Аве софия стамбул. Собор Святой Софии (Айя-Софья) в Стамбуле. Где в соборе искать мозаики

Собор Святой Софии в Стамбуле или мечеть Айя-София является одной из главных достопримечательностей и визитной карточкой . Долгое время этот православный храм был одним из самых больших храмов в мире. Собор Святой Софии это одни из величайших образцов Византийской культуры. Иногда Айя-Софию называют «восьмым чудом света». Мечеть Айя-София сейчас работает как музей и находится под охраной ЮНЕСКО.

История

Собор Святой Софии в Стамбуле построен на месте древнего акрополя. Сперва на этом месте римским императором Константином в 360 году был построен собор в честь Софии Божьей Премудрости, он простоял 75 лет, а потом был разрушен при пожаре.

Вскоре отстроили еще один собор, но его постигла та же участь, он сгорел при пожаре в 532 году. Кстати, Собор в честь Софии (Софийский собор) есть и в Киеве, если будете в городе, советую обязательно посетить его.

Нынешний Собор Святой Софии в Стамбуле начали строить при Юстиниане I, в стройке принимали участие 10 000 человек. Святая София была построена в рекордные сроки всего за пять лет. На постройку собора ушло несметное количество денег. Торжественное освещение Святой Софии в Константинополи произошло в декабре 537 года.

Почти 1000 лет собор являлся символом Византии и оставался одним из самых больших христианских храмов, до возведения собора Святого Петра в Риме. Высота купола Собора Святой Софии 55м, а диаметр 31м.

В 1453 году Константинополь был захвачен турками. Турецкий султан Махмед Фитих Завоеватель въехал в город и был поражен красотой и огромными размерами Святой Софии. Он приказал не трогать православный храм, а превратить его в мечеть. Собор Святой Софии был переименован в Айя-София, к нему был пристроен минарет в западной части, а потом еще три минарета.

В 1935 году, при Ататюрке, Айя-София была преобразована в музей.

Собор Святой Софии в Стамбуле (Айя-София) как добраться

Айя-София находится в центре старого города в районе Султанахмет. Что бы попасть к воду в собор надо выйти на остановки трамвая T1 Sultanahmet и немного пройти. Айя-Софию вы увидите сразу. На площади возле собора всегда шумно и многолюдно и зимой и летом 🙂


Рядом с входом в музей Айя-София всегда многолюдно

Айя-София Стамбул режим работы

Режим работы музея Айя-София:

  • с 9:00 до 19:00 в период с 1 апреля по 31 октября
  • с 9:00 до 17:00 с 1 ноября по 31 марта

Кассы закрываются на час раньше.

Стоимость

Стоимость билета в музей Святой Софии 72 лиры . Билеты продаются в кассах перед входом, куда всегда стоит огромная очередь.

Собор Святой Софии: наш отзыв

Сперва надо выстоять довольно большую очередь за билетами, а потом еще такую же очередь на вход в сам собор. Мы были внутри Святой Софии несколько раз: под новый год 31 декабря в районе обеда и в мае в будний день после обеда. Каждый раз пришлось стоять в очереди около получаса.


Очередь в Айя-Софию зимой …
… и весной
Стоим за билетами в музей

Рядом продают вкусную кукурузу, можно подкрепиться пока стоишь в очереди. Очень удобно 🙂


Кукуруза — тоже символ Стамбула 🙂
Вкусная горячая кукуруза 🙂

При входе в Собор тщательно проверяют сумки и пропускают через металлоискатель, как в аэропорту.


На территории Святой Софии

Святая София поражает своими размерами. Длина собора 81м, ширина 72 м. Свет внутрь поступает через 40 окон, из-за большого количества света кажется, что купол парит в воздухе.

Можно подняться на второй уровень, на галереи и осмотреть Айя-Софию сверху.






Фрески и мозаика Айя-Софии представляют большой интерес, многие из них сохранились до наших дней.



Одна из достопримечательностей Святой Софии – плачущая колона. В отверстие надо засунуть палец, загадать желание и прокрутить палец на 360 градусов. Желание должно сбыться!


Плачущая колона, здесь загадываем желание:)

Собор такой огромный, что по нему можно гулять долго. Нам очень понравился Собор Святой Софии в Стамбуле: он поражает размерами и в нем чувствуется очень сильная энергетика.



Если есть желание, можно взять .

А мы под впечатление выходим на улицу, на площадь между двумя святынями: Святой Софией и действующей Здесь всегда многолюдно. Даже зимой на площади высажены цветы и зеленые деревья, включен фонтан.


Вот такой он — декабрь в Стамбуле!
Зеленый Стамбул в декабре

А летом еще лучше: можно лежать на траве и наблюдать за суматохой вокруг 🙂


Очень радует то, что в Стамбуле на газонах разрешают сидеть и лежать. Не то, что в России 🙁


А вечером Святая София красиво освещается. На площади включают



Если вы планируете посетить Стамбул, советую забронировать отель заранее. Лучше всего жить в районе Султанахмет, в пешей доступности от Айя-Софии.

Но среди них главное место занимает великолепный собор Святой Софии, который также известен под именем Храм Святой Софии в Стамбуле или как мечеть Айя София. Здесь находится священное и намоленное место не только для христиан, но и, в равной мере, для мусульман. Это один из самых посещаемых и известных исторических памятников в мире. Он значится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здание великого храма, построенного в сейсмоопасной зоне, близ тектонического разлома, выдержало несколько сильнейших землетрясений. Оно перенесло несколько разрушительных пожаров и подверглось бедствиям войн. О самом храме Святой Софии в Стамбуле, о его архитектуре, убранстве, о впечатлении, которое он производит на посетителей, о его вековой истории написаны многие книги. Любую рекламную публикацию Стамбула, как правило, сопровождает изображение Ая София. А что же такого особенного в нем?

Кем была святая София?

Многие думают, что храм носит имя женщины – ведь есть же среди христианских святых есть несколько по имени София, возможно, названо в честь какой-либо из них? Нет, это ошибочное предположение! Название происходит от греческого слова “софия”, означающего знание, мудрость, а не от какой-то конкретной святой имени София. Полное греческое название – Храм Премудрости Божьей.

За время своей долгой-предолгой жизни Собор Святой Софии в Стамбуле имел несколько разных наименований – Храм Святой Софии, Великая церковь, Айя София.

На цыпочках в космос собора Святой Софии

С благоговением проходим через туристический вход в притвор церкви. Здесь, где некогда толпились кающиеся грешники, сейчас висит справочная информация, стоят мраморные археологические древности, на потолке – следы золотой мозаики. Но под нетерпеливыми ударами сердца мы шагаем дальше. Отсюда идут в основную часть храма 9 дверей, центральные – Императорские врата. Считается, что они сделаны из остатков Ноева ковчега.

Замираем, чтобы прочувствовать: в византийскую эпоху через них мог проходить только сам император, а сейчас смело проходит любой, заплативший 25 лир… Но, если не спешить и постоять на этом месте немного, то можно увидеть темные углубления на мраморных плитах пола – это протоптанные за столетия следы ног стражников, охранявших императора во время его молитвы. Сколько же здесь отстояло людей, чтобы появился этот зримый штрих времени…

Проходим в неф под мозаикой с изображением императора, который распростерся ниц перед Христом. По бокам от Христа стоят Богородица и Архангелом Гавриилом. В руках Иисуса Евангелие со словами «Мир вам. Я свет миру».

Святая София в Стамбуле – ошеломляет. Огромный купол невесомо парит над аркадой из окон. Он словно настоящее золотое небо…Через какое-то время осознаешь размеры храма и его величие… И чувство покоя и умиротворения окружает и поглощает тебя. Тонкие лучи света из окон высоких сводов падают на величественные колонны, неземные глаза ангелов и святых смотрят внимательно и печально.

Вокруг толпы людей: женщин и мужчин, стариков и детей… Что привело сюда каждого их них?

Около входа стоит облицованная старинными медными листами четырехугольная Плачущая колонна, которая считается чудотворной. В ней проделано отверстие, внутри которого ощущается влага. Поверхность меди вокруг глазка отшлифована миллионами прикосновений. Если загадать желание и засунуть в отверстие большой палец, а потом умудриться повернуть его на 360 градусов, то, говорят, загаданное обязательно сбывается. Я тоже загадала и повернула… Нет, мое желание не сбылось…


Около нас в очереди к чуду стояли ребятишки из школьной экскурсии. Забавные и любопытные они, вертелись и заинтересовано поглядывали на нас. А может на Катю?

Заглянем в историю

Изысканное сочетание куполов и минаретов Святой Софии персикового цвета на фоне голубого неба – является символом Стамбула. Это единственное зданием в мире, который обслуживало нужды трех различных религий: оно было католическим собором, храмом греческого православия и мечетью ислама суннитского толка.

    • В IV веке на этом месте был построен собор. Но его то разрушали, то он горел, так что в 532-537 годах император Юстиниан I отстроил его заново. Он создал подлинный шедевр византийской архитектуры. Собор служил в качестве византийской церкви в течение последующих 900 лет, здесь была резиденцией православного патриарха Константинопольского, место имперских церемоний и церковных советов. Считается, что Россия стала православной, а не католической, под впечатлением от величия этого здания.
    • 13 апреля 1204 года крестоносцы подвергли Константинополь беспощадному разорению. Рыцари безжалостно ограбили Собор, ободрали все покрытия из золота и серебра, похитили все, представлявшее хоть какую-то ценность. После этого здание было передано в руки католических священников. Храм Святой Софии в Стамбуле функционировал в качестве римско-католического собора до тех пор, пока в 1261 году император Михаил с окрепшей византийской армией не вернул себе Константинополь. Но бесценные реликвии, такие как Туринская плащаница, копье, которым римский легионер проткнул бок Иисуса, фрагменты Креста и многие другие, назад уже никогда не вернулись.
    • В 1453 году 29 мая столица Византийской империи, пала. В Константинополь, торжествуя, входят победители-турки. Из повелитель, прославленный султан Мехмет, получивший прозвище Завоеватель, видит в побежденном городе несравненное чудо – собор Святой Софии и немедленно превращает его в свою имперскую Айя-София. В этом качестве она служит мусульманам очень долго. Турки проводят в ней некоторые преобразования для удаления христианских признаков, возводят внутри красивый мраморный михраб и минбар, с которого проводятся проповеди, строят удивительные минареты, словно парящие в лазурной воздухе Стамбула.
    • Мустафа Кемаль Ататюрк, создатель турецкой Республики, возникшей после падения Османской империи, в 1934 году превращает собор Святой Софии в музей. Он говорит, что древнее здание “должно стать памятником всей цивилизации”. Удаляются молитвенные коврики, при этом открывается прекрасный мраморный пол. Ряд панелей с каллиграфией перемещается в другие мечети, однако, восемь из них остаются на месте до сих пор. Расчищаются мозаики от слоев укрывавшей их штукатурки.


На что надо смотреть

Для того, чтобы увидеть – надо знать, на что смотреть. Иначе на многое или не обратишь внимания или не осознаешь толком. И чтобы не было мучительно больно потом, надо подготовиться, почитать и посмотреть. Ну что это я, сами не маленькие. А если кратко, то так.

Смотрим архитектуру

Собор Святой Софии в Стамбуле – купольная базилика из 3-х нефов, центрального – широкого и двух других поуже. Самое главное – это грандиозный купол высотой 56 м и диаметром 31 м, который опирается на 4 арки от 4 столбов. Эта труднейшая конструкторская задача была блестяще решена гениальными архитекторами с применением множества инноваций. В результате – квадратное центральное пространство храма венчает великолепный купол. Под ним сорок арочных окон. К куполу примыкают с запада и востока два меньших полукупола, а к каждому из них – еще по три, меньших, полукупола.

Размеры Святой Софии в Стамбуле таковы:

      • его длина составляет 76 м,
      • ширина - 69 м,
      • а высота - 56 м

Храм Святой Софии двух уровневый: над нижним этажом размещается галерея. Первый этаж предназначался для верующих, в центре располагались духовенство и император.

На втором этаже помещались галереи или хоры, они предназначались для женщин во время богослужений. В центре хоров, на оси храма, находилось место, где сидела во время службы императрица. Отсюда храм виден, как на ладони.

Интерьер

Внутренне убранство храма Святой Софии всегда отличалось редкой красотой. При его возведении для украшения везли из Проконеза белый, словно снег, мрамор, из Каритоса везли малахитово-зеленый, из Ясоса – нарядный красный, из Фригии мрамор розового цвета. Нижние части стен покрыли сине-зеленым и розовым мрамором, пол украсили мраморными узорами разных цветов. Поверхность алтаря, по свидетельству современников, переливалась 72 разными цветами и оттенками. Капители колонн украсила изящная резьба. Верхнюю галерею расписали фресками и покрыли мозаикой со священными изображениями. А купол украшала позолота и мозаика с ликом Христа Вседержителя.

По периметру храма шли ряды икон, святынь, рак с мощами. Но это все в прошлом. Сейчас здесь пусто и голо. Но внутренняя обшивка здания полихромным мрамором, зеленым, белым, порфировым, дошла до нашего времени.

  1. Византийские мозаики

Храм Святой Софии в Стамбуле и теперь знаменит своими изысканными мозаиками. Самые древние мозаики – это скромные геометрические и растительные орнаменты, они датируются царствованием Юстиниана. Более поздние – с изображениями Христа, святых, императоров и их семей.

А над алтарем изображение Богородицы, на коленях держащей младенца Христа… При входе в неф собора глаза остановились на чудесном образе, и потом, когда бродили между колоннами, заметила, что мой взгляд не раз, и не два, тянулся к ней.

И самые известные из мозаик – на верхнем этаже, в галереях. В южной галерее находится самая-самая из них – мозаика Деисус. Этим словом обозначается в иконописи композиция из трех персонажей: посередине Христос, около него Богоматерь и Иоанн Предтеча в молитвенных позах. Здесь же еще одна знаменитая мозаика – изображение Христа Пантократора в тёмно-синих одеждах, правая рука его поднята для благословения, а левая держит Евангелие.

Прямо под главным куполом храма Святой Софии в Стамбуле, на треугольных парусах-пандативах фресковые херувимы. Их турки, в отличие от мозаик, не замазывали штукатуркой, а всего лишь укрывали их лики накладками.

  1. Каллиграфия в Айя София Стамбул

В музее, высоко наверху, висят 8 огромных щитов круглой формы, изготовленных то ли из верблюжьей, то ли из ослиной кожи. На них дивной красоты арабские надписи. Написаны имена Аллаха, его пророка, изречения из Корана. Щиты образуют невероятно интересный контраст с христианскими мозаиками.


  1. Светильники и кованые железные люстры.

Из выси на тросах спускаются вниз, почти на рост человека, люстры. Это один из ярких элементов украшения храма: словно капельки сияющей росы на раскинувшейся наверху паутине. Невероятно красивые.


  1. Михраб

Напомню, это округлая ниша в стене, которая отмечает направление Мекки, Саудовская Аравия, там – самое священное место в исламе. Видите, в Ая София она немного не по центру? Дело в том, что собор Святой Софии в Стамбуле строился как христианский храм, которые ориентируются на восток. А все мечети должны быть направлены на Каабу в Мекке, то есть на юго-восток Стамбула, вот поэтому в Айя-София и произошло такое несовпадение центральной части здания церкви и осевой точки михраба. Слева от михраба находится Ложа Султана, справа – минбар место для проповедей.

  1. Коронационная площадка

Считается, что квадрат на полу, выложенный из цветного мрамора, и есть то место, где короновались византийские императоры.

Секреты собора Святой Софии

Если бы он продолжал оставаться мечетью, то о том, чтобы что-то в нем исследовать, а уж тем более раскапывать, не могло бы и идти речи. Но, к счастью, мечеть Айя София в Стамбуле преобразована в музей. А это означает, что ученые могут его свободно исследовать. Хотя не все помещения в нем открыты для посещений обыкновенных людей, но ученые, безусловно, изучили каждое, причем скрупулезно, вплоть до миллиметра.

Правда, надо оговориться – речь идет только о надземной части сооружения.

А, надо сказать, что существуют удивительные рассказы о том, что находится под зданием. Сохранилось свидетельство испанского посла от 1403 года о том, что внизу, под собором Святой Софии, находится гигантская цистерна. И это не единственное свидетельство. Подобное повторяли разные европейские путешественники в более поздние времена. Сканирование храма подтвердило наличие под ним больших пустот. Но отыскать подземное хранилище, размеры которого должны превзойти , пока не удалось.

О главном

Всемирно известный собор Святой Софии в Стамбуле имеет три главных и неповторимых особенности:

    • Во-первых, у него весьма почтенный возраст. Храм Святой Софии в Стамбуле существует полторы тысячи лет. Из этого времени 916 лет его использовали христиане, 481 год он служил Мечетью Айя София, а сейчас это известнейший музей Стамбула.
    • RSS, Email ​

С вами снова Марина и сегодня мой рассказ об историческом памятнике, который является одним из главных символов Стамбула - это мечеть Айя-София (бывший собор Святой Софии). В своих предыдущих рассказах я не раз упоминала об этом потрясающем здании с просто фантастической историей, невероятным переплетением христианства и мусульманства.

Мечеть Айя-София считается одним из восьми чудес света, а также одним из важнейших архитектурных строений мира. Это один из редчайших памятников, дошедших до наших дней в такой великолепной сохранности.

Находится здание в районе Султанахмет напротив , их разделяет красивый зеленый сквер с фонтаном. Собственно говоря, изначально это был православный собор, потом, при Османах, мечеть, а сейчас это музей. Но обо всем по порядку.

Самое первое здание собора было построено в 4 веке византийским императором Константином I. Простояло оно недолго и погибло при пожаре. В 6 веке собор Святой Софии был отстроен заново византийским императором Юстинианом и стоит до сих пор. Разумеется, архитектура храма претерпела значительные изменения, пережив не одно землетрясение, которые нередки в этих местах. Особенно пострадал от землетрясения купол, который фактически был отстроен заново, увеличен в размерах и укреплен дополнительными конструкциями, от которых внешний вид здания сильно изменился.

В строительство храма Юстиниан вложил огромные средства. Готовое здание отличалось невиданными по тем временам размерами, великолепием и роскошью интерьеров. Стены и полы украшали ослепительной красоты золотые мозаики. Это должно было внушать мысль о мощи Византийской империи и церкви. Почти 9 веков здание служило Патриаршим православным собором. Конечно, на протяжении этого времени храм неоднократно и разрушался, и восстанавливался, и грабился. Например, в начале 13 века храм был разграблен крестоносцами, а до этого там хранилась Туринская плащаница.

В 1453 году Константинополь был завоеван султаном Мехмедом II (Завоевателем). Собор Святой Софии прекратил свое существование как православный храм и был превращен в мечеть. Были достроены четыре минарета и переделано внутреннее убранство. Проще говоря, все великолепные фрески и мозаики были скрыты под слоем штукатурки, а вместо них по стенам и колоннам были развешаны круглые щиты с изречениями из Корана. Отныне собор стал называться мечетью Айя-София. Во время правления султанов собор также подвергался переделке и реставрации. Большинство мозаик и фресок благополучно сохранились до наших дней, и ученые считают, что это произошло именно благодаря тому, что на протяжении веков все было скрыто слоем штукатурки.

В 1935 году правитель страны Мустафа Кемаль Ататюрк издал декрет, согласно которому собор-мечеть был превращен в музей. Фрески и мозаики были освобождены от скрывавших их слоев штукатурки. Сейчас на стенах можно увидеть и лики святых, и щиты с цитатами из Корана. Это сочетание не может не удивлять.

В настоящее время мечеть Айя-София поражает не роскошью интерьеров, утраченной со временем, а грандиозностью внутреннего пространства. Высота купола составляет 55,6 метра, а его диаметр 31 метр. Стоя внизу, чувствуешь мощь и величие храма и ощущаешь себя просто пылинкой. Одна мысль о том, что этим древним стенам уже 15 веков, вызывает внутри какой-то трепет.

При желании можно подняться на балкон, откуда открывается великолепный вид на убранство собора.

Внутреннее пространство собора освещается красивыми бронзовыми люстрами с электрическими лампочками. Представляется, что раньше вместо лампочек были свечи.

К достопримечательностям Святой Софии относится колонна желаний, так называемая «плачущая колонна», покрытая медью. Говорят, она обладает целебной силой и вообще способна творить чудеса. Через эту колонну внутри сочится вода. Существует поверье, что если положить большой палец руки в специальное отверстие и, ощутив влагу, умудриться повернуть руку на 360 градусов, загадав при этом желание, то оно обязательно сбудется.

Еще одна диковинка — «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

Вот несколько мозаик и фресок, извлеченных из-под штукатурки:

С того дня, когда Святая София открылась как музей, американский Византийский институт постоянно ведет работы по восстановлению мозаик.

В настоящее время существует международное движение «Совет по освобождению Святой Софии», цель которого — вернуть собору Святой Софии Премудрости Божией статус действующего православного храма, так как считается недопустимым, чтобы великая христианская святыня была музеем или мечетью.

На мой взгляд, Айя София в Стамбуле – один из самых интересных и колоритных памятников в ! В нем потрясает все: и внутренний облик, и сплав двух религий, и богатейшая история, и потрясающая энергетика. Признаюсь, из музея мы вышли под большим впечатлением.

В это сложно поверить, но храм Айя София (Собор Премудрости Божией) был построен еще в VI веке императором Юстинианом . Причем, это была уже третья попытка возвести на этом месте православный храм.

Первоначально здесь стояла церковь времен Константина Великого, от которой не осталось ни камня после кровавого народного восстания. В V веке император Феодосий II возвел «вторую Софию», о которой сегодня напоминают лишь отдельные фрагменты. Как ни странно, но и этот вариант Айя Софии был уничтожен в результате жестокого восстания «Ника» в 532 году .

Однако всего за пять лет Юстиниан отстроил храм заново. Новое великолепие из золота, серебра, цветного мрамора и слоновой кости обошлось в три (!) годовых дохода Византии тех времен!

В середине XV века Константинополь завоевал султан Мехмед II . И тут же христианская церковь превратилась в мусульманскую мечеть с четырьмя минаретами. А Собор Святой Софии получает новое имя — Айя-София. Бесценные мозаики, лики святых и фрески грубо замазывают толстым слоем штукатурки. Кстати, историки считают, что только это и спасло произведения искусства от уничтожения.

Музеем храм Святой Софии стал сравнительно недавно – в 1934 году . Тогда же в нем перестали проводить мусульманские богослужения по приказу тогдашнего президента Турции Кемаля Ататюрка. А тридцать лет назад Айя Софию вместе с другими памятниками исторического центра города наконец-то включили в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Поразительно, как сегодня две мировые религии мирно уживаются под одной крышей:

Когда храм Айя София признали музеем, старинные православные фрески начали восстанавливать, очищая стены от штукатурки.

Здесь можно увидеть процесс восстановления фресок:


2. Полезная информация

2.1. Где находится

Храм-музей расположен в историческом центре , где сосредоточено большинство достопримечательностей города — в районе Султанахмет. Собор находится прямо напротив парка Султанахмет недалеко от и .

Расположение на карте:

2.2. Как добраться

  • На автобусе

К собору-музею идет любой автобус, следующий по направлению к Sultanahmet. Например, из района Taksim можно уехать на автобусе №Т4.

  • На скоростном трамвае

Нам нужна трамвайная линия Т1. Ближайшая к музею остановка называется Sultanahmet («Султанахмет»). Если после выхода из трамвая встать лицом к Мраморному морю, то собор Святой Софии будет расположен слева.

  • На такси

В Стамбуле такси — довольно дорогое удовольствие, зато поймать такси можно в любом месте в любое время. Чтобы минимизировать риск мошенничества, лучше заказывать такси в своем отеле, заранее уточнив стоимость. Также можно заказать индивидуальный трансфер заранее.

  • Пешком

Расположены в историческом центре города — Султанахмет. Поэтому логичнее всего останавливаться именно в этом районе — так Вы сможете обойти все основные достопримечательности пешком, заодно и погуляете по Стамбулу.

  • Заказать экскурсию

Обычно включает в себя не только посещение Айя Софии, но и знаменитой Голубой мечети и Цистерны Базилика.

Экскурсию можно заказать и в своем отеле, но гораздо интереснее отправиться на экскурсию от местных жителей. Посмотреть, какие интересные экскурсии проводят местные жители в Стамбуле, можно здесь.

Площадь перед входом в Айя Софию:



2.3. Время посещения

С 15 апреля по 30 сентября музей открыт для посетителей с 09.00 до 19.00 . В «зимнее» время – с 09.00 до 17.00 .

По понедельникам музей закрыт , учтите это при планировании своего расписания.

Напоминание, что и во сколько закрывается. Последний посетитель может зайти на территорию музея до 18.00, а подняться на верхнюю галерею — до 18.15:



2.4. Стоимость

Цена входного билета в музей составляет 60 турецких лир (на 2019 год) .

За 185 лир можно купить музейную карту (Museum Pass Istanbul), которая дает право бесплатно и без очереди посетить десятки музеев Стамбула в течение пяти дней:


В двух кассах входной билет можно купить за наличные (только лиры):


Автоматы по продаже билетов принимают только банковские карты. Кроме входного билета в Айя Софию, здесь можно приобрести и музейную карту:

Обратите внимание, что в автомате принимают только чипованные карты. Я по своей карточке с магнитной полосой билет купить не смогла, пришлось идти в длинную очередь.

Чтобы сэкономить время и не стоять в этой очереди, можно купить билет заранее онлайн . Правда, стоить он будет немного дороже, зато включен трансфер от отеля:

2.5. Официальный сайт

Информация на официальном сайте представлена на английском и турецком http://ayasofyamuzesi.gov.tr .

3. Фотопрогулка по храму

Территорию Айя Софии можно условно разделить на две части: непосредственно музей и несколько помещений с гробницами султанов Стамбула.

3.1. Территория с гробницами султанов

Территория с гробницами расположена с другой стороны от главного входа в Айя Софию, вход туда совершенно бесплатный, в основном, заходят сюда местные:


Сориентироваться поможет карта-схема:


Мавзолей султана Мехмеда III, его жены и детей:


Семейная усыпальница удивительной красоты была построена почти 400 лет назад! Султана Мехмеда III часто называют Гази (борец за справедливость). По свидетельствам современников, он лично водил армию в военные походы, возродив утерянную до этого традицию.

Территория ухоженная и приятная, но вот кроме нее смотреть нечего:


Толпа туристов следует от гробниц к храму, для этого обходим храм:



3.2. Храм-музей Айя София

На входе посетители могут взять аудиогид (есть и на русском языке), стоимость — 20 лир :


На территории музея мы нашли схему расположения достопримечательностей в районе Султанахмет:


Небольшая площадка возле храма выделена под туалеты и кафешки:


Туалеты – прямо, кафе – слева, вход в собор – справа:


Тот, кто хорошо владеет английским языком, может обойти Софийский собор и без гида, ориентируясь на удобную план-схему:

Подписи к схеме:


Размеры храма потрясают — его высота составляет 55 метров, а диаметр купола превышает 30 м!

Обратите внимание, какими крошечными кажутся люди на фоне этого архитектурного комплекса:


А вот так Айя София выглядит вблизи, здание очень древнее:


Целых тысячу лет Святая София считалась самым большим христианским храмом на планете. Сейчас Айя София – четвертый по размеру комплекс после собора Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Рождества Богородицы в Милане. Зато ее купол по своим размерам там и остался мировым рекордсменом!

С тыльной стороны храм выглядит так:


Фонтан рядом с храмом (1740 год):


Древний колокол:


На некоторых стенах мы заметили надписи на церковно-славянском:

Заходим в храм-музей:

Внутри храм кажется гораздо больше, чем снаружи. Удивительное ощущение простора, света и легкости:

Даже на фото видно, что туристов в Айя Софии всегда очень много:

По ощущениям размеры храма Айя Софии сопоставимы с Храмом Христа Спасителя в Москве:


Потолок украшен сурами из Корана:


Рядом с сурами – фреска с Богородицей (ислам и христианство мирно уживаются под одной крышей, просто невероятно!):


Вид на верхнюю галерею на втором этаже:


Строительные леса хоть и портят фото, зато позволяют наглядно оценить высоту купола:


Место коронации византийских императоров:


Пол в этом месте выложен несколькими видами редкого мрамора. Простым смертным ходить по нему запрещено:


«Счастливое место» храма – здесь можно загадать заветное желание:


Эту колонну святого Григория иногда называют «плачущей» (на ней почему-то постоянно конденсируется влага). Чтобы сбылась заветная мечта, нужно просунуть палец в отверстие в медной табличке и прокрутить его внутри на 360º.

Желающих загадать желание – море, странные все-таки люди:


В отдельные помещения храма вход туристам воспрещен. По этой лестнице раньше поднимался имам для чтения молитв:


На первом этаже старинная библиотека султана Махмуда I, построенная в 1739 году:

Поднимаемся на второй этаж:


Ориентироваться можно по указателям:


Коридор средневековья выглядит жутковато:


Второй этаж встречает туристов сувенирными лавками:


все-таки странно, что в центре мусульманского Стамбула можно купить православную икону или пасхальное яйцо:


Выбор икон впечатляет:


Вид с верхней галереи:


Вид из окна Айя Софии на гробницы султанов:


Знаменитые мраморные ворота (VI век), раньше они отделяли основную часть храма от приватных императорских комнат:

После ворот можно посмотреть самые интересные старинные мозаики. Со вспышкой их фотографировать запрещено, могут повредиться:


Восстановленные мозаики XIII века (Дева Мария, Иисус Христос и Иоанн Креститель):


Считается, что всю нижнюю часть бесценной мозаики растащили на сувениры туристы-варвары.

На этой мозаике изображена Дева Мария и император Иоанн II Комнин с женой и сыном. На мозаике император появился не случайно – сотни лет назад он пожертвовал на строительство храма внушительную сумму денег:


Самая знаменитая мозаика Айя Софии: Иисус Христос, сидящий на престоле с Евангелием:


На 1 этаже храма можно прочитать историю строительства Айя Софии, а также посмотреть на древние карты. Например, древний Стамбул (а тогда еще Константинополь) выглядел так:

Обратите внимание, сколько церквей! Сейчас, конечно, облик Стамбула значительно изменился.

Карта в период Византии. Сразу три Рима: Москва, Рим и Константинополь:



4. Выводы

Айя София – безумно интересное и колоритное место! Причем сходить туда стоит независимо от вероисповедания — две мировые религии переплелись настолько сильно, что сейчас храм в первую очередь — это необыкновенный и уникальный музей истории. Не зря же этот храм называют «визитной карточкой Стамбула». От его размеров, красоты и энергетики буквально перехватывает дыхание! Всем советую обязательно подняться на второй этаж – там самые интересные мозаики.

По времени посещение Айя Софии займет не менее двух часов. Планировать экскурсию лучше на утро – к середине дня в собор набиваются толпы туристов.

Кстати, Собор Святой Софии – одно из немногих мест, которые стоит осматривать с экскурсоводом (или хотя бы с аудиогидом). Экскурсии там проходят постоянно – так что присоединиться к группе и узнать кучу интересных фактов об удивительной истории храма можно в любой момент. На крайний случай возьмите с собой гид lonely planet по Стамбулу — там достаточно подробно расписано про храм, его историю и архитектуру.

5. Видео

А теперь предлагаю посмотреть на Айя Софию нашими глазами:

Кстати, если вы только собираетесь в Стамбул, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook (7 голосов, оценка: 5,00 из 5)


Всего 79 фото

Айя-София побудила меня разместить в этом посте все что связано с тайнами и мистикой Софийского собора. Кроме всего прочего никак не избежать того, что величайшая жемчужина христианского мира была под гнетом мусульман около 500 лет. Это не могло не отразиться как на внешнем, внутреннем облике Софийского собора так и появлении османских строений на территории Айя-Софии. Этим материалом я завершаю свой рассказ об Айя-Софии, великолепнейшем и впечатляющем храме, бывшим центром христианского мира почти тысячу лет. Для меня история Софийского собора тем ни менее не закончена. В процессе работы над этими пятью частями возникло множество вопросов, понимание того, что я многого еще не увидел. А казалось бы!?) В общем, история Айя-Софии продолжается, но не только как музея, но и как одного из самых интригующих и мистических мест на земле. Из этого мы и будем исходить. Из этого же и будет складывается содержание этой пятой части моего рассказа об Айя-Софии. Сразу скажу что легенды связанные со строительством и функционированием собора могут показаться невероятными, но на то они и существуют чтобы их рассказывать, удивляться, очаровываться, задавать трепетные вопросы и идти дальше по жизни помня о чудесах, тайнах и говоря себе, что в твоей жизни все точно также - твоя жизнь точно также полна легенд, тайн и загадок. Именно поэтому они так и сильны и поэтому притягивают человеческое воображение.

Главный императорский храм Византийской империи - несомненное чудо строительного искусства и особое звено, от которого в обе стороны по шкале времени уходят ступени средиземноморской цивилизации. В прошлое - к шедеврам римской и эллинской классики. И в будущее - к обоим ветвям искусства Средних веков, христианской и исламской. Святая София оказалась потерянной и для христианского мира, и для истории искусства после падения Константинополя в 1453 году. Султан Мехмед II Фатих был поражен совершенством ее художественного организма и превратил храм в придворную мечеть, так что она почти 500 лет служила главной мечетью Стамбула.
02.

Никогда не устану восхищаться этим уникальнейшим собором, его неповторимым образом. Всем нутром чувствуешь что это не просто храм, а средоточие мощнейшей как говорят энергетики, то есть того, что не выражается человеческими словами, но того что чутко видит чувствует душа. Все это и воплощено в загадки, тайны Айя-Софии, которых просто не могло не быть по определению.

Началось же все с местоположения и строительства императорского собора.
03.

Начнем с того, что Айя-София возведена на месте акрополя античного Византия. Что было еще ранее на этом месте точно неизвестно, но с определенной долей уверенности можно сказать что находилось здесь в архаические языческие времена нечто значительное, исходя хотя бы из того в каком ключевом месте находится Айя-София. А находится она в месте слияния бухты Золотой Рог и пролива Большой Босфор. И место это находилось на древнейшем морским пути из Средиземного моря через Мраморное в Черное - величайшим историческим торговом - из причерноморских земель в этот регион шли суда с зерном и рабами...
04.


Айя-София - вид со стороны Мраморного моря

05.


Айя-София - вид с Галатской башни Галатского холма залива Золотой Рог

06.


Большой Босфор. Залив Золотой Рог справа. Айя-София за кадром - правее.

Об истории Айя-Софии я уже рассказывал. Сосредоточимся теперь на любопытных особенностях строительства Софийского собора. Как мы помним первый храм был построен на месте рыночной площади Августеон в 324-337 гг. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор никонианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом. Собор имел деревянную крышу и форму базилики. Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром уже в 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что и было выполнено в том же году. Эта базилика состояла из пяти нефов и также была покрыта деревянной крышей. 13 января 532 года в результате восстания Ника которое произошло во времена императора Юстиниана (527-565 гг) здание Базилики Феодосия сгорело. Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи.

Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.
07.

На постройку собора был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому приказу свозились в больших количествах архитектурные элементы и декоративная облицовка древних языческих античных построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). По другой версии, все восемь колонн происходят из храма Аполлона в Баальбеке. Не исключено что здесь есть элементы архитектуры и отделки еще более ранних христианских храмов. Есть даже легенда, что колонны Айя-Софии высекались по повелению царя Соломона из горных пород Эльбруса и других священных гор, а выполняли эту неподъемную работу джинны, феи и великаны. Считается, что для отделки собора использовались 12 сортов мрамора. Черный с белыми жилками - из района Босфора, зелёный - из города Каристос в Греции, цветной из Фригии, порфир из Египта, изумрудно-зелёный из Спарты, жёлтый из Ливии. Для устройства фундамента собора был выкопан котлован глубиной до 70 метров. По легендам он был заполнен заполнен золотом и серебром, чтобы в случае, если храм обрушится, его можно было быстро отстроить заново. Таким образом Айя-София есть средоточие бесчисленных и уже беззвестных для нас шедевров мировой архитектуры и искусства. Не забываем и о нематериальных вещах. Айя-София сконцентрировала в себе необъятную духовную энергию языческих храмов и сооружений древнего мира в виде использованных строительных материалов из этих храмов.

Считается, кстати, что эти императорские врата Айя-Софии сделаны из деревянных конструкций Ноева Ковчега. Справедливости ради стоит отметить что они изготовлены в середине XIX века. Оригинальные же вывезли крестоносцы в начале XIII-го. Входил в эти врата только император. Для сановников и свиты использовались другие двери с обоих сторон от главной.
08.

Именно поэтому когда ты входишь во внутренние пространства Айя-Софии тебя охватывает одновременно с величием и восхищением странное чувство, что ты находишься на перекрестке миров, где эти причудливо смешанные в удивительных сочетаниях разнородные элементы строительных конструкций, их цветовые оттенки, затейливые фризы, мраморные плиты облицовки огромного количества культовых сооружений древности зажигают неповторимый в своем духовном спектре огонь света Софийского собора. Наверное это и есть одна большая тайна, живое чудо и незабываемое впечатление для человека кто впервые попадает сюда. Замечу что разочарованных не бывает. Айя-София по хорошему подавляет любой скептицизм, циничность и искушенные попытки причислить её всего лишь к достопримечательностям Стамбула. Все до одного выходят из Айя-Софии пораженными ее величием и одновременно невольно и навсегда изменившимися.
09.


Это только сейчас я понимаю, что не рассмотрел и десятой части того, чего стоило бы. Но еще не вечер)

Именно из-за сверхъестественной роскоши собора Святой Софии, в народе появились много легенд, в том числе и об участии небесных покровителей в строительстве храма. Юстиниану например приснился сон в котором ангел якобы поведал императору план строительства Айя-Софии. Всего в храме насчитывается 361 дверь. Сто одна из них - большая, покрытая символами. Говорят, что каждый раз, когда их пересчитывают, обнаруживаются новые. По повелению императора, храм и императорский дворец связывала сеть подземных тоннелей. Чтобы они не разрушались, Айя-София покоится на мощных сваях.
10.

К достопримечательностям Святой Софии относится так называемая Колонна Святого Григория - «плачущая колонна», покрытая медью. Существует поверье, что если положить руку с просунутым большим пальцем в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется.

В анонимном древнерусском описании Царьграда утверждается даже, что “у левой стороны близ стены в столпе замурован святый Григорий Богослов”. А вот что говорит Антоний Новгородец: “Трутся персьми и плещами около столпа на исцеление болезнем...”.
11.

Известный путешественник Эвлия Челеби писал, что во время превращения Айя-Софии в мечеть в строительный раствор возле этой колонны была добавлена слюна пророка Мухаммеда, земля из Мекки и вода из источника Замзам, после чего столб начал потеть. Согласно другой легенде, в ходе перестройки церкви в мечеть в куполе появился небольшой изгиб. Святой Илья (Хызыр), держась за эту колонну, выровнял дефект, но на столбе осталось отверстие от его пальца и след руки вокруг него.
12.

Есть и другая загадка Собора Святой Софии: в правой его части есть ниша, из стены которой раздается легкий шум. По легенде, когда в Константинополь ворвались турецкие войска, в церкви укрылось 1000 верующих. Когда османы ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. Уже мечи были наготове, чтобы пронзить старика, но внезапно стена ниши раскрылась и спрятала священника. Легенда утверждает, что священник до сих пор там читает молитву, а когда храм Святой Софии вновь станет христианским, то он выйдет из стены и продолжит службу.

Загадкой храма является также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок. Вот какой из этого окна открывается вид со второго этажа Айя-Софии на "Голубую мечеть".
13.

На втором этаже Айя-Софии находится гробница известного венецианского дожа Энрико Дандоло, прославившегося тем, что тот возглавлял отряды крестоносцев при штурме Константинополя. В 1204 г. под напором войска энергичного 97-летнего слепого венецианца город был захвачен и разграблен. Пострадала и Святая София - крестоносцы украли и вывезли одну из главных христианских святынь - плащаницу, известную сегодня как Туринская. Энрико Дандоло скончался в Константинополе всего лишь через год. Его похоронили в соборе Святой Софии, но сегодня его гробница пуста.
14.

После завоевания Стамбула в 1453 году султан Мехмед Фатих II приказал выбросить останки легендарного дожа собакам. Любопытно, что именно его гробница интересовала Роберта Лэнгдона из романа Дэна Брауна «Инферно».

В соборе можно найти рунические надписи на парапетах, высеченные, очевидно, викингами, состоявшими на в гвардии у византийского императора. Первая из рунических надписей была открыта в 1964 году, затем были найден ещё ряд надписей. Предполагается возможность существования и других рунических надписей, но специальные изыскания подобного рода в соборе не проводились. К сожалению и у меня не было времени их разыскать и сфотографировать. Уж в следующий раз)


Подземные пространства Айя-Софии

Интригуют сведения о наличии этих подземных лабиринтов. Айя-София не могла не иметь такого рода загадочных и будоражащих человеческое сознание сооружений. Из разрозненных источников известно, что под Айя-Софией расположены древние цистерны для сбора воды, многочисленные тоннели для ее подачи и передвижений важных государственных личностей. Испанский посол Гонсалес де Клавихо, посетивший Константинополь в 1403 году сообщает: «В церкви Святой Софии под землей находилась очень большая цистерна, и была она так велика, что говорили, будто в ней могли уместиться десять кораблей. Обо всех этих и многих других сооружениях этой церкви невозможно ни рассказать, ни написать вкратце». Еще два европейских путешественника уже в османское время спускались в резервуары под Святой Софией: англичанин Джон Ковель в 1676 году видел там высокое сводчатое помещение, в котором вода стояла на 17 футов (около 5 метров), а голландец Корнелиус де Брюин в 1698 году писал о десяти резервуарах, своды которых держались на сорока колоннах.
15.

В 1945 году американские историки архитектуры Уильям Эмерсон и Роберт Ван Найс попытались пробраться в подземелья Айя-Софии. Тогда было решено выкачать оттуда воду, но, несмотря на все усилия, ее уровень не понижался. В конце концов у помпы перегорел двигатель, и ученым пришлось отказаться от своей затеи. Лезть под воду тогда никто не решился.

Турецкий кинодокументалист Гёксель Гюленсой и его команда исследовали историю и легенды, скрытые под Айя-Софией. Результаты исследований группы были сфотографированы и выставлены в кафе «Пепо» в районе Бейоглу. Над своим проектом Гёксель Гюленсой работал около 15 лет. Исследователи обнаружили туннели, которые выходили из-под Айя-Софии на поверхность. Команда Гюленсоя провели погружения в три этапа: в 1988, 2009 и 2013 годах. Некоторые из подземных легенд подтвердились, а некоторые оказались неправдой. «Мы нашли катакомбы и подземные склепы. Катакомбы представляли собой помещения для захоронений, в которых тела располагались на полках. Подземные склепы - это помещения для захоронений, скрытые под землей. Разница между этими захоронениями состоит в том, что в катакомбах тела располагаются в специальных нишах. До того как мы спустились под Айя-Софию, легендой оставался даже вопрос о том, похоронен ли кто-то под землей. Мы были первыми, кто сделал снимки подземных захоронений.
16.

Также одна из легенд утверждала о существовании подземного склепа. Кто-то говорил, что никаких его чертежей нет. Кто-то говорил, что такой склеп существует. Были известны подобные легенды. Мы решили проверить на достоверность легенды, скрытые под Айя-Софией. В процессе исследования возникли и новые вопросы. Потому что всегда, когда ведется исследование, возникают новые вопросы», - отметил руководитель группы исследователей Гюленсой. Был исследован колодец около главного входа. Резервуар, как оказалось, имел 12 метров в глубину. На полу водолазы увидели два толстых куска дерева, напоминавших черенок от лопаты и ведро, которые рассыпались от первого прикосновения.
17.

Затем они спустились в другой колодец, ближе к центру здания. На дне колодца были обнаружены осколки гигантского светильника.
18.


Публикация "Вокруг Света".

На всех посетителей храм Божественной Премудрости производил особое впечатление своей освещенностью. По словам Стефана Новгородца, «кадил множество неисчетно в Святой Софии». Робер де Клари, один из крестоносцев, захвативших город в 1204 году, насчитал в храме 100 светильников. Но ни одного старого экземпляра до нынешнего момента пока не находили. Кроме того, водолазы нашли кусочки витражного стекла семи разных цветов. Наконец, в стенах водолазы увидели две плотно замкнутые двери, но не пытались их открыть. Им было разрешено находиться под водой не более 50 минут. Нельзя исключить, что за дверями и скрываются те огромные цистерны, о которых рассказывают путешественники. Во всяком случае, сканирование храма показало наличие под ним обширного пустого пространства.
19.

Наконец, последний спуск был осуществлен в сухой каменный коридор высотой 70 сантиметров, который начинался под нартексом Святой Софии и вел в двух противоположных направлениях: один на юго-запад, в сторону Ипподрома, второй на северо-восток, в направлении нынешнего дворца Топкапы. Первый через 50 метров разветвлялся надвое, но вскоре упирался в тупик. Видимо, он был сооружен не для существующего храма, а для его предшественника, сгоревшего в январе 532 года. Другой коридор также раздваивался. Один его рукав, постепенно сужаясь, выводил во двор Топкапы, а второй вел в две обширные камеры площадью 5 м2 с двухметровыми потолками. В каждой из них были обнаружены человеческие кости. Не было обнаружено и тайных ходов, якобы связывавших храм с далеким дворцом Текфур Сарай или даже Принцевыми островами.
20.

Еще одной примечательной достопримечательностью является кот Гли. Это хранитель и хозяин Айя-Софии и самый известный в Стамбуле кот. Он попадается чаще всего именно сидящим или гуляющим почему-то у Императорского места (Центра земли).
21.

Гли знаменитость, его гладил Обама)
22.

Кот очень необычный, ведет себя действительно как хозяин Айя-Софии. Может это дух Юстиниана воплотился в нем. Уж очень Гли любит Императорское место.
23.

Это то самое "Императорское место" облюбованное Гли. Однако по правде говоря императоры здесь никогда не короновались потому как изготовлен этот Омфал не ранее XIV века. Кстати и совсем не ясно где все же стоял императорский трон. Существует мнение, что трон стоял в юго-восточной экседре, справа, у самой стены.
24.

Маленькие и большие кружки, роящиеся по периметру центрального круга, образуют загадочный, несимметричный рисунок, причем для пущей головоломки цвета некоторых кругов совпадают. Считали, будто это астрологическое пророчество или зашифрованное гностическими символами словосочетание “Христос София”, однако все эти объяснения были впоследствии опровергнуты. И эта загадка до сих пор не разгадана...

Вот с этой мраморной колонной, что находится справа на фото ниже связана удивительная история начала строительства и падения Византии.
Юго-восточный столб галереи - это то место, в котором обитал ангел, стороживший Святую Софию. В Константинополе была популярна легенда о том, как во время строительства Святой Софии рабочие однажды пошли обедать, оставив на стройплощадке одного лишь мальчика. Ему-то и явился “светозарный муж”, показавшийся вначале одним из дворцовых евнухов. Он спросил, в чем причина перерыва, а затем велел мальчику идти к рабочим и побудить их работать безустанно. Тот возразил, что его поставили охранять инвентарь и отлучиться он не может, - но пришелец заверил, что сам посторожит, пока мальчик не вернется. Когда тот явился с этим известием к обедавшим строителям, среди них находился и Юстиниан. Тот быстро пересчитав своих евнухов (именно им в Византии чаще всего уподобляли ангелов) и убедившись, что все на месте, император сообразил, что речь идет о неземном существе. Он тотчас отправил мальчика в Рим, причем навсегда - с тем, чтобы ангел вечно охранял новую церковь.
25.

Все константинопольцы и “гости столицы” точно знали, где именно затаился ангел, тем более что Сказание о Софии не оставляет на этот счет ни малейшей неясности: “С правой стороны столба, от которого арка поднимается к куполу”. Увы, по свидетельству Нестора-Искандера, христианина, служившего в османском войске, вечером, накануне решающего штурма Константинополя турками, ангел "снялся" со своей 800-летней вахты и в виде огненного столба ушел в небо: “Пламеню огненну велию изшедшу, окружившу всю шею церковную, и собрався пламень в едино, и бысть яко свет неизреченный, и абие взятся на небо. Онем же зря-щим начеша плакати горько. Свету же оному достигшу до небес, отверзошася двери небесные, и приявше свет паки затворишась. На утрие патриарх поиде к цесарю и рече: ангел Божий, его же укрепи Бог при Устиниане цесаре, на со-хранение святыя церкви, в сию бо ночь отидоше на небо, и се знаменует, яко хочет Бог предати град наш врагом нашим ”.

Османский период

После обращения собора Святой Софии в мечеть начались постепенные перестройки здания.
26.

Кстати, совершенным чудом в камне можно вполне считать купол Айя-Софии. Для VI века н.э. купол собора был уникальной, сложнейшей строительной задачей. Купол покоился на почти пятиметровой толщины стенах и составлял с ними единую конструкцию. Купол Айя-Софии доминирует над центральным пространством, как бы объединяя и возглавляя его. Ранее в центре купола находился лик Христа, а сейчас причудливая вязь цитат из корана.
27.

Теперь рассмотрим что за строения османского периода, что мы видим вокруг Айя-Софии.
28.


Справа на фото выше - гробница Султана Мурада III.

Она же на фото ниже.
29.

На втором плане гробница султана Селима II, справа - гробница султана Мехмеда III. Доступа к гробницам кстати нет.
30.

31.

32.

Слева от гробницы Султана Мурада III - Muvakkithane (Дом с Часами).

33.

Вот он - слева на фото ниже. Сейчас мы во дворе Айя-Софии на выходе из музея.
34.

35.

Справа от выхода из музея Айя-София - Начальная школа.
36.

37.

Правее от нее - Фонтан для омовений.
38.

39.

Остатки патриаршего дворца. Справа - южный выход (вход) из Айя-Софии.
40.

41.

42.

43.

Место для омовений
44.

Здесь в скверике находятся солнечные часы османских времен довольно любопытной конструкции.
45.

46.

Гробница Мустафы I
47.

Слева - Гробница Мустафы I
48.

Капители колонн османского периода.

Загрузка...
Top