Греция скалы метеоры. Метеоры. Что посмотреть в «лабиринте»

Одна из главных достопримечательностей Греции — комплекс православных монастырей Метеоры. Находится он в Фессалии, в центральной части страны. Кельи монахов и другие помещения монастыря разместились на самых вершинах очень высоких и отвесных скал. Само название монастыря в переводе значит – парящие в воздухе.

Монахи-отшельники, первыми облюбовавшие эти скалы, начали здесь селиться начиная с ХІІ столетия. Для своих келий они вырубали пещеры прямо в скалах.

Основателем монастыря считается афонский монах по имени Афанасий. По легенде, в 1336 году на вершину скалы, где сегодня находится монастырь Преображения Господня (его еще называют Большим Метеором), Афанасия подняли сами ангелы. Афанасий пользовался большим авторитетом среди монахов, составляющих первую общину в Метеорах.

Строительство же монастыря началось только в XIV столетии и продолжалось почти 200 последующих лет. Монашескими обителями было занято двадцать четыре скалы. Добраться до любой из них во все времена было достаточно сложно. Монахам приходилось преодолевать высоту, взбираясь по канатам или приставным деревянным лестницам, что требовало от них определенной физической формы. Если монах боялся высоты, а были и такие, то его втаскивали наверх в сетке. Сегодня в таких сетках доставляется наверх продовольствие. Кто знает сколько монахов за время существования монастыря, поднимаясь на скалу, попадали прямо на небо. Может быть такая статистика и есть, но Метеоры ее не предают огласке. Только в начале ХХ столетия в скалах были сделаны ступени, что сделало подъем намного безопаснее.

Монастыри Метеоры достигли своего расцвета к средине XVI столетия. Художники из числа монахов украсили своды, стены и алтари храмов фресками и резьбой, а библиотека Большого Метеора насчитывает около 600 рукописей. Здесь сберегается много реликвий и даров императоров и патриархов разных эпох.

Греция монастыри Метеоры, фото.

Сейчас из 24 монастырей Метеора действующих только два, четыре – работают как музеи и открыты для посещения.

Отправляясь на экскурсию в Метеры нужно помнить, что одеться нужно так, чтобы одежда закрывало все тело, брюки для женщин не допускаются. Экскурсия к монашеским кельям на вершинах скал интересна и увлекательна. Она займет у вас весь день целиком. Но перед началом восхождения следует трезво оценить свои навыки скалолазания и тот факт, действительно ли вы не боитесь высоты…

Вход в монастырь.

И наконец предлагаю посмотреть видео-фильм про комплекс православных монастырей Метеоры.

Метеоры Греции на карте:

Извините, карта временно недоступна Извините, карта временно недоступна

Монастыри Метеоры – наиболее яркая достопримечательность Греции. Её обязательно следует посетить при знакомстве с этой страной. В северной части страны, где раскинулась Фесалия, находится настоящий геологический феномен – отвесные скалы в форме столпов. Почти каждый столп венчает монастырь, за что место часто именуют монашеской страной.

Прекрасные Метеоры

В доисторические времена на месте современной Греции шумело большое море. Под действием волн, сильных ветров и скачков температур более 60 млн. лет назад и образовались горы столь необычной формы. Скалы нередко имеют тонкую основу и утолщаются кверху, создавая эффект парящих гор. Именно так слово «метеоры» и переводится с греческого языка.

Утесы имеют почти отвесные края, по которым не каждый опытный альпинист решится взобраться. Средняя высота гор равна 300 м, а самые высокие превышают отметку в 600 м. Среди камней можно найти извилистые тропы к вершине, с них можно наслаждаться живописной панорамой зеленых равнин и дельты р. Пиньос.











На неприступных вершинах Метеор приютились многочисленные монастырские постройки, некоторые монастыри действуют по сей день. С конца IX века монахи-отшельники обосновались в небольших пещерах и естественных углублениях невысоко от земли, но частые разбойные набеги вынудили отшельников перебраться на неприступные вершины гор. Строительство потребовало неимоверных усилий от немногочисленной группы монахов, но вера и огромное желание помогли им справиться с задачей.

История монастырей

В конце X в. один из священников по имени Варнава начал строительство небольшого монашеского поселка (скита Святого Духа). Постепенно количество религиозных построек увеличивалось, а к XIV в. поток верующих достиг своего пика. Этот период истории ознаменован турецкими набегами, в результате которых Фессалия полностью оказалась под властью турок. Стремясь защититься от агрессии, отшельники со всех концов страны устремлялись к Метеорам.

Перебрались сюда с Афона монахи Григорий и Афанасий. Именно они озадачились постройкой монашеского государства на скалах по аналогии с Афонским монастырем. Они заложили первый из монастырей - Большой Метеор на вершине скалы Платис Литос (613 м).

Эпохой рассвета монашеского государства историки считают XV-XVI века. В этот период здесь действовало 24 самостоятельных монастыря со скитами, церквями, костницами и хозяйственными постройками. Некоторые из монастырей имели еще и большую библиотеку.

Мужские монастыри Метеоры

Первый, а значит и самый древний из монастырей Метеоры – Великий или Большой Метеор – продолжает работать уже несколько столетий. Постройка выполнена в поствизантийском стиле, а во внутреннем убранстве присутствуют старинные фрески и средневековые иконы. Они создают удивительную атмосферу духовности и старины. Необъяснимый трепет охватывает туристов еще до входа во внутренние помещения. В одном из зданий Большого Метеора действует музей, который знакомит с бытом первых монахов и монастырскими реликвиями. Именно здесь можно увидеть древнейшую греческую рукопись от 861 года.

Монастырь Великий Метеор

Названный по имени своего основателя, также продолжает работать. Небольшая церковь появилась на его месте еще в 1350 г. Монах Варлаам предпочитал затворнический образ жизни и прожил здесь почти в одиночестве до самой смерти. Почти два столетия после смерти отшельника никто не поднимался на скалу. Лишь в 1518 г. Нектария Апсары и его брат Феофан поднялись наверх и принялись реставрировать старинную церковь. Они же построили рядом Собор Всех Святых. Внутреннее оформление помещений очень красиво. Здесь присутствуют поствизантийские фрески и старинные иконы. Постоянно проживают в монастыре всего семеро монахов, которые с радостью встречают каждого путешественника.

Не может похвастаться большими размерами, так как скала, на которой он стоит, имеет малую площадь. Историки предполагают, что заложили его на границе XII и XIII веков. Чтобы уместить все помещения, их расположили в несколько уровней друг над другом. Внутри Собора можно увидеть уникальные старинные фрески, нарисованные иконописцем Феофаном Критским.

На высоте 400 м находится уединенный монастырь Святой Троицы , построенный в XV в. Из его окрестностей открываются самые живописные панорамы на долину и реку. Добраться к нему можно по старинной каменной лестнице со 140 ступенями, которую монахи вырубили в скале.

Женские монастыри Метеоры

Количество действующих женских монастырей меньше, но они также привлекают паломников и туристов. Первый женский монастырь основан в 1545 г. братьями Иосифом и Максимом. Он находится на невысокой и небольшой по площади скале, поэтому помещения расположились на 3 уровнях. В интерьере присутствуют иконы, драгоценные аналои, прекрасные фрески и резной, позолоченный алтарь. Монахини в монастыре весьма гостеприимны, они не преминут угостить путников сладостями.

Славится мощами Св. Харлампия - целителя и защитника людей от недугов. Здание монастыря было возведено в XIV веке, однако монахи поселились на утесе на два столетия раньше. Монастырь находится достаточно высоко и ближе остальных к городку Каламбака. Он также знаменит очень красивым убранством и множеством старинных икон. В период военных действий здание часто попадало под обстрелы, что почти полностью уничтожило фрески. Их восстанавливали уже в середине XX в.

Как посетить монастыри?

В старину дорога к монастырям проходила по каменным лестницам или подвесным канатным дорогам. Небольшую корзину монахи вручную перетаскивали по канатам. С 1920 года к Метеорам проложили хорошую, асфальтированную дорогу. По ней туристы могут проехать на собственном автомобиле или на специальном автобусе. Автобус совершает рейсы к подножию Метеоры от городка Каламбака в летние месяцы.

Перед посещением следует строго оценить свой внешний вид. У мужчин и женщин должны быть прикрыты плечи и ноги по щиколотку. Женщинам следует накинуть на голову платок.

Между космическими телами, падающими на землю, и монастырями Метеоры в Греции, имеется одна связующая нить, которая «спряталась» в звучании греческого слова μετέωρα.

В первом случае оно означает явления или знамения на небе, а во втором - нагорья, возвышенные места.

Существует и другой вариант перевода: парящие в воздухе. Именно этот смысл вкладывал в название горы Платилифос, преподобный Афанасий, давая ей новое имя. В одной из здешних пещер он проводил свои подвиги, вознося непрестанные молитвы. Со временем такое название было присвоено всем скалам, окружающим Платилифос, а последнюю стали именовать Большими Метеорами.

История монастырского комплекса

Византийские подвижники благочестия, стремившиеся к безмолвной и суровой жизни в непрестанной молитве, издавна облюбовали для своих подвигов живописные вершины фессалийских скал.

Труднодоступные пещеры, расположенные на крутых склонах, надёжно огораживали отшельников не только от грехолюбивых обычаев мира, но и от политических преследований.

Некоторые прятались здесь ещё во времена иконоборческих гонений, другие приходили сюда, спасаясь от нашествия крестоносцев, викингов и корсаров.

Преподобный Афанасий, прозванный впоследствии Метеорским, вместе со своим наставником, богоносным старцем Григорием, прибыли сюда из кельи, которая была выстроена на самой вершине Афонской горы.

Спасаясь от набегов корсаров, они по благословению архиепископа Сервийского Иакова обосновались на открытой высокой скале Стилос неподалёку от городка Стаги, где возносили молитвы в заброшенной церкви, которую задолго до этого выдолбили в скале пастухи.

Но сюда стали приходить местные жители за различными советами, разрушая устоявшийся духовный ритм подвижников.

В поисках места для уединённой молитвы, преподобный Афанасий, получив благословение от старца Григория, поднялся на вершину самой высокой горы Платилифос (широкий камень).

Здесь он поселился в пустынной пещере.

Впоследствии под руководством преподобного Афанасия на этом месте были сооружены постройки главного монастыря «Преображения Христова», а его ученики и духовные преемники, живя по уставу, очень похожему на Афонский, продолжили строительство новых комплексов.

Расцвет последних пришёлся на шестнадцатый век, когда монастыри Метеоры насчитывали 24 обители.

Желающие попасть на вершины скал, забирались сюда по деревянным навесным лестницам.

В некоторых местах паломников и богомольцев монахи поднимали в свои недоступные пристани посредством особых сетей - люди усаживались в них, как в кабинку фуникулёра.

Оккупация Греции и последующие грабежи итальянскими и немецкими фашистами 1940-44 годов привели монастыри Метеоры в небывалый упадок.

После смутных времён Второй Мировой и Гражданской войны в Греции (1946-49) была восстановлена всего лишь одна четверть былого великолепия монастырского комплекса в Метеорах, среди переживших второе рождение - два женских и четыре мужских монастыря.

Где находятся монастыри Метеоры, время их посещения?

Метеора находится в Северной Греции в нескольких часах езды от города Салоник. Святые обители раскинулись к северу и западу от фессалийского городка Каламбака на расстоянии нескольких километров.

Самый восточный из них - женский монастырь святого первомученика Стефана , который открыт для посещений с 9:00 утра до часа дня и с 15:00 до пяти (зимой) и шести (летом) вечера. По понедельникам он всегда закрыт. Следует отметить, что в понятии греков летом именуется период с первого апреля по тридцать первое октября, а зимой - с 1 ноября по 31 марта.

Чуть западнее, за гребнями скал, на вершине горы-башни примостился мужской монастырь во имя Святой Троицы . Четверг здесь - «неприёмный» день. Летом его можно посещать с девяти утра до пяти вечера, а зимой в этом временном промежутке бывает перерыв с 12:30 до 15:00.

Женская обитель великомученицы Варвары , именуемая Русану , расположилась к северо-западу от Каламбаки и к западу (примерно в двух километрах) от монастыря св. Троицы. Закрыта она бывает по средам и только зимой, а летом принимает туристов и паломников с девяти утра до пяти часов вечера. В зимнее время среди дня (с 13:00 до 15:00) монастырь великомученицы Варвары закрывается.

На расстоянии чуть более километра в западном направлении от Русану раскинулись постройки обители Всех Святых , именуемые монастырём Варлаама . Он закрыт по пятницам круглый год, а по четвергам - лишь в зимнее время. В остальные дни летом двери обители открыты для посетителей с девяти до шестнадцати, а зимой - с 9:00 до 17:00, но с часу до трёх здесь бывает перерыв на уборку.

Монастырь Великий Метеор находится на удалении чуть более километра к юго-западу от обители Варлаама. Круглый год он закрыт по вторникам, а зимой - и по средам. В прочие дни его можно посещать с девяти утра до пяти вечера, но зимой с 13:00 до 15:00 обитель Преображения Христова закрыта.

Самый южный в комплексе - маленький монастырь Николая Анапавсаса - удалён от Преображенского менее чем на километр. В зимнее время он закрыт, а летом доступен для посещений с девяти до шести.

Как добраться до Метеоры?

Приехать в Монастыри Метеоры есть возможность по разным дорогам Греции, но сначала необходимо прибыть в Каламбаку, которая расположена совсем рядом с древним комплексом.

Из Афин сюда добираются без пересадок как на автобусе, так и на поезде.
Дешевле будет купить билеты в обе стороны.

Из столицы Греции со станции Лариссис на Каламбаку отправляется поезд № 884, а возвращается обратно под номером 885.

Время поездки по железной дороге составляет около пяти часов, стоимость на двоих - 45-50 евро.

По шоссейной дороге от Афин до Калампаки через Ламию, Домокос, Кардицу и Трикалу счётчик «наматывает» около 360 километров.

На достаточно удобной дороге очень мало указателей, поэтому путешествовать на личном транспорте тем, кто здесь ни разу не был, не рекомендуется.

До Калампаки можно добраться на автобусе, отъезжающем со станции в Афинах от терминала Б с 7:30 до 15:30 каждые 2 часа. Время в пути около четырёх с половиной часов. Стоимость такого проезда чуть более тридцати евро.

В Каламбаку идет прямой поезд из Салоник, время в пути составляет около трёх часов, а стоимость билета - чуть меньше 20 евро. Существуют варианты и с пересадками, но проще и дешевле добираться беспересадочным маршрутом.

Приехав в Каламбаку, следует дойти до фонтана Plateia Dimarhiou, рядом с которым расположена автобусная остановка.

В 8:20 и 13:20 в выходные дни, а по будням - в 9:00 и в 13:30 отсюда выезжают автобусы до деревеньки Кастраки, а оттуда следуют к стенам главного монастыря - Преображения Христова.

Около фонтана таксуют владельцы машин, которые могут довезти до любого из шести монастырей.
Но платить им придётся значительно больше.

В Монастыри Метеоры очень часто организуются экскурсии.
Экскурсии можно заказать через интернет - существует много сайтов, где русскоговорящие гиды предлагают свои услуги по договорным ценам.

Собираясь посещать монастыри Метеоры, уважайте их насельников.

Находясь в намоленных обителях, помните, что здесь нельзя шутить, а также много и громко говорить .

Женщинам лучше надеть платье (хотя бы ниже колен) с длинными рукавами, а мужчинам желательны брюки.

Вместо шлёпанцев используйте закрытую обувь: подъём по 140 ступеням в обитель, и походы по гористым тропам монастыря станут заметно легче.

Фотоаппараты с собой брать можно, но снимать что-либо внутри запрещают. Поэтому желательно зачехлить свои камеры «подальше от соблазна» и более внимательно присмотреться к иконописи.

Стены храмовых построек расписаны очень необычно. Любого паломника не могут не поразить изображения, сделанные на стенах и куполе главного собора.

Здесь имеются потрясающие иллюстрации ветхозаветных и новозаветных событий.

Со стен смотрят выразительные лица праотцев, патриархов и пророков.

Особенно поражает картина, где Авраам встречает трёх странников.

Изображены на стенах и лики святых, которые хорошо известны и в Русской церкви: основоположник отшельничества Антоний Великий, Феодосий Киновиарх, Савва Освящённый, Феодор Стратилат, Ефрем Сирин.

Очень впечатляют сцены из жизни Богочеловека: суд перед Пилатом, Иисус Христос перед синедрионом, испугавшиеся стражники у опустевшего гроба Богочеловека, издевательства над Спасителем.

Можно долго перечислять все иконы, находящиеся в монастыре и все природные красоты. Но лучше раз увидеть, чем постоянно читать о неувиденном.

Монастырь Святой Троицы

Примостившийся на скале в виде башни высотой около 400 метров, монастырь Святой Животворящей Троицы находится в полутора километрах к северу от Каламбаки. Его основал приблизительно в XIV-XV веках монах Дометий, а надпись, выведенная на южном фасаде главного крестово-купольного собора, сообщает, что храм был основан в 1476 году.

У подножия утёса, на котором выстроены здания монастыря, несёт в залив Термаикос свои воды река Пиньос, а на противоположном её берегу высятся поросшие лесом вершины хребта Пинд.

Здесь христиане прятались от преследований турок-османов на протяжении длительного периода оккупации Греции Османской империей.

Следует отметить, что насельники этого монастыря, как и всех других обителей Метеор, очень строго следят за благочинным поведением посетителей.

Интересно, что в 1980 году во время съёмок кинофильма «Только для твоих глаз» с участием Джеймса Бонда монахи не пустили сюда деятелей киноискусства.

Съемочная группа, восхитившись красотой здешних пейзажей, решила использовать их в своей картине. Но иноки закрыли перед «киношниками» ворота, заявив, что сцены, которые те собираются запечатлевать на киноплёнку, осквернят святое место.

Монастырь Варлаама

Расположенный на расстоянии километра к северо-востоку от Великих Метеор, монастырь Варлаама начинает отсчёт своей истории с четырнадцатого века, когда на этом месте поселился отшельник по имени Варлаам. А уже к середине шестнадцатого века два брата из городка Янина, Феофан и Нектарий при участии ещё нескольких подвижников, выстраивают Всехсвятский собор.

При сооружении здания использовался туф - материал очень лёгкий и удобный в обработке. Именно поэтому для его строительства не требовалось большого количества людей. Но по милости Божией собор стоит до сей поры и функционирует, в отличие от часовни Трёх Святителей (иерархов), которая закрыта для экскурсий.

В главном храме достаточно удивительных изображений на колоннах: здесь можно отыскать лики Пимена Великого, Макария Египетского, преподобного Онуфрия и преподобномученика Моисея Мурина, который в молодости возглавлял разбойничью шайку.

Посещая этот монастырь, обязательно обратите внимание на знаменитую композицию, изображённую на западной стене храма: великий отец Сисой, живший в пятом веке в пустынях Египта и пользовавшийся непререкаемым авторитетом у всех пустынников, опустившись на колени перед гробницей Александра Великого, оплакивает земную славу, почести и суету.

Давайте и мы, отправляясь в путешествие по изумительно красивым святым местам Метеоры, возьмём для себя пример Великого Сисоя: забудем об обидах и ссорах, склоках и интригах, оставим земную суету, простим всех недоброжелателей и будем думать только о хорошем.

Ничего похожего на это удивительное место я не встречала ни в Греции, ни в других странах. Монастыри Метеоры – место, в которое Природа вложила мощь и красоту, а люди, наслаждаясь щедрым подарком, укрепляют мощь своего духа.

Метеора – это гряда высоких, скал, по форме напоминающих пальцы, указывающие в небо. Многочисленные фотографии, даже очень красивые, не передают всей красоты и величия этого места. При взгляде с земли, поражают размеры и форма гор.

На недоступных скалах видны поразительные творения рук человеческих, а точнее, духа. Это — монастыри. Сейчас подняться в них можно по дороге. На машине, экскурсионном автобусе или пешком. А когда-то монахи поднимались в свои кельи единственным возможным способом – по верёвке.

С помощью верёвки и сетки они поднимали камни, балки, строительные материалы. Десятилетиями они кропотливо и усердно возводили укрепления, укрепляя свой дух. Побывать в монастырях на горе Метеора нужно обязательно!

  1. Во-первых, монастыри Метеоры и лестницы, вырубленные в скалах, весь этот многовековой труд меняет представление о монахах и монашестве в целом.
  2. Во-вторых, место наполняет тех, кто находится здесь силой.
  3. В-третьих, это – невероятно красиво. С гор, из монастырей, открывается потрясающий вид на Фессалийскую равнину.

39.709440 , 21.639150

39.713040 , 21.635607

Монастырь Святого Николая Анапавсаса: 39.723849 , 21.624752

Монастырь Варлаам: 39.725046 , 21.630085

Монастырь Русану или монастырь святой Варвары: 39.721679 , 21.632069

Монастырь Великий Метеор (Преображения): 39.726453 , 21.626544

А это карта Метеор 2 с тропинками, кемпингами, железнодорожной станцией.

В предыдущей статье мы рассказали о бюджетном варианте путешествия, когда можно снять не отель, а остановиться в .

На этой карте вы видите кемпинги, — на Метеоре есть самые разные возможности для туристов. Мы останавливались в отеле Odysseon , удобно расположенный, недорогой, чистый. Около которого начинается одна из дорог и тропинки, ведущие монастырям.

Друзья, теперь мы есть в Телеграм: наш канал про Европу , наш канал про Азию . Добро пожаловать)

Действующие монастыри Метеоры

Один из крупнейших монастырских комплексов в Греции, прославленный, прежде всего, своим уникальным расположением на вершинах скал.

На отвесных скалах, высотой 600-800 метров, образовавшихся более 60 млн.лет назад на ровной поверхности Фессалийской равнины, в результате воздействия воды, ветра и перепадов температур, получившимися как-бы зависшими в воздухе каменными столбами, за что получили название Метеоры (от греч. μετέωρα - «парящие в воздухе»), в X веке, сильные духом отшельники для ведения духовной, отстранённой от мирских забот жизни основали монастыри.

Всего таких, изолированных от мирских поселений монастырей было 24.
Ныне действующих осталось 6.

4 мужских: монастыри Великий Метеор (Преображения), Варлаама, Святого Николая Анапавсаса, Святой Троицы.
2 — женских: монастыри Русану или монастырь святой Варвары, Святого Стефана.

Другие монастыри из существовавших превратились в руины, а часть совсем исчезла с лица Земли.
Все монастыри были изолированы от внешнего мира, сообщаясь с ним только по необходимости, вывешивая тогда подвесную лестницу (для подъема строительных материалов, еды) или по специальной сетке, для перемещения самих монахов, в случае такой необходимости.

Метеоры поражают своей красотой, воздействуют мощной энергетикой намоленных, святых мест и отражают своим воплощением — силу людей, ведущих духовный путь.

В этом слайдшоу вы можете посмотреть фото монастырей Метеоры:

Монастырь Святой Троицы на Метеоре

Скала, на которой стоит мужской монастырь Святой Троицы (греч. Μονή Αγίας Τριάδος), представляет собой наиболее впечатляющий вид Метеор: утёс высотой 400 метров, у подножья в глубине лежит русло реки Пиньос, а над ней - вершины поросшего лесом горного хребта Пиндос.

Точных данных об основании монастыря не сохранилось, он был построен где-то в период с 1458 по 1476 год.
В 1925 году при игумене Никандре в скале прорубили 140 ступеней, которые вслед за тропинкой у подножья скалы ведут в монастырь.

Монастырь Русану (Святой Варвары)

Монастырь Русану (Святой Варвары)

Время создания монастыря Русану (греч. Μονή Ρουσάνου) или Арсани (греч. Αρσάνη) и происхождение его названия доподлинно неизвестны. По одной версии основателем монастыря был некий Русанос, выходец из местечка Росана. По другим неподтвержденным источникам монастырь был основан в 1288 году иеромонахами Никодимом и Бенидиктом.

В 1940 году монастырь пришёл в упадок и лишился своих насельников. С 1950 года в течение 20 лет старица Евсевия из соседней деревни Кастраки в одиночку сохраняла трехэтажное строение монастыря, которое в настоящее время в обновленном виде действует как женский монастырь, получивший свое второе название в честь святой Варвары.

Внутренний дворик в монастыре Русану

Монастырь Варлаама (Всех Святых)

Монастырь Варлаама (греч. Μονή Βαρλαάμ) или Всех Святых (греч. Αγίων Πάντων).

В середине XIV века схимник Варлаам поднялся на скалу и воздвиг несколько келий и маленькую церковь, которую посвятил Трём Святителям.Там он обитал до конца своих дней в полном одиночестве. После его смерти все помещения оставались необитаемы долгие годы.

В 1518 году два брата, монахи Нектарий и Феофан, происходившие из знатного рода Апсарадов из города Янина, до этого прожившие семь лет на столпе Предтечи в Преображенском монастыре (Великий Метеор) поднялись на скалу с единственной целью - отреставрировать превратившуюся в руины церковь Трех Святителей, построенную Варлаамом. Однако братья после восстановления церкви остались на скале и постепенно к ним присоединились другие монахи, число которых к середине XVI века достигло 30 человек.

Монастырь Святого Стефана (греч. Αγίου Στεφάνου) - самый богатый из метеорских монастырей. Он расположен на огромной скале, возвышающейся над городом Каламбака. Вход в монастырь наиболее доступен и осуществляется по единственному пешеходному мосту длиной 8 метров.

На каменной арке над входом в монастырь до 1927 года сохранялась замурованной плита с надписью «6770 год. Иеремия», которая означает, что некий отшельник по имении Иеремия жил на этой скале уже в 6770 году от сотворения мира, то есть в 1192 году от рождества Христова. Предположительно, этот отшельник и другие монахи соорудили здесь несколько келий, цистерну для сбора дождевой воды и построили маленькую часовню святого Стефана. Основание самого монастыря относится к концу XIV века. Он был построен Анатолием Катакузиносом и Филофеем Сиатинским, чьи образы запечатлены в маленькой церкви на территории монастыря.

В конце XIX века монастырь населяли 31 монах, но к 1960 году он почти опустел и в 1961 году был преобразован в женский, и сегодня процветает.

Монастырь Св. Стефана. Садик

Монастырская трапезная используется для экспозиции монастырских реликвий, к наиболее ценным из которых относятся: дискос с потиром (1631 год); множество переносных икон XVII-XVIII веков; рукопись Божественной литургии 1404 года, написанная одним из основателей монастыря.

Монастырь Святого Николая

Монастырь святого Николая Анапавсаса (греч. του Αγίου Νικολάου Αναπαυσά), называемый также Радостным (греч. Άσμενος). Время основания монастыря точно неизвестно, предположительно, первые монахи появились на этой скале в XII-XIII веках. Основание монастыря приписывается монаху Никанору, имевшему фамилию Анапавсас (Αναπαυσάς), которая и вошла в название монастыря. Впрочем, не исключено, что эпитет Αναπαυσάς (успокоитель) связан с самим монастырём как местом, дающим душевный и физический покой монахам и гостям монастыря.

Монастырь Святого Николая Анапавсаса

Небольшая площадь скалы, на которой расположен монастырь, вынудила монахов разместить храмы, кельи и подсобные постройки на нескольких уровнях, что создаёт впечатление лабиринта.

Монастырь Преображения Господня (Великий Метеор)

Афанасий, впоследствии святой Афанасий Метеорский, имел единственную цель - создание хорошо организованного монастыря по подобию афонских. В 1334 году он собрал 14 монахов из близлежащей округи и поднялся на «Платис Литос» (широкий камень) - гигантскую скалу высотой 613 метров над уровнем моря, 413 над уровнем городка Каламбака, начав поистине титаническое для той эпохи дело - строительство первых сооружений знаменитого впоследствии монастыря «Великий Метеор». Этим монахом впервые были определены правила поведения, которым должны были следовать монахи, соблюдая законы монастырской жизни в Метеорах. Считается, что именно Афанасий дал этим скалам название «Метеоры».

Мужской монастырь Преображения Господня (греч. της Μεταμόρφωσης του Σωτήρος), известный также как Великий Метеор (греч. Μεγάλο Μετέωρο) расположен на самой высокой (613 метров) и большой по площади скале (6 га). Основан Афанасием Метеорским около 1340 года.

В храме находится большое количество ценных икон XIV-XVI веков, а в бывшей трапезной расположен музей монастырских драгоценностей. Среди сокровищ монастыря особо выделяются: древнейшая по времени греческая рукопись 861 года; двустворчатая икона Богоматери, вклад Марии Палеолог, сестры одного из основателей монастыря; часть Золотой буллы с подписью императора Андроника Палеолога; полностью расшитая плащаница XIV века; четыре иконы XVI века: Рождество Христово, Распятие Христово, Страсти Христовы, Богоматерь Скорбящая.

У входа в монастырь находится полуразрушенный скит святого Афанасия. Это маленькая постройка, затерянная в скале. Там в пещере жил основатель монастыря, а позади от входа находятся небольшая часовня и склеп.

Для более безопасного подъёма в монастырь в 1922 году в скале были прорублены ступени, но сетка до сих пор используется для подъёма провизии и других необходимых для жизни монастыря предметов.

Монастыри Метеоры открыты для посещения туристов, но обратите внимание на расписание: в один день побывать во всех монастырях не получится, т.к. расписание для посещений у них разное.
Да и ехать в Метеоры на один день не советую. Здесь стоит остановиться минимум на 3 дня. В монастырях есть музеи, которые стоит посетить.

Ещё по поводу расписания: в книге Метеоры, которая продаётся в монастырях и магазинчиках, указано следующее расписание:

Расписание монастырей Метеоры для посещения туристов

Все монастыри открыты до 18:00, но на дорогах можно увидеть другую информацию:

В любом случае в горы нужно идти или ехать с самого утра. Мы добирались до монастырей на машине.

Как добраться до монастырей Метеоры

Можно с экскурсией. Практически из любого туристического города есть экскурсия в Метеоры.
Можно с группой из России. Паломнический туризм.

Можно самостоятельно. Мы ездили самостоятельно, поэтому смогли погулять по городку у подножия метеоры, познакомиться с местной кухней, немного узнать привычки и характер местных жителей.

В один из вечеров мы зашли в таверну. Там висел музыкальный инструмент, судя по всему бузуки. В живую я его не видела и в руках не держала. Стало интересно, как он звучит. Разговорились на языке жестов с хозяином.

В результате, я аккомпанировала на гитаре хозяину корчмы, а он выводил замысловатые пассажи на бузуки, играя, конечно же сиртаки. Галя и несколько местных жителей танцевали знаменитый танец. Причём Галка не упала в грязь лицом! Она смогла организовать небольшой хореографический коллектив из местных жителей. В таком весёлом составе они отплясывали все 26 куплетов танца.

После этого стихийного праздника, хозяин и другие гости стали приносить нам один за другим кувшинчики с местным вином. Кувшинчиков набралось много – греки щедрые и радушные хозяева, но — увы, пришлось огорчить их. Всё — мы бы не выпили)))

Мы любим путешествовать самостоятельно именно за такие приятные возможности: распоряжаться своим временем, общаться, наблюдать. У тех, кто приехал в Метеору на однодневную экскурсию, таких возможностей нет.

Читатели блога в письмах задавали нам вопросы, как добраться до Метеоры своим ходом, без машины. Друзья, летом в Греции очень, очень жарко… Не представляю, как там путешествовать без машины. Конечно, добраться можно, но долго, утомительно и неудобно. Мы же — за удобные и путешествия.

Если вам хочется добраться до Метеоры общественным транспортом и вы изучили, как это сделать удобно, просим вас, — расскажите о своём опыте!

А мы покидаем это потрясающее место — монастыри Метеоры и едем дальше. К в . Откуда прорицатели и жрецы с помощью своих пророчеств, много веков управляли всем древним миром.

Монастыри Метеоры (Метеора) – бесспорно одно из самых ошеломительных зрелищ, которое может предложить богатая . Строения, примостившиеся на верхушках на первый взгляд совершенно неприступных отвесных каменных шпилей, рассеяны по равнине к северу от городка Каламбака; «метеора» значит «камни в воздухе» и примерно такое же значение у турецкого (точнее, османского) слова «калабак». Сразу же по приезду в это место ваш взгляд невольно приковывается к самым ближним к нему и самым высоким из этих каменных цилиндров.

Самый ближний по правую руку – монастырь Святого Стефана, удобно и надёжно устроился на мощной подставке. За ним простирается беспорядочное нагромождение башенок, шпилей, конусов и затуплённых или закруглённых утёсов. Всё это – остатки речных отложений: в доисторические времена речной поток впадал в море, покрывавшее равнину Фессалии 25 миллионов лет назад, и проточная вода при содействии ветров создала эти причудливые формы.

Монастыри Метеоры (Метеора) столь же загадочны, сколь зрелищны. Одно сказание утверждает, что заложивший Мегалу Метеору (Великий Метеорон) – самую первую постройку комплекса – Святой Афанасий взлетел на эти поднебесные кручи на спине орла. Более прозаичное предание повествует о сноровке, с которой жители Стайи, средневекового села на месте нынешней Каламбаки, лазали по горам – вот эти ловкие селяне и помогали монахам утверждать высокогорные обители. Труднодоступность скал, не говоря уже о сложностях строительства в таких местах, преувеличить просто невозможно: немецкий путеводитель для альпинистов почти все маршруты Метеоры сопровождает пометкой «для продвинутых», а ведь имеются в виду опытные спортсмены с современным снаряжением.

Первые религиозные общины появились здесь в конце X века, когда отшельники в одиночку и группами селились в естественных пещерах, которых в скалах немало. В 1336 году на уже насиженные ими места пришли два афонских инока: Григорий и его ученик Афанасий. Григорий вскоре вернулся на , но ученика оставил в Метеоре, наказав ему основать монастырь. Что этот Афанасий, вскоре после 1344 года, и сделал, со сверхъестественной ли помощью или как-то иначе подлинно не известно, однако ему удалось учредить очень суровое и подвижническое (аскетическое) правило (законы, которым следовали монахи). Очень скоро в монастырь потекли взыскующие мира горнего, и среди новообретённой братии встречались такие персонажи, как Иоанн Урош Палеолог, из рода византийских кесарей, отрёкшийся в 1381 году от сербского престола и ставший, по пострижении в иноки, монахом Иоасафом.

Присутствие лиц царственных и королевских кровей немало, понятное дело, способствовало пожертвованиям монастырям, которые стремительно умножались в числе, занимая все доступные скалы, равно как многие из почти совершенно недоступных утёсов. Метеорское монашество достигло наивысшей точки своего блеска в царствование османского султана Сулеймана Великолепного (1520-1566 годы), когда на верхушках скал существовало до 24 монастырей и иноческих скитов. Крупнейшие из них сильно разбогатели, и не только за счёт разовых приношений, но и благодаря постоянному притоку доходов от имений, пожертвованных монастырям или оставленных им в наследство в далёкой Валахии (ныне ) и Молдавии или в самой Фессалии. Эту свою недвижимость они удерживали за собой, более или менее в целостности, до XVIII века, когда здесь, как и везде в , начался упадок монашества и монастырей.

За минувшие века среди монастырей не раз возникали ожесточённые споры о власти и первенстве. Но монастыри Метеоры поблекли всё же не из-за внутренних раздоров, а по природным и экономическим причинам. Многие строения, особенно небольшие отшельнические скиты, без должного ухода постепенно ветшали и разрушались. Самые великие монастыри заметно обезлюдели в XIX веке, когда к югу от Метеоры утвердилось новоиспечённое греческое государство – сама Фессалия поначалу ему не принадлежала – и монашество утратило свою давнишнюю исключительную роль символа и глашатая греческого национализма и сопротивления турецкому правлению. В XX веке кризис только усилился: монастырские земли и доходы, уже сильно снизившиеся по сравнению с былыми славными днями, были отняты государством под предлогом оказания помощи беженцам: после греко-турецких войн 1919-1922 годов греков Малой Азии заставили переселяться на «историческую родину».

К концу 1950-х годов осталось лишь четыре действующих монастыря, отчаянно сражавшихся за своё существование и между собой: надо было поделить спасавшихся здесь монахов, то есть едва ли дюжину иноков. Блестящую летопись этой эпохи под заглавием «Румели» составил Патрик Ли Фермор. Потом, правда, Метеора если и не встала на ноги, то слегка ожила: братия возросла в числе за счёт притока молодёжи, ищущей интеллектуальной трезвости и суровости традиционного благочестия. Но эта передышка обернулась насмешкой судьбы: в 1970-е годы индустрия туризма добралась и до Метеоры. В итоге четыре доступных монастыря, умудрившиеся твёрдо утвердиться на карте мира, в частности, благодаря кино, включая фильм о Джеймсе Бонде «Ради глаз твоих» (For Your Eyes Only), превратились в выставочные витрины для показа исторических древностей. И лишь два монастыря на восточной стороне – Святой Троицы и Святого Стефана – как и встарь, преследуют, прежде всего, религиозные цели.

Городок Каламбака и деревня Кастраки

На ознакомление с Метеорой уйдёт целый день, значит, придётся остаться по крайней мере на одну ночь в Каламбаке или, предпочтительней, в Кастраки, в 2 километрах к северо-востоку: там и атмосфера получше, и скалы совсем рядом. А ещё можно с удовольствием прогуляться по каменным мостовым старинной верхней части деревни. Условия проживания в Кастраки подходят для тех, кто не желает попусту транжирить деньги, не получая взамен соответствующего качества, а два деревенских кемпинга являются одними из лучших в этой местности.

  • Городок Каламбака в Греции

Каламбака не может похвастаться какой-то особенной привлекательностью – кроме приближённости к скалам. Городок благоустраивается, например, на каждой площади – фонтан, но есть невосполнимые утраты: во время Второй мировой войны немцы Каламбаку сожгли, и уцелели лишь считанные довоенные постройки. Правда, в их числе старинный кафедральный собор Митрополис, освящённый в честь Успения Богородицы – Кимисис тис Теотоку (ежедневно 8:00-13:00 и 16:00-18:00; 2 €) – это через пару кварталов в гору от нового ныне действующего собора, на самой верхней оконечности селения.

Церковь на месте античного храма Аполлона появилась в VI веке и в её неправильно выстроенных стенах заметны барабаны, венцы колонн и иные осколки древней архитектуры, «утилизированные» христианскими зодчими. Свод изнутри обшит деревом, что очень необычно, но над внутренним объёмом среднего нефа господствует большая сдвоенная кафедра из мрамора – для греческой церкви нечто неслыханное, сам центральный пролёт обставлен мраморными колоннами. Сохранившиеся – лучше всего в нарфике (нартексе) – византийские фрески XIII и XIV веков посвящены чудесам, которые совершил Христос во время Своего земного служения («Исцеление расслабленного», «Буря на море Галилейском», «Воскрешение Лазаря», «Брак в Кане Галилейской»), хотя есть и очень убедительное изображение адских мучений на южной стене.

  • Прибытие, размещение и питание в Каламбаке

Железнодорожный вокзал находится на кольцевой дороге на южном краю селения. Въезжающие в Каламбаку автобусы останавливаются на центральной платии Димархиу, но автовокзал КТЭЛ на самом деле чуть ниже, под гору, напротив железнодорожной станции. Справочного бюро для туристов в Каламбаке нет, так что сведения местного характера ищите в книжном магазине, торгующем картами, путеводителями на иностранных языках, газетами и журналами – это на западной стороне той же площади, на углу Иоаннинон и Патрьярху Димитриу. Приезжающих на автобусах и поездах обычно поджидают зазывалы, сулящие хороший ночлег. Лучше, наверное, обходить этих деятелей стороной и прислушиваться к нашим советам – уж слишком много сетований на скверные комнаты и на проделки ловких хозяев при расчёте.

От безликих гостиниц, выстроившихся вдоль главной улицы, тоже многого не ждите: они заполонены туристами с экскурсионных автобусов, а двойные стёкла в номерах не спасают от уличного шума. Хороший вариант для небогатого кошелька – недорогой, но гостеприимный отель Meteora на Плутарху 13, тихой боковой улочке по вашу правую руку, если вы вдруг решите пешком отправиться из Каламбаки в Кастраки, чтобы дойти до подножия скал. Вам на выбор предложат разнообразные номера с кондиционерами и отоплением, к тому же есть где поставить машину, завтраки много выигрывают от таких дополнений, как домашние печенья и сыры, а хозяева – Никос и Костас Гекасы – неиссякаемый кладезь полезных сведений об окрестностях.

В верхней и больше похожей на деревню части городка, примерно в 700 метрах от обеих главных площадей, возле Митрополиса и начальной (она же конечная) точки дорожки к монастырю Святой Троицы есть ещё два стоящих пристанища. На Канари 5 – более богатый удобствами Alsos House. На верхнем этаже – номера на двоих и троих и анфилады для семейных и хорошо оборудованная коммунальная кухня. Владельца зовут Янис Каракандас и он хорошо говорит по-английски. Koka Roka Rooms предлагает комнаты, как с ваннами при них, так и без них, словом, обычное пристанище для туристов с рюкзаками. На нижнем этаже подают еду с гриля (дешёвые и хорошие блюда от 10 €), а обслуживание, может, и неспешное, бывает весёлым, и есть доступ к интернету.

К гостиницам средней категории относится Odyssion на том конце шоссе, пронизывающего городок насквозь, который ближе к Кастраки. В гостинице тихо, потому что она отодвинулась от дороги в сторону. Номера по большей части переделывались в 2004 году, полы – паркет или плитка, в ванных – душ или ванна. Завтраки подают в новом светлом салоне, есть также 6 многокомнатных номеров в Кастраки, Archontiko Mesohori, но построить плавательный бассейн и разбить сад позади здания археологи хозяевам не разрешили. Если у вас свой транспорт, поезжайте на восток от города к семейно-управляемому пансиону Pension Arsenis, это стоит сделать ради буколической атмосферы, номеров с высокими стандартами и хорошим рестораном там же.

С питанием то же, что и с гостиницами: полно заведений средних и ниже среднего, и публики хватает. Исключение составляет расположенная в 150 метрах от отеля Divani на восточной окраине города Skaros (открыто круглый год, если большая группа, то заранее). Редкий турист доходит до этой точки, но местные-то места знают и ценят превосходный кебаб из барашка по разумной цене, отбивные, своими руками выращенные овощи. В центре, на платии Димархиу, Panellinion может отпугнуть донельзя крикливым убранством «в сельском духе» и высокими ценами, но дороговизна оправдана высоким качеством продуктов, замечательным чёрным хлебом, поджаренной молодой картошкой и в целом хорошей кухней, так что на недостаток клиентов заведение не жалуется.

  • Деревня Кастраки в Греции

До Кастраки из Каламбаки 20 минут ходьбы по заполненному транспортом и не очень безопасному шоссе. Сооружение настоящей пешеходной тропы, начинающейся у старого собора Митрополис, затягивается. В сезон (15 мая-15 сентября) весь день между Каламбакой и Кастраки регулярно ходят автобусы. Прибыв в деревню с её нижнего края, вы проследуете мимо первого из двух здешних кемпингов – Camping Vrachos, где в сезон местный поставщик снаряжения заодно и предлагает приезжим спортивные приключения в окрестностях. Второй кемпинг – Camping Boufidhis-The Cave (май-октябрь) работает на верхнем краю дороги, проходящей через всё село, немного сильнее захламлён, но зато там столько чудесной травы (если год выдался не засушливым), а палатки – в тени, не говоря уже о роскошном местоположении: на дальнем краю деревни и, значит, ближе к скалам: монастыри Святого Николая Анапавсаса и Русану буквально парят в высоте. В обоих кемпингах, как, впрочем, и в других на дорогах на Трикалу и , есть плавательные бассейны.

В деревне – десятки комнат внаём, часто очень высокого уровня, и пять гостиниц. Важно выбрать место подальше от главной автострады в сторону монастырей – по шоссе то и дело дребезжат автобусы день напролёт (и трещат мотоциклы и мотороллеры всю ночь). Этим качеством располагает Doupiani House, который легко найти по указателям, щедро расставленным вдоль шоссе, начиная от кемпинга «Кейв». Из номеров с кондиционерами открываются превосходные виды, особенно с фасада, а владельцы Танассис и Тула подают завтрак в самом лучшем гостиничном саду в Кастраки и они же подскажут, откуда лучше начинать поход или восхождение. Но бронировать номер нужно на протяжении всего года – спрос на отель такой, что возвели роскошную пристройку к нынешнему зданию.

Далее под гору и опять же на приличном удалении от шоссе – Ziogas Rooms, где номера просторнее и с балконами, почти из всех замечательные виды, а зимой включают отопление, на нижнем этаже большой салон: утром подают завтрак, днём там работает таверна. Около дороги, но в тихом месте, вы найдёте гостеприимный отель Tsikelli – номера в розовом и белом, имеет собственную стоянку и кафе в парке. Напротив пристройки к Doupiani House и Odysseon стоит роскошный по меркам Кастраки, построенный в 2007 году, с деревянными полами Pyrgos Adrachti в верхней части старого квартала, нужно подниматься, но достаточно большая автостоянка. Рядом расположен Guest-house Sotiriou с пятью номерами, три из которых с каминами, в отреставрированном здании 1845 года.

Среди доброй дюжины ресторанов (преобладают псистарии) лучшее из более или менее универсальных заведений, наверное, Paradhisos на дороге через всё село: за кебаб с салатом из красных бобов и пиво на людной террасе с прекрасным обзором вряд ли возьмут очень дорого. Для летнего вечера хороша Bakalarakia: атмосфера, терраса за церковью и ниже центральной платии, этот маленький кутуки не пропадает и зимой: местные его любят за блюда с гриля, салаты, бакальярос и домашнее вино. Но если у вас свой транспорт, не ленитесь и поезжайте – указателей много – в Neromylos, что на дальнем краю деревни Дьява, в 4 километрах к юго-западу. Высокие потолки, камин, при деде нынешнего хозяина всё это было водяной мельницей: летом вы будете сидеть на террасе рядом с ёмкостями, в которых плещется форель. Кроме форели, хватает и другого: мясо и галотири, вегетарианские мезедес, и большие порции удобно запивать большими же глотками разливного вина (оно – лёгкое).

Посещение монастырей Метеоры

Все шесть главных монастырей Метеоры открыты для посещения, но в разное время. При желании управиться с осмотром всех монастырей за день, начните обход пораньше, чтобы посмотреть монастырь Святого Николая Анапавсаса, Варлаама и Мегала Метеора до 13:00, оставив монастырь Русану, Святой Троицы и Святого Стефана на время пополудни. По шоссе от Кастраки до монастыря Святого Стефана – почти 10 километров, и дорога то и дело сужается, а автомобили скорость не снижают. Если уж вы передвигаетесь пешком, вам лучше следовать нашим советам, мы старались уберечь вас по мере возможности от асфальта с битумом – тропы и грунтовые дороги упасут вас от этой напасти. Монастырь Святого Стефана расположен в тупике, добираетесь ли вы по шоссе или же пробираетесь по горным тропам; от указателя на Каламбаку на шоссе 6 километров совсем не по прямой чуть не доезжая до монастыря Святой Троицы.

В сезон из Каламбаки до монастырей Металу Метеору/Варлаама днём ходят автобусы (надёжнее рейсы в 9:00 и 13:00), и даже если вы преодолеете на автобусе лишь часть пути, вы сможете отвести больше времени на осмотр достопримечательностей, а не на дорогу к ним. Вам может понадобиться карта местности, особенно при желании уйти прочь от избитых дорожек. В Каламбаке продают всякую ерунду, но в газетно-книжной точке на центральной платии два товара стоят запрашиваемых за них денег: Panoramic Map with Geoiogy (Панорамная карта с геологическими деталями), совместно разработанная швейцарским издательством Karto Atelier и греческой фирмой Trekking Hellas: это как бы вид с высоты птичьего полёта, но вполне точный и подходящий для прохождения главными маршрутами.

Буклет, выпущенный издательством Road Editions, с текстом только по-гречески (автор – Андонис Калойиру) и топографической картой на задней обложке – просто превосходен, и многие купят брошюру уже ради карты. Прежде чем отправляться в путь, стоит запастись едой и питьём на весь день. На всей туристической трассе найдётся не более пары ларьков, торгующих напитками и фруктами – у монастырей Варлаама и Мегала Метеора. Наконец, не забудьте взять с собой деньги: каждый монастырь взимает за вход пошлину – теперь 2 €, и даже студентам скидки не предоставляются. Предъявляются строгие требования к одежде: женщины – только в юбках (не брюках), мужчины – в длинных брюках (не шортах), и плечи, независимо от пола, обязательно должны быть прикрыты.

Нередко гостьям предоставляют юбки или закрывающие всё, что положено балахоны, но лучше на это не надеяться. Наконец, помните, что любые фото и видеосъёмки в монастырях строжайше запрещены. В Метеору на самом деле лучше приезжать не в сезон, когда деревья сбросят листву, а каменные башенки покрываются снегом. Посреди лета коммерциализация и столпотворение (и горы мусора на дорогах) способны действовать угнетающе, уж очень вся эта суета не к месту рядом с нетронутой, дикой, романтичной, духовной долиной. В такое время, наверное, предпочтительнее устремиться к менее посещаемым монастырям, например, Ипапанди или Святой Троицы.

Монастырь Святого Николая Анапавсаса

К северу от Кастраки извивающаяся дорога протискивается между огромными скалами Айон-Пневма и Дупьяни – вторая названа по имени едва заметного скита-часовни, одной из самых первых здешних обителей. Чтобы не шагать по шоссе (с транспортом), идите на главную площадь деревни, и выходите на улицу, которая начинается на северо-западном углу платии – она потом превратится в тропу. Эта тропа проходит прямо под забавной пещерой-часовней Айос Йеорьос Мандилас – это углубление в самом низу монолитной скалы Айон-Пневма вы опознаете, завидев цветные пятна. Это приношения по обету – так называемые мандилья (платки, шарфы и прочее), – потому эта Свято-Георгиевская святыня и обозначена эпитетом мандилас: раз в год 23 апреля сотня самых сноровистых местных юнцов (и примерно такое же количество молодёжи со всей Греции) взбираются или влезают по канату на верхушку скалы и забирают накопившиеся за год платки – на счастье.

Обряд всегда показывают по телевизору, но не всегда обходится всё совсем благополучно: подъём на скалу необычайно сложен, многие не удостаиваются благословения Святого Георгия и в самом буквальном смысле низвергаются – если не в бездну, то с немалой высоты. Выбранная тропа приведёт вас через 20 минут к нижней ступени своеобразного лестничного пролёта. Поднявшись по ступенькам, вы попадёте в монастырь Святого Николая Анапавсаса (понедельник-четверг, суббота и воскресенье 9:00-15:30; доступ прекращается в 15:00; ноябрь-март). В 1980-х годах монастырь отреставрировали, обратите внимание на превосходные фрески начала XVI века в католиконе (главной церкви монастыря) – их писал критский живописец Теофанес. Крошечный католикон обращён, вопреки канонам, почти точно к северу, а не на восток – пришлось считаться с конфигурацией скалы.

На восточной стене наоса потрясённый ученик не просто повергается ниц, но, как кажется, совершает кувырок через голову – такое необычное решение канонического сюжета «Преображение» тоже объясняется ограниченностью пространства (и изобретательностью иконописца). На фреске «Отречение Петра» на надвратной арке заглавный персонаж в предрассветной полумгле греет руки над огнём. На западной стене нартекса (нарфика) столпник (отшельник, живущий на столпе), в пустоши, населённой дикими зверями, а прислужник собирает провизию в корзину, чтобы затем подать её наверх, – такие сцены очень даже могли происходить здесь же или неподалёку, когда фреска была новой.

А вот отцы-пустынники спешат на погребение проповедника Ефрема Сирина (Святого Афрема Сирийца): одни едут верхом на диких зверях, других – увечных или немощных – несут на носилках, некоторых несут на плечах и спинах. Кроме живописи Теофанеса есть и более поздние, отличающиеся простодушием изображения: Адам, нарекающий имена зверям – в числе коих написан и василиск – легендарная ящероподобная тварь, умерщлявшая своим дыханием или взглядом. Рядом с монастырём Николая Анапавсаса, на острие игольчатого каменного шпиля виднеются остатки разрушенного строения – это развалины стен монастыря Святого Мони, оставленного после землетрясения 1858 года.

За руинами монастыря Святого Мони, в 250 метрах от автостоянки и ступеней входной лестницы монастыря Святого Николая Анапавсаса, от шоссе ответвляется выложенная брусчаткой тропа, частично затенённая (указатели только на монастырь Святого Варлаама). Через 15 минут ходьбы в гору эта дорожка приведёт вас к никак не помеченной Т-образной развилке: свернув направо, вы через 10 минут будете у монастыря Святого Варлаама, а повернув налево, вы за те же 10 минут, но подъём будет покруче, дойдёте до монастыря Мегала Метеора. Никакой другой дороги между обителями нет (если не считать загромождённые подъездные пути к обеим). Если вы для начала выберете монастырь Мегала Метеора, то чтобы попасть в монастырь Святого Варлаама, вам придётся опуститься к развилке и потом уже подниматься ко второй обители.

Монастырь Мегала Метеора (другое название – Великий Метеор или Преображенский монастырь; лето понедельник и среда-воскресенье 9:00-17:00; зима понедельник и среда-воскресенье 9:00-46:00) – самый величественный и самый высокий из всех монастырей: он построен на скале Платис Литос (Широкий камень) на высоте в 615 метров над уровнем моря. Он пользовался большими привилегиями, и многие века господствовал над округой, и на гравюре XVIII века (выставлена в музее) изображён возвышающимся над прочими. Как попал на эту скалу Афанасий, остаётся тайной.

Католикон монастыря, освящённый в честь Преображения (Метаморфосис), самый великолепный в Метеоре, прекрасная в плане церковь: крест, вписанный в квадрат, колонны и балки поддерживают как бы парящий купол с написанным на нём образом Христа Вседержителя во Славе. В XV и XVI веках храм расширялся, так что изначальная церковь, построенная в 1383 году монахом Иоасафом, бывшим королём , теперь всего лишь служит как «иерон» (святилище) за темблоном («темблон» – алтарная преграда с иконостасом) с затейливой резьбой. Фрески, правда, сравнительно поздние (середина XVI века) и уступают стенописи иных монастырей и в художественной значимости. Нартекс (нарфик) расписан почти исключительно жутковато-унылыми сценами мученичества.

Иноческие покои и иные помещения монастыря занимают обширный сводчатый массив из нескольких строений. В «келлари» (подвальном хранилище) держат выставку сельскохозяйственных орудий и крестьянской утвари. Трапезная – под куполом и сводчатыми потолками – по-прежнему обставлена, словно бы она служит по исконному назначению: на столах традиционная серебряная и оловянная посуда для монашеских трапез. Но теперь здесь музей, в экспозиции – кресты с пышной резьбой по дереву и редкие иконы. Можно заглянуть в смежную с трапезной старинную кухню, она тоже под куполом, но вся в копоти: в печи пекли хлеб, а на очаге варили похлёбку.

Монастырь Святого Варлаама

Монастырь Святого Варлаама или Всех Святых (лето понедельник-среда и пятница-воскресенье 9:00-14:00; зима понедельник-среда, суббота и воскресенье 9:00-15:00) – один из старейших монастырей, стоящий на месте отшельнического скита, основанного Святым Варлаамом – этот деятель сыграл ключевую роль в истории Метеоры вскоре после прибытия в Метеору Афанасия. Нынешнее здание заложили два брата Апсарас из Янины в 1540-1544 годах и оно считается одним из красивейших в долине. Католикон монастыря, посвящённый Всем Святым (Айон Пандон), мал, но блистателен: подпирают его раскрашенные балки, а стены и столпы сплошь покрыты фресками.

Господствует тематика не только пустынножительства, в Метеоре уместная, но также и мученичество. Красочный «Последний и Страшный Суд» (1566 год) очень убедителен: разверстая пасть Левиафана пожирает проклятых. Но над иконами и стенописью царит величавый «Пантократор» (Господь Вседержитель; 1544 год) на внутреннем из двух куполов, а на внешнем куполе написано великолепное «Вознесение». В трапезной открыт музей с выставкой икон, тканей, разукрашенной мебели и прочей церковной и хозяйственной утвари. В другом месте показывают бочку, в которой монахи держали питьевую воду.

В монастыре Святого Варлаама сохранилась подъёмная башня: не вполне безопасная приёмная платформа и сомнительный, ныне не использующийся, механизм с воротом (позже его заменили электрической лебёдкой), хотя теперь, как и встарь, в ходу канаты и «корзина». До 1920-х годов почти во все монастыри Метеоры нельзя было попасть иначе, как в плетёной «сетке», которую поднимали наверх с помощью ворота и верёвки, или по приставной и убиравшейся затем лестнице, что тоже вряд ли было безопасно. Патрик Ли Фермор приводит притчу об одном настоятеле, который, будучи спрошен, как часто меняют верёвку, ответил: – «А как старая порвётся».

Пробить ступени, по которым теперь можно подняться во все монастыри, велел епископ Трикальский, явно в заботе о своей репутации, которая, несомненно, могла бы пострадать, случись что с неким неосторожным чужеземцем. Так что теперь верёвки и корзины применяются лишь для доставки наверх припасов и стройматериалов, тем более, что есть ещё и вагончики переброшенной над пропастями канатной дороги, которая начинается в ближнем автопарке.

Монастырь Русану

Чтобы пройти пешком из монастыря Святого Варлаама в монастырь Русану, рекомендуется спуститься от Варлаама по подъездной дороге к этому монастырю, примерно на 150 метров, где этот путь соединяется с подъездной дорогой к монастырю Мегала Метеора. У ограждения сойдите с дороги и, не теряя из виду метки (пятна синей краски), выбирайте из дорожек те, на которых вы чувствуете под ногами более или менее приличную тропу. Таким путём вы пройдёте мимо (и немного выше) нескольких небольших округлых скал, это так называемая Плакес Келарака, чтобы выйти сразу же над резким изгибом дороги к дну оврага, где даже в июле то и дело попадаются лужи. Переходите через русло ручья и поднимайтесь в гору на дальний берег оврага, а потом берите вправо, к деревьям, и, протиснувшись через лесок, выходите, примерно через 50 метров, на другую тропу.

Вы вынырнете на подъездной путь к монастырю Русану, – с того момента, как вы расстались с монастырём Святого Варлаама, пройдёт минут 35, и вам останется преодолеть лишь последние метров двадцать дороги, сильно изуродованной кучами камня и мусора. К монастырю XVI века поднимается тропа с множеством указателей, он известен не только как Русану (лето ежедневно 9:00-18:00; зима понедельник, вторник и четверг-воскресенье 9:00-14:00), но и как монастырь Святой Варвары. К монастырю можно подобраться иным путём, сойдя с дороги на тропу и дав круг повыше, однако в любом случае последний участок пути приходится на зыбкий мостик, переброшенный к входу в монастырь с соседней скалы.

Местоположение монастыря выводит Русану из ряда вон даже по сравнению с иными обителями Метеоры: все его стены переходят в обрывистые грани скалы почти без зазора. Нартекс (нарфик) главной церкви монастыря расписан в XVII веке жуткими сценами разнообразных мученичеств и казней, и единственное, на чём можно перевести дух, устав от созерцания этих сцен, это лев, лижущий ноги Даниилу, брошенному в узилище (слева от окна). В противоположном углу два не столь дружелюбных льва на пару пожирают Святого Игнатия Богоносца. На восточной стене красочно и с необычайной живостью написан Апокалипсис (правда, обычно Последний Суд пишут на западной стене).

Если вам понадобится вернуться от монастыря Русану прямо в Кастраки, то есть замечательная тропа, сильно сокращающая путь. Выходите на ту дорогу к монастырю, что пониже, и идите под гору минут тринадцать, чтобы, миновав первый резкий излом колеи, выйти к указателю на обочине, предупреждающему о следующем крутом повороте – там ещё будет нечто вроде трансформаторной подстанции с опорой. Переходите на ту тропу, которая резко идёт вниз и на юг, по течению ручья Палеокраньес, и двигайтесь по ней до небольшой насосной станции на вышеописанной сельской дороге Кастраки – монастырь Святого Николая Анапавсаса. На дорогу уйдёт минут двадцать и ещё почти столько же вы сэкономите по сравнению с маршрутом по шоссе.

Монастырь Святой Троицы

От нижней точки нижней тропы подхода к монастырю Русану можно спускаться минут семь – до первого изгиба, затем перейти на тропу, обозначенную указателем на монастырь Святой Троицы. Примерно через 10 минут крутого подъёма вы доберётесь до кряжа, за которым разверзается неровный каменистый каньон Хуни – монастырь Святой Троицы. Прямой дороги отсюда нет, так что сворачивайте влево и следуйте меткам на скалах – это пятна красной краски – вы подниметесь (уже не по такой круче) к точке, где обходная дорога через 600 метров приведёт к вашей цели – предложенный маршрут не сильно экономит время по сравнению с получасом ходьбы из монастыря Русану по дороге, но зато намного приятнее. Заключительный этап пути от автостоянки при монастыре Святой Троицы (ежедневно кроме четверга: лето 9:00-17:00; зима 9:00-12:30 и 15:00-17:00) состоит из 130 ступеней, высеченных в пробитом сквозь скалу туннеле. Вы вынырнёте в светлой и воздушной усадьбе, обновлявшейся в 1980-х и 1990-х годах.

Внутри увидите небольшие выставки пряжи, тканей и предметов кухонного и сельского обихода, но вместо пояснительных табличек повсюду максимы из 13-й главы Первого послания апостола Павла к коринфянам: «Любовь долго терпит», «любовь не раздражается» и так далее. Фрески в католиконе полностью расчищены и восстановлены реставраторами до первозданного блеска, так что о времени, потраченном на посещение монастыря, вы сожалеть не будете. На юго-западной стене возле «Успения» написано «Предательство Иуды», но тридцать сребреников изображают не краски, а настоящие монеты, подвешенные к образу. Подобно иным церквям Метеоры, и эта, похоже, строилась в два приёма – судя по двум куполам, и на обоих – по «Пантократору» (тот, что над темблоном – очень хорош), а также по двум комплектам евангелистов на парусах, под куполом. На южной арке написан редкий образ безбородого Христа Эммануила, которого несут четыре херувима.

У монастыря останавливается сравнительно немного автобусов с экскурсантами, и жизнь в обители остаётся монашеской, теперь в монастыре всего четыре инока, которые поддерживают обитель в презентабельном виде. В их числе старец Иоанн, который живёт здесь с 1975 года и мог бы поведать вам о том, как Богородица исцелила его от слепоты на один глаз (правда, второй глаз монаха всё же пропал). Хотя монастырь Святой Троицы примостился над глубоким оврагом, а садик на его тылах заканчивается самым настоящим обрывом, есть вполне различимая и оснащённая указателями тропа, начинающаяся у самой нижней из ступенек, восходящих к монастырю, и прямым ходом следующая в верхнюю часть Каламбаки. На спуск у вас уйдёт 45 минут, и вам незачем долго идти по окружной дороге: тропа отчасти вымощена и в целом в приличном состоянии в любую погоду.

Монастырь Святого Стефана

До последнего и самого восточного монастыря Святого Стефана (вторник-воскресенье: лето 9:00-14:00 и 15:30-18:00; зима 9:00-13:00 и 15:00-17:00) около 15 минут ходу от монастыря Святой Троицы: вы идёте по дороге (срезающей угол тропы нет), и за поворотом вдруг возникает нужная вам обитель Святого Стефана. Этот монастырь также действующий и теперь женский: инокини постараются всучить вам какие-нибудь безделушки.

Монастырь сильно пострадал от бомбёжек во Вторую мировую и коммунистических набегов в гражданскую войну. Эта обитель – первая в списке тех достопримечательностей, которые можно при нехватке времени пропустить. Нельзя, конечно, не сказать, что в трапезной XV века на апсиде написана Богородица (фреска), а в музее, чуть подальше, превосходный «Эпитафьос» – расшитый золотом надгробный покров. Старая тропа из монастыря Святого Стефана на Каламбаку не используется и небезопасна: возвращайтесь в монастырь Святой Троицы и спускайтесь по вышеописанному маршруту.

  • Другие маршруты Метеоры

После осмотра монастырей многие посетители – особенно не в сезон – поддаются соблазну задержаться ещё на день ради обстановки словно бы из другой вселенной. Потому есть смысл сообщить о других спрятанных среди скал местах, сулящих полнейшее уединение, и подсказать, как к ним подобраться. Доступнее многих прочих поход к Свято-Духовской пещерной церкви Айон Пневма. Начав с платии Кастраки, выбирайтесь на помеченную валунами дорожку, что повыше и посевернее площади, и двигайтесь на северо-восток к последнему дому на этой стороне оврага, разделяющего деревню пополам. За этим домом вы увидите чёткую, хотя и никак не обозначенную тропу, уходящую в безлюдье. После того как тропа пройдёт через брошенные сады и ореховые рощи, начнутся кустарники и оставленные камнепадами булыжники, а по левую руку вы увидите каменную стену – это монолит Айон-Пневма.

В поле зрения появляется монастырь Русану, а тропа резко изламывается и начинает спускаться в овраг – лучше сказать, в расселину в скале. Через каких-то 35 минут вы доберётесь до ровной площадки, свешивающейся с монолитной скалы в обе стороны: справа (западнее) на слоистой поверхности скалы чернеет зев пещерного храма Айон Пневма. В пещере некогда жил отшельник, а внутри – кроме побелки и современных икон – вы увидите гроб (саркофаг), предназначавшийся для его (исчезнувших) останков, который тоже высечен из камня. Слева от входа в церковь – цистерна для дождевой воды, которую пил отшельник. Знатокам и ценителям можно потратить несколько минут на подъём к верхушке скалы, где устроена колокольня и откуда открываются превосходные виды.

Если есть силы и некоторые навыки, можете выйти на окраину Кастраки, чтобы взобраться к пещерной церкви Айи Апостоли (Святых Апостолов) – во всей Метеоре нет священного памятника на большей высоте: этот расположился на вершине скалы, вознесшейся на 630 метров. За приметным деревенским кладбищем начинается заметная тропа в гору, которая через 15 минут приведёт вас к ещё более бросающемуся в глаза каменному «пальцу» Адрахти, у которого вам понадобится толика хладнокровия: надо будет отыскать трудно различимое продолжение тропы над крутым краем лощины справа, но держитесь левой стороны. Минут пять вы будете перемещаться с трудом на четвереньках, но затем начнётся настоящая тропа. В самом конце наиболее рискованный момент: на вершину скалы придётся карабкаться по лестнице. Эта прогулка не для страдающих боязнью высоты.

Ищущие уединения могут отправляться на окраину к пещерной церкви Айос Андоньос (Святого Антония). На юго-восточной окраине Кастраки, напротив таверны Taverna To Harama, сворачивайте на узкую дорогу, обозначенную указателем на английском языке «Old Habitation of Kastraki» (то есть «Прежнее расположение Кастраки» или «Старый Кастраки»). Немного проехав или прошагав по этой дорожке, берите вправо и перебирайтесь на однорядную цементную дорогу, которая вскоре превратится в грунтовую, ведущую к современной, но красивой часовне, построенной в традиционном стиле. Сюда можно доехать и по дороге, начинающейся в верхней части старого Кастраки).

На востоке и чуть выше – вклинившийся в лицевую поверхность утёса отреставрированный Святониколаевский монастырь Айиу Николау Бандовас (посетители не допускаются) – он подчинён монастырю Святой Троицы и в настоящее время действует как пустынская обитель. Но шли-то вы (постарайтесь подгадать к закату) ради внезапно возникшей перед вашими глазами, словно бы извергшись из скалы Пиксари, пещерной церкви Айос Андоньос (после реставрации в 2005-2006 годах её вновь открыли для посетителей). Рядом с нею вы увидите множество шатких деревянных конструкций вроде подставок: они задвинуты в естественные углубления в скале, из которых свисают полусгнившие лестницы.

В этих малюсеньких пещерах селились не просто подвизающиеся в пустынножиительстве, а самые суровые подвижники, и хотя теперь в былых аскитирья (то есть жилищах подвижников; греческое название – аскеты) живут разве лишь горные голуби, они были обитаемы ещё в течение очень доброй части XX века, и до 1960-х годов в день памяти святого покровителя отшельников в пещеру ежегодно поднимался монах в сане священника и служил литургию. Здесь, в безлюдной дикой пустоши, без сувенирных лавок, гидов-полиглотов и экскурсионных автобусов, и обретаются устремления к «созерцательному житию», коим и живы постоянные обитатели Метеоры.

Церковь Тимиу Ставру в Греции

Располагая собственным транспортом, стоит проехать 42 километра к западу от Каламбаки, к «пламенеющей» средневековой церкви Тимиу Ставру (Честного Креста), стоящей между деревнями Крания (на некоторых картах: Кранея) и Дульяна. Сама церковь, хотя и построена в XVIII веке, но на вид более старинная, и не по причине ветхости, а потому что появилась она как игра капризного случая: зодчие задумали сочетать черты двух образцов, подсмотренных в Румынии и России. Вышло же у них ни много ни мало, но дюжина башнеобразных – высота заметно больше диаметра – куполов: три над нефом, по одному над каждой из трёх апсид и шесть на оконечностях тройного трансепта.

Снаружи церковь очень хорошо подновлена, чему не помешали ни поспешные послевоенные реставрации (немцы в 1943 году спалили церковь в ответ на развернувшееся в окрестностях партизанское движение), ни строительство с применением тяжёлой техники неподалёку. На террасе с деревянным столом (и водопроводным краном поблизости) очень удобно устроить пикник. А умудритесь выпросить разрешение на осмотр (церковь обычно закрыта), то увидите в апсиде синтроно – каменную скамью, служившую престолом епископу и уцелевшую в огне 1943 года.

Чтобы попасть в церковь, поезжайте из Каламбаки на север и через 10 километров не выезжайте на автостраду -Янина, но сверните налево, на более узкую дорогу на Мургани, развилка расцвечена множеством указателей направлений на высокогорные деревни. Настойчиво взбирайтесь в гору и, перевалив через отрог горы Трингия, начинайте крутой спуск в густо поросшую лесом долину в верховьях реки Аспропотамос: пейзажи считаются одними из красивейших в Пинде. От никак не обозначенной таверны у поворота на Долиану продолжайте двигаться 5 километров на юг, до мостика и дороги налево с указателем по-гречески: «Прос Иеран Монин Тимиу Ставру Дульянон».

Эта дорожка через 700 метров приведёт вас к церкви, расположенной на отметке 1150 метров над уровнем моря. Летом чуть ли не ежедневно из Трикалы в ближнюю к церкви деревню Крания ходит автобус, останавливающийся на деревенской платии, где открыта гостиница и в ней таверна «Аспропотамос» (Aspropotamos, конец июня-август). Из Крании или прямо от церкви можно проехать ещё 7 километров до отеля Pyrgos Mantania или 17 километров до Триа-Потамья, а оттуда, направившись на восток и проехав через Пертули и Пили, можно завершить круг и вернуться в Трикалу.

Вконтакте

Загрузка...
Top