Царь колокол кем был отлит. Сколько весит царь-колокол

25 ноября 2015 года исполнилось 280 лет одному из самых гигантских, но к сожалению молчаливых колоколов в мире. Знаменитый Царь — колокол, стоящий на постаменте в Московском Кремле, так ни разу в своей истории не позвонил.

Но, справедливости ради, стоит сказать, что отливали колокол для вполне практических целей, а его молчание - такое же стечение обстоятельств, как и пресловутый наклон Пизанской башни.

Молчаливый гигант с истерзанной судьбой сегодня выполняет роль уникального памятника русскому литейному искусству XVIII века. Судьба у дедушки — долгожителя незавидная, и за свои почти три столетия претерпел немало испытаний.

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Сегодня известно, что — это один из самых больших колоколов в мире. За свои размеры и избыточный вес, он занимает вторую строчку в мировом рейтинге. Его масса — 203 тонны, и уступает он лишь Великому колоколу Дхаммазеди (Бирма), масса которого составляет 297 тонн. Но есть одно любопытное дополнение, позволяющее подняться нашему дедушке — имениннику на первую строчку рейтинга.

Дело в том, что в 1608 году, во время междоусобных войн в Бирме, португальский наемник Фелиппе де Брито-э-Никоте захватил пагоду Шведагон и похитил колокол, намереваясь перелить его на пушки. Однако при перевозке по воде в месте слияния рек Баго и Янгон плоты, на которых располагался колокол, перевернулись, и он утонул.

Великий колокол до сих пор находится в том же месте под слоем ила, но все попытки поднять его на поверхность пока не увенчались успехом.

Итак, 203 тонны воцарившейся громовой тишины. Своими внушительными размерами обязан амбициям императрицы Анны Иоанновны, повелевающей отлить нового гиганта из кусков разбившегося старого колокола. Дело в том, что у нашего царь — колокола богатая родословная, с не менее богатой кармой, к сожалению скорее грустной, чем богатой.

Сам он был отлит в 1730 году «из того, что было» — из остатков колокола, изготовленного в 1654 году и весившего 128 тонн. Чтобы звонить в него, требовались усилия около ста человек! Большой Успенский царь — колокол, в отличии от нашего царь — колокола, простоял 24 года после отливки, прежде чем нашелся умелец, сумевший поднять его и подвесить в Успенской звоннице. Это событие случилось в 1679 г. Уже тогда его голос считался одним из самых громких в столице, перекрывающий голоса всех других колоколов.

Однако 19 июня 1701 г. во время пожара в Кремле колокол упал и разбился. Примечательно, что разбившийся при пожаре колокол также был отлит из остатков колокола, который был выполнен по приказу царя Алексея Михайловича небрежным мастером-пушкарем на скорую руку. Его размеры были скромнее, а сам он прозвонил всего несколько раз, и в один из первых господских праздников, во время благовеста раскололся на множество кусков. Любопытно, что мастер скончался от чумы в этом же году, после случившегося. Совпадение.

Примечательно, что и этот колокол был отлит из предшественника. В начале XVII в. по приказу Бориса Годунова отлили очень большой колокол, который назвали Царь-колокол. Это и был как бы прадед нынешнего Царь-колокола, стоящего сейчас в Кремле. Для того чтобы его повесить, срубили рядом с «Иваном Великим» башенку из дубовых бревен, где и поместили колокол на высоте 4 м от земли. Весил он «всего» 35 тонн и тоже разбился во время пожара.

Польский шляхтич Самуил Маскевич, который видел, как звонили в него, рассказывает, что к языку колокола были привязаны два каната, за которые брались по 12 человек и тянули язык попеременно то в одну, то в другую сторону. Раздавался низкий, торжественный гул.

Как мы с Вами выяснили — родословная длинная, а карма плохая.

Итак, в 1730 г. императрица Анна Иоанновна повелела из сохранившихся кусков отлить новый, с добавлением металла и довести вес колокола до 10 тысяч пудов. Сыну фельдмаршала Миниха было поручено для этой работы найти в Париже мастера. Миних предложил эту работу выполнить королевскому механику Жерменю, но тот посчитал это шуткой - отлить колокол такого размера.

После всех согласований колокол был отлит русскими мастерами Иваном Моториным и его сыном Михаилом Моториным в 1733-1735 годах на Пушечном дворе.

Окончательно колокол был отлит 25 ноября 1735 года, после полутора лет подготовительных работ. При литье постоянно возникали непредвиденные ситуации.

Во время отливки 28 ноября 1734 г. произошла авария. Медь из плавильных печей не только потекла в «колокольный образец», но и разлилась по литейной, что привело к пожару. На ликвидацию его последствий Михаилу Моторину с помощниками, потребовался год.

Иван Моторин умер, не успев закончить отливку, и его дело завершил его сын Михаил.

25 ноября начался заключительный этап в отливке колокола. Чтобы предотвратить повторение пожара, около 400 человек с пожарными трубами находились все время у литейной ямы. Металл, расплавленный в четырех плавильных печах за 36 часов, начали вливать в форму. Сама отливка прошла всего за 1 час 12 минут.

Надпись на колоколе гласит, что отлил его в 1733 г. Иван Моторин, хотя на самом деле он был отлит в 1735 г. Михаилом Моториным.

Неточность надписи свидетельствует о том, что Царь-колокол отлили по форме, изготовленной первоначально.

Вычисленная величина массы колокола приводится во многих справочниках, однако она не совсем верна.

Истинная масса этого гиганта — 12 327 пудов 19 фунтов = 201 т 924 кг = 200 т, с точностью до десятка тонн, так как точное значение пуда — 16,380 кг, а фунта -0,4095 кг.

Высота — 6 метров 24 сантиметра, диаметр 6 метров 60 сантиметров.

После того как колокол остыл, с него сняли кожух, и в литейную яму спустились чеканщики. Они прорабатывали рисунки на поверхности колокола, так как после литья изображения получаются недостаточно четкими. Эта работа заняла полтора года и не была закончена в связи с очередным пожаром.

20 мая 1737 года во время Троицкого пожара в Москве загорелась деревянная постройка над ямой, в которой стоял колокол. В яму стали падать горящие брёвна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавшийся народ стал заливать водой раскалённый металл. В результате быстрого и неравномерного охлаждения колокол дал 10 продольных сквозных трещин и от него откололся значительный кусок весом около 700 пудов (11,5 тонн). Поэтому колокол был оставлен в литейной яме, где и находился около 100 лет. По другой старой версии он упал и разбился.

Однако, современные исследования подвергают сомнению тот факт, что колокол, изготовленный из пластичной колокольной бронзы, мог расколоться во время пожара, и предполагают, что трещины возникли из-за допущенных нарушений в технологии (остывающий после отливки колокол мог быть оставлен на стержне и треснул из-за обжимания), а пожар мог стать удобным оправданием.

В пользу этой версии говорит то, что в 1736 году Моторин получает за отливку Царь-колокола всего 1000 рублей и чин цехмейстера литейных дел «за труды и ради обновления колокольного завода», пострадавшего от пожара. А позже за отливку колоколов для Новодевичьего монастыря и Троице-Сергиевой лавры он просит 8000 рублей за колокол

Повреждения колокола были настолько серьезны, что работы по отделке его украшений прекратили, и он около 100 лет пролежал в литейной яме.

Только в 1836 г. его оттуда подняли и установили на постаменте у «Ивана Великого».



В 1979 г. во время реставрации колокола из его трещины взяли кусочек металла и произвели химический анализ. Исследования показали, что колокол отлит из бронзы, т. е. сплава меди с оловом, и легирующих элементов, которые добавляют в сплав для придания ему определенных свойств.

Согласно анализу, проведённому в лаборатории минного корпуса, в сплаве содержится меди - 84,51 %, олова - 13,21 %, серы - 1,25 %, золота - 0,036 % (72 кг), серебра - 0,25 % (525 кг)

После реставрации колокола стали отчетливо видны его рельефные украшения. Можно рассмотреть парадные портреты Анны Иоанновны и Алексея Михайловича, изображения святых, орнаменты, надписи. Все эти украшения были вырезаны из дерева скульптором Федором Медведевым, а затем выдавлены на внутренней поверхности кожуха.

В работах по украшению колокола принимали участие Василий Кобелев, Петр Галкин, Петр Серебряков, Петр Кохтев, которые обучались по приказу Петра I пьедестальному и формовочному делу за границей.


1890 год. Москвичи внимательно изучают знаменитый шедевр русского литейного искусства на площади Ивана Великого

Царь-колокол никогда не звонил — это мы уже знаем. Добавим лишь, что для него никогда даже не отливали язык. А тот, что лежит на постаменте, взяли у другого.

Самый большой колокол Троице-Сергиевой лавры также называется «Царь». Отлитый в 1748 году «Царь-колокол» весил 4 тыс.пудов (64 т), но был уничтожен в 1930 году. В 2004 году на колокольню лавры был поднят новый «Царь-колокол» весом 72 т.

Царь-колокол изображен на тысячерублевых белогвардейских купюрах, выпускавшихся генералом Деникиным в Крыму во время Гражданской войны. Деньги, обесценившиеся почти мгновенно и не имевшие практически никакой покупательной способности, в народе прозвали «колокольчиками».


В 1941 году в Царь-колоколе был размещен узел связи Кремлевского полка, а сам он был перекрашен и укрыт защитной сеткой, чтобы уберечь его от авиаударов.

Время от времени возобновляются разговоры о том, чтобы спаять колокол, но специалисты утверждают, что в этом случае у него не будет чистого звучания.

Со временем уникальный памятник стал одним из причин появления анекдота о великой стране, где есть Царь-пушка, которая не стреляет, Царь-колокол, который не звонит и т. д.

Царь-колокол является памятником литейного искусства русских мастеров, о котором писано, «что подобной величины колоколов и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».

В Московском Кремле у подножия высочайшей (когда-то) российской колокольни стоит крупнейший в мире колокол. Из-за российской любви ко всему большому и величественному народная молва решила, что нарекли его Царь-колоколом за колоссальные размеры. Действительно: масса колокола составляет около 202 тонн(!), язык колокола весит 5 тонн. Высота – 6 м 60 см, а диаметр “юбки”, т.е. нижней, широкой части колокола – 6 м 14 см. В конце ХХ века в провинции еще бытовала легенда о том, что внутри Царь-колокола по кругу может ездить повозка, запряжённая тройкой лошадей. На самом деле имя колокола никак не связано с его величиною. Появилось оно лишь 100 лет спустя после отливки. Однако, давайте обо всём по порядку.

Русские государи всегда стремились, чтобы в их царствование был отлит самый большой и тяжёлый колокол. Причина тому вовсе не государево тщеславие или желание прославиться, а, наоборот, вера Христова и богобоязненность. Ведь чем ниже звук, издаваемый колоколом, тем скорее молитвы, возносимые под ним, достигнут Господа. А тональность колокольного звона напрямую зависит от массы колокола. Государь Алексей Михайлович Романов, получивший в русской истории прозвание “Тишайший”, был весьма богомольным правителем.

Именно в его царствование в 1654 году был отлит крупнейший на тот момент колокол весом 127 тонн. Однако лишь 20 лет спустя его удалось поднять и установить на особой пристройке к Успенской звоннице.

В 1701 году во время пожара колокол сорвался со звонницы и разбился. Как известно, сын Алексея Михайловича царь Пётр Алексеевич более интересовался пушками, нежели колоколами. Мы ещё вспомним легенды, рассказывающие о Петре и его отношении к колоколам, а сейчас вернёмся к историческим фактам. Спустя 8 лет после смерти Петра Великого, его племянница Анна Иоанновна повелела перелить разбитый колокол времён Алексея Михайловича с добавлением веса до 160 тонн.

По указу государыни для этой работы были приглашены иноземные мастера, но превзойти этот вес вызвался русский мастер Иван Моторин с сыном Михаилом.

Работы по отливке велись около 3 лет с 1733 по 1735 год. Место для отливки нашли во внутреннем дворе Кремля, между Чудовым монастырём и колокольней Ивана Великого, примерно на том месте, где сейчас пешеходный переход от Царь-колокола в кремлёвский сад. К работе привлекли более 100 мастеров: печников, каменщиков, плотников, кузнецов и их помощников. Вокруг котлована для установки формы (глубиной 10 метров) построили целый металлургический завод с четырьмя плавильными печами. Первая попытка оказалась неудачной. Работы возобновили через год, Иван Моторин к тому времени уже умер, работы завершал его сын, Михаил. Вторая плавка проходила при большом стечении народа, это была удивительная школа мастерства. Рядом постоянно находились около 400 пожарных, готовых небедленно вступить в борьбу с огнём. Отливка шла три дня и три ночи и завершилась полным успехом.

После окончания работ колокол не смогли поднять из литейной ямы, а в мае 1737 года в Кремле случился разрушительный пожар, известный под названием Троицкого. “Московская жёнка” Мария Михайлова в день Святой Пятидесятницы зажгла свечу перед образом и ушла. От этой то свечи сгорели почти все деревянные постройки Кремля. Во время пожара чтобы колокол не расплавился, его поливали водой. Из-за разности температур при нагреве от пламени и охлаждении от воды в теле колокола образовались 11 трещин.

Кроме того от колокола откололся кусок весом 11,5 тонн.

Повреждённый колокол остался в яме на целых 100 лет. За это время успела появиться легенда, связавшая расколотый Царь-колокол с тяжёлой рукой и крутым нравом Государя Петра Алексеевича.

Согласно легенде, Пётр, возвращаясь в Москву после Полтавской виктории, приказал звонить во все колокола. Царь-колокол единственный из всех не зазвонил, как ни старались звонари раскачать его язык. Разгневанный царь послал им на подмогу целую роту гвардейцев, но язык колокола оборвался, так и не зазвонив. “Упрямее царя был” – говорили в народе. В руках у царя была дубинка, которую он отобрал у шведского короля Карла XII под Полтавой. Пётр в гневе ударил дубинкой по Царь-колоколу: “Вот тебе за то, что не хотел ты народ о моей победе оповестить!” От удара откололся у колокола кусок, а сам он загудел и ушёл в землю.

Говорят, что молчал колокол в отместку за своих собратьев, перелитых на пушки по приказу царя.

Существует ещё одна не очень цензурная легенда о петровском приказе, согласно которому колокола обдирали и переливали на пушки. По окончании Северной войны духовенство во главе с митрополитами обратилось к Петру с просьбой вернуть им колокольную медь, изъятую на военные нужды. Пётр в гневе наложил на их челобитную следующую резолюцию:” Получите х…!” После смерти Петра в 1725 году духовенство вновь подало челобитную его супруге императрице Екатерине I. Государыня потребовала из архива бумагу с решением её августейшего супруга. Прочтя челобитную и наложенную на неё резолюцию, государыня с милой улыбкой ответствовала иерархам: “Увы, а я и этого дать не могу!”

Вернёмся, однако, к истории Царь-колокола. Расколотый колокол пролежал в литейной яме у подножия Ивана Великого целых 100 лет (ну, может быть, 99 🙂) Лишь в 1836 году французский инженер и архитектор Огюст Монферран, автор знаменитых Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге, разработал и реализовал проект подъема колокола. По чертежам Монферрана несколько сотен солдат (700?) при помощи 16 воротов начали подъем колокола. Первая попытка оказалась неудачной – колокол потащил за собой железную решётку, на которой он покоился в литейной яме. Несколько канатов оборвалось, подъем пришлось прекратить. 23 июля 1836 года была сделана вторая попытка поднять колокол. Канаты заменили, число воротов увеличили до 20. На сей раз операция прошла успешно. Подъем колокола занял всего лишь 42 минуты. По проекту Монферрана колокол установили на отделанный белым камнем постамент. На постаменте укреплена памятная доска со следующим текстом: “Колокол сей вылит в 1733 году повелением ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ Анны Иоанновны. Пребыл в земле сто и три года и волею благочестивейшего ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА Николая I поставлен лета 1836 августа в 4 день”.

Монферран же увенчал колокол державой – символом царской власти. Благодаря этой державе (а вовсе не из-за своих размеров) колокол и получил своё прозвание “Царь-колокол”.

Безусловно, Царь-колокол, как и Царь-пушка, служат символами Государства Российского. Не случайно большевистские провокаторы всячески старались принизить их значение. После установки в 1909 году в Санкт-Петербурге скандального памятника императору Александру III работы Паоло Трубецкого появилась следующая уничижительная частушка:
Третья дикая игрушка
Для российского холопа
Был Царь-колокол, Царь-пушка
А теперь ещё Царь-ж…па!
“Колокол отлит из колокольной бронзы – сложного сплава, включающего 80% меди, 19% олова, 1% серебра (около 2 тонн!) и 72 килограммов (!) золота. Благородные металлы добавили в сплав, чтобы голос колокола был чистым и ясным. Так об этом говорят в Кремле.

Но специалисты колокольных дел утверждают, что никаких примесей даже драгоценных металлов в сплаве быть не должно. Любая примесь влияет на звук, “голос” колокола, и значительно ухудшает его. Поэтому древние мастера при отливке следили, чтобы в сплаве не было никаких посторонних металлов и составов, только медь – 80% и олово – 20%. Правда, голос “Царь-колокола” так никому и не удалось услышать. Кроме…

Здесь начинается ещё одна, наверное, самая молодая легенда о Царь-колоколе. В 1979 году в Кремль заехали военная танковая платформа и сверхмощный кран. Колокол… сняли с постамента, погрузили на платформу и отвезли в Военно-Инженерную Академию им. Дзержинского. (Не знаю, существует ли Академия до сих пор, но если и существует, то она уже точно не Дзержинского 🙂). Её специалисты и провели первую с момента отливки реставрацию знаменитого Царь-колокола. Эта информация полностью реальна, а вот дальше начинается разнузданный вымысел 🙂 .

Согласно этой новейшей легенде военным инженерам удалось… синтезировать звук Царь-колокола с помощью компьютера ЭВМ. Результат получился ошеломляющим. Во-первых звон колокола был бы слышен в радиусе 40 км. То есть его могли бы слышать во всей нынешней Москве и на доброй четверти территории Московской области. А если учесть, что во времена Анны Иоанновны Москва лишь немного выходила за пределы нынешнего Садового кольца, то колокол бы слышала половина московской губернии. Однако сами старинные москвичи ничего бы не услышали, а лишь испытали очень неприятные ощущения: в радиусе примерно 4 км распространялись бы лишь инфразвуковые волны, переходящие за Садовым кольцом в очень низкий, на грани инфразвука гул.

Итак, в Кремле стоит крупнейший в мире колокол, который никогда не звонил. Тем не менее это выдающийся памятник литейного искусства, отличающийся прекрасной отделкой. Тело колокола украшено барельефными изображениями Алексея Михайловича и Анны Иоанновны, литым картушем с надписью, повествующей об истории создания колокола. Наконец, Царь-колокол – это подписное изделие. В нижней части юбки колокола видно клеймо. оставленное его создателями:

Лил сей колокол российский мастер
Иван Федоров сын Моторин с сыном своим
Михаилом Моториным.

Другие надписи на колоколе гласят: “Блаженныя и вечнодостойныя памяти великаго государя, царя и великаго князя Алексия Михайловича, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержца повелением, к первособорной церкви Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, слит был великий колокол осмь тысящ пуд меди в себе содержащий, в лето от создания мира 7162, от Рождества же плоти Бога Слова 1654 года, а из меди сей благовестить начал в лето мироздания 7176, Христова же Рождества 1668 и благовестил до лета мироздания 7208, РОждества ж Господня 1701, в которое месяца июня 19 дня, от великаго в Кремле бывшаго пожара поврежден, до 7239 лет от начала мира, а от Христова в мире Рождества 1731 пребыл безгласен.

На другой стороне надпись: “Благочастивейшия и самодержавнейшия великия государыни императрицы Анны Иоанновны, самодержицы всея России повелением во славу Бога в Троице славимого Ея Успения, отлит сей колокол из меди прежняго, осьмии тысящ пуд колокола, пожаром поврежденнаго, с прибавлением материи двух тысящ пуд, от создания мира в 7241, от Рождества же во плоти Бога Слова 1734 “.




При подготовке статьи использовалась книга В.А.Горохова “Колокола земли русской. Из глубины веков до наших дней”. М, “Вече”, 2009
Про мы . Есть рекомендации о том, . Можем и провести. Вот некоторые из наших .

Знаменитому московскому колоколу, который по праву считается одним из самых больших в мире, исполнилось 282 года. Царь-колокол также известен тем, что ни разу не позвонил. Впрочем, не лишним будет отметить, что его создатели планировали использовать колокол по его прямому назначению, а это молчание явилось лишь результатом стечения обстоятельств. Этот молчаливый гигант является уникальным памятником литейного искусства 18-го века. Героя нашего повествования можно смело называть настоящим долгожителем, с незавидной и драматической судьбой.

Масса Царь-Колокола – 203 тонны. Сегодня считается, что кремлёвский великан, по своему весу и размерам, уступает только Великому колоколу Дхаммазеди в Бирме, который весит на 94 тонны больше. Однако самый большой и знаменитый русский колокол расположился на постаменте в самом центре столицы – Московском Кремле, а вот рекордсмена из Бирмы уже давно никто не видел. С течением времени, история о Шведагоне всё больше становится похожей на легенду.

Дело в том, что в начале 17-го века, во времена междоусобных войн в Бирме, некий португальский авантюрист по имени Фелиппе де Брито-Никоте захватил местность, где располагался Шведагон. Никоте решил переплавить этот памятник культуры на пушки и даже успел погрузить его на плоты, для перевозки. Однако плавучие сооружения не выдержали груза и перевернулись. Он далее находится на том месте, на котором затонул. Попытки подъема на поверхность закончились неудачно.

История нашего Царь-колокола более продолжительна и не менее драматична. Своим солидным размером он обязан императрице Анне Иоанновне, которая приказала отлить нового исполина из кусков старого, разбившегося колокола. Так уж вышло, что наш рекордсмен из московского Кремля имеет внушительную историю с тяжелой судьбой.

Родословная нашего самого известного колокола берет свое начало с XVII века, когда Борис Годунов приказал отлить самый большой колокол, который и получил название «Царь-колокол». Он весил 35 тонн, но однажды колокол настиг пожар во время которого он сорвался и был разрушен при падении. Из его осколков, уже по приказу государя Алексея Михайловича был отлит новый колокол, который, однако, успел прозвонить всего несколько раз и тоже разбился.

В 1654 году, из остатков былого колокола родился очередной, весивший уже 128 тонн, Большой Успенский царь-колокол. Но, данное произведение искусства, повторив судьбу своих предшественников, упал и разбился, это случилось после пожара в Кремле. Таким образом, мы подошли к тому времени, которое считается датой рождения современного Царь-колокола. Его, уже по грустной традиции, отлили в 1730 году из того, что осталось от прежнего колокола.

Что касается точных размеров, то высота Царь-колокола составляет 6 метров 24 сантиметра, а в диаметре – 6 метров 60 сантиметров.
Во время Троицкого пожара в Москве 20 мая 1737 года огонь проник в деревянное сооружение над ямой, в которой находился колокол. Местные жители, чтобы колокол не расплавился от огня, стали поливать водой раскаленный колокольный сплав. Такой резкий перепад температур не мог не сказаться на целостности данного громоздкого, но в то же время хрупкого музыкального инструмента. В результате образовалось десять сквозных трещин, вследствие чего колокол лишился внушительного фрагмента – откололся фрагмент весом 11,5 тонны.

Колокол был поврежден настолько, что его решили оставить в литейной яме, где он и оставался на протяжении почти сотни лет. Все работы по отделки были прекращены. Лишь в 1836 году колокол был поднят, его установили у подножия колокольни «Иван Великий».

Любопытная информация

Интересные факты о царь колоколе:

  1. Царь-колокол ни разу не звонил. Стоит отметить, что для него даже был отлит язык. Хотя тот, что находится на постаменте, принадлежал другому колоколу.
  2. Аналогичное название имеет самый большой колокол Троице-Сергиевой лавры. Отлитый в 1748 году он весил 64 тонны, но был уничтожен в 1930 году. Вначале 2000-х на колокольню лавры установили новый «Царь-колокол» весом 72 тонны.
  3. В начале Великой отечественной войны в Царь-колоколе размещался узел связи Кремлевского полка. Сам он был перекрашен и замаскирован от авиа ударов.
  4. Генерал Деникин, во время Гражданской войны выпускал тысячерублевые купюры, на которых был изображен Царь-колокол. Обесценившиеся деньги Крымчане прозвали «колокольчиками».
  5. Согласно химическому анализу, в сплаве Царь-колокола содержится 525 килограмов серебра и 72 килограма золота.

Дважды делались попытки восстановить Царь-колокол, однако, в итоге решили отказаться от этой затеи, предположив, что после процесса спайки звучание колокола будет не достаточно хорошим. В 1936 году этот образец достижений литейного искусства России становится самостоятельным памятником, который расположился на постаменте в московском Кремле. Эта легендарная достопримечательность и по сей день находиться там же.

В многострадальной русской истории не последнее место занимает главный исторический предметный символ страны - Царь-колокол. Его история неразрывно связана с историей всей страны. Но преподносимая сегодня массам как забавное приключение с известными началом и концом на проверку оказывается не так однозначна. Представленные на сайте Музеев Московского Кремля два изображения колокола , современного и старинного, и имеющих принципиальные различия, заставляет взглянуть на историю колокола критическим взглядом.

Согласно историческим данным именной указ императрицы Анны Иоановны (АИ) о переливке Царь Колокола из остатков разбитого колокола царя Алексея Михайловича (АМ), состоялся в 1730 году, вскоре после ее восшествия на трон. Однако потребовалось порядка 4-х лет, чтобы приступить к собственно отливке колокола. Отливал его колокольных дел мастер Иван Моторин с сыном Михаилом. Первая попытка была неудачной. И мастер Иван Маторин умер толи от расстройства, толи от чумы. Через год в 1735 году переливку повторил его сын Михаил Моторин. Эта попытка оказалась удачней, однако когда колокол был еще в обработке в родной яме, случился пожар. По одной из версий от холодной воды, при тушении попавшей на колокол, последний треснул и от него откололся кусок весом в12 тон. В земле колокол пролежал 99 лет, прежде чем был поднят и установлен на пьедестал в 1836 году знаменитым архитектором Монферраном. Вот вкратце основная история Царь Колокола. Высота колокола 6 м 14 см, диаметр 6 м 60 см, общий вес 201 т 924 кг (12327 пуда). Так в чем же странность упомянутых изображений Рис.1-3?

Рис. 1. Царь-колокол сегодня и на гравюре начала 19-го века.

Рис. 2. Портрет императрицы на колоколе и на гравюре.

Рис. 3. Портреты царя. Как можно видеть на гравюре обе главные фигуры отлично получились и не испорченны как ныне на колоколе. В том ракурсе в котором изображен колокол, фигура справа видна быть не должна, если не считать, что это дополнительное изображение отсутствующее ныне. Но поскольку над головой фигуры изображен тотже картуш, можно предположить, что художник преднамеренно исказил перспективу с целью показать оба персонажа в одной картине. Гравюра эта была помещена в книге путешественника Эдвард Кларка 1811 года издания и датирована 1809г. Помимо целых фигур, видно, что еще отсутствует картуш с надписью, где говорится об отливки колокола при Анне Иоановне. Зачем же властям понадобилось портить внешний вид колокола, и когда это было сделано? Низкое разрешение не позволяет разглядеть в деталях оба портрета, но то что видно уже не соответствует современной легенде о колоколе. Особенно это относится к царской фигуре справа, где царь изображен в ЧАЛМЕ! Фигура «Анны Иоановны», с трудом, но могла бы подойти под нынешнюю легенду. А вот литография 1837 года заставляет усомнится и в ней

Рис. 4. Царь Колокол. Рисунок с натуры Дж.И.Белла 1837г. На литографии перспектива изображения показана верно и царской фигуры справа не видно. А вот фигура царицы выглядит великолепно! Но что удивительно, ее изображение отличается и от нынешнего на колоколе и от предыдущего на гравюре. И уже есть картуш с надписью

Рис. 5. Фрагмент изображения колокола с женской фигурой на литографии.

Современный вид Царь-колокол приобрел где-то к середине 19-го века. Поскольку англичанин Вильям Споттисвуд видел колокол в 1856 году и его заметки были опубликованы в газете The Morning Post, 6 мая 1857 г. Описывая колокол, он отмечает, что барельефы не окончены, более-менее вышел только верх, все остальное - размазня . То есть колокол к этому времени уже имел современный вид. Что же изменили в облике императрицы? Прежде всего это платье и коврик на гравюре были заменены на шикарное имперское манто 18-го века на литографии, т.е. когда колокол уже был поднят из ямы. Но что-то поменялось в государственной идеологии на историю колокола и барельефы были вновь изменены. Теперь решено было просто испортить одежду фигур имитируя неудачную отливку. А вот головы фигур подверглись серьезной переделке. Надо полагать, что при первой «реставрации» они были не тронуты или же не значительно изменены и стали опасны для новой парадигмы. Сегодня известно какой портрет был взят за оригинал для барельефа императрицы. Это широко известный портрет Анны Иоановны работы Луи Карравак Рис.6.

Рис. 6. Фрагмент портрета императрицы Анны Иоанновны работы Луи Каравакк (1730).

Чтобы достичь портретного сходства была полностью изменена корона, а ее обруч опустили на лоб, из воротника манто сделали косы, убрали с груди тугое ожерелье и сформировали мощный бюст. Анна Иоановна была крупной женщиной под 2 метра роста. Из-за низкого разрешения невозможно судить о чертах лица. Но очевидно, что исходный портрет принадлежал другому человеку. Переделке подверглись не только основные фигуры, но и барельефы над ними! Хорошо видно, что на нынешнем колоколе портреты в КРУГЛЫХ рамках (по крайней мере с изображением Христа), а на картинах они овальные и примерно равного размера, чего нельзя сказать о нынешних. Да и сами персонажи на рисунках выглядят лицами скорее светскими чем святыми или духовными, а лик Спасителя явно без бороды и коротко стрижен, чего конечно быть не должно. В надписи «СВЯТА АННА ПРОРОЧИЦА» последняя буква в слове АННА оказалась закрыта элементом декора, это выглядит мало вероятным для исходного замысла.

Отдельного внимания заслуживает вопрос - зачем был убраны красивые коврики из под ног фигур? Безобидные на первый взгляд, но с изображением российского герба! А герб, как известно символ переменчивый и у каждого правителя был свой... Вспомним, что основные моменты истории колокола описаны в двух надписях (всего их три) находящихся на нем. Эти надписи текстуально независимы и расположены на противоположных сторонах колокола. Ода из них утверждает, что некий колокол в 8000 пудов был отлит при царе Алексее Михайловиче, а вторая, что при царице Анне Иоанновне был отлит новый колокол из некоего старого в 8000 пудов с добавлением металла. Согласно существующей на сегодня истории русских колоколов, действительно при обоих этих монархах были отлиты гигантские колокола, и при этом считается что нынешний великан был перелит из обломков колокола царя АМ. А на проверку оказывается, что истории создания этих колоколов выглядят как близнецы братья. Известно, что свидетелем отливки колокола Алексея Михайловича был Павел Алепский описавший в своих записках весь процесс . Ниже в таблице 1, сопоставлены основные моменты создания двух колоколов на базе воспоминаний Алепского и истории Царь-колокола.

Таблица 1.

Колокол АМ 1653-4 Царь А.М. сначала вызвал мастеров из Австрии и поручил им сделать колокол. Они попросили у него пять лет сроку, чтобы его сделать, ибо труды по его изготовлению и приспособления, для этого требующиеся, весьма велики и бессчетны. Колокол

АИ 1735 Графу Миниху было поручено "отыскать в Париже искусного человека, дабы сделать план колокола купно со всеми размерениями". Миних обратился к "королевскому золотых дел мастеру и члену Академии наук Жерменю, который по сей части преискуснейшим почитается механиком". «Сей художник удивился, когда я объявил ему о весе колокола, и сначала думал, что я шутил, но, уверившись в истине предложения, составил план, где до того увеличил трудность работ и стоимость их, что императрица отказалась от его планов».

«Рассказывают, что явился русский мастер, человек малого роста, невидный собою, слабосильный, о котором никому и в ум не приходило, и просил царя дать ему только один год сроку.» По этим характеристикам можно предположить что человек был стар уже.

Отливку ЦК поручили Ивану Федоровичу Моторину (1660-1735) которому на момент отливки колокола было 74 года.

По словам Павла Алепского, этот колокол, отлитый русским мастером, вскоре же от сильного звона раскололся и был спущен.

Первая попытка отливки колокола в 1734 была неудачна, протекли печи.

Летом того же, 1654 года умер от чумы и литец колокола Данила Данилов.

В начале 1735 г. Иван Моторин умер,

Через год отлит удачно новый колокол.

Когда он умер, и эта редкостная вещь осталась испорченною, явился еще один мастер из переживших моровую язву, молодой человек, малорослый, тщедушный, худой, моложе двадцати лет, совсем еще безбородый.

Отливал новый колокол сын Моторина Федор.

Для плавки метала построили 5 печей. В каждую печь положили 2500 пудов, а всего 12500 пудов.

Плавка металла для колокола производилась в четырех плавильных пламенных печах, установленных вокруг литейной ямы. Каждая печь вмещала до 50 т металла. т.е. 12500 пудов! Для Царь Колокола приводятся довольно сложные подсчеты его веса: «От первой отливки осталось металла 14 814 пудов 21 фунт (242 т 662 кг), к этому было добавлено олова 498 пудов 6 фунтов (8 т 160 кг). Всего при второй плавке было 15 312 пудов 27 фунтов (250 т 822 кг) металла. В остатке оказалось 2985 пудов 8 фунтов (48 т 898 кг) металла, следовательно, за вычетом угара вылитый колокол весит 12 327 пудов 19 фунтов, или 201 т 924 кг. Потери составили 1,3%» . При угаре меди в 1,3% вес колокола Алексее Михайловича оказывается практически равным весу ЦК - 12337,5 пудов! Вряд ли такое совпадение может быть случайным. На гравюре на колоколе не видно надписи, но ведь быть она должна (все большие колокола имеют надписи)! И если подумать, то можно считать, что фигура с факелом на заднем плане внимательно что-то рассматривающая, как раз и изображает человека читающего текст. Это впечатление усиливается на варианте раскрашенной копии гравюры, где автор более четко изобразил на колоколе, напротив смотрящего, что-то напоминающее завиток от края свитка с надписью Рис.7.

Рис. 7. Фрагмент раскрашенной гравюры; человек с факелом по-видимому читает колокольную надпись.

В одном из ранних исследований посвященных ЦК автор удивляется тому, что «... литье сего колокола хотя и не относиться к глубокой древности, но за всем тем покрыто неизвестностью...». И далее сетует, что ему не удалось отыскать первоначального проекта по отливке колокола пологая, что архивы либо сгорели в московском пожаре 1812 года либо находятся где-то в Санкт-Петербурге. Зачем же понадобилось так трудоемко менять легенду ЦК? Является ли ЦК раритетом выдаваемым за новодел? И кто на самом деле был изображен на Царь-колоколе? Около 10 лет назад я сделал предположение , что женская фигура на гравюре принадлежала шведской королеве Кристине Ваза. Сегодня, благодаря появившимся новым данным, история колокола представляется мне совсем иначе... Как известно до подъема колокол находился в земле в литейной яме обустроенной для его обозрения. На акварели Фёдора Алексеева 1800 года, перед домиком, подле Успенской звонницы, изображен забор, им - то и огорожена яма с ЦК Рис.8.

Рис.8. Ивановская площадь в Кремле. Вид на колокольню Ивана Великого. Фёдор Алексеев. 1800-е гг.

Про звонницу нам говорят, что ее взорвали французы в 1812 году при отступлении из Москвы. То что осталось от неё видно на старинной литографии Рис.9.

Рис. 9. Вид остатков Успенской звонницы после взрыва. Сегодня нам сообщают, что по одной из версий, причиной поломки ЦК было падение на него горящего бревна во время пожара 1735г., когда колокол был еще в литейной яме. Что же тогда от него могло остаться после падения на яму всей Успенской звонницы? Однако возникает и другой вопрос - кто на самом деле ее взорвал, да и ее - ли вообще взрывали? Характер расположения обломков звонницы говорит о направлении взрывной волны в сторону дворцовой площади т.е. от колокола к зданию. Известно, что французы подорвали Кремль в ночь с 8 на 9-е октября (по другим данным с 11 на 12), а вот художник Иванов Иван Алексеевич (1779-1848гг), на своей картине под названием «Изгнание из Москвы неприятеля отрядом легкой кавалерии под командой ген.-майора Иловайского 4-го, октября 10, 1812 г.», имел совсем иное представление о судьбе звонницы на тот момент Рис. 10.

Рис. 10. "Изгнание из Москвы 10 октября 1812 года казаками генерала Иловайского 4-го французов из отряда маршала Мортье, готовившего взрыв Кремля".

Как видим, по мнению художника, при освобождении Кремля от французов, Успенская звонница была еще цела. Спрашивается, о чем думал художник выбирая такую натуру для своего сюжета и помещая под гравюрой беспрецендентно пространную подпись с точной датой иллюстрируемого события?

Вот и архитектор А.Н. Бакарев, участвовавший в восстановлении Кремля, вторит Иванову, оставив рисунок с панорамой разрушений

Рис.11.

Рис. 11. Кремль в 1812 году, после ухода французов. Рисунок архитектора А. Н. Бакарева.

На заднем плане рисунка виден шпиль колокольни Ивана Великого, а на его фоне купол еще целой Успенской звонницы когда стены и башни уже разрушены...

Достоин внимания и тот факт, что французами были взорваны только часть стен и башен Кремля, но не был взорван ни один собор! А разрушенной оказалась почему-то Успенская звонница...

Исходя из сказанного, можно предположить, что ЦК, как носитель некой тайны, был взорван уже после освобождения Москвы от французов (от чего возможно и рухнула колокольня). Так как колокол был хорошо известен миру, тайну уничтожения решили сохранить... путем переливки! А чтобы основное сходство колоколов сохранилось, у нового колокола повидимому ВЫРЕЗАЛИ кусок по подобию с предшественником, но похоже не совсем удачно (форма выреза получилась другой). О том что у современного колокола выломанный кусок не мог быть результатом банальных трещин, говорит например руководитель Московской школы звонарей Илья Дроздихин: "Если посмотреть на сам колокол, то видно, что срезы очень ровные. Колокола так не трескаются. Если вы увидите какой-то лопнувший колокол, у него трещины идут как бы хаотично. А здесь как будто отрезали от него ломтик один" .

Самое первое изображение ЦК было помещено в книге Джонас Хенвэй (Jonas Hanway) 1753г. . Изображение схематичное без декора, но с демонстрацией формы выломанного отверстия. Схожее изображение поместил и Лекоэнт де Лаво Ж. в своей книге «Описание Москвы» 1835г Рис.12.

Рис.12. ЦК из книги 1753г. (слева) и из книги 1835г.

Сравнивая эти рисунки не трудно увидеть разницу не только в форме «вырезов», но и в форме самих колоколов. Причем «вырез» и форма колокола на рисунке 1753 года больше соответствуют гравюре от 1809 г. чем нынешнему оригиналу.

Прошло всего несколько лет со времени переливки колокола и что-то поменялось во взглядах на прошлое, колокол опять перестал удовлетворять новой легенде. Но теперь его решили не переливать, а подвергли перечеканиванию его декор, при этом, повидимому из-за большой сложности такой работы, на часть одежды фигур был просто наварен дополнительный слой металла, имитирующий неудачную отливку. По нижнему краю верхнего фриза видно сколько было срублено металла для формирования новых барельефов Рис.13.

Рис. 13. Фрагмент края верхнего фриза ЦК.

О том когда был перелит колокол можно сделать предположение исходя из истории другого большого колокола - Успенского, висевшего на одноименной звоннице. Он погиб при ее взрыве и на ряде гравюр изображены его обломки Рис.14.

Рис. 14. Разбор развалин Успенской звонницы. Автор рисунка и литографии Джеймс Джон Томас. Первая четверть XIX века.

В нижнем правом углу изображены остатки Успенского колокола. Его история не менее загадочна и трагична чем история ЦК. Не вдаваясь здесь в ее подробности, приведу надпись украшающую сегодняшний его экземпляр: « В лето от сотворения мира 7325 от воплощения Бога Слова 1817 месяца Иуния в 22-й день, повелением Благочестивейшаго Великаго Государя и Самодержца всея России Александра Павловича... по счастливом и достославном окончании ужасных и кровопролитных браней и по утверждении прочнаго мира во всей Европе, перелит сей колокол из стараго, слитаго в 1760 году, но в 1812 году поврежденнаго при падении прежней колокольни, взорванной неистовым Галлом, вторгшимся в Россию с двадесятью языками, когда они, будучи наказуемы разгневанным Господом Сил, Коего имени и святыни поругаться дерзнули, устремились бежать из столицы сея от гнева и ярости Божия. Враги святыни и человечества, силою Божиею всюду гонимы и поражаемы, все пространство от столицы сея до самых пределов Российских покрыли трупами своими, и едва малая часть их спастись могла...» .

Надпись как видим патриотична, но на поверженного «неистового Галла» свалили ВСЁ, плохо быть побежденным. А якобы в 1817 году был перелит большой Успенский колокол. Но и эта дата не является однозначной. Так известный писатель, журналист и знаток русской старины Пыляев М.И. (1842-1899гг), в своей работе об исторических колоколах , указывается за дату его отливки 1819 год. Решение дилеммы мы находим в историческом путеводителе по Москве , где при описании истории подъема ЦК в частности сообщается: «...Прочтем открытые на нем при очистке его 1817-го года надписи...». То есть впервые надписи на Царь-колоколе стали известными только в 1817 году, как результат его очистки сразу после отливки. А как видно по гравюре 1809 года колокол уже тогда был чист и доступен для полного обозрения. На отлитом в 1819 году Успенском колоколе была преднамеренно нанесена ложная дата.

И так, на основании выше изложенного можно предположить:

  1. Царь-колокол это новодел, выдаваемый за раритет.
  2. Предшественник ЦК был уничтожен вскоре после освобождения Москвы от французов.
  3. Успенская звонница была взорвана не Наполеоном.
  4. Нынешний Царь-колокол был отлит в 1817 году.
  5. Через несколько лет после подъема колокола его декор подвергся переделке.

Так о чем же молчит самый большой в мире колокол?

В Москве имеется огромное количество любопытных и забавных памятников разных эпох, чья история вызывает неуемное любопытство.

Это могут быть скульптуры, посвященные сказкам, героям книг и фильмов, реальным людям, порокам общества и даже таким «обыкновенным» вещам, как табурет, муха или приметам студентов.

Некоторые из этих памятников имеют довольно длинную и любопытную историю. Сюда стоит отнести Царь-пушку и Царь-колокол, которые находятся на территории Московского Кремля.

К сожалению, последний примечателен не своим основным предназначением (звоном), а исключительно внешним видом и массой.

Вконтакте

Внешний вид

Это не просто огромная конструкция, которая стоит в Кремле, а одна из главных достопримечательностей России. Он также считается памятником искусства литья XVIII в.

«Царский» экземпляр. Вид со стороны Ивановской площади

В высоту он превышает отметку в 6 метров, в диаметре составляет более 6,5 метра. Вес всей конструкции составляет более 200 тонн. Авторами стали известные в то время литейщики отец Иван и сын Михаил Моторины. Конструкция изначально создавалась для колокольни «Иван Великий», но не использовалась по некоторым причинам.

Снаружи отчеканены царские особы, Богоматерь, Христос и другие святые, стоит памятная запись с описанием создания, именами творцов и датой «1733 г.», хотя экземпляр отлили только через 24 месяца.

Сверху и снизу его огибает узор, вверху расположен большой золоченый крест. Однако многие исследователи отмечают различия в чеканке реальности и на изображениях прошлых веков. Информацию и фото об этом можно дополнительно найти в интернете.

Интересный факт: внутри конструкции нет языка: по указанным ниже причинам он не был отлит вовсе, внутрь положили язычок от чужого.

По данным проведенного в Советском Союзе анализа царский экзмепляр состоит из смеси нескольких металлов. Почти 85% занимает медь, еще 13% — олово, чуть больше 1% пришлось на серу. Менее 0,5% занимают серебро и золото. Впрочем, на долю золота приходится более 70 кг, на серебро более 500 кг.

Это интересно: согласно Википедии во время Гражданской войны Деникин, находясь в должности генерала, решил печатать собственную валюту, выбрав в качестве изображения этот памятник – из-за этого после обесценивания они получили прозвище «колокольчики».

Увидеть памятник можно в Московском Кремле: он стоит на Ивановской площади неподалеку от «Ивана Великого». Этого места он никогда в жизни не покидал.

«Предки»

Первый русский «Царь-колокол», который был отлит в начале XVII в.

Сегодняшний это далеко не единственный «государь», существовавший на Руси. Такой титул появился задолго до нынешнего – каждый обладал запредельной на определенный момент массой и размерами:

  1. Впервые такое прозвище получил отлитый в начале семнадцатого века экземпляр, который весил 40 тонн, однако его судьба оказалась незавидной: в середине века он разбился.
  2. Сразу же был выплавлен следующий — весом уже в 130 тонн. Но он прожил еще меньше: уже в 1654 г. упал и разбился во время рождественского звона.
  3. Следующим стал колокол весом в 160 тонн, изготовленный литейщиком Григорьевым. Для того, чтобы раскачать его, требовалось около сотни звонарей. Он прожил до начала XVIII в. и упал, когда начался сильный пожар.

Важно знать: материал Григорьевского колокола пошел на отлив нынешнего.

  1. После этого колокола на 30 лет оставили в покое, но императрица Анна Иоанновна решила вновь попытаться побить рекорд и заказала самый большой вариант – тот, что сегодня стоит в Кремле. Впрочем, его судьба оказалась ненамного лучше, чем у «предков».

Как происходила работа

Предварительные работы заняли несколько лет. Сперва четыре года потратили на подготовку форм. Для этого на Ивановской площади вырыли яму глубиной 10 метров, в которой разместили форму для литья.

Расстояние между стенками ямы и формы заполнили утрамбованной землей, саму форму укрепили при помощи битого кирпича и дубовых вставок. На дно положили железную решетку, на которой стояла форма.

Чеканка на литейном памятнике-богатыре принадлежит рукам скульптора Федора Медведева: он вырезал из дерева узоры и изображения, а после делал оттиск на внутренней стороне кожуха. Также в работе принимали участие несколько мастеров, которые по приказу Петра I прошли курсы формовочного и пьедестального дела за границей.

Чеканка, сделанная руками скульптора Федора Медведева

Знаете ли Вы что: сперва работу по литью предложили французскому королевскому механику по фамилии Жерменю, однако тот решил, что это шутка – сложно было даже представить себе изделие требуемых параметров и веса.

Отливка была начата в 1733 г. и заняла больше двенадцати месяцев. В 1734 г. перед самым началом работ в плавильнях произошла авария: разлившаяся медь не только испортила образец, но и привела к крупному пожару в городе. Его последствия удалось устранить только через год. За этот период сменился руководитель проекта: Иван Моторин умер, и дело перешло его сыну.

Все было готово только через два лета. В четырех плавильных печах за 36 часов было расплавлено необходимое количество металла, после чего его залили в формы.

Процесс занял чуть больше часа, и все это время рядом дежурило около 400 человек пожарных. Яму с огромной конструкцией закрыли деревянными перекрытиями и оставили остывать. Затем, не вытаскивая, начали делать чеканку, так как изображение на стенках вышло неровным и смазанным.

Примите к сведению: поскольку изготовление, по всей видимости, происходило по старым формам, то на данном экземпляре стоит неверная дата отливки – «1733 г.».

Как откололся кусок

Но приключения не закончились: в 1737 г. произошло крупное возгорание. Вспыхнули деревянные перекрытия наверху, а затем раскалился колокол. Было принято решение вытащить его из ямы.

Предварительно металл остудили холодной водой, но из-за огромной разницы температур появились несколько сквозных трещин. Это стало основной причиной, почему при поднятии он раскололся, совершив падение. Отвалившийся кусок весил более 11 тонн.

Впрочем, некоторые исследователи полагают, что пожар послужил всего лишь предлогом, а вину стоит возложить на халтурно выполненную работу, например, на нарушения, произошедшие при отливке.

Подтверждением часто называют цену, выплаченную литейщику Моторину: за свою работу он получил тысячу рублей и цехмейстерский чин литейщика. Однако уже следующие его заказы были оценены почти в восемь раз дороже: по 8 тысяч за работу.

Так происходило поднятие в Москве в 1836 г.

Первые проекты по извлечению «царя» из форм окончились провалом. Удалось сделать это только через сто лет: проект вытаскивания сделал архитектор Мироновский.

Обратите внимание: когда огромную махину вытаскивали, несколько канатов лопнуло, и та опасно накренилась. Дело спас неизвестный рабочий: пробравшись под непрочно висящим предметом, он установил подпорки, которые держали конструкцию, пока меняли канаты.

В середине августа 1836 г. «царя» все-таки удалось вытащить из ямы и поставить на специально построенный бронзовый постамент. Всем процессом руководил архитектор Исаакиевского собора Огюст (Август) Монферран: он уже имел опыт в подъеме тяжестей на значительные высоты. Им же был создан медный крест, затем покрыл позолотой саму конструкцию.

Сегодня на постаменте красуется памятная табличка. В ней указаны краткая история, период создания и время вытаскивания из формы.

Дальнейшая судьба

Кусок весом 11,5 тонн, отколовшийся от основной конструкции при Троицком пожаре

Разумеется, терять такую огромную и многострадальную махину никому не хотелось, а потому несколько раз поднимали вопрос о спайке отколотого куска. Но все это были лишь разговоры: спайка полностью исказила бы звучание, а потому была бы бессмысленна.

Во время Второй Мировой войны данная достопримечательность превратилась в узел связи: внутри неё прятались связисты Кремлевского полка. Чтобы вражеские бомбардировщики не заметили его, конструкцию покрасили, а после победы оттерли вновь.

Любопытная легенда

Несмотря на то, что судьба памятника литейного искусства интересна сама по себе, многим этого показалось недостаточно.

Пётр-I последний царь всея Руси (с 1682 г.) и первый Император Всероссийский (с 1721 г.)

Среди людей ходили невероятные слухи о нем. Многие считали, что колокол был отлит намного раньше, еще до прихода к престолу Петра I и даже успешно поднят на колокольню.

Когда после победы над шведами под Полтавой все колокола страны начали звон, «Царя» даже не смогли сдвинуть с места.

Рассердившись, царь прислал роту солдат, но они лишь вырвали ему язык, не добившись ни единого звука. Собравшийся на площади народ начал посмеиваться, послышались крики, что царю Петру придется уступить упрямцу.

Стоявший на колокольне Перт I был в ярости и изо всех сил ударил дубинкой по данной достопримечательности. Из-за удара отскочил кусок и упал на землю, даже ушел глубоко в нее, откуда его достали только через несколько десятков лет.

Полезно знать: среди старообрядцев бытовало мнение, что когда наступит Страшный Суд, памятник литейному искусству взлетит в воздух сам по себе, и раздастся его звон, хоть он и будет без языка.

О данной достопримечательности знают не только москвичи, но и многие туристы. Огромный и совершенно бесполезный, он прожил интересную жизнь, хоть ни разу и не зазвонил, и даже смог помочь своей стране в период войны, хоть и не самым обычным способом.

Смотрите видео, в котором историк рассказывает историю создания и о дальнейшей судьбе Царь-колокола:

Загрузка...
Top