Где находится храмовая гора. Храмовая гора. Как появилась мечеть Аль-Акса

Ежегодно тысячи паломников посещают храмовую гору, которая находится в иерусалимском Старом городе, сюда приезжают верующие со всего мира. Интересно, что Храмовая гора Иерусалима считается важнейшей святыней для христиан, мусульман, иудеев, другими словами она оставила значимый след в истории этих религий. Кроме того, Храмовая гора остается интересной туристической достопримечательностью, куда приезжает немало туристов. При этом эта святыня охраняется израильским государством. Посмотрите достопримечательности .

Особенности Храмовой горы

На сегодняшний день в память об этом знаменательном событии проводятся праздники Йом Кипур и Рош-ха Шана. В целом не просто так иудеи выбрали Храмовую гору для строительства обоих Иерусалимских храмов. В наши дни в центре горы можно увидеть Наскальный купол, некоторые его называют мечетью Омара, только это ошибочное мнение. Ведь сама Мечеть Омара расположена вблизи Храма Гроба Господня. При этом христиане и евреи не могут подниматься на молитвы на Храмовую гору, ведь она сейчас в руках у мусульман. Важнейшая мечеть Аль-Акса находится именно на Храмовой горе. Также стоит отдельно отметить Музей Исламской культуры и мусульманские сооружения разных исторических периодов.

Благодаря археологическим раскопкам, можно увидеть исторические места, куда входит Хасмонейский туннель. Особенностью Храмовой горы является то, что она окружена прямоугольной стеной. Самым древним участком называют Стену Плача, которая находится в западной части. Стену построил Ирод Великий наряду с перестройкой Храмовой горы и Второго Храма. Достопримечательности Храмовой горы можно посещать ежедневно, помимо пятницы и субботы, в мусульманские дни. В этот период сюда могут входить только мусульмане.

Храмовая гора, ар а-баит, гора Мория. Здесь Авраам по велению всевышнего собирался провести жертвоприношение своего сына Ицхака, но в последний момент Ицхак был заменен на барашка. Здесь царь Соломон построил Первый храм для богослужения. И здесь же, вернувшиеся из вавилонского плена, отстроили Второй храм на развалинах первого. Здесь Ирод Великий, предварительно существенно увеличив поверхность горы, отстроил самое великолепное сооружение того периода. Настолько великолепное, что блеск и слава его не угасает и сейчас. Здесь Иисус из Назарета читал свои проповеди. Здесь Магомет из Мекки поднимался на небо за заповедями.

Нет второго такого места на всей земле, где бы за многие тысячелетия так переплелись в один клубок традиции и религии, история и политика. Клубок настолько запутанный, что распутать его под силу только Мессии, который обязательно скоро придет. Так что ждем-с.

А сейчас просто поднимемся на Храмовую гору и прогуляемся по ней.

Самое первое впечатление - это удивление от легкости попадания. Обычная процедура прохода через металлоискатель и просвечивание сумок. Кроме оружия на Храмовую гору нельзя проносить никакой религиозной литературы во избежание молитвы. Молитва на Храмовой горе приравнивается к открытию огня, а Танах или Библия приравниваются к автомату Калашникова.

Если у вас на голове кипа, а вы не хотите лишнего внимания к своей скромной персоне, то можно одеть поверх кипы обычную кепку. Впрочем, это желательно, но не обязательно. На самой горе, около Ворот милосердия, я видела двух ортодоксальных иудеев при полном прикиде.


Видимо это были тайные лазутчики по спецзаданию Любавического ребе. Не зря же они крутились около ворот, замурованных еще Салах А-Дином. Именно через эти ворота Машиах должен пройти в Иерусалим. Иудеев на некотором расстоянии сопровождал израильский полицейский при полном обмундировании спецназа. А сбоку, прячась за масличными посадками, следил араб в штатском. По мусульманской традиции через эти ворота тоже должен пройти мусульманский мессия - Мади. Задача арабского машиаха тоже не проста, т.к. ему еще предстоит построить мост через Кидронское ущелье (вади Джуз) с Масличной горы прямо к воротам города.


Отвлечемся от многочисленных мистических традиций и заметим, что ворота эти все равно не обычные. И странность их даже не в том, что они замурованы. А в том, что любые нормальные ворота должны затруднять проникновение противника, и поэтому всегда строились с различными ухищрениями и прибамбасами типа крутых поворотов. Через эти же ворота быстро может зайти целый римский легион!


Именно по причине трудностей охраны, ворота и оказались замурованы Салах-Адином. Интересно, что такая нетрадиционная для обычных ворот архитектура, является очень даже традиционной для триумфальных арок. И вполне возможно, что эти византийские ворота были построены как символ победы Иисуса на его крестном пути. Через эти ворота кесарь Ираклий вернул украденный истинный крест и через эти ворота существовала традиция крестового шествия (пока крест опять не забрали нехристи-сарацины).


Сегодня, кроме закрытых Ворот милосердия, на Храмовую гору ведут еще девять ворот. И через любые из этих девяти ворот можно выйти с Храмовой горы. Но зайти простому израильскому жителю, а так же гостю столицы, можно только через ворота « Маарабим» справа над Стеной плача.


Храмовая гора открыта каждый день кроме пятницы и субботы с 7.30 до 11.00 утра (зимой на час короче).


Свободный вход через все остальные ворота и в любое время суток только для арабов- мусульман. Интересно, как полицейские охранники безошибочно определяют, кого пускать, а кого нет? Ведь никаких документов о мусульманском вероисповедании предъявлять не надо, чисто «фейс-контроль».


На самой Храмовой горе очень чисто. Даже каменная брусчатка сверкает от чистоты как полированный паркет. И не удивительно - святое место должно быть прежде всего чистое.


В свое время, по приходу к власти Византии, для унижения евреев и оскорбления святости, гору специально засыпали мусором и превратили в свалку.

Когда после первого арабского завоевания Иерусалима, старик Хоттабыч Омар Ибн Хотаб пришел сюда, то мусор с Храмовой горы вываливался прямо через ступени ворот на улицу. Омар Ибн Хотаб не случайно пришел на свалку, он искал мечеть Дауд - место молитвы царя Давида. (В 38 суре Корана пишется о Давиде, который просил в молитве у всевышнего прощения за свои грехи).

Иерусалимский патриарх привел сначала Омара в Храм Гроба, но Омару там не понравилось. Зато на мусорной свалке Омар сразу понял, что это именно то, что надо!


По версии другого арабского историка (11 век), Омар пришел на Храмовую гору и нашел там по наводке своего советника, который был евреем, принявшим ислам, под вонючим мусором святую скалу. Этот же еврей посоветовал Омару Хоттабычу построить молельный дом чуть севернее скалы. Но Омар не поддался на израильскую провокацию и построил молельный дом южнее скалы, чтоб молится не на иудейскую святыню, а на Мекку и Каабу.

Сейчас, в современном арабском мире, появилось модное утверждение, что никакого еврейского храма на горе никогда не было. Потому что нет никаких археологических доказательств. В принципе они правы: археологических доказательств существования храма и вправду нет, потому что никаких археологических раскопок здесь никогда не проводилось. И даже оставим на арабской совести многочисленные упоминания о Храме в их же Коране. Вот если бы мы нашли, например, позолоченную колону о которой написано в талмуде…

Впрочем, посмотрите повнимательнее на эти капители:


Что это там сверкает? Неужели золото?!


Выставка колон и капителей находится на Храмовой горе с западной стороны от мечети Аль Акса.


Сама же мечеть Аль Акса - главная мусульманская святыня, как я уже писала, построена на южной части храмовой горы. По топографии горы здесь был пологий склон, который Ирод Великий достроил с помощью целой системы арочных перекрытий. Для укрепления сооружения, в арочные полости была насыпана земля и строительный мусор.


Когда, 5 лет назад, арабы без всякого разрешения стали раскапывать и вывозить эту землю целыми грузовиками, они в первую очередь насолили сами себе. Потому что прочность перекрытий понизилась и при первом же небольшом землетрясении, в Аль Аксе что-то треснуло…


В настоящее время вся власть над Храмовой горой принадлежит Советам Израилю. Поэтому ни один камень, включая этот мусор, не двинется с места без специального разрешения правительства Израиля (Храмовая гора находится под патронажем мусульманской организации ВАКХ. В 2007 г. при проведении работ по прокладке электричекого кабеля было вывезено огромное количество так называемого "строительного мусора" Были даже организованы работы по его просеиванию, в результате которых были найдены артефакты Первого Храма. Подробности, например, и - ) :


Не то чтобы этот мусор представлял какой-то научный интерес (Вполне себе представляет - ). Просто в Иерусалиме, а тем более на Храмовой горе - все политика. И эта политика показывает кто в доме хозяин. Лично у меня сразу появилась ассоциация со съемной квартирой. Формально, съемная квартира принадлежит тем, кто там живет. Но юридически квартира только во владении хозяина, который может и не продлить договор аренды…


Однако вернемся к Аль Аксе.

В Коране нет упоминания Иерусалима. Пишется только, что Мухаммед с верным конем Бураком перелетел ночью из Мекки в «Эль-Акцу», что переводится как «на краю» в смысле очень далеко. Знающие иврит могут сразу найти знакомый корень к.ц. - каце. О том, что «край» находится именно в Иерусалиме, написано уже в комментариях к Корану. Для справедливости замечу, что в Торе тоже не упоминается Иерусалим - только гора Мория и «место, которое тебе укажет Б-г».


И если две предыдущие религии - иудаизм и христианство - считают Иерусалим своим святым городом, то почему ислам должен был оставаться в стороне? Вот он и не остался.

Кроме стадного чувства в строительстве монументальных исламских сооружений в священном городе сыграли роль еще две веские причины. Первая причина - политическая замена Мекки и Медины, которая в то время не находилась в руках халифа Муавии. А властвовать жуть как хотелось, вот он и построил купол над святой скалой - альтернатива камню в Мекке.


Вторая причина - конкуренция с христианской Византией. Иудаизм в 7 веке никто в расчет не брал, но у Византии были еще довольно сильные позиции. И поэтому два основных исламских сооружения - Купол над Скалой и мечеть Аль-Акса были построены по образу и подобию византийского Храма Гроба Господня.

Купол над Скалой - это Ротонда вокруг святого места. Мечеть Аль-Акса - это базилика, зал молитв. А между ними дворик. В христианском Храме Гроба тоже был дворик, который закрыли крышей крестоносцы. А тут дворик как был, так и остался.


Купол над Скалой тоже как был, так и остался, почти без изменений. Ведь со скалой что будет? Она крепкая.


Зато несчастная мечеть Аль-Акса, построенная над арочными перекрытиями царя Ирода, всякий раз страдает от землетрясений. И в сильном землетресении 8-го века оказалась разрушена до основания. В современном здании самые старые части датируются не ранее 12-го века. И само здание сильно напоминает многие католические церкви в Европе. Если будете в Равенне, загляните в церковь святого Виталия (Сан-Витале) - точный близнец нашей Аль-Аксы.


Если присмотреться, на колонах даже видны скульптуры пеликанов - непременная символика Христа периода крестоносцев.

Остатки строений крестоносцев можно увидеть и в других местах Храмовой горы. Например, капелла Вознесения - это баптистерий (место крещения новых христиан) при крестоносской церкви «Темплюм Доминус». Крестоносцы верили, что тут был дворец Соломона.


Мусульмане же считают, что именно в этом месте Мухаммед молился накануне своего полета на небо.

Само же вознесение состоялось над Камнем Мироздания. Причем начальная скорость для преодоления земного тяготения была столь велика, что Мухаммед вначале провалился под землю, а потом башкой проломил скалу и улетел на небо прямо к Аллаху. Вследствие этого процесса, называемого по-арабски «мираж», образовалась пещера в скале. Посетить эту святую пещеру можно, зайдя внутрь Купола.

Все стены внутри Купола расписаны цитатами из Корана. Чаще всего встречаются такие: « Бог один, а не два и не три. Бог не рожден, у него нет сына…» и т.д. Странно только, что нет ни одной цитаты по теме вознесения Мухаммеда на небо за заповедями. Возможно, что традиция, связывающая это вознесение с местом на Храмовой горе, возникла уже после строительства Купола.

После последней интифады израильтян и гостей столицы в Купол не пускают.


Так что познакомимся поближе с Куполом только снаружи. Тем более тут тоже есть немало интересного. Например, эти мраморные плиты в облицовке стен:


Посмотрите получше на рисунок в камне. Видите портрет Мухаммеда?


Если не видите, то значит вы не правоверный мусульманин.


Рядом с Куполом Скалы, с его восточной стороны, находится его уменьшеная копия - Кипат Шальшелет (Купол цепочки). По одной из версий, халиф Абд-Эль-Малик перед строительством основного Купола приказал построить его уменьшенную модель. Но эта версия не выдерживает никакой критики, потому что маленький купол не является копией большого. Выполненный в форме беседки, маленький купол никогда не имел стен.


Но факт, что именно эти два сооружения - большой и маленький купол являются самыми древними постройками на Храмовой горе. И купол Шальшелет обладает очень любопытной особенностью. Когда стоишь ровно посередине этой беседки, то можно говорить очень тихо - слышно все равно хорошо. Если же говорить громко - будет слышно по всей горе. Потому как этот древний усилитель звука находится ровно в середине горы!

И еще мое личное наблюдение - в центре беседки-купола все время дул ветер. Стоило шагнуть в сторону, ветер стих.


Там где Храмовая гора граничит с арабским кварталом, есть немало хорошо сохранившихся зданий периода мамлюков.


Мамлюки вообще отличились тут строительством религиозных школ изучения ислама - мидраса.

Традиционная мамлюкская архитектура очень красива. Одно только соединение различных цветов придает зданию необычную нарядность.

На самой северной оконечности Храмовой горы Ироду не нужно было достраивать, а наоборот пришлось срезать лишнюю возвышенность, чтоб разровнять территорию.

Если вы хотите найти на земле самое священное место, связавшее сразу несколько мировых религий, то это будет Храмовая гора. Ее значимость признана культовой и продолжает хранить огромное количество загадок мироздания. Евреи, арабы и христиане регулярно приезжают в Иерусалим в дни религиозных праздников, чтобы помолиться и почтить память Создателя, Иисуса, Мухаммеда и других пророков древности.

Миллионы паломников со всего мира почитают эту святыню одной из самых значимых как в иудаизме и христианстве, так и в мусульманстве. Тяжело представить, что 3 противостоящие религии связаны с горой и постоянно отстаивают свое первенство за право владения землей.

Читайте в этой статье

Какие тайны скрывает святыня?

По преданиям священных Писаний Храмовая гора изначально именовалась как Мория (гора, на которую Аврааму указывал Бог). Поэтому святость этого места лежит в основе всего мироздания. Вот лишь часть самых важных событий, случившихся на этом месте:

  • Именно на Краеугольный камень в третий день создания Всевышний спустил мир, а по еврейским преданиям этот камень и есть - Храмовая гора
  • Здесь появился первый человек
  • Каин и Авель вместе с отцом Адамом осуществляли жертвоприношения Богу
  • После всемирного потопа Ной возвел на вершине горы алтарь для приношения Всевышнему
  • Авраам собирался совершить жертвоприношение Богу, пытаясь убить своего сына Исаака
  • Царю Давиду явился ангел с мечом, указавший на место строительства священного алтаря, после чего Израиль избавился от язвы
  • Краеугольный камень с вершины горы стал изголовьем для пророка Якова, когда тот наблюдал пророческий сон о небесной лестнице
  • Древние скрижали Завета, посланные Моисею Богом вытесаны из каменной породы Храмовой горы
  • Именно с вершины холма пророк Мухаммед отправился на резвом скакуне к Аллаху прямо из Мекки.

Сейчас место горы выглядит в виде небольшой пятиугольной площади, огражденной высокими каменными стенами в самом сердце . В центре построен храм Купол Скалы, сверкающий на весь город золотом, а у края стоит более маленькая мечеть Аль-Акса.

Главные иудейские достопримечательности горы

Первый Храм Иерусалима

По преданию за свои многочисленные грехи Давиду было запрещено возводить святыню, поэтому его наследник Соломон в 967 году до н. э. основал храм Бога. Строительство заняло 7 лет и закончилось массовым празднованием освещения строений.

Из священных писаний ясно, что ночью на храм спустилась шехина (божественная сила, которая знаменовало его присутствие). Здесь царь поместил реликварий с заветами пророка Моисея.

Великая тайна

В 586 году до н. э. после сожжения храма армией Вавилона появилась тайна Храмовой горы, которая мучает историков и археологов до сих пор. Все реликвии были перевезены в Вавилон, но в процессе перевозки бесследно пропал ковчег со скрижалями Завета Моисея и золотая Менора. Археологи проводили раскопки, так как по легендам сокровища были надежно спрятаны от вавилонской армии, но к сожелению явных следов первого храма практически не осталось, так как мусульмане возвели здесь после захвата земель свои святыни.

Второй Храм и его руины

В 536 году до н. э. еврейский народ воздвиг Второй Храм, который был прекрасен и поражал своим величием. Около 20 года до н. э. царь Ирод произвел работы по реконструкции и увеличил площадь Храмовой горы, поставив 30-метровые стены для сокрытия святыни от города. К несчастью Второй Храм не избежал участи своего предшественника. Римляне уже в 70 году н. э. практически полностью снесли святыню, оставив одни руины.

На сегодняшний день практически нетронутой осталась Западная стена, знакомая всему миру как . Этот кусочек мировой святыни разделен на большую мужскую и маленькую женскую часть перегородкой. К этому памятнику древности пускают всех туристов. Однако женщинам лучше повязать голову и закрыть плечи с коленями.

Можно поместить маленькую записочку с желанием в щель стены. Потом необходимо не поворачиваясь к стене спиной вернуться к выходу. Перед и после всех процедур евреи делают омовения. Для этого в общественных областях поставлены умывальники и ковшики.

Пророчества

Исходя из писания пророка Иезекииля, Антихрист должен возвести на горе действующий Третий Храм. После Второго пришествия Иисус вернется в наш мир для начала Страшного суда. Первыми этой участи удостоятся евреи, захороненные на древнейшем кладбище города. Те, кто упадет с проложенного Богом моста сразу сгорят в аду, остальные попадут в рай.

Сам иудаизм исключает факт Второго пришествия. По их писаниям Мессия, являющийся прямым потомком Давида, должен основать Третий Храм, который объединит все религии и воцарится мир.

Мусульманские достопримечательности

Разрушив иудейские святыни в период с 687 по 691 год, мусульмане построили самый заметный и богатый памятник Иерусалима - мечеть Куббат ас-Сахру. Купол мечети сияет золотом и подчеркивает власть над еврейским народом. Это место было выбрано неслучайно. Несмотря на святыни евреев, для мусульман Храмовая гора связана с пророком Мухаммедом.

Камень основания располагается на пике скалы и огражден золоченой решеткой, сохраняя неприкосновенность. Этот мусульманский храм возносит Израиль к одним из самых важных мест зарождения ислама. Именно здесь Мухаммед, привязав своего скакуна, поведал народу о том, что нужно молиться 5 раз в день.

Купол Скалы стал одним из ярких примеров ранней архитектуры ислама. Он возвышается к небу классическим полумесяцем. Уникальная мозаика покрывает поверхность стен, сводов и арок храма. В орнаменте можно заметить растительные и геометрические мотивы с письменами арабской вязью. Для мусульман это больше, чем достопримечательность. В мечети находится след от стопы и 3 волоска с бороды пророка Мухаммеда.

Небольшая и с виду невыразительная мечеть на Храмовой горе являлась раньше первой киблой мусульман, то есть была приоритетным пространственным ориентиром при молитве. Ее построил халиф Умар в середине VII века. Серый купол, покрытый свинцом находится, на краю площади горы. Эта третья по значению святыня мусульман, так как здесь совершил молитву сам Мухаммед перед вознесением к Аллаху.

Кто хозяин Храмовой горы?

В 1967 году в период Шестидневной войны десантники Израиля завладели мусульманской частью горы (по уже культовым в наши дни заявлениям солдата Моти Гура: «Храмовая гора - в наших руках»). Сегодня доступ к этой великой достопримечательности разрешен для всех желающих в специально выделенные дни и часы.

После посещения Храмовой горы и ее достопримечательностей, наполненных духовной силой даже глубоко нерелигиозный человек способен почувствовать всю мощь и величие Иерусалима. Контраст руин еврейских святынь с красотой и богатством мусульманских строений создает противоречивые ощущения и навсегда остается в сознании каждого путешественника.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Тайна древней цивилизации – Храмовая гора в Иерусалиме. Стена Плача.

    ✪ Пинхас Полонский. Храмовая Гора

    ✪ Купол скалы и Мечеть Аль-Акса. Храмовая гора. Иерусалим. Израиль

    ✪ Храмовая гора

    ✪ Потеряный Храм

    Субтитры

История

Стена

Период Первого Храма

После этого город длительное время находился в руинах. По сей день вдоль западной и южной стен можно увидеть огромные камни, оставшиеся там после разрушения Храма римлянами. Археологами обнаружены также вытесаные из камня перила от балкона с которого трубили в трубы провозглашая наступление Суббот и праздников. На перилах сохранилась часть надписи «месту трубления…»

Римское владычество

Его отношение к иудаизму и намерение заново построить Иерусалимский храм объясняется тем, что он старался лишить церковь её еврейского основания. Возобновление жертвоприношений в Храме могло публично продемонстрировать ложность пророчества Иисуса о том, что от Храма «не останется камня на камне» и неверность утверждения о том, что иудаизм потерял статус богоизбранности, которая теперь перешла к христианству .

Император без промедления приступил к осуществлению своего плана. Требуемые средства были ассигнованы из государственной казны, а главой проекта был назначен Алипий Антиохийский, один из преданнейших помощников Юлиана и бывший наместник Британии . Подготовка материалов и инструментов, их доставка в Иерусалим и установка на месте, а также набор мастеров и рабочих продолжались в течение длительного времени. Планирование работы потребовало немалых усилий со стороны архитекторов. Первым этапом работ было удаление развалин, находившихся на месте строительства. Лишь после этого, по-видимому, 19 мая , строители непосредственно приступили к возведению Храма.

Значение Храмовой горы в иудаизме

Названия Храмовой горы

  • Гора Храма (הר הבית, хар ха-Байт, дословно «гора дома») - это название упоминается в книге пророка : «В конце дней утвердится гора дома Бога над горами, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы».
  • Гора Мория (הר המוריה, хар ха-Мория) - упоминается, в частности, в книге : «И начал Соломон строить дом Господа в Иерусалиме, на горе Мория».
Есть несколько толкований значения слова Мория.
Указание, учение (הוראה) - так как отсюда исходит учение для всего мира. Благовоние «Мор» (מור) - так как в Храме воскуряли благовония. Страх (מורא) - так как здесь страшились Бога.
  • Гора Сион (הר ציון, хар Цийон). В настоящее время Сионом называют другую возвышенность , также расположенную в Иерусалиме.

События, которые согласно еврейской традиции произошли на Храмовой горе

  • Сотворение первого человека Адама .
  • Адам совершил жертвоприношение Богу.
  • Каин и Авель соорудили жертвенник и принесли здесь жертвы.
  • Ной принес жертвоприношение после выхода из ковчега.
  • Авраам приготовляет своего сына Исаака для жертвоприношения Богу.
  • Праотец Иаков видит здесь сон.
  • Царь Соломон построил Первый Храм , простоявший 410 лет.
  • Через 70 лет после разрушения Первого Храма здесь же был воздвигнут Второй Храм , простоявший 420 лет.

Иерусалимский Храм служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу , а также являлся центром религиозной жизни еврейского народа и объектом паломничества всех евреев три раза в год (на Песах , Шавуот и Суккот).

Храмовая гора является самым святым для евреев местом: религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле - к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме - к Храмовой горе.

Согласно обещаниям еврейских пророков, после прихода Мессии на Храмовой горе будет отстроен последний, Третий Храм , который станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества. Также с Храмовой горой связано ожидание Страшного Суда .

В период Храма существовали различия в святости между разными частями Храмовой горы. Вход в Святая Святых Храма был разрешён только первосвященнику , и только в Йом-Киппур . Неевреям, а также тем, кто был ритуально нечист из-за , связанной с мертвым телом, запрещалось входить на обнесенную заграждением территорию, окружавшую здание Храма и прилегающие к нему дворы. Не очистившимся от ритуальной нечистоты, связанной с истечениями из половых органов, запрещалось вступать на Храмовую гору. Также было запрещено подниматься на Храмовую гору с иными, нежели религиозные, целями или в непристойном виде.

Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в частности, Маймонида , святость Иерусалима и Храмовой горы остаются в силе и после разрушения Храма. Поскольку считается, что все евреи ритуально нечисты из-за нечистоты, связанной с мертвым телом, и, в настоящее время невозможно произвести соответствующую процедуру очищения, поэтому никто не может заходить на территорию, окружавшую Храм. Вход на остальную часть Храмовой горы может быть разрешет только неевреям и евреям, очистившимся от ритуальной нечистоты, связанной с истечениями из половых органов.

Проблема заключается в том, что библейские источники не позволяют с точностью идентифицировать границы зон. Однако, известно, что на территории, идущей по периметру Храмовой горы, не располагалась территория, окружавшая Храм. Обход Храмовой горы по периметру , в соответствии с галахой организуется рядом общественных организаций , в частности, и организацией Место встречи .

Местоположение Храма

Другие полагают, что на этом камне во дворе Храма находился Жертвенник всесожжения . В таком случае, Храм располагался к западу от этого камня. Это мнение более вероятно, поскольку это соответствует пространственным отношениям на Храмовой площади и позволяет разместить ровную площадь достаточно больших размеров. .

Существуют и другие варианты локализации Храма. Почти два десятилетия назад израильский физик Ашер Кауфман предположил, что как Первый, так и Второй храмы были расположены в 110 метрах к северу от мечети Скалы. По его расчётам, Святая святых и Камень Основания находятся под нынешним «Куполом Духов» - небольшой мусульманской средневековой постройкой.

Противоположную, «южную» (по отношению к Куполу Скалы) локализацию Храма на протяжении последних пяти лет разрабатывает известный израильский архитектор Тувия Сагив. Он помещает его на месте современного фонтана Аль-Кас.

Значение Храмовой горы в христианстве

Храмовая гора многократно упоминается в Пятикнижии , которое является основой Ветхого Завета , поэтому это место священно как для иудеев, так и для христиан .

Кроме того, по христианскому преданию, Богородица была введена в Святая Святых по ступеням с южной части Храма (которые сохранились по сей день). Событие Введения во Храм не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних текстов (Протоевангелия Иакова (гл. 7.2-3), вторая половина II в.), которые отражают устное предание, но дополнены подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение (1 Пар. 15 и Пс. 44), а также из евангельской истории Сретения (Лк 2. 22-38).

Родители Девы Марии праведные Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла 3-летнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет, посвятить Её Богу. Около входа в Иерусалимский храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками. Пресвятая Дева поднялась по ступеням Храма, где её встретил первосвященник Захария. Получив откровение, Захария ввел Богородицу во Святая Святых, куда сам первосвященник мог входить только раз в год (см.: Исх. 30. 10; Евр. 9. 7). При Храме Мария жила и воспитывалась до 12 лет.

Значение Храмовой горы в исламе

Мусульмане рассматривают Храмовую гору как одно из самых ранних и примечательных мест поклонения Богу. На ранних стадиях ислама Мухаммад учил своих последователей стоять лицом к горе во время молитвы [ ] .

В 13-ом веке Ибн Таймийи утверждал: «Аль-Масджид аль-Акса - это имя для всего места отправления культа, построенного Соломоном …», который, согласно западной традиции, представляет «… место поклонения» и известен как Храм Соломона (по мусульманской традиции названный Храмом Сулеймана, считающегося пророком в исламе). Ибн Таймийа также выступал против предоставления каких-либо неоправданных религиозных почестей любым мечетям (даже той, что находится в Иерусалиме), не давая им возможности приблизиться или соперничать каким-либо образом с исламскими святынями - двумя самыми святыми мечетями - Масджид аль-Харам (в Мекке) и Aль- Масджид аль-Набави (в Медине).

Мусульманские интерпретаторы Корана соглашаются, что гора является местом для Храма, разрушенного впоследствии.

Куббат ас-Сахра построена в самом центре Храмовой горы, и внутри неё находится выступающий из земли камень - это вершина горы, единственная её часть, которая возвышается над плоским плато. Согласно Корану , этот камень и есть та скала, с которой пророк Мухаммед вознёсся в небо на крылатом коне.

Политическое значение Храмовой горы

В периоды мамлюкского, османского и британского правления Палестиной , евреи на Храмовую гору не допускались. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе - ВАКФ , так называемый Исламский совет (Muslim Council), который получил фактическую власть над всей территорией Храмовой горы.

Полиция Израиля запрещает евреям вносить на Храмовую гору предметы религиозного культа, в частности, молитвенники, тфиллин , талит и религиозную литературу. Кроме того, на Храмовой горе евреям запрещено молиться и кланяться в сторону Святая Святых . Полиция мотивирует этот запрет опасением нарушения порядка со стороны мусульман.

Неурегулированность ситуации вокруг Храмовой горы между евреями и палестинцами приводит к постоянным конфликтам.

В сентябре г., после многолетних раскопок и реконструкции, был открыт для посещения так называемый «туннель Хасмонеев» - участок древнего водовода и улицы хасмонейско-иродианского периода, проходящий от площади у Стены Плача до Виа Долороза , в 300 м к западу от Храмовой горы и параллельно её западной подпорной стене. Глава ООП и Палестинской автономии (ПА) Ясир Арафат тогда заявил, что израильтяне якобы планируют подрыть фундамент мечети Аль-Акса и таким образом разрушить её, освободив место для своего Храма. В Иерусалиме и в некоторых районах на территориях, находящихся под контролем Палестинской автономии, произошли серьёзные беспорядки и вооружённые столкновения, в ходе которых полиция ПА впервые применила оружие против израильских сил безопасности. Арабы неоднократно забрасывали камнями евреев, молящихся у Стены Плача . В ходе беспорядков погибло 15 израильтян и 52 араба.

В г. ВАКФ открыл новую, третью по счёту, мечеть на Храмовой горе, в так называемых Соломоновых конюшнях. Масштабные строительные работы в подземельях Храмовой горы привели к нарушению древней системы дренажа и другим деформациям, вследствие чего южная стена Храмовой горы оказалась под угрозой обрушения. В 1999-2002 гг. здесь вели восстановительные работы инженерные службы Иордании, поскольку ВАКФ не желает сотрудничать с соответствующими израильскими службами и запрещает любой надзор за своими работами с их стороны.

С начала так называемой «Второй интифады » («Интифада аль-Аксы») в сентябре г., по указанию израильского правительства, вход на Храмовую гору для немусульман был прекращён вплоть до середины г., когда положение несколько нормализовалось. В эти годы израильская полиция периодически ограничивала доступ мусульман на Храмовую гору, как для жителей автономии, так и для других граждан по возрастному цензу.

Зимой 2004 года сильные снегопады и небольшое землетрясение вызвали разрушение части старого моста Муграби , который одновременно выполнял роль стенки-ограждения южной части женской половины у Стены Плача . Представитель ХАМАС сделал заявление, что мост обрушился из-за желания израильской стороны разрушить мечеть Аль-Акса и пообещал отомстить. В свою очередь израильская сторона выдвинула предположение, что причиной аварии стали проводимые ВАКФом подземные работы на Храмовой горе. Обрушение 2004 года вызвало опасение, что это только начало обвалов на Храмовой горе . Один из последних конфликтов был вызван решением израильских властей построить новый пешеходный мост в районе Магрибских ворот, ведущий к комплексу Храмовой горы. Строительство моста, начатое в феврале 2007 года , было приостановлено из-за массовых протестов мусульман, опасавшихся, что при возведении моста могут быть нанесены повреждения мечети Аль-Акса.

Таким образом, в настоящее время на Храмовой горе расположены лишь религиозные святыни ислама, что является постоянным предметом раздора между мусульманами и иудеями, и одной из причин

Раскопки у Храмовой Горы – археологический парк, расположенный с южной стороны от Стены Плача. Еще век назад это место было спрятано под толщей земли.

Сейчас, благодаря археологическим раскопкам, это место было обнажено, и перед общественностью предстали огромные камни, которые были частью зданий Храмовой Горы, а также стенами разрушенного в 70 году Храма Соломона, главной еврейской святыни. На одном из выставленных камней есть надпись из Священного Писания, которая являлась оповещением в древние времена о наступлении субботы. Здесь были обнаружены некоторые ценные вещи, которые стали экспонатами в еврейском музее.

Смотровая площадка Елеонской горы

Одна из самых впечатляющих и знаменитых смотровых площадок Иерусалима расположена на Елеонской или Масличной горе.

Гора высотой в семьсот девяносто три метра является самой высокой из гор, окружающих город. В прошлом с вершины горы факелами передавались сигналы в Вавилон.

Устроенная на горе большая обзорная площадка является одним из самых популярных туристических мест. Отсюда открывается замечательный вид на Старый город, гору Сион, Кедронскую долину и северную часть Иерусалима. Время подъема до площадки составляет примерно двадцать минут. Рядом с обзорной площадкой расположено Еврейское кладбище, которое было сформировано еще в эпоху Первого Храма.

Виды, которые открываются с горы, не оставляют равнодушными ни одного посетителя. Замечательные фотографии, привезенные из этих мест, еще долго будут напоминать вам об этом прекрасном городе.

Гора Герцля

Гора Герцля еще называется горой Памяти, т.к. здесь расположено национальное еврейское и военное кладбище с рядом мемориалов. Холм Герцля, высотой 834 метра над уровнем моря, находится в западной части Иерусалима. У его западного подножия построен Яд ва-Шем, мемориал Холокоста.

Гора носит имя похороненного здесь Теодора Герцля, основателя современного сионизма, политического движения возрождения евреев на их исторической родине.

Гора Герцля является местом для проведения крупных городских мероприятий и памятных национальных праздников. На территории кладбища находится несколько мемориалов среди которых: памятник неизвестному солдату, мемориал жертвам террористических актов, памятник еврейским солдатам советской армии во II Мировой войне и др.

Гора Скопус

Гора Скопус – одна из вершин горного хребта, который расположен на востоке Иерусалима.

Гора является своеобразной смотровой площадкой – с нее открывается вид на большую часть Иудейской пустыни, а также можно увидеть весь Иерусалим. Слово "скопус" - греческого происхождения, это перевод еврейского имени, которое обозначает "наблюдение".

С древнейших времен гора Скопус считалась стратегически важным объектом, с которого начиналось нападение на город. Она поднимается над Старым городом на сто метров, а над Мертвым морем возвышается примерно на тысячу двести метров.

На горе и у ее подножия расположены здания различных учреждений. В 1918 году здесь был заложен камень Еврейского университета, который открыл свои двери в 1925 году и существует до сих пор. В 1938 году рядом с ним была построена Больница Хадасса, которая включает в себя и школу для подготовки медицинского персонала. Одной из достопримечательностей является Ботанический сад при университете, открытый в 1931 году.

Масличная гора

Масличная гора имеет также название Елеонской. Она находится на высоте тысячи двухсот метров над уровнем море. Склоны горы засажены маслинами, поэтому она и получила такое название.

Масличная гора имеет три вершины, самая высокая из которых - гора Вознесения. По библейской традиции, именно с неё Иисус Христос вознесся на небо.

Масличная гора – самая высокая среди гор, которые окружают Иерусалим. Для туристов здесь расположена прекрасная смотровая площадка, с которой открываются замечательные виды на город.

На вершине горы находится православная церковь Вознесения.

Гора Сион

Гора Сион - это высокий холм, расположенный в историческом центре Иерусалима и имеющий огромное историческое значение для всего еврейского народа.

Высота Сиона составляет 765 метров над уровнем моря, а со всех четырех сторон эта гора окружена долинами. Сион граничит с наиболее древней частью Иерусалима - на северном склоне холма даже частично сохранились остатки городских стен, построенных ещё в первом веке нашей эры. Кроме того, на горе располагаются Сионские ворота и старинный храм Успения Святой Богородицы. Также на вершине Сиона похоронен Оскар Шиндлер - немецкий промышленник, спасший от смерти множество евреев во время Холокоста.

Сегодня эта гора представляет собой одно из самых почитаемых мест во всём Израиле. Сион упоминается в Библии и является олицетворением Земли обетованной и всей еврейской истории.


Достопримечательности Иерусалима

Загрузка...
Top