Валдайский старец. Валдайский Иверский Святоозёрский Богородицкий мужской монастырь. Восстановление и новейшая история

(рус. Валдайский Иверский монастырь; англ. Valday Iversky Monastery)

Часы работы: 07-00 до 20-00

Как добраться: добраться можно автобусом из Санкт-Петербурга (с автовокзала на Набережной Обводного канала), до города Валдая, время в пути 6 - 7 часов. Можно, также, добраться на поезде с Московского вокзала до станции Бологое (Тверская область) время в пути – около 2-ух часов, а оттуда на такси или на автобусе до Валдая, либо на электричке Бологое – Валдай (время в пути – 1 час). С Валдая до монастыря около 10 км, можно доехать на такси, либо дойти пешком.

Из Великого Новгорода до Валдая примерно 150 км. Сюда ходят прямые автобусы (несколько раз в день) Великий Новгород – Валдай (в пути 3 часа). Можно, также, добраться на поезде до станции Бологое (Тверская область), а оттуда на такси или автобусе до Валдая, либо на электричке Бологое – Валдай. С Валдая до монастыря около 10 км, можно доехать на такси, либо дойти пешком.

Из Москвы до Валдая можно доехать на автобусе Москва – Санкт-Петербург от автовокзала на Щёлковской (ходят ежедневно), либо на автобусе Москва – Великий Новгород (с Аэровокзала на Ленинградском проспекте), автобус заходит прямо на валдайскую автостанцию, оттуда до Валдайского Иверского монастыря можно доехать на такси, либо дойти пешком. Можно, также, добраться на поезде с Ленинградского вокзала до станции Бологое (Тверская область), время в пути – 2 часа, а оттуда на такси или автобусе до Валдая, либо на электричке Бологое – Валдай (время в пути – 1 час), затем, также, до монастыря на такси, либо пешком.

На машине до Валдая можно добраться из Москвы, Санкт-Петербурга и Великого Новгорода по трассе Е105 или М10 (Москва – Санкт-Петербург). На трассе будет поворот на Валдай (не поворачивать), и рядом другой поворот (трасса до города Боровичи), с указателем на Святоозе́рский Иверский мужской монастырь, повернуть нужно туда, и проехав по ней 2 км свернуть налево, уже на дорогу к островам монастырским, а далее по прямой до монастыря.

Экскурсии в Валдайский Иверский монастырь здесь

Валда́йский И́верский Богоро́дицкий Святоозе́рский монасты́рь – православный мужской монастырь, расположенный на Сельвицком острове озера Валдай в Валдайском районе Новгородской области. Этот монастырь стал первым монастырём, построенным на Руси после Смутного времени.

25 июля 1652 года взойдя на патриарший престол, патриарх Никон выразил желание основать в России монастырь по подобию Иверского монастыря на горе Афон в Греции.

Карта Валдайского Иверского монастыря

Летом 1653 года были построены две деревянные церкви: Соборный храм, в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, и тёплый храм, в честь святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря стал архимандрит Дионисий.


Несравненную красоту деревянного комплекса монастыря отмечали многие. Сирийский путешественник XVII века Павел Алеппский писал: «Патриарх Никон своими стараниями воздвиг близ города Новгорода новый монастырь, среди острова на великолепном пресноводном озере, соперничая в этом с постройками царских мастеров...».


Главной ценностью и украшением Святоозерской обители, без сомнения, была Иверская икона, которая прославилась многими чудесами. Иверская икона, поражала взор и ум прихожан, не было подобной ей, даже в сокровищнице царя, ни в его церквях. Ценность украшений этой иконы достигала, в то время, более 44 000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с неё списки и копии.

Схема Валдайского Иверского монастыря


К началу 1654 года в монастыре было уже 26 монахов и такое же количество трудников. В феврале этого же года патриарх Никон посетил строящуюся обитель и переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а озеро Валдай нарёк Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сохранилось письмо патриарха Никона царю, где тот сообщает о своём видении, над островом, знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским». В мае того же года, по распоряжению царя, за Святоозерским монастырём закрепились озеро Валдай с островами, а также, города: Боровичи, Яжелбицы и Вышний Волочёк.


Монастырь строился и укреплялся, а в 1655 году, к дополнению всем монахам, сюда переселилась и братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. А в 1656 году была закончена первая каменная постройка монастыря – Успенский собор.


После смерти архимандрита Дионисия его преемником стал архимандрит Филофей, в то время монастырь получил статус первоклассного, а число братии составляло 200 человек.


Но Иверская обитель пребывала в цветущем состоянии недолго. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Патриарх Никон был осуждён и низложен с Патриаршей кафедры. С этого момента, монастырь стал медленно, но верно приходить в упадок, а с 1712 по 1730 годы обитель со всем имуществом и землёй и вовсе была приписана к строившемуся тогда Александро-Невскому монастырю.


Но, даже в такое тяжёлое время, в монастыре было много прихожан. Особенно много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Светлой седмицы. Проводились торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний.


После революции 1917 года Иверский монастырь ожидала печальная судьба. Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, овощи и фрукты. Помимо этого, у монастыря отобрали золотую ризу с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. А в 1919 году монастырь и вовсе был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой и пастбищами.


Чего только не пережил Иверский монастырь. На его территории были и историко-архивный музей, и музей краеведения, и мастерские, и дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом.


Но, в 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. С этого момента, И́верский Богоро́дицкий Святоозе́рский монасты́рь начали возвращать к жизни. Были устранены общая захламлённость территории, расселены жившие там люди, возобновлено ежедневное совершение богослужений, положено начало внешнему и внутреннему обустройству монастырских построек.


Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950-х - 1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района – Петропавловской (кладбищенской) в городе Валдай. Её новая драгоценная риза, была изготовлена мастерами из города Златоуста, и освящена 25 декабря 2006 года.


В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация Валдайского монастыря. И ныне, пред нами он предстаёт в неповторимом обличие. Неповторимая красота и изящность Иверского монастыря известна далеко за пределами России.


Главным сооружением Иверской обители является Успенский собор, который за долгие года не утратил своего величия, он отличается большими размерами и монументальностью. Шестистолпный, приподнятый на подклете храм с галереями и крупным пятиглавием – своеобразный манифест архаизирующего направления русского храмового зодчества середины XVII века. Восточная сторона выдаётся тремя апсидами. Вокруг всего храма галерея с четырёх сторон, с входными тремя крыльцами; при ней с северной и южной сторон две палатки, двухэтажные, в виде часовен, с небольшими позолоченными крестами, такой же крест и на входном крыльце.


Своды собора поддерживаются шестью массивными столбами. Свет сюда доходит с боков сквозь широкие окна (по три окна на каждой из трёх сторон), и сверху – через окна пяти куполов. Длина собора от алтарной стены, до входных паперть дверей – 6,8 метров, а ширина 21,7 метров.


По стенам алтаря и храма имеются фрески XIX века, написанные масляными красками. К сожалению, 60 % фресок были утрачены в советское время. При входе в собор по правую сторону дверей, изображено принесение в Иверскую обитель чудотворного образа Иверской Божией Матери, а по левую – чудесное явление мощей Святого Иакова, во время ледохода на реке Мста, а также, чудесное явление Святого Иакова одному больному священнику и другое.


С передней стороны к престолу примыкает каменная ступень; на престоле чеканная посеребрённая одежда и над ним резная вызолоченная сень. Напротив престола, на восточной стороне, под резным вызолоченным балдахином находится изображение Христа Спасителя, сидящего на престоле в виде архиерея, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей.


Живопись собора, в целом, сохранилась плохо: некоторые композиции совсем отсутствуют, многие представлены лишь отдельными красочными фрагментами, и лишь на немногих красочный рисунок читается достаточно хорошо. Все сохранившиеся участки старой живописи были укреплены специальным составом и расчищены. В целом, за все время работы художниками было отреставрировано, поновлено и вновь написано 2 956 метров живописи.


Против северо-западного угла соборного храма, находится тёплый монастырский храм во имя Богоявления Господня, построенный по благословению и плану святейшего патриарха Никона в 1657 - 1658 годов.


Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов находится над церковью Богоявления Господня. Она была построена в 1747 году.


Надвратная церковь святителя Филиппа расположена в западном прясле монастырской стены ансамбля Валдайского Иверского монастыря. Она была построена в 1873 - 1874 годах и представляет собой одноглавую надвратную постройку с одной проездной аркой. С южной стороны к церкви примыкает корпус Гостиных келий, с северной стороны – Конюшенные кельи.


Церковь во имя Святого Иакова Боровичского одноэтажная, квадратная в плане, перекрытая коробовым сводом, с полукруглой апсидной частью. Над кровлей возвышается высокий широкий купол с круглым барабаном и шаровидной главкой. В течение ХХ столетия церковь потеряла купол, так как использовалась, как жилое помещение.

Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь – шедевральное произведение архитектуры, к счастью, дошедшее до наших дней. Настоящая жемчужина Валдайского озера, этот монастырь охраняет тишину и покой здешних мест. Здесь чувствуется спокойствие и умиротворение, а в наш бурный век технологий и прогресса, иногда, такие чувства просто необходимы людям…

Официальный сайт Валдайского Иверского Святоозерского мужского монастыря: http://www.iveron.ru/

12 января 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит освящение Успенского собора — главного храма Валдайского монастыря. Эта обитель была первым монастырем, построенным на Руси после Смутного времени. Портал Патриархия.ru публикует рассказ о богатой истории монастыря, который был создан в середине XVII веке Патриархом Никоном по образу Иверского монастыря на Афоне.

История создания обители

Валдайская обитель стала первым монастырем, построенным на Руси после Смутного времени. Взойдя 25 июля 1652 г. на Патриарший престол, Патриарх Никон высказал намерение основать монастырь на Валдайском озере царю Алексею Михайловичу. Последний одобрил замысел Патриарха и выделил из казны средства для устройства обители.

Летом 1653 года были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый — во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия.

При первом посещении строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.

К началу 1654 г., по свидетельству самого Патриарха Никона, в монастыре было уже 26 монахов и такое же количество трудников.

Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. В тоже время — в 1654 г. — в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и многих других святых.

В мае 1654 была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины.

В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх Иоаким, а так же Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. До этого на Руси существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве.

В обители также берет свое начало производство в России цветных изразцов. До наших дней дошли частично сохранившиеся изразцы на одном из окон настоятельского корпуса.

В 1656 году была закончена первая каменная постройка монастыря — Успенский собор. В том же году он был освящен. Сюда же из Москвы была доставлена копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери.

Красоту деревянного комплекса монастыря отмечали многие современники. Сирийский путешественник XVII века Павел Алеппский заметил: «Никон своими стараниями воздвиг близ города Новгорода новый монастырь среди острова на великолепном пресноводном озере, соперничая в этом с постройками царских мастеров...».

Иверская икона

Иверская икона, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон будучи еще Новоспасским архимандритом обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы, а также снять и прислать точный план Иверского Афонского монастыря. К этому времени восходит замысел создать на русской земле Новый Афон.

В ответ на эту просьбу на Афоне был совершен молебен братией числом 365 человек перед началом писания образа. Иконописец Иамвлих Романов написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года в Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем и Патриархом при большом стечении народа. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 году на освящение Успенского собора.

По свидетельству Павла Алеппского эта икона «…превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы…». Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.

История обители в XVII ― нач. XX вв.

По смерти архимандрита Дионисия его преемником стал архимандрит Филофей. Монастырь получил статус первоклассного, число братии в это время составляло 200 человек.

Но Иверская обитель пребывала в цветущем состоянии недолго. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Патриарх Никон был осужден и низложен с Патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри (Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский) были закрыты. Эти обители признавались созданными «не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, также были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.

Главным сооружением Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одна из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась. От первоначального убранства собора до сего дня остались кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.

К началу XVIII века Иверский монастырь оскудел и пришел в упадок. С 1712 по 1730 гг. обитель со всем имуществом и землей была приписана к строившейся тогда Александро-Невской Лавре. В эти годы Иверский монастырь утерял вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества.

Несмотря на плохую материальную сторону, монастырь отличался высокой благочестивой и духовной жизнью братии. Особенную известность приобрел настоятель обители архимандрит Лаврентий. Своей духовностью, добротой и кротким нравом он снискал всеобщее уважение. Он был духовным наставником не только для братии монастыря, но и для многих жителей Валдая и окрестностей. При его настоятельстве были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Он же организовал «странноприимный дом», где принимал многочисленных паломников и странников. Иверская обитель кормила тысячи людей, и запасы ее не оскудевали. Всех принимал настоятель, утешал, как мог, устраивал на ночлег, следил за тем, чтобы прибывшие в монастырь паломники были сыты и довольны.

Особенно много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Светлой седмицы. В настоятельство архимандрита Лаврентия были установлены торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний.

Внутренняя монастырская жизнь отличалась строгим уставом. В обители шел строгий отбор желающих посвятить свою жизнь Богу, но не все выдерживали монашеские послушания.

В начале XX века святую обитель часто посещал церковный писатель С.А. Нилус, вместе со своей семьей он прожил на Валдае около 5 лет.

Монастырь в годы советской власти

После событий 1917 года монастырь ожидала печальная судьба. С января 1918 года советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, овощи и фрукты. Осенью 1918 года советской властью у монастыря были отобраны: золотая риза с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. Впрочем, вскоре по приказу комиссара Наркомпроса все вещи были возвращены. Новая кампания по изъятию церковных ценностей началась через несколько лет и в тот период Иверский монастырь был разграблен полностью. Тогда же у монахов были отобраны ключи от монастырских кладовых и амбаров, в монастыре образован Рабочий комитет, который потребовал от настоятеля полного его подчинения в монастырских делах.

В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров — занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению.

В 1927 году Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Это послужило поводом для снятия ее с регистрации и намерением «очистить территорию монастыря от нетрудового элемента». Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.

За время советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

Восстановление обители

Большие усилия к возвращению монастыря Новгородской епархии приложил архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. В 1991 году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В Успенском соборе он совершил молебен перед возвращенной Иверской иконой Божией Матери. Монастырь был передан Новгородской епархии в аварийном состоянии. Разрушение храмов и построек было столь значительно, что многие паломники, посещавшие монастырь, не верили в возрождение Иверской обители.

Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан. За годы его наместничества игумена были устранены общая захламленность территории, расселены жившие там люди, возобновлено ежедневное совершение богослужений, положено начало внешнему и внутреннему обустройству монастырских построек.

В 1995 г. в ходе проведения на территории монастыря Всероссийского фестиваля звонарей обители были пожертвованы несколько колоколов. Число насельников увеличилось более чем вдвое, и вскоре состоялись первые монашеские постриги.

В 1998 году архиепископ Лев освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе; в обоих храмах установлены временные иконостасы.

В июне 2002 г. наместническое послушание было возложено на иеромонаха Нила, однако время его трудов в новом качестве оказалось трагически коротким: в конце 2002 г., торопясь на праздничное богослужение в Великий Новгород, он и два насельника обители погибли в автокатастрофе. Сейчас наместником монастыря является архимандрит Ефрем (Барбинягра).

В настоящее время возрождается монастырская библиотека, насчитывающая несколько тысяч книг по богословию и истории Церкви. Открыт небольшой музей, посвященный Патриарху Никону и истории монастыря.

В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация Валдайского монастыря. Всего за период с 2004 по 2008 годы в работах по восстановлению монастыря приняли участие более трех тысяч человек различных специальностей.

12 января 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин Малого освящения соборного Иверского (бывшего Успенского) храма монастыря, а также Божественную литургию в этом соборе. В тот же день в присутствии президента России Святейший Патриарх совершил молебен перед Иверской иконой Божией Матери в новоосвященном храме.

По материалам интернет-источников, Пресс-службы Московской Патриархии и сайта Валдайского монастыря

Патриархия.ru

Адрес: остров Сельвицкий, Валдайский район, Новгородская область, Россия. Координаты: 57.9892224 , 33.30542749999995 . Телефон паломнического центра: +7-911-614-66-94. Монастырь открыт для посещений с 7-00 до 21-00. Экскурсии по монастырю можно заказать в церковной лавке главного собора или по телефону. Ночлег и питание в монастыре строго по записи, желательно за месяц.

На одном из прекрасных островов Валдайского озера, среди девственных лесов, расположился Иверский мужской монастырь. В нем воплотилось стремление Никона, патриарха всея Руси, создать обитель, подобную той, что находится на Афоне и в тех же архитектурных традициях. На много лет она стала средоточием духовности на земле Русской. Сегодня монастырский архитектурный ансамбль полностью отреставрирован и привлекает тысячи туристов и паломников ежегодно.

Как добраться до святого места

Сегодня попасть в Иверский монастырь может любой - здесь рады каждому верующему. Сделать это предлагается разными способами:
- на поезде доехать до Валдая удобнее всего из Москвы. Для этого нужно выбрать рейс до Пскова. С Ленинградского вокзала он отправляется в 20:23, а на месте вы будете уже в 2:04. Цена поездки - от 772 рублей.
- на автобусе добираться лучше из Петербурга. До Валдая предусмотрен прямой маршрут (12:45), а также транзитный (8:25), следующий до Демянска. Время в пути займет 5-6 часов. Стоимость такого путешествия - 750-800 рублей.
- на машине доехать также проще простого, ведь Валдай находится на магистрали, соединяющей Москву и Санкт-Петербург. По времени автомобильное путешествие из столицы займет порядка 6 ч, из Северной столицы - 4 ч.
От самого Валдая на такси или личном транспорте нужно двигаться в юго-восточном направлении до магистрали M-10, а потом на восток до первого поворота налево (остановочный пункт "Черемушки"). Далее также нужно будет свернуть влево - дорога выведет вас через о. Рябиновый на о. Сельвицкий, где и обустроена обитель.

Где остановиться в Валдае

Для паломников и туристов, посещающих Валдайский монастырь, существуют разнообразные варианты размещения. Желающие поселиться в монастырской гостинице должны обратиться в центр паломничества. Как для больших групп, так и для отдельных паломников необходима предварительная договоренность за месяц, а также ее подтверждение. В трапезной питаются только проживающие в гостинице и строго по расписанию, заказав свое участие заранее. Заселение следует осуществлять до вечерней службы. За проживание жертвуется 1000 рублей в сутки за одно место.
Для тех, кто решит остановиться в городе, есть благоустроенные отели с умеренными ценами и великолепные гостиничные комплексы. Семьям с детьми больше подойдут мини-отели, где до семи лет детвору размещают бесплатно. На живописных берегах озера расположены многочисленные пансионаты и дома отдыха, предлагающие дачные домики и уютные коттеджи. Удобным бюджетным вариантом является и частный сектор вблизи монастыря. Здесь можно найти удобное жилье, цены на которое зависят от района, условий проживания и расстояния до обители. Цены в основном колеблются от 1000 до 4500 тыс. рублей.

Разнообразие заведений общепита

В окрестностях Валдайского озера большой выбор кафе и ресторанов, где можно вкусно пообедать. К наиболее популярным относятся кафе "Уездное" и "Урарту". Последнее предлагает блюда армянской и русской кухни, все очень вкусно и качественно, порции большие, при этом недорого.
В "Уездном" можно отведать вкусных блинчиков и другие традиционные кушанья русской кулинарии, цены на которые достаточно низкие. Недорогое и уютное кафе "Подворье" отличается чистотой и приемлемыми ценами. Здесь пекут домашний хлеб и вкусную выпечку.
Wpcafe - место, где можно спокойно посидеть за кружкой пива и вкусно перекусить. Кафе-ресторан "Вместе" - заведение для семейного обеда с уютной атмосферой и внимательным обслуживанием. Предлагается замечательный выбор яств, а готовят быстро и вкусно.
В ресторане "Рыбное место" можно отведать вкуснейшей ухи из форели и всего за 150 рублей, превосходным вкусом отличаются и другие блюда - карп на гриле, соленые грибы домашней засолки, есть выбор и для ребенка. А обед настолько сытный, что можно и не ужинать. Обслуживают очень быстро, а после еды можно прогуляться по живописным окрестностям.

Особенности посещения обители

При посещении монастырского комплекса надо помнить, что не только в нем, но и на всем острове жизнь проходит по строгому уставу. На дворе обители расставлены указатели с табличками, а на официальном сайте можно познакомиться с правилами посещения. На берегах, даже за стенами, нельзя загорать или купаться, тем более устраивать пикники или вести себя шумно, развязно. Запрет этот не касается других рек и озер, там повсюду разбросаны палатки отдыхающих. Внутри обители курение строго запрещено.
Православным людям перед храмом рекомендуется совершить крестное знамение и поясной поклон, а в внутри нужно поставить свечки святым и неторопливо помолиться и только потом высказать просьбу, с которой прибыли в это святое место. В церкви неуместны громкие разговоры или телефонные звонки, их нужно выключать перед входом. Для встречи со священниками и служителями желательна предварительная договоренность.
Большое значение придается внешнему виду, так как он является показателем внутреннего состояния. Согласно дресс-коду, на монастырской территории разрешается находиться только в чистой, опрятной одежде, соответствующей полу. Женщины должны быть в платьях с длинными рукавами и закрытым воротом. Если с собой нет необходимых вещей, длинные юбки предложат на входе. Брюки не приветствуются - как мужская одежда. Не рекомендуется пользоваться яркой косметикой и духами с насыщенным ароматом. Мужчинам следует надеть брюки, приехавшим в шортах, тоже придется воспользоваться юбками. Женские волосы должны быть покрыты платком, а длинные волосы у мужчин надо просто аккуратно перевязать резинкой, чтобы они не касались святынь.
В правилах для посетителей указывается, что фото- или видеосъемку можно проводить только после благословения святого отца, а для того чтобы его увидеть, надо попросить церковных служителей. Разрешение на съемку можно получить и в паломническом центре. Прямо у стен монастыря, напротив церковной лавки, организована большая асфальтированная парковка. Есть и вторая парковка, чуть поменьше, примерно за полкилометра до достопримечательности. На ней всегда есть свободные места, даже если первая полностью заполнена.

История появления Иверского монастыря

Его основание связано с удивительным видением, посетившим патриарха Никона, в ту пору еще Новгородского митрополита, во время поездки на Соловки. Спустя немного времени уже были возведены и освящены церкви - Собор иконы Божией Матери и Святителя Филиппа, обе деревянные. Впервые посетив грандиозную стройку, патриарх опустил на дно озера Евангелие и крест, назвав его Святым, а к названию монастыря было добавлено слово Святоозерский. Вскоре царевой грамотой за ним было закреплено и озеро с островами и поселениями, и другие обители Новгородской земли. Заселила его братия из нескольких десятков человек, занимавшихся книгопечатанием и переплетным делом. В него перенесли также святые мощи Иакова Боровичского, находившиеся в маленькой часовенке, рядом с целебным источником.
Здешняя типография стала второй в России после Государева печатного двора и первой в провинции. Тут развивались разные ремесла - резьба по дереву, иконопись, изготовление цветных изразцов, остатки которых и сейчас можно увидеть в одном из зданий. К этому времени был закончен и торжественно, в присутствии многочисленных представителей высшего духовенства, освящен Успенский собор, поражавший монументальностью. Для его строительства выбрано самое высокое место на острове. К этому дню патриарх заказал огромный 35-пудовый колокол, отлитый на его средства и с его изображением, а из Москвы доставили прекрасную копию чудотворной иконы Иверской Божией Матери. В церкви был установлен пятиярусный золоченый иконостас, а чудесное паникадило в форме дерева, украшенного цветами и птицами, ярко освещало великолепное убранство.
Монастырь, получивший статус первоклассного и имевший множественные привилегии, процветал до 60-х гг. XVII века - до периода опалы патриарха Никона. Тогда все его приходы были закрыты и переданы в казну - как образованные не по уставу. Приостановлено и строительство Иверской обители. Однако скоро приговор отменили, а ее полностью восстановили в правах. К середине XVIII столетия здесь появился двухэтажный Корпус братских келий, примыкавший к церкви Михаила Архангела. Здание - в отличие от других строений - выполнено в стиле московского барокко с характерными для него белокаменными резными украшениями в оформлении наличников. Оно практически не подверглось реконструкции и сохранилось в первоначальном виде. Одной из самых старых считается Водовзводная башня, либо Конная, сооруженная в XVIII веке, а позднее к ней пристроили Корпус конюшенных келий.
Знаменитая Секуляризационная реформа Екатерины II середины 1770-х гг. основательно подорвала основы прежней монастырской жизни. Все церковные владения передавались государству, добрая половина приходов упразднялась, а оставшиеся же должны были получать определенную сумму на содержание в зависимости от своего статуса или существовать за счет обработки близлежащих ненаселенных земель. Хотя Иверский монастырь получил статус первоклассного, однако денежного содержания едва хватало на существование. Он стал приходить в упадок, строения ветшали, число монахов сокращалось, оставались только те, кто посвятили себя аскетическому образу жизни и подчиняются строгому уставу. После революционных событий обитель разграбили, а в ее стенах попеременно располагались музей, лесная школа, база отдыха.
Только в 90-х гг. начались восстановительные работы - отремонтированы строения, обновлена колокольня, проведено отопление, благодаря чему службы можно проводить в любое время года. Реставрация завершена в начале нынешнего века. Состоялось также освящение отреставрированного Иверского собора, бывшего Успенского, куда была возвращена его святыня - Иверская икона Божией Матери, она десятки лет хранилась в местной церкви. Для нее изготовили драгоценную ризу прекрасные мастера из Златоуста. Было решено покрыть позолотой купола собора. Открыт также музей, посвященный истории монастыря и его основателю.

Монастырские святыни

Успенский собор - главный храм монастыря, является крупнейшим православным объектом, возведенным в России в XVII веке. Величественное белоснежное здание, украшенное пятью куполами, ослепляющими золотом, отличается простотой форм. Оно построено в форме квадрата, состоящего из трех нефов, и окружено галереей с крыльцом. Храмовые своды поддерживаются шестью огромными столбами. Стены расписаны сюжетами из истории афонского монастыря из жизни святых. Так как обитель претерпела несколько реконструкций, то первоначальные росписи местных мастеров не сохранились и восстановлены по описаниям. Отреставрированы фрески XIX столетия. В неизменном состоянии остались старинные дубовые двери с уникальной резьбой и кованые решетки. Новый резной иконостас реконструирован по сохранившимся документам.
Богоявленская церковь с трапезной предположительно построена в самом конце 60-х гг. XVII столетия. Она являет собой одноглавый храм кубической формы со строгим фасадом, имеющий двухъярусную граненую апсиду. Комплекс соединен арочными проходами с огромной двухэтажной трапезной. Окна первого этажа украшены небольшими кокошниками. Сама трапезная вместе с кухней и подсобными помещениями расположена на втором ярусе, а внизу находятся хранилища.
Между корпусами - наместническим и настоятельским, находится Колокольня. Первая, каменная, она выстроена в 70-80-х гг. XVII веке в виде башни, увенчанной шатром - в ней было тогда 13 колоколов. Из-за деформаций, вызванных особенностями грунта, а также вследствие крупного пожара, случившегося тут раньше, сооружение пришлось перестроить. Шатер разобрали, а вместо него на верхнем ярусе установили купол со шпилем, имеющий 8 граней. Для колоколов оставлены арочные пролеты. В 90-е гг., в период реконструкции, верхний ярус перестроили, вернув ему первоначальный вид - с шатром. К Фестивалю звонарей, организованному здесь, Валдайскому монастырю был передан комплект колоколов от городской администрации Валдая.
Деревянная церковь Филиппа Митрополита отстроена одной из первых - в знак особого почтения и признания его заслуг в основании комплекса. Он считался здешним покровителем. Современное двухэтажное строение надвратной церкви сооружено в 70-х гг. XIX века в виде одноглавого четверика со срезанными углами, выполненного в стиле эклектики. На втором ярусе, увенчанном куполом с главкой, раскинулась церковь, а нижний ярус оборудован проездной аркой. Напротив ворот расположена небольшая пристань для теплохода, который летом совершает рейсы между монастырем и городом.
Надвратная церковь Михаила Архангела расположена на парадном въезде и является важным элементом в архитектурном ансамбле. Высокое здание представляет собой четверик с одной апсидой, в центре прорезанный широкой аркой, по обеим сторонам которой имеются ложные арочные декорации. Храм однокупольный, хотя первоначально он предположительно имел пять куполов. Фасады и ворота отделаны разнообразными архитектурными элементами - в отличие от более строгого облика других христианских сооружений. Здесь хранится уникальная икона Николая Чудотворца, относящаяся к XVI или XVII веку. С двух сторон примыкают корпуса монашеских и казначейских келий, а также Никоновская башня из монастырской ограды.
Никоновская башня имеет еще одно название - типографская, так как в ней располагалась в свое время монастырская типография, где напечатано много уникальных книг. Конструкция входит в число первых построек монастыря и до сих пор привлекает своей красотой и архитектурными формами. Она украшена шестигранным шатром, который заканчивается шпилем с позолоченным орлом.
Иверская икона Божией Матери - главная монастырская святыня. Богато убранная, она является точным списком с изображения на Святой горе Афон и была доставлена сюда двумя иноками. Стоимость ее украшений оценивалась почти в 45 тысяч рублей по тем временам. Был наложен запрет на изготовление с нее копий. Она прославилась многочисленными чудесами - в середине XIX столетия, когда началась эпидемия холеры, образ спас от страшной смерти монахов и многих окрестных жителей. С того времени ежегодно совершается крестный ход с ним. Помолиться к иконе приезжают и сотни паломников, каждый со своей бедой.

Святые источники

Источники с целебной водой на Валдае известны с давних пор. Уже многие столетия сюда приезжают тысячи паломников, чтобы испытать их силу и помолиться в святых местах.
К роднику Текунок, что рядом с небольшой деревней Ужин, приходят помолиться и умыться перед каким-либо важным делом. В XIX столетии около него установили Тихвинскую икону Богоматери - это место было популярным среди молодоженов, после венчания они набирали воду у ключа, молясь о счастливой семейной жизни. В военные годы здешняя водица облегчала страдания раненых в госпиталях. Позднее родник несколько раз засыпали, но он пробивался вновь. В начале нынешнего столетия его русло расчистили, соорудили тут купель и часовню. Ежегодно в день Тихвинской иконы Богоматери около источника проводятся богослужения. Особенно полезна святая вода отсюда при заболеваниях глаз, но она помогает и при воспалительных болезнях разного рода.
Источник святых Косьмы и Дамиана находится на Богомольной горе. После многовекового паломничества он в начале XX века был заброшен на несколько десятков лет, пока один из местных жителей снова не обнаружил целебную воду около развалин часовни. Родник восстановлен, он оказывает заметное лечебное действие при заболеваниях внутренних органов, прекрасно снимает усталость, повышая тонус организма.
Мшенцы прославились благодаря уникальным источникам, бьющим с большой глубины - ее даже не удается измерить. Чистая и целебная водица излечивает от недугов сердца, нервной системы и многих других. Местные жители также считают, что купание в купели при этом ключе излечивает от бесплодия.
Святой источник в Ижицах посвящен Казанской иконе Богоматери. Часовня, стоявшая на этом месте, не сохранилась. Ключ тоже был заброшен и забыт в годы советской власти. Сейчас он восстановлен, а рядом сооружена купальня. Многие предпочитают приезжать сюда в день ежегодного торжественного богослужения, когда проводится его очередное освящение. Особенно полезна родниковая вода при детских заболеваниях и бесплодии.
Деревня Бор славится святым источником, названным в честь Великомученицы Параскевы Пятницы. Здесь находится исток Пятницкой речки, где устроена и купель. Рядом стоит часовня Святой. В честь нее же освящен и родник у деревни Едрово. К источнику с часовней и открытой купальне ведет грунтовая дорога. Удивительно, что температура воды здесь в течение года постоянна и составляет +4 градуса.
Согласно преданию, рабочие - строители монастыря, рассказывали, что видели нечистых духов над водами озера. Тогда, освятив его, патриарх Никон назвал Валдайское озеро Святым и отслужил молебен. С тех пор оно каждый год освящается на Крещение, а служители храма вместе с многочисленными верующими проходят к озерной купели, которая вырубается во льду. Глубина водоема в среднем равна 12 м, но может в отдельных местах достигать и 60 м. Его питают родники, благодаря чему оно отличается чистым дном и свежей и холодной водой. Как правило, оно замерзает уже в начале зимы, оставаясь покрытым льдом до мая.

Когда лучше ехать в монастырь

Монастырь принимает паломников и туристов в любое время года, но наилучшим периодом для поездки являются поздняя весна и лето - тогда он особенно живописно выглядит в окружении буйной лесной зелени и чистых, прозрачных вод озера.
Теплое время удобно и для купаний в святых источниках, и для прогулок по тенистым лесным тропинкам. Летние месяцы отличаются и большим наплывом посетителей, поэтому вероятны небольшие неудобства из-за очередей. Огромное число паломников выбирает для посещения обители праздник Пасхи, поэтому в эти дни наблюдается скопление большого числа людей.
Климат в Валдае немного напоминает морской, с умеренно холодной зимой и длиной, теплой осенью. В это время поездка на Валдай привлекает тем, что уменьшается людской поток, а природа завораживает разнообразием красок. В последние теплые деньки перед холодами особенно приятно гулять по лесу в поисках ягод или грибов.
Монастырь не пустует и в зимние дни - здесь всегда есть посетители. Некоторые из них специально приезжают, чтобы окунуться в святые источники, вода в которых имеет более высокую температуру, чем на улице. Приятны и прогулки по морозу после вечерней службы.

Что обязательно посмотреть

Чтобы познакомиться со всеми достопримечательностями монастыря и его святынями, надо выделить несколько свободных дней. Однако и за день можно увидеть много интересного. Святыня расположена в потрясающе красивых местах. Даже тихая прогулка вдоль ее стен и по ухоженной территории оставит неизгладимые впечатления.
Можно совершить интересный поход в Музей колоколов, раскинувшийся в здании церкви имени Великомученицы Екатерины. Ее круглое белоснежное здание, увенчанное куполом, привлекает внимание необычной архитектурой. Оно несет в себе черты классицизма, автором проекта тут выступил замечательный архитектор Н.А. Львов. В музее представлена удивительная коллекция разнообразных колоколов, начиная от крохотных и заканчивая корабельными. Есть и карильоны, состоящие из множества звенящих колокольчиков. Вообще Валдай известен производством колоколов, а подобный музейный комплекс - единственный в стране. Здесь популярна легенда, согласно которой, звонкие колокольчики Валдая появились как осколки знаменитого вечевого колокола древнего Новгорода, разбившегося при перевозке. В городе могли отливать колокола до двух тысяч пудов весом.
Паломники, прибывающие в монастырь, обязательно посещают Собор Святой Троицы. Его потрясающая красота и необычный цвет невольно притягивают внимание. Храму пришлось испытать многие тяготы - от пожаров и разрушений до гонений на веру, но всякий раз он восстанавливался. Нынешнее здание построено на месте деревянной церкви в середине XVIII столетия. В конце прошлого века его полностью отреставрировали, а сегодня действующий собор радует жителей и паломников нежным цветом и прекрасной архитектурой.
В старинном двухэтажном особняке разместился Музей уездного города. Первоначально он назывался Никоновским, в нем представлялась экспозиция, связанная с историей Иверского монастыря и церковными ценностями. Она была выставлена в одной из его церквей. После закрытия музейные ценности переданы различным музеям Новгорода, а оставшиеся экспонаты стали основой для создания Краеведческого музея. Сегодня в пяти просторных залах открыты экспозиции, посвященные истории населенного пункта и обители, прославившей его, ремеслам, которыми славился край, а также знаменитым личностям - уроженцам этого края.
Если хватает времени, то можно познакомиться и с прекрасными образцами русской архитектуры - старинными особняками, которые неплохо сохранились. Прекрасный усадебный комплекс Горы принадлежал герцогу Н.Н. Лейхтербергскому. Центральным элементом великолепного архитектурного ансамбля являлся трехэтажный каменный дворец, увенчанный круглой башенкой в два яруса. Он был окружен чудесным ландшафтным парком с живописными аллеями вокруг изящных прудов и благоухающими цветниками. Из окон открывалась восхитительная панорама озера и его окрестностей. До сегодня сохранились хозяйственные строения и фрагменты парка, но и они производят впечатление.
В XVIII веке побережье озера Ужин, соединенного каналом с Валдаем, застраивалось богатыми усадьбами. В Новотроицах был расположен большой парковый ансамбль, принадлежавший роду Квашниных-Самариных с многочисленными хозяйственными постройками. Его отличала прекрасная аллея белых берез. Сохранилась также церковь, находившаяся в имении.
Великолепный усадебный комплекс, принадлежавший роду Мусиных-Пушкиных, выполнен в традициях "деревянного" классицизма. Два крыла двухэтажного здания оборудованы портиками с колоннами, а наверху красовалась круглая башенка. Церковь Святой Троицы на территории усадьбы, построенная в таком же стиле, представляет собой четырехстолпное строение с куполом. Внутри имеется иконостас, сохранились и красивые настенные росписи.
Усадьба Толстых в Никольском в свое время занимала более 19 гектаров. Здесь некогда основали крупный рыборазводный завод - несколько проточных искусственных прудов для разведения рыбы. По берегам огромного водного пространства растут столетние деревья парковых пород - береза, тополь, липа и др.
Прекрасной будет прогулка по самому большому острову на Валдае - Рябиновому. Рябина была у финно-угорских племен, проживавших в этих местах, культовым деревом. До сих пор здесь сохранился столетний рябиновый лес и проложена туристская тропа, вдоль которой можно встретить грибные и ягодные плантации. Здесь оборудованы и площадки для отдыха.

Что привезти на память из монастыря

У ворот монастыря расположен небольшой церковный магазин, где можно приобрести разнообразные сувениры и церковные атрибуты - небольшие иконки, крестики, книги, которые потом освящаются. Здесь же продают длинные темные юбки и платки. Рядом с парковкой стоит ларек, где несложно купить церковную выпечку совсем дешево. Хлеб и постные пирожки с капустой отличаются особым вкусом. В дни Пасхи здесь продают необыкновенные куличи.
На монастырской территории тоже есть церковная лавка, в ней продают свечки, ладан. Их предлагается купить и в церкви. В монастыре можно приобрести святую воду в бутылках. Церковные лавки расположены и рядом с целебными источниками и предлагают различные религиозные атрибуты и сувениры с изображениями святых, особенно популярны камешки и иконки с изображением Иверской Богоматери.
В Валдае тоже есть множество сувенирных лавок с богатым выбором магнитиков, открыток, колокольчиков, шкатулок и еще многого другого. Одним из замечательных символов города являются колокольчики разной формы и размеров, пользующиеся особой популярностью. Местные мастера изготавливают уникальные предметы из бересты - расчески, зеркальца. Бактерицидные свойства березовой коры известны давно, поэтому берестяные сувениры станут не только красивым напоминанием о чудесных местах, но и источником позитивной энергии. Город славится и льняными изделиями с оригинальной вышивкой.

Иверский монастырь - удивительное место, наполненное мощной, просветляющей духовно энергетикой. Необыкновенная умиротворенность будто разлита в чистом, свежем воздухе, напоенном хвойными ароматами сосновых лесов, а сказочно живописная природа является чудесным обрамлением для величественной обители!

Года скончался патриарх Иосиф , единодушным решением царя и Российских архиереев на патриарший престол был выбран Никон . 25 июля года состоялось поставление митрополита Никона в Патриарха Московского и всея Руси архиерейским собором .

Основание монастыря

Вступив на первосвятительский престол, Никон высказал свое намерение, основать монастырь на Валдайском озере, царю Алексею Михайловичу . Государь одобрил просьбу Патриарха и выделил из государственной казны огромные средства для скорейшего построения обители. Летом года первосвятитель послал на место строительства искусных зодчих, множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый - во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначает архимандрита Дионисия - "мужа искусна и божественному писанию исполнена, добродетельна, незлобива же и кротка...".

Патриарх всей душою стремился как можно быстрее взглянуть на свое детище. При первом посещение строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкий, а так же нарек Валдайское озеро Святым , предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским .

Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского . Обретение святых мощей произошло загадочно, и таинственным образом. Как свидетельствует Новгородская летопись, в году (по другим источникам в году), "в веси Боровичах на реке Мсте в пороге на светлой неделе во вторник, явился гроб обгорелый, а в нем тело нетленно суть мертвого. И ту живущим люди тот гроб трижды отвозиша вниз по реке Мсте, за поприще и больше. Он же против быстрин речных являшеся на том месте в пороге" . В сонном видении старейшинам селения открылось имя усопшего. Святой назвал себя Иаковом и укорял людей за его отвержение. "И поняли тогда жители Боровичские свое неразумное отношение к явленным им через приплытие мощей отрока Божия" . На месте остановки гроба была построена деревянная часовня, и очень скоро вблизи часовни забил целебный источник. За время от явления святых мощей до их переноса в Иверскую обитель сохранилось двенадцать письменных свидетельств о чудесных исцелениях различных болезней.

С приездом в Иверский монастырь Кутеинских иноков возникают новые ремесла: печатники, переплетчики, переводчики. Появляются искусные мастера в резьбе по дереву, прекрасные иконописцы. В обители берет свое начало производство в России цветных изразцов. До наших дней дошли частично сохранившиеся изразцы на одном из окон настоятельского корпуса.

Осуждение Никона и временное закрытие монастыря

Недолго пребывала Иверская обитель в цветущем состоянии. На Большом Церковном Соборе в году Первосвятитель был осужден и низложен с патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Эти обители признавались созданными "не по уставам Святых Отцов", вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, так же были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.

Успенский собор

Главное сооружение Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одно из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Посвящение собора в честь Божией Матери и нахождение в нем чудотворной иконы изначально определили тематику настенных росписей внутри храма. Вместе с традиционным изображением из Нового Завета, на стенах храма имеются многочисленные сюжеты из жития святых угодников Божиих связанных с благодатной помощью Пресвятой Девы Марии . В настенной живописи повествуется о безграничной милости Богоматери к человеческому роду и чудодейственной силе ее святых икон. Важное место в росписи уделяется событиям из истории Иверского монастыря на Афоне : взятие Афонской горы под особое покровительство Божией Матери, явление Иверской иконы у Святой горы и шествие к ней по водам монаха Гавриила. Изображена история пришествия в Валдайский монастырь списка с чудотворного образа. На колоннах помещены многочисленные изображения наиболее почитаемых святых угодников Божиих.

Древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась. Она была сбита во время ремонтных работ XVIII - XIX вв. Первоначальная роспись была выполнена - гг. монастырскими мастерами Матвеем Карповым "с товарищами". В году пострадало внутреннее убранство Кафедрального собора в "великом непомерном пожаре", и была восстановлена тем же мастером. В середине XVIII века собор расписан заново, но значительная часть ее была утрачена во время новых ремонтных работ в 30-е годы XIX века. Новая масляная живопись была выполнена осташковскими мастерами Иваном и Андреем Митиными. Во вторую половину XIX века происходило дважды обновление живописи Успенского собора. Внутренний вид собора прекрасно дополнял великолепный шестиярусный резной иконостас в стиле барокко с иконами Матвея Карпова и Василия Потапова. До сего дня, от первоначального убранства собора сохранились кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.

Дореволюционное состояние монастыря

Несмотря на плохую материальную сторону, монастырь отличался высокой благочестивой и духовной жизнью братии. Известен своими подвигами молчальник Пахомий, пришедший в обитель в середине XIX века. Он с радостью выполнял самые тяжелые послушания и скончался на коленопреклоненной молитве в своей келье. Особенную известность приобрел настоятель обители архимандрит Лаврентий. Своей духовность, добротой и кротким нравом он снискал всеобщее уважение. Он был духовным наставником не только для братии монастыря, но и для многих жителей Валдая и окрестностей.

Много усилий приложил архимандрит Лаврентий для возрождения духовной и хозяйственной жизни обители. В году была сделана новая рака для святых мощей Иакова Боровичского . Чудотворная Иверская икона Божией Матери была украшена новой золотой ризой и драгоценными камнями. В году был позолочен и обновлен иконостас Успенского собора. При его настоятельстве были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Он же организовал "странноприимный дом", где принимал многочисленных паломников и странников. Иверская обитель кормила тысячи людей, и запасы ее не оскудевали. Всех принимал настоятель, утешал, как мог, устраивал на ночлег, следил за тем, чтобы прибывшие в монастырь паломники были сыты и довольны. "Это наш долг пред Царицей Небесной" - говорил братии отец Лаврентий.

Помощь Божия, и заступничество Пресвятой Богородицы постоянно проявлялась в различных чудотворных явлениях. В году, когда эпидемия холеры свирепствовала почти по всей России, унося многочисленные жизни людей. Тогда жители Валдая, объятые ужасом смерти, не надеясь на медицинские средства, прибегли к молитвенному заступничеству Пресвятой Богородицы. Взяв Иверскую икону Божией Матери, весь народ, с торжественным крестным ходом и молитвенным упованием обнес ее вокруг города. Молитвы об избавления от холеры были услышаны, и предстательством Царицы Небесной, болезнь стала ослабевать, а затем совершенно прекратилась. В память об этом событии в следующем году Святейший Правительственный Синод утвердил совершать ежегодно крестный ход из Иверского монастыря вокруг города Валдая с молебным пением. Крестные ходы так же совершались и в престольные праздники: Успение Божией Матери , Богоявления Господня , в день памяти святого Иакова Боровичского . В крестных ходах принимали участие не только жители окрестных городов и сел, но и многочисленные паломники из отдаленных весей. В такие дни число паломников в святую обители доходило до 10 - 15 тысяч человек.

Внутренняя монастырская жизнь отличалась строгим уставом. В обители шел строгий отбор желающих посвятить свою жизнь Богу, но не все выдерживали монашеские послушания.

Последним настоятелем Иверского монастыря перед революцией был архимандрит Иосиф (Николаевский) . В году архимандрит Иосиф был рукоположен в епископы города Валдая.

Революция. Закрытие монастыря

После событий года положение монастыря изменилась в худшую сторону. С января года Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, а так же овощи и фрукты. 15 июня года специальный отряд по постановлению уездного исполкома прибыл в монастырь для реквизиции "излишков хлеба". Монахи ударили в набат и жители Валдая , любившие и почитавшие святую обитель, подняли восстание против такой дерзости. Все население города как один, вышли на улицу, захватили оружейный склад и разобрали оружие. Прибывший на остров вооруженный отряд с тревогой наблюдал за ростом народа на противоположном берегу. Архимандриту Иосифу было предложено отправиться с отрядом и успокоить собравшийся Валдайский народ. Настоятель согласился. При приближении к берегу лодки были обстреляны, и случайная пуля ранила архимандрита. Пострадавшему настоятелю была оказана медицинская помощь, а реквизицию срочно отменили. На следующий день в Валдае было введено военное положение и применены вооруженные силы для наведения порядка.

Осенью года Советская власть предпринимает новую попытку штурма Иверской обители. В это время были отобраны у монастыря: золотая риза с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. Однако вскоре по приказу комиссара Наркомпроса все вещи были возвращены, кампания по изъятию церковных ценностей начнется через несколько лет и, конечно, в тот период Иверский монастырь будет разграблен полностью. Тогда же у монахов были отобраны ключи от монастырских кладовых и амбаров. В монастыре образован Рабочий комитет, который потребовал от настоятеля полного его подчинения в монастырских делах.

Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь - копия обители Ивери на горе Афон

Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь создавался при митрополите Никоне в далёком 1652 году. Монастырь располагается на одном из островов на Валдайском озере.

Валдайский монастырь стал первым среди грандиозных построек, которые осуществил патриарх. Иверский монастырь на озере Валдай по сути является своеобразной копией афонской обители Ивери, которая почиталась главной обителью на Святой горе. И именно в этом была заключена особая стратегия политики патриарха Никона, он стремился максимально расширить границы православной церкви Руси, наделяя грандиозные постройки громкими названиями: Новый Иерусалим, Крестный монастырь.

Успенский собор в Иверском монастыре строили всем миром, в буквальном смысле этого слова: так, из Торжка прибыл кузнец, кирпичники и обжигальщики поставила Москва, из Копыси в Беларуси приехал знаменитый Игнат Максимов - мастер великолепных цветных изразцов, его работы впоследствии стали известными далеко за пределами Валдая.

Белорусские иноки привезли на Валдай всё свое имущество и даже типографию - большую ценность и необычайную редкость на Руси того времени. До этого единственная типография была лишь в Москве.

А Успенский собор и сегодня не утратил своего размаха и величия. И сегодня он, как и 3 века назад, является одним из самых больших строений XVII века в России.



Саша Митрахович 13.03.2016 10:22


Основание Валдайского Иверского монастыря

Основание Валдайского Иверского монастыря связано с чудесным явлением патриарху Никону. В 1652 году повелел перенести в кремлевский Успенский собор мощи , убитого по приказу Ивана Грозного и погребенного в . Отправиться за останками святителя определено было митрополиту Никону в сопровождении большой свиты. Согласно преданию, во время этого путешествия «туда и обратно» митрополит Филипп явился Никону в сонном видении и благословил его намерение устроить монастырь на Валдайском озере.

Летом 1653 года на Валдае начались работы, и осенью здесь уже стояли две новые, свежим деревом пахнувшие церкви. Одну из них, теплую, освятили во имя свт. Филиппа, митрополита Московского, другую — в честь Иверской иконы Божией Матери.

Валдайское озеро издавно пользовалось у окрестных жителей дурной славой. Рассказывали, что временами над озерной гладью поднимаются нечистые духи, принимая вид омерзительных чудищ, а в окрестных лесах слышен то посвист, то хохот.

Патриарх взялся за валдайскую нечисть со свойственной ему энергией. В один из своих приездов в строящийся монастырь он вышел на берег со всем причтом, отслужил молебен, погрузил на дно озера крест и Евангелие и переименовал озеро. Теперь оно должно было называться Святым. Название это не прижилось, но дурная слава озера померкла. Больше того, теперь здесь стали наблюдать явления совсем другого рода.

Нет ему подобного в мире

Монастырь обустраивался стремительно. В 1654 году Патриарх повелел перенести сюда мощи праведного Иакова Боровичского из сравнительно недальнего села Боровичи и тогда же переправил на Валдай серебряные ковчежецы с частицами мощей святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. А в 1656 году в обители торжественно встречали Ивер-скую икону Божией Матери.

К этому моменту на острове уже достраивался великолепный каменный собор, посвященный Иверско-му образу Пресвятой Богородицы. Строительство шло поистине «Никоновыми» темпами. В мае 1655 года соборный храм заложили, в декабре 1656 года уже освятили. Здание поражало воображение современников: в глухой дотоле местности, посреди озера, вознесся пятиглавый храм, какой впору было бы видеть в стольном граде.

Специально к освящению Иверского собора мастер Александр Григорьев отлил по заказу Никона тысячепудовый колокол, на котором был изображен сам Патриарх, а внутри новый собор украшали пятиярусный резной иконостас (должно быть, потрудились над ним белорусские резчики) и заказанное за границей паникадило «желтой меди», «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами».

Первоклассный монастырь

Именно к этому периоду относится второй этап благоустроительных работ в монастыре. При Никоне все здания обители, кроме Иверского собора и теплой Богоявленской церкви с трапезной палатой, оставались деревянными. В 1670—1680-е годы каменное строительство продолжилось, и к началу XVIII столетия монастырь в целом выглядел примерно так же, как теперь.

Основной доход монастырю приносили богомольцы, во множестве стекавшиеся к Иверской иконе Божией Матери, которая, когда не бывала носима по окрестным селам, находилась в Успенском соборе. Ко вторнику Светлой седмицы, в день чествования Иверской иконы, в обители иногда собиралось до пятнадцати тысяч человек. В особенности усердным стало внимание паломников к Валдайскому монастырю после 1848 года, когда Иверская икона прославилась как избавительница Валдая от эпидемии холеры.

К началу XX века в Валдайском Иверском монастыре насчитывалось около семидесяти насельников, а сама обитель представляла собой отрадную картину благоустроенности. Далеко виднелись купола Успенского собора (не золотые, позолотили их лишь в новейшее время), и далеко разливался над водой монастырский благовест.

Валдайский монастырь после революции

Поле революции коммунисты вывозили из монастыря все, что им попадалось на глаза. У монахов отобрали ключи от всех кладовых и амбаров. Отныне хлеб насельникам выдавали члены комитета, а настоятель не имел права предпринимать каких бы то ни было действий без ведома пролетарского начальства. С декабря 1918 года комитетчики заставили молодых монахов и послушников работать на лесозаготовках в пользу государства. Старым и убогим тоже нашлось дело: они трудились на водокачке и в кухне.

В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель, устав которой был зарегистрирован в соответствии с советскими правилами. Она просуществовала восемь лет, после чего ее закрыли.

После разгона артели в монастыре находился сначала музей, затем мастерские. Во время войны здания обители занял госпиталь, позже — дом ветеранов-инвалидов и, наконец, лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 1970-е годы на живописном острове решили устроить базу отдыха. Все эти последовательно сменявшие друг друга хозяева не слишком пеклись о сбережении монастырских храмов. Успенский собор лишился иконостаса и — почти полностью — росписей. От его первоначального убранства сохранились только дубовые резные двери и парадные кованые врата.


Саша Митрахович 28.11.2017 07:28


Много веков Иверская икона Пресвятой Богородицы, пережившая, по преданию, иконоборческую эпоху, была главной святыней афонского Иверского монастыря, его хранительницей. Но лишь в XVII столетии список с нее попал в Москву — с тем чтобы и здесь стать одним из самых известных и любимых. Предание об обретении Иверской иконы Божией Матери на горе Афон Знаменитый Иверский образ Божией Матери. . .


Саша Митрахович 28.11.2017 07:33


Строений на монастырском острове немало. Первой среди них, и по старшинству, и по значению (после Иверского собора, разумеется), является теплая Богоявленская церковь с трапезной палатой. Она строилась еще при Патриархе Никоне, в 1657—1658 годах. Во втором этаже храма был освящен в 1747 году придел в честь Схождения Святого Духа на апостолов, а в паперти — придел прп. Нила Столобенского. Что касается Свято-Духовского придела, то он был примечателен своими царскими вратами, присланными в свое время Патриархом Никоном еще для деревянной Иверской церкви.

Чуть дальше, над внутренними монастырскими воротами, возвышается изящная церковь во имя Архистратига Михаила, построенная, как и большинство зданий Иверского монастыря, в конце XVII века. За время своего существования церковь подверглась довольно значительным переделкам. Известно, что изначально ее венчал деревянный шатер, а не барочный «фонарик» с луковичной главкой. Внутри тоже все переиначено: появились перегородки, новые двери и лестницы. Кроме того, сочтя внутреннее пространство храма слишком высоким, его разделили надвое деревянным перекрытием.

Над внешними монастырскими воротами — церковь во имя свт. Филиппа, наследница теплого деревянного храма, бывшего в обители со дня основания. Нынешнее здание построено в последней четверти XVII столетия и, как и Михайло-Архангельский храм, дошло до наших дней не без изменений.

«Измененность» облика приметна и в церкви во имя праведного Иакова Боровичского, занимающей северо-восточную часть монастырского комплекса. Она находится в одной связи с двухэтажным больничным корпусом. И храм, и больничные кельи, будучи ровесниками Михайло-Архангельской и Филипповской церквей, перестраивались, пожалуй, даже более активно, чем они, и теперь имеют весьма противоречивую внешность.

Из «гражданских» построек в монастыре наибольшего внимания заслуживают настоятельские кельи (последняя треть XVII века), составляющие единый ансамбль с колокольней. В настоящее время корпус имеет два этажа и подвал. С южной стороны здания находится овраг, поэтому стены подвала поднимаются над землей приблизительно на три метра и воспринимаются как еще один полноправный этаж.

Особенный интерес настоятельские кельи представляют благодаря сохранившимся фрагментам изразцовых наличников, обнаруженным в процессе реставрации. Как удалось установить, когда-то великолепно исполненные изразцы оформляли фасады многих монастырских зданий. Технологию их изготовления привезли на Валдай оршанские иноки.

В первые годы существования Валдайского монастыря производство «кафлей» постоянно расширялось. Мастера испытывали новые технологии и дошли до подлинного совершенства в изготовлении изразцов. Украшенные выпуклым растительным орнаментом, ярко расцвеченные, они имели исключительно нарядный вид.

Лучших валдайских мастеров-ка-фельщиков Патриарх Никон вскоре забрал в Ново-Иерусалимский монастырь, а через некоторое время производство изразцов на Валдае и вовсе заглохло. И сегодня только наличники настоятельского корпуса напоминают о самобытной валдайской «изразцовой школе».


Саша Митрахович 28.11.2017 07:46


Валдайский монастырь принадлежит сегодня к числу самых благоустроенных в новгородских пределах. Но еще лет двадцать тому назад он произвел бы на посетителя совсем иное впечатление.

В начале 1990-х, страшно было подумать, сколько средств и сил пойдет на восстановление обители. Многие из тех, кто приезжал тогда в монастырь, признаются, что просто не верили в то, что с этими руинами что-то возможно сделать. Постройки пребывали в полном запустении: собор разрушался, монастырская колокольня с 1960-х годов стояла без кровли.

В конце 1980-х годов у идеи возвращения Валдайского монастыря Церкви было много противников. Предполагалось сделать остров курортно-туристической зоной, и, видимо, лишь подсчет расходов, связанных с восстановлением монастырских памятников и созданием соответствующей инфраструктуры, заставил власти отказаться от этой идеи.

Как бы там ни было, в 1991 году Святейший Патриарх благословил возрождение Валдайской Иверской обители и отслужил в соборном храме монастыря молебен перед Иверской иконой Божией Матери.

Загрузка...
Top