Ферапонтов монастырь в Вологодской области: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото. Ферапонтов монастырь история Как добраться до монастыря

Ферапонтов монастырь - уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV-XX вв., дошедший до наших дней в архитектурном комплексе XV-XVII вв. Расположен в 18 км от города , между озерами Паским и Бородаевским.

Архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря

Архитектура монастыря уникальна по своей древности. Архитектурный ансамбль состоит из 4 церквей, колокольни, Казенной и Трапезной палат. Территория обнесена невысокой оградой с двумя угловыми башенками и тремя воротами. Деревянные 2-этажные келейные постройки мужской и женской обителей не сохранились.

Главной достопримечательностью Ферапонтова монастыря является собор Рождества Богородицы 1490 года - самый древний каменный храм Русского Севера. Здесь сохранились уникальные фрески 1502 года древнерусского иконописца Дионисия. Его же кисти принадлежат древние иконы из собора. Кроме главного престола собор имел южный придел, освященный во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского, над которым возвышалась малая главка. С северной стороны была пристроена небольшая звонница, остатки которой стали частью паперти. В 2000 году памятник включен в список особо охраняемых ЮНЕСКО.

Церковь Благовещения с Трапезной палатой была построена в 1530-1531 гг. на вклад царя в связи с рождением наследника . Подклет Трапезной служил поварней и хлебней. Церковь Благовещения и собор Рождества Богородицы соединены каменными переходами через второй ярус колокольни. Казенная палата первой трети XVI века относится к редким постройкам гражданского назначения. Верхний ярус служил книгописной мастерской, хранилищем казны и книг, нижний назывался сушилом, и это название перешло на все здание.

Церковь преподобного Мартиниана построена в 1641 году, является усыпальницей одного из основателей монастыря, где под спудом покоятся его мощи. Место погребения было украшено деревянной резной золоченой ракой с текстами, содержащими фрагменты его Жития. У ног святого ближе к алтарю находится погребение его ученика Иоасафа архиепископа Ростовского. Надвратная церковь Богоявления 1649 года с приделом во имя преподобного Ферапонта на Святых вратах служила домовым храмом опального Патриарха . К храму примыкает каменная келья, в которой, по преданию, жил ссыльный Патриарх, пока строилась его келья в 30 саженях от Святых врат.

Трехъярусная Колокольня XVII века имеет высокий открытый внутри квадратный шатер, вверху которого сохранился древний часовой механизм 1635 года, отреставрированный в 1990 году мастером-часовщиком Юрием Петровичем Платоновым, им же восстановлены звоны.

Сохранившиеся святыни:

  • 9 древних антиминсов XV-XVII вв. из собора Рождества Богородицы,
  • рака и полотняная риза преподобного Мартиниана 1646 года,
  • игуменское место, житийная икона преподобного Ферапонта и Мартиниана 1732 года,
  • кресло Патриарха 1668 года, сохранившееся от времени пребывания его в ссылке в Ферапонтовом монастыре, а также его стол и кресло из надвратной кельи,
  • на Бородаевском озере восстановлен рукотворный остров, сложенный из камней.

История Ферапонтова монастыря

Ферапонтов монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 году в вотчине князя Андрея Дмитриевича Можайского. Монастырь имел двух основателей и назывался Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь. Первоначально был небольшим и малочисленным, удаленным от селений и дорог. К началу XV века братия монастыря насчитывала 10-15 иноков. Позднее вдоль его стен пролег большой тракт на через , по которому проходил торговый путь на Север, а также шли паломники в Соловецкий монастырь.

Расцвет духовной культуры начался при игуменах Мартиниане и его ученике Иоасафе архиепископе Ростовском. Здесь создавалась житийная и философская литература. Расцвет хозяйственной деятельности пришелся на время царствования , и его сына , которые, побывав в монастыре на богомолье, щедро давали вклады утварью, землями, деньгами и льготами.

XVII-XVIII века стали для монастыря эпохой пожаров и разграблений, начало которым положили польско-литовские «воровские люди» в 1612-1616 гг. После неудачной осады Кирилло-Белозерского монастыря шайка разбойников занялась грабежом окрестных деревень. По указу 1764 года были отобраны монастырские владения, после чего обитель стала приходить в упадок и в 1798 году была упразднена.

В 1666 году в монастырь был заточен низложенный Патриарх , отбывавший здесь 10-летнюю ссылку. В 1676 году после смерти царя врагам удалось настоять на переводе его в Кириллов монастырь, где престарелый и больной Патриарх провел последние 5 лет своей жизни. Он был освобожден по настоянию царя , но по дороге в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь скончался под . В разные периоды ссыльными монастыря были митрополит Литовский и Киевский Спиридон-Савва, а также святитель Арсений Мацеевич митрополит Ростовский, расправа над которым совершилась по воле императрицы .

В 1904 году монашеская жизнь в стенах Ферапонтова монастыря возобновилась. К нему было привлечено внимание Императорской Археологической комиссии, после чего начались реставрационные работы под руководством академика архитектуры П. П. Покрышкина. Церковная старина в монастыре была полностью сохранена. Были проведены работы по всему комплексу зданий, под все церкви и палаты были подведены новые фундаменты, восстановлены своды, позакомарные покрытия собора Рождества Богородицы и церкви Благовещения.

Ферапонтов монастырь расположен в 20 километрах к северо-востоку от города Кириллова. Он стоит на холме между двумя озерами - Бородавским и Паским.

Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри тесно связаны между собой с самого их возникновения. Основатель Ферапонтова монастыря монах Ферапонт прибыл из Симонова монастыря на Белоозеро вместе с Кириллом в 1397 году. Они вместе основали монастырь (Кирилло-Белозерский) на берегу Сиверского озера. Но уже год спустя, Ферапонт покинул Кирилла, и всего в 20 километрах, на перешейке между озерами, основал свой монастырь. Правда, пробыл Ферапонт на Белоозере недолго - через 10 лет, в 1408 году он был вызван князем Андреем Дмитриевичем, младшим братом московского великого князя Василия, в Можайск, для основания там нового монастыря, известного под именем Лужецкого.

Ко времени отъезда Ферапонта, монастырь оставался скромной обителью и значительно уступал своему соседу, начавшему богатеть Кирилло-Белозерскому монастырю. Интенсивное развитие Ферапонтова монастыря началось позднее, в середине XV века, когда его настоятелем стал ученик Ферапонта - Мартиниан. Сын вологодского крестьянина, постриженный в монахи Кириллом Белозерским, Мартиниан стал выдающимся церковным деятелем, пользовавшимся авторитетом не только в церковных, но и в политических кругах. Он был человеком просвещенным и со времени его игуменства Ферапонтов монастырь стал важным центром книжного дела.


В 1447 году Ферапонтов монастырь посетил опальный великий князь Василий II Темный. Там он получил освобождение от “крестного целования не искать московского престола” и благословение Мартиниана на поход против захватившего власть Дмитрия Шемяки. Возвратив себе московский престол, Василий II не забыл Мартиниана и распорядился перевести его в игумены Троице-Сергиева монастыря. Но вскоре, в 1455 году Мартиниан возвращается обратно в Ферапонтов монастырь. Скончался Мартиниан в 1483 году и был похоронен в своем родном монастыре, и в 1550 году был причислен к лику Святых. Наряду с Ферапонтом он считался покровителем монастыря.

Из Ферапонтова монастыря вышли и другие крупные церковные деятели. С одним из них, ростовским епископом Иоасафом, происходившим из знатного рода князей Оболенских и в прошлом ферапонтовским иноком, принято связывать начало каменного строительства в монастыре. Возвращение оставившего кафедру епископа в Ферапонтов монастырь совпало с серьезным пожаром, уничтожившим многие монастырские постройки. И скорее всего не без его помощи в 1490 году сооружается древнейшее каменное здание монастыря - собор Рождества Богоматери, который является вторым (после собора Спасо-Каменного монастыря) каменным храмом на Русском Севере. Предполагают, что именно Иоасаф пригласил для росписи собора крупнейшего художника Московской Руси - Дионисия. И в 1502 году всего за 34 дня весь собор был расписан Дионисием и его сыновьями. Именно эти фрески и являются основной ценностью Ферапонтова монастыря.

В 1528 году Ферапонтово посещает Василий III вместе со своей женой Еленой Глинской во время своей известной поездки по северным монастырям, когда государева чета молилась о даровании наследника. Долгожданный сын, будущий Иван Грозный, впоследствии дважды побывал в Ферапонтове в 1547 и 1551 году. Он был самым щедрым жертвователем в Ферапонтов монастырь.

Хоть строительная деятельность в Ферапонтовом монастыре велась и не с таким размахом, как у его ближайшего соседа, Кирилло-Белозерского монастыря, но масштабы ее по тем временам были весьма значительны. К середине XVI века в монастыре уже имелось несколько каменных зданий: собор, трапезная, казенная палата. Но ограда монастыря оставалась деревянной вплоть до XIX века.

В 1614 году, в период польско-литовского нашествия монастырь был захвачен казацкими отрядами и подвергся разорению. Восстановительные и строительные работы вновь начались в монастыре только около 1640-х годов. Но период подъема оказался недолгим.


Пребывание опального патриарха Никона, находившегося в Ферапонтовом монастыре в ссылке с 1666 по 1676 годы, тоже немало способствовало разорению монастыря. Никон не желал считаться со своим падением и требовал воздаяния себе патриарших почестей, чему способствовало его неопределенное положение. Периоды строгого, почти тюремного заключения чередовались со всевозможными поблажками и льготами. Специально для Никона в монастыре были выстроены какие-то особые палаты, на которые была истрачена немалая по тем временам сумма, а посреди Бородавского озера был насыпан искусственный остров. Противоречить же бывшему патриарху боялись, т.к. не было уверенности в том, что он не вернет себе свой пост.

В 1676 году, после смерти царя Алексея Михайловича положение Никона в монастыре резко ухудшилось. Патриархом стал давний враг Никона - Иоаким. Никона перевели под усиленный надзор в Кирилло-Белозерский монастырь. И только через 5 лет, в 1681 году бывшему патриарху было решено вернуться в основанный им Ново-Иерусалимский монастырь, увидеть который ему было не суждено - по дороге в Москву Никон скончался.


С конца XVII века Ферапонтов монастырь находился на грани полного разорения. В 1798 году его упразднили, а церкви сделали приходскими. В XVIII и XIX веках древние монастырские здания подвергались перестройкам, многие из них были сломаны. В 1857 году вместо деревянных монастырских стен комплекс зданий обнесли невысокой каменной оградой, частично сохранившейся до нашего времени.


В начале ХХ века, в связи с 500-летие со времени основания монастырь вновь открыли как женскую обитель. Перед его открытием была начата новая перестройка, остановленная благодаря вмешательству Императорской археологической комиссии. Внимание ученых привлекли замечательные росписи Дионисия. В 1908 - 1915 годах в монастыре проводились значительные реставрационные работы.


В сентябре 1990 года надвратная церковь, служившая некогда домовым храмом Никону, была предоставлена общине для богослужений. Остальные постройки остаются музеем - это единственно возможный способ уберечь фрески Дионисия, являющиеся достоянием мировой культуры. В последние годы реставрационные работы в монастыре идут более активно - средства на их проведение предоставлены из специального президентского фонда.

В Рождественском соборе были проведены серьезные работы по настилу специального теплого пола, для поддержания в соборе таких температуры и влажности, которые способствуют наилучшему сохранению фресок. И если раньше фрески были доступны для осмотра только при определенных погодных условиях, то теперь ими можно любоваться в любое время года.


Использовались материалы с сайта Малые Города России

и книги И.А. Кочеткова и др. "Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Архитектурные памятники"

Приехав в Кириллов Вологодской области, не упустите шанс увидеть уникальные фрески Дионисия, которые практически полностью сохранились в Феропонтовом монастыре. Я предпочитаю посещать известные монастыри с экскурсоводом, поэтому мы накануне договорились с местным частным гидом, которая согласилась показать несколько интересных достопримечательностей, ну и, конечно монастырь.

Утром мы встретились с гидом Лидией в центре Кириллова и поехали на нашей машине путешествовать вокруг Кириллова. От города до монастыря ехать не более полу часа, на протяжении которого слушали историю возникновения обители, заочно знакомились с экспонатами музея по книжке, потому что на территории Ферапонтова монастыря проводить экскурсии сторонним гидам нельзя. Конечно, мы могли бы взять гида и на месте, но тогда не получилось бы полноценной программы.

Вокруг монастыря можно полюбоваться русской природой, представляю, какая упомрачительная картинка здесь летом.



Стоит сказать, что посещение Феропонтова монастыря – удовольствие не из дешевых. С учетом, что мы не брали экскурсию от монастырских гидов, заплатили за вход в музей, просмотр фильма и право посмотреть на фрески примерно по 800 руб с человека. Из посетителей мы оказались одни, на кассе наша гид пыталась очень прозрачно намекнуть, что с нас не надо брать деньги по полной, но правила есть правила. Меня поразил тот факт, что нам пришлось уточнять у смотрительниц, сколько времени мы можем смотреть фрески. Обычно разрешают не более 10 минут (и это за такие немаленькие деньги), но нам повезло – по времени ограничивать не стали.

Фрески Дионисия

В конце XV столетия на территории монастыря возвели каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы, что, кстати, на семь лет раньше чем в соседнем Белозерском монастыре, который был намного богаче.

Расписал собор Дионисий – известный на Руси мастер-иконописец. Например, его рука касалась Успенского собора Московского Кремля. Стиль мастера легко узнается благодаря ярким краскам, вытянутым, легким фигурам, плавным линиям. Дионисий – один из самых известных храмовых художников на Руси, наряду с Феофаном Греком и Андреем Рублевым. Благодаря работе мастера и чудесной сохранности искусства монастырь включен в список Всемирного наследия под охраной ЮНЕСКО.

Росписи занимают площадь больше 700 кв. метров, а это практически вся внутренняя поверхность собора. Не сохранились только отдельные части росписей, которые пострадали во время перестройки иконостаса. А целом, фрески сделали Ферапонтов монастырь известным на весь мир, так как он единственный, где в полном объеме сохранились авторские фрески начала XVI столетия.

Перед входом вам дадут план-схему фресок, с помощью которой роспись можно «читать» даже не сильно подготовленному человеку.


О красках и технологии живописи можно прочитать перед входом.



Помимо росписи храма в Феропонтовом монастыре можно посмотреть вводный фильм о фресках и посетить музей, в котором находится ряд любопытных экспонатов.

Музей Ферапонтова монастыря

Сначала мы пошли в музей, представляющий собой большой зал.

Например, здесь можно увидеть реконструкцию кельи монаха по уставу Кирилла Белозерского, в которой нет даже кровати.


В келии не разрешалось никому иметь что-либо, кроме самых необходимых вещей, не разрешалось ничего называть своим, но все было общим.Даже куска хлеба не разрешалось держать в келии, так же не должно было быть напитков. Если монах хотел есть или пить, то шел в трапезную, где с благославления мог утолить голод и жажду.

В дальнем углу находится образец братской трапезной.


В трапезной каждый послушник сидел в соответствии с чином старшенства на своем месте с кротостью и молчанием, и никого не было слышно, только чтеца. Им полагалось по три блюда, кроме постных дней, в которые монахи либо вообще отказывались от еды, либо перебивались хлебом с водой.

За витринными стеклами можно найти экземпляр Соборного уложения 1649 года.


Здесь можно увидеть икону Патриарха Никона, который находился в этих краях в период ссылки.

Вот это, предположительно, кусочек израсца из кельи Никона.


Конечно, экспозиция демонстрирует торжественное одеяние священников.


А вот рабочие место Игумени.



Об основании монастыря

Ферапонтов монастырь был основан в 1398 году. Назван монастырь по имени основателя Ферапонта, который прежде чем остановиться здесь был послушником в Симоновом Московском монастыре, а затем даже стал одним из основателей Кирилло-Белозерского монастыря. Чтобы найти большее уединение Ферапонт отправился дальше и поселился на небольшом холме около Бородавского озера.

Здесь Фепапонт построил для себя небольшую деревянную келью и жил в уединении своими трудами и молитвами. Но однажды пришли к нему разбойники и потребовали отдать им сокровища или покинуть э то место (удивительно, но как это похоже на обычный рэкет). Правда преподобный Ферапонт не испугался их и пристыдил их, да так, что разбойники ушли и больше не тревожили старца.

Начали приходить к Ферапонту люди и просить разрешения поселиться рядом. Так возникло небольшое поселение, около десяти человек. Но преподобный Ферапонт отказался стать игуменом и новоиспеченную обитель возглавил другой человек, имя которого история не сохранила. А вот Ферапонт назначил себе самые черные работы, так как называл себя «великим грешником». Он носил воду, колол дрова, чистил печи. Кстати, именно так жил и Сергий Радонежский, который был наставником преподобного Ферапонта.

Через десять лет здесь поставили церковь, которую освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вроде бы все складывалось так, как хотелось старцу Ферапонту: жил он в тишине и покаянии, молился, трудился, но вскоре ему пришлось покинуть обитель. Можайский князь хотел поблизости основать подобный монастырь и попросил преподобного Ферапонта помочь ему в этом. Не хотелось преподобному старцу начинать все сначала, но смирение это добродетель, которой должны обладать христиане, поэтому Ферапонт смирился. А ведь на то время ему уже было семьдесят лет. Стоит отметить, что преподобный старец пробыл в Лужецком Можайском монастыре еще двадцать лет, здесь есть церковь Рождества Богородицы, как и в Феропонтово, где похоронен старец. Несмотря на то, что последние двадцать лет Ферпонт провел в другом месте, его помнят и почитают как Белозерского старца. Вокруг милой его сердцу обители на Бородавском озере образовался поселок, который и по сей день называется Ферапонтово, часть озера Ферапонтовским, а монастырь, который вырос на месте первых келий, назван Ферапонтовым.


Интересно, что Ферапонтовский монастырь, всегда оставался в тени, как бы на втором плане, но в то же время обитель имела очень большое духовное влияние. Здесь бывали цари, князи, известные люди и каждый находил здесь умиротворение и ответы на тревожащие вопросы.

После того как преподобный Ферапонт покинул обитель, князь Можайский направил сюда обещанную помощь, но не было духовника, который бы с толком распорядился полученными средствами. Проходили годы, менялись игумены, но Ферапонтов монастырь так и оставался таким же, как и при жизни его основателя. Но затем пришел в обитель преподобный Мартиниан ученик Кирилла Белозерского настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря. Преподобный Мартиниан пришел в это святое место простым паломником, но братья его уговорили остаться здесь и стать настоятелем Ферапонтова монастыря.


В XV столетии произошли кровавые события, которые хоть и произошли в Москве за пятьсот километров, но отразились на Ферапонтовом монастыре. В Москве шла борьба за великокняжеский престол и тогдашнего князя Василия II низверг Дмитрий Шемяка. С него взяли клятву на кресте, что он не будет выступать против нового князя, и выделили. Василий, которого прозвали Темным, за то что слепым был, пришел поклониться и помолиться в Ферапонтов монастырь. Здесь преподобный Мартиниан освободил Василия от данной клятвы и даже благословил его выступать против захватчика, который незаконно восседал на великокняжеском престоле. Поддержка церкви в те времена имела большое значение, поэтому к Василию Темному примкнуло много сторонников, что и предрешило участь Шемяки, ему пришлось бежать в срочном порядке.

Преподобного Мартиниана Великий князь Василий вызвал в столицу и попросил взять игументство в Троице-Сергиевом монастыре. И несмотря на то, что Мартиниану не хотелось уезжать из Ферапонтово, ему как и его предшественнику Ферапонту пришлось занять должность игумена в другом монастыре.

Через некоторое время преподобный Мартиниан вернулся в милую сердцу обитель в Ферапонтово и занялся обустройством. И последующие двадцать он так усердно все здесь обустраивал, что все диву дивились. Здесь он и упокоился в церкви Рождества Богородицы.

В начале шестнадцатого столетия возведена Церковь Благовещения с трапезной, которая построена в честь рождения царевича Иоанна, который в историю вошел как Иван Грозный. Приблизительно в это же время построена Казенная палата – уникальное сооружение гражданской постройки на территории монастыря. Здесь была обустроены помещения для книг, амбары, обустроен тайник для монастырской казны.

В Ферапонтовом монастыре можно увидеть много всего интересного и уникального, но прежде чем вы войдете в стены святой обители, вы пройдете сквозь Святые ворота. Стоит отметить, что каменные стены, арки, надвратные церкви Ферапонта и Богоявления и даже окна, не менялись со дня постройки. Пол в церквях устлан небольшими плитками, своды поддерживаются дубовыми балками, которые уже потемнели от времени, черные алтарные жертвенники.


Судьба Ферапонтова монастыря, схожа со многими другими обителями, которые пережили советские времена, он был закрыт. Но, к счастью, его не постигла участь быть совхозом, Ферапонтов монастырь был передан под музей и сегодня он находится под охраной ЮНЕСКО. Но молитвы здесь по-прежнему звучат – под богослужение братии отдан Никонов храм.

Когда вы приедете Кириллов, то поймете связь между несколькими святыми местами, расположенными вокруг: Кирилло-Белозерским монастырем , Нилло-Сорской пустынью , Феропонтовым монастырем и Горицким женским монастырем, в который мы и направились далее (читать о нем ).

Адрес: Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8.

Время работы музея:

Ферапо́нтов Белозе́рский Богоро́дице-Рожде́ственский монастырь - бывший православный монастырь в Кирилловском районе Вологодской области. В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края. Здесь сохранился уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры и стенописи допетровского времени. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 г. монастырь в список Всемирного наследия. В зданиях бывшего монастыря действует музей.

Расположение

Монастырь, находящийся в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от Вологды, выстроен на холме меж двух озёр - Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед - Кирилло-Белозерский монастырь.

Архитектура, живопись

Ансамбль Ферапонтова монастыря

Собор Рождества Богородицы 1490. Стенопись Дионисия 1502. Святитель Николай Чудотворец

Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля - раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения.

Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV-XVI веков.

Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия - в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.

Ферапонтов монастырь с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV-XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря - яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Здания монастыря, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров. Ансамбль монастыря - единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века пример взаимодействия архитектуры и стенописи, созданной самым выдающимся мастером эпохи.

История монастыря

Историческая значимость Ферапонтова монастыря, основанного в период расширения политического влияния Московского великого княжества, определяются его участием в узловых моментах эпохи становления Русского централизованного государства и тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV-XVII веках.

Собор Рождества Богородицы и шатровая церковь. Вид с востока.

Монастырь был основан в 1397 году святым Ферапонтом.Будучи выходцем из боярского рода Поскочиных, Ферапонт постригся в монахи в московском Симонове монастыре, пришёл на Север вместе со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским, но не остался с ним на Сиверском озере, основав в 15 км от Кирилло-Белозерского монастыря свою обитель. Так же как и Кирилл, Ферапонт недолго оставался в одиночестве. Число иноков росло, они строили себе кельи, в 1409 году возвели деревянную церковь Рождества Богоматери, а немного позже - трапезную :156 . Благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преп. Мартиниана Белозерского, по просьбе братии ставшего игуменом монастыря, Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырём он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие), из его стен на рубеже XV-XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны - архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Пострижеником монастыря был преподобный Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог.

Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются епископы Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преп. Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.

Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сёл, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV-XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казённая палата, служебные постройки - каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Однако такой мощной крепостью, как Кирилловский, Ферапонтов монастырь так и не стал. Даже ограда его до XIX века оставалась деревянной. Именно из-за полного отсутствия каких бы то ни было укреплений монастырь в 1614 году был разорён польско-литовскими грабительскими отрядами. Заранее зная о нашествии, монахи успели спрятать наиболее ценные вещи. В результате польско-литовского разорения были сожжены кельи и ворота, разорены окрестные деревни и убиты местные жители. Крайне тяжёлое экономическое положение Белозерья в первой половине XVII в. отразилось и на Ферапонтовом монастыре. Только 25 лет спустя после нашествия было возобновлено каменное строительство :156 . Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

Но и этот новый подъём в жизни обители не был долгим, во второй половине XVII века положение опять ухудшилось. Отчасти это было связано с пребыванием здесь в ссылке бывшего патриарха Никона с 1666 по 1676 год. Десятилетнее пребывание Никона в Ферапонтове было последним ярким событием в истории монастыря. Постепенно он беднел и приходил в запустение :156 . В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода, а церкви стали приходскими. В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.

Сиверский идол

Сиверский идол

В музее Ферапонтового монастыря находится языческий славянский сиверский идол - символ плодородия и поклонения богу Роду или Яриле. Датируется IV-IX веками, высота - около 1 метра. Найден в деревне Сиверово Суховерховского сельсовета Кирилловского района.

Ферапонтов монастырь и Русская православная церковь. Настоящее время

Проекты возобновления «монашеского жительства» на исторической территории монастыря существуют уже много лет. Однако искусствоведы не поддерживают такие начинания, считая, что это отрицательно скажется на сохранности фресок.

В настоящее время службы совершаются в надвратных церквях Ферапонтова монастыря, однако РПЦ рассматривает вопрос о службе в центральном соборе монастыря, расписанном Дионисием.

Епископ Вологодский и Великоустюжский Игнатий издал определение с 08 июля 2014 года образовать Православную религиозную организацию Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь» с. Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Охранный статус

Монастырь является памятником истории и культуры федерального значения, а также единственным на территории Вологодской области памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. Музей фресок Дионисия является филиалом ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» (КБИАХМЗ), на основании Указа Президента в 1997 году включенного в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Известные деятели

  • Ферапонт Белозерский - основатель и 1-й игумен монастыря.
  • Мартиниан Белозерский - строитель, 2-й игумен монастыря.
  • Галактион Белозерский - блаженный, юродивый - местночтимый святой.
  • Дионисий - иконописец, расписавший стены и создавший иконостас собора Рождества Богородицы.

Ферапонтов Белозерский монастырь основан в конце XIV в. вблизи Кирилло-Белозерского монастыря, а в наше время относится к России. Назван по имени монаха Ферапонта (1337-1426 гг.), он же в святцах Русской Православной церкви Ферапонт Белозерский и Ферапонт Можайский. В миру его звали Феодор Посконин, и происходил он из боярского рода. Был иноком московского Симонова монастыря, когда познакомился там с послушником, будущим Кириллом Белозерским. Оба они были учениками преподобного Сергия Радонежского и вместе в 1397 г. заложили . Через год Ферапонт покинул сподвижника, по какой причине - неизвестно, самое логичное предположение - искал для себя большей самостоятельности в решениях и действиях, как это свойственно натурам пассионарным и целеустремленным. И этой своей цели он достиг.

Монастырь у озер Бородаевского и Пасского, окруженных корабельными соснами, в 15 верстах от Кирилло-Белозерской обители, получился изящным, гармоничным, будучи при этом гораздо меньше «старшего брата». Крепостью Ферапонтов монастырь также не стал. Каменных оборонительных сооружений он никогда не имел. Это было неосмотрительно. В 1612-1616 гг. беззащитную обитель разорили поляки-интервенты, были сожжены кельи, разграблены окрестные деревни. Восстановился монастырь только примерно через 25 лет, и еще хорошо, что самое ценное монахам удалось спрятать. Но потом постепенно пришел в упадок, до такой степени, что в 1764 г. был лишен своих земель по той причине, что они не обрабатывались, а в 1798 г. указом Синода - закрыт. В 1904 г. его вновь открыли, но уже как женский, и в этом статусе он просуществовал до 1925 г. Богослужения, однако, продолжались в нем до 1935 г., когда он вошел в состав Кирилловского краеведческого музея. В 1989 г. были возобновлены церковные службы в Ферапонтовском приходе, но монастырь как таковой утратил статус пустыни, и о возрождении в нем монашества речи нет ради сохранности фресок.

В 1855 г. вышла книга историка православия И. Н. Муравьёва «Русская Фиваида на Севере», содержавшая размышления о явлении паломничества к вологодским и белозерским святым местам. Фиваида - здесь аналогия с древнеегипетской Фиваидой, местом поселения первых христианских монахов-отшельников. А потом с легкой руки историка уже все Белозерье, и даже шире - все русские северные земли, стали называть Северной Фиваидой. Историк религии XIX в. Иван Концевич писал об этом так: «...святость отцов египетской пустыни... отличается от нашей святости, тихой, величавой и кристально светлой, как светел и ясен лучезарный и тихий вечер русской весны. Но как тут, так и там то же „умное делание", то же безмолвие».

«Умное делание» архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря являет собой в полной мере. Первым здесь был возведен собор Рождества Богородицы (1490 г.), один из самых ранних каменных соборов на Русском Севере. Его интерьер украшают знаменитые фрески (стенопись) Дионисия (ок. 1440 - ок.1502 гг.), благодаря которым в 2000 г. монастырь был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Церковь Благовещения со звонницей построена в 1530-1534 гг. на пожертвования великого князя Московского Василия III в честь рождения наследника, ставшего царем Иваном IV Грозным. Трапезная и Казённая палаты постройки середины XVI в. полностью сохранили свой аутентичный облик и интерьер. В 1641 г. была построена шатровая церковь Мартиниана. В 1649 г. была возведена последняя по времени постройка - Святые ворота с двумя небольшими шатровыми церквями - Богоявленской и Ферапонтовской.

Ферапонтов монастырь находится на северо-западе России, в Вологодской области. Его строения стоят на невысоком холме между двух озер - Бородаевского и Пасского, соединяет которые речка Паска. Село Ферапонтово расположено главным образом на противоположном от обители берегу Паски.

У расцвета Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей в XV-XVI вв. было несколько предтечей. И все - неслучайные.

Монастыри вблизи северо-западной границы расселения русских ставились на озерных островах и берегах начиная с XII в. и выполняли миссионерскую роль. Некоторые, небольшие, деревянные, со временем ушли в небытие. Крупные сохранились до наших дней. Еще до XV в. появились такие монастыри, как Валаамский и Коневецкий на Ладожском озере, Палеостровский на Онеге и Спасо-Каменный на Кубенском озере.

В 1420-1430-е гг. был возведен Соловецкий монастырь на одноименных островах в Белом море. Иван Грозный основал Архангельск в 1583 г. со строительством на мысе Пур-Наволок крепости вокруг опять же монастыря, разоренного шведами, - Михайло-Архангельского. По тракту к Белому морю на Архангельск через Каргополь пошли не только торговые обозы, но и паломники, устремившиеся в Соловецкий и другие северные монастыри. Этот большой и оживленный тракт проходил неподалеку от стен Ферапонтова монастыря, и слава об этой обители быстро передавалась из уст в уста.

Монастырю повезло еще раз. Инок Мартиниан, впоследствии - преподобный Мартиниан Белозерский (ок. 1400-1483 гг.), местный уроженец, выходец из крестьянской семьи и ученик Кирилла Белозерского, был избран братией Ферапонтова монастыря игуменом с наказом «добро» заботиться о попечении и благоустройстве обители. Судя по всему, Мартиниан был человеком интеллектуального склада и явно имел способности архитектора. Он и его ученик Иоасаф, будущий архиепископ Ростовский и Ярославский (урожденный князь Оболенский), наладили в монастыре «книжное рукоделие», т. е., на современном языке, издательство, в котором создавались философские и житийные сочинения, а авторами были самые авторитетные служители Православной Церкви. Мартиниан укрепил фундаменты всех строений, поставил все необходимые хозяйственные постройки. Благо обитель (и не только при нем, конечно) получала щедрые пожертвования от сильных мира сего - Василия II Темного, Василия III и Ивана Грозного: утварью, деньгами, землями. Во Вкладной книге монастыря, начатой в 1534 г., значатся князья Старицкие, Кубенские, Лыковы, Вельские, Шуйские, Воротынские, Годуновы, Шереметевы и другие громкие фамилии русской знати. Да и купцы, путешествовавшие к Белому морю и обратно, что-то от своей выгоды непременно оставляли в Ферапонтове на богоугодные дела.

XVI в. для Ферапонтова монастыря начался с приглашения для росписи сводов собора Рождества Богородицы Дионисия, известнейшего к тому времени на Руси иконописца и «стенописца». Мастер прибыл «с чадами» - сыновьями Владимиром и Феодосием. Роспись собора посвящена как земной жизни Матери Божией, так и каноническим для православия символам ее святости и духовного могущества. После уничтожения фашистами в годы Великой Отечественной войны фресок XII-XV вв. в Новгороде фрески Дионисия в Ферапонтове - единственный оставшийся в первозданном виде большой комплекс русских средневековых стенных росписей. Уникальных и по своим художественным достоинствам признанных вершиной творчества этого художника. И все это великолепие было создано за 34 дня. В иконостасе собора были и иконы письма Дионисия, хранимые Третьяковской галерей и Русским музеем.

В цветовой гамме фресок преобладают белые, небесно-голубые, охристо-багрянцевые, розоватые, темно-красные и светло-зеленые тона в разных оттенках, то тонких, едва уловимых, то проступающих как торжественные акценты. Фон для всех сюжетов общей сложной многофигурной композиции в основном ярко-голубой. Еще загадочнее другое: ни разу со времени своего создания фрески, как.говорят мастера настенной живописи, «не поновлялись», но сохранились. Сейчас делается все, чтобы они не померкли: соблюдается определенный температурный режим с учетом погоды, анализируется состояние микрофлоры стен.

Общая информация

Монастырский православный архитектурный комплекс XV-XVII вв.
Полное название : Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь.
Дата основания : 1398 г.
Современный церковный статус : недействующий.
Местонахождение : Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово.
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 г.
Входит в комплекс Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
Город, к которому относится монастырь территориально и в административном плане, - Кириллов (7439 чел., 2015 г.), районный центр.
Ближайшие озера : Бородаевское, Пасское.
Ближайшие аэропорты : (федерального значения, принимает средне-магистральные самолеты и вертолеты), ближайший международный - Талаги в Архангельске.

Цифры

Площадь монастыря : 13 300 м 2 .
Протяженность стен : 460 м.
Площадь стенописи собора Рождества Богородицы : 600 м 2 .
Музей : всего 10 412 единиц хранения, в том числе 1455 старопечатных книг.
Удаленность : 20 км - от Кириллова, 120 км - от Вологды.

Климат и погода

Умеренный континентальный с продолжительной, но умеренно холодной зимой и теплым, но коротким летом.
Средняя температура января : -12°С.
Средняя температура июля : +18,5°С.
Среднегодовое количество осадков : 600 мм.
Среднегодовая относительная влажность : 85%.

Экономика

Достопримечательности

    Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1490 г.), знаменит росписями Дионисия.

    Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1534 г.), строился на пожертвования царя Василия III.

    Церковь Мартиниана (1640 г.), возведена над гробницей бывшего игумена обители и освящена в его честь.

    Две церкви над Святыми вратами (1649 г.) - в честь Богоявления Господня и во имя преподобного Ферапонта - последние крупные каменные постройки в обители.

    Казенная палата (XVI в.).

    Шатровая колокольня. Дата постройки неизвестна, предположительно XVII в.

    Музей фресок Дионисия - филиал Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

    В 2 км от монастыря в деревне Цыпино - церковь Илии Пророка - памятник деревянного зодчества XVIII в., Цыпина гора (высота над подошвой 80 м, 204 м над уровнем моря) - в настоящее время горнолыжный комплекс.

    Национальный парк Русский Север.

Любопытные факты

    Дионисий происходил из знатной семьи. В синодике Кирилло-Белозерского монастыря имеется запись «Род Дионисия-иконника». В этом перечне - князья и царевич Петр Ордынский (Петр Ростовский, он же Дайр Кайдагул Орда-Ичинов сын Петр Ордынский Чингизов; ум. в 1290 г.). Был племянником хана Золотой Орды Берке, а тот - внуком Чингисхана. А вот кто были родители Дионисия - неизвестно.

    В Ферапонтове рассказывают красивую легенду о том, что минеральные пигменты для красок фресок созданы на основе растертых в пыль разноцветных камешков из местных озер. Искусствоведы к этой легенде относятся скептически. Ведь, напомним, вся работа была проделана всего в 34 дня, а на исследование свойств красок, до тех пор неизвестных художникам, понадобился бы едва ли не такой же срок, так что доставлялись краски, скорее всего, из Москвы.

    Иван Иванович Бриллиантов (1870-1931 или 1934 гг.), писатель, историк и богослов - тот человек, который первым обратил внимание русского общества на Ферапонтов монастырь. В 1898 г. сначала в журнале «Странник», а затем отдельной книгой вышел его научный труд «Ферапонтов Белозерский, ныне упраздненный монастырь», вызвавший большой резонанс, в первую очередь благодаря этому исследованию началась реставрация монастыря. И. И. Бриллиантов первым смог прочитать едва различимую надпись на откосе северного входа собора Рождества Богородицы, указывающую на мастеров («Дионисий с чадами»). Во время кампании 1922 г. по изъятию церковных ценностей Иван Иванович состоял в комиссии этого рода в Кирилловском уезде и сумел отстоять от конфискации и уничтожения многие художественные раритеты обители.

    В Подмосковье, под Можайском, находится еще один Ферапонтов - Лужецкий - монастырь, основанный все тем же преподобным Ферапонтом по просьбе князя Можайского Андрея, сына Дмитрия Донского. Там Ферапонт и закончил свой земной путь. Недалекого от этого монастыря находится Колодец святого Ферапонта - святой источник, вода которого считается целебной.

    На озере Бородаевском ледникового происхождения - 15 островов и отличная рыбалка, водятся щука, окунь, плотва (сорога), лещ и язь, встречаются налим и карась.

    Музей Ферапонтова монастыря - это не только фрески. Он располагает также исторической экспозицией,созданной в 1975 г. Здесь хранится Сиверский идол - каменный фаллический символ бога древних славян Ярилы (не позднее IX в.), представлена реконструкция монашеской кельи. В ней не спали и не ели, только молились, читали и занимались «книжным рукоделием».

Загрузка...
Top