Где находится высокопетровский монастырь. Троице-петровский собор. История монастыря в XV-XIX веках

Адрес: Россия, Москва
Дата основания: XIV век
Основные достопримечательности: Собор святителя Петра, митрополита Московского, собор Боголюбской иконы Божией Матери, церковь Преподобного Сергия Радонежского, церковь Толгской иконы Божией Матери, церковь Петра и Павла (Пахомовская церковь)
Святыни: Чудотворная Казанская икона Божьей Матери, икона святителя Петра с частицей мощей, мощи Митрофана Воронежского, крест с частицей Живоносного Древа Господня, ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых, Дивеевский ковчег
Координаты: 55°46"02.5"N 37°36"55.0"E
Объект культурного наследия России

Содержание:

Немногие российские города могут похвастать монастырями возрастом 700 лет. В историческом центре Москвы , в пределах Бульварного кольца, сохранилась мужская обитель XIV века. По одной из версий ее основателем стал митрополит Всея Руси Петр. Древний монастырь интересен не только своей историей, но и красивыми памятниками архитектуры, построенными в XVII-XVIII веках.

Высоко-Петровский монастырь с высоты птичьего полёта

Как появился монастырь

Сохранилось несколько преданий об основании обители. По одной версии ее заложил первый из русских церковных иерархов, поселившихся в Москве - митрополит Петр. В начале XIV века он сблизился с князем Иоанном I по прозвищу Калита и возвел деревянную церковь Петра и Павла.

По другому преданию монастырь основал сам Иоанн I Калита. В 1326 году, незадолго до смерти митрополита, князь охотился там, где потом появилась обитель, и ему привиделась высокая снежная гора. На глазах князя снег быстро растаял, и горы не стало. Святитель Петр объяснил князю, что гора символизирует самого князя, а снег - митрополита, поэтому скорее всего князь переживет его. Услышав это, Иоанн I Калита повелел построить деревянный храм Петра и Павла, и вокруг него потом поселились монахи.

По третьей версии обитель была заложена Дмитрием Донским. Московский князь основал ее на месте старой церкви, построенной Иоанном I Калитой, и посвятил памяти русских воинов, которые погибли во время Куликовской битвы. Есть также предположение, что при Дмитрии Донском монастырь уже существовал. Но в 1382 году войска хана Тохтамыша разорили его, и князь приложил немало сил, чтобы заново отстроить храмы и кельи для монахов.

На переднем плане собор святителя Петра, митрополита Московского

История монастыря в XV-XIX веках

В Средневековье все монастыри Москвы страдали от набегов неприятелей и сильных пожаров. Древняя Петропавловская обитель была возведена из дерева, и поэтому выгорала дотла. В 1493 году пожар в Москве был настолько опустошительным, что сгорела половина города. Огонь погубил около 200 человек, в том числе и несколько насельников монастыря.

Каменное строительство в обители началось, благодаря великому князю Василию III. По его указу итальянский зодчий Алевиз Фрязин построил каменный собор, посвященный митрополиту Петру. С этого времени обитель стали называть Высоко-Петровской, хотя до XVIII столетия в исторических документах еще встречалось старое название «Петропавловская».

После изгнания из России польско-литовских войск монастырскую территорию огородили каменной стеной. В те времена обителью руководил архимандрит, и она состояла из четырех священников, двух диаконов, пономаря, дьячка и шести старцев.

При Петре I территория монастыря выросла вдвое. Была возведена фамильная усыпальница Нарышкиных - каменный Боголюбский храм, трапезная церковь Сергея Радонежского, братский корпус и надвратная Покровская церковь. К 1735 году в обители жило более 70 насельников, и она владела шестью тысячами крестьян.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери

Много бед и разорений принесла монастырю война с французами. Когда наполеоновские войска вошли в Москву, в обители разместились французские кавалеристы. Они осквернили монастырские церкви и разгромили усыпальницы Нарышкиных. Особенно возмутило москвичей то, что наполеоновские солдаты вбили крючья в иконостас Боголюбского храма и вешали на них туши забитых животных.

После войны обитель восстановили, и она стала играть заметную роль в духовной жизни москвичей. Здесь открылось духовное училище, и хранились книги из обширной епархиальной библиотеки.

Судьба обители в XX веке

К началу прошлого века в монастыре жило 15 насельников. После прихода советской власти обитель ликвидировали, а здания переделали под жилье. Церковные службы в храмах велись до 1929 года. После того, как закрыли последнюю Боголюбскую церковь, место погребения Нарышкиных уничтожили, и в храме создали предприятие для ремонта сельхозтехники.

В бывшей церкви Сергея Радонежского разместили библиотеку, а потом - спортивный зал. В древнем соборе святителя Петра существовал литейный цех, а все остальные храмы и корпуса переделали под коммунальное жилье. К середине прошлого века некогда величественный монастырский ансамбль был практически утрачен. Более того, новые градостроительные планы предусматривали расширение автомагистрали и снос старинного монастыря.

Церковь Преподобного Сергия Радонежского с трапезной

К счастью, этого не произошло. В 1959 году обитель получила статус архитектурного памятника, и постепенно отсюда вывели предприятия и расселили коммунальное жилье. В храмах разместили театральные мастерские, зал для репетиций, литературный музей и несколько организаций, подчиненных Министерству культуры. До 1987 года в старинных зданиях проводили реставрационные работы, и в 1994 году их передали церкви. Потом здесь был возрожден мужской монастырь.

Старые храмы и монастырские постройки

В центре обители стоит самый древний монастырский храм - небольшой собор святителя Петра, возведенный в 1517 году. Он имеет вид восьмигранной башни и увенчан шлемовидным куполом. Монастырский собор считается уникальным памятником архитектуры, ведь это один из первых столпообразных храмов, появившихся на Руси.

Входы в церковь находятся с северной, южной и западной стороны, на остальных «лепестках» нижнего яруса прорезаны окна. Иконостас и настенные росписи, которые можно увидеть в соборе, новодельные - они появились в 1990-е годы.

Церковь Петра и Павла

Красивый Боголюбский собор возведен в 80-е годы XVII века. До 1771 года здесь хоронили бояр Нарышкиных. Основу храма составляет квадратный двухсветный четверик, верх которого украшают изящные килевидные закомары. Пять луковичных глав возвышаются на высоких барабанах. Внутри храма сохранились живописные работы XVIII-XIX веков и фрагменты старинной лепнины.

С юга от собора святителя Петра стоит храм Сергия Радонежского. Трапезная церковь была возведена на рубеже XVII и XVIII века в традициях пышного «нарышкинского» барокко. Изначально она имела одну главу, но потом стала пятиглавой. Во внешнем оформлении Сергиевской церкви использован популярный в московском зодчестве белокаменный декор. Из известняка сделаны порталы, наличники и основания барабанов.

С середины XVIII века обитель украшает аккуратная одноглавая церковь Толгской иконы Богоматери. Прямоугольный храм возвышается рядом с улицей Петровка. Он построен на подклети и имеет одну пятигранную абсиду. Считается, что проект церковного здания выполнил мастер русского барокко Иван Федорович Мичурин или один из его учеников. Сегодня внутри этой церкви находится красивый керамический иконостас.

Церковь Толгской иконы Божией Матери

С северной стороны можно увидеть высокую монастырскую колокольню с надвратной церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Красно-белый нарядный храм был возведен в 90-е годы XVII века по указу Петра I. Он имеет массивное квадратное основание, которое завершается двумя восьмериками колокольни. Долгое время церковь использовалась в качестве домового храма для настоятеля монастыря. Храм стоит над воротами, которые были созданы для входа в монастырь в 1680 году. С начала прошлого века в южном пролете ворот существует небольшая часовня Казанской иконы Богоматери. После революции почитаемый образ пропал, а саму часовню закрыли. Однако, сегодня она полностью отреставрирована и открыта для верующих.

В южной части монастыря находится барочный храм преподобного Пахомия, построенный в середине XVIII века. В наши дни он еще не до конца восстановлен. Кроме того, на территории обители можно увидеть настоятельский и келейные корпуса, одноэтажную усыпальницу Нарышкиных и небольшую звонницу.

Деревянный Троицкий собор

1743 - разобран

1745-1746 - Харман ван Болос под руководством арх. Сляднева И. И. - вновь построен

1750 - сгорел

Троицкий собор (новый)

Утраченное здание

1754-1756 - арх. Волков Семён Артемьевич - восстановлен (с изменениями)

1802-1805 - арх. Л. Руска - капитальный ремонт

1825 - арх. Филипповым П. С. - ремонт после наводнения 1824 г.

1875-1876 - арх. Аникин Е. Е. - ремонт

Троицкий (Троице-Петровский) собор на Троицкой пл.

1913 - пожар

1924-1928 - восстановлен
1934 - снесен

Троицкий собор на Троицкой площади

Троицкая площадь (в советское время пл. Революции) - старейшая площадь Санкт-Петербурга, появившаяся уже в 1703 г. Она была главной площадью города до тех пор, пока центр не был перенесен на Васильевский остров (в 1717 г.). Она простиралась от стен Петропавловской крепости до Большой Невки.

В апреле 1709 г. последовал указ Петра I о сооружении церкви (в этом же году вероятно началось строительства). Собор был освящен 10 июля 1711 г. Заложен в память о взятии Выборга и назван в честь дня святой Троицы, в который был основан Санкт-Петербург. Деревянный Троицкий собор находился в центре Троицкой площади.

Здание было невелико, в плане крестоообразное.

В 1713 г. храм расширили приделами и трапезной, над которой возвышалась двухъярусная колокольня с курантами. (Центральную часть с плоским куполом и шпилем позже приподняли, и она служила колокольней. На ней укрепили часы, снятые с Сухаревой башни в Москве.)

Троицкий собор долгое время оставался главным, кафедральным и не потерял своего значения даже после постройки Петропавловского собора. В соборе совершались все благодарственные молебны по случаю побед, коронаций и других важных событий. В нем торжественно отмечалась Полтавская победа (1709). На площади перед храмом проводились парады, проходили смотры войск, устраивались праздники и гулянья. В 1721 г. в Свято-Троицком соборе и на площади проводились торжественные мероприятия, посвященные заключению Ништадтского мира со Швецией, означающего окончание Северной войны. 22 октября 1721 г. Петру I принял здесь титула императора.Здесь же отпевали царевича Алексея Петровича, умершего в Петропавловской крепости. На богослужениях в соборе почти повседневно присутствовала царская семья, а сам государь случалось пел на клиросе или выходил читать Апостол.

В 1721 г. в специально устроенном приделе собора была размещена церковь во имя прпд. Харитона Исповедника, созданная ещё в 1708 г. после победы при Лесной и сопровождавшая Петра I во всех походах. В 1727 в Харитоньевский придел из упразднённого храма Рождества Богородицы была передана на время чудотворная Казанская икона Божией Матери, которую позже перенесли в новопостроенный храм на Невском.

В 1732 г. последовал указ о возведении каменного храма. Проекты исполнили арх-ры П. М. Еропкин и Михаил Земцов, но до строительства дело не дошло.

В 1743 г. по указу Елизаветы Петровны ветхое здание Троицкого собора было разобрано. Последовал указ восстановить церковь «ровно такую, какова прежде была». Перестройкой руководил Харман ван Болос под руководством арх. И. И. Сляднева. 1 июня 1745 г. в церкви был освящен придел преподобного Харитона, вскоре перенесённый в церковь Синода, а 17 мая 1746 г. в присутствии Императрицы - главный придел. Часть икон происходила из прежнего иконостаса, часть написали И. Я. Вишняков и М. Л. Колокольников.

27 марта 1750 новопостроенный храм сгорел дотла от упавшей свечки; удалось спасти лишь иконостас из придела, петровские реликвии и часть утвари.

В 1752 г. принято решение о возобновлении Троицкого собора. В 1754-1756 гг. он сооружается на прежнем месте по проекту арх. С. А. Волкова. Несмотря на стремление к воссозданию храма в прежнем виде, по своим внешнему виду, размерам и внутренней планировке он достаточно сильно отличался от старого. Согласно сохранившемуся плану XVIII в., размеры были меньше размеров петровской церкви. 1 июня 1756 г. восстановленный собор был освящён.

При имп. Александре I Троицкий собор дважды капитально ремонтировали: в 1802 и в 1825 гг. В 1802-1805 произведен ремонт под руководством арх. Луиджи Руски. Храм переделан в тёплый, в нем сделаны двойные бревенчатые стены с промежутком, заполненным известью. Храм сильно пострадал от наводнения 1824 г. Повреждения, причинённые наводнением, устранены арх. П. С. Филипповым.

К 1869 г. здание так обветшало, что совершать в нем богослужения стало небезопасно. Имп. Александр II распорядился выделить необходимую сумму на ремонт храма. Восстановительные работы были проведены в 1875-1876 гг. арх. Е. Е. Аникиным, который подвел под постройку новый фундамент и выстроил часовни. Дополнительные образа для храма написал акад. Алесандр Бейдеман. 19 декабря 1876 г. состоялось освящение обновлённого здания.

Со временем размеры Троицкой площади очень сократились. Троицкий собор оказался на ее восточной стороне.

Осмотрев спасённые от огня остатки, арх-ры Л. Н. Бенуа, В. В. Суслов и др. высказали мнение о нецелесообразности сохранения деревянного храма и его восстановления в допожарном виде.

Мысль о строительстве нового каменного храма была не нова, она возникла ещё в конце 1880-х после чудесного спасения имп. семьи при крушении поезда возле станции Борки под Харьковом. Была объявлена подписка по сбору пожертвований, и арх. Григорьев даже составил проект храма.

Строительный комитет по возведению каменного собора возглавил вел. кн. Иоанн Константинович. Покровительство над комитетом приняла на себя имп. Александра Феодоровна, позднее, с мая 1915 г. и её старшая дочь - вел. кнж. Ольга Николаевна. Перед зодчими была поставлена задача - соорудить крупнейший в Российской Империи собор вместимостью до 16 000 человек. Особое совещание зодчих остановилось на цифре в 10 000, затем 6000-3000 молящихся в верхнем и в пещерном храмах.

В последний день 1913 г. Николаем II из четырёх предложенных для нового собора "образцов церковного зодчества" были указаны храмы владимиро-суздальские "в память Св. Александра Невского, великого воителя и борца за русское дело на Неве, почивавшего в г. Владимире на Клязьме

С первых шагов дело храмоздания столкнулось с трудностями: не состоялась покупка земли принадлежащей вел. кн. Петру Николаевичу из-за высокой цены, названной заведующим Двором вел. князя. За участок была запрошена сумма, в 2 800 000 рублей. К участию в состязании были приглашены 6 ведущих зодчих неорусского стиля - В. А. Покровский, А. В. Щусев, А. П. Аплаксин, В. В. Суслов, Л. А. Ильин и Вас. А. Косяков. Последний отказался от участия в состязании из-за отъезда за границу. Вместо него шестым конкурсантом стал письмоводитель комитета А. И. Кипнес.

Для оценки проектов Собрание Академии художеств избрало профессоров Л. Н. Бенуа, Г. И. Котова, А. Н. Померанцева и М. Т. Преображенского. Срок представления был назначен на 1 октября 1915 г. Проекты выставили в Мариинском дворце. Однако, окончательное решение, по пожеланию Императрицы, должно было быть принято в царскосельском Александровском дворце, куда в начале июня 1916 г. доставили проекты всех шести конкурентов.

По решению Синода остатки погоревшего Троице-Петровского собора предполагалось перевезти в Стрельну и передать под подворье Шамординского Казанского Амвросиевского монастыря.

17 апреля 1917 г. вел. кн. Иоанн Константинович отказался от должности председателя комитета. В том же месяце неизвестным лицом был сделан запрос на имя Комиссара Временного Правительства по бывшему Министерству Императорского Двора с просьбой "не отказать уведомить... о судьбе упомянутых проектов, представляющих значительную художественную ценность" и ниже "Сделать распоряжение о возвращении сих проектов в Комитет".

В 1924-1928 гг. собор был восстановлен как историческая святыня, произведена реставрация храма по проекту Е. И. Катонина (в виде, до последнего пожара). под наблюдением Реставрационной мастерской Ленинградского отделения Главнауки.

15 августа 1933 г. собор был закрыт. В 1934 - снесен, несмотря на то, что числился под охраной как уникальный памятник архитектуры. Часть икон из собора поступила в Русский музей.

На месте разобранного собора в 1956 г. построено новое здание (дом 3-5 по Троицкой пл .) и разбит газон.

Около двадцати лет назад идея о восстановлении храма активно обсуждалась, но ряд причин помешал её воплощению в жизнь.

К 300-летию Санкт-Петербурга, в 2003 г., на Троицкой пл. была построена часовня во имя Троицы Живоначальной .

Собор в плане представлял собой четырехугольник. С востока к нему примыкал алтарь с трехскатной крышей, над которой находилась луковицеобразная глава. Наружные стены собора были украшены большими пилястрами с капителями ионического ордера. С запада к нему примыкал трехъярусный притвор с колокольней.

Описание собора, сделанное в конце XIX в.: "Построен собор из дерева на каменном фундаменте и покрыт железом, стены срублены из толстых сосновых бревен... Высота здания от основания до креста 15 сажень. Купол синего цвета, кресты бронзовые золоченые, по краям глав идут продольные полосы из листового золота".

Внутри стены были оштукатурены и окрашены маслянной краской. Деревянный трехъярусный иконостас с резными украшениями, покрытыми червонным листовым золотом, был окрашен белой маслянной краской. Иконы были написаны на досках. Царские врата - деревянные, сквозной резьбы.

Святыни

  • чудотворная икона Казанской Божией Матери, первая святыня Санкт-Петербурга. Была передана из упраздненного Бородице-Рождественского храма в 1727 г., находилась в Харитониевском приделе.
  • образ апостола Андрея Первозванного с мощами.
  • образ прп. Нила Столобенского с мощами.
  • древняя икона Греческой Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и привезенная в 1821 г. в Россию из разрушенного турками греческого монастыря Монемвасия. Находилась слева от алтаря, на особом мраморном возвышении, в приделе прп. Нила Столобенского с 12 мая 1868 по 16 апреля 1877 г.
  • образ свт. Митрофана Воронежского и его посох.

Другие предметы, находившиеся в соборе

  • знамя с изображением Божией Матери, сопровождавшее Петра I во время Азовских походов.
  • вещи, сделанные Петром I: небольшой резного мрамора образ Благовещения Пресвятой Богородицы, паникадило из слоновой кости, коробочка для ладана.
  • пальмовый крест XIV в. с Афона с изображением жизни Спасителя, подаренный молдавскому господарю Кантемиру.
  • золоченая серебряная утварь и напрестольное Евангелие в богатом окладе работы А. Бланкенштейна.

(. С. 69-71)

[***] - С. Филиппов. Площадь Революции (Туристу о Ленинграде). Лениздат. 19179. С.17-18.

[*] - фото - http://humus.livejournal.com/4119630.html

[**] - карты - http://www.etomesto.ru/map-peterburg_1902-plan/?x=30.32748&y=59.953941

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1406542

Что мы посещаем в новых городах первым делом? Конечно же, храмы. Даже если мы далеки от религии, то все равно - из любопытства или интереса к архитектуре - зайдем в величественный собор Рима или маленькую приземистую церквушку где-нибудь на Русском Севере. По крайней мере, я всегда так поступаю в путешествиях. Величие Сан Пьетро или тишина Соловецкого монастыря вдохновляет и дает пищу для размышлений. В Москве насчитывается около тысячи храмов, и самые главные из них прекрасно всем известны. А вот Высоко-Петровский монастырь знают немногие, хоть и расположен он в самом сердце нашего древнего города. Почему так получилось? Что скрывается за толстыми монастырскими стенами красного кирпича? По моему мнению, Высоко-Петровский монастырь - одно из мест силы в современной Москве. Даже когда на Тверской сотни автомобилей стоят в пробке, а на Красной площади проходит очередной концерт, здесь, на старинной улице Петровке, тихо и малолюдно. Попробуем разобраться, почему.

История Высоко-Петровского монастыря в Москве

До конца точно не известно, кто основал Высоко-Петровский монастырь. Возможно, это был митрополит Киевский и всея Руси Петр. А возможно, Иван Данилович Калита, который сейчас причислен к лику святых. Именно он укрепил и сплотил Московское княжество.

По легенде, князю было видение, после которого он построил храм и назвал его в честь митрополита Петра - Петропавловским. Есть еще и третья версия его возникновения: якобы Дмитрий Донской, вернувшись с Куликовской битвы, заложил на пересечении улицы Петровки и Петровского бульвара храм в знак победы русской армии.

Так или иначе, в 1315 году храм возвели. Вокруг него появлялись здания, и постепенно место стало не просто храмом, но монашеской обителью.

У Петропавловского храма была непростая судьба. Впрочем, в те времена, когда была деревянной, многие городские постройки подвергались опасности. Так, в конце 15 века, после очередного вражеского набега, сгорела половина города, в том числе и храм. Летом 1517 года церковь восстановили в камне. Как раз тогда впервые храм назвали тем именем, с которым он дошел до наших дней: Высоко-Петровский. Век спустя, когда из Москвы изгнали польских интервентов (они тоже нападали на монастырь), здания обнесли каменной стеной. В этом кадре она хорошо заметна, это вид с улицы Петровки. Кстати, Петровка и окрестные улицы (Петровские линии, Петровский бульвар) получили свои названия именно благодаря Высоко-Петровскому монастырю.


Монастырь получил статус ставропигиального, это во все времена считалось очень важным и почетным для обители. К примеру, на сегодняшний день в России всего 33 ставропигиальных монастыря. Давайте разберемся, что же это означает.

Статус ставропигиальных присваивают только православным монастырям, соборам, лаврам и даже духовным школам. Он делает их независимыми от местной епархиальной власти. Такие религиозные учреждения подчиняются напрямую патриарху. В переводе с греческого языка «ставропигиальный» буквально означает «водружение креста» - подразумевается, что крест на вершину собора устанавливается лично патриархом. По крайней мере, так было раньше. Пожалуй, наиболее известным нам ставропигиальным собором является Свято-Троицкий. Он расположен в Троице-Сергиевой Лавре.


Но вернемся к Высоко-Петровскому монастырю. В конце 17 века он начал чувствовать себя еще лучше благодаря Кириллу Нарышкину, деду Великого. На самом деле Кириллу Полуэктовичу здорово повезло в жизни. Он родился под Тарусой, был женат на помещице, а сам имел звание ротмистра, принимал участие в войнах и дослужился до главы стрелецкого полка.

Дальнейшую судьбу их семьи решил удачный брак его дочери Натальи Кирилловны с - ни много, ни мало - царем Алексеем Михайловичем (для него это был уже второй брак). Незадолго до рождения внука (будущего императора Петра Первого) Кирилл Полуэктович был пожаловал в дворяне, а вскоре и в бояре. А вот портрет Натальи Кирилловны, матери .


Так какую же роль сыграли Нарышкины в жизни Высоко-Петровского монастыря?

Дело в том, что усадьба Нарышкиных располагалась совсем рядом со стенами монастыря. А все семейство было так обрадовано рождением наследника, маленького Петеньки, что дед подарил зятю усадьбу. Но так как зятем был царь, и очередная усадьба ему, видимо, была ни к чему, он передарил ее монастырю. И территория обители выросла сразу в два раза. Любопытно, что спустя десяток лет в стенах монастыря были похоронены почти все члены семьи Нарышкиных. Петр Первый (когда уже стал правителем Российской Империи) завершил строительство Боголюбского храма на территории обители и сделал его фамильной усыпальницей своих предков по материнской линии.


Также благодаря Петру построили святые ворота и Покровскую церковь над ними - получился очень нарядный и величественный вход в монастырь.


В последующие пятнадцать лет монастырь жил своей тихой размеренной жизнью, пока не наступил 1812 год. Когда войска Наполеона взяли-таки Москву, в храмах обители жили французские кавалеристы. Они разграбили и разрушили даже надгробия захоронений (Нарышкиных в том числе), а у монастырских стен совершались публичные казни. Часть церковных реликвий, впрочем, монахам удалось вывезти в Ярославскую губернию. После французского нашествия две церкви (Покровская и Пахомиевская) были закрыты. К счастью, монастырь и его жители оправились от нанесенного удара, и в первой половине 19 века здесь открылось духовное училище и Московская епархиальная библиотека.


К началу непростого для церкви 20 века Высоко-Петровская мужская обитель насчитывала 15 насельников (так называют монахов, которые проживают в монастыре постоянно). Это всего в три раза больше количества храмов на территории обители. К слову, сейчас на территории монастыря расположено пять церквей и соборов: церковь преподобного Сергия Радонежского, церковь Петра и Павла, собор святителя Митрополита, собор Боголюбской Божьей Матери и церковь Толгской Божьей Матери. В кадре главный собор монастыря и один из самых необычных по своей архитектуре - собор Петра Митрополита. Он стал первым многолепестковым храмом на Руси.


Еще тут есть часовня Казанской иконы Божией Матери и надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. А меня больше всего впечатляют красные кирпичные стены и фасад обители. Даже если просто спешу куда-то по Петровке, всегда ими любуюсь.


Возвращаемся в 1917 год. После революции наступили неспокойные для монастыря времена. Храмы удивительным образом оставались действующими аж до 1929 года, а вот жилые помещения большевики ликвидировали. Последним закрыли Боголюбский храм. Надгробия на могилах бояр Нарышкиных снова разрушили, кресты с куполов сняли.


А чтобы площадь не пустовала, в церкви организовали ремонтный завод. В других храмах располагались спортивные залы, литейные цеха, библиотеки и даже коммунальные квартиры! В Советском Союзе помещения не пропадали даром, все шло в дело. Между прочим, Боголюбский храм не восстановлен и по сей день (хотя богослужения здесь проводятся.), ему нужна реставрация. Внутреннее «убранство» собора выглядит так.


В 50-е годы монастырь хотели вообще сравнять с землей: надо было расширять автомобильные дороги, а не молиться богу и сохранять древнюю архитектуру. К счастью, обитель устояла, и к началу 60-х была признана памятником архитектуры. В церковных стенах открылся Литературный музей и театральные мастерские.


Полноценная реставрация Высоко-Петровского монастыря началась лишь в 2009 году. Год спустя здесь освятили и новый колокол - «Святитель Петр». Жизнь монахов и прихожан постепенно стала возвращаться в привычное спокойное русло.

Что посмотреть в Высоко-Петровском монастыре

Сейчас на территории Высоко-Петровского монастыря действуют несколько храмов и церквей, я уже перечислила их выше. В них регулярно проводятся богослужения и отмечаются религиозные праздники.

Несмотря на разрушения, которые монастырь претерпел в Советские годы, в храмах обители сохранились ценные святыни. В числе наиболее интересных я бы отметила главную святыню монастыря - мощи Святителя Петра (помните, что по одной из версий именно он был основателем обители?). Мощи хранятся в ковчеге (он стоит в храме Сергия Радонежского), который монастырю подарил Патриарх Кирилл. Каждую субботу ковчег выносят, чтобы желающие могли поклониться ему. Патриарх также передал обители крест с частицей Креста Господня. На этом кресте, по христианскому вероучению, распяли Христа.

Также в храме Сергия Радонежского хранятся мощи Святых апостолов Петра и Павла, а еще - самая важная и почитаемая икона Высоко-Петровского монастыря, ростовая икона Святого Петра.


В 2000-е годы благотворитель преподнес монастырю подарок: частицы мощей Серафима Саровского в шкатулке, лоскут мантии старца и кусок валуна. Как гласит легенда, на этом камне святой молился ровно тысячу дней и ночей. А шкатулка много путешествовала, попадала в руки к разным людям и, наконец, оказалась у антикваров, которые и передали ее монастырю. Очень символично, что обитель получила такой подарок в год столетия со дня прославления преподобного Серафима.

Даже людям не воцерковленным известна история, как Святой Серафим Саровский кормил из рук дикого медведя. Зверь приходил к монаху из леса, а тот угощал его хлебом. Никто не мог поверить, что дикое животное не трогает святого. Этот сюжет нашел отражение во многих произведениях искусства.


Есть в монастыре и фрагмент мощей Святого Сергия Радонежского. Верующие люди всегда могут приехать в обитель и помолиться в любой церкви. Чтобы прихожанам было проще узнавать все о событиях, происходящих в монастыре, насельники стараются идти в ногу со временем. У обители есть свой сайт , страница в Instagram и других социальных сетях. Там пресс-служба монастыря рассказывает подписчикам о мероприятиях, делится ретро фотографиями и даже иногда выкладывает видео. На сайте вы найдете информацию о священниках, игуменах и архимандритах обители, посмотрите презентацию, ознакомьтесь с подробным расписанием богослужений. Уточнить расписание служб можно и по телефону: +7 495 623 7580.


Монастырь открыт для посетителей ежедневно с 7 утра до 19 вечера. Мне больше всего нравится бывать здесь на закате. В это время суток тени от древних деревьев красиво ложатся на церкви, а красные стены кажутся еще ярче.

Где находится Высоко-Петровский монастырь

Обитель расположена в самом центре Москвы, на пересечении улицы Петровки и Крапивенского переулка.

Точный адрес - ул. Петровка, 28/2.

Добираться до Высоко-Петровского монастыря проще всего пешком (припарковаться на Петровке обычно сложно). Ближайшие станции метро: Чеховская, Трубная, Тверская, Пушкинская, Кузнецкий мост. Каждый из этих путей хорош и интересен. Если пойдете от Тверской, прогуляетесь по Страстному бульвару, а потом, на пересечении с Петровкой, увидите вот такое здание и колокольню монастыря.


Любопытно, что раньше этот трехэтажный дом постройки 1901 года тоже принадлежал обители. Здесь находились богадельни, а само здание было деревянным. После революции его у монастыря забрали, а сейчас тут рестораны и жилые квартиры. Относительно недавно, в 90-е годы, сверху пристроили еще один этаж.

Интересно будет прогуляться и от Кузнецкого моста - сначала по улице Кузнецкий мост вниз, потом - вправо по Петровке.

Я люблю эту улицу: она нешумная и какая-то европейская. Загляните в Петровский пассаж (до 1917 года - Фирсановский, по имени его основателей) - это красивое дореволюционное здание имеет статус архитектурного памятника федерального значения.


В советские годы здесь шили белье для армии, проектировали дирижабли и показывали кино. Сейчас тут расположены магазины известных марок.

Вообще Тверской район Москвы, в котором расположен Высоко-Петровский монастырь, пожалуй, мой любимый. Он примечателен с исторической и архитектурной точки зрения, здесь проходит главная городская артерия - улица Тверская, есть хипстерский сад Эрмитаж, а еще - усыпанные зданиями в стиле конструктивизм Тверские-Ямские улицы. Я уверена, что после посещения великолепного Высоко-Петровского монастыря каждый придумает маршрут себе по душе.

Храм преподобного Сергия Радонежского

7 495 623 75 80


Канцелярия, факс

7 495 236 94 24


бухгалтерия, кадровая служба, юридическая служба

7 495 621 37 30


паломническая служба

7 903 670 64 74

Дата основания:

дата восстановления:

История

Время основания монастыря в точности неизвестно, впервые он упоминается в Рогожском летописце XV века, в нем архимандрит Высоко-Петровского монастыря Иоанн назван первым среди лиц, сопровождавших летом 1379 года архимандрита Митяя (Михаила) в Константинополь для утверждения на кафедре митрополита всея Руси. По монастырскому преданию, которое опирается на рассказ из «Книги степенной царского родословия», обитель была основана великим князем Иоанном Калитой, сыном преподобного князя Даниила Московского.

В 1326 году проезжавший по берегу реки Неглиной царь Иоанн увидел высокую гору, покрытую снегом. На глазах его снег растаял, а потом исчезла и сама гора. Рассказав об этом митрополиту Петру, он получил следующее толкование: «Гора высокая – это ты, князь, а снег – я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». В память о чудесном видении, князь Иоанн повелел построить на этом месте Петропавловский храм, вокруг которого вскоре вырос монастырь с тем же названием.

При пожаре 1493 года обитель выгорела.

По указу великого князя Василия III итальянский архитектор Алевиз Фрязин начал в 1514 году возведение нового каменного храма во имя святителя Петра Митрополита. 23 августа 1517 года собор был освящен. В это же время был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Именно тогда монастырь официально стал называться Высоко-Петровским, хотя и название «Петропавловский» употреблялось вплоть до XVIII века. В очередной раз Высоко-Петровская обитель была опустошена в 1611 году польско-литовскими интервентами. В 1612 году, после изгнания поляков, монастырь восстановили и обнесли каменной стеной.

В конце XVII века монастырь пользовался особым покровительством ближайших царских родственников – бояр Нарышкиных. Территория монастыря была расширена почти вдвое за счет участка, на котором ранее располагалась городская усадьба Кирилла Полуэктовича Нарышкина, деда царя Петра I, а также за счет переданных в ведение обители патриарших домовых богаделен. В эти годы в монастыре началось обширное строительство на средства Нарышкиных и, прежде всего, матери Петра I, Натальи Кирилловны. Здесь были захоронены убитые во время стрелецкого восстания 1682 года Иван и Афанасий Нарышкины, а также их сестра Евдокия. Впоследствии здесь же были похоронены сам Кирилл Полуэктович и его супруга Анна Леонтьевна. В 1690 году в обители завершилось возведение Боголюбского храма, ставшего семейной усыпальницей семьи Нарышкиных. В 1690–1694 годах царь Петр I построил в монастыре трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского в благодарность за свое спасение в Троице-Сергиевом монастыре во время заговора против него царевны Софьи. В эти же годы в обители появились святые врата с надвратной Покровской церковью и двухъярусной колокольней (ставшей архитектурной доминантой местности), а также длинный братский корпус, занявший юго-западную часть монастырского двора. Высоко-Петровский монастырь иногда именовался «царским» или «государевой молельней». В 1764 году монастырь был причислен к ставропигиальным, а с 1775 года стал епархиальным.

Большой урон был нанесен монастырю в 1812 году. После взятия Москвы в нем расположилась «тысяча французских кавалеристов», которые грабили и громили всё, что не успели вывезти насельники монастыря. В поисках драгоценностей были даже вскрыты богато украшенные надгробия бояр Нарышкиных. В Боголюбской церкви французы выносили смертные приговоры москвичам, подозреваемым в поджоге города. Обвиняемых расстреливали прямо у стен обители, а хоронили возле колокольни.

В следующие десятилетия монастырь постепенно восстанавливался и стал играть важную роль в духовной жизни Москвы. В 1822 году из Заиконоспасского московского монастыря в Высоко-Петровский было переведено духовное училище. Позже в обители разместилась Московская епархиальная библиотека, а с 1863 года она стала местом заседаний «Общества любителей духовного просвещения», основание которого благословил митрополит Московский Филарет (Дроздов). За монастырем укрепилось особое, просветительское послушание. Большинство петровских настоятелей в это время были так или иначе связаны с образованием.

С октябрьским переворотом 1917 года для обители наступили тяжелые времена. Высоко-Петровский монастырь был официально закрыт в 1918 году. Все жилые здания были реквизированы и переданы в жилищный фонд, но храмы продолжали действовать. Несмотря на закрытие, монастырь стал одним из центров духовной жизни Москвы. Осенью 1923 года здесь возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин, которую возглавил епископ Варфоломей (Ремов). Он пригласил сюда для служения в монастырских храмах часть братии закрытой в начале того же года Смоленско-Зосимовой пустыни. Петровский монастырь продолжал оставаться центром общины вплоть до июня 1929 года, когда был закрыт последний – Боголюбский – храм монастыря. По благословению епископа Варфоломея и духовников Петровской общины сложились так называемые «монастыри в миру», которые в условиях гонения на Церковь старались сохранить аскетическую традицию. С разгромом монастырской общины в 1935 году жизнь отдельных его духовный семей не закончилась. Тайные монахи, монахини и бывшие прихожане продолжали окормляться у старцев и клириков обители, которые жили в разных местах Подмосковья.

В 1959 году монастырь был передан в ведение Министерства культуры и получил статус памятника архитектуры. Коммунальные квартиры и заводы были выселены с территории монастыря, но была открыта репетиционная площадка танцевального ансамбля, и расположился филиал Государственного литературного музея и т. д.

С 1991 года отдельные строения монастыря начали возвращать Церкви. В настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата; Российский Православный институт святого апостола Иоанна Богослова. Монастырь вновь стал духовно-просветительным центром Русской Православной Церкви. В 1993 году ему был присвоен статус Патриаршего подворья. В 2009 году было принято решение об открытии этой обители со статусом ставропигиальной для возобновления в ней монашеской жизни.

30 апреля 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал в дар монастырю крест с частицей Креста Господня.

Сегодня Высоко-Петровскому монастырю удается сочетать опыт молитвенной монашеской жизни с широкой миссионерской деятельностью: обитель уже не первый год становится одним из самых активных участников традиционного «Дня города», празднуя в это же время «День святителя Петра» и привлекая множество людей всех возрастов разнообразными историческими экскурсиями, познавательными играми для детей и молодежи, концертами хоровой и классической музыки у монастырских стен.

С 2016 года на территории монастыря ведутся масштабные ремонтно-реставрационные работы, которые начались с археологических раскопок, буквально сразу обнаруживших исключительно ценный комплекс надгробий начала XVI века и другие находки, открывающие новые страницы в истории Москвы.

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

Во второй Софийской и Воскресенской летописях под 1514 годом значится: «тоя же весны благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всеа Руси с многы желанием и верою повеле заложити и делати церкви каменныа и кирпичныа на Москве:… да за Неглимною церковь святый Петр Чудовторец митрополит всеа Руси… а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин…»

Это достаточно редкий по форме и объемно-планировочному решению памятник архитектуры. Здание представляет собой столпообразный центричный храм высотой 23 метра, сложенный из красного кирпича. Собор одноэтажный, двухъярусный. Первый ярус представляет в плане октаконх (от греч. octo – «восемь» и konche – «воронка»), четыре больших полукружия которого ориентированы по сторонам света. Над октаконхом возвышается восьмерик, покрытый черепичной шлемовидной кровлей.

Нижний ярус также покрыт черепицей. Здание было окружено круглой в плане галереей на арках без сводов, к дверям вели белокаменные ступени невысоких лестниц. В 1689-90 годах собор Петра Митрополита был отремонтирован и заново освящен в присутствии Петра I. Одновременно с этим ремонтом была построена и белокаменная галерея-паперть вокруг храма. 8 мая 1690 года «цари государи и великие князья Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич» были в Высоко-Петровском монастыре на торжестве по поводу освящения церкви Петра Митрополита, слушали в ней литургию, а затем Петр жаловал ближних людей и угощался в кельях архимандрита (Строев П.М. Дворцовые разряды. Спб. 1865. т. 4).

Это событие имело глубокие политические подтексты. Собор Петра Митрополита – первый каменный монастырский храм, ставший памятником укрепления московской государственности и превращения Москвы в центр православия. Собор также символизировал победу Петра I, венчанного на царство вместе с Иваном. После нового стрелецкого мятежа 1689 года, бегства Петра в Троицкую лавру, последующей его победы над Софьей и заключения ее в монастырь, царь считал своим долгом «отблагодарить своего святого покровителя Петра Митрополита и тем самым указать подданным на свои законные права на трон. Так что ремонт и торжественное освящение Собора Петра митрополита были более чем многозначительны» (Зверинский В. Материалы для историко-топографического исследования православных монастырей Российской империи. Спб. 1892. С. 111).

Собор стал памятником победы Петра I в борьбе дворцовых группировок за власть. Уже после освящения, к 1691 году, были закончены работы над иконостасом и внутренним убранством храма. Первые упоминания о новом иконостасе относятся еще к 1687-1688 годам: «…Климу Михайлову с товарищи» поручено «делать в церкви верховных апостол Петра и Павла, что у Петровских ворот», иконостас.

В 1713-1714 годах кровля собора была заменена на жестяную, первоначальные узкие окна были растесаны в грубые широкие квадратные проемы. В 1720-1736 годах были расписаны наружные стены октаконха собора и стены восьмерика. Во второй половине XVIII - первой половине XIX века круглая паперть собора Петра Митрополита была постепенно засыпана землей. После разорения, которое учинили в соборе французы во время войны 1812 года, собор был отремонтирован и в 1813 году вновь освящен.

В начале ХХ века ранее позолоченная крыша собора была грубо выкрашена масляной краской. После упразднения монастыря в 1919 году здание собора арендовалось ОСОАВИАХИМом и к концу 1940-х гг. окончательно пришло в ветхое состояние. Первый этап реставрации собора Петра Митрополита в 1954-1957 гг. состоял в вычинке кирпичной кладки стен и ремонте железной кровли. Полномасштабные реставрационные работы по восстановлению храма были начаты Борисом Дедушенко в 1979 году во время второго этапа реставрации монастыря.

С 1979 года началась собственно реставрация памятника: были восстановлены первоначальные оконные проемы 1514 года, расчищен пол до отметки XVI века, восстановлена черепичная крыша.


Храм прп. Сергия Радонежского

Сергиевская церковь была построена к 1694 году на месте южного деревянного корпуса, который для этой цели был разобран. Одновременно был построен большой корпус Братских келий, который соединили с Сергиевской церковью массивным переходом на арке.

Все внутренние работы в Сергиевской церкви и ее иконостас были закончены к 1697 году. Как и большинство другие сданий монастыря, она была сделана в стиле “нарышкинского барокко”.

Первоначально Сергиевская церковь был одноглавой. Это было традиционно для трапезных церквей на Руси. Однако в 1702-1705 годах были полностью переделаны свод и главы Сергиевской церкви. Стены четверика были надстроены и на них был возведен новый свод. На своде было построено шестиглавое завершение этого памятника архитектуры.

Самое раннее из сохранившихся фотографий церкви. Так выглядела Сергиевская церковь в конце XIX века:

В 1702 году крыша и главы Сергиевской церкви были тщательно реконструированы.

В 1736 году в монастыре был произведен крупный ремонт. В частности были отремонтированы фасады и верхние части Сергиевской церкви.

В 1776-78 годах в монастыре вновь был проведен еще один большой ремонт. Был вновь отремонтирован фасад Сергиевской церкви.

В 1808 году была разобрана первоначальная галерея-паперть Сергиевской церкви, что исказило первоначальный облик храма. Также был разобран надарочный переход, соединявший паперть Сергиевский церкви с галерей Братского корпуса, что разрушило завершение перспективы северного двора.

В 1862-63 года был снова сделан ремонт Сергиевской церкви, были обустроены и освящены приделы.

Последний ремонт церкви был произведен в 1911 году.

С тех пор и до второй половины ХХ века церковь ни разу не ремонтировалась.

После упразднения монастыря и закрытия церкви в 1919 году ее помещение было передано Центральной медицинской библиотеке. Затем там расположился МЭМЗ (Московский электро-механический завод?).

В 1930-х годах были уничтожены главы с крестами.

К 1950 году она пришла в ветхое и аварийное состояние.

Это вид на Сергиевскую церковь предположительно в 1940-е годы.

Следующее фото сделано предположительно в начале 1950-х. Вид с Петровского переулка на Сергиевскую церковь и Братские кельи (палаты Нарышкиных).

Уточняю более подробно датировку этой фотографии. Первые реставрационные работы начались в 1952 году. Здесь их пока не не видно. Автомобиль Победа, который видно внизу, начали выпускать только после войны. Первый пробный образец Иосиф Виссарионыч осматривал в 1944 г. Правда усиленный радиатор появился в 1955, и, сдается мне, здесь именно он. Но тут можно ошибиться, видно не очень хорошо. Стало быть фото сделано в конце 1940-х – начале 1950-х годов.

А здесь уже видно отреставрированную галерею и на заднем плане Сергиевскую церковь в процессе реставрации. Видо на восток. Это предположительно 1960-е годы.

Для сравнения, чтобы был понятен титанический объем работ, проделанных Борисом Дедушенко по восставновалению галереи, которую мы видим на предыдущем снимке в поностью восстановленном виде, покажу еще одно фото, где та же галерея – до реставрации. Состояние ее было не просто ветхое, но аварийное:

На этом фото вид на юго-запад, справа Братские кельи до реставрации, слева – Пахомиевская церковь.

В 1980-х гг. в Сергиевской церкви расположился репетиционный зал танцевального коллектива «Березка».



Храм был сооружен в 1744-1750 гг. на средства родни императора Петра I по Нарышкинской линии. Именно 21 августа (8 августа по старому стилю) юный царь Петр Алексеевич с матушкой Натальей Кирилловной спаслись от рук восставших стрельцов в Троице-Сергиевой Лавре.

Толгскую церковь в стиле барокко возвели между колокольней и Братским корпусом. Одноглавый храм на подклети западным фасадом, на котором прежде в центре была икона, выходит на улицу Петровку. Предположительно церковь построена по проекту архитектора И.Ф. Мичурина.

Храм был закрыт в 1924 году. Помещения монастыря, в том числе и храмы, передали в ведение различных государственных учреждений и организаций, где из-за неправильного использования здания начали разрушаться.

В новейшее время храм Толгской иконы Божией Матери был передан Русской Православной Церкви наряду с другими строениями в плачевном состоянии. Сегодня в нем совершаются богослужения, но храм все еще нуждается в реставрации.

Из святынь храма сохранился лишь чтимый список чудотворного Толгского образа. Икона была выполнена в 1744 году известным иконописцем Иваном Андреевым. До настоящего времени удивительной красоты образ находится в запасниках Государственного исторического музея.

Справка.
Посвящение храма Высоко-Петровского монастыря именно Толгской Божией Матери представляет редкость для Москвы, поскольку ее почитание с самого начала было связано с Ярославлем. Согласно описаниям, в 1314 году, в княжение святого Давида Федоровича Ярославского, на берегу притока Волги реки Толги епископ Ростовский Трифон, возвращавшийся из Белозерского края в Ростов Великий, имел видение. В огненном столпе ему явилась Богоматерь с Предвечным Младенцем. На месте явления епископ «нача своима руками сещи лес и очищати место оное и готовити древа на церковь малу». Построенный в течение одного дня, иначе – обыденный, храм был посвящен Введению во храм Пресвятой Богородицы, в нем помещен новоявленный образ, а решением святителя Трифона здесь же основана мирская обитель и назначен праздник явления иконы – 8 августа.


Храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери

Первый деревянный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери на этом месте был построен в 1382 г. по указу святого благоверного Великого князя Димитрия Донского. В начале XVI в. На этом месте был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Каменный Боголюбский собор был построен в 1684–1690-х гг. в стиле раннего «нарышкинского (московского) барокко» по указу Петра I над могилами его дядьев Ивана и Афанасия Нарышкиных, убитых во время стрелецкого бунта 1682 г. Позже храм стал местом упокоении более 20 представителей рода Нарышкиных, в том числе деда и бабки Петра I. Вокруг храма располагался некрополь обители.

В 1812 г. храм был осквернен французами. Некоторые надгробия Нарышкиных были разбиты, убранство разграблено.

В 1924–1929 годах богослужения в храме совершались общиной Высоко-Петровского монастыря, существовавшей в те годы втайне от властей. В 1929 г. храм был закрыт. В богоборческое время надгробия из храма были удалены, иконы из иконостаса сожжены во дворе обители, уничтожены купола и кресты. Храм был осквернрен и перестроен внутри.

В настоящее время богослужения в храме не совершаются. Храм требует восстановительных и исследовательских работ.

Надвратный храм Покрова и Казанская часовня

Святые врата обители с надвратным храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы и ажурной двухъярусной колокольней над ним возведены царем Петром I в 1690 г. (первая Покровская церковь находилась на месте Боголюбского храма, в связи со строительством которого была разобрана). В указе о строительстве этого сооружения написал: «В память о погибших из-за него дядях, Иване и Афанасии Нарышкиных». Поэтому колокольня двухъярусная.

В 1924 г. Покровская церковь была закрыта.

В 1996 г. надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы восстановлен. Соединен с настоятельским корпусом, является домовым храмом Игумена монастыря.

В 1905 г. в южном пролете Святых врат со стороны ул. Петровка была освящена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. В начале 1923 г. часовня была закрыта, возобновлена в 2001 г. Главная святыня – чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Казанская».

Покровская церковь возвышается над Святыми вратами, ведущими в монастырь с улицы Петровки. Покровский храм уникален. Вряд ли найдется еще такая церковь, где престол, иконы, лампады и даже паникадило сделаны из… керамических плиток. По благословению Святейшего патриарха Алексия II, все освященные вещи и предметы для храма выполнил художник Г.В. Куприянов.

В мире больше нет ни одного храма , внутреннее убранство которого было бы целиком выполнено из керамики.

Особенно примечательно Распятие – размеры его точь-в-точь соответствуют размерам Креста, на котором распяли Спасителя. Традиционно Христос изображается с закрытыми глазами, а здесь его глаза открыты. Внимательного человека может удивить еще одна деталь: складки на ладонях Спасителя. Они должны быть над гвоздями, которыми прибиты руки Христа, ведь тело висит, его притягивает земля. Здесь же наоборот: складки загибаются вниз, под гвоздями, т. е. тело Спасителя как бы поднимается вверх, торжествуя над смертью.

Удивительно так же то, что керамическая икона Царственных Страстотерпцев появилась в Покровском храме за пять лет до прославления царя Николая II и его семьи, а икона блаженной Матроны Московской – за три года до ее прославления.

Уютно и тепло становится на душе, когда смотришь на эту сказочную красоту: на небольшие образки, развешенные по стенам храма на лампадки в виде птичек.

Внутреннее убранство храма сделано в стиле майолики. Майолика (от итал. Maiolica - Мальорка) - разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.

К сожалению, в надвратном храме богослужения совершаются только на праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В другое время храм закрыт. Однако, вы можете посетить церковь, заказав экскурсию в нашем монастыре.


Богослужение в монастыре

Каждый день (кроме праздников)

По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.

По: вск., праздники

Служение

Воскресная школа при Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре

Петровская воскресная школа начала свою работу в 2016 году по благословению игумена Петра (Еремеева). Школа располагается на территории Высоко-Петровского монастыря в здании Нарышкинских палат XVIII века.

В воскресную школу принимаются дети в возрасте от 6 до 13 лет (возможно младше или старше). Занятия проводятся каждое воскресенье. Учебный год начинается с середины сентября. Преподаватели воскресной школы – профессиональные педагоги и священники. С их помощью дети знакомятся с православным богослужением, изучают Закон Божий, узнают о важнейших христианских добродетелях. На уроках прикладного искусства ученики занимаются рисованием и мозаикой.

К Рождеству и Пасхе дети вместе с преподавателями и родителями готовят спектакли, разучивают песнопения. Также регулярно проводятся совместные паломнические поездки и культурно-развлекательные походы в музеи Москвы. Занятия в монастырской воскресной школе проводятся на бесплатной основе.

фотогалерея

Выставка Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря. 1920-1950-е годы


Уникальная экспозиция впервые открывает перед широким зрителем внутренний мир тайных монашеских общин Высоко-Петровского монастыря – одного из духовных центров Москвы 1920–1930-х годов. Общин, которые сохранили традицию русского монашества в Москве даже после закрытия и разорения монастыря.

Открытие выставки состоялось 3 сентября, накануне престольного праздника монастыря. Расположилась экспозиция в Нарышкинских палатах Высоко-Петровской обители.

В своем приветственном слове отец Наместник также затронул еще одну очень интересную тему посвящению грядущему юбилею монастыря. Отец Петр буквально впервые продемонстрировал почтовую марку выпущенную ФГУП Издатцентр «Марка», посвященную юбилею Высоко-Петровского монастыря. Наместник подарил присутствующим на открытии выставки юбилейные марки. «Уже в эту субботу сразу после гашения марки, которое состоится в этом зале в 16.00, у каждого из вас будет возможность собственноручно погасить эту марку и таким образом пополнить свою коллекцию редких марок», – сказал игумен Петр.

После приветствия наместника к собравшимся обратился Леонид Андреевич Беляев – археолог, историк архитектуры, который в свое время работал на раскопках храма святителя Петра и близлежащего монастырского некрополя. Леонид Андреевич отметил важность создания при монастырях музеев, выставок, экспозиций, посвященных истории монастырской жизни. «Данная экспозиция станет хорошим началом создание великолепного музея посвящение всей истории Высоко-Петровского монастыря, а значит и нашего города и страны», – выразил надежду известный ученый.

К собравшиеся так же обратился организатор выставки – Алексей Львович Беглов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Алексей Львович детально описал предпоссылкы появление такого явления как тайная монашеская община и условия ее возникновения в Высоко-Петровском монастыре.

Вниманию гостей был предложен фильм, посвящённый теме экспозиции. В сьемках фильма приняли участие наместник монастыря игумен Петр (Еремеев), организатор выставки Алексей Львович Беглов. В фильм также был включен фрагмент записи рассказа схимонахини Игнатии (Пузик), которая поведала о ее личном пути и о тайной Петровской монашеской общине.

После просмотра фильма гостям была презентована сама выставка. На выставке представлены оригиналы и фотокопии уникальных фотографий и документов (более 70-ти), а также вещи из частных и церковных собраний.

Экспозиция состоит из нескольких разделов. Алексей Львович открыл экспозицию кратким рассказом о духовной родине петровских отцов – Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, о судьбе главных духовных наставников Петровской обители: ее настоятеле и «ангеле хранителе» архиепископа Варфоломее (Ремове), наиболее известном духовнике преподобномученике Игнатии (Лебедеве; 1884–1938), одном из старейших насельников Зосимовой пустыни игумене Митрофане (Тихонове; 1866 – не ранее 1943), духовных друзьях и «столпах» петровской общины архимандритах Никите (Курочкине; 1889–1937) и Зосиме (Нилове; 1898–1939), представителе молодого поколения иноков преподобномученика Феодоре (Богоявленском; 1905–1943) и о «последнем зосимовском старце» архимандрите Исидоре (Скачкове; 1883–1959).

Четыре отдельных тематических стенда повествуют о внутренней духовной жизни тайных петровских общин, о принципах духовного руководства, на котором основывалось воспитание иноков, о мученическом пути наставников Высоко-Петровского монастыря и о их духовных детях – бережных хранителях памяти о своих наставниках и свидетелях об их подвиге. Невозможно пройти мимо инсталляции – интерьера скита во имя иконы Божией Матери Знамение, который был основан в 1927 г. архимандритом Игнатием (Лебедевым) по адресу Печатников переулок, дом 3, квартира 26 и который был центром сокровенной жизни его тайной монашеской общины.

фотогалерея

Молодежное объединение «Петровцы» при Высоко-Петровском монастыре

Молодежное объединение при Высоко-Петровском монастыре «Петровцы» было создано в феврале 2016 года по благословению игумена Петра (Еремеева), наместника обители. Участники клуба – молодежь из числа прихожан Высоко-Петровского монастыря и других московских храмов.

В рамках работы молодежного объединения организуются встречи с духовенством, общественными и культурными деятелями, просмотры фильмов и их обсуждение; совершаются паломнические поездки по святым местам.

«Петровцы» активно занимаются волонтерской деятельностью – регулярно посещают паллиативное отделение ГКБ №51, а также ездят в детские дома и приюты и помогают нуждающимся семьям и одиноким людям.

Один из проектов молодежного объединения – молодежный хор, который принимает участие в богослужениях, выступает на праздничных мероприятиях и концертах. Каждую неделю проводятся занятия молодежного хора, на которых певцы осваивают песнопения богослужебного обихода.

фотогалерея

Паломническая служба при Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре

фотогалерея

Петровская богословская школа

Петровская богословская школа – это двухгодичные богословские курсы, направленные на укрепление твердого понимания догматов и канонов Православной Церкви, истории Церкви, глубокое изучение Священного Писания Ветхого и Нового Завета, знакомство с христианскими и нехристианскими конфессиями. Студенты Петровской богословской школы не только изучают теоретические аспекты православной веры, но и имеют возможность прикоснуться к богатейшему наследию святых отцов, чьи труды по церковным Таинствам, аскетике, антропологии также изучаются в рамках курсов. Кроме того, в программе Петровской богословской школы предусмотрено изучение христианского искусства как зримого воплощения литургической жизни Церкви. Для желающих повысить свой уровень разговорного английского регулярно проводятся факультативные занятия с опытными преподавателями.

Петровская богословская школа была открыта в 2014 году по благословению игумена Петра (Еремеева).

Это был любимый храм Петра Великого. Царь бывал в нем два-три раза в неделю, читал Апостол и „пением своею особою, стоя на клиросе с протчими певчими, продолжал всенощное бдение часов по пяти и по шести“. Здесь отмечались полтавские годовщины и заключение Ништадтского мира, когда Петру был поднесен титул Императора. Здесь, в свой праздник, собирались поначалу андреевские кавалеры и произносил проповеди архиепископ Феофан (Прокопович). Здесь же отпевали казненного в 1718 царевича Алексея. По своему рангу собор до революции занимал в городе место сразу после Исаакиевского.

С основания новой столицы прошло всего четыре с половиной месяца, когда был дан указ о закладке „в знак благодарения Триединому Божеству“ церкви на правом берегу Невы, неподалеку от строящейся крепости. В апреле 1709 указ пришлось повторить, и 10 июля 1711 небольшая деревянная постройка была, наконец, освящена. Находясь в тогдашнем центре столицы, Троицкая церковь некоторое время считалась кафедральной.

Через два года после освящения храм расширили приделами и трапезной, над которой возвышалась двухъярусная колокольня с курантами, снятыми с московской Сухаревой башни, которые каждые четверть часа играли „Господи, помилуй“. В 1721 в память о битве при Лесной был пристроен придел прп. Харитона Исповедника, где поставили походную церковь Петра, позже переданную в приписной Николо-Труниловский храм. В 1727 в Харитоньевский придел из упраздненного храма Рождества Богородицы была передана на время чудотворная икона Казанской Божией Матери, которую позже перенесли в новопостроенный храм на Невском.

В январе 1732 последовал указ о возведении каменного храма, ибо „оная церковь совершенно обветшала... и невозможно свеч зажигать, что всегда от ветру угасают“, отчего пришлось даже разобрать колокольню. Хотя М. Г. Земцов и П. М. Еропкин соответствующие проекты составили, до их осуществления дело не дошло, и приготовленные стройматериалы пошли на Зимний дворец. Службы с 1739 стали идти в Гостином дворе и в Синодальной канцелярии.

В том же году И. Я. Бланк сочинил новый проект, а два года спустя проект купольного двухэтажного храма подал М. Г. Земцов, но в апреле 1743 приказано было, разобрав обветшавшую деревянную постройку, восстановить „ровно такую, какова прежде была“. Эту работу проделал X. фан Болеc под руководством арх. И. И. Сляднева. 1 июня 1745 в церкви был освящен придел прп. Харитона (вскоре перенесен в церковь Синода), а 17 мая следующего года в присутствии Императрицы - главный. Часть икон происходила из прежнего иконостаса, часть написали И. Я. Вишняков и М. Л. Колокольников. Однако 27 марта 1750 новопостроенный храм сгорел дотла от упавшей свечки; удалось спасти лишь иконостас из придела, петровские реликвии и часть утвари.

После этого пожара вначале было решено выстроить совершенно новый храм, и Б. Растрелли в 1752 составил его проект, но Императрица велела использовать освященную в 1725 деревянную церковь, которая при постройке третьего Летнего дворца (на месте Михайловского замка) была разобрана и складирована. Зимой 1753 ее перевезли на место, и под руководством Болеса стали собирать по проекту С. А. Волкова, воспроизводя прежний вид Троицкого храма, но без придела. Сруб при этом был сделан двойным. 1 июня 1756 восстановленный собор с новым трехъярусным иконостасом был торжественно освящен. Императрица Елизавета Петровна пожертвовала ему шитую золотом бархатную сень.

В 1802-1805 Л. Руска капитально отремонтировал собор, но он был сильно поврежден наводнением 1824 года, после чего устранением причиненных повреждений руководил арх. П. С. Филиппов. Следующий крупный ремонт был проведен в 1875-1876 арх. Е. Е. Аникиным, который подвел под постройку новый фундамент и выстроил часовни. Дополнительные образа для храма написал акад. А. Е. Бейдеман. 19 декабря 1876 последовало освящение обновленного здания. В 1858-1859 староста купец М. К. Низовцев сделал на свои средства серебряную одежду для престола и бронзовую гробницу для плащаницы.

В 1888 причт предложил выстроить в ограде новую церковь Греческой Божией Матери по проекту Г. И. Карпова и П. А. Григорьева, но денег на нее собрать не удалось. На бумаге осталась и выдвинутая в 1896 идея возвести трехпридельный храм в ознаменование 200-летия столицы - построили лишь часовню у Кронверкского сада по проекту А. В. Малова. Юбилей собора почти совпал с этой датой и праздновался 22 октября 1903 при участии митрополита Антония и о. Иоанна Кронштадтского.

С 1868 в храме хранилась самая большая его святыня - икона Греческой Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и привезенная в 1821 в Россию из разрушенного турками греческого монастыря Монемвасия. Она стояла слева от алтаря, на особом мраморном возвышении, в устроенном в 1908 гражд. инж. Н. Ф. Романченко в приделе прп. Нила Столбенского. В честь иконы 12 мая служился молебен с водосвятием, собиравший множество народа.

Имелись в соборе и другие чтимые образа: свт. Николая, изображенного в кольце, отчего он именовался в народе Николай-обручник, прп. Нила Столбенского в житии (1778) с частицей его мощей, мощевая икона ап. Андрея Первозванного и Новодворской Божией Матери, перед которой служили молебны при вселении в новый дом. В память о коронации Их Величеств в 1896 в соборе была устроена особая икона со вделанным в нее крестом-мощевиком. Об истории здания напоминали две бронзовые доски, помещенные в притворе.

Кроме святынь, в храме хранились и ценные художественные произведения: пальмовый крест XIV века с Афона с изображением жизни Спасителя, подаренный молдавскому господарю Д. Кантемиру, золоченая серебряная утварь и запрестольное Евангелие в богатом окладе работы А. Бланкенштейна, ряд старинных образов из московских церквей. Особое место занимали вещи, сделанные самим Петром Великим: небольшой резного мрамора образ Благовещения, паникадило из слоновой кости, коробочка для ладана и бывшее с Царем в Азовском походе стрелецкое знамя.

В 1873 при соборе было открыто благотворительное общество, содержавшее богадельню и ясли. Его долгое время возглавлял писатель Н. С. Лейкин. В праздник Рождества Божией Матери по приходу шел крестный ход в воспоминание о холере 1892 года.

В ночь на 7 февраля 1913 собор сильно пострадал от пожара: сгорели купол и крыша, притвор и колокольня. Через две недели Синод объявил о сборе средств на сооружение „нового величественного храма, соответствующего значению и достоинству столицы“. Состоялся конкурс, на который видные зодчие представили свои проекты, кто „в суздальском стиле“, кто „на две сажени выше Исаакия“, кто в подражание Успенскому собору в Москве. Был создан строительный комитет во главе с вел. кн. Иоанном Константиновичем, но ведавшее охраной памятников Императорское Археологическое общество решительно воспротивилось всем этим замыслам и предложило не отдавать сгоревший храм Шамординскому подворью в Стрельне, а бережно восстановить его „как историческую святыню… символ современной русской Империи“.

Погоревший собор был покрыт защитной крышей; службы проходили в деревянном двухпрестольном храме, освященном 22 декабря 1913 митрополитом Владимиром. Он простоял до конца 1927 и был копией сгоревшего, воссозданной А. П. Аплаксиным; в него из поврежденного здания перенесли отреставрированный иконостас, уцелевшие детали и утварь. Новые колокола отлил Валдайский колокольный завод, плафон в этом временном здании написал С. Т. Шелков.

Реставрация собора из-за революции и Гражданской войны возобновилась только в 1923 и шла под руководством Е. И. Катонина на деньги прихожан. Архиепископ Алексий 17 октября 1926 освятил восстановленный (кроме колокольни) храм, а в 1928 был освящен придел прп. Нила Столбенского.

Более полувека, с 1785, прослужил в храме прот. Никита Захарович Захаров, снискавший уважение прихожан подвижнической жизнью, а последним перед революцией настоятелем был прот. Иоанн Андреевич Савинский.

Закрыт собор 15 августа 1933 и через два месяца безжалостно снесен, хотя числился под охраной как уникальный памятник архитектуры. Часть икон из него поступила в Русский музей, имущество - во Владимирский собор. Освободившееся место занял разбитый после войны сквер.

В 1998 был объявлен конкурс на воссоздание храма, который выиграл Д. А. Бутырин, предложивший вернуться к зданию середины XVIII века. В 2001 решено вместо этого построить к юбилею города у Троицкого моста высокую часовню, хотя комитет городского Законодательного собрания высказался за восстановление собора. Часовня заложена 8 мая 2002 и освящена 27 мая 2003.

http://www.encspb.ru/object/2804677827?dv=2853952566&lc=ru

Собор в плане представлял собой четырехугольник. С востока к нему примыкал алтарь с трехскатной крышей, над которой находилась луковицеобразная глава. Наружные стены собора были украшены большими пилястрами с капителями ионического ордера. С запада к нему примыкал трехъярусный притвор с колокольней.

Описание собора, сделанное в конце XIX века: "Построен собор из дерева на каменном фундаменте и покрыт железом, стены срублены из толстых сосновых бревен... Высота здания от основания до креста 15 сажень. Купол синего цвета, кресты бронзовые золоченые, по краям глав идут продольные полосы из листового золота". Внутри стены были оштукатурены и окрашены маслянной краской. Деревянный трехъярусный иконостас с резными украшениями, покрытыми червонным листовым золотом, был окрашен белой маслянной краской. Иконы были написаны на досках. Царские врата - деревянные, сквозной резьбы.

http://drevo-info.ru/articles/19419.html#1



Деревянный храм Святой Троицы заложен через четыре с половиной месяца после основания города, 1 октября 1703 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы. Два года спустя его расширили приделами и трапезной с колокольней. Когда 30 мая 1714 года в Петропавловской крепости заложили каменный собор, Троицкая церковь получила временный статус кафедрального собора новой столицы. В соборе совершались все благодарственные молебны по случаю побед, коронаций и других важных событий. В нем торжественно отмечалась Полтавская победа (1709), праздновалось заключение Ништадтского мира со Швецией и присвоение Петру I титула императора (1721). На богослужениях в соборе почти повседневно присутствовала царская семья, а сам государь случалось пел на клиросе или выходил читать Апостол.

В 1743 году по указу Елизаветы Петровны ветхое здание Троицкой церкви было разобрано, и к 1746 году возведен новый "безо всякой перемены" храм, освященный в мае того же года. Здание храма всегда сохраняло первоначальный вид. В 1750 году здание сгорело дотла и восстановлено после пожара в 1756 году архитектором С. А. Волковым, который во всем следовал старым планам. При императоре Александре I Троицкий собор дважды капитально ремонтировали: в 1802 и в 1825 годах, после наводнения 1824 года. К 1869 году здание так обветшало, что совершать в нем богослужения стало небезопасно. Император Александр II распорядился выделить необходимую сумму на ремонт храма. Восстановительные работы начались весной 1876 года, и зимой того же года обновленный храм был освящен.

"Построен собор из дерева на каменном фундаменте и покрыт железом, стены срублены из толстых сосновых бревен. Купол синего цвета, кресты бронзовые золоченые, по краям глав идут продольные полосы из листового железа" - из описания собора конца XIX века.

Около 150 лет здание собора, перекрытое характерным приземистым куполом с луковичной главкой, было одной из главных достопримечательностей всей столицы. В 1913 году огонь вновь повредил купол, крышу и колокольню. В 1924-1928 годах собор был восстановлен как историческая святыня. В соборе хранилось знамя, сопровождавшее Петра I во время Азовских походов.

Ценнейший памятник отечественной истории и архитектуры снесен в 1934 году.

http://piters.in/nohram

Загрузка...
Top