«Днепробугводпуть» строит речной путь от Балтики до Херсона, гидроэлектростанции и нефтеналивные суда. Путешествие из днепра в буг Сплав по днепровско бугскому каналу

Днепровско-Бугский канал (ранее - Королевский канал) - судоходный канал на территории Полесья, построенный в период с 1775 по 1783 год. Соединяет реки Пина (приток Припяти; бассейн Днепра) и Мухавец (приток Западного Буга; бассейн Вислы). Общая длина 244 км.

Впервые идея строительства судоходного канала, соединяющего бассейны Припяти и Буга, впервые была озвучена на сейме в 1655 году коронным канцлером Речи Посполитой Юрием Оссолинским.

Работы по сооружению канала начались в 1775 году в годы правления последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Весной 1784 года по инициативе Матеуша Бутримовича суда, гружёные копченой рыбой, мёдом, воском и другими местными товарами, впервые отправились по каналу из Пинска в Варшаву и далее в Гданьск. В сентябре того же года строительство канала посетил король, который официально открыл судоходство на канале, проплыв по нему со свитой в 40 человек на выдолбленном из одного дубового ствола судне. Король четыре дня провёл в местечке Городец под Кобрином - с тех пор канал стал называться не иначе как Королевский.

В конце столетия общий кризис Речи Посполитой фактически погубил дело строительства канала, которое было возобновлено только в 1837 году уже российскими властями. Основные работы осуществлялись в период с 1846 по 1848 год. Ширина по дну пути была доведена до 14 м, а максимальная осадка судов составляла 70 см.

В XIX и начале XX века канал имел для Российской империи стратегическое значение, так как был единственным судоходным каналом - внутренним водным путем, соединяющим Балтийское и Чёрное моря. В частности, в 1886 и 1890 гг. на буксире колесного парохода и силами бурлаков по нему от места постройки в Эльбинге в Севастополь были переведены пять миноносцев водоизмещением от 89 до 164 т, одних из первых в составе Черноморского флота.

В 1919 году территория канала оказалась в составе второй Речи Посполитой. Польские власти, осознавая значимость канала, начали его планомерную реконструкцию. В период с 1929 по 1939 год построено два ближайших к Пинску шлюза (Дубой и Переруб).

В ходе операции по присоединению Западной Белоруссии к СССР канал стал находится на территории СССР. Советское правительство отвело каналу ещё большую роль. Восстановление Днепровско-Бугского водного пути было поручено Народному комиссариату речного флота СССР. За 7 месяцев (с декабря 1939 по июль 1940 года) проведено проектирование и основное строительство восьми гидроузлов, проложена сократившая протяженность водного пути на 12 км новая трасса канала Выгода -Кобрин. В августе 1940 года судоходство по каналу было возобновлено.

В июне 1941 года канал был захвачен частями вермахта. Началось активное использование канала оккупационной властью. Так, по данным Главного управления Красной Армии, за 1942 год по каналу было перевезено 200 тыс. тонн грузов. Однако весной 1943 года партизанами были взорваны шлюзы и тем самым канал был выведен из строя.

После освобождения Белоруссии началось активное восстановлению канала. Основные ремонтные работы проходили в период с сентября 1944 по июль 1945 года.

Уже в 1945 году судоходство было восстановлено.

Согласно Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения от 19 января 1996 года канал является частью магистрального Днепровско-Вислянского водного пути Е-40 (Гданьск - Варшава - Брест - Пинск - Мозырь - Киев - Херсон). С помощью канала теоретически возможна водная связь бассейнов Балтийского и Чёрного морей. Тем не менее, сквозное судоходство по этому водному пути пока невозможно из-за того, что участок от Бреста до Варшавы по реке Западный Буг не судоходен, а также из-за того, что река Мухавец перегорожена в Бресте глухой плотиной.

Сейчас канал находится в стадии ремонта и реконструкции. Постепенно ремонтируются и приводятся к современным требованиям гидроузлы канала. Начиная с 90-х годов за счет собственных средств и бюджетного финансирования были реконструированы и построены водопропускные сооружения: плотина гидроузла № 10 «Тришин»,

Плотина гидроузла № 9 «Новосады»,

Водоспуск гидроузла № 6 «Кобрин» (Гидроузел «Кобрин» – самый большой в Беларуси, перепад воды составляет 5,4 метра. Раньше процесс шлюзования занимал более часа, сейчас для этого требуется около 15 минут.
Также на базе гидроузла построена мини-ГЭС на две турбины, которая с начала запуска выработала более 230 000 кВт.ч.) ,

Плотина «Выгода» и водоспуск «Ветлы», что позволило решить проблему пропуска паводка по Днепро-Бугскому водному пути. Постоянная работа с водопропускными сооружениями обеспечивает выгодный гидравлический уровненный режим на зарегулированном участке водного пути. Обеспечивается постоянный прием паводковых вод с прилегающих земель, в том числе и с Украиной через Белоозерскую ВПС Днепро-Бугским водным путем, являющимся магистральным водоприемником, и отвод их, предотвращая тем самым затопление значительных территорий Полесья. В меженный период поддержание постоянных проектных уровней обеспечивает стояние грунтовых вод и создает идеальные условия для вегетации растений прилегающих земель.

В 1997 году правительством РБ была принята программа развития речных и морских перевозок до 2010 года и реконструкция гидротехнических сооружений Днепро-Бугского канала. В 1998 году была начата реконструкция гидроузла № 9 «Новосады»

При проектировании и строительстве шлюза были учтены требования европейского стандарта внутренних водных путей класса Vа. Была применена доковая конструкция шлюза, что позволило уменьшить объем сливной призмы камеры шлюза с 4750 м3 до 3658 м3. В результате уменьшился объем воды на шлюзование. При реконструкции шлюза была увеличена глубина заложения порога с 1.8 м до 2.4 м, что позволило увеличить осадку шлюзуемых составов. Увеличилась длина камеры шлюза с 89 до 120 м, а ширина с 11.2 м до 12.7 м. Применение новых конструкций затворов голов шлюза и уменьшение объема сливной призмы позволило сократить время наполнения и опорожнения камеры шлюза с 16 до 6.5 минут. Недолговечные деревянные конструкции шлюза были заменены на бетон и железобетон. Механический привод шлюза заменен на гидравлический. Шлюз был принят и сдан в эксплуатацию в октябре 2003 года.

В 2004 году началась реконструкция гидроузла №1 “Дубой”, которая закончилась в 2006 году. На гидроузлах "Дубой" и "Кобрин" введены в эксплуатацию мини-ГЭС - терперь канал сам обеспечивает себя электроэнергией. Реконструированы набережные Муховца в Кобрине и Пины в Пинске. На водораздельном бъефе, в месте впадения в Днепро-Буг Белоозерского канала установлен памятный знак.

Сегодня Днепро-Бугский водный путь-это не только судоходная артерия, соединяющая бассейны двух морей. За более чем двухсотлетний период он приобрел стратегическое значение, стал гарантом экологической безопасности всего полесского региона в целом. С ним связывают свою жизнедеятельность прилегающие города, колхозы, пионерские лагеря, санатории и рыбхозы. По нему открываются широкие возможности развития туризма по линии Республика Польша-Республика Беларусь – Украина с посещением таких исторических мест, как крепость-герой Брест, древнейшие города белорусского Полесья Пинск, Туров, столица Древней Руси Киев, а также посещение сохраненных мест первозданной природы Полесья заповедников «Припятский» и «Званец».

соединяет р. Пина (приток Припяти; бассейн Днепра) с р. Мухавец (приток Буга; бассейн Вислы). Длина 196 км (канализованная часть р. Пина - 74 км , водораздельная часть канала - 58 км ; канализованная часть р. Мухавец - 64 км ).

Работы по сооружению Д.-Б. к. начались в 1775, но вскоре были заброшены, строительство возобновлено в 1837, основные работы произведены в 1846-48. С захватом в 1919 Западной Белоруссии панской Польшей канал был разрушен. После воссоединения Западной Белоруссии с БССР канал восстановлен и введён в эксплуатацию. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гидросооружения канала были разрушены; в 1945-46 канал восстановлен и реконструирован. Канал тупиковый, выхода на р. Буг не имеет (в устье Мухавца - глухая плотина для подпора воды), движение судов до г. Бреста. Перевозятся главным образом железная руда (на экспорт с перегрузкой в Бресте на железную дорогу), лес, минеральные строительные материалы.

"Днепровско-Бугский канал" в книгах

Английский канал

Из книги Жизнь моряка автора Лухманов Дмитрий Афанасьевич

Английский канал Большим парусным кораблям плавать в Английском канале трудно. Приливные и отливные течения, отражаясь у извилистых берегов Англии и Франции, расходятся в разные стороны и достигают большой силы. Здесь бывают частые туманы. Канал кишит судами,

Суэцкий канал

Из книги Где небом кончилась земля: Биография. Стихи. Воспоминания автора Гумилев Николай Степанович

Суэцкий канал Стаи дней и ночей Надо мной колдовали, Но не знаю светлей, Чем в Суэцком канале, Где идут корабли Не по морю, по лужам, Посредине земли Караваном верблюжьим. Сколько птиц, сколько птиц Здесь на каменных скатах, Голубых небылиц, Голенастых, зобатых! Виден

172. Что называется «прокачиванием ци через канал чун» и «прохождением ци через канал дай». Что называется «большим небесным кругом»

Из книги Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун. автора Хоушен Линь

172. Что называется «прокачиванием ци через канал чун» и «прохождением ци через канал дай». Что называется «большим небесным кругом» Канал чун (чун-май) является важнейшим узловым пунктом всех каналов, несущих ци и кровь. Он проходит от головы до ног, поэтому может

Вступление Днепровско-Карпатская стратегическая наступательная операция (24 декабря 1943 - 17 апреля 1944 года)

Из книги Освобождение Правобережной Украины автора Мощанский Илья Борисович

Вступление Днепровско-Карпатская стратегическая наступательная операция (24 декабря 1943 - 17 апреля 1944 года) Эта книга посвящена одной из крупнейших по своему размаху операций Второй мировой войны. В течение почти четырех месяцев пять фронтовых объединений Красной Армии

Бугский переулок

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Бугский переулок Переулок проходит от 5-й до 6-й линии Васильевского острова по южной стороне Андреевского рынка. С 1821 года здесь существовал Рыночный переулок; он отходил от 5-й линии, поворачивал углом вдоль рынка и шел в тупик за Большой проспект. Так как Рыночных

БУГСКИЙ ПЕРЕУЛОК

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

БУГСКИЙ ПЕРЕУЛОК Переулок проходит от 5-й до 6-й линии Васильевского острова по южной стороне Андреевского рынка. С 1821 года здесь существовал Рыночный переулок; он отходил от 5-й линии, поворачивал углом вдоль рынка и шел в тупик за Большой проспект. Так как Рыночных

Канал

Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

Канал Канал – Кроме общепринятого понятия об искусственном водотоке или соединении вод, напр. Суэцкий К., Мариинский К., употребляется еще и в значении пролива (нем. Kanal соответствует англ. channel), потому это слово и входит в состав многих географических имен, как, например,

Днепровско-Бугский канал

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДН) автора БСЭ

Эмс-Яде канал

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭМ) автора БСЭ

Эри-канал

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭР) автора БСЭ

Канал 1: СМИ

Из книги Персональный бренд. Создание и продвижение автора Рябых Андрей Владиславович

Канал 1: СМИ Первое, что приходит в голову и с чем чаще всего приходится работать при построении персонального бренда, – это средства массовой информации, то есть

Глава 9. ДНЕПРОВСКО-БУГСКИЙ ЛИМАН

Из книги Суворов автора Богданов Андрей Петрович

Глава 9. ДНЕПРОВСКО-БУГСКИЙ ЛИМАН

ГЛАВА 11. БОИ ЗА ДНЕПР И ДНЕПРО-БУГСКИЙ ЛИМАН

Из книги автора

ГЛАВА 11. БОИ ЗА ДНЕПР И ДНЕПРО-БУГСКИЙ ЛИМАН В ночь на 15 августа советские части оставили Николаев и отступили к Херсону. Согласно сводке Совинформбюро, 12 августа 1941 г. все судостроительные заводы Николаева были взорваны. Но, увы, это была дезинформация, причем не для

Канал

Из книги Эмиграция (июль 2007) автора Русская жизнь журнал

Канал Ну и зачем ехать в Смоленск за реалити-шоу, когда их и на центральном телевидении предостаточно? Тот же излюбленный мною «Дом-2», помянутый в прошлом номере журнала - еще, так сказать, лира не остыла, струны дрожат. В Москве и денег, и вольностей побольше. Смоленский же

ТВ канал

Из книги 50 эффективных техник привлечения клиентов автора Кочеткова Наталья

ТВ канал Если в вашей компании есть свой ТВ канал, приглашайте туда людей, давайте визитки с адресом ТВ канала, оставляйте ссылки с приглашение через интернет. Обязательно перезванивайте и узнавайте мнение людей о просмотренной передаче.Если человек говорит, что ему

Днепровско-Бугский канал – искусственно созданная водная артерия, объединяющая приток реки Припять – Пину (бассейн Днепра), и приток реки Буг – Мухавец, (бассейн Вислы). Канал судоходный, его протяженность - 244 километра, его обслуживанием занимается крупное предприятие РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь».

Мысль о постройке канала, соединившего бы полноводные реки Припять с Бугом, вынашивалась очень давно. Впервые она прозвучала на сейме в далеком 1655 году, однако лишь спустя сто лет было положено начало претворению плана в жизнь. В 1775 году, после одобрения проекта последним королем Речи Посполитой Станиславом Августом Понятовским, строители вырыли первую часть канала – отрезок, протяженность которого составила восемь километров. Работы велись под руководством специалиста Шульца, вызванного на Брестчину прямиком из Швеции.

Уже в 1784 году инициативный шляхтич Матеуш Бутримович пустил в плавание по водам Днепровско-Бугского канала суда, груженные продовольствием. Корабли вышли из Пинска, проследовали в Варшаву, а затем в Гданьск.

Первоначально Днепровско-Бугский канал носил имя Королевский. Произошло это потому, что его официальное открытие произошло при непосредственном участии короля. Август Станислав Понятовский, вместе со своей свитой, состоявшей из сорока человек, проплыл по каналу на удивительном корабле: тот был выдолблен из цельного бревна векового дуба. Король гостил четыре дня в Городце, находящемся под Кобрином, и с тех пор канал называли Королевским и никак иначе.

Однако затем Речь Посполитая оказывается в кризисном состоянии. Вскоре ее территории разделили между Россией и Польшей, а грандиозное строительство канала заморожено на долгий срок. Лишь спустя много лет, в 1837 российские власти, которые получили власть над Пинскими землями, возобновили работы. Поскольку значимость канала было сложно переоценить, ведь он был единственным судоходным путем, способным объединить Черное и Балтийское моря, его достраивали, не жалея времени и сил. К 1848 году ширина дна составляла уже четырнадцать метров. Примечателен он еще и тем, что в 1886 и 1890 через него перевезли пять огромных миноносцев, имевших водоизмещение от 89 до 164 тонн каждый. Военные корабли везли из Эльбинге, где их построили, в Севастополь, и буксировку осуществляли колесные пароходы, а также бурлаки.

В 1919 на территории Пинска вновь приходит польская власть, которая, прекрасно осознавая ключевое место Днепровско-Бугского канала в водном сообщении, берется за реконструкционные работы. Благодаря им, с 1929 до 1939 тут появились два первых шлюза – Дубой и Переруб.

В 1941 году канал использовался только оккупантами, захватившими Брестчину. Продолжалось это до 1943 года, когда партизаны уничтожили шлюзы. Осуществление грузоперевозок стало невозможным.

В послевоенное время восстановление канала произошло очень быстро, уже в 1945 году по его водам отправились суда.

Если вы любитель активного отдыха, рыбалки, прогулок по лесам – вам обязательно стоит побывать здесь! Прекрасная природа Брестчины, богатые рыбой воды канала, чистый воздух гарантируют отличное времяпровождение.

Загрузка...
Top