убранство церкви собирали в Черкизове, Тарасовке и других окрестных деревнях. Храм и красавица колокольня высотой около 50 метров, выдержаны в русском стиле второй половины ХVII века, образуют единый ансамбль, строгие пропорции которого создают впечатление монументальности, хотя церковь не велика по размерам. Вместимость её около 500 человек. Широкие арки соединяют центральную часть церкви с двумя приделами. Правый (южный) - во имя Николая Чудотворца, левый (северный) - во имя прп. Сергия Радонежского. В правом приделе хранится большая икона св. Николая Чудотворца (дар черкизовского купца, владельца лавки Ивана Григорьевича Седова), в левом же приделе находятся иконы прп. Серафима Саровского, прп. Сергия Радонежского, образ Преображения Господня. Под арочными сводами висят две люстры с надписью по окружности: "Свет Христов просвещение всех". Над алтарными вратами - небольшая серебряная люстра (дар Ивана Павловича Санкова). Живопись над алтарём посвящена библейскому сюжету: Покрова Пресвятой Богородицы. На своде центрального купола изображён "Собор ангелов". Кирпич для строительства церкви возили на лошадях из Мытищ - с кирпичных заводов Воронина, Челнокова. Цемент для кладки замешивали на яйцах.

    В архиве Театрального музея имени А.А. Бахрушина благодаря учёному секретарю музея - Инессе Сергеевне Архангельской - удалось обнаружить сохранившееся Гостевое приглашение на торжество освящения храма - 6 июля 1903 года, подписанное купцами-меценатами. В нём говорится: " В Воскресенье 6 Iюля 1903 г. въ 9 часовъ утра при деревнiъ Черкизово, близ Тарасовской платформы, Московско-Ярославско-Архангельской жел. дор., имiъеть быть освященiе храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, Чудотворца Николая и преподобнаго Сергiя, о чемъ извiщая, покорнiъйше просим Васъ пожаловать на означенное духовное торжество. Строители онаго храма В.П. Новиковъ, Д.П. Бахрушинъ, О.Ф. Курлюковъ, М.А. Жучковъ, А.П. Селивановский, Н.И. Шишеловъ, И.И. Кудряшевъ. Отходящiе поезда изъ Москвы въ Тарасовку утромъ 7 час. 20 мин., 9 час. и 10 час. 30 мин". Первым настоятелем Покровской церкви - с 1903 по 1920 гг - был иерей Яков Петрович Ключарёв. Следующие двадцать лет настоятелем являлся его сын - священник Владимир Яковлевич Ключарёв. В середине 1930-х годов местные власти пытались закрыть церковь. На расширенном пленуме Черкизовского сельсовета 28 февраля 1934 года такое решение было принято. Церковь хотели использовать под клуб. Тогда же были сброшены и разрезаны на части большие колокола звонницы, отлитые из серебра и меди. Для осуществления этих планов пригласили военных из ближайшей воинской части. Но черкизовцы встали на защиту родного храма: собирали подписи по домам и на фабрике. По воле судьбы случилось так, что благодаря одной девушке, спрятавшей ключи от церкви, ключи не попали в сельсовет. Но храм местные власти решили всё же закрыть, а через некоторое время церковь была вновь открыта для богослужения.

    В 1964-1970 годах в Черкизовской церкви священником был Александр Мень. После поздних служб - всенощных отец Александр оставался ночевать в комнате, что снимала для него церковь рядом с амбулаторией у хозяйки Н. Алёшиной (дом позже сгорел). Лишь в 1970 году он перевёлся в церковь в Новой Деревне, где и служил до своей трагической смерти. Четверть века, с 1970 года, вёл службу в черкизовской церкви о. Пётр - Пётр Петрович Андреев, прошедший дорогами войны от её начала и до Победы. В храме прекрасная акустика. В 1930-е годы регентом в церкви был Тимофей Филиппович Кутинов. Необходимо отметить, что даже Фёдор Шаляпин одно время пел в церковном хоре при Покровском храме. В последнее время в богослужениях участвует профессиональный хоровой коллектив (15 человек) под руководством регента А.П. Рудакова. У стен церкви захоронения первого настоятеля Я.П. Ключарёва, протоирея Н. Морозова и старосты Е. Тюняевой, при которых в 1953 году была возведена кирпичная ограда. За церковью - большое сельское кладбище. Тут ещё можно найти старинные плиты захоронений староверов. Покоятся здесь в основном те, чья жизнь прошла в этой местности. Эта церковь, поражающая красотой своей архитектуры, отражаясь в водах Клязьмы всегда вдохновляла художников на создание картин. Покровский храм запечатлён художниками Ю. Врублевским, В. Чуловичем и многими другими художниками. В 1911-1912 гг. вышло несколько почтовых карточек с видами Черкизово и Покровского храма. И сейчас сюда так же приезжают студенты из художественных училищ на пленэр.

    Из книги: Савенков В.Е. Черкизово во времени, памяти, лицах. - Москва: Радуница, 1997 г.

    Загрузка...
    Top