ВМФ Великобритании: описание, список и интересные факты. ВМФ Великобритании: описание, список и интересные факты Флот великобритании сегодня

Военно Морские Силы Великобритании (Англии)

Великобритания, страна вписавшая свое имя в историю, благодаря своему Королевскому Флоту. Для того чтобы объяснить их структуру, историю и общие характеристики лучше разделить эту статью на пункты.

Официальной датой образование Королевского военно-морских сил считается 1717-ый год, год образование парламентского королевства (после гражданской войны Великобритании 1642-1651 гг.), строй правление, которым Великобритания пользуется по сей день. Однако первые военно-морские силы были созданы еще в конце девятого века, между 871-899 годами. Король Вессекса Альфред впервые использовал флот для защиты королевства. До тринадцатого века боевые судна использовались для защиты прибережных территорий. Первое морское сражение Британского флота произошло в морском сражение «Слуиз» 1340-го года. В шестнадцатом веке, во время правления королевы Елизаветы Первой, военно-морские силы стали основным родом войск Великобритании.

Несмотря на то, что Великобритания морская страна, флот Англии еще долгое время не мог получить статус сильнейшего в мире. Сильные флотилии , Португалии, Османской Империи тормозили развитие Королевского флота. Так продолжалось до восемнадцатого века. Гражданская Война построила новый строй в стране, после чего Великобритания стала развиваться быстрыми темпами во всех направлениях. Впервые название «Королевский Флот» было использовано как раз после гражданской войны, во время правления Короля Чарльза III-го.

Впоследствии поисков новых торговых путей, человечество узнало о существование Америки. Началась активная борьба за колонии всеми державами того времени. Благодаря своевременному развитию морского флота, Великобритания смогла провести успешную колониальную компанию. В итоге чего, оппоненты Великобритании в лице Испании и Франции создали коалицию против нее. Решающее сражение произошло 21-го октября 1805-го года при морском сражение «Трафалгар», где Флот Англии во главе с Адмиралом Нельсаном нанесли позорное поражение силам коалиции. В составе Королевского флота было 21 боевой корабль, в то время как коалиция 39 кораблей. Особенность этого сражение в том, что после него Великобритания стала сильнейшей морской державой в мире и разрушила идею Наполеона по захвату Великобритании. Более того морское сражение «Трафалгар» считается одним из трех великих морских сражений в истории. После этого ничего не могло остановить Великобританию в их колониальной компании и получение статуса «Империи, над которой не садится солнце». Такое положение дел продлилось вплоть до Первой Мировой Войны.

История морского флота Англии

Первыми военными кораблями Англии были . На их место со временем пришли парусные корабли, которыми Великобритания пользовалась долгое время. С появлением технологии паровых машин, Адмиралтейство обратили на это свое внимание и в начале девятнадцатого века начали постройку боевых кораблей на паровых двигателях. Первым боевым судном с паровым двигателем является «Комет». Со временем параходофрегаты перешли с колесной системы хода на винтовую систему. Для этого они провели тест на мощность, где винтовые корабли показали свое превосходство. Первым большим винтовым боевым судном является фрегат «Агамемн», на борту которого было 91 . Первый броненосец «Вариор» появился в 1860-ом году. В 1870-х годах с появлением торпед и морских мин, появились первые миноносцы и эсминцы. Благодаря своей развитой отрасли кораблестроение в отличие от других стран, Великобритания не имела особых проблем с постройкой кораблей и их содержанием. Однако после экономического роста других стран, Адмиралтейство ввело Двухдержавный стандарт, в следствие чего Королевский Флот должен был быть сильнее двух любых флотов мира вместе взятых. Это привело к замедлению развития мощи Великобританского Флота. 1890-х годах началась эпоха линкоров, в которой Великобритания имела весомое преимущество над остальными державами благодаря своим линкорам с 12-и дюймовыми корабельными орудиями. Однако появление подводных лодок в начале двадцатого века развеяли все мысли о преимуществе линкоров. Первая подводная лодка «Холланд I» была построена и спущена в 1901-ом году. Длина этого типа подводных лодок «7» была 19,3 метра.

Королевский Флот во время Первой Мировой Войны

Во время Первой Мировой Войны Королевский Флот еще был самым сильным в мире. Благодаря успешным военным действиям неоднократно одерживал победу в таких сражениях как в Гельголандской Бухте, при Коронеле, Фолкленский, у Доггер-Банки и конечно же в Ютландском. В последнем из перечисленных сражений Великобритания лишила всех надежд Германии на успех в море. В 1914-ом году Королевский Флот уничтожил Восточно-Азиатскую флотилию Германии. Более того военно-морской флот являлся основным защитником торговых судов своих союзников.

Другой важной стороной времен Первой Мировой Войны является использование авиации и строительство . Первый гидроавианосец «Аргус» был построен в 1918-ом году.

Королевский Флот во время Второй Мировой Войны

После Первой Мировой Войны настало время проповедей Вилсона о всемирном мире, впоследствии чего были подписаны «Вашингтонское» соглашение и «Лондонские» соглашения, ограничивающие страны в наличие флота. В связи с этим Великобритания встретила реальные проблемы, вследствие чего ей пришлось уменьшить размер своего флота.

Несмотря на ограничивающие соглашения, Великобритания вошла во Вторую Мирою Войну одним из лидеров в военно-морском показателе. Королевский Флот сыграл огромную роль в остановке фашисткой Германии, не дав последней захватить Великобританский остров. Более того военно-морские силы Британии снабжали провизиями Мальту, Северную Африку, Италию (после смерти Муссолини); проводили артиллерийскую поддержку и перекрывали стратегически важные места.

Королевские морские силы понесли реальные потери во время Второй Мировой. Успешные действия немецкого флота, в частности субмарин, потопили авианосец «Арк Роял», около 10 крейсеров, 20 эсминцев, 25 фрегатов и многие другие второстепенные военные корабли.

Королевский Флот Англии во время «Холодной» Войны

После серьезных потерь во Второй Мировой, Королевский Флот потерял статус морской державы. Безопасность Северо-Атлантического региона перешли на плечи Соединенных Штатов. Однако политика Черчилля, а затем и последователей старались восстановить былую мощь боевых кораблей. Таким образом в 1950-х и 1960-х годах Великобритания начала масштабную постройку боевых кораблей: 2 авианосца типа «Одейшес», 4 авианосца типа «Центавр», фрегаты типа «Линдэр» и эсминцы типа «Коунти». Впоследствии чего Великобритания перегнала морскую военную мощь Советского Союза. Однако Реформы 1964-го года уменьшили значимость флота, включили Адмиралтейство в состав Министерство Обороны и вывели флот с Суэцкого канала.

Во время Холодной Войны Королевский Флот был задействован во многих региональных кризисах: Ирано-Иракская Война 1962-го года, кризис в Таньганьики в 1964-ом году, кризис в Индонезии 1964-66 гг, Тресковые Войны 1965-го года и Фолелендская Война. Последняя показала мощь ВМС Великобритании.

Современное состояние флота

После сокращение финансов, Королевский Флот вновь потерял темп своего развитие. В наши дни Великобритания имеет на счету 33 боевых корабля с суммарным водоизмещением 260 000 тонн и средним возрастом 16 лет (27% кораблей моложе 10 лет). Боевые корабли:

  1. 2 типа «Квин Элизаббет» («Квин Элизаббет» и «Принц оф Уэлс»)
  2. «Оушен» («Оушен» – персонал 450 человек, макс. скорость 16 узлов, проходимость 8000 морских миль).
  3. 2 Универсальных десантных корабля типа «Альбион» («Альбион» и «Булварк» – макс. скорость 17.8 узлов, длина 176 м, проходимость 8000 морских миль)
  4. 6 дестроеров типа «Даринг» («Даринг», «Даунтлесс», «Даямонд», «Дефендер», «Драгон» и «Дункан» – длина 152м, ширина 21.2, проходимость 8000 морских миль)
  5. 13 фрегатов типа «23» («Эргил», «Ярон Дьюк», «Кент», «Ланканстер», «Монмоут», «Норламберлэнд», «Монтрос», «Ричмэнд», «Портлэнд», «Сомерсэт», «Албанс», «Вестиминстер» и «Соудернлэнд»)
  6. 1 фрегат типа «26» («Глэзгоу»)
  7. 8 минных тральщика типа «Сандаун»
  8. 8 минных тральщика типа «Хант»
  9. 4 сторожевого корабля типа «Ривер»
  10. 16 патрульных катеров типа «Р2000»
  11. 4 баллистической субмарины типа «Вангуард»
  12. 6 субмарины типа «Астьют»
  13. 4 субмарины типа «Трафалгар»

Королевский Флот также имеет множество вспомогательных кораблей, авиацию и морскую пехоту.

Более того Великобритания имеет план на строительство подводных лодок типа «Дреднаут» и фрегатов типа «26».

Военно-морские силы Великобритании в какой-то период времени был самым сильным флотом в мире. Сейчас он является 4-ым флотом в мире по своей мощи и силе.

Задолго до того как император Петр «прорубил окно» в Балтику и заложил основы российского морского флота, «владычица морей» Англия уже веками правила на волнах по всему земному шару. Предпосылками этого были как особенное, островное расположение Великобритании, так и геополитическая необходимость в борьбе с могущественными европейскими державами - Испанией, Францией, Португалией.

Начало

Первыми серьезными кораблями Британии можно считать триремы и диремы Римской империи, которая к вопросу кораблестроения подходила так же серьезно, как и ко всему остальному - ее парусно-гребные суда были вершиной технологий того времени. После ухода римлян и образования на территории Британских островов множества различных королевств корабли англичан ощутимо потеряли во всех компонентах - тоннаже, технологичности и количестве.

Побудительным толчком к появлению более совершенных кораблей стали набеги скандинавов - свирепые викинги на быстрых и маневренных драккарах совершали опустошительные набеги на прибрежные церкви и города. Постройка многочисленного сторожевого флота позволила британцам существенно снизить потери от вторжений.

Следующий этап в становлении военного флота Британии - вторжение Вильгельма Завоевателя и образование унитарного государства, Англии. С этого времени и стоит говорить о появлении английского флота.

Английский королевский флот

Официальную же историю Королевского флота Англии стоит начать с Генриха VII, который увеличил британский флот с 5 до 30 кораблей. До конца 16 века англичане на море особых лавров не сыскали, но после победы над испанской "Непобедимой армадой" и серии других викторий ситуация с военно-морским отрывом от европейских флагманов (Испании и Франции) стала выравниваться.

Корсары и пираты - две стороны одной медали

В истории ВМФ Великобритании особой и неоднозначной строкой стоит отметить деятельность знаменитых английских корсаров, самыми знаменитыми из которых являлись и Генри Морган. Несмотря на свою откровенно разбойничью "основную деятельность", первый из них был посвящен в рыцари и разбил испанцев, а второй добавил английской короне еще один бриллиант - Карибский архипелаг.

Военно-морской флот Великобритании

Официальная история ВМФ Великобритании (есть разночтения, связанные с наличием флотов Англии и Шотландии до 1707 года, когда произошло их объединение) начинается в середине 17-го века. С этого времени англичане стали одерживать все меньше и меньше поражений в морских сражениях, постепенно завоевывая славу самой сильной военно-морской державы. Пик английского превосходства на волнах приходится на Наполеоновские войны. Они же стали минутой славы для парусных кораблей, достигнувших к этому моменту своего технологического потолка.

Окончание наполеоновских войн вознесло Королевский ВМФ Великобритании на пьедестал сильнейшего флота в мире. В 19 веке британцы первыми стали менять дерево и паруса на железо и пар. Несмотря на то что ВМФ Великобритании практически не участвовал в крупных сражениях, считалась очень престижной, а внимание к поддержанию мощи и боеготовности военно-морских сил было первоочередным. О серьезности отношения англичан к своему преимуществу в мировом океане говорит тот факт, что негласная доктрина предписывала поддерживать следующее соотношение сил: ВМФ Великобритании должны были быть сильнее, чем любые два военно-морских флота, вместе взятые.

Первая мировая: Большой флот против флота Открытого моря

ВМФ Великобритании в Первой мировой войне проявили себя не так ярко, как можно было предполагать перед ее началом: Большой флот, основной задачей которого был разгром германского флота Открытого моря, со своей задачей не справился - его потери были значительно больше, чем у немцев. Несмотря на это, кораблестроительные мощности Великобритании были настолько велики, что свое преимущество она сохранила, вынудив Германию отказаться от тактики больших сражений и перейти к рейдерской тактике с использованием мобильных соединений подводных лодок.

К этому же времени относится создание двух, без преувеличения, эпохальных военных кораблей, ставших родоначальниками целых направлений в кораблестроении. Первым был HMS Dreadnought - линкор нового типа с мощнейшим вооружением и паротурбинной установкой, позволяющей ему развивать фантастическую по тем временам 21-узловую скорость. Вторым стал HMS Ark Royal - авианосец, прослуживший ВМФ Великобритании до 1944 года.

Несмотря на все потери Первой мировой, к ее окончанию Великобритания имела на балансе огромный флот, повисший на дырявом бюджете тяжким бременем. Поэтому Вашингтонское соглашение 1922 года, ограничивающее плавсостав определенным количеством в каждом из классов кораблей, стало для островитян настоящим спасением.

Вторая мировая: работа над ошибками

Королевский военно-морской флот Великобритании на начало Второй мировой располагал двадцатью двумя крупнотоннажными и авианосцами), 66 кораблями крейсерского класса, почти двумя сотнями эсминцев и шестью десятками подводных лодок, не считая строящихся. Эти силы превышали имеющиеся в расположении Германии и ее союзников в несколько раз, что позволяло англичанам надеяться на благоприятный для себя исход морских сражений.

Немцы же, прекрасно понимая превосходство британцев, не стали ввязываться в прямые столкновения с могучими эскадрами союзников, а занялись партизанской войной. Особую роль в этом сыграли подводные лодки, которых Третий рейх наклепал чуть ли не тысячу!

Карл Дениц, "подводный Гудериан ", разработал тактику "волчьей стаи", предполагавшую нападение на конвои и атаки по типу "укусил - отскочил". И первое время летучие отряды немецких подводных лодок приводили британцев в состояние шока - дебют военных действий в Северной Атлантике был отмечен ошеломляющим количеством потерь как в торговом, так и в военном флоте Великобритании.

Дополнительным благоприятным фактором для Германии стал тот факт, что базы ВМФ Великобритании на 1941 году значительно потеряли в числе и качестве - поражение Франции, захват Бельгии и Голландии нанесли чувствительный удар по планам островитян. Ну а Германия получила возможность эффективно использовать малые подлодки с небольшим временем автономного плавания.

Ситуацию удалось переломить за счет расшифровки кодов немецких подводников, создания новой системы конвоев, постройки достаточного количество специализированных конвойных кораблей, а также воздушной поддержки. Дальнейшие успехи Великобритании на море были связаны как с огромными кораблестроительными мощностями (англичане строили корабли быстрее, чем немцы их топили), так и с успехами союзников на суше. Выход Италии из войны лишил Германию ее средиземноморских военных баз, и битва за Атлантику была выиграна.

Фолкленды: конфликт интересов

В послевоенный период корабли ВМФ Великобритании всерьез отметились в с Аргентиной. Несмотря на неофициальный характер конфликта, потери островитян составили несколько сотен человек, несколько кораблей и десяток истребителей. Разумеется, на порядок превосходящая в морской силе Британия без особого труда добилась восстановления контроля на Фолклендами.

Холодная война

Основная же гонка вооружений состоялась не со старыми противниками - Японией или Германией, а с недавним союзником по блоку - Советским Союзом. "Холодная война" могла в любой момент стать горячей, и поэтому ВМФ Великобритании по-прежнему находился в высокой боеготовности. Размещение военно-морских баз, разработка и введение в строй новых кораблей, в том числе и подлодок с ядерным вооружением - все это британцы совершали уже в ранге второго номера. Основное противостояние развернулось между двумя титанами - Советским Союзом и США.

Военный флот Великобритании сегодня

На сегодняшний день он считается крупнейшим в Старом Свете и входит (на ротационной основе) в соединения ВМФ НАТО. Авианосцы и ракетные крейсеры с возможностью несения ядерных боеголовок являются основной ударной силой ВМФ его на настоящее время: 64 корабля, из которых 12 представляют собой подводные лодки, 2 авианосца, 6 миноносцев, 13 кораблей класса "фрегат", три десантных, 16 минных тральщиков, и двадцать сторожевиков и патрульных катеров. Еще один вспомогательный корабль, "Форт Джордж", считается военным довольно условно.

Флагманом является авианосец "Булварк" - многофункциональный корабль, выполняющий не только задачи по базированию палубных самолетов, но и десантные функции (транспортировка до 250 морских пехотинцев и десантной техники). "Булварк" был построен в 2001-м, а в строй введен в 2005 году.

Основной надводной силой являются фрегаты серии "Норфолк", названные по именам английских герцогов, а подводной - ПЛАРБы серии "Вэнгард", оснащенные ядерными ракетами. Базируется флот в Плимуте, Клайде и Портсмуте, причем плимутская база Девонпорт выступает в этой роли с 1588 года! В то время в ней укрывались корабли, поджидающие ту самую испанскую "Непобедимую армаду". Она же является единственной, на которой ремонтируют суда с ядерными движками.

Утилизация кораблей ВМФ Великобритании класса ПЛАРБ (атомных подводных лодок) не производится - нет у островитян такой технологической возможности. Поэтому отработавшие свой эксплуатационный срок субмарины просто консервируются до лучших времен.

Проход русского ракетного крейсера у территориальных вод Великобритании в 2013 году поверг в шок не только обывателей, но и военно-морской флот страны. ВМФ России у берегов Великобритании! Несмотря на статус морской державы, англичане не без труда нашли корабль, сопоставимый по классу и способный выдвинуться навстречу русскому крейсеру.

Британцам принадлежит первенство в создании двух на долгие годы изменивших лицо морских сражений: дредноута - мощного и быстрого военного судна, превосходящее своих соперников как в маневренности, так и в мощности залпа, а также авианосца - корабля, который на сегодняшний день является основной силой ВМФ всех крупных стран.

Напоследок

Что изменилось в английском флоте со времен римского владычества и до наших дней? ВМФ Великобритании проделал путь от утлых суденышек саксонских ярлов к надежным фрегатам и мощнейшим "мановарам" времен Дрейка и Моргана. И далее, уже на пике могущества, был на море первым во всем. Две мировые войны поколебали владычество Pax Britannika, а за ним и его морского флота.

На сегодняшний день ВМФ Великобритании по тоннажу находится на 6-м месте, уступая Индии, Японии, Китаю, России и США, причем американцам "островитяне" проигрывают почти в 10 раз! Кто бы мог подумать, что бывшая колония спустя пару веков будет снисходительно поглядывать на бывшую метрополию?

И тем не менее британский военный флот - это не только пушки, авианосцы, ракеты и подводные лодки. Это - история. История великих побед и сокрушительных поражений, героических поступков и человеческих трагедий... "Славься, Британия, владычица морей!"

Характерной чертой современного развития английских ВМС, по мнению зарубежных специалистов, является строительство в основном наступательных средств борьбы, в частности кораблей - носителей ракетного оружия. Особое значение придаётся постройке атомных ракетных и торпедных подводных лодок. Несмотря на финансовые затруднения в стране, английская программа создания атомного подводного флота, принятая несколько лет назад, выполняется. Командование ВМС Великобритании, как свидетельствуют сообщения иностранной печати, много внимания уделяет также обновлению надводного корабельного состава.

Строительство английских ВМС в целом идёт по линии создания небольших по численности, но сбалансированных и оснащённых современными системами оружия и боевой техникой сил.

В зарубежной прессе отмечалось, что во всеобщей ядерной войне ВМС Великобритании будут решать поставленные перед ними командованием задачи во взаимодействии с флотами других стран - участниц этого агрессивного блока, и в первую очередь военно-морскими силами Соединённых Штатов. В то же время предусматривается, что в ограниченных войнах, в борьбе с национально-освободительным движением ВМС Великобритании должны быть готовы к ведению боевых действий самостоятельно и во взаимодействии с другими видами национальных вооружённых сил.

Организация ВМС

Военно-морские силы Великобритании состоят из военно-морского флота, авиации ВМС и морской пехоты.

Военно-морской флот организационно делится на флот, подводные силы и военно-морское командование в метрополии. Флот состоит из соединения авианосных и амфибийных сил, включающего ударный авианосец, десантные вертолётоносцы и десантно-вертолётные, корабли-доки, и двух флотилий. В 1-ю флотилию входят два эскадренных миноносца УРО и четыре эскадры сторожевых кораблей, базирующихся на Портсмут и Чатам; во 2-ю флотилию - два-три эскадренных миноносца УРО и три эскадры сторожевых кораблей, базирующихся на Плимут и Розайт.

Подводные силы включают 10-ю эскадру атомных ракетных подводных лодок и 3-ю эскадру атомных торпедных подводных лодок, базирующихся на Фаслейн, а также 1-ю эскадру дизельных подводных лодок, базирующуюся на Госпорт, и 2-й дивизион, базирующийся на Плимут.

Военно-морское командование в метрополии объединяет все береговые учреждения и учебные центры ВМС и силы четырёх военно-морских районов (Портсмутского, Плимутского, Чатамского, Шотландского), куда входят дивизионы тральщиков, эскадра охраны рыболовства, малые десантные корабли и вспомогательные суда.

Авиация ВМС включает эскадрильи палубных штурмовиков «Буканир», истребителей , самолётов ДРЛО «Ганнет», а также эскадрильи противолодочных вертолётов , «Уосп» и транспортно-десантных вертолётов «Уэссекс» Мк5.

Базовая авиация (эскадрильи самолётов и «Шэклтон»), решающая задачи в интересах военно-морских сил, входит в состав ударного авиационного командования ВВС.

Морская пехота включает 3-ю бригаду и 45-ю отдельную батальонную группу. В состав 3-й бригады морской пехоты, дислоцирующейся в Плимуте, входят 40, 41 и 42-й батальоны и 29-й полк лёгкой артиллерии (четыре батареи 105-мм орудий).

45-я отдельная батальонная группа дислоцируется в Арброт (Шотландия). Она предназначается для усиления группировки объединённых вооружённых сил НАТО в Северной Норвегии.

Группировка регулярных ВМС

После вывода значительной части сил из района к востоку от Суэца и ликвидации в конце 1971 года Дальневосточного флота и Командования в районе Персидского залива основная группировка регулярных сил флота (85% кораблей) сосредоточена в водах метрополии. Из этой группировки в состав постоянного соединения ВМС НАТО на Атлантике выделяются эскадренный миноносец УРО и сторожевой корабль, а также эскадра сторожевых кораблей и базовых тральщиков для охраны зон рыболовства в Северной Атлантике.

В районе к востоку от Суэца постоянно находятся шесть сторожевых кораблей и эскадренных миноносцев, два из которых выделяются в состав объединённых ВМС блока АНЗЮК (базируются на Сингапур), а четыре - периодически посещают район Персидского залива с целью демонстрации силы, а также ведут разведку в Индийском океане.

При осложнении обстановки в тех или иных странах бассейна Индийского океана и в Юго-Восточной Азии группировку флота в районе к востоку от Суэца предполагается усиливать, направляя туда корабли, находящиеся в европейских водах.

На Средиземном море постоянно находятся эскадренный миноносец УРО и два сторожевых корабля (один из них в районе Гибралтара), выделенные в состав объединённых вооружённых сил НАТО в Европе. Периодически сюда направляются для участия в национальных и совместных с союзниками по блоку НАТО учениях корабли из состава соединения авианосных ударных и амфибийных сил. В отдельные периоды группировка наращивается до 12-14 кораблей различных классов.

В Западной Атлантике (в районе Карибского моря) постоянно несут службу два сторожевых корабля, один из которых имеет на борту отряд морской пехоты.

В Южной Атлантике почти постоянно находится гидрографическое ледокольное судно.

Отряд морской пехоты и судно на воздушной подушке дислоцируются на Фолклендских о-вах.

Состояние и перспективы строительства ВМС

Подводные лодки. Атомные ракетные подводные лодки составляют стратегические ядерные силы Великобритании. В настоящее время в составе ВМС страны имеется четыре таких корабля типа , вооружённых американскими ракетами А3 с английскими ядерными боевыми головками. Эти подводные лодки поочерёдно ведут боевое патрулирование в Северной Атлантике.

Пришедшее к власти в 1970 году консервативное правительство, несмотря на кризисное состояние экономики страны, изучает вопрос о возможности строительства пятой атомной ракетной подводной лодки. Считается, что наличие пяти ракетных лодок в составе флота позволит две-три из них постоянно держать на боевом патрулировании. Кроме того, министерство обороны ставит вопрос о перевооружении этих кораблей ракетами , что даст возможность намного увеличить количество стратегических ядерных боеголовок на них.

Атомные торпедное подводные лодки

Первую атомную торпедную подводную лодку «Дредноут» заложила в июне 1959 года. В 1964 году после всесторонних её испытаний началось строительство серии из пяти атомных подводных лодок типа , а с ноября 1967 года - типа . В настоящее время семь атомных торпедных подводных лодок находятся в составе регулярного флота и три - в постройке.

Дизельные подводные лодки

В составе ВМС Великобритании имеется 26 подводных лодок этого подкласса. Количество их ежегодно сокращается в связи со сдачей на слом устаревших подводных лодок типа «А», построенных в первые послевоенные годы. В ближайшие годы из дизельных подводных лодок в ВМС Великобритании останутся только 13 типа постройки 1961 - 1967 годов и 8 типа «Поппойс» постройки 1958-1961 годов.

В иностранной прессе сообщалось, что с 1967 года строительство дизельных подводных лодок для своих ВМС Великобритания прекратила.

Ударные авианосцы

Количество кораблей этого подкласса в английских ВМС в послевоенный период постепенно сокращалось, и к концу 60-х годов их оставалось только три. В настоящее время флот располагает лишь одним ударным авианосцем «Арк Ройял». Ударный авианосец «Гермес», который в 1964-1966 годах прошёл значительную модернизацию, в марте 1971 года поставлен на переоборудование в десантный вертолётоносец, а ударный авианосец , подвергшийся модернизации в 1959-1964 годах, в начале 1972 года сдан на слом. Причиной этому, как отмечалось в зарубежной печати, явился главным образом недостаток денежных средств, необходимых для нового переоборудования этих кораблей с тем, чтобы на них могли базироваться самолёты «Фантом».

Ударный авианосец «Арк Ройял», капитальный ремонт и модернизация которого были закончены в феврале 1970 года, решено оставить в составе флота до конца 70-х годов. На него базируется до 30 самолётов (эскадрилья палубных штурмовиков «Буканир», эскадрилья истребителей «Фантом», отряд самолётов ДРЛО «Ганнет») и отряд противолодочных вертолётов «Си Кинг».

Крейсера

В составе ВМС имеются три крейсера типа «Тайгер», которые были заложены во время второй мировой войны и достроены по изменённым проектам только в 1959-1961 годах. В 1964 году командование ВМС решило переоборудовать все эти корабли в крейсера-вертолётоносцы. Уже переоборудован крейсер «Блейк» и завершаются работы на крейсере «Тайгер», который должен войти в состав регулярных сил флота в конце 1972 года. В ходе переоборудования на кораблях сняты кормовые артиллерийские башни и на их месте сооружены посадочные площадки и ангары для противолодочных вертолётов «Си Кинг». Таким образом, крейсера-вертолётоносцы стали многоцелевыми кораблями, оснащёнными преимущественно противолодочным вооружением. Сохранение носовой артиллерийской башни главного калибра (два 152-мм орудия) позволяет использовать крейсера-вертолётоносцы для оказания огневой поддержки морским десантам, а оснащение в ходе переоборудования современными средствами управления и связи - в качестве штабных кораблей. При необходимости крейсера-вертолётоносцы могут принимать на борт морскую пехоту и транспортно-десантные вертолёты для её десантирования.

Однако, как сообщалось в английской печати, испытания крейсера-вертолётоносца «Блейк» показали, что корабли этого подкласса не располагают достаточными боевыми возможностями для решения возложенных на них задач, не имеют должных зенитных средств и в силу этого сами нуждаются в прикрытии с воздуха. В связи с этим считается нецелесообразным переоборудовать третий крейсер «Лайон»; принято решение исключить его из состава флота.

В настоящее время в Великобритании разрабатывается проект крейсера со сплошной (полётной) палубой (рис. 1). Предполагается, что он будет иметь водоизмещение примерно 20 тыс. т и что на него смогут базироваться до 12 вертолётов или смешанная авиагруппа, состоящая из вертолётов и самолётов с вертикальным взлётом и посадкой типа . Кроме того, такие корабли намечено вооружать ракетными системами класса «корабль-корабль» и зенитными ракетными системами .

Рис. 1. Схематическое изображение крейсера со сплошной (полётной) палубой.

Командование ВМС Великобритании считает, что базирующиеся на крейсера со сплошной палубой самолёты с вертикальным взлётом и посадкой типа «Харриер» в основном будут использоваться для ПВО соединений кораблей, находящихся в районах, удалённых от баз истребительной авиации ВВС., Кроме того, такие самолёты намечается применять для нанесения ударов по надводным кораблям и подводным лодкам противника в море, а также для ведения разведки.

Эскадренные миноносцы УРО

В составе ВМС имеется восемь кораблей этого подкласса типа «Каунти», построенных в 1962-1970 годах. Они оснащены считавшимися в 60-х годах лучшими английскими системами корабельного вооружения, в том числе зенитными ракетными системами «Си Слаг» и , противолодочными вертолётами «Уэссекс».

По своим боевым возможностям эти корабли относятся к многоцелевым. Считается, что они способны обеспечить ПВО и ПЛО соединений кораблей в море и решать частные задачи в удалённых районах Мирового океана в случае возникновения ограниченных войн. Строительство кораблей этого типа прекращено.

По сообщениям зарубежной печати, в настоящее время заканчивается постройка эскадренного миноносца УРО проекта 82 (рис. 2). Первоначально он проектировался как сторожевой корабль. Однако по мере насыщения корабля различными системами противолодочного оружия (бомбомёты, противолодочный вертолёт «Уосп», система ПЛУРО «Икара») и зенитного (система ) водоизмещение его возросло до 5650 т, а стоимость постройки превысила стоимость строительства эскадренного миноносца УРО типа «Каунти». В связи с этим командование ВМС Великобритании решило ограничиться постройкой лишь одного такого корабля и начать серийное строительство многоцелевых эскадренных миноносцев УРО проекта 42 типа «Шеффилд» (рис. 3) водоизмещением по 3500 т. Эти корабли будут оснащены противолодочным вертолётом WG.13 «Линкс» и зенитной ракетной системой «Си Дарт», но на них не будет противолодочных бомбомётов и системы ПЛУРО «Икара». В настоящее время в различных стадиях постройки находится шесть кораблей этого типа, головной из них должен вступить в строй в 1973 году.

Рис. 2. Макет эскадренного миноносца УРО «Бристоль».

Эскадренные миноносцы

В составе английского флота остались два эскадренных миноносца («Кэвалир» и «Капрайс»), построенные во время второй мировой войны. Оба они устарели и в ближайшее время должны быть исключены из состава флота. По сведениям английской печати, дальнейшее строительство эскадренных миноносцев для ВМС Великобритании не планируется.

Рис. 3. Макет эскадренного миноносца УРО типа «Шеффилд».

Сторожевые корабли

Английские ВМС располагают 65 сторожевыми кораблями, из них 53 находятся в регулярном флоте, а 12 в резерве, в длительном ремонте и на модернизации.

Основное ядро сторожевых кораблей составляют корабли общего назначения типа (26 единиц) постройки 1963-1972 годов. В настоящее время строительство кораблей этого типа завершено и те из них, которые введены в строй первыми, уже подверглись модернизации в основном в целях оснащения системой ПЛУРО «Икара».

К сторожевым кораблям общего назначения относятся также семь кораблей типа «Трайбл» постройки 1961-1964 годов. Они предназначались для решения различных задач главным образом в таких районах, как Персидский залив и Юго-Восточная Азия. В связи с этим, как отмечалось в английской печати, некоторое вооружение этих кораблей недостаточно совершенно, только два из них («Гурка» и «Зулу») оснащены зенитными ракетными системами ближнего действия «Си Кэт».

Четыре сторожевых корабля типа построены в 1957- 1959 годах для обеспечения ПВО конвоев.

Сторожевые корабли типа «Солсбери» (четыре единицы), построенные в 1957-1960 годах, проектировались как корабли наведения на цели самолётов авианосной авиации. В настоящее время, как отмечалось в английской печати, в связи с сокращением авианосных ударных сил до одного ударного авианосца и слабым противолодочным и противовоздушным вооружением этих кораблей они утрачивают своё значение.

К противолодочным сторожевым кораблям ВМС Великобритании относятся 9 кораблей типа «Ротсей», 6 типа «Уитби» и 12 типа «Блэквуд» проектов 14 и 15. Все они построены в 1955-1961 годах.

Наиболее современными из противолодочных сторожевых кораблей считаются корабли типа «Ротсей». Семь из них прошли модернизацию, в процессе которой были оснащены зенитной ракетной системой «Си Кэт», противолодочными вертолётами «Уосп», имеющими на вооружении самонаводящиеся торпеды, и опускаемыми гидроакустическими станциями. Считается, что после модернизации боевые возможности кораблей типа «Ротсей» возросли и приблизились к боевым возможностям сторожевых кораблей общего назначения типа «Линдер».

Корабли типа «Уитби» были построены в 50-х годах, предназначались они в основном для поиска и уничтожения подводных лодок противника в арктических водах-и наведения самолётов базовой авиации. В настоящее время эти корабли считаются устаревшими и используются главным образом в составе дартмутской учебной эскадры и эскадры по охране рыболовства.

Корабли проекта 14 типа «Блэквуд» (8 единиц) являются устаревшими, возможности их по поиску и уничтожению современных подводных лодок противника незначительны, поэтому используются они в основном в составе эскадры по охране рыболовства в районе Исландии. В английской прессе сообщалось, что в ближайшие годы эти корабли будут постепенно исключаться из состава регулярного флота.

Корабли проекта 15 типа «Блэквуд» (4 единицы) - это бывшие эскадренные миноносцы военной постройки, переоборудованные затем в 1952-1954 годах в быстроходные противолодочные сторожевые корабли. Модернизацию корабли этого проекта не проходили, современными системами противолодочного оружия и средствами поиска и обнаружения лодок не перевооружались, поэтому в ближайшие годы их предполагается сдать на слом.

Сообщения зарубежной печати свидетельствуют о том, что командование ВМС Великобритании уделяет повышенное внимание дальнейшему развитию сторожевых кораблей. В настоящее время в различных стадиях постройки находятся восемь многоцелевых сторожевых кораблей проекта 21 типа «Амазонка» (рис. 4) полным водоизмещением по 2500 т. Каждый из них предполагается вооружить системой ЗУРО «Си Кэт» (а корабли более поздней постройки - системой ЗУРО «Си Вулф»), 114-мм универсальной артиллерийской установкой Мк8, двумя 20-мм автоматами , двумя трёхтрубными торпедными аппаратами и противолодочным вертолётом WG.13 «Линкс». Газотурбинная энергетическая установка обеспечивает кораблям высокую степень готовности к выходу в море и скорость хода свыше 30 узлов. Головной корабль этого проекта («Амазонка») находится в стадии достройки и должен быть введён в состав регулярного флота в конце 1972 года.

Рис. 4. Схематическое изображение сторожевого корабля типа «Амазонка».

Разрабатывается многоцелевой сторожевой корабль проекта 22 для решения задач, которые могут встать перед сторожевыми кораблями в 80-х годах. Однако желание командования ВМС построить корабль, который можно было бы оснастить перспективными системами зенитного и противолодочного вооружения, не выходя в то же время по водоизмещению за пределы 2500 т, не позволило ещё чётко определить задание, что стало причиной задержки разработки его проекта. В английской печати сообщалось, что этот корабль должен иметь на вооружении зенитную ракетную систему «Си Вулф», противолодочный вертолёт WG.13 «Линкс», ракеты «Экзосет» класса «корабль-корабль» и, возможно, систему ПЛУРО «Икара».

Десантные вертолётоносцы. ВМС Великобритании располагают двумя десантными вертолётоносцами («Бульварк» и «Альбион»), переоборудованными в 1960-1962 годах из ударных авианосцев типа «Сентаур». Последние были заложены в конце второй мировой войны, а введены в строй в 1954 году.

Каждый из вертолётоносцев способен принять на борт на длительное время до батальона морской пехоты или сухопутных войск. Для десантирования личного состава и переброски на берег вооружения, боевой техники и предметов материально-технического обеспечения на десантных вертолётоносцах имеется по 20 транспортно-десантных вертолётов «Уэссекс» Мк5 и по четыре пехотно-десантных катера типа LCVP.

В настоящее время в десантный вертолётоносец переоборудуется ударный авианосец «Гермес», который заменит устаревший корабль этого класса «Альбион».

Десантно-вертолётные корабли-доки

В составе ВМС Великобритании имеются два таких корабля «Фиерлис» и «Интрепид» (рис. 5). Построены они в 1965-1967 годах, являются универсальными кораблями амфибийных сил. В их доках находится по четыре танкодесантных катера, позволяющих десантировать тяжёлое вооружение и боевую технику на необорудованное побережье. Для высадки личного состава могут применяться пехотно-десантные катера и вертолёты «Уэссекс». Специально оборудованные командные пункты и средства связи дали возможность использовать десантно-вертолётные корабли-доки в качестве штабных кораблей амфибийных сил. Кроме новейших обычных средств связи, на корабле «Интрепид» имеется аппаратура, позволяющая использовать английскую спутниковую систему связи , которая обеспечивает прямую связь корабля из любого района Мирового океана с метрополией. Считается, что эти корабли вполне обеспечивают потребности английской морской пехоты. В связи с этим дальнейшее строительство десантно-вертолётных кораблей-доков в настоящее время не планируется.

Рис. 5. Десантно-вертолётный корабль-док «Интрепид».

Базовые тральщики

В английском флоте насчитывается 60 базовых тральщиков типа постройки 1953-1960 годов, из них около 40 находятся в составе минно-тральных сил, 11 приданы учебным центрам подготовки резервистов, а остальные перевооружены для несения патрульной службы в эскадре охраны рыболовства в районе Шотландии и Исландии, а также для патрулирования в районе Гонконга. После 1960 года Великобритания тральщики не строила, и только в феврале 1970 года командование ВМС выдало фирме «Воспер торникрофт» заказ на постройку . К 18 января 1972 года тральщик спущен на воду. Размерения и водоизмещение его остались такими же, как и у базовых тральщиков типа «Тон».

Тактико-технические данные кораблей ВМС Великобритании приведены в таблице.

Личный состав

ВМС Великобритании, как и другие виды вооружённых сил страны, комплектуются из числа добровольцев. При этом, несмотря на непопулярность военной службы среди английской молодёжи, наличие в стране более чем миллиона официально зарегистрированных безработных и неуверенность в завтрашнем дне заставляют идти на службу в ВМС даже хорошо подготовленных специалистов. Минимальный срок контракта три года. Однако в силу системы материального поощрения, вербовки на более длительные сроки и последующей перевербовки, многие служат на флоте значительно дольше. По состоянию на начало 1972 года контракты продлевали 53% поступавших на минимальный срок службы, 65% после 9 лет службы, 55% после 12 лет службы и 43% после 22 лет службы в ВМС.

Распределение личного состава ВМС по родам сил на ту же дату характеризовалось следующими данными: на надводных кораблях регулярного флота насчитывалось 22 000 человек, на вспомогательных судах 3000, на атомных ракетных подводных лодках и в силах их обслуживания 3000, на атомных торпедных и дизельных подводных лодках 2000, в авиации ВМС 2000, в морской пехоте 8000, в штабах, базах, учебных центрах и т. д. 38 000 человек.

Правящие круги Великобритании издавна использовали и используют военно-морские силы как важнейший инструмент империалистической политики, как передовой эшелон агрессии и вмешательства в дела других стран и народов.

Сообщения зарубежной печати, официальные заявления представителей командования и практические мероприятия по строительству ВМС Великобритании свидетельствуют о том, что их роль как важнейшего инструмента политики в агрессивных планах английского империализма все более возрастает.

НА ПРОТЯЖЕНИИ всей истории Великобритании военно-морские силы являлись важным инструментом проведения ее внешней политики. Руко­водство страны постоянно предпринимало все меры для того, чтобы иметь сильный флот, которому всегда отводилась ведущая роль в достижении внеш­неполитических целей как в мирное, так и в военное время. Сейчас воен­но-политический курс Великобритании направлен на укрепление единства и повышение военной мощи Североатлантического союза как главного фак­тора европейской безопасности, на дальнейшее развитие всестороннего со­трудничества с США и ведущими государствами Западной Европы, обеспе­чение защиты британских интересов в различных регионах.

Важное место в достижении указанных целей отводится ВМС, которым присущи постоянная высокая боеготовность и способность в короткие сро­ки развертывать свои силы в назначенных районах Мирового океана. Счи­тается, что свобода мореплавания позволяет осуществлять передвижение и сосредоточение сил флота без нарушения международного морского права, фактически не давая противнику поводов для организации ответных дей­ствий. Это обстоятельство имеет немаловажное значение в условиях карди­нального изменения обстановки в Европе, когда требуются более гибкие формы использования вооруженных сил для реализации внешнеполити­ческих целей в интересующих английское руководство районах.

ВМС Великобритании, традиционно считающиеся главным видом воо­руженных сил, по численности и боевой мощи являются одними из самых крупных в Европе. Они подразделяются на флот, авиацию ВМС и морскую пехоту. Общее руководство ими осуществляет начальник штаба обороны, непосредственное - начальник штаба ВМС в звании адмирала (по англий­ской терминологии - первый морской лорд, фактически выполняющий функции командующего). Начальник штаба отвечает за разработку и реа­лизацию планов строительства, мобилизационного развертывания, боевого применения, оперативной и боевой подготовки, совершенствование орга­низационно-штатной структуры, подготовку и обучение личного состава. В британских военно-морских силах насчитывается 51 000 человек: во флоте - 44 000 (в том числе в авиации ВМС - 6000) и морской пехоте - 7000. Организационно они состоят из командований (военно-морского флота, военно-морского на территории Великобритании, авиации ВМС, морской пехоты, тыла, учебного) и Гибралтарского военно-морского района (BMP).

Командование военно-морского флота (штаб в г. Нортвуд) включает фло­тилию подводных лодок (две эскадры), флотилию надводных кораблей (две эскадры эсминцев УРО и четыре - фрегатов УРО), оперативную группу ВМС (легкие авианосцы, десантно-вертолетные корабли-доки) и флоти­лию минно-тральных сил (три эскадры тральщиков, одна - охраны рыбо­ловства и защиты нефтегазовых комплексов).

Военно-морское командование на территории Великобритании возглав­ляет командующий (г. Портсмут), который руководит деятельностью учеб­ных центров, следит за состоянием военно-морских, авиационных баз, пун­ктов базирования и береговых укреплений, за организацией и проведением испытаний техники и вооружения. Командование несет ответственность за подготовку личного состава, содержание в соответствующей степени моби­лизационной и боевой готовности морских резервных компонентов, под­держание благоприятного оперативного режима в территориальных водах и 200-мильной экономической зоне. Выполнение этих задач возложено на командующих тремя военно-морскими районами - Портсмутским, Пли­мутским, Шотландским и Североирландским. Кроме того, командованию подчинены вспомогательный флот, вспомогательная служба флота и резерв ВМС.

Командование авиации ВМС (г. Йовилтон) включает боевую авиацию (три эскадрильи истребителей-штурмовиков, семь - противолодочных вер­толетов, четыре - транспортно-десантных вертолетов) и вспомогательную (шесть эскадрилий).

В состав командования морской пехоты (г. Портсмут) входят силы морс­кой пехоты, группа подготовки, резерва и отрядов специального назначе­ния морской пехоты. Командование тыла отвечает за всестороннее снабже­ние кораблей и береговых частей, обеспечение регламентного обслужива­ния и ремонта техники, а также мобилизационного развертывания ВМС, а учебное (г. Портсмут) занимается вопросами комплектования экипажей кораблей и отработки ими задач боевой подготовки перед вводом судов в состав флота. Гибралтарский BMP возглавляет командующий, который отвечает за организацию обороны ВМБ в этом районе и важных участков по­бережья, поддержание благоприятного оперативного режима в зоне ответствен­ности.

В военное время военно-морские силы Великобритании имеют следую­щее предназначение: нанесение ракетно-ядерных ударов по территории про­тивника, участие в составе группировок объединенных ВМС НАТО в опе­рациях (боевых действиях) по завоеванию господства на море, защита оке­анских (морских) коммуникаций, оказание поддержки сухопутным войс­кам на приморских направлениях, проведения морских десантных опера­ций. В мирное время боевые корабли должны действовать в составе посто­янных соединений ВМС НАТО на Атлантике и в Средиземном море, а также постоянного соединения минно-тральных сил блока. В угрожаемый период большую часть ВМС Великобритании, выделяемых в ОВМС НАТО, предполагается использовать в составе ударного флота альянса на Атланти­ке, ОВМС НАТО в Восточной Атлантике и на Северо-Западном Европейс­ком ТВД. ударных и объединенных ВМС стран-союзниц на Южно-Евро­пейском ТВД.

Главной целью совершенствования ВМС Великобритании является значительное повышение боевых возможностей флота за счет качественного обновления всех компонентов. Основным направлени­ем стало наращивание боевых возмож­ностей ракетно-ядерных сил морского базирования. В частности, на их во­оружение начали поступать перспективная ракетная система морского ба­зирования «Трайдент-2» с большей дальностью действия и повышенной точностью стрельбы. Кроме того, проведена модернизация автомати­ческой системы боевого управления ПЛАРБ в районах боевого патрулиро­вания. Повышение скрытности и неуязвимости этих лодок в результате принятия на вооружение БР «Трайдент-2» позволит расширить зону их пат­рулирования. Более высокая скрытность будет обеспечена также благодаря увеличению глубины их погружения, оснащению современными ядерными энергетическими установками и использованию буксируемых антенн.


ПЛА «Трэнчанг» типа «Трафальгар»

В ходе совершенство­вания сил общего назна­чения большое внима­ние уделяется строи­тельству многоцелевых кораблей с повышенны­ми боевыми возможно­стями, способных ре­шать широкий круг за­дач, совершенствова­нию способов и средств управления, внедрению новых технических дос­тижений и научных от­крытий. Ядро сил фло­та составят подводные лодки и надводные ко­рабли, оснащенные со­временными ракетным оружием и электронны­ми средствами. Для ус­пешного взаимодействия с ВМС других стран НАТО английские корабли и самолеты оборудуются соответствующими системами связи и обмена информацией.

Важным направлением развития военно-морских сил Великобритании остается строительство атомных многоцелевых подводных лодок, а также усовершенствование ПЛА типа «Трафальгар». Большее водоизмещение позволит оснастить их новыми атомными энергетическими установками и перспективными гидроакустическими комплексами. Все эти ПЛА будут вооружены крылатыми ракетами морского базирования «Томахок» американского производства в обычном снаряжении, благодаря чему они смогут использоваться при проведении операций по уничтожению (раз­рушению) наземных объектов противника.

Большое внимание уделяется также совершенствованию надводных ко­раблей, в частности корректируются требования к ним с учетом перерасп­ределения значимости задач, решаемых в современных условиях. Это про­является прежде всего в изменении подхода к строительству авианесущих кораблей. Придавая важное значение применению их для противолодочной борьбы, командование ВМС Великобритании тем не менее считает возмож­ным использование их для борьбы с авиацией противника, особенно при обес­печении перебросок войск (сил) усиления на европейские театры военных действий.

Ударную мощь надводных сил флота по-прежнему составляют три легких авианосца типа «Инвинсибл»,которые прошли модерниза­цию с целью повышения эффективности средств ПВО и увеличения на 20 проц. численности самолетного (вертолетного) парка. В частности, был увеличен угол подъема трамплина, что позволило повысить взлет­ную массу самолетов «Си Харриер», а также были переоборудованы ангары для обеспечения базирования на авианосцах перспективных вертолетов ЕН-101 «Мерлин».

Легкий авианосец R05 «Илластриес» типа «Инвинсибл»

Учитывая возможность возникновения в современных условиях локаль­ных конфликтов и необходимости использования в них амфибийных сил, командование сохранило в составе ВМС десантные корабли для проведения десантных операций. В связи с этим будут продол­жены их строительство и модернизация. Так, в 1998 году флот пополнился новым десантным вертолетносцем «Оушн», который способен нести на борту эскадрилью вертолетов «Си Кинг» (до 12 единиц).

С вводом в боевой состав ВМС Вели­кобритании во второй половине 2002 года фрегата (ФР) УРО «Сент-Олбанс» завершается многолетняя программа строи­тельства крупной серии (16 единиц) фрегатов типа «Норфолк». Двенадцать из них построе­ны на судоверфи «Ярроу шипбилдинг» (г. Глазго), еще четыре на судоверфи «Сван Хантер»(г. Уоллсснд-он-Тайн). Поскольку вся серия названа в честь известных в исто­рии страны герцогов (см. таблицу), эти ко­рабли нередко в зарубежных публикациях встречаются как фрегаты типа «Дюк», а так­же как фрегаты проекта 21

Корабли, базирующиеся на ВМБ Портс­мут, входят в 4-ю. а базирующиеся на ВМБ Девонпорт - в 6-ю эскадру фрегатов.

Как наиболее современные и многочис­ленные боевые корабли фрегаты типа «Норфолк» в настоящее время составляют основу надводных сил британского флота, представленных эсминцами и фрегатами. История их создания и освоения весьма по­казательна. Во-первых, кораблестроите­лям благодаря повышению производитель­ности труда и сокращению сроков строи­тельства удалось существенно снизить зат­раты на постройку: если головной корабль обошелся в 135,5 млн фунтов стерлингов, то стоимость последующих в этой серии фрегатов уменьшилась с 96 млн до 60 млн фунтов стерлингов (89 млн долларов). При этом корабли в полной мере соответствуют критерию «стоимость/эффективность». Во-вторых (и это самое главное), за 12 лет. про­шедших между завершением строительства головного и последнего фрегата, в силу значи­тельных изменений в военно-политической ситуации в мире и в стратегических приори­тетах и взглядах военного руководства Вели­кобритании претерпели изменения предназ-

качение и роль британских ВМС в целом и фрегатов в частности. Когда фрегат «Сент-Олбанс» будет введен в состав босго-товых сил, ему предстоит выполнять совсем не те задачи, которые были поставлены перед разработчиками проекта корабля.

Если в период «холодной войны» ВМС Ве­ликобритании ориентировались главным обра-юм на противолодочные действия в Атланти­ческом океане, то теперь они предназначаются для проецирования морской мощи в экспеди­ционных операциях объединенных вооружен­ных сил в любых районах мира. Соответствую­щим образом фрегаты, спроектированные как противолодочные корабли для действий про­тив советских подводных лодок на рубеже Ис­ландия - Фарерские о-ва, в современных усло­виях применяются для выполнения расширен­ного круга задач и по сути становятся многоце­левыми. В 2000 - 2001 годах они совершали плавания и несли боевую службу в акваториях Атлантического океана, Средиземного и Адри­атического морей, у западного побережья Аф­рики, в Персидском заливе, в дальневосточных морях и в Карибском море. Известны случаи, когда фрегаты типа «Норфолк» действовали в составе американской и французской авианос­ных ударных групп или входили в состав кора­бельных соединений НАТО.

Еще одна особенность данного проекта состоит в том. что на стадиях разработки, строительства и в ходе эксплуатации кораб­лей внедрялись различные новые техничес­кие разработки, причем не только с целью повышения боевых возможностей самих фрегатов, но и для отработки и подтверж­дения концепций и технологий, которые предполагается применять в проектах пер­спективных кораблей, в частности эсмин­цев типа «Д"эринт».

Название корабля

Бортовой номер

Судоверфь

Год начала строительства

Год ввода в строй

приписки

«Норфолк»

Девонпорт

«Арджил»

«Ланкастер»

Портсмут

«Марлборо»

«Сван Хантер»

«Айрон Дюк»

«Монмаут»

Девонпорт

«Монтроуз»

«Вестминстер»

«Сван Хантер»

Портсмут

«Нортамберленд»

Девонпорт

«Ричмонд»

Портсмут

«Сомерсет»

Девонпорт

«Графтон»

Портсмут

«Сатерленд»

Девонпорт

Портсмут

«Портленд»

Девонпорт

«Сент-Олбанс»

Численность экипажа 180 человек. Фре­гаты более ранней постройки (типа «Линдер» или проект 22) при водоизмещении 2 900 т укомплектовывались экипажами, насчиты­вавшими 260 человек. Тенденция сокращения экипажей надводных кораблей сохранится и в будущем.

Наличие в составе главной энергетичес­кой установки (ГЭУ) корабля электродви­гателей, обеспечивающих малошумный ход. и их успешное применение рассматри­вается британскими кораблестроителями как фактор, подтверждающий перспектив­ность концепции электродвижения.

Опыт оснащения этих кораблей автоматизированной системой соевого управления (АСБУ) и планомерного наращивания ее воз­можностей также намечено учитывать при строительстве кораблей других классов.

Проект корабля начал претерпевать из­менения уже на стадии его разработки. Тактико-техническим заданием предусмат­ривалось создание недорогого корабля с легким вооружением, способного в течение 30-40 сут осуществлять наблюдение на противолодочном рубеже, используя ГАС с протяженной буксируемой антенной. Од­нако с учетом того обстоятельства, что этот рубеж находился в пределах досягае­мости авиации советского ВМФ, было при­знано необходимым оснастить фрегаты зе­нитным ракетным комплексом. Изучение опыта боевых действий британских кораб­лей в фолклендском конфликте привело к решению включить в состав вооружения фрегатов артустановку среднего калибра, противокорабельные ракеты и вертолет корабельного базирования. В результате наряду с противолодочными возможностя­ми фрегаты способны бороться с надвод­ными кораблями, оказывать огневую под­держку силам, действующим на берегу, осуществлять самооборону и оборону на­ходящихся рядом кораблей и судов от средств воздушного нападения противни­ка. Достаточно высокие мореходные каче­ства этих фрегатов позволили существенно (с одного до пяти с половиной месяцев, как, например, при патрулировании в Юж­ной Атлантике) увеличить длительность плавания при условии периодического по­полнения запасов с транспортов снабже­ния или при заходах в иностранные порты.

Снижение «угрозы» со стороны подвод­ных лодок в 90-х годах привело к решению не устанавливать на последних семи фрега­тах гидроакустическую станцию (ГАС) 2031Z с буксируемой антенной, хотя именно наличие ГАС предопределило в свое время высокие требования к снижению уровня шумности корабля. Для удовлетворения этих требований ГЭУ скомпонована по схе­ме CODLAG, предусматривающей комби­нированное использование газовых турбин, дизель-генераторов и электродвигателей.

Малошумная и экономичная скорость хода (до 16 уз) обеспечивается в том случае, когда греб­ные валы приводятся во вращение элетродви-гателями, а наибольшая (28 уз) достигается при использовании двух газовых турбин. Дополнительно (в интересах снижения акус­тической сигнатуры) основное оборудование установки размешено на амортизированных платформах и окружено звукоизолирующими выгородками. Дизель-генераторы расположе­ны на 5 м выше ватерлинии. Укороченные ли­нии валов, скошенные лопасти гребных вин­тов, оптимизированные обводы корпуса, при­менение системы пузырьковой завесы, нали­чие системы контроля вибрации механизмов -все это способствует достижению низкого уровня шумности в режиме патрулирования.


Проектом предусмотрены меры по сниже­нию радиолокационной и инфракрасной за-метности фрегата. Как утверждаю т западные эксперты, эффективная поверхность рассея­ния (ЭПР) кораблей этой серии составляет около 20 проц. ЭПР близкого по размерениям эсминца проекта 42 благодаря наклону верти­кальных поверхностей на 7°, тщательному подбору формы надстроек, широкому приме­нению радиопоглощающих материалов. Для снижения ИК-сигнатуры в дымовых трубах установлена система охлаждения продуктов горения перед выбросом их в атмосферу.

В связи с недостаточными возможностями существовавшей к моменту начала строи­тельства фрегатов автоматизированной сис­темы боевого управления (АСБУ) CACS-4 руководство ВМС приняло сомнительное на первый взгляд, но впоследствии признанное дальновидным решение дождаться создания новой АСБУ SSCS, включающей из 12 автома­тизированных рабочих мест. Поэтому первые семь кораблей были переданы флогу без АСБУ. Оснащение строящихся и построенных фрега­тов этой системой началось в 1994 году. В тече­ние нескольких лет поэтапно совершенствова­лось программное обеспечение. В конечном счете проведение работ позволило объединить все средства освещения обстановки с система­ми корабельного оружия, а также со средства­ми внутрикорабельной и внешней связи.

На первых девяти кораблях в качестве ос­новного средства освещения подводной об­становки применяется низкочастотная ГАС 2031Z с буксируемой протяженной антенной. Фирма «Кинетик» разработала для этой стан­ции дополнительный блок обработки сигна­лов, позволяющий оператору оптимизировать выбор частотных интервалов и формат окта­вы. Носовая среднечастотная ГАС 2050 рабо­тает как в активном, так и в пассивном режи­ме и помимо обнаружения и сопровождения подводных лодок способна обнаруживать ата­кующие торпеды противника.

Торпедное вооружение фрегатов представ­лено двумя 324-мм двухтрубными тор­педными аппаратами, расположенными по-бортно в носовой части вертолетного ангара.

Основным источником данных о воздуш­ной обстановке считается радиолокацион­ная станция 996 с рабочим диапазоном 2 -4 ГГц. В этой РИС применена многолуче­вая фазированная антенная решетка, вра­щающаяся на топе фок-мачты со скорос­тью 30 об/мин и сопряженная со станцией распознавания «свой - чужой». Предусмат­риваются три метода обзора: нормальный круговой с регистрацией объектов, обнару­женных на дальностях свыше 115 км; опти­мизированный для обнаружения низколе­тящих объектов в условиях естественных или искусственных помех; дальнего обзо­ра, при котором излучаемая энергия кон­центрируется в нижнем луче для увеличе­ния дальности действия. Кроме того, на ко­раблях имеются следующие РЛС: навига­ционная 1007 (9 ГГц), обнаружения воз­душных и надводных целей 1008 (2-4 ГГц), две станции 911 управления стрельбой ЗУР с антенными постами на носовой и кормовой надстройках, а также система радиоэлектрон­ной борьбы UAF или UAT (рабочий диапазон 0,5-18 ГГц).

Для борьбы с воздушным противником фрегаты оснащены зенитным ракетным ком­плексом GWS26, в состав которого входит 32-зарядная установка вертикального пуска ЗУР «Си Вулф» с боевой частью массой 14 кг и дальностью стрельбы 6 км. Как считают британские специалисты, проводимая в настоящее время модернизация комплекса позволит сохранить его на воо­ружении до 2020 года.

Противокорабельный ракетный комп­лекс GWS60 включает систему управления стрельбой и две четырехзарядные пусковые установки ракет «Гарпун» с БЧ массой 227 кг и дальностью стрельбы около 130 км.

Артустановка Mk8 среднего калибра (114мм) предназначена для поражения морских и наземных целей на дальности до 22 - 23 км и воздушных - до 6 км. Ее скорострельность 25 выстр./мин, масса снаряда 21 кг. В 2001 году фрегат «Нор­фолк» стал первым кораблем, на котором была выполнена модернизация артуста-новки: гидравлические приводы заменены электрическими, общая масса уменьшена на 4 т, сокращен объем подпалубного по­мещения, снижена отражательная способ­ность башни (рис. 3).

Близится к завершению разработка сна­ряда с увеличенной до 29 км дальностью стрельбы. Система управления огнем (СУО) GSA 8В состоит из вычислителя, пульта оператора и оптоэлектронного дальномер-ного поста, расположенного на фок-мачте. Этот полностью стабилизированный пост массой 227 кг, имеющий сферическую кон­струкцию и включающий в себя ТВ-камеру, лазерный дальномер и тепловизор (8 -12 мкм), обеспечивает точность наведения не хуже 3 м на дальности 10 км при состоя­нии моря 5 баллов. Кроме того, работа СУО обеспечивается двумя визирами, установ­ленными на спонсонах кормовой надстрой­ки. (Данные от визиров могут использовать­ся для целеуказания ЗУР «Си Вулф».) Артил­лерийское вооруже! ше включает также две од­ноствольные 30-мм артустановки DS ЗОВ. Их скорострельность 650 выстр./мин, дальность стрельбы по воздушной цели 3 км, по надвод­ной - 10км. готовый к стрельбе боезапас 160 выстр.

На корабле имеются четыре шестистволь­ные 130-мм пусковые установки, предназ­наченные для выстреливания дипольных от­ражателей и инфракрасных ложных целей, а также устройства для выставления надув­ных дипольных отражателей.

Боевые возможности корабля существен­но дополняются благодаря постоянному базированию на нем вертолета «Линкс» (рис. 4), который может применяться для по­ражения подводных лодок торпедами «Стинг-рей» или глубинными бомбами Mkl. При действиях против легких кораблей и катеров вертолет несет ракеты «Си Скьюа».

В середине 2002 года на вооружение фре­гата «Марлборо» поступает новый верто­лет - «Мерлин». В состав его бортового ра­диоэлектронного оборудования входят: РЛС «Блю Кестрел» с большой дальностью действия, опускаемый гидролокатор, ра-диогидроакустические буи. система обработ­ки акустической информации, аппаратура передачи данных «Линк-11». Максималь ная взлетная масса машины 14 600 кг (у «Линкс» - менее 5 000 кг). «Мерлин» спосо­бен взлетать с палубы фрегата при состоя­нии моря шесть баллов. Этот вертолет зна­чительно расширит как противолодочные, так и противокорабельные возможности фрегата. Кроме того, он может применять­ся для переброски 20 человек с личным ору­жием.

С завершением строительства всей серии работы по переоснащению фрегатов и при­способлению их к новым оперативным по­требностям не закончатся. В этих целях в течение предстоящих нескольких лет наме­чено осуществить ряд мероприятий. В час­тности, еще не менее пяти кораблей полу­чат вертолеты «Мерлин». С 2006 года вмес­то гидроакустической станции 2031Z ко­рабли во время планово-предупредитель­ных ремонтов будут оснащаться новой ак­тивно-пассивной ГАС 2087. Эта станция, разрабатываемая для повышения возмож­ностей по обнаружению малошумных под­водных лодок не только в океанских, но и в прибрежных водах, объединяет низкочас­тотный (500 Гц) гидролокатор переменной глубины погружения и пассивную буксиру­емую протяженную антенну (рабочая час­тота 100 Гц). Гидролокатор и протяженная антенна могут буксироваться на различ­ных, оптимальных для излучения и приема сигналов глубинах. Контракт на разработ­ку и изготовление первых шести комплек­тов выдан фирме «Талес».

Другой программой предусматривается оснащение фрегатов разрабатываемой сис­темой противоторпедной защиты SSTD. Во второй половине текущего десятилетия предполагается устанавливать на фрегатах аппаратуру американской автоматизиро­ванной системы управления силами и сред­ствами ПВО соединения СЕС (Cooperative Engagement Capability).

Фрегаты типа «Норфолк» создавались с расчетом на 18-летний срок службы. В связи с этим уже в настоящее время проводятся ис­следования относительно целесообразности планирования их капитального ремонта для продления срока службы или разработки проекта перспективного фрегата.

Проектные авианосцы CVF


ВМФ Великобритании ведет переговоры с крупнейшими судостроителями на производство двух авианосцев нового поколения для своего флота. Один из них водоизмещением 35000т, другой 40000т. Каждый корабль предположительно должен быть расчитан на 40 самолетов. Авианосцы должны вступись в строй в период с 2012 до 2015 года. Для получения энергии было решено использовать ядерные реакторы. Исходя из габаритных показателий кораблей и мощности силовой установки, расчетная автономная дальность плавания составит около 8000 миль. В состав авиагруппы по расчету входят 40 единиц летательной техники, из них 30 многоцелевых истребителей, 6 верлотетов и 4 самолета разведчика.

Водоизмещение: 30000-40000 т

Длина - н.д.; Ширина - н.д.;Осадка - н.д.

Силовая установка тип: ядерный реактор

Количество валов: 4

Мощность: 280000 л.с.

Скорость: более 30 узл

Скорость: н.д.

Дальность плавания: 8000 миль

Вооружение

40 единиц летательной техники (возможно размещение 50)

Команда:700 чел

Эсминцы типа 45


Королевский военно-морской флот Великобритании заказал 12 эсминцев Типа 45, чтобы заменить имим эсминцы Типа 42, которые были приняты на вооружение начиная с 1978. Эти двенадцать новых эсминцев должны войти в строй к 2014 году. Основной подрядчик королевского флота компания BAE SYSTEMS.

Главная задача эсминцев Типа 45 - противовоздушная оборона. Для этого корабли оснащены радарами большого радиуса действия, высокоточными самонаводящимися ракетами и системой одновременного управления и слежения за ракетами.

В систему вооружения эсминца входят крылатые ракеты Aster 15 и Aster 30. Ракеты этой серии оснащены бортовым компьютером и активным устройством самонаведения. Ракета несет боеголовку в 15кг, радиус поражени - более 80 км. Главная 127мм пушка расположена в носовой части корабля, четыре 30мм пушки - по бортам. На корме монтируется посадочная палуба для одного вертолета EH 101 Merlin.

Тактико-технические характеристики

Водоизмещение: 6500 т;

Длина - 152, м; Ширина - 18 м;

Тип силовой установки - газотурбинная

Мощность: 50 Мвт

Скорость: 30 узл.

Дальность плавания: более 5000 миль

Вооружение

  • ракетные пусковые установки
  • 1 127мм пушка
  • 4 30мм пулемета
  • 1 вертолет
  • радар

Атомные подводные лодки класса "Вэнгард"


Субмарины класса "Вэнгард" - самые большие подводные лодки находящиеся на вооружении военно-морского флота Великобритании. Первая лодка из класса, "Вэнгард" встала в сторой в 1993 году, "Victorious" - в 1995году, "Viligiant" в 1996, а "Vengeance" в 1999 году.

"Вэнгард" может нести 16 ракет Trident,Tridet II или D5 - все они являются стратегическими баллистическими ракетами. Каждая ракета несет до 12 независимых боеголовок (MVIR) каждая по 100 - 120 килотонн. Дальность полета ракет - более 11,000 км при сверхзвуковой скорости. Вес - 65 тонн.

В носовой части субмарины размещаются четыре 533 мм торпедных аппаратами. В арсенале находятся торпеды с управлением по проводам с боеголовкой 134 кг и активным и пассивным самонаведением. Дальность поражения - 13 км с активными и 29 км с пассивным самонаведением.

Тактико-технические характеристики

Водоизмещение - 16000 т

Длина:149.9 м

Ширина:12.8 м Высота:н.д.

Силовая установка Тип: ядерный реактор

Количество валов:н.д.

Мощность: н.д.

Скорость: 25 узл.

Дальность плавания: н.д.

Вооружение

  • ракеты
  • торпеды
  • сонар

Команда: 135 чел

Балтийская Государственная Академия

рыбопромыслового флота

Военно-морская кафедра

Судоводительский факультет

Реферат

« Характеристики ВМС Великобритании»

Выполнил:

Проверил:

Калининград 2004

Англия закончила Первую мировую войну с самым многочисленным флотом в мире, насчитывавшим 44 дредноута и линейных крейсера, 59 современных легких крейсеров, не считая трех десятков броненосцев, более сотни крейсеров возрастом старше 15 лет и свыше 400 эсминцев. Содержание подобной армады истощенной войной стране было не под силу, и в 1920 - 1921 гг. подавляющее большинство старых кораб­лей продали на слом.

Решения Вашингтонской, а затем и Лондонской конференций по ограничению роста морских вооружений, а также финансовые за­труднения сильно замедлили обновление материальной базы флота Великобритании в межвоенный период. На протяжении 1920-х гг. бюд­жетные ассигнования неуклонно снижались и достигли своего минимума в 1932 г., составив всего 50,5 млн фн. ст. (для сравнения: в 1922 г. на эти цели выделялось 65 млн). Едва заметный рост наметился лишь в середине 1930-х, и только в 1936 г. выделенных средств (около 81 млн фн. ст.) оказалось достаточно, чтобы приступить к постройке первых лин­коров, а кроме того, значительно увеличить число заказанных крейсеров, эсминцев и подводных лодок. Промышленный спад конца 1920-х - начала 1930-х гг. серьезно повлиял на возможности Англии проводить перевооружение ВМС. Часть верфей закрылась, некоторые пере­ориентировались на производство, не связанное с судостроением. С расширением военного заказа стала сказываться нехватка квалифи­цированного персонала как в цехах, так и в КБ. Финансовые ограничения сменились ограничениями производственного характера. Поэтому к началу Второй мировой войны большая часть все еще самого многочис­ленного в мире флота состояла из физически и морально устаревших кораблей, а большинство крупных единиц, заложенных перед войной, все еще находилось в постройке.

На момент вступления Англии во Вторую мировую войну основу бри­танских ВМС составлял Флот Метрополии, главной задачей которого было обеспечение господства на море, в прибрежных водах и на океанских торговых путях, ведущих к Британским о-вам. Флот Метропо­лии базировался на Скапа-Флоу и состоял из 5 ЛК ("Royal Sovereign", "Ramillies", "Royal Oak", "Nelson" и "Rodney"), 3 ЛКР ("Hood", "Renown" и "Repulse"), 2 AB ("Furious" и "Ark Royal"), 7 KP, 17 ЭМ и 22 ПЛ.

Для срыва попыток легких сил противника развернуть активные действия в южной части Северного моря из состава Флота Метрополии был выделен отряд в составе 2 КР и 8 ЭМ с базированием на Хамбер. Это соединение ("Силы Хамбера"), формально входя в состав Флота Метрополии, непосредственно подчинялось Адмиралтейству.

Оборону подходов к Ла-Маншу и Ирландскому морю с запада и при­крытие войсковых транспортов, идущих в порты Франции и обратно, обеспечивала базирующаяся на Портленд эскадра, получившая назва­ние "Силы Канала", в составе 2 ЛК ("Revenge" и "Resolution"), 2 АВ ("Courageous" и "Hermes"), 3 КР и 9 ЭМ.

Дозорную службу в Датских проливах несли 8 КР "Северного патруля".

Кроме того, в прибрежных водах Англии были развернуты четыре командования ВМС (Росайтское, Портсмутское, Морское и Западных под­ходов), обеспечивавшие местные оборонительные задачи, борьбу с ПЛ, траление. В состав росайтского (Росайт) входили 11 ЭМ и 4 шлюпа; портсмутского (Портсмут) - 6 ЭМ и 7 ПЛ; Норского (Дувр) - 8 ЭМ (в октябре 1939 г. на его базе было развернуто Дуврское командование); Западных подходов (Плимут и Портленд) - 25 ЭМ.

Вне Британских островов самым крупным соединением являлся Средиземноморский флот. По предвоенным оперативным планам он должен был обеспечивать господство в восточной части Средизем­ного моря (западная часть входила в зону ответственности союзной Франции) и базировался в основном на Мальту, но незадолго до начала войны был переведен в Александрию. В его составе насчитывалось 3 ЛК ("Warspite", "Barham" и "Malaya"), 1 АВ ("Glorious"), 7 КР, 32 ЭМ и 10 ПЛ. Кроме того, в Красное море накануне войны перевели 3 ЭМ для уси­ления обороны морских сообщений, проходящих вблизи итальянских морских баз в Восточной Африке.

Еще одним подразделением ВМС Великобритании были океанские командования. В их задачу входили поиск и уничтожение вражеских рей­деров и патрулирование в узловых районах судоходства, где ожидалось появление противника.

Северо-Атлантическое командование базировалось на Гибралтар (2 КР и 9 ЭМ); Южно-Атлантическое - на Фритаун (8 КР, 4 ЭМ, 2 ПЛ и 4 шлюпа); Американское и Вест-Индийское - на Бермуды (4 КР, 2 шлю­па); в китайских водах - на Сингапур и Гонконг (1 АВ ("Eagle"), 4 КР, 15ЭМ, 15ПЛ и 5 шлюпов); Ост-Индийское - на Тринкомали (3 КР, 1 ПЛ и 12 шлюпов).

В водах Австралии находились 6 КР, 5 ЭМ и 2 шлюпа австралийских ВМС, так же как и т.н. "Новозеландский дивизион", имевший в своем сос­таве 2 КР и 2 шлюпа. В прибрежных водах Канады - 6 канадских ЭМ. С началом войны австралийские и канадские корабли перешли под контроль британского Адмиралтейства.

В годы войны организация английского флота претерпела ряд сущест­венных изменений, в частности, летом 1940 г. в Гибралтаре было сформировано Соединение "Н" (ЛКР "Hood", ЛК "Resolution" и "Valiant", АВ "Ark Royal", 2 КР и 11 ЭМ), призванное заменить в Западном Среди­земноморье флот капитулировавшей Франции. С вступлением в войну Японии в Индийском океане на основе Ост-Индийского командования сформировали Восточный флот, в начале 1942 г. насчитывавший 5 ЛК ("Warspite", "Royal Sovereign", "Ramillies", "Revenge" и "Resolution"), 3 AB ("Formidable", "Indomitable" и "Hermes"), 7 КР и 11 ЭМ. В конце 1944 г. уже на его основе создали Тихоокеанский флот для наступления на Японию, в состав которого вошли все современные корабли английского флота, высвободившиеся после завершения войны в Европе.

Линейные корабли

Линейные корабли типа "King George V" - 5 единиц

  • Линейный корабль "King George V"
  • Линейный корабль "Prince of Wales"
  • Линейный корабль "Duke of York"
  • Линейный корабль "Anson"
  • Линейный корабль "Howe"

Линейные корабли типа "Nelson" - 2 единицы

  • Линейный корабль "Nelson"
  • Линейный корабль "Rodney"

Линейные корабли типа "Queen Elizabeth" - 5 единиц

  • Линейный корабль
Загрузка...
Top