Новопетровский монастырь. Высоко-петровский ставропигиальный мужской монастырь ставропигиальный мужской монастырь. Разгром и восстановление

Описание:

Современное положение

В 1950-х гг. в монастыре начались реставрационные работы, растянувшиеся на очень продолжительное время. В 1990-х г. обитель вновь была открыта, монастырь получил статус Патриаршего подворья и в его стенах начал свою деятельность св. ап. Иоанна Богослова. Первым настоятелем храмов б. Высоко-Петровского монастыря обители стал .

В 1992 г. в настоятельском корпусе разместился Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 10 октября 2009 г. () в обители была возобновлена монашеская жизнь. Наместником монастыря был назначен , председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. () на должность наместника Высоко-Петровского монастыря назначен .

6 сентября 2014 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл чин великого освящения храма свт. Московского Петра в обители.

Храмы

  • собор святителя Петра, митрополита Московского;
  • собор Боголюбской иконы Божией Матери с усыпальницей Нарышкиных;
  • церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной;
  • надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы;
  • церковь Толгской иконы Божией Матери;
  • церковь святых апостолов Петра и Павла;
  • церковь Казанской иконы Божией Матери.

Святыни

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Казанская и Толгская. Специально написанный для обители образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с предстоящими святыми.

В храме преподобного Сергия Радонежского находится главная святыня обители — часть мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца. В том же храме — частицы мощей святых апостолов Петра и Павла, святителя Спиридона Тримифунтского, священномученика Фаддея Тверского, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иова Почаевского, Нила Столобенского, Алексия и Германа Зосимовских, Киево-Печерских преподобных и других святых.

  • Высоко-Петровский монастырь расположен в центре Москвы. Его история начинается в XIV в.
  • Монастырь основан митрополитом Петром , который заложил фундамент Успенского собора в Кремле, и перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву.
  • Монастырь дал названия многим улицам вокруг: это и Петровка, и Петровские линии, и Петровский бульвар.
  • Архитектором монастыря стал знаменитый итальянец Алевиз Новый, создатель Архангельского собора в Кремле.
  • Собор Боголюбской иконы Божией матери , стал семейной усыпальницей рода Нарышкиных.
  • В наши дни в монастыре проводятся службы, ведутся экскурсии. В трапезной можно отведать монастырской еды. Вся информация только на русском языке.

Высоко-Петровский монастырь – один из первых монастырей Москвы. Его история начинается еще в XIV в. , когда на этом месте был построен первый деревянный храм. Наибольшее развитие монастырь получил в конце XVII века, когда ему покровительствовал боярский род Нарышкиных и сам царь Петр I, мать которого принадлежала к этому знатному роду. Весьма характерна архитектура монастыря, в которой традиции средневекового русского церковного строительства сочетаются с изящными элементами барокко. Прерванная в советское время деятельность обители была восстановлена в 1990-е гг. Сегодня этот действующий ставропигиальный мужской монастырь, расположенный в центре Москвы, привлекает к себе и туристов, и паломников. Среди реликвий монастыря ‒ ковчег с частицей мощей митрополита Петра, частицы мощей апостолов Петра и Павла, Серафима Саровского, Киево-Печерских отцов и другие.

Основание монастыря

Согласно одному из преданий, монастырь был основан митрополитом Петром в 1315-1326 гг. По другой версии, основателем был московский князь Иван Калита. Существует легенда и о том, что монастырь основан Дмитрием Донским – князь, возвращаясь с Куликовской битвы в 1380-м году, возобновил существующую обитель. Так или иначе, в начале XIV века на этом месте, возле дороги из Москвы на север, был построен дер евянный собор в честь апостолов Петра и Павла, вокруг которого позже образовался монастырь.

Митрополит Петр – фигура весьма значительная для истории Московского княжества. Именно он заложил фундамент первого в Кремле в 1326 году, а также перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, превратив ее в религиозный центр крепнущего княжества. После смерти митрополит Петр был канонизирован, а собор монастыря переосвящен в Петровский, в честь почитаемого святого. Расположенный на холме, монастырь с тех пор стал именоваться Высоко-Петровским. Интересно, что с годами монастырь дал названия многим улицам вокруг: это и Петровка, и Петровские линии, и Петровский бульвар.

Щедрость бояр Нарышкиных

При князе Василии III Петровский собор был отстроен заново уже в камне. Архитектором стал знаменитый , создатель в Кремле. Храм Петра Митрополита в плане представляе т собой восьмилистник – уникальная для 1510-х гг. форма. В конце XVII века она получила развитие на Руси как «нарышкинское барокко».

С царским родом Нарышкиных связан очередной расцвет монастыря на рубеже XVII ‒ XVIII вв. В 1671 г. Кирилл Нарышкин, дядя Петра I, подарил своему зятю царю Алексею Михайловичу усадьбу, прилегавшую к монастырю. Царь, в свою очередь, передает усадьбу в дар обители. Благодаря этому территория монастыря увеличилась практически в два раза. Чуть позже при содействии было построено несколько соборов.

Первый из них, собор Боголюбской иконы Божией матери (1684 ‒ 1685), стал семейной усыпальницей рода Нарышкиных. Собор построен на месте могил убитых во время стрелецкого бунта 1782 года Ивана и Афанасия Нарышкиных. Всего в церкви было похоронено более 20 представителей знаменитой семьи.

Также на рубеже веков была построена церковь Сергия Радонежского с примыкавшей к ней трапезной и корпусом братских келий. Церковь разделила территорию монастыря на два двора: парадный с храмом Петра Митрополита и хозяйственный. Как и Боголюбский собор, эта церковь демонстрирует традиционные формы храмовой архитектуры своего времени. Однако сочетание красных кирпичных стен с белым декором позволяет говорить о постепенном формировании стиля московского барокко.

В ансамбль монастыря входит много других интересных памятников. Среди них – Святые врата с надвратной церковью и колокольней, а также церкви XVIII в. (Толгской иконы Божией матери и церковь преп. Пахомия). В церкви Толгской иконы Божией матери весьма примечателен расписной иконостас.

Разгром и восстановление

Трагической страницей в летописи монастыря стал 1812 год. Наполеоновские войска, завладевшие Москвой, не пощадили русскую святыню – в монастыре расположились , разграбившие и разорившие все, что попалось им под руку – в том числе надгробия Нарышкиных. Боголюбский собор был осквернен – захватчики вбили крючья в иконостас и подвешивали на них мясные туши. У стен обители враги по приказу маршала Мортье расстреливали москвичей, обвиняемых в поджоге города. Хоронили их тут же, в монастырской земле, у колокольни.

На восстановление монастыря потребовался не один год – но постепенно он снова стал играть в духовной жизни Москвы одну из главных ролей. Деятельность петровских настоятелей была традиционно связана с просвещ ением и образованием, поэтому перевод главного московского духовного училища в Высоко-Петровский монастырь (1822 год) был вполне закономерным. Здесь же хранилось собрание Московской епархиальной библиотеки. С 1863 года, по благословению архиепископа Филарета, здесь стали проходить заседания «Общества любителей духовного просвещения».

Непростой период в жизни монастыря начался с приходом к власти большевиков. В 1918 году монастырь был закрыт. Несмотря на это, здесь возникла одна из крупнейших подпольных монастырских общин, просуществовавшая до 1929 года, когда последним был закрыт Боголюбский храм. Многие монахи и прихожане были расстреляны. Теперь они причислены к лику святых как мученики. Здания монастыря в советское время использовались как коммунальные квартиры, завод по ремонту сельскохозяйственной техники, библиотека, спортзал, литейный цех, детский сад. Каменные надгробия бояр Нарышкиных были уничтожены.

В 1959-м году монастырь получил статус памятника архитектуры, и это спасло его от полного разрушения – по некоторым данным, градостроительный план столицы предполагал снос Высоко-Петровского монастыря для расширения дороги. Заводы и коммунальные квартиры из обители убрали. На их месте разместили репетиционную площадку (Сергиев храм), филиал Государственного литературного музея (братский корпус), Общество охраны памятников, Росизопропаганда, театральные мастерские.
В 1992-м году комплекс Высоко-Петровского монастыря был возвращен Русской православной церкви, а после длительной реставрации в 2009-м году монастырь снова стал действующим.

Святыни обители

К началу XX столетия Высоко-Петровский монастырь хранил три Евангелия XVII века, камни от Гроба Господня, серебряные кресты с частицами Креста Господня и другие духовные сокровища. После революции все это разгра били, а в наши дни у обители появились новые святыни. Главная среди них – ковчег с частью мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. В феврале 2010 года их передал обители Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Статья из энциклопедии "Древо": сайт

В году собор сильно пострадал от пожара, лишившись купола, крыши, притвора и колокольни. Погоревший собор был покрыт временной крышей; службы проходили в деревянном двухпрестольном храме, освященном 22 декабря 1913 года. Он простоял до конца года и был копией сгоревшего, воссозданной А.П. Аплаксиным; в него из поврежденного здания перенесли отреставрированный иконостас и утварь.

Архитектура и внутреннее убранство

Собор в плане представлял собой четырехугольник. С востока к нему примыкал алтарь с трехскатной крышей, над которой находилась луковицеобразная глава. Наружные стены собора были украшены большими пилястрами с капителями ионического ордера. С запада к нему примыкал трехъярусный притвор с колокольней.

Описание собора, сделанное в конце XIX века:

"Построен собор из дерева на каменном фундаменте и покрыт железом, стены срублены из толстых сосновых бревен... Высота здания от основания до креста 15 сажень. Купол синего цвета, кресты бронзовые золоченые, по краям глав идут продольные полосы из листового золота ".

Внутри стены были оштукатурены и окрашены маслянной краской. Деревянный трехъярусный иконостас с резными украшениями, покрытыми червонным листовым золотом, был окрашен белой маслянной краской. Иконы были написаны на досках. Царские врата - деревянные, сквозной резьбы.

Святыни

Другие предметы, находившиеся в соборе

  • знамя с изображением Божией Матери, сопровождавшее Петра I во время Азовских походов .
  • вещи, сделанные Петром I: небольшой резного мрамора образ

Деревянный Троицкий собор

1743 - разобран

1745-1746 - Харман ван Болос под руководством арх. Сляднева И. И. - вновь построен

1750 - сгорел

Троицкий собор (новый)

Утраченное здание

1754-1756 - арх. Волков Семён Артемьевич - восстановлен (с изменениями)

1802-1805 - арх. Л. Руска - капитальный ремонт

1825 - арх. Филипповым П. С. - ремонт после наводнения 1824 г.

1875-1876 - арх. Аникин Е. Е. - ремонт

Троицкий (Троице-Петровский) собор на Троицкой пл.

1913 - пожар

1924-1928 - восстановлен
1934 - снесен

Троицкий собор на Троицкой площади

Троицкая площадь (в советское время пл. Революции) - старейшая площадь Санкт-Петербурга, появившаяся уже в 1703 г. Она была главной площадью города до тех пор, пока центр не был перенесен на Васильевский остров (в 1717 г.). Она простиралась от стен Петропавловской крепости до Большой Невки.

В апреле 1709 г. последовал указ Петра I о сооружении церкви (в этом же году вероятно началось строительства). Собор был освящен 10 июля 1711 г. Заложен в память о взятии Выборга и назван в честь дня святой Троицы, в который был основан Санкт-Петербург. Деревянный Троицкий собор находился в центре Троицкой площади.

Здание было невелико, в плане крестоообразное.

В 1713 г. храм расширили приделами и трапезной, над которой возвышалась двухъярусная колокольня с курантами. (Центральную часть с плоским куполом и шпилем позже приподняли, и она служила колокольней. На ней укрепили часы, снятые с Сухаревой башни в Москве.)

Троицкий собор долгое время оставался главным, кафедральным и не потерял своего значения даже после постройки Петропавловского собора. В соборе совершались все благодарственные молебны по случаю побед, коронаций и других важных событий. В нем торжественно отмечалась Полтавская победа (1709). На площади перед храмом проводились парады, проходили смотры войск, устраивались праздники и гулянья. В 1721 г. в Свято-Троицком соборе и на площади проводились торжественные мероприятия, посвященные заключению Ништадтского мира со Швецией, означающего окончание Северной войны. 22 октября 1721 г. Петру I принял здесь титула императора.Здесь же отпевали царевича Алексея Петровича, умершего в Петропавловской крепости. На богослужениях в соборе почти повседневно присутствовала царская семья, а сам государь случалось пел на клиросе или выходил читать Апостол.

В 1721 г. в специально устроенном приделе собора была размещена церковь во имя прпд. Харитона Исповедника, созданная ещё в 1708 г. после победы при Лесной и сопровождавшая Петра I во всех походах. В 1727 в Харитоньевский придел из упразднённого храма Рождества Богородицы была передана на время чудотворная Казанская икона Божией Матери, которую позже перенесли в новопостроенный храм на Невском.

В 1732 г. последовал указ о возведении каменного храма. Проекты исполнили арх-ры П. М. Еропкин и Михаил Земцов, но до строительства дело не дошло.

В 1743 г. по указу Елизаветы Петровны ветхое здание Троицкого собора было разобрано. Последовал указ восстановить церковь «ровно такую, какова прежде была». Перестройкой руководил Харман ван Болос под руководством арх. И. И. Сляднева. 1 июня 1745 г. в церкви был освящен придел преподобного Харитона, вскоре перенесённый в церковь Синода, а 17 мая 1746 г. в присутствии Императрицы - главный придел. Часть икон происходила из прежнего иконостаса, часть написали И. Я. Вишняков и М. Л. Колокольников.

27 марта 1750 новопостроенный храм сгорел дотла от упавшей свечки; удалось спасти лишь иконостас из придела, петровские реликвии и часть утвари.

В 1752 г. принято решение о возобновлении Троицкого собора. В 1754-1756 гг. он сооружается на прежнем месте по проекту арх. С. А. Волкова. Несмотря на стремление к воссозданию храма в прежнем виде, по своим внешнему виду, размерам и внутренней планировке он достаточно сильно отличался от старого. Согласно сохранившемуся плану XVIII в., размеры были меньше размеров петровской церкви. 1 июня 1756 г. восстановленный собор был освящён.

При имп. Александре I Троицкий собор дважды капитально ремонтировали: в 1802 и в 1825 гг. В 1802-1805 произведен ремонт под руководством арх. Луиджи Руски. Храм переделан в тёплый, в нем сделаны двойные бревенчатые стены с промежутком, заполненным известью. Храм сильно пострадал от наводнения 1824 г. Повреждения, причинённые наводнением, устранены арх. П. С. Филипповым.

К 1869 г. здание так обветшало, что совершать в нем богослужения стало небезопасно. Имп. Александр II распорядился выделить необходимую сумму на ремонт храма. Восстановительные работы были проведены в 1875-1876 гг. арх. Е. Е. Аникиным, который подвел под постройку новый фундамент и выстроил часовни. Дополнительные образа для храма написал акад. Алесандр Бейдеман. 19 декабря 1876 г. состоялось освящение обновлённого здания.

Со временем размеры Троицкой площади очень сократились. Троицкий собор оказался на ее восточной стороне.

Осмотрев спасённые от огня остатки, арх-ры Л. Н. Бенуа, В. В. Суслов и др. высказали мнение о нецелесообразности сохранения деревянного храма и его восстановления в допожарном виде.

Мысль о строительстве нового каменного храма была не нова, она возникла ещё в конце 1880-х после чудесного спасения имп. семьи при крушении поезда возле станции Борки под Харьковом. Была объявлена подписка по сбору пожертвований, и арх. Григорьев даже составил проект храма.

Строительный комитет по возведению каменного собора возглавил вел. кн. Иоанн Константинович. Покровительство над комитетом приняла на себя имп. Александра Феодоровна, позднее, с мая 1915 г. и её старшая дочь - вел. кнж. Ольга Николаевна. Перед зодчими была поставлена задача - соорудить крупнейший в Российской Империи собор вместимостью до 16 000 человек. Особое совещание зодчих остановилось на цифре в 10 000, затем 6000-3000 молящихся в верхнем и в пещерном храмах.

В последний день 1913 г. Николаем II из четырёх предложенных для нового собора "образцов церковного зодчества" были указаны храмы владимиро-суздальские "в память Св. Александра Невского, великого воителя и борца за русское дело на Неве, почивавшего в г. Владимире на Клязьме

С первых шагов дело храмоздания столкнулось с трудностями: не состоялась покупка земли принадлежащей вел. кн. Петру Николаевичу из-за высокой цены, названной заведующим Двором вел. князя. За участок была запрошена сумма, в 2 800 000 рублей. К участию в состязании были приглашены 6 ведущих зодчих неорусского стиля - В. А. Покровский, А. В. Щусев, А. П. Аплаксин, В. В. Суслов, Л. А. Ильин и Вас. А. Косяков. Последний отказался от участия в состязании из-за отъезда за границу. Вместо него шестым конкурсантом стал письмоводитель комитета А. И. Кипнес.

Для оценки проектов Собрание Академии художеств избрало профессоров Л. Н. Бенуа, Г. И. Котова, А. Н. Померанцева и М. Т. Преображенского. Срок представления был назначен на 1 октября 1915 г. Проекты выставили в Мариинском дворце. Однако, окончательное решение, по пожеланию Императрицы, должно было быть принято в царскосельском Александровском дворце, куда в начале июня 1916 г. доставили проекты всех шести конкурентов.

По решению Синода остатки погоревшего Троице-Петровского собора предполагалось перевезти в Стрельну и передать под подворье Шамординского Казанского Амвросиевского монастыря.

17 апреля 1917 г. вел. кн. Иоанн Константинович отказался от должности председателя комитета. В том же месяце неизвестным лицом был сделан запрос на имя Комиссара Временного Правительства по бывшему Министерству Императорского Двора с просьбой "не отказать уведомить... о судьбе упомянутых проектов, представляющих значительную художественную ценность" и ниже "Сделать распоряжение о возвращении сих проектов в Комитет".

В 1924-1928 гг. собор был восстановлен как историческая святыня, произведена реставрация храма по проекту Е. И. Катонина (в виде, до последнего пожара). под наблюдением Реставрационной мастерской Ленинградского отделения Главнауки.

15 августа 1933 г. собор был закрыт. В 1934 - снесен, несмотря на то, что числился под охраной как уникальный памятник архитектуры. Часть икон из собора поступила в Русский музей.

На месте разобранного собора в 1956 г. построено новое здание (дом 3-5 по Троицкой пл .) и разбит газон.

Около двадцати лет назад идея о восстановлении храма активно обсуждалась, но ряд причин помешал её воплощению в жизнь.

К 300-летию Санкт-Петербурга, в 2003 г., на Троицкой пл. была построена часовня во имя Троицы Живоначальной .

Собор в плане представлял собой четырехугольник. С востока к нему примыкал алтарь с трехскатной крышей, над которой находилась луковицеобразная глава. Наружные стены собора были украшены большими пилястрами с капителями ионического ордера. С запада к нему примыкал трехъярусный притвор с колокольней.

Описание собора, сделанное в конце XIX в.: "Построен собор из дерева на каменном фундаменте и покрыт железом, стены срублены из толстых сосновых бревен... Высота здания от основания до креста 15 сажень. Купол синего цвета, кресты бронзовые золоченые, по краям глав идут продольные полосы из листового золота".

Внутри стены были оштукатурены и окрашены маслянной краской. Деревянный трехъярусный иконостас с резными украшениями, покрытыми червонным листовым золотом, был окрашен белой маслянной краской. Иконы были написаны на досках. Царские врата - деревянные, сквозной резьбы.

Святыни

  • чудотворная икона Казанской Божией Матери, первая святыня Санкт-Петербурга. Была передана из упраздненного Бородице-Рождественского храма в 1727 г., находилась в Харитониевском приделе.
  • образ апостола Андрея Первозванного с мощами.
  • образ прп. Нила Столобенского с мощами.
  • древняя икона Греческой Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и привезенная в 1821 г. в Россию из разрушенного турками греческого монастыря Монемвасия. Находилась слева от алтаря, на особом мраморном возвышении, в приделе прп. Нила Столобенского с 12 мая 1868 по 16 апреля 1877 г.
  • образ свт. Митрофана Воронежского и его посох.

Другие предметы, находившиеся в соборе

  • знамя с изображением Божией Матери, сопровождавшее Петра I во время Азовских походов.
  • вещи, сделанные Петром I: небольшой резного мрамора образ Благовещения Пресвятой Богородицы, паникадило из слоновой кости, коробочка для ладана.
  • пальмовый крест XIV в. с Афона с изображением жизни Спасителя, подаренный молдавскому господарю Кантемиру.
  • золоченая серебряная утварь и напрестольное Евангелие в богатом окладе работы А. Бланкенштейна.

(. С. 69-71)

[***] - С. Филиппов. Площадь Революции (Туристу о Ленинграде). Лениздат. 19179. С.17-18.

[*] - фото - http://humus.livejournal.com/4119630.html

[**] - карты - http://www.etomesto.ru/map-peterburg_1902-plan/?x=30.32748&y=59.953941

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1406542

Адрес: ул. Петровка, 28/2

Как добраться до Петровского монастыря: от ст. метро Чеховская пройти по Страстному быльвару в сторону возрастания номеров до ул. Петровки и свернуть направо. От ст. метро Трубная пройти вниз по ул. Неглинной до Рахмановского переулка, свернуть направо на пересечении с ул. Петровкй снова свернуть направо и идти до Высоко-Петровского монастыря.

Петровский, или как его еще называют Высоко-Петровский монастырь в Москве принадлежит к числу старейших монастырей столицы. Территория монастыря протянулась на целый квартал между Петровкой, Крапивенским переулком и Петровским бульваром.

Существуют три версии основания Петровского монастыря в Москве. Согласно одной из них, обитель была основана в 1325 году, когда митрополит Киевский и всея Руси Петр принял предложение великого князя Ивана Калиты о переносе митрополитничей кафедры из Киева в Москву. Это способствовало объединению русских земель вокруг Москвы, и было основной целью князя. У этой версии существует и легенда, объясняющая выбор места для строительства монастыря. Будто бы за несколько дней до кончины святого митрополита Петра князь проезжал мимо того места, где стоит нынешний Петровский монастырь. Здесь высилась гора, укрытая снегом. Прямо на глазах князя Ивана снег сошел, а затем и гора исчезла. В ответ на удивительный рассказ князя митрополит Петр ответил: ″Гора высокая - это ты, князь, а снег - я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни″. И будто бы в память об этом событии Иван Калита выстроил на этом месте храм в честь Боголюбской иконы Божией матери.

По второй версии - монастырь был основан самим митрополитом Петром во имя апостолов Петра и Павла, и поначалу назывался Петропавловским, а в начале 16 века был переосвящен во имя своего создателя, святителя и митрополита Московского Петра. И существует третье предположение, которое говорит, что Петровский монастырь был основан Дмитрием Донским, построившим его на месте старой Боголюбской церкви времен Ивана Калиты или возобновил обитель после Куликовской битвы в 1380 году. В Петровском монастыре, в первом из всех московских монастырей был введен общежитный устав, сделал это архимандрит монастыря Иоанн.

По еще одному преданию, местность, на которой был основан монастырь, в древности была селом Высоцким или Высоким, которое находилось на берегу реки Неглинной, и, возможно, принадлежало самому боярину Кучке, и вплоть до конца 16 века не входила в городскую черту. Здесь, ″на Петровке″, располагались имения состоятельных и влиятельных государственных деятелей того времени: князей Щербатова, Гагарина, губернатора Москвы князя Ромадановского и других. Когда реку Неглинную заключили в трубу, улица Петровка превратилась в престижную улицу, которая соперничала с Кузнецким мостом.

С самого начала Петровский монастырь был одним из монастырей-сторожей, расположенных у северных границ Москвы. Обитель понесла большой урон от татарских полчищ, а в 1492 году пожар настолько повредил монастырские строения, что их пришлось отстраивать практически заново. В 1514 году старый деревянный собор разобрали, а на освободившемся месте за три года итальянский архитектор Алевиз Фрязин выстроил новый каменный храм, который освятили в честь митрополита Московского Петра. Судя по всему, заказ на перестройку собора исходил от царственной особы, об этом свидетельствует и участие популярного в те годы архитектора Фрязина.

В старые времена мимо Петровского собора проходила дорога на Божедомку, к ″убогому дому″, куда собирали тела безвестных, самоубийц и скончавшихся насильственной смертью, и там погребали на погосте. В 17 веке из Петровского монастыря дважды в год отправлялся крестный ход. Священнослужители отпевали всех умерших и совершали все необходимые церковные ритуалы.

В конце 17 века по приказу Петра I в Петровском монастыре была отстроена старинная Боголюбская церковь, ставшая усыпальницей Нарышкиных - родственников по линии его матери. С Нарышкиными связано и обновление монастыря в конце 17 века, известно, что семейство жертвовало монастырю значительные средства. Принимал живое участие в судьбе монастыря и император Петр Великий. По указу императора в память о его спасении от заговора царевны Софьи в 1689 году, здесь была построена отапливаемая церковь Сергия Радонежского. А позднее была основана и церковь Толгской иконы Божией Матери, после революции поступившая в Третьяковскую галерею.

В 1690 году на месте собора, построенного Алевизом Фрязиным, возвели новый храм. Одновременно со строительством храма у монастыря появились каменные стены, сохранившиеся до наших дней. По указу Петра I Петровскому монастырю было передано конфискованное имущество некой Мавры Замыцкой - вдовы царского стольника, также в обитель был передан портрет шелка патриарха Никона во весь рост, выполненный из натурального шелка, принадлежавший опальному князю Василию Голицыну.

В 1812 году каменные гробницы Нарышкиных, украшенные красным бархатом и образами, разграбили наполеоновские солдаты, ожидая обнаружить в них несметные сокровища. В Боголюбской церкви наполеоновский маршал Мортье, выполнявший обязанности губернатора Москвы, выносил смертные приговоры москвичам, обвиняемым в поджогах.

После революции 1917 года Петровский монастырь приютил архиереев, которые утратили свои кафедры, а в 1926 году был окончательно закрыт. Усыпальница Нарышкиных была частично разрушена. В монастырских палатах открылась шляпная мастерская, начала работать чайная. В Сергиевской церкви оборудовали спортивный зал, а в братских кельях была размещена экспозиция Государственного литературного музея. Петровский собор монастыря стал складом художественных фондов.

В 1950-х годах в Петровском монастыре начались реставрационные работы, растянувшиеся на очень продолжительное время. Наконец, в 1990-х годах обитель вновь была открыта, и в ее стенах начал свою деятельность Российский Православный университет.


Историческая справка:


1325 г. – приблизительная дата основания Петровского монастыря
1492 г. - пожар настолько повредил монастырские строения, что их пришлось отстраивать практически заново 1514 г. - старый деревянный собор разобрали, а на освободившемся месте за три года итальянский архитектор Алевиз Фрязин выстроил новый каменный храм, который освятили в честь митрополита Московского Петра
конец 17 века - по приказу Петра I в Петровском монастыре была отстроена старинная Боголюбская церковь, ставшая усыпальницей Нарышкиных
1690 г. - на месте собора, построенного Алевизом Фрязиным, возвели новый храм
1812 г. - каменные гробницы Нарышкиных, украшенные красным бархатом и образами, разграбили наполеоновские солдаты
1917 г. - Петровский монастырь приютил архиереев, которые утратили свои кафедры
1926 г. – Петровский монастырь закрыли
1950-е г.г. - в Петровском монастыре начались реставрационные работы
1990-е г.г. - обитель вновь была открыта, и в ее стенах начал свою деятельность Российский Православный университет
Загрузка...
Top